Динамика художественных процессов в театральном искусстве: пластика и танец в структуре современного российского драматического спектакля тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат наук Зыков, Алексей Иванович

  • Зыков, Алексей Иванович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Саратов
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 256
Зыков, Алексей Иванович. Динамика художественных процессов в театральном искусстве: пластика и танец в структуре современного российского драматического спектакля: дис. кандидат наук: 17.00.09 - Теория и история искусства. Саратов. 2015. 256 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Зыков, Алексей Иванович

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Свойства пластики и танца в драматическом театре и поиски методов их анализа

1. Место пластики и танца в художественном развитии российского драматического театра: краткий историко-культурный экскурс

2. Понятийное пространство актёрских визуальных средств выразительности

3. Пластика и танец в составе театральных «текстов»

4. Поиски методов и подходов исследования «внутренней формы» танцевально-пластических элементов драматического театра

Глава 2. Пластика и танец в драматических спектаклях отечественного театра последней трети XX — начала ХХГ вв.: динамика развития и функциональные особенности

1. От «дивертисмента» к модели «сюжетно-обусловленная атмосфера»

2. «Пролог и эпилог»

3. «Внутренний монолог персонажа» и «танцевально-пластическая метафора»

Глава 3. Дискурсивные танцевально-пластические модели в художественных процессах современного экспериментального театра: характер взаимодействия

1. Пластическое решение современного драматического спектакля

2. Пластическая драма как взаимопроникновение сценических искусств

Глава 4. Функции режиссёра пластики и танца в современном

драматическом театре

1. Режиссёр драматического театра и постановщик пластики и танца: алгоритмы профессионального взаимодействия

2. Театральный «билингвизм» профессии режиссёра пластики и танца

Заключение

Список использованных материалов, научной и справочной литературы

Приложения

1. Танцевально-пластическое начало в драматическом театре как

художественное явление: краткий очерк

А. Особенности пластического начала в восточном и античном театре

Б. Пластика и танец в новоевропейском театре

2. Список постановочных работ автора диссертации, 1999-2014 гг. (хореография, пластическая версия спектакля, режиссёр по пластике, постановка балетов и пластических драм)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Динамика художественных процессов в театральном искусстве: пластика и танец в структуре современного российского драматического спектакля»

ВВЕДЕНИЕ

Театр в развитии культуры давно представляет один из классических, универсальных, видов искусства, способных в равной степени представлять как академическую традицию, так и новаторские поиски. Наиболее интересные тенденции прорисовываются при рассмотрении динамики художественных процессов, порождающих при пересечении нового и традиционного, богатые и современные эстетические и художественно-образные контексты.

Драматический отечественный театр всегда особенно властно притягивал к себе зрителя и удерживал его именно тем, что активно менялся сам. Если обозначить динамику последних десятилетий, то драматическое искусство шло в русле общих синкретических тенденций развития искусства этого периода, в том числе - в области пластических идей и пространственных построений. Динамика движения в сторону невербальных средств выражения художественных смыслов обозначилась как культурно-явленный момент с 1970-1980 гг. и обрела активные темпы с конца 1990-х-начала 2000-х гг. Выявилась и ещё одна важная сторона: современный российский зритель всё больше эмоционально и эстетически тяготеет к театру, который воздействует через визуальное не меньше, чем через вербальное.

Актуальность исследования определяется всё возрастающим значением феномена визуальности и синкретичности в современном пространстве повседневной культуры и разных видах искусства. Пластика и танец всё настойчивее заявляют о себе как о важной составляющей общей динамики художественных процессов, идущих в русском драматическом театре, художественных экспериментов на сцене, при создании сценариев, работе актёрских составов, режиссёров и постановщиков. На почве пластики

и танца происходит вбрасывание в спектакль социально-культурных интриг, актуальных общественных символов и смыслов, взаимопроникновение классических и новаторских эстетических принципов, формирование новых «языков», т.е. всего того, что и обусловливает динамику художественного процесса, определённые её закономерности. К этому добавляется трансформация образной сферы театрального искусства, спектакля, в которой актуализируются стремление к психологизму, невербальному диалогу, передаче невербальными средствами внутреннего состояния героя, его социального поведения, переходам из прошлого в настоящее и возвращениям из настоящего в прошлое, сосуществованиям в разных временах и пространствах. Многие из этих явлений так или иначе начинают включаться ныне в проблемное поле искусствоведческих исследований, но специально и системно пока не рассматриваются, а целый ряд вопросов ещё не нашёл там места. Всё это вместе и обусловливает актуальность данного исследования, обозначает его системный характер и научно-практическое значение. Рассмотрение динамики художественного процесса в театральном искусстве через материал пластики и танца, в контексте общего развития его образности и языков, содержательного наполнения спектакля напрямую вбирает в себя эту актуальность и определяет смысловой формат работы.

Степень разработанности проблемы

Теоретической базой изучения вопросов, поднятых в диссертации и связанных с художественными процессами в российском искусстве, стали комплексные исследовательские работы второй половины XX - начала XXI века Е.В. Назайкинского, Г.-Г. Гадамера, М.М. Молодцовой, Б.И. Зингермана, Ю. Кристевой, Ю.М. Барбоя, И.Н. Губановой, А.И. Демченко, Д.И. Варламова, A.B. Бартошевича, H.A. Шалимовой, Т.С. Злотниковой, М.Г. Скорняковой, В.В. Тарасенко, В.В. Фещенко и др.

Вопросы теории художественных процессов, драматического искусства от действия, композиции и жанра до проблем сценического воплощения, а также теоретические и исторические аспекты хореографического искусства давно и успешно исследует автор фундаментальных трудов Д.Н. Катышева (1970-доныне). Концепция её работ основывается на том, что драма и балет обнаруживают единые закономерности динамики их художественных процессов и тесно переплетаются друг с другом.

Разные стороны театральных художественных процессов остаются в составе проблематики диссертационных трудов, защищённых в последнее десятилетие (П.Б. Богданова, И.Л. Булатова (Янкина), A.A. Кириллов, Р.В. Колосов, Н.В. Пименова и др.). Оии исследуют режиссёрские и актёрские поиски выразительных средств, разные сценические пространства (большие и малые сцены), моноспектакли и спектакли с большим числом исполнителей. В рамках своих научных сюжетов они не обходят вниманием и динамику развития танцевально-пластических средств выразительности.

Работы A.B. Арустамян (1999), Г.Томаса (2003)1, Е.В.Романовой (2004), О.Г Ревзиной (2004), Т.А. Григорьянц (2006), В.П. Зинченко (2008), ШО.Степановой (2010), Н.В. Курюмовой (2011), В.А. Алесенковой (2011), Г.Е. Крейдлина (2011), Е.Е.Кузиной (2012) направлены на исследование функционирования жеста в культуре и сценическом искусстве, семиотики пластической культуры, возможностей применения подходов лингвистики, значимости танца как языка в тексте культуры, места символа в театральной практике, выявление культурно-исторических моделей телесности в современном танце. Они позволяют более чётко представить общие художественные процессы и контексты интересующей нас проблематики. Диссертации Н.В. Атитаповой (2000), Е.В. Аверьяновой (2006), A.A. Меланьина (2010), монография М.Е. Валукииа (2007) обращены к

1 Thomas Н. The Body, Dance and Cultural Theory [240].

изучению языковых особенностей танца, специфики хореографического мышления, теоретических смыслов некоторых понятий, возможности синтеза с другими искусствами, исследованию методов анализа танцевальных движений. Рассматриваемые в них аспекты находятся за рамками художественных процессов драматического театра, но позволяют проецировать особенности феноменологии танцевального искусства в условия театральной пластики.

