Ревизия неоконфуцианства в философском учении Гу Яньу тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Ионов, Алексей Юрьевич

  • Ионов, Алексей Юрьевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 287
Ионов, Алексей Юрьевич. Ревизия неоконфуцианства в философском учении Гу Яньу: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2017. 287 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ионов, Алексей Юрьевич

Содержание

Введение

Глава 1. Формирование учения Гу Яньу

1.1. Эпоха Гу Яньу

1.1.1. Кризис империи Мин

1.1.2. Проблемы неоконфуцианства

1.2. Биография Гу Яньу

1.2.1. Начало жизненного пути

1.2.2. Годы испытаний

1.2.3. Негласное признание

Глава 2. Письменное наследие Гу Яньу

2.1. Каноноведение Гу Яньу

2.2. Обзор сочинений Гу Яньу

2.2.1. Тематика исследований

2.2.2. Историческая география

2.3. Главный философский труд Гу Яньу

2.3.1. Дневники Гу Яньу

2.3.2. Энциклопедия конфуцианства

Глава 3. Философия Гу Яньу

3.1. Ревизия неоконфуцианства

3.2. Истолкование Гу Яньу конфуцианского учения

3.2.1. Истоки конфуцианства

3.2.2. Изучение канонов как постижение принципов

3.2.3. Конфуцианская этика и прагматизм

3.3. Философское содержание учения Гу Яньу

3.3.1. Онтология Гу Яньу

3.3.2. Гносеология Гу Яньу

3.3.3. Аксиология Гу Яньу

Заключение

Библиография

Приложение 1

Приложение 2

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ревизия неоконфуцианства в философском учении Гу Яньу»

Введение

Объект и предмет исследования

Настоящее исследование посвящено Гу Яньу Ш ^ ^ (1613-1682), одному из наиболее влиятельных и оригинальных философов в истории Китая.

Гу Яньу является выдающимся китайским ученым второй половины XVII века. Вместе с двумя другими крупнейшими мыслителями патриотической направленности Ван Фучжи ^^^ (1619-1692) и Хуан Цзунси МжШ (1610-1695) Гу Яньу внес значительный вклад в сохранение конфуцианской традиции и развитие китайской философии в эпоху существования маньчжурской империи Цин ^У^Щ (1644-1912).

Объект исследования - письменное наследие Гу Яньу (трактаты, записки, прозаические и поэтические произведения). Особый интерес представляет трактат «Записи ежедневных познаний» (32 свитка). В нем были переработаны и дополнены наблюдения, изложенные в более ранних по времени создания «Описаниях границ» (100 свитков) и «Книге достоинств и недостатков областей и уделов Поднебесной» (100 свитков). Основным источником, в котором данные тексты занимают 14 из 22 томов, является «Полное собрание сочинений Гу Яньу» (2011).

Предмет исследования - философские и общественно-политические взгляды Гу Яньу. Несмотря на строгость и лаконичность изложения, основные идеи и концепции Гу Яньу отличаются разнообразием.

Актуальность темы исследования

Традиционная наука в Китае с древности опиралась на два подхода: энциклопедический, направленный на собирание научно-философских трактатов, и историографический, систематизировавший исторические

хроники. Первый подход восходил к «Канону перемен», второй - к летописи «Весны и осени» [43]. Поворот к энциклопедическому освоению китайской культуры был предрешен деятельностью Хуан Цзунси, а наиболее последовательно реализован Гу Яньу и Ван Фучжи.

Интерес Хуан Цзунси к историографии вызвал к жизни критический анализ идейных направлений конфуцианства и заставил современников по-новому оценивать наследие Чжу Си, учение которого в империи Мин имело статус официальной идеологии. Теоретическая система Ван Фучжи, охватывавшая историю китайской мысли с древнейших времен, находила завершение в его космологии, подтверждаемой астрономическими наблюдениями и расчетами. Гу Яньу построил свое философское учение на географических описаниях, что позволило ему не только исчерпывающе исследовать историю, экономику, политику и нравы китайского общества, но и осознать закономерности общественного развития в каждой исторической области Китая.

Освоение духовного наследия Гу Яньу стало возможным, когда в международных отношениях, внешней и внутренней политике различных государств, в том числе Китая и России, наметился кризис философских стратегий XX века. Неуважительное отношение к традиционным ценностям породило проблему доверия одного человека к другому человеку, одного коллектива к другому коллективу, одного поколения к другому поколению.

Для решения этой современной проблемы оказался чрезвычайно ценным опыт патриотически ориентированной традиции государственного строительства. Целенаправленное формирование государственной политики в противовес интуитивному поиску сомнительных компромиссов вновь приобрело большое значение.

Конфуцианские ученые сотни лет назад осознали, что противоречия в ходе развития неизбежны, но компромисс с центробежными силами,

разрушающими основы китайской цивилизации, не всегда возможен. Гу Яньу вошел в историю китайской философии как мыслитель, сознательно избегавший примирения с идеологическими противниками.

В истории Китая XVII век стал эпохой радикальных перемен, когда произошло маньчжурское завоевание страны. Смена династии Мин династией Цин была связана с крушением прежней и возникновением новой официальной идеологии. Гу Яньу внес значительный вклад в сохранение конфуцианской традиции и дальнейшее развитие китайской философии. Его энциклопедическое «простое учение» (пу сюэ ^Ь^), или «учение о началах», «учение о простом [начале]», «учение об элементарных [началах]», противостоящее схоластической неопределенности неоконфуцианства, стало выражением той духовной основы китайского народа, с которой маньчжурская конфуцианская доктрина позднее связала свои собственные истоки [126].

Изучение жизненного пути, философского мировоззрения и теоретического наследия Гу Яньу особенно актуально сейчас, когда КНР не только влияет на мировую политику и претендует на роль лидера социально -экономического развития, но и создает современную культуру, опирающуюся на традиционные ценности. Идеи Гу Яньу и в наши дни вызывают большой интерес у китайских исследователей.

Степень разработанности темы исследования

В Китае не только жизненный путь и идеи Гу Яньу, но даже его имя до начала XX века были известны немногим. И с точки зрения китайских патриотически настроенных сил, и с точки зрения маньчжурской аристократии, выработанные им шедевры стратегической мысли не подлежали огласке.

В силу этих причин труды Гу Яньу до недавнего времени оставались на периферии внимания не только отечественных китаистов, но и западных

исследователей. В Китае основное внимание уделялось, прежде всего, изучению его взглядов в идеологических целях, для задач патриотического воспитания подрастающих поколений.

В биографических исследованиях Гу Яньу, которые начались сразу же после его смерти, сформировалось два основных подхода. Первый, характерный для биографий выдающихся конфуцианцев XVIII-XIX веков, был связан с описанием его сочинений и достижений.

