Развитие хорового искусства в художественной культуре России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Касаткина, Зоя Александровна

  • Касаткина, Зоя Александровна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2013, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 175
Касаткина, Зоя Александровна. Развитие хорового искусства в художественной культуре России: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2013. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Касаткина, Зоя Александровна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА I. РОЛЬ И ФУНКЦИИ ХОРОВОГО ИСКУССТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ

1.1. Хоровое искусство как объект культурологического исследования

1.2. Мастера русского хорового искусства на рубеже XIX- XX веков

1.3. Мастера хорового искусства советского периода

ГЛАВА II. ХОРОВОЕ ИСКУССТВО В РОССИИ XX-XXI ВЕКА

2.1. Современное состояние камерного хорового исполнительства и микрофонная культура

2.2. Внедрение инновационных технологий в хоровое искусство

ГЛАВА III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДИРИЖЕРСКО-ХОРОВОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

3.1. Дирижерско-хоровое образование в дореволюционный

период

3.2. Дирижерско-хоровое образование советского периода

3.3. Современное состояние отечественной дирижерско-хоровой

педагогики

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие хорового искусства в художественной культуре России»

Введение.

Актуальность темы исследования. Современная ситуация в России, переход к постиндустриальному типу социальности с характерным для нее постмодерном в сфере культуры, глобальная информатизация общественной жизни и образования в частности заостряют проблему возрождения русской национальной идеи. Изучение отечественных художественных и эстетических традиций позволит сохранить самобытность нашей культуры, не раствориться в стихии современных глобализационных процессов.

Хоровое пение занимает особенное место в любой культуре: его своеобразие основано на понимании человеком самой сущности музыки. Это особое место связано также с интенсивным развитием средств массовой информации и телекоммуникационных технологий. Возникает опасность информационного загрязнения, связанного с тем, что большое количество музыки сомнительного качества, низкого художественного уровня навязывается публике, особенно молодежи, далеко не всегда способной отличить подлинное искусство от подделки. В условиях информационного общества многие нетленные музыкальные ценности оказываются под угрозой профанации. Влияние популярной музыки на молодежь имеет многие несомненные негативные аспекты. В связи с этим в последние десятилетия наблюдается повышенный интерес ученых, исследователей к более традиционным видам искусства, в частности, к хоровому искусству, к его истокам, истории становления, вопросам теории и терминологии, к определению роли и места хорового искусства в художественной культуре России.

В отечественном искусствоведении сложилась традиция рассматривать хоровое пение как проявление глубинных истоков народной культуры. Во второй половине XIX века хоровое искусство, не разрывая с формами

церковной литургии, становится профессиональным видом деятельности, т.е. видом деятельности, предполагающим профессиональную подготовку и специальное образование. Именно в это время хоровое искусство в его лучших его образцах обретает характерные черты и признаки классического искусства, входит в золотой фонд мировой культуры. В настоящее время социологические, социально-психологические, культурологические, музыковедческие исследования создают предпосылки для углубленного культурологического анализа музыкального искусства хорового пения. Несмотря на существующую в настоящее время программу высшего профессионального образования в области хорового искусства, а также среднего (музыкальные училища, колледжи), не исчезает потребность в создании концепции профессионального образования, основанного на традициях русской академической музыкальной школы. Сегодня в условиях интеграции России в европейское культурное пространство особенно актуальным становится сохранение преемственности и непрерывности художественного опыта, сохранение высокого уровня музыкальной культуры.

До сих пор в современной культурологии и теории музыки не решены терминологические проблемы, касающиеся хорового искусства и его места в музыкальной культуре. Не преодолен описательный уровень специальных исследований, посвященных истокам хорового искусства, основным этапам его истории. В советский период истории России по понятным причинам отношение науки к религиозным предпосылкам хорового пения было негативным, но и сейчас такое негативное отношение воспроизводится. В этом контексте актуально новое видение истории отечественного хорового искусства, основанное на современном восприятии ушедших в прошлое эпох. Именно культурологическое исследование дает возможность ответить на многие вопросы, поставленные временем.

Степень разработанности проблемы. Проблемы русского хорового искусства только становятся предметом культурологического анализа.

