Развитие живописного видения студентов начальных курсов художественных факультетов педагогических вузов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Шайхулов, Рамазан Нурисламович

  • Шайхулов, Рамазан Нурисламович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Омск
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 123
Шайхулов, Рамазан Нурисламович. Развитие живописного видения студентов начальных курсов художественных факультетов педагогических вузов: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Омск. 2008. 123 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шайхулов, Рамазан Нурисламович

ВВЕДЕНИЕ.:.

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЖИВОПИСНОГО ВИДЕНИЯ.

1.1 Психолого-педагогические аспекты развития живописного видения.

1.2 Специфика живописного видения.

1.3 Критерии оценки сформированности живописного видения студентов начальных курсов художественных факультетов.

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЖИВОПИСНОГО ВИДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ

ОБУЧЕНИЯ НА НАЧАЛЬНЫХ КУРСАХ.

2.1 Типичные пробелы в развитии живописного видения студентов на занятиях по живописи (констатирующий этап экспериментальной работы).

2.2 Научно-методическое обоснование развития живописного видения студентов начальных курсов художественных факультетов.

2.3 Методика развития живописного видения в процессе обучения живописи.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие живописного видения студентов начальных курсов художественных факультетов педагогических вузов»

Проблема исследования и ее актуальность. В современных условиях развития педагогической науки особую актуальность приобретает проблема подготовки высококвалифицированных преподавателей для средней общеобразовательной школы, обладающих не только высоким профессиональным мастерством, но и широким мировоззрением, пониманием глубинных процессов, связанных с формированием творческих способностей учащихся. Поэтому большая роль отводится формированию и развитию у будущих учителей изобразительного искусства гармоничного и целостного восприятия действительности, выявлению первостепенных, главных признаков объектов и явлений. Особенно важно учитывать эти составляющие на первых этапах обучения, когда учащиеся постигают основы изобразительной грамоты.

Обучая живописи, следует развивать живописное видение, включающее в себя понимание цветовой гармонии, умение различать тончайшие цветотоновые нюансы, выявлять доминирующий, определяющий цветовой строй, воспринимать и передавать цветом особенности световоздушной среды и пространства. Параллельно с этими процессами должно идти последовательное овладение техникой акварельной живописи.

Опыт педагогической практики показывает, что развитие живописного видения на начальных этапах обучения является одной из первостепенных задач, решение которой значительно повышает эффективность обучения. Поэтому многие выдающиеся русские художники уделяли большое внимание различным аспектам проблемы обучения живописи.

Для нашего исследования особенно интересны методические находки: А. А. Иванова, К. А. Коровина, И. Е. Репина, В. А. Серова, В. И. Сурикова, П. П. Чистякова, Н. П. Крымова, А. А Дейнеки, Б. И. Иогансона, А. В. Куприна, Р. Р. Фалька, К. Ф. Юона и др.

Процесс целенаправленного формирования живописных умений анализируется в трудах многих ученых и художников ( Н. М. Тарабукин, Г. М. Щегаль, Н. Н. Волков, С. Е. Алексеев, П. П. Ревякин). Так, в книге Г. М. Щегаль «Колорит в живописи» (192) основные живописные средства рассмотрены через призму таких основополагающих понятий, как тон, рефлекс, закон цветовых контрастов, светотень, цветовая гармония, свет. В фундаментальном исследовании Н. Н. Волкова «Цвет в живописи» [34] уделяется внимание объективной и субъективной сторонам теории живописи, выявляются и обосновываются особенности восприятия цвета и различия в восприятии красок природы и красок на картине. Определенный вклад в разработку теории живописи внес С. С. Алексеев. Вместе с тем требуют дополнительного исследования специфические принципы развития живописного видения у студентов, обучающихся на начальных курсах художественных факультетов.

Проблеме связи живописного видения с цветом и особенностями цветовосприятия посвящены фундаментальные исследования физиков, психологов, физиологов И. Гете, И. Ньютона, О. Рунге, А. Брюкке, Э. Геринга, Г. Гельмгольца, Д. Максвелла, М. Миннарта, А. Манселла, В. Оствальда, Т. Юнга и др., а также выдающихся художников-просветителей рассматривающих прикладной аспект этой проблемы.

Вопросы живописного видения нельзя рассматривать в отрыве от вопросов цветовой гармонии. Их синтез является основополагающим принципом развития творческого начала в изобразительной деятельности. На это указывают Р. Арнхейм, К. Ауэр, Г. Вышецки, Д. Джад, И. Иттен, А. С. Зайцев, В. А. Зернов, Г. Кюпперс, С. В. Кравков, М. Миннарт, Е. В. Рабкин, Н. Н. Степанов, Н. Т. Федоров, Г. Фрилинг.

Вопросам обучения живописи в педагогических вузах посвящены труды Г. В. Беда, А. А. Унковского, А. С. Пучкова, А. В. Триселева, А. П. Яшухина, ставшие фундаментом для разработки теории живописи и основой для настоящего исследования. Положения о зависимости цвета предметов от цвета освещения, теплохолодности от пространственных отношений, о закономерностях лепки формы предметов тоном и цветом и др. стали отправными точками в обосновании теоретической базы настоящего диссертационного исследования. Вместе с тем труды указанных авторов посвящены, главным образом, разработке общих методов обучения живописи, мы же предполагаем исследовать вопросы, связанные с формированием живописного видения.

Отдельные аспекты этой проблемы нашли отражение в диссертационных исследованиях Б. Г. Гагарина, В. А. Басманова, Е. В. Ворониной, Э. И. Григорьевой, Н. А. Долгоаршинных, Ю. В. Коробка, М. Е. Кузнецова, Н. Н. Лукина, Н. Я. Маслова, А. И Масленникова, А. В. Новиковой, Д. М. Оверчука, Н. Н. Окунева, А. А. Пановой, Н. К. Прониной, А. С. Рындина, С. С. Терзяна, Е. А. Хижняк, О. Н. Холиной, О. В. Шаляпина, Ю. П. Шашкова и других авторов.

