Репрезентация образа человека в художественной культуре скандинавских стран второй половины 20 века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Данилссон, Эльмира Варисовна

  • Данилссон, Эльмира Варисовна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2010, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 152
Данилссон, Эльмира Варисовна. Репрезентация образа человека в художественной культуре скандинавских стран второй половины 20 века: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2010. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Данилссон, Эльмира Варисовна

Введение.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Философские и социально-исторические основания репрезентации образа человека в культуре стран Северной Европы второй половины XX века.

1.1. Моральный ригоризм протестантизма и культура Скандинавии: человек как субъект вины и ответственности.

1.2. Исторические трансформации скандинавской культуры во второй половине XX века: «смена кумиров».

1.3. Философские основания представления образа человека в культуре XX века: от экзистенциализма к постмодернизму.

Глава II. Стратегии репрезентации образа человека в современной художественной культуре стран Скандинавии.

2.1. Образ человека в пространственных видах искусства.

2.2. Образ человека во временных видах искусства.

2.3. Образ человека в пространственно-временных видах искусства.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Репрезентация образа человека в художественной культуре скандинавских стран второй половины 20 века»

Актуальность темы исследования.

В последние десятилетия в российском обществе наблюдается устойчивый интерес к культурному, экономическому и политическому развитию стран Скандинавии (Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии). Это, в частности, обусловлено тем, что модели скандинавских государств уникальным образом сочетают принципы рыночной экономики и стратегии социального партнерства, поэтому эти страны часто рассматриваются в качестве образцовых систем всеобщего благоденствия. При этом современная Скандинавия создана «поколением 1940-х» - людьми, рожденными в середине прошлого века, которые смогли по многим показателям вывести свои страны на первые места в мире, прежде всего, по индексу человеческого развития (Норвегия, Финляндия и Швеция входят в первую десятку). Например, в 1950-е годы в скандинавских государствах была проведена реформа школы, состоявшая во введении всеобщего девятилетнего образования и совместного обучения. Тогда в Европе эти идеи считались революционными и даже опасными, но в конце 1960-х годов, когда началась сексуальная революция и широкое распространение приобрели феминистские движения, так как женщины, активно работая, начали получать экономическую независимость от мужчин, данные новации стали примером для других стран. Однако, в целом, политический курс в государствах этого северного региона остается неизменным на протяжении многих послевоенных десятилетий. В этой связи можно сказать, что менталитет скандинавов наилучшим образом выражается в концепции идеального правового государства и сбалансированного социального порядка. В современной России, стремящейся к формированию реально действующего механизма гражданского общества, рассмотрение диспозиций и габитусов человека, сложившихся в культуре скандинавских стран во второй половине XX века, представляется делом достаточно важным и актуальным.

Степень разработанности проблемы.

Исследование культуры стран Скандинавии начинается в России со второй трети XIX века и связано с трудами Якова Карловича Грота, первого переводчика с финского и шведского языков. Его работа "Переезды по Финляндии от Ладожского озера до реки Торнео" (СПб.: 1847) и книги-оттиски "Знакомство с Рунебергом", "Гельсингфорс", "Записки о путешествии в Швецию и Норвегию" (СПб.: 1874), статья «Литва или Скандинавия?» («Отечественные записки», 1860) вошли в коллекцию известного в XIX веке петербургского библиофила Николая Васильевича Соловьева. Он издавал пользовавшийся широкой популярностью "Каталог книг антикварной книжной торговли Н. В. Соловьева". Издания о Финляндии (в том числе Я. Грота) Соловьев использовал для написания собственной статьи "Еще о Финляндии", опубликованной в журнале «Исторический вестник» (1898). В этот же период формируется интерес и к художественной культуре Скандинавии, что проявилось в деятельности П. Ганзена. В частности, в 1894 году он перевел и издал «Дневник обольстителя» С. Кьеркегора, когда его наследие еще не получило широкого европейского признания. На рубеже XIX - XX веков скандинавская литература прочно становится неотъемлемой частью культурного пространства России. Произведения Х.-К. Андерсена и К. Гамсуна, Г. Ибсена и А. Стриндберга до сих пор чрезвычайно популярны в нашей стране.

