Развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Славская, Анна Васильевна

  • Славская, Анна Васильевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 186
Славская, Анна Васильевна. Развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Краснодар. 2005. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Славская, Анна Васильевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Теоретические основы развития эмоциональной отзывчивости младших школьников в процессе обучения в классе фортепиано.

1.1. Сущность и структура эмоциональной отзывчивости младших школьников.

1.2. Проблема эмоциональной отзывчивости в теории и практике музыкального образования: научно-теоретический анализ.

1.3. Психолого-педагогические предпосылки развития эмоциональной отзывчивости младших школьников в классе фортепиано.

Глава II. Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано.

2.1. Содержание обучения и принципы развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников в классе фортепиано.

2.2. Методы и приемы развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников в классе фортепиано.

2.3. Опытно-экспериментальная работа по развитию эмоциональной отзывчивости младших школьников в классе фортепиано.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано»

Актуальность исследования. Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, является важнейшим, порой незаменимым средством духовного развития личности.

Музыкант должен иметь адекватное представление об исполняемой музыке, понимать ее внутренний психологический смысл, должен раскрывать и доносить до слушателей ее характер и собственное отношение к исполняемой музыке. К сожалению, высокие требования к совершенствованию технических навыков направляют внимание многих преподавателей-пианистов в первую очередь на технически безупречное исполнение, отчего обучение музыке в инструментальном классе часто приобретает технологический характер в ущерб художественному развитию ребенка.

Восприятие выразительного значения музыкального языка, проникновение в содержательную структуру произведения, в частности, в его эмоциональный смысл, возможно только при наличии способности эмоционально отзываться на выражаемое музыкой содержание, поэтому воспитание в детях любви к музыке, умения сопереживать заключенному в ней образно-эмоциональному смыслу является главной целью уроков музыки.

Сложившаяся в условиях отечественного массового музыкального образования практика музыкально-эстетического развития детей исходит из того, что сущностную основу любой музыкальной деятельности составляет ее эмоционально-содержательная сторона. Музыку невозможно воспринимать, понимать, постигать, исполнять без эмоций, которые составляют основу её содержания. Постижение эстетической сферы музыки чисто рассудочным способом, переводом её художественных образов в словесные описания - просто невозможно. Для восприятия сложного мира человеческих эмоций и чувств, отраженных в музыкальных произведениях различных эпох, необходимы не только развитый слух, практические навыки владения инструментом, но и эмоционально развитый воспринимающий субъект. Воспитание эмоционально восприимчивых людей - важнейшая задача музыкальной педагогики.

Настоятельная потребность в совершенствовании методики эмоционального воспитания юных музыкантов ощущается и в сфере специального музыкального образования (в частности, в процессе обучения в классе фортепиано). Необходимость развития эмоциональной отзывчивости школьника, обучающегося музыке в классе фортепиано детской музыкальной школы, и определила актуальность настоящего исследования.

Степень научной разработанности проблемы. В научной литературе эмоциональная отзывчивость на музыку изучалась в разных аспектах. Как фундаментальная составляющая музыкальности, она получила теоретический анализ в трудах Н.А. Ветлугиной [33; 34; 35; 235], Г.А. Ильиной [64; 65], В.В. Медушевского [98; 99], Г.С. Тарасова [171; 172; 173], К.В. Тарасовой [174; 175], А. Цатурян [191] и особенно Б.М. Теплова [176-179]. В ряде работ (А.С. Базиков, Н.К. Бакланова, В.К. Белобородова,

A.В. Вартанян, Р.А. Егорова Г.М. Котляр, Г.К. Овакимова, X.JI. Пеленкова,

B.Т. Романов, J1.M. Седунова, Э.А. Скрипкина, О.В. Сусоева, Т.А. Стахи и Г.А. Карцева и др.) рассматривались отдельные аспекты изучаемой проблемы: природа эмоциональности и ее роль в восприятии музыки; эмоциональное отношение учащихся к занятиям музыкой и возрастные особенности учащихся-музыкантов; воспитание эмоционально-оценочного отношения к музыке; соотношение сознательного и эмоционального в процессе подготовки учителя музыки и взаимодействие рационального и эмоционального в процессе его инструментальной подготовки; психологический анализ деятельности педагога по формированию у студентов эмоционально-художественного отношения к музыке и др. Теория и практика развития эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки представлена в работах И.Л. Вахнянской [31]. Проблема художественного моделирования эмоций в музыке рассматривается в работах В.В. Медушевского [98; 99], В.И. Петрушина [138; 139; 140]; В.Г. Ражников [148] разработал «словарь эстетических эмоций» и методику развития эмоциональной сферы учащихся-музыкантов, которая с успехом применяется в музыкальной педагогике. Проблемам эмоционального содержания музыки посвящены исследования М.А. Смирнова [163; 164], В.Н. Холоповой [188; 189].

Очень важной для отечественной музыкальной педагогики является разработка проблемы «эмоционального слуха» (термин, введенный В.П. Морозовым). Наиболее ценными в этой области представляются исследования В.П. Морозова [103-113] и А.Х. Пашиной [129-135].

Из многочисленных зарубежных работ выделяются труды ученых разных стран, работающих по грантам Упсальского и Стокгольмского университетов [202; 204-207; 211-216; 219-221; 227] . Представители этой группы, возглавляемой А. Габриелсоном и Н.П. Жаслином, используют особые методики, с помощью которых можно производить не только тестирование эмоциональной стороны исполнения, но и контролировать использование выразительных средств музыканта. Более того, члены «шведской группы» разработали специальные компьютерные программы, позволяющие осуществлять контроль над эмоциональной сферой музыканта-исполнителя, и эти программы уже используются в мировой педагогической практике.

Ближе всего к теме данной диссертации стоят работы, посвященные развитию эмоциональности в классе фортепиано. В диссертации и статьях

Д.С. Надыровой [118-121] рассматривалась методика развития эмоциональности студентов музыкально-педагогического факультета в процессе преподавания основного музыкального инструмента (фортепиано). А.А. Пов-житков [142] исследовал проблему соотношения эмоционального и рационального, скорее в теоретическом, чем в практическом плане. В капитальной монографии Г.П. Прокофьева [143] «Формирование музыканта-исполнителя-пианиста» (М., 1956), затронуты также вопросы эмоциональности в процессе формирования музыканта-исполнителя, рассмотрены элементы методики формирования эмоциональной отзывчивости. Довольно широкий круг научно-исследовательской литературы, посвященной развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, свидетельствует о важности исследуемой нами темы. Однако в предшествующих исследованиях вопросы развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников в классе фортепиано в такой плоскости не рассматривались.

Очевидное противоречие между важностью и необходимостью эмоционального постижения музыки и недостаточной разработанностью необходимых для этого педагогических средств позволило сформулировать проблему исследования: совокупность, каких педагогических условий и средств, окажется эффективной для развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников в классе фортепиано.

