Развитие образования нерусских народов Башкирии в 1870-1917 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат наук Камалиева, Гульназ Файзулловна

  • Камалиева, Гульназ Файзулловна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Уфа
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 230
Камалиева, Гульназ Файзулловна. Развитие образования нерусских народов Башкирии в 1870-1917 гг.: дис. кандидат наук: 07.00.02 - Отечественная история. Уфа. 2013. 230 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Камалиева, Гульназ Файзулловна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Политика правительства в области просвещения «инородцев» в Башкирии в 70-х гг. XIX — начале XX в.

§ 1. Положение национального образования в крае (1870-1900 гг.)

§2. Деятельность органов власти в сфере просвещения нерусских народов

края в начале XX в

Глава II. Движение за реформирование системы образования в Башкирии (1870-1917 гг.)

§ 1. Джадидистское движение

§2. Влияние революционных событий 1905-1907 гг. на состояние

национального образования в крае

§3. Вопросы просвещения в деятельности мусульманских депутатов

Государственной думы (1905-1917 гг.)

Глава III. Учебные заведения нерусских народов Башкирии (1870-1917 гг.)

§ 1. Русско-«инородческие» училища

§2. Конфессиональные учебные заведения (мектебе и медресе)

§3. Подготовка педагогических кадров для национальных учебных

заведений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных источников и литературы

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие образования нерусских народов Башкирии в 1870-1917 гг.»

ВВЕДЕНИЕ

В 70-х гг. XIX - начале XX в. Российское государство переживало бурные общественно-исторические процессы, связанные с буржуазными реформами второй половины XIX в. Изменения коснулись всех сфер жизни общества, включая и систему образования. В 70-х гг. XIX - начале XX в., как и сегодня, правительство находилось в поиске оптимальной системы образования, необходимо было поднять престиж учительской профессии, особенно остро стоял вопрос об образовании нерусских народов страны. Актуальность данной темы определяется тем, что на современном этапе происходит реформирование, повышение эффективности работы системы образования, а в условиях многонациональной России важно изучение прошлого позитивного опыта создания школ для нерусских народов, концепций национального образования в крае. Национальные учебные заведения выражают культурное состояние нации, дают возможность и способность адаптирования к постоянно меняющемуся миру, воспитывают чувства национальной гордости у подрастающего поколения.

Дополнительную актуальность выбранной теме придает тот факт, что сегодня одной из «болезненных точек» Российской Федерации является национальный вопрос. В связи с этим изучение истории духовной жизни народов России, в нашем случае на примере Башкортостана, который является многонациональным и поликонфессиональным регионом, особенно важно для укрепления бесконфликтных и добрососедских отношений между представителями различных народов и конфессий нашей страны.

Процесс развития исторической науки постоянно вызывает необходимость обращения к проблемам, которые были ранее слабо изучены. Накопление новых знаний, появление новых методов научного исследования, интеграция наук заставляют вернуться заново ко многим темам, в частности к вопросам образования среди нерусских народов Башкирии в 1870-1917 гг.

И наконец, сам исторический процесс - пересмотр ценностей, смена

3

политической власти, вынуждает пересматривать многие темы, по-новому их переосмысливать. Один из таких вопросов в области духовной культуры России - национальное образование и просвещение. Все это и обусловило актуальность и значимость темы диссертационного исследования.

Историография данной темы стала складываться с конца XIX - начала XX в. и к настоящему времени она достаточно обширна. В историографии проблемы можно выделить следующие этапы: 1) с конца XIX в. до 1917 гг.; 2) 1917 г. - середина 30-х гг.; 3) середина 30-х - середина 50-х гг.; 4) середина 50-х - середина 80-х гг.; 5) вторая половина 80-х гг. и до наших дней.

Дореволюционная историография по данной теме изобилует фактами, разнообразными сведениями. Среди работ, выражающих официальный взгляд на национальную школу, центральное место занимают труды известного ученого-тюрколога и педагога Н.И. Ильминского. Его педагогическая система основывалась на двух постулатах: во-первых, обучение должно происходить на родном языке, во-вторых, учитель непременно должен быть соплеменником своих учеников, разумеется с подходящими к этой обязанности качествами1. Система Н.И. Ильминского нашла свою поддержку у правительства и во многом определила курс государственной политики в деле школьного образования нерусских народов Российской империи.

Педагогические взгляды филолога, ученого-тюрколога, деятеля просвещения чувашского народа Н.И. Золотницкого и Н.И. Ильминского были во многом схожи. Н.И. Золотницкий также доказывал необходимость первоначального обучения чувашских детей на родном языке. По его

1 Ильминский Н. Школа для первоначального обучения детей крещеных татар, в Казани // Сборник

документов и статей по вопросу об образовании инородцев. - СПб., 1869; С. Ильминский Н.И. Система народного и в частности инородческого образования в Казанском крае. - СПб., 1886; Он же. О способах обучения инородцев // Педагогический листок. - 1900. - № 4. - С. 520; Он же. О системе просвещения

инородцев и о Казанской Центральной крещено-татарской школе. - Казань. 1913.

4

мнению, этот принцип обучения предотвратил бы татаризацию чувашского народа1.

Некоторые работы этнографа С.Г. Рыбакова, посвящены исследованию «инородческого» образования в Уфимской губернии. Он писал, что министерская система «инородческого» просвещения имеет цель -противопоставить мусульманским мектебе начальную школу других народов края, чтобы предотвратить распространение ислама . В его книгах можно найти материалы о Бирской «инородческой» школе, а также о старометодном и новометодном движениях в российском мусульманстве.

Известный миссионер А. Коблов в своих трудах ратовал за усиление со стороны государства «миссионерско-просветительных мер» по отношению к нерусским народам Приволжского края4. В брошюре «Конфессиональные школы казанских татар» автор подробно описывает содержание образования, учебный процесс, внутренний распорядок мектебе и медресе5.

Интересные материалы по состоянию образования финно-угорских народов содержатся в работе С. Чичериной «У приволжских инородцев. Путевые заметки»6. Автор положительно отзывается о системе обучения Н.И. Ильминского, но делает вывод, что в министерских школах отошли от этого принципа. Здесь стал внедряться переводной метод обучения русскому языку с сокращением до минимума употребления родного языка. Данные процессы негативно отразились в деле просвещения «инородцев»7.

В начале 1912 г. этнограф В.И. Филоненко совершил поездку в Бирский уезд, где изучает историю и культуру марийцев, удмуртов и

1 Золотницкий Н. По вопросу о способах образования чуваш // Сборник документов и статей по вопросу об образовании инородцев. - СПб., 1869. - С. 200-2001.

2 «Инородцы - вообще русские подданные неславянского племени» // Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. - М., 2002. - С. 247.

Рыбаков С.Г. Ислам и просвещение инородцев Уфимской губернии. - СПб., 1900. - С. 17; Он же. Новометодисты и старометодисты в русском мусульманстве // Мир ислама. - 1914. - Вып. XII. - С. 854-872.