Второй подход, который чаще встречается в современных исследованиях духовного наследия Гу Яньу, гораздо больше внимания уделяет описаниям исторических событий, комментариям к текстам, критическим исследованиям учения, анализу теорий и практических дополнений к ним.

К важнейшим исследованиям творчества Гу Яньу на китайском языке относятся книги Хуана Жучэна (1834), Се Гочжэня (1957), Чжана Шуньхуя (1957) и Чжоу Кэчжэня (1998, 1999, 2006, 2009). Перечень наиболее известных работ китайских ученых представлен в Приложении 1 «Исследования Гу Яньу в современном Китае».

Китайский революционер и философ, идеолог китайского патриотизма Чжан Бинлинь з^МШ (1869-1936) с детства изучал тексты Гу Яньу, считал себя продолжателем его учения. Свой псевдоним Тайянь ^^ он взял в знак верности делу Гу Яньу, что также усилило интерес к произведениям великого конфуцианского ученого в XX веке [36].

В области изучения духовного наследия Гу Яньу китайскими учеными было сделано достаточно много. В отличие от ранних исследований результаты современных разработок являются планомерными, следуют подходу, который заложили Лян Цичао (1873-1929) и Ху Ши ^^

(1891-1962). Специфика данного подхода заключается в том, чтобы сделать

предметом изучения не только идеологию, но и метод исследований Гу Яньу [145].

В двадцатом веке Хоу Вайлу Ш^Р (1903-1987), Цю Ханьшэн (1912-1992) и Чжан Цичжи (1927) развивали критический подход в

исследованиях конфуцианства, характерный для европейской науки. Они опирались на марксистскую методологию в изучении истории китайской мысли и философии. Для них Гу Яньу был одним из представителей эпохи Просвещения, поэтому эти ученые делали акцент на его связи с просветительской деятельностью в эпоху Цин [145].

Среди исследователей китайской философии с позиций марксизма В.Г. Буров особо отмечает заслуги Хоу Вайлу: «Именно Хоу Вайлу открыл для науки такую блестящую плеяду философов-материалистов, творивших на рубеже средневековья и нового времени, как Ван Чуаньшань, Хуан Цзунси, Гу Яньу, Чжан Сюэчэн, Дай Чжэнь и др. До него они представали, как правило, в виде либо комментаторов, либо в лучшем случае авторов сугубо социально-политических доктрин» [6].

После образования КНР расширилась проблематика исследований по истории китайской философии, что также затронуло и период правления династии Цин [6]. В современных исследованиях наследия Гу Яньу можно выделить два направления:

1) исторические исследования (основоположники - Чэнь Цзуу Ц^ШЙ (1943), Ван Цзюньи ^ (1955));

2) философские исследования (основоположники - Сяо Шафу (1924-2008), Сюй Суминь (1952)).

В 90-е годы XX века в китайской научной среде возникла идея: на основе результатов предшественников изучать всю традицию, заложенную Гу Яньу. К трудам, практически осуществляющим идею комплексного

изучения традиции Гу Яньу, относятся «Исследование учения Гу Яньу» Шэнь Цзяжуна (1948) [139, 145] и «Основоположник конфуцианской

школы Гу Тинлинь» Гэ Жунцзиня ^^^ (1935) и Вэй Чжанбао Ш^^ (1968) [123, 145].

Книга Шэнь Цзяжуна «Исследование учения Гу Яньу» затрагивает философскую, политическую, юридическую, экономическую, педагогическую, историческую и литературоведческую мысль Гу Яньу, а также другие области научного знания [139, 145]. Широта охвата материала делает данное издание одним из наиболее полных описаний учения Гу Яньу.

В книге «Основоположник конфуцианской школы Гу Тинлинь» изложена модель науки Гу Яньу, даны ее глубокое теоретическое обоснование, анализ ключевых разделов, краткие характеристики проблем с привлечением экономических, исторических, политических и литературоведческих произведений великого мыслителя.

В 1990 году молодой исследователь Чжоу Кэчжэнь (1958) начал

создавать «Биографию Гу Яньу», которая в 1998 году была опубликована издательством университета Сучжоу [134, 145]. В процессе написания биографии Гу Яньу Чжоу Кэчжэнь привлекал документы, которые дают представление о важнейших событиях его жизни, а также сведения о людях, имеющих непосредственное отношение к его судьбе.

В 1996-1999 годах Чжоу Кэчжэнь написал докторскую диссертацию «Философская мысль Гу Яньу», результаты которой изложил в монографии «Исследование философской мысли Гу Яньу» [135, 145]. Книга Чжоу Кэчжэня «Биография Гу Яньу» основана на изучении логики его поступков, а диссертация «Философия Гу Яньу» - на изучении его мировоззрения и философских взглядов.

Жизненный путь и труды Гу Яньу были известны советским и российским китаеведам, но не были в достаточной степени изучены. К 2006 году было опубликовано всего две статьи, которые целенаправленно рассматривали отдельные аспекты учения Гу Яньу [19]. В основном творчеству Гу Яньу были посвящены ссылки в монографических исследованиях, в которых, как правило, подчеркивалось его влияние на современников и всю последующую конфуцианскую традицию.

В своей книге «Китайская классическая «Книга перемен»», завершенной в 1935 году, Ю.К. Щуцкий критиковал Гу Яньу за его нестандартную точку зрения на происхождение 64 гексаграмм «Канона перемен» [98]. Согласно Гу Яньу, сдвоенные фигуры существовали еще при династии Шан-Инь, что противоречит распространенной версии, которая связывает происхождение гексаграмм с Вэнь-ваном [118].

В 1966 году Л.В. Симоновская в своей работе «Антифеодальная борьба китайских крестьян в XVII в.» отдельно затронула проблему злоупотреблений представителей чиновничества, которую когда-то исследовал Гу Яньу в своем произведении «Записи ежедневных познаний» [84].

К изданному в 1972 году академическому переводу «Исторических записок» была написана вступительная статья М.В. Крюкова, в которой по достоинству оценивается проницательность Гу Яньу относительно умения Сыма Цяня убедительно излагать свою позицию исключительно средствами самого повествования [50]. При этом М.В. Крюков ссылался на «Комментарий к «Записям ежедневных познаний» Хуана Жучэна» [132].

В 1972 году в сборнике материалов III научной конференции «Общество и Государство в Китае» был издан доклад В.В. Малявина «Кровнородственные объединения цзунцзу в конфуцианской историографии позднесредневекового Китая» [68]. В докладе рассматриваются взгляды Гу

Яньу на переустройство общества, согласно которым кровнородственная община должна стать основой общественной организации, а отношения родства должны определять социально-экономические отношения.

