Реальный факт и художественный вымысел в творчестве И.А. Бунина: На материале рассказов и повестей "Деревня" и "Суходол" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Смелковская, Марина Юрьевна

  • Смелковская, Марина Юрьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2003, Елец
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 188
Смелковская, Марина Юрьевна. Реальный факт и художественный вымысел в творчестве И.А. Бунина: На материале рассказов и повестей "Деревня" и "Суходол": дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Елец. 2003. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Смелковская, Марина Юрьевна

ВВЕДЕНИЕ

I. Глава первая ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

РЕАЛЬНЫХ ФАКТОВ

В СЮЖЕТАХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И.А.БУНИНА.

II. Глава вторая ОТ ПРОТОТИПА К РУССКОМУ НАЦИОНАЛЬНОМУ ХАРАКТЕРУ: ДИАЛЕКТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОПЛОЩЕНИЯ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Реальный факт и художественный вымысел в творчестве И.А. Бунина: На материале рассказов и повестей "Деревня" и "Суходол"»

Начиная с 60-х годов, когда творчество И.А.Бунина вернулось на историческую родину, интерес к нему не ослабевает. Его произведения продолжают волновать читателя своим огромным интеллектуальным богатством и высокими художественными достоинствами. Однако несмотря на то, что бунинскому наследию в нашем литературоведении уделяется должное внимание и многие его стороны серьёзно исследованы, становится ясно, что потребуются ещё десятилетия, чтобы до конца постичь мир многогранного творчества самобытного русского писателя.

И.А.Бунин является не просто продолжателем традиций русского реализма, он создатель новой реалистической системы, так как темы, свойственные реалистам, решались им на другом художественном и философском уровне, вобрали в себя многие открытия литературного авангарда.

И.А.Бунину удалось выразить самосознание нации и обозначить ведущее направление общественного развития народа, с большой художественной силой воплотить типические черты русского национального характера. Только к концу XX века наступила пора осмысления бунинского творчества, появились предпосылки к тому, чтобы понять и оценить вклад писателя не только в отечественную, но и в мировую культуру, осознать истинную ценность художественных открытий Бунина.

Долгое время писателя традиционно характеризовали как мастера художественного стиля, воспевающего природу, радость жизни, счастье и драму любви. И действительно, творчество последнего классика русской литературы поражает широтой и содержательностью общекультурного фона его творений. Однако основным вкладом Бунина в мировую и отечественную культуру явилось художественное воплощение «в конкретных проявлениях. характера нации.», изображение «очень верное и очень глубокое, подводящее нас вплотную к загадке русской души». (141.с. 157)

Бунину удалось раскрыть для мира образ русского человека, Россию и показать её мелкопоместные дворянские усадьбы, деревни, населённые бывшими крепостными, уездные города с древней, почти сказочной историей. Главной темой для него оставалось духовное бытие российской действительности, противоречия русской души. Постоянное соотнесение конкретного с общечеловеческим, универсальным в целях воплощения мира как целого является одной из важнейших особенностей его творчества.

Будучи в эмиграции, Бунин продолжал создавать неповторимый художественный образ России, которую он знал, любил, помнил, вкладывая в этот образ глубочайший философский смысл. В глубинных пластах исторического времени, в «праросеианстве» он искал ответы на вечные вопросы о смысле русской истории, пытаясь разгадать непостижимую тайну русской души.

Творчество Бунина глубоко национально и не подвергается разрушительному действию времени, так как основано на добротном бытовом и историческом материале.

Воплощение России, национального характера осуществлялось Буниным на основе глубокого знания действительности и огромного личного опыта общения с людьми. Его произведения отличает поразительная лаконичность, особая семантическая «плотность», смысловая «спресованность» художественной детали, способной вместить в себя и раскрыть драматизм человеческого существования. Примечательной особенностью бунинской манеры письма был принцип строгого отбора и художественного преобразования реального жизненного материала: его привлекали типические явления действительности, именно те факты, в которых особенно ярко высвечивалась самоценность каждой человеческой личности и каждого мгновения бытия.

Писатель отличался феноменальной памятью, десятилетиями хранившей впечатления детства и отрочества, юности и зрелости, и считал её единственным средством, способным запечатлеть уходящее время, то есть дать ему «вечную жизнь». И всё это богатство фактов и событий, переживаний и знаний в преображенном творческой фантазией виде предстало в его гениальных произведениях. Бунину ^наблюдателю удалось уловить то конкретное, что необходимо для обобщенного художественного воссоздания человеческой индивидуальности.

Загадка сложного пути от конкретного факта к обобщённому художественному образу трудно постижима. И всё же попытка проникнуть в творческую лабораторию писателя может дать исследователю хотя бы относительное знание потаённых секретов его мастерства.

Проблема соотношения реальных фактов и их художественной трансформации в сюжетах и образах бунинских произведений рассматривается в нашем исследовании комплексно, с учётом вопросов, связанных с анализом структурных взаимоотношений автора и героя-повествователя, с определением путей и способов художественной типизации.

Присутствие действительных фактов и автобиографических черт в прозе Бунина не вызывает сомнения, что неоднократно отмечалось в современном буниноведении. Но пока ещё не до конца изученным остаётся «механизм» художественной перекодировки событий, фактов, прототипов в сюжеты и образы бунинских произведений. Сам Бунин настаивал на том, что в своих произведениях он всё выдумывал. На самом же деле сюжеты и образы многих его творений имеют реальную основу, которая дала толчок художественному вымыслу, позволившему выстроить сюжет, создать фон, столкнуть героев в сложных взаимоотношениях и конфликтах, обобщить все данные с учётом личного жизненного опыта и в результате создать единое художественное целое: рассказ, повесть, поэму, роман.

Как правило, от реальных событий писателя должно отделять временное расстояние, которое позволяет ещё ярче представить воскресшие переживания и ощущения, происходившие в прошлом. При этом автор учитывает политические и культурные события страны, позволившие оценить воспоминания с позиции сегодняшнего дня. Бунину удалось воссоздать национально исторический пласт жизни страны, а также глубоко индивидуальные общечеловеческие образы.

Известно, что в художественном образе неразрывно слиты объективно познавательное и субъективно-творческое начала. Традиционно специфика образа определяется по отношению к двум сферам: реальной действительности и процессу мышления. Как отражение действительности, образ в той или иной степени наделён чувственной достоверностью, пространственно-временной протяжённостью, предметной законченностью, самодостаточностью и другими свойствами единичного, реально бытующего объекта, он ограничен рамкой условности, отделён ею от окружающей действительности и принадлежит внутреннему миру произведения. Он не просто отражает, но обобщает действительность, раскрывает в единичном, преходящем, случайном - сущностное, неизменно пребывающее, вечное. Бунин не стремился в своих произведениях решить социальные проблемы, в его творчестве нет ярко выраженного классового противостояния, однако созданные им образы историчны и философичны.

Источник многозначности художественного образа у Бунина заключён в характере самого синтеза жизненных явлений, человеческого опыта, которые в нём воплощены, а также и в эмоциональном отношении к действительности.

В буниннских образах концентрируется творческое преображение реального материала, а так же синтезировано и свойственное началу века отдаление человека от природы, и неотъемлемая черта русского характера -желание уйти от духовной бедности. В работе над образом писатель использует новаторские формы психологизма и создаёт как бы новую разновидность памяти - «художественную». Переход чувственного отражения в мыслительное обобщение и далее в вымышленную действительность и её чувственное воплощение - такова внутренне подвижная сущность бунинского образа в его двусторонней обращённости от реального к идеальному и от идеального к реальному.

Цель создания образа - преобразить вещь, превратить её в нечто иное - сложное в простое, простое в сложное, но в любом случае достичь наивысшего смыслового напряжения между двумя полюсами, раскрыть взаимопроникновение самых различных планов бытия. Бунин, преодолевая конкретный материал, разворачивает в произведениях сущностные процессы жизни. Писатель не создаёт национальный идеал, но ему удаётся сформировать образы носители национального характера, глубже проникнуть в дисгармонию действительности.

Поскольку человек существует не изолированно, писателю необходимо показать его во взаимодействии со всеми сторонами жизни в целом. В этом смысле образ является картиной человеческой жизни, индивидуализированной, обобщённой, созданной при помощи вымысла, в центре которой стоит человек. Поэтому созданным Буниным образам свойственней широкий диапазон авторских эстетических оценок и мотиваций характеров.