Объект исследования — процесс обучения учащихся младшего школьного возраста в классе фортепиано в детской музыкальной школе.

Предмет исследования - педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников в процессе обучения в классе фортепиано.

Цель исследования - разработка теоретических основ и методики развития эмоциональной отзывчивости в процессе обучения младших школьников игре на фортепиано.

Задачи исследования:

- уточнить сущность и структуру эмоциональной отзывчивости;

- научно обосновать важнейшие психолого-педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников в классе фортепиано;

- экспериментально проверить методику развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников в процессе обучения игре на музыкальном инструменте (фортепиано).

Изучение научной и методической литературы по рассматриваемой проблеме, теоретический анализ предмета исследования позволили в качестве гипотезы выдвинуть предположение, что основой творческого восприятия и исполнения музыки выступает специально организованный учебно-педагогический процесс, который позволяет развить эмоциональную отзывчивость у младших школьников в классе фортепиано. Эффективность организации этого процесса обеспечивается посредством разработки специальных принципов, методов и приемов; расширение музыкального опыта учащихся будет способствовать успешному эмоционально-творческому развитию младших школьников в условиях фортепианного обучения.

Методологической основой диссертации служат системно-структурный, деятельностный подход к изучению явлений и процессов (И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин), концептуальные положения о единстве сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), эмоционального и рационального (Л.В. Выготский, А.А. Повжитков, В.В. Медушев-ский), учение об интонационной природе музыки в трудах Б.В.Асафьева и Б.Л. Яворского, основополагающие труды Б.Г. Ананьева, B.C. Мерлина, К.К. Платонова, Д.Б. Эльконина, П.М. Якобсона.

Теоретической основой исследования служат семиотический подход в интерпретации А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, музыкально-теоретическая концепция об эмоциональной и коммуникативной природе музыки, изложенная в трудах В.В. Медушевского и В.Н. Холоповой. Исследование опирается на идеи о специфической природе эмоционального развития, его личностно-ценностном характере, представленные в общей, художественной и музыкальной психологии (JI.B. Выготский, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, Е.В. Назайкинский, В.И. Петрушин, С.Л. Рубинштейн, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин), педагогики (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова В.Г. Ражников, Е.Д. Критская, В.А. Школяр), теории и практики музыкального исполнительства (Л.А. Баренбойм, Н.К. Бакланова, К.Н. Игумнов, Г.Г. Нейгауз, Г.П. Прокофьев, С.И. Савшинский, С.Е. Фейн-берг).

База исследования - детский дом станицы Медведовской Тимашевского района Краснодарского края. В исследовании принимали участие учащиеся 2-4 классов, обучающиеся игре на фортепиано по программе ДМШ.

В процессе решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические — изучение и анализ философско-эстетических, психолого-педагогических, музыкально-педагогических трудов по теме исследования, моделирование педагогического процесса и его отдельных компонентов, обобщение, сравнение, синтез; эмпирические — наблюдение, анкетирование, беседа, анализ и обобщение практического опыта, педагогический эксперимент; математические — регистрация, шкалирование, математическая обработка полученных результатов.

Исследование осуществлялось в три этапа:

1) подготовительный этап (2000/2001 учебный год) - теоретический анализ предмета исследования, разработка и апробация в ходе опытнопоисковой работы программы и методики экспериментального исследования;

2) проведение педагогического эксперимента (2001/2002 - 2002/2003 учебные годы), сбор эмпирических данных и их первоначальная обработка;

3) обобщение результатов исследования (2003/2004 учебный год) -анализ и статистическая обработка полученных экспериментальных данных, их интерпретация и теоретическое обоснование, подготовка текста диссертации.

Научная новизна исследования:

1. Расширены и дополнены новыми научными знаниями представления о сущности эмоциональной отзывчивости.

2. Конкретизирована и обоснована структура эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста.

3. Дана новая интерпретация принципов и методов развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано («расширения эмоционального поля», исполнительского редактирования, пластического интонирования, содержательного анализа инструментальных произведений, вербализации и визуализации), эффективность которых подтверждена в ходе педагогического эксперимента.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в результате ретроспективного анализа и обобщения научно-теоретических материалов по исследуемой проблеме, были получены новые знания, дополняющие современные представления об эмоциональной отзывчивости, ее структуре. Теоретически обоснованы и экспериментально проверены психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано.

Практическая значимость работы определяется разработкой и апробацией комплексной методики развития эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста в процессе обучения игре на фортепиано. Теоретические положения и методические рекомендации, представленные в диссертации, способствуют повышению качества исполнительской деятельности юных пианистов, воспитанию у них любви к музыке, развитию эмоциональной отзывчивости, формированию художественно-творческого отношения к музыкальной деятельности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологической базой, включающей в себя научные разработки в области философии, эстетики, музыкознания, общей и музыкальной педагогики и психологии, комплексной методикой исследования, соответствующей его целям и задачам, личным участием автора в опытно-экспериментальной работе.

Апробация исследования осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы в детском доме-интернате станицы Медведовской Тимашевского района Краснодарского края, в выступлениях с докладами на Всероссийской и региональных научно-практических конференциях, через публикацию семи статей по теме исследования. Предложенная диссертантом методика развития эмоциональной отзывчивости успешно внедрена в среднюю общеобразовательную школу № 97 им. Г.М. Плотниченко (г. Краснодар) с углубленным изучением музыки и ДМШ станицы Старомышастовской Динского района Краснодарского края.

Положения, выносимые на защиту:

1. Исследуемый процесс подготовки младших школьников в классе фортепиано предусматривает поэтапное развитие эмоциональной отзывчивости и расширение музыкального опыта учащихся как условие духовно-творческого постижения музыки.

2. Целостная структура эмоциональной отзывчивости, как свойства личности учащихся, включает следующие компоненты: художественно-образный, двигателъно-экспрессивный, вербально-аналитический, характеризующиеся специфическим содержанием.

3. Развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников в классе фортепиано обеспечивается: а) направленностью исследуемого процесса на постижение содержания музыки и усилением в нем эмоционально-личностного начала; б) использованием разработанных в диссертации принципов (художественности, творческой активности, поддержания постоянного интереса, связи с жизнью и различными видами искусств, целостности системы художественно-эстетического образования) и методов развития эмоциональной отзывчивости («расширения эмоционального поля», содержательного анализа инструментальных произведений, исполнительского редактирования, пластического интонирования, визуализации и вербализации).

Структура диссертационного исследования включает: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Славская, Анна Васильевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование выполнило поставленные задачи. Проверена и подтверждена научная гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, о том, что специально организованный учебно-воспитательный процесс, который выступает основой творческого восприятия и исполнения музыки, позволяет развить эмоциональную отзывчивость младших классов в процессе обучения игре на фортепиано.