В опубликованной в 1976 году книге «Мировоззрение китайского мыслителя XVII века Ван Чуань-шаня» В.Г. Буров дал общее описание учения Гу Яньу [7]. Идейное содержание эпохи Гу Яньу, вызвавшей подъем патриотических настроений, им было охарактеризовано как прогрессивное движение к рациональному мировоззрению. В.Г. Буров провел сравнительный анализ философских взглядов Гу Яньу, Ван Чуаньшаня и Хуан Цзунси, а также выявил предпосылки возникновения энциклопедических учений в Китае.

В 1981 году появилась публикация Ю.В. Власова «К характеристике «хо-хао» - термина экономической мысли Китая (по материалам «Цянь лян лунь» Гу Яньу, XVII век)» [11]. Автор выполнил анализ экономического аспекта учения Гу Яньу, с которым связана критика махинаций и злоупотреблений китайских чиновников.

В книге 1985 года «Учение об управлении государством в средневековом Китае» З.Г. Лапина отметила Гу Яньу как основоположника «практического учения об управлении обществом», а также упомянула его пристрастие к толкованию классиков [53].

В своем исследовании китайских сект «Религиозные движения позднесредневекового Китая»: Проблемы идеологии», опубликованном в 1991 году, Е.Б. Поршнева привела в качестве примера критики системы образования требования Гу Яньу упразднить допуск к государственным экзаменам и низшую ученую степень «лиценциат» (шэнъюань ^ ^ ), которую молодые люди часто приобретали из честолюбия, а не стремления к службе [83].

В монографии 1995 года «Традиция и революция» Н.М. Калюжная провела исследование социально-политических взглядов Чжан Бинлиня, в ходе которого неоднократно обращалась к наследию Гу Яньу, повлиявшему на становление выдающегося китайского революционера начала XX века, одного из идеологов Гоминьдана [36].

В книге Б.Г. Доронина «Историография императорского Китая XVII-XVIII веков» дана оценка Гу Яньу как ученому, обладающему обширными познаниями в разных областях знания, отмечен его вклад в методологию исторических наук [17].

Исследованием Б.Г. Доронина затронут важный вопрос о характере воздействия Гу Яньу на неподконтрольную маньчжурским властям конфуцианскую традицию, повлиявшую на политическую конъюнктуру, сложившуюся накануне Синьхайской революции.

В вышедшей в 2002 году обобщающей работе А.И. Кобзева «Философия китайского неоконфуцианства» были представлены основные труды и ключевые идеи Гу Яньу. В данном исследовании Гу Яньу фигурирует не только как идейный оппонент Ван Янмина, но и как «один из крупнейших конфуцианских мыслителей XVII в., просветитель-патриот и ученый-энциклопедист (филолог, историк, географ, экономист, агроном), положивший начало научно-критическому направлению в идеологии эпохи Цин» [45].

Книга А.И. Кобзева содержит целый параграф, содержащий более пространные, чем у предшественников, сведения о Гу Яньу биографического и историографического плана. Практическое введение новых, более высоких стандартов точности и полезности научных знаний, осуществленное Гу Яньу, признано А.И. Кобзевым истоком научно-критического направления эпохи Цин.

В монографии А.В. Ломанова «Христианство и китайская культура», изданной в том же 2002 году, Гу Яньу упомянут как критик неоконфуцианства, отвергавший положения буддизма и даосизма и стремившийся очистить конфуцианскую традицию от влияния этих учений [56].

В книге 2002 года «Лики Срединного царства», написанной в соавторстве А.А. Бокщаниным и О.Е. Непомниным, выделен высокий патриотический дух Гу Яньу, его отказ от сотрудничества с маньчжурами, а также участие в деятельности оппозиционных обществ [5].

В книге О.Е. Непомнина «История Китая: Эпоха Цин. XVII - начала XX века», увидевшей свет в 2005 году, в числе китайских патриотов, которые не смирились с маньчжурским завоеванием Китая, также упомянут Гу Яньу [78]. Отмечены его достижения как талантливого ученого, философа, историка, экономиста и филолога, создателя исторической и современной ему фонетики китайского языка.

В собрании трудов Д.Н. Воскресенского «Литературный мир средневекового Китая», изданном в 2006 году, неоднократно упоминается Гу Яньу как «передовой мыслитель маньчжурской эпохи», оставивший позитивный след в конфуцианской литературе и создавший свое направление в области социальных исследований [12]. Автор отмечает реализм и критицизм произведений Гу Яньу.

В 2014 году издана книга А.Р. Аликберовой «Китайская литература Нового времени», в которой изложены общие сведения о Гу Яньу как философе-конфуцианце, энциклопедически образованном ученом и идеологе антиманьчжурской борьбы, также он упоминается в качестве соратника знаменитого пирата Чжэн Чэнгуна [1].

В своих работах о Гу Яньу также упоминали С.Р. Белоусов [39], Е.В. Берверс [21], Н.Е. Боревская [23], В.Б. Виногродская [24], С.Ю. Врадий [39],

П.М. Кожин [39], В.А. Курдюмов [51], Л.С. Переломов [39], Е.А. Серебряков [21], А.Б. Старостина [86], Е.А. Торчинов [39], В.Н. Усов [22], О.Л. Фишман [39], А.Н. Хохлов [22], Р.Г. Шапиро [21], А.Г. Юркевич [19, 39], С.Е. Яхонтов [23].

В 2013 году автором настоящей диссертации был опубликован доклад «Критика «учения о сердце» Ван Янмина в «учении о началах познания» Гу Яньу» [29], с которого начались регулярные публикации по данной тематике.

Этому способствовало изучение «Сборника толкований к «Записям ежедневных познаний»» Хуан Жучэна издания 1899 года, а также поиск источников в КНР. Осенью 2013 года в Шанхае автором данного исследования было приобретено «Полное собрание сочинений Гу Яньу» в 22 томах, а также другие книги о Гу Яньу.

По материалам привезенных из Китая источников автором были прочитаны доклады на научных конференциях и опубликованы статьи в научных журналах.

В научных изданиях, редактируемых ВАК, вышли в свет статьи «Конфуцианский наставник, основавший государство» [28], «Значение «Записей ежедневных познаний» для конфуцианской традиции» [27] и «Учение Гу Яньу об основах конфуцианства» [31]. По материалам исследования была издана книга «Жизненный путь и духовное наследие Гу Яньу» [26].

Свой подход к изучению философии Гу Яньу выработали также англоязычные синологи. Одной из наиболее ранних публикаций, критикующей традицию ревизии неоконфуцианства, заложенную Гу Яньу, является исследование Карсуна Чжана (Чжан Цзюньмай) «Развитие неоконфуцианской мысли», которое вышло в 1957 году в Нью-Йорке [148].

