Развитие социальной доктрины католицизма в начале XXI в.: философско-религиоведческий анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Илюхина, Валерия Владимировна

  • Илюхина, Валерия Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 172
Илюхина, Валерия Владимировна. Развитие социальной доктрины католицизма в начале XXI в.: философско-религиоведческий анализ: дис. кандидат наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Москва. 2017. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Илюхина, Валерия Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И СОДЕРЖАНИЯ

1.1 Предмет, сущность и функции социального учения католицизма

1.2 Методологические проблемы изучения социального учения Католической церкви

1.3 Эволюция социально-философской католической доктрины

ГЛАВА II. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО В СОЦИАЛЬНОМ УЧЕНИИ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

2.1 Католическая церковь о человеке: антропологический поворот

2.2 Концепция «общего блага» как основа учения Церкви об обществе

2.3 Католическое социальное учение о политике и государстве

ГЛАВА III. ОТВЕТЫ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ НА ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

3.1. «Глобализация солидарности»: позиция Церкви по вопросам развития мира

3.2 Церковь и экономические кризисы современности: методы преодоления и профилактики

3.3 Экологическая проблема как новая тема в социальном учении

католицизма

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие социальной доктрины католицизма в начале XXI в.: философско-религиоведческий анализ»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Социальное учение Католической церкви уже не первый год находится в центре внимания научного сообщества, так как именно католицизм сумел первым из всех мировых религий сформулировать и обобщить свои взгляды на мир, происходящие в нем процессы и на человека. Обладая развитым социальным учением, Католическая церковь на сегодняшний день претендует на роль своего рода морального арбитра, выступая с оппозиционной точки зрения по отношению к социально-экономическим и духовно-нравственным издержкам мирового глобального развития. Церковь активно формулирует свое собственное мнение по различным вопросам и видение различных проблем, предлагая, в ряде случаев, и рецепты для их разрешения.

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что в условиях продолжающихся секулярных процессов в ореоле распространения католицизма, необходимо проанализировать позицию Католической церкви по наиболее острым проблемам современности с целью выявления потенциальных возможностей социального учения Церкви в части их решения.

Глобальные проблемы современности, преодолением которых занимается все мировое сообщество, оказались в фокусе внимания Католической церкви еще в 1980-е годы в период понтификата Иоанна Павла II, но свою наиболее полную разработку нашли уже в первые годы XXI в. Мировой экономический кризис, терроризм, угроза экологии - все эти вопросы стали предметом осмысления в рамках современной католической социальной доктрины. Анализ позиции Церкви по широкому спектру вопросов позволит глубже понять процессы, происходящие сегодня как внутри самой Католической церкви, так и за ее пределами, установить причины перманентного кризиса католицизма в традиционных регионах его распространения. Так, в последние годы все заметнее звучит мнение о том,

3

что Католическая церковь испытывает серьезные проблемы, как с осмыслением реальных процессов, так и с предлагаемыми мерами по нормализации ситуации в той или иной сфере: «институциональный католицизм пришел в замешательство. Его социальная база уменьшается; он говорит из «ниоткуда»...».1

Кроме этого, следует отметить, что социальное учение католической церкви находится в состоянии постоянного развития и дополнения. Каждый понтифик, начиная со Льва XIII, привносил в него свои специфические особенности, дополнял его, раскрывал новые темы и вопросы, а также давал новые трактовки происходящим в мире явлениям. При этом на сегодняшний день нет отдельных работ, посвященных социальному учению Католической церкви в годы понтификата Бенедикта XVI и Франциска. Таким образом, представляется необходимым проанализировать вклад указанных понтификов в социальное учение католицизма, выявить новые направления социальной католической мысли.

Избрание 13 марта 2013 г. 226-м папой римским аргентинского кардинала Хорхе Марио Бергольо стало новым этапом в развитии католического социального учения. Несколько радикальные высказывания Франциска по социально-экономической проблематике позволили некоторым наблюдателям сделать выводы о «полевении» Католической церкви и ее развороте в сторону латиноамериканской «теологии освобождения». В результате, представляется крайне важным проанализировать развитие социального учения Церкви в период понтификата Франциска и дать ему качественную характеристику, с целью определения позиции Церкви по ключевым проблемам современности.

Степень разработанности проблемы. Социальное учение Католической церкви с момента своего возникновения довольно быстро стало объектом научного изучения. В отечественной историографии

1 Thibaud P. Roman Catholicism and the Affairs of the City: Outline of Possible Strategy // Church and people: disjunctions in a secular age / edited by Charles Taylor, José Casanova, George F. McLean. The Council for Research in Values and Philosophy. 2012. P. 41.

социальное учение Церкви начинает подробно анализироваться с периода 1960-х гг., когда советские авторы обратились к изучению последствий Второго Ватиканского собора и привнесенных им изменений. Среди работ советского периода следует отметить труды Ф.Г. Овсиенко2, М.П. Мчедлова3, М.М. Шенмана4, И.Я. Кантерова5, Л.Н. Великовича6 и ряда других авторов. Констатируя, что данные работы внесли значительный вклад в изучение и осмысление социальной доктрины католицизма, тем не менее, отметим, что они были не свободны от идеологических трактовок, что несколько ограничивало их авторов в раскрытии темы. В связи с этим отдельный интерес представляет и обзорная статья Т.А. Фолиевой «Ватиканский Собор и социальная доктрина Католической церкви в оценке советских религиоведов»7, обобщающая взгляды советских исследователей на изучение социальной доктрины католицизма.

В постсоветский период изучение отдельных аспектов социальной доктрины католицизма нашло отражение в работах И.Я. Кантерова8, О.Ю. Васильевой9, Ф.Г. Овсиенко10, Н.А. Ковальского11, Н.Н. Поташинской12, Т.Б.

2 Овсиенко Ф. Г. Личность и социальное развитие в католической антропологизированной теологии. М. 1980; Овсиенко Ф. Г. Эволюция католического учения о роли женщины в обществе, семье и браке. М. 1980; Овсиенко Ф. Г. Критический анализ католической "теологии труда". М. Знание. 1984; Овсиенко Ф. Г. Проблема человека и гуманизма в современном католицизме. М. 1985; Овсиенко Ф. Г. Проблема человека в философии католицизма. Киев. 1986; Овсиенко Ф.Г. Эволюция католической социальной теологии. М. 1986; Овсиенко Ф. Г. Эволюция социального учения католицизма: философский критический анализ. М. Изд-во МГУ. 1987; Овсиенко Ф. Г. Социально-этическое учение современного католицизма (критический анализ). М. Знание. 1987; Овсиенко Ф. Г. Католическая философия и теология. М. 1987; Овсиенко Ф. Г. Социальная этика католицизма: методологический аспект. М. 1990

3 Мчедлов М.П. Католицизм. Второе издание. М. Политиздат. 1974.

4 Шейнман М.М. Католицизм в меняющемся мире. М. Наука. 1975

5 Кантеров И.Я. Ватикан под натиском атеизма. М. Наука. 1972.

6 Великович Л.Н. Католицизм в современном мире. М. Знание. 1981

7 Фолиева Т.А. II Ватиканский Собор и социальная доктрина Католической церкви в оценке советских религиоведов // Вестник ПСТГУ. Серия: Богословие. Философия. 2013. Вып. 4 (48).

8 Кантеров И.Я. Ватикан перед лицом финансово-экономического кризиса // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2010.№ 3; Кантеров И.Я. Католическая церковь и новые религиозные движения // Точки — РипСа. 2010. №. 1-2 (9); Кантеров И.Я. Проблемы политики в энцикликах папы Бенедикта XVI // SCHOLA-2013. Материалы Международной научной конференции «Политика в текстах — тексты в политике: наука истории идей и учений», 30-31 октября 2013 года. М.: Издательство Московского университета. 2013.

9 Васильева, Ольга Юрьевна. Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор: [факты, события, док.] / Васильева О.Ю. - М.: Лепта, 2004.

