Сущность и способы презентации телесности в современном театре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Бережная, Елена Алексеевна

  • Бережная, Елена Алексеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 199
Бережная, Елена Алексеевна. Сущность и способы презентации телесности в современном театре: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2017. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Бережная, Елена Алексеевна

Оглавление

Введение

Глава I. Понятие «телесность» в современном гуманитарном знании

1.1. Телесность как философско-эстетическая категория

1.2. Психологическая ценность понятия телесности

1.3. Культурно-антропологическое понимание телесности

1.4. Телесные репрезентации в искусстве

1.5. Трактовка смыслов телесности в невербальной семиотике

Глава II. Способы презентации телесности в современном пластическом театре

2.1. Обращение к телесности в театральном и танцевальном искусстве конца XIX - ХХ веков

2.2. Развитие пластического театра в России в конце XX - начале XXI веков

2.3. Телесная выразительность в спектаклях танц-театров

2.4. Роль телесности в буто-спектаклях

2.5. Телесные эксперименты в физическом театре

2.6. Психотерапевтический потенциал телесности в современном пластическом театре

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сущность и способы презентации телесности в современном театре»

Введение

В ХХ веке формируется новое понимание дефиниции «телесность» в рамках феноменологического подхода. Ранее человек рассматривался дробно, не как единое целое, при этом тело воспринималось только лишь как вместилище души. В связи с развитием физиологии, медицинских наук, психофизиологии тело начинает пониматься как неотъемлемая и важная часть людского бытия. В связи с новым ракурсом рассмотрения телесности человека появляются новые концепции ее «использования» в искусстве как средства презентации бытийности.

Культура ХХ - XXI веков, обращаясь к телесности, трактует ее с разных точек зрения. Среди них можно выделить несколько вариантов понимания этой категории, связанных, с одной стороны, с усилением тревожности человека в отношении своего бытия в современном мире, и с другой - с попытками уменьшения тенденций виртуализации тела, возводящих его в ранг очередного симулякра.

Первый вариант отражает постмодернистские воззрения. Он воплощен в понимании человека в целом как слабого, беззащитного, хрупкого существа, столкнувшегося с ужасными последствиями технологического прогресса, одиночеством и безысходностью. В этом контексте тело деформируется, начинает восприниматься с утилитарной позиции в качестве пластического материала или инструмента. Воплощение подобной трактовки наиболее ярко отражено в произведениях искусства второй половины ХХ века, где человек все больше утрачивает свою природу, погружаясь в ирреальность и симулякры. Тело предстает пластиковым манекеном, инсталлированным в повседневность.

Второй вариант понимания телесности определяется как паракатегория неклассической эстетики и заключается в противопоставлении ее духовности. Телесность становится способом возрождения человеческой чувственности и отождествляется с сексуальностью. В этом контексте в произведениях искусства второй половины ХХ - начала XXI веков эксплуатируется эротическая составляющая художественного образа. Авторы часто обращаются к обнаженной натуре, изображая ее более сладострастной, испытывающей удовольствие.

Третья трактовка, свойственная уже XXI веку, апеллирует к телу как средству овеществления человеческой бытийности. Его материальность возвращает ощущение реальности в виртуализированном мире. Индивид выступает гармоничным продолжением окружающего пространства, согласованно вплетенным в него. Телесность воплощает внешнюю и внутреннюю сущность человека, отражает его истинную натуру. Такое понимание выдвинулось в противовес первому. Его можно расценивать как попытку уменьшения невротизации, связанной с разочарованием в человеческой природе и погружение в симуляцию, свойственным XX веку. Острая тоска человека по собственной вещественности является следствием неуверенности в окружающем мире.

Данные тенденции в культуре приводят к попыткам укоренить человека в реальности через обращение к телу в современных художественных практиках.

Обращение к телесной выразительности в театре началось в конце XIX - начале XX вв. Разочарование в традиционных формах и методах искусства привели к кризису и поиску иных способов создания образности. В этот период родились новые концепции, связанные, в первую очередь, с пластической выразительностью. Обращение к ней становится неизбежным и приводит к развитию театральных, танцевальных и других практик, где тело выступает основным инструментом выразительности.

В хореографии конца XIX - начала XX века это привело к возникновению новых направлений, авторами которых стали такие известные танцовщики, как А. Дункан, Л. Фуллер, В.Ф. Нижинский, Р. Лабан, М. Вигман, М. Грэхем и др.

Возрастает интерес к пантомиме, что способствует развитию мим-театров, в рамках которых работали Ш. Дюллен, Э. Дэкру, М. Марсо, Ж. Копо, Ж.Л. Барро, М. Тенисон.

В своей практике к потенциалу телесной выразительности обращались такие отечественные режиссеры, актеры и театральные деятели как С.М. Волконский, А.Я. Таиров, В.Э. Мейерхольд, М.А. Чехов, С.М. Эйзенштейн и др.

Все это, а также инновационные концепции театра Г. Крэга, А. Арто, Е. Гротовского, Э. Барбы приводят к появлению абсолютно новой формы театрального искусства - пластического театра, который становится своеобразным способом укоренения человека в реальности через специфическое прочтение тела.

Театровед П. Пави определяет пластический театр как форму, «в которой отдается предпочтение жесту и экспрессии телодвижения, не исключая, однако, использование слова, музыки и всех возможных сценический средств a priori»1. Цель такого театра -«превратить тело актера в исходную точку сцены и даже речи в той мере, в которой ритм, фразировка, голос воспринимаются как выразительные жесты» . Он стремится избегать текстового театра и пантомимики из-за повествовательного характера этих форм и рамок, возникающих в связи с жесткой системой кодирования в пластическом языке. Данная форма, по сути, является синтезом элементов современных танцевальных направлений (contemporary dance, modern dance, modern jazz ballet, контактная импровизация, butoh), мимодрамы, различных телесных практик (анализ Лабана, техника Александера, основы Бартеньефф, техника «Скиннер релиз» и др.) и

о

театральных форм (physical theatre, minimalist theatre, poor theatre, театр художника) .

Первым отечественным коллективом такого характера стал «Театр пластической драмы» под руководством режиссера Г. Мацкявичюса, созданный в 70-х гг. ХХ века. Он сумел объединить в своих работах танец, пластику, пантомимику. Режиссер первым начал ставить ранее совершенно немыслимые и новаторские пластические спектакли, имевшие колоссальный успех.

В конце 80-х гг. начинают свой творческий путь новые коллективы, работающие в формате пластического театра: «DEREVO» А. Адасинского, «ЧерноеНЕБОбелое» Д. Арюпина и М. Солтан, «Жест» В. Иноземцева.

Сегодня по всей России в целом, и в Санкт-Петербурге и Москве в частности появляется большое количество новых коллективов, активно осваивающих данную форму. Ежегодно проходит множество фестивалей так называемых «невербальных» искусств, в том числе и международных, на которых выступают театральные и танцевальные коллективы. Проводится множество уличных акций и перформансов, выполненных именно пластическими актерами.

В последнее время участились контакты отечественных театральных деятелей с идеологами подобных театральных движений из разных стран мира. С 2000-х гг. в Санкт-Петербург и Москву регулярно приезжают танцоры и актеры из Японии,

1 Пави П. Словарь театра: Пер. с. фр. - М.: Прогресс, 1991. С. 356.

2 Там же.

3 Кисеева Е.В. Тело как область эксперимента в современном пластическом театре // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы науки и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. № 2 (28): в 2-х ч. Ч. II. С. 84.

Швейцарии, США, Греции, Германии, Финляндии, Испании, Израиля, Нидерландов, Великобритании и других стран. Было реализовано большое количество совместных проектов, организованы мастер-классы и курсы.

Подобные тенденции в современном искусстве становятся иллюстрацией нового понимании телесности и ее особой роли как средства художественно-образной выразительности. В пластических спектаклях телесность презентуется особым образом, что помогает наглядно увидеть воплощение тенденций ее восприятия в современной культуре.