4 Коблов А. О татаризации инородцев Приволжского края. - Казань, 1910. - С. 27.

5 Он же. Конфессиональная школа казанских татар. - Казань, 1916. - С. 1-119.

6 Чичерина С. У приволжских инородцев. Путевые заметки. - СПб., 1905.

7 Там же. - С. 35.

чувашей, прослеживает влияние ислама на духовную жизнь данных народов1.

О прогрессивных изменениях в сфере мусульманского образования писали А. Алекторов, Н. Остроумов - представители учебного ведомства . Н. Остроумов в своей статье рассмотрел взгляды мусульманских депутатов Государственной думы России по вопросам просвещения, а также деятельность И. Гаспринского в этом направлении. На взгляд А. Алекторова традиционные школы мусульман являются противоправительственными учебными заведениями. Он с сожалением констатировал, школьное дело среди нерусских народов поставлено очень слабо, а для усвоения русского языка «инородцами» необходимо открывать большее количество школ .

В книге А. Алекторова также имеется добавление крупного чиновника Министерства просвещения А. Будиловича. Что примечательно, он считает, что идеи пантюркизма и панисламизма не имеют широкого распространения среди российских мусульман и их опасность явно преувеличена, «вероисповедно-национальная программа наших мусульман заключает в себе гораздо меньше противогосударственных тенденций, чем новейшие политические программы поляков, евреев, армян»4.

В статье И. Ардашева дается оценка состояния конфессиональных школ мусульман в свете джадидистского движения. Автор пишет, что основная цель российских мусульман в школьном вопросе - сохранение национальной самобытности5.

Мусульманское общество Уфимской и Оренбургской губерний активно обсуждало законопроект о введении всеобщего начального

1 Филоненко В У язычников-инородцев Уфимской губернии

~ Алекторов А Новые течения в жизни магометанских школ // Журнал Министерства Народного просвещения - 1909 - Апрель - С 187-202, Он же Инородцы в России Современные вопросы С предисловием и добавлением АС Будиловича - СПб - 1906 - С 79-110, Остроумов Н К истории мусульманского образовательного движения в России в XIX и XX столетиях // Мир ислама - 1913 - Вып V - С 302-341

^ Алекторов А Инородцы в России - С 105

4 Будилович А Мусульмане //Алекторов А Инородцы в России - С 133

5Ардашев И Современное состояние мусульманских конфессиональных школ в России и стремления мусульман к их преобразованию Оттиск из «Вестника Оренбургского учебного округа» - Уфа, 1913 -С 14

обучения, вело дискуссии о месте и роли своих конфессиональных школ в системе начального обучения. Все эти вопросы нашли свое отражение в цикле статей Б. Зорина в «Вестнике Оренбургского учебного округа». Эти публикации ценны тем, что здесь имеются обзоры статей мусульманской прессы на реорганизацию школьного дела1.

В 1901 г. был опубликован «Исторический очерк народного образования в Оренбургском учебном округе за первые двадцать пять лет его существования (1875-1899)», где можно найти подробные сведения об педагогических учебных заведениях края (Благовещенской учительской семинарии, Бирской инородческой учительской школе, Оренбургской киргизской учительской школе)2.

Работы исследовательского характера стали появляться лишь с постановкой вопроса о введении всеобщего начального обучения и деятельностью земства по его реализации. В работах известных деятелей народного образования России Г.А. Фальборк, В.И. Чарнолуского и Н. Дмитриева выдвигается идея необходимости национальной школы, которая охватывала бы самые широкие слои населения . Данные авторы говорили о важности изучения родного языка, основ национального преподавания. Так, Н. Дмитриев писал: «Если родной язык есть сокровищница духовной жизни народа, то обучение ему и знание его будет делом национального воспитания по существу. Родной язык приобщает ребенка к его нации и является самым существенным и отличительным его признаком» 4 . Таким образом, автор акцентировал свое внимание на воспитательной стороне национального образования.

1 Зорин Б. Мусульманская печать о предполагаемом съезде мугаллимов и о реорганизации мактабов // Вестник Оренбургского учебного округа. - 1914. - № 2. Научный отдел. - С. 94-98; Он же. Мусульмане о предстоящем всероссийском съезде мусульман и о реорганизации мектебов и медресе // Там же. - № 3. Научный отдел. - С. 137-152; Он же. Об учителях русско-башкирских школ // Там же. - 1915. - № 5. Научный отдел. - С. 222-223.

2 Исторический очерк народного образования в Оренбургском учебном округе за первое 25-летие его существования (21875-1899). - Оренбург, 1901. Вып. 1,2.

JДмитриев Н. Национальная школа. - СПб., 1913; Фальборк Г., Чарнолуский В. Настольная книга по народному образованию. - Т. III.-СПб., 1904.

4 Дмитриев Н. Национальная школа. - С. 77.

В этот период по теме диссертационного исследования вышло в свет значительное количество публикаций в официальных и либерально-демократических изданиях. В своей статье вышеупомянутый В.И. Чарнолуский обличает русификаторскую политику правительства, произвол администрации в отношении школ, говорит о недостаточном финансировании просветительских учреждений страны со стороны государства 1 . Такие же проблемы поднимает в своей публикации И. Шагиахметов в журнале «Современный мир» . А. Лотоцкий отмечает, что вопрос о родном языке является одним из самых больных вопросов школьного дела. Он пишет, что родной язык является могущественным фактором народного просвещения. Однако, по его мнению, действительность часто противоречит этому очевидному факту3. В статье Милища говорится о возрождении мусульманского общества, обстоятельно описываются новометодные школы. В целом он положительно отзывается об этих школах. Он, как и другие авторы, пишет о произволе царской администрации, о необоснованных гонениях преподавателей, получивших образование за границей, обысках в мусульманских библиотеках, книжных магазинах4.

Определенный интерес вызывает статья Г. Алисова «Мусульманский вопрос в России», где имеется анализ истоков и характера нарождающегося мусульманского движения, уделено внимание обзору мусульманской прессы, культурной и общественно-политической деятельности мусульман Российской империи. Главной задачей нового движения мусульман автор видит в приобщении мусульманских народов к мировой культуре5. По мнению татарского историка Д. Усмановой, Г. Алисов это псевдоним, и под этим именем был опубликован известный политический деятель Ахмед

1 Чарнолуский В.И. Школа, литература и жизнь // Вестник воспитания. - 1906. - № 8. - С. 108-142.

2 Шагиахметов И. Политика и мусульмане // Современный мир. - 1913. - № 6. - С. 251-258.

3 Лотоцкий А. Школа без языка // Вестник воспитания. - 1906. -№ 7. - С. 64.

4 Милища. О мусульманском движении // Вестник Европы. - 1912. - № 8. - С. 356-371.