Получены научные данные, характеризующие особенности и тенденции формирования эмоциональной отзывчивости в ходе обучения младших школьников в классе фортепиано.

Создана концепция развития эмоциональной отзывчивости как совокупность факторов, условий, предпосылок, критериев, закономерностей и принципов педагогического руководства с учетом специфики обучения учащихся младших классов в условиях фортепианного обучения.

Разработаны специальные методы и приемы развития эмоциональной отзывчивости учащихся младших классов; определены диагностические методики исследования эмоциональной отзывчивости в целостном учебно-воспитательном процессе.

В диссертации раскрыто понятие эмоциональной отзывчивости как специфического свойства личности, позволяющего ей адекватно воспринимать эмоциональную сторону музыкальных сочинений, выражать различные чувства и настроения средствами своего инструмента, творчески интерпретировать тонкие и разнообразные эмоциональные оттенки музыкальных образов.

Структура эмоциональной отзывчивости представлена следующими основными компонентами: художественно-образный, двигателъно-экспрессивный и вербалъно-аналитический.

Развитие художественно-образного компонента достигается через интонационно-смысловой анализ произведения, раскрытие авторского замысла и содержания музыкального произведения. Двигательно-экспрессивный компонент развивается в процессе пластического интонирования при освоении музыкального сочинения и совершенствования исполнительских движений пианиста. Вербально-аналитический аспект основан на ведущей и решающей роли интеллекта в развитии эмоциональной культуры учащегося; он проявляется в понимании и осознании музыкального стиля исполняемого произведения, сознательном отборе необходимых исполнительских выразительных средств.

В процессе научно-теоретического анализа исследуемой проблемы и опытно-экспериментальной работы использовались уже известные и адаптированные к условиям фортепианного обучения методы: «расширения эмоционального поля» (В.Г. Ражников), содержательного анализа инструментальных произведений (В.А. Школяр), пластического интонирования и другие. Кроме того, разработаны и внедрены в практику новые методы исполнительского редактирования, визуализации и вербализации, а также приемы работы с «уртекстом», способствующие развитию у младших школьников эмоциональной отзывчивости.

Выявлено, что эмоциональная отзывчивость формируется и развивается в органической связи с индивидуальным эмоциональным профилем школьника, его личностными и возрастными особенностями. Экспериментально доказано, что эмоциональная отзывчивость поддается развитию в процессе обучения в классе фортепиано.

Педагогический процесс, обеспечивающий воспитание эмоциональной отзывчивости, включает в себя следующую систему работы: а) диагностика уровня и направленности эмоциональной отзывчивости младших школьников; б) анализ «композиционной выразительности», заложенной в нотном тексте; в) выявление художественного образа и динамики его развития; г) анализ конкретных исполнительских средств и сознательное использование их в своей игре.

Важным фактором развития эмоциональной отзывчивости младшего школьника является актуализация методики обучения игре на фортепиано в направлении восприятия и воспроизведения эмоционального компонента музыкального произведения, а также постоянная работа по развитию и расширению «эмоционального поля» учащегося, его способности эмоционально воспринимать и передавать музыку.

Если музыкально-исполнительская деятельность, связанная с накоплением учащимся опыта, достигает такой степени, что может быть оценена как профессионализм, то она позволит в будущем юному музыканту самостоятельно решать сложные художественно-творческие и исполнительские задачи.

Педагогический эксперимент убедительно подтвердил эффективность предложенной методики; показал, что развитие эмоциональной отзывчивости вполне достижимо, если сознательно и целеустремленно проводить работу, построенную на педагогических принципах, методах и приемах, разработанных в исследовании.

В результате проведенной опытно-экспериментальной работы выявлено, что уровень проявления эмоций при исполнении музыкальной пьесы во многом зависит от степени серьезности и значимости ее названия, а также от стиля музыкального произведения и качества ее исполнения.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: цель нашей работы достигнута, а результаты исследования отражены в соответствующих главах.

Диссертационное исследование позволяет наметить новые аспекты изучаемой проблемы, требующие самостоятельного научного поиска. Предполагаемая задача дальнейшей работы - создание комплексной методики развития эмоциональной отзывчивости учащихся в многоуровневой системе общего и профессионального образования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Славская, Анна Васильевна, 2005 год

1. Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе Текст. / Э.Б.Абдуллин: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983. 112 с.

2. Авдеева, Н.Н. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком Текст. Н.Н.Авдеева // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Тез. докл. всесоюзн. конфер. Краснодар, 1975. - С. 6-9.

3. Алексеев, А.Д. Из истории фортепианной педагогики. Руководства по игре на клавишно-струнных инструментах (от эпохи Возрождения до середины XIX века) Текст. А.Д.Алексеев: хрестоматия. Киев: Музична УкраТна, 1974. -165 с.

4. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания Текст. / Б.Г.Ананьев. М.: Изд-во СПН РСФСР, 1960. - 486 с.

5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б.Г. Ананьев -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. СПб., 2002. 288 с.

6. Арановский, М.Г. Мышление, язык, семантика Текст. / М.Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления: Сб. статей. М., 1974. -С. 90-128.

7. Арсеньев, А.С. , Бесчеревных Э.Б., Давыдов В.В. Философско-психологические проблемы развития образования Текст. / А.С. Арсеньев, Э.Б. Бесчеревных, В.В. Давыдов.-М.: Педагогика, 1981. 176 с.

8. Арчажникова, Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков (в процессе обучения игре на. фортепиано в общеобразовательной школе). Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. наук. М., 1971.

9. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс Текст. / Б.В.Асафьев. М.: Музгиз, 1963. Кн.1-2. 378 с.

10. Асмус, В.Ф. Чтение как труд и творчество Текст. / В.Ф. Асмус // Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968. - С. 55-66.

11. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса Текст. / Ю.К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

12. Базиков, А.С. Педагогические условия положительного эмоционального отношения учащихся у музыкальным занятиям. (На материале учебной работы в музыкально-исполнительских классах. Дисс.канд.пед.наук.-Тамбов, 1997. 135 с.

13. Бакланова, Н.К. Формирование умений выразительного исполнения произведений. Дис. канд.пед.наук, М., 1975. Дк 76-13/287

14. Бакланова, Н.К. Выделение характеристик правильности выразительного исполнения произведения Текст. / Н.К. Бакланова // Новые исследования в педагогических науках, 1975, № 13. С. 31-32.

15. Бакланова, Н.К. Формирование выразительности исполнительских музыкальных умений Текст. / Н.К. Бакланова, И.П. Калошина // Новые исследования в педагогических науках, 1975, № 12. С. 35-37.

16. Бакланова, Н.К. Основы обучения выразительному исполнению произведения в музыкальном классе клуба Текст.: уч. пособие для студентов дирижерско-хоровых специализаций институтов культуры / Н.К. Бакланова. М., 1978. - 69 с.