Актуальность данной работы заключается в попытке автора обратить внимание на новое прочтение телесности, ее выразительного потенциала, специфики и способах презентации в российском пластическом театре как художественной практике современной культуры.

Несмотря на рост интереса к пластическому театру, как в театральной среде, так и среди публики, научно-исследовательских работ в данной области в России очень мало. На сегодняшний день существует три диссертационных исследования, посвященных изучению творчества Г. Мацкявичюса. Е.В. Юшкова рассматривает «Театр пластической драмы» в контексте пластического искусства XX века, а также изучает особенности авторского стиля режиссера1. М.М. Ячменева исследует философию и архетипичность образов спектаклей Г. Мацкявичюса, а также символику движения в его работах . А.В. Константинова рассматривает историю развития коллектива, и эволюцию творческого метода режиссера3.

Диссертационное исследование Н.Ф. Бабича посвящено выявлению специфики музыкальной составляющей в контексте ее взаимодействия с другими компонентами музыкально-пластического театра на рубеже XX-XXI вв4.

1 Юшкова Е.В. Пластический театра ХХ века в России: дис. ... канд. искусствоведения : 24.00.01 - Теория и история культуры / Ярославский Государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Ярославль., 2004.

2 Ячменева М.М.Поэтика театра пластической драмы Гедрюса Мацкявичюса: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 - Театральное искусство / Российский университет театрального искусства - ГИТИС. М.: Реглет, 2012.

3 Константинова А.В. Феномен пластической драмы в творчестве Гедрюса Мацкявичюса: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 - Театральное искусство / Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства. СПб., 2013.

4 Бабич Н.Ф. Музыка в пластическом театре рубежа ХХ - XXI веков: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство / Ростовская Государственная консерватория (академия) им. С.В. Рахманинова. Ростов-на-Дону: 11-й формат, 2012.

Н.В. Курюмова в своем диссертационном исследовании рассматривала смену моделей телесности в современном танце в контексте культурологического подхода на материале опытов зарубежных танцовщиков и хореографов1.

Первой попыткой определить художественные особенности современного пластического театра в целом стала статья Е.В. Кисеевой «Тело как область эксперимента в современном пластическом театре» (2013). В ней ставится вопрос о специфической роли тела в пластическом спектакле. Однако более пристально данная проблема в отечественных работах не рассматривалась. Отсутствуют исследования, содержащие анализ сущности и способов презентации телесности в современных пластических спектаклях.

Автор данной работы рассматривает пластический театр как феномен современного театрального искусства с точки зрения его концептуального обращения к телесности в контексте феноменологического, телесно-ориентированного и семиотического подходов.

Актуальность данного исследования также заключается в необходимости придать научный статус феномену пластического театра и роли телесности в нем, изучить его основания и понять, почему сегодня существенно возрастает интерес к этой форме театральной деятельности. Также важно определить, что обуславливает возрастание роли телесности в искусстве в целом, с какими тенденциями в современной культуре это связано.

Рубеж веков часто ознаменован переходом к новой картине мира, к новой парадигме философской мысли. В конце XIX - начале ХХ веков кризис классического искусства совпал с формированием постмодернистских веяний и образованием новых течений в художественном творчестве. ХХ век изобиловал экспериментами во всех областях искусства, задавая новые правила, иные стандарты.

На рубеже XX - ХХ! веков мы сталкиваемся с похожей ситуацией, но уже с кризисом постмодернистской мысли. Это очень ярко отражается в культуре и искусстве. Идеи постмодернистов не утратили своей актуальности в современных течениях, но на их основе начинает формироваться новый взгляд на реальность и культуру.

1 Курюмова Н.В. Современный танец в культуре ХХ века: смена моделей телесности: дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 - Теория и история культуры / [Место защиты: Ур. федер. ун-т имени первого Президента России Б.Н. Ельцина]. - Екатеринбург, 2011.

Так, Г.-У. Гумбрехт говорит о двух разных видах культур: культуре значения (ее проявления характерны для новых направлений в искусстве XX века) и культуре присутствия (ее проявления были характерны для эпохи Средневековья)1. В настоящей работе мы хотим продемонстрировать, что пластический театр является наглядным примером проявления культуры присутствия, таким образом показав, что от культуры значения философская мысль и реальность искусства в XXI веке снова переходит к культуре присутствия. Это общая тенденция, ознаменовывающая новый тип восприятия искусства и новый тип взаимоотношений между творцом, произведением и зрителем.

Работы отечественных коллективов пластических театров специфичны. Для российского искусства это своего рода новаторство, транслирующее национальные телесные репрезентации, и до сих пор не получившее четких философских, психологических, культурологических оснований. В связи с чем данная работа представляет несомненный интерес с научной точки зрения.

Степень научной разработанности. При рассмотрении дефиниции «телесность» автор опирался на философские работы в рамках феноменологического подхода, представленного Э. Гуссерлем2, А. Бергсоном3, М. Мерло-Понти4, Ж.-Л. Нанси5 и др. В их теориях индивид рассматривается как телесное самоконституирующееся существо. Тело исследуется в качестве активного познающего субъекта. В.А. Подорога6 в своих работах развивает идеи феноменологического подхода.

Методологическим основанием построения концепции работы стала также теория

у

X.-У. Гумбрехта . Он противопоставляет два типа культур: «культуру значения», отражающую постмодернистскую погруженность в знаки, то есть «информационное» общество, и «культуру присутствия», или вещественную культуру. Последняя сконцентрирована на теле человека, как на подтверждении его реальности,

1 Гумбрехт Г.-У. Производство присутствия: чего не может передать значение / пер. с англ. С.Зенкина. М.: Новое лит. обозрение, 2006.

2 Гуссерль Э. Картезианские медитации / Пер. с нем. В.И. Молчанова. - М.: Академический проект, 2010.

3 Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память / Пер. с фр. - Мн.: Xарвест, 1999.

4 Мерло-ПонтиМ. Феноменология восприятия / Пер. с фр. Под ред. И.С. Вдовиной, Л.С. Фокина. - СПб.: Ювента; Наука, 1999.

5 НансиЖ.-Л. ^ф^.М.: Ad Marginern, 1999.

6 Подорога В А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию: Материалы лекционных курсов 1992-1994 годов. - М.: Ad Маг^тет, 1995.

7 Гумбрехт Г.-У. Производство присутствия: чего не может передать значение / пер. с англ. С.Зенкина. М.: Новое лит. обозрение, 2006.

материальности. Вопросы виртуализации реальности и тела в ней рассматривал П. Вирильо1.

Психологическая ценность понятия «телесность» раскрывается в работах

2 и з 4

зарубежных психологов-практиков А. Лоуэна , М. Фельденкрайза и др. В.Н. Никитин , О.В. Лаврова5, Е.Э. Газарова6, Д.А. Бескова7, А.Ш. Тхостов8 рассматривают психологическая основания телесности, границы, функции и ее основные составляющие. В рамках телесно-ориентированного подхода в когнитивных науках тело понимается как единая система, обеспечивающая жизнедеятельность индивида, становится инструментом материализации субъекта в пространстве и обеспечивает переживание реальности.

В современной западной теории культуры, особенно в постмодернистских концепциях, тема телесности становится крайне актуальной. М. Фуко9 рассматривал

телесные практики в социокультурном контексте. Ж. Бодрийяр исследовал тело в

10

рамках товарно-знаковых отношений в эпоху постмодерна .

В отечественном культурологическом дискурсе телесность понимается как онтогенетически формируемое образование, репрезентирующее представления о ценности человеческого тела в различные эпохи. Такой точки зрения придерживались И.С. Кон11, Г.Л. Тульчинский12, И.М. Быховская13, П.Д. Тищенко14. Телесность как социокультурный концепт рассматривал в своем диссертационном исследовании

1 Вирильо П. Машина зрения / Пер. с французского A. В. Шестакова. Под ред. B. Ю. Быстрова. — СПб.: Наука, 2004.

2 Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела / Пер. с англ. С. Коледа. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000.

3 Фельденкрайз М. Искусство движения. Уроки мастера / Пер. с англ. А. Заславской. — М.: Изд-во Эксмо, 2003.