10 Овсиенко Ф.Г. Проблема «человек—природа» в современной католической философии // Экология и религия. М. 1994. Ч. I; Овсиенко Ф.Г. Особенности формирования социальных доктрин православия и католицизма // Религиоведение. 2001. № 2; Овсиенко Ф.Г. Философия и теология человека в допонтификатном творчестве Кароля Войтылы (Иоанна Павла II) // Религиоведение. 2005. № 2.

11 Ковальский Н.А. Справился ли католицизм с вызовами XX в.? // Новая и новейшая история. 1999. № 6.

Коваль13, К. Каневского14, Л.А. Оноприенко15, А.М. Салмина16, А.Н. Данненберга17, Г.А. Кругловой18, и других авторов. В статьях указанных авторов разрабатывались отдельные аспекты социальной католической доктрины, делались выводы о дальнейших путях ее развития в условиях глобализации.

Интерес ко II Ватиканскому собору и его влиянию на сегодняшний день наблюдается и со стороны западных исследователей. Так, социальная проблематика Собора нашла отражение в работах таких авторов как М. Готие, Д. Берк, Д. Колеман, М. Косби и др.19 Обобщая указанные работы, можно сделать вывод о том, что их авторы скептически оценивают возможности Католической церкви с точки зрения адаптации ее учения к современности.

Отдельная группа исследований, имеющихся на сегодняшний день, посвящена комплексному анализу социальной доктрины католицизма. Среди

12 Поташинская Н.Н. Бенедикт XVI и проблема экуменизма // Религии мира: История и современность. СПб.: Нестор-История. 2012; Поташинская Н.Н. Христианские ценности и межрелигиозные отношения в XXI веке // Берегиня. 2012. № 1 (12); Поташинская Н.Н. Католическая церковь об этике в экономике // Берегиня. 2011. №4(11); Поташинская Н.Н. Католическая церковь и мировой финансовый кризис // Официальный сайт ИС РАН. 2009. URL:http://www.isras.ru/publ.html?id=1499; Поташинская Н.Н. Иоанн Павел II о проблеме толерантности // Религиозная толерантность. Историческое и политическое измерение. М.: Academia. 2006и др.

13 Коваль Т.Б. Папа Франциск и духовное наследие двух Орденов //Общественные науки и современность. 2013. № 6; Коваль Т.Б. Новый свет папы Франциска // Латинская Америка. 2013. № 7; Коваль Т.Б. Католицизм в современной Испании: «количество» и «качество» веры // Латинская Америка. 2009. № 5; Коваль Т. Б. Католическая церковь и экономический кризис // Латинская Америка. 2009. № 6; Коваль Т.Б. Православие и католицизм: отношение к земной жизни и ее благам // Общественные науки и современность. 2009. № 4 и др.

14 Каневский К. Социальная доктрина Католической церкви // Российская юстиция. 2003. № 4.

15 Оноприенко Л.А. Принцип субсидиарности и его отражение в социальной доктрине Католической Церкви // PolitBook. 2014. № 3

16 Салмин А.М. Церковь, государство и политика в католическом мире // Полис. Политические исследования. 2005. № 6.

17 Данненберг А.Н. Христианство в современном мире: тенденции и перспективы // Межконфессиональная миссия. 2014. № 4; Данненберг А.Н. Христианство между модерном и постмодерном: критические размышления // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2015. № 4; Данненберг А.Н. Католицизм как фактор формирования гражданской идентичности // Сборник статей международной научно-практической конференции «Российское государства и социально-экономические вызовы современности». М.: Проспект, 2015. Т. 2 и др.

18 Круглова Г. А. Католическая глобалистика // Свободная Мысль. 2013. №4; Круглова Г.А. Проблемы войны и мира в трактовке христианских церквей // Вестник НГУ. Серия: Философия. 2009. Т. 7. Вып. 2.

19 Froehle Brian T., Gautier Mary L. Global Catholicism: Portrait of a World Church. Maryknoll, NY: Orbis Books. 2003; Burke J. A. Pope Benedict on capitalism, marxism, and globalization // The Catholic Social Science Review. 2009. № 14; Crosby M. H. Catholic Social Teaching and Globalization // Journal of Catholic Social Thought 2005. № 2.1; Coleman J. Globalization as a Challenge to Catholic Social Thought. Lane Center for Catholic Studies and Social Thought. University of San Francisco. 2004 и др.

работ подобного характера можно выделить исследования Ф. Мюллера, Ч. Карэн, Р. Оберта, Д. Макарти, Ю. Майки, П. де Лобье, Й. Хёффнера и др.20

Б. Бэнстед21 рассматривает в своей монографии проблемы современных государственно-церковных отношений, давая им неоднозначную, а, в ряде случаев, и противоречивую оценку. Кроме этого, данный автор анализирует и вопросы взаимоотношения между Церковью и обществом (в том числе, и гражданским) в целом. Автор приходит к выводу, что многие положения социальной доктрины католицизма сегодня «вряд ли способны найти место в либеральном обществе».22

Большой интерес представляет монографическое исследование Т. Массаро, в котором автор обращается к различным аспектам католического социального учения. Важно отметить, что, в том числе, указанный автор анализирует позицию церкви по вопросам глобализации и окружающей

23

среды.23

Проблемы мира в католическом социальном учении раскрывает в своей монографии М. Крир Мих. Среди своих основных задач автор видит изучение социального учения с целью «понимания будущего»24 Церкви и ее дальнейшего развития. Данное исследование вносит большой вклад в изучение социальной доктрины католицизма, хотя и не раскрывает его полностью.

Среди работ западных авторов, затрагивающих проблему понимания в социальном учении католицизма экономики следует выделить труды Д.

20 Сштап С.Е. Directions in Catholic Social Ethics. - Notre Dame, 1985; Mueller F.H. The Church and the Social Question. Washington: American Enterprise Institute, 1984; Curran С.Е. Catholic Social Teaching, 1891-Present: A Historical, Theological, and Ethical Analysis. Georgetown University Press. 2002; Aubert R. Catholic Social Teaching: An Historical Perspective. Marquette University Press, 2003; McCarthy D. The Heart of Catholic Social Teaching: Its Origin and Contemporary Significance. Brazos Press, 2009; Майка Ю. Социальное учение католической церкви. - Рим - Люблин, 1994; Хеффнер Й. Христианское социальное учение. - М., 2001; Лобье П. Три града. Социальное учение христианства. - СПб., 2001; Хёффнер Й. Христианское социальное учение. Духовная библиотека. 2001.

21 Benestad J.B. Church, State, and Society: An Introduction to Catholic Social Doctrine. CUA Press, 2011.

22 Ibid. P. 36.

23 Massaro T. Living Justice: Catholic Social Teaching in Action. Rowman & Littlefield Publishers, 2011.

24 Krier Mich M. L. Catholic Social Teaching and Movements. Twenty-Third Publications. 1998.

Хоука и О. Вилльямся25, Й. Хёффнера26, Ф. Бута и С. Грегга27, А. Барреры28,

Д. Меле и М. Шлага29 и других авторов. В указанных работах анализируются подходы Католической церкви к различным экономическим вопросам, к проблеме ускоренного экономического развития стран Запада, к экономической глобализации в целом. Можно говорить о том, что они достаточно полно раскрывают суть экономической части социального учения Церкви. Тем не менее, их охват ограничивается периодом понтификата Бенедикта XVI, в то время как экономические взгляды папы Франциска не раскрываются.

Говоря о диссертационных исследованиях, посвященных социальной проблематике в католицизме, следует отметить диссертации таких авторов как С.Е. Кондратьев, А.А. Саракаева, Г.А. Круглова, Л.А. Каримова, О.В. Ярушникова, А.Н. Данненберг и др.30 В указанных работах анализируются различные аспекты социального учения католицизма на современном этапе. При этом период понтификата Франциска рассматривается лишь в диссертации А.Н. Данненберга.