Общие проблемы анализа танцевально-пластической составляющей драматического театра имеют давние традиции разработки; в контексте изучения театрального искусства и историко-культурной динамики его развития они затрагиваются в трудах С.С. Мокульского (1939), Б.В. Варнеке (1940), А.К. Дживелегова (1940-1950), Г.Н. Бояджиева (1940-е), А.Д.Павленко (2006), В.Ю. Силюнаса (2012). Эти работы специально не рассматривают пластику и танец, закономерности их динамики в рамках художественных процессов, идущих именно в драматическом искусстве, но позволяют получить представление об их роли на разных этапах развития театрального искусства. Значительным дополнением к ним были в разные десятилетия труды A.A. Румнева (1964), Г.Н.Добровольской (1975), И.Г. Рутберга (1981), Т.Ю. Смирнягиной (2005) и др., посвящённые историческим и иным аспектам развития танцевально-пластического искусства (танца, пантомимы, балета). Данные труды уделяют внимание и проблематике пластики и ганца на драматической сцене.

Тема пластики и танца в рамках драматического искусства также имеет место в интересующей нас литературе по проблемам театра. Но труды такого рода либо рассматривают пластику и танец с позиции особенностей воспитания актёра (Х.Х. Кристерсон, 1957; Г.В.Морозова, 1998; А.Б. Дрознин, 2009; Е.В.Ершова, 2011; A.A. Лещинский, 2011; М.А. Разночинцев, 2013), либо исследуют их как средство визуальной выразительности в искусстве актёра, режиссёра, либо уясняют особенности

постановочной работы балетмейстера, хореографа, режиссёра по пластике (Ю.И.Громов, 1972; Б.Г. Голубовский, 1986; А.Б. Кемеровский, 1988; В.И. Панфёров, 1996; М.Н. Суворова, 2007). В контексте данной диссертации эти исследования использованы в их положениях аналитического характера.

Наиболее близкими по проблематике к диссертации оказались работы по пластике актёра и особенностям пластического искусства в современном драматическом театре (В.А. Звёздочкин, 1987, 1994; Е.ВЛОшкова, 2004, 2009; Э.Е. Манзарханов, 2006; М.М. Ячменёва, 2011, 2012; A.B. Константинова, 2011, 2013). Время создания этих трудов очередной раз указывает на актуальность для современной науки поднятых и в данной диссертации проблем, связанных с определением роли пластики и танца в динамике художественных процессов последних 40-50 лет. Часть из названных трудов сосредоточена на анализе единственного театра -Г.К. Мацкявичюса. Будучи событием исключительным, искусство Мацкявичюса не «отменяет» однако изучения пластики и танца в рамках исследования тенденций развития современного театрального искусства, выявления в нём традиционного и нового, функциональных особенностей существования актёрского визуального ряда в контексте театра Слова. Другая часть работ, очень значимая с точки зрения исследования пластики и танца как важного элемента драматического искусства, также ограничивается пока рассмотрением отдельных сторон. Так, В.А. Звёздочкин многосторонне и глубоко исследует функционирование пластики и танца в рамках драматической сцены, приоткрывает тенденции их использования, делает убедительные обобщения. Однако рассмотрение вопроса идёт на материале творчества одного режиссёра - Г.А. Товстоногова. Исследование Э.Е. Манзарханова намечает базовые принципы существования танцевально-пластической составляющей европейского театра, вопросы их динамики, но в центре внимания автора находится изучение восточного театра.

Таким образом, исследование роли и места танцевально-пластической составляющей в драматическом искусстве в рамках идущих в нём художественных процессов, в том числе - развития невербальных образных систем и языков, располагается сегодня лишь на подступах к многостороннему изучению. Авторы пока оставляют за рамками специального изучения вопросы о том, чем именно пластика и танец как средства актёрской выразительности влияют на художественные процессы и их динамику в целом, какими понятиями могут быть описаны, какими языковыми особенностями обладают, как функционируют в общей системе драматического искусства.

Объект исследования - современное российское театрально-драматическое искусство. Объект рассматривается как целостная система, представляющая собой пространство функционирования вербальных и визуальных средств актёрской выразительности как подсистем. Наличие данных подсистем позволяет говорить об объекте как о сложной системе, а также определяет методологию исследования, его аналитический ракурс.

Предмет исследования - танцевально-пластическая составляющая современного драматического спектакля, её образная система и языки в их внутренних трансформациях.

Цель исследования - рассмотрение с позиций общего искусствознания функционирование пластики и танца в структуре драматического спектакля последней трети XX - начала XXI вв., выявление их роли в динамике художественных процессов отечественного театрал ьно-драматическо го искусства.

Задачи исследования:

1. рассмотреть составляющие понятийного пространства актёрских визуальных средств выразительности и предложить обобщённый рабочий термин;

2. исследовать системные свойства танцевально-пластической составляющей современного драматического театра, выявить, содержат ли они признаки особого культурного текста;

3. определить «инструменты» исследования «внутренней формы» танцевально-пластических элементов драматического искусства и с их помощью выявить основные дискурсивные модели танцевально-пластической составляющей драматического театра, закономерности их развития в пространстве театральных художественных процессов;

4. проанализировать динамику и форматы взаимодействия дискурсивных моделей в рамках образной системы, особенности пластической драмы как театрального художественного эксперимента последней трети XX -начала XXI вв.

5. изучить способы взаимодействия режиссёра драматического спектакля в условиях современных художественных театральных процессов с постановщиком пластики и танца, определить функции последнего, выявить признаки формирования его деятельности как профессии.

Материал исследования составили отечественные спектакли последней трети XX века - начала XXI века как периферийных, так и столичных театров России (постановки таких режиссёров, как В. Белякович, Ю. Бутусов, Г. Волчек, Н. Гришпун, А. Дзекун, Н. Елесин, М. Захаров, А. Кузнецов, А. Огарёв, А. Плетнёв, В. Плучек, К. Серебренников, Н. Чусова, и др.). Постановку пластики и танца в рассматриваемых спектаклях осуществляли балетмейстеры/хореографы А. Албертс, Н. Андросов, О. Глушков, И. Кашуба, А. Лещинский, II. Реутов, М. Суворова, Н. Шурганова и др.

При этом одна (большая) часть спектаклей была отсмотрена «в живую», другая изучалась в видеозаписях. Всего в круг материалов для исследования автор диссертации включил 31 спектакль, в том числе некоторые собственные постановочные работы в качестве режиссёра и

хореографа, полагая, что анализ, соединяющий в себе зрительское восприятие и профессиональное восприятие одного из создателей спектаклей, может оказаться более полным и разноплановым. В эту группу вошли спектакли Саратовского академического театра драмы им. И.А. Слонова «Господин де Мопассан» (режиссёр - А. Кузнецов), «Долгая счастливая жизнь» (режиссёр - А. Кузнецов), «Кровавая свадьба» (режиссёр - Р. Белякова), «Сонеты» (режиссёр - А. Зыков), «Кукушкины слёзы» (режиссёр - А. Плетнёв), «Сны Бальзаминова» (режиссёр -Р. Белякова) и др."

Выбор спектаклей для анализа диктовался рядом причин. Прежде всего, высокой содержательностью драматургии, её этического и эстетического начала; возможностью выявить основные дискурсивные модели танцевально-пластической составляющей как образной системы современного драматического искусства, охарактеризовать динамику, закономерности и форматы их взаимодействия; вглядеться в художественные театральные процессы, идущие не только в столицах, но и на периферии; осуществить рефлексию в отношении личного профессионального опыта. Этот опыт получал исследовательское наполнение через использование междисциплинарных способов накопления эмпирического материала -прежде всего, т.н. включённого и невключенного наблюде}шя; результаты фиксировались в виде рабочих записей более 10 лет. Особые возможности наблюдения заключались в том, что оно позволяло фиксировать события и действия в момент их совершения, что неоценимо в виду особого характера театрального действия, в том числе, его сущностной импровизационное™.

2 Автор диссертации сознательно исключил из числа эмпирических материалов детские спектакли, исходя из понимания, что они составляют очень важное, интересное, но совершенно особое «художественное поле», которое может лечь в основу самостоятельного диссертационного исследования.

Задачи работы требовали сравнения поставленных спектаклей с текстами пьес и литературных произведений других жанров таких авторов, как У. Шекспир, К. Гольдони, Н.В. Гоголь, А.И. Островский, Г. Ибсен, А.П. Чехов, А.Н. Толстой, В. Маяковский, Ф.Г. Лорка, В. Сигарев и др.