После Октябрьской революции произведения скандинавских писателей издаются не так активно, но в 1956 году Вильямом-Августом Васильевичем Похлебкиным основывается "Скандинавский сборник", постепенно складываются новые научные направления. Одним из них стало изучение культуры и истории скандинавского Средневековья, отраженное в трудах М.И. Стеблин-Каменского, А.И.Смирницкого, А.А. Сванидзе. В 1970 - 1980-х годах выходят работы Д.М. Шарыпкина и В.Г. Адмони, раскрывающие взаимосвязи российской (М. Лермонтов, JI. Толстой, А. Чехов, А. Блок) и скандинавской литератур (Г. Ибсен, А. Стриндберг).

Новая эпоха в изучении культурного наследия скандинавских стран начинается в начале 1990-х годов, когда центры по изучению истории, языка и культуры этого региона появились в северо-западных российских городах Петрозаводске, Архангельске, Пскове, Выборге. В Петербурге начинают регулярно проводиться международные научные конференции «Скандинавские чтения» (с 1996 года) и «Санкт-Петербург и страны Северной Европы» (с 1998 года). Кроме того, Северная столица России является и постоянным местом проведения всевозможных театральных и кинофестивалей, художественных выставок и других культурных мероприятий, организуемых различными институтами Скандинавских государств.

I *

Соответствующие аспекты развития современного общества скандинавских стран можно обнаружить в работах российских культурологов и философов (JI. М. Мосоловой, А. Ю. Чукурова, С. Корниловой, А. Афиногеновой), скандинаведов К. С. Цына, Эйну Карху, В. Забродина, финского этнолога Юхи Пянтикайненна, шведского историка Инвара Джонсона, норвежских ученых - антрополога JI. Свендсена и психолога Ф. Скэрдеруда. При этом попытка обобщить, полученные выводы в общую модель, характерную для большинства стран Северной Европы, была проведена в работах Йенссон Будил ь (Швеция), М. Могуновой, Альберта Дондейна (Швейцария) и Скирбекка Сигурда (Норвегия).

Цель и задачи исследования.

Основной целью настоящей диссертации является исследование образа человека в культуре стран Скандинавии во второй половине XX века. Для достижения данной цели решались следующие задачи:

• выявить и проанализировать специфику образа человека в современной скандинавской культуре на примере живописи, произведений литературы, кинематографа и драматургии;

• установить степень и характер влияния принципов протестантизма на формирование ментальных структур и габитусов поведения, сложившихся в культуре Скандинавских стран, продемонстрировав их современное звучание;

• эксплицировать социально-политические и исторические особенности развития культуры Скандинавских стран в послевоенный период;

• рассмотреть скандинавскую культуру в контексте новейших процессов мировой глобализации и универсализации;

• раскрыть суть и содержание внутренних антиномий современного искусства скандинавских стран, отражающих противоречивый образ человека.

Методология и источниковедческая база исследования.

В качестве методологической основы исследования использовались принципы системного культурологического анализа и компаративистского подхода. При этом рассматривались наиболее существенные доминанты культуры, особое внимание было уделено гуманитарной составляющей.

Для проведения исследования использованы материалы научных конференций «Протестантизм. Общество. Культура», «Феномен удовольствия в культуре», «Этнография за рубежом», «Культурологические исследования» (2004-2006), «Скандинавистика в современном образовании», «Исследования компаративной религии и этнографии в Финляндии», «Глобализация и культура: аналитический подход», «Искусство XX века, итоги столетия», «Культура на рубеже 2021 веков: глобализационные процессы», «Художественная культура на рубеже веков: состояние, противоречия, перспективы», «Человек в современных философских концепциях». Для рассмотрения социокультурной политики в Скандинавии во второй половине 20 века были привлечены как зарубежные исследования («Incentives for Academic Entrepreneurship and Economic Performance: Sweden and the United States»), так и переводные издания (Гейр Вестхейм «Инструментальная культурная политика в Скандинавских странах: критический исторический взгляд»). В диссертации были рассмотрены также и работы норвежских (С. Скирбекк, Т. Эриксен, Л. Свендсен) шведских (Б. Йенссон) и финских социологов и культурологов (Ю. Пянтикайнен, Ю. Ойяярви).

