Религиозная жизнь населения Приенисейского региона на переломе эпох: 1905-1929 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Доброновская, Анна Павловна

  • Доброновская, Анна Павловна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2007, Красноярск
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 237
Доброновская, Анна Павловна. Религиозная жизнь населения Приенисейского региона на переломе эпох: 1905-1929 гг.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Красноярск. 2007. 237 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Доброновская, Анна Павловна

Введение.

Глава 1. Религиозная жизнь населения Приенисейского региона в 1905-1919 гг.

1. Религиозность населения.

2. Отношение церкви и верующих к революционной трансформации общества.

Глава 2. Религиозная жизнь населения Приенийского края в 1920-1929 гг.

1. Традиции и новации в религиозности населения.

2. Конфессии и общество.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозная жизнь населения Приенисейского региона на переломе эпох: 1905-1929 гг.»

Актуальность темы исследования определяется возросшим интересом к религии в условиях демократизации общества, формирования правового государства и новой концепции государственной-конфессиональных отношений. В последнее десятилетие усилилось влияние конфессий на общественную жизнь страны в сфере политики, армии, образования и культуры. Современный период с точки зрения исследуемой темы во многом созвучен изучаемому. Именно тогда в стране произошли изменения во взаимоотношениях конфессий, власти и социума, религиозной и светской сферах общественной жизни.

Все это актуализирует потребность в объективном научном исследовании места и роли религии, конфессий, церковно-общественных организаций в рассматриваемый период, определении границ дозволенного в проведении ими культурно-просветительской и образовательной деятельности.

Степень изученности темы. Проблемы, поставленные в диссертации, интересовали в первую очередь отечественную историческую науку. Историография темы разработана слабо. В специальных исторических работах об этом периоде обращалось внимание преимущественно на становление «социалистического образа жизни» населения страны.1 Исходя из тематической и методологической направленности, всю литературу о религиозной жизни населения России можно разделить на три этапа. Первый из них охватывает 19051929 гг. и состоит из двух периодов: 1905 - 1919 гг. и 1920 - 1929 гг. Второй этап

1 Касьяненко В. И. Советский образ жизни: проблемы исследования. М., 1982 также делится на два периода: 1930 - 1950-е гг., 1950-е - 1980-е гг. Третий современный этап историографии проблемы начался с 1990-х гг. и продолжается до наших дней.

Для досоветского периода был характерен плюрализм мнений и оценок. Все исследования можно сгруппировать на церковные и светские. Труды церковных историков выражали официальную точку зрения светской и церковной власти на развитие Русской православной церкви. Труды первой группы историков не выходили за рамки официальной точки зрения власти на развитие Русской православной церкви. Н. П. Глубоковский, В. Кильчевский, Е. Е. Голубинский характеризовали отдельные аспекты ее деятельности, обращая внимание лишь на л положительные стороны развития церковного быта. Интересен труд иеромонаха Нестора, в котором дается позитивная оценка роли монастырей и духовных миссий в Сибири. Автор усматривал главное значение православной церкви в христианском просвещении и нравственном воспитании.3 Сторонники церковно-обновленческого направления (А. В. Карташев, Н. Д. Кузнецов, Н. В. Огнев)

2 Глубоковский Н. П. По вопросам духовной школы. СПб., 1907; Кильчевский В. Богатство и доходы духовенства. СПб., 1908; Голубинский Е. Е. О реформе в быте Русской церкви. М., 1913

3Смирнов Е. К. Очерк исторического развития и современного состояния православной миссии. СПб., 1904; Нестор (иеромонах). Православие в Сибири. СПб., 1910 изнутри знали проблемы развития церкви и предлагали конкретные пути ее переустройства: введение патриаршества, созыв церковного собора.4

Светские историки, в основном либерально-демократического направления, наоборот, были настроены критично по отношению к деятельности церкви и требовали отделения школы от церкви, ликвидации крупного монастырского землевладения и введения в стране свободы вероисповеданий, реформирования всей приходской жизни (К. К. Арсентьев, С. А. Соллертинский, С. Мельгунов, А. Орлов, Т. А. Буткевич). 5 Представители сибирского областничества, например П. М. Головачев, рассматривая церковь, как часть государственного аппарата, настаивали на реформировании церковной деятельности по отношению к аборигенным народам Сибири и в области системы школьного обучения.6

4 Карташев А. В. Русская церковь в 1905 году. СПб., 1906; Кузнецов Н. Д. Преобразования в Русской церкви. Рассмотрение вопроса по официальным документам и в связи с потребностями жизни. М., 1906; Огнев Н. В. Церковный собор и религиозные запросы общества. СПб., 1909

5 Арсеньев К. К. Свобода совести и веротерпимость. СПб., 1905; Соллертинский С. А. Основы современной церковно-приходской школы. Т. 4. Б.м., 1906; Мельгунов С. Церковь и государство в России. М., 1907; Орлов А. Церковь и государство. СПб., 1910; Буткевич Т. А., протоиерей. Обзор русских сект и их толков. Харьков, 1910

6 Сибирь. Ее современное состояние и ее нужды: Сб. ст. СПб., 1908

Коренное изменение политики государства к религии после революционных преобразований 1917 г. и Гражданской войны обусловило распространение идей социализма и отделения церкви от государства (Н. И. Бухарин, В. И. Ленин, А. В. Луначарский, И. В. Сталин, Л. Д. Троцкий). Появились работы, носящие антирелигиозный характер. П. В. Гидулянов атеистическую практику большевистской власти оправдывал конкретно-историческими условиями становления политического режима.7 Ряд авторов, например, И. П. Брихничев, Н. М. Лукин, Б. П. Кандидов высказывались о контрреволюционной деятельности церкви между двумя революциями, в периоды Гражданской войны и становления советской власти. Они рассматривали религии и конфессии как идеологических противников, выступивших на стороне царской власти и «белого» движения; силы, тормозящие социально-экономические преобразования в советском обществе. 8 Следует отметить, что все труды первого периода написаны непосредственно в изучаемый период и позволяют оценить состояние общественного мнения того времени по отношению к конфессиональной политике государства, социокультурной и социально-политической деятельности церкви.