Интересными материалами для анализа стали опубликованные в разных изданиях интервью с современными деятелями театра (Н. Реутовым, А. Сигаловой, К. Серебренниковым), профессионально связанными с пластическими и иными практиками. Интервью позволили выявить их понимание роли постановщика пластики и танца, особенностей и механизмов его взаимодействия с другими участниками творческого художественного процесса, характера самоидентификации. Весьма полезными для понимания динамики художественных процессов, идущих в драматическом искусстве, восприятия критиками и обществом (зрителями) его танцевально-пластической и иных составляющих стали отклики и рецензии на спектакли театроведов-публицистов (И. Алпатовой, М. Давыдовой, О. Егошиной, Н. Забурдяевой, Д. Заварзиной, А. Павловой-Русиновой, и др.).

Наконец, при изучении понятийного пространства, связанного с художественными процессами, характерными для театрального искусства, весьма большой интерес представили академические толковые и научно-терминологические словари, в первую очередь - под редакцией С.А. Кузнецова.

Использование материалов нескольких групп и создало возможности для проведения комплексного исследования.

Методологической основой исследования послужили:

• комплексный подход с элементами историко-искусствоведческого и сравнительного анализа, позволяющий выявить динамику художественных процессов в театральном искусстве второй половины XX в.;

• семиотический принцип с его концепцией культуры как знаково-символической системы (работы Ю.М. Лотмана, П. Пави и их предшественников);

• подходы структурной, антропологической и когнитивной лингвистики, связанные с пониманием художественных процессов в искусстве и их динамики с точки зрения «языков», «кодов» и «текстов» (работы К. Леви-Стросса, Дж. Лакоффа);

• морфологическое истолкование искусства, его классификации по видам и жанрам (работы М.С. Кагана и др.).

Труды названных выше авторов составили основу методологического дискурса диссертации. Так, истолкование театра отталкивается от идей Ю.М. Лотмана, изложенных в его работах «Проблема сходства искусства и жизни в свете структурального подхода», «Семиотика сцены» и «Язык театра», о разных языках пьесы и спектакля и театральной постановке как одном из труднейших видов «перевода», о едином «большом» тексте спектакля и составляющих его «субъектах». Тезис Ю.М. Лотмана о том, что театральное пространство состоит из трёх «больших текстов», включающих в себя литературное произведение, актёрскую игру и художественное оформление (живописное, музыкальное, световое), позволил вести исследование при понимании, что каждый из этих «текстов», наполняющих общую систему театрально-драматического искусства, должен содержать в себе другие тексты - субсистемы, являющиеся частями общего целого. В диссертационной работе внимание сконцентрировано на актёрской игре в зоне средств её выразительности, точнее, визуальных средств. Этот «малый» текст, если смотреть на проблему сквозь призму подходов Ю.М. Лотмана, оказался фактически не изученным в литературе, которая, как сжато было показано выше, пока располагает исследованиями либо в области сугубо танцевально-пластических искусств, либо в области драматического

искусства, по не по поводу системного изучения совокупности телодвижений, телоположений, жеста и мимики в его структуре.

Кроме работ Ю.М. Лотмана, многое для понимания проблематики дали наблюдения и выкладки ПатрисаПави, современного французского режиссёра и теоретика театра. В те же годы, когда Ю.М. Лотман создавал главные труды по семиотике, Пави на основе своих трудов подготовил «Словарь театра» (1980-е), вставший в ряд лучших методологических работ европейских авторов 1970-2000 гг. Словарь представляет собой текст комплексного типа, в котором автор излагает своё понимание явлений и процессов, идущих в современном театре, тенденций их развития, а не только справочное толкование терминов и понятий. В основу концепции словаря и многих его положений легли работы по фундаментальной семиотике и структурной лингвистике американского «ученого Ч. Пирса (1839-1914) с его идеями о зпаковости мышления, человеке, как существе, производящем знаки; швейцарского лингвиста Ф. Соссюра (1857-1913), французского философа Р. Барта (1915-1980). Главные тезисы «Словаря театра» близки к идеям современного французского специалиста в области семиотики Анны Юберфельд, а также соответствуют направлениям, в рамках которого ведут свои разработки европейские учёные Мишель Корвен, Андре Эльбо, Ф. Руффини и др.

В книгу П. Пави включено около 700 статей. Для проблематики диссертации, прежде всего, оказались важными статьи «Антропология театральная», «Визуальное и текстуальное», «Дискурс», «Жест», «Имитация (подражание)», «Пантомима», «Перевод театральный», «Правдоподобное, правдоподобие», «Режиссёр», «Текст зрелищный», «Хореография (и театр)».

Для осмысления проблематики диссертации оказались очень ценными тексты западноевропейских практиков театра (французского режиссёра, актёра, писателя первой половины XX в. А. Арто, польского режиссёра, педагога, новатора театра второй половины XX в. Е. Гротовского и др.) и

14

особенно российских режиссёров и театральных деятелей всего XX столетия: С.М. Волконского, К.С. Станиславского, В.Э. Мейерхольда, А.Я. Таирова, Г.К. Мацкявичюса, A.B. Бартошевича и др.

Соответствие шифру специальности 17.00.09 «Теория и история искусства»: пн. 6. Закономерности динамики художественного процесса; пн. 7. Закономерности формирования образных систем и языка искусств для духовной жизни этносов, народов и общества; пн. 33. Художественные эксперименты и течения в искусстве XX века; пн. 4. Искусство как социальное явление.

Научная новизна исследования

Пластика и танец в структуре современного драматического спектакля стали предметом более глубокого, чем прежде, комплексного междисциплинарного эмпирического исследования, рассматривающего по ряду новых оснований танцевально-пластическую составляющую в качестве особого «текста» театрально-драматического искусства.

Определены, более точно, чем прежде, главные признаки присутствия пластики и танца в структуре драматического спектакля и впервые системно охарактеризованы па богатом театральном материале второй половины XX в. при использовании лингвистических и семиотических подходов.

Впервые всесторонне показано, что основные танцевально-пластические элементы являют собой в драматическом спектакле особые, двуединые образные сущности.

Выявлены и через анализ большого числа спектаклей впервые всесторонне охарактеризованы основные дискурсивные модели танцевально-пластических элементов драматических спектаклей последней трети XX — начала XXI вв.: дивертисмент, танцевально-пластический переход, сюжетно-обусловленная атмосфера, пролог и эпилог, внутренний монолог персонажа,

танцевально-пластическая метафора; определено, что за привычными понятиями скрыто много новых, динамично развивающихся художественных явлений, в совокупности наполняющих образную систему.

Впервые предложено ввести в научную и театральную практику единое рабочее понятие для обозначения актёрских визуальных средств выразительности - «пластика и танец».

Более глубоко и точно, чем раньше, обосновано место пластики и танца в структуре драматического спектакля как одного из важнейших элементов многомерной семиотической системы театрального искусства.

Через анализ эмпирического материала конкретизировано одно из проявлений синкретизма в искусстве XX века: выявлены формы и особенности слияния в драматическом спектакле элементов различных видов искусства, показана нелинейность динамики этого художественного процесса.

Основной эмпирический материал вводится в научный оборот впервые.

Положения, выносимые на защиту:

- динамика художественных процессов, характерных для современного драматического театра, обнаруживает тенденцию к синкретическому слиянию драматического действия и танцевально-пластических средств.

- пластика и танец в современном драматическом театре, образуя совокупность невербальных средств актёра, являются особым «текстом» со своими языковыми принципами, приёмами и средствами выразительности;

- основные танцевально-пластические элементы являют собой образные сущности в драматическом спектакле и могут быть определены как дискурсивные модели «дивертисмент», «танцевально-пластический переход», «сюжетно-обусловленная атмосфера», «пролог и эпилог»,

«внутренний монолог персонажа», «танцевально-пластическая метафора»;

- синтаксис танцевально-пластических элементов драматического театра представляет собой ие одномерное явление, а нелинейную сложноорганизовапную систему;

- «внутренняя форма» танцевально-пластических элементов драматического искусства выступает на современном этапе его исторического развития как открытая структура, как форма-процесс;

- природа пластического кода в художественных экспериментах драматического искусства XX - начала XXI вв. становится предельно персонифицированной, что актуализирует проблему автора (режиссёра, хореографа).