Образ - это живой и целостностный организм, способный к истинному отражению бытия, тогда как типичный образ представляет собой высшую ступень образа характерного. Типическое - это наиболее вероятное, так сказать, образцовое для определённой эпохи. Изображение его было одной из главных целей, равно как и достижений, реалистической литературы X Ж века.

Художественный образ всегда несёт в себе обобщение, которое в творческой практике принимает разные формы, окрашенные авторскими эмоциями и оценками. Типизация - это отбор определённых сторон жизненных явлений и их подчёркивания, гиперболизации в художественном изображении. Именно для раскрытия тех или иных свойств, представляющихся писателю существенными, нужны вымысел, фантазия, претворение жизненного материала в художественный мир со своими законами. Об этом претворении убедительно свидетельствует творческая история многих произведений, в том числе и бунинских, в основе которых обнаруживаются какие-то конкретные события и прототипы. Право на вымысел, на отход от первичной реальности дорого для художника, так как оно даёт свободу самовыражения, мысленного пересоздания действительности. Литературу вымысла обогащает взаимодействие с мемуарами, дневниками, путевыми заметками. Именно здесь писатель находит новые характеры, сюжеты, которые обновляют жанровую традицию.

Что касается Бунина, то он всю жизнь вёл дневник, писал воспоминания и путевые заметки, заносил факты в записные книжки. Потом все эти запасники пережитого и увиденного неоднократно использовались им как источники сюжетов, конфликтов, образов. Эти записи он ценил настолько высоко, что дневник, например, считал главным жанром, которому принадлежит будущее. Более того, он говорил, что каждая записанная в дневнике мелочь может с течением времени обрести чуть ли не эпохальное значение. На этот счёт он выразился так: «Надо, кроме наблюдений о жизни, записывать цвет листьев, воспоминание о какой-то полевой станции, где был в детстве, пришедший в голову рассказ, стихи. Такой дневник есть нечто вечное»( 12I.e. 115). Собственные дневники были для Бунина нескончаемым источником творчества.

На конкретной жизненной основе И.А.Бунину удалось создать живую и движущуюся картину общества, точно, глубоко и многосторонне проанализировать внутренний мир человека с помощью мира «внешнего», раскрыть неповторимость индивидуального отношения к миру. В его произведениях перед читателем проходит целая вереница русских людей -нищих, купцов, юродивых, разорившихся помещиков, студентов, художников, простых крестьян. Все они вместе взятые являют миру тот воплощённый «артистическим талантом» писателя русский характер, который был отмечен в реляции о присуждении Бунину Нобелевской премии.

Создание типических образов - сложный творческий процесс, названный термином «типизация». В реальной действительности индивид несёт в себе случайные, «нетипичные» черты. Между тем в произведениях Бунина воссозданы типичные индивидуальности, каждое существенное проявление которых по-своему «закономерно», с наибольшей вероятностью вытекает из данных своеобразных обстоятельств. Происходит творческое соединение, синтезирование в одном человеческом образе типичных черт, которые художник нашёл у разных реальных людей. Писатель как бы замыкает острые противоречия действительности в опыте одного героя, в особенностях его индивидуальной психологиии. Именно в типических характерах, в их взаимодействии, в их связи с обстоятельствами воплощается художественное познание конкретного соотношения личности и общества.

Справедливо замечает Л.В.Чернец: «У писателей с индивидуально-авторским типом художественного сознания единство произведения обеспечивается прежде всего авторским замыслом творческой концепции произведения; здесь и истоки самобытного стиля, то есть единства, гармонического соответствия друг другу всех сторон и приёмов изображения. Материалы творческой истории многих шедевров свидетельствуют, что рождение оригинальной концепции художественного целого сами писатели считают решающим моментом в создании произведения, хотя бы воплощение от замысла разделяли годы и даже десятилетия, в течение которых замысел неизбежно претерпевает изменения»(52.с. 173).

Знание творческой истории произведения является важнейшим критерием объективности прочтения и ориентиром во множестве толкований, которым произведение подвергается в процессе своего функционирования. Для творческой истории произведений реалистической литературы, в большей степени основывающихся на реальных фактах, жизненных наблюдениях писателей, очень важны данные о протосюжетах и прототипах героев. Необходимо знать те жизненные и литературные факты, которые имели непосредственное влияние на писателя и его произведение.

Трудно согласиться с А.Б.Есиным, который считает необязательным и нежелательным установление реальных жизненных прототипов литературных персонажей, так как, по его мнению, это якобы «обедняет художественный образ, лишает его обобщающего содержания, упрощает представление о творческом процессе и вовсе не свидетельствует о реализме писателя»(72.с.38) На самом деле всё происходит как раз наоборот: изучение движения творческой мысли писателя от восприятия единичных фактов к художественным обобщениям даёт возможность понять исключительную сложность творческого процесса, убедиться в его реальной основе и приоткрыть секрет превращения реального прототипа в художественный образ, имеющий глубокое обобщающее содержание.

Изучение творчества Бунина имеет многолетнюю историю. По известным причинам наследие писателя-эмигранта почти полстолетия было нежелательным объектом исследования. Лишь в 50-е годы в потоке возвращенной к читателю изгнанной и задержанной литературы вернулось к нам и творчество Бунина. Но вернулось, к сожалению, не полностью: по цензурным и идеологическим соображениям оставались скрытыми от читателя и исследователей дневники и воспоминания писателя, тексты его публичных выступлений, очерки «Окаянные дни» и «Под серпом и молотом». По этой причине литературоведы не могли представить общую картину творчества великого писателя и дать ему объективную оценку.

60е и 70е годы были в нашем буниноведении периодом накопления фактов и общих оценок: изучение биографии писателя, обзоры его творчества, общий анализ отдельных произведений (работы А.Бабореко (22), О.Михайлова(147), Т.Бонами (34), Н.Кучеровский (128) и др.).

В 80е и 90е годы делаются попытки обобщить накопленный материал и обратиться к кардинальным проблемам творчества писателя: бунинская концепция человека (В.Линков) (133), проблема национального в прозе Бунина (Н.П.Пращерук) (175), новаторский характер его реализма (Ю.Мальцев( 141), Л.Колобаева (104)), философская концепция времени и пространства в его творчестве (Л.Крутикова (117), Ю.Мальцев(141), Л.Смирнова (197) и др.); Бунин и православие (Г.Климова (95) и др.).

В последнее десятилетие в орбиту исследовательских интересов постепенно включается вопрос об истоках сюжетов и образов бунинских произведений. В этом отношении значительный вклад в буниноведение внёс коллектив исследователей Елецкого государственного университета имени И.А.Бунина. Учёными вуза, земляками писателя, накоплен ценный краеведческий материал, проясняющий фактическую и конкретно-историческую основу творчества Бунина. Начиная с 60х годов, в регионе Ельца и прилегающих к нему районов проводились тщательные поиски следов жизни и творчества великого писателя, запечатленных в памяти старожилов, современников Бунина, в сохранившихся материальных ценностях, как-то связанных со знаменитым земляком. Краеведческие разыскания и находки уточняют факты биографии писателя, способствуют выявлению прототипов и протосюжетов бунинских произведений.

Краеведческие материалы в разные годы обобщались в научных статьях. В 1995 году появилась работа С.В.Красновой «.День мой догорел, но след мой в мире есть».(113) Автор статьи, побывавший в 1965 году в бунинских местах Измалковского района, расположенных в 40 километрах от Ельца, записала беседу с В.Д. Бекетовым, жителем деревни Осиновки, который был в приятельских отношениях с Буниным («хлеб-соль водили. .иногда и чай пивали вместе» (113.с. 166). Он и другие старожилы деревни, С.А.Щедров и И.П.Полковых, дали очень доброжелательную оценку Бунину как человеку и сообщили важные детали, связанные с его творчеством: его интерес к местному фольклору, народным обычаям и др.

Обращение к краеведческому материалу способствует установлению фактов, лежащих в основе художественной типизации. Так, крестьянин Глотова Дёмкин, внук бунинского героя Таганка, сообщил ряд деталей из жизни прототипа. О Таганке дали ценные сведения и жители

С.А.Щедров рассказал о Бородуле из 1|», о его характере и о том, как, с его точки зрения, писатель немного его «приукрасил».

В работе С.В.Красновой подтверждается и топографическая подлинность бунинских пейзаже! в окрестностях Глотова, Скородного,

Предтечева, Ефремова и других реальных деревни Глотово. А крестьянин рассказа Бунина «Последняя весна

Колонтаевки, Крестов, Измалкова, мест.

