Развитие художественно-творческого потенциала младших школьников во внеурочной музыкальной деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Новикова, Наталья Владимировна

  • Новикова, Наталья Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2011, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 182
Новикова, Наталья Владимировна. Развитие художественно-творческого потенциала младших школьников во внеурочной музыкальной деятельности: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Улан-Удэ. 2011. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Новикова, Наталья Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА . 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ , ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ

МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Художественно-творческий потенциал: сущность, структура, содержание.

1.2. Особенности внеурочной музыкальной деятельности в художественно-творческом развитии;: школьников младшего возраста.

1.3. Теоретическое и технологическое обеспечение развития художественно-творческого потенциала учеников начальной школы; во внеурочной музыкальной деятельности.

Выводы по первой главе:.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ

МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Изучение уровня развития художественно-творческого потенциала учащихся. ;

2.2. Реализация технологии развития художественно-творческого потенциала детей младшего школьного возраста во внеурочной музыкальной деятельности. .".95.

2.3. Результаты экспериментальной работы.

Выводы по второй главе.—.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие художественно-творческого потенциала младших школьников во внеурочной музыкальной деятельности»

Актуальность, исследования. Современные социально-культурные, изменения« в; системе образования; обусловили! социальный; заказ на воспитание творчески активной личности учащихся. Одной из актуальных проблем в современной школьнойюбразовательной практике стагювится поиск новых.и эффективных систем приобщения учеников к; творческой деятельности. В; этих; условиях разработка технологии; развития: художественно-творческого потенциала детей средствами музыкального искусства представляется особенно значимой.

Существенной особенностью музыки - как, вида , искусства: является ее ярко выраженный эмоциональный характер воздействия. Музыка -- предмет и источник, духовного? общения, личностного совершенствования. На протяжении всей истории • человечества музыка играла? важную роль в развитии творческого потенциала личности.

Занятия музыкальным искусством (на любом качественном' уровне: восприятие; познание;, самостоятельная/творческая! деятельность)? не. только^ способствуют пониманию'ш созданию/прекрасного;: но гифазвиваютобразное: мышление и фантазию, стимулируют духовные силы и творческую потенцию личности, несут положительную энергию,:жизнерадостную, самоутверждающую уверенность в себе, что в целом дает хорошую базу для успешного развития не только специальных художественных способностей, но и всеобщей универсальной способности к творчеству (М. С. Каган, Л. С. Выготский,и др.).

Такая многозначность и многофункциональность музыкального искусства актуализирует необходимость его полноценного использования для; решения широкого спектра педагогических задач; в том числе и развития1 художественно-творческого потенциала личности учащегося:.

Необходимость сохранения; индивидуальности человека и; ее! развитие всегда были предметом философского осмысления; Многие - философские школы подчеркивали, что уникальность личности, ее свобода реализуются через творчество, значение которого в жизни человека трудно переоценить (Сократ, И. Кант, Н. А. Бердяев, В. И. Андреев, М. С. Каган и др.). Вопросы развития творческого потенциала личности освещены также в трудах основоположников западной гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм).

В1 работах Д. Б. Богоявленской, Е. Л. Яковлевой, С. Р. Евинзона, В. И: Загвязинского, А. М. Матюшкина, М: В. Колосовой и других рассматриваются методологические вопросы раскрытия- сущности творческого потенциала в разных областях человеческой деятельности. Особое значение для нашего исследования имеют работы, посвященные проблеме развития творческого потенциала школьников, их творческой активности, одаренности, креативности (Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, Л. А*. Закс, А. А. Мелик-Пашаев, Б. П. Юсов и др.).

Особенности развития творческого потенциала детей в процессе музыкальной деятельности были изучены Э. Б. Абдулиным, К. В. Тарасовой, Т. Э. Тютюнниковой, Л. В. Школяр; Ю. Б. Алиевым, Е. Д. Критской, Л. В. Горюновой, М. С. Осенневой, Е. И: Юдиной, В. И. Солодухиным и др:

В* психолого-педагогических исследованиях Т. И: Калашниковой, В. Д. Лихвар, Н. С. Ивановой; Б. П. Левченко определеныюсобенности развития художественно-творческого потенциала младших школьников в процессе их включения в хореографическую, изобразительную и эстетическую деятельность.

Таким образом, в науке созданы предпосылки для системного анализа проблемы развития у младших школьников художественно-творческого потенциала в процессе музыкального образования.

Однако во всех этих исследованиях данная проблема рассматривается в рамках учебного процесса. Между тем, как показывает образовательная практика, благоприятные условия для творческого развития младших школьников создаются во внеурочной деятельности, которая согласно Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения включена в учебный- план школы. Среди различных, видов художественной деятельности музыкальное творчество, на наш взгляд, наиболее способствует активизации художественно-творческого потенциала личности.

Анализ музыкального образования в современной школе, в том числе и начальной, показывает, что внеурочная музыкальная? деятельность нередко сводится к-подготовке очередных мероприятий — от праздника к празднику, от конкурса к конкурсу и т.д. В итоге такая воспитательная работа выступает как показ, отчет. Установка. на быстрый результат и в связи с этим репетиции в форсированном темпе (обычно с ограниченным количеством «отобранных» детей); подменяют суть, внеурочных занятий музыкой- где ведущим фактором духовного и творческого развития человека должен быть не результат, а, процесс общения с искусством.

Вместе с тем необходимо, отметить, что использование учителями му-, зыки возможностей системных внеурочных музыкальных занятий для развития художественно-творческого потенциала детей' затруднено в связи1 с недостаточной научно-методической разработанностью данной педагогической проблемы, что подтверждает анализ публикаций, диссертационных исследований. Проблема развития художественно-творческого потенциала младших школьников во внеурочной музыкальной< деятельности не рассматривалась, как отдельная психолого-педагогическая проблема:

Такими образом, актуальность проблемы исследования определяется существующими противоречиями:

-. между потребностью общества в художественно-творческом развитии подрастающего поколения и недостаточной готовностью педагогических кадров к реализации данного социального заказа; между потребностью учащихся начальных, классов в самовыражении в процессе внеурочной музыкальной деятельности и слабой подготовкой учителей в оказании педагогической* поддержки детям в реализации этой потребности; между заинтересованностью учителей в развитии у младших школьников художественно-творческого потенциала и слабой технологической базой в решении этого вопроса.

Данные противоречия определили проблему диссертационного исследования: каким должно быть,научно-теоретическое, технологическое обеспечение эффективного^ развития4 у младших школьников художественно-творческого потенциала в процессе внеурочной музыкальной деятельности.

Актуальность, теоретическая значимость, недостаточная методическая разработанность проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования; «Развитие художественно-творческого потенциала младших школьников во внеурочной музыкальной деятельности».

Объект исследования: внеурочная музыкальная деятельность младших школьников.

Предмет исследования: процесс развития у школьников младшего возраста художественно-творческого потенциала на внеурочных музыкальных занятиях.

Цель исследования состоит в научно-теоретическом и технологическом обосновании процесса развития у младших школьников-художественно-творческого потенциала во внеурочной«музыкальной деятельности.