5 Алисов Г. Мусульманский вопрос в России // Гасырлар авазы (Эхо веков). - 1999. -№№ 1-2, 3-4. - С. 248262, 238-247.

Цаликов1. Поэтому эта публикация представляет для нас определенный интерес, как взгляд «мусульманина-соотечественника».

Отдельные сведения о состоянии национального образования башкир имеются в работах краеведов М.В. Лоссиевского, Д.Н. Никольского. В частности, данные авторы отмечают относительно высокий уровень грамотности башкирского населения .

Особо следует отметить исследования М.И. Обухова - земского деятеля по народному образованию в Уфимской губернии. Его работы насыщены богатыми цифровыми данными, посвящены разнообразным темам: вопросам организации школьного процесса, воспитания, внешкольной работы. М.И. Обухов показывает довольно объективную картину состояния начального конфессионального образования среди мусульман губернии. Им было всесторонне изучено функционирование мусульманских школ (гигиенические условия, продолжительность занятий, возраст учащихся, предметы преподавания и т.д.)3.

В работах других земских деятелей - Г.Н. Кильдибякова, А. Любимова, - представлен богатый фактический материал о мектебе и медресе Мензелинского и Уфимского уездов Уфимской губернии4. А. Любимов в своем исследовании касается также известных медресе г. Уфы: «Галия» и «Усмания», поднимает проблему женского образования среди мусульман.

В обобщающем труде «Очерк деятельности Уфимского губернского земства по народному образованию 1875-1910 гг.» затронуты наиболее актуальные проблемы просвещения «инородческого» населения в губернии

1 Усманова Д О статье Г Алисова «Мусульманский вопрос в России» // Гасырлар авазы (Эхо веков) - 1999 -№1-2 -С 2^0, Она же К истории одного псевдомима/'/'Там же -2000 -№3-4 -С 132-133 А Цаликов, мусульманин из осетин, член партии меньшевиков

2 Лоссиевский М В Кое-что о Башкирии и башкирах в их пошлом и настоящем - Уфа, 1903 - С 12-13, Никольский Д Н Башкиры этнографическое и санитарно-антропологическое исследование - СПб, 1899 -С 126

3 Обухов М И Мектебы Уфимской губернии Статистический очерк татарских и башкирских низших школ (мектебов) Уфимской губернии по данным исследования Уфимской губернской земской управы 1912-1913 годы -Уфа, 1915, Он же На разные темы Статьи по вопросам народного образования и учительского быта Вып 1 - Уфа 1915 Он же Народное образование в Уфимской губернии в 1917 году Краткий очерк состояния народного образования ко времени преобразования земства - Уфа, 1917

4 Кильдибяков Г Н Магометанские школы (мектебе и медресе) в Мензелинском уезде Уфимской губернии - Мензелинск, 1913 Любимов А Мактабы и медресе г Уфы и 1-го района Уфимского уезда Оттиск из «Вестника Оренбургского учебного округа» - Уфа, 1914

(подготовка педагогических кадров, открытие начальных русско-«инородческих» училищ, подготовка к введению всеобщего начального обучения и т.п.)1.

Работа известного педагога, просветителя-демократа Н.В. Чехова представляет собой попытку первого обобщения и осмысления проблемы «инородческого» образования в России . В одной из глав своего труда он подробно останавливается на описании мектебе и медресе, констатирует тот факт, что государство относится к этим школам особо осторожно, т.к. любое покушение на них вызывает страшное волнение в мусульманской среде. Поэтому данные школы «продолжают жить и развиваться совершенно независимо от Министерства народного просвещения и в строго национальном духе»3 . Далее Н.В. Чехов подробно останавливается на деятельности Н.И. Ильминского в деле просвещения «инородцев». Он положительно оценивает его деяния в этой сфере, однако автор сетует, что вскоре учебное ведомство отошло от постулатов Н.И. Ильминского и стало придерживаться откровенной русификаторской политики в деле просвещения нерусских народов России. Подводя итог, Н.В. Чехов говорит, что вопрос об «инородческой» школе до сих пор остается открытым и ждет своего разрешения от законодательных органов, от национальной интеллигенции и органов местного самоуправления.

Большой интерес представляют мнения иностранных современников о русском мусульманстве. Так, в журнале «Мир ислама» была опубликована статья о путешествии по России в августе 1913 г. видного государственного деятеля Турции, профессора Махмуда Эсада. Он положительно отзывался о русских мусульманах Поволжья, Урала, отмечал наличие значительного количества мектебов в Уфе, писал о придании большого значения делу женского образования. В своем интервью он ратовал за реформы в мусульманском обществе, но они должны касаться не догматов и не обрядов,

' Очерк деятельности Уфимского губернского земства по народному образованию 1875-1910 гг. - Уфа, 1910.

2 Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х гг. XIX в. - М., 1912. - С. 160-184.

3 Там же. - С. 176.

а применения к жизни заповедей ислама. М. Эсад говорил, что если бы мусульманские государства приспособляли свое законодательство к требованиям и нуждам своего века, то они и до сих пор бы сохранили свою мощь1.

Венгерский ученый Арминий Вамбери наоборот был другого мнения о русских мусульманах: «Вы, русские мусульмане, лишены науки и просвещения, а в экономике и общественных отношениях стоите очень низко. Вы давно были бы проглочены славянским морем, но от этого сохранил вас ваш фанатизм... Вы для собственного сохранения, до приобщения к культуре не разбивайте двери этого фанатизма. За этой стеной фанатизма вы идете по пути прогресса...» . Однако трудно согласиться с подобной точкой зрения, т.к. мусульманские народы не оставались в стороне от изменений в экономической, социальной сферах, произошедших во второй половине Х1Х-начале XX вв. в Российской империи. Об этом свидетельствуют движение за реформы в конфессиональном образовании, развитие национальной прессы, создание мусульманской фракции в Государственной думе и др.

В целом в дореволюционной отечественной историографии была проделана определенная работа по изучению вопросов национального образования, был накоплен и систематизирован значительный фактический материал по истории начальной и средней школы, затронуты некоторые вопросы профессиональной подготовки учителей. В то же время недостатками упомянутых и проанализированных нами работ этого периода является локальная ограниченность, отсутствие обобщающих работ в целом по национальному образованию.

Первый этап советской историографии характеризуется стремлением авторов выделить успехи новой системы образования и ее преимущества в

1 Махмуд Эсад-эфенди в России // Мир ислама. - 1913. - Вып. VII. - С. 462-483; Отзыв Махмуд Эсада-эфенди о русских мусульманах // Там же. - 1913. - Вып.Х. - С. 710-712.

2 Мусульманская пресса о Вамбери // Мир ислама. - 1913. - Вып. X. - С. 708.

11

сравнении с дореволюционной. В первые годы советской власти серьезных исследований по данной тематике не было.