Эмпирическую базу исследования составили официальные документы Католической церкви (Социальная доктрина Католической церкви, догматические конституции, декреты, декларации, папские энциклики, послания и т.д.), а также работы католических теологов втор. пол. XX -

25 Houck J. W., Williams O. F. Catholic Social Teaching and the United States Economy. University Press of America, 1984;

26 Hoffner J. Economic systems and economic ethics: guidelines in Catholic social teaching. Association for the Advancement of Christian Social Sciences. 1985.

27 Booth P., Gregg S. Catholic Social Teaching and the Market Economy. Institute of Economic Affairs, 2007.

28 Barrera A.F. Modern Catholic Social Documents and Political Economy, OP Georgetown University Press, 2001.

29 D Melé, Schlag M. Humanism in Economics and Business: Perspectives of the Catholic Social Tradition. Springer, 2015.

30 Чан Тхи Ким Оань. Католицизм и его влияние на общественную мысль Вьетнама: Философско-культурологический анализ. Дисс. канд. философ. наук. М. 2005; Кондратьев С.Е. Католицизм и государство в европейском политическом дискурсе. Автореф. дис. канд. полит. Наук. СПб. 2013; Саракаева А.А. Католическая церковь США в 1960-е - 1990-е гг. Дисс. канд. ист. наук. М. 2003. Коваль Т.Б. Личность и собственность в христианстве: Православие. Католицизм. Протестантизм. Сравнительный анализ: Дисс. д. ист. наук. М. 2009; Круглова Г. А. Христианская глобалистика: генезис и эволюция. Автореф. дисс. д. философ. наук. СПб. 2008; Каримова Л.А. Иоанн Павел II и социальная доктрина католической церкви. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Москва. 2004; Ярушникова О.В. Социальное учение христианства: Религиоведческий анализ католической и православной доктрин. Автореф. дис. канд. философ. наук. Ростов-на-Дону. 2005; Данненберг А Н. Католическая церковь в Латинской Америке в конце XX - начале XXI вв.: философско-религиоведческий анализ. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Москва. 2015 и др.

начала XXI вв. (К. Войты (Иоанна Павла II), Й. Ратцингера (Бенедикта XVI), Й. Хёффнера, Г. Кюнга, Л. Боффа и др.).

Объектом исследования является современное социальное учение Католической церкви как совокупность богословских, философских, этических, социально-экономических и политических взглядов на мир, общество и человека.

Предмет исследования: особенности развития и трансформации социального учения католицизма в период понтификата Бенедикта XVI и Франциска.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 2005 г., когда состоялась интронизация папы Бенедикта XVI по сегодняшний день (время понтификата Франциска). Тем не менее, в целях более полного раскрытия темы, а также в виду необходимости раскрывать истоки того или иного положения в социальном учении Католической церкви, хронологические рамки, в ряде случаев, могут ретроспективно раздвигаться, охватывая понтификаты предыдущих римских пап.

Цель исследования: установить особенности современного социального учения Католической церкви, выявить позиции католицизма по ключевым глобальным проблемам современности, общества и человека.

Гипотеза исследования: Социальное учение Католической церкви в период понтификата Бенедикта XVI и в годы продолжающегося понтификата Франциска (2005 г. - по настоящее время) подверглось серьезной трансформации, связанной с попытками Церкви найти свое место в западном и вестернизированных обществах в условиях продолжающегося процесса секуляризации. В результате, в указанный период Католическая церковь перешла на более либеральные, по сравнению с предыдущим периодом, позиции по целому ряду вопросов.

Постановка данной цели предполагает решение следующих задач:

- определить содержание и основные направления социального учения Католической церкви;

- выявить методологический инструментарий католицизма по выработке подходов к различным проблемам общественного развития;

- рассмотреть теологические и философские истоки католического социального учения;

- охарактеризовать понимание социальным учением католицизма личности, её природы и предназначения.

- проанализировать концепцию «общественного блага» ка основу учения Церкви об обществе и общественном развитии;

- изучить особенности отношения Католической церкви к политике и институту государства;

- установить позицию Церкви к процессу глобализации;

- рассмотреть отношение к мировому финансово-экономическому кризису, его причинам и последствиям;

- определить подходы католицизма к вопросам экологии.

Новизна исследования:

- Впервые в отечественном религиоведении научному анализу подвергается социальная доктрина Католической церкви в период понтификата Франциска. Если на сегодняшний день имеется достаточное количество работ, посвященных изучению социального учения Иоанна Павла II, а также частично затрагивающих социальную доктрину Бенедикта XVI, то понтификат Франциска до сегодняшнего дня остается вне поле зрения российских исследователей.

- Впервые проводится комплексное философско-религиоведческое исследование доктринальных основ социального учения католицизма начала XXI века. До этого внимание исследователей было сосредоточено на социальной доктрине католицизма с позиций политологии, истории и других гуманитарных наук. Философско-религиоведческого осмысления же социальной доктрины католицизма до сегодняшнего дня не проводилось.

- В научный оборот вводится значительный объем богословских

текстов. В первую очередь это относится к энцикликам, письмам,

10

апостольским посланиям и иным документам, относящимся к периоду понтификата папы Франциска.

- В работе в качестве самостоятельного предмета исследования впервые в отечественном религиоведении вводится экологическая проблематика, которая на сегодняшний день занимает все более заметное место в богословско-философском дискурсе Католической церкви, в том числе на уровне отдельных папских энциклик.

Теоретико-методологической основой исследования стали, во-первых, общенаучные принципы научного исследования, а, во-вторых, -специальные методы, применяемые в религиоведении. Базовыми методологическими принципами, на которые опирался автор, стали: всесторонность, объективность, историзм.

Автором были задействованы такие общие методы научного исследования как: анализ, синтез, индукция и дедукция. Важное значение для раскрытия заявленной темы исследования имел сравнительный метод, который позволил определить специфику социального учения Церкви на разных этапах его развития, сравнить ключевые подходы понтификов к ключевым вопросам современности.

В качестве основного подхода, выбранного автором для проведения исследования, стал проблемный подход, который позволил вычленить основные направления социального учения католицизма и проанализировать их в приложении к конкретно-исторической ситуации.

Теоретической основой диссертационной работы стали разработки отечественных и зарубежных исследователей в области исследования феномена постсекулярного общества, а также путей развития религии в современном мире. Среди них следует выделить теоретические работы И.Н. Яблокова, Ю.А. Кимелева, В.И. Гараджи, а также западных исследователей: П. Бергера, Т. Лукманна, Ю. Хабермаса. При изучении непосредственно католической социальной доктрины автор опирался на теоретические

подходы, разработанные в трудах М.П. Мчедлова, Ф.Г. Овсиенко, И.Я. Кантерова и др.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социальное учение Католической церкви на сегодняшний день представляет собой комплексное философско-богословское мировоззрение, затрагивающее все глобальные вопросы современности. Являя собой постоянно развивающуюся социально-философскую доктрину, социальное учение католицизма не избежало заметных изменений и в годы понтификата Бенедикта XVI и Франциска.

2. Наметившийся после II Ватиканского собора так называемый антропологический поворот, получил новое звучание и развитие в начале XXI столетия. Это связано, прежде всего, с продолжающимся движением европейского общества в сторону секуляризации, во многом основанной на модернистском рационализме эпохе Просвещения, декларирующем права человека как базовый элемент цивилизации. В результате, Католической церкви приходится учитывать реалии времени, перестраивая свое социальное учение.

3. Новым в начале XXI в. стало все более усиливающаяся внутри католицизма тенденция к либерализации учения Церкви. Это относится к представлениям Церкви об обществе и его составляющих элементах. В частности, речь идет о либерализации подходов к семье и браку. На сегодняшний день мы можем констатировать тот факт, что Католическая церковь сделал значительную уступку европейскому демократическому обществу, упростив процедуру церковного развода, а также допустив до таинства Евхаристии разведенных и вступивших в повторный брак.