В частности, Б. Г. Гагарин впервые исследовал пути совершенствования методов обучения акварельной живописи в системе подготовки учителей изобразительного искусства. Исходя из актуальности поставленной проблемы, он акцентировал внимание на исследовании характеристики методик преподавания живописи в системе русского и советского художественного образования; на анализе методов обучения акварельной живописи в современной системе подготовки учителей изобразительного искусства; на определении и экспериментальной проверке эффективности методов, форм и приемов обучения акварели, обеспечивающих глубокое усвоение материала студентами; на определении роли и значения различных видов изобразительной деятельности в процессе обучения студентов, классных занятий и самостоятельной работы. Исследователь считал, что выпускники художественно-графического факультета должны получить основные знания по цветоведению; научиться глубоко понимать и применять на практике принцип реалистической живописи — работу отношениями; знать технологию живописных материалов и уметь использовать в практической деятельности различные технические приемы. Эти требования предполагают достаточную сформированность живописного видения студентов [37].

Н. Н. Лукин разработал систему методов формирования восприятия цвета у студентов на занятиях по живописи на начальном этапе обучения, где показана зависимость восприятия цвета от психофизиологических особенностей личности обучающегося и выявлена роль наглядности в развитии цветового восприятия [96].

B. А. Басманов, исследуя тоновые и цветовые контрасты, определил их роль в цветотональной системе, живописности и колорите произведения [12]. Он не затрагивал вопросы формирования живописного видения, но некоторые положения, сформулированные им, использованы диссертантом для обоснования теоретических основ настоящего исследования.

А. С. Рындин систематизировал исследования художников и теоретиков искусства об изменении колорита в зависимости от характера освещенности, дал краткие исторические сведения о различных видах колорита. Но его интересовала не проблема колорита и живописности, а свет «как средство видимого проявления предметности», позволяющее создать на плоскости ощущение объемности и среды [156], что является одним из аспектов данного исследования.

C. С. Терзян и Ю. Н. Окунев разработали ряд упражнений для уяснения сути цветового ритма как одного из основных элементов живописного видения, направленных на развитие живописного видения [169]. Вопросы же, связанные с формированием живописного видения в системе, этими авторами не затрагиваются. Некоторые из положений, отраженных в их работах, использованы в настоящей диссертации.

Е. А. Хижняк рассматривает вопросы формирования колористического восприятия у студентов художественных факультетов на протяжении всех лет обучения, но акцентирует внимание на старших курсах. В исследовании рассмотрены понятия колорита и колористического восприятия, предложена методика формирования такого восприятия [185]. Несмотря на различие задач, решаемых Е. А. Хижняком и автором диссертационной работы, в настоящем исследовании содержатся положения, ставшие отправной точкой для разработки общей концепции, представленной в диссертации. В частности, сравнение и анализ определений понятия колористическое восприятие позволило сформулировать понятие живописное видение.

Ю. В. Коробка, теоретически и методически обосновывая живописное понимание и видение цвета, подробно рассматривает вопросы, имеющие прямое отношение к теме данного исследования, а именно: преодоление начинающими живописцами стереотипа видения только предметного цвета, без погружения натуры в определенную световоздушную среду. Автор изучает влияние интенсивности и характера освещения на восприятие натуры и влияние освещенности рабочего места рисующего на тональность и колорит живописного изображения [83]. Его рекомендации по установке освещения и организации рабочего места живописца по отношению к источнику освещения были использованы при выполнении контрольных и экспериментальных работ.

Е. В. Воронина исследует формирование живописного видения на начальных этапах обучения живописи на пленэре, где наиболее важно тончайшее понимание зависимости колористического строя от характера и степени освещения и пространственных взаимоотношений. Ее исследование представляет для нас интерес, поскольку существуют определенные различия в цветовосприятии на пленэре и в учебной аудитории.

М. Е. Кузнецов рассматривая вопросы совершенствования специальных аспектов визуального восприятия студентов на начальных этапах обучения живописи, одним их важных аспектов считает развитое цветовосприятие, обогащенное живописное понимание и видение цвета [92].

Несмотря на широту представленных научных изысканий, вопросы развития живописного видения на первых этапах обучения живописи, предполагающего гармонизацию цветовых отношений, остаются не исследованными. Это сдерживает развитие более глубокого понимания сути цветовых взаимоотношений, обогащения живописи через образное решение композиции, включающей в цветовой ритм и цветовые контрасты.

Для успешного постижения основ живописного мастерства требуется развитое чувство цвета, способность видеть опосредованный цвет натуры с учетом всех факторов психофизиологических особенностей зрения человека. Но практика показывает, что цвет в работах студентов начальных курсов используется лишь как средство передачи предметного содержания изображаемых объектов. Более тонкие, образные характеристики цветовых отношений студентам, как правило, еще недоступны. Эмоционально-чувственная, эстетическая составляющая сторона живописи, основанная на знаниях принципов цветовых гармоний, психологии восприятия цвета, зачастую отсутствует в их работах, поэтому требуется проведение специальных теоретических и экспериментальных исследований и, прежде всего, разработка действенной и эффективной методики развития живописного видения.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методики развития живописного видения у студентов начальных курсов на занятиях по академической живописи.

Объектом исследования является процесс обучения академической живописи студентов художественных факультетов педагогических вузов.

Предмет исследования - методика целенаправленного формирования живописного видения у студентов начальных курсов.

В основу исследования положена следующая гипотеза: эффективность развития живописного видения у студентов художественных факультетов на занятиях по живописи значительно повысится, если:

1. Последовательно и целенаправленно развивать восприятие цветовой гармонии в природе и в живописном изображении.

2. Формировать и совершенствовать умения живописного обобщения и выявления доминирующих цветовых отношений.