4 Никитин В.Н. Онтология телесности: Смыслы, парадоксы, абсурд.- М.: Когито-Центр, 2006.

5 Лаврова О.В. Концепция телесности в интегративной психотерапии / Журнал практического психолога, 2006. //Лаврова О. В. [сайт]. URL: http://www.adhoc-coaching.spb.ru/ (дата обращения 15.10.2012)

6 Газарова Е.Э. Психология телесности. - М.: Институт общегум. исследован., 2002.

7 Бескова И А. Природа и образы телесности / И.А. Бескова, Е.Н. Князева, Д.А. Бескова. - М.: Прогресс-Традиция, 2011.

8 Тхостов А.Ш. Психология телесности. — М.: Смысл, 2002.

9 Фуко М. История сексуальности-Ш: Забота о себе/Пер, с фр. Т. Н. Титовой и О. И. Хомы под общ. ред. А. Б. Мокроусова.- Киев: Дух и литера; Грунт; М.: Рефл-бук, 1998.

10 Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Жан Бодрийяр; [Пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкина]. - М. : Добросвет, 2000.

11 Кон И.С. Мужское тело в истории культуры. — М.: Слово/Slovo, 2003.

12 Тульчинский Г.Л. Тело свободы // Философия тела / М.Н. Эпштейн, Г.Л. Тульчинский. - СПб.: Алетейя, 2006.

13 Быховская И.М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела / И.М. Быховская; Рос. акад. наук. М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии. - М. : Эдиториал УРСС, 2000.

14 Тищенко П. Д. Тело: философско-антропологическое истолкование // Психология телесности между телом и душой / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007.

И.В. Кузин1. Трактовку телесности в контексте антропологических матриц и

2 3

постмодерна дают в своих работах А.П. Марков , А.Г. Дугин .

Эволюцию телесных репрезентаций в искусстве рассматривал в своих работах У. Эко4, раскрывший содержание телесного компонента в формировании представлений о красоте и уродстве. К. Кларк5 и Э. Xолландер6 обратили внимание на проблему презентации обнаженного и одетого тела в различные эпохи в рамках определенных направлений искусства. Э. Гомбрих7, подробно рассматривая историю искусства в целом, исследует значимость и содержание человеческой телесности. М.С. Каган и Т.Е. Шехтер9 также дают обзор понимания тела в различных направлениях в искусстве. Существенный вклад в исследование тела в современном театре внесла работа X.-Т. Лемана10 «Постдраматический театр», в которой раскрывается ценность понятия телесности в постмодернистском театре, изменение в нем смысла тела как такового.

При рассмотрении трактовок смыслов телесности в невербальной семиотике

11 12 13

автор опирался на работы Р.О. Якобсона , Ю.М. Лотмана , Н.Б. Мечковской , Г.Е. Крейдлина14 и др. Также была подробно рассмотрена теория о психологических координатах А.Я. Бродецкого15.

Обращение к телесной выразительности в танцевальном и театральном искусстве с практической и теоретической стороны описано в работах отечественных деятелей

1 Кузин И.В. Телесность как социокультурный концепт: дис. ... доктора философских наук : 24.00.01 - Теория и история культуры / [Место защиты: Санкт-Петербургский государственный университет]. - СПб., 2016.

2 Марков А.П. Русская цивилизация в глобальном мире: вызовы, угрозы, ресурсы преображения. — СПб. : СПбГУП, 2017.

3 Дугин А.Г. Социология воображения. Введение в структурную социологию [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 040200 (Социология) / А. Г. Дугин. - Москва : Трикста : Акад. проект, 2010.

4 Эко У. История Красоты. - М.: Слово/Slovo, 2007.

5 Кларк К. Нагота в искусстве. - СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 358.

6Холландер Э. Взгляд сквозь одежду. - М.: Новое Литературное Обозрение, 2015.

7 Гомбрих Э. История искусства. - М.: АСТ, 1998.

8 Каган М.С. Се человек. Жизнь, смерть и бессмертие в «волшебном зеркале» изобразительного искусства. -СПб.: Издательство «Logos», 2003. С. 53.

9 Шехтер Т.Е. Реализм в измерении «гипер» / Т.Е. Шехтер. - СПб.: Астерион, 2011.

10 Леман Х.-Т. Постдраматический театр. - М.: ABCdesign, 2013.

11 Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против»: Сборник статей / Пер. с англ., франц. нем., чешского, польского и болгарского языков. Под ред. Е.Я.Басина и М.Я. Полякова. - М.: Прогресс, 1975.

12 Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. - М.: Изд-во «Языки русской культуры», 1996.

13 Мечковская Н.Б. Семиотика. Язык. Природа. Культура: Курс лекций, учеб. пособие для студ. филол., лингв. и перевовед. фак. высш. учеб. заведений / Н.Б. Мечковская. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

14 Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. - М.: Новое литературное обозрение, 2002.

15 Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве. Азбука молчания. - М.: ВЛАДОС, 2000.

искусства С.М. Волконского1, В.Э. Мейерхольда2, М.А. Чехова3, С.М. Эйзенштейна4, И.Г. Рутберга5 и др., а также в работах зарубежных практиков и теоретиков театра Э. Жак-Далькроза6, Г. Крэга7, Э. Дэкру8, А. Арто9, Е. Гротовского10, Э. Барбы11 и др. Также были изучены работы авторов, исследовавших творчество деятелей театрального

12 13

и танцевального искусства ХХ века: Л.И. Гительмана , Ю.А. Головашенко , В.М. Красовской14, В.И. Максимова15, Е.В. Марковой16, И. Сироткиной17 и др.

В исследовании представлен анализ работ отечественных пластических коллективов «DEREVO», «АХЕ», «ЧерноеНЕБОбелое», «ЧелоВЕК», «ByeByeBalet Dance Company», «Лаборатория танца А. Балецкой», танц-театр «Крепостной балет», «Театр танца Саши Кукина», «OKNO Dance Project», «OddDance», «Poema-theatre», «Mie», «Morph», «Русская Школа Физического Театра». Рассмотренные спектакли, акции и перформансы были поставлены после 2000-го года и не были ранее исследованы с научной точки зрения.

Автор проанализировал материал, исходя из феноменологического, телесно-ориентированного и семиотического подходов, выделил роль телесности в пластических спектаклях, а также особенности использования ее как средства художественно-

I Волконский С.М. Выразительный человек. - СПб.: Аполлон, 1913.

2Мейерхольд В.Э. К истории творческого метода: Публикации. Статьи. - СПб.: КультИнформПресс, 1998.

3 Чехов М. А. Литературное наследие: В 2 т. I Редакц. коллегия Н. Б. Волкова, M. О. Кнебель, Н. А. Крымова, Т. И. Ойзерман, Г. А. Товстоногов, M. А. Ульянов, Общ. науч. редакция M. О. Кнебель, Ред. Н. А. Крымова, Сост. И. И. Аброскина, M. С. Иванова, Н. А. Крымова, Комм. И. И. Аброскиной и M. С. Ивановой. 2-е изд. испр. и доп. -M.: Искусство, 1995. Т. 2. Об искусстве актера.

4 Эйзенштейн о Mейерхольде: 1919 - 1948 I Сост., подгот. текста статьи и комент. В. В. Забродин. - M.: Новое издательство, 2005.

5 Рутберг И.Г. Пантомима. Движение и образ. - M.: Сов. Россия, 1981.

6 Жак-Далькроз Э. Ритм. - M.: Классика-XXI, 2001.

7 Крэг Э. Г. Воспоминания, статьи, письма I Сост. и ред. А. Г. Образцова и Ю. Г. Фридштейн, вступит. ст. А. Г. Образцовой, коммент. Ю. Г. Фридштейна, перев. с англ. В. В. Воронина, Г. Г. Алперс, В. Я. Виленкина, Ю. Г. Фридштейна, А. Д. Ципенюк. - M.: Искусство, 1988.