Гипотеза исследования. Развитие художественно-творческого потенциала младших школьников во внеурочной музыкальной деятельности будет эффективным, если:

- художественно-творческий потенциал школьника рассматривается как совокупность внутренних возможностей, потребностей, ценностей, которые выражаются в готовности личности к творческой самореализации и саморазвитию, в реализации личностью собственной индивидуальности; как интегративное .психологическое образование личности, структурными компонентами которого являются эмоционально-мотивационный, когнитивный, коммуникативный, творческо-деятельностный;

- процесс развития художественно-творческого потенциала младшего школьника предполагает целенаправленное, последовательное, закономерное изменение структурных компонентов художественно-творческого потенциала личности, в результате чего возникает его новый качественный уровень;

- используется педагогический потенциал внеурочной музыкальной деятельности в художественно-творческом развитии учащихся;

- реализуется технология развития художественно-творческого потенциала младших школьников во внеурочной музыкальной деятельности: 1 этап,- накопление музыкально-слухового опыта, 2 этап - музыкальное восприятие-мышление, 3 этап - воспроизведение музыки, А' этап.— импровизация, творческая деятельность. Содержательным контекстом прохождения этапов является разработанная авторская- программа «Повсюду музыка слышна»;

- выполняются, следующие педагогические условия: деятельность школьников на занятиях осуществляется как»художественная по содержанию и учебная по форме; активизируется личностное самопознание, самоопределение ученика начальной школы; внеурочные музыкальные занятия проходят в атмосфере сотворчества ^сотрудничества.

В соответствии с целью; объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность, понятия-«художественно-творческий потенциал личности», определить его структуру, содержание.

2. Рассмотреть особенности организации внеурочной музыкальной.деятельности для художественно-творческого развития школьников, младшего возраста.

3. Разработать научно-методическое и технологическое обеспечение процесса' развития художественно-творческого потенциала учеников начальной школы во внеурочной музыкальной'деятельности.

4. Определить критерии и уровни развития художественно-творческого потенциала учащихся младшего возраста.

5. Апробировать в ходе экспериментальной работы технологию развития художественно-творческого потенциала младших школьников во внеурочной музыкальной деятельности.

6. Сформулировать научно-методические рекомендации« для педагогов по развитию художественно-творческого потенциала детей младшего школьного возраста во> внеурочной музыкальной деятельности.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- основные подходы к теории гуманистического воспитания (А. Маслоу, К. Роджерс, Э.а Фромм, В. П. Зинченко, В. А. Сухомлинский и др.);

- фундаментальные положения личностно-ориентированного подхода к организации образовательного процесса (Е. В. Бондаревская, И. С. Якиманская и др.);

- философско-культурологические идеи о творчестве (М. М. Бахтин, Б. Т. Лихачев, Н. А. Бердяев, М. С. Каган, Ю. Б. Борев и др.);

- теория развития личности (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. П. Юсов и др.);

- положения психологии, педагогики и искусствоведения о специфике творческих способностей школьника (В. Н. Мясищев, В. И. Загвязинский, А. М. Матюшкин, В. В. Медушевский, Б. М. Теплов, Б. В. Асафьев и др.);

- концепции музыкального и художественного образования, воспитания личности ребенка средствами искусства (Д. Б. Кабалевский, Э. Б. Абду-лин, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, Л. В. Школяр и др.).

В исследовании были использованы следующие методы:

- теоретический анализ психолого-педагогической, философской литературы по проблеме исследования (осуществлен с целью определения методологического, теоретического основания, предметно-понятийного аппарата исследования);

- анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация теоретических положений (позволили рассмотреть художественно-творческий потенциал как целостную систему, выделить и описать структурные компоненты данного психологического образования личности, разработать научно-методическое, технологическое обеспечение процесса развития художественно-творческого потенциала младшего школьника);

- метод проектирования (использован на этапе разработки технологии развития художественно-творческого потенциала младших школьников во внеурочной музыкальной деятельности);

- педагогический эксперимент (предпринят в процессе апробации эффективности спроектированной технологии);

- изучение продуктов деятельности учащихся, метод экспертных оценок, наблюдение, анкетирование, беседа (использованы для определения уровня развития художественно-творческого потенциала учащихся);

- математико-статистические методы обработки данных (позволили обосновать < степень достоверности совпадения и различия состояний контрольной и экспериментальной групп).

Основные этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось в 3 этапа (2002-2011 гг.).

На первом этапе (2002-2003 гг.) осуществлялся анализ педагогической, философской, психологической литературы; уточнялась тема, объект и предмет исследования, его цели, задачи, гипотеза; проводилось теоретическое исследование обозначенной проблемы.

На втором этапе (2003-2005 гт.) разрабатывались методика проведения опытно-экспериментальной работы, диагностическая методика определения уровня развития у школьника художественно-творческого потенциала, проводился констатирующий эксперимент.

На третьем этапе (2006-2011 гг.) осуществлялись экспериментальная работа по развитию художественно-творческого потенциала младших школьников во внеурочной музыкальной деятельности, обработка экспериментальных данных, систематизация полученного материала, текстуальное оформление диссертационного исследования.

Базой исследования; явились младшие классы Сотниковской средней школы, Иволгинской средней школы'Иволганского* района Республики Бурятия;. средней школы№ 8 г. Улан-Удэ. Всего на различных этапах исследования было охвачено более 500 человек, среди которых в экспериментальной работе приняло участие 498 младших школьников;

Научная новизна исследования: дополнено содержание-понятия «художественно-творческий; потенциал», разработана диагностическая; методика выявления- уровня его развития; обоснован процесс и раскрыты условия, развития; художественно-творческого потенциала; спроектирована технология; развития художественно-творческого потенциала. младших школьников, во ? внеурочной музыкальной деятельности. ■•.:'•■•

Теоретическая; значимость состоит в конкретизации, общетеоретических положений об организации внеурочной музыкальной, деятельности учащихся; научно-теоретическом обосновании и описании процесса развития у младших школьников художественно-творческого потенциала; доказательстве эффективности технологии развития художественно-творческого потенциала младших школьников:во внеурочной музыкальной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предлагаемые технологиям диагностическая'методика, позволяющая; определить уровень и ; проследить динамику развития ■ художественно-творческого потенциала, программа «Повсюду музыка: слышна», методические рекомендации для учителей музыки и программа курса повышения квалификации «Внеурочная музыкальная деятельность в начальной школе» могут быть использованы в образовательной практике современной школы, в учреждениях дополнительного образования, на старшей ступени дошкольных, образовательных учреждений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Художественно-творческий потенциал — совокупность внутренних возможностей, потребностей, ценностей, которые выражаются в готовности личности к творческой самореализации и саморазвитию; в реализации, личностью собственной индивидуальности, проявлением которой являются эмоциональные реакции и состояния.

2. Структура художественно-творческого потенциала младшего школьника представлена единством следующих компонентов:

- эмоционально-мотивационный (стремление к приобретению специальных, художественных и общих знаний, умений, навыков; интерес, увлеченность занятиями музыкального искусства и художественно-эстетической деятельностью в целом; потребности в художественном творчестве; способность на глубокое эмоциональное переживание в музыке);

- когнитивный (система знаний и представлений о музыкальном искусстве, интонационно-слуховой опыт);

- коммуникативный (способность выражать свои эмоции и чувства в общении с людьми; самоактуализация личности в процессе общения);

- творческо-деятельностный (степень музыкально-творческого развития, самостоятельное применение музыкальных знаний и умений на практике).

3. Развитие художественно-творческого потенциала младших школьников представляет собой:

- целенаправленное, последовательное, закономерное изменение структурных компонентов * художественно-творческого потенциала личности, в результате чего возникает его новый качественный уровень;

- процесс вхождения школьника в творческую среду, включение его в различные виды музыкальной деятельности;

- процесс диалектического единства педагогического влияния на личность учащегося и активности самой личности.

