Развитие художественного творчества учащихся 5-7 классов на занятиях изобразительным искусством тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Карсыбаев, Бастарбек Токтарович

  • Карсыбаев, Бастарбек Токтарович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 197
Карсыбаев, Бастарбек Токтарович. Развитие художественного творчества учащихся 5-7 классов на занятиях изобразительным искусством: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2006. 197 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Карсыбаев, Бастарбек Токтарович

Введение.

Глава I. Научно-теоретические основы развитие художественного творчество учащихся на занятиях изобразительным искусством в общеобразовательных школах.

1.1. Использование педагогических технологий на занятиях по художественному творчеству.

1.2. Моделирование занятий декоративно-прикладного искусства по развитию художественных способностей учащихся.

1.3. Активизация творческо-познавательной деятельности школьников на занятиях изобразительным искусством.

Выводы по I главе.

Глава II. Экспериментальное исследование занятий изобразительного искусства по развитию художественного творчество учащихся.

2.1.Организация художественно-творческой деятельности учащихся 5-7 классах на уроках изобразительным искусством средствами декоративно-прикладного искусства Казахстана.

2.2. Выявление начального уровня развития художественного творчества учащихся на констатирующем этапе эксперимента

2.3. Система работы по развитию художественного творчества на формирующем этапе эксперимента.

Выводы по II главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие художественного творчества учащихся 5-7 классов на занятиях изобразительным искусством»

Проблема исследования и ее актуальность

Развитие художественного творчества учащейся молодёжи рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Повышение требований к научной и практической подготовке современного человека влечёт за собой возрастание роли учителей и их ответственности за молодое поколение. Деятельность в условиях современном обществе требует от квалифицированного специалиста применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств. Это и подтверждает актуальность выбранной темы, которая делает необходимым учёт нашей образовательной системой не только сегодняшних потребностей и возможностей производства, но и их изменений в ближайшем будущем. Необходимо также учитывать нарастание научно- технической информации (информационный взрыв) и создание новых художественных средств, избавляющих человека от рутинной деятельности в области как физического, так и умственного труда. С учётом этого на одно из первых мест в образовании выходит задача подготовки молодёжи к развитию творческих способностей, что является усвоения новой научной и художественной деятельности, ускоряет творческую переработку и генерацию ещё более новых и полезных идей.

Анализ психолого-педагогических и философских исследований художественного творчества учащихся показывает, что интерес к этим проблемам не ослабевает на протяжении многих десятилетий.

В разработке понятия «творчество» участвовали многие выдающиеся философы. Уже в средневековой философии творчество понимается как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. Анализируя творческую деятельность, приходит к выводу о том, что она представляет собой единство сознательной и бессознательной деятельности. Понимание творчества исходит из того, что творчество - это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру осуществления и результату), оригинальностью и общественно-исторической (а не только индивидуальной) уникальностью.

В ходе нашего исследования мы рассматриваем развитие художественного творчество изобразительном искусстве как деятельность человека (в основном её мыслительный компонент), включающую создание материальных и духовных ценностей, обладающих объективной (мировой) новизной и общественной значимостью. Определённое таким образом понятие «творчество» охватывает все виды творческой деятельности, художественное творчество, музыкальное, научное, техническое и многие другие его виды. Решение данной проблемы мы видим в совершенствовании учебно-воспитательного процесса художественного творчество на занятиях изобразительным искусством. При этом особое значения приобретает целенаправленное развитие художественное творчество специальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства. Формируя и развивая у школьников художественной деятельности средствами изобразительного искусства, педагог тем самым способствует развитию его личностных качеств, таких как: потребность творческой деятельности, художественно образное мышления, обогащение специальным опытом, необходимым для художественной деятельности.

Понятие «художественное творчество» является зависимым от понятия «творчество», как вид от рода, и относительно самостоятельным в связи с существованием самостоятельного объекта, на который направлен данный вид деятельности. Этот объект определяется понятием «художественное решение».

Итак, художественное творчество - это вид творчества целью которого является создание художественных решений, обладающих объективной (мировой) новизной и общественной значимостью, обладающее мировой новизной и общественной значимостью. Есть изобретение (используемые для определения изобретения в нормативных документах термины «наличие существенных отличий» или «неочевидность», а также «наличие положительного эффекта» мы включаем в понятия «объективная новизна» и «общественная значимость»).

Понятие «художественное творчество» являясь одним из видов творчества который находится во взаимосвязи и взаимодействии с другими видами творчества.

Наибольший интерес представляют труды и работы педагогов, посвященные художественному образованию и эстетическому воспитанию школьников (Ростовцев Н.Н., Кузин B.C., Шорохов Е.В., Лебедко В.К., Козлов В.И., Ералин К.Е., Козыбаков М.Ж., Амиргазин К.А., Сманов И.С, Кемешев Д.А., Булатов С.С.) и др.

Философскому осмыслению проблемы творчества способствовало ознакомление с работами Е.А.Ануфриева, Т.С.Лапиной, М.С. Кагана, рассматривающих творчество в культурно-историческом плане.