При проведении исследования были использованы материалы сетевого ресурса fennoscandia.ru, единственного крупного в русскоязычном секторе Интернета портала о Скандинавии и скандинавистике. Кроме этого, автором были исследованы произведения художественной литературы Э. Лу, Й. Грендаля, Л. Густафссона, Т. Эггена, П. Хега, Т. Янссон, К. Вальгрена, А. Паасилины, А. Хоттакайнена, кинофильмы Триера, Иварссона, Винтенберга, Бергмана, Мудиссона.

Научная новизна

В целом, диссертационная работа может быть охарактеризована как комплексное исследование образа человека в современной художественной культуре Скандинавии во второй половине 20 века, осуществленное через анализ пространственных, временных и пространственно-временных видов искусства (живопись, литература, кинематограф). При этом особое внимание уделялось новейшим направлениям и формам скандинавского искусства, которые не достаточно широко и подробно изучены в современной российской культурологии.

В процессе исследования получены следующие результаты, которые выносятся на защиту:

1. Освящая хозяйственную предприимчивость в качестве практической реализации смыслов веры, протестантизм стал истоком новой цивилизации, построенной на принципах индивидуализма и рациональности, свободы рыночных отношений и правового государства, что, несомненно, является духовным основанием современной скандинавской культуры;

2. После второй Мировой войны страны Северной Европы пережили существенный перелом в осмыслении перспектив культурного развития, что реализовалось в отказе от немецкой доминанты, в утверждении новых ценностных установок и существенной демократизации культуры;

3. Философия существования, оказавшая мощное воздействие на развитие западной мысли 20 века, сыграла важную роль в культуре стран Северной Европы. Она усилила понимание человека в качестве уникального субъекта личной вины и ответственности, нравственного долга и религиозного призвания, ограничив эмоционально-чувственные переживания и стратегии поведения;

4. В скандинавском искусстве конца двадцатого века, а оно имеет значение европейского авангарда, на первый план выдвигается проекция активного поиска новой эстетики, при этом человек утрачивает свой целостный образ, он отчужден, находится в дисгармонии с собой и подчас разрушает собственную социальную среду, попытки преодолеть эти противоречия приводят к усилению абсурдных стратегий в способах и формах реализации культуры;

5. Новейшая скандинавская культура ставит многие важные проблемы, характеризующие образ и стилистику жизни человека эпохи постмодерна (экзистенциальные мотивы тоски, одиночества, разрушения устоявшихся норм семьи и принципов социальных отношений). Герои романов, театральных постановок и кинофильмов представляют противоречивый образ человека, обремененного интроспекцией, склонного к крайним формам индивидуализма и нарциссизма, не способного на естественные человеческие чувства и коммуникацию с другими.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Полученные в ходе проведенной работы результаты позволяют проанализировать место и образ человека в культуре скандинавских стран во второй половине 20 века. Тем самым, формируется стратегия заинтересованного и толерантного отношения к существованию разных традиций в поликультурном пространстве современности. Это позволяет использовать материалы диссертационного исследования в качестве методологической основы для создания специального курса по современной культуре Скандинавии для старших классов средних школ и гимназий Северо-западного региона России и для студентов высших учебных заведений.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и выводы диссертации изложены в сообщениях на соответствующих научных конференциях. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры теоретической и прикладной культурологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета и была рекомендована к защите по специальности 24.00.01 - теория и история культуры.

Публикации в периодических и продолжающихся изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации основных результатов диссертационного исследования:

1. Диспозиции нравственности: дилеммы скандинавской культуры // Мир философии - мир человека. Приложение к журналу «Философские науки». Специальный выпуск. - М.: Гуманитарий, 2007. (совместно с О.Э. Душиным). 0,5 п.л./0,25 п.л.

2. Поиски человека в современной скандинавской живописи и дизайне // Аспирантские тетради. Известия РГПУ им. А. И. Герцена. -СПб.: 2008. 0, 5 п.л.

Публикации в других изданиях:

3. Человек эпохи Постмодерна в скандинавской культуре // Зритель в искусстве: интерпретация и творчество. Часть II. Материалы всероссийской конференции 26-27 марта 2007 г. - СПб: Роза мир, 2007. 0,5 п.л.

