Ритм как фактор развития дирижерско-исполнительской техники: теоретико-методический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Пчелинцева, Елена Васильевна

  • Пчелинцева, Елена Васильевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 170
Пчелинцева, Елена Васильевна. Ритм как фактор развития дирижерско-исполнительской техники: теоретико-методический аспект: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Санкт-Петербург. 2008. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Пчелинцева, Елена Васильевна

Введение.

Глава I. Теория музыкального ритма (в аспекте развития дирижереко-исполнительской техники).

1.1. Вопросы ритма в теории музыки.

1. 2. Психофизиологические основы восприятия музыкального ритма.

1.3. Ритм как основополагающий фактор в дирижерском исполнительстве

1.4. Определение основных механизмов развития музыкального ритма.

Глава 2. Развитие чувства ритма у студентов в условиях индивидуальных занятий дирижированием (опытно-экспериментальная работа).

2.1. Психолого-педагогические условия развития музыкального ритма в ' дирижировании

2.2. Особенности формирования мануальной техники дирижера.

2.3. Методические рекомендации для преподавателей по развитию чувства музыкального ритма у студентов в процессе освоения дирижерско-исполнительской техники.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ритм как фактор развития дирижерско-исполнительской техники: теоретико-методический аспект»

На современном этапе развития общества происходит переосмысление культурных и научно-педагогических ценностей, направленных на модернизацию образования. С усилением процессов интеграции и взаимодействия отдельных научных дисциплин стали укрепляться внутреннее и внешние междисциплинарные связи. Музыкознание и музыкальная педагогика начинают опираться на достижения психологии, физиологии, медицины, биомеханики, языкознания, математики, теории информации. Изменения, происходящие в музыкальной культуре (эволюция форм концертной практики, стремление к обновлению музыкального языка, поиски новых направлений в искусстве, проблемы обучения и воспитания, создание новых видов синтетических искусств, распространение технических средств и многое другое) поставили перед музыкальной педагогикой необходимость совершенствовать методы исследования, разрабатывать новые теоретические проблемы.

Дирижерское искусство, как и любое другое музыкально-исполнительское искусство, находится в постоянном развитии и непрерывно совершенствуется. Проблемы теории дирижерского исполнительства охватывают обширный круг вопросов, настолько обширный и многосторонний, что «в настоящее время, при огромной скорости прогресса научной мысли для того, чтобы осветить все стороны этого искусства только лишь на уровне уже имеющихся сведений и знаний, не хватило бы и всей человеческой жизни» [50, с. 8]. Это связано с тем, что профессия дирижера связана со многими сторонами музыкальной деятельности. Раскрытие ее особенностей может состояться только при одновременном рассмотрении исторически накопленного опыта и соприкасающихся с ним научных дисциплин.

Многие дирижеры современности, осознавая необходимость развития этих тенденций, пришли к логическому выводу о необходимости создания системы, которая является одновременно и управлением, и искусством, и наукой. Такой подход к педагогике дирижирования диктует необходимость искать новые пути, обогащая традиционные методы развития инновационными технологиями. В результате наука о дирижировании развивается по разным направлениям: разрабатываются вопросы, связанны^ с общими законами воздействия и восприятия музыки, рассматриваются психолого-педагогические аспекты взаимодействия с исполнительским коллективом, происходит обобщение теоретических достижений, касающихся эстетических и научных проблем дирижерского искусства.

Одним из обширных разделов теории дирижирования является разработка вопросов техники, которая строится на определенных закономерностях. Уместно подчеркнуть при этом, что техническая сторона в искусстве дирижирования играет несколько иную роль, чем в другом музыкальном исполнительстве. Когда мы слушаем игру солиста, внешняя сторона исполнения вряд ли будет иметь для нас большое значение. В дирижировании я дело обстоит иначе, так как дирижер, воздействуя на исполнителей и на публику, помогает им не только «услышать», но и «увидеть» исполнение. Данное обстоятельство обусловлено тем, что дирижирование воспринимается зрительно, где необходимым условием является осмысленность, выразительность и ясность каждого жеста и движения. При этом жестовое отображение музыкальных ощущений не является самоцелью , и самовыражением. Техника дирижирования — это средство общения, спосрб передачи информации, язык жестов, на котором дирижер «разговаривает» и организует весь процесс исполнения, связанный с решением творческих задач.

Одной из первостепенных практических задач дирижера является временная организация музыкального объекта. Если нет ритмической основы, нарушается равновесие во всем. В техническом и художественном отношениях именно временная, то есть ритмическая организация посредством пластических движений рук (что принято называть мануальной техникой), является ядром всей работы дирижера, где ритм рассматривается как всеобщая категория, охватывающая многочисленные соотношения музыкального языка. Дирижер должен уметь выявлять ритмические закономерности в каждом музыкальном произведении и координировать свои действия через живое движение" рук — динамику мышечных напряжений и расслаблений, где важна и метричность движений, и их выразительность. Будущему дирижеру необходимо научиться находить опорные точки, определять степень расхождения метра и ритма, остро чувствовать «коллективный ритм», который состоит из ритмических сочетаний, звучащих в разных партиях, быстро переключаться с одного ритма на другой, что требует определенной свободы в восприятии и воспроизведении различных ритмических фигураций. Для этого необходимо развитие соответствующих дирижерских способностей, среди которых приоритетным является чувство ритма.

Чувство музыкального ритма — это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов.

Проблема музыкального ритма разработана многоаспектно в трудах отечественных и зарубежных музыковедов (А. Н. Серова, Ю. Н. Мельгунова, Б. В. Асафьева, Г. Э. Конюса, К. Г. Мостраса, Н. А. Гарбузова, А. Л. Островского, И. В. Способина, Л. А. Мазеля, В. А. Цуккермана, Е. В. Назайкинского, В. Н. Холоповой, Ю. Г. Кона, М. Г. Харлапа, О. М. Агаркова, В. И. Елатова, К. Закса, М. Люсси, Э. Праута, X. Римана, Э. Жака-Далькроза, К. Штокхаузена, К. Орфа и других).