В публикации Д.Г. Амирова имеются лишь отрывочные сведения о конфессиональных учебных заведениях башкир (мектебе и медресе), о методах преподавания в данных школах, об уровне грамотности башкирского населения1.

Проблемы становления и развития мусульманского образования поднимаются в книге татарского ученого Дж. Валидова. В его труде по данной проблематике имеется довольно подробное описание кадимистских мектебе и медресе, джадидистского движения. Большая часть работы посвящена биографиям реформаторов. Однако в этой монографии нет анализа состояния мусульманского образования, не показаны взгляды передовых деятелей на образование .

В 1928 г. в краеведческом журнале «Башкорт аймагы» («Башкирский край») вышла в свет статья X. Амирова, в которой довольно обстоятельно описывается история возникновения мектебе и медресе, предметы преподавания в этих школах 3 . Автор писал о причинах зарождения джадидистского движения и выделял два направления в борьбе за просвещение нерусских народов4 . Первое направление: борьба против консервативно настроенного мусульманского духовенства, старометодных школ. Второе - борьба против политики русификации правительства посредством национальных светских школ5 . На основе статистического материала в статье сделан анализ уровня образования нерусских народов Башкортостана. Автор пришел к выводу, что татары препятствовали зарождению башкирской национальной печати, поэтому до 1917 г. башкиры

1 Амиров Д.Г. Башкиры. Этнографический очерк // Труды Научного Общества по изучению быта, истории и культуры башкир при Наркомпосе БССР. Вып.2. Стерлитамак,1922.

2 Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы у татар (до революции 1917 г.). - М.-Пг., 1923. -С.5-86, 96-107.

3 Амиров X. Народное просвещение в Башкортостане до революции // Башкорт аймагы (на араб, графике). -1928.-№6.-С. 22-33.

4 Там же. - С. 25.

5 Там же. - С. 22.

не имели своих печатных изданий, литературы. X. Амиров писал, что в борьбе за просвещение башкирский народ не смог проявить себя как самостоятельная нация. Также он придавал большое значение роли передовых медресе в деле воспитания национальных революционных кадров1.

С середины 30-х гг. XX в. начался новый этап советской историографии, характеризующийся появлением работ исследовательского характера. В книге Ш.С. Абзанова «К вопросу о народном образовании в Башкирии» дан довольно интересный обзор по дореволюционному образованию среди мусульман края, создана общая картина их становления и развития2. Однако он не оценил по достоинству традиционные школы башкир и татар - мектебе и медресе, видя в них «орудие всесторонней эксплуатации и угнетения башкирского народа»3. Также отметим, что в данной работе практически не рассматривается состояние образования других нерусских народов края (чуваш, марийцев, мордвы).

Нельзя не отметить монографию А. Аршаруни, X. Габидуллина, где отражены отдельные вопросы школьной политики царского правительства4.

Статья наркома просвещения БАССР М. Хасанова, вышедшая в сборнике по случаю 20-летнего юбилея создания Башкирской автономной республики изобилует фактами, идеологическими формулировками, направленными на доказательство превосходства советской системы образования над дореволюционной 5. Поэтому здесь не дана адекватная оценка состояния образования среди нерусских народов Башкирии конца XIX - начала XX вв.

В книге В.М. Горохова имеется целая глава, посвященная кадимистам и джадидистам. В целом он положительно оценивал новометодную систему

1 Амиров X. Народное просвещение в Башкортостане до революции. - С. 32-33.

2 Абзанов Ш.С. К вопросу о народном образовании в Башкирии // Педагогический журнал Башкортостана. -2007.-№ 4(11)-С. 91-119.

3 Там же. - С. 96.

4 Аршаруни А., Габидуллин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. - М., 1931.

5 Хасанов М. Культурное строительство Башкирской АССР за 20 лет // 20 лет Башкирской Автономной Республике. - Уфа, 1939.-С. 145-160..

обучения в мектебе и медресе, делал вывод о том, что русско-татарские школы сыграли большую роль в распространении русского языка и сближении татар с русской культурой1.

Появились первые диссертации и монографии, уделявшие внимание проблемам дореволюционной национальной школы. К ним относятся труды К. Рашитова, A.A. Еникеева, А.Ф. Эфирова . Т.М. Мамлеева обратилась к исследованию женского образования дореволюционного периода среди башкирок и татарок3. Данные исследования написаны на более высоком научном уровне с широким привлечением фактического материала.

В работах P.M. Раимова также уделяется некоторое внимание состоянию дореволюционной культуры башкирского народа, затрагивается тема джадидизма4. В одной из своих статей он писал, что татарская интеллигенция во главе с К. Насыри положила начало общественному движению среди татар, известного как джадидизм, за сближение с русской передовой культурой, за реформу мектебе и медресе, за введение новых методов обучения, за политические свободы3. Однако на сегодняшний день большинство исследователей считают, что основоположником джадидистского движения был И. Гаспринский, а не К. Насыри. Также как и многие авторы советского периода, он принижал уровень культурного развития мусульманских народов края, особенно башкир, в дореволюционное время.

С середины 50-х гг. XX в. начинается новый этап в отечественной историографии: стали доступны ранее запретные архивные материалы, возрос интерес исследователей к истории образования нерусских народов,

1 Горохов В.M. Реакционная политика царизма в отношении татар Поволжья. - Казань, 1941.-С. 103, 159.

2 Рашитов M. Начальная школа Башкирии за 20 лет. - Уфа, 1941. - С. 98; Еникеев A.A. Русско-башкирская начальная школа в дореволюционной Башкирии: Дисс. канд. пед. наук. - Уфа, 1945; Эфиров А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири. - М., 1948.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Камалиева, Гульназ Файзулловна, 2013 год

Литература

1. Абдулла Саиди - башкирский просветитель, педагог и философ: материалы Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 175-летию со дня рождения Абдуллы Саиди / отв. ред. Мустафин А.Г. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. - 88 с.

2. Абдуллина 3. М. Джадидизм в Башкирии в конце XIX - начале XX вв.: историко-культурологический аспект. Автореф. на соиск. уч. степ. канд. культ, наук. - Уфа, 2003.

3. Абзанов Ш.С. К вопросу о народном образовании в Башкирии. // Педагогический журнал Башкортостана. - 2007. - № 4(11). - С. 91119.

4. Азаматова Г.Б. Деятельность уфимского земства по подготовке учителей начальных школ (1875-1918) // Страницы истории Башкортостана XX века: Сборник статей. - Уфа: Гилем, 1998. - 213 с.

5. Азаматова Г.Б. Уфимское земство (1874-1917 гг.): социальный состав, бюджет, деятельность в области народного образования. - Уфа: Гилем, 2005.-252 с.

6. Алгар X. Шейх Зайнулла Расулев - последний Великий Шейх суфийского братства Накшбандийа в Волго-Уральском регионе // Ватандаш. - 1998. - № 9. - С. 123-138.