О специфике бунинских топографической привязанности Глотово, Ефремове, Огнёвке, Кам также в работах Л.И.Зверевой, Н.Г пейзажей, их узнаваемости и конкретной к местам детства и юности в Озерках, ;нке, о подлинных деталях расположения Озёрской усадьбы, сада, дома, отражённых в творчестве Бунина, говорится в статьях Л.И.Зверевой.(76),(80)

Художественное воплощёние города Ельца в бунинском дискурсе рассматривается в работах Г.П.Климовой (100), в которых анализируются пространственные реалии хронотопа, детали елецкого пейзажа. Интересные наблюдения, характеризующие поэтику воплощения Ельца, содержатся

Бочаевой, Н.А.Трубициной.(81),(82)

Создание образа Украины в бунинском дискурсе, художественная трансформация жизненных впечатлений, полученных во время плаваний писателя по Днепру и пеших хождений по местам «Слова о полку Игореве», отражено в статьях Л.Н.Юрченко (234), Л.А.Бурчак, Н.К.Островской (48), Л.И.Зверевой (79), С.Б. Меренковой (145).

Вопрос о том, как Бунин в своих произведениях использовал материалы фольклора елецкой округи рассматривается в работах Н.АЛистяковой (225), С.А.Сионовой, (186),(187). Факты из истории взаимоотношений писателя с поэтами и прозаиками-современниками раскрыты в работах А.А.Дякиной (70),(71).

Нет сомнения в том, что краеведческий материал, введённый в научный оборот, сыграл большую положительную роль в прояснении источников, сюжетов и образов бунинских произведений. И всё же следует отметить, что авторы рассмотренных выше работ имели свою научную задачу: собирание и научное осмысление фактического материала. Однако способы художественной его трансформации, поэтика воплощения эмпирического материала в творческом процессе не были предметом специального исследования.

Значительное приближение к теме настоящей диссертации находим в подробных комментариях А.К.Бабореко в 6-томном издании произведений Бунина.(1) Автор комментариев сообщает о прототипах героев и об источниках сюжетов некоторых произведений Бунина. Однако в комментариях опять же лишь попутно говорится о роли творческой фантазии писателя, преобразующего фактический материал в художественный образ.

Интересный подход к исследуемой нами проблеме обозначен в работе Н.Г.Крюковой «Дневники И.А.Бунина в контексте жизни и творчества И.А.Бунина»(120). Однако здесь обнаруживается преимущественно констатация наличия того или иного события в создании конкретного художественного произведения. Вместе с тем следует отметить попытки проникновения в творческую лабораторию писателя. Однако главной задачей Н.Г.Крюковой был всё же анализ дневникового дискурса, а не художественных произведений Бунина.

Таким образом, несмотря на то, что научная буниниана в настоящее время представляет собой солидный корпус исследовательских работ, проблема воплрщения реального факта в художественной системе Бунина пока только поставлена на повестку дня.

Этим и определяется актуальность диссертационного исследования, представляющего собой попытку целостной интерпретации творчества Бунина с учётом его реальных жизненных источников.

Цель диссертации: выявить реальные факты, положенные в основу сюжетов и образов произведений Бунина, проследить их художественную трансформацию в творческом процессе и определить эстетический результат обращения писателя к реальным жизненным впечатлениям.

В диссертации решаются следующие задачи:

1. Выявить типологические связи жизненных и литературных фактов в рассказах и повестях Бунина, установить характер использования прототипов и протосюжетов в процессе создания художественных образов и характеров.

2. Рассмотреть формы художественного освоения Буниным фактического материала в его сочетании с художественным вымыслом в процессе формирования сюжетной структуры произведений.

3. Определить художественный результат обращения Бунина к реальным жизненным впечатлениям: расширение историко-культурного фона творчества, обогащение художественной системы писателя, создание типического народного характера.

4. Проследить наиболее значимые элементы художественной формы, определяющие масштаб видения, тон и пластический стиль изображения: соотношение реального и художественного хронотопа, мотив, своеобразный параллелизм сопоставляемых явлений.

Научная новизна исследования. При наличии значительного количества литературы о творчестве Бунина пока ещё нет специального исследования, в котором соотношение действительного факта и художественного вымысла рассматривалось бы как важнейший элемент его художественной системы. Новизна настоящего исследования состоит в выявлении реальных источников бунинских произведений, систематизации этих источников и выяснении способов художественного воплощения эмпирического материала в рассказах и повестях «Деревня» и «Суходол».

Теоретическая значимость работы усматривается в её связи с теоретической проблемой художественной типизации. Изучение путей творческого замысла от конкретного восприятия к эстетическому осмыслению и художественному обобщению даёт возможность проникнуть в творческую лабораторию автора, выявить специфику его литературного труда, определить особенности его индивидуального стиля и проследить движение от конкретного факта к типическому образу.

Методологической основой диссертационного исследования послужил комплекс литературоведческих принципов, разработанных отечественными учёными: М.М.Бахтиным, В.Е.Хализевым, М.Б.Храпченко, Л.И.Тимофеевым, Б.О.Корманом, В.И.Тюпой, С.И.Кормиловым, А.Б.Есиным.

При выборе комплексного подхода к вопросу «реальный факт и художественный вымысел в творчестве Бунина» мы учитывали данные исследований буниноведов: А.К.Бабореко, Т.М.Бонами, Л.И.Зверевой, Г.П.Климовой, Л.В.Крутиковой, Н.В.Пращерук, Г.С.Спивак, Л.А.Смирновой,

Ю.М.Мальцева, Г.М.Благасовой и др. В ходе исследования мы опирались на опыт изучения творчества Бунина коллективом кафедры историко-культурного наследия Елецкого государственного университета имени И.А.Бунина.

Методы исследования базируются на задачах целостного анализа произведений с использованием сравнительно исторического, историко-биографического, сравнительно -типологического и интерпретационного методов.

Объектом изучения послужила проза Бунина, а именно рассказы разных лет и повести «Деревня» и «Суходол». В качестве основных источников , кроме художественных произведений писателя, используются дневники И. А. Бунина и В.Н.Муромцевой-Буниной, а также воспоминания Е.А.Бунина, Н.А.Пушешникова, Г.Н.Кузнецовой, А.В.Бахраха, И.Г.Одоевцевой, В. Н.Муромцевой -Буниной, Т.Д. Муравьёвой-Логиновой. Привлекается переписка писателя.

-Практическое значение работы состоит в возможности использования основных её положений в вузовских курсах, спецкурсах и спецсеминарах по истории русской литературы, при написании дипломных и курсовых работ, а также при изучении творчества И.А.Бунина в общеобразовательной школе (в классах с гуманитарным уклоном).

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на региональной научно ^фактической конференции «Проблемы формирования политической культуры в Центрально -Чернозёмном регионе»(Старый Оскол, 2002г.); на научно-теоретическом семинаре в рамках кафедры социально гуманитарных дисциплин «Современные проблемы наук социально гуманитарной направленности» (Старый Оскол, 2003); на Международной научной конференции, посвящённой 70-летаю со дня присуждения И.А.Бунину Нобелевской премиии и 50-летию со дня смерти писателя (Белгород, 2003г.); на Международной научной конференции, посвященной 70-летию вручения Нобелевской премии и 50-летию со дня смерти писателя (Елец, 2003). Содержание глав работы изложено в пяти публикациях.

Полный текст исследования обсуждался на заседании кафедры историко культурного наследия Елецкого государственного университета имени И.А.Бунина.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Характер исследуемого материала определил её композицию, деление на главы. В первой главе рассматривается механизм художественной трансформации подлинных жизненных фактов в сюжеты рассказов И.А.Бунина. Вторая глава посвящена изучению путей художественного обобщения от прототипа - к типическому русскому национальному характеру. Материал диссертации изложен на 166 страницах. Библиография включает 242 источника.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Смелковская, Марина Юрьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Исследование показало, что художественная трансформация реальных фактов в сюжеты произведений, а прототипов - в обобщённый человеческий типаж является существенным признаком литературного процесса, в который включено творчество Бунина. Тщательное изучение соотношения «реальный факт - художественный вымысел» в прозе писателя дало возможность со всей полнотой и объективностью оценить своеобразие творческого процесса художника и проникнуть в глубинный смысл его литературного наследия. Закреплённые в памяти реальные впечатления были до конца дней источником вдохновения и творческих замыслов Бунина. Мастерски использованные и преобразованные авторским воображением, в художественной ткани произведения они служили основой сюжетов и характеров персонажей, вносили в прозу Бунина жизненную достоверность и придавали произведениям особый художественно-эстетический колорит.