Актуальным на сегодняшний день в музыкальной педагогике остается учение Б. В. Асафьева об интонации, которое представляет собой самостоятельную ценность. Его интонационная теория — тема особого исследования, но для нас наиболее интересны некоторые ее вопросы, связанные с пониманием категории ритма, который тоже имеет интонационный характер.

Особое значение, с нашей точки зрения, для развития ритма имеет исследование его психофизиологической природы, что представлено в трудах И. П. Павлова, И. М. Сеченова, Н, А. Бернштейна, Б. М. Теплова, Г. А. Ильиной, К. В. Тарасовой и других. Понятие «восприятие ритма» в психологии определяется как целостное отражение окружающего мира, при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Учитывая существенность данного факта, всестороннее научное рассмотрение проблемы развития ритма невозможно без знаний психофизиологических закономерностей восприятия ритма и его двигательного воспроизведения в процессе дирижирования.

Основополагающим учением о двигательной природе ритма является ритмическая система воспитания швейцарского педагога, композитора, общественного деятеля Эмиля Жака-Далькроза. Его система музыкально-ритмического воспитания имеет мировую ценность и способствует приобщению ученика к музыке через пластические движения. Важность учения Э. Жака-Далькроза в воспитании чувства ритма заключается в установке и раскрытии психофизиологической природы двигательных функций человека, что способствует не только развитию музыкального слуха, но и мышечного чувства ритма.

Ритмическая гимнастика" Жака-Далькроза испытывала на себе влияние учения Франсуа Дельсарта, который был основателем науки о выразительности человеческого тела. Система Ф. Дельсарта породила ряд гимнастических школ, занимавшихся гармоническим воспитанием человека, и положила начало новой культуре движения, где основой становилась естественность. По системе Ф. Дельсарта все внешние движения и положения человеческого тела выражают его внутренние состояния и вытекают из выразительности. В системе ритмического воспитания Э. Жака-Далькроза движения приобретают свой смысл от музыки и становятся искусством благодаря ее ритму.

Данный подход является актуальным для искусства дирижирования, где управление музыкальной звучностью осуществляется посредством двигательной деятельности, основанной на связи с музыкальным содержанием. Каждый дирижерский жест необходимо рассматривать как элемент целенаправленного действия, что требует развития целого комплекса необходимых качеств, включающих в себя сочетание теоретических, эмоционально-интеллектуальных, психофизиологических знаний и навыков.

В работах, посвященных дирижерскому искусству и педагогике, рассматриваются частные вопросы ритмической организации. В научцо-исследовательской и методической литературе это . исследования М. М. Багриновского, П. Г. Чеснокова, К. Б. Птицы, С. А. Казачкова, А. П. Иванова-Радкевича, К.А. Ольхова, И. А. Мусина, А. С. Сивизьянова, Г. Л. Ержемского, Ю. П. Борисова и других.

Однако вопрос значения музыкального ритма в дирижерском исполнительстве рассмотрен недостаточно полно, не определены его особенности и психолого-педагогические условия развития, соответствующие формы руководства этим процессом. Несмотря на то, что основное воздействие дирижера на исполнителей заключается, прежде всего, посредством I мануальной передачи ритмических структур исполняемого произведения, имеющаяся литература о различных составляющих дирижерского искусства ограничивается, как правило, разбором схем тактирования. Каждый преподаватель дирижирования пытается по-своему предложить и сформулировать накопленный им индивидуальный опыт и создать свою систему развития ритмической организации. Это выражается в многообразии методов и приемов, используемых в преподавании. Данный субъективный подход и отсутствие единых взглядов требует предварительной разработки научной концепции, выдвижения и обоснования новых гипотез, возможно нетрадиционных подходов к данной проблеме. Фактический материал и накопленный опыт достаточно обширен, и его необходимо объединить в систему. В результате в практике преподавания дирижирования имеется ррд нерешенных задач, которые требуют своего дальнейшего исследования.

Таким образом, наблюдается противоречие между значимостью проблемы ритмического развития для теории и практики дирижерского исполнительства и отсутствием теоретико-методического обоснования этого процесса.

На основании всего вышесказанного была определена проблема исследования: выявление условий развития чувства музыкального ритма у студентов вуза в процессе индивидуального обучения дирижированию.

Объектом исследования является процесс дирижерско-хороврй подготовки студентов в условиях вузовского образования.

Предмет исследования — развитие чувства ритма у студентов в процессе освоения дирижерско-исполнительской техники.

Цель исследования - определение, обоснование и экспериментальная проверка психолого-педагогических условий, способствующих эффективности развития чувства ритма у студентов в процессе освоения дирижерско-исполнительской техники.

Задачи исследования

1. Исследовать теоретико-методические аспекты проблемы музыкального ритма.

2. Определить психолого-педагогические условия развития чувства ритма у студентов в процессе обучения дирижерскому исполнительству.

3. Разработать и апробировать в опытно-экспериментальной работе модедь развития чувства ритма у студентов в процессе освоения дирижерско-исполнительской техники;

4. Составить методические рекомендации для преподавателей, нацеленные на оптимизацию процесса развития чувства ритма в условиях индивидуального обучения дирижированию.

Исходя из основных положений музыкальной теории, педагогики и психофизиологии о развитии музыкального ритма, и, принимая во внимание особенности интонационной и двигательной природы ритма, нами была выдвинута следующая гипотеза: успешная работа по развитию чувства ритма у студентов возможна при объединении в единый эмоционально-слухо-двигательный комплекс всех сфер восприятия ритма с доминирующим значением слуха. Объединение и комбинированное использование чувственного, интеллектуально-логического, двигательного и психофизиологического факторов восприятия ритма будет способствовать эффективности развития дирижерско-исполнительской техники студентов в процессе индивидуальных занятий дирижированием.