4. Католическая церковь, полностью разделяя политические

принципы западной демократии, продолжает формировать теоретическую

модель социального устройства, при которой наиболее обеспеченные слои

населения должны (ради сохранения социального спокойствия и порядка)

следить за равномерным распределением доходов, с целью недопущения

крайностей в социальном расслоении. Именно на это направлена концепция «общего блага».

5. Формально декларируя аполитичность и отстраненность от политических процессов и политики в целом, Католическая церковь продолжает пытаться влиять на мировую политику. При этом, степень этого влияния не одинакова в разных регионах мира. Так, активное участие она приняла в недавних событиях в Украине. Церковь продолжает оставаться активным участником политического процесса в странах Латинской Америки. В Европе на сегодняшний день главной политической повесткой для Церкви является проблема мигрантов.

6. Полностью принимая глобализацию, и понимая ее как неизбежный процесс мирового развития, Католическая церковь формально пытается гуманизировать ее, формулируя собственные концепты глобального развития. На сегодняшний день наиболее известным из них является концепт «глобализации солидарности», подразумевающий сбалансированное развитие различных регионов мира.

7. Социальное учение Католической церкви предлагает собственное видение природы и причин мировых финансово-экономических кризисов, а также предлагает меры, способствующие предотвращению наступления подобных кризисов. Тем не менее, все они продолжают разрабатываться в рамках господствующей капиталистической системы, являющейся, по мнению Церкви, единственно возможной и наиболее адекватной социальным реалиям современности.

8. Новым в социальном учении Католической церкви в начале XXI в. стало экологическое учение, нашедшее отражение в так называемой «экологической» энциклике папы Франциска «Laudato Si'» (Хвала Тебе). Экологическая проблематика в социальном учении Церкви напрямую сопряжена с антропологической, находя выражение в так называемой концепции «экологии человека».

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования.

Полученные в ходе исследования результаты имеют как теоретическое, так и практическое значение. Анализ современной католической доктрины позволяет выявить основные направления развития католической социально -философской мысли, а также установить место и роль Католической церкви в современном мире. Изучение социальной доктрины католицизма важно с точки зрения понимания возможностей современного западного христианства адекватно отвечать на глобальные вызовы современности.

Автором диссертации были введены в научный оборот новые источники (документы и материалы Католической церкви периода понтификата папы Франциска), что в дальнейшем позволит исследователям социальной проблематики в католицизме расширить свой исследовательский диапазон.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Илюхина, Валерия Владимировна, 2017 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

1. «Deus caritas est». Энциклика верховного Понтифика Бенедикта XVI епископам пресвитерам и диаконам монашествующим и всем верным мирянам о христианской любви - http://www.katolik.ru/

2. Address of His Holiness Pope Francis to participants in the international forum on "Migration and Peace". Tuesday, 21 February 2017 -http: //w2 .vatican.va/

3. Address of His Holiness Pope Francis to the members of the diplomatic corps accredited to The Holy See. Sala Regia. Monday, 12 January 2015 -http: //w2 .vatican.va/

4. Address of John Paul II to the participants in the Fifth General Assembly of the Pontifical Academy of Social Sciences. Saturday, 6 March 1999 -http://w2.vatican.va/

5. Benedict XVI. Message. World Day of Peace, 2011 - http://w2.vatican.va/

6. Benedictus XVI Caritas in veritate. НО Издательство Францисканцев, Москва, 2009 - 112 с.

7. Catholic social teaching. United States Conference of Catholic Bishops -http://www.usccb.org/beliefs-and-teachings/what-we-believe/catholic-social-teaching/

8. Compendium of the Social Doctrine of the Church. Libreria Editrice Vaticana. 2004 - http://www.vatican.va/

9. Docmentation catholique. 18 fevrier 1979.

10.Doctrinal Note on Some Aspects of Evangelization Congregation for the Doctrine of the Faith. 2007 - http://w2.vatican.va/

11.Ecclesiam Suam. Encyclical of Pope Paul VI On the Church. August 6, 1964 - http://w2.vatican.va/

12.Encyclical Letter Laudato Si' of the Holy Father Francis on Care for Our Common Home. Vatican press. 2015 - http://w2.vatican.va/

13.Hans Kung's Open Letter to the Bishops. April 19th 2010 -http://www.associationofcatholicpriests.ie/

14.Ioannes Paulus PP. II Sollicitudo Rei Socialis. To the Bishops, Priests Religious Families, sons and daughters of the Church and all people of good will for the twentieth anniversary of

Populorum Progressio - http://w2.vatican.va/

15.Ioannes Paulus PP. II. Sollicitudo Rei Socialis. To the Bishops, Priests Religious Families, sons and daughters of the Church and all people of good will for the twentieth anniversary of Populorum Progressio -http: //w2 .vatican.va/

16.John Paul II Holy Father «Centesimus Annus» Encyclical Letter to his venerable brother bishops in the episcopate the priests and deacons families of men and women religious all the christian faithful and to all men and

158

women of good will on the hundredth Anniversary of Rerum Novarum -http: //w2 .vatican.va/

17.John Paul II Holy Father «Centesimus Annus» Encyclical letter to his venerable brother bishops in the episcopate the priests and deacons families of men and women religious all the christian faithful and to all men and women of good will on the hundreth Anniversary of Rerum Novarum -http: //w2 .vatican.va/

18.John Paul II,Apostolic Letter Given Motu Proprio Establishing the Pontifical Academy of Social Sciences, January 1, 1994.

19.John Paul II. Address to the Plenary Session on the Subject «Globalisation: Ethical and Institutional Concerns» (Friday, 27 April 2001) // Papal Addresses to the Pontifical Academy of Sciences 1917-2002 and to the Pontifical Academy of Social Sciences 1994-2002. Vatican City. 2003 - 565 p.

20.Key principles of catholic social teaching - https://www.cctwincities.org/wp-content/uploads/2015/12/Key-10-Principles-of-CST_1-pager.pdf; Kaczor C. Seven Principles of Catholic Social Teaching -https://www.catholic.com/magazine/print-edition/seven-principles-of-catholic-social-teaching

21.Mater Et Magistra. Encyclical of Pope John XXIII On Christianity and social progress. May 15, 1961 - http://w2.vatican.va/

22.Message of His Holiness Pope Benedict XVI for the celebration of the World Day of Peace 2009 1 January 2009 - http://w2.vatican.va/

23.Message of His Holiness Pope Benedict XVI For the celebration of the World Day of Peace. 1 January 2010. If you want to cultivate peace, protect creation - https://w2.vatican.va/

24.Message of His Holiness Pope Benedict XVI for the World day of migrants and refugees (2013). Migrations: pilgrimage of faith and hope -https://w2.vatican.va/content/benedict-

xvi/en/messages/migration/documents/hf_ben-xvi_mes_20121012_world-migrants-day.html

25.Message of the Holy Father Benedict XVI to the young people of the world on the occasion of the XXIII World Youth Day, 2013 - http://w2.vatican.va/

26.Messages World Days of Peace - https://w2.vatican.va/content/benedict-xvi/en/messages/peace.index.html

27.Octogesima Adveniens. Apostolic Letter of Pope Paul VI -http: //w2 .vatican.va/

28.Pacem in Terris. Encyclical of Pope John XXIII On establishing universal peace in truth, justice, charity, and liberty. April 11, 1963 -http://w2.vatican.va/

29.Pope Francis. Message. World Day of Peace, 2014 - http://w2.vatican.va/

30.Populorum Progressio. Encyclical of Pope Paul VI On the development of peoples. March 26, 1967 - http://w2.vatican.va/

31.Post-synodal Apostolic exhortation reconciliation and penance of John Paul II to the bishops clergy and faithful on reconciliation and penance in the mission of the Church today. Given in Rome at St. Peter's on December 2, the first Sunday of Advent, in the year 1984, the seventh of my pontificate -http: //w2 .vatican.va/

32.Quadragesimo Anno. Encyclical of Pope Pius XI On reconstruction of the social order to our venerable brethren, the patriarchs, primates, archbishops, bishops, and other ordinaries in peace and communion with the apostolic see, and likewise to all the faithful of the catholic world, May 15, 1931 -http: //w2 .vatican.va/

33.Quadragesimo Anno. Encyclical of Pope Pius XI On reconstruction of the social order to our venerable brethren, the patriarchs, primates, archbishops, bishops, and other ordinaries in peace and communion with the apostolic see, and likewise to all the faithful of the Catholic world -http: //w2 .vatican.va/

34.Statutes of the Pontifical Academy of Social Sciences, Article 1.

