Развитие теории механизма хозяйствования в условиях перехода к постиндустриальному обществу тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 08.00.01, доктор экономических наук Колпакова, Галина Михайловна

  • Колпакова, Галина Михайловна
  • доктор экономических наукдоктор экономических наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ08.00.01
  • Количество страниц 369
Колпакова, Галина Михайловна. Развитие теории механизма хозяйствования в условиях перехода к постиндустриальному обществу: дис. доктор экономических наук: 08.00.01 - Экономическая теория. Москва. 2012. 369 с.

Оглавление диссертации доктор экономических наук Колпакова, Галина Михайловна

Введение

Глава 1. Методологические основы постэкономического механизма хозяйствования

1.1. Сущность хозяйствования как сферы действия нравственного закона

1.2. Механизм хозяйствования и социально-экономическая трансформация современного общества

1.3. Хозяйствование и его культурно-историческая основа

Глава 2. Формы и типы хозяйственных построений информационного общества

2.1. Креативная компания как новая форма структурирования хозяйства

2.2. Творчество как тип хозяйственной деятельности в информационном обществе

2.3. Современные практики хозяйствования в специфических условиях России

Глава 3. Оптимизация эффективности механизма хозяйствования организации

3.1. Дуализм хозяйственной деятельности как основа дуализма механизма хозяйствования

3.2. Концептуальная организационно-экономическая модель постэкономического механизма хозяйствования

3.3. Национальные аспекты регулирования хозяйственных отношений

3.4. Политический механизм хозяйствования и его роль в достижении стратегических целей информационного общества

Глава 4. Ценностные регулятивные механизмы хозяйствования в информационном обществе

4.1. Научный механизм хозяйствования как регулятор хозяйственной деятельности в информационном обществе

4.2. Этические регулятивы поведения хозяйствующих субъектов

4.3. Правовой механизм как форма регулирования хозяйственных отношений

4.4. Идеологические формы и методы воздействия на интересы хозяйствующих субъектов

4.5. Влияние религиозной культуры на развитие духовно-нравственного мира участников хозяйственной деятельности

4.6. Информационный механизм хозяйствования в новом типе хозяйственных отношений

4.7. Экологический механизм хозяйствования как ценностной регулятор хозяйственной деятельности

Глава 5. Механизм хозяйствования в системе нравственнопсихологической переориентации

5.1. Направления развития трансформационных процессов в системе ценностных ориентаций

5.2. Развитие нравственно-этических ценностей в достижении стратегических целей информационного общества

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Экономическая теория», 08.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие теории механизма хозяйствования в условиях перехода к постиндустриальному обществу»

Актуальность исследования. Несмотря на существование большого количества различных школ, направлений (философских, социологических, экономических и др.), отсутствует единый подход к определению сущности и структуры постэкономического механизма хозяйствования, форм его реализации. С точки зрения методологии мало исследованными являются регулирование экономических процессов в системе ценностных ориентаций, механизм взаимодействия стоимостных и ценностных основ хозяйственной деятельности, рациональных и духовно-нравственных аспектов механизма хозяйствования, следствием чего явилась несбалансированность рациональности и духовности в структуре механизма хозяйствования, профессиональных и личностных качеств человека, отвечающего за функционирование различных социально-экономических систем.

Актуальность исследования для современной России заключается в том, что без перестройки механизма хозяйствования невозможно достижение главной стратегической цели социально-экономического развития страны - повышения уровня и качества жизни людей, характеризующихся приоритетностью личностного роста и самореализации в различных сферах деятельности, наличием сформированной системы лично значимых и социально позитивных смысло-жизненных ориентаций, ценностей, интересов, целей и стилей поведения.

В стране продолжается модернизация социально-экономической, политической и социокультурной систем. Сегодня в сфере хозяйственной деятельности парадоксальным образом уживаются стереотипы поведения, свойственные как экономике тоталитарного общества, так и заимствованной у Запада хозяйственной культуре. «Нецивилизованный» характер российского бизнеса, его криминализация, низкий уровень хозяйственной культуры и этики требуют изменения менталитета людей, соединения этики с бизнесом, создания условий, делающих неморальный бизнес невыгодным.

Острота проблемы определяется и необходимостью решения общей концептуальной проблемы «человек и экономика». Решение этой проблемы предполагает разделение понятий «экономика» и «хозяйство»: целью экономики является извлечение прибыли, целью хозяйства - воспроизводство человека и общества в целом. Кардинальные изменения в области производственных отношений и производительных сил (радикальное обновление отношений собственности, V -VI технологический уклад, новая волна цикла Н.Д. Кондратьева) требуют перехода от парадигмы хозяйственного механизма к теории механизма хозяйствования. Реальная общественная практика свидетельствует о недооценке социальной, человеческой специфики хозяйственной деятельности. В значительной степени это является следствием длительного господства в нашей стране тезиса безсубъектности экономической жизни, технократизма. Однако ситуация постепенно изменяется. Приходит понимание того, что человеческие ресурсы имеют стратегическое значение, утверждается социальное партнерство, происходит гуманитарное обновление культуры и реновация духовных ценностей. Актуальной становится проблема социокультурных особенностей сознания и поведения собственников и наемных работников, а также нематериальных доминант, относящихся к сфере нормативно-ценностного обоснования хозяйственного поведения.