Методологической основой исследования послужили работы:

• посвященные теории ритма (Б. В. Асафьев, Л. А. Мазель, В. А. Цуккерман, В. Н. Холодова, М. Г. Харлап); научные исследования его психофизиологической основы (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. А. Бернштейн); концепция двигательной природы ритма (Б. М. Теплов, Э. Жак-Далькроз);

• положения об общности основных закономерностей дирижерского исполнительства (И. А. Мусин, К. А. Ольхов, А. С. Сивизьянов, Г. Дехант).

Методы исследования

1. Теоретический - изучение и анализ музыковедческой, педагогической, психофизиологической литературы, осмысление опыта и практических советов ведущих дирижеров по вопросам музыкально-эстетического воспитания.

2. Эмпирический - педагогические наблюдения за студентами в процессе индивидуальных занятий по дирижированию,

3. Педагогический эксперимент.

Организация и база исследования

Исследование осуществлялось поэтапно (2002-2008). Экспериментальное исследование проводилось на базе кафедры хорового дирижирования факультета музыки Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в процессе индивидуальных занятий дирижированием.

На первом этапе (2002—2004) осуществлялся анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, определялась его программа.

На втором этапе (2004-2006) проводилась опытно-экспериментальная работа.

Третий этап (2007—2008) включал в себя анализ и обобщение результатов исследования, оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования:

- выявлены факторы, влияющие на развитие музыкально-ритмического чувства у студентов;

- определены психолого-педагогические условия развития чувства ритма у студентов в условиях индивидуальных занятий дирижированием, включающие в себя взаимодействие двигательного процесса с осознанием смыслового содержания музыкального искусства и понимание ритма как многогранной формы временной организации исполняемого произведения;

- обоснованы возможности развития музыкально-ритмического чувства на основе единства интонационного и психофизиологического подходов к освоению дирижерско-исполнительской техники;

- разработана модель развития чувства ритма, способствующая эффективности осуществления дирижерско-исполнительской подготовки студентов; обозначены принципы, характеризующие процессуальную и организационную стороны развития музыкального ритма у дирижеров на начальном этапе обучения и ориентированные на формирование музыкального ритма будущих дирижеров с целью развития дирижерско-исполнительской техники.

На защиту выносятся следующие положения

1. Развитие чувства музыкального ритма возможно при следующих психолого-педагогических условиях: включение в механизм управления двигательным процессом дирижера чувственного, интеллектуально-логического, психофизиологического и двигательного компонентов в их взаимодействии. При этом достигается понимание ритма как многогранной формы временной организации музыкального искусства.

2. Процесс ритмического развития должен включать в себя единый комплекс темпометроритма, реализация которого возможна только при полной свободе двигательной сферы организма человека.

3. Важнейшим регулятором дирижерско-исполнительских действий является переживаемое образное представление, адекватной передаче которого способствует внутреннее слышание и ощущение музыкального ритма.

4. Система психолого-педагогического сопровождения процесса развития дирижерско-исполнительской техники, включающая всесторонне освоение выразительной сущности музыкального ритма, позволит добиться позитивных результатов в преподавании дирижирования.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования подтверждается их соответствием методологическим положениям теории, психофизиологии, педагогики и музыкознания, применением методов, адекватных целям и задачам исследования.

Теоретическая значимость исследования:

- обоснованы теоретические подходы к развитию музыкального ритма, освоение которого осуществляется в тесной взаимосвязи со всеми средствами музыкальной выразительности;

- расширены представления об особенностях музыкально-ритмического развития студентов в процессе обучения дирижированию, где первостепеннре значение имеет творческая художественная интерпретация музыкального произведения;

- созданы предпосылки для успешного формирования дирижерско-исполнительской техники на основе развития интонационного и двигательного восприятия музыкального ритма.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций для преподавателей по развитию чувства музыкального ритма. Научно-теоретические и практические результаты исследования, углубляя концептуальные представления о ритме, создают предпосылки для дальнейшей разработки психолого-педагогических механизмов развития музыкального ритма. Рекомендации, разработанные в процессе исследования, могут быть использованы в практической работе педагогами дирижирования. Материалы исследования могут быть внедрены в учебно-воспитательный процесс средних специальных (музыкальных) учреждений, а также использованы в практических занятиях по дирижированию со студентами факультетов музыки педагогических вузов.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры хорового дирижирования, кафедры музыкального воспитания и образования факультета музыки РГПУ им. А. И. Герцена. Отдельные положения работы опубликованы в ряде научных статей (9 работ общим объемом 3,7 пл.), а также отражены в докладах и выступлениях на межвузовских и международных конференциях:

• научно-практическая конференция «Музыкальное образование вчера, сегодня, завтра» - Великий Новгород, 28 июня 2006 г.; в научно-практическая; конференция по проблемам хоровой педагогики — Санкт-Петербург, 11 апреля 2007 г.;

• X российско-американская научно-практическая конференция по актуальным вопросам современного Университетского образования — Санкт-Петербург, май 2007 г.;

• 3-я международная научно-практическая «Модернизация процесса дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки» - Таганрог^ 27-29 сентября 2007г.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, содержащего 203 наименования. Объем диссертации составляет 170 страниц машинописного текста, включает схемы, таблицы и диаграммы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Пчелинцева, Елена Васильевна

Выводы по 2 главе

Проведенное исследование свидетельствует о том, что деятельность преподавателей в соответствии с разработанной моделью развития чувства музыкального ритма у студентов в процессе индивидуальных занятий дирижированием позволяет повысить эффективность освоения дирижерско-исполнительской техники, актуализировать процесс развития личности в целом. Это подтверждает выдвинутую гипотезу исследования о том, что объединение и комбинированное использование чувственного, интеллектуально-логического, двигательного и психофизиологического факторов восприятия ритма будет способствовать эффективности развития дирижерско-исполнительской техники студентов в процессе индивидуальных занятий дирижированием.