Затем следуют статьи под названием «Жизнь Гу Яньу», опубликованные в 1968 и 1969 годах в 28 и 29 выпусках Harvard Journal of Asiatic Studies профессором Принстонского университета Уиллардом Дж. Петерсоном [155, 156].

В 1980-х годах Гу Вэйин, тайваньский исследователь, работавший в Университете Британской Колумбии, Университете штата Вашингтон и Гарвардском университете, опубликовал ряд научных трудов о Гу Яньу на английском языке. Из них наиболее известны его диссертация «Политические теории Гу Яньу и маньчжурское завоевание», а также исследования «Идеал императора у Гу Яньу - культурный великан и политический карлик», «Основные интересы Гу Яньу и местная власть в Китае» [154, 153, 152].

В Калифорнийском Университете Беркли китайский исследователь из Чэнду Чэн Ифань в 1988 году защитил диссертацию «Развитие и разочарование от управления государством в минском Китае, отраженные в опыте семьи Гу из Цзяннани в XVI веке», в которой рассмотрены предпосылки возникновения ревизионистского направления в конфуцианстве, созданного Гу Яньу [149].

В 2007 году в Йельском Университете была защищена диссертация Джона Патрика Делари «Деспотизм сверху и снизу: «Записи ежедневных познаний» Гу Яньу о власти, деньгах и нравах» [150].

В 2009 году в сборнике издательства Университета Гонконга Томас Бартлетт опубликовал большую статью «Фонология как искусство управления государством Гу Яньу» [147].

В 2011 году вышло пространное эссе Миранды Браун «Пристальный взгляд назад: возрождающие эксперименты Гу Яньу», в котором она рассмотрела теоретический потенциал философской мысли Гу Яньу,

заложенный в его ретроспективном исследовании конфуцианской цивилизации [158].

Тема данного эссе вызвала обсуждение проблемы историко-философской ревизии в статьях Пурнимы Дхаван «О возможностях идеографического анализа: изыскания Гу Яньу применительно к истории Моголов» и Иосифа Рапопорта «Гу Яньу и Ибн Хальдун: опасность пристального взгляда назад» [159, 160].

Из публикаций на других европейских языках известно исследование Л.-Ф. Верно «Размышления о Гу Яньу: Эссе о синтезе», опубликованное на французском языке в 1990 году [157].

Из приведенной выше информации можно сделать вывод, что в настоящее время интерес к наследию Гу Яньу присутствует как в Китае, так и за его пределами.

Цель и задачи исследования

Цель настоящей работы - определить значение «простого учения» Гу Яньу в истории китайской философии и охарактеризовать его влияние на конфуцианскую традицию. В диссертации поставлены следующие задачи:

1. определить исторические предпосылки возникновения учения Гу Яньу;

2. выявить биографические факторы формирования взглядов Гу Яньу;

3. проанализировать содержание письменного наследия Гу Яньу;

4. рассмотреть главное философское произведение Гу Яньу «Записи ежедневных познаний»;

5. дать оценку ревизии неоконфуцианства Гу Яньу;

6. продемонстрировать интерпретацию конфуцианского учения Гу Яньу;

7. охарактеризовать философские идеи Гу Яньу. Теоретико-методологические основания исследования

При написании работы в методологическом плане применялись следующие методы, характерные для гуманитарных наук: биографический (глава 1), историографический (глава 2), структурно-аналитический, герменевтический, формально-логический, контекстуальный, сравнительно-исторический.

В виду специфики изучаемого предмета также были задействованы историко-философская реконструкция и идеографический метод исследования.

Научная новизна исследования

Данная работа является первым диссертационным исследованием философских взглядов Гу Яньу в России. Его учение стоит не только у истоков различных программ национально-освободительной борьбы китайских тайных обществ эпохи Цин, но и у истоков официальной конфуцианской идеологии маньчжурской империи. Гу Яньу считает, что ослабление государственных институтов - закономерный итог ослабления официальной идеологии чуждыми китайской культуре ценностями. Именно эти ценности нанесли вред конфуцианскому учению, которое утратило идеологическую направленность и принципиальность.

Новизна работы заключается во введении в синологическое рассмотрение круга проблем, связанных с изучением ранее неизвестных конфуцианских источников. Впервые в истории китаеведения в центре внимания оказался критический дух конфуцианского учения, который нашел выражение в китайском энциклопедизме XVII века.

В отечественной синологии впервые была изучена ревизия неоконфуцианства Гу Яньу, проведен анализ его письменного наследия, прослежены истоки его взглядов и их трансформация, определены основные категории созданного им учения. Был предложен новый взгляд на место и

роль Гу Яньу в конфуцианской философии и общественно-политической мысли Китая.

Основные положения, выносимые на защиту

Исследование материалов по теме диссертации привело автора к выводам, выносимым в качестве положений на защиту:

1. В неоконфуцианстве произошла подмена традиционной конфуцианской проблематики морального долга буддийской проблематикой освобождения от страдания. Ревизия неоконфуцианства Гу Яньу вернула китайскую философию к ее нравственным истокам, в его учении обозначенным термином «простое» (пу ^Ь).

2. Философское учение Гу Яньу утверждает материальность «Пути» (дао Ж), важнейшего понятия китайской философии. В учении Гу Яньу понятие «Путь» выражает не абстрактную метафизическую категорию, а совокупность конкретных физических законов, определяющих как нравственное, так и природосообразное существование любого материального объекта. Правильное поведение индивида, которое поддерживают физические законы, определяет чувство морального долга, зафиксированное в конфуцианских канонах, прежде всего, в «Каноне перемен».

3. Ревизия неоконфуцианства Гу Яньу показала, что в силу материальности «Пути» китайская цивилизация структурирована традицией конфуцианских «канонов» (цзин ^), благодаря которым она сохраняет связь со своими истоками и имеет историческую преемственность.

4. Целью построения конфуцианской цивилизации следует считать достижение китайским народом «великого мира», «великого спокойствия» (тай пин которое Гу Яньу понимал как обретение суверенитета и территориальной целостности Китая. Именно для этой цели Гу Яньу

осуществил рассмотрение и обобщение всей конфуцианской традиции в энциклопедическом трактате «Записи ежедневных познаний».

5. Гу Яньу в рамках своего историко-философского проекта создал уникальный текстуально-критический метод изучения конфуцианских произведений. Благодаря этому методу, известному как «учение о простом» (пу сюэ ^), или «учение о простых [началах]», история китайской философии открывается через иероглифический текст, по содержанию которого можно определить происхождение ключевых идей, связанных с традицией использования того или иного иероглифа, отсылающего к древнейшим пластам китайской мысли.