8 Дэкру Э. Слово о миме I Пантомима [сайт]. URL: http://mimes.ru/%D0%94%D0%B5%D0%BA%D1%80%D1%83%20%D0%AD.%20-

%20%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%20%D0%BE%20%D0%BC%D0%B8%D0%BC%D0%B5 (дата обращения 20.05.2013)

9 Арто А. Театр и его Двойник / Пер. с франц.; Составл. и вступит, статья В. Mаксимова; Коммент. В. Mаксимова и А. Зубкова. — СПб.: «Симпозиум», 2000.

10 Гротовский Е. К Бедному театру I Составит. Э. Барба, предисл. П. Брука. - M.: Артист. Режиссер. Театр, 2009.

II Barba E. A paper canoe: A guide to theatre anthropology / Translated by Richard Fowler. - London, 1995.

12 Гительман Л.И. Антонен Арто и французский театр XX века II Антонен Арто и современная культура: Mатериалы межвузовской конференции 24 - 27 октября 1996 г. I Отв. ред. В.И.Mаксимов. - СПб., 1996.

13 Головашенко Ю.А. Режиссерское искусство Таирова. - M.: Искусство, 1970.

14 Красовская В.М. Павлова. Нижинский. Ваганова: Три балетные повести. - M.: Аграф, 1999.

15 Максимов В.И. Век Антонена Арто I Вадим Mаксимов ; С.-Петерб. гос. театр. б-ка. - Санкт-Петербург : Лики России, 2005 (СПб. : Интан). - 381 с.

16 Маркова Е.В. Mарсель Mарсо. - СПб. : Планета музыки; Лань, 2013.

17 Сироткина И. Свободное движение и пластический танец в России I Ирина Сироткина; 2-е изд., испр. И доп. -M.: Новое литературное обозрение, 2012.

образной выразительности, что до этого времени ни в одном исследовании, посвященном пластическому театру сделано не было.

Объектом исследования стал пластический театр как современная художественная практика.

Предмет исследования - специфика и презентации телесности в современном пластическом театре.

Цель данной научной работы - исследовать феномен телесности и выявить специфику ее презентации в отечественном пластическом театре как художественной практике современной культуры.

В связи с этим были определены следующие задачи исследования:

1. исследовать философские, психологические, социокультурные, антропологические, искусствоведческие и семиотические основания понятия «телесность» и выявить основные трактовки понимания данной дефиниции, свойственные современной культуре;

2. рассмотреть специфику обращения к телесности в театральном и танцевальном искусстве конца XIX - XX веков;

3. охарактеризовать развитие пластического театра в России в конце XX -начале XXI веков как художественной практики современной культуры;

4. произвести анализ форм презентации телесности в различных видах спектаклей пластического театра;

5. обосновать психотерапевтический потенциал телесности как феномена, производящего «эффекты присутствия».

Практическая значимость данной работы состоит в том, что материалы диссертационного исследования освещают вопрос сущности и способов презентации телесности в такой художественной практике современной культуры как пластический театр. Анализ способов презентации телесности в контексте феноменологического, телесно-ориентированного и семиотического подходов в культурологии и искусствознании может быть использован актерами, режиссерами и перформерами в их практической деятельности, а также для разработки обучающих программ, курсов и мастер-классов в области подготовки пластических актеров. Данное диссертационное исследование может послужить:

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бережная, Елена Алексеевна, 2017 год

Список литературы

1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб., 2004. - 480 с.

2. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / Пер. с нем. - М.: Когито-Центр, 2002. - 220 с.

3. Азаренко С.А. Сообщество тела. - М.: Академический проект, 2007. - 239 с.

4. Айхенвальд Ю. Отрицание театра // В спорах о театре: Сборник статей. - М.: Книгоиздательство писателей в Москве, 1914. С. 9-38.

5. Аристотель. О душе // Аристотель. Соч. в 4-х томах. - Т. 1. -М.: Мысль, 1976. С. 371-448.

6. Арто А. Театр и его Двойник / Пер. с франц.; Составл. и вступит, статья В. Максимова; Коммент. В. Максимова и А. Зубкова. — СПб.: «Симпозиум», 2000. - 440 с.

7. Бабич Н. Ф. Музыка в пластическом театре рубежа ХХ - XXI веков: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство / Ростовская Государственная консерватория (академия) им. С.В. Рахманинова. Ростов-на-Дону: 11-й формат, 2012. - 27 с.

8. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца: Учебно-методическое пособие. - 2-е изд. - Л.: Искусство, 1983. - 207 с.

9. Бакл Р. Вацлав Нижинский. Новатор и любовник. - Пер. с англ. Л.А. Игоревского. - М.: ЗАО Изд-во «Центрполиграф», 2001. - 494 с.

10. Басин Е.Я. Семантическая философия искусства. - 4-е изд., доп. - М.: Гуманитарий, 2011. - 346 с.

11. Бахтин М. М.Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. - М.: Искусство, 1979. - 423 с.

12. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память / Пер. с фр. - Мн.: Харвест, 1999. - 1408 с.

13. Бережная Е.А. Буто: японские традиции на русской почве // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок: материалы V Всероссийской научно-практической конференции 3 февраля 2012 г. -СПб.: СПбГУП, 2012. С. 70-71.

14. Бережная Е.А. Восприятие тела актера в пластическом спектакле: философский аспект // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. № 5. Ч. 1. С. 30-32.

15. Бережная Е.А. Особенности создания художественного образа в пластическом спектакле // Актуальная эстетика - I. Тезисы докладов межвузовского научного форума 10-11 октября 2013 года. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2013. С. 39-41.

16. Бережная Е.А. Перспективы применения пластикодрамы в социальной работе с подростками // Современные проблемы социальной психологии и социальной работы: материалы Х Межвузовской научно-практической конференции, 20 марта 2015 г./ науч. ред. В.В. Горшкова. - СПб.: СПбГУП, 2015. С. 138.

17. Бережная Е.А. Психологические особенности восприятия тела актера в пластическом театре // Общество. Среда. Развитие. - СПб.: Астерион, 2014. № 4 (33). С. 92-95.

18. Бережная Е.А. Среда как декорация в пластическом спектакле // Актуальная эстетика - II. Материалы международного форума 15-26 мая 2014 года. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2014. С. 85-86.

19. Бережная Е.А. Телесность в условиях «культуры присутствия» // си1Шгае. Вып.15. Научный альманах кафедр культурологии, эстетики и философии культуры и Центра изучения культуры Санкт-Петербургского государственного университета. Учредитель Санкт-Петербургское философское общество. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2013. С. 57-63.

20. Бережная Е.А. Тело как художественное пространство в пластическом спектакле // Художественный хронотоп: новые подходы. VII Кагановские Чтения. Тезисы Всероссийской научной конференции 18 мая 2013 года. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2013. С. 23-24.

21. Бережная Е.А., Никонова С.Б. Образовательные стратегии в условиях «культуры присутствия» // Вестник Северо-Западного отделения Российской академии образования. 2012. - № 1 (12). СПб.: Изд-во РХГА. С. 37-41.

22. Бережная Е.А., Никонова С.Б. Театр присутствия // си1Шгае. Выпуск 19. Научный журнал кафедр культурологии, эстетики и философии культуры и Центра

изучения Санкт-Петербургского Государственного университета. Учредитель: Санкт-Петербургское философское общество, 2014. С. 24-31.

23. Бережная Е.А., Никонова С.Б. «Эстетический человек» и новые формы искусства // Вопросы культурологии. - 2015. - №1. - С. 50 - 55.

24. Бескова ДА., Тхостов А.Ш. Телесность как пространственная структура // Психология телесности между телом и душой / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. -М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. С. 236-252.

25. Бескова И А. Природа и образы телесности / И.А. Бескова, Е.Н. Князева, Д.А. Бескова. - М.: Прогресс-Традиция, 2011. - 456 с.

26. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. - СПб.: Питер, 1997. - 224 с.

27. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла / Жан Бодрийяр ; [пер. с фр. Л. Любарской и Е. Марковской]. - [3-е изд.]. - Москва : Добросвет : КДУ, 2009. - 257 с.

28. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Жан Бодрийяр; [Пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкина]. - М. : Добросвет, 2000. - 389 с.

29. Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве. Азбука молчания. -М.: ВЛАДОС, 2000. - 114 с.

30. Брук П. Блуждающая точка: Статьи. Выступления. Интервью / Пер. с англ. М. Ф. Стронина, предисл. Л. А. Додина. - СПб.; М.: Малый драматический театр; Артист. Режиссер. Театр, 1996. - 270 с.

31. Быховская И.М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела / И.М. Быховская; Рос. акад. наук. М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии. - М. : Эдиториал УРСС, 2000. - 204 с.

32. Быховская И.М. Аксиология телесности и здоровье: сопряженность в культурологическом измерении // Психология телесности между телом и душой / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. С. 53-66.

33. Быховская И.М. Человеческая телесность как объект социокультурного анализа (история проблемы и методологические принципы ее анализа) // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. - М., 1993. С. 58-68.

34. Бычков В.В. Эстетика: учебник / В.В. Бычков. - М.: КНОРУС, 2012. - 528 с.

35. Вирильо П. Машина зрения / Пер. с французского A. В. Шестакова. Под ред. B. Ю. Быстрова. — СПб.: Наука, 2004. — 140 с.

36. Волконский С.М. Выразительный человек. - СПб.: Аполлон, 1913. - 223 с.

37. Волконский С.М. Отклики театра. - Пг.: Сирiусъ, 1914. - 204 с.

38. Волконский С.М. Художественные отклики. - СПб.: Аполлон, 1912. - 223 с.

39. Выготский Л.С. Психология искусства.- М.: Лабиринт, 2010. - 352 с.

40. Газарова Е.Э. Психология телесности. - М.: Институт общегум. исследован., 2002. - 192 с.

41. Газарова Е.Э. Тело и телесность: психологический анализ // Психология телесности между телом и душой / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. С. 558-573.

42. Гевленко Ю.А. Семиотический анализ танца // Вестник Томского Государственного университета. - № 320. - 2009. С. 87-89.

43. Гительман Л.И. Антонен Арто и французский театр XX века // Антонен Арто и современная культура: Материалы межвузовской конференции 24 - 27 октября 1996 г. / Отв. ред. В.И.Максимов. - СПб., 1996. С. 5-8.

44. Гительман Л.И. Зарубежное актерское искусство XIX века. Франция. Англия. Италия. США: Хрестоматия. - СПб.: СПбГУП, 2002. - 408 с.

45. Головашенко Ю.А. Режиссерское искусство Таирова. - М.: Искусство, 1970. -352 с.

46. Головня В.В. История античного театра. - М.: Искусство, 1972. - 400 с.

47. Голубовский Б.Г. Пластика в искусстве актера. - М.: Искусство, 1986. - 189 с.

48. Гомбрих Э. История искусства. - М.: АСТ, 1998. - 688 с.

49. Гоноболин Ф.Н. Психология. Под ред. проф. Н.Ф. Добрынина. Уч. пос. для учащихся педучилищ по специальности № 2001 «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы». - М.: Просвещение, 1973. - 240 с.

50. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих. - М.: Канон, 1995. - 384 с.

51. Гриценко В.П., Рыжанкова О.В. Японский танец буто: антропологические основания // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2015. № 3 (44). С. 285293.

52. Гротовский Е. К Бедному театру / Составит. Э. Барба, предисл. П. Брука. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2009. - 298 с.

53. Гротовский Е. От Бедного театра к Искусству-проводнику / Перев. с польск., составл. вступит. ст. и примеч. Н. Башинджагян. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2003. -351 с.

54. Гумбрехт Г.-У. Производство присутствия: чего не может передать значение / пер. с англ. С.Зенкина. М.: Новое лит. обозрение, 2006. - 179 с.

55. Гуревич П.С. Философия человека. - Ч. 1. - М., 1999. - 221 с.

56. Гуссерль Э. Картезианские медитации / Пер. с нем. В.И. Молчанова. - М.: Академический проект, 2010. - 229 с.

57. Дарвин Ч. О выражении эмоций у животных и человека. -СПб.: Питер, 2001. -384 с.

58. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках: Соч. в 2 т. Т 1 / Пер. Г. Г. Слюсарева. - М.: Мысль, 1989. С. 250-273.

59. Дугин А.Г. Социология воображения. Введение в структурную социологию [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 040200 (Социология) / А. Г. Дугин. - Москва : Трикста : Акад. проект, 2010. - 562с.

60. Дункан А. Моя жизнь. Моя любовь. - М.: Гелеос, 2007. - 352 с.

61. Дункан А. Танец будущего. - М.: Изд-во «Заря», 1908. - 33 с.

62. Ермошин А.Ф. Вещи в теле: Психотерапевтический метод работы с ощущениями. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999. - 320 с.

63. Жак-Далькроз Э. Ритм. - М.: Классика-ХХ1, 2001. - 248 с.

64. Жижек С. Добро пожаловать в пустыню реального / Пер. с англ. А. Смирного. -М.: Фонд «Прагматика культуры», 2002. - 160 с.

65. Зинченко В.П. Психология на качелях между душой и телом // Психология телесности между телом и душой / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. С. 10-52.

66. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2004. - 701 с.

67. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с

68. История западноевропейского театра: учеб. пос. в 8 томах / под общей редакцией Г.Н. Бояджиева. Т 1. - М.: Искусство, 1955. - 744 с.

69. Каган М.С. Се человек... Жизнь, смерть и бессмертие в «волшебном зеркале» изобразительного искусства. - СПб.: Издательство «Logos», 2003. - 320 с.

70. Кисеева Е.В. Тело как область эксперимента в современном пластическом театре // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы науки и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. № 2 (28): в 2-х ч. Ч. II. С. 83 - 86.

71. Кларк К. Нагота в искусстве / Пер. с англ. М. Куренной, И. Кытмановой, А. Толствовой. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 480 с.

72. Кнебель М.О. Михаил Чехов об искусстве актера: [Предисловие] // Чехов М. А. Литературное наследие: В 2 т. / Редакц. коллегия Н. Б. Волкова, М. О. Кнебель, Н. А. Крымова, Т. И. Ойзерман, Г. А. Товстоногов, М. А. Ульянов, Общ. науч. редакция М. О. Кнебель, Ред. Н. А. Крымова, Сост. И. И. Аброскина, М. С. Иванова, Н. А. Крымова, Комм. И. И. Аброскиной и М. С. Ивановой. 2-е изд. испр. и доп. - М.: Искусство, 1995. Т. 2. Об искусстве актера. С. 5-30.

73. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. - Издание 2-е, расширенное и дополненное. - СПб.: Речь, 2006. -286 с.

74. Комар Ф. Искусство и человек / Пер. с франц. Е. Клоковой. - М.: АСТ; Астрель, 2002. - 160 с.

75. Кон И.С. Мужское тело в истории культуры. — М.: Слово/Slovo, 2003. — 432 с.

76. Константинова А.В. Воспитание актера в театре пластической драмы Гедрюса Мацкявичюса // Вопросы театра / Proscaenium. - 2012. - № 3-4. С. 166-178.

77. Константинова А.В. Феномен пластической драмы в творчестве Гедрюса Мацкявичюса: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 - Театральное искусство / Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства. СПб., 2013. - 28 с.

78. Кох И.Э. Основы сценического движения. - СПб.: Планета музыки; Лань, 2010. -512 с.

79. Красовская В.М. Павлова. Нижинский. Ваганова: Три балетные повести. - М.: Аграф, 1999. - 576 с.

80. Красовская В.М. Русский балетный театр начала ХХ века. Хореографы. - Л.: Искусство, 1971. - 525 с.

81. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика и театр // Вестник Кемеровского Государственного университета культуры и искусств. - № 14. - 2011. С. 40-48.

82. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 592 с.

83. Крейз Р. Александер-метод. К здоровью через естественную осанку. - М.: Фаир-пресс, 1999. - 92 с.