17. Банщиков, В.М. Эмоции и воображение Текст.: (Клинико-психологические исследования) / В.М. Банщиков, В.Ю. Завьялов, Ц.П. Короленко. М., 1975. - 194 с.

18. Баренбойм, JI.A. Фортепианная педагогика Текст. / Л.А.Баренбойм. -М., 1937.-215 с.

19. Баринова, М.Н. Очерки по методике фортепиано Текст. / М.Н. Баринова. М.: Тритон, 1926. - 204 с.

20. Бахтин, М.М. Эстетика советского творчества Текст.: (Из истории советской эстетики и теории искусства) / М.М. Бахтин. М.: Искусство, 1979.-424 с.

21. Беляева-Экземплярская, С.Н. Музыкальное переживание в дошкольном возрасте Текст. / С.Н. Беляева-Экземплярская. М., 1925.84 с.

22. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком Текст. /А. А. Бодалев. М., 1982. - 123 с.

23. Божович, Л.И. Психическое развитие ребенка Текст. / Л.И.Божович, С.Л.Славина. М.: «Знание». Серия «Педагогика и психология», 1972. - № 12. - 114 с.

24. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе Текст. / Л.И. Бодович // Вопр. психологии, 1978. № 4. - С. 23-36.

25. Волховский, Р. Вещественность знака как фактор художественного воздейтвия Текст. / Р. Волховский // Эстетиечские очерки. М., 1973. — Вып. 3.-С. 164-180.

26. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение Текст. / Г.М. Бреслав. М.: Педагогика, 1990.- 144 с.

27. Бузони, Ф. О единстве музыки Текст. / Ф.Бузони. Берлин, 1923.57 с.

28. Буцкой, А.К. Структура музыкального произведения Текст. / А.К.Буцкой. М.-Л., 1948. - 159 с.

29. Варламов, А.Е. Полная школа пения Текст. / А.Е. Варламов. — М., 1840; М.: Музгиз, 1953. 98 с.

30. Васина-Гроссман, В.А. Музыка и поэтическое слово Текст. / В.А. Васина-Гросман. Т.2. Интонация. — М.: Музыка, 1978. — 366 с.

31. Вахнянская, И.Л. Психологические условия формирования эмоционально-эстетического отношения к музыке у младших школьников Текст.: дис. канд пед наук / И.Л.Вахнянская. М., 1970. - 149 с.

32. Вейнгартнер, Ф. О дирижировании Текст. / Ф. Вейнгартнер. Л., 1927.-46 с.

33. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка Текст. / Н.А. Ветлугина. М.: Просвещение, 1967. - 415 с.

34. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание и всестороннее развитие ребенка в советском детском саду Текст. / Н.А. Ветлугина. — М.: Советский композитор, 1973.-322 с.

35. Ветлугина, Н.А. О синтезе эмоционального и слухового компонентов Текст. Н.А. Ветлугина // Взаимосвязь воспитания, обучения и развития в юношеском возрасте. Сб. под ред. Ю.А.Санарина и А.А. Гурцевского. Л.: ЛГУ, 1967.

36. Вилюнас, В. Н. Психология эмоциональных явлений Текст. В.Н. Вилюнас. М.: Изд-во МГУ, 1976. - 142 с.

37. Возрастная и педагогическая психология Текст. / Под ред. А.В.Петровского. М., 1973. - 288 с.

38. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков Текст.: Сб. под ред. Д.Б. Эльконина и Т.Н. Драгуновой. М.: «Просвещение», 1966. 221 с.

39. Волокитина, М.Н. Очерки психологии школьников первого класса Текст. / М.Н. Волокитина. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. - 216 с.

40. Выготский, Л.С. Психология искусства Текст. Л.С. Выготский. -Изд. 2 -е. М.: Искусство, 1968. - 576 с.

41. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте Текст. / Л.С. Выготский. Изд.2-е. - М.: Просвещение, 1967. - 93 с.

42. Выготский, Л.С. Мышление и речь Текст. Л.С. Выготский // Собр. соч. в 6-ти томах. -М., 1982. Т.2. - М.: Педагогика, 1982.

43. Выготский, JI.С. Сознание как проблема психологии поведения Текст. / Л.С. Выготский // Собр. соч. в 6-ти томах. Т.1. — М.: Педагогика, 1982.-С. 78-98.

44. Гаврилова, Г.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Дис. канд. психол. наук / Г.П. Гаврилова. -М., 1977.

45. Гаспаров, Б.М. О некоторых принципах структурного анализа музыки Текст. / Б.М. Гаспаров // Проблемы музыкального мышления: Сб.статей.-М., 1974.-С. 129-152.°

46. Гат, Иожеф. Техника фортепианной игры Текст. И. Гат. — М.: Музыка, 1967. — Будапешт: Корвина, 1967. 244 с.

47. Глинка, М.И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка Текст. / М.И. Глинка. Т.1. - М.: Музыка, 1973. -483 с.

48. Голубева, Э.А. Комплексное исследование способностей Текст. / Э.А. Голубева // Вопросы психологии, 1986. № 5. - С. 18-30.

49. Гольденвейзер, А.Б. О музыкальном искусстве Текст. / А.Б. Гольденвейзер. -М., 1975. -416 с.

50. Гофман, И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре Текст. / И. Гофман; пер. с англ., ред., вступит, статья и примеч. Г.М.Когана. М.: Музыка, 1961.-224 с.

51. Гуревич, Л. О Станиславском. Сб. воспоминаний Текст. / Л.О. Гуревич. М.: ВТО, 1948. - 348 с.

52. Гуренко, Е.Г. Проблемы художественной интерпретации: (философский анализ) Текст. / Е.Г. Гуренко. — Новосибирск: Наука, 1982. -256 с.

53. Данилова, Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности Текст.Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 399 с.

54. Дарвин, Ч. Сочинения Текст. Ч. Дарвин. Т.5. - М., 1953. - 1040 с.

55. Денисов, Э.В. Стабильные и мобильные элементы музыкальной формы и их взаимодействие Текст. / Э.В. Денисов // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М., 1971. - С. 95-133.

56. Джеймс, В. Психология в беседах с учителями Текст. / В. Джеймс. -М, 1905.-315 с.

57. Джидарьян, И.А. О содержании и психологической структуре эстетических чувств Текст. / И.А. Джидарьян // Эстетика и жизнь: Сб. статей. -М., 1973. Вып. - С. 108-137.

58. Додонов, Б. Эмоция как ценность Текст. / Б. Додонов. М., 1978.32 с.

59. Дубровина, И. Данилова Е., Прихожан А. Психология Текст. / И.Дубровина, И. Данилова, А. Прихожан. - М.: Academia, 2002. - 464 с.

60. Ержемский, Г.Л. Психология дирижирования Текст. / Г.Л. Ержемский. М., 1988. - 80 с.