Научные основы учебно-воспитательного процесса содержаться в трудах Ю.К. Бабанского, Н.С.Боголюбова, И.Я.Лернера, М.Н. Скаткина, B.C. Сластенина и др.

Рассматривая и анализируя труды ведущих ученных, педагогов, искусствоведения , изучая диссертационные исследования в области изобразительного искусства, можно констатировать, что остается не до конца раскрытой проблема формирования знаний, умений и навыков средствами изобразительного искусства. В частности, отсутствуют методические рекомендации по созданию педагогических условий, необходимых для этого процесса. В рамках традиционного уровня специальных знаний, умений и навыков в области художественного творчества на занятиях изобразительным искусством, что значительно снижает качество выполненных работ. Выявления данного недостатка и потребности педагогической практики и послужили основанием для определения актуальности.

Актуальность данной проблемы определяется необходимостью развития творческих знаний, умений, навыков школьников на занятиях изобразительным искусством, а так же художественно-творческих способностей: образного мышления, творческого воображения, художественного вкуса, эстетического восприятия окружающей среды.

Цель исследования: решение данной проблемы заключается в разработке, научном обосновании и экспериментальном апробировании методики развития знаний, умений и навыков на занятиях изобразительным искусством по художественному творчеству.

Объект исследования: учебный процесс формирования у учащихся знаний, умений, навыков и развития художественно-творческих способностей на занятиях изобразительным искусством.

Предмет исследования: содержание, методы и дидактические средства развития специальных знаний, умений, навыков у школьников в области их художественного творчества на занятиях изобразительным искусством.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что развитие у школьников специальных знаний, умений, навыков в области художественного творчества средствами изобразительного искусства, с целью развития художественно-творческих способностей будет эффективнее, если: интерес к овладению художественным творчеством будут строиться на основании традиций мировой художественной культуры и изучение специфики народного искусства; формирование специальных знаний, умений, навыков творческой деятельности с использованием изобразительного искусства будут опираться на психолого-педагогических особенности и индивидуально-творческих возможностях школьников; организация учебной деятельности будет базироваться на научно-обоснованной методике преподавания с учетом специальных целей, задач и содержания процесса развития знаний, умений, навыков с использованием изобразительного искусства; формирование знаний, умений, навыков будет обеспечиваться через специальную подготовку, включающую в себя систему последовательного выполнения практических упражнений и творческих работ; в процессе занятий по художественному творчеству будут систематически использоваться технические средства обучения, специальные дидактические пособия, разнообразные материалы и техники.

В соответствии с целью и гипотезой были намечены следующие задачи исследования: изучить и проанализировать специальную литературу по истории искусства, определить роль и место художественного творчества в изобразительной деятельности; рассмотреть и обобщить опыт применения художественного творчества в процессе обучения изобразительным искусствам; разработать и экспериментально проверить содержание, формы и методы обучения, способствующие формированию у школьников специальных знаний, умений, навыков в области изобразительного искусства; разработать учебно-методический комплекс развития знаний, умений и навыков, включающий: программу обучения изобразительному искусству, методические рекомендации, серию учебных наглядных пособий, способствующий творческой деятельности в различных техниках; осуществить экспериментальную проверку эффективности предлагаемой методики развития у школьников специальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Методологическую основу экспериментального исследования составляют ведущие положения в области философии, психологии, эстетики искусствознания; работы по общей педагогике, художественному образованию, эстетическому воспитанию, методике преподавания изобразительного искусства, исследования известных искусствоведов, историков и этнографов, касающиеся вопросов развития художественного творчества.

Методы исследования: изучение педагогической, научной, методической литературы по рассматриваемой проблеме, знакомство с диссертационными исследованиями в данной области; анализ учебных планов и программ художественному творчеству и изобразительному искусству; наблюдение и анализ реального состояния учебного процесса по овладению основ изобразительного искусства на занятиях по художественному творчеству; педагогический эксперимент и обобщение данных опытноэкспериментальной работы; анализ продуктов деятельности учащихся.

Этапы исследования

I этап (1999-2000 гг.) был связан с изучением философской, психолого-педагогической литературы. Основные методы исследования в этот период: анализ и обобщение источников по проблеме исследования, наблюдение, изучение и обобщение передового педагогического опыта.

II этап (2001-2002 гг.) был связан с изучением реальной картины приобщенности школьников к творческой деятельности и состоянием воспитательной работы школы по формированию творческой деятельности школьников. Обосновано содержание опытно-экспериментальной по формированию творческой деятельности школьников в процессе изобразительного искусства. Методы исследования на данном этапе теоретический анализ научной литературы, учебных планов и программ предметных дисциплин школы, изучение педагогического опыта, наблюдение, конструирование, моделирование, мысленный эксперимент, изучение продуктов деятельности школьников, по художественному творчеству.

III этап (2002 гг.) - были проведены формирующий и контрольный этапы эксперимента с целью проверки спроектированных занятий изобразительными искусствами по развитию школьников по художественному творчеству в школах города и Южно-Казахстанской области. Осуществлен анализ полученных результатов, внесены коррективы, сформулированы выводы, выработаны рекомендации. Ведущие методы этапа: эксперимент, экскурсия, беседа, выставка, наблюдение, анализ и обработка результатов исследования.