4. Методика преподавания художественной культуры Скандинавии второй половине 20 века // Теория и практика философско-культурологического образования. Сборник научных и учебно-методических материалов. СПб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Данилссон, Эльмира Варисовна

Заключение

В данном диссертационном исследовании рассматривалась репрезентация образа человека в культуре скандинавских стран второй половины 20 века. При этом важно отметить, что двадцатое столетие стало поворотным моментом в истории Скандинавии: Финляндия обрела независимость от России, Дания превратилась из периферийной аграрной в одну из ключевых и динамично развивающихся стран Северной Европы. В свою очередь, именно в 20 столетии Швеция не только разработала уникальную для Европы модель «шведского капитализма», но и воплотила его в жизнь, создав феномен «государства всеобщего благоденствия» и реализовав на практике принципы гражданского общества. В целом, страны Скандинавии (Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия) достигли высокого уровня валового национального продукта' на душу населения и стали мировыми лидерами по многим показателям, отражающим высокое качество жизни.

Культурные традиции этих стран обусловлены этикой и духом протестантизма, которые выражаются в принципах индивидуализма и рациональности, свободы рыночных отношений и правового государства. Оказав огромное влияние на формирование менталитета скандинавских стран, Реформация утвердила самосознание человека в перспективе нравственной вины и ответственности, воспитала и сориентировала личность на труд. Однако при этом она же породила определенную моральную жесткость, персональную замкнутость и атомизацню, привела к торжеству рассудка и к формализации межличностных отношений.

После второй Мировой войны страны Северной Европы пережили существенный перелом в осмыслении перспектив культурного развития, что реализуется в отказе от ориентации на немецкую доминанту. Скандинавские интеллектуалы переосмысляют традиционные приоритеты, возникают новые ценностные установки, они ведут к формированию образа «государства благоденствия», в рамках которого происходит мощная демократизация культуры. Данные политические и социальные стратегии, осуществленные во второй половине XX века в странах Скандинавии, оказали заметное воздействие на формирование образа человека в сфере культуры, его стилистику жизни и правила поведения.

В свою очередь, философия существования, оказавшая столь мощное воздействие на развитие западноевропейской мысли XX века, сыграла свою важную роль в культуре Скандинавских стран. Примечательно, что родоначальником этого направления явился датский мыслитель С. Кьеркегор, а его учение приобрело несомненное признание в современной протестантской теологии. Он в условиях постгегелевской ситуации европейского философствования предложил нетривиальные пути мысли, ориентированные на христианскую религиозность и принципы этики уникального личного выбора. Кроме того, экзистенциализм в целом оказал имплицитное влияние и на формирование мировоззренческих установок «постмодерна», что выразилось в отрицании всеобщих метафизических парадигм и универсальных сущностных характеристик в понимании природы человека. Современная философия эпохи «постмодерна», в принципе, не может предложить целостного образа человека. Вместе с тем социальная мысль конца двадцатого столетия поставила новые фундаментальные проблемы: всеобщей изменчивости и разрушения традиционных исторических форм бытования культуры и устойчивых ценностных ориентиров, господства масс-медиа и поп-культуры, торжества тотального потребления и «деперсонализации»1.

Современная скандинавская культура играет важную роль в традициях общеевропейского дома. При этом она имеет свою специфику, обусловленную ее прошлым (в частности, лютеранством) и ее особым природным миром и ландшафтами. Ей присущи строгость, простота, функциональность, что отразилось в соответствующих направлениях дизайна, архитектуры, скульптуры. В этом смысле она ориентирована на человека, на его непосредственные жизненные потребности, и стремится быть ближе к человеку. С другой стороны, авангардная культура эпохи постмодерна отрицает не только образ человека, но и определенный объект художественного творчества. Тем самым, происходит редукция не только предмета, но и самого искусства.

Оно превращается в форму эпатажа, провокации, инсталляции,

135 становясь «симулякром», призрачной реальностью. Однако это совмещение канонов, стирание границ, взаимодополнение искусств, динамизм и перманентная трансформация направлений дают и свой положительный инновационный эстетический эффект, рождают новые формы искусства, формируют новую оптику взгляда человека на мир и себя самого. Тем самым,- в современном скандинавском искусстве на первый план выдвигается проекция активного поиска новой эстетики.