Основу культурологического подхода к истории хорового искусства составляют исследования общетеоретического плана, касающиеся фундаментальных представлений о сущности музыкальной культуры, о социокультурных функциях музыки, о ее происхождении ( Т.В.Адорно, Н.А.Бердяев, П.П.Гайденко, Э.Кассирер, М.С.Каган, А.Ф.Лосев, Ф.Ницше, Э.Фромм, Ф.Шлегель); исследования в области философии искусства ( В.Зарецкий, М.С.Каган, А.Н.Сохор, В.Н.Холопова); исследования исторической связи хорового искусства и церковной литургики (В.Булычев,

B.В.Бычков, Д.С.Лихачёв, Е.В.Никитина, И.М.Усова). Большинство опубликованных работ отечественных исследователей, занимавшихся историей хорового искусства, касались, главным образом истории, методики, творчества и исполнительства, но не достаточно полно рассматривали феномен русского хорового пения в контексте истории русской культуры.

Следует также особо отметить исследования в области: истории русской музыки (Т.Ф.Владышевская, Ю.В.Келдыш, Т.Н. Ливанова,); исследования традиций хорового пения и его связей с историей русского православия ( В.Д.Булгаков, Н.С.Гуляницкая, В.В.Медушевский, Л.Н.Романов, Н.Д.Успенский); истории русской хоровой культуры (В.Д.Булгаков, В.И.Краснощёков); истории и теории хорового исполнительства (В.Л.Живов); вокально-хорового воспитания (К.Ф.Никольская-Береговская); хорового стиля (Г.В.Григорьева, К.Б.Птица,

C.А.Казачков, Ю.Паисов).

В то же время можно обоснованно утверждать, что тема хорового искусства недостаточно широко и глубоко разработана в научно-исследовательской литературе. В течение в двух предыдущих столетий сформировался определенный пласт литературы исторического и монографического характера, в некотором плане освещающий методико -педагогическое, и, в большей мере, исполнительское наследие мастеров

хорового искусства (Б.В.Асафьев, Д.Локшин и др.1). В конце XX века некоторыми авторами были предприняты усилия, направленные на обобщение дирижерско - хорового опыта, однако, учитывая специфику направленности существующих трудов, связанную с выбором освещаемых явлений и персоналий, эти работы не могут обеспечить исчерпывающей информационной основы для полномасштабного теоретического осмысления с дальнейшим внедрением в систему специального дирижерско-хорового, а также общего музыкального образования.(В.Д.Булгаков, К.Б.Птица и др.2).

Таким образом, возникает противоречие между потребностями общества к возрождению музыкальной хоровой культуры нации и реальным состоянием данного вопроса в системе образования. С учетом рассмотренных факторов и сделан выбор темы данного диссертационного исследования.

Цель исследования. Цель данного исследования заключается в научном обосновании и актуализации состояния, структуры и особенностей русского хорового искусства XIX - XX веков.

Объект исследования. Объектом данного исследования представляется русское хоровое искусство как социокультурный феномен, а также как целостная музыкально - педагогическая система, включающая в себя теоретические и практические принципы обучения и воспитания

1 Асафьев Б. В. О хоровом искусстве. - JL, 1980; Доброхотов Б. В. Д. С. Бортнянский 1751-1825. М. - JI.: Музыка, 1950; Из истории Ленинградской консерватории. Материалы и документы 1862-1917 гг. Сост. А. Бирненгоф, В. Вильснер. - Д.: Музыка, 1964; Локшин Д. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе. М. , 1957; Локшин Д. Выдающиеся русские хоры и их дирижеры. - М.: ГМИ, 1953. - 132 с. и др.

2 Булгаков В. Д. Русская профессиональная хоровая школа конца XIX первой половины XX в. Казань, 2000; Васильев В. Очерки о дирижерско-хоровом образовании. Л.,1991; Вопросы хорового образования Вып. 77 / Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. - М.,1985; Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры. М., 1985; Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI века. М., Владос, 2003; Птица К. Б. Хоровое искусство в Московской консерватории. - М.: Музыка, 1970.; Птица К. Б. Мастера хорового искусства в Московской консерватории. - М., 1970; Птица К. Б. О музыке и музыкантах. - М.: ИЧП «Мистикос Логинов», 1995.

профессиональных хоровых дирижеров наряду с научно - методической базой по воспитанию вокально - певческой культуры хорового коллектива.

Предмет исследования. Предметом данного диссертационного исследования является тот объем научно-теоретических и практических принципов функционирования хорового искусства, который был накоплен за период становления, развития и процветания дирижерско-хорового исполнительства в России XIX - XX веков.