3. Вырабатывать умения находить выразительные композиционные решения посредством использования цветовых отношений.

Задачи исследования:

- уточнить содержание понятия «живописное видение» на основе изучения и анализа современных научно-методических исследований по теории живописи;

- выявить психолого-педагогические особенности живописного видения;

- обосновать педагогические условия, влияющие на развитие живописного видения у студентов начальных курсов;

- обосновать критерии оценки учебных живописных работ, позволяющих достаточно объективно оценить уровень развития живописного видения;

- обосновать методику развития живописного видения в процессе работы над натюрмортом;

- экспериментально проверить эффективность методики формирования живописного видения у студентов младших курсов.

Методологическая основа исследования:

1. Фундаментальные положения философии, посвященные исследованиям особенностей художественно-образного познания и выявлению принципов художественного обобщения В. С Асмуса, Г. С. Батищева, А. И. Букова, С. А. Васильева, Е. С. Громова, А. Я. Зись, В. В. Знакова, А. С. Доценко, А. Л. Казина, П. В. Копнина, Б. Г. Лукьянова, М. С. Когана и др.

2. Основополагающие исследования по психологии, раскрывающие специфику процесса зрительного восприятия Б. Г. Ананьева, Р. Арнхейма, В. А. Барабанщикова, Н. А. Бернштейна, С. В. Величковского, В. Вундта, Л. С. Выготского, Р. Грегори, А. В. Запорожца, В. П. Зинченко,

В. С. Кузина, А. Н. Леонтьева, Б .Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, П. М. Якобсона и др.

3. Исследования, посвященные различным проблемам методики обучения изобразительному искусству (Г. В. Беды, Б. Г. Гагарина, В. П. Зинченко, А. И. Иконникова, В. С. Кузина, В. К. Лебедко, С. П. Ломова, Н. Н. Ростовцева, Н. М. Сокольникова, Е. В. Шорохова и др.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- изучение литературы по философии, психологии, педагогике, теории и методике изобразительного искусства;

- анализ действующих типовых и экспериментальных программ по живописи и обобщение передового педагогического опыта;

- анализ эмпирических данных, собранных выдающимися художниками-практиками;

- педагогическое наблюдение за процессом деятельности преподавателей и студентов на занятиях по живописи;

- анкетирование, беседы с преподавателями и студентами;

- естественный педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего и формирующего этапов.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- уточнено содержание понятия «живописное видение»;

- разработана и экспериментально проверена методика развития живописного видения у студентов начальных курсов художественных факультетов педагогических вузов;

- теоретически обоснована и разработана система заданий и упражнений, направленных на последовательное развитие живописного видения у студентов в процессе обучения живописи;

- обоснована и описана методика диагностики уровней сформированности живописного видения у студентов.

Теоретическая значимость исследования состоит в научном обосновании необходимости изучения и практического применения теоретических основ цветоведения, теории цветовых гармоний, психологии восприятия цвета в развитии живописного видения и экспериментальной проверке методики развития живописного видения у студентов начальных курсов, позволяющей активизировать учебную и творческую деятельность будущих учителей изобразительного искусства.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что его выводы и рекомендации значительно повышают эффективность обучения живописи, заметно ускоряют переход от обыденного видения цвета к живописному, развивают композиционное мышление и творческие способности обучающихся. Практические рекомендации на основе исследования можно использовать на занятиях по живописи на начальных курсах обучения и в самостоятельной работе студентов. Материалы исследования будут полезны при составлении учебных программ, разработке учебных пособий и спецкурсов по живописи на художественных факультетах.

Достоверность результатов исследования обеспечивается теоретическим обоснованием философских, психологических, педагогических аспектов проблем живописного видения; экспериментальной проверкой и теоретическим обоснованием полученных результатов исследования, анализом полученных исходных данных и обобщением конечных результатов исследования.

Апробация исследования осуществлялась на международных научно-практических конференциях (Алматы, 2002 г.; Омск, 2005 г.), на республиканском межвузовском семинаре (Тольятти, 2007 г.). Результаты исследования, его отдельные положения, теоретические выводы регулярно обсуждались на заседаниях кафедры академической живописи Омского государственного педагогического университета и кафедры изобразительного искусства Нижневартовского государственного гуманитарного университета. Научные выводы и рекомендации диссертационного исследования отражены в публикациях с 1992 по 2008 г.

На защиту выносятся следующие положения:

- научно обоснованная методика обучения живописи натюрморта студентов начальных курсов, нацеленная, прежде всего, на развитие их живописного видения;

- критерии диагностики уровня сформированности живописного видения у студентов начальных курсов на занятиях живописью натюрморта;

- последовательность заданий и упражнений по формированию живописного видения на занятиях по живописи натюрморта.

Структура и объем диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает три параграфа, последовательно раскрывающих основные положения исследования, заключения, списка литературы (204 наименования) и приложения, иллюстрирующего ход экспериментальной работы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Шайхулов, Рамазан Нурисламович

Выводы по второй главе

Вышеизложенные данные по результатам констатирующего эксперимента на художественном факультете показывают, что в традиционной методике преподавания живописи недостаточное внимание уделяются развитию живописного видения. Его уровень не соответствует требованиям среднего уровня развития живописного видения. Причины различны: недостаточная практическая деятельность; неразвитая способность к цвету; недостатки в методике; отсутствие стимулирования. Проведенное анкетирование и беседы выявили также недостаточный уровень теоретической подготовки по цветоведению, теории, истории и технике живописи, что в целом негативно сказывается на общем уровне развития живописного видения и мастерства.

Применяя целенаправленную методику обучения живописи можно добиться значительных успехов в развитии живописного видения у студентов, которое более успешно развивается тогда, когда с первых дней занятий живописью интенсифицируется обучение цвету, колориту, технике живописи.