Современная скандинавская литература также ставит многие важные проблемы, характеризующие образ и стилистику жизни человека эпохи постмодерна. В ней прослеживаются экзистенциальные мотивы одиночества, тоски, невозможности коммуникации, разрушения устоявшихся норм семьи и принципов социальных отношений. Герои романов датских, норвежских, финских и шведских писателей представляют противоречивый образ человека, обремененного рефлексией и интроспекцией, склонного к крайним формам индивидуализма и нарциссизма. В скандинавской литературе последних десятилетий присутствуют и постмодернистские искания новых форм, отказ от сложившихся правил ранжирования видов литературы и искусства. Все это демонстрирует живой, плодотворный процесс развития скандинавской литературы, и позволяет нам увидеть и приблизиться к пониманию, пусть и в отраженном свете, самих себя.

В кино и театре, как и в других пространственно-временных видах искусства (танце, балете) человек утверждается в гротескном и

136 ироническом восприятии абсурда жизни, потери ценностей, кризиса и деструктивности личности. Человек в художественной культуре Скандинавии второй половины 20 века представлен как существо потребляющее, отчужденное, находящееся в дисгармонии с собой и разрушающее свою традиционную среду обитания.

В целом, развитие культуры стран Скандинавского региона определила стремительная модернизация. Глобализационные процессы, которые задают вектор новейшей западной цивилизации, были привнесены и в протестантские коммуны скандинавских стран. Это послужило катализатором роста англо-саксонского влияния на Скандинавию во второй половине 20 века. Установление, по сути, в качестве второго языка - английского, ориентация общества на деловую элиту, интеллектуальное заимствование в сфере литературы, кинематографа, театра и балета, музыки, средств массовой коммуникации, появление молодежных субкультур и контркультур, -вот, что характеризует процессы культуры скандинавских стран второй половины 20 века.

Протестантский габитус скандинавов трансформировался в типичный для современной культуры 20 века гедонизм и волюнтаризм.

Характерная для протестантизма рефлексия о спасении индивида сменяется на индивидуалистическую веру в научно-технический прогресс, незыблемость социальной поддержки со стороны государства и строго прагматическую установку по отношению ко всему происходящему. Психологически замкнутые в силу особенностей своего менталитета, скандинавы во второй половине 20 века, в том числе и под иммигрантским влиянием, подверглись серьезному испытанию ничем неограниченной свободой — свободой коммуникации, свободой выбора, свободой тела. Все это определяет современного скандинавского человека как одновременно рационального и внерационального, свободного и зависимого, доверчивого и прагматичного, романтичного и ханжеского. Амбивалентность в определении человека влечет за собой потерю коммуникации и, как следствие, разрыв с внутренним и внешним миром. Это находит отражение в искусстве: в живописи смещаются каноны прекрасного, на первый план выходит новая эстетика, связанная с переосмыслением жизненных позиций художника и зрителя. Взаимодополняемость эстетики дизайна, скульптуры, архитектуры органично вписывается в скандинавский стиль. Образ человека окончательно теряется и в живописи, которая сменяется на искусство фотографии и дизайн. Герои литературных произведений и киноработ представляют противоречивый образ человека, который с точки зрения биосоциального подхода, ограничен рамками социальной системы, и является одновременно и протестным, и пассивным агентом культуры. Инновационный эстетический эффект литературы, музыки, театра, балета, отражающих образ человека в художественной культуре, создает специфическое использование последнего в качестве носителя информации и потребителя удовольствий; человек уходит на периферию

138 бытия, отчуждая себя от мира общения и собственного внутреннего мира личности, и тем самым, разрушает себя и свое жизненное пространство.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Данилссон, Эльмира Варисовна, 2010 год

1. М.: Альфа-М, 2004. — 304 с.

2. Аллахвердов В.М. «Психология искусства». Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений, СПб, издательство ДНК, 2001

3. Басина Н. И. Проблема автора в культуре — Ростов: изд-во РГУ, 2002.224 с.

4. Бергман И. «Жестокий мир кино»/ Ингмар Бергман; пер. с швед. А. Афиногеновой, коммент. А. Афиногеновой, В. Забродина. М. : Вагриус, 2006 288с.

5. Бидструп X. Альбом карикатур. Рига: Лиесма, 1972

6. Бодрийар Ж. Насилие глобализации// Перев. с франц. Юлии Бессоновой. LE MONDE DIPLOMATIQUE, NOVEMBRE 2002, Page 18

7. Бодрийяр, Общество потребления, М. Республика, Культурная Революция, 2006.

8. Бодрийяр Ж. "Эстетика иллюзий, эстетика утраты иллюзий" //'Элементы", №9. Перевод с французского А.Д. — журнал "KR1S1S".