7. Алекторов А.Е. Инородцы в России. - СПб.: Типография И.В. Леонтьева, 1906. - 135 с.

8. Алекторов А. Новые течения в жизни магометанских школ.// Журнал Министерства Народного просвещения. - 1909. - Апрель. - С. 187202.

9. Алисов Г. Мусульманский вопрос в России// Гасырлар авазы (Эхо веков). - 1999. -№№ 1-2, 3-4. - С. 248-262, 238-247.

10. Аминов Т.М. Система педагогического образования в Башкирии. Конец XVIII - начало XX века. - Уфа: Башгоспединститут, 1999. -184 с.

П.Аминова Л.Я. История женского образования в Башкирии. Вторая половина XIX - начало XX века: Монография. - Уфа, РИО РУНМЦ МО РБ, 2005- 186 с.

12.Амиров Д.Г. Башкиры. Этнографический очерк // Труды Научного общества по изучению быта, истории и культуры башкир при Наркомпросе БССР. Вып. 2. - Стерлитамак, 1922.

13.Амиров X. Народное просвещение в Башкирии до революции // Башкорт аймагы (на араб, граф.) - 1928. - № 6 - С. 22-33.

14.Амирханов Р. Нива, не полегшая под ветрами // Татарстан (рус.). -1993.-№2.-С. 33-44.

15.Алибаев С.Р. Школы Башкирской АССР (прошлое, настоящее и пути дальнейшего развития). - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1966.- 170 с.

16. Анохина И. А. Государственная политика в деле просвещения нерусских народов Поволжья (вторая половина XIX - начало XX века) // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2007. - № 7. - С. 85-90.

17. Анохина И.А. Историография проблемы просвещения нерусских народов Среднего Поволжья во второй половине XIX - начале XX века // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2008. - № 10. - С. 39-44.

18.Анохина И.А. Состояние образования среди нерусских народов Среднего Поволжья во второй половине XIX - начале XX века // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2007. - № 39. - С. 239-241.

19. Ардашев И. Современное состояние мусульманских конфессиональных школ в России и стремления мусульман к их преобразованию. Оттиск из «Вестника Оренбургского учебного округа». - Уфа, 1913. - 15 с.

20.Аршаруни А., Габидуллин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. - М.: Изд-во «Безбожник», 1931. - 140 с.

21.Атряскина X., А. Баянов. Из истории мусульманского образования // Народное образование. - 2000. - № 10. - С.329-334.

22.Баишев Ф.Н. Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Ризы Фахретдинова. - Уфа: Китап, 1996. - 176 с.

23.Бабин Б.Г. Религиозно-просветительская система Н.И. Ильминского и ее роль в становлении национальных школ Поволжья, Приуралья и Сибири [Электронный ресурс]. <http://www.e-Hb. gasu.ru>konf/ mak/arhiv/2002/09.doc> (дата обращения 20.07.2013)

24.Батунский М.А. Православие, ислам и проблемы модернизации в России на рубеже XIX-XX вв. // Общественные науки и современность. - 1996. - № 2. - С. 81-90.

25.Башкирское национальное движение 1917-1920 гг. и А.-З. Валиди. Зарубежные исследования / Сост. и вступит, статья И.В. Кучумова. -Уфа: Гилем, 1997. - 250с.

26. Башкортостан в печати до 1917 года: Ретросп. библиогр. указ. лит. -1-е изд. - Уфа: Гос. кн. палата РБ, 2003. - 356 с.

27. Башкирская энциклопедия. В 7 т. Т. 1-7. - Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2005-2011.

28.Башкортостан: Краткая энциклопедия. - Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996. - 672 с.

29.Беннигсен А. Исмаил бей Гаспринский (Гаспрали) и возникновение джадидизма в России // Этнографическое обозрение. - 1992. - № 6. -

1 1 П 1 Л

L. 11 /- 1Z.H.

30.Болодурин B.C., Сафарова А.Д. Развитие национального образования в Оренбуржье (1870-1940 гг.). - Оренбург: Из-во ОГПУ, 2010. - 216 с.

31.Боханов А.Н. Император Николай II. - М.: Русское слово, 2001. -568 с.

32.Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. - М.: Издательство Эксмо, 2002. - 642 с.

33.Бурдина Е. «На их же родном языке, и притом на языке народном...» // Родина. - 2007. - № 10. - С. 57-58.

34.Бурдина E.JI. Позиция российского правительства по вопросу «инородческого» образования в начале XX в. // Вопросы образования. - 2007. - № З.-С. 278-287.

35.Вагапов H.A. Проблемы образования и воспитания в татарской периодической печати (1907-1916 гг.). Автореф. на соиск. уч. степ, канд. ист. наук. - Казань, 2006. - 30 с.

36.Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы у татар (до революции 1917 г.). - М., Петроград: Государственное издательство, 1923.- 107 с.

37.Валишина А.Н. Мусульманские школы Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. Автореф. на соиск. уч. степ, канд. ист. наук. - Уфа, 2010. - 29 с.

38.Вильданов А.Х., Кунафин Г.С. Башкирские просветители-демократы XIX в.-М.: Из-во «Наука», 1981.-256 с.

39.Галиуллина С. Д. Персональный состав попечителей Оренбургского учебного округа. — Вестник Томского государственного университета. - 2012. - Март. - С. 58-61.

40.Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. - Казань: Татгосиздат, 1941. - 261 с.

41. Денисов Д.Н. Значение И. Гаспринского для оренбургских мусульман [Электронный ресурс] /У Исмаил Гаспринский и рождение единства российских мусульман: материалы научно-практической конференции. Под общ. ред. Д.В. Мухетдинова. - М., Н.Новгород: ИД Медина, 2011. <http://www.idmedina.ru/books/islamic/72580> (06.11.2011).

42.Джадидизм и национальная идеология // Идель. - 1996. - №1-2. -С. 34-37.

43. Дмитриев Н. Национальная школа. - СПб., 1913.

44.Днепров Э.Д. Школьная политика: содержание понятия и аспекты изучения (на материалах дореволюционной России) // Школа России накануне и в период революции 1905-1907 гг.: Сб. науч. тр./ под ред. Э.Д. Днепрова и Т.Б. Тебиева - М.: Изд. АПН СССР, 1985. - 218 с.

45.Дюдуаньон Ст.А. Кадимизм: элементы социологии мусульманского традиционализма в татарском мире и в Мавераннахре (конец XVIII -начало XX вв.) [Электронный ресурс] // Ислам в татарском мире: история и современность (материалы международного симпозиума, Казань, 29 апреля - 1 мая 1996 г.). Специальный выпуск. - 1997. -№ 12. <http://www.kcn.ru/tat_ru/politics/pan/index.php?tbut=l2&sod=6> (17.03.2012)

46.Дякин B.C. А. Каппелер. Россия как многонациональное государство. Возникновение. История. Падение. Мюнхен, 1993 (Рецензия) // Отечественная история. - 1994. - № 6. - С. 250-252.