Теоретическая значимость исследования

В результате исследования системных свойств танцевально-пластической составляющей современного драматического театра, выявлена их возрастающая самостоятельность как особого «текста», имеющего свой язык. В качестве инструмента исследования «внутренней формы» танцевально-пластических элементов драматического театра использована т.н. «образ-схема», которая позволила выявить и предложить основные дискурсивные модели танцевально-пластической составляющей драматического театра как образной системы; проанализировано их взаимодействие в пространстве современных спектаклей; показано, что они динамично развиваются, занимая всё более значимое пространство в художественных процессах, идущих в театральном искусстве.

Предложено единое рабочее понятие для обозначения актёрских визуальных средств выразительности - «пластика и танец».

В контексте характеристики пластики и танца как одной из образных систем драматического спектакля рассмотрены особенности пластической

драмы как экспериментального синкретичного сценического действия, лежащего на пересечении драматического и хореографического искусств. Изучение взаимодействия в рамках художественных экспериментов режиссёра драматического спектакля и постановщика пластики и танца, специфики их творческой деятельности, обусловленной необходимостью компетентности в области двух искусств - хореографического и драматического, позволило сформулировать особенности (функции) профессии режиссёра-хореографа в современном драматическом театре.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Зыков, Алексей Иванович, 2015 год

И. Литература

Методология, теория

82. Амрахова, A.A. Когнитивные аспекты интерпретации современной музыки (на примере творчества азербайджанских композиторов) [Текст]: автореф. дис... доктора иск. / A.A. Амрахова. - М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 2005. - 36 с.

83. Варламов, Д.И. Методология исследования искусства в социальном контексте [Текст] / Д.И. Варламов // Онтология искусства: избранные статьи 2000-2010 гг. - М.: Композитор, 2011. - С. 7-19.

84. Волкова, П. С. Реинтерпретация художественного текста (на материале искусства XX века). [Текст]: автореф. дис... доктора иск. / П.С. Волкова. - Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2009. - 50 с.

85. Григорьянц, Т. А. Семиотика сценического текста [Текст] / Т.А. Григорьянц // Вестник Томского государственного университета. -Томск: ТГУ, 2007. - №304. - С. 66-69.

86. Гротовский, Е. К Бедному театру [Текст] / Е.К. Гротовский / Сост. Э. Барба, предисл. П. Брука. - М.: Артист. Режиссёр. Театр, 2009.-298 с.

87. Губанова, И.Н. О природе театрального знака (Семиотические концепции) [Текст]: автореф. дис... канд. иск. / И.Н. Губанова. -М., 1993. -24 с.

88. Гуревич, Л. С. Ментальная визуализация абстрактных образов: когнитивные склейки [Текст] / Л.С. Гуревич // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - Иркутск: Иркутский государственный лингвистический университет, 2009. - №1(5). -С. 100-105.

89. Демченко, А.И. Искусство России рубежа и начала XX века [Текст] / А.И. Демченко // А.И. Демченко. Избранные статьи о музыке. — Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2004. - Вып. 2.-175 с.

90.Давыдов, С. К вопросу о хореографическом симфонизме [Текст] / С.К. Давыдов // Музыкальное искусство и наука: сб. статей / Ред.-сост. Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1978. - Вып. 3. - 230 с.

91. Зинченко, В.П. Гетерогенез творческого акта: слово, образ и действие в «котле Cogito» [Текст] / В.П. Зинченко // Когнитивный подход. Научная монография / отв. ред. - академик РАН В.А. Лекторский. - М: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2008. - С. 375-434.

92. Каган, М.С. Морфология искусства [Текст] / М.С. Каган. — Л.: Искусство, 1972.-440 с.

93. Крнстева, Ю. Жест: практика или коммуникация? [Текст] / Ю. Кристева // Избранные труды: Разрушение поэтики. - М.: РОССПЭН, 2004. - 656 с.

94.ЛакоффДж. Женщины, огонь и опасные вещи. Что категории языка говорят нам о мышлении [Текст] / Дж. Лакофф. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 792 с.

95. Леви-Стросс, К Структурная антропология [Текст] / К. Леви-Стросс / Перевод с фр. Вяч. Вс. Иванова. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. - 512 с.

96. Леви-Стросс, К Мифологики: Сырое и приготовленное [Текст] / К. Леви-Стросс. - М.: ИД «Флюид», 2006. - 399 с.

97. Лотмаи, Ю.М. О природе искусства [Текст] / Ю.М. Лотман // Об искусстве. - СПб.: Искусство-СПб, 2005. - С. 400-404.

98. Лотман, Ю.М. Проблема сходства искусства и жизни в свете структурального подхода [Текст] / Ю.М. Лотман // Об искусстве. - СПб.: Искусство-СПб, 2005. - С. 378-386.

99. Лотман, Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики [Текст] / Ю.М. Лотман // Об искусстве. - СПб.: Искусство-СПб, 2005. - С. 288-373.

100. Лотман, Ю.М. Семиотика сцены [Текст] / Ю.М. Лотман // Об искусстве. - СПб.: Искусство-СПб, 2005. - С. 583-603.

101. Лотман, Ю.М. Язык театра [Текст] / Ю.М. Лотман // Об искусстве. -СПб.: Искусство-СПб, 2005. - С. 603-608.

102. Мельвиль, Ю.К Чарлз Пирс и прагматизм (У истоков американской буржуазной философии XX века) [Текст] / Ю.К. Мельвиль. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. - 499 с.

103. Назайкинский, E.B. Логика музыкальной композиции [Текст] / Е.В. Назайкинский. -М.: Музыка, 1982.-319 с.

104. Невская, П.В. Дискурсивная деятельность: анализ и модель текстообразования [Текст] / П.В. Невская (Лихолетова) // Актуальные проблемы языкового образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 15-16 нояб. 2007 г. / Адыг. гос. ун-т. - Майкоп, 2007. - С. 149-152.

105. Пави, П. Словарь театра [Текст] / П. Пави / Перевод с фр. под ред. К. Разлогова-М.: Прогресс, 1991. - 504 с.

106. Ревзина, О.Г. Лингвистика XXI века: на путях к целостности теории языка [Текст] / О.Г. Ревзина // Критика и семиотика. - Новосибирск: НГУ, 2004. - Вып. 7. - С. 11-20. URL: http://www.philology.ru/linguisticsl/revzina-04.htm (дата обращения: 21.10.2014).

107. Самигуллииа, A.C. Понятие «образ-схема» в современных исследованиях по когнитивной лингвистике [Текст] / A.C. Самигуллина // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология. Искусствоведение. - 2008. - № 11. - С. 104-110.

108. Тарасенко, В.В. Познание как фрактальное блуждание в мире [Текст] / В.В. Тарасенко // Что значит знать?: сборник научных статей / Отв. ред. Г.Б. Гунтер, С.Л. Катречко. - М.: Центр гуманитарных исследований, СПб.: Университетская книга, 1999. - С. 168-185.

109. Фещенко, B.B. Autopoetica как опыт и метод, или о новых горизонтах семиотики [Текст] / В.В. Фещенко // Семиотика и Авангард: Антология / Ред.-сост. Ю.С. Степанов, H.A. Фатеева, В.В. Фещенко, Н.С. Сироткин. Под общ. ред. Ю.С. Степанова. - М.: Академический Проект, Культура, 2006.-С. 54-122.

110. Birdwhistell, R.L. Paralanguage 25 Years After Sapir [Текст] / R.L. Birdwhistell // Lectures on Experimental Psychiatry (Ed. by H.W. Brosin). - Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 1961. - P. 43-63.