7 Гидулянов П. В. Церковь и государство по законодательству РСФСР. М., 1923

8 Брихничев И. П. Патриарх Тихон и его церковь. М., 1923; Лукин Н. М. Революция и церковь. М., 1923; Б. П. Кандидов. Церковь и 1905 г. М., 1926 (Изд. 2-е, 1930); Он же. Церковный фронт в годы мировой войны. М., 1927; Он же. Церковь и Октябрьская революция. М., 1929

Потребности антирелигиозной пропаганды обусловили резко негативное отношение советских историков к деятельности церкви. На втором этапе историографии в 1930-е гг. сформировалась концепция «воинствующего атеизма». Например, в работах А. С. Долотова, К. П. Абросенко конфессии и верующие рассматривались как классовые противники, сохраняющие свои позиции в обществе.9

В целом работы носили антицерковный и антиклерикальный характер, были направлены, в первую очередь, против Церкви - как идеологического противника. Написанные «по заказу партии», они имели агитационно-пропагандистский, а не научный характер, и основывались на тенденциозном подходе к фактам. Религиозная вера была объявлена мракобесием, в оценках деятельности конфессий и служителей культа стали превалировать уничижительные ярлыки. Типичны в этом ряду работы Ф. Н. Олещука.10

С середины 1950-х годов, в условиях оттепели общественной жизни интерес к теме возобновился. Наибольшее внимание стало уделяться проблемам социально-политической истории Русской православной церкви. М. М. Персиц признал, что фактическое, а потом и юридически закрепленное неравноправие атеизма и религии в стране вело к постоянному столкновению противоположных

9 Долотов А. С. Церковь и сектантство в Сибири. Новосибирск, 1930; Абросенко К. П. Религия на службе контрреволюции в Сибири. Иркутск, 1938

10 Олещук Ф. Н. Десять лет Союза воинствующих безбожников СССР. М., 1936; Он же. Борьба церкви против народа. М., 1941 и др. интересов и мешало ликвидации конфликта между властью и церковью.11 Многие исследователи, в том числе в Сибири - И. Н. Юрасов, Л. И. Боженко, обосновывали вынужденную необходимость насильственных действий советской власти по отношению к церкви суровыми реалиями того времени.12

Л. И. Емелях видел истоки конфликта между советской властью и официальной церковью в охранительной деятельности последней.13 И. М. Шильдяшов говорил об отходе народных масс от религии в первой трети XX века и ослаблении влияния религий и конфессий на общество.14 И. Д. Эйнгорн, рассматривая особенности государственно-церковных отношений в Сибири, обратил внимание на традиционно сильную роль государственной власти в

11 Персиц М. М. Отделение церкви от государства и школы от церкви в СССР (1917-1919 гг.). М., 1958

12 Юрасов И. Н. Деятельность Сиббюро ЦК РКП(б) по организации антирелигиозной пропаганды (1920 - 1922). Новосибирск, 1960; Боженко Л. И. Культурно-просветительская работа Сибири в восстановительный период (1921 -1925 гг.). Томск, 1967

13 Емелях Л. И. Крестьяне и церковь накануне Октября. Л., 1976

14 Шильдяшов И. М. Религия в Сибири и атеистическое воспитание. Новосибирск, 1982

4 9 различных сибирских регионах, что по мнению автора способствовало распространению административного давления на конфессии.15

Большое значение в изменении подхода к истории церкви сыграли монографии Н. С. Гордиенко, Н. П. Красникова, коллективный труд «Русское православие: вехи истории». Ученые признали неоднозначность деятельности церкви в различные периоды, попытались достичь объективности при освещении ее места в обществе. Касаясь же проблемы разрешения конфликта церкви и советской власти, они утверждали, что «раскол» 1922 г., а затем декларация митрополита Сергия 1927 г. стали этапными в достижении вынужденного соглашения между ними.16 Подводя итог второго этапа можно отметить, что научная литература советского периода во многом сохранила исключительно отрицательную оценку характера религии и социально-политической деятельности конфессий. В то же время в монографиях введено в научный оборот немало новых источников, что позволило осветить множество ранее не исследованных вопросов.

На третьем, современном этапе в историографии резко возросло количество публикаций, посвященных данным проблемам, появились новые

15 Эйнгорн И. Д. Религия, церковь и классовая борьба в Сибири (1917 - 1937). Томск, 1983

16 Гордиенко Н. С. Эволюция русского православия (20-80-е годы XX столетия). М., 1984; Красников Н. П. Социально-этические воззрения русского православия в XX веке. Киев, 1988; Русское православие: вехи истории. М., 1989 методологические подходы, был расширен круг используемых источников. М. И. Одинцов, изучая процесс эволюции конституционно-правовой базы государственно-церковных отношений в первой трети XX века, высказывает мнение, что этот период стал временем зарождения конфликтной ситуации.18 Иеромонах Дамаскин (Орловский) в своем шеститомном мартирологе, начавшем публиковаться с 1992 г., на региональном уровне о. Г. Фаст в работе «Енисейск православный» (Красноярск, 1994) воссоздали историю сопротивления духовенства и мирян советскому политическому режиму. В. А. Алексеев, С. Н. Савельев, Н. А. Кривова охарактеризовали деятельность партийно-советских органов, армии и спецслужб, осуществлявших конфессиональную политику, их руководителей, как жесткую, не предполагающую альтернативных методов

1П конфликтного поведения.

Большинство ученых взаимоотношения между светской властью и религиозными организациями расценивают неоднозначно. В диссертациях О. Ю. Редысиной, С. Л. Фирсова дается положительная оценка проектов преобразований православной церкви в России в начале XX века: восстановление патриаршества и созыв Поместного собора, реформа прихода, обновленческое

17 Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. М., 1991; Савельев С. Н. Бог и комиссары (К истории Комиссии по отделению церкви от государства при ЦК ВКП(б) -Антирелигиозной комиссии. //Религия и демократия. М., 1993; Кривова Н. А. Власть и Церковь в 1922 -1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М, 1997 и движение в церкви, вероисповедные реформы Временного правительства. Но

1Q подчеркивается, что большинство из них не были проведены в жизнь.

Т. Н. Коголь, О. Н. Петюкова, Д. С. Разумов, О. Ю. Васильева в своих диссертациях доказывают гибельность для церкви конфессиональной политики советской власти. Деятельность же высшего церковного управления в этих условиях по их мнению гасила различного рода напряженности и сохраняла церковный организм.19

М. Ю. Крапивин указывает, что достижение компромисса между властью и вероисповедными объединениями было реально только в начальный период нэпа. В дальнейшем возможность мирного урегулирования взаимоотношений была

18 Редькина О. Ю. Вероисповедная политика Временного Правительства России (февраль-октябрь 1917 года). Дис. . канд. ист. наук. М., 1996; Фирсов С. JI. Православная церковь и Российское государство в 1907 - 1917 гг.: социальные и политические проблемы. Автореферат дис. д-ра ист. наук. СПб., 1997

19 Коголь Т. Н. Русская Православная Церковь и государство. 1917 - 1929 гг. (на материалах Западной Сибири). Авторефат дис. . канд. ист. наук. Томск, 1995; Петюкова О. Н. Русская православная церковь в Российской деревне в 1920-е годы (по материалам губерний Центральной России). Дис. . канд. ист. наук. М., 1997; Разумов Д. С. Антицерковная политика Советской власти 1921 - 1929 гг. (по материалам Верхнего Поволжья). Дис. . канд. ист. наук. Ярославль, 1997; Васильева О. Ю. Русская православная церковь в политике советского государства в 1943 - 1948 гг. М., 1999 упущена. Высокая же степень активности противоборствующих сторон предполагала только два сценария развития событии: изоляцию конфессий и верующих от секуляризированных слоев населения или позиционный конфликт в «идеологической» и административной области.20