6. Текстуально-критический метод Гу Яньу предвосхищает и предопределяет научную интерпретацию идей китайской философии. В конфуцианской традиции каждая категория исторически была связана с определенным набором и значений, и интерпретаций. Гу Яньу досконально изучил процесс их формирования и эволюции, при этом свою точку зрения на важнейшие концепции подкрепил конкретными историческими примерами.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ионов, Алексей Юрьевич, 2017 год

Библиография

1. Аликберова А.Р. Китайская литература Нового времени XVII в. -начало XX в. - Казань: Казан. ун-т, 2014. - С. 10, 26, 30-31, 33, 36, 4042.

2. Анашина М.В. Философия эпохи Хань. - М., 2013. - 102 с.

3. Барфилд Т. Дж. Опасная граница: кочевые империи и Китай. - СПб, 2009. - С. 335-341, 402-415.

4. Беседы и суждения "Лунь юй" / науч. пер. А.Е. Лукьянова; поэт. пер. В.П. Абраменко. - М., 2011. - С. 148.

5. Бокщанин А., Непомнин О. Лики Срединного царства. Занимательные и познавательные сюжеты средневековой истории Китая. - М., 2015. - С. 223, 225, 227.

6. Буров В.Г. Современная китайская философия. - М., 1970. - С. 79, 80, 150, 152.

7. Буров В.Г. Мировоззрение китайского мыслителя XVII века Ван Чуань-шаня. - М., 1976. - С. 8, 14, 103, 128, 170, 172, 174, 179-181, 183, 184, 197.

8. Быков Ф.С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. -М., 1996. - С. 100.

9. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. - М., 2001. - С. 206, 214.

10.Вильгельм Р., Вильгельм Г. Понимание «Ицзин»: Сборник. - М., 1998. -208 с.

11.Власов В.С. К характеристике «хо хао» - термина экономической мысли Китая (по материалам «Цянь лян лунь» Гу Яньу, XVII в.) // Вопросы истории Китая. - М., 1981. - С. 91-99.

12. Воскресенский Д.Н. Литературный мир средневекового Китая: китайская классическая проза на байхуа: собрание трудов. - М.: Вост. Лит., 2006. - С. 12, 18, 36, 40.

13.Гране М. Китайская мысль от Конфуция и Лаоцзы. - М., 2008. - С. 370390.

14.Грэй Дж. Г. История Древнего Китая. - М., 2006. - С. 139.

15.Дао дэ цзин / Прозоритмический перевод с древнекитайского и исследование А.Е. Лукьянова, поэтический перевод В.П. Абраменко. -М., 2008. - С. 92.

16.Дацышен В.Г. Христианство в Китае: история и современность. - М., 2007. - С. 21-31.

17.Доронин Б.Г. Историография императорского Китая ХУП-ХУШ вв. -СПб, 2002. - С. 33, 36, 245, 246, 251.

18.Дубровская Д.В. Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччи и другие (1552-1775 гг.) - М., 2000. - С. 65-135.

19. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5т. Т. 1. - М., 2006. - С. 175, 176, 178, 215, 216, 282, 315, 369, 374, 531, 537, 553.

20. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Т. 2. - М., 2007. - С. 599, 600-602.

21. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Т. 3. - М., 2008. - С. 71, 308, 451, 724.

22. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Т. 4. - М., 2009. - С. 511, 625, 736.

23. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Т. 5. - М., 2009. - С. 510, 511, 513, 558, 584, 585.

24. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Т. 6. - М., 2010. - С. 454.

25.Ионов А.Ю. Введение в даосское учение «Канона Великого Спокойствия» // Человек и культура Востока: Исследования и переводы

- 2012. - М.: ИДВ РАН, 2014. - С. 153-163.

26.Ионов А.Ю. Жизненный путь и духовное наследие Гу Яньу. - М., 2016.

- 113 с.

27.Ионов А.Ю. Значение «Записей ежедневных познаний» Гу Яньу для конфуцианской традиции // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 14-2. - С. 32-36.

28.Ионов А.Ю. Конфуцианский наставник, основавший государство // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2014. № 3. - С. 36-44.

29.Ионов А.Ю. Критика «учения о сердце» Ван Янмина в «учении о началах познания» Гу Яньу // Информационные материалы XIX Всероссийской конференции «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация» (Москва, 20 мая 2013 г.). - М.: ИДВ РАН, 2014. С. 21-26.

30.Ионов А.Ю. Онтологические вопросы учения Гу Яньу // Информационные материалы XX Всероссийской конференции «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация» (Москва, 21 мая 2014 г.). - М.: ИДВ РАН, 2015. - С. 2430.

31.Ионов А.Ю. Учение Гу Яньу об основах конфуцианства // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2015. № 3. - С. 21-32.

32.Ионов А.Ю. Учение о звуках Гу Яньу // Проблемы литератур Дальнего Востока. VI Международная научная конференция. 25-29 июня 2014 г.: Сборник материалов. - СПб: Издательство «Студия НП-Принт», 2014. -Т.2. - С. 55-58.

33.Ионов А.Ю. Философские идеи Гу Яньу (1613-1682) в интерпретации Сюй Суминя // Человек и культура Востока: Исследования и переводы -2014. - М.: ИДВ РАН, 2015. С. 211-223.

34.История Китая: Учебник / Под редакцией А.В. Меликсетова. - М., 2004. - С. 221, 256.

35.И цзин ("Канон перемен"): Пер. и исслед. / Сост. А.Е. Лукьянов; Отв. ред. М.Л. Титаренко. - М., 2005. - С. 211.

36.Калюжная Н.М. Традиция и революция. - М., 1995. - С. 23, 24, 94, 174, 210, 226, 227, 229-231, 234, 242, 246, 285, 292, 307, 313.

37.Карапетьянц А.М. У истоков китайской словесности: собрание трудов. - М.: Вост. Лит., 2010. - С. 221.

38.Китайская геомантия / Сост, вступ. ст., пер. с англ., коммент, указ. М.Е. Ермакова. - СПб, 1998. - 272 с.

39.Китайская философия. Энциклопедический словарь. Гл. ред. М.Л. Титаренко. - М., 1994. - С. 20, 39, 53, 84, 114, 176, 183, 225, 240, 257, 301, 346, 368, 373, 379, 408, 411, 415, 451.

40.Китайские социальные утопии. М., 1987. - С. 25.

41.Кобзев А.И. Категории и основные понятия китайской философии и культуры // Универсалии восточных культур. - М., 2001. - С. 229.

42.Кобзев А.И. Категория «философия» и генезис философии в Китае // Универсалии восточных культур. - М., 2001. - С. 200-219.