84. Кривцун О.А. Психология искусства. - М.: издательство Литературного института имени Горького, 2000. - 224 с.

85. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. - М.: Ы^ада, 2000. - 171 с.

86. Круткин В.Л. Телесность человека в онтологическом измерении //Общественные науки и современность. - М., 1997. - № 4. С. 143-151.

87. Крэг Э. Г. Воспоминания, статьи, письма / Сост. и ред. А. Г. Образцова и Ю. Г. Фридштейн, вступит. ст. А. Г. Образцовой, коммент. Ю. Г. Фридштейна, перев. с англ. В. В. Воронина, Г. Г. Алперс, В. Я. Виленкина, Ю. Г. Фридштейна, А. Д. Ципенюк.

- М.: Искусство, 1988. - 399 с.

88. Кузин И.В. Телесность как социокультурный концепт: дис. ... доктора философских наук : 24.00.01 - Теория и история культуры / [Место защиты: Санкт-Петербургский государственный университет]. - СПб., 2016. - 424 с.

89. Кузина Е.Е., Сакаев И. Р. Апология биомеханики // Петербургский театральный журнал. - № 2 (56). 2009. С. 51-57.

90. Курюмова Н.В. Современный танец в культуре ХХ века: смена моделей телесности: дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 - Теория и история культуры / [Место защиты: Ур. федер. ун-т имени первого Президента России Б.Н. Ельцина]. -Екатеринбург, 2011. - 176 с.

91. Леви Т.С. Психология телесности в ракурсе личностного развития // Психология телесности между телом и душой / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. С. 410-434.

92. Леман Х.-Т. Постдраматический театр. - М.: АВСде81§и, 2013. - 312 с.

93. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история.

- М.: Изд-во «Языки русской культуры», 1996. - 464 с.

94. Лотман Ю.М. Семиотика сцены // Статьи по семиотике культуры и искусства / Предисл. С.М. Даниэля, сост. Р.Г. Григорьва. - Спб.: Академический проект, 2002. - 543 с.

95. Лоуэн А. Предательство тела / Пер. с англ. Е. Поле. - Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1999. - 327 с.

96. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела / Пер. с англ. С. Коледа. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000. - 256 с.

97. Максимов В.И. Антонен Арто, его театр и его двойник: [Предисловие] // Арто А. Театр и его двойник: Манифесты. Драматургия. Лекции. Философия театра / Сост. и вст. ст. В. И. Максимова, Комм. В. И. Максимова и А.Ю. Зубкова. СПб.; М.: Симпозиум, 2000. С. 5-36.

98. Максимов В.И. Век Антонена Арто / Вадим Максимов ; С.-Петерб. гос. театр. б-ка. - Санкт-Петербург : Лики России, 2005 (СПб. : Интан). - 381 с.

99. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. -М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 992 с.

100. Малкина-Пых И.Г. Телесная терапия. - М.: Изд-во «Эксмо», 2007. - 752 с.

101. Манзарханов Э.Е. Особенности пластического искусства в драматическом театре Запада и Востока: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 - Театральное искусство / Восточно-Сибирская Государственная академия культуры и искусств. Улан-Удэ, 2006. - 197 с.

102. Марков А.П. Русская цивилизация в глобальном мире: вызовы, угрозы, ресурсы преображения. - СПб.: СПбГУП, 2017. — 453 с.

103. Маркова Е.В. «Дерево» десять лет спустя // Вечерний Петербург. 2000. 9 ноября. С. 3.

104. Маркова Е.В. Антон Адасинский: Я - не верблюд, а «Дерево» - театр // Коммерсантъ. 2000. № 192. С. 18.

105. Маркова Е.В. Корни Дерева (Беседа с А.Адасинским) // Петербургский театральный журнал. 1993. № 4. С. 31- 35.

106. Маркова Е.В. Марсель Марсо. - СПб.: Планета музыки; Лань, 2013. - 224 с.

107. Маркова Е.В. Театр, который построил Гедрюс // Аврора. - 1985. № 4. С. 5156.

108. Мейерхольд В.Э. К истории творческого метода: Публикации. Статьи. - СПб.: КультИнформПресс, 1998. - 247 с.

109. Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы / Ком. А. В. Февральского: В 2 ч. - М.: Искусство, 1968. Ч. 2. (1917 - 1939). - 643 с.

110. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / Пер. с фр. Под ред. И.С. Вдовиной, Л.С. Фокина. - СПб.: Ювента; Наука, 1999. - 608 с.

111. Мечковская Н.Б. Семиотика. Язык. Природа. Культура: Курс лекций, учеб. пособие для студ. филол., лингв. и перевовед. фак. высш. учеб. заведений / Н.Б. Мечковская. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 432 с.

112. Молодцова М.М. Комедия дель арте: История и современная судьба. - Л.: ЛГИТМиК, 1990. - 219 с.

113. НансиЖ.-Л. Corpus.М.: Ad Marginern, 1999. - 257 с.

114. Немировский А.Б. Пластическая выразительность актера. - М.: Искусство, 1976. - 192 с.

115. Никитин В.Н. Онтология телесности: Смыслы, парадоксы, абсурд.- М.: Когито-Центр, 2006. - 320 с.

116. Никитин В.Н. Пластикодрама: Новые направления в арт-терапии. - М.: Когито-центр, 2003. - 192 с.

117. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика. - М.: Изд-во «ГИТИС», 2010. - 440с.

118. Никонова С.Б. Эстетическая рациональность и новое мифологическое мышление. - М.: Согласие, 2012. - 416 с.

119. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого / Пер. с нем. Ю.М. Антоновского. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: Фолио, 2003. - 395 с.

120. Отан-Матье М.К. Первопроходцы театральной антропологии // Новые российские гуманитарные исследования. - 2009. - №4 . - С. 1-6.

121. Пави П. Словарь театра: Пер. с. фр. - М.: Прогресс, 1991. - 504 с.

122. ПавловИ.П. Pro et contra. - СПб.: Питер, 1999. - 785 с.

123. Пигров К.С., Смирнов Е.А., Юдин Н.Л. К метафизике праздничности. - М.: Юнити-Дана; Элит, 2011. - 672 с.

124. Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений. - М.: Эксмо, 2006. - 416 с.

125. Пирс Ч. Начала прагматизма / Перевод с английского, предисловие В.В. Кирющенко, М.В. Колопотина. - СПб.: Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ, Алетейя, 2000. - 352 с.

126. Платон. Диалоги. - М.: Мысль, 1986. - 607 с.

127. Подорога В А. Полное и рассеченное // Психология телесности между телом и душой / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. С. 67-138.

128. Подорога В А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию: Материалы лекционных курсов 1992-1994 годов. - М.: Ad Marginem, 1995. - 341 с.

129. Постмодернизм. Энциклопедия.— Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. - 1040 с.

130. Психосемиотика телесности / И. В. Журавлев [и др.] ; под общ. ред. и предисл. И. В. Журавлева и Е. С. Никитина. - Изд. 2-е. - Москва : URSS, 2009. - 149 с.

131. Раздоркина Л.Л. Танцуйте на здоровье! Танцевально-игровые тренинги / Л.Л. Раздоркина. - Ростов - н/Д: Феникс, 2007. 157 с.

132. Райх В. Анализ характера: Пер. с англ. Е. Поле. - М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 528 с.

133. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб.: Питер, 2000. - 384 с.

134. Румнев А. Пантомима и ее возможности. - М.: Знание, 1966. - 76 с.

135. Рутберг И.Г. Пантомима. Движение и образ. - М.: Сов. Россия, 1981. - 160 с.

136. Рутберг И.Г. Пантомима. Опыты в мимодраме. - М.: Сов. Россия, 1977. - 112

с.

137. Сандомирский М. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство. - М.: Независимая фирма «Класс», 2005. - 592 с.

138. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В.И. Колядко. — М.: Республика, 2000. - 639 с.

139. Святуха О.П. Танец буто как синтез западных и восточных культурных традиций // Россия и АТР. - Владивосток: Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН, 2016. № 1 (91). С. 170185.