61. Золтаи, Денеш. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля Текст. / Д. Золтаи. М: «Прогресс», 1977.-372 с.

62. Изард, К.Е. Психология эмоций Текст. / К.Е. Изард. СПб.: Питер, 1999. - 460 с. (Мастера психологии).

63. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства Текст. / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. - 752 с. (серия «Мастера психологии»).

64. Ильина, Г.А. К вопросу о природе эмоционального компонента музыкального слуха Текст. / Г.А. Ильина // Материалы III Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. Т. 2. Возрастная и педагогическая психология. М., 1968. - С. 214-219.

65. Ильина, Г.А. К вопросу о механизме музыкального переживания Текст. / Г.А. Ильина, С.Д. Руднева// Вопросы психологии. -1971 № 5.- С. 66-74.

66. Ингарден, Р. Исследования по эстетике Текст. / Р. Ингарден. М.: Иностранная лит., 1962. - 572 с.

67. Кабалевский, Д.Б. Пегогические размышления. Избрнные статьи и доклады Текст. / Д.Б. Кабалевский. — М.: Педагогика, 1986. 192 с.

68. Кириллина, JI. Классический стиль в музыке XVIII начала XIX веков Текст. / JI. Кириллина. - М., 1996. - 192 с.

69. Кирнарская, Д.К., Киященко Н.И., Тарасова К.В. и др. Психология музыкальной деятельности Текст. / Д.К. Кирнарская, Н.И. Кияшко, К.В. Тарасова и др. / Под ред. Г.М.Цыпина. М.: Академия, 2003. - 368 с.

70. Ковалёв, А. Психология личности Текст. / А. Ковалёв. М.: Просвещение, 1970. - Изд. 3-е. - 391 с.

71. Коган, Г. У врат мастерства Текст. / Г. Коган. 4-е изд. - М., 1977. - 144 с.

72. Коган, Г.М. О фортепианной фактуре. (К вопросу о пианистичности изложения) Текст. / Г.М. Коган. М.: 1961. - 194 с.

73. Коган, Г. Работа пианиста Текст. / Г. Коган. 2-е изд. - М., 1979. -200 с.

74. Коган, Г. Парадоксы об исполнительстве Текст. / Г.Коган / Избр. статьи. Вып. третий. -М.: Сов. композитор, 1985. - С.29-54.

75. Козлова, Н.Н. Общественное сознание: результаты и перспективы исследования Текст. / Н.Н. Козлова, В.М. Межуев, В.И. Толстых // Вопросы философии. 1977. № 10. С. 142-157.

76. Коломиец, Г.Г. Музыкально-эстетическое воспитание (аксиологии-ческий подход) Текст. / Г.Г. Коломиец: монография. Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2001.-240 с.

77. Корыхалова, Н.П. Интерпретация музыки: Теоретические проблемы музыкального исполнительства и критический анализ их разработки в современной буржуазной эстетике Текст. / Н.П. Корыхалова. JL: Музыка, 1979.-208 с.

78. Котляр, Г.М. Исследование акустических средств выражения эмоциональных состояний в вокальной речи. Автореф. дис. канд. пед. наук / Г. М. Котляр. Л., 1977. - 16 с.

79. Кременштейн, Б.Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано Текст. / Б.Л. Кременштейн. М., 1966. — 120 с.

80. Куперен, Франсуа. Искусство игры на клавесине Текст. / Франсуа Куперен. / Пер. с франц. О.А.Серовой. М.: Музыка, 1973. - 152 с.

81. Курт, Э. Основы линеарного контрапункта Текст. / Э. Курт. — М., 1931.- 126 с.

82. Кущ, B.C. Ритмопедагогика Текст. / B.C. Кущ; учебное пособие. -Краснодар, 2002. 288 с.

83. Ламперти, Фр. Искусство пения Текст. / Фр. Ламперти. М., 1923. -92 с.

84. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики Текст. / А.Н. Леонтьев. 3-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 1972. - 575 с.

85. Леонтьев, А.Н. Избр. психологич. произведения в 2-х т. Текст. / В.Н. Леонтьев М., 1983. + 318 с.

86. Лонг, М. За роялем с Г.Форе. За роялем с М.Равелем. За роялем с Дебюсси Текст. / М. Лонг // Исполнительское искусство зарубежных стран.-Вып. 9.-М., 1981.-С. 9-108.

87. Лосев, А.Ф. Знак. Символ. Миф Текст. / А.Ф. Лосев. М.: Изд-во МГУ, 1982.-479 с.

88. Люси, М. Теория музыкального выражения Текст. / М. Люси. -СПб., 1888.- 157 с.

89. Ляудис, В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия Текст. / В.Я. Ляудис // Психологические проблемы взаимодействия учителя и учащихся; сб. научн. тр. -М., 1980.

90. Мазель, Л.А. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки Текст. / Л.А. Мазель // Интонация и музыкальный образ. М.: Музыка, 1965. С. 225-262.

91. Мазель, Л.А. О природе и средствах музыки: Теоретический очерк Текст. / Л.А. Мазель. М.: Музыка, 1983. - 77 с.

92. Майкапар, С.М. Годы учения Текст. / С.М. Майкапар. Л.: Искусство, 1938. - 200 с.

93. Майкапар, С.М. Как работать на рояле. (Беседа с детьми) Текст. / С.М. Майкапар; ред., вступит, статья и примеч. Б.Л.Вольмана. — Л.: Музгиз, 1963.-32 с.

94. Малинковская, А.В. Фортепианное интонирование как музыкально-педагогическая и исполнительская проблема Текст.: дис. док. пед. наук / А.В. Маленковская. М., 1995. - 365 с.

95. Малинковская, А.В. На пути к интонационному воспитанию учащихся Текст. / А.В. Маленковская // Преподаватель, № 4, 1999. — С. 3133.

96. Материалы и документы по истории музыки. Том. II. XVIII век / Пер. с ит. и ред. М.В.Иванова-Борецкого. М.: ОГИЗ, 1934. - 604 с.

97. Маркус, С.А. История музыкальной эстетики, том I (С середины XVIII до начала XIX века) Текст. / С.А. Маркус. М.: Музгиз, 1959. -316с.

98. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки Текст. / В.В. Медушевский. М., 1976. - 254 с.

99. Медушевский, В.В Интонационная форма музыки Текст. / В.В. Медушевский. М., 1994. - 214 с.

100. Мерлин, B.C. Очерк теории темперамента Текст. / B.C. Мерлин. -М.: Просвещение, 1964. 304 с.

101. Молленгауэръ, Н. О музыкальном образовании Текст. / Н. Молленгауэр. М., 1909. - 199 с.