М. В. Шкаровский и А. Л. Беглов анализируют политическую подоплеку возникновения церковных течений, «церковного подполья». По их мнению, одной из главных причин поражения православного движения стала его социально-политическая неоднородность, порождавшая острую борьбу за власть. В. А. Лисичкин, протодиакон В. Маращук и иеромонах Дамаскин на примере деятельности на территории региона церковных лидеров общероссийского масштаба Святителя Луки и священномученика Амфилохия (Скворцова) и архиепископа Крымского Луки показывают, что и в православии

20 Крапивин М. Ю. Религиозный фактор в социально-политической жизни советского общества (октябрь 1917-го - конец 1920-х годов). СПб., 1999

21 Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат. 1917 - 1945 гг. СПб., 1995; Он же. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999; Он же. Обновленческое движение в Русской православной церкви XX века. //Ученые записки. Вып. 6. Церковная история XX века и обновленческая смута. М., 2000 были личности, не стремящиеся к компромиссу с советской властью и готовые отстаивать свои взгляды до конца.22

О. А. Лиценберг, О. В. Курило, доказывают, что сплоченность неправославных конфессий и верующих в рамках традиционной религиозной системы способствовали выживанию этих сообществ. Материалы иудейской диаспоры региона позволили прийти к таким же выводам Л. В. Кальминой, а католической - С. Емельянову.24 Н. Н. Покровский, Н. Д. Зольникова, Л. Н. Приль на примере старообрядцев исследуют причины изоляция от внешнего мира той или иной группы верующих. 25

Лисичкин В. А. Крестный путь Святителя Луки. Москва, 2001; Дамаскин, игумен (Орловский). Житие священномученика Амфилохия (Скворцова), Епископа Красноярского. М., 2002; Маращук В., протодиакон. СВЯТИТЕЛЬ-ХИРУРГ: Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). М., 2003

23 Лиценберг О. А. Римско-католическая церковь в России: история и правовое положение. Саратов, 2001; Она же. Евангельско-лютеранская церковь в Российской истории (XVI - XX вв.). Минск, 2003; Курило О. В. Лютеране в России (XVI - XX вв.). Минск, 2002

24 Кальмина Л. Евреи Восточной Сибири: «духовная территория» (середина XIX -1917 годы). Красноярск, 2002; Емельянов С. История католической церкви в Восточной Сибири. Дис. канд. ист. наук. Иркутск, 2002

25 Покровский Н. Н., Зольникова Н. Д. Староверы-часовенные на востоке России в XVIII - XX вв: Проблемы творчества и общественного сознания. М, 2002; Приль

А. В. Паламарчук, А. И. Савин показывают на примере Сибири, что отдаленность территорий, частая смена власти и политических курсов вела к еще большему расширению того или иного конфликта в религиозной сфере, чему способствовали независимости, а нередко и самодеятельность чиновников в религиозных вопросах, например в «сектантском».26

Характеристика церковной благотворительности дается Т. А. Катцыной, церковно-приходских школ - В. В. Бибиковой. А. П. Шекшеев, Л. Ю. Анисимова, С. Н. Вострова поднимают вопросы сосуществования религиозного и атеистического мировоззрений в енисейской деревне. По их мнению, в 1920-е

Л. Н. Старообрядческие общины Прикетья и Причулымья в конце XIX - 80-х гг. XX века (опыт реконструкции жизнедеятельности). Автореферат дис. . канд. ист. наук. Томск, 2002

26 Паламарчук А. В. Исторический опыт взаимоотношений государства и церкви в Юго-восточной Сибири (1920 - 1930-е гг.). Автореферат дис. . канд. ист. наук. Иркутск, 2002; Савин А. И. Советское государство и евангельские церкви Сибири в 1920 - 1941 гг. Документы и материалы. // Составление, вступительная статья и комментарии А. И. Савина. Новосибирск, 2004

27 Катцына Т. А. Общественное призрение в Енисейской губернии (1822 - 1917). Дис. . канд. ист. наук. Красноярск, 2002; Бибикова В. В. Роль частной и общественной инициативы в развитии образования в Енисейской губернии в конце XIX - начале XX века. Красноярск, 2004 годы произошло столкновение старого и нового религиозного сознания крестьян.

АЛ

При этом выбор крестьян не всегда делался в пользу атеизма.

В досоветский период историографии было определено место религии и Русской православной церкви в истории страны, намечены направления дальнейшего изучения, собран фактический материал. Многие проблемы, поставленные в трудах историков до сих пор актуальны, а результаты имеют высокое научное значение. Советская историческая наука, основываясь на классовом подходе, видела в религиозных организациях и верующих идеологического противника, враждебного существующей власти.

В современной российской историографии при всем плюрализме подходов и оценок можно выделить черты складывающейся новой концепции. Для нее характерны показ неоднородности и многообразия политических и социокультурных ориентаций религиозных организаций, признание нарушения равновесия и раскола единого религиозного пространства; учет позиционного

28 Шекшеев А. П. Енисейское крестьянство и православная церковь в эпоху общественной смуты. //Религия и общество. Материалы Межвузовской научной конференции. Абакан, 16 ноября 2002 г. Абакан, 2003; Вострова С. Н. Изменения в социальной психологии крестьян Восточной Сибири в период сплошной коллективизации (1929 - 1933 гг.). Автореферат дис. . канд. ист. наук. Красноярск, 2005; Анисимова Л. Ю. Эволюция функций русской крестьянской семьи в Приенисейском регионе в 1920-е гг. Автореферат дис. . канд. ист. наук. Красноярск, 2004 конфликтного взаимодействия между советским политическим режимом и конфессиями, перерастания его во открытое противостояние. Обращение внимания на геополитические факторы позволяет изучить религиозную жизнь населения в отдельном регионе, в данном случае в Приенисейской Сибири.

Целью данного исследования является выявление тенденций эволюции религиозной жизни населения Приенисейского региона на переломе эпох (1905 -1929 гг.). Для достижения поставленной цели намечается решить следующие задачи:

- проанализировать конфессиональную картину региона в 1905 - 1919 гг.;

- изучить социально-политическую деятельность конфессий в этот период;

- определить основные направления эволюции религиозности населения в 1920-1929 гг.;

- определить влияние политики большевиков на состояние конфессий и секуляризацию общества в это десятилетие.

Объект исследования - население Приенисейского региона на переломе эпох. Предметом изучения выступает религиозная жизнь населения региона в 1905 -1929 гг.