35.The social doctrine OF Benedict XVI in "Caritas in Veritate". XVI Plenary of the Pontifical academy of social sciences. Casina Pio IV, 30th April - 4th May.

36.Бенедикт XVI. Spe Salvi. Энциклика о христианской надежде. М.: Изд-во францисканцев. - cathmos.ru/files/docs/papal_documents/Spe_Salvi.doc

37. Видеопослание Папы Франциска участникам TED 2017 в Ванкувере -http: //ru.radiovaticana.va/

38.Декларация о христианском воспитании (Gravissimum Educationis) // Документы II Ватиканского Собора. 3-е изд. Паолине. 2004 - СС. 261277.

39.Декларация об отношении Церкви к нехристианским религиям (Nostra aetate) // Документы II Ватиканского Собора. 3-е изд. Паолине. 2004 -СС. 277-284.

40. Декрет о Восточных Католических Церквах (Orientalium Ecclesiarum) // Документы II Ватиканского Собора. 3-е изд. Паолине. 2004 - СС. 156170.

41. Декрет о пастырском служении Епископов в Церкви (Christus Dominus) // Документы II Ватиканского Собора. 3-е изд. Паолине. 2004 - СС. 192-224.

42.Декрет о средствах массовой коммуникации (Inter mirifica) // Документы II Ватиканского Собора. 3-е изд. Паолине. 2004 - СС. 61-73.

43.Доктринальная нота, касающаяся некоторых вопросов участия католиков в политической жизни - http// benedictxvi.ru./ textcongr.

44. Иоанн Павел II. Centesimus Annus («Сотый год»)/ Энциклика Святого Отца Иоанна Павла II в сотую годовщину обнародования энциклики Rerum Novarum - http://www.fjp2.com/ru/john-paul-ii/online-library/encyclicals/124-centesimus-annus

45.Иоанн Павел II. Сияние истины (Veritatis Splendor). Издательство францисканцев. 2003.

46.Иоанн Павел II. Совершая труд (Laborem exercens) -http: //www.claret.ru/laborem.html

47.Кардинал Ренато Раффаэле Мартино. Предисловие // Компендиум социального учения Церкви. «Паолине». 2006 - СС. 12-13.

48.Катехизис Католической церкви. М. Культурный центр «Духовная библиотека». 2007 - 216 с.

49.Компендиум социального учения Католической Церкви. М., 2006 - 28 с.

50.Монс. Хавьер Эчеваррия. Пастырское послание. 1.01.2014 -http://multimedia.opusdei.org/pdf/ru/201401.pdf

51. Обращение папы римского Франциска к участникам Всемирного конгресса бухгалтеров. Рим (Италия), 10-13 ноября 2014 г. -https: //www.ipbr.org/

52.Папа Римский Франциск. Энциклика Lumen Fidei. Епископам, пресвитерам и диаконам, людям, посвященным Богу, и всем верным мирянам - http://w2.vatican.va/

53.Папа Римский Франциск. Апостольское обращение Evangelii Gaudium о возвещении Евангелия в современном мире. НО Издательство Францисканцев, Москва. 2014 - 184 с.

54. Пастырская конституция «О Церкви в современном мире» // Документы II Ватиканского Собора. М.: Изд-во Паолине, 1998 - СС. 447-559.

55.Письмо кардинала А. Содано Его Высокопреосвященству Кардиналу Ренато Раффаэле Мартино, Председателю Папского Совета «Справедливость и Мир» Град Ватикан. Ватикан, 29 июня 2004 г. № 559.332 // Компендиум социального учения Церкви. «Паолине». 2006 -СС. 9-11.

56. Послание Его Святейшества Бенедикта XVI на Всемирный День мира 1 января 2013 года. Блаженны миротворцы - http://ru.radiovaticana.va/

57. Послание Его Святейшества Бенедикта XVI по случаю празднования XLIII Всемирного дня мира (1 января 2010) «Если хочешь взращивать мир - береги творение» - https://w2.vatican.va/

58. Послание Его Святейшества Папы Франциска по случаю празднования Всемирного Дня Молитвы о защите Божьего творения 1 сентября 2016 года. Сибирская католическая газета. 01.09.2016.

59. Послание Его Святейшества Франциска к празднованию Всемирного дня мира 1 января 2015 года -https://w2.vatican.va/content/dam/francesco/pdf/messages/peace/documents/ papa-francesco_20141208_messaggio-xlviii-giornata-mondiale-pace-2015_ru.pdf

60.Послание Папы Франциска на Великий Пост 2015 - http://www.cynl-methodius.de/files/Wielki-Post-Franciszek-2015.pdf

61. Послание Святейшего Отца Бенедикта XVI на Всемирный День Мира 1 января 2012 года - http://redemptorist.ru/ru/biblioteka/slovo-papy/poslanie-svj ateishego-otca-benedikta-xvi-na-vsemirnyi-den-mira-1 -j anvarj a-2012-goda/

62.Послание Святейшего Отца Франциска на Всемирный день мира. 1 января 2014 года. Domus Editoria Vaticana. Град Ватикан. 2014.

63.Послесинодальное Апостольское обращение Amoris Laetitia Святейшего Отца Франциска к епископам, пресвитерам и диаконам, людям, посвященным богу, супругам-христианам и всем верным мирянам о любви в семье. НО Издательство Францисканцев, Москва, 2016 - 256 с.

64.Ренато Раффаэле Мартино, кардинал. Мир и война. -http: //www.rkcvo .ru/node/189

65.Речь Папы Римского Иоанна Павла II на пленарной сессии в Итальянской Академии Наук 2.05.2003 // Материалы конференции «Governance of Globalization». - Roma, Basilica Lateranense, 2004 - 56 p.

66. Синод Епископов. XIV Очередная Генеральная Ассамблея. Призвание и миссия семьи в Церкви и в современном мире. Lineamenta. Segreteria Generale del Sinodo dei Vescovi. Коференция Католических Епископов России. 2014 - 24 p.

67.Франциск. «Да будет Церковь свободной, распахнутой вызовам настоящего времени и не занимающей оборонительную позицию из страха потерять что-либо». Встреча с участниками V Национальной встречи Церкви в Италии. Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре, 10 ноября 2015 г. Libreria Editrice Vaticana. 2015 - 12 c.

68. Целостный и солидарный гуманизм // Компендиум социального учения Церкви. «Паолине». 2006 - СС. 18-27.

69.Энциклика Caritas in veritate Верховного понтифика Бенедикта XVI. НО Издательство Францисканцев. Москва. 2009 - 112 с.

ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДЫ

70.Benedict XVI. The Garden of God: Toward a Human Ecology. The Catholic University of America Press, 2014 - 218 p.

71.Cardinal Peter K.A. Turkson. Pope Francis Questions the Economy -http://m.vatikan.diplo.de/contentblob/4881068/Daten/6871047/RedeTurkson 20160913.pdf

72.Cardinal Van Thuan. The Social Magisterium of Benedict XVI -http://www.vanthuanobservatory.org/dossier/dossier.php?lang=en&id=949

73.Foreword G. S. // Bishop D. Rey. Catholicism, Ecology, and the Environment: A Bishop's Reflection. The Acton Institute, 2013.

74.Has Pope Francis revolutionised the social teaching of the Church? Speaking notes Most Rev. Diarmuid Martin Archbishop of Dublin. Villanova

University, 12th November 2014 - http://www.dublindiocese.ie/has-pope-francis-revolutionised-social-teaching/

75.Malinvaud E. Introduction // Papal Addresses to the Pontifical Academy of Sciences 1917-2002 and to the Pontifical Academy of Social Sciences 19942002. Vatican City. 2003.