9. Бодрийяр Ж. "Символический обмен и смерть — М.: Добросвет, 2000.387с.

10. Бодрийяр Ж. "Система вещей", М., "Рудомино", перевод С. Н. Зенкина, 2001, 224 с

11. Больнов Отто фон "Философия экзистенциализма" / пер. С. Э. Никулина. — СПб: Лань, 1999. — 224 с.

12. Бородай Ю. М. Эротика. Смерть. Табу: Трагедия человеческого сознания / М. Рус. феноменол. о-во : Гнозис 1996

13. Брайсон Валери "Политическая теория феминизма" / пер. с англ. О. Липовской и Т. Липовской. — М.: Идея-Пресс, 2001. — 304 с.

14. Бранский В.П., Пожарский С.Д. "Социальная синергетика и акмеология" — СПб: Политехника, 2001. — 159 с.

15. Вальгрэн Карл-Иоганн. "Женщина-птица" пер. со шведского С. Штерна, М. Олма-пресс, 2005, 318 с.

16. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Пер. с англ. М. "Весь Мир", 200419. "Глобализация и культура: аналитический подход" Сборник научных материалов. СПб, Янус, 2003 172 с.

17. Глобализм в системе категорий современной культурологической мысли (коллективная монография), Спб, "Янус", 2005 426 с.

18. Голик Н.В. «Этическое в культуре». СПб: Санкт-Петербургскоефилософское общество, 2002 г. 256 с.

19. Гордер Юстейн «Мир Софии: Роман об истории философии» / пер. с норвеж. Т. Доброницкой. СПб: Амфора, 2007. 655 с.

20. Грёндаль Йене Кристиан "Молчание в октябре" / пер. с датского Ф. Золотаревской. — СПб: Амфора, 2003. — 367 с.

21. Григорьев Б.Н. Повседневная жизнь советского разведчика, или Скандинавия с черного входа. — М. : Мол. Гвардия, 2004 — 471 с.

22. Гусев Д.А. "Философия" — М.: Менеджер, 2000. — 224 с.

23. Густафссон JIapc "День плиточника" / пер. с шведского II. Федоровой. — М.: Текст, 2001. — 157 с.

24. Делез Ж. Кино — М.: Ad Marginem, 2004.

25. Долин А. «Ларе фон Триер: контрольные работы. Анализ, интервью. Догвилль. Сценарий». М., Новое литературное обозрения, 2007.-454 с.

26. Дондейн Альберт "Христианская вера и современная мысль" -Брюссель: Жизнь с Богом, 1974. 284 с.

27. Дудник С. И. , Солонин Ю. Н. Парадигмы исторического мышления XX века: очерки по современной философии культуры. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. 200 С.

28. Зарубежная эстетика и теория литературы конца XIX XX вв. М., 1987

29. Ивянская И.С. "Мир жилища. Архитектура. Дизайн. Строительство. История. Традиции. Тенденции" — М.: Дограф, 2000. — 297 с.33. "Ингмар Бергман. Картины" / пер. со шведского А. Афиногеновой. — Москва Таллинн: Музей кино, 1997. —422 с.

30. Каган М. С. "Введение в историю мировой культуры" — книга вторая. — СПб: Петрополис, 2001. — 320 с.

31. Каган М.С. Высокое искусство Мераба Бердзенишвили и проблемы художественной культуры XX-XXI столетий. Изд-во «Каламус», Тбилиси, 2006

32. Каган М. С Избранные труды в VII томах. Том I (Проблемы методологии)., — СПб: ИД «Петрополис», 2006 г. — 356 с.

33. Каган М. С Избранные труды в VII томах. Том II (Теоретические проблемы философии), — СПб: ИД «Петрополис», 2006 г. — 660 с.

34. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

35. Кассирер Э. «Философия символических форм. Том 3 Феноменология познания», М.: СПб, Университетская книга, 2002

36. Коплстон Ф. История философии. XX век / Пер. с англ. П.А. Сафронова. М.: ЗАО Центрполиграф, 2002. - 269 с.

37. Колосов Н. Е. "Хватит убивать кошек! Критика социальныхнаук"., М: Новое литературное обозрение, 2005. 248 с.

38. Коссак Ежи «Экзистенциализм в философии и литературе», М., Издательство политической литературы, 1980, 360 с.