Степень научной разработанности проблемы. Хозяйствование представляет человеческую деятельность по организации бытия, жизни, труда и творчества (Ю.М. Осипов). Наряду с рациональностью (М. Вебер, В Зомбарт, М. Кастельс и др.) важной составляющей хозяйствования является «хозяйственный дух - совокупность душевных свойств и функций, сопровождающих хозяйствование. Это все проявления интеллекта, все черты характера, открывающиеся в хозяйственных стремлениях, но это также и все задачи, все суждения о ценностях, которыми определяется и управляется поведение хозяйствующего человека».1

В древнегреческой философии исследованию сущности и специфики духа и духовности были посвящены работы Анаксагора, Сократа, Платона, Аристотеля, позже - Р. Бэкона, Б. Спинозы, Р. Декарта. Особая роль в переосмыслении духа и духовности принадлежит представителям немецкой философии - И. Канту, Г.В.Ф. Гегелю, М. Шелеру, а также немецкой литературы - И. Гердеру, Г.Э. Лессингу, И.В. Гете, Ф. Шиллеру. Духовность была внутренним стержнем теоретических построений и нравственных поисков в русской философии, литературе и искусстве (H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, А.Н. Радищев, П.Я. Чаадаев, Ф.М. Достоевский, B.C. Соловьев, C.JI. Франк, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев и др.).

В советский период все духовное, в сущности, сводилось к идеологизированным формам общественного сознания, традиционным было выяснение содержания понятий «духовная жизнь» и «общественное сознание», «духовное производство», «духовная культура» и т.п.

В постсоветской действительности проблемы духовности приобрели особую актуальность. Отдельные нравственно-духовные аспекты хозяйствования исследовались как российскими, так и зарубежными философами, экономистами и социологами:

- общетеоретические вопросы перехода к постиндустриальной экономике (Агангебян А.Г., Аносова Л.А., Богомолов О.Т., Глазьев С.Ю., Гринберг P.C., Кузык Б.Н., Макаров В.Л., Менакер П.А., Некипелов А.Д., Петраков Н.Я., Сорокин Д.Е., Татаркин А.И., Хасбулатов Р.И., Цветков В.А., Шамхалов Ф.И., и др-);

- ценностные основы функционирования экономических структур (А. Смит, A.A. Богданов, С.Ю. Глазьев, М.Я. Лемешев, В.Н. Щербаков);

1 Зомбарт В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека. - М.: Владимир Даль, 2005. - 640 с.

- хозяйственный механизм (Ю.М. Осипов, Л.И. Абалкин, В.М. Агеев, Н.Я. Петраков, Р.И. Хасбулатов, A.A. Шишкин, В.Н. Щербаков);

- национальный механизм хозяйствования (H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Ильин, A.C. Ахиезер, Ф. Лист, В.В. Богуславский, A.A. Олейников и др.);

- собственность в системе интегрального механизма хозяйствования (H.A. Бердяев, И.А. Ильин, П.Б. Струве, С.Л. Франк, Л.А. Аносова, В.Ю. Крама-ренко и др.);

- хозяйство как творчество (С.Н. Булгаков, Ю.М. Осипов, A.M. Коршунов);

- роль личности в организации хозяйства (Р.Л. Дафт, М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, Ф. Лютенс, Т.С. Зубарева и др.);

- хозяйственная культура (С.Н. Булгаков, Г. Шмоллер, Д. Роджерс, Л. Мэм-форд, П. Дракер, П. Павловски, П. Козловски, Р.Ф. Брунер, М.Р. Икер, Р.Э. Фридмэн, P.E. Спекман, Э.О. Тайберг, А. Дж. Стрикленд, A.A. Томпсон, Я. Эллвуд, Ю.М. Осипов, Н.М. Кейзеров, Ю.Ю. Петрунин, Д.И. Петросян, H.H. Зарубина, Г.Н. Соколова, Т.С. Зубарева, Чернышова, Э.А. Капитонов, В.А. Спивак, М.В. Удальцова, К.Н. Панферов и др.);

- научный механизм хозяйствования (С.Н. Булгаков, Ю.М. Осипов, В.В. Ильин, С.Ю. Глазьев, Б.Н. Кузык, В.Л. Макаров, Д.Е Сорокин, А.И. Татар-кин, Ф.И. Шамхалов, Г.М. Лазар, А.Н. Абдулов, P.A. Фатхутдинов, А.И. Корюшкин и др.);

- политический механизм хозяйствования (В.В. Ильин, A.C. Панарин, А.Ф. Суховей Н.М. Кейзеров, Д.И. Петросян, В.И. Бакштановский и др.); социализация хозяйствования (P.C. Гринберг, Т.И. Заславская, Р.В. Рывки-на, Н.М. Токарская, Г.Г. Озерникова и др.);

- правовой механизм хозяйствования (Р. Штаммлер, Р. Коуз, С.Л. Франк, О.М. Олейник, Э.Ю. Соловьев и др.);

- влияние религиозно-нравственных принципов и морали на динамику хозяйственного развития (С.Н. Булгаков, М. Вебер, Л. Мэмфорд, В.О. Ключевский, Н.Н Зарубина и др.);

- идеологический механизм хозяйствования (И.А. Ильин, H.A. Бердяев, Г.Н.

Соколова, Ю. Ольсевич, В.В. Радаев, Р.И. Цвылев и др.);

- информационный механизм хозяйствования (М. Кастельс, Э. Тоффлер, Р.И.

Цвылев и др.);

- экологический механизм хозяйствования (H.H. Моисеев, А.Д. Урсул, Н.М.