140. Сеченов И.М. Элементы мысли. - СПб.: Питер, 2001. - 416 с.

141. Сидоров А.М. Поль Вирильо: тело, скорость и современное искусство // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - №3, Том 2. 2012. С. 137-144.

142. Сироткина И. Свободное движение и пластический танец в России / Ирина Сироткина; 2-е изд., испр. И доп. - М.: Новое литературное обозрение, 2012. - 328 с.

143. Славский Р. Искусство пантомимы. - М. Знание, 1962. - 138 с.

144. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 216 с.

145. Степанова П.М. Проблема актера в театральной системе Ежи Гротовского (1959-1969): дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 - Театральное искусство / Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства. СПб., 2006. - 168 с.

146. Судакова М.В. Эволюция современного хореографического спектакля и методика его экспертной оценки: дис. ... канд. искусствоведения: 24.00.01 - Теория и история культуры / Дальневосточный государственный технический университет. Владивосток, 2006. - 201 с.

147. Таиров А.Я. О театре / Ком. Ю. А. Головашенко и др. - М.: ВТО, 1970. - 603 с.

148. Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия / Автор-составитель Л.С. Сергеева. - СПб., 2000. - 290 с.

149. Титова Г.В. Творческий театр и театральный конструктивизм. - СПб.: СПАТИ, 1995. - 255 с.

150. Тищенко П. Д. Тело: философско-антропологическое истолкование // Психология телесности между телом и душой / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. -М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. С. 139-165.

151. Тульчинский Г.Л. Тело свободы // Философия тела / М.Н. Эпштейн, Г.Л. Тульчинский. - СПб.: Алетейя, 2006. - 432 с.

152. Тхостов А.Ш. Психология телесности. - М.: Смысл, 2002. - 287 с.

153. Фельденкрайз М. Сознавание через движение: двенадцать практических уроков/Пер. с англ. М. Папуш. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. - 160 с.

154. Фельденкрайз М. Искусство движения. Уроки мастера / Пер. с англ. А. Заславской. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 352 с.

155. Фокин М.М. Против течения: 2-е изд. доп. и испр./ ред. Г.Н. Добровольская. -Л.: Искусство, 1981. - 510 с.

156. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост,, науч. ред,, авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский.— М.: Просвещение» 1990. - 448 с.

157. Фромм Э. Человек для себя / Пер. с англ. и послесл. Л. А. Чернышевой.- Мн.: Коллегиум, 1992.- 253 с.

158. Фуко М. История сексуальности-Ш: Забота о себе/Пер, с фр. Т. Н. Титовой и О. И. Хомы под общ. ред. А. Б. Мокроусова.- Киев: Дух и литера; Грунт; М.: Рефл-бук, 1998. - 288 с.

159. Холландер Э. Взгляд сквозь одежду. - М.: Новое Литературное Обозрение, 2015. - 576 с.

160. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2003. - 608 с.

161. Чехов М. А. Литературное наследие: В 2 т. / Редакц. коллегия Н. Б. Волкова, М. О. Кнебель, Н. А. Крымова, Т. И. Ойзерман, Г. А. Товстоногов, М. А. Ульянов, Общ. науч. редакция М. О. Кнебель, Ред. Н. А. Крымова, Сост. И. И. Аброскина, М. С. Иванова, Н. А. Крымова, Комм. И. И. Аброскиной и М. С. Ивановой. 2-е изд. испр. и доп. Т. 2. Об искусстве актера. - М.: Искусство, 1995. - 588 с.

162. Чухров К. Быть и исполнять. Проект театра в философской критике искусства [Текст] : Кети Чухров. - Санкт-Петербург: Изд-во Европейского ун-та, 2011. - 275 с.

163. Шаталов А.Т. Философия здоровья. - М.: ИФ РАН, 2001. - 242 с.

164. Шестакова А.В. Феномен «театральной антропологии» в европейской культуре второй половины XX века: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 -Религиоведение, философская антропология, философия культуры / Московский Государственный университет им. М.В. Ломоносова. М., 2008. - 187 с.

165. Шехтер Т.Е. Реализм в измерении «гипер» / Т.Е. Шехтер. - СПб.: Астерион, 2011. - 180 с.

166. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. - СПб.: Речь, 2003. - 193 с.

167. Шлыкова С.П. Трансформация телесности как абсурдное претворение трансгрессивной практики современного искусства // Инновации в науке. № 9 (22): сборник статей по материалам XXV Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. - С. 143 - 150.

168. Шор Ю.М., Дележа Е.М.Пластический театр и принцип телесности в современной культуре // Проблемы театральной педагогики. Традиции и инновации театральной школы З.Я. Корогодского: Материалы Межвузовской научно-практической конференции, 26 марта 2010 года. - СПб.: СПбГУП, 2010. - 120 с.

169. Шипицин А.М. Танец буто: история, эстетика, философия // Математические методы и модели в управлении, экономике и социологии. Сборник научных трудов. -Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2014. С. 475-480.

170. Штрок К. Система Далькроза. / Перев. с немецк. Р. Варшавской и Н. Левинской, под ред. и с предисл. П. П. Гайдебурова. - Л.; М.: Петроград, 1924. -134 с.

171. Эйзенштейн о Мейерхольде: 1919 - 1948 / Сост., подгот. текста статьи и комент. В. В. Забродин. - М.: Новое издательство, 2005. - 351 с.

172. Эйзенштейн С.М. Биомеханика. Лекция, прочитанная в Театре Пролеткульта // Эйзенштейн о Мейерхольде: 1919 - 1948 / Сост., подгот. текста статьи и комент. В. В. Забродин. - М.: Новое издательство, 2005. С. 129-135.

173. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения в 6 томах. Т. 4. - М.: Искусство, 1966. - 792 с.

174. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. 2-е изд. / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2010. - 334 с.

175. Эко У. Искусство и красота в Средневековой эстетике. - СПб.: Алетейя, 2003. - 256 с.

176. Эко У. История Красоты/ под ред. Умберто Эко; пер. с итал. А.А. Сабашниковой. - М.: Слово^^о, 2007. - 440 с.

177. Эко У. История уродства/ под ред. Умберто Эко; пер. с итал. А.А. Сабашниковой. - М.: Слово^^о, 2007. - 456 с.

178. Эко У. Эволюция средневековой эстетики. - СПб.: Азбука-классика, 2004. -288 с.

179. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Э. Эриксон; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. - 352 с.

180. Юнг К.-Г. Душа и миф: Шесть архетипов: Пер. с англ. / Карл Густов Юнг. -М.: ЗАО "Совершенство" Киев: Порт-Рояль, 1997. - 382 с.

181. Юшкова Е.В. Пластика преодоления: краткие заметки об истории пластического театра в России в ХХ веке. Монография / Е.В. Юшкова. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. - 276 с.

182. Юшкова Е.В. Пластический театра ХХ века в России: афтореф. дис. ... канд. искусствоведения: 24.00.01 - Теория и история культуры / Ярославский Государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Ярославль.: Изд-во «Книжное наследие», 2004. - 24 с.

183. Юшкова Е.В. Пластический театра ХХ века в России: дис. ... канд. искусствоведения: 24.00.01 - Теория и история культуры / Ярославский Государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Ярославль., 2004. -243 с.

184. Якобсон Р.О. К вопросу о зрительных и слуховых знаках // Семиотика и искусствометрия: Сборник переводов / ред.-сост. Ю.М. Лотман, В.М. Петров. - М.: Изд-во «Мир», 1972. - 366 с.

185. Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против»: Сборник статей / Пер. с англ., франц. нем., чешского, польского и болгарского языков. Под ред. Е.Я.Басина и М.Я. Полякова. - М.: Прогресс, 1975. С. 193-230.

186. Ячменева М.М. Поэтика театра пластической драмы Гедрюса Мацкявичюса: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 - Театральное искусство / Российский университет театрального искусства - ГИТИС. М.: Реглет, 2012. 27 с.