43.Кобзев А.И. Китайская и западная синология // Общество и государство в Китае: XXXIX научная конференция. - М.: Восточная литература, 2009. - С. 480-490.

44.Кобзев А.И. Китайская традиция // Универсалии восточных культур. -М., 2001. - С. 383-428.

45.Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. - М., 2002. - С. 9, 11, 20, 54, 61, 397, 401, 415-424, 427, 428, 436, 438, 470.

46. Конрад Н.И. Запад и Восток. - М., 1972. - С. 177, 188.

47.Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. - М., 1995. - С. 277.

48. Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу»). - М., 2004. - С. 129, 235, 374.

49.Крюгер Р. Китай. История страны. - М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008. -С. 409-433, 434-440.

50.Крюков М.В. Сыма Цянь и его «Исторические записки» // Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 1. - М.: Восточная литература, 2001.

- С. 12-65.

51.Курдюмов В.А. Курс китайского языка. Теоретическая грамматика. -М., 2006. - С. 26.

52.Кучера С.Р. Древний Китай // Историография истории древнего Востока: В 2 т. Т. 2. - М., 2009. - С. 268-410.

53. Лапина З.Г. Учение об управлении государством в средневековом Китае.

- М., 1985. - С. 45.

54.Лейбниц Г.В. Письма и эссе о китайской философии и двоичной системе исчисления. - М., 2005. - 404 с.

55.Ломанов А.В. Современное конфуцианство: Философия Фэн Юланя. -М., 1996. - С. 9.

56.Ломанов А.В. Христианство и китайская культура. - М., 2002. - С. 124, 129-146.

57.Лукьянов А.Е. Древнекитайская философия. Курс лекций. Часть I. Становление китайской философии. Лекция 1. Миф и мифология. - М.: ИДВ РАН, 2012. - С. 41.

58.Лукьянов А.Е. Древнекитайская философия. Курс лекций. Часть I. Становление китайской философии. Лекция 2. Древнекитайский космос.

- М.: ИДВ РАН, 2012. - С. 8.

59.Лукьянов А.Е. Древнекитайская философия. Курс лекций. Часть I. Становление китайской философии. Лекция 3. Архетипы культуры Дао.

- М.: ИДВ РАН, 2012. - С. 92.

60.Лукьянов А.Е. Древнекитайская философия. Курс лекций. Часть I. Становление китайской философии. Лекция 4. Понятие философии у древних китайцев. - М.: ИДВ РАН, 2012. - С. 40.

61.Лукьянов А.Е. Древнекитайская философия. Курс лекций. Часть I. Становление китайской философии. Лекция 5. «Ши цзин» («Канон песен») в истоках философии. - М.: ИДВ РАН, 2012. - С. 86.

62.Лукьянов А.Е. Древнекитайская философия. Курс лекций. Часть I. Становление китайской философии. Лекция 6. «И цзин» («Канон перемен») - от архетипической графической системы к философскому слову. - М.: ИДВ РАН, 2012. - С. 14.

63.Лукьянов А.Е. Древнекитайская философия. Курс лекций. Часть I. Становление китайской философии. Лекция 7. «Тянь вэнь» («Вопросы Неба») и «Сань цзы цзин» («Троесловие») - учебные программы достойного человека Поднебесной. - М.: ИДВ РАН, 2012. - С. 21-22.

64.Лукьянов А.Е. Древнекитайская философия. Курс лекций. Часть II. Философия даосизма. - М.: ИДВ РАН, 2015. - С. 45.

65. Лукьянов А.Е. Истоки Дао: Древнекитайский миф. - М., 1992. - С. 36.

66. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). - М., 1992. - С. 4.

67. Лукьянов А.Е. Философский космос Чжоу Дуньи (теория конфуцианской цивилизации) // Чжоу Дуньи и ренессанс конфуцианской философии. - М., 2009. - С. 219.

68.Малявин В.В. Кровнородственные объединения - цзунцзу в конфуцианской историографии позднесредневекового Китая // III НК ОГК. Ч. 1. - М., 1972. - С. 83-91.

69.Малявин В.В. Конфуций. - М., 2007. - 357 с.

70.Малявин В.В. Империя ученых. - М., 2007. - 384 с.

71.Мартыненко Н.П. Семиотика древнекитайских текстов. Введение в метод - М., 2003. - 96 с.

72.Мартынов А.С. Конфуцианство. "Лунь юй". Пер. А.С. Мартынова. В 2 т. Т. 1. - СПб, 2001. - С. 86-94.

73.Маслов А.А. Письмена на воде. Первые наставники Чань в Китае. - М., 2000. - 608 с.

74.Масперо А. Даосизм. - СПб, 2007. - С. 255-277.

75.Масперо А. Религии Китая. - СПб, 2004. - С. 113-156.

76.Мудрецы Китая. Ян Чжу, Лецзы, Чжуанцзы. Ред. В.В. Маматов, пер. Л.Д. Позднеевой. - СПб, 1994. - С. 138, 354.

77.Мэн-цзы. Предисл. Л.Н. Меньшикова. Пер. с китайского, указ. В.С. Колоколова. - СПб, 1999. - 272 с.

78.Непомнин О.Е. История Китая: эпоха Цин. XVII - нач. XX века. - М., 2005. - С. 80, 81, 337, 343.

79.Переломов Л.С. Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в. до н.э. - XXI в.). - М., 2009. - 704 с.

80.Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. - М., 1981. - С. 212.

81.Переломов Л.С. Конфуций. Лунь юй: Исслед., пер. с кит., коммент.; Факсимильный текст "Лунь юя" с комментариями Чжу Си. - М., 2000. -588 с.

82.Переломов Л.С. Слово Конфуция. - М., 1992. - С. 179.

83.Поршнева Е.Б. Религиозные движения позднесредневекового Китая: Проблемы идеологии. - М., 1991. - С. 112.

84. Симоновская Л.В. Антифеодальная борьба китайских крестьян в XVII в.

- М., 1966. - С. 49.

85.Софронов М.В. Китайский язык и китайская письменность. Курс лекций. - М., 2007. - С. 441-527.

86. Старостина А.Б. Философия истории Лян Шумина. - М.: ИДВ РАН, 2009. - С. 64.

87.Сторожук А.Г. Три учения и культура Китая. - СПб, 2010. - С. 96.

88.Сунь-цзы. Искусство стратегии. - М.; СПб, 2007. - С. 87.

89.Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение.

- М., 1985. - 245 с.

90.У-цзин. Семь военных канонов: Пер. с англ. / Науч. ред. Е.А. Торчинов.

- СПб, 1998. - С. 207, 208.