47.Дякин B.C. Национальный вопрос во внутренней политике царизма (начало XX в.) // Вопросы истории. - 1996. - № 11-12. - С. 39-53.

48.Еникеев A.A. Русско-башкирская начальная школа в дореволюционной Башкирии: Дисс. канд. пед. наук. - Уфа, 1945.

49.Ергин Ю.В. Деятели народного образования Башкирии. - Уфа: Гилем, 2008.-296 с.

50.Ергин Ю.В. А. Н. Лисовский (1858-1920). - Уфа: Вагант, 2008. - 108 с.

51.Ергин Ю. В. Неизвестные страницы: деятельность Уфимского земства в области народного образования (1916-1917 годы) // Педагогический журнал Башкортостана. - 2009. -№ 2(21). - С. 141-150.

52.Ергин Ю. В. Зия Камали - основатель медресе «Галия»: трагические 30-е годы // Педагогический журнал Башкортостана. - 2010. -№3(28).-С. 145-160.

53.Ергин Ю. В. История Оренбургского учебного округа (1875-1919) // Педагогический журнал Башкортостана. - 2011. - № 2 (33). - С. 144159.

54.3айнулла Расулев - выдающийся башкирский мыслитель, философ, теолог и педагог-просветитель мусульманского мира: материалы международной научно-практической конференции (5-7 июня 2008 г., г. Уфа). - Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. - 392 с.

55.Ильминский Н.И. О системе просвещения инородцев и о Казанской Центральной крещено-татарской школе. - Казань: Лито-типография И.Н. Харитонова, 1913. - 136 с.

56. Ислам на территории бывшей Российской империи. Энцикл. словарь. Вып. 1. - М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1998. - 159 с.

57.Ислам на территории бывшей Российской империи. Энцикл. словарь. Вып. 2. - М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1999. - 167 с.

58.Исторический очерк народного образования в Оренбургском учебном округе за первое 25-летие его существования (1875-1899 гг.). Вып. I, II. - Оренбург, 1901.

59.История башкирского народа: в 7 т. / гл. ред. М.М. Кулыиарипов. Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН. - Уфа: Гилем,

2010. -468 с. Т. V-2009.

60.История башкирского народа: в 7 т. / гл. ред. М.М. Кулыпарипов. Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН. - СПб.: Наука,

2011.-400 с. Т. IV.-2011.

61.История Башкортостана с древнейших времен до 1917 г.: Учебное пособие. - Уфа: Башкирский университет, 1991. - 349 с.

62.История Башкортостана с древнейших времен до наших дней: В 2 т. / Под ред. И.Г. Акманова. Т 2: История Башкортостана. XX век / Сост. И.Г. Акманов, С.Ф. Касимов. - Уфа: Китап, 2006. - 600 с.

63.Калмантаев Н. М. Башкортостан в условиях Российской революции

1905-1907 гг.: Учебное пособие. - Уфа: БашГУ, 2000. - 76 с.

213

64.Каппелер А. Две традиции в отношении России к мусульманским народам Российской империи // Отечественная история. - 2003. - № 2. -С. 129-135.

65.Каппелер А. Россия - многонациональная империя. Возникновение. История. Распад. - М.: Прогресс, 1996. - 380 с.

66.Каримов К.К. Развитие науки в Башкортостане: вторая половина XVIII - первая половина XX в. - М.: Наука, 2008. - 528 с.

67.Кильдибяков Г.Н. Магометанские школы (мектебе и медресе) в Мензелинском уезде Уфимской губернии. - Мензелинск: Тип. Н-в Губанова, аренд. А.И. Вилесовым, 1913. - 78 с.

68.Книжные новинки (1997-1998 гг.). Kanlidere A. Reform within Islam. The tajdid and jaded movement among the Kazan Tatars (1809-1917). Concilation or conflict? - Istambul, 1997. - 198 p.; Khalid A. The politics of Muslim cultural reform: jadidism in Central Asia. - Berkelye&Los Angeles: University of California Press, 1998. - 335 p. (Рецензии) // Гасырлар авазы (Эхо веков). - 2000. - № 1-2. - С. 295-297.

69. Коблов А. О татаризации инородцев Приволжского края. - Казань, 1910.-С.27;

70. Коблов А. Конфессиональная школа казанских татар. - Казань, 1916.

71.Колчерин A.C. Материалы по народам Поволжья в письмах Н.И. Ильминскому // Этнографическое обозрение. - 2010. - № 2. - С. 149158.

72. Косач Г.Г. Джадидизм в Оренбурге: начало XX столетия [Электронный ресурс] // Исмаил Гаспринский и рождение единства российских мусульман: материалы научно-практической конференции. Под общ. ред. Д.В. Мухетдинова. - М., Н.Новгород: ИД Медина, 2011. <http://www.idmedina.ru/books/islamic/72574> (06.11.2011).

73.Кулбахтина А.З. Реформирование традиционной школы мусульман в Башкирии на рубеже Х1Х-ХХ веков. Автореф. на соиск. уч. степ, канд. ист. наук. - Уфа, 2010. - 29 с.

74.Кулыпарипов М. М. Башкирское национальное движение (19171921 гг.). - Уфа: Китап, 2000. - 368 с.

75. Левашов Д.Е. Этноконфессиональные особенности народного образования в Российской империи начала XX в. (на примере Саратовской губернии) // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2010. - № 4. - С. 133-136.

76. Лоссиевский М.В. Кое-что о Башкирии и башкирах в их прошлом и настоящем. - Уфа: Губернская типография, изд-е Уфимского Губернского Статистического комитета, 1903. - 16 с.

77. Лотоцкий А. Школа без языка // Вестник воспитания. - 1906. — № 7. — С. 64-74.

78.Лукманова Х.Х. Национальная школа Башкортостана: история и перспективы. - М.: Высшая школа, 2003. - 184 с.

79.Любимов А. Мактабы и медресе г. Уфы и 1-го района Уфимского уезда. Оттиск из «Вестника Оренбургского учебного округа». - Уфа: типолитогр. О.Г. Соловьева и К, 1914. - 10 с.

80.Мамлеева Т.М. Женское образование (башкирок и татарок) в дореволюционной Башкирии: (Историко-педагогические очерки). Автореф. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М., 1953. - 20 с.

81.Махмутова А.Х. Становление светского образования у татар (Борьба вокруг школьного вопроса. 1861-1917). - Казань, Изд-во Казанского университета, 1982. - 96 с.

82.Махмутова А. Проект, не успевший стать законом // Гасырлар авазы (Эхо веков).-2001.-№ 1-2.-С. 29-34.

83.Махмутова А. П. А. Столыпин: направить «серьезные усилия к пресечению национально-татарского натиска».// Гасырлар авазы (Эхо веков). - 1998. - № 3-4. - С. 68-72.