На основании опытно-экспериментальных исследований определяется^' механизм взаимосвязей между данными категориями на основе музыкальноритмической деятельности; выявляются новые грани в гармоническом развитии личности студента, основанные на развитии ощущения времени, ощущения пространства, ощущение точности мышечных усилий, ощущения ритма, через которые проявляется красота, выразительность и ритмичность дирижерских движений.

В результате анализа опытно-экспериментальной работы мы пришли к выводу, что дирижерско-исполнительскую технику можно и нужно формировать под влиянием импульсов слуха с учетом всех психофизиологических факторов восприятия, используя интонационную теорию ритма и двигательную его природу. Преподавателю в своей профессиональной деятельности необходимо учитывать, что интонационное воспроизведение ритма возможно только при полной свободе двигательной сферы организма. Работа над правильной постановкой двигательного аппарата — первейшее условие успешного обучения дирижированию. Основная опора при этом должна быть на метод сознательного воспитания свободы движений,--основанный на самоощущении и самопознании.

153

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что движения дирижера нельзя рассматривать как чисто физиологический акт. Парадоксальность дирижирования заключается в том, что видимые двигательные процессы управления, это только внешний фактор большой цепи взаимоотношений, которые управляются сложным механизмом, состоящим из слуховой, психофизиологической и двигательной систем. Только их комбинированное комплексное объединение обеспечит полную реализацию поставленной задачи развития дирижерско-исполнительской техники.

Исследование показало, что приоритетным направлением с целью повышения эффективности освоения дирижерско-исполнительской техники в условиях индивидуального обучения дирижированию является работа по развитию чувства музыкального ритма.

Воспитание ритма сводится к развитию взаимоотношений мышечной силы, пространства и времени, где главным является не временное ощущение музыки, а физическое действие, однако воспитать чувство ритма нельзя, не поставив интонационной задачи. Поэтому главная задача педагогического процесса в работе над ритмом — развитие интонационного принципа управления мышечной сферой человека. В результате все действия дирижера — это сумма теоретической, эмоциональной, психофизиологической ~ и практической подготовки. Задача педагога — найти такую степень напряжения в мышцах, которое точно ответило бы характеру интонационного сигнала. Предложенные принципы основаны на общих закономерностях музыкального восприятия и развития ритма как психофизиологического процесса, где основой процесса воспитания временной организации у дирижеров является взаимосвязь интонационной и двигательной природы ритма, выраженная через органическую связь движения с музыкой.

Все сказанное позволяет нам выделить важнейшие закономерности, которые могут наметить пути успешной работы над развитием чувства ритма и дирижерско-исполнительской техники в практике преподавания дирижирования. Воспитание ритма сводится к развитию взаимоотношений мышечной силы, пространства и времени, где главным является не только физическое действие, но и внутреннее слышание музыкального объекта, осознание всех ритмических закономерностей. Главная задача педагогического процесса в работе над ритмом - развитие интонационного принципа управления мышечной сферой человека.

Проведенное нами теоретическое и практическое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, и позволило сделать следующие выводы:

1. Несмотря на важнейшую роль ритма в формировании музыкальной композиции, музыкознание пока не выработало стройную законченную теорию о ритме. Серьезная и систематическая разработка учения о ритме началась сравнительно недавно на пороге ХЕХ и XX веков. В настоящее время ритм понимается и как один из составляющих элементов в сложном и едином комплексе темпометроритма, и как формообразующая выразительная категория.

Ритм находится в тесной взаимосвязи со всеми средствами музыкальной выразительности, он проявляется, прежде всего, через мелодическое интонирование. Следовательно, ритм — есть живая система импульсов выразительности, разворачивающихся во времени.

2.Существует два основных компонента полно выявляющие природу ритма: моторный и эмоциональный. Опора на них должна быть непременным условием для развития чувства ритма. Технику можно и нужно формировать под влиянием импульсов слуха с учетом всех психологических факторов восприятия, используя интонационную теорию ритма и двигательную его природу. Интонационное воспроизведение ритма возможно только при полной свободе двигательной сферы организма.

3. Успешная работа по развитию ритма возможна при объединении в единый эмоционально-слухо-двигательный комплекс всех сфер восприятия ритма с доминирующим значением слуха. Объединение и комбинированное использование чувственного, интеллектуально-логического, двигательного и психофизиологического осмысления ритма поможет положительно решить сложную проблему развития ритмического чувства.

Данная работа не исчерпывает возможности решения проблемы развития музыкального ритма в процессе индивидуальных занятий дирижированием. Перспективу дальнейшего развития мы видим в изучении влияния на развитие ритмического чувства других основ музыкального языка, в частности, его ладовой основы, а, следовательно, в выявлении новых эффективных методов и приемов, нацеленных на оптимизацию учебного процесса в системе преподавания дирижирования.

156

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Пчелинцева, Елена Васильевна, 2008 год

1. Абдулин Э. Б., Николаева, Е. В. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2004. — 336 с.

2. Агарков О. Об адекватности восприятия музыкального метра // Музыкальное искусство и наука. Вып 1. М. : «Музыка», 1970. С. 95 -135.

3. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. — М. : Изд-во АПН РСФСР, 1960.-277 с.

4. Андреева Л. М. Методика преподавания хорового дирижирования. М.: «Музыка», 1969. - 120 с.

5. Анисимов А. И. Дирижер хормейстер: творческо-методические записки. - Л.: «Музыка», 1976. - 160 с.

6. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. М. : Просвещение, 1983. — 224 с.

7. Арановская И. В. Теория и методика эстетического развития будущего педагога-музыканта в современной системе высшего образования. — Волгоград : «Перемена», 2002. — 126 с.

8. Арановский М. Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений // Проблемы музыкального мышления. М. : «Музыка», 1974. - С. 252-272

9. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: «Музыка», 1971. -376,с.