Цель диссертационного исследования предполагает решение следующих исследовательских задач:

- анализа сущности понятия «русское хоровое искусство» в контексте исторического, методического и культурологического подходов применительно к выбранному временному отрезку.

- определения возможности использования результатов исследования в практической исполнительской и педагогической практике

- методической разработки курса историко-теоретической дисциплины в пространстве хороведческого цикла учебных дисциплин. Методологическая основа исследования. Методологическую основу

исследования составляют: историко-цивилизационный подход к педагогическим явлениям и процессам; идеи гуманизации и гуманитаризации образования; исследование сущности феномена русского хорового искусства в контексте культурологии. В ходе работы были использованы следующие методы: сравнительно-исторический; причинно-следственный и ретроспективный анализ музыковедческой, искусствоведческой, психолого-педагогической и методической литературы; критическое осмысление и обобщение литературных, архивных и публицистических источников; анализ, обработка и систематизация исторических фактов; изучение и анализ государственных программ по предметам «дирижирование», «хоровая практика», «хоровая литература», «хороведение», «хоровой класс», «теория и методика хорового дирижирования» музыкальных школ, училищ и вузов нашей страны.

Теоретико-методологической основой диссертации служат принципы познания, отраженные в системном, культурологическом и логическом подходах. Использование данных методологических оснований в совокупности позволяет исследовать феномен «русской дирижерско-хоровой школы» в определенный исторический период и показать особенности ее структуры, развития и функционирования. Хронологические рамки исследования обусловлены особенностями развития музыкальной культуры в России. Период конца XIX и начала XX века представляется эпохой наивысшего расцвета хорового искусства и образования нашей страны. Однако, изучение основных факторов данного временного отрезка невозможно без рассмотрения полной картины хорового искусства до и после указанного временного отрезка. Источниками исследования являются: литература, отражающая тенденции культурного развития России Х1Х-ХХ веков; диссертационные исследования; документы Государственных архивов; периодические издания.

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертационной работе выделен и систематически исследован феномен русского хорового искусства в истории русской культуры; определены, изучены и описаны основные компоненты отечественного дирижерско-хорового образования. Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается единством культурологических и искусствоведческих методов при разработке концептуальных основ исследования; теоретико-методологической основой, совокупностью методов исследования, адекватных поставленным задачам; привлечением разнообразных документов и архивных материалов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Музыкальное искусство хорового пения рассматривается как культурологический феномен, в котором соединены музыкальное искусство, массовое увлечение песней и педагогическая практика. Понятия массовой

музыкальной культуры и элитарного музыкального искусства в рамках хорового искусства тесно взаимосвязаны.

2. В России большое распространение получило как профессиональное, так и самодеятельное хоровое искусство. Поэтому понятие хорового искусства в широком смысле включает не только различные формы музыкального искусства, но и церковную литургику, фольклорные формы, самодеятельное творчество. Конец XIX - начало XX века определяется как период расцвета русского хорового искусства. Исторический путь хорового искусства представляет собой постепенную и все более высокую профессионализацию.

3. Хоровое искусство последней четверти XX в. является составной частью художественной культуры России. Профессиональное музыкальное искусство хорового пения рассматривается как особое явление художественной культуры России. Исследование исторического развития основных течений хорового искусства позволяет выделить важнейшие школы и направления (школы А.Д.Кастальского и В.С.Орлова в дореволюционной России, школы А.В.Александрова, А.В.Свешникова в довоенной советской России, школы А.И.Анисимова, К.Б.Птицы, К.А. Ольхова - во второй половине XX века).

4. Хоровое искусство в XX столетии отличается характерным для музыкальной культуры, как и для культуры вообще, необычайным ускорением, находящим свое отражение в новых ритмах, новых звучаниях, новом образе музыкального мышления. Хоровое искусство становится составляющей научно-технической революции. Современное хоровое искусство не может обойтись без новейших достижений в области электроники и электротехники, изобретения электронных инструментов, звукозаписывающей аппаратуры, которые существенно расширяют границы возможного в создании новой звуковой картины мира. В свою очередь, современное хоровое искусство обогащает классическую, академическую

музыку своеобразным музыкальным языком, понятиями, насыщает новыми гармоническими звучаниями, тембрами.

5. Концепция системы профессионального образования в области хорового искусства, базирующаяся на традициях русской профессиональной музыкальной школы, в своей основе имеет трехуровневую систему: школа -училище - вуз. Эта концепция также предполагает междисциплинарное взаимодействие специальных музыкальных, музыкально-теоретических, современных гуманитарных и культурологических дисциплин.