Территориальные рамки исследования охватывают Енисейскую губернию в границах 1905 - 1925 гг., территорию Ачинского, Канского, Красноярского, Минусинского и Хакасского округов Сибирского края, функционировавших в 1925 - 1930 гг. В результате взаимовлияния природно-геграфической и социокультурной среды здесь сложились своеобразные религиозные системы локального социума.

Хронологически исследование ограничено 1905 - 1929 гг. Нижняя граница определена началом вероисповедных реформ в стране, провозглашением свободы вероисповеданий. Конечная дата исследования обусловлена введением нового законодательства о культах, предусматривающего резкое ограничение деятельности конфессий.

Источниковую базу работы составляет комплекс публикованных и еопубликованных материалов. К первому типу источников относятся издания законодательных и нормативных актов, как светских, так и церковных, 29 лл публикации официальных документов РКП(б) - ВКП (б); доклады и

90

Законодательные акты переходного времени 1904 - 1908 гг. СПб., 1909; Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. СПб., 1914; Российское законодательство X - XX веков. (Тексты и комментарии). Т. 1 - 9. М., 1984; Деяния Священного собора Российской православной церкви 1917-1918 гг. Т. 1 - 8. М., 1994 - 1999; Конституции и конституционные акты РСФСР (1918 -1937). Сб. документов. М., 1940; Декреты Советской власти. Т. 1-14. М., 1957 - 1997; Законодательство о религиозных культах. М., 1969 и др.

30 Архивы Кремля: Политбюро и церковь. 1922 - 1925. Кн. 1, 2. Сост. Н. Н. Покровский, С. Г. Петров. Новосибирск - М., 1997 - 1998 и др. выступления руководителей партии и правительства31. Изучение этого корпуса источников помогло нам составить представление о взаимоотношениях государства и церкви.

Периодическая печать 1920-х - источник информации о ходе антирелигиозных кампаний. Она включает в себя обзорные статьи агитационно-пропагандистского характера, заявления региональных политических деятелей, хронику событий, полемику с местным епископом и другие.

Изданные воспоминания представителей Союза безбожников Красноярских железнодорожных мастерских И. Варварова и А. Железных содержат уникальный объем данных, касающихся формирования, становления и развития «безбожных» организаций в регионе, отражающих роль партийных органов власти в их создании и функционировании. Автобиографические заметки архиепископа Крымского Луки (Войно-Ясенецкого) дают информацию о первой ссылке, которую он отбывал на севере региона в 1923 - 1927 гг.

Опубликованные источники были дополнены широким кругом неопубликованных документов. В диссертации использованы документы 55 фондов региональных и муниципальных архивохранилищ и музеев шести

31 Бухарин Н. И. Реконструктивный период и борьба с религией. Доклад на 2 - м Всесоюзном съезде безбожников. М., 1929; Деятели Октября о религии и церкви: Статьи. Речи. Беседы. Воспоминания. М, 1968; О религии и церкви. Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства. М., 1977 и др. городов: Абакана, Ачинска, Минусинска, Красноярска, Канска, Новосибирска. Делопроизводственные документы Енисейского губернского правления (ГАКК, ф.595), Енисейского губревкома (ГАКК, ф. Р-53), Енисейского губисполкома (ГАКК, ф.Р-49), Енисейского губкома РКП(б) (ГАКК. ф.П-1); Сибревкома (ГАНО, ф.Р-1), Сибкрайисполкома (ГАНО, ф.Р-47), Сибоно (ГАНО, ф.Р-1053), Сиббюро ЦК РКП(б) (ГАНО, ф.П-1) (протоколы и стенограммы заседаний и совещаний, приказы, распоряжения, циркуляры, отношения, доклады, отчеты, заявления, иная официальная переписка; примыкающая к ним неофициальная переписка, обзоры и включенная в них статистика) вскрывают механизм реализации властными структурами решений по «церковным» вопросам, таким как закрытие и открытие религиозных общин, храмов, монастырей и других.

Следственные дела священнослужителей и верующих за 1920 - 1922 гг. отложились в фонде «Енгубревтрибунал» ГАКК. Документы дел позволяют установить факты сопротивления священников и верующих проводимой советской властью конфессиональной политике. К сожалению, подобного рода дела за последующие годы в государственных архивах края не обнаружены, поэтому невозможно оценить масштаб политических преследований.

Уникальным источником по содержащемуся в них фактическому материалу являются сводки информационного отдела ГПУ-ОГПУ фонда «Енисейский губком РКП (б)» и Сиббюро ЦК РКП (б) за 1920 - 1925 гг. Они освещают ход кампании изъятия церковных ценностей в губернии, характеризуют настроения населения во время проведения местными органами власти различных антирелигиозных мероприятий. Благодаря информационным сводкам Хакасского окружкома ВКП(б) за 1926 г. Филиала Центрального государственного архива Хакасии стало известно о таком событии, как явлении Христа инородцу в 1926 г. в этом национальном районе, создании нелегального Анжульского монастыря.

Из фонда Енисейской духовной консистории (ГАКК, ф.674) использовались журналы заседаний, ежегодные отчеты благочинных священников о состоянии приходов, дела по рукоположению в священники и диаконы. Документы Красноярско-Енисейской епархии 1920-х гг. были найдены в городских архивах Минусинска и Ачинска. В них представлены переписка благочинных священников с епископами Красноярским и Енисейским Назарием за 1920 - 1922 гг. и Амфилохием за 1924 - 1929гг., документы о возвращении отдельных обновленческих приходов в лоно истинной Церкви. Благодаря этому были конкретизированы события церковной жизни, названы имена отдельных священников, прослежена их судьба. Переписка священников и верующих с епископом Красноярским и Енисейским Амфилохием отражает их точку зрения на конфликт между противоборствующими сторонами.

Неопубликованные воспоминания участников партийного и советского строительства в Приенисейском регионе в 1920-е годы фондов «Истпарт» и «Партархив» ГАКК помогли нам воссоздать события, не освященные или тенденциозно интерпретированные органами советской власти, например репрессии отдельных членов партии против верующих.

По объективным причинам источниковая база исследования содержит лакуны, не позволяющие осветить отдельные аспекты заявленной темы; например, более досконально исследовать политические позиции как местных политических лидеров, так и известных священнослужителей, четче показать внутреннюю жизнь конфессий, дать исчерпывающие статистические данные. Но в целом выявленная и использованная источниковая база позволяет решить поставленные в диссертационном сочинении задачи и достичь намеченных целей. А при условии критического подхода и взаимной проверки информации различных источников субъективность и пристрастность авторов исторических свидетельств позволяет глубже и объемнее показать спектр религиозных, политических и идейных позиций населения региона, характер и напряженность конфликта.