76.Schasching J. The Church's View On Globalisation // Globalization. Ethical and Institutional Concerns Pontifical Academy of Social Sciences, Acta 7, Vatican City 2001 - pp. 37-39.

77.The global common good: towards a more inclusive economy. Discussion Paper. Vatican City, 30 June 2014 - 28 p.

78.Иоанн Павел II. Мысли о земном. М.: Новости. 1992 - 458 c.

79.Йозеф (Бенедикт XVI) Ратцингер. Вера - Истина - Толерантность. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея. 2007 - 367 c.

80.Кардинал Йозеф Ратцингер. Истина и свобода. //Ратцингер - Информ. http// www. benedictxvi. ru/

81.Кирилл, митр. Вступительное слово // Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001.

82.Маритен Ж. Человек и государство. - М.: Идея-Пресс, 2001 - 196 с.

83.Митрополит Тадеуш Кондрусевич. Вступление // Компендиум социального учения Церкви. «Паолине». 2006 - СС. 14-16.

84.Пупар П. Церковь и культура. Изд-во Христианская Россия. Милан, Италия, 1993 - 254 с.

85.Ратцингер Й. (Бенедикт XVI). Ценности в эпоху перемен. О соответствии вызовам времени/ Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007 - 163 с.

86.Ратцингер Й. (Папа Бенедикт XVI). Иисус из Назарета. СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2009 - 86 с.

87.Ратцингер Й. Введение в христианство. Лекции об апостольском символе веры М.: Изд-во Духовная библиотека, 2006.

88.Ратцингер Йозеф. Введение в христианство. М.: Культурный центр «Духовная библиотека». 2006 - 318 с.

89.Хёффнер Й. Христианское социальное учение. Духовная библиотека. 2001 - 324 с.

МОНОГРАФИИ

90.Великович Л. Н. Религия и политика в современном капиталистическом обществе. М.: Мысль, 1970 - 287 с.

91.Великович Л.Н. Католицизм в современном мире. М. Знание. 1981 - 64 с.

92.Гергей Е. История папства: (Пер. с венгр.). М.: Республика, 1996 - 463 с.

93.Данненберг А. Н. Латиноамериканский католицизм на пороге XXI века [Текст] / А. Н. Данненберг; Российская акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Российской Федерации. Москва: Дело, 2015 - 170 с.

94.де Лобье П. Социальная доктрина Католической церкви. Опыт воплощения христианского идеала Брюссель 1989. Библиотека Католической информационной службы - http://agnuz.info/

95.Де Лобье П. Три града. Социальное учение христианства. СПб: Издательство Алетейя, 2001 - 412 с.

96.Калмычкова Е.Н., Чаплыгина И.Г. Экономическое мышление: философские предпосылки. М. "Издательство ""Проспект". 2016 - 272 с.

97.Кантеров И.Я. Ватикан под натиском атеизма. М. Наука. 1972 - 151 с.

98.Коваль, Т. Б. Религия и экономика: Труд, собственность, богат- ство / Т. Б. Коваль; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 349 с.

99.Ковальский Н.А., Иванова И.М. Католицизм и международные отношения. М. Международные отношения. 1989 - 272 с.

100. Майка Ю. Социальное учение Католической церкви. Издательство Святого Креста. Рим - Люблин, 1994 - 480 с.

101. Мчедлов М.П. Католицизм. Второе издание. М. Политиздат. 1974 - 278 с.

102. Овсиенко Ф. Г. Католическая философия и теология. М. 1987.

103. Овсиенко Ф. Г. Критический анализ католической "теологии труда". М. Знание. 1984 - 62 с.

104. Овсиенко Ф. Г. Проблема человека в философии католицизма. Киев. 1986 - 64 с.

105. Овсиенко Ф. Г. Проблема человека и гуманизма в современном католицизме. М. 1985.

106. Овсиенко Ф. Г. Социально-этическое учение современного католицизма (критический анализ). М. Знание. 1987 - 63 с.

107. Овсиенко Ф. Г. Эволюция социального учения католицизма: философский критический анализ. М. Изд-во МГУ. 1987 - 88 с.

108. Поташинская Н.Н. Бенедикт XVI и проблема экуменизма // Религии мира: История и современность. СПб.: Нестор-История. 2012 -СС. 118-123.

109. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. — М.: Центр, 2000 - 240 с.

110. Сарданашвили И.Г. Экономические аспекты современного социального учения католической церкви, II половина ХХ века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М. 1999 - 194 с.

111. Соколов К.Б. Глобализация: История, современность и искусство. М.: Государственный институт искусствознания, 2012 - 444 с.

112. Тэтчер М. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира / Пер, с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2003 - 504 с.

113. Шейнман М.М. Католицизм в меняющемся мире. М. Наука. 1975

- 161 с.

114. Яблоков И. Основы религиоведения. М.: Высш. шк., 1994 - 368 с.

115. Aubert R. Catholic Social Teaching: An Historical Perspective. Marquette University Press, 2003 - 290 p.

116. Barrera A.F. Modern Catholic Social Documents and Political Economy, OP Georgetown University Press, 2001 - 352 p.

117. Benestad J.B. Church, State, and Society: An Introduction to Catholic Social Doctrine. CUA Press, 2011 - 500 p.

118. Booth P., Gregg S. Catholic Social Teaching and the Market Economy. Institute of Economic Affairs, 2007 - 512 p.

119. Coleman J. Globalization as a Challenge to Catholic Social Thought. Lane Center for Catholic Studies and Social Thought. University of San Francisco. 2004 - 53 p.

120. Curran С.Е. Catholic Social Teaching, 1891-Present: A Historical, Theological, and Ethical Analysis. Georgetown University Press. 2002 - 272 p.

121. Curran С.Е. Directions in Catholic Social Ethics. - Notre Dame, 1985

- 287 p.

122. Froehle Brian T., Gautier Mary L. Global Catholicism: Portrait of a World Church. Maryknoll, NY: Orbis Books. 2003 - 95 p.

123. Hoffner J. Economic systems and economic ethics: guidelines in Catholic social teaching. Association for the Advancement of Christian Social Sciences. 1985 - 48 p.

124. Houck J. W., Williams O. F. Catholic Social Teaching and the United States Economy. University Press of America, 1984.

125. Krier Mich M. L. Catholic Social Teaching and Movements. Twenty-Third Publications. 1998 - 475 p.

126. Les forces religieuses et la vie politique / E.Gilson [et d'autres]. -Paris: Cours de droit, 1947 - 305 p.

127. Massaro T. Living Justice: Catholic Social Teaching in Action. Rowman & Littlefield Publishers, 2011 - 208 p.

128. McCarthy D. The Heart of Catholic Social Teaching: Its Origin and Contemporary Significance. Brazos Press, 2009 - 214 p.

129. Melé D., Schlag M. Humanism in Economics and Business: Perspectives of the Catholic Social Tradition. Springer, 2015 -DOI 10.1007/978-94-017-9704-7

130. Mueller F.H. The Church and the Social Question. Washington: American Enterprise Institute, 1984 - 164 p.

131. Thibaud P. Roman Catholicism and the Affairs of the City: Outline of Possible Strategy // Church and people: disjunctions in a secular age / edited by Charles Taylor, José Casanova, George F. McLean. The Council for Research in Values and Philosophy. 2012 - pp. 39-50.

СТАТЬИ В НАУЧНЫХ ИЗДАНИЯХ

132. Ананьев Э.В. Социальные учения западно-христианских традиций - концепция возможности или программа необходимости// Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Выпуск № 3 / 2010 - CC. 139-145.

133. Богомазов В. Глобализованный мир и Папа Франциск // Современная Европа. 2015. N 2 - CC. 123-129.

134. Богомазов В. Диалог Россия - Ватикан и нравственные ориентиры XXI века // Современная Европа. 2014. № 1 - CC. 131-143.