4. Основой развития художественно-творческого потенциала учащегося является внеурочная музыкальная деятельность, представляющая собой детское импровизационное творчество. Результатом этой деятельности выступает творческий продукт в виде ритмических рисунков, мелодий, вокализации тем музыкального материала, инструментального сопровождения музыкальных произведений, пластического интонирования, музыкально-ритмических движений, инсценирования, активного слушания.

5. Технология развития художественно-творческого потенциала младших школьников во внеурочной музыкальной деятельности выступает как, интегративная научно-теоретическая конструкция, проектирование которой осуществлено в рамках стохастической парадигмы. В основу проекта положены принципы гуманистической психологии и принципы развивающего обучения.

Выделено четыре этапа протекания процесса развития художественно-. творческого потенциала: 1 этап — накопление музыкально-слухового опыта; 2 этап — музыкальное восприятие-мышление; 3 этап— воспроизведение музыки; 4 этап - импровизация, творческая деятельность как высший вид самодеятельности'в музыке.

6. Педагогические условия, способствующие развитию художественно-творческого потенциала младших школьников на внеурочных музыкальных, занятиях:

- деятельность.школьников на занятиях осуществляется.как художественная по содержанию и учебная по форме;

- в качестве видов музыкальной- деятельности, младшего школьника рассматривается деятельность композитора, исполнителя, слушателя в их неразрывном триединстве;

- дифференцированный подход к отбору учебного материала, к выбору методов обучения; подбор разноуровневых импровизационных заданий;

- активизация личностного самопознания, самоопределения ученика начальной школы;

- создание на внеурочных музыкальных занятиях атмосферы сотворчества и сотрудничества.

7. Программа «Повсюду музыка слышна» как содержательная' основа организационно-методической системы практической реализации технологии, обеспечивающая эффективное развитие художественно-творческого потенциала младших школьников во внеурочной музыкальной деятельности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены использованием методологически разработанных и экспериментально проверенных теорий и концепций; применением методов, адекватных цели, задачам, логике исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством организации опытно-экспериментальной работы в школах г. Улан-Удэ, п. Иволга и п. Сотниково Иволгинского района Республики Бурятия; публикаций статей по проблеме исследования; обсуждения результатов работы на заседаниях кафедры педагогики Бурятского госуниверситета. Основные положения диссертации прошли апробацию на международных, всероссийских, республиканских научно-практических конференциях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Новикова, Наталья Владимировна

Выводы по второй главе

Целью экспериментальной работы явилась практическая реализация и апробация разработанного нами проекта технологии развития у младших школьников художественно-творческого потенциала во внеурочной музыкальной деятельности.

Состояние развития художественно-творческого потенциала у учащихся определялось с помощью следующих критериев: эмоциональная открытость школьников для постижения музыки; потребность в общении и совместной музыкальной деятельности; умение пользоваться ключевыми знаниями по музыке и интонационно-слуховым опытом; уровень развития исполнительских умений и навыков в процессе музыкально-творческой деятельности; творческая инициатива, и было представлено в трех уровнях: низком, среднем, высоком.

При изучении развития у младших школьников художественно-творческого потенциала были использованы следующие методы: наблюдение, беседы, анкетирование, собеседование, тестирование, музыкальная викторина, анализ индивидуальных творческих работ учащихся.

Результаты констатирующего эксперимента свидетельствовали о преобладании как в экспериментальной, так и контрольной группах учащихся с низким уровнем развития художественно-творческого потенциала.

Практическая реализация данной технологии в экспериментальной группе осуществлялась в четыре этапа согласно разработанной в проекте стратегии.

Цель первого этапа заключалась в создании условий для накоплеч ния у школьников музыкально-слухового опыта; развитии мотива к музыкальной деятельности; в формировании у учащихся системы знаний (опыта эмоционально-оценочного отношения к миру); развитии способности «искусства слышать», «искусства видеть», «искусства чувствовать», «искусства думать»; помощи младшему школьнику мобилизовать свой внутренний потенциал для понимания себя, своих чувств, эмоций и своего места в мире музыкального искусства.

Целью второго этапа являлось постепенное внедрение в сознание учеников-слушателей основных соотношений звучащих элементов, организующих музыкальное движение; развитие музыкального восприятия-мышления.

Цель третьего этапа развития художественно-творческого потенциала согласно стратегии разработанной технологии заключалась в воспроизведении музыки учащимися. Образно данный этап можно назвать «собственно сферой опыта». Этот опыт предполагал не только хоровое исполнение певческого репертуара школьников, но и самым непосредственным образом был связан с развитием восприятия музыки. Вокализация учащимися тем инструментально-симфонической музыки, произведений крупной формы, партий из оперных произведений; игра на детских музыкальных инструментах; пластическое интонирование способствовали активному обогащению музыкально-слухового тезауруса учащихся.

Цель четвертого этапа — предоставить младшему школьнику возможность реализовать свою индивидуальность, творческий потенциал на основе самостоятельного музицирования; вокальной и инструментальной импровизации; «сочинения» мелодий, интонаций в определенном жанре, инсценирования; музыкально-ритмических движений и т.д., что позволит ему опыт, накопленный на предыдущих этапах; организовать самооценку учащимся успешности в процессе выполнения творческих заданий.

Организационным контекстом взаимодействия учителя и учащихся на этапах реализации проектированной технологии стала программа «Повсюду музыка слышна». Основными организационными формами взаимодействия учителя и учащихся стали ассамблеи, викторины, музыкальные гостиные, индивидуальные беседы с детьми.

Результаты применения спроектированной технологи в практике развития у учащихся экспериментальной группы художественно-творческого потенциала во внеурочной музыкальной деятельности доказали ее эффективность. Так, процентное выражение динамики развития художественно-творческого потенциала по всем компонентам и уровням экспериментальной группы значительно выше по сравнению с учащимися контрольной группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Происходящее социальное реформирование общества вообще и системы образования в частности дает шанс расширения возможностей компетентного выбора личностью саморазвития и жизненного пути, в котором музыкальному искусству отводится активная роль. Стратегия поиска педагогических технологий становится стратегией организации активного образа жртзни в различных обучающих и воспитывающих средах. Создание такой среды возможно в учебно-воспитательном процессе школы через организацию у младших школьников внеурочной музыкальной деятельности.

Художественно-творческий потенциал — совокупность внутренних возможностей, потребностей, ценностей и присвоенных средств достижения личностью таких состояний сознания, которые выражаются:

- в готовности личности к творческой самореализации и саморазвитию;

- в реализации личностью собственной индивидуальности, проявлением которой являются эмоциональные реакции и состояния человека.

Художественно-творческий потенциал — интегративное, психологическое образование личности учащегося, структурными компонентами которого являются:

- эмоционально-мотивационный (стремление к приобретению специальных, художественных и общих знаний, умений, навыков; интерес, увлеченность занятиями музыкального искусства и художественно-эстетической деятельностью в целом; потребности в художественном творчестве; способность глубокого эмоционального переживания в музыке);

- когнитивный (система знаний и представлений о музыкальном искусстве, интонационно-слуховой опыт);

- коммуникативный (способность выражать свои эмоции и чувства в общении с людьми, самоактуализация личности в процессе общения).

- творческо-деятельностный (степень музыкально-творческого развития, самостоятельное применение музыкальных знаний и умений на практике).