Методологической основой исследования стало одно из направлений социальной истории - локальная история. Описание и анализ реально существовавших социальных организаций локального уровня позволяет увидеть рассматриваемые явления в единстве исторического ландшафта, микрокосма сообществ верующих и многообразии человеческих судеб, формальных и неформальных групп, их соотношений между собой, а также с социальными стратами, сословными группами, классами. В качестве основных исследовательских приемов в работе использовались сравнительно-исторический, ретроспективный и системный методы.

При рассмотрении взаимоотношений сообществ верующих и власти автор использовал теорию социального конфликта, представленную концепцией структурного насилия и структурного конфликта Й. Галтунга (Violence, peace and peace research. In: Sournal of Peace research. Vol. 6. 1969. №3). В своей совокупности данные подходы дают набор оценочных алгоритмов, применение которых позволило построить научное исследование вокруг действительно актуальных проблем и действительно решить поставленные задачи.

Научная новизна исследования состоит в рассмотрении механизмов взаимодействия традиций и новаций в религиозных общинах, форсмажорных обстоятельств, оказывавших влияние на ход этих процессов, в освещении противоречий провозглашенных реформ с реальным положением конфессий Приенисейского региона, выявлении особенностей политических взглядов и настроений верующих.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и рекомендации автора могут быть использованы при написании обобщающих работ по истории религиозных организаций Сибири в XX в. Исследование может стать основой для разработки специального курса лекций для студентов высших и средних учебных заведений.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования в форме докладов были представлены на межрегиональных научных конференциях в Абакане, Иркутске, Красноярске, Новосибирске.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Доброновская, Анна Павловна

Заключение

В результате проведенного исследования автор пришел к следующим выводам. В России до революции массовое религиозное сознание являлось фундаментом общественного мировоззрения и обеспечивало интеграцию верующих в единое сообщество. Религиозные системы выступали как важный компонент социальной структуры общества.

В начале XX века на территории Прииенисейского региона были представлены основные конфессии (старообрядчество, католицизм, лютеранство, ислам, иудаизм), но основную часть населения составляли православные, что позволяет говорить о моноконфессиональности территории. Интенсивность проявления религиозных чувств у народов и социальных слоев региона была различной. В православной среде по-прежнему преобладал обрядовый тип религиозности, когда нормативно-регулятивная сторона религии выходила на первый план. Усиление духовно-нравственной составляющей религиозного сознания проявлялось в изменении поведенческих стереотипов. В отличии от православных, для других конфессиональных сообществ религия являлась основным стимулом их единения, центром концентрации верующих были молитвенные здания и школа.

Религиозно-конфессиональная структура региона характеризовалась преобладанием православных приходов при наличии иноверных и инославных религиозных объединений. Вероисповедные реформы 1903 -1905 гг. привели к расширению сферы деятельности неправославных конфессий. Введение системы церковно-общественного самоуправления в официальном православии стимулировало творчество и инициативу духовенства, позволило ликвидировать отчуждение прихожан от церкви. В начале XX века в регионе происходит улучшение условий культовой и внекультовой деятельности в рамках традиционных структур и сложившейся практики: идет количественный рост приходов, строительство богослужебных зданий; развивается система миссионерства; благодаря расширению форм сохранения и приумножения церковных капиталов создаются условия содержания прихода и духовенства. Совершенствуется система богослужебного и религиозно-духовного образования, просвещения народа, развивается церковная благотворительность.

В социально-политическом плане конфессии поддерживали существующий политический режим. Русская православная церковь, будучи господствующей в стране, и православное духовенство Енисейской епархии активно проводили в жизнь политику официальной церкви в целях повышения авторитета церкви и государства. Участие служителей культа в политической борьбе в период революционных преобразований и Гражданской войны выявило разделение позиций в его среде, что, наряду с другими факторами, способствовало падению авторитета церкви. Происходящие процессы наиболее болезненно проявились в годы Гражданской войны и привели к случаям насилия над священнослужителями и верующими.

Революционные перемены в обществе, антирелигиозная политика советской власти в 1920-е годов вызвали кардинальные изменения в области социальной и культурной жизни государства и религиозности народа. Однако сохранение традиционной структуры регионального сообщества обусловило стабильность его конфессионального спектра, существование прямых и опосредованных форм религиозности жителей вплоть до «великого перелома». Большинство верующего населения по-прежнему составляли православные, а религиозность проявлялась, в первую очередь, в сохранении этноинтегрирующих и этических поведенческих стереотипов, которые позволяли сберечь религиозные институты и внутренний строй религиозной жизни. Но религиозность народа под влиянием советских реалий претерпела значительную трансформацию. В рассматриваемый период уменьшился уровень религиозности, то есть доля верующих в общем составе населения. Однако, к атеизму пришла лишь небольшая часть населения Енисейского региона. Под воздействием начавшихся преобразований в сознании населения утвердилось как минимум три трактовки сущности и взаимодействия религиозности и светскости: арелигиозность, безрелигиозность, контррелигиозность.

Отдаленность территории от центра, отсутствие постоянных контактов с управляющими структурами, информационная блокада привели к тому, что религиозные организации являлись в начале 1920-х годов фактически самоуправляющимися единицами. В дальнейшем их деятельность была направлена на возрождение административной структуры. Этот процесс в регионе проходил в условиях разрухи, ухудшении материально-экономического состояния хозяйства. Как и в центре, он остался незавершенным и растянулся на все 1920-е годы, чему способствовали волна внутренних колебаний и расколов. Особенно явно эти процессы проявились в православии, что выразилось в регионе в борьбе между тихоновским и обновленческим движениями, раздроблении церковного управления и создании мелких епархий. Обновленческое движение здесь носило характер конформизма по отношению к советской власти, и не было поддержано народными массами, которые остались верны традиционным церковным структурам - тихоновским.

В целом, деятельность конфессий была направлена на легализацию своего статуса в стране и регионе, чему способствовала модернизация религиозной общины. Благодаря этим низовым организациям осуществлялось взаимодействие церкви и общества на местах, поддерживалась независимость религиозных структур от власти с помощью духовной и культурно-просветительской деятельности.

Стремление государства уничтожить религиозный организм привело к крайней напряженности государственно-конфессиональных отношений. Положенный в основу этих отношений демократический по своему содержанию и происхождению принцип «отделения» в Советской России не получил действительного демократического наполнения. В позитивном смысле он не был реализован ни в государственной практике, но в общественной жизни. 1920-е годы стали временем насильственного подчинения конфессий государству. В первой половине 1920-х годов наблюдалось открытое сопротивление духовенства и верующих новому режиму на периферии страны, что особенно явно проявилось в православной среде.