Проблема «факт и художественный вымысел в творчестве писателя тесно связана с КАТЕГОРИЕЙ ПАМЯТИ. В художественном наследии Бунина ярко проявились черты творческого своеобразия, связанные прежде всего с его личностными качествами, его мировозрением, характером дарования и силой таланта. При этом он решающее значение в творческом процессе придавал памяти. У него было своё понимание этой категории. Во первых, он отличал её от воспоминаний и считал, что каждый человек имеет не только память, но и прапамять, данную ему от предыдущих поколений предков и хранящую огромный запас знаний, который нельзя накопить в течение одной жизни. Во вторых, способностью разбудить в себе эту прапамять, по его мнению, обладают лишь творческие личности, способные использовать её данные в творческом процессе. Для Бунина память была «вечным настоящим», которое питало его творческое сознание событиями и фактами, понятиями и философскими умозаключениями.

Известно, что будучи в период эмиграции оторванным от родной земли, Бунин писал о России и о русских людях. Фактический материал для творчества ему подсказывала его живая феноменальная память, обогащенная прапамятью. Вещный мир, закреплённый памятью, преображался творческим воображением писателя. Анализ соотношения фактов и вымысла в его произведениях подтвердил, что качественно изменённой памяти, вступившей в соотношение с художественным вымыслом, Бунину даже в отрыве от родины хватило на такие художественные шедевры, как «Митина любовь», «Жизнь Арсеньева», «Косцы», «Тёмные аллеи» и др.

Особенностью бунинского творчества является активная работа ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ, опирающегося на данные памяти при создании системы художественных образов, которые в результате переработки и обобщения становятся неповторимыми по стилю и выразительности. Взятые из реальной жизни факты и прототипы позволили писателю с максимальной объективностью и высокой спепенью типизации подойти к разгадке русского национального характера, который в основных своих духовных качествах остаётся практически неизменным на протяжении веков, несмотря на социальные изменения действительности. Именно это и делает бунинские характеры узнаваемыми и достоверными и позволяет воспринимать их как явление типическое.

Изучение творчества Бунина с позиции «факт и художественный вымысел» обнаружило и то, что особым у него был сам ОТБОР ФАКТОВ. Из огромной массы впечатлений, интересных встреч, запомнившихся людей, картин природы, звуков, запахов, мелодий он выбирал внешне вроде бы и не примечательные, но, видно по всему, такие, которые особенно взволновали его и отпечатались в памяти. Силой таланта, творческого воображения, точно найденного слова - иначе говоря, силой искусства он материализует их и одухотворяет до такой степени, что в результате создаётся совершенно другая художественная реальность, не менее достоверная, чем тот факт, от которого писатель оттолкнулся. Можно сказать, что в творческой лаборатории Бунина на основе реальных фактов и прототипов создана своя, не менее достоверная художественная реальность.

Проблема «реальный факт и художественный вымысел» тесно связана и с вопросом «АВТОР И ГЕРОЙ». В каждом персонаже, пусть даже отрицательном или являющемся исключительно плодом художественного воображения, присутствует автор своей памятью, творческим вымыслом и фантазией, оценкой событий, эмоциональным и смысловым подтекстом, логикой работы над образом и особенностями индивидуальной творческой манеры. При всей прочности фактической основы творчество Бунина очень личностно и в смысловом, и в эмоциональном, и в художественно-изобразительном отношении. В его произведениях обнаруживается тесное взаимодействие реального жизненного материала и личностного отношения художника к изображаемому явлению.

Обращение к реальным фактам в художественной практике Бунина связано с такими важнейшими для его творчества категориями, как ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ. Эти понятия несут в себе свойственное писателю осознание связи времён, понимаемое им как особенность бытия культуры. Историзм бунинских произведений особый: он проявляется не в картинах исторических катаклизмов в государственном масштабе, а в конкретных образах русских людей и их повседневной жизни, в которых и отражается дух исторической эпохи. Таким образом, реальные жизненные факты в сюжетах бунинских произведений выступают как реалии эпохи.

Произведения Бунина многослойны по своему содержанию. Включая в повести и рассказы достоверные, порою даже автобиографические картины природы и быта, автор проявляет своё лирическое «я», углубляется в психологию действующих лиц и обогащает произведение серьезными философскими размышлениями о жизни и любви, смерти и бессмертии, времени и пространстве, о божественном начале в бытии человека и о Всеедином.

Исследование показало, что решающую роль в творческом освоении фактов действительности у Бунина играл его ЛИЧНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ. Факты и события не просто хранились в его памяти пассивным грузом. Сравнение фактов, отражённых в дневниках писателя и мемуарах близких ему людей, с тем, как они отразились в бунинских произведениях, даёт основание считать, что именно в памяти происходило понимание и осмысление жизни и её мгновений, которые не исчезали бесследно, а силой творческого преображения становились ещё более яркими и живыми. В результате можно утверждать, что благодаря силе таланта и художественного воображения писатель не только создавал сюжет и образ, но и прежде всего сохранял при этом в произведении свою неповторимую индивидуальность в оценке изображаемого.

Таким образом, в результате творческой деятельности Бунин представил в созданных образах реальность в художественном синтезе с личным авторским отношением к ней, то есть как художественно преобразованную объективную данность в авторской оценке. Из этого следует, что творчески освоенный факт реальной действительности предстаёт в произведениях писателя как нечто художественно осмысленное и конкретное - характер героя, событие, переживание, настроение, явление природы.

Изучение путей от реального факта к художественному образу позволило выявить одну из важнейших сторон художественного мира Бунина: личностные принципы его структуры, функциональную связь между творческой задачей и поисками фактического материала и художественных приёмов его творческой реализации. В процессе работы над произведением писатель подбирает факты и перерабатывает свой психологический опыт в полном соответствии с творческой задачей так, что происходит превращение исходного материала в художественный образ, в стройную композицию, в художественно целостное явление литературы.

Исследование подтвердило тот факт, что Бунин моделирует в своих произведениях основные закономерности действительности в соответствии со своим пониманием человека и мира, со своими эстетическими ценностями и способом художественного мышления. Важнейшей особенностью его художественного метода является отражение взаимодействия типологического и индивидуального в контексте общественного сознания своего времени и социально нравственного опыта человечества.

В итоге следует подчеркнуть, что использование Буниным реальных фактов, протосюжетов и прототипов получает в его произведениях поразительный художественный эффект: расширяет тематические и философские рамки его творчества, обогащает человеческий типаж его произведений, придаёт бунинской прозе убедительность достоверности, усиливает в ней элементы реализма.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Смелковская, Марина Юрьевна, 2003 год

1.А. Собрание сочинений в 6-ти томах. -М.: Художественная литература, 1988. -т.6 с.353-354. В дальнейшем ссылаемся на это издание в тексте работы, указывая в скобках том и страницу.

2. Бунин И.А. Избранное// Сост. и вступ. очерк А.Н.Архангельского. -М.: Мол. гвардия, 1991. -318(2)с. -с. 108.

3. Бунин И. А. Из письма И. Бунина В.С.Миролюбову. // Литературный архив. -М. -Л., 1960. -Вып. 5.

4. Бунин И.А. Прозаические произведения. Рукописи № 157.// Описание материалов гос. Музея И.С.Тургенева, -т.2 И.А.Бунин. -Орёл, 1979.- с.ЗО.

5. Бунин И.А. Поэзия и проза.// Предисл., сост. и примеч. П.А.Николаева. -М.: Просвещение, 1986. -384с.

6. Бунин И.А Ранние стихотворения./Юписание материалов гос. Музея И.С.Тургенева, -т.2 И.А.Бунин -Орёл, 1979. -с. 177-178.

7. Бунин И.А. Рассказы.// Сост., предисл., ком. А.Саакянц. -М.: Правда, 1983. -576с.

8. Бунин И.А. Русские дневники. «Лишь слову жизнь дана». -М.: «Советская Россия», 1990. -366с.

9. Бунин И.А. Свет жизни. Сказка. //Описание материалов гос. Музея И.С.Тургенева, -т.2 И.А.Бунин. -Орёл, 1979. -с. 179-182.

10. Бунин И.А. Иоанн Рыдалец: Рассказы и стихи 1912-1913 гг. -М, 1913 // Русское богатство, 1914, №2 -с.354-357.

11. Бунин И. Шулятников В. Этапы новейшей лирики // Базаров В., Орловский П., Фриче В., Шулятников В. Из истории новейшей русской литературы. -М, Звено, 1910, с. 199-294.

12. Абрамович Н. И.А.Бунин как художник// Новая жизнь: Альманах 2/ Ред. -изд. С.Семёнов, -М.: 1915.(на обложке 1916)

13. Адамович Г. Бунин. Воспоминания //Знамя. -1988. № 4 -с.178-191.