Содержание художественно-творческого потенциала конкретного учащегося определяется его индивидуальным своеобразием. Состояние развития у учащегося художественно-творческого потенциала определялось с помощью следующих критериев: эмоциональная открытость школьников для постижения музыки; потребность в общении и совместной музыкальной деятельности; умение пользоваться ключевыми знаниями по музыке и интонационно-слуховым опытом; уровень развития исполнительских умений и навыков в процессе музыкально-творческой деятельности; творческая инициатива.

Степень развития художественно-творческого потенциала у младших школьников была представлена в трех уровнях: низком, среднем, высоком. Результаты констатирующего эксперимента позволяют утверждать следующее: экспериментальная и контрольная выборки школьников, принимавших участие в эксперименте, не различались между собой по каким-то значительным характеристикам. Как в экспериментальной, так и в контрольной группах доминировали проявления значений уровня развития у учащихся художественно-творческого потенциала, а также его компонентов, которые тяготеют к ниже среднему.

Очевидно, что развитие у школьника художественно-творческого потенциала будет успешным в контексте его участия во внеурочной музыкальной деятельности. Внеурочные музыкальные занятия основаны на субъективном взаимодействии учителя и учащегося. Развитие у младшего школьника художественно-творческого потенциала будет проходить в оптимальном режиме при следующих признаках внеурочной музыкальной деятельности: музыкальные занятия ориентированы на решение учебных проблем и творческих задач и заданий; музыкальные занятия управляемы, но педагогическое управление в музыкально-творческом обучении ориентировано на сотворчество и взаимодействие; успешность внеурочных музыкальных занятий зависит не столько от уровня развития формально-логических (осознаваемых), но и от эвристических (не всегда осознаваемых), интуитивных процедур деятельности, таковой в музыкальном творчестве является импровизация.

Проектирование технологии развития у младших школьников художественно-творческого потенциала во внеурочной музыкальной деятельности осуществлено в рамках стохастической парадигмы. В основу проекта положены принципы гуманистической психологии и принципы развивающего обучения.

Общая стратегия развития художественно-творческого потенциала младших школьников представлена в проекте четырьмя этапами: 1 этап — накопление музыкально-слухового опыта; 2 этап — музыкальное восприятие-мышление; 3 этап - воспроизведение музыки; 4 этап — импровизация, творческая деятельность как высший вид самодеятельности в музыке.

Цель первого этапа заключалась в создании условий для накопления у школьников музыкально-слухового опыта; развитии мотива к музыкальной деятельности; в формировании у учащихся системы знаний (опыта эмоционально-оценочного отношения к миру); развитии способности «искусства слышать», «искусства видеть», «искусства чувствовать», «искусства думать»; помощи младшему школьнику мобилизовать свой внутренний потенциал для понимания себя, своих чувств, эмоций и своего места в мире музыкального искусства.

Целью второго этапа являлось постепенное внедрение в сознание учеников-слушателей основных соотношений звучащих элементов, организующих музыкальное движение; развитие музыкального восприятия-мышления.

Цель третьего этапа развития художественно-творческого потенциала согласно стратегии, разработанной в технологии, заключалась в воспроизведении музыки учащимися. Образно данный этап можно назвать «собственно сферой опыта». Этот опыт предполагал не только хоровое исполнение певческого репертуара школьников, но и самым непосредственным образом был связан с развитием восприятия музыки.

Цель четвертого этапа — предоставить младшему школьнику возможность реализовать свою индивидуальность, творческий потенциал на основе самостоятельного музицирования, вокальной и инструментальной импровизации, «сочинения» мелодий, интонаций в определенном жанре и т.д.

Организационным контекстом взаимодействия учителя и учащихся на этапах реализации проектированной технологии стала авторская программа «Повсюду музыка слышна».

Основными организационными формами взаимодействия учителя и учащихся на этапах реализации спроектированной технологии в экспериментальных классах стали индивидуальные беседы, концертные выступления, музыкальные гостиные, марафоны, ассамблеи.

В проекте технологии были определены следующие педагогические условия, способствующие оптимальной реализации стратегии в практике организации внеурочных музыкальных занятий: деятельность школьников на занятиях осуществляется как художественная по содержанию и учебная по форме; в качестве видов музыкальной деятельности младшего школьника рассматривается деятельность композитора, исполнителя, слушателя, в их неразрывном триединстве; дифференцированный подход к отбору учебного материала, к выбору методов обучения; подбор разноуровневых импровизационных заданий; активизация личностного самопознания, самоопределения ученика начальной школы; создание на внеурочных музыкальных занятиях атмосферы сотворчества и сотрудничества.

На основе анализа итогов диагностики можно сделать следующий вывод: по всем компонентам и уровням художественно-творческого потенциала учащихся экспериментальной группы имеется положительная динамика.

Полученные результаты проведенной экспериментальной работы подтверждают эффективность предполагаемой технологии развития у младших школьников художественно-творческого потенциала во внеурочной музыкальной деятельности, позволяют рекомендовать ее для использования в практике работы образовательных учреждений, а также наметить перспективные пути дальнейшего исследования в рамках поставленной проблемы. Предметом специального изучения могут стать разработка целостной методической системы обеспечения непрерывности развития художественно-творческого потенциала учащихся в процессе их включения в различные виды художественной деятельности, а также рассмотрение системы подготовки педагогов для развития у школьников художественно-творческого потенциала в образовательном процессе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Новикова, Наталья Владимировна, 2011 год

1.Абдуллин Э. Б. Общее музыкальное и музыкально-педагогическое образования в России сегодня. А завтра? / Э. Б. Абдуллин // Педагогическое образование и наука. - 2007. - № 2. - С. 3-6.

2. Абдуллин Э. Б. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Э. Б. Абдуллин ; под ред. Г. М. Цыпина. — М. : Академия, 2004. -363 с.

3. Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования / Э. Б. Абдулин, Е. В. Николаева. М. : Просвещение, 2004. - 327с.

4. Абульханова-Славская К. А. Психология личности: Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности : избр. психол. тр. / К. А. Абульханова-Славская. М. : РГБ, 2004. - 215с.

5. Абульханова-Славская К. А. Субъективный подход в инновационной подготовке педагога-психолога / К. А. Абульханова-Славская. — Казань : ЮЛАКС, 2006.-165 с.

6. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей: от детского сада к начальной школе / Ю. Б. Алиев. Воронеж : МОДЭК, 1998. - 350 с.

7. Алиев Ю. Б. Настольная книга учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. — М. : Владос, 2000. 356 с.

8. Алиев Ю. Б. Музыка. 1-8 классы : программа для сред, общеобр. учеб. заведений / М-во образования Рос. Федерации. — М. : Просвещение, 1993.-20 с.

9. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. — Минск, 1990. — 559 с.

10. Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии : в 2 т. / Б. Г. Ананьев ; науч. ред. Н. А. Логинова. СПб. : Изд-во С-Петерб. ун-та, 2007. - Т. 2. Развитие и воспитание личности. — 547 с.

11. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс / В. И. Андреев. Казань, 1994. - 340 с.

12. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности / Л. И. Анцыферова. М., 1981. - 57 с.

13. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе / О. А. Апраксина. -М. : Просвещение, 1983. 224 с.

14. Аристотель. Политика / Аристотель // Сочинения : в 4 т. / отв. ред. А. Т. Доватур, Ф. X. Кессиди. М., 1983. - Т. 4. - С. 375-644.

15. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей / Т. И. Артемьева. -М., 1977. С. 166-169.

16. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. — 2-е изд. Л. : Музыка, 1973. - 144 с.

17. Асмолов А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М. : Изд-во МГУ, 1990.-367 с.

18. Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества / Г. С. Батищев. — СПб. : Изд-во РХГИ, 1997. 464 с.

19. Безбородова Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. — М. : Академия, 2002.-416 с.

20. Брушлинский А. В. Психология субъекта / А. В. Брушлинский ; отв. ред. В. В. Знаков. СПб., 2003. - 137 с.

21. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М. : Академия, 2000. 192 с.

22. Берак О. Л. Соотношение репродуктивных и творческих компонентов учебно-профессиональной деятельности при формировании специалистов в высшей школе : дис. . канд. пед. наук. — М., 1995. — 190 с.

23. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. М. : Правда, 1989. - 607 с.

24. Берулава М. Н. Гуманизация образования: направления и проблемы / М. Н. Берулава // Педагогика. 1996. - № 4. - С. 22-27.

25. Берулава М. Н. Теория и практика гуманизации образования / М. Н. Берулава. — Чебоксары : Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. — 326 с.

26. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Бес-палько. М. : Педагогика, 1989. - 190 с.

27. Богоявленская Д. Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоев. -М. : МИОО, 2005. 175 с.

28. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. -М. : Академия, 2002. 318 с.

29. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская. М. : Знание, 1981.-96 с.

30. Божович JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М., 1968. - 464 с.

31. Божович Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к дошкольному обучению / Л. И. Божович // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А. Н. Леонтьева. М. ; Л. : Изд-во АПН РСФСР, 1984.-324 с.

32. Бондаревская Е. В. Воспитание и развитие личности в обновляющейся системе образования / Е. В. Бондаревская // Педагогические системы в школе и вузе. Технологии и управление : тез. докл. науч. конф. — Волгоград, 1993.-Ч. 1.-С. 14-15.

33. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. — Ростов на/Д : Булат, 2000. — 351 с.

34. Боркина Н. В. Становление опыта творческой деятельности младших школьников в процессе интегрированных музыкально-театральных занятий : дис. . канд. пед. наук / Н. В. Боркина. — Чита, 2008. — 170 с.

35. Браже Т. Г. Развитие творческого потенциала личности / Т. Г. Бра-же // Сов. педагогика. 1989. - № 9. - С. 94.

36. Братюсь Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братюсь. М. : Мысль, 1988.-304 с.

37. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение : избр. психол. тр. / А. В. Брушлинский. — Воронеж : МОДЭК, 2003. — 321 с.

38. Будаева Т. Б. Бурятское музыкальное искусство как средство формирования эстетической культуры младших школьников / Т. Б. Будаева, И. А. Маланов. Улан-Удэ : Изд-во Бурят. Госуниверситета, 2001. - 148 с.

39. Василькович X. Н. Формирование у младших школьников творческого музыкального мышления : автореф. дис. . канд. психол. наук / X. Н. Василькович. Киев, 1982. - 22 с.

40. Веселые уроки музыки в школе и дома. — М. : ACT ; Донецк : Сталкер, 2002.-383 с.

41. Ветлугина Н. А. Развитие художественного творчества детей / Н. А. Ветлугина // Художественное творчество и ребенок. М., 1972. — С. 22-48.

42. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. -М., 1968.-415 с.

43. Волков И. П. Воспитание творчеством / И. П. Волков. — М. : Знание, 1989.-84 с.

44. Выготский J1. С. Воображение и творчество в детском возрасте : психол. очерк / JI. С. Выготский. 2-е изд. - М. : Просвещение, 1991. — 90 с.

45. Выготский JL С. Педагогическая психология / JI. С. Выготский. — М., 1991.

46. Выготский JI. С. Психология искусства / JI. С. Выготский. 3-е изд. -М., 1987.-238 с.

47. Газман О. С. Ответственность школы за воспитание детей / О. С. Газман // Педагогика. 1997. - № 4. - С. 45-52.

48. Герасимова И. А. Музыка и духовное творчество / И. А. Герасимова // Вопросы философии. 1995. - № 6. - С. 87-97.

49. Герасимова Н. Г. Развитие творческой активности школьников в процессе реализации игровой педагогической технологии : автореф. дис. . канд. пед. наук / Н. Г. Герасимова. Иркутск, 2003. - 24 с.

50. Гладышев Г. М. Педагогические условия развития духовно-творческого потенциала будущего художника-педагога : дис. . канд. пед. наук / Г. М. Гладышев. Оренбург, 2000. - 205 с.

51. Глуховская Е. А. Развитие творческого потенциала старшего школьника в учебной деятельности : автореф. дис. . канд. пед. наук / Е. А. Глуховская. Оренбург : ОГПИ, 1997. - 20 с.

52. Голавская Н. И. Формирование у старших подростков субъектного исследовательского опыта во внеурочной деятельности : дис. . канд. пед. наук / Н. И. Голавская. Улан-Удэ, 2005. - 160 с.

53. Горюнова Л. В. Говорить языком самого предмета. Теоретические основы учебника «Музыка» / Л. В. Горюнова. М. : Прометей, 1989. — 143 с.

54. Горюнова Л. В. Развитие ребенка как его жизнетворчество / Л. В. Горюнова // Искусство в школе. — 1993. № 1. - С. 15-21.

55. Громов Е. С. Природа художественного творчества : кн. для учителя / Е. С. Громов. М., 1986. - 371 с.

56. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М. : Интор, 1996. — 544 с.

57. Дмитриева Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. М. : Академия, 2000. - 53 с.

58. Дмитриева Л. Г. Детское музыкальное творчество как метод воспитания / Л. Г. Дмитриева // Музыка в школе. М., 1976. — Вып. 11. — С. 71-86.

59. Дранков В. Л. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта / В. Л. Дранков // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения / под ред. Б. С. Мейлах. — Л., 1983. — С. 184201.

60. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей / В. Н. Дружинин. М. : Академия, 1996. - 224 с.

61. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. -СПб., 1999.- 199 с.

62. Евинзон С. Р. Философско-социологический анализ творческого потенциала ученых : дис. . канд. филос. наук / С. Р. Евинзон. — Томск, 1988. 145 с.

63. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества / М. В. Ермолаева. М. : Моск. психол.-социальный ин-т, 2001. - 194 с.

64. Ефимов Н. В. Диагностика и коррекция мотивации учения дошкольников и младших школьников / Н. В. Ефимов. М. : МГУ, 1991. — 59 с.

65. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. За-гвязинский. М., 1987. - 164 с.

66. Зайцева Н. В. Из опыта работы творческого потенциала нетипичных детей / Н. В. Зайцева // Педагогика. 2006. - № 5. - С. 11-17.

67. Запорожец А. В. Детская психология : пед. энцикл. / А. В. Запорожец.-М., 1964.-678 с.

68. Зверев И. Д. Методы обучения в современной школе / И. Д. Зверев // Народное образование. 1999. - № 3. - С. 12-16.

69. Зорин С. С. Формирование творческих способностей школьников / С. С. Зорин // Искусство и образование. 2006. - № 3. - С. 26-39.

70. Игнатова В. В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации и условия их реализации : дис. . д-ра пед. наук / В. В. Игнатова. Красноярск : Изд-во СибГТУ, 2000. - 365 с.

71. Изард К. Эмоции человека / К. Изард. М., 1980. - 124 с.

72. Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания : материалы межвуз. конф. (17-19 февр. 2003 г.). — М., 2003. 274 с.

73. Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников : сб. науч. тр. / под ред. Ю. У. Фохта-Бабушкина, Е. К. Рухман. -М., 1980.-241 с.