39. Культура на рубеже 20-21 веков: глобализационные процессы, М., 2005, "Государственный институт искусствознания"46. "Культурологические исследования-04. Сборник научных трудов" — СПб: Астерион, 2004. — 328 с.

40. Культурология: Учебник /Под ред. Ю. Н. Солонина и М. С. Кагана — М. Юрайт-Издат, 2005 — 566 с.

41. Кьеркегор Серен "Страх и трепет"— М.: Республика, 1993. — 383 с.

42. Лелеко В. Д. Пространство повседневности в европейской культуре — СПб: СПбГУКИ, 2004 320 с.

43. Липовецки Ж. "Эра пустоты. Очерки современного индивидуализма" — СПб: Владимир Даль, 2001. — 332 с.

44. Лу Эрленд "Лучшая страна в мире" / Пер. с норвежского И. Стребловой. — СПб: Азбука-классика, 2003. — 320 с.

45. Лу Эрленд "Наивно. Супер" / Пер. с норвежского И. Стребловой. — СПб: Азбука-классика, 2004. — 288 с.

46. Лыоис Манфред "Мир машины", М., "Логос", 2001 408 с

47. Лэкберг Камилла Ледяная принцесса / пер. со швед. А. В. Степанова М. ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008 - 352 с.

48. Маклюэн М. "Галактика Гутенберга", М., "Мир", 2005 496 с.

49. Малерб М. "Религии человечества" — М. СПб: Рудомино" -"Университетская книга», 1997. — 600 с.57. "Материалы международной научной конференции "Протестантизм. Общество. Культура" — Омск: ,1998. — 175 с.

50. Могунова М. "Скандинавский парламентаризм. Теория и практика" — М.: РГГУ, 2001. — 350 с

51. Нордау Макс "Вырождение. Современные французы", М. , 1995.

52. Носков A.M. Скандинавский плацдарм во второй мировой войне. М., 1977

53. Паасилинна Арто "Год зайца" пер. с финского И. Урецкого, М, изд-во Ольги Морозовой, 2006, 176 с.

54. Плахов А., Плахова Е. «Аки Каурисмяки. Последний романтик» -М.: Новое литературное обозрение, 2006. 296 с.

55. ПодорогаВ. А. "Метафизика ландшафта" — М.: Наука, 1993. — 320 с

56. Регионы России: Социокультурные контексты художественных процессов Нового и Новейшего времени: Сборник научных статей. -СПб, Астерион, 2002

57. Ред Ларс-Людвиг «Папина книжка» Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2004.

58. Репневский А. "Зимняя война" в политике Норвегии // Материалы Шестой ежегодной научной конференции (14-16 апреля 2004 г.) Под ред. В.Н. Барышникова Санкт-Петербург, 2005

59. Ройфе А. Б. «Неомифологическая фантазия в фантастике XX века», М. : «Международный центр фантастики», 2006 — 96 с.

60. Рыклин М. Деконструкция и деструкция. Беседы с философами — М.: Логос, 2002. — 270 с.

61. Савчук В. Конверсия искусства— СПб: Петрополис, 2001. — 288 с.

62. Саугстад Пер «История психологии» Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008

63. Свендсен Л. Философия моды. Пер. с норв. А. Шипунова. М: Прогресс-традиция, 2007. - 256 с.

64. Свендсен Ларе. Философия скуки. Пер. с норв. К. Мурадян. М.:146

65. Прогресс-Традиция, 2003. 256 с

66. Сеппяля Хельге. Финляндия как оккупант в 1941-1944 годах -http://kirjazh.spb.ru/biblio/seppel/seppeIO.htm

67. Сергеев К. А. «Ренессансные основания антропоцентризма», СПб.: «Наука», 2007.

68. Сергейчик Е. М. «Философия истории», СПб, Лань, 2002

69. Синисало Йохан "Тролль" пер. с фин. Л. Виролайнен, СПб, Амфо-ра, 2006, 283 с.

70. Сиоран "Искушение существованием", М., "Республика", 2003 -431 с.

71. Системные исследования культуры 2005/ научн. редактор Жидков В. С., Спб.: Алетейя, 2006 400 с.84. "Скандинавские чтения" — СПб.: Издательство РАН, 2003. — 480 с.

72. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.