Практическое значение исследования. Практическое значение диссертационного исследования связано с возможностью использования его результатов для изучения истории и теории хоровой педагогики, как в историческом, так и в современном аспектах. Получена ценная для историко-педагогической науки система представлений об особенностях осуществления дирижерско-хорового образования в России. Предполагаемые результаты исследования смогут в последствии быть использованы в ходе практической работы хоровых коллективов, а так же при подготовке дирижеров - хоровиков и смогут послужить основой для новых исследований по истории русской музыкальной культуры.

Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация результатов осуществлялась в докладах и научно-практических конференциях. Материалы исследования нашли отражение в пяти публикациях.

Структура диссертации. Структура диссертации определяется логикой исследования и поставленными задачами и включает в себя введение, три главы, восемь параграфов, заключение и библиографический список использованных литературных источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Касаткина, Зоя Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование хорового искусства позволяет построить целостное представление о его развитии в культуре России XIX-XX веков. При этом полученные результаты исследования могут быть использованы в качестве важнейших последовательных шагов ее построения.

Для защиты были предложены следующие результаты: музыкальное искусство хорового пения рассмотрено как культурологический феномен, в котором соединены музыкальное искусство, массовое увлечение песней и педагогическая практика. Понятия массовой музыкальной культуры и элитарного музыкального искусства в рамках хорового искусства тесно взаимосвязаны.

- установлено, что в России большое распространение получило как профессиональное, так и самодеятельное хоровое искусство. Поэтому понятие хорового искусства в широком смысле включает не только различные формы музыкального искусства, но и церковную литургику, фольклорные формы, самодеятельное творчество. Конец XIX - начало XX века определяется как период расцвета русского хорового искусства. Исторический путь хорового искусства представляет собой постепенную и все более высокую профессионализацию.

- показано, что хоровое искусство последней четверти XX в. является составной частью художественной культуры России. Профессиональное музыкальное искусство хорового пения рассматривается как особое явление художественной культуры России. Исследование исторического развития основных течений хорового искусства позволяет выделить важнейшие школы и направления (школы А.Д.Кастальского и В.С.Орлова в дореволюционной России, школы А.В.Александрова, А.В.Свешникова в довоенной советской России, школы А.И.Анисимова, К.Б.Птицы, К.А. Ольхова - во второй половине XX века).

-продемонстрировано, что хоровое искусство в XX столетии отличается характерным для музыкальной культуры, как и для культуры вообще, необычайным ускорением, находящим свое отражение в новых ритмах, новых звучаниях, новом образе музыкального мышления. Хоровое искусство становится составляющей научно-технической революции. Современное хоровое искусство не может обойтись без новейших достижений в области электроники и электротехники, изобретения электронных инструментов, звукозаписывающей аппаратуры, которые существенно расширяют границы возможного в создании новой звуковой картины мира. В свою очередь, современное хоровое искусство обогащает классическую, академическую музыку своеобразным музыкальным языком, понятиями, насыщает новыми гармоническими звучаниями, тембрами.

-обосновано, что концепция системы профессионального образования в области хорового искусства, базирующаяся на традициях русской профессиональной музыкальной школы, в своей основе имеет трехуровневую систему: школа - училище - вуз. Эта концепция также предполагает междисциплинарное взаимодействие специальных музыкальных, музыкально-теоретических, современных гуманитарных и культурологических дисциплин.

Постановка методологических и концептуальных проблем исследования, а также их решение направлены на создание общего представления о развитии хорового искусства в русской культуре Х1Х-ХХ столетий. Согласно основной концепции диссертации именно на этот период приходится расцвет русского хорового искусства, поэтому исследование хорового пения в качестве феномена музыкальной культуры в строгом смысле этого слова и исследование этого феномена как феномена культуры вообще представляют собой, в сущности, одно и то же. Хотя русское хоровое искусство существовало и до XIX века, в частности, в формах церковной литургики или в формах фольклорного пения, именно данный период как период расцвета хорового искусства позволяет адекватно понять его природу, его сущность и его функции.

Кроме того, поскольку этот период расцвета хорового искусства является периодом его профессионализации, то для полноты раскрытия хорового пения как феномена русской культуры необходим анализ соответствующих образовательных программ. Задача изучения практики и теории дирижерско-хорового образования должна быть осмыслена в контексте общих усилий, нацеленных на возрождение национальной культуры. История русской дирижерско-хоровой школы достойна изучения в качестве особого уникального социокультурного феномена. Изучение отечественных образовательных традиций и внедрение их в современную систему образования способствует сохранению самобытности нашей культуры.