74. Исследование проблем психологии творчества / под ред. Я. А. По-номорева. М., 1983. - 175 с.

75. Исследование проблемы творчества. Достижения науки и практики — в деятельности образовательных учреждений : материалы науч.-практ. конф.-М., 2003.-84 с.

76. Исследование художественных интересов школьников / под ред. Е. К. Квятского, Ю. У. Фохта-Бабушкина. М., 1974. - 218 с.

77. Кабалевский Д. Б. Прекрасное побуждает доброе / Д. Б. Кабалевский. М., 1973. - 197 с.

78. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. — М. : Просвещение, 1989. 163 с.

79. Кабалевский Д. Б. О применении принципов и методов новой программы по музыке в школах союзных республик / Д. Б. Кабалевский // Музыка в школе. 1985. -№ 1. - С. 11-13.

80. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы / Д. Б. Кабалевский // Музыкальное воспитание в СССР : сб. ст. М., 1978. — С. 93-119.

81. Каган М. С. О воспитании как о социальной деятельности и о роли искусства в нем / М. С. Каган // Педагогика искусства и школа. — М., 1982. -С.11-21.

82. Каган М. С. Системный подход и гуманитарные знания / М. С. Каган. Л. : Изд-во ЛГУ, 1991. - 389 с.

83. Каган М. С. Социальные функции искусства / М. С. Каган. Л. : Знание, 1979.-34 с.

84. Калашникова Т. И. Становление готовности студентов-хореографов к развитию художественно-творческого потенциала учащихся: дис. . канд. пед. наук / Т. И. Калашникова. Улан-Удэ, 2004. - 172 с.

85. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. -М. : Педагогика, 1990. 140 с.

86. Кашапова Л. М. Музыкальное образование и современная школа / Л. М. Кашапова. М., 2000. - Вып. 1. - 124 с.

87. Климов Е. А. Психология профессионализма / Е. А. Климов. М. ; Воронеж, 1996 - 176 с.

88. Козиыская О. Ю. Педагогическая технология развития творческой активности младших школьников : дис. . канд. пед. наук / О. Ю. Козинская. -Саратов., 2001. 172 с.

89. Козырев Ю. Н. Импровизация путь музыки для всех / Ю.Н. Козырев // Музыкальное воспитание в СССР . - М., 1985. - Вып. 2. - С. 252-271.

90. Комарова М. Ю. Развитие творческого потенциала будущих учителей во внеаудиторной деятельности : автореф. дис. Иркутск, 2002.

91. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. -М., 1984.

92. Колосова М. В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства : дис. . канд. пед. наук / М. В. Колосова. М., 1994.- 272 с.

93. Красило А. И. Психология обучения художественному творчеству / А. И. Красило. М., 1998. - 136 с.

94. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985. - С. 350-351.

95. Красноперова Т. В. Формирование интереса к музыке у учащихся 1-8 классов : дис. . канд. пед. наук / Т. В. Красноперова. — Улан-Удэ, 2007. — 163 с.

96. Куликова Л. Н. Проблемы саморазвития личности / Л. Н. Куликова.- Хабаровск : Изд-во ХГПУ, 1997. 315 с.

97. Кульневич С. В. Педагогика личности: от концепции до технологии / С. В. Кульневич. — Ростов н/Д : Творческий центр «Учитель», 2001. — 160 с.

98. Кулюткин Ю. Н. Изменяющийся мир и проблемы развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ / Ю. Н. Кулюткин.- СПб.: Изд-во СПбГУПМ, 2001. 84 с.

99. Кулюткин Ю. Н. Изменяющийся мир и проблемы развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ / Ю. Н. Кулюткин. СПб. : Изд-во СПбГУПМ, 2001. - 84 с.

100. Кулюткин Ю. Н. Психологические проблемы развития инициативы и творчества учителя / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. — 1987. — №5.-С. 94-110.

101. Куприянова Л. Л. Активизация творческой деятельности младших школьников при освоении музыкального фольклора : дис. . канд. пед. наук / Л. Л. Куприянова. М., 1989. - 149 с.

102. Лангер С. Философия в новом ключе: исследование символики разума, ритуала и искусства / С. Лангер ; пер. с англ. С. П. Евтушенко ; общ. ред. и послесл. В. П. Шестакова. М. : Республика, 2000. - 278 с. - ( Мыслители XX века).

103. Ланда Л. Н. Алгоритмизация в обучении / Л. Н. Ланда. М. : Просвещение, 1996. - 520 с.

104. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников / Н. С Лейтес.- М. : Академия, 2000. 320 с.

105. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н. С. Лейтес. -М. : Воронеж, 1997. 194 с.

106. Лейтес И. С. Психология одаренности детей и подростков / Н. С. Лейтес. М., 1996. - 215 с.

107. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М. : Изд-во МГУ, 1972. - 572 с.

108. Леонтьев А. Н. О формировании способностей / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. 1960. -№ 1. - С. 8-15.

109. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. -М. : Изд-во МГУ, 1981. 584 с.

110. Ш.Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. М., 1981.

111. Лихачев Б. Т. Педагогика : курс лекций / Б. Т. Лихачев. — М. : Юрайт, 1972.-572 с.

112. Лихачев Д. С. Культура как целостная среды / Д. С. Лихачев // Новый мир. 1994. - № 8. - С. 3-8.

113. Малахова Н. Н. Воспитание искусством: творческое самоопределение и обретение личностных смыслов / Н. Н. Малахова // Сибирский учитель. 2007.-№ 1.-С. 54-58.

114. Малюков А. Н. Эмоциональное переживание и развитие личности школьника / А. Н. Малюков // Начальная школа. 2000. - № 6. - С. 6-11.

115. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте : пособие для учителя. — М. : Просвещение, 1983. — 96 с.

116. Маркс К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. - М., 1956. -Т. 25,4. 3.- 386 с.

117. Материалы по общеобразовательной работе в школе: Эстетическое развитие детей. М., 1991. — Вып. 4.

118. Матюшкин А. М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики / А. М. Матюшкин. М., 1993.

119. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1991. - 190 с.

120. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. М. : Педагогика, 1975. - 367с.

121. Медушевский В. В. Интонационая форма музыки / В. В. Медушев-ский. М. : Композитор, 1993. - 262 с.

122. Меерович М. И. Технология творческого мышления / М. И. Мее-рович, Л. И. Шрагина. — Минск : Харвест, 2003. 428 с.

123. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности / А. А. Мелик-Пашаев. М. : Академия, 1981.

124. Мелик-Пашаев А. А. Об источнике способности человека к художественному творчеству / А. А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. -1998.-№ 1.-С. 76-82.

125. Мещерякова JI. В. Развитие творческого потенциала учителя в процессе освоения педагогических инноваций : автореф. дис. . канд. пед. наук / Л. В. Мещерякова. Челябинск, 1998. - 22 с.

126. Можейко М. А. Возможность и действительность / М. А. Можейко // Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. — Минск : Изд-во В. М. Скакун, 1998. С. 125-126.

127. Монахов В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В. М. Монахов. Волгоград : Перемена, 1995.- 151 с.

128. Музыкальное образование в школе / под ред. JI. В. Школяр. — М. : Академия, 2001.

129. Мун JI. Импровизация младших школьников на уроках музыки / JI. Мун // Искусство в школе. 2006. - № 7. - С. 44-51.

130. Мясищев В. Н. Личность и отношения к человеку / В. Н. Мясищев // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб. : Питер, 2000.-С. 95-105.

