Роль богемы в духовной жизни общества: на примере провинциального города тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Гузенина, Светлана Валерьевна

  • Гузенина, Светлана Валерьевна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2008, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 209
Гузенина, Светлана Валерьевна. Роль богемы в духовной жизни общества: на примере провинциального города: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Тамбов. 2008. 209 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Гузенина, Светлана Валерьевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ И АТРИБУТОВ БОГЕМЫ.

§ I. Качественные особенности и методологические требования к базовой общетеоретической модели богемы.^

§2. Богема в духовной жизни общества: проблемы историко-социологического анализа.

Глава И. РОССИЙСКАЯ БОГЕМА: ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ.

§ I. Российская богема как объект социологического исследования

§ 2. Особенности эмпирического изучения провинциальной богемы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль богемы в духовной жизни общества: на примере провинциального города»

Актуальность исследования. Существование богемы всегда было одним из атрибутов общественной жизни; причем воспроизводство такого атрибута, показывающее весьма специфические морфемы человеческого общежития, было столь же очевидным, сколько и малоисследованным.

Проблемы духовной жизни богемы, ее влияния на движение социальной структуры, динамика самого кадрового состава богемы как странного, но довольно точного индикатора состояния общественного сознания, долгое время находились как бы на периферии социологической мысли и гуманитарной науки в целом.

Однако многие глобальные события последнего времени, возникшие первоначально далеко не из самых масштабных явлений социальной жизни, показывают заметную недооцененность методологической глубины исследований современной богемы. Классическими примерами такого саморазвертывания потенциала первоначально скромных по численности социальных групп являются, видимо, движенияе Неприсоединения, движение борьбы за гражданские права во главе с М.Кингом, декабристское движение в России, судьба «Заговора равных» на финише Великой французской революции, сценарии толстовских коммун в дореволюционной России и др.

Выделим ряд очевидных факторов, определяющих растущую актуальность гуманитарных исследований богемы именно в современной общественной жизни.

Во-первых, это очевидное углубление обратной связи, обратного влияния общественной идеологии и психологии на движение политики и экономики; заметная же роль духовных ценностей богемы как своеобразного эталона («положительного» или «отрицательного»), ранжирующего ценности целых слоев населения («фанаты», «завсегдатаи салонов», «чиновники от искусства», «технические работники и посетители учреждений культуры» и др.), очевидны.

Во-вторых, после падения «железного занавеса» резко активизировались международные связи представителей различных богем и их влияние на принятие важных управленческих решений, причем далеко не всегда в сфере культуры. Примером могут служить обращения художественной интеллигенции к мировой общественности и в международные организации, вплоть до ООН и ЮНЕСКО, по поводу событий в Сербии, Чечне, Грузии, на Ближнем Востоке, по поводу грозящих геноцидом гражданских войн в Африке и т.д.

В-третьих, диалектика бытия богемы привлекает внимание исследователей еще и потому, что она становится одним из способов организации людей, склонных к социально-девиативным ценностям. Это представляется достаточно важным, учитывая бурный рост доли таких людей в сумме населения, причем даже внутри «среднего класса», а также снижения эффективности оформившихся учреждений, работающих с такими людьми (например, Центров социального обслуживания населения, сельских клубов, традиционных общественных организаций).

В-четвертых, существует достаточно мощная группа собственно духовных факторов, определяющих актуальность избранной темы исследования. Загадки творческих процессов, причины и порядок возникновения качественно особых декадентских ценностей у заметного числа людей, изучение богемы как естественной альтернативы бурно растущим формам обособленного поведения - все это показывает несомненную положительную динамику актуальности всего круга проблем, связанных не только собственно с богемой, но и со слабо социализированным поведением вообще.

Степень научной разработанности проблемы. Специальных научных исследований, посвященных анализу природы, атрибутов и роли феномена богемы в духовной жизни общества практически нет, однако существует ряд искусствоведческих, философских, культурологических работ и публикаций в периодических изданиях, которые затрагивают проблематику настоящего исследования.