Мамедов, И.А. Сосунова и др.).

Вместе с тем, несмотря на обилие исследований отдельных ценностно-смысловых аспектов хозяйствования, не сформированы системное видение интегрального духовно-нравственного механизма хозяйствования, единая концепция способов духовно- нравственной переориентации членов общества. Теоретическая неразработанность, актуальность и практическая значимость этой проблемы обусловили выбор темы исследования.

Цель диссертационного исследования - разработка теоретико-методологических основ и модели постэкономического механизма хозяйствования, обеспечивающего реализацию нравственно-ценностных и других духовных форм отношений. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

- проанализировать хозяйствование как сферу действия нравственного закона, как нравственно-психологическую форму развития личности;

- рассмотреть хозяйствование как социокультурный феномен;

- исследовать сущность, структуру, функции и виды механизмов хозяйственной деятельности;

- осмыслить постэкономический механизм хозяйствования как форму реализации личной собственности нового типа, интеллектуального и социального капиталов, единство интеллектуальной и духовной культуры;

- исследовать соотношение рациональности и духовности в процессе хозяйственной деятельности как основу дуализма механизма хозяйствования;

- обозначить основные направления трансформации форм и типов хозяйственных построений современного общества;

- выявить актуальные проблемы механизма хозяйствования в современной России;

- создать концептуальную модель постэкономического механизма хозяйствования, адекватную социокультурным, геополитическим и историческим особенностям России;

- определить структуру, функции и формы реализации интегрального духовно-нравственного механизма хозяйствования;

- охарактеризовать ценностные регулятивные механизмы хозяйствования и их роль в регулировании экономических отношений;

- рассмотреть трансформационные процессы в системе ценностных ориентации и мотивации;

- исследовать процесс развития нравственно-этических ценностей и их роль в достижении стратегических целей современного общества.

Объект исследования - трансформационные процессы, обеспечивающие взаимодействие сбалансированных форм ценностных отношений, в основе которых нравственно-психологические и другие духовные компоненты выступают центром преобразований в информационной экономике.

Предмет исследования - социально-экономические отношения, возникающие в ходе выше названных трансформационных процессов.

Соответствие паспорту специальностей. Диссертационное исследование соответствует паспорту специальности ВАК 08.00.01. «Экономическая теория», п.1 «общая экономическая теория»: 1.1 - политическая экономия: теория хозяйственного механизма и его развитие: принципы, особенности, тенденции; закономерности эволюции социально-экономических систем.

Научная гипотеза диссертационного исследования. Переход от парадигмы хозяйственного механизма к теории механизма хозяйствования, разработка концептуальной модели постэкономического механизма хозяйствования позволит решить крупную народнохозяйственную проблему, обеспечить реализацию нравственно-ценностных форм отношений в области хозяйственной деяг тельности, повысить результативность трансформационных процессов в условиях перехода к постиндустриальному обществу.

Теоретической и методологической основой исследования является теория потребительной ценности, философия хозяйства, концепция рациональности и духовности хозяйственной деятельности. В работе использован абстрактно-логический и проблемно-тематический методы.

Применены структурный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический методы, а также приемы экспертного и функционального анализа информации по теме исследования.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Определены уровни, экономические и духовно-нравственные функции механизма хозяйствования.

2. Обосновано, что постэкономический механизм хозяйствования является формой реализации личной собственности нового типа, интеллектуального и социального капиталов, единство интеллектуальной и духовной культуры.

3. Создана концептуальная модель постэкономического механизма хозяйствования, адекватная социокультурным и историческим особенностям России.

4. Разработана программа и проведено социологическое исследование актуальных проблем механизма хозяйствования в современной России.

5. Показано, что духовно-нравственный механизм хозяйствования есть форма и способ реализации конкурентных преимуществ России в условиях глобализации.

6. Установлено, что новой формой структурирования хозяйства в современном обществе выступает креативная корпорация, основными характеристиками которой являются корпоративная социальность, корпоративная рациональность и корпоративная культура. 7. Определено, что творчество - принципиально иной тип хозяйственной деятельности, существенно отличающийся от труда в условиях рыночной экономики.

8. Критически переосмыслены представления о рациональности поведения хозяйствующего субъекта.

9. Показано, что базовыми принципами возникновения духовно-нравственного аспекта хозяйствования являются общинность и коллективизм, взаимозависимость, солидарность, социальная справедливость, традиционализм как система передачи исторически сложившихся стереотипов хозяйствования и др.

10. Предложены основные направления оптимизации эффективности механизма хозяйствования организации: достижение сбалансированности между рациональным и духовно-нравственным аспектами хозяйственной деятельности; внедрение новой концептуальной организационно-экономической модели механизма хозяйствования; комплексная реализация функций нового типа механизма хозяйствования с целью его гармонизации путем учета интересов всех стейкхолдеров; формирование национальной модели хозяйствования, адекватной социокультурным и историческим особенностям России.

11. Охарактеризованы ценностные регулятивные механизмы хозяйствования (национальный, этический, научный, политический, правовой, идеологический, религиозный, информационный, экологический) как способы регулирования экономических процессов в системе ценностных ориентаций, формирования соответствующих ценностей и духовно-нравственной переориентации членов общества.

12. Определены основные направления формирования постэкономической системы ценностей и мотивационной системы, целью которых является самосовершенствование и самореализация личности.