215

84.Миннияхметова Г., Христолюбова JI. Удмурты // Ватандаш. - 1999. -№ 12.-С. 119-130.

85.Мурзабулатов М. Мордва // Ватандаш. - 1999. - № 10. - С. 160-171.

86.Мустафина Ф.Х. Народное образование в Башкирской АССР. - Уфа: Башкнигоиздат, 1960. - 29 с.

87.Мухаметзянова Д. С. Кадимистская система образования в историческом и педагогическом контекстах. - Казань: Институт истории АН РТ, 2008. - 216 с.

88.Мухаметшин Р. Джадидизм в Среднем Поволжье: некоторые методологические подходы изучения [Электронный ресурс] // Русский архипелаг. Сетевой проект «Русского мира», <http://www.archipelag.ru/ authors/muhametchin/?library= 1229> (29.03.2009).

89.Мухаметшин Р. Система образования у татар в начале XX века: состояние и проблемы [Электронный ресурс] // Русский архипелаг. Сетевой проект «Русского мира». <http://www.archipelag.ru/ authors/muhametchin/?library= 1230> (29.03.2009).

90.Народное образование в России с 60-х гг. XIX в. Сост. Н.В. Чехов. -М.: 1912.

91.Насыров И.Р. Запад и исламский мир в философии истории Заки Валиди Тогана: проблема национальной и культурной идентичности в условиях глобализации // Ишрак: Ежегодник исламской философии, №1. - М.: Языки славянских культур, 2010. - С.61-79.

92.Национальный вопрос в России (1900-1917 гг.): Аннот. указ. кн., ст. и публ. в журн. / Рос. гос. б-ка: сост. И.Г. Гальперина, М.А. Говорушкина, Г.И. Матвеева, Д.М. Эпштейн; Ред. P.E. Бенева. - М.: 1995,- 101с.

93. Никольский Д.П. Башкиры: этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. - СПб., 1899.

94. Обухов М.И. Мектебы Уфимской губернии. Статистический очерк

татарских и башкирских низших школ (мектебов) Уфимской губернии

216

по данным исследования Уфимской губернской земской управы. 1912-1913 годы. - Уфа: электрическая типография «Печать», 1915. -92 с.

95.Обухов М.И. На разные темы. Статьи по вопросам народного образования и учительского быта. Вып 1. -Уфа: электрическая типография «Печать», 1915. - 194 с.

96. Обухов М.И. Народное образование в Уфимской губернии в 1917 году. Краткий очерк состояния народного образования ко времени преобразования земства. - Уфа: электрическая типография «Печать», 1917.-18 с.

97. Общественная мысль России XVIII - начала XX века: Энциклопедия. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2005. - 640 с.

98. Овчинников А. Дума народного просвещения. // Народное образование. - 2000. - № 10. - С. 322-328.

99. Ососков A.B. Начальное образование в дореволюционной России (1861 -1917). - М.: Просвещение, 1982. - 208 с.

100. Остроумов Н. К истории мусульманского образовательного движения в России в XIX и XX столетиях // Мир ислама. - 1913. -Вып.У.-С. 302-341.

101. Очерк деятельности Уфимского Губернского земства по народному образованию 1875-1910 гг. - Уфа: Электрическая типография «Печать» Н.Ф. Делинского и К, 1910.-161 с.

102. Очерки истории Мордовской АССР. Том. 1. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 1955. - 575 с.

103.Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX в. / Под. ред. Э.Д. Днепрова. - М.: Педагогика, 1991. - 448 с.

104. Очерки по истории Башкирской АССР. Том 1, часть вторая. - Уфа, Башкирское книжное издательство, 1959. - 539 с.

105.M. Песковский. К.Д. Ушинский // Народное образование. - 2000. -№ 10.-С. 200-212.

106. Петров И. Чуваши // Ватандаш. - 1999. - № 9. - С. 148-168.

107.Полянина O.A. Органы городского самоуправления Уфимской губернии (1900-начало 1917 г.): Монография. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2006. - 270 с.

108. Просветительство в Башкортостане: тенденции, современность, перспективы. - Уфа: Общество «Знание», 2004. - 144 с.

109. Прусс Н.М. Критический анализ миссионерской педагогики (Казанский край, конец XIX века) // Педагогическая мысль в Казанском крае в конце XIX-начала XX века. Ученые записки. -Казань: Казанский государственный педагогический институт, 1979. -С. 43-51.

110. Развитие школьного образования Республики Башкортостан в XX в. - Уфа: Восточный университет, 2001. - 164 с.

111. Раимов P.M. Образование Башкирской Автономной советской социалистической республики. - М.: Из-во академии наук СССР, 1952.-525 с.

112.Раимов P.M. Революция 1905-1907 гг. в Среднем Поволжье и Приуралье // Революция 1905-1907 гг. в национальных районах России. Сборник статей. Под ред. JIM. Иванова. - М.: Госполитиздат, 1955. - С. 657-715.

113.Рахимкулова М.Ф. Медресе «Хусаиния» в Оренбурге. - Оренбург: Яна Вакыт, 1997.-254 с.

114.Рахимкулова М.Ф. Преподавание естественных наук в татарских школах дореволюционной России (страницы истории татарских школ в России). - Оренбург: Агентство Пресса, 1998. - 158 с.

115. Рахимов С. Медресе «Галия». // Идель. - 1991. - № 1. - С. 35-38.

116. Рахимов С. Социально-правовой статус татарских учебных

заведений последней четверти XVIII - начала XX вв. [Электронный

218

ресурс] // Ислам в татарском мире: история и современность (материалы международного симпозиума, Казань, 29 апреля - 1 мая 1996 г.). Специальный выпуск. - 1997. - № 12. <http://www.kcn.ru/ tat_ru/politics/pan/index.php?tbut=12&sod=7> (17.03.2012)

117. Рашитов А.К. Начальная школа Башкирии за 20 лет. - Уфа, 1941.

118. Реформы образования: татары Нижегородчины и мусульманский мир России: Сборник работ и статей по исламскому образованию. Сост. и отв. ред. Д.В. Мухетдинов. - Н. Новгород: издательский дом «Медина», 2008. - 212 с.

119. Рыбаков С.Г. Ислам и просвещение инородцев Уфимской губернии. -СПб., 1900.

120. Роль дореволюционных духовных учебных заведений в просветительстве народа: материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной столетию медресе «Галия». 31 октября 2006 г. - Уфа, 2006. - 162 с.

121. Рыбаков С. Новомето диеты и старомето диеты в русском мусульманстве. // Мир ислама. - 1914. - Вып. XII. - С. 854-872.

122.Салахов И.Ж. Модернистские тенденции в татарском обществе в XIX - начале XX вв.: историко-политический анализ. Автореф. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. - Казань, 2007. - 24 с.