Некоторые описательные характеристики и функциональные зависимости, связанные с феноменом богемы, можно обнаружить в работах, фокусирующихся на:

- генезисе мирового искусства, где особо выделяются труды Б.Виппер, В.Кандинского, П.Гнедич, В.Власова, Р.Болтона, М.Коллинз1;

- отличительных особенностях творческой деятельности в каждом из жанров искусства. Данной проблематике посвящены исследования С.Ваймана, В.Березкина, Е.Чигаревой, В.Хайта2. Следует отметить коллективный труд ученых Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания Министерства культуры СССР, посвященный вопросам развития русской художественной культуры конца Х1Х-начала XX в.в.3;

- специфике технических возможностей творчества, а также психологии и философии творчества. Тем или иным образом, проблематика творческой деятельности людей, входящих в богему, нашла отражение в работах Н.Бердяева, В.Кандинского, О.Кривцун, И. Волкова,

Виппер Б.В. Введение в историческое изучение искусства.-М.,2004; Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства.В 8т.-СПб,2000; Власов В.Г.Стили в искусстве:словарь.Т.1.-СПб,1998; Гнедич П.П. История искусств. Высокое Возрождение. - М., 2005; Кандинский В.Избранные труды по истории искусства.В 2-х томах.-М.,2008; Болтон Р. Живопись : от первобытного искусства до XXI века,- М., 2006; Коллингз М. Внутренняя жизнь картины // Живопись: от первобытного искусства до XXI века.-М.,2006.

2Вайман С.Драматическии диалог.-М.,2003; Березкин В.Искусство сценографии мирового театра. В 5 томах,- М., 2006; Чигарева Е.Оперы Моцарта в контексте культуры его времени.-М.,2001; Хайт В. Об архитектуре, ее истории и проблемах.-М., 2003.

3 Русская художественная культура конца XIX - начала XX века(1908-1917). Кн.третья. Зрелищные искусства и музыка.- М., 1977.

Л.Столович, а также в исследованиях С.Рубинштейна и Л.Выготского, связанных с психологией творчества; Н.Гончаренко и А.Лука, посвященных проблемам гениальности, вдохновения и интуиции в искусстве и науке; Л.Бочкарева - о специфике композиторского, исполнительского и музыкально-педагогического творчества; Н.Хренова -о феномене публики в ракурсе психологии масс4;

- бытоописании творческих объединений; жизнеописании, либо автобиографиях отдельных творческих личностей. По этой теме существует ряд художественных произведений, публикаций, мемуаров и дневников. Непосредственно повседневной жизни театральной богемы посвящена работа Л.Тихвинской3. Некоторые характеристики богемы даны в книге О.Аронсона6. С точки зрения автора, наибольшую информативность (при некоторой субъективности) для исследования богемы представляют автобиографические романы Р.Ивнева, А.Мариенгофа и мемуары Ф.Раневской, Н.Мандельштам, В.Гиляровского7.

Кроме того, некоторые интересующие автора сведения по изучаемой проблеме были получены благодаря обширному массиву литературы по эстетике. При этом, для анализа природы и атрибутов богемы интересны как сами авторские тексты, где отчетливо проявляются глубинные основы мотивации к творческой деятельности, как к пути в постижении

4Бердяев Н. Смысл творчества.-М.,2006; Бочкарев J1.JI. Психология музыкальной деятельности.- М.,2006 ; Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы.-М.,1988; Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. -М.,1991; Кандинский В. Точка и линия на плоскости. - М., 2006; Кривцун O.A. Искусство и мир человека: (Искусство в формировании духовного мира человека).- М., 1986; Столович Л.Н. Жизнь-творчество-человек: Функции художественной деятельности. - М.,1985; Рубинштейн C.JT. Основы общей психологии: В 2 т. Т.Н.-М.,1989; Выготский JLC. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского.-М.,1987; Лук А.Н. Психология творчества.- М., 1978; Хренов H.A. Публика в истории культуры. Феномен публики в ракурсе психологии масс. - М.,2007.