111. Birdwhistell, R.L Some body motion elements accompanying spoken American English [Текст] / R.L. Birdwhistell III Communication: Concepts and Perspectives. Ed.by Lee Trager. - Washington: Spartan Books, 1967. -P. 53-76.

112. Fauconnier, G. Mental Spaces [Текст] / G. Fauconnier. - Cambridge, 1985. URL: http://teфConnect.umd.edu/~israel/Fauconnier-MentalSpaces.pdf (дата обращения: 08.09.2014).

113. Hall, Edw. T. A System for Notation of Proxemic Behaviours [Текст] / Edw. Т. Hall // American Anthropologist. Vol. 65, Issue 5, 1963. -P. 1003-1026.

114. Pavis, P. Analyzing Performance: Theater, Dance, and Film [Текст] / P. Pavis. - Michigan: University of Michigan Press, 2003. - 362 p.

115. Preziosi, D. The Art of Art History: A Critical Anthology [Текст] / D. Preziosi. - New York: Oxford University Press Inc., 2009. - 591 p.

Исследовательская и справочная литература

116. Аверьянова, Е.В. Движение как основание синтеза искусств в XX веке: теоретические смыслы и художественный опыт [Текст]: автореф. дис... канд. иск. / Е.В. Аверьянова. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006. - 22 с.

117. Алесенкова, В.Н. Роль символических действий в спектакле [Текст] / В.Н. Алесенкова // Театр. Живопись. Кино. Музыка. - М.: РАТИ-ГИТИС, 2011. -№3. - С. 63-76.

118. Алесенкова, В.H. Символ как выразительное средство в театральной практике рубежа XX-XXI веков [Текст]: автореф. дис... канд. иск. /

B.Н. Алесенкова. - Саратов: СГК им. JI.B. Собинова, 2011. - 27 с.

119. Альтшуллер, А.Я., Герасимов, Ю.К. Русский театр XIX - начала XX века [Текст] / А.Я. Альтшуллер, Ю.К. Герасимов // История советского театроведения: очерки 1917-1941.-М.: Наука, 1981.-С. 149-195.

120. Аникст, A.A. Театр эпохи Шекспира [Текст] / A.A. Аникст - М.: Искусство, 1965. - 324 с.

121. Аронсон, О. В. Неоконченная полемика: биомеханика Мейерхольда или психотехника Станиславского? [Текст] / О.В. Аронсон // Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 4/1. - М.: РГГУ, 2007. -

C. 410-423.

122. Арустамян, A.B. Жест в культуре и искусстве [Текст]: дис... канд. иск. /

A.B. Арустамян. - СПб.: СПбГАТИ, 1999. - 226 с.

123. Атитанова, Н.В. Танец как смысловая универсалия: От выразительного движения к «движению» смысла [Текст]: дис... канд. философ. наук / Н.В. Атитанова. - Саранск: Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, 2000. - 163 с.

124. Бабич, Н.Ф. Музыка в пластическом театре рубежа XX-XXI веков [Текст]: автореф. дис... канд. иск. / Н.Ф. Бабич. - Ростов-на-Дону: РГК(А) им. C.B. Рахманинова, 2012. - 27 с.

125. Бабле, Д. Театр [Текст] / Д. Бабле // Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка / Л. Ришар; науч. ред. и авт. послесл.

B.М.Толмачёв; Перевод с фр. М.О. Гончар - М.: Республика, 2003. -

C. 263-298.

126. Барба, Э., Саварезе, Н. Словарь театральной антропологии. Тайное искусство исполнителя [Текст] / Э. Барба, Н. Саварезе. - М.: Артист, Режиссёр, Театр, 2010. - 320 с.

127. Барбой, Ю.М. К теории театра [Текст]: учебное пособие / Ю.М. Барбой. - СПб.: СПбГАТИ, 2008. - 238 с.

128. Бартоьиевич, A.B. Мирозданью современный. Шекспир в театре XX века [Текст] / A.B. Бартошевич. - М.: ГИТИС, 2002. - 360 с.

129. Богданова, П.Б. Театр Анатолия Васильева 1970-1980-х годов: метод и эстетика: дис... канд. искусствоведения / П.Б. Богданова. - СПб.: СПбГАТИ, 2009. - 240 с.

130. Булатова (Янкина), И.Л. Малая сцена как художественное явление театральной культуры на рубеже XX-XXI веков [Текст]: дис... канд. иск. / И.Л. Булатова. - СПб.: СПбГУП, 2008. - 26 с.

131. Булатова (Янкина), И.Л. Новые методы исторического исследования в современном театроведении [Текст] / И.Л. Булатова // На пересечении наук: новая проблематика и методика современного исторического исследования: Материалы всероссийской научно-практической конференции, 4 апреля 2006 года. - СПб.: СПбГУП, 2006. - С. 141-144.

132. Валукин, М.Е. Эволюция движений в мужском классическом танце [Текст] / М.Е. Валукин. - М.: ГИТИС, 2007. - 248 с.

133. Волконский, С.М. Выразительный человек: Сценическое воспитание жеста (по Дельсарту) [Текст] / С.М. Волконский. - 2-е изд. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 248 с.

134. Волконский, С.М. Отклики театра: О естественных законах пластики [Текст] / С.М. Волконский. - 2-е изд. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012.-208 с.

135. Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного [Текст] / Г.-Г. Гадамер // Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991. - С.266-323.

136. Гадамер, Г.-Г. О праздничности театра [Текст] / Г.-Г. Гадамер // Актуальность прекрасного. -М.: Искусство, 1991. - С.155-165.

137. Гарги, Б. Театр и танец Индии [Текст] / Б. Гарги - М.: Искусство, 1963. - 163 с.

138. Гиршон, А. Танцевальная импровизация в России [Текст] / А. Гиршон // Голос художника: проблема синтеза в современной хореографии. Сборник докладов. - Волгоград: Волгоградский центр современной хореографии, 1999. - С. 77-78.

139. Гликман, ИД. Мейерхольд и музыкальный театр / И.Д. Гликман. - Л.: Советский композитор, 1989. - 352 с.

140. Голубовскый, Б.Г. Пластика в искусстве актёра / Б.Г. Голубовский. - М.: Искусство, 1986. - 189 с.

141. Григоръянц, Т.А. Семиотика пластической культуры [Текст]: монография / Т.А. Григорьянц. - Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2006. - 216 с.

142. Громов, Ю.И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актёра [Текст] / Ю.И. Громов. - 2-е изд., испр. - СПб.: Планета Музыки, Лань, 2011.-256 с.

143. Губанова, И.Н. К проблеме театрального знака: кризис прикладной и нереализованные возможности фундаментальной семиотики [Текст] / Теория театра: Сборник статей. - М.: Международное агентство «АХ>.&Т.»,2000.-С. 115-135.

144. Гусев, В.Е. Фольклорный театр [Текст] / В.Е. Гусев // История советского театроведения: очерки 1917-1941. - М.: Наука, 1981. — С. 120-132.

145. Дадиаиова, Т.В. Пластичность как физиогномическая характеристика искусства и категория художественного творчества [Текст] / Т.В. Дадианова. - Ярославль: Ярославский политехнический институт, 1993.- 130 с.

146. Девятайкина, Н.И. Петрарка и культурно-эстетические ориентиры эпохи (по трактату «О средствах против превратностей судьбы») [Текст] / Н.И. Девятайкина // Вюник Кшвського нацюнального ушверситету iM. Тараса Шевченка. Сер1я: 1стор1я. -2011. -Вип. 106. - С. 17-20.

147. Девятайкина, Н.И. Пластические искусства и мода на них в итальянском городе XIV столетия (диалог Петрарки «О зрелищах») [Текст] / Н.И. Девятайкина // Средневековый город : межвуз. сб. науч. тр. - Саратов, 2012. - Вып. 22: Вопросы социально-политической, культурно-антропологической и идейной истории Реформации и города X-XVII веков. - С. 138-146.