Теоретическое обобщение художественного опыта, накопленного историей хорового искусства, должно строиться с обязательным учетом многообразия его проявлений, его индивидуальных особенностей, характерных для отечественной музыкальной культуры. Такое обобщение особенно важно еще и потому, что до сих пор исследование дирижерско-хорового образования в России как единой школы не было предпринято. Поэтому крайне необходимой на сегодняшний день является активизация и научно-теоретическая разработка сведений, обуславливающих фиксирование информационного опыта выдающихся мастеров хорового искусства нашей страны. Богатство и разнообразие традиций русской хоровой культуры определяют важность и значительность положения, которое она занимает в общем контексте истории русского национального и мирового искусства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Касаткина, Зоя Александровна, 2013 год

Список использованной литературы

1. Адорно Т. В. Введение в социологию музыки / Адорно Т. Избранное: Социология музыки. М.; СПб., 1998. 445 с.

2. Адорно Т. В. Эстетическая теория / Пер. с нем. А. В. Дранова. М.: Республика, 2001. 527 с.

3. Адорно Т. В. Философия новой музыки / Культурология. Пер. с нем. / Перевод Б. Скуратова. Вст. ст. - К. Чухрукидзе. М.: Логос, 2001. 352 с.

4. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд. Л.: Музыка, 1971.376 с.

5. Асафьев Б. В. О хоровом искусстве. Л., 1980. 213 с.

6. Асафьев Б. В. Русская музыка XIX и начала XX вв. Л.: Музыка, 1968. 275 с.

7. Аносов Н. П. Литературное наследие. Переписка. Воспоминания современников. М., 1978. 216 с.

8. Андреева Л. М. Методика преподавания хорового дирижирования. М., 1969. 120 с.

9. Анисимов А. И. Дирижер-хормейстер. Л., 1976. 159 с.

Ю.Анисимов. А. И. Работа с самодеятельным хором. Л.: Искусство, 193883 с.

11.Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания. М., 1986. 224 с.

12.Бартенева Л. Б., Койлю А. И. Методические рекомендации и нотный материал для хорового класса III курса (женский состав) муз. пед. фак-в пед. вузов. М.: МГПИ, 1997. 93 с.

13.Батюшев В. Д. Философский анализ художественно-эстетических иллюзий. Омск, 1993. 100 с.

14.Безбородова Л. А. Дирижирование. Учебное пособие для педагогических институтов и училищ. М.: Просвещение, 1990. 159 с.

15.Бекетова Н. Искусство как источник эволюции сознания. http://www.relga.rsu.ru/n3 l/art31 .htm.

16.Бердяев H. А. Судьба России. М., 1990. 220 с.

17.Бородай Ю. М. Эротика - Смерть - Табу: трагедия человеческого сознания. М.: Гнозис, 1996. 416 с.

18.Булгаков В. Д. Общественно-педагогическая деятельность и научные взгляды С. В. Смоленского (1848-1909). Казань: КГИК, 1998. 66 с.

19.Булгаков В. Д. Русская профессиональная хоровая школа конца XIX первой половины XX в. Казань, 2000. 188 с.

20.Булгаков В. Д. Русская хоровая педагогика конца XIX первой половины XX столетия: Учеб. пособие. Казань: Изд-во Казан, гос. акад. Культуры и искусств, 2001. 71 с.

21.Булычев В. А. Хоровое пение, как искусство. М., 1910. 45 с.

22.Бычков В. В. Эстетика: Учебник. М.: Гардарики, 2002. 556 с.

23.Вагнер Г. К., Владышева Т. Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993.225 с.

24.Вальтер Б. О музыке и музицировании. / Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 1. М., 1962. 118 с.

25.Василенко С. Н. Страницы воспоминаний. M. - JL, 1948. 147 с.

26.Васильев В. А. Очерки о дирижерско-хоровом образовании. JL, 1991. 118 с.

27.Васильев В. А. Педагогические воззрения профессора Г. А. Дмитревского / Г. А. Дмитревский. Дирижер, ученый, педагог в воспоминаниях и документах. СПб, 2000. 58 с.

28.Васильев В.А. Очерки о дирижерско-хоровом образовании: преемственность традиций и тенденции развития. JI. : Музыка, 1991.118 с.