В 1922 г. произошел раскол единого церковного организма. С этого времени можно говорить о создании «церковного подполья». К нему можно отнести представителей внецерковных групп "истинно-православных христиан", полностью перешедших уже во второй половине 1920-х годов на нелегальное положение, катакомбные течения старообрядчества. Они посчитали, что политика компромиссов является актом предательства в отношении веры. С другой стороны, стремясь сохранить церковь, большинство мирян в это время пошло за иерархами Русской православной церкви. Они отказалась от борьбы с советской властью путем вооруженных выступлений, но выработали разнообразные методы и формы пассивного сопротивления государству. Данное явление свидетельствует о том, что политический режим не смог поставить под свой контроль религиозную жизнь общества.

В социокультурной сфере общественной жизни, государство взяло на себя формирование ценностных ориентиров, дело образования, воспитания и призрения. Эти области общественной жизни перестали подвергаться религиозному санкционированию. Необходимо признать, что к концу рассматриваемого периода из-за усиления светских политических и правовых институтов уменьшилось влияние религии как интегрирующего фактора сосуществования различных этносов, социальных групп в обществе.

Борьба религиозных и светских начал привела к секуляризации. Война с религией как идеологией достигалась совокупностью форм и методов антирелигиозной деятельности власти: агитационно-пропагандистских, культурно-воспитательных. Формы агитационно-пропагадистской работы были однообразны: митинги, диспуты, лекции, газетные статьи. Наибольшее распространение получили краткосрочные широкомасштабные кампании с привлечением всех антирелигиозных сил, приуроченные к празднованию религиозных праздников. Культурно-просветительская работа с населением сводилась к пропаганде марксистской идеологии. В жизнь эти мероприятия, как в стране, так и в Енисейском регионе, проводились с помощью партийных органов и специально созданных к середине 1920-х годов общественных «безбожных» организаций.

Под влиянием политики советской власти в 1920-е годы произошли перемены, касающиеся выбора народом духовных ценностей и формирования особенностей восприятия действительности. Социальные слои населения, близкие к власти, активно поддержали ее борьбу с религией. В верующей среде наряду с фундаментализмом получили распространение мистические и реформаторские идеи. Произошел раскол религиозного поля деятельности, что выразилось в образовании новых религиозных течений. Но сохранение религиозных ценностей, норм и идеалов показывает, что этот процесс не принял необратимого характера. Для полного устранения религии и связанных с ней явлений из той политической, социальной и культурной ниши, в которой она находилась до этого, необходимо было не только ликвидировать религиозные организации, но и уничтожить верующих как носителей религиозной традиции.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Доброновская, Анна Павловна, 2007 год

1. Ф.17. Минусинское благочиние г. Минусинска Минусинского уезда Енисейской губернии1. Оп.1. Д.526-531

2. Ф.49. Минусинская Покровская старообрядческая община верующих г. Минусинска Минусинского уезда Енисейской губернии1. Оп.1. Д.1 -4

3. Ф.Р-25. Исполнительный комитет Минусинского уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов г. Минусинск Минусинского уезда Енисейской губернии Оп. 1. Д.78; 484; 1060; 1084

4. Ф.Р-115. Исполнительный комитет Минусинского окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов г. Минусинск Минусинского округа Сибирского края1. Оп.1. Д.304; 305

5. Архивный отдел администрации г. Ачинска

6. Ф.Р-4. Ачинский уездный финансовый отдел исполкома Ачинского уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов1. Оп.1. Д.292

7. Ф.Р-16. Ачинский уездный исполнительный комитет

8. Оп.1. Д.33,42,253 1.7 Ф.Р-24. Ачинский уездный революционный комитет Оп.1. Д.60

9. Ф.Р-698. Ачинское благочиние Оп.1. Д. 1-3;5; 7;8-42;45;46

10. Государственный архив Красноярского края1. ГАКК)

11. Ф.254. Красноярское городское духовное училище Енисейского губернского епархиального совета1. Оп.1. Д.128

12. Ф.258. Енисейский Спасский мужской монастырь Оп.1. Д.275

13. Ф.297. Енисейский губернский епархиальный училищный совет. Оп.1. Д.5; 73; 96; 143; 154;1. Оп.2. Д.З

14. Ф.592. Красноярское духовное правление. Оп.З. Д. 12

15. Ф.595. Енисейское губернское правление. Оп.1. Д. 3749; 3779; 6711; 7083;

16. Оп.З. Д. 1451; 2540; 3749; 3903; 3943; 3944; 5399; 6986; Оп.7. Д. 143; Оп.13. Д.328; 392; Оп.48. Д.680

17. Ф.656. Енисейский губернский церковно-епархиальный совет Енисейской духовной консистории.1. Оп.1. Д.8

18. Ф.667. Енисейский губернский епархиальный комитет православного миссионерского общества

19. Оп.2. Д.11; 28; 32; 37; 47

20. Ф.674. Енисейская духовная консистория.

21. Оп.1. Д.3099; 3135; 3222; 3404; 4748; 4782; 4938; 4995; 5001; 5004; 5010;

22. Оп.2. Д. 37; 80; 94; 101; 108

23. Ф.904. Енисейская губернская земская управа. Оп. 1. Д.459

24. Ф.Р-49. Енисейский губернский исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (Енгубисполком)

25. Оп.1. Д. 2; 16; 24; 25; 27; 34; 38; 40; 47; 94; 139; 169; 328

26. Ф.Р-53. Енисейский губернский революционный комитетгубревком)

27. Оп.1. Д. 5; 9; 18; 28; 37; 39; 101; 151; 159

28. Ф. Р-259. Туруханский краевой революционный комитет Оп.1. Д.459

29. Ф.Р-448. Енисейский губернский революционный трибунал Народного комиссариата юстиции

30. Оп.1. Д.65; 71; 85; Оп.2.Д.2; 7;

31. Оп.З.Д.44;49; 488; 492; 497

32. Ф. Р-794. Енисейский губернский комитет по делам музеев и охране памятников искусства и старины Енисейского губернского отдела народного образования1. Оп.1. Д.1

33. Ф.Р-874. Административный отдел Енисейского губернского исполкома1. Оп.1. Д.27

34. Ф.Р-893. Красноярский уездный исполнительный комитет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (уисполком)1. Оп.1. Д.160; 161; 389

35. Ф. Р-1134. Енисейский губернский финансовый отдел (Губфинотдел)1. Оп.1. Д.196

36. Ф.Р-1205. Исполнительный комитет Красноярского окружного

37. Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Оп.1. Д.39; 90; 122

38. Ф. Р-1303. Исполнительный комитет Туруханского краевого Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Оп.1. Д.38; 54; 66; 83

39. Ф.Р-1557. Енисейская губернская комиссия по изъятию церковных ценностей при отделе управления исполкома Енисейского губернского Совета1. Оп.1. Д.2-5; 7; 8