148. Девятайкина, Н.И. Тема актёра и театра в диалогах Петрарки и эпиграфах Пинитиана к ним // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. URL: http://www.science-education.ru/120-17004 (дата обращения: 21.01.2015).

149. Демидов, Н.В. Творческий художественный процесс на сцене [Текст] / Н.В. Демидов / Под ред. М.Н. Ласкиной // Творческое наследие. Т. 3. Кн. 4. - СПб.: Нестор-История, 2007. - 480 с.

150. Добровольская, Г.Н. Танец, пантомима, балет [Текст] / Г.Н. Добровольская. - Л.: Искусство, 1975. - 128 с.

151. Догороеа, H.A. Становление и развитие педагогических систем в хореографической культуре: от XVII до начала XX в. [Текст]: автореф. дис... канд. иск. / H.A. Догорова. - Саранск: Мордовский гос. ун-т им. Н.П. Огарева, 2006. - 18 с.

152. Дрознин, A.B. Дано мне тело... Что мне делать с ним? [Текст] / А.Б. Дрознин. - M.: Navona, 2009. - 464 с.

153. Дрознин, А.Б. Физический тренинг актёра по методике А.Б. Дрознина [Текст]: учебное пособие. - М.: ВЦХТ, «Я вхожу в мир искусств» № 4 (80), 2004.- 160 с.

154. Егорова, Т.К. Музыкальная фоносфера фильма и эффект «виртуальной реальности» [Текст] / Т.К. Егорова // Звуковая среда современности: сб. статей памяти М.Е.Тараканова (1928-1996) / Отв. ред.-сост. Е.М. Тараканова. - М.: ГИИ, 2012. - С. 284-294.

155. Ермакова, O.A. Новые выразительные средства в зарубежной хореографии второй половины XX века (творческие поиски М. Бежара и Д. Ноймайера) [Текст]: автореф. дис... канд. иск. / O.A. Ермакова. - СПб: СПбГУП, 2003.-20 с.

156. Ершова, Е.В. Педагогические пути формирования танцевальной культуры студента-актёра [Текст]: автореф. дис... канд. педагог, наук / Е.В. Ершова. - М.: Учреждение Российской академии образования «Институт художественного образования», 2011. — 21 с.

157. Захава, Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра [Текст]: учебное пособие / Б.Е. Захава. - 5-е изд. - М.: РАТИ-ГИТИС, 2008. - 432 с.

158. Захаров, Р.В. Искусство балетмейстера [Текст] / Р.В.Захаров. - М.: Искусство, 1954.-431 с.

159. Звёздочкин, В.А. Пластика актёра в современном драматическом спектакле (интерпретации классики в режиссуре Г.А. Товстоногова

210

1970-1980 годов) [Текст]: автореф. дис... канд. искусствоведения / В.А. Звёздочкин. - Л.: ЛГИТМИК, 1987.-25 с.

160. Звёздочкин, В. А. Пластика в драме (интерпретация классики в русском драматическом театре 1970-80-х годов) [Текст] / В.А. Звёздочкин. - СПб.: Пати, 1994.- 104 с.

161. Зиигерман, Б.И. Связующая нить: Писатели и режиссёры [Текст] / А. Бартошевич, Б. Зингерман / Авторский сборник. - М.: Объединённое Гуманитарное Издательство, 2002. - 432 с.

162. Зингерман, Б.И. Театр Чехова и его мировое значение [Текст] / Б.И. Зингерман. -М.: Наука, 1988.-384 с.

163. Злотникова, Т.С. Публичное одиночество (Творческая личность в русском театре второй половины XX века: актёр и режиссёр) [Текст] / Т.С. Злотникова. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1998. - 234 с.

164. Злотникова, Т.С. Театр провинциального города: художественный, нравственный, социально-экономический аспекты трансформаций [Текст] / Т.С. Злотникова // Провинциальный идеализм. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2012. - С. 25-42.

165. Злотникова, Т.С. Эстетические парадоксы и константы русского театра: культурфилософский дискурс [Текст] / Т.С. Злотникова // Вопросы культурологии. - М.: Панорама, 2012. - № 3. - С. 36-42.

166. Злотникова, Т.С. Эстетические парадоксы русской драмы [Текст]: научная монография / Т.С. Злотникова. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2011. - 288 с.

167. Золотарёва, Л.Р. Описание и анализ произведения искусства -эстетико-искусствоведческий и педагогический инструментарий [Текст] / Л.Р. Золотарёва // Известия Алтайского государственного университета. — Барнаул: Известия АГУ, 2012. -№ 2-1(74). - С. 157-162.

211

168. История русского театра [Текст] / Ы.Н. Евреинов, В.В.Яковлев, JT.J1. Сабанеев, И. Глебов, АЛ. Волынский, Д.И. Лешков, И.И. Рерберг. -М.: Эксмо, 2011.-477 с.

169. Кагарлицкий, Б. Гедрюс Мацкявичюс и его спектакли [Текст] / Б. Кагарлицкий // Театр. - 1979. -№1. - С. 27-32.

170. Кальной, И.И., Сандулов, Ю.А. Философия для аспирантов [Текст]: учебник / Под ред. И.И. Кального. - 3-е изд., стер. - СПб.: «Лань», 2003. -512 с.

171. Катышева, Д.Н. Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр [Текст]: монография / Д.Н. Катышева. - СПб.: СПбГУП, 2001. - 205 с.

172. Катышева, Д.Н. Имена и судьбы в искусстве (2-я половина XX в.) [Текст]: монография / Д.Н. Катышева. - СПб.: СПбГУП, 2015. - 216 с.

173. Катышева, Д.Н. Петербургские сезоны: начало XXI века (драма, балет) [Текст]: монография / Д.Н. Катышева. - СПб.: СПбГУП, 2011. - 194 с.

174. Кириллов, A.A. Театр и театральная система Михаила Чехова [Текст]: автореф. дис... канд. искусствоведения / A.A. Кириллов. - СПб.: Рос. ин-т истории искусств, 2008. - 27 с.

175. Коваленко, Т.В. Эволюция театральной жизни: Опыт информационно-культурологического осмысления [Текст] / Т.В. Коваленко / Предисл. В.М. Петрова. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012.-248 с.

176. Колосов, Р.В. Драматический театр одного актёра в России последней четверти XX - начала XXI века: предыстория, практика, специфика жанра [Текст]: автореф. дис... канд. искусствоведения / Р.В.Колосов. - СПб.: СПбГУП, 2010.-19 с.

177. Комаров, Г. Театр без маски [Текст] / Г. Комаров // Театр. - 1977. - №2. -С. 49-56.

178. Кондратенко, Ю. Синтез в хореографическом искусстве эпохи постмодерна [Текст] / Ю. Кондратенко // Голос художника: проблема синтеза в современной хореографии. Сб. докладов. - Волгоград: Волгоградский центр современной хореографии, 1999. - С. 16-20.

179. Константинова, A.B. Театр «HAND MADE»: история, язык, метод [Текст] / A.B. Константинова // Академия пантомимы: теория и практика: сб. статей / Отв. ред. Е.В. Маркова, Т.Ю. Смирнягина. - М.: Миттель Пресс, 2011.-С. 85-91.

180. Константинова, A.B. Феномен пластической драмы в творчестве Гедрюса Мацкявичюса [Текст]: автореф. дис... канд. иск. / A.B. Константинова. - СПб.: СПбГАТИ, 2013. - 27 с.

181. Королёва, Н.В. Древнерусский театр и театр XVIII века [Текст] / Н.В. Королёва // История советского театроведения: очерки 1917-1941. -М.: Наука, 1981.-С. 132-149.

182. Королёва, Э.А. Танец, его происхождение и методы исследования (по работам зарубежных ученых XX века) [Текст] / Э.А. Королёва // Советская этнография. - 1975. -№ 5. - С. 147-155.

183. Кох, И.Э. Основы сценического движения [Текст] / И.Э.Кох. - JL: Искусство, 1970. - 568 с.