135. Богомазов В.М. Папа Римский Франциск и мир XXI века // Латинская Америка. 20014. №7 - CC. 39-51.

136. Богомазов В.М. Понтификат Бенедикта XVI и основа социальных воззрений католицизма в начале XXI в. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2011. № 1 - CC. 137-143.

137. Величко О.И. Проблемы глобализации в католической мысли // Полития. 2002. № 2 - CC. 52-61.

138. Вклад св. Фомы Аквинского в Социальное учение Католической Церкви -http://www.catholics.ru/books/Vklad%20sv.%20Fomy%20Akvinskogo%20 v%20Sotsial%27noe%20uchenie%20Katolicheskoj%20Tserkv.pdf

139. Голубев К. Вопросы развития общественно-экономических отношений в социально-философских энцикликах с конца XIX века и до наших дней // Христианское чтение №1, 2010 - CC. 112-118.

140. Голубев К.И. Вопросы развития социума в энцикликах папы римского Иоанна Павла II // OIKONOMOS: Journal of Social Market Economy (Lithuania). 2016. 1(4) - CC. 66-73.

141. Гройс Б. Глобализация и теологизация политики // Художественный журнал. 2004. № 4 - http://xz.gif.ru/numbers/56/6/

142. Данненберг А.Н. Католицизм как фактор формирования гражданской идентичности // Сборник статей международной научно-практической конференции «Российское государства и социально-экономические вызовы современности». М.: Проспект, 2015. Т. 2 - CC. 119-197.

143. Данненберг А.Н. Христианство в современном мире: тенденции и перспективы // Межконфессиональная миссия. 2014. № 4 - CC. 75-88.

144. Данненберг А.Н. Христианство между модерном и постмодерном: критические размышления // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2015. № 4.

145. Данненберг А.Н. Христианство между модерном и постмодерном: критические размышления // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2015. № 4. СС. 95-110.

146. Добренкова Н.А., Полтавская Я.С. Социальное учение католицизма: история и современность -http: //www.scienceforum.ru/2014/pdf/7672.pdf

147. Добронравов С.В., Торбург М.Р. Католическая теология в эпоху постмодернизма (на примере книги Йозефа Ратцингера (Бенедикта XVI) "Иисус из Назарета") // Альманах современной науки и образования, № 11 (78) 2013 - СС. 62-68.

148. Ивановский З.В. Папа Франциск и вызовы Римско-католической церкви в современном мире // Мир и политика. 2013. № 11(84) - СС. 417.

149. Иерусалимский В.П. Церкви Германии перед вызовом секуляризации // Современная Европа. 2006. № 4 - СС. 94-109.

150. Иларион (Резниченко), иеромонах. Концепция «анонимного христианства» в богословии К. Ранера // Научный богословский портал Богослов.ги - http://www.bogoslov.ru/text/736286.html

151. Истюфеев А.В. Система «интегрального гуманизма» Ж. Маритена как вариант выхода из кризисного состояния современного общества // Вестник ОГУ. 2008. №7 (89) - СС. 120-125.

152. Кальвез Ж.-И. Глобализация и Церковь // Полис. Политические исследования. 2008. № 2 - СС. 61-67.

153. Каневский К. Социальная доктрина Католической церкви // Российская юстиция. 2003. № 4 - СС. 69-72.

154. Кантеров И.Я. Ватикан перед лицом финансово-экономического кризиса // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2010. № 3 - СС. 137-143.

155. Кантеров И.Я. Католическая церковь и новые религиозные движения // Точки — Puncta. 2010. №. 1-2 (9).

156. Кантеров И.Я. Проблемы политики в энцикликах папы Бенедикта XVI // SGH0LA-2013. Материалы Международной научной конференции «Политика в текстах — тексты в политике: наука истории идей и учений», 30-31 октября 2013 года. М.: Издательство Московского университета. 2013 - СС. 353-354.

157. Коваль Т. Б. Католическая церковь и экономический кризис // Латинская Америка. 2009. № 6 - СС. 57-63.

158. Коваль Т.Б. Католицизм в современной Испании: «количество» и «качество» веры // Латинская Америка. 2009. № 5 - СС. 82-93.

159. Коваль Т.Б. Папа Франциск и духовное наследие двух Орденов //Общественные науки и современность. 2013. № 6 - СС. 134-143.

160. Коваль Т.Б. Новый свет папы Франциска // Латинская Америка. 2013. № 7 - CC. 4-20.

161. Коваль Т.Б. Православие и католицизм: отношение к земной жизни и ее благам // Общественные науки и современность. 2009. № 4 - СС. 166-168.

162. Ковальский Н.А. Справился ли католицизм с вызовами XX в.? // Новая и новейшая история. 1999. № 6 - СС. 27-38.

163. Кондратенко С.Е. Политические аспекты современного католического дискурса // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2015. № 8 (58): в 3-х ч. Ч. I - СС. 97-103.

164. Красиков А. Папа Франциск и вызовы XXI века // Аналитическая записка. ИЕ РАН. № 5, 2017 (№78) - 9 С.

165. Краснова Ю.А., Калясина Н.А. Социальная позиция и нравственная роль католицизма в современном мире // Успехи современного естествознания. - 2012. № 4 -https://www.rae.ru/forum2012/322/3199

166. Кроствейт А. Социальное учение св. Фомы Аквинского -http: //www.blagovest-info .ru/

167. Круглова Г. А. Католическая глобалистика // Свободная Мысль. 2013. №4 - СС. 106-112.

168. Круглова Г.А. Проблемы войны и мира в трактовке христианских церквей // Вестник НГУ. Серия: Философия. 2009. Т. 7. Вып. 2 - СС. 79-85.

169. Круглова Г.А. Экологическая безопасность и христианство в условиях глобализации //История и современность. 2015. №1 (21) - СС. 206-219.

170. Лыкова В. Персоналистическая концепция брака и семьи в «Послании к семьям» Иоанна Павла II // Кредо. 2013.

171. Нечипорова Е.В. Милосердно-благотворительная деятельность Католической церкви // Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 5.

172. Ночвина Б.А. Вызовы глобализации в концепции современного католицизма // Власть. 2015. № 12 - СС. 48-56.

173. Овсиенко Ф.Г. Критика методологических основ социального учения католицизма // Вопросы научного атеизма. Вып. 33: Религия и политика. М., 1985 - СС. 103-112.

174. Овсиенко Ф.Г. Особенности формирования социальных доктрин православия и католицизма // Религиоведение. 2001. № 2

175. Овсиенко Ф.Г. Философия и теология человека в допонтификатном творчестве Кароля Войтылы (Иоанна Павла II) // Религиоведение. 2005. № 2 - СС. 3-16.

176. Овсиенко Ф.Г. Проблема «человек—природа» в современной католической философии // Экология и религия. М. 1994. Ч. I - СС. 75112.

177. Оноприенко Л. А. Принцип субсидиарности и его отражение в социальной доктрине Католической Церкви // PolitBook. 2014. № 3 -СС. 178-191.

178. Павленко В., Штоль В. Проект «глобализация»: роль и место во всемирно-историческом процессе // Обозреватель-Observer. 4/2013 -СС. 6-26.

179. Пий XII и одухотворение экономической и социальной жизни -http: //www.rkcvo .ru/node/127

180. Поддубская Е.Ф. Социальное учение Католической церкви периода понтификата Иоанна XXIII // Научно-информационный издательский центр и редакция журнала "Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук". 2015. № 1 - СС. 78-80.

181. Поташинская Н.Н. Иоанн Павел II о проблеме толерантности // Религиозная толерантность. Историческое и политическое измерения / Составление и общая редакция А.А. Красикова и Е.С. Токаревой. М.: Московское бюро по правам человека. Academia. 2006 - СС. 249-258.