Научная новизна исследования: теоретически обоснованы методические условия, при которых использование изобразительного искусства является важным фактором развития специальных знаний, умений и навыков по художественному творчеству. обоснованы педагогические условия эффективности занятий изобразительным искусством в обучении школьников по художественному творчеству. разработана модель методической системы преподавания изобразительного искусства по развитию художественного творчества школьников. выявлены условия ее эффективной реализации и осуществления, обеспечивающие достижение высоких уровней приобщенности школьников к творческой деятельности.

Теоретическая значимость результатов исследования:

Решена значительная научно-педагогическая задача развития специальных знаний, умений, навыков по художественному творчеству на занятиях по изобразительному искусству. Теоретически обоснованны методические условия, при которых использование на занятиях изобразительному искусству является важным фактором формирования специальные знаний, умений, навыков у школьников; определено и разработано содержание художественного творчества школьников.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что теоретические выводы и научно-методические рекомендации содействуют эффективному решению проблемы развития художественного творчества школьников на занятиях изобразительным искусством. Полученные в исследовании результаты и сформулированные, на их основе, рекомендации могут быть использованы при подготовке будущих учителей общеобразовательных школ, в вузах и на факультетах повышения квалификации, работников образования, а также при разработке методических рекомендаций для учителей, изобразительного искусства и художественного труда.

Достоверность и обоснованность исследования обусловлены теоретико-методологической обоснованностью исходных позиций, применением комплекса методов, адекватных научному аппарату и содержанию опытно- экспериментальной работы. Длительным характером и практической апробацией выводов и рекомендаций исследования в учебно-воспитательной работе школ, подтвердивших целесообразность и правомерность предлагаемых нами путей решения исследуемой проблемы.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись в форме научных докладов на международных и республиканских конференциях (Алматы, 1999), на научно-практических конференциях им. М.О.Ауезова (Шымкент, 2002-2003), в республиканских журналах «Наука и образование Южного Казахстана» (Шымкент, 2001); научно-педагогических конференциях Шымкентского социально-педагогического университета «Новая педагогическая технология» Шымкент, 2004 г. На защиту выносятся следующие основные положения:

1. педагогические условия формирования творческой деятельности школьников в процессе изобразительного искусства;

2. педагогическая модель по развитию творческой деятельности школьников, в которой учтены выявленные педагогические условия в единстве эффективных форм и методов реализации этого процесса;

3. условия эффективной реализации и осуществления творческой деятельности школьников в процессе изобразительного искусства.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Карсыбаев, Бастарбек Токтарович

Выводы по II главе

В связи с тем, что одной из задач работы является анализ результатов экспериментальной деятельности - представителей эстетики простых форм применительно к творческому мышлению школьников, необходимо рассмотреть пространственные особенности восприятия формы и цвета.

Первоначальные процессы восприятия при анализе формы предмета рассматриваются как ориентировочные действия, которые тесно связаны с практическими и исполнительными действиями. Затем, в процессе развития, они все больше отделяются от исполнительной деятельности и складываются в относительно самостоятельную систему ориентированно-исследовательской деятельности, при помощи которой осуществляется предварительное ознакомление с объектом исследования и подготавливают к практическим действиям с ним.

В ходе начального констатирующего эксперимента были выявлены и подтверждены следующие теоретические полбжения, рассмотренные в теоретических главах работы.

1) Процессы творческого мышления у школьников функционируют на основе наглядно-образного мышления воссоздающего воображения, оперирующими конкретными, детализированными образами, хорошо усвоенными на протяжении эмпирического опыта ребенка.

2) Продукты творческой деятельности детей отражают интересы и потребности, а также состояние чувственно-эмоциональной и эмоционально-психологической сфер жизнедеятельности ребенка, активизированные в данный возрастной период.

3) Восприятие детьми окружающего мира и эстетических качеств среды таково, что школьники не достаточно целостно воспринимают эстетические объекты, концентрируясь на одном, более привлекательном для них качестве предмета.

4)В практической деятельности правильно используют различные формы, но пользуются законами композиции.

5) При эстетической оценке предметов окружающей среды не всегда обращают внимание на рациональность, целесообразности.

6) Проявления творчества обладают некоторыми запасом знаний по художественной эстетики, пытаются применять их в своих работах, но чаще копируют увиденное.

7) Элементы творчества необходимо вводить в программу художественного обучения и использовать их в заданиях требующего творческого решения.

В ходе формирующего эксперимента был создан комплекс эстетико-педагогических условий (учебно-творческих, социально-эмоциональных, дидактико-эвристических, индивидуально-творческих), которые эффективно способствовали расширению диапазона деятельности различных процессов и видов творческого мышления, т. е, его развитию.