123.Сафарова А. Д. Развитие образования национальных меньшинств в Оренбургском крае (конец XIX века - 1940 г.). Автореф. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - Оренбург, 2009. - 25 с.

124. Смирнов Е. В роковом кругу // Современный мир. - 1913. - № 6. - С.

01/1 осп

125. Суворова A.B. Развитие системы начального образования в Оренбургской и Уфимской губерниях (начало XX. - 1914 г.). Автореф. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. - Челябинск, 2012. -29 с.

126.Сулейманова Л.Ш. Национальные учебные заведения в Башкортостане в первое сорокалетие XX века. - Уфа: БашГУ, 2000. -212 с.

127.Сулейманова Л.Ш. Этапы становления и развития национального образования в Башкортостане. - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2002. -56 с.

128. Сухарева И.В. Чуваши Башкортостана: историко-культурное развитие в XVIII - начале XX веков. Автореф. на соиск. уч. степ, докт. ист. наук. - Уфа, 2013. - 49 с.

129.Тагиров К.К. Национальная система общего образования как условие повышения эффективности обучения и воспитания школьников. Автореф. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - Уфа: Б.и., 1997. -15 с.

130.Тагиров К.К. Образование в Башкортостане: историко-педагогический анализ. - Уфа: Гилем, 2007. - 312 с.

131. Тарабарановская Е.А. Становление системы государственного управления образованием в России: XIX - начало XX в. (на примере национального образования в астраханской губернии). - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. - 176 с. [Электронный ресурс]. <http://_images_File_Izdatelstvo_ 2009monografii _TarabaranovskajaE.A.pdf> (30.06.2013).

132.Тузбекова Л.С. Медресе «Галия» - высшее мусульманское учебное заведение на территории Башкортостана (1906-1919 гг.): 100-летию со дня основания. Научно-популярное издание. - Уфа: УГАЭС, 2006.

пл — ии с.

133.Усманова Д.М. Депутаты от Казанской губернии в Государственной думе России. 1906-1917. - Казань: Татарское книжное издательство, 2006.-495 с.

134.Усманова Д. М. Мусульманская фракция Государственной думы

России [Электронный ресурс] // Первый всероссийский

220

мусульманский форум. Сборник материалов, 2005 г. <ЪЩ>\П www.idmedina.ru> (15.10.12)

135.Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период. 60-90-е годы XIX в. - М.: Наука, 1994. -144 с.

136.Фархшатов М.Н. Медресе «Усмания» (на баш. яз.) // Ватандаш. -1998.-№2.-С. 115-117.

137.Фархшатов М.Н. Отношение самодержавия к мектебам и медресе Урало-Поволжья накануне Первой русской революции // Страницы истории Башкортостана XX века: Сборник статей. Уфа: Гилем, 1998. -213с.

138.Фархшатов М.Н. Самодержавие и традиционные школы башкир и татар в начале XX века (1900-1917 гг.). - Уфа: Гилем, 2000. - 259 с.

139.Филоненко В. Башкиры. - Уфа, 1915. - 74 с.

140.Филоненко В. У язычников-инородцев Уфимской губернии. - Уфа: Электрическая губернская типография,' 1914. - 33 с.

141.Хабибиуллина Г.Ю. Инновационные процессы в исламском образовании: эпоха Гаспринского и день сегодняшний. [Электронный ресурс] // Исмаил Гаспринский и рождение единства российских мусульман: материалы научно-практической конференции. Под общ. ред. Д.В. Мухетдинова. - М., Н.Новгород: ИД Медина, 2011. <http://www.idmedina.ru/books/islamic/72586> (06.11.2011).

142.Хабутдинов А. Невостребованное наследие. Мусульманская фракция в Государственной думе: миф и реальность // Казань. - 1998. - № 7, 8.-С. 28-33.

143.Хабутдинов А.Ю. «Русское мусульманство» Исмаила Гаспринского: единство в многообразии. [Электронный ресурс] // Исмаил Гаспринский и рождение единства российских мусульман:

материалы научно-практической конференции. Под общ. ред. Д.В.

221

Мухетдинова. - М., Н.Новгород: ИД Медина, 2011. <http://www.idmedina.ru/books/islamic/72580> (06.11.2011).

144.Хусаинов Г.Б. Духовный мир башкирского народа. - Уфа: Китап, 2003.-480 с.

145.Хусаинов Г.Б. Литература и наука. Избранные труды. - Уфа: Гилем, 1998.-613 с.

146.Цены и жалования в Царской России [Электронный ресурс]. <http://amnesia.pavelbers.coin/Straniza%20istorii%20Rossii%20%2039% 20zarplata.htm> (7.07.2013)

147.Чарнолуский В. Школа, литература и жизнь // Вестник воспитания. - 1906. -№ 8.-С. 108-142.

148.Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х гг. XIX в. - М.: Книгоиздательство «Польза», 1912.

149.Чичерина С. У приволжских инородцев. Путевые заметки. - СПб.: Типография В.Я. Милынтейна, 1905. - 214 с.

150.История Чувашской АССР. Том 1. - Чебоксары: чувашское книжное издательство, 1966. - 260 с.

151. Шагиахметов И. Политика и мусульмане // Современный мир. -1913. -№ 6.-С. 251-258.

152.Шакур Р. Великий подвижник науки и просвещения. К 150-летию со дня рождения Ризаитдина Фахретдинова. // Ватандаш. - 2008. -№ 10.-С. 22-36.

153.Шитова С., Ибулаев Г. Марийцы // Ватандаш. - 1999. - № 11. -С. 161-179.

154.Уяма Т. Дискурсы о башкирском, татарском и чувашском этногенезе. //Ватандаш.-2011,-№6.-С. 13-37.

155.Шарипова P.M. Дореволюционные учебные заведения у татар Поволжья // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. - 1996. - № 1. - С. 90-100.

156.Эфиров А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири: Исторические очерки. - М.: Учпедгиз, 1948. - 230 с.

157.Юлдашбаев Б.Х. История формирования башкирской нации (дооктябрьский период). - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1972.-236 с.

158.Юзеев А. Место джадидизма в татарской общественной мысли конца XIX - начала XX веков // Гасырлар авазы (Эхо веков). - 1999. - № 1-2.-С. 164-167.

159.Ямаева J1.A. Либеральное движение среди мусульман Башкирии в 1905-1914 гг. // Страницы истории Башкортостана XX века: Сборник статей. Уфа: Гилем, 1998. - 213 с.

160.Ямаева Л.А. «Союз мусульман России и его съезды» // Ватандаш. -1999.-№ 11.-С. 141-150.

161.Ямаева Л. А. Мусульманский либерализм начала XX в. как общественно-политическое движение (по материалам Уфимской и Оренбургской губерний). - Уфа: Гилем, 2002. - 300 с.

162.Mende G. Der nationale Kampf der Russland: Ein Beitrag zur Frage in der Sowjetunion. - Berlin, 1936.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.