14. Алданов М. О Бунине.// Литературное обозрение. -М.,1994. -№№ 7-8

15. Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. -М.: «Современник», 1982.-381 с.

16. Амфитеатров А. Отзыв о рассказе Бунина «Весёлый двор» // Утро России, 1912, 16 мая.

17. Афанасьев В.Н. И.А.Бунин. Очерк творчества. -М.: Просвещение, 1966. 384 с.

18. Афонин Л.Н. «О происхождении рассказа «Неизвестный друг» // ЛН т.84, с.422.

19. Бабореко А.К. И.А.Бунин. Неопубликованные письма.// На родной земле. -Орёл, 1956.-с. 32

20. Бабореко А.К. Дороги и звоны: Воспоминания, письма. -М.: Скифы, 1993 .-211с.

21. Бабореко А.К. Неопубликованные письма И.А.Бунина.// Весна пришла. -Смоленск, 1959. -с.210-212

22. Бабореко А.К. Материалы для биографии.(1870 -1917) -М. Художественная литература, 1967. -304 с.

23. Бабореко А.К. О себе, о других: Из наследия И.А.Бунина.//Литературная газета. -1984. -№31

24. Бабореко А.К. Комментарий.//И.А.Бунин. Стихотворения 1882-1952.-М.: Московский рабочий, 1993. 484 с.

25. Бабореко А.К. Новые материалы о Бунине.// Вопросы литературы и фольклора. Воронеж, 1972. -с. 72-74

26. Баранов В.И. Время -мысль -образ //Статьи о современной литературе. -Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1973. С.269 -с.97-110.

27. Басинский П.В., Федякин С.Р. Русская литература конца X К -началаХХ века и первой эмиграции. -М.: Издательский центр»Академия», 1998. -с.32^6.

28. Басманов А.Е. Старые годы: эпизоды истории, искусства и литературы. -М.: Современник, 1987 -287с.

29. Бахрах А. Из разговоров с Буниным.: Записная книжка// «Нева». 1993.8

30. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе.// Бахтин М.М.

31. Вопросы литературы и эстетики. -М., 1975. -с. 234-408

32. Белинский В.Г. Поли. Собр. Соч.: В 13 тт. -М. -Л.: Изд. АН СССР, 1953.т.

33. Беляева Н. Изучение лирики И.А.Бунина.// Литература, 2000. -№9.

34. Бицилли П.М. О творчестве Ивана Бунина.// Русская речь. -1995. -№6.

35. Бонами Т.М. Приёмы создания образа персонажа: о творчестве И.А.Бунина // Известия ВГПИ.Т.114. -Воронеж, 1971. -с.39^9

36. Бонами Т.М. Художественная проза И.А.Бунина. Автореферат дисс.к.ф.н. -М., 1963. -25 с.

37. Бондарь Ю. Он вернулся на родину! К 125-летию со дня рождения И.А.Бунина. // Слово. -1995. -№№ 11 -12

38. Борисов Л. Высокая консультация / из воспоминаний об И.А.Бунине // Нева, 1957, №3, стр. 194-198

39. Благасова Г.М. Ив. Бунин и М. Горький.( Некоторые проблемы стиля). Автореферат дисс. .к.ф.н. -М., 1975 -24 с.

40. Благасова Г.М. Из истории творческого общения И.А.Бунина и П.А.Нилуса.// Материалы международной научной конференции, посвящённой 850-летию г.Ельца. -Елец, 1996. -с.78-80.

41. Благасова Г.М. Некоторые черты стиля Ив.Бунина и М. Горького.// Проблема реализма русской литературы начала XX века. -М.,1976. -с.36

42. Благасова Г.М. Иван Бунин: жизнь, творчество, проблемы метода и поэтика. -Москва -Белгород, 2001. -232с.

43. Богданова О.Ю. Встреча с творчеством И.А.Бунина. // Литература в школе. 1999. -№7.

44. Будаков В.В. Возвращение. ( К 125-летаю со дня рождения И.А.Бунина)//1. Подъём. —1995. -№10

45. Будаков В.В. В том плодородном подстепье. //Далёким недавним днём. -Воронеж, 1972. -с. 101 -124.

46. Бунджулова Б.Е. Стилевые особенности прозы И.А.Бунина. Автореферат дисск.ф.н. -М., 1972. -25с.

47. Бунин Ю.А. -Бунину И.А. 14 писем и 1 телеграмма 1909-1916. 22 листа

48. Инд. 3245, 2978/ 1 -14. Госмузей И.С. Тургенева в Орле.

49. Бурчак Л.А. Биографическая основа «Окаянных дней» И.А.Бунина.// Материалы международной конференции, посвященной 850-летию г. Ельца. -Елец, 1996. -с.101 -102.

50. Вантенков И.П. Структура повествования в рассказах И.А.Бунина (18901916). Автореферат дисс.к.ф.н. -Киев, 1979. -25с.

51. Васильева Л.А. Лирическое и эпическое в творчестве И.А.Бунина. (Соотношение и взаимодействие). Автореферат дисс.к.ф.н. -М., 1979. -24с.

52. Введение в литературоведение. Хрестоматия.//Сост.: Николаев П.А., Руднева Е.Г., Хализев В.Е., Чернец Л.В.; Под ред. Николаева П.А. -М.: Высшая школа, 1997. -350с.

53. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. // Сост. Чернец Л.В., ХализевВ.Е., Бройтман С.Н.; Под ред. Чернец Л.В. -М.: Высшая школа, 1999.-с. 173.

54. Вересаев В. Воспоминания. -М.: Правда, 1982. -544с.

55. Верещагина A.A. Концепция личности и общества в прозе И.А.Бунина.1913-1916). Автореферат дисс.к.ф.н. -М.,1978. -24с.

56. Винокур Н. Новое о Буниных.// Минувшее. Исторический альманах. -М.: Феникс, 1992. -с.282-328

57. Волков А. Проза Ивана Бунина. -М.: Московский рабочий, 1969. -448с.

58. Волков Ф.И. Литература как вид художественного творчества.-М.: Просвещение, 1985.-192с.

59. Волынская Н.И. Диалог в повести Бунина «Деревня».// Научные докладывысшей школы. Филологические науки. -М., 1976. -Вып. 1 -с.38-46.

60. Воровский В.В. Бунин И.А. Литературно^фитические статьи. -М., 1956.-112с.

61. Воронский А. Вне жизни и вне времени./ Русская зарубежнаяхудожественная литература/Прожектор, 1925, № 13 с. 18-20.

62. Выготский Л.С. Психология искусства. -М.: Просвещение, 1986. -234с.62 «Высочайшая правда творчества». (Современники о И.А.Бунине). // Нева.-Л. -1995.-№10

63. Гейдеко В.А. Чехов и Бунин: Характер литературного героя// Писатель и жизнь. -Вып.7, МГУ, 1972 -с. 129-141.

64. Гокинаева В. «.Ты и блаженство и безнадёжность.» ( Любовь на страницах рассказов И.А. Бунина). // Русская словесность. -М. -1996. -№1

65. Горбов Д.А. У нас и за рубежом. Литературные очерки. -М.: Круг, 1928. 225с.

66. Гречнев В.Я. Категория времени в литературном произведении. // Анализлитературного произведения. -Л.: Наука, 1976. -с.120-129

67. Гречнев В.Я. Проза Бунина. // Русская литература. -Л., 1979. -№4

68. Громов-Колли А.В. «Путевые поэмы» И.А.Бунина. (Проблематика, жанр, поэтика).// И.А.Бунин и русская литература XX века. -М.: Наследие, 1995 .—С.37-40.

69. Гуревич Л. Художественная литература// Ежегодник газеты «Речь», -СПб, 1913. -с.372-393.

70. Дякина А. Ив. Бунин и А.Блок. Взаимовосприятие поэтов. И.А.Бунин и русская культура. Межвузовский сборник научных трудов. -Елец, 1995, с.74-82.

71. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. -М.: Флинта, Наука, 1999. -с.248.

72. Забелин П.В. Художественный стиль в прозе И.А.Бунина о деревне. Автореферат дисс.к.ф.н. -Томск, 1966. -25с.

73. Зайцева Н.В. Тема оскудения "дворянских гнёзд" в прозе И.А.Бунина.//Материалы международной научной конференции, посвящённой 850-летию г.Ельца. -Елец, 1996. -с. 106-107.