184. Крейдлин, Г.Е. Невербальная семиотика и театр [Текст] / Г.Е. Крейдлин // Вестник Кемеровского Государственного Университета Культуры и Искусств. - Кемерово: КГУКиИ, 2011. - № 14. - С. 45 - 47.

185. Кристерсон, Х.Х. Танец в спектакле драматического театра [Текст]: учебное пособие для режис. фак. театр, ин-тов / Х.Х. Кристерсон. - JI.-M.: Искусство, 1957. - 175 с.

186. Кузина, Е.Е. Психологический жест — ключ к игре актёров метода Михаила Чехова [Текст] / Е.Е. Кузина // Театр. Живопись. Кино. Музыка. -М.: РАТИ-ГИТИС, 2012.-№2. -С. 37-48.

187. Курюмова, Н.В. Современный танец в культуре XX в.: смена моделей телесности [Текст]: автореф. дис... канд. философ, наук / Н.В. Курюмова. - Екатеринбург: Урал, федеральный ун-т им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2011. - 25 с.

188. Лещинский, A.A. Танец в драматическом театре [Текст] / A.A. Лещинский // Балет. - М., 2010. - №4 (163). - С. 32-33.

189. Лещинский, A.A. Танцевально-пластическое пространство в драматическом спектакле [Текст] / A.A. Лещинский // Сцена. - М., 2008. -№4 (54). - С. 76-78.

190. Лещинский, A.A. Танец в системе профессионального становления актёра драматического театра в России [Текст]: автореф. дис... канд. иск. / A.A. Лещинский. - М.: Российский университет театрального искусства -ГИТИС, 2011.-29 с.

191. Ливанова, Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года [Текст]: учебник в 2-х т. / Т.Н. Ливанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Музыка, 1983. -Т. 1: По XVIII век. - 696 е., нот.

192. Львов, В. В мире пластики, музыки, света... [Текст] / В.Львов // Музыкальная жизнь. - 1989. -№14. - С. 4-5.

193. Манзарханов, Э.Е. Религиозный аспект в пластическом искусстве театра Но [Текст] / Э.Е. Манзарханов // Вестник Бурятского университета. Серия 18: Политология. Культурология. - Улан-Удэ: БГУ, 2006. - Вып. 3. -С. 207-216.

194. Манзарханов, Э.Е. Особенности пластического искусства в драматическом театре Запада и Востока [Текст]: дис... канд. иск. /

214

Э.Е. Манзарханов. - Улан-Удэ: Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств, 2006. - 196 с.

195. Мартинес, Э.Л. Внесловесный язык [Текст] / Э.Л. Мартинес // Культуры. - 1986. - №2. - С. 12-26.

196. Меланъин, A.A. Методы анализа танцевального движения [Текст]: дис... канд. иск. / A.A. Меланьин. - М.: Российская академия театрального искусства - ГИТИС, Московская государственная академия хореографии, 2010.-233 с.

197. Мерварт, A.M. Индийский народный театр [Текст] / A.M. Мерварт // Восточный театр: Сб. ст. - Л.: Academia, 1929. С. 16-111.

198. Мещерякова, И.В. Танец в исследовательском пространстве теории и истории культуры [Текст] / И.В. Мещерякова // Приоритетные направления развития культуры в социокультурном пространстве: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. - Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. - С. 135-142.

199. Молодцова, М.М. Комедия дель арте: История и современная судьба [Текст] / М.М. Молодцова. - Л.: ЛГИТМиК, 1990. - 219 с.

200. Молодцова, М.М. Четыре шедевра итальянского «учёного театра» эпохи Возрождения [Текст] / М.М. Молодцова. - СПб.: СПбГАТИ, 2011. -320 с.

201. Морозова, Г.В. Биомеханика: наука и театральный миф [Текст] / Г.В. Морозова // Я вхожу в мир искусств. - М.: ВЦХТ, 2005. - №12 (100). -С. 111-155.

202. Морозова, Г.В. О пластической композиции спектакля [Текст] / Г.В. Морозова // Я вхожу в мир искусств. - М.: ВЦХТ, 2001. - №8 (48). -С. 7-107.

203. Морозова, Г.В. Пластическое воспитание актёра [Текст] / Г.В. Морозова. - М.: Терра-спорт, 1998. - 240 с.

204. Мякотин, Е.В. Структурная модель произведений «третьего направления» [Текст] / Е.В. Мякотин // Проблемы культуры и искусства в мировоззрении современной молодёжи: преемственность и новаторство: Сб. науч. статей по материалам открытой межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. - Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2005. - Вып. 3. - С. 86-98.

205. Мякотин, Е.В. «Юнона и Авось» А. Рыбникова в контексте мениппейной логики [Текст] / Е.В. Мякотин // Вопросы психологии творчества: Межвуз. сб. науч. ст. - Саратов: СГУ, 2005. - Вып. 7. -С. 215-224.

206. Немеровский, А.Б. Пластическая выразительность актёра [Текст] /А.Б. Немеровский. - 2-е изд., исп. и доп. - М.: Искусство, 1988. - 191 с.

207. Нехаева, И.Н. Философские этюды об искусстве [Текст] / И.Н. Нехаева. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. - 312 с.

208. Павленко, А.Д. Теория и театр [Текст] / А.Д. Павленко. - СПб.: СПбГУ, 2006.-234 с.

209. Панфёров, В.И. Балетмейстер в драматическом спектакле [Текст] / В.И. Панферов. - Челябинск: Челябинский гос. ин-т искусства и культуры, 1996. - 174 с.

210. Пименова, Н.В. Актёр как главный носитель атмосферы спектакля [Текст]: автореф. дис... канд. искусствоведения / Н.В. Пименова. - М.: РАТИ-ГИТИС, 2011. - 25 с.

211. Прохоров, А. Портрет одного коллектива [Текст] / А.Прохоров // Советский балет. - 1984. - №3. - С. 44-46.

212. Разночинцев, М.А. Роль пластики (сценического движения) в обучении актёрской профессии [Текст] / М.А. Разночинцев // Театр. Живопись. Кино. Музыка. -М.: РАТИ-ГИТИС, 2013. - №4. - С. 121-129.

213. Романова, Е.В. Театр в эстетико-семиотическом дискурсе: На примере отечественной и западноевропейской театральной практики второй половины XX века [Текст]: дис... канд. философ, наук / Е.В. Романова. -М.: МГУ, 2004.- 147 с.

214. Румнев, A.A. О пантомиме [Текст] / A.A. Румнев. -М.: Искусство, 1964. - 244 с.

215. Рутберг, И.Г. Пантомима. Движение и образ [Текст] / И.Г. Рутберг // Б-чка «В помощь художественной самодеятельности». - М.: Советская Россия, 1981.- №24. - 160 с.

216. Рутберг, И.Г. Пантомима Модриса Тенисона [Текст] / И.Г. Рутберг // Юность. - 1969. - № 6. URL: Ьир://ш1шез.ги/Рутберг%20И.%20Пантомима%20Модриса%20Тенисона (дата обращения: 12.09.2014).

217. Силюнас, В.Ю. Театр Золотого века [Текст] / В.Ю. Силюнас. - М.: РГГУ, 2012.-288 с.

218. Скорнякова, М.Г. Джорджо Стрелер и «Пикколо театро ди Милано» [Текст] / М.Г. Скорнякова. - М.: Государственный институт искусствознания, 2012. - 352 с.

219. Слонимский, Ю.И. Жан Жорж Новерр и его «Письма» [Текст] / Ю.И. Слонимский // Ж.Ж. Новерр «Письма о танце и балетах». - Л., М.: Искусство, 1965. - С. 7-36.

220. Смирнягина, Т.Ю. Российский театр пантомимы в конце ХХ-го столетия (На опыте театра «Лицедеи» Вячеслава Полунина, перформтеатра «черноеНебобелое», «Русского инженерного театра

217

AXE») [Текст]: дис... канд. иск. / Т.Ю. Смирнягина. - М.: Гос. ин-т искусствознания, 2005. - 152 с.