10. Ю.Асафьев Б. В. О хоровом искусстве. Л.: «Музыка», 1980. — 216 с.

11. П.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — Л.: «Музыка», 1973. 144 с.

12. Афонина Н. Ю. О семантике и этимологии некоторых пространственных и временных понятий // Труды кафедры теории музыки. Вып 1. СПб. : Санкт-Петербургская консерватория, 1995. С. 124-158.

13. Афонина Н. Ю. Ритм. Метр. Темп. Временная организация в музыке: Пособие по теории музыки. — СПб.: «Союз художников», 2001. — 48 с.

14. Багриновский М. Дирижерская техника рук. — М. : Высшее училище военных дирижеров Советской армии, 1947. 295 с.

15. Барышева Т. А. Диагностика эстетического развития личности. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. 140 с.

16. Безбородова Л. А. Дирижирование. М.: Просвещение, 1990. - 155 с.

17. Безбородова Л. А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. — М. : Академия, 2001. — 413 с.

18. Беляева-Экземплярская С. Н. О психологии восприятия музыки. М. : Изд-во Руский книжник, 1923. — 115 с.

19. Березина Н. Е. О взаимосвязи поэтического текста и музыки в хоровых миниатюрах // История хоровой музыки и вопросы хороведения. Вып.5. -Петрозаводск : Петрозаводская государственная консерватория, 2002. — 106 с.

20. Берлиоз Г. Дирижер оркестра. Перевод С. Горчакова / Дирижерское исполнительство. М.: Музыка, 1975. - С. 68-86.

21. Бернстайн Л. Музыка всем. Пер. с англ. В. И. Чембеджи. М. : Советский композитор, 1978. — 258 с.

22. Бернпггейн Н. А. О построении движений. -М.: Медгиз, 1947. 255 с.

23. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: «Медицина», 1966.-349 с.

24. Блинова М. А. Временная природа музыкального воспитания в свете учения о высшей нервной деятельности // Вопросы теории и эстетики музыки. №8. Л.: Музыка, 1968.-С. 111 - 127.

25. Блинова М. А. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. — Л. : Музыка, 1974. — 144 с.

26. Бобровский В. П. Функциональные основы музыкальной формы. М. : Музыка, 1978.-332 с.

27. Борисов Ю. П. Техника дирижирования. Свердловск : Свердловский государственный педагогический институт, 1987. - 100 с.

28. Бочкарев JI. JI. Психология музыкальной деятельности. М. : Изд-во РАН, 1997.-351 с.

29. Буров А. И. Эстетическая сущность искусства. М. : Педагогика, 1956. — 292 с.

30. Вагнер Р. О дирижировании. Перевод И. Шрайбера / Дирижерское исполнительство. М. : Музыка, 1975. - С. 68-132.31 .Вартанян И. А. Звук. Слух. Мозг. JI. : Наука, 1981. - 175 с.

31. Василенко С. Искусство дирижирования / Дирижерское исполнительство. М. : Музыка, 1975. - С. 203-207.

32. Васильев В. А. Очерки о дирижерско-хоровом образовании: Преемственность традиций и тенденции развития. Л. : Музыка, 1991. — 118 с.

33. Вахромеев В. А. Элементарная теория музыки. М. : Музгиз, 1956. - 214 с.

34. Вахрушев А. В. Основы хоровой педагогики: учебное пособие для студентов-заочников дирижерско-хорового отделения. М. : МГУК, 1997.-166 с.

35. Вейнгартер Ф. О дирижировании / Дирижерское исполнительство. — М. : Музыка, 1975.-С. 165-182.

36. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие. — М. : Педагогическое общество России, 2002. -208 с.

37. Волконский С.М. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста (по Дельсарту). — С-Петербург : Издание Апполона, 1913. — 222 с.

38. Вспомогательные упражнения на начальном этапе обучения хоровому дирижированию будущих учителей музыки. — Уфа : РИО БашГУ, 2004. — 80 с.

39. Вуд Г. О дирижировании. М. : Музгиз, 1958.-104 с.

40. Вы готский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика-Пресс,1999.-534 с.

41. Выготский Л^ С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 341 с. 43;Вышкина А. Р. Проблемы современного музыкального; образования:

42. Теория. Методика. Опыт: Учебное пособие. — Великий Новгород; : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2008. 212 с.

43. Гарбер Л.А. Проблемы способностей. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 112 с.

44. Рейнрихс И. П. Музыкальный слух и его развитие. М.: Музыка, 1978. — 82 с:

45. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. М. : Международная; академия педагогических наук, Московский гуманитарный актерский; лицей, 1993. - 190 с.

46. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения- — М. : Педагогика, 1986.-239 с.

47. Дехант Г. Дирижирование. Теория и практика музыкальной интерпретации. — Н. Новгород : «Деком», 2000. — 448 с.

48. Диев Б. А. Дирижерская ритмика. — М. : Московская государственная консерватория, 1968. — 132 с.50:Дирижерское исполнительство. Практика. История. Эстетика. Ред.

49. Л. Гинсбурга. М.: Музыка, 1975. — 631 с. 51 .Дмитревский Т. А. Хороведение и управление хором. — М. : Музгиз, 1957. - 107 с.

50. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат,, 1978. - 272 с.

51. Донских Л. М. Проблемы дирижерской техники: учебно-методическое пособие по курсу «Дирижирование». — Тамбов : Изд-во Тамб. гос. ун-та,2000. 39 с.

52. Дорн В. Метод Жак-Далькроза (ритмическая гимнастика). — М. : Институт ритмической гимнастики Жака-Далькроза, 1912. 8 с.

53. Евграфов Ю. А. Элементарная теория мануального управления хором. — М.: Музыка, 1995. 15 с.

54. Елатов В. И. По следам одного ритма. Минск : «Наука и техника», 1974.- 128 с.

55. Еремиаш О. Практические советы по дирижированию. — М. : «Музыка», 1964. 72 с.