Основные научные положения и результаты исследования, выносимые на защиту:

1. Авторское определение сущности, уровней и функций механизма хозяйствования.

2. Постэкономический мехнизм хозяйствования - форма реализации личной собственности нового типа, интеллектуального и социального капитала, единство интеллектуальной и духовной культуры.

3. Концептуальная модель постэкономического механизма хозяйствования - организационно-экономическая система ценностных регулятивных механизмов, направленных на духовно-нравственную переориентацию участников хозяйственной деятельности. Системообразующим является национальный механизм хозяйствования. Формы реализации интегрального механизма - точка пересечения горизонтального и вертикального срезов этого механизма на уровне его функциональных видов.

4. Актуальные проблемы механизма хозяйствования в современной России: анклавность, возможность разрыва экономического пространства, господство либерального монетаризма в качестве принципа государственной идеологии, зависимость экономики страны от мировых цен на экспортируемое сырье и энергоносители, отсутствие ориентации механизма на внедрение инноваций и информационно-коммуникационных технологий, развитие социального партнерства; неэффективное использование человеческого капитала; отсутствие во многих организациях корпоративной культуры и управления знаниями сотрудников и др.

5. Духовно-нравственный механизм хозяйствования - форма и способ реализации конкурентных преимуществ России в условиях глобализации.

6. Креативная корпорация - новая форма структурирования хозяйства в информационном обществе, основными элементами которой являются корпоративная рациональность, корпоративная социальность и корпоративная культура.

7. Творчество - принципиально иной тип хозяйственной деятельности в информационном обществе, который существенно отличается от труда в условиях индустриальной экономики.

8. Рациональность поведения хозяйствующего субъекта: а) не может непосредственно вменяться субъектам хозяйствования; б) является переменным параметром; в) не исчерпывается безусловным следованием экономическому интересу; г) не имеет универсального внесоциального содержания.

9. Базовые принципы возникновения духовно-нравственного аспекта хозяйствования - это общинность и коллективизм, взаимозависимость, солидарность, социальная справедливость, традиционализм как система передачи исторически сложившихся стереотипов хозяйствования и др.

10.Основные направления оптимизации эффективности механизма хозяйствования организации: достижение сбалансированности между рациональным и духовно-нравственным аспектами хозяйственной деятельности; реализация концептуальной модели постэкономического механизма хозяйствования; формирование национальной модели хозяйствования.

11.Ценностные регулятивные механизмы хозяйствования представляют динамические, развивающиеся системы ценностей, норм и правил хозяйствования, хозяйственных отношений, хозяйственного сознания и поведения, посредством которых осуществляется духовно-нравственная переориентация членов общества. К хозяйственным ценностям относятся формы реализации интегрального механизма хозяйствования, а также формы, методы и инструменты организации хозяйственной деятельности.

12. Постэкономическая система ценностей и мотивационная система характеризуются креативностью и нематериальностью.

Теоретическая значимость исследования заключается в создании теоретико-методологических основ и концептуальной организационно-экономической модели постэкономического механизма хозяйствования, в выявлении основных направлений повышения эффективности его функционирования. В методологическом отношении диссертация ориентирует на целостное рассмотрение интегрального постэкономического механизма хозяйствования как системы нематериальных форм, способов, средств, инструментов и методов воздействия на сознание и поведение людей в процессе хозяйственной деятельности, позволяющих сформировать систему ценностей, адекватную культурно-историческим особенностям России. Материалы диссертации, положения и выводы, сделанные в ней, могут быть широко использованы для дальнейшей разработки теоретико-методологических проблем экономической теории, экономики и управления народным хозяйством; в преподавании экономической теории и менеджмента, в целях повышения квалификации и переподготовки кадров.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования его результатов для духовно-нравственной переориентации членов общества, научного управления хозяйственной деятельностью на различных уровнях и формирования действенной хозяйственной стратегии и тактики; формирования российской национальной модели хозяйствования.

Достоверность и обоснованность основных результатов и выводов обусловлены:

- методологическими предпосылками исследования проблем трансформации механизма хозяйствования в условиях переходного периода;

- использованием достижений отечественной и зарубежной науки и практики в области формирования постэкономического механизма хозяйствования;

- эмпирической базой диссертационного исследования, которой служат научные публикации по проблеме стоимостных и ценностных основ хозяйственной деятельности, а также эмпирические данные о прагматике (характере экспертной оценки различных аспектов хозяйствования), на основе которых выполнены теоретические обобщения, раскрывающие суть духовно-нравственного интегрального механизма хозяйствования.

Апробация результатов исследования. Результаты исследований излагались в докладах на международных симпозиумах, международных, всероссийских, республиканских и региональных конференциях в городах Москва, Санкт-Петербург, Пенза. Алма-Ата в 1982-2012 гг. и получили положительную оценку научной общественности.

Публикации результатов исследования. Материалы диссертации изложены в 59 опубликованных работах общим объемом 96 п.л., шести монографиях, 15 публикациях в журналах ВАК.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Экономическая теория», 08.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Экономическая теория», Колпакова, Галина Михайловна

Основные результаты и выводы I : , = ■) ; ;.

1. Особенностью хозяйственной деятельности в постиндустриальном обществе является появление новой формы ее организации в виде креативной корпорации и нового типа деятельности - творчества.

7 ? 2. В условиях перехода от индустриального типа к постиндустриальному происходит трансформация экономического механизма хозяйствования в духовно-нравственный.