74. Зверева Л.И., Бочаева Н.Г. Монолог в структуре рассказов И.А.Бунина.// Статьи и тезисы докладов международной научной конференции, посвящённой 130-летию со дня рождения И.А.Бунина 12-14 сентября 2000 года. -Белгород, 2000. -с.63 -69.

75. Зверева Л.И. Мотивы усадебной и деревенской жизни в поэтическом наследии И.А.Бунина //Материалы межвузовской научно-методической конференции по итогам НИР за 1995 год. Гуманитарные науки. -Липецк, 1996 .—С.90-93.

76. Зверева Л.И. Украина в очерках и рассказах И.А.Бунина.// Творческоенаследие Бунина и мировой литературный процесс. Материалымеждународной научной конференции. -Орёл, 1995. -с. 18-22.

77. Зверева Л.И. Бунин и Украина. // Русская филология. Республиканскийнаучно методический журнал. -Харьков, 1994. -с.42 .

78. Зверева Л.И. Маршруты путешествия Бунина по Украине. // Материалы международной научной конференции, посвященной 600-летию спасения Руси от Тамерлана и 125-летию И.А. Бунина. -Елец, 1995. -с.54-56.

79. Зверева Л.И. Лирика родных мест в поэтическом творчестве И.А.Бунина. Материалы международной научной конференции, посвященной 850-летию города Ельца и 125-летию со дня рождения И.А.Бунина. -Елец, 1996. -с. 102106.

80. Зверева Л.И., Трубицына Н.А. Музыка колоколов в творчестве И.А.Бунина// Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX-XX веков. Вып. 2.-Белгород, 2000. -с.22-27.

81. Зверева Л.И., Бочаева Н.Г. Монолог в структуре рассказов И.А.Бунина// Там же, с.63-69.

82. Иван Ильин. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин. Ремизов. Шмелёв. -М.: Скифы, 1991. -с.25-28.

83. Иванов Н.Н. Мир, недоступный смерти.// Литература в школе, 1996. -№5. -с.42-45.

84. Измайлов А. Литературное обозрение: Быль и легенда под пером И.А.Бунина/ «Иоанн Рыдалец» и «Худая трава»/ // Биржевые ведомости, 1913, 6 мая.

85. Казьмина М.А. Типология женских образов в прозе Бунина //Царственная свобода. Межвузовский сборник научных трудов. -Воронеж: «Квадрат», 1995. -с. 158.

86. Каплан И.Е. «Анализ произведений русской классики». -М.: Новая школа, 1997. -с. 100.

87. Карпов И.П. Религиозность в условиях религиозного сознания. (Бунин И.А. «Жизнь Арсеньева». Юность.) // Проблемы исторической поэтики. Евангельский текст в русской литературе VIII-XX веков. -Петрозаводск. Изд-во ПУ. -Вып.З. -С.341 -346.

88. Карпов И.П. Проза Ивана Бунина. -М.: Флинта, Наука, 1999. -336с.

89. Карпенко Г.Ю. Творчество И.А.Бунина и религиозно-философская культура рубежа веков. -Самара.: Издательство Самарской гуманитарной академии, 1998.-с.69.

90. Качур М.Д. «Чехов и Бунин». //Бунин и русская культура. Межвузовский сборник научных трудов. -Елец, 1996. -187с. -с.92.

91. Капрусова М.Н. Повесть И.А.Бунина «Суходол» в контексте культурной традиции/ тема простора и его власти над русской душой. -Орёл, ОГПУ, 1995.—С.25-30.

92. Кичигин В.П. Русская литературная эмиграция. -Белгород, 1999. -289с.

93. Климова Т.П. Творчество И.А.Бунина и М.М.Пришвина в контексте христианской культуры. Автореферат дисс. .д.ф.н. -М., 1993. -52с.

94. Климова Т.П. Белорусский, крымский, малороссийский компоненты в творчестве И.А.Бунина.// Национальный компонент в языке и культуре. -Минск, 1994. -с.23.

95. Климова Т.П. Мировое значение творчества Ивана Алексеевича Бунина. // Бунин и русская культура. Межвузовский сборник научных трудов. -Елец, 1996.-с. 126-135.

96. Климова Т.П. Русский национальный характер в творчестве И.А.Бунина.// Материалы международной научной конференции, посвящённой 130^гетию со дня рождения писателя. Воронеж -Елец 26-30 сентября 2000 года. -Елец, 2001. -с. 108-112.

97. Климова Т.П. Свет незакатный.// Творческое наследие И.А.Бунина и мировой литературный процесс. Материалы международной научнойконференции, посвященной 125-летию со дня рождения Бунина. -Орёл, 18-21 октября 1996. -с. 126-130.

98. Климова Г.П. Образ Ельца в творчестве И.А.Бунина.// Материалы международной конференции, посвящённой 850-летию г.Ельца. -Елец, 1996. -с. 107-111.

99. Коган П. Очерки по истории новейшей русской литературы. -M-J1, 1929, Т.4 -323с.

100. Кознова H.H. Мемуарная и автобиографическая проза И.А.Бунина.// Статьи и тезисы докладов международной конференции, посвящённой 130-летию со дня рождения И.А.Бунина. -Белгород, 2000. -с.72-78.

101. Колобаева J1.A. Концепция личности в русской реалистической литературе рубежа X ж -XX веков. -М.: МУУ, 1987. -174 с.

102. Колобаева Л.А. Проза И.А.Бунина. -М.: Издательство МГУ, 2000. -88с.

103. Колтановская Е.А. Бунин как художник^ювествователь // Вестник Европы, 1914, № 5, с.327-341.

104. Колтановская Е.А, Интеллигент и деревня // Критические этюды. -СПб.: Просвещение, 1912. -с.205-280.

105. Комлик H.H. «Мысль изречённая и скрытая в рассказе И.А.Бунина «Лёгкое дыхание». //Материалы международной научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения И.А.Бунина. -Елец, 1995. -с. 129131.

106. Кормилов С.И. Основные понятия теории литературы. -М.: Издательство МГУ, 2002. -112с.

107. Короткова М. Каждый человек -это целый мир.Роман И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» в 11 классе.// Литература в школе. -М., 1995. -Mbl.

108. Краснова C.B. Идейно композиционные функции народной поэзии в произведениях И.А.Бунина.//Бунин И.А., -Воронеж, 1971. Т. 114.-с. 131-149.

109. Краснова C.B. Древний Елец в изображении И.А.Бунина. // Материалы по славянской письменности и культуре. -Липецк, 1992. Вып. 10. ЛГПИ. -с. 108-118.

110. Краснова C.B. «Самый город(.) гордился своей древностью и имел на то полное право.» // Елецкая быль. Краеведческий сборник. -Липецк, 1994. Вып.1. -с. 153-173.

111. Краснова C.B. «.День мой догорел, но след мой в мире есть». И.А.Бунин и русская культура. Межвузовский сборник научных трудов. -Елец, 1996. -с. 166-186.

112. Крутикова Л.В. Из творческой истории «Деревни».//Русская литература.-Л. —1959. -№4

113. Крутикова Л.В. «Деревня» Бунина.// Учёные записки Ленинградского университета. -1960.-Вып.58. -№195.

114. Крутикова Л.В. Верность призванию. // Бунин И.А. Избранное. -М., 1970.—С.3-37.

115. Крутикова Л.В. Иван Бунин.// История русской литературы. -Л.: Наука, 1983.-т.4.-с.635-667.

116. Крутикова Л.В. «Неугасимый свет». -Нева, 1995 № 10, с. 185.

117. Крутикова Л.В. «Чаша жизни» Бунина и споры о смысле человеческого бытия в начале XX века. //От Грибоедова до Горького: Межвузовский сборник. -ЛГУ, 1979.

118. Крюкова Н.Г. Дневники И.А.Бунина в контексте жизни и творчества писателя.// Автореферат диссертации к.ф.н. -Елец, 2000. -24с.

119. Кузнецова Г.Н. Грасский дневник. Рассказы. Оливковый сад. -М.: Московский рабочий, 1995.-с.115. -с.107.

120. Кулешов И.И. Мир бунинской прозы. // И.А.Бунин. Избранное. -Минск.: «Высшая школа», 1982. -285с.

121. Курепина Т.Г. «Художественное воплощение авторского сознания в творчестве И.А.Бунина // И.А.Бунин и русская культура. -Елец, 1995. -с.73.

122. Кучеровский Н.М. Братья Бунины.// Из истории русской литературы ХК века. -Калуга, 1966, с.85-131.

123. Кучеровский Н.М. И.А.Бунин и его проза (1887-1917). -Тула.: Приокское книжное издательство, 1980. -319с.