102. Моль, А. Теория информации и эстетическое восприятие Текст. /

103. A.Моль. М.: Мир, 1966. - 351 с.

104. Морозов, В.П. Биофизические основы вокальной речи Текст. /

105. B.П. Морозов. Л., 1977. - 231 с.

106. Морозов, В.П. Эмоциональный слух человека Текст. / В.П. Морозов // Эволюционная биохимия и физиология. 1985. - № 6. - Т. 21.1. C. 568-577.

107. Морозов, В.П. Акустический язык эмоций в жизни и науке Текст. / В.П. Морозов // Язык эмоций, мозг и компьютер. М., 1989. - С. 3-18.

108. Морозов, В.П. Эмоциональный слух и методы его исследования Текст. / В.П. Морозов // Проблемы экологической психоакустики. — М., 1991.-С. 27-35.

109. Морозов, В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретические и прикладные аспекты Текст. / В.П. Морозов // Психологический журнал, Т.14, № 1. С. 18-31.

110. Морозов, В.П. Психологический портрет человека по невербальным особенностям его речи Текст. / В.П. Морозов // Психологический журнал. Т. 22. - № 6. - С.48-63.

111. Морозов, В.П. Возрастные особенности восприятия человеком эмоций в речи и пении Текст. / В.П. Морозов, Е.С. Дмитриева, К.А. Зайцева, В.Ю. Карманова, Н.В. Суханова // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. 1983. - Т. 19. - С. 289-292.

112. Морозов, В.П. Эмоциональный слух и проблема профессионального отбора в вокально-музыкальном искусстве Текст. / В.П. Морозов, В.Ф. Жданов, Е.Ф. Фетисова // Художественное творчество и психология. М., 1991.

113. Морозов, В.П. Эмоциональный слух и музыкально-эстетические характеристики хорового пения Текст. / В.П. Морозов, Ю.М. Кузнецов, В.И. Сафонова // Художественный тип человека. Комплексные исследования. — М., 1994.

114. Морозов, В.П. Художественный тип личности и эмпатия Текст. / В.П. Морозов, А.Г. Васильева // Художественный тип человека. Комплексные исследования. М., 1994.

115. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков. М., 1971.-688 с.

116. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие / Л.В.Школяр, В.А.Школяр, Е.Д. Критская и др., под ред. Л.В.Школяр. М.: Академия, 2001.-232 с.

117. Мюнш, Ш. Я дирижер Текст. / Ш. Мюнш. М., 1982. - 63 с.

118. Мясищев, В. Проблемы личности и её роль в вопросах соотношения психологии и физиологии Текст. / В. Мясищев // Исследование личности в клинике и в экстремальных условиях. Л., 1969. -Т. 50. - С. 6-17.

119. Надырова, Д.С. Совершенствование методов развития эмоциональной отзывчивости на музыку; автореферат дисс. Текст. / Д.С. Надырова. М., 1987.

120. Надырова, Д.С. О развитии эмоциональной отзывчивости на музыку при обучении музыке Текст. / Д.С. Надырова // Инструментальная подготовка учителя музыки; межвуз. Сб. научн. Тр. М.: МГПИ. 1984. -С.72-82.

121. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия Текст. / Е.В. Назайкинский. М.: Музыка, 1972. - 383 с.

122. Назайкинский, Е.В. Логика музыкальной композиции Текст. / Е.В. Назайкинский. М.: Музыка. - 1982. - 319 с.

123. Назаренко, И.К. Искусство пения Текст. / И.К. Назаренко. — М., 1968.-622 с.

124. Небылицин, В.Д. Проблемы психологии индивидуальности Текст. / В.Д. Небылицин. Воронеж: МО ДЕК, 2000. - 688 с.

125. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры Текст. / Г.Г. Нейгауз. М., 1958.-319 с.

126. Нейгауз, Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избр. Статьи Текст. / Г.Г. Нейгауз. М., 1975. - 526 с.

127. Овакимова, Г.К. К вопросу о взаимодействии эмоционального и рационального компонентов в структуре музыкального развития Текст. /

128. Г.К. Овакимова // Инструментальная подготовка учителя музыки; межвузовский сборник научных трудов. — М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1986. -С. 89-100.

129. Пашина, А.Х. Особенности распознания эмоционального контекста звуковой речи Текст. / А.Х. Пашина // Психологический журнал. -1991.-С. 88-95.

130. Пашина, А.Х. О структуре эмоционального слуха Текст. / А.Х.Пашина // Психологический журнал. 1992. - № 3. - С. 76-83.

131. Пашина, А.Х. Штрихи к психологическому портрету артистов балета Текст. / А.Х. Пашина // Психологический журнал. 1992. - № 3. -С. 108-116.

132. Пашина, А.Х. Художественный и мыслительный типы личности: особенности эмоциональной сферы Текст. / А.Х. Пашина // Психологический журнал. 1994. - №3. - С. 88-89.

133. Пашина, А.Х. Опыт исследования эмоциональной сферы у сотрудников детского дома Текст. / А.Х. Пашина // Психологический журнал. 1995. - № 1. - С. 42-50.

134. Пашина, А.Х. Особенности эмоциональной сферы воспитанников и сотрудников детского дома Текст. / А.З. Пашина, Е.П. Рязанова // Психологический журнал. 1993. - № 1. С. 44-52.

135. Пашина, А.Х., Торопова А.В. Особенности эмоциональной сферы музыкантов с различным уровнем музыкальности Текст. / А.Х. Пашина, А.В. Торопова // Психологический журнал. 1999. -№ 1. - С. 109-115.

136. Пеленкова, Х.Л. Эстетическая отзывчивость как специфическая способность в профессии учителя музыки Текст. / Х.Л. Пеленкова // Обучение и воспитание учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете пединтитута. Куйбышев, 1980. - С. 67-77.

137. Перепелица, А. Д. Педагогические основы формирования эстетических чувств учащихся в процессе обучения музыке (на материалеизучения произведений русской классической музыки) Текст.6 дис. канд. пед. наук / А. Перепелица. Одесса, 1986.

138. Петрушин, В. Артистизм это и тренировка! Текст. / В. Петрушин // Советская музыка, 1971. - № 12. - С. 70-83.

139. Петрушин, В.И. Моделирование эмоций средствами музыки Текст. / В.И. Петрушин // Вопр. психологии, 1988. № 5.

140. Петрушин, В.И. Музыкальная психология Текст. / В.И. Петрушин; учеб. пособие для студентов и преподавателей. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 384 с.

141. Платонов, К. Психология Текст. / К. Платонов; учебник. М.: Высшая школа, 1977. - 247 с.

142. Повжитков, А.А. Экспрессия и техника в исполнении музыки. К проблеме воспитания музыкантов-инструменталистов Текст. / А.А. Повжитков. Л., 1941. - 62 с.

143. Прокофьев, Г.П. Формирование музыканта-исполнителя-пианиста Текст. / Г.П. Прокофьев / ред. Б.М.Теплова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-480 с.