Интенсификация обучения цвету и колориту на начальных курсах обучения должна заключаться в первую очередь, в углубленном теоретическом и практическом изучении законов цветовой гармонии, знание которых обогащает восприятие цвета и способствует развитию чувства цвета - своеобразного художественного свойства, являющегося необходимой составляющей живописного видения.

На протяжении всего процесса обучения живописи в каждом задании необходимо ставить цветовые задачи, связанные с моделировкой формы, передачей пространства и объема. Необходимо разнообразить и конкретизировать цели и задачи каждого отдельного задания.

В целом результаты экспериментального обучения студентов подтвердили эффективность примененной методики обучения живописному видению студентов начальных курсов и необходимость ее использования в дальнейшей педагогической и творческой деятельности студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать ряд теоретических выводов, направленных на определение понятия живописное видение и соответствующей методики обучения живописи на начальных курсах художественно-графических факультетов.

Проанализировав литературу, посвященную художественной педагогике, истории и теории живописи, мы выяснили содержание понятия художественное видение в целом и более обширно понятие живописное видение в сравнении с другими видами художественного видения, такими как цветовое, колористическое, пластическое, линейное и графическое.

В своем развитии живописное видение на начальных курсах обучения живописи, опирается на цветовое восприятие, цветовые представления и чувство цвета. Мы установили, что полноценный процесс формирования живописного видения невозможен без усвоения студентами основ изобразительной грамоты, теории живописи и технологии живописи, что все данные знания и навыки, с целью успешного формирования живописного видения, должны рассматриваться в комплексе.

Живописное видение - это художественное видение. Оно обладает всеми присущими художественному видению свойствами. На его развитие активно влияет регулярная практическая деятельность с цветом, целенаправленное наблюдение и изучение цветовых закономерностей природы, а также в произведении живописи. На первом этапе обучения живописи важным является изучение классических принципов построения цветовых гармоний.

На основании проведенного в исследовании анализа основных подходов к обучению живописи и в целом теоретического обоснования проблемы, наиболее эффективным и оптимальным следует признать метод, учитывающий комплексный подход к изучению проблемы, предусматривающий глубокое и всестороннее изучение и познание окружающего мира, последовательное и целенаправленное изучение цветовых закономерностей в природе и искусстве; развитие художественного воображения и ассоциативного мышления, воспитание цветового восприятия натуры и умения подчинять цвет творческим задачам. Процесс развития живописного видения эффективно проходит при активизации мыслительной деятельности студентов, направленной на колорит и интенсификации работы с цветом.

Проведение констатирующего эксперимента на художественно-графическом факультете Нижневартовского государственного гуманитарного университета позволило выработать основные критерии для определения уровня развития живописного видения и обосновать на основе этих критериев три указанных уровня. Констатирующий эксперимент позволил также убедиться в необходимости создания специальной методики развития живописного видения.

Развитие живописного видения должно начинаться с первых дней занятий живописью и проходить в течение всего периода обучения. Мы акцентируем внимание на начальные курсы обучения, где должно предусматриваться углубленное теоретическое и практическое изучение законов цветовой гармонии, направленное на восприятие цвета и способствующее развитию чувства цвета, на освоение основ изобразительной грамоты и технологии акварельной живописи, основ колористического видения и в целом живописного видения.

В результате применения экспериментальной методики были достигнуты поставленные цели исследования, подтверждена правильность выдвинутой нами гипотезы о том, что повысить уровень живописного видения студентов, развить их живописные способности можно, если с первых дней занятий интенсифицировать обучение цвету и колориту, ставя в каждом задании цветовые, колористические, пространственные и технологические задачи, совмещать учебные задачи с творческими, расширять багаж теоретических знаний о живописи и связанных с нею вопросах. Экспериментальная проверка показала эффективность предлагаемой программы и методики, целесообразность ее применения на художественных факультетах педагогических вузов. Использование ее основ в преподавании живописи на начальных курсах будет способствовать успешному решению главной задачи - совершенствованию профессиональной подготовки художников-педагогов, на которых лежит ответственная миссия - осуществлять в стране эстетическое воспитание подрастающего поколения.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для разработки методических пособий, спецкурсов, для самостоятельной работы студентов и других видов педагогической деятельности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шайхулов, Рамазан Нурисламович, 2008 год

1. Агостон М. А. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне /Пер. с англ. канд. физ мат. наук И. В. Пеновой. - М.: Мир, 1982. — 181 е.; ил.

2. Аксенов А. Левидова М. Цвет и линия. М.: Советский художник, 1986.- 326 е., ил.

3. Алпатов М. В. Матисс. — М.: Искусство, 1969. -105 е.: ил.

4. Алексеев С. С. О колорите. М.: Изобразительное искусство, 1974.- 172с.: ил.

5. Алексеев С. С. О цвете и красках. -М.: Искусство, 1964. — 53с., ил.

6. Алексеев С. С. Цветоведение. М.: Искусство, 1952. — 148 с.

7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. -М.: Прогресс, 1974. -392 е.: ил.

8. Артошин Л. Ф. Цветоведение: Учеб. пособие для изд. полигр. техникумов/- М.: Книга, 1982. 200 е., ил.

9. Архитектура и эмоциональный мир человека. / Г. Б. Забелыпанский, Г. Б. Минервин, А. Г. Раппопорт, Г. О. Сомов. М.: Стройиздат, 1985. - 208 е.: ил.

10. Ашкинази Г. И. Цвет в природе и технике. М.: Энергия. 1974. - 89 с.:ил.

11. Балашова Т. В. Активность реализм. (Литературно-художественные дискуссии на Западе). — М.: Искусство. 1982. 206 с.

12. Басманов В. А. Тоновой и цветовой контрасты и методика их использования в живописи. Дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук. М. 1979. -176 с.

13. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1981. -239 е.: ил.

14. Беда Г. В. Цветовые отношения и колорит. Краснодар. 1967. - 184 с.