221. Степанова, Н.Ю. Феноменология танца: движение в структуре временности [Текст]: автореф. дис... канд. философ, наук / Н.Ю. Степанова. - Комсомольск-на-Амуре: Дальневосточный гос. гуманитарный ун-т, 2010. - 24 с.

222. Стрельцова, Е. Я люблю человеческий голос [Текст] / Е. Стрельцова // Ф.Г.Лорка «Избранное: Стихи. Театр. Статьи». - М.: Моск. рабочий, 1983.-С. 5-29.

223. Суворова, М.Н. Работа балетмейстера в драматическом театре [Текст] / М.Н. Суворова // Я вхожу в мир искусств. - М.: ВЦХТ, 2007. - №12(124). - 143 с.

224. Суриц, Е.Я. Пластический и ритмопластический танец: его жизнь и судьба в России [Текст] / Е.Я. Суриц // Советский балет. - 1988. - №6. -С. 47-49.

225. Шалимова, H.A. Антропологические проблемы театра А.Н. Островского: (Опыт постижения художественной реальности) [Текст]: автореф. дис... доктора иск. / Н.А.Шалимова. - М.: Гос. ин-т искусствознания, 2000. - 51 с.

226. Шалимова, H.A. Метафора в драматическом театре: проблемы поэтики [Текст]: автореф. дис... канд. иск. / Н.А.Шалимова. - М.: Гос. ин-т театрального искусства им. A.B. Луначарского, 1990. - 21 с.

227. Шалимова, H.A. Человек в художественном мире А.Н. Островского: учебное пособие / H.A. Шалимова. - Ярославль: Ярославский государственный театральный институт, 2007. - 272 с.

228. Щербаков, В. О пластическом театре [Текст] / В. Щербаков // Театр. — 1985.-№7.-С. 28-36.

229. Юрьева, М.Н. Хореографическое образование в России: история возникновения и развития [Текст] / М.Н. Юрьева // Научный вестник Академии культуры и искусств ТГУ им. Г.Р. Державина. - Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2012. - Вып. 4 - С. 71-82.

230. Юшкова, Е.В. Пантомима в творчестве Айседоры Дункан [Текст] / Е.В. Юшкова // Академия пантомимы: теория и практика: сб. статей / Отв. ред. Е.В.Маркова, Т.Ю. Смирнягина. - М.: Миттель Пресс, 2011. -С. 19-30.

231. Юшкова, Е.В. Пластика преодоления: краткие заметки об истории пластического театра в России в XX веке [Текст] / Е.В. Юшкова. — Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2009. - 276 с.

232. Юшкова, Е.В. Пластический театр в России XX века [Текст]: дис... канд. иск. / Е.В. Юшкова. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2004. - 242 с.

233. Ячменёва, М.М. Мировоззрение и драматургия Гедрюса Мацкявичюса [Текст] / М.М. Ячменёва // Театр. Живопись. Кино. Музыка. - М.: РАТИ-ГИТИС, 2011. - №2. - С. 36-54.

234. Ячменёва, М.М. Поэтика театра пластической драмы Г. Мацкявичюса [Текст]: автореф. дис... канд. иск. / М.М. Ячменёва. - М.: Рос. ун-т театр. Искусства (ГИТИС), 2012. - 26 с.

235. A Companion to Tragedy [Текст] / Documentary Studies, Edited by R. Bushnell. - Oxford: Blackwell Publishing Ltd., 2005. - 557 p.

236. Charlotte, Julie Van Camp. Philosophical problems of dance criticism. PhD dissertation (1981) [Текст] / Julie Van Camp Charlotte - Submitted to the Temple University Graduate Boardin partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy. URL: http://www.csulb.edu/~jvancamp/diss.html (дата обращения: 11.09.2012).

237. Engel, J.J. Idées sur le geste et l'action théatrale. Vol.l. [Текст]./ J.J. Engel -Paris, Chez Barrois, 1788. - 324 p.

238. Ewing, W.A. Danse: Chefs — d'oeuvre de la photographe. Herscher [Изоматериал]. - Paris, 1987. - 240 p.

239. The dance. Historie Illustrations of Dancing from 3300 B.C. to 1911 A.D. [Изоматериал, Текст]. URL: http://www.bencourtney.com/ebooks/dance/ (дата обращения: 11.09.2012).

240. Thomas, H. The Body, Dance and Cultural Theory [Текст] / H. Thomas. -New York: Palgrave Macmillan, 2003. - 262 p.

Словари и энциклопедии

241. Бидерманн, Г. Энциклопедия символов [Текст] / Г. Бидерманн / Перевод с нем. В.М. Валькова, Ю.Ю. Вейнгольда, B.C. Гринько,

A.П. Дурилова, Л.Б. Шульца / Общ. ред. и предисл. И.С. Свенцицкой. -М.: Республика, 1996. - 335 с.

242. Искусство мимики. Энциклопедия сценического самообразования [Текст] / Сост. В.П. Лачинов. - М.: Издание журнала «Театр и искусство», 1909.-Т. 1.-367 с.

243. Краткий словарь когнитивных терминов [Текст] / Под общей редакцией Е.С. Кубряковой. - М. Филол. ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. -245 с.

244. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. редактор

B.Н.Ярцева. - М.: Советская энциклопедия, 1990. URL: http://www.tapemark.narod.ru/les/ (дата обращения: 31.08.2014).

245. Современный толковый словарь русского языка [Текст] / Гл. редактор

C.А. Кузнецов. - М.: Ридерз Дайджест, 2004. - 960 с.

246. Театральная энциклопедия [Текст] / коллектив авторов. - М.: Советская энциклопедия, 2000. - 3040 с.

Рецензии

247. Алпатова, И. Хорошая история вытанцовывается [Текст] / И. Алпатова // Театрал. URL: http://www.teatral-online.ru/news/9367/ (дата обращения: 12.09.2014).

248. Берман, Н. Вытанцовывается драма [Текст] / Н. Берман // Газетами. URL: http://www.gazeta.ru/culture/2013/05/13/a_5320197.shtml (дата обращения: 12.09.2014).

249. Давыдова, М. Трагическая пьеса для механического пианино [Текст] / М. Давыдова // Известия. - 2006. - 22 марта. - URL: http://www.smotr.ru/2005/nemoskva/2005_dodin_lir.htm (дата обращения:

14.04.2013).

250. Егошина, О. Балалайка для Чехова [Текст] / О. Егошина // Шведская спичка. Театр Наций. Пресса о спектакле. - 2007. URL: http://www.smotr.ru/2007/2007_nation_sp.htm (дата обращения:

31.08.2014).

251. Забурдяева, Н. «France Danse» в Санкт-Петербурге [Текст] / Н. Забурдяева // Петербургский театральный журнал. - 2011. - № 1 [63]. -С. 145.

252. Заварзина, Д. Шекспировские страсти [Текст] / Д. Заварзина // Зеркало. Саратовская газета. - 2005. - 27 апр.

253. Кудряшова, Д. На паях [Текст] / Д. Кудряшова / Зрители о спектакле «Pine Bar» // Сайт Томского драматического театра. - 2013. URL: http://dramatomsk.ru/press/detail.php?ID=3314 (дата обращения: 25.08.2014).

254. Павлова-Русинова, А. Путь из маргиналов в пророки [Текст] / А. Павлова-Русинова // Саратов. - 1999. - 16 окт.

255. Травина, И. Томск. Золушка нового века [Текст] / И. Травина // Страстной бульвар, 10. - 2014. - №5-165. URL: http://www.strastl0.ru/node/3022 (дата обращения: 26.08.2014).

256. Филиппов, А. Шекспир для офисного пользователя / А. Филиппов // Русский курьер. - 2006. - 16 окт. - URL: http://www.smotr.ru/2006/2006_scon_lear.htm (дата обращения: 14.04.2013).

257. Ханчин, Д. Танцы во сне Менделеева [Текст] / Д. Ханчин // КультурМультур. - 2014. - 3 сентября. - URL: http ://kulturmultur. com/itwas/122/Tancy_vo_sne_Mendeleeva_03_09_2014/ (дата обращения: 05.09.2014).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.