124. Кучеровский Н.М. О концепции жизни в лирической прозе И.А.Бунина.// Вторая половина 90х начала 900х годов.// Калуга. Сборник статей Тульского пединститута, с. 107-122.

125. Кучеровский Н.М. Споры о русском национальном характере и «Деревня» И.А.Бунина.//Русская литература XX века. Творчество И.А.Бунина. -Калуга, 1973, сб. № 4 с.27-38.

126. Кучеровский Н.М. Эстетическая концепция жизни в прозе Бунина. Автореферат дисс.д.ф.н. -М., 1973 -40с.- 129 Коковин А.Ф. Концепт вечности в миниатюрах И.А.Бунина. -Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2003. -с.69-77.

127. Лакшин В.Я. Чехов и Бунин. Последняя встреча. // Вопросы литературы. -1978. -№10

128. Лакшин В.Я. Иван Бунин: книга жизни. // Судьбы: от Пушкина до Блока. -М.: «Искусство», 1990. -с. 280-303.

129. Левидов М. (Левин М.Ю.) И.А.Бунин // Новый журнал для всех. -М, 1916, №4-6, с. 42^8.

130. Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина. -М.: Издательство МГУ, 1989. -с. 144.

131. Литература. Сост. Э.Л.Безносов, Е.Л. Ерохина, А.Б.Есин. -М.: Издательский дом «Дрофа». 1999. -592с.

132. Литературное наследство. И.А.Бунин. -М.: Наука, 1973. т.84 в двух книгах, к.2 - с. 105

133. Лихачёв Д.С. Заметки о русском. -М.: Советская Россия, 1981. -61 с.

134. Лихачёв Д.С. Избранные работы. -Л.: Художественная литература,1987 .-656с.

135. Лавданский Э.К. Действительность и жизнь сознания в прозе Ивана Бунина. // Иван Бунин и литературный процесс начала XX века (до 1917 года) // Межвузовский сборник научных трудов. -Л., 1985 -с.78-83.

136. Львов-Рогачевский В. Новейшая русская литература. -М.: Мир, 1927. -с.73-79.

137. Мальцев Ю. Иван Бунин перед загадкой русской души. //Новый мир. -М.,1995. -№9

138. Мальцев Ю.В. Бунин. -М.: Посев, 1994. -с. 157.

139. Матвеев В. Русская душа // Статья о творчестве Бунина // Новая жизнь, Альманах 4. -М, 1916, с. 115-160.

140. Матлев Ю. Монстр пустоты. (Тема смерти в творчестве Бунина). // ЛГ -Досье. -1995 .-№11 -12

141. Меренкова С.Б. Образы русских богатырей в «провинциальных» рассказах И.А.Бунина. -Молодые голоса. Сборник статей. -Елец:ЕГУ им.И.А.Бунина,2001. -с.70 -73.

142. Меренкова С.Б. «Косцы» И.А.Бунина и «Слово о погибели земли русской».// Материалы международной научной конференции, посвящённой 850-летию г.Ельца. -Елец, 1996. -с.89-91.

143. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. -М.: Гуманитарный исследовательский центр ВЛАДОС, 1999.-360 с.

144. Михайлов О.Н. И.А.Бунин. Жизнь и творчество. -Тула.: Приокскоекнижное издательство, 1987. -207 с.

145. Михайлов О.Н. Бунин-поэт. // И.А.Бунин. Избранное. Стихотворения, переводы. -М.: Московский рабочий, 1977. -с.3-28.

146. Михайлов О.Н. Иван царевич русской литературы.// Правда, 1997. -411 апреля №13 (225).

147. Михайлов О.Н. «Россия! Кто смеет учить меня любви к ней». Уроки Бунина. // ЛГ -Досье. -1995.,№11 -12

148. Михайлов О.Н. Слово о Бунине.// Правда, 1995, 21 октября.

149. Михайлов О.Н. Строгий талант. И.А.Бунин. Жизнь. Судьба. Творчество. -М.: Современник, 1976. -277с.

150. Михайлов О.Н. Литература русского Зарубежья. -М.: Просвещение, 1995 .-432с. -с. 100-169.

151. Михеичева Е.А. Работа И.А.Бунина над усилением психологической значимости образа ( по материалам архива Бунина в Орловском государственном литературном музее И.С.Тургенева). //И.А,Бунин и русская литература 20 века. -М.: Наследие, 1995. -с.236-341.

152. Муравьёва-Логинова Т.Д. «Живое прошлое» // Воспоминания об H.A. и В.Н.Буниных. -ЛНт.84 к.2. с.316.

153. Муромцева-Бунина В.Н. «Беседы с памятью. Жизнь Бунина». -М.: Советский писатель, 1989. -с.46.157а Муромцева-Бунина В.Н. Воспоминания об И.А.Бунине. -Новый мир, 1968 №3 С.215.

154. Муратова К.Д. К спорам о русском характере в канун пролетарской революции // Русская литература, 1968, № 3 -с.52-65.

155. Муратова К.Д. Роман 1910х годов: семейные хроники// Вестник Беларусского университета, серия 4, -Минск, 1972.С. 97-134.

156. Николина H.A. Образное слово И.А.Бунина.// Русский язык в школе. -1990. -№4. —с.51 -59.

157. Никонова Т.А. «Душа русского человека в глубоком смысле».( Повесть «Суходол»).// Межвузовский сборник научных трудов к 125-летию рождения И.А.Бунина. -Воронеж.: «Квадрат», 1995. -с.60-70.

158. Нинов А. «Деревня» Бунина и русская литература. // Вопросы литературы. -1970. -№10

159. Нефёдов В.В. Чудесный призрак. Бунин художник. -Минск.: «Полымя», 1990. -238с.

160. Никулин Л. О чём говорят рукописи И.Бунина. // Москва. -М., 1959.№1

161. Никулин Н. Чехов, Бунин, Куприн: литературные портреты. -М., 1960. -С. 171-264.

162. Обертынский А. Проза Ивана Бунина.// Дон, 1970, №7. -с. 160 -172.

163. Одоевцева И. «Разве Бунин -конкурент?» //ЛГ -Досье. -1995. -№№11 -12

164. Одоевцева И. На берегах Сены. -М.: Худ. лит-ра, 1989 .-333с.

165. Павловский А. К характеристике автобиографической прозы русского зарубежья (И.Бунин, М.Осоргин, В.Набоков). // Русская литература. -Л. -1993.-№3

166. Паустовский К. Иван Бунин. // Бунин И.А. Повести, рассказы, воспоминания.-М., 1961.-с.3-22.

167. Петров В.М. Под небом Суходола. Иван Бунин: родина, поэзия, любовь.-Липецк, 1995.499с.

168. Полоцкая Э.А. «Чехов в художественном развитии Бунина».//ЛН т.84. с.86.

169. Померанцева Э.В. «Фольклор в прозе Бунина». -ЛН т.84. к.2. -с. 145.

170. Пращерук Н.В. Психологизм прозы И.А.Бунина 1909-1913 годов // И.А.Бунин и русская культура. -Елец, 1995. -с.83.

171. Пращерук Н.В. Художественная концепция национального в прозе Бунина. Автореферат дисс.к.ф.н. Свердловск, 1989. -18с.

172. Пушешников H.A. Отрывки из дневника. // В большой семье. Проза.Стихи. Литературная критика. -Смоленск, 1960. -с.238-283.

173. Пушкарёва JI.C. «Казимир Станиславович» И.А.Бунина. -Белгород: Издательство БелГУ, 1998.-с. 175.

174. Ростовцева Н. Лёд и соль. (Заметки о поэзии Бунина). //ЛГ -Досье. -1995.-№11-12.

175. Рощин М.М. Иван Бунин //Приложение: Бунин в Ялте. Рассказ;

176. Советская хроника» Ивана Бунина. Публ. Дм. Черниговского. -М.: Молодая1. Гвардия, 2000. -с.61.

177. Русская культура IX-XV IE веков в исследованиях советских авторов1917-1984 годов. -М., 1990. -318с.

178. Русская душа. Тысяча лет отечественного любомудрия. // Роман газета.-М. -1994.

179. Руднев Ф.Ф. Бунинские места: заметки краеведа. // Подъём. -Воронеж. -1965. -№5.

180. Рымарь Н.Т., Скобелев В.П. «Теория автора и проблема художественной деятельности». -Воронеж, 1994. -с.45.

181. Сборник научных трудов. Образно-языковая структура прозы И.А.Бунина. -Елец., 1992.