В ходе наблюдений за деятельностью детей и ее оценивания было установлено: если на констатирующем срезе новизна и оригинальность работ была низкой, характеризовалась репродуктивными методами и формами, то в ходе формирующего эксперимента проявилась тенденция к усложнению композиции, появлению продуктивных форм, методов, характеризующихся оригинальностью, необычным оформлением, использованием незнакомых сюжетов. При выполнении творческих работ степень самостоятельности возросла. Дети с увлечением и азартом создавали, проектировали новые изделия.

Практически все занятия носят творческий характер но используется лишь как механизм для более глубокого вхождения в суть задания. Она позволяет ребенку воспринять сложную и трудную работу как интересную и понятную. Поскольку самостоятельное распределение деятельности в коллективе - одна из самых больших трудностей, учитель вводит детей в совместное творчество постепенно. В этом смысле даже механическое соединение разрозненных композиций на этапе их итогового просмотра имеет большое значение.

В ходе исследования предусматривались задания. Связанные с обогащением чувственного опыта школьника. Поскольку успешность творчества прямо пропорциональна этому опыту и запасу впечатлений. Их обогащение через целенаправленное визуальное восприятие - один из главных компонентов нашей программы.

Усложнение композиции и привнесение новых элементов свидетельствует о накоплении эмпирического опыта, расширении ассоциативных связей, на чем основываются процессы творческого мышления.

Повышение уровня творческой активности подтверждает мысль о том, что этому можно и нужно учить. Это особенно важный вывод, поскольку это необходимо не только в сфере художественной деятельности, но и является одной из составных частей общей культуры человека.

Формирование элементов творческого мышления не может быть кратковременным процессом или строиться фрагментарно. Для этого должна быть разработана многоуровневая программа, рассчитанная на весь период обучения ребенка в школе.

1 .Общекультурная (мировоззренческая, духовно-пространственная) направленность. Этот принцип подразумевает формирование у учащихся через практическую деятельность системы знаний и представлений об окружающей действительности: в первую очередь о связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой; о социально-психологической и социально-исторической информативности мира вещей и так далее. Содержание курса призвано также обеспечить расширение круга художественно-эстетических и специальных знаний и формирование широких созидательных возможностей личности.

2. От общего к частному (в формировании духовно нравственных установок) и от частного к общему (в формирование конкретных знаний и способов работы). Школьники удивительно отзырчивы на эмоциональное воздействие природы и искусства, благодаря чему они в состоянии довольно глубоко «ощущать» те сложные философские идеи, которые лежат в основе творческого мышления.

163

Заключение

В результате проведенного исследования нам удалось показать, что путем целенаправленной работы можно развить у учащихся художественного творчества для которого характерно понимание основных критериев гармоничной вещи (целесообразность и эстетическая выразительность), стилевое чутье, эстетическое отношение к миру вещей. Нам, также удалось обосновать, что в соответствии с первоначальным предположением, развитие художественного творчества наиболее успешно протекает при соблюдении определенных эстетико-педагогических условий: учебно-художественных, социально-эмоциональных, эвристикодидактических, индивидуально-творческих, что подтверждает положения теоретической части исследования.

Постановка и решение художественно-творческих проблемных ситуаций на основе специальных знаний, раскрытие в процессе обучения духовно-содержательного начала вещей через их художественные качества. Приобщение детей к активным самостоятельным наблюдениям природы, окружающей предметной среды способствовали активизации творческого потенциала личности и перехода от алгоритмических к эвристическим способам решения задач.

Проведенная опытная работа подтверждает необходимость сообщения школьникам в доступном виде законов композиции, элементов цветоведения, правил изображения различных форм предметов на плоскости и в пространстве. Усложнение содержания художественных знаний влияет на переход детей от пассивного приобретения знаний к активному и творческому их применению в новых условиях, к решению других задач более глубоко и осознанно.

Итак, анализ полученных результатов эксперимента подтвердил возможность и необходимость развития художественного творчества в изобразительной деятельности учащихся.

1. На основе теоретического анализа специальной литературы мы выявили значение художественного творчество в изобразительном искусстве а также без практических знаний, умений и навыков выполнения невозможно создание художественного образа.

2. Изучение проблемы художественной подготовки школьников к творческой деятельности изобразительного искусства, является важнейшим условием в системе эстетического воспитания и художественного образования.

3. Проведенное исследование позволило разработать методическую систему развития знаний, умений и навыков в области художественного творчества, включающую содержание, формы, методы и условия; ход и материалы экспериментального исследования подтверждают, что в процессе творческой деятельности при выполнения учебных заданий способствуют развитию мышления , воображения и др.

4. Разработан учебно-методический комплекс формирования знаний, умений и навыков, включающий: методические рекомендации, серию дидактических наглядных пособий (таблицы, эскизы, модели и др.), способствующий развитию художественно-творческих способностей школьников.

5. Исследование показало, художественно-творческая деятельность школьников в процессе формирования творческих способности протекает более эффективно, если организована и проведена специальная работа с учителями изобразительного искусства по осуществлению данного процесса.

Вместе с тем, полученные результаты и сделанные нами выводы не претендуют на исчерпывающее решение всех аспектов проблемы художественного творчества школьников на занятиях изобразительного искусства. Перспективы исследования, на наш взгляд, заключаются в дальнейшей разработке таких проблем, как совершенствование системы художественного образования и эстетического воспитания школьников.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Карсыбаев, Бастарбек Токтарович, 2006 год

1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности //Психология формирования и развития личности. -М: Наука. 1981.-е. 19-44.