3. Постэкономический механизм хозяйствования - система нематериальных (духовных и интеллектуальных) форм, методов и инструментов организа 3 цйи хозяйственной деятельности, посредством которой реализуется личная собственность нового типа.

4. Личная собственность нового типа - система общественных отношений по поводу присвоения интеллектуально и духовно развитой личностью в процессе творчества интеллектуального объекта. Интеллектуальный объект л/ 3 , , ■' включает условия интеллектуальной Деятельности, интеллектуальную деятельность, средства и результаты этой деятельности.

5. Постэкономический механизм хозяйствования - форма реализации интеллектуального и социального капиталов, единство интеллектуальной и духовнои культуры, поэтому его содержанием является управление интеллекту

1 ; альным и социальным капиталом, целью - формирование новой системы ценностей и новой мотивационной системы.

6. Основными характеристиками постэкономического механизма хозяйствования являются ориентация на духовно-нравственную переориентацию общества, сбалансированность рациональности и духовности хозяйственной деятельности; стратегический характер механизма; его гармонизация путем учета интересов всех стейкхолдеров.

7. Новая концептуальная организационно-экономическая модель духов: г- I нр-рравственного механизма хозяйствования - система ценностных регулятивных механизмов (политического, научного, идеологического, правового, социального, этического, религиозного, информационного, экологического, национального), направленных на формирование новой системы ценностей и духовно-нравственную переориентацию участников хозяйственной деятельности.

8. Основными недостатками действующего в современных условиях в России механизма хозяйствования (по данным социологического опроса, проведенного автором) являются анклавизация, возможность разрыва экономического пространства, отсутствие ориентации механизма хозяйствования на ликвидацию зависимости экономики от экспорта сырья и мировых цен на него, направленности на внедрение инноваций и информационно- коммуникационных технологий, развитие человеческого капитала, использование конкурентных преимуществ России, важнейшим из которых является духовность.

9. Основными направлениями повышения эффективности механизма хозяйствования организации являются достижение сбалансированности этого механизма путем оптимизации соотношения рациональности и духовности хозяйственной деятельности; внедрение концептуальной организационно-экономической модели нового типа механизма хозяйствования путем приведения в действие ценностных регулятивных механизмов хозяйствования; реализация всех функций интегрального механизма, обеспечивающая его гармонизацию, формирование национальной модели хозяйствования.

10. Становление постиндустриального типа цивилизации сопровождается разрушением ценностей индустриального общества (государства, класса, семьи, личности и др.) и становлением новой системы ценностей (самосовершенствование и самореализация человека, наращение интеллектуального потенциала и его реализация, новый тип личной свободы, экологическая безопасность, физиологическое бессмертие и др.).

11. Формирование новой системы ценностей требует создания новой мо-тивационной системы, элементами которой могут быть такие мотивы, как уверенность в завтрашнем дне, чувство безопасности, возможность самосовершенствования, приобретение нового опыта, возможность проявления инициативы, наличие ответственной работы, ее престижность, интерес к работе, признание в коллективе и уважение коллег, наличие дружного коллектива, полезность работы для процветания корпорации и др. 1 12. Духовно-нравственный механизм хозяйствования - форма и способ

•'V з ■ , реализации конкурентных преимуществ России.

-V 3 !

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Парадигма хозяйственного механизма соответствовала административно-командной системе хозяйствования, индустриальному типу цивилизации, но о>на» перестала соответствовать реальному современному состоянию экономики

V 4 ^

Роории. Становление в России новъ;х производственных отношений, радикальное обновление отношений собственности, кардинальные изменения в производительных силах, формирование нового технологического уклада в экономике; появление принципиально новой формы структурирования хозяйг с^ва - креативной корпорации, нового типа хозяйственной деятельности - творчества - настоятельно требуют перехода к новой концепции - теории механизма хозяйствования, разграничения понятий «экономика" и «хозяйство». Создание нового типа механизма хозяйствования, адекватного периоду перехода к информационному обществу, является крупной народно-хозяйственной задачей, решение которой позволит обеспечить реализацию конкурентных преимуществ России, господство нравственно-ценностных форм отношений в области хозяйственной деятельности, повысить результативность трансформационных процессов в условиях перехода к постиндустриальному обществу.

I 1

Хозяйственная деятельность - человеческая деятельность по организации бытия, жизни, труда и творчества. При этом понятие «хозяйства» шире понятия «экономики», ограниченной производством стоимостей, прибыли, капитала. Важной составляющей феномена хозяйствования является «хозяйственный дух« - все проявления интеллекта, все черты характера, открывающиеся в хо-зяиственных стремлениях, но это также и все задачи, все суждения о ценности, которыми определяется и управляется поведение хозяйствующего человека» (В. Зомбарт). Организация хозяйственной деятельности нуждается в определенной хозяйственной культуре, объединяющей в себе интеллектуальные и ду-/ з ховцые компоненты.

Хозяйствование является сферой действия нравственного закона, нравственно-психологической формой развития личности, что вытекает из нравственного характера хозяйственной собственности, труда, взаимодействия человека с природой.