56. Ержемский Г. Л. Дирижеру XXI века. Психолингвистика профессии. -СПб. : «Деан», 2007. 240 с.

57. Ержемский Г. Л. Психология дирижирования: Некоторые вопросы исполнительства и творческого взаимодействия дирижера с коллективом.- М. : Музыка, 1988. 80 с.

58. Ержемский Г. Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. — СПб. : «Деан», 1993.-258 с.61 .Жак-Далькроз Э. Ритм. М. : Классика XXI, 2002. - 248 с.

59. Живов В. Л. Исполнительский анализ хорового произведения. М. : Музыка, 1987. - 96 с.

60. Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. -М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003. 272 с.

61. Журавлев А. П. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1981. — 160 с.

62. Иванов-Радкевич А. П. О воспитании дирижера. — М.: Музыка, 1973. 79 с.

63. Ивен Д. Человек с палочкой / Дирижерское исполнительство. — М. : Музыка, 1975. С. 276-279.

64. Игнатьев К. А. Основы техники хорового дирижирования: Учебное пособие. Саранск: Мордов. гос. пед. институт, 1999. - 84 с.

65. Иоффе Е. Г. Практическое руководство по развитию темпо-метрического слуха: Методические указания для педагогов дет. муз. школ и муз. уч-щ.- Рига : Метод, каб учеб. заведении М-ва культуры ЛатвССР, 1987. 46 с.

66. Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып.2. Под редакцией Э. Г. Яковлевича. М.: Музыка, 1966. - 192 с.

67. Каган М. С. Музыка в мире искусств. СПб. : Просвещение, 1996. - 231 с.

68. Казачков С. А. Дирижер хора артист и педагог. - Казань : Каз. гос. консерватория, 1998. - 307 с.

69. Казачков С. А. От урока к концерту. Казань : Изд-во Казан, ун-та, 1990.- 343 с.

70. Казачков С. А. Дирижерский аппарат и его постановка. М. : Музыка, 1967.- 111 с.

71. Кан Э. Элементы дирижирования. Л.: Музыка, 1980. - 216 с.

72. Канерпггейн М. Вопросы дирижирования. М.: Музыка, 1972. -;256 с.

73. Кан-Шпейер Р. Руководство по дирижированию // Дирижерское исполнительство. М.: Музыка, 1976. - С. 280-311.

74. Киринарская Д. К. Музыкальное восприятие. М. : Кимос-Ард., 1997. -160 с.

75. Козляков В. В. Обучение дирижированию: учебное пособие по курсу «Методика преподавания дирижерско-хоровых дисциплин». Тамбов : ТГУ, 2001.-129 с.

76. Колесса Н. Основы техники дирижирования. — Киев : «Музична Украина», 1981.-209 с.

77. Кон Ю. Г. Вопросы анализа современной музыки. Л. : Советский композитор, 1982. - 150 с.

78. Кон Ю.Г. Избранные статьи о музыкальном языке. СПб. : Композитор, 1994. -160 с.

79. Кондрапшн К. О дирижерском искусстве. — JI. М. : Советский композитор, 1970. - 151 с.

80. Коршунов А. М. Познание и деятельность. М.: Политиздат, 1984. - 142 с.

81. Коршунов А. М. Диалектика субъекта и объекта в познании. — М.: Изд-во МГУ, 1982. 134 с.

82. Костюк А. Г. Культура музыкального воспитания / Художественное восприятие. JI.: 1971. - С. 22-43.

83. Краснощеков В. И. Основы управления хором. М.: ЗНУИ, 1982. - 77 с.

84. Кремлев Ю. Очерки по эстетике музыки. М.: Музыка, 1975. - 146 с.

85. Крутиков Р. И. Принцип детерминизма и деятельность мозга. М. : АН СССР институт философии, 1988. - 221с.

86. Круминьш А. Некоторые вопросы техники дирижирования хором. В помощь педагогу музыканту. - Рига: Министерство культуры Латв. ССР, 1976.-82 с.

87. КуренковаP.A. Эстетика — музыка — образование. — Владимир : ВГПУ, 2001.-307 с.

88. Курт Э. Основы линеарного контрапункта. М.: Гос. муз. изд-во, 1931. — 304 с.

89. Лагутин Ю. А. Техника дирижирования и дирижерская практика. М.: Московский государственный институт культуры, 1990. - 23 с.

90. Лащенко А. Хоровая культура: аспекты изучения и развития. Киев : «Музычна Украйина», 1989. -136 с.

91. Лебединский А. О некоторых технических аспектах обучения дирижера. В кн. Вопросы хороведения и дирижирования хором. Вып. 58. -Горький : Волго-Вятское кн. изд-во, 1982. - С. 137-157.

92. Леонтьева О. Т. Карл Орф. -М.: Музыка, 1984. 334 с.

93. Лист Ф. Письмо о дирижировании / Дирижерское исполнительство. — М.: Музыка, 1975. С. 147-150.

94. Лифиц И. В. Ритмика: Методическое пособие для преподавателей. -М. : Исслед. центр по пробл. управления качеством подгот. специалистов 1992.-210 с.

95. Мазанова А. А. Некоторые вопросы воспитания дирижеров хора. -Петрозаводск : Периодика, 2000. 22 с.

96. Мазель Л. А. О природе и средствах музыки. М.: Музыка, 1991. -80 с.

97. Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. М.: Музыка, 1967. - 752 с.

98. Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки. М. : Советский композитор, 1978. -352 с.

99. Мазель В.Х. Музыкант и его руки: Физиологическая природаи формирование двигательной системы. СПб.: Композитор, 2002. - 180 с.

100. Мазель В. X. Музыкант и его руки. Кн. вторая: Формирование оптимальной осанки. СПб.: Композитор, 2005. - 52 с.

101. Малько Н. А. Основы техники дирижирования. М. - Л. : Музыка, 1965.-219 с.