2. Агапов П., Кадырбаев М., сокровище древнего Казахстана Алматы. Жалын 1979.

3. Айтпаева А.К. Казахские народные игры как средство воспитания младших школьников /Автореф. дис.канд.наук Алматы, 1997. -213с.

4. Акишев К.А., Байбаков К.М., Ерзакович Л.Б. Древний Отрар. Алматы. 1972.

5. Акишев К. Древнее золото Казахстана. Алматы. 1983.

6. Акишев К.А. Искусства и мифология Саков. Алматы. 1984.

7. Акишев К.А. Курган Иссык, М. Искусство 1978.

8. Акпарова Ж.М. Формирование интереса к казахскому народному творчеству детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дисс. канд.пед.наук, Алматы, 1997. 23с.

9. Алексеева В.Я. Организация технического творчества учащихся. М.: Высшая школа, 1984 -44с.

10. Ю.Алексеева Г.В. Формирование готовности будущих учителей сельской школы к общественно-педагогической деятельности; Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1989. 16 с.

11. Алимбеков А. Формирование у будущих учителей готовности к эстетическому воспитанию младших школьников на прогрессивных традициях народной педагогики: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1990.- 16с.

12. Альмухамбетов Б.А. -Эстетическое воспитание учащихся IV-VII классов средствами национального изобразительного искусства (на материале общеобразовательных школ Казахской ССР): Автореф. дисс. канд. пед. наук. Алматы, 1990, 20с.

13. Амиргозин К.Ж. Художественная обработка кожи и меха. /Содержание и методика обучения в кружках общеобразовательных школ Казахской ССР/Автореф.дисс.канд.пед.наук М.: - 15с.

14. М.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., Изд-во Ленингр. Унта, 1969.

15. Андреева А.Л. Художественное мышление, как эстетическая категория. -М.: Знание, 1931 -84с.

16. Анисимов, Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция. М.: Просвещение, 1969 - 239с., ил.

17. Антология педагогической мысли Казахстана /Сост.: К.Б.Жарикбаев, С.К.Калиев, Алматы: Рауан, 1995 - 512с.

18. Антощенко-Оленов В. Альбом (сост. Р.Амиров) Алматы, 1983.

19. Арихеим Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974 — 392с.

20. Артунов С.А. Инновации в культуре этноса и их социально-экономическая обусовленность // Этнографические исследования развития культуры. М.: Наука, 1985. - 262с.

21. Арсалиев Ш.М. Использование произведений национальной культуры в подготовке учителей начальных классов. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М, 1992. - 21с.

22. Архангельский С.И. Лекция по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974 - 383с.

23. Архангельский С.И. Некоторые новые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству. — М.: Знание, 1976 16с.

24. Архитектура Советского Казахстана. М., 1985.

25. Атдаев Э. Использование традиционных народных ремесел в процессе профессиональной подготовки будущего учителя к работе по трудовому воспитанию младших школьников /на материале Туркменистана /: Дис.канд. пед. наук. Чарджоу, 1993. - 186с

26. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Книжное из-во, 1979 - 189 с.

27. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987 - 80с. - (новое в жизни, науке, технике, сер.«Педагогика и психология» №6)

28. Байпанов К.М., Ерзакович Л.Б. Древние города Казахстана. Алматы. 1971.

29. Байпанов К.М., Таймаганбетов Ж.К., и др. Археология Казахстана. Учебное пособие. РИК. 1993. 362с.

30. Басенов Т.К. Прикладное искусство Казахстана Алматы. Казахстан 1958 -210с.31 .Басенов Т. Комплекс Мавзолея Ахмеда Ясави. Алматы, 1981. Баранов К. Альбом (сост. Р.Амиров) Алматы, пнер, 1988

31. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии, М., «Педагогика», 1989.

32. Борисов Г.М. Личность и ее образ жизни. Л., 1989. - 300 с.

33. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. -М.: Наука, 1983.-412 с.

34. Бронислав Залесский. Жизнь казахских степей. Алматы, 1991.

35. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников в условиях НТР. М.: Знание, 1974.-95 с.

36. Валиханов Ш. Собр. Сочинений в 5-ти Т. Алматы. 1984-86.

37. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1984. - 142с.

38. Виготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965 - 379с.

39. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926. - 30с.

40. Виноградский В.Г. К вопросу об определении образа жизни //Методологияеские вопромы науки: Межвуз. науч. сб., Вып.6. -Саратов, 1978

41. Волков Г.Н. Традиционная культура воспитания в подготовке учителя //Пути совершенствования подготовки педагогических кадров:

42. Материалы Республиканской научно-практической конференции. -Чебоксары, 1990. с.20-23.

43. Габитов М.Г. Пейзажв творчестве художников 13 сб. Очерки истории изобразительного искусства Казахстана. Алматы. Наука, 1977 - 270с.