144. Прокофьев, Г.П. Образ музыкального произведения и его воплощение исполнителем Текст. / Г.П. Прокофьев // Вопр. психологии, 1959, № 5. С.59-70.

145. Прянишников, И.П. Советы обучающимся пению Текст. / И.П. Прянишников. М.: Музгиз, 1958. - 112 с.

146. Рагимханова, Н.С. Музыкально-интонационные обобщения как средство развития музыкального мышления младших школьников Текст.: дисс.канд.пед наук / Н.С. Рагимханова. -М., 1997. 157 с.

147. Ражников, В.Г. Некоторые вопросы теории музыкальных способностей в свете современной психологии и педагогики Текст. / В.Г. Ражников е и педагогические проблемы музыкального образования. -Новосибирск, 1968. С.56-69

148. Ражников, В.Г. Резервы музыкальной педагогики Текст. / В.Г. Ражников. М.: Знание, 1980. № 7. - 96 с.

149. Ражников, В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике Текст. / В.Г. Ражников. М.: ЦАПИ, 1994. - 141 с.

150. Раппопорт, С. X. Реализм и музыкальное искусство Текст. / С.Х.Раппопорт // Эстетические очерки . М., 1979. - Вып.5. - С. 26-68.

151. Рахманинов, С.В. Музыка должна говорить языком сердца Текст. / С.В. Рахманинов // Музыкальная жизнь, 1966, № 12.

152. Риман, Гуго. Музыкальный словарь Текст. / Гуго Риман; пер. с 5-го нем. изд. / пер. и все доп. под ред. Ю. Энгеля. -М., 1901. — 1533 с.

153. Римский-Корсаков, Н.А. Музыкальные статьи и заметки Текст. / Н.А. Римский-Корсаков. Спб., 1911. - 317 с.

154. Романов, В. Т. Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки Текст.: дис. канд. пед. наук / Хабаровск, 2002. 204 с.

155. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии Текст. / C.JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. изд. 2. - 424 с.

156. Рубинштейн, C.J1. Основы общей психологии Текст. / C.JI. Оубинштейн. СПб.: ПитерКом, 1999. - 720 с.

157. Савшинский, С.И. Пианист и его работа Текст. / С.И. Савшинский Л.: Советский композитор, 1961. — 271 с.

158. Седунова, Л.М. Эмоциональная выразительность пения младших школьников в хоре Текст.: дис. канд. пед. наук / Л.М. Седунова. М., 1991.- 193 с.

159. Сели, Дж. Педагогическая психология Текст. / Дж. Сели; пер. с 5-го англ. изд. -М.: Мир, 1912.-376 с.

160. Семиотика культуры Текст. Тарту: изд-во Тарт. ун-та, 1978. — 145 с. - (Тр. по знаковым системам; Вып. 463).

161. Симонов, П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций Текст. / П.В. Симонов. М.: Наука, 1981. - 215 с.

162. Смирнов, М.А. Воспитание музыканта-исполнителя Текст. / М.А. Смирнов. М., 1978. - 285 с.

163. Смирнов, М.А. Эмоциональный мир музыки: Исследование Текст. / М.А. Смирнов. М.: Музыка, 1990. - 320 с.

164. Соловьева, А.И. Основы психологии слуха Текст. / А.И.Соловьева. Л., 1972. - 187 с.

165. Стахи, Т.А. Теория и практика формирования эмоциональной культуры личности музыканта-исполнителя: (На материале джазового репертуара) Текст. / Т.А. Стахи, Г.А. Карцева: учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 1998. - 47 с.

166. Столяренко, Л. Столяренко В. Психология для студентов колледжей Текст. / Л. Столяренко, В. Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.-516 с.

167. Стравинский, И.Ф. Диалоги. Воспоминания. Текст. / И.Ф. Стравинский; пер. с англ. Л., 1971. -XIV + 414 с.

168. Структура и семиотике художественного текста Текст. — Тарту: изд-во Тарт. ун-та, 1981. 148 с. - (Тр. по знаковым системам; Вып. 515)

169. Сусоева, О.В. Психологический анализ профессиональной деятельности преподавателя по формированию у студентов эмоционально-художественного отношения к музыке Текст.: дисс. . канд психол. наук, Тверь, 1999.- 160 с.

170. Тарасов, Г.С. Психологические основы музыкального обучения Текст. / Г.С. Тарасов // Музыка в начальной школе. М., 1979.

171. Тарасов, Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия) Текст. / Г.С. Тарасов. М.: Наука, 1979. - 191 с.

172. Тарасов, Г.С. Соотношение коммуникативного и когнитивного в процессе формирования духовной потребности личности Текст. / Г.С. Тарасов // Психологические исследования познавательных процессов личности. М., 1983.-С. 126-133.

173. Тарасова, К.В. К онтогенезу чувства музыкального ритма Текст. / К.В. Тарасова // Генезис сенсорных способностей. М.: Педагогика, 1976. С. 19-76.

174. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей Текст. / К.В. Тарасова. М., 1988. - 173 с.

175. Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного восприятия Текст. / Б.М. Теплов // Известия АПН РСФСР. М., 1947. вып. 11. С. 7-26.

176. Теплов, Б.М. О музыкальном переживании Текст. / Б.М. Теплов // 35 лет научной деятельности Д.Н. Узнадзе. Тбилиси, 1945. С. 426-447.

177. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей Текст. / Б.М.Теплов. М.-Л.: АПН РСФСР, 1947. 335 с.

178. Теплов, Б.М. Избранные труды в двух томах Текст. / Б.М. Теплов. Том. I. - М.: Педагогика, 1985. - 329 с.

179. Толстой, Л.Н. Что такое искусство (1898) Текст. / Л.Н. Толстой // Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. - С. 413-444.

180. Тонкова-Ямпольская, Р.В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни Текст. / Р.В. Тонкова-Ямпольская // Вопр. психол., 1968, №3.-С. 94-101.

181. Фёдоров, Е.Е. К вопросу об эстрадном волнении Текст. / Е.Е. Фёдоров // Труды ГМПИ им. Гнесиных. М., 1979. - Вып. 43. - С. 107-118.

182. Фёдоров, Е.Е. О психологической подготовке музыканта к концертному выступлению Текст. / Е.Е. Фёдоров // Вопросы музыкознания Новосибирск.: Новосиб. государ, консерватория им. М. И. Глинки, 1999.-С. 164-178.

183. Фейнберг, С.Е. Пианизм как искусство Текст. / С.Е. Фейнберг. -М.,1969. 598 с.

184. Фортунатов, Г.А. О чувствах и их развитии Текст. / Г.А. Фортунатов // Дошкольное воспитание, 1946. № 1. - С.22-31.

185. Холопов, Ю.Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления Текст. / Ю.Н. Холопов // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М., 1982. - С. 52-104.

186. Холопова, В.Н. 0 музыкально-исторических парадигмах Текст. / В.Н. Холопова (Рукопись работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект HP 000400284).

187. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства Текст. / В.Н. Холопова: учеб. пособие. СПб.: Изд-во «Лань», 2000. — 320 с.

188. Цагарелли, Ю.А. Объективные методы измерения уровня эмоциональности Текст. / Ю.А. Цагарелли // Теоретические и прикладные исследования по психологии. Казань: Изд-во Казанского ун-тета, 1977. -С. 156-163.

189. Цатурян, К.Я. Педагогические основы освоения учащимися нового музыкального материала Текст.: дис. канд. пед. наук / К.Я. Цатурян. М., 1983. — 216 с.

190. Цыпин, Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества Текст. / Г.М. Цыпин. М.: Сов. композитор, 1988. - 384 с.

191. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности Текст. / Г.М. Цыпин. М., 1994. - 311 с.

192. Шатковский, Г.И. Развитие музыкального слуха Текст. / Г.И. Шатковский. М.: Музыка, 1996. - 184 с.

193. Эмоциональная культура музыканта: прошлое, настоящее, будущее: материалы междунар. науч. конф. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1999. - 128 с.

194. Яворский, Б.Л. После московских концертов Ферручио Бузони Текст. / Б.Л. Яворский // Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика. М., 1975. - 632 с.

195. Якобсон, П.М. Психология художественного творчества Текст. / П.М. Якобсон. М.: Знание, 1971.-48 с.

196. Якобсон, П.М.Психология чувств Текст. / П.М. Якобсон. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956 . - 239 с.

197. Якобсон, П.М. Чувства, их развитие и воспитание Текст. / П.М. Якобсон. М.: Знание, 1976. - 64 с.

198. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника Текст. / П.М. Якобсон. М.: Просвещение, 1966. - 291 с.

199. Ямпольский, А.И. О методе работы с учениками Текст. / А.И. Якобсон // Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики. — М., 1968. -С.6^21.

200. Baars, G., & Gabrielsson, А. (1997). Emotional expression in singing: A case study. In A.Gabrielsson (Ed.), Proceedings of The Third Triennial

201. ESCOM Conference, Uppsala, 7-12June 1997 (pp. 479-483). Uppsala: Uppsala University, Department of Psychology.

202. Backer N.K. and Scruton R. Expression // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 6th ed. Vol 6. - L.,1980. - P. 324-332.

203. Baroni, M., &. Finarelli, L. (1994). Emotions in spoken language and in vocal music. In I. Deliege (Ed.), Proceedings of the Third International Conference on Music Perception and Cognition. Liege. 23-27July, 1994 (pp. 343345). Liege: ESCOM.

204. Bengtsson, I., & Gabrielsson, A (1983). Analysis and synthesis of musical rhythm. In J. Sundberg (Ed.), Studies of music performance (pp. 27-60). Publications issued by the Royal Swedish Academy of Music, Stockholm, No. 39.

205. Bertoille, Gerard. L'expression musicale. Moyens et significations. -Bruxelles: Houyoux, 1959. 364 p.

206. Christiani, Adolf Frederich. The principles of expression in pianoforte playing. N.Y.: DaCapo Press, 1974 (с. 1885).

207. Clarke, E.F. (1988). Generative principles in music performance. In J. A. Sloboda (Ed.), Generative processes in music. The psychology of performance, improvisation, and composition (pp. 1-26). Oxford: Clarendon Press.

208. Cooke, Deryck. The language of music. -L., 1959.

209. Davidson, J. W. (1993). Visual perception of performance manner in the movements of solo musicians. Psychology of Music, 27,103-113.

210. Gabrielsson, A. (1988). Timing in music performance and its relations to music experience. In J. Sloboda (Ed.), Generative processes in music. The psychology of performance, improvisation, and composition (pp. 27-51). Oxford: Clarendon Press.

211. Gabrielsson, A. (1995). Expressive intention and performance. In R.Steinberg (Ed.), Music and the mind machine. Psychophysiology and psychopathology of the sense of music (pp. 35-47). Heidelberg: Springer.

212. Gabrielsson, A. (1999). The performance of music. In D.Deutsch (Ed.), The Psychology of Music (2nd ed.) (pp. 501-602). San Diego: Academic Press.

213. Gabrielsson, A., & Juslin, P. (1996). Emotional expression in music performance: Between the performer's intention and the listener's experience. Psychology of Music, 24, 68-91.

214. Gabrielsson, A., & Lindstrom, E. (1995). Emotional expression in synthesizer and sentograph performance. Psychomusicology, 14,94-116.

215. Gurney, E. The Power of Sound. London, 1880. (Repr. 1966)

216. Ingarden, R. Untersuchungen zur Ontologie der Kunst. Tubingen, 1963.

217. Juslin, N. P. (1997a). Emotional communication in .Music performance: A functionalist perspective and some data. Music Perception, 14, 383-418.

218. Juslin, N. P. (1997b). Perceived emotional expression in synthesized performances of a short melody: Capturing the listener's judgment policy. Musicae Scientiae, I, 225-256.

219. Juslin, N. P. (1998). A functionalist perspective on emotional communication in music performance. Acta Universitatis Upsaliensis: Comprehensive Summaries of Uppsala Dissertations from the Faculty of Social Sciences 78.

220. Kendall, R.A., & Carterette,E.S. (1990). The communication of musical expression. Music Perception, 8,129-164.

221. Kivy, P. The Corded Shell: Reflections on Musical Expression. -Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1980.

222. Langer, S. Philosophy in a New Key. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1942.

223. Langer, S. Filing and Form. N.Y., 1953.

224. Langer, S. Prjoblems of Arts. -N.Y., 1957.

225. Lindstrom, E. (1997). Impact of melodic structure on emotional expression. In A.Gabrielsson (Ed.), Proceedings of The Third Triennial ESCOM Conference, Uppsala,7-12 June 1997 (pp. 292-297). Uppsala: Uppsala University, Department of Psychology.

226. Meyer,L. Emotion and Meaning in Music. Chicago, 1956.- 307 p.

227. Rosenblum, Sandra P. "The Uses of Rubato in Music, Eighteenth to Twentieth Centuries," Performance Practice Review 7(1994), 33-53.

228. Scholes Percy A. The Oxford Companien to Music. L., 1972.

229. Shaffer, L. H. (1984). Timing in solo and duet piano performances. Quarterly Journal of Experimental Psychology, 36A, 577-595.

230. Shaffer, L. H. (1989). Cognition and affect in musical performance. Contemporary Music Review, 4,381-389.

231. Skinner B. Educational Psychology. -N.Y., 1972.

232. Turk, Daniel Gottlob. Klavierschule/- Leipzig and Halle, 1789/

233. Vetlugina N. A Comprehensive Approach to Child's Musical Education and Development // Bulletin of the Council for Research in Music Education Spring-Summer 1981, Текст. No. 66-67.- pp. 102-1182

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.