182. Сионова С.А. Поэзия души и жизни ( к проблеме бытования фольклора Елецкого края.// Материалы международной научной конференции, посвящённой 600-летию спасения Руси от Тамерлана и 125-летию со дня рождения И.А.Бунина. -Елец, 1995. -с. 144-146.

183. Сионова С.А., Меренкова С.Б. «В те дни я жил в ином очаровании.» // И.А.Бунин и русская культура. Межвузовский сборник научных трудов. -Елец, 1995.-с.142-148.

184. Скатов H.H. Русский гений. -M.: Современник, 1987. -247с.

185. Скатов H.H. Далёкое и близкое. -М.: Современник, 1981. -80 с.

186. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: статьи и исследования о русских классиках. -М.: Художественная литература, 1972 .-544с.

187. Славецкий В. «Мне кто-то должен сострадать.»/ зачёт по Бунину/ // Литературная учёба. -М, 1986, №4 с. 130-139.

188. Сливицкая О.В. О природе бунинской «внешней изобразительности». // Русская литература. -Л.-1994. -№17.126

189. Смелкова З.С. Литература как вид искусства. -М.: Флинта, Наука, 1998.-C.24.

190. Смирнов А. Последняя книга. (К 125-летию со дня рождения И.А.Бунина). // Известия. -1995.-21 октября.

191. Смирнова Л.А. А.П.Чехов и И.А.Бунин. Об одной архитектонической особенности рассказов.// Взаимодействие творческих индивидуальностей писателей 19-начала 20 века.-Межвузовский сборник научных трудов. -Москва, 1991.-с.121-130.

192. Смирнова Л.А. Грани взаимодействия жизни и прозы Ив. Бунина. // Развитие лирической поэзии и её взаимодействие с прозой в русской литературе конца XVIIIнначала XX века. -М.: Просвещение, 1988. -124с.

193. Смирнова Л.А. И.А.Бунин. Жизнь и творчество. -М.: Просвещение, 1991.-с. 112.

194. Смирнов Н. Грани большого таланта. О творчестве И.Бунина. // В мирекниг. -М. -1968. -№12

195. Собрание народных песен П.В.Киреевского. -Л.: Наука, 1986, -т.2. -с.791.

196. Соколов А.Г. Заметки о художественном мастерстве И.Бунина// Русскийязык за рубежом, 1971 №1 с.95-100.

197. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX начала XX века. -М.: Высшая школа, 1988. -352с.

198. Спивак P.C. Грозный Космос Бунина. // Литературное обозрение. -М., 1995. №3.

199. Спивак P.C. Художественное время в поздней новелле И.Бунина. // Русская литература 20 века. Сб. 4. -Калуга, 1973.

200. Спивак P.C. Русская деревня в изображении И.Бунина и Л.Толстого. // Вестник МГУ. Филология. -1969. -№3

201. Степун Ф.А. Иван Бунин. // И.А.Бунин. Произведения 1909-1914. Собр. Соч. В 8 тт. -М.: Московский рабочий, 1993. -т.З. -с.5-17

202. Степун Ф.А. И.А.Бунин и русская литература.// И.А.Бунин. Собр. Соч. в 8 тт. -М.: Московский рабочий, 1993. -т.1 Стихотворения 1888-1952.-с.5-18

203. Тальников Д.(Шпитальников Д.Л.) При свете культуры: /Чехов, Бунин, СЛодъячев, Ив. Вольнов/ // Летопись, 1916, №1 -с.275-299.

204. Танин Г. /Эпштейн Е.М./ Творчество Бунина // Ежемесячный журнал. 1914, №2-с.109-114.

205. Тарасенков А. О жизни и творчестве И.Бунина. // И.А.Бунин. Избранные произведения. -М., 1956. -с 3-15

206. Твардовский А.Т. О Бунине.// Бунин И.А. Собр.соч. в 9 тт. -М.: Худ. лит^а, 1965. -т.1. -сЛлэ.

207. Тимофеев Л.И. «Основы теории литературы» М: «Просвещение». 1966.- с. 46.

208. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. -М.: Аспект Пресс, 1999.-334с.

209. Трофимова Т. К вопросу о реальных источниках повести И.А.Бунина «Суходол». // Тезисы докладов ОГПИ. -Орёл, 1991. -с.ЗЛ.

210. Тюпа В.И. Аналитика художественного. -М.: Лабиринт, РГГУ, 2001. -с.165.215 «Устами Буниных: Дневники Ивана Алексеевича и Веры Николаевны Буниных: в 3-х т. // Под ред. Милицы Грин. Франкфурта-Майне: «Посев», 1977-1982.-Т.2 стр. 112.

211. Фёдорова О.Н. Национальный женский образ в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник».// Материалы международной научной конференции, посвящённой 600-летию спасения Руси от Тамерлана и 125-летию со дня рождения И.А.Бунина. -Елец, 1995. -с. 139-142.

212. Фоменкова Л. « Холодная осень» И.А.Бунина. //Литература в школе, 1996. -№4

213. Фрайденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. -М.: Лабиринт, 1997. -448с.

214. Хализев В.Е. «Теория литературы» -М.: «Высшая школа», 1999. -398с., с.93-94.

215. Храмцова Р. Материалы к проведению уроков по рассказу «Антоновские яблоки». // Литература. 2000. -№8.

216. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. -М.: Художественная литература, 1986. -439с.

217. Цебоева М.П. Рассказ И.А.Бунина «Захар Воробьёв» (К проблеме национального характера) // Из истории русской литературы и литературной критики. -Кишинёв, 1984, с. 140-146.

218. Цебоева М.П. Фольклорные мотивы в поэтике И.Бунина: на материале рассказов XIX начала XX годов. // По страницам русской классики. -Кишинёв, 1974. -129с.

219. Цетлин М. Чаша жизни. // И.А.Бунин. Произведения 1909-1914.-М.: Московский рабочий, 1994.-с. 18-24.

220. Чистякова H.A. Эволюция народнопоэтических традиций в творчестве И.А.Бунина конца XIX начала XX века. -Автореферат дисс. канд. филол. наук, -Елец, 1997. -29 с.

221. Чудакова М.О. Рукопись и книга: Рассказ об архивоведении,текстологии, хранилищах рукописей писателей. -М.: Просвещение, 1986. 176 с.

222. Чуковский К. Ранний Бунин// Вопросы литературы, 1968 № 5 с.83 -101.

223. Чуковский К. Смерть, красота и любовь в творчестве И.А.Бунина//

224. Нива, 1914, № 49 с.947-950, № 50 с.957-968.

225. Шварц В.В. Творчество Ивана Бунина и русская литературная традиция.// Материалы международной научной конференции, посвященной 850-летию г. Ельца. -Елец., 1996. -с.97-101.

226. Ширина Е.А. Концепция любви и смерти в цикле рассказов И.А.Бунина «Тёмные аллеи».// Материалы межвузовской научно-практической конференции, посвящённой 125-летию со дня рождения И.А.Бунина. -Белгород, 1996. -с. 10-15.

227. Шушукова Г.В. «А счастье всюду.». // Литература в школе, 1999. -№1.

228. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения. -М.: Флинта: Наука, 2001. -112с.

229. Этторе Ло Гатто. И.Бунин. // Этторе Ло Гатто. Мои встречи с Россией. -М.: Кругъ. МСМХСИ. -с. 16 -110.

230. Юрченко Л.Н. Диалектика образа Украины в творчестве И.А.Бунина: историко культурный и структурно люэтический аспект. -Автореферат дисс.канд филол. наук, -Елец. 2000. -32с.

231. Всё обо всех. -М.: Филологическое общество «Слово». Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 1996.-с.55-59.

232. Литература: справочные материалы. -М.: Просвещение, 1988. -335с.

233. Литературный энциклопедический словарь. // Под общей ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. -М.: Сов. Энциклопедия, 1987. -с.252.

234. Курносова И.М. Словарь диалектизмов художественных произведений И.А.Бунина. -Елец, 1998. -47с.239 «Минувшее меня объемлет живо.» // Рекомендательная библиографическая энциклопедия. -М.: Издательство «Книжная палата», 1989.-350с.

235. Михайлов О.Н. Бунин И.А. // Краткая литературная энциклопедия. -М., 1962. Т.1-С.114-115.

236. Описание материалов Государственного музея И.С.Тургенева.// И.А.Бунин. -Орёл.: Орловское отделение Приокского книжного издательства, 1979. -186с.

237. Сто великих имён в литературе. -М.: Философское общество «Слово», 1998.-с.76-80.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.