73. Скирбекк Сигурд «Неадекватная культура: Современная культара и человек» // пер. с англ. В. А. Петруничевой. М, «МИК», 2003

74. Скэрдеруд Ф. «Беспокойство. Путешествие в себя» Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2003. - 480 с.

75. Современный экзистенциализм — М.: Мысль, 1966. — 567 с.

76. Соколов Е. Г. "Лекции по культурологии" Часть 1, Культура.

77. Формы культуры. СПб, 1997, изд-во СПбГТУ, Лаборатория Метафизических Исследований.

78. Томалинцев В. Н. "Поиск на грани творчества и экстремизма", Изд-во СПбГУ, 2001 72 с.91. "Феномен удовольствия в культуре" —СПб.: 2004. —379 с.

79. Философия 20 века: школы и концепции. СПб: Изд-во СПбФО, 2000.

80. Фробениус Н. «Адская притча: Романы» / пер. с норвеж. II. Беляковой, Л. Горлиной. СПб. : Азбука-классика, 2004 - 704 с.

81. Фробениус Н. «Другие места» / пер. с норвеж. Л. Горлиной. -СПб, Азбука-Классика, 2002. 288 с.

82. Фукуяма Фрэнсис "Конец истории и последний человек", М., ACT, 2004

83. Харитонов В. В. Структура культуры: Продуктивный, содержательный и функциональный аспекты. — Екатеринбург: Издательство УрГУ, 2003. — 96 с.

84. Хёг Питер «Смилла и ее чувство снега» / перевод с датского Елены Красновой. — СПб: symposium, 2003. — 542 с.

85. Хотакайннен Арто "Улица Окопная" пер. с фин. С. Урецкого, СПб: Азбука-Классика, 2004, 336 с.

86. Художественная культура на рубеже веков: состояние, противоречия, перспективы. Материалы конференции, СПб, Петрополис, 1998 , 152 с.100. "Цивилизация, культура, личность" / под ред. В. Ж. Келле. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. —224 с.

87. Человек в современных философских концепциях: Материалы Третьей Международной научной конференции, г. Волгоград, 14-17 сентября 2004 года, в 2 т., Т. 1, Волгоград, ПРИНТ, 2004 - 768 с.

88. Чернышева О.В. Рабочее движение в Швеции. — М., 1971

89. Эгген Тургрим "Декоратор" / пер. с норвежского О. Дробот. — СПб: Амфора, 2004. — 511 с.

90. Эдельфельдт Ингер "Удивительный Хамелеон" / Перевод с шведского М. Людковской. -— 1-ое изд. — М.: Текст, 2001. — 267 с.

91. Ямпольский М. «Ткач и визионер: Очерки истории репрезентации, или О материальном и идеальном в культуре», М: НЛО, 2007.

92. Янсон Туве "Дочь скульптора; Великое путешествие" (пер. с швед. Л. Брауде, В. Андриановой), СПб, Амфора, 2005, 364 с.

93. Янссон Туве «Серый шелк», пер. со шведского Л. Беляковой, Л.149

94. Брауде. СПб: Амфора, 2005. - 367 с.111. "Ars Fennica в Русском музее" — СПб: Фонд изобразительного искусства Хенны и Пертти Ниемистё, 2004. — с.

95. Studia culturae. Выпуск 2. Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.

96. Johnsson Hans-Ingvar "Spotlight on Sweden" / translated by Victor Kayfetz. —Varnamo: Faiths Tryckeri, 1995. —240 c.

97. Gavin Baddeley Goth Chic: A Connoisseur's Guide to Dark Culture, Plexus Pub, 2006

98. Magnus Henrekson and Nathan Rosenberg «Incentives for Academic Entrepreneurship and Economic Performance: Sweden and the United States», March 8, 2000 http://ideas.repec.Org/p/fth/iniesr/530.htm 1

99. Charlotte and Peter Fiell, "Scandinavian Design", Tashen, 2002

100. Tim Bird "Living in Finland", Flammarion, 2005

101. Geoffrey MacCormack Scandinavian Realism // The Juridical Review, pp.33-55 http://hdl.handle.net/2164/33

102. German Sport University Cologne // Christian Peters «Friluftsliv-A150

103. Scandinavian Philosophy of Outdoor Life», October 12, 2007 -http://neovox.cortland.edu/archives/000521print.html

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.