15. Беда Г. В. Живопись и ее изобразительные средства. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин.-тов. -М.; Просвещение, 1977.

16. Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия, 1961. - 230 е., ил.

17. Белютин Э. М. Начальные сведения о рисунке и живописи. — М.: Искусство, 1967. 78 е.: ил.

18. Бергер Э. История развития техники масляной живописи. М.: Изд. Акад. художеств СССР, 1961.-511 е.: ил.

19. Бецольд В. Учение о цветах по отношению к искусству и технике. СПб.: Изд-во товарищества Общественная польза, 1989. — 142 с.

20. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-270 с.

21. Болотина И. С. Проблема русского и советского натюрморта /Изображение вещи в живописи 18-20 вв. М.: Сов. худ-к. 1989. -191 с.

22. Ван Гог. Письма. М. - Л.: Искусство. - 1966. - 602 с. с ил.

23. Ванслов В. В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Советский художник, 1966. - 118с.

24. Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка. Очерки. Л.: художник РСФСР, 1977. - 224 е.: ил.

25. Ванслов В. В. О традициях и новаторстве в искусстве //В кн.: Проблема наследия в теории искусства . Отв. ред. М. Лившиц, - М.: Искусство, 1984. - 300 с.

26. Василевская В. В Китае. Новый мир. 1956. № 9. - С.184 - 225.

27. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М.-.: 1930. - 290 е.: ил.

28. Виннер А. В. Как работают мастера живописи. М.: Советская Россия, 1965.- 112 с.

29. Виннер А. В. Материалы и техника живописи советских мастеров. Очерки. -М.: Советский художник, 1958. 205 е.: ил.

30. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985. -283 с.

31. Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. М.: Искусство, 1970. - 591 с.

32. Виргилис Н. Ю., Зинченко В. П. Проблемы адекватности образа. — Вопросы философии. 1967, № 4, с. 55-65.

33. Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950.-508 с.

34. Волков H.H. Цвет в живописи. М.: Искусство. 1984. - 320 е.: ил.

35. Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. JL: 1976. - 383 с. ил.

36. Выготский JI. С. Психология искусства. Ростов н/Д: Феникс» 1998. 480 с.

37. Гагарин Б. Г. Пути совершенствования методов обучения акварельной живописи (в системе подготовки учителей изобразительного искусства). Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук. М.,1975. - 24 с.

38. Ганжало Т. Юный художник № 4, 1990. Статья «Как ставить натюрморт». Стр.15 — 17.

39. Гароди Роже. О реализме без берегов. М.: Прогресс, 1966. -203 с.

40. Гегель Г. В. Эстетика. В 4-х т. -М.: Г.З. 1969, 621 с.

41. Гете И. В. К учению о цвете (хроматика), В кн.: Избранные соч. по естествознанию. М.: 1957. Изд-во Акад. Наук СССР, - 553 е.: ил.

42. Гете И. В. Статьи и мысли об искусстве. — М JL: Искусство. 1936. — 410 е.: ил.

43. Гете И. В. Трактат о цвете. Избранные сочинения по естествознанию. М., Изд-во АН СССР, 1957. - 553 с. с ил.

44. Гильдебранд А. Проблемы формы в изобразительном искусстве и собрание статей. — М.: Мусагет. 1914. IX. 196 е.: ил.

45. Гинсбург И. Чистяков и его педагогическая система. — JI. М.: Искусство. 1940.-204 е.: ил.

46. Гоген Поль. Письма. Moa моа . Из книги «Прежде и потом». JL: Искусство, Ленинградское отд. - ние, 1972. - 255 е.: ил.

47. Гомберг-Вержоинская Э. И. Живопись и ее изобразительные средства //В кн.: Искусство и зритель, Выпуск. 1. Л.: 1961. С.82 - 118 е., ил.

48. Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автомонография. М - Л.:Искусство, 1937. 376 с.

49. Грабарь И. Э. О колорите в живописи. Юный художник, 1979, № 4, -С. 31-40.

50. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. -М.: Прогресс, 1970. 269 с.

51. Громов Е. С. Природа художественного творчества: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 239

52. Делакруа Э. Дневник. М., Изд-во Акад. худ-в СССР, 1961. - 4.1. - 455 с.

53. Делакруа Э. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках. М.: Изд-во Акад. художеств, 1960. — 282 е.: ил.

54. Деребере М. Цвет в деятельности человека. — М.: Строй издательство, 1964.- 184 с.

55. Джадд Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике. М.: Мир, 1978. - 592 с. - ил.

56. Дмитриева Н. А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. - 314 е.: ил.

57. Дмитриева Н. А. Михаил Александрович Врубель (1856-1910). Л.: Художник РСФСР, 1984. - 183 е.: ил.

58. Ермаш Г. Л. Искусство как мышление. М.: Искусство, 1982 . — 277 с.

59. Жадова Л. Цветовая система М. Матюшина // Искусство, 1974, № 8. С. 38-42.

60. Зайцев А. С. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 1986. - 158 е.: ил.

61. Зайцев А. С. Выразительные и изобразительные возможности цвета.-Диссертация. на соискание уч. степени канд. искусствоведения. — М.: 1970, 199 с.

62. Зернов В. А. Цветоведение. М.: Книга, 1972. - 237.с.

63. Зикеев В. С. Таблицы по цветоведению. М.: Изогиз, 1936. — 9 с.

64. Игнатьев Е. И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. - 32 с.

65. Игнатьев Е. И. Восприятие и воображение (Сборник статей ) — Под ред. Е.И. Игнатьева. -М .: 1963. 368 с. с ил.

66. Игнатьев Е. И. Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования образа // В сб.: под ред. Е. И. Игнатьева. М.: Изд-во Акад. педагогических наук РСФСР, 1954. - 224 с .: ил.

67. Из работ Герберта Рида /Вступит, статья «Герберт Рид о проблемах искусства XX века » Турчина В. // Искусство, 1990, №2. С. 60 - 66.