40. Ф.Р-1743. Первый Красноярский концентрационный лагерь Оп.1. Д.229; 851

41. Ф.П-1. Енисейский губком партии

42. Ф.П-4. Красноярский уком партии Оп.1. Д.203; 312; 386; 389

43. Ф.П-5. Канский уком партии

44. Оп.1. Д.400; 409; 435; 444; 581; 592; 661; 757; 1023

45. Ф.П-6. Ачинский уком партии1. Оп.1. Д.371; 547; 913

46. Ф.П-7. Минусинский уком партии

47. Оп.1. Д. 146; 149; 158; 290; 842; 951; 971; 1027

48. Ф.П-10. Красноярский окружком партии

49. Оп.1. Д.74; 75; 201; 217; 334; 377; 442; 458; 538; 541; 550; 645; 667; 677; 688; 701

50. Ф.П-15. Красноярский II горрайком партии Оп.1. Д. 17; 35; 60; 63

51. Ф.П-16. Красноярский I горрайком партии

52. Оп.1. Д. 3; 121; 124; 126; 165; 169; 217; 241; 326; 344; 345

53. Ф.П-42. Красноярский партийный архив

54. Оп.8. Д.38; 114; 188; 199; 208; 219; 227; 229; 265; 348; 356а; 374; Оп.Ю. Д.101; Оп.11. Д.25; 165

55. Ф.П-59. Ачинский окружком партии

56. Оп.1. Д.45; 63; 156; 201; 204; 238; 247; 266; 280; 282; 304; 309; 327; 349; 369; 372; 387; 389; 390; 394; 414; 589; 595; 689; 694; 722

57. Ф.П-60. Минусинский окружком партии

58. Оп.1. Д.60; 65; 71; 252; 374; 552; 612; 768; 824; 1013; 1014; 1019; 1021

59. Ф.П-64 Сибирское отделение комиссии по истории партии, Октябрьской революции и гражданской войны (Истпарт) Оп.1. Д.439; 445; 606; 669; 756;

60. Оп.5. Д.101; 145; 613; Оп.Ю.Д.98

61. Ф.П-96. Канский окружком партии

62. Оп.1. Д. 109; 250; 252; 353; 374; 566; 617; 717; 719; 734; 801; 814; 883

63. Ф.Р-927. Коллекция документов конфессий, осуществляющих свою деятельность на территории Красноярского края.1. Оп.1. Д.1;2

64. Государственный архив Новосибирской области1. ГАНО)

65. Ф.П-1. Сибирское бюро ЦК РКП(б) Оп.2. Д. 124; 185; 299; 364

66. Ф.П-2. Сибирский краевой комитет партии Оп.1. Д.24,684

67. Оп.2. Д.222; 250; 299; 372; 481; 560; 948

68. Ф.Р-1 Сибирский революционный комитет Оп.1. Д.206; 523; 1085; 1012а; 1592; Оп.2. Д. 135; 206

69. Ф.Р-19. Сибирский краевой административный отдел Оп.1. Д.25

70. Ф. Р-47. Западно-Сибирский краевой исполнительный комитет Оп.1. Д.391; 740; 763; 766;1. Оп.5. Д.28

71. Минусинский городской музей (МГМ)

72. Внутренний фонд. Д. 8440-51; 58-80

73. Муниципальное учреждение Канскнй городской архив1. МУКГА)

74. Ф.Р-70. Канский окружной административный отделокрадмотдел) Сибирского краевого административного отделаг. Канска Канского округа Сибирского края1. Оп.1.Д.26

75. Российский государственный исторический архив1. РГИА)

76. Ф.826. Канцелярия римско-католического митрополита Оп.1. Д.883; 1317; 1588; 1684

77. Филиал Центрального государственного архива Республики1. Хакасия (ФЦГАРХ)

78. Ф.1. Хакасский окружной комитет партии

79. Оп.1. Д. 67; 68; 95; 150; 168; 169; 266 1.53. Ф.14. Хакасский уездный комитет партии Оп.1. Д.27; 47; 117

80. Опубликованные документы и материалы

81. Антирелигиозный фронт и задачи союза безбожников в Сибирском крае. Материалы I го Сибирского краевого и Новосибирского окружных съездов Союза безбожников. Изд.2. Сибирского краевого совета СБ. Новосибирск, 1929

82. Архивы Кремля. В 2-х кн. //Кн.1. Политбюро и церковь. 1922 -1925 гг. М.-Новосибирск, 1997

83. Березовский Н.П. О состоянии начального образования в Енисейской губернии за 1915 г. Общие сведения. Красноярск, 1916

84. Бюллетень Красноярского окружного отдела народного образования. 1929. №5.

85. Варваров И., Железных А. Авангард безбожников Сибири. Новосибирск, 1929

86. За власть Советов. Сборник документов о борьбе за власть Советов в Енисейской губернии (март 1917 июль 1918 гг.). Красноярск, 1957

87. Итоги борьбы с голодом в 21 22 гг. М.,1922

88. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Часть 1,2. М., 1954

89. Красноярский Совет. Март 1917 г. июнь 1918 г. (Протоколы и постановления Съездов, Пленумов, исполкома и отделов). Красноярск, 1960

90. Краткое описание приходов Енисейской епархии. Красноярск, 1917

91. О религии и церкви. Сборник высказываний классиков марксизма -ленинизма, документов КПСС и Советского государства. М., 1981

92. Олещук Ф. Что решил второй всесоюзный съезд воинствующих безбожников. М., 1929.

93. Отчет Красноярского епархиального комитета православного миссионерского общества за 1902. Красноярск, 1903

94. Отчет Красноярского Епархиального комитета Православного миссионерского общества за 1913 г. Красноярск, 1914

95. Приходское попечительство при Покровской церкви г. Красноярска. Красноярск, 1905г.

96. Резолюции второго всесоюзного съезда воинствующих безбожников. М.,1929

97. Рыков А.М. Сочинения в 4-х тт. Т. 3. М.-Л., 1929

98. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). «Я полюбил страдание.». Автобиография. М., 2001

99. Справочно-библиографические, энциклопедические издания

100. Алов A.A. Ислам в России. М., 1996

101. Алов A.A., Владимиров Н.Г. Иудаизм в России. М., 1996

102. Алов A.A., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Католицизм, протестантизм, армянская апостольская церковь в России. М., 1995

103. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современного состояния). М., 1996

104. Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской православной церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Кн.1,2. Тверь, 1992, 1996 и др.

105. Дамаскин игумен (Орловский). Житие священномученика Амфилохия (Скворцова), Епископа Красноярского. М., 2002

106. Енисейский энциклопедический словарь. Красноярск, 1998

107. Из истории Церкви адвентистов седьмого дня в России. Калининград, 199349. Ислам в России. М., 1996.