По определению автора, механизм хозяйствования представляет способ организации хозяйственной деятельности и выступает как многоуровневый и многофункциональный феномен. Переход от индустриального к информационному обществу означает трансформацию экономического механизма хозяйствования в духовно-нравственный. Разработанная автором концептуальная модель постэкономического механизма хозяйствования есть система ценностных регулятивных механизмов хозяйствования, посредством которой происходит самореализация и самоутверждение человека как личности, реализация личной собственности нового типа, интеллектуального и социального капиталов, обеспечивается единство интеллектуальной и духовной культуры. По характеру преобладающей функции можно выделить такие механизмы хозяйствования, как5 национальный, научный, политический, правовой, этический, идеологический, религиозный, информационный, экологический и др. Системообразующим является национальный механизм, так как именно духовное состояние нации определяет уровень развития экономики. Каждый из механизмов представляет собой срез интегрального механизма хозяйствования на определенном уровне (науки, политики, идеологии и т.д.). Формой реализации интегрального механизма является точка пересечения горизонтального и вертикального срезов этого механизма, в которой имеют место парные категории. В духовной жизни общества, в интегральном духовно-нравственном механизме хозяйствования каждый его вид и форма реализации занимают особое место и выполняют специфические функции.

Несмотря на многочисленные исследования, вопрос о роли ценностных оснрваний в развитии хозяйства является остро дискуссионным, а диапазон оценок - предельно широким (от утверждения А. Смита, что понятие справедливости вообще неприменимо к хозяйственной деятельности, до постановки во главу угла исключительно этических и культурных целей). Придти к известной определенности, можно лишь трактуя хозяйство как культуру (по М. Веберу, «наука о культуре» - это «национальная экономия, история хозяйства, социология^). Невозможно оспорить тот факт, что в современном мире культурно-этические моменты играют все возрастающую роль в развитии хозяйства, поскольку суть мировой экономики заключается не только в существовании рынка, но и в наличии общего духовно-нравственного пространства (языка, истории, воспоминаний, обычаев, идей и пр.).

Возрастание роли хозяйственной культуры в современном мире объясняется: 1) усилением внешних культурных и экологических эффектов хозяйственной деятельности; 2) новым «открытием» роли субъекта в процессе хозяйствования; 3) необходимостью противодействия распаду культуры. Этические отношения в сфере хозяйственной деятельности (когда высшие ценности приобретают более высокий ранг не по выбору субъекта, а в силу внутренних свойств самих ценностей) имеют мощный эффект - снижают трансакционные издержки, увеличивают открытость для инноваций и свободу в выборе стратегий поведения.

1 Происходящие изменения находят отражение в замещении материальных V ценностей ценностями самореализации, самовыражения и самоутверждения. Усиливается готовность трудиться в домашних условиях с помощью интернет-технологий, освобождающих время, увеличивающих разнообразие повседневности, расширяющих возможности творчества. С другой стороны, развитие и внедрение новых информационных технологий сопровождается мощными раза рушительными импульсами в социальной среде, разрушением социокультурных оснований, на базе которых они возникли. Новые информационные технологии необратимо изменяют культурную среду: происходит потеря ценностных ориентиров; распространяется информационная всеядность; отмечается деградация человека и духовности. Новые ценности и технологии, новые отношения, новые способы коммуникаций требуют новых идей и теорий. Одной из таких концепций призвана стать концепция постэкономического духовно* ? нравственного механизма хозяйствования.

5 Функционирование механизмов хозяйствования (т.е. механизмов увязки через коммуникации принимающихся хозяйствующими субъектами решений) должно быть эффективным и бесперебойным, иначе решение хозяйственных и социальных задач не будет результативным, и субъекты хозяйствования утратят конкурентоспособность. При этом необходимо соблюдение следующих ■ ] важных требований: а) обеспечение стабильности структуры хозяйственной системы на определенном отрезке времени; б) последовательная реализация функций интегрального постэкономического механизма хозяйствования; в) комплексное использование методов правового регулирования в экономической, социальной и политической сферах; г) поддержание баланса рациональности и духовности хозяйственной деятельности; д) обеспечение гармоничности механизма хозяйствования путем учета интересов всех стейкхолдеров; е) формирование национальной модели хозяйствования, адекватной социокультурным и историческим особенностям России; ж) придание стратегического

I * характера механизму хозяйственной деятельности. Совокупность различных механизмов хозяйствования пронизывается и скрепляется интегральным духовно-нравственным механизмом, который не может быть механически навязан субъекту хозяйствования, поскольку органически следует живой действительности. Важнейшим направлением оптимизации механизма хозяйствования является достижение сбалансированности рациональности и духовности хозяйственной деятельности. Автором критически переосмыслено понятие рациональности. Рационализация - одно из базовых понятий для анализа хозяйственной ч деятельности, характеризующее процессы, посредством которых все её аспекты «подлежат контролю и исчислению» (М. Вебер). В самом общем виде рациональность понимается как постоянное обращение к доводам разума и рассудка и максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений при принятии решений. Однако хозяйствующие субъекты не в состоянии принимать исключительно рациональные, т.е. в полной мере просчитанные, продуманные реше-н^я. Степень рациональности поведения людей в процессе хозяйствования зависит от их экономических интересов, от «внешних информационных ограничителей» (масштаба и сложности массивов информации, неопределенности бу-- ? дуШего), от характера национальной экономической ментальности (склонности к расчетливости, несению личной ответственности, целеполаганию); от необходимости следования социальным нормам; от использования различных форм принуждения к рациональному поведению и др.

Рациональность не может вменяться субъектам хозяйствования, она не является константой человеческого поведения в экономике, не исчерпывается следованием экономическому интересу и не имеет универсального внесоциаль-ного содержания.