91.Феоктистов В.Ф. Философские трактаты Сюнь-цзы. Исследование. Перевод. Размышления китаеведа / Сост. Е.В. Якимова. - М., 2005. - С. 216.

92.Фицджералд Ч.П. История Китая. - М., 2008. - С. 147.

93.Фишман О.Л. Китай в Европе: миф и реальность (ХШ-ХУШ вв.). - СПб, 2003. - 544 с.

94.Фэн Юлань. Краткая история китайской философии: Пер. с англ. - СПб, 1998. - С. 340-342.

95.Чжан Цзай. Исправление неразумных / Пер., вступ. ст. и коммент. А.С.

Рысакова. - М., 2013. - 288 с. 96.Чжоу Дуньи и ренессанс конфуцианской философии. - М., 2009. - С. 203.

97.Чтимая книга: Древнекитайские тексты и перевод «Шан шу» («Шу цзин») и «Малого предисловия» («Шу сюй») / Подгот. древнекит. текстов и ил., пер., прим. и предисл. В.М. Майорова; послесл. В.М. Майорова и Л.В. Стеженской. - М., 2014. - С. 70, 97.

98.Щуцкий Ю.К. Китайская классическая "Книга перемен" / Под ред. А.И. Кобзева. 2-е изд., испр. и доп. - М., 2003. - С. 129, 142, 470.

99.Юань Кэ. Мифы древнего Китая. Пер. с кит. Послесловие Б.Л. Рифтина. - М., 1987. - С. 438.

100. Ван Цзян ШХ. Гу Яньу Ш&Й. - Пекин, 1960. - 28 с.

101. Гу Яньу цюань цзи Ш^Й^^ [Полное собрание сочинений Гу Яньу]. Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2011. Т. 1. - 435 с.

102. Гу Яньу цюань цзи Ш^Й^^ [Полное собрание сочинений Гу Яньу]. Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2011. Т. 2. - 606 с.

103. Гу Яньу цюань цзи Ш^Й^^ [Полное собрание сочинений Гу Яньу]. Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2011. Т. 3. - 610 с.

104. Гу Яньу цюань цзи Ш^Й^^ [Полное собрание сочинений Гу Яньу]. Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2011. Т. 4. - 687 с.

105. Гу Яньу цюань цзи Ш^Й^^ [Полное собрание сочинений Гу Яньу]. Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2011. Т. 5. - С. 479.

106. Гу Яньу цюань цзи Ш^Й^^ [Полное собрание сочинений Гу Яньу]. Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2011. Т. 6. - 774 с.

107. Гу Яньу цюань цзи Ш^Й^^ [Полное собрание сочинений Гу Яньу]. Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2011. Т. 7. - 670 с.

108. Гу Яньу цюань цзи Ш^Й^^ [Полное собрание сочинений Гу Яньу]. Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2011. Т. 8. - 685 с.

109. Гу Яньу цюань цзи Ш^Й^^ [Полное собрание сочинений Гу Яньу]. Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2011. Т. 9. - 897 с.

110. Гу Яньу цюань цзи Ш^Й^^ [Полное собрание сочинений Гу Яньу]. Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2011. Т. 10. - 638 с.

111. Гу Яньу цюань цзи Ш^Й^^ [Полное собрание сочинений Гу Яньу]. Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2011. Т. 11. - 673 с.

112. Гу Яньу цюань цзи Ш^Й^^ [Полное собрание сочинений Гу Яньу]. Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2011. Т. 12. - 640 с.

113. Гу Яньу цюань цзи Ш^Й^^ [Полное собрание сочинений Гу Яньу]. Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2011. Т. 13. - 649 с.

114. Гу Яньу цюань цзи Ш^Й^^ [Полное собрание сочинений Гу Яньу]. Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2011. Т. 14. - 758 с.

115. Гу Яньу цюань цзи Ш^Й^^ [Полное собрание сочинений Гу Яньу]. Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2011. Т. 15. - 624 с.

116. Гу Яньу цюань цзи Ш^Й^^ [Полное собрание сочинений Гу Яньу]. Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2011. Т. 16. . - 639 с.

117. Гу Яньу цюань цзи Ш^Й^^ [Полное собрание сочинений Гу Яньу]. Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2011. Т. 17. - 717 с.

118. Гу Яньу цюань цзи Ш^Й^^ [Полное собрание сочинений Гу Яньу]. Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2011. Т. 18. - С. 53, 522, 527.

119. Гу Яньу цюань цзи Ш^Й^^ [Полное собрание сочинений Гу Яньу]. Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2011. Т. 19. - 726 с.

120. Гу Яньу цюань цзи Ш^Й^^ [Полное собрание сочинений Гу Яньу]. Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2011. Т. 20. - 558 с.

121. Гу Яньу цюань цзи Ш^Й^^ [Полное собрание сочинений Гу Яньу]. Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2011. Т. 21. - С. 148.

122. Гу Яньу цюань цзи Ш^Й^^ [Полное собрание сочинений Гу Яньу]. Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2011. Т. 22. - 540 с.

123. Гэ Жунцзинь Вэй Чжанбао ^^^. И дай жуцзун Гу Тинлинь ^^МжШ^^ [Основоположник конфуцианской школы Гу Тинлинь]. - Тайбэй: Вэньцзинь чубаньшэ, 2000. - 359 с.

124. Кун цзы вэнь хуа да дянь [Большой словарь конфуцианской культуры]. - Пекин, 1994. - 1643 с.

125. Линь Цинчжан Чжан Шоуань Цяньцзя сюэ чжэ дэ и ли сюэ [Учение о значении принципов [периода] Цянь-цзя]: В 2-х т. Т. 1. - Тайбэй, 2003. - С. 235-280.

126. Лу Юэхун Гу Яньу Ш^Й. - Нанкин: Цзянсу жэньминь чубаньшэ, 2012. - С. 9, 23, 77, 93, 142, 211, 223, 224, 252.

127. Пань Фуэнь Сюй Юйцин Ш^^. Чэн Хао Чэн И ли сюэ сы сян янь цзю Ш Ш Ш Ш Ш ^ ® Ш Щ % [Исследование учения о принципе Чэн Хао и Чэн И]. - Шанхай, 1988. - С. 46, 49.

128. Се Гочжэнь ШШМ. Гу Тинлинь сюэпу Ш^^^н [Научная биография Гу Тинлиня]. - Шанхай, 1957. - 218 с.

129. Умань Ланьцзян ^Ш^Х (Цуй Цзиншэнь Ш^^). Шэнь ци шэн жэнь ван ян мин ^^^А^ГОВД [Чудесный мудрец Ван Янмин]. -Чанша: Хунань вэньи чубаньшэ, 2012. - 327 с.

130. Фэн Юлань ^^^. Чжунго чжэсюэ ши ФЩ^^^. [История китайской философии]: В 2-х т. Т. 1. - Шанхай, 2010. - 230 с.