68. Иогансон Б. В. Композиция и колорит //Творчество. 1960, № 4, С. 19 20.

69. Иогансон Б. В. О живописи . М.: Искусство, 1960. - 31 е.: ил.

70. Исаева М. В. Цветоведение и основы колористики: Учебное пособие. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2006. — 307 с. (Учебная книга. Вып. 12).

71. Иттен И. Искусство цвета / Пер. с нем. Л. Монаховой. М., 2000.

72. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. — Л.: Фонд Ленинградская галерея, 1990.-48 с.

73. Кантор А. М. Предмет и среда в живописи: Проблема взаимоотношений предмета мира и пространственные среды. М.: Сов. Художник , 1981. - 127 е., ил.

74. Кардовский Д. Г. О принципах и методах обучения рисованию / В кн.: Пособие по рисованию. М.: Госстройиздат, 1938, 164 е., ил.

75. Кардовский Д. Н. Об Искусстве. Воспоминания, статьи, письма. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1960. - 340 е., с ил.

76. Киплик Д. И. Техника живописи (6-е изд.) М. - Л.: 1950, 504 с.

77. Кирилов С. И. Руководство к познанию живописи. СПБ.: 1819. 104с.

78. Козлов В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. -М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. -262 е., ил.

79. Колтунов В. П. Об искусстве. О рисунке. Художники о Колтунове и его творчестве \ В кн.: Искусство рисунка . М.: Сов. Художник, 1990. - С. 204 -217.

80. Кондаков Н. И. Логический словарь. -М.: Наука, 1971. 658 с. со схем.81 .Константин Коровин. Жизнь и творчество. Письма, документы, воспоминания. М., Изд-во Акад. наук СССР, 1963. - 564 с.

81. Кончаловский П. П. Художественное наследие. — М.: Искусство, 1954. — 544 е.: ил.

82. Коробка Ю. В. Теоретическое и методическое обоснование живописного понимания и видения цвета: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М.,1997- 16 с.

83. Костин В. И., Юматов В. А. Язык изобразительного искусства. М.: Знание. 1978.- 110 е.: ил.

84. Кочик О. Я. Живописная система Борисова-Мусатова. М.: Искусство, 1980.-232 с. ил.

85. Кравец В. И. Колористическое формообразование в архитектуре.- Харьков, Вища школа, 1987. — 132 с.

86. Кравков С. В. Цветовое зрение.- М., Изд-во АН СССР, 1961. 176 с ил.

87. Крымов Н. П.- художник и педагог. Статьи. Воспоминания. 2е изд-во испр. и доп. — М.: Изобразительное искусство, 1989. — 224 е.: ил.

88. Крючкова В. А. Проблема изображения в трудах Эрнеста Гомбриха //В кн.: Проблема наследия в теории искусства. М.: Искусство, 1984. - 300 с.

89. Кузин В. С. Психология. Под ред. Б.Ф. Ломова. Учебник. 2-е изд., переработанное и доп. М.: Высшая школа, 1982. - 256 е., ил.

90. Кузин В. С. Психология. Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 1999.-304 е., ил.

91. Кузнецов М. Е. Совершенствование специальных аспектов визуального восприятия студентов ХГФ на начальных этапах обучения живописи. Автореферат дисс.канд.пед.наук. М.:2006. - 16 с.

92. Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М.-Л.: ОГИЗ - ИЗОГИЗ, 1935.

93. Ломов С. П. Живопись. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 1999. — 233 е., ил.

94. Лужецкая А. Н. Техника масляной живописи русских мастеров с XVIII по начало XX века. М.: Искусство, 1965. - 290 с.

95. Лукин Н. Н. Обоснование системы методов формирования восприятия цвета в процессе преподавания живописи (При подготовке художника-педагога). Дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук. — М.: 1983. 165 л. ил.

96. Марц Л. Пропевдический курс ВХУТЕМАСа ВХУТЕИНа: Плоскостно-цветовой концентр. — Техническая эстетика, 1968, № 12. — С.25 — 27.

97. Марцинский Г. Метод экспрессионизма в живописи, СПб., Academia, 1923.-61 с.

98. Масленников А. И. Система упражнений по освоению закона пропорциональности тоновых и цветовых отношений в живописи при подготовке художников-педагогов. — М.: 1974.

99. Мастера искусства об искусстве. В 7-ми т. Т.5-1. - М.: Искусство, 1969.-448 е.: ил.

100. Мастера искусства об искусстве. В 7-ми т. Т.5-2. М.: Искусство, 1969, 541 е.: ил.

101. Матевосян Л. А. 300 слов по изобразительному искусству: словарь-пособие. Ереван, 1978. — 87 с.

102. Матисс А. Сборник статей о творчестве. — М.: Изд-во иностр. Лит., 1978. 126 с.

103. Медведев Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие пединститутов. М.: Просвещение для студентов худож.-граф. фак., 1986. - 159 е., ил.

104. Международный светотехнический словарь /Под. ред. Л.Н.Лазарева. — М., Русский язык, 1979.

105. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. — М.: Знание, 1981.-96 с.

106. Малик-Пашаев А. А. Развитие у детей способности пользоваться цветом как выразительным средством. Махачкала, 1988. — 28 с.

107. Меркулов Ю. Вхутемасские очерки двадцатых годов. В кн.: Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов. Материалы, документы,воспоминания /Под общ. ред. чл.-корр. Акад. художеств СССР П. И. Лебедева. -М.: Советский художник, 1962. 193 -207с.

108. Миннарт М. Свет и цвет в природе. Перевод под ред. Т. А. Лейкина. -М.: 1959.—344 е.: ил.

109. Миронова Л. Н. Цветоведение. — Минск, Высшая школа, 1984. 286 е.: ил., цв. вкл.

110. Молева Н. М. Выдающиеся художники-педагоги. М.: Изд-во Академий художеств СССР, 1962. - 389 с.