Свойство человеческой души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными, обычно определяется как духовность («социальный капитал», совокупность начал, объединяющих общество и выражаемых в виде моральных ценностей, традиций бережного отношения к себе и другим людям). Ценности высшего порядка относятся к идеалам, потому что: имеют общий вид, предельно абстрактны; не бывают полными и достаточными, недостижимы в полной мере; универсальны; проявляются неосознанно, осмысливаются и формулируются постфактум; не поддаются моральной оценке, этически нейтральны (бесспорны). Прикладные ценности возникают в результате сознательного выбора человека (законопос-лушание, стабильность, дисциплина, бесконфликтность, высокое качество труда, рациональность, инновационность и др.).

Духовно-нравственный аспект хозяйствования спонтанно возникает в любой системе хозяйствования, поскольку люди неизбежно привносят в нее свой индивидуальный опыт. Базовыми принципами возникновения духовно-нравственного механизма хозяйствования являются: общинность и коллекти

I 4 К ' I

314 визм, взаимозависимость, солидарность, социальная справедливость, иерархия вяарти, уважение ее авторитета, традиционализм как система передачи истори

С з чески сложившихся стереотипов хозяйствования и др.

Экономическая ситуация, сложившаяся в России в начале второго десятилетия XXI века, характеризуется неустойчивостью и изменчивостью институциональной среды. Неустойчивость институциональной среды (обусловленная., внешними и внутренними факторами) затрудняет хозяйствующим субъектам возможность предсказывать как действия и реакции других агентов, так и будущую экономическую обстановку в целом. Специфика хозяйственной деятельности в таких условиях, сохраняя значение рациональности принимаемых реп|ений, повышает роль ценностно-смыслового компонента. Исторически в России сложилась и доминировала общинно-артельная модель хозяйственного и культурного развития, для которой характерно преобладание духовно-нравственных начал жизни по сравнению с материальной стороной жизни. Нередко хозяйствующие субъекты действовали по своей ини-цра,тиве, но не только ради себя, но и ради общего дела. Важными моментами такой модели хозяйствования всегда были взаимопомощь, коллективизм, приверженность к равенству, негативное отношение к богатству, уравнительность в распределении, отсутствие конкурентного сознания. По сути это один из вариантов духовно-нравственного хозяйствования - с опорой на кооперацию, без которой сегодня нельзя обойтись при решении таких глобальных социальных проблем, как охрана окружающей природы, освоение космоса, финансирование фундаментальных научных исследований и др

Реализация потенциальных конкурентных преимуществ России невозможна в рамках только рыночного механизма хозяйствования. Духовные блага в виде принципов, убеждений, ценностей, идеалов, жизненных ориентиров объективируются в самом человеке и не могут быть от него отделены, не могут быть товарами. Это непосредственно-общественные блага, поэтому полноценным средством «реализации духовности» может выступать только духовно

I 3

-МУ <

У:

Л-т нравственный механизм хозяйствования. Стратегия развития страны должна основываться на национальных традициях, культуре, религии, уникальном че-ловЬческом потенциале, наработках в области фундаментальной науки, богатейших природных ресурсах, преимуществах географического положения, ключевой роли в мировой энергетике; исторически сложившейся интегрирующей миссии на евразийском пространстве и др. 1 Центральное место в новой стратегии должен занять социальный механизм хозяйствования, ориентированный на реформу секторов, связанных с развитием человеческого капитала, на рост уровня доверия граждан России к отдельным институтам государственной власти и к крупному бизнесу. Резко воз-р'зс^ает роль религиозного, культурного и информационного механизмов хо-зяйЬтвования. Опора на использование интегрального духовно-нравственного механизма хозяйствования способна обеспечить России достойное позиционирование в глобальном сообществе, обеспечить условия устойчивого развития. Решение сложнейшей проблемы использования качественно нового ду-ховйо-нравственного механизма хозяйствования невозможно без стимулирования активности людских масс, образующих сознательную, творческую, человеческую основу современного хозяйства. Формирование системы ценностей требует создания креативной нематериальной мотивационной системы, эле-МкгнЬами которой могут быть уверенность в завтрашнем дне, чувство безопасности, самосовершенствование, приобретение нового опыта, проявление инициативы, наличие ответственной работы, ее престижность, интерес к работе, признание в коллективе и уважение коллег, наличие дружного коллектива, полезность работы для процветания корпорации и др.

•7 5

•о "

Список литературы диссертационного исследования доктор экономических наук Колпакова, Галина Михайловна, 2012 год

1. Абалкин Л.И. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества. -М, 1973.

2. Абдулов А.Н. Производство и наука: новые этапы взаимодействия (Анали7 ?1ический обзор) / А.Н. Абдулов // Наука и производство: новые формы коо5 !перации (США, страны Европы). Сборник обзоров. М.: АН СССР ИНИОН, 1990.-С. 6-20.

3. Автономов Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитар-г ных науках / Н.С. Автономов. М.: Наука, 1977 - 320 с.и 1

4. Автономова Н. Рациональность: тема и проблема / Н. Автономова // http://scepsis.ry/library/id 966.html.

5. Аганбегян А.Т. Советская экономика взгляд в будущее. - М.: Экономика, 1988.1.v j6.к Агапова И.И. Экономика и этика. Аспекты взаимодействия / И.И. Агапова. -М.: Юрист, 2002.- 190 с.