44. Гаврилова В.П. Акварель Казахстана. Искусство 1979. №3 45 -47с.

45. Галымбаева А. Казахская националная одежда. Алматы 1976.

46. Гаев Н. Альбом (сост. Л.Марченко) М.: Сов.художник, 1985

47. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе.- М.: Просвещение, 1965.- 280 с.

48. Государственный музей искусств казахской ССР. Алматы, 1981.

49. Границкая А.С. Научить думать и действовать, М. Просвещение, 1991.

50. Данилов М.А. Педагогический процесс и его диалектика. «Советская педагогика», 1970, №7, с.101

51. Джанибеков У.Д. ультура казахского ремесла. Алматы, 1982. Онер.

52. Джанибеков У.Д. Эхо. Алматы. Онер. 1990.

53. Дидактика современной школы /Под редакцией В.А.Онищука. Киев: Рад. шк, 1987.-351с.

54. Дождикова Р.Н. Субъкт образа жизни: сущность, структура, динамика: Автореф. дис. . канд. философ, наук. Минск, 1988. -18с.

55. Дуйсенбаев К. А. Развитие содержания профессионально-педагогического образования учителей труда в вузе. Алматы: Рылым, 1995.-350с.

56. Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. дис. .доктора пед. наук М., 1983. -32с.

57. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Изд-ва БГУ им.В.И.Ленина. Минск, 1976. -175с.

58. Дьяченко М.И., Кандыбовин Л.А. Психология высшей школы. /Учебное пособие вузов/ 2-е издание, перераб. и доп. Минск: Издательство БГУ, 1981 -383с.

59. Ералин К.Е. Изобразительное искусство Казахстана в системе художественно-профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства и художественного труда в педагогических институтах. Автореферат докт.пед.наук. М., 1992 29с.

60. Ефременко Т.О. Формирование и мотивация трудовой деятельности человека в современных условиях: Автореф. дис. .канд.пед. наук, Киев, 1981.-21с.

61. Жильцов П.А. Педагогический вуз и сельская школа. М. 1975. - 109с.

62. Жильцов П.А. Подготовка будущих учителей к работе в сельской школе //Советская педагогика. 1982. - №10. - с. 73-78.

63. Закон Республики Казахстан «Об образовании» // «Казахстанская правда» от 11.06.1999г.

64. Зверев И.Д. К вопросу о системе обучения основам наук. «Советская педагогика», 1970, №6, с. 14

65. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968

66. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1959, с. 80-81

67. Игнатьев Е.И. Психология рисунка и живописи. М.: Просвещение, 1954 -224с.

68. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 256с.

69. Изобразительное искусство Каз.ССР. Альбом. 1975.

70. Изобразительное искусство Казахской ССР. М.: Аврора. 1972 -180с.ил.

71. Иляев Г. Казахский орнамент. Алматы, 1989.

72. Искусство Казахской Республики в кн.: История искусств народов СССР. Т. 7.-М. 1977.

73. Лсмаилова Г. Альбом. Сост. Л. Марченко М.: Сов. Художник. 1975 -134с.

74. Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. М., 1852 35с.

75. Кадырбаев М.К., Марьяшев А.Н. Наскальное изображения хребта Каратау. Алматы. 1977.

76. Казазский народный орнамент. Зарисовик Е.А.Клодта. М. 1939.

77. Казахская национальная одежда. Алматы. Жалын. 1976 120с.: ил.

78. Казахстанская правда. 1998, от 18 марта.

79. Капуслен Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы, М., 1999.

80. Карпенко М. Будущему образованию технологию будущего // Обозреватель - 1999 № 6.

81. Кастеев Н. Альбом Сост. Т. Барманкулова. Алматы 1976.

82. Касиманов С.К. Прикладное искусство Казахского народа. Алматы. Онер. 1966- 145с.ил.

83. Кастеев А. Альбом (сост. Т.Барманкулов) Алматы, Жалын, 1976.

84. Кенжеахметулы С. Казахские народные традиции и обряды /Перевод с казахского З.С.Кенжеахметовой. Алматы: ТОО Издательство «Ана тшЬ>. - 2000. - 96с.

85. Кемешев Д.А. Керамика. — Шымкент. : ТОО Издательство Бек 1998.-98с.

86. Кириеико В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Издательство АПН РСФСР, 1969 - 304с.

87. Кларин М.В. Технология обучения, Рига 1999.

88. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. Алматы: Гылым, 1998. - 317с.

89. Козыбаков М.Ж. Проблемы профиссионально-методической подготовки учителей художественного труда. Алматы, Рауан, 1996 -285с.

90. Козлов А.А., Лисовский А.В. Молодой человек: становление образа жизни. -М.; Политиздат, 1986.- 168с.

91. Колесникова Л.Ф. и др. Эффективность образования. /В.Н.Турченко, Л.Г.Борисова. М.: педагогика, 1991 -269, 1. е., 21 см.

92. Комплексная программа воспитания в организациях образования Республики Казахстан. Астана, 2000.- 28 с.

93. Концепция гуманитарного образования в Республике Казахстан. -Алматы: Казахстан, 1994. 40с.

94. Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан. //«Казахстанская правда» от 07.08.1996г.

95. Кузин B.C. Вопросы изобразительного искусства. — М.: Просвещение, 1971 -144с.

96. Копбосынов Р.Т: Современная скульптура Казахстана 2 Очерки истории изобразительного искусства Казахстана. Алматы, Наука 1978. ,

97. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.: Просвещение, 1977-205с.

98. Кузин B.C. Психология /учебник для худ.училищ/ 3-е изд. М.: Агар, 1997-303с.

99. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л: Знание, 1985. -32с.

100. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л.: Изд. ЛГУ. 1961.-98с.

101. Ландесман А.П. и др. Мировоззренческие основания нравственного

102. Леднев B.C. Содержание общего образования: проблемы структуры. М.:Просвещение, 1980.-264с.

103. Ли К.В. Прикладное искусства Казахстана, 1 Искусство народов СССР. М.: Искусство 1979.

104. Леднева С. Содержания образования. М.: Высшая школа, 1989 - 359 1. е., ил: 21 см.

105. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96с.

106. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980-96с.

107. Ломов Н.И. Карнавальные маски: Практическое пособие для детей -Алма-Ата: пнер, 1989-24с.

108. Ломов, Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980 — 238с.

109. Люблинская А.А. Природа активности и ее значение в развитии школьника. В кн.: Развитие учащихся первых классов в процессе обучения и воспитания. Л., 1967 - с. 15

110. Магауова А. С. Подготовка будущего учителя к использованию прогрессивных традиций народной педагогики в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук, 1995. -22с.

111. Мадаев А.Г. Ареалы палеолитических культур Сары Арки. Алматы 1970.

112. Мадаев А.Г. Гравюры на сколах Алматы.

113. Мастера изобразительного искусства Казахстана /Сарыкулова А, Рыбаков М, Габитов С,/ Алматы 1973.

114. Маргулин А.Х., Акишев К.А., Кадырбаев М.К., Оразбаев A.M. Древняя культура Центрального Казахстана. Алматы 1966.

115. Маргулан А., Басенов Т., Мендикулов М., Архитектура Казахстана. Алматы.Наука 1959 - 256с.

116. Маргулан А.Х. Из истории городов и строительного искусства древнего Казахстана Алматы. 1950.

117. Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство в 2 х томах. Алматы, 1988 - 89.

118. Маргулан А.Х. Казахская юрта и ее убранство. М. 1964.

119. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.-284с.

120. Медведева Л.Г. Графический художественный образ и его выражение в академическом рисунке: Учебное пособие М.: МГПИ им.В.И.Ленина, 1986-65с.

121. Михеева В.И. Моделирование и методика теории измерений в педагогике. -М.: Высшая школа, 1987 — 188 1. е., ил: 20 см.

122. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. -Новосибирск: Наука. Сиб.отд-ние, 1989.-205 с.

123. Муратбаева Г.А. Казахские народные сказки как средство нравственного воспитания учащихся русскоязычных школ. //Автореф. диссертации кандидата пед. наук. Алматы, 2000. - 26с.

124. Муханов М.С. Казахские домашние художественные ремесла. -Алматы. Казахстан 1979.

125. Муханов М.С. Резьба по дереву у казахов. Труды НИКАЭ, т.б. Алматы. 1959.

126. Назарбаев Н.А. Казахстан 2030: Послание Президента страны народу Казахстана. - Алматы: Бшм, 1997.-265с.

127. Назарбаев Н.А. Нравственный и политический выбор интеллигенции //

128. Назарбаев Н.С. Казахстан 2030 - Алматы: Бшм, 1998 - 656.w f

129. Бшм туралы Казакстан Республикасынын» Заньы./ Егемещц Казакстан, 1999ж., 11 маусым/

130. Нургалиева Г.К. Ценностные ориентации личности: методология, теория, практика формирования.- Алматы: Гылым, 199".- с.

131. Пискунова Н. Основные проблемы и задачи исследования в области общепедагогической подготовки будущих учителей в высшей школе. //Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей. -М.: 1972- 140с.

132. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. Изд-е 2-е, доп. М. 1970.264 с.

133. Подготовка школьников к труду в сфере материального производства /П.Р.Атутов, В.А.Поляков и др.- М.: Педагогика, 1988. ~ 172с.

134. Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. М., 1967 -с.12

135. Поляков В.А. Трудовая подготовка учащихся: проблемы и перспективы. М., 1989.

136. Роль культуры в формировании личности. / Под ред. Е.М. Бабосова.- Минск, 1980.- 192с.

137. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М.: 1973

138. Ростовцев Н.Н. История методов обучений рисованию. Русская и советская школа рисунка. М.: Просвещение 1982 - 320с.

139. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка.-М.: Просвещение, 1981 -218с.

140. Ростовцев Н.Н. Лекции по курсу методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., 1968 с.72

141. Ростовцев Н.Н. учебный рисунок: /учебное пособие для пед.училищ/. -М.: Просвещение, 1876 -287с., ил.

142. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во Ан СССР, 328с.