187. Barba E. A paper canoe: A guide to theatre anthropology / Translated by Richard Fowler. - London, 1995. - 188 p.

188. Brown I. Love and death on the beach // The Daily Telegraph. 1999. January. // Пантомима [сайт]. URL: http://mimes.ru/Brown%20I.%20Love%20and%20death%20on%20the%20beach (дата обращения 25.03.2014).

189. Gardner L. The puppet master // The Guardian. 1999. January // Пантомима [сайт]. URL: http://mimes.ru/Gardner%20L.%20The%20puppet%20master (дата обращения 25.03.2014).

190. Louise Rimmer. St Petersburg troupe Derevo's Islands in the Stream. Russian unorthodox//Scotcman. 2003. Aug. Sat 2. / Пантомима [сайт]. URL:

http://mimes.ru/Louise%20Rimmer.%20St%20Petersburg%20troupe%20Derevo%27s%20Isla nds%20in%20the%20Stream.%20Russian%20unorthodox (дата обращения 25.03.2014).

Электронные ресурсы

191. The Pervert's Guide to the Cinema [Видеозапись] / directed and produced Sophie Fiennes ; writer Slavoj Zizek. - UK ; Austria : Netherlands, 2006. - 150 min. - 1 вк.

192. «Poema-theatre»: [Официальная страница]. URL: http://vk.com/poematheatre (дата обращения 27.03.2015).

193. «Русская Школа Физического театра»: [сайт]. URL: http://vk.com/russianschoolofphysicaltheatre (дата обращения 27.03.2015).

194. «ЧерноеНЕБОбелое». Хроники пустого дома [Электронный ресурс]. URL: http://modern-stalking.org.ua/chernoenebobeloe-hroniki-pustogo-doma/ (дата обращения 25.03.2015).

195. Андропова Л.О. Понятие и структура телесного Я [Электронный ресурс]. URL: http://www.b17.ru/article/ponyatie_struktura_telesnogo_ya/ (дата обращения 20.07.2012).

196. Андропова Л.О. Развитие телесного Я личности [Электронный ресурс]. URL: http://www.b17.ru/article/razvitie_telesnogo_ya_lichnosti/ (дата обращения 20.07.2012).

197. Андропова Л.О., Самозванова Е.А. Проблема телесности в истории психологии [Электронный ресурс]. URL:http://www.rae.ru/forum2012/pdf/3205.pdf (дата обращения 16.07.2012).

198. Бережная Е.А. Динамика телесных образов: проекция культуры в искусстве II Гуманитарные и социальные науки. - Ростов-на-Дону [Электронный журнал] URL:http://www.hses-online.ru/2015/02/22.pdf (дата публикации 20.05.2015).

199. Бережная Е.А. Танец буто как форма телесной репрезентации эпохи постмодерна II Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http :IIhuman.snauka.ruI2016I12I18471 (дата обращения: 01.02.2017).

200. Гиршон А.Е. Аутентичное движение или Истории, рассказанные телом [Электронный ресурс] II Сайт Александра Гиршона [Офиц. сайт]. URL: http://old.girshon.ru/txt/ad.htm (дата обращения 15.03.2015).

201. Гусев А. Список ахейских кораблей // Империя драмы. - №7. - 2007 [Электронный ресурс]. URL: http://www.alexandrinsky.ru/magazine/rubrics/rubrics_88.html (дата обращения 25.03.2014).

202. Дэкру Э. Слово о миме / Пантомима [сайт]. URL: http://mimes.ru/%D0%94%D0%B5%D0%BA%D1%80%D1%83%20%D0%AD.%20-%20%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%20%D0%BE%20%D0%BC%D0% B8%D0%BC%D0%B5 (дата обращения 20.05.2013).

203. Знаменитые инкогнито. Антон Адасинский. С радугой в сердце [видеозапись] / режиссер Ю. Поскакухин; сценарий Г. Коршикова. - Россия: ГТРК «Культура». - 26 мин.

204. Интервью с В. Иноземцевым: «Ты больше, чем твое тело» [Электронный ресурс]. URL: http://ziernie-performa.net/blog/2015/04/17/vyacheslav-inozemcev-ty-bolshe-chem-tvoe-telo/ (дата обращения 25.03.2015).

205. Касаи Тошихару. Танец Буто как метод психосоматического исследования. Перевод Е. Кулаковой. [Электронный ресурс] // Сайт Александра Гиршона [Офиц. сайт]. URL: http://old.girshon.ru/txt/butoh.htm (дата обращения: 15.07.2014).

206. Квасок Ю. Интервью с Н.Жестовской и Г.Глазуновым «Русский OddDance: вертикаль горизонта» [Электронный ресурс]. URL: http://www.advertology.ru/article110782.htm (дата обращения 27.03.2015).

207. Компания «DEREVO»: [сайт]. URL: http://www.derevo.org/ (дата обращения 25.03.2014).

208. Кон И.С. Образ святого Себастиана и его восприятие // Сексология. Персональный сайт И.С. Кона [сайт]. URL:http://www.neuronet.ru/sexology/mml_11_02.html (дата обращения 30.06.2013).

209. Лаврова О.В. Концепция телесности в интегративной психотерапии / Журнал практического психолога, 2006. //Лаврова О. В. [сайт]. URL: http://www.adhoc-coaching.spb.ru/ (дата обращения 15.10.2012).

210. Ольшанский Д.А. Как бутто театр. // Сайт Дмитрия Ольшанского [Офиц. сайт]. URL:

http://olshansky.sitecity.ru/ltext_1509015048.phtml?p_ident=ltext_1509015048.p_051002265 5 (дата обращения 10.02.2012).

211. Савчук В., Сорокина О. Образ стопы в современном искусстве [Электронный ресурс] // Исследовательский центр медиафилософии [сайт] URL: http://mediaphilosophy.ra/bibHoteca/articles/foot/ (дата обращения 20.05.2012)

212. Савчук В.В. Что исполняет перфоманс? // Санкт-Петербургское Философское общество [сайт]. URL:http://www.spho.ru/library/44 (дата обращения: 15.07.2014).

213. Тацуми Хидзиката. Мой танец родился из грязи [Электронный ресурс] // Сайт Александра Гиршона [Офиц. сайт]. URL: http://old.girshon.ru/txt/butoh_tazumi.htm (дата обращения: 15.07.2014).

214. Театр «Morph»: [сайт]. URL: http://www.theatremorph.ru (дата обращения 27.03.2015).

215. Театр «OddDance»: [сайт]. URL: http://odddance.ru/ (дата обращения 27.03.2015).

216. Театр «АХЕ»: [сайт]. URL: http://www.akhe.ru/ (дата обращения 25.03.2014).

217. Театр «Инжест»: [сайт]. URL: http://inzhest.belorus.by (дата обращения 25.03.2015).

218. Театр «Преображение» [сайт]. URL:http://www.teatrplasticki.ru (дата обращения 25.03.2015).

219. Театр «ЧелоВЕК»: [Официальная страница]. URL: http://vk.com/chelovek_teatr (дата обращения 25.03.2015).

220. Театр «ЧерноеНЕБОбелое»: [сайт]. URL: http://blackskywhite.com (дата обращения 25.03.2014).

221. Театр танца Саши Кукина [сайт]. URL: http://www.kukin.spb.ru (дата обращения 27.03.2015).

222. Уланова Н. Интервью с Е. Прокопьевой «Я просто другая» [Электронный ресурс]. URL: http://www.minkultrb.ru/publications/detail.php?SECTION_ID=94&ELEMENT_ID=1175 (дата обращения 27.03.2015).

223. Юшкова Е.В. В ритмах человеческого духа [электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2003. № 3 (36).URL: http://idvm.narod.ru/texts/4171.htm (дата обращения 10.10.2013).

224. Яковлева Ю. DEREVO обрубает корни // Коммерсантъ. 2000. № 192. 13 окт / Пантомима [сайт]. URL:

http://mimes.ru/%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0 %B0%20%D0%AE.%20DEREV0%20%D0%BE%D0%B 1%D1%80%D1%83%D0%B 1%D0 %B0%D0%B5%D1%82%20%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8 (дата

обращения 25.03.2014).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.