29.Вахрушев А. В. Основы хоровой педагогики. М., 1997. 166 с.

30.Владыпевская Т. Ф. Древнерусская певческая культура и старообрядчество. http://www. allbest.ru.

31. Вопросы методики преподавания дирижерско-хоровых дисциплин в вузе культуры: сб. статей. Научная редакция П. П. Левандо. Л.: ЛГИК, 1985. 188 с.

32.Вопросы русской и советской хоровой культуры. Сб. статей. М., 1975. 254 с.

33.Вопросы хорового образования Вып. 77 / Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. М.,1985. 148 с.

34.Вострышев М. Несостоявшийся химик. Московская правда 7 октября 2006г.

35.Вуд Г. О дирижировании. М., 1958. 104 с.

36.Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997. 495 с.

37.Гинзбург Л. На пути к теории / Дирижерское исполнительство. М., 1975. С. 571-620.

38.Глаголева А. Очерки традиций древнерусского певческого искусства в хоровой музыке русских композиторов XIX- XX вв. Самара, 1997. 52 с.

39.Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века (1873-1889). Л.: Музыка, 1973. 386 с.

40.Горяйнов Ю. С. Степан Аникиевич Дегтярев 1766 - 1813. Белгород: Везелица, 1993. 73 с.

41.Григорьева Г. В. Русская хоровая музыка 1970-80-х годов. М.: Музыка, 1991. 80 с.

42.Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002. 432 с.

43.Гусин И. В. Академическая капелла им. М.И. Глинки 1917 - 1957. - Л., 1957. 170 с.

44.Дехант Г. Дирижирование (теория и практика музыкальной интерпретации). Перевод с нем. Н.Зусман, В.Зусман. Н.Новгород: Деком, 2000. 446 с.

45.Дирижерское исполнительство / Ред.-сост. JI. М. Гинзбург. М., 1975. 620 с.

46.Дмитревская К. А. Георгий Александрович Дмитревский. Очерк жизни и творческой деятельности. Л.: Советский композитор, 1959. 141 с.

47. Дмитревский Г. А. Ансамбль хора. М., 1957. 89 с.

48.Дмитревский Г. А. Хрестоматия по хоровому дирижированию М.: Музгиз, 1952. 156 с.

49.Доброхотов Б. В. Д. С. Бортнянский 1751-1825. М. - Л.: Музыка,1950. 56 с.

50.Егоров А. Основы хорового письма. Л. -М.: Искусство, 1939. 170 с.

51.Егоров А. А. Теория и практика работы с хором. Л.; М., 1951. 231 с.

52.Ержемский Г. Л. Психология дирижирования. М., 1988. 80 с.

53.Живов В. Л. Исполнительский анализ хорового произведения как способ интенсификации обучения в классе дирижирования. М., 1974. 153 с.

54.Живов В. Л. О выразительности дирижерского жеста / Работа в хоре. Вып. 2.М., 1977. С. 111-127

55.Живов В. Л. Трактовка хорового произведения. М.,1986. 126 с.

56.Живов В. Л. Теория хорового исполнительства. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. 282 с.

57.Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 272 с.

58.3арецкий В. К. Культура и цивилизация: искусство и тоталитаризм /

Советская музыка, 1990. 14 с. 59.Зверева С. Г. . Духовная консерватория. / Наука. История. Образование. Практика музыкального оформления богослужения. М., Московская регентско - певческая семинария, 2000. С. 35-61 бО.Иванов В. К. Преобразования Синодального училища. М. Музыка,1914. 68 с.

61.Иванов-Радкевич А. П. О воспитании дирижера. М., 1973. 76 с.

62.Из истории Ленинградской консерватории. Материалы и документы 1862-1917 гг. Сост. А. Бирненгоф, В. Вильснер. Л.: Музыка, 1964. 124 с.

63.Ильин В. А. Очерки истории русской хоровой культуры. М., 1985. 232с.

64.Каган М. С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 416 с.

65.Казачков С. А. В поисках дирижера // Сов. Культура, 1975. 31 октября.

66.Казачков С. А. Дирижерский аппарат и его постановка. М., 1967. 111 с.

67.Казачков С. А. От урока к концерту: Хоровое дирижирование. Казань: Изд. Казанского университета, 1990. 343 с.

68.Казьмин П. М. Странички из жизни Пятницкого. Воронеж, 1964. 65 с.