108. История Евангельских христиан-баптистов в СССР. М., 1989

109. История религий в России. М., 2001

110. Жития новомучеников и исповедников Российских XX в. Московской епархии. Тверь: Булат, 2003

111. За Христа пострадавшие: гонения на Русскую православную церковь. 1917 1956. Биографический справочник. Кн.1. М., 1996

112. Калинина И.В. Православные храмы Иркутской епархии XVII -XX в.: Альбом. М., 2000

113. Католическая энциклопедия. Том.1. М., 2002

114. Книга памяти. Мартиролог Католической церкви в СССР. Авторы-составители о. Б. Чаплицкий, И. Осипова. М., 2000

115. Красноярская краевая партийная организация в цифрах. Красноярск, 1977

116. Кузнецов И.С. Социальная психология сибирского крестьянства в 1920-е годы. Учебное пособие. Новосибирск, 1992

117. Кутилова Л.А., Нам И.В., Наумова Н.И., Сафонов В.А. Национальные меньшинства Томской губернии. Хроника общественной и культурной жизни. 1885-1919. Томск, 1999

118. Мезит Л.Э. История Красноярского края (1917-1940 гг.).1. Красноярск, 2003

119. Население Красноярского края: социально-географический анализ проблем развития. Красноярск, 1989

120. Поповский М. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого: архиепископа и хирурга. Москва-Париж, 1979

121. Православные храмы Забайкалья. Улан-Удэ, 1997 4.24 29. Предисловия к фондам Государственного архива

122. Анисимова JI. Ю. Эволюция функций русской крестьянской семьи в Приенисейском регионе в 1920-е гг. Автореф. дис. .канд. ист. наук. Красноярск, 2004

123. Белоглазов М. JI. Взаимоотношения органов государственной власти и православной церкви на Алтае (октябрь 1917 1925 гг.). Автореферат дис. канд. ист. наук. Томск, 1992

124. Васильева Н. Д. Шаманство в Якутии. 1920 1930 гг. Автореферат дис. канд. ист. наук. Якутск, 1998

125. Вострова С. Н. Изменения в социальной психологии крестьян Восточной Сибири в период сплошной коллективизации (1929 -1933гг.). Автореферат дис. канд. ист. наук. Красноярск, 2005

126. Далгатов А. Г. Политика советского государства по отношению к неправославным вероисповеданиям (октябрь 1917-го конец 1930-х годов). Дис. доктора ист. наук. СПб., 2004

127. Данзанова А. А. Религиозная политика Советского государства по отношению к буддизму в Бурятии в 1920 30 годы. Автореферат дис. канд. ист. наук. Улан-Удэ, 1998

128. Жулаева А. Н. Образ жизни крестьян Восточной Сибири. 1920 -1926 гг. (К проблеме соотношения традиций и новаций). Автореферат дис. канд. ист. наук. Красноярск, 1999.

129. Катцына Т. А. Общественное призрение в Енисейской губернии (1822- 1917). Дис. канд. ист. наук. Красноярск, 2002

130. Коголь Т. Н. Русская Православная Церковь и государство.1917 1929 гг. (на материалах Западной Сибири). Автореферат дис. . канд. ист. наук. Томск, 1995

131. Крапивин М. Ю. Религиозный фактор в социально-политической жизни советского общества (октябрь 1917-го конец 1920-х годов): Автореферат дис. доктора ист. наук. СПб., 1999

132. Кривова Н. А. Власть и Русская Православная церковь в 19221925 гг. (Политика ЦК РКП(б) по отношению к религии и церкви и ее осуществление органами ГПУ-ОГПУ). Автореферат дис. доктора ист. наук. М., 1998

133. Кузнецов И. С. Социальная психология сибирского крестьянства в 1920-е годы. Дис. д-ра ист. наук. Новосибирск, 1992

134. Куцая М. А. Место обновленческого движения в эволюции русской православной церкви. Дис. канд. ист. наук. СПб., 1993

135. Лебедева Н. И. Памятники культового зодчества в динамике культурно-исторических реалий XX века (на материалах Омского Прииртышья). Автореферат дис. канд. ист. наук. Омск, 2000

136. Медведев Н. В. Государство и церковь в России (1924 1934 гг.). Дис. .канд. ист. наук. М., 1997

137. Мезенцев Р. В. Православная церковь на Алтае в 1917 1940 гг. Автореферат дис. канд. ист. наук. Новосибирск, 2003

138. Михайлова В. Т. Православие в духовной культуре бурят. Автореферат дис. канд. ист. наук. Улан-Удэ, 1997

139. Неживых Н. А. Взаимоотношения партийных и советских органов власти с православной церковью в 1920 1929 гг. (На материалах Западной Сибири). Автореферат дис. . канд. ист. наук. Омск, 1998

140. Одинцов М. И. Государственно-церковные отношения в России (на материалах отечественной истории XX века). Автореферат дис. д-ра ист. наук. М., 1996

141. Паламарчук А. В. Исторический опыт взаимоотношений государства и церкви в Юго-восточной Сибири (1920 1930-е гг.) Автореферат дис. . канд. ист. наук. Иркутск, 2002

142. Петров С. Г. Документы делопроизводства высших партийных органов как источник по истории русской церкви (1922 1925 гг.) Автореферат дис. канд. ист. наук. Новосибирск, 2000

143. Петюкова О. Н. Русская православная церковь в Российской деревне в 1920-е годы (по материалам губерний Центральной России). Дис. канд. ист. наук. М, 1997

144. Приль Л. Н. Старообрядческие общины Прикетья и Причулымья в конце XIX 80-х гг. XX века (опыт реконструкции жизнедеятельности). Автореферат дис. канд. ист. наук. Томск, 2002

145. Разумов Д. С. Антицерковная политика Советской власти 1921 -1929 гг. (по материалам Верхнего Поволжья). Дис. канд. ист. наук. Ярославль, 1997

146. Редькина О. Ю. Вероисповедная политика Временного Правительства России (февраль-октябрь 1917 года). Дисс. .канд. ист. наук. М, 1996

147. Романова Н. И. Верхнеубинское старообрядчество рудного Алтая: историко-культурологический аспект. Автореферат дис. канд. ист. наук. Кемерово, 2000

148. Сидоров В. П. Социально-политическая доктрина Русскойправославной церкви (XX столетие). Автореферат дис. д-ра филос. наук. СПб., 1996

149. Стахеева Н. Н. Старообрядчество Восточной Сибири в ХУП -начале XX вв. Автореферат дис. . .канд. ист. наук. Иркутск, 1998

150. Терлеева Е. С. Хозяйственно-экономическая деятельность русской православной церкви (на примере монастырей). Автореф. дис. д-ра ист. наук. М., 2002

151. Фирсов С. Л. Православная церковь и Российское государство в 1907 1917 гг.: социальные и политические проблемы. Автореф. дис. .д-раист. наук. СПб., 997

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.