143. Рудь Ю.А. Методологические и теоретические проблемы изучения народной педагогики (логико-исторический аспект): Автореф. дис. канд.-М, 1980- 18с.

144. Сегизбаев О.А. Казахская философия XV начала XX века. -Алматы: Гылым, 1996.-472с.

145. Сейтешев А.П. Профессиональная направленность личности: (Теория и практика воспитания).- Алма-Ата: Наука, 1990.- 336 с.

146. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М., 1986. - 106с. бб.Толстых В.И. Образ жизни. Понятие. Реальность. Проблемы. - М., 1975. 184с.

147. Семенов B.C. Культура и развитие человека //Вопросы философии -1982.- №4. с. 15-29.

148. Серов В. Портретная живопись /Сост.альбома и авт.статьи Г.С.Арбузов. Л. Художник РСФСР, 1968 - 60л.

149. Сеченов И.М. Предметная мысль и действительность, Избр.произв. М., 1958-С.248

150. Сеченов И.М. Элементы мысли: Избр.произв. М., 1958 - с.346.

151. Сидоркин Е. Альбом (сост. Г.Сарыкулова) М.: 1971

152. Скаткин М.Н., Краевский В.В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. -М.:. Знание, 1981. 96с.

153. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (В помощь начинающему исследователю) М.: педагогика, 1986 - 152с.

154. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. -М.: Знание, 1980. -96с.

155. Сластенин В.А., Мажар Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М: Прометей, 1991.- 144с.

156. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1976, 160с.

157. Слободчиков В. Новое образование — путь к новому сообществу // Народное образование 1998 №5.

158. Смирнов С.А. Исследование особенности и способов решения графических задач на создание объекта по изображению. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М.: МГПА им.В.И.Ленина, 1979 -16с.

159. Спирин Л.Ф., Зайцев Е.С. Трудовое воспитание в сельской школе: в помощь классному руководителю сельской школы. М.: Просвещение, 1979.-223с.

160. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственнось поколений. -М.: Политиздат, 1976. 216 с.

161. Талызина Н.Ф. Теоретические основы программированного обучения, -М., 1969.

162. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания -«Советская педагогика», 1946, №6, с.97

163. Терентьев Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. /Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977-205с.

164. Тимошинов В.И. Культурология: Казахстан-Евразия-Восток-Запад:

165. Толстых В.И. Образ жизни. Понятие. Реальность. Проблемы. М., 1975.-184с.

166. Узакбаева С.А. Кожахметова К.Ж. Использование материалов казахской этнопедагогики при изучении педагогияеских дисциплин (Дополнения к содержанию программы курса педагогики и методики воспитательной работы), Алматы, 1997 — 81с.

167. Учебное пособие. Алматы, 200. - 400с.

168. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. - 451с.

169. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В II т. т.П / Редкол.: А.М.Еголин (гл.ред.), Е.Н. Медынский, В.А.Сухомлинский, М.; JI. ~ 1948-1952.

170. Ушинский К.Д. Избр.соч. Т2., М., 1939 с.436

171. Ушинский К.Д. Избр.соч., Т2, М., 1939 с.436.

172. Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для учащихся. Соч. в 2-х т.- М.: Педагогика, 1974.Т.2 -314с.

173. Хворостов, Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник, педагог, школа. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984 - 160с.

174. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя. М.: Высшая школа, 1988 - 168с.

175. Храпченков Г.М. Ушинский К.Д. О народности в воспитании //Вестник НПЦ, Алматы: АГУ им. Абая, 1994.

176. Христова E.JI. Народная педагогика, историографические и теоретико-методологические проблемы : Автореф. дис. канд. -М, 1988 -20с.

177. Цит. по кн.: Юный художник. Ежегодник. JL: 1961 108с.

178. Чалов А.Н. Педагогические проблемы подготовки кадров для сельской общеобразовательной школы: Автореф. дис. .доктора пед. наук. Л., 1982.-40с.

179. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. M.-JI. 1953 -с.328.

180. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. M.-JI. 1953 -с.359.

181. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. M.-JI. 1953 -с.343.

182. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. M.-JI. 1958 -с.365.

183. Шорохов Е.В. Основы композиции. / Учебное пособие для пед.институтов по спец. 2109 «Черчение, рисование и труд» М.: Просвещение, 1979-303с.

184. Щайденко Н.А. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в педвузе /Тул.гос.пед.ин-т им. Л.Н.Толстого.- Тула: Приок.кн.изд-во, 1991.- 144 с.

185. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности в системе высшего образования. Л., 1967. - 226с.

186. Щуркова Н. Педагогическая технология как учебная дисциплина //Педагогика- 1992. -№2, С.66-70.

187. Юон К.Ф. О живописи. М., 1937 с.96

188. Ягафарова Д.С. Теоритические основы преемственности профессиональной подготовки сельского учителя в школе и педагогическим вузе: Автореф. дис. . канд.пед.наук. Казань, 1991 — 36с.

189. Якобсон. Психология художественного творчества, М.: Знание, 1971 -48с. (новое в жизни, науке, технике). Серия искусства

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.