131. Фэн Юлань ^^^. Чжунго чжэсюэ ши ФЩ^^^. [История китайской философии]: В 2-х т. Т. 2. - Шанхай, 2010. - 339 с.

132. Хуан Жучэн . Жи чжи лу цзиши [Сборник толкований к «Записям ежедневных познаний»]. - Шанхай: Гуцзю чубаньшэ, 2006. - 723 с.

133. Чжан Шуньхуй ^^Ш. Гу Тинлинь сюэ цзи Ш^^^Й [Записки об учении Гу Тинлиня]. - Ухань: Хубэй жэньминь чубаньшэ, 1957. -101 с.

134. Чжоу Кэчжэнь ^ ^ Ж . Гу Яньу няньпу Ш ^ Й ^ ^ [Биографическая хроника Гу Яньу]. - Сучжоу: Сучжоу дасюэ чубаньшэ, 1998. - 601 с.

135. Чжоу Кэчжэнь ^^Ж. Гу Яньу чжэсюэ сысян яньцзю Ш^Й^

[Исследование философской мысли Гу Яньу]. - Пекин: Дандай чжунго чубаньшэ, 1999. - С. 49.

136. Чжоу Кэчжэнь ^Ж. Гу Яньу юй чжунго вэньхуа Ш^Й^ФЩ ^^ [Гу Яньу и китайская культура]. - Аньхой: Хуаншань шушэ, 2009. - 320 с.

137. Чжоу Кэчжэнь ^^Ä. Мин цин чжи цзи синь жэнь сюэ - Гу Яньу сысян яньцзю — Ш&Й&Ш^^ [Новый гуманизм эпохи Мин-Цин: исследование учения Гу Яньу]. - Пекин: Чжунго да байкэ цюаньшу чубаньшэ, 2006. - 370 с.

138. Шу Цзиннань ЖйШ. Чжу цзы да чжуань [Высшая школа Чжу Си]. - Фучжоу: Фуцзянь цзяоюй чубаньшэ, 2000. - 1085 с.

139. Шэнь Цзяжун ^ Ш ^ . Гу Яньу лунькао Ш & Й ii Щ [Исследование учения Гу Яньу]. - Цзянсу: Лиши цзяосюэ, 1994. - 611 с.

140. Янь Бинган HMS, Пэн Чжаньго Кун Мо чжэ сюэ чжи би цзяо янь цзю [Сравнительное исследование философии Конфуция и Мо Ди]. - Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 2012. -С. 144-171.

141. Ли цзи. Ли юнь. ^LiS • 4L® [Записки о ритуале, Применение ритуала] [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.chinakongzi.org/riwh/lsid/liii/200711/t20071123 2911548.htm (дата обращения: 21.11.2016).

142. Пу сюэ. [Простое учение] [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://baike.baidu.com/view/45260.htm (дата обращения: 21.11.2016).

143. Сюй Суминь ii^^. Гу Яньу чжэ сюэ дэ вэнь ти и ши юй сы сян ли лу Ш & Й Щ ^ fö U Ш Й Ш ^ S Ш Ш Ш [Тематика и логика рассуждений философских текстов Гу Яньу] [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://tieba.baidu.eom/p/204841478 (дата обращения: 21.11.2016).

144. Тянь ся син ван, пи фу ю цзэ. AT^t, Е^^й [Каждый несет ответственность за расцвет и гибель Поднебесной] [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:

http: //baike .baidu. com/link?url=zg AS eA2nrnJIAVHFEGUcC l E AJqRu uyY6u2bG89nC8Vs BLcnNa-MXzNUaWBv7iN0Yik7V3zU6 8v1vwoq (дата обращения: 21.11.2016).

145. Чжоу Кэчжэнь ^^Ж. [Почему я увлечен исследованиями Гу Яньу] [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://blog.sciencenet.cn/home.php?mod=space&uid=126&do=blog&id=641 (дата обращения: 21.11.2016).

146. Чжу Си. Предисловие к разделам «Срединного и неизменного» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.360doc.com/content/12/0414/23/7458471 203657611.shtml (дата обращения: 21.11.2016).

147. Bartlett T. Phonology as Statecraft in Gu Yanwu's thought // The Scholar's Mind. - Hong Kong, 2009, pp. 181-206

148. Chang C. The Development of Neo-Confucian Thought. - New York, 1957

149. Cheng I. Development and frustrations of statecraft in mid-Ming China: As reflected in the experiences of the Gu family of Jiangnan during the sixteenth century. - Berceley, 1988

150. Delury J.P. Despotism above and below: Gu Yanwu's "Record of Daily Learning" on power, money, and mores. - New Haven, 2007

151. Fairbank J.K., Goldman M. China: a new history. - Cambridge, Massachusetts, 2006. - P. 155.

152. Ku W. Ku Yen-wu's Basic Concerns and Local Power in China // The Historical Inquiry. Vol. 10&11 (1984), pp. 585-630

153. Ku W. Ku Yen-wu's Ideal of the Emperor: A Cultural Giant and Political Dwarf // Imperial Rulership and Cultural Change in Traditional China. - Seattle, 1995

154. Ku W. The political theories of Ku Yen-wu and the manchu conquest. - Vancouver, 1983

155. Peterson W.J. The Life of Ku Yen-wu (1613-1682) // Harvard Journal of Asiatic Studies. Vol. 28 (1968), pp. 114-156

156. Peterson W.J. The Life of Ku Yen-wu (1613-1682) // Harvard Journal of Asiatic Studies. Vol. 29 (1969), pp. 201-247

157. Vergnaud L.-F. La pensee de Gu Yanwu (1613-1682) Essay de synthese. - Paris, 1990

158. Brown M. Returning the Gaze: An Experiment in Reviving Gu Yanwu (1613-1682) [Электронный ресурс]/ M. Brown // Fragments. -2011. - Vol. 1. - P. 41-77. - Режим доступа: URL: http://quod.lib.umich.edu/f7frag/9772151.0001.006/--returning-the-gaze-an-experiment-in-reviving-gu-yanwu-1613?rgn=main;view=fulltext

159. Dhavan P. On the Possibilities of Ideographic Analysis: Gu Yanwu's Disquisitions Applied to Mughal History [Электронный ресурс]/ P. Dhavan // Fragments. - 2011. - Vol. 1. - P. 78-87. - Режим доступа: URL: http://quod.lib.umich.edu/f7frag/9772151.0001.007/--on-the-possibilities-of-ideographic-analvsis-gu-yanwus?rgn=main;view=fulltext

http://quod.lib.umich.edu/f/frag/9772151.0001.008/--gu khaldun-1332-1406-the-risks-of-returning?rg

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.