6. Агеев В.М. Структура производственных отношений социально-проектируемой многоукладной экономики. М.: издат. Стандартов, 1995.8., Алексеев П.В., Панин A.B. Философия/ П.В. Алексеев, A.B. Панин. М.:1. Ч 11. Проспект, 1998.

7. Андреев А.Л. Экономический механизм и историческая жизнь нации / А.Л. Андреев // Философия хозяйства. 1999. - № 2. - С. 198-202.

8. Кейзеров. М.: РАГС, 1995. - 226 с.i •V j

9. Бакштановский В.И. Введение в политическую этику / В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов. М.: Политиздат, АН СССР, 1990. - 182 с.

10. Бакштановский В.И. Наука этики и этика науки / В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов // Ведомости. Этика науки. Выпуск 18. Тюмень, 2001. - С. 171.jч 38.

11. Балказов М.Х. Экономическое сознание нации / М.Х. Балказов, В.Х. Болот-ков, А.М. Капашаров. Нальчик, 1997. - 157 с.

12. Барков С.А. Континуум "культура-общество-рациональность" в исследова-. фии социально-экономических процессов / С.А. Барков //lattp://lib.socio.msu.ru/l/library.

13. Бахтин М.М. К философии поступка / М.М. Бахтин // Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984-1985. -М., 1986. С. 83

14. Белоусов Р. Экономика России в обозримом будущем / Р. Белоусов // Эко1. ¿омист. 2007. - № 7. - С. 101 - 109.,i

15. Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ // Австрийская , щкола в политической экономии: К.Менгер, Е.Бем-Баверк, Ф.Визер. М.:1. Экономика, 1992.

16. Берг Л.С. Наука, ее содержание, смысл и классификация / Л.С. Берг. М., 1922.-С. 6,57-58, 60.

17. Бердяев H.A. Новое средневековье: Размышления о судьбе России и Европы v / H.A. Бердяев. М.: Феникс, 1991. - 81 с.

18. Бердяев H.A. О буржуазном и социализме / H.A. Бердяев // Бердяев H.A. Собр. соч.: в 4-х т. Париж, 1990. - Т. 4. - С. 20.i i

19. Бердяев H.A. О назначении человека / H.A. Бердяев. М.: Республика, 1998. -С. 190.

20. Бердяев H.A. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и j/ йачала XX века. Судьба России / H.A. Бердяев. М.: Республика, 1997. - 187с.

21. Бердяев H.A. Философия неравенства. Письмо двенадцатое: о хозяйстве / H.A. Бердяев. М.: ИМА-пресс, 1990. - 285 с.

22. Бердяев H.A. Философия свободного духа / H.A. Бердяев. М.: Республика, * Î994. - 479 с.

23. Бердяев H.A. Философия свободы / H.A. Бердяев // Смысл творчества: Приложение к журналу «Вопросы философии». М., 1989. - 607 с.

24. Богомолов О.Т. Анатомия глобальной экономики. М., 2003.

25. Богомолов О.Т. Моя летопись переходного времени. М., 2000.

26. Богуславский В.В. Социальные ценности в России и Западной Европе / В.В. Богуславский, В.А. Куприянов, A.A. Юрина. М., 1990. - С. 68.

27. Бор Н. Избранные научные труды: в 2-х т. / Н. Бор. М.: Наука, 1971. - Т.1-582 е.; Т.2.-675 с.i3'5. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента: социологический анализ / Р.Н. Ботавина. М.: РАГС, 2002. С. 103-111.

28. Брунер Р.Ф. Краткий курс менеджмента / Р.Ф. Брунер, М.Р. Икер, Р.Э.

29. Фридмен, P.E. Спекман, Э.О. Тайсберг. М.: Олимп-Бизнес, 2002. - С.265.*> -i37. ^Булгаков С.Н. Философия хозяйства / С.Н. Булгаков. М.: Наука, 1990 -413 с.

30. Васильева, H.A. Нечаева. СПб.: Питер, 2007. - 100 с. 40. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990. - 804 с.

31. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 602-643.142. .Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер // Избр. про|г о изв.- М.: Прогресс, 1990. 804 с.

32. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки / В.И. Вернадский. -М.: Наука, 1988.-334 с.

33. Витченко H.H. Социально-философский анализ нравственной реализации научной деятельности / H.H. Витченко. Автореф. дис. . канд. филос. наук. -Томск: ТомГУ, 1990. - С. 10-11.

34. Вогель Д. Этика бизнеса: прошлое и настоящее / Д. Вогель // Уроки организации бизнеса. СПб.: Лениздат, 1994. - 335 с.

35. ЗВолков В.В. Силовое предпринимательство в современной России / В.В.s Л ' 3

36. Волков // Социс. 1999. №1. - С. 37 - 42.

37. Воронин В. Интеллектуализация хозяйственной деятельности / В. Воронин // Экономист. 2007. - № 7. - С. 32 - 37.

38. Воронин Г.Л. Социологический анализ духовной составляющей социально' fo взаимодействия / Г.Л. Воронин. Дис. . д. социолог, наук. Н. Новгород,2002.-379 с.

39. Гегель. Соч. М.: Соцэкгиз, 1959. - Т.З. - С.273; т. 4 - С. 166.

40. Гегель. Философия права. М.: Мысль, 1990. - 524 с.

41. Гегель. Философия религии: В 2-х т. М.: Мысль, 1976. - Т. 1-531 е.; Т.2f 'р I * 1v 572 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.