69.Кассирер Э. В. Философия символических форм. / Пер. с нем. С. А. Ромашко. М.-СПб.: Университетская книга, 2002. 232 с.

70.Кастальский А. Д. Из воспоминаний о последних годах. Из письма С. Н. Кругликова к А. А. Ширинскому - Шихматову. / Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 1. 1032 с.

71.Келдыш Ю. В. Музыка XVIII в. М., 1965. 446 с.

72.Климов М. Г. Музыкальная хрестоматия из русских народных песен. Л.: Тритон, 1929. 115 с.

73.Колесса Н. Ф. Основы техники дирижирования. Киев, 1981. 207 с.

74.В. Г. Короленко в воспоминаниях современников. М.: Гос. Изд-во худ. литературы, 1962. 357 с.

75.Краснощекое В. И. Вопросы хороведения. М.: Музыка, 1969. 299 с.

76. Культурное наследие Древней Руси - истоки, становление, традиции. М , 1976. 460 с.

77.Лащенко А. П. Хоровая культура: аспекты изучения и развития. Киев, 1989. 136 с.

78.Ливанова Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. Т. 2. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Музыка, 1982. 622 с.

79.Лихачев Д. С. Массовая культура России конца XX века. Ч. I. СПб, 2001.212 с.

80.Локшин Д. В. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе. М., 1957. 172 с.

81.Локшин Д. В.Выдающиеся русские хоры и их дирижеры. М.: ГМИ, 1953. 132 с.

82.Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М. 1963. 624с.

83.Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики / Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990. 280 с.

84. Лосев А. Ф. Основной вопрос философии музыки. Советская музыка. № 12, 1990.

85.Малько Н. Д. Основы техники дирижирования. Л., 1965. 219 с.

86.Мастера народного искусства. Правда, 27.11.1935

87.Маталаев Л. Н. Основы дирижерской техники. М., 1986. 206 с.

88.Матвеев Н. Хоровое пение. Братство, 1998. 288 с.

89.Медушевский В.М. Этимология культуры / В.М. Медушевский // Музыкальная академия. 1993. 10 с.

90.Медушевский В. М. Таинственные энергии музыки / В. Медушевский // Музыкальная академия. 1992. С. 54 - 57

91.Минин В. К. проблемам подготовки дирижеров хора / Вопросы хорового образования. М.: ГМПИ им. Гнесиных. 1985. С. 22-35

92.Мусин И. О. О воспитании дирижера. Л., 1987. 247 с.

93.Мюнш Ш. Я - дирижер. М., 1965. 156 с.

94.Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М., 1972. 157 с.

95.Направник В. Э. Эдуард Францович Направник и его современники. Л.: Музыка, 1991. 464 с.

96.Натансон В. А. Из музыкального прошлого Московского университета. М.: Музыка, 1955. 120 с.

97.Нейгауз Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники, избранные статьи, письма к родителям, издание второе, исправленное и дополненное, 1983. 528 с.

98.Никитина Е. В. Хоровая работа: искусство и технология / Музыка в школе. 2007. 27 с.

99.Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI века. М.: Владос, 2003. 304 с.

100. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ницше Ф. Сочинения. Т.1. М.: Мысль, 1990. 208 с.

101. Ольхов К. А. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровому дирижированию. JL: Муз. 1976. 200 с.

102. Ольхов К. А. Основы дирижерской техники. Л.: Музыка, 1990 200 с.

103. Ольхов К. А. Теоретические основы дирижерской техники. Л.: Музыка, 1990. 160 с.

104. Пазовский А. Дирижер и певец. М., 1959. 157 с.

105. Пазовский А. Записки дирижера. Л.: Муз., 1963. 176 с.

106. Паисов Ю. Возрождение духовной традиции / Ю. Паисов // Советская музыка. 1989. 38 с.

107. Пигров К. К. Руководство хором. М., 1964. 220 с.

108. Птица К. Б. Действенное средство воспитания / Советская музыка. 1974. № 5.

109. Птица. К. Б. Очерки по технике дирижирования хором. М.: Музгиз, 1948. 160 с.

110. Птица К. Памяти Георгия Александровича Дмитревского. Вступительное слово к концерту 2 декабря 1954 года в зале Ленинградской Государственной Академической Капеллы. / Г.А. Дмитревский. Дирижер, ученый, педагог в воспоминаниях и документах. С-Пб, 2000. С. 52-60

111. Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания. Сост. С. Калинин. М., 1998. 328 с.