102. Марков М. Воздействие искусства как психофизиологическая проблема // Проблемы этики и эстетики. Вып.2. М. : Музыка, 1980} - С. 147-155.

103. Масленкова Л. А. О ритмическом воспитании / Теоретические дисциплины в музыкальном училище. Л. : Музыка, 1977. - С.36-50.

104. Маталаев Л. Н. Основы дирижерской техники. М. : Сов. композитор, 1986. - 206 с.

105. Матонис В. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л. : Музыка, 1988. - 85 с.

106. Медушевский В. В. Двойственность музыкальной формы и восприятия музыки / Восприятие музыки. — М. : Музыка, 1980. С. 178195.

107. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. М. Композитор, 1993. - 262 с.

108. Медушевский В. В. О закономерностях художественного воздействия музыки. -М.: Музыка, 1976. 254 с.

109. Музыкально-исполнительское искусство и педагогика: афоризмы, цитаты, изречения: учебное пособие / сост. Г.М. Цыпин; Белгор. гос. ин-т культуры и искусств. Белгород : Белгор. Обл. тип., 2007. - 412 с.

110. Медынь Я. Методика преподавания дирижерско-хоровых дисциплин. М.: Музыка, 1978. - 132 с.

111. Мельникова Н. И. Исполнительская организация музыкального времени: автореферат диссертации на соискание ученой степени к. иск. -Новосибирск : Новосибирская Государственная консерватория им. М.И. Глинки, 1996. 22 с.

112. Методическая разработка о единстве технического и художественного в воспитании вокалиста. Алма-Ата : Минвуз Казахской ССР, 1987. - 31 с.

113. Модернизация дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки в системе профессионального образования: Материалы 1 международной научно-практической конференции (под ред. М. В. Кровсун). Таганрог : ТППИ, 2003. — 122 с.

114. Модернизация дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки в системе профессионального образования: Материалы Ш международной научно-практической конференции (под ред. М. В. Кровсун). Часть I. -Таганрог : Изд-во Ступина А.Н., 2007. 292 с.

115. Модернизация дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки в системе профессионального образования: Материалы Ш международной научно-практической конференции (под ред. М. В. Кровсун). Часть П. -Таганрог: Изд-во Ступина А.Н., 2007. 260 с.

116. Мострас К. Г. Ритмическая дисциплина скрипача. М. - JI. : Музгиз, 1951.-307 с.

117. Мусин И. А. О воспитании дирижера. Л.: Музыка, 1987. - 247 с.

118. Мусин. И. А. Техника дирижирования. СПб. : «Пушкинский фонд», 1995.-304 с.

119. Мусин И. А. Язык дирижерского жеста. М. : Музыка, 2006. - 230 с.

120. Мюнш Ш. Я. Я дирижер. - М.: Музыка, 1982. - 63 с.

121. Назайкинский Е. В. О музыкальном темпе. М. : Музыка, 1965. -95 с.

122. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.-319 с.

123. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М. : Музыка, 1972. - 383 с.

124. Назарова Е. Идеи интонационной теории Б. В. Асафьева в обучении игре на фортепиано // Проблемы музыкального воспитания и образования: Межвузовский сборник научных трудов. СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. - С. 71-82.

125. Новрузов Э. Б. Дирижирование и эстетика. Баку : Ишыг, 1989. -65 с.

126. Ольхов К. А. О дирижировании хором. Л.: Музыка, 1961. - 108 с.

127. Ольхов К. А. Теоретические основы дирижерской техники. Л. : Музыка, 1990. - 199 с.

128. Ольхов К. А. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров. Л. : Музыка, 1979. - 199 с.

129. Орлов Г. Время и пространство музыки // Сб. Статей. Проблемы музыкальной науки, вып. 1. М.: «Советский композитор», 1972. -С.358-394.

130. Орлова Е. М. Б. В. Асафьев. Л.: Музыка, 1964. - 460 с.

131. Орлова Е. М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. М.: «Музыка», 1984. - 302 с.

132. Основы теоретического музыкознания: Учеб. пособие для студ. высш. муз. пед. заведений / Под ред. М.И. Ройтерштейна. М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 272 с.

133. Основы эстетического воспитания. М. : Просвещение, 1986. - 146 с.

134. Островский А. Л. Методика теории музыки и сольфеджио. Л. : Музыка, 1970.-296 с.

135. Павлов И. П. Избранные труды. М. : Медицина, 1999. - 447 с.

136. Пазовский А. М. Записки дирижера. М. : Советский композитор, 1968.-558 с.

137. Петрушин В. И. Музыкальная психология. М. : ТОО Пассим, 1994.-300 с.

138. Поляков О. И. Язык дирижирования. Киев : «Музычна Украина», 1987. - 95 с.

139. Попов П. А. Психолого-педагогические основы подготовки самодеятельного певца. Тамбов : Тамбовский государственный университет, 1998. — 251 с.

140. Проблемы музыкальной педагогики в контексте художественной культуры XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. М.: МГУКИ, 1999. - 124 с.

141. Проблемы музыкального ритма /сборник статей/. М. : Музыка, 1978.-293 с.

142. Проблемы профессионального обучения музыканта: Сб.ст / Ташкентская государственная консерватория им. М. Ашрафи. Ташкент : Изд-во лит. и искусства, 1988. - 112 с.

143. Проблемы современного музыкознания в свете идей Б. В. Асафьева. Сборник научных трудов. Л.: Изд. ЛОЛГК, 1987. -197 с.

144. Птица К. Очерки о технике дирижирования хором. М. : Музыка, 1948. -160 с.

145. Раппопорт С. X. О природе художественного мышления // Эстетические очерки. Вып.2. М. : Музыка, 1967. - С. 22-40.

146. Раппопорт С. X. Искусство и эмоции. М. : Музыка, 1972. - 168 с.

147. Робинсон П. Караян. М. : Прогресс, 1981. - 168 с.

148. Рождественский Г. Н. Дирижерская аппликатура. JI. : Музыка, 1974. -104 с.