111. Молева Н. М., Белютин Э. И. П. Чистяков — теоретик и педагог. — М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1953, 229 с. с портр, ил.

112. Мочалов Л. В. Пространство мира и пространство картины. М.: Советский художник, 1983. - 375 с.

113. Мочалов Л. В. Художник. Картина. Зритель. Беседы о живописи. Л.: Художник РСФСР, 1963, 143 с. сил.

114. Михайлов А. М. Искусство акварели: Учеб. пособие. М.: Изобраз. искусство, 1995. - 200 е.; ил.; см.

115. Наливина Т. И. Организация цветовой композиции //Практикум в учебных мастерских и технология конструкционных материалов М.: Просвещение, 1986.-С. 165-172.

116. Наливина Т. И. Практическое цветоведение. М.: М111И им. В.И. Ленина, 1986.-91 с.

117. Налимов В. В. Теория эксперимента. М.: Наука, 1971. 207 е.: ил.

118. Нейман М. Уроки творчества П. Кончаловский. Искусство, 1966, № 12. -С.39-40.

119. Нечаев Н. Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. М.: МГУ, 1985. - 113 с.

120. Никольский В. А. П. П. Кончаловский (Его творческий путь) . — М.: 1936, 151 е., с ил.

121. Ноберг Н. Д. Курс цветоведения для учащихся втузов, художников и деятелей художественной промышленности. M.-JL, Государственное изд. легкой промышленности, 1932, 190 с. с ил.

122. Ожегов С. И. Словарь русского языка. -М.: Русский язык, 1984. 815 с.

123. Окунев О. Н. Пути освоения ритма живописной композиции (на материале преподавания живописи на старших курсах ХГФ). Дисс. на соискание уч. степени канд. пед . наук. М.: 1989. - 133 с.

124. Осмеркин А. А. Размышления об искусстве. Письма. Критика Воспоминания современников /Под общ. Ред. А.Ю. Никита. М.: Советский художник, 1981.-399 с.

125. Основы вузовской педагогики: Учебное пособие для студентов университета . Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. - 311 с.

126. Оствальд В. Цветоведение. M — Л.: Промиздат, 1926. - 201 с.

127. Павлов О. Живописная культура pi проблемы технологий и техники живописи /сборник статей Советская живопись. М.: Советский художник, 1986. -312 с.

128. Пайсахов H. М. Теоретическое и прикладное исследование по психологии. Казань, 1977.

129. Петров-Водкин К. С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. -Л.: Искусство, 1970. 629 с.

130. Петрушевский Ф. Ф. Краски и живопись. Пособие для художников и техников. — Спб.: тип. M. М. Стасюлевича, 1891. — 337 с.

131. Пивоварова В. П., Бородзюля И. А. Экспериментальный курс «Цветоведение» в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. Техническая эстетика, 1978, № 12. -С. 12-14.

132. Пиль Роже де. Понятие о совершенном живописце. СПб., 1789.

133. Пио Рене. Палитра Делакруа. Изогиз, M - Л., Изогиз, 1932, - 45 е., с ил.

134. Питер Пауль Рубенс. М.: Искусство, 1977. - 388 с.

135. Подобедова С. Дмитрий Николаевич Кардовский. М.: Советский художник, 1957. - 182 е.: ил.

136. Попов В. В. Цвета и их красивые сочетания. — М.: Строгановское училище, 1890.-69 с.

137. Претте М.К. Кальпадо А. Творчество и выражение: Курс художественного воспитания. Вып.1. Пер. с итальянского А. Б. Махова. — М.: Советский художник, 1981. 112 е.: Вып. 2, 1985. - 168 с .: ил.

138. Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. - 532 с.

139. Пучков А .С. Д. Н. Кардовский и его педагогический метод. Дисс. на соискание уч. степени канд. искусствоведческих наук . — М.: 1953, 282 с.

140. Раппопорт С. X. Художественное представление и художественный образ //Эстетические очерки. Выпуск. 3. М.: Музыка, 1973. - С.45 - 94.

141. Ревалд Д. История импрессионизма. М. -JL: Искусство. 1959. - 455 е.: ил.

142. Ревалд Д. Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена. М- JL: Искусство, 1962. - 436 е.: ил.

143. Ревякин П. П. Техника акварельной живописи. — М.: Госстрой издат, 1959.-223 е.: ил.

144. Реферат дискуссии о живописности //Искусство, М. - JL: 1940, № 4. -С. 92-103.

145. Ржезников А. Что такое живописность //Искусство, 1940, № 4, С. 69 -78.1.l

146. Рихтера JI. Основы учения о цветах. Для художников и деятелей худ. пром-ти. Огиз Гос. науч - техн. изд., тип «Красный пролетарий - М. 1931. -132 с. с ил.

147. Ростовцев H. Н. Академический рисунок: Учеб. для студентов худож.-граф. фак. пединститутов. 3-е изд., доп. и перераб.-М.: Просвещение, Вла-дос, 1995.-239 е.: ил.

148. Ростовцев H. Н. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пединститутов. М.: Просвещение, 1989.-207 с.

149. Рубинштейн С. J1. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. 720 е.: ил,- (Серия «Мастера психологии»).

150. Рудин Н. Г. Таблицы и задачи по цветоведению. — M Л.: Искусство, 1940.-112 с.

151. Рындин А. С. Исследование методов обучения передаче световоздушной среды в живописи (в системе подготовки художника — педагога). Дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук. М.: 1973. - 189 л.: ил.

152. Рындина Л. И. Научно теоретическое обоснование системы упражнений в обучении живописи при подготовке художника - педагога (на примере живописи головы). Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук. -М.: 1980.- 16 с.

153. Савостьянов Е. И. Единство познания и творчества в искусстве. М.: Изобразительное искусство, 1977, - 311 с.

154. Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Задачи, методы и приложения общей теории систем //Исследования по общей теории систем. Сборник переводов. М.: Прогресс, 1969. -С.З 23.

155. Сапего И. Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды художником в создании пластической формы. М.: Советский художник, 1984.-304 е., ил. -104.

156. Сарьян М. С. Сарьян об искусстве. Ереван: Советакан грох, 1980 211 с.

157. Сезанн П. Переписка, воспоминания современников. М.: Искусство, 1972,-370 с. ил.

158. Синьяк П. От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму. М.: 1913.

159. Словарь современного русского литературного языка. Т. 14. — M.-JL: Изд-во Акад. наук СССР, Т1964, 1390 ст.

160. Степанов H.H. Цвет в интерьере. Киев: Вища школа, 1985. 95 е.: ил.

161. Суздалев П. К. Врубель — М.: Советский художник, 1991. 368 е.: ил.

162. Суздалев П. К. Основы понимания живописи. М .: Искусство, 1965. - 87 с. ил.

163. Тарабукин Н. М. Опыт теории живописи. — М.: Изд-во Всероссийский пролеткульт, 1923. 69 с.

164. Терзян С. С. Формирование зрительных представлений у студентов 1-3 курсов ХГФ пединститутов в процессе обучения живописи. — Дисс. канд. пед. наук. М.: 1990. - 223 с.

165. Токарев С. Е. К вопросу о значении некоторых понятий в учебном процессе на пленэре //Межвуз. сб. научных трудов: Пути повышения уровня теоретической и практической подготовки учителя изобразительного искусства. М.: 1985. - С. 103 - 108.

166. Тропина Т. И. Русский народный костюм в контексте народной художественной культуры. Дисс. на соиск. уч. степени канд. искусствоведения. — М.: 1988.- 152 с.

167. Уальд О. Полное собрание сочинений. Т.5. — М.: 1909. 382 с.

168. Унковский А. А. Научно-теоретические проблемы методики обучения живописи при подготовке учителей изобразительного искусства. Дисс. канд. пед. наук. М.: 1973. - 152 с.

169. Унковский А. А. Живопись. Вопросы колорита. Учебное пособие для студентов художественных граф. факультетов педагогических институтов. -М.: Просвещение, 1980. — 128 е., ил.

170. Фаворский В. А. Литературно- теоретическое наследие. -М.: Советский художник, 1988 588 е.: ил.

171. Фальк Р. Р. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике.

172. М.: Советский художник, 1981, 225 с. ил.

173. Федоров Н. Т. Общее цветоведение. М.: ГОНТИ, 1939. - 228 с.

174. Федоров-Давыдов А. Русское искусство промышленного капитализма. Выпуск 11, М.: Мосполитграф, 1929. 247 е.: ил.

175. Фейнберг JL Е., Гренберг Ю. И. Секреты живописи старых мастеров.

176. М.: Изобразительное искусство, 1989. 319 е.: ил.

177. Фельдман В. А. Свет и чистота красок в живописи. Принцип импрессионизма. Киев: Тип. С. В. Кульженко, 1915. - 84 с.

178. Финкельстайн С. Реализм в искусстве /Пер. с английского В. М. Закладной и Ю. В. Семенова. — М.: Изд-во иностр. лит.ра, 1956. 259 с.

179. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек цвет - пространство. - М.: Строй-издат, 1973.-117 с.

180. Фромантен Э. Старые мастера.- М.: Советский художник, 1966. 360 е.: ил.

181. Хогарт В. Анализ красоты. JI - М.: Искусство, 1958. - 338 с.

182. Хижняк Е. А. Развитие колористического видения у студентов художественно-графических факультетов на занятиях по живописи (старшие курсы). Дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук. М., 1992. - 167 с.

183. Цойгнер Г. Учение о цвете. -М.: Госстрой-издательство, 1971 158 с.

184. Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания. М.: Искусство, 1953, - 502 с. с ил.

185. Чуйков С. А. Заметки художника. М.: Молодая гвардия, 1967, - 143 с. ил.

186. Шаманов Б. И творчество и ремесло //Юный художник, 1990, № 8. -С.30-34.

187. Шеварев П. А. Зрительные восприятия (Сборник статей). Под. ред. П. А. Шеварева. Вып. 1. М.: Просвещение, 1964. - 160 с.

188. Шевченко А. В. Сборник материалов. М.: Советский художник, 1980 .279 е.: ил.

189. Шегаль Г. М. Колорит в живописи. М.: Искусство, 1957 . - 75 е.: ил.

190. Шестаков В. П. Гармония как эстетическая категория. М.: Наука, 1973. -256 с.

191. Щербаков В. С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. М.: Просвещение. 1969, - 271 с. с ил.

192. Шорохов Е. В. и Козлов Н. Г. Композиция. Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 2003 «Преподавание черчения и рисования». М.: Просвещение, 1978. - 160 с. с ил.

193. Энциклопедический словарь Русского Библиографического института Гранат. 7-е изд-е. Т.41. Г.У., — 691 е., ил.

194. Юон К. Ф. О живописи. -М-Л .: Изогиз, 1937. 282 с.

195. Юон К. Ф. Об искусстве. В 2-х т . Т.1. М.: Советский художник, 1959, т. 1, - 384 с. —Т-2. - 285с., ил.

196. Яблонская М. Н. Константин Николаевич Истомин. М.: Советский художник, 1972. - 178 с. с ил.

197. Яковлев Б. Н. Цвет в живописи. Художник, 1961. -№ 4.

198. Яковлев В. Н. О живописи. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1951. -80 с.

199. Якобсон П. И. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 86 с.

200. Якобсон П. М. Психология художественного творчества . М.: Знание, 1971.-46 с.

201. Яшухин А. И. Живопись: Учебное пособие для педагогического училища по специальности № 2003 «Преподавание черчения и изобразительного искусства». — М.: Просвещение, 1985. 288 е.: ил.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.