182. Поташинская Н.Н. Католическая церковь и мировой финансовый кризис. Официальный сайт ИСРАН - 2009. http// disser.ru/ nauchnyestati/26/a26.php

183. Поташинская Н.Н. Католическая церковь об этике в экономике // Берегиня. 2011. №4 (11) -http://www.isras.ru/files/File/publ/Potashinskaya_bereginya_2011_4.pdf

184. Поташинская Н.Н. Католическая церковь и мировой финансовый кризис // Официальный сайт ИС РАН. 2009. URL: http: //www.isras.ru/publ. html ?id=1499.

185. Поташинская Н.Н. Христианские ценности и межрелигиозные отношения в XXI веке // Берегиня. 2012. № 1 (12).

186. Салмин А.М. Церковь, государство и политика в католическом мире // Полис. Политические исследования. 2005. № 6 - СС. 147-171.

187. Тимерманис Е.Б. Антропологическая проблематика в творчестве Карла Ранера // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 1 - СС. 97-101.

188. Фолиева Т.А. II Ватиканский Собор и социальная доктрина Католической церкви в оценке советских религиоведов // Вестник ПСТГУ. Серия: Богословие. Философия. 2013. Вып. 4 (48) - СС. 89100.

189. Antonio Spadaro S.J. "Wake up the World. Conversation with Pope Francis about Religious Life." La Civilita Cattolica I (2014) - PP. 3-17.

190. Burke J. A. Pope Benedict on capitalism, marxism, and globalization // The Catholic Social Science Review. 2009. № 14 - PP. 167-191.

191. Crosby M. H. Catholic Social Teaching and Globalization // Journal of Catholic Social Thought 2005. № 2 - PP. 235-248.

192. Howland Sanks T. Globalization and the Church's social mission // Theological Studies. 60 (1999) - PP. 625-651.

193. Jenkins P. A Peripheral Vision - http://www.patheos.com/

194. Silecchia L. A. Environmental Ethics from the Perspectives of NEPA and Catholic Social Teaching: Ecological Guidance for the 21st Century // William & Mary Environmental Law and Policy Review. 2004. 28(3) - PP. 660-798.

195. Verhack E. The social doctrine of the church and the catholic school -http: //enseignement.catholique.be/ceec_wp/wp-

content/uploads/2014/01/The-Churchs-Social-Doctrine-2011 .pdf

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

196. Чан Тхи Ким Оань. Католицизм и его влияние на общественную мысль Вьетнама: Философско-культурологический анализ. Дисс. канд. философ. наук. М. 2005.

197. Кондратьев С.Е. Католицизм и государство в европейском политическом дискурсе. Автореф. дис. канд. полит. Наук. СПб. 2013.

198. Саракаева А.А. Католическая церковь США в 1960-е - 1990-е гг. Дисс. канд. ист. наук. М. 2003.

199. Коваль Т.Б. Личность и собственность в христианстве: Православие. Католицизм. Протестантизм. Сравнительный анализ: Дисс. д. ист. наук. М. 2009.

200. Круглова Г. А. Христианская Глобалистика: генезис и эволюция. Автореф. дисс. д. философ. наук. СПб. 2008.

201. Каримова Л.А. Иоанн Павел II и социальная доктрина католической церкви. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Москва. 2004.

202. Ярушникова О.В. Социальное учение христианства: Религиоведческий анализ католической и православной доктрин. Автореф. дис. канд. философ. наук. Ростов-на-Дону. 2005.

203. Данненберг А Н. Католическая церковь в Латинской Америке в конце XX - начале XXI вв.: философско-религиоведческий анализ. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Москва. 2015.

204. Хемапандха Ч. Роль и значение дипломатии Римской Католической церкви на современном этапе европейской интеграции.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. СПб. 2004.

ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

205. Бенедикт XVI выступил в ООН -https://www.newsru. com/religy/19apr2008/pope_vizit.html

206. Бенедикт XVI призвал изменить экономическую модель. Масс-медиа исказили послание / Ратцингер - Информ.15.12.2012. http//www.benedictxvi.ru.index.php. ?

207. Интервью с епископом Атаназиусом Шнайдером // Свободная католическая газета. 11. 08. 2015.

208. Кард. Тарксон: всегда помнить о бедных. Сибирская католическая газета. 22.09.2016

209. На встрече с итальянскими кавалерами труда Папа Франциск затронул тему безработицы - http://www.katolik.ru/vatikan/122583-na-vstreche-s-italyanskimi-kavalerami-truda-papa-frantsisk-zatronul-temu-bezrabotitsy.html

210. «Нам необходимы политики-христиане» - призыв Бенедикта XVI на пленарной ассамблее Папского Совета по делам мирян -http://katolik.ru

211. О небесном и о земном: Папа Римский Франциск и раввин Авраам Скорка о вере, семье и глобальных вызовах XXI века. Text, 2016.

212. Папа принял делегацию института, продвигающего социальное учение Церкви в области политики. 9.12.2013. -https://www.newsru.com/religy/09dec2013/dignitatis.html

213. Папа Римский Франциск принял в Ватикане Стивена Хокинга -https: //tjournal .ru/37944-papa-rimskii-francisk-prinyal-v-vatikane-stivena-hokinga

214. Папа Франциск о своем предшественнике Павле VI. Сибирская католическая газета. 24.06.2013 - http://sib-catholic.ru/

215. Папа Франциск: современная глобализация не является добром -http://www.katolik.ru/mir/120832-papa-frantsisk-sovremennaya-globalizatsiya-ne-yavlyaetsya-dobrom.html

216. Папа: солидарность и общее благо должны стоять выше самореализации и поиска личного успеха. Радио Ватикана. 01.12.2016 -http: //ru.radiovaticana.va/

217. Папа: экономика, которая выгоняет людей на обочину, возвращается бумерангом - http://sib-catholic.ru/papa-ekonomika-kotoraya-vyigonyaet-lyudey-na-obochinu-vozvrashhaetsya-bumerangom/

218. Папы долго не говорили демократии «да» -http//www.benedictxvi. ru/ index. Php

219. Радио Ватикана -_http//radiovaticana.va.artiolo.va.

220. Социология и неравенство: Доклад Президента Международной социологической ассоциации Майкла Буравого на президентской сессии 18 конгресса Международной социологической ассоциации -http://burawoy.berkeley.edu/

221. Юдин А. Что такое глобализация по-католически? // Независимая газета. 05.04.2006.

222. "Pope Francis' Vision of an Inclusive Global Economy" Building an Economic System that Protects the Vulnerable and Promotes Sustainable Prosperity Remarks as prepared for delivery by Archbishop Silvano Tomasi, CS Catholic University of America Washington, D. C., 9th November 2016 - http://www.worldhunger.org/wp-content/uploads/2017/01/Pope-Francis-vision-of-an-inclusive-global-economy-by-Archbishop-Silvano-Tomasi.pdf

223. «Laudato Si'»: «Путеводитель» по энциклике -http://www.justpax.va/content/dam/giustiziaepace/Eventi/laudatosi/guidatem atica/Laudato_RUS.pdf

224. Il dialogo del Papa in aereo per Manila, testo integrale. 2015-01-16.Radio Vaticana - http://www.news.va/it/news/il-dialogo-del-papa-in-aereo-per-manila

225. Pope considers benefits and challenges of globalization // Catholic news agency. Vatican City, Jun 30, 2006.

226. Pope Francis says he will not judge priests for being gay -http://www.theguardian.com/world/2013/jul/29/pope-francis-gay-priests

227. Pope Francis: Christians must pray for their leaders. 16/09/2013 -http: //en.radiovaticana.va/

228. Pope Francis: Try to change the rules of the socio-economic system. The Holy Father speech to participants of a meeting to mark the 25th anniversary of the founding of Economy of Communion. 04.02.2017 -http: //en.radiovaticana.va/

229. Pope Francis: Western action to stop march of Islamic State is justified. Reuters. 18 Aug 2014

230. Scannone, profesor de Bergoglio: El Papa quiere una Iglesia enviada y referida a todos // Religión Digital. 01.03.2015. -http: //www.periodistadigital. com/

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.