5Тихвинская Л.И. Повседневная жизнь театральной богемы Серебряного века: Кабаре и театры миниатюр в России.1908-1917.-М.,2005.

6 Аронсон О. Богема: опыт сообщества. Наброски к философии асоциальности.- М.,

2002.

7Гиляровский В.А.Москва и москвичи// В.А.Гиляровский. Собр.сочинений в 4 томах.-Том IV.-M.,1999; Ивнев Р.Богема: Роман.- М.,2005; Мариенгоф А. Циники. Бритый человек: Романы.-СПб., 2007.-256 е.; Мандельштам Н.Я. Вторая книга .-М., 2001. прекрасного (Платон, Аристотель, Псевдо-Лонгин, Августин, Фома Аквинский, Л.-Б. Альберти, А.Дюрер, М.Монтень, Д.Дидро, Ж.-Ж.Руссо, А.Баумгартен, Г.Лессинг, И.Кант, Ф.Шиллер, Г.Гегель)8, так и работы исследователей в области эстетики: Ю.Мильталера, М.Бахтина, В.Асмуса,

A.Лосева, А.Гулыги, В.Бычкова, Ю.Борева, О.Дивненко9, ориентированные на глубинный научный анализ истории эстетической мысли. Необходимо выделить также труды авторов, указывающих на необходимую связь эстетики и педагогики (С.Можнягун, П.Капица,

B.Неверов, В.Кудин, Т.Полозова, Г.Борисов)10.

Апеллируя к методологии структурно-функционального анализа в социологии, автор считает основополагающими для диссертационной работы теоретические исследования, в которых, так или иначе, разрабатывается тематика проблемного поля социальных систем и структур: вопросы синергетики, маргинал ьности, внеструктурной (ризомной) реальности. Прежде всего, это труды западных классиков структурализма и функционализма, а также теоретиков постмодернизма11.

8 Платон. Сочинения. В 3-х томах.-М.,1972; Аристотель.Поэтика.-М.,1957; Псевдо-Лонгин. О возвышенном.-М.- Л., 1966; История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли.Т.1.-М,1962; Альберти Леон-Баттиста Десять книг о зодчестве. В 2-х томах.-М.,1935-1937; Дюрер А.Дневники,письма,трактаты. Т.2.-Л.-М.,1957; Монтень М. Опыты, кн.З-М.-Л.,1960; Жан Жак Руссо об искусстве.- М.-Л.,1959; Лессинг Г. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. - М.,1957; Кант И.Сочинения, т.5.-М.,1966; Шиллер Ф. Собрание сочинений, т.6,- М.,1957; Гегель Г.Эстетика, т.З.-М.,1971;

9 Асмус В.Ф. История античной философии. - М., 1968; Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. -М.,1975; Бахтин М. Эстетика словесного творчества.- М.,1979; Мильталер Ю. Что такое красота? Введение в эстетику/пер.с нем.-М.,2007; Лосев А.Ф.История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. - М.,2000; Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. Учеб. пособие.-М.,1978; Гулыга A.B. Что такое эстетика?: Кн. для учащихся. - М.,1987; Борев Ю.Б. Эстетика.- М.,2005; Бычков В.В. Эстетика: учебник - М., 2006; Дивненко О.В. Эстетика: эксперимент, уч. пособие для уч. ст. классов, гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманитарн. профиля,- М.,1995.

10 Борисов Г.Е. Искусство как средство эстетического развития учащихся: Учебное пособие к спецкурсу. - М,,1989; Капица П.Л.Некоторые принципы творческого воспитания и образования// Вопросы философии, 1971.-№7.-С.16-24; Эстетика и современность: Книга для учителя. Под ред.С.Е.Можнягуна-М.,1978. пАльтюссер Л. За Маркса. - М.,2006; Лакан Ж. «Имена-Отца