149. Романовский Н. В. Хоровой словарь. М. : Музыка, 2000. - 230 с.

150. Русская хоровая культура: История. Традиции. Современные проблемы / Сборник статей. СПб .: СПбГАК, 1995. - 187 с.

151. Рыбкина Т.В. Музыкальное восприятие: пластические образы ритмо-интонации в свете учения Б. Асафьева : автореферат диссертации на соискание ученой степени к. иск. — Магнитогорск: Магнитогор. гос. консерватория им. М. Глинки, 2004. 24 с.

152. Саморукова М. О временной стороне тактирования // Вопросы хороведения и дирижирования хором. Вып. 58. — Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1982. С. 158-174.

153. Серов А. Н. Статьи о музыке: Вып. 1. М. : Музыка, 1985. - 413 с.

154. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. М. : Изд. Академии наук, 1961.-100 с.

155. Сеченов И. М., Павлов И. П., Введенский H. Е. Физиология нервной системы. Избранные труды, вып. 2. М. : Гос. изд-во Медицинской литературы, 1952. - 624 с.

156. Сивизьянов А. С. Дирижерское выражение музыкальных элементов и стилей. Шадринск : Издательство ПО «Исеть», 1997. - 372 с.

157. Сивизьянов А. С. Проблема мышечной свободы дирижера хора. -М. : Музыка. 1983. 55с.

158. Сложные и переменные размеры / Методическая разработка для студентов заочников. - Куйбышев : Куйбышевский гос. ин-т культуры, 1985.-24 с.

159. Соколов В. Работа с хором. М. : Музыка, 1983. - 227 с.

160. Способны И. В. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1979.- 199 с.

161. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. М. : Педагогика, 1988. - 173 с.

162. Тельчарова Р. А. Музыка и культура (личностный подход). М: : Знание, 1986. - 62 с.

163. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М. - Л.: Изд. АПН РСФСР, 1947. - 336 с.

164. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 536 с.

165. Терацуянц Г. Е. Кое-что из опыта хормейстера. Петрозаводск : Комиздат, 1995. - 141с.

166. Тилес Б. Дирижер в оперном театре. — Л. : «Музыка», 1974. 88 с.

167. Тихомиров О. К. Психология мышления. М.: Изд. Московского университета, 1984. - 336 с.

168. Тиц М. Д. О тематической и композиционной структуре музыкальных произведений. — Киев : «Музична Украина», 1972. 282 с.

169. У Ген-Ир. Черты стиля хоров С.И. Танеева. Петрозаводск : Карелия, 1991. - 135 с.

170. Уколова Л. И. Дирижирование. М.: Владос, 2003. - 207 с.

171. Физиология человека. Том 1, глава 5. Двигательные системы. М.: «Мир», 1996.-С. 88-28.

172. Фомин В. Оркестром дирижирует Мравинский. Л.: Музыка, 1976. -168 с.

173. Фрейд 3. Психология бессознательного. -М.: Просвещение, 1989.- 447 с.

174. Хайкин Б. Э. Беседы о дирижерском ремесле. Статьи. — М.: Советский композитор. 1984. 240 с.

175. Халабузарь П. В., Попов В. С. Теория и методика музыкального воспитания. Изд.2-е. — СПб.: Лань, 2000. — 222 с.

176. Харлап M. Г. Ритм и метр в музыке устной традиции./Вопросы истории, теории, методики/. — М. : Музыка. 1986. 104 с.

177. Харлап М. Г. Тактовая система музыкальной ритмики / Проблемы музыкального ритма. M .: Музыка, 1978. - С. 48-104.

178. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Том I. М. : Педагогика, 1986.-406 с.

179. Холопов Ю.Н. Метрическая структура периода и песенных форм / Проблемы музыкального ритма. -М. : Музыка, 1978. С.105-163.

180. Холопов Ю. Н. Проблемы музыкальной науки. Вып.6 М. : Музыка 1985. - 167с.

181. Холопова В. Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов XX века.- М. : Музыка, 1971. 304 с.

182. Холопова В. Н. Музыкальный ритм. /Вопросы истории, теории, методики/. М. : Музыка. 1980. - 71 с.

183. Холопова В. Н. Русская музыкальная ритмика. М.: «Советский композитор». 1983.-281с.

184. Холопова В. Н. Теория музыки: Мелодика, ритмика, фактура, темп.- СПб. : Лань, 2002. 368 с.

185. Цыпин Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. СПб. : Алетейя, 2001. - 320 с.

186. Цыпин Г. М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы содержания, формы, языка и стиля). Тамбов : ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 2005. - 337 с.

187. Чабанный В. Ф. Профессиограмма и структура личности хорового дирижера. СПб. : Государственный институт культуры. 1993. - 54 с.

188. Чесноков П. Хор и управление им. М. : Гос. муз. изд-во, 1961. -239 с.

189. Чистяков В. В. Психология дирижерского образования и исполнительства. М. : МПА, 2002. - 226 с.

190. Чич Гисса Карпович. Дирижирование как искусство, методы его познания. Майкоп : АГУ, 2001. - 79 с.

191. Шерхен Г. Учебник дирижирования / Дирижерское исполнительство. — М.: Музыка, 1975. — С. 208-263.

192. Шмидт-Шкловская А. А. О воспитании пианистических навыков. -М.: 2003. Классика XXI. 84 с.

193. Шульпяков О. Вопросы методологии развития двигательной техники музыканта-исполнителя // Вопросы теории и эстетики музыки. №8. Л. : Музыка, 1968 - С. 186-206.

194. Щедрин И. И. Обучение и воспитание дирижера. Челябинск : Челяб. гос. ин-т искусства и культуры, 1997. -119 с.

195. Эстетические категории и эстетическое воспитание. М. : Просвещение, 1983. -303 с.

196. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 86с.

197. Якобсон П. М. Психология чувств. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-216с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.