131. Надирашвили Ш. А. Классификация форм активности в свете теории установки / Ш. А. Надирашвили // Психология личности и образ жизни. -М. : Наука, 1987. С. 23-27.

132. Направления развития образовательной области «Искусство» в условиях стандартизации обучения / М. А. Фоминова и др. // Искусство и образование. 2007. - № 3. - С. 20-26.

133. Некрасова Ю. Б. Лечение творчеством / Ю. Б. Некрасова ; под ред. Н. Л. Карповой. М. : Смысл, 2006. - 223 с.

134. Неменский Б. М. Искусство культура - образование : цикл бесед / Б. М. Неменский. - М. : Центр ХКО, 1993. - 79 с.

135. Неменский Б. М. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе / Б. М. Неменский. М. : РОУ, 1992. - 138 с.

136. Неменский Б. М. Приоритеты на путях гармонизации образования / Б. М. Неменский // Сов. педагогика. 1989. - № 1. - С. 61-65.

137. Новиков Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Д. А. Новиков. М. : МЗ-Пресс, 2004. — 67с.

138. Овчинников В. Д. Диалектика репродуктивной деятельности в развитии творческого потенциала субъекта труда : автореф. дис. . д-ра пед. наук. — М., 1982. -31с.

139. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов ; под ред. Н. Ю. Шведовой. -М. : Рус яз., 1983. 816 с.

140. Олпорт Г. В. Личность в психологии / Г. В. Олпорт // Психология личности в трудах заруб, психологов / сост. и общ. ред. А. А. Реана. — СПб. : Питер, 2000. 255 с.

141. Осеннева М. С. Методика музыкального воспитания младших школьников / М. С.Осеннева, Л. А. Безбородова. М.: Академия, 2001. — 368 с.

142. Парыгин Б. Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения / Б. Д. Парыгин ; под ред. В. А. Ядова. Л. : Наука, Ленингр. отд., 1981. - 192 с.

143. Педагогика искусства и школа : сб. ст. / под ред. Е. К. Чухман, Н. А. Михайлова. М., 1982. - 292 с.

144. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. -М., 1982.

145. Петрушин В. И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. — М. : Владос, 1997.-384 с.

146. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже ; пер. с франц. В. А. Лекторского. -М., 1969.

147. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся / П. И. Пидкасистый. М., 1972.

148. Платон. Диалоги / Платон ; пер. с древнегреч. С. Я. Штейман-Тонштейн ; сост., ред. и автор вступ. ст. А. Ф. Лосев. М., 1986.

149. Платонов К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. — М. : Наука, 1986.-255 с.

150. Подуровский В. М. Психологическая коррекция музыкальной педагогической деятельности / В. М. Подуровский. — М. : ВЛАДОС, 2001. — 231 с.

151. Пономарев Я. А. Психологический механизм творчества / Я. А. Пономарев // Человек в системе наук : сб. ст. / под ред. И. Т.Фролова. — М., 1989.-С. 370-378.

152. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. М. : Педагогика, 1976. — 280 с.

153. Попов А. К. Технология и творчество / А. К. Попов // Народное образование. 1995. - № 6 . - С. 82-86.

154. Попов Л. М. Инициатива и общение в творчестве / Л. М. Попов. — Казань : Изд-во ун-та, 1983. 88 с.

155. Практикум по возрастной и педагогической психологии / авт.-сост. С. Е. Данилова / под ред. И. В. Дубровиной. М. : Академия, 1999. - 54 с.

156. Прилуцкая Н. В. Формирование интереса к музыке у школьников / Н. В. Прилуцкая // Музыка в школе. 2007. - № 3. - С. 25-35.

157. Психологические исследования творческой деятельности / отв. ред. О. К. Тихомиров. М., 1975. - 163 с.

158. Психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Т. Ярошевского. М., 1990. - 265 с.

159. Психология и педагогика : учеб. пособие / под ред. К. А. Абульха-новой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, С. А. Сластенина. М.: Совершенство, 1998.-320 с.

160. Психология процессов художественного творчества / под ред. Б. С. Мейлах, Н. А. Хренов. -М., 1981. 195 с.

161. Психология процессов художественного творчества / под ред. Д. Д. Благай и др.. Л. : Наука, 1980. - 285 с.

162. Психология развития младших школьников : экспериментальные, психологические исследования / М. Э.Боцмонова и др.. М. : Педагогика, 1990.- 168 с.

163. Психология творчества / под ред. Я. А. Пономарева. М. : Наука, 1990.-224 с.

164. Психология художественного творчества : хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. Мн. : Харвест, 2003. - 752 с.

165. Психология : учебник / под ред. А. А. Крылова. М. : ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001. - 584 с.

166. Психолого-педагогические аспекты формирования и развития личности : материалы междунар. психол. чтений студентов, аспирантов и молодых ученых (22 апр. 2004 г.). М. : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2004.- 199 с.

167. Радынова О. П. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников / О. П. Радынова, И. В. Груздова, Л. Н. Комисарова. М. : Академия, 1999. - 47 с.

168. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике / В. Г. Ражни-ков.-М., 1989-217 с.

169. Развитие личности как стратегия гуманизации образования : материалы межрегион, науч.-практ. конф. / под ред. Е. Н. Шлякова. — Ставрополь, 2002. 467 с.

170. Развитие творческой активности школьников / под ред. А. М. Ма-тюшкина. М., 1991. - 253 с.

171. Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике / В. Г. Разумовский. — М. : Просвещение, 2001. — 272 с.

172. Реализация идей личиостно-ориентированиого образования в начальной школе / Е. В. Бондаревская и др.. Архангельск : Изд-во Поморского ун-та, 2006. - 286 с.

173. Рибо Т. Творческое воображение / Т. Рибо ; пер. с франц. — СПб., 1901.- 123 с.

174. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй / Дж. Родари ; пер. с итал. Ю. А. Добровольской. М., 1990.-143 с.

175. Роджерс К. Становление человека: Взгляд на психотерапию / К. Роджерс ; пер. с англ. М. Зотник. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-416 с.

176. Розетт И. М. Психология фантазии : экспериментально-теоретическое исследование закономерностей продуктивной умственной деятельности / И. М. Розетт. 2-е изд., испр. и доп. - Минск, 1991. - 218 с.

177. Роль искусства в развитии способностей школьников / под ред. Е. К. Чухман. -М. : Педагогика, 1985. 144 с.

178. Роль искусства в развитии творчества школьников / под ред. Е. Н. Шлякова ; НИИ художественного воспитания. -М., 1995. — 187 с.

179. Романова JT. О. Формирование творческого отношения к усвоению профессиональных знаний : автореф. дис. . канд. пед. наук / JI. О. Романова. -М., 1999.-22 с.

180. Ротенберг В. С. Об общих предпосылках творчества / В. С. Ротен-берг // Художественное творчество / отв. ред. Б. С. Мейлах. — JL, 1983. -С. 256-262.

181. Рубинштейн JT. С. Проблемы общей психологии : в 2 т. / JI. С. Рубинштейн. М. : Педагогика, 1989. - Т. 2. - 239 с.

182. Рындак В. Г. Непрерывное образование и развития творческого потенциала учителя (теория взаимодействия) / В. Г. Рындак. — М. : Педагогический вестник, 1997. 244 с.

183. Савельева Е. А. Развитие художественно-творческой активности младших школьников во внеучебной деятельности : автореф. дис. . канд. пед. наук / Е. А. Савельева. Оренбург, 2002. - 23 с.

184. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе / А. И. Савенков. М. : Академия, 2000. — 232 с.