112. Правдолюбов А. Из бесед о музыке. Музыкальная академия. 1999. С. 60-61.

113. Птица К. Б. Мастера хорового искусства в Московской консерватории. М., 1970. 120 с.

114. Птица К. Б. О музыке и музыкантах. М.: ИЧП Мистикос Логинов, 1995. 437 с.

115. Птица К. Б. Хоровое искусство в Московской консерватории. М.: Музыка, 1970. 119 с.

116. Работа дирижера над хоровой партитурой / Сост. П. П. Левандо. М., 1970. 200 с.

117. Рожденственский Г. Н. Мысли о музыке. М., 1975. 201 с.

118. Романов Л. Культурологические аспекты крещения Руси (на материалах музыки) / Религии Мира. История и современность. Статьи. М., 1969. 242 с.

119. Романовский Н. В. Хоровой словарь. М.: Музыка, 2000. 228 с.

120. Русская музыка: Исполнительские и педагогические проблемы. Ред. О. Д. Степанидиной. Саратов: Университет, 1988. 75 с.

121. Русская музыкальная педагогика конца XIX - начала XX века и современные проблемы музыкального образования. Сост. Адищев В.И. Пермь: ПГПИ, 1984. 52 с.

122. Русская хоровая литература. Очерки. Ред. С. В. Попова. Вып. 1. М.: Музгиз, 1963. 138 с.

123. Садоков Р. Л. Музыкальная культура Древнего Хорезма. М.: Наука, 1970. 138 с.

124. Свешников А. В. Кто они, наши слушатели? Сов. Культура. 2 апреля 1968 года

125. Сивизьянов А. С. Музыкальные стили и дирижерская интерпретация. Шадринск, 1997. 372 с.

126. Сивухин Л. Организация и методика работы с хором мальчиков: Методическое пособие. М.: Всеросс. НМЦНТИКПР, 1988. 44 с.

127. Советские хоровые дирижеры: справочник. Сост. Э. Елисеева-Шмидт, В. Елисеева. М.: Советский композитор, 1986. 304 с.

128. Соколов В.Г. Воспоминания о музыкальном училище: автобиографические записки. М., 1991. 95 с.

129. Соколов В. Г. Работа с хором. 2-е изд. М., 1983. 252 с.

130. Соколов В. Г. [ Хоровой] дирижер, педагог, композитор. М.: Музыка, 1988. 124 с.

131. Сохор А. Н. Музыка как вид искусства. М.: Музыка, 1970. 37 с.

132. Стравинский И. Ф. Диалоги. Л., 1971. 448 с.

133. Тевосян А. Т. Современные проблемы хорового искусства. 19651995. Афтореф. дис. на канд. степ. / РАМ им. Гнесиных , М., 1995. 50 с.

134. Терацуянц Г. Е. Повесть о том, как я стал хормейстером. -Петрозаводск, 1992. 134 с.

135. Успенский Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971.624с.

136. Усова И. М. Хоровая литература: Учеб. пособие. 2-е изд., доп. -М.: Музыка, 1988. 207 с.

137. Фомин В. Евгений Александрович Мравинский. М.: Музыка, 1983. 192 с.

138. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. 414 с.

139. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. 2-е издание, центр «Консерватория», 1994. 320 с.

140. Хоровое искусство. Сост. К. А. Ольхов. Ленинград, Вып. 3, 1967. 258 с.

141. Хоровое искусство. Сост. К.А. Ольхов. Л., вып. 3, 1977 . 260 с.

142. Чередниченко Т., Аркадьев М. Диалоги о «постсовременности» М.: Музыкальная академия. 1998. 12 с.

143. Чернодубровская Е.. Москва "Русская мысль", Париж, N 4307, 02 марта 2000 г

144. Чесноков П. Г. Хор и управление им. М., 1952. 224 с.

145. Чич Г. К. Особенности работы с хором. Учебно-методическое пособие. Майкоп: Ад. Респ. Кн. Из. 1994. 53 с.

146. Шереметьева Н. М.Г. Климов: Дирижер Ленинградской академической капеллы. Л., 1953. 132 с.

147. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2-тт. М. 1983.479с.

148. Эстрина Т. А. Реализация навыков, полученных в классе дирижирования, в практической работе с хором. М., 1981. 16 с.

149. Юрий Темирканов: штрихи к портрету. СПб.: КультИнформПресс, 1998. 328 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.