185. Савенков А. И. Одаренный ребенок дома и в школе / А. И. Савенков. Екатеринбург, 2004. - 194 с.

186. Самоукина И. В. Игровые методы в обучении и воспитании / И. В. Самоукина. -М., 1992. 195 с.

187. Санникова А. И. Развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе / А. И. Санникова ; М-во образования Рос. Федерации ; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2000. - 131 с.

188. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. М., 1992. - 174 с.

189. Слободчиков В. И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. 2000. - № 2. - С. 42-52.

190. Совенкова Л. Г. Пространство и среда в педагогике искусства / JI. Г. Совенкова // Педагогика искусства : материалы междунар. конф. / ред.-сост. Л. Г. Совенкова. М. : ИХО РАО, 2001. - С. 10-18.

191. Солодухина Т. К. Педагогическое сотрудничество преподавателя и младших школьников в процессе приобщения к народному музыкальному творчеству / Т. К. Солодухина. Улан-Удэ, 2001. - 146 с.

192. Солодухина Т. К. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе: опыт реализации концепции / Т. К. Солодухина. Улан-Удэ, 2005. - 250 с.

193. Солодухин В. И. Педагогические условия развития творческой активности младших школьников средствами инструментального фольклора / В. И. Солодухин. Улан-Удэ : Издат.-полигр. комплекс ВСГАКИ, 2001. -215 с.

194. Спиркин А. Г. О творческой силе человеческого разума / А. Г. Спиркин. М., 2001. - 352 с.

195. Спутник учителя музыки / сост. Т. В. Челышева. — М. : Просвещение, 1993.- 179 с.

196. Степанова С. Г. Формирование музыкальной культуры школьников средствами национального музыкального искусства : дис. . канд. пед. наук / С. Г. Степанова. Улан-Удэ, 2006. - 174 с.

197. Степанова Г. В. Творческое воспитание школьников. Педагогические мастерские / Г. В. Степанова. М. : ЦТ Л, 2006. — 160 с.

198. Суртаев В. Я. Социокультурное творчество молодежи: методология, теория, практика / В. Я. Суртаев. СПБ., 2000. — 207 с.

199. Сухомлинский В. А. Избранные произведения : в 5 т. / В. А. Су-хомлинский. М., 1979. - Т.2. - 253 с.

200. Тарасова. В. К. Онтогенез музыкальных способностей / В. К. Тарасова. М. : Педагогика, 1988. - 176 с.

201. Теплов Б. М. Проблема одаренности / Б. М. Теплов // Сов. педагогика. 1940.-№ 4. - С. 149-151.

202. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. -М., 1961.-286 с.

203. Теплов Б. М. Простейшие способы факторного анализа. — М., 1967. Т.5. Теплов Б.М. Избранные труды / Б.М. Теплов. — Т. 1. — М.: Педагогика, 1985.-329 с.

204. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании : материалы науч.-практ. конф. — Великий Новгород : Изд-во НовГу, 2004. — 132 с.

205. Трофимова И. А. Учебный музыкальный театр — перспективная форма вузовской подготовки учителя музыки / И. А. Трофимова // Музыка в школе. 2006. - № 2. - С. 50-54.

206. Тряпицына А. П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников / А. П. Тряпицына. Л., 1989. - 91 с.

207. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е. Е. Туник. СПб. : Дидактика Плюс, 2002. - 250 с.

208. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки: Система обучения К. Орфа / Т. Э. Тютюнникова. М., 2001. - 60 с.

209. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека. Об особенностях воздействия искусства на личность / Ю. У. Фохт- Бабушкин. -М., 1982.-221 с.

210. Хозиев В. Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников : учеб. пособие / В. Б. Хозиев. М. : Академия, 2003. - 256 с.

211. Холодная М. А. Психология интеллекта / М. А. Холодная. М., 1997.-183с.

212. Художественное образование: опыт, проблемы, приоритетные задачи и направление деятельности : материалы науч.-практ. конф. / Мин-во культуры и массовых коммуникаций РБ, респ. уч.-метод. центр по образованию. Улан-Удэ : Бурят, кн. изд-во, 2006. — 96 с.

213. Царева Н. А. Слушание музыки / Н. А. Царева. — М. : Росмэн. — 2002. 32 с.

214. Черкас О. М. Индивидуализация учебной деятельности младших школьников в процессе изучения музыкального искусства : монография / О. М. Черкас. Челябинск, 2001. - 166 с.

215. Черкасов В. А. Взаимосвязь методов и приемов обучения / В. А. Черкасов // Педагогика. 1995. - №3. - С. 13-17.

216. Шадриков В. Д. Происхождение человечности. — М. : Логос, 1999. 74 с.

217. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. — М. : Гардарики, 2007. 349 с.

218. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В. Н. Шацкая. М. : Педагогика, 1975. - 200 с.

219. Шишлянникова Н. П. Формирование мировосприятия младших школьников на интегрированных занятиях искусством : дис. . д-ра пед. наук / Н. П. Шишлянникова. Абакан, 2003. - 274 с.

220. Шубинский В. С. Педагогика творчества учащихся / В. С. Шубин-ский. -М. : Знание, 1988. 80 с.

221. Элементарное музыкальное воспитание по системе К. Орфа / под ред. Л. А. Баренбойма. — М. : Советский композитор, 1978. — 368 с.

222. Эльконин Б. Д. Психология развития : учеб. пособие для студ. высших учебных заведений / Б. Д. Эльконин. — М. : Академия, 2001. 144 с.

223. Юсов Б. П. Законы Вселенной и законы культуры / Б. П. Юсов // Педагогика искусства : материалы междунар. конф. М. : ИХО РАО, 2001. — С. 1-10.

224. Юсов Б. П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество / Б. П. Юсов. Магнитогорск, 2002. — 57 с.

225. Юсов Б. П. Когда все искусства вместе. Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп : пособие для учителя / Б. П. Юсов, Т. И. Сухова, Л. Г. Савенкова ; под общ. ред. Б. П. Юсова. — М., 1995.- 107 с.

226. Юсов Б. П. Проблема творчества в американской теории художественного воспитания / Б. П. Юсов // Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом. -М., 1969. С. 176-219.

227. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М. : Сентябрь, 2000. - 112 с.

228. Яковлева Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Е. А. Яковлева ; под ред. В. И. Панова.-М., 1998.-39 с.

229. Яковлева Е. JI. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / Е. Л. Яковлева // Вопросы психологии. 1997. — №4. - С. 2027.

230. Яковлева Л. С. Психология развития творческого потенциала личности / Л. С. Яковлева. М.: Флинта, 1997. - 224 с.

231. Яковлева Н. М. Теория и практика педагогического творчества / Н. М. Яковлева. Челябинск, 1987. - 159 с.

232. Яфольян А. Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе / А. Ф. Яфольян. М. : Флинта, 2008. - 381 с.

233. Barron F. Creative person and creative process / F. Barron. — New York, 1969.- P. 123-131.

234. Fromm E. The creative attitude / E. Fromm // Creativity and its cultivation. -New York, 1959. P. 142-149.

235. Maslow A. Toward a psychology of being / A. Maslow // Van No-strand. -New York, 1968. P. 123-139.

236. Taylor C. W. Thinking and creativity / C. W. Taylor // The nature of creativity. Cambridge, 1988. - P. 99-126.

237. Torrance E. P. The nature of creativity as manifest in the testing / E. P. Torrance // The nature of creativity. Cambridge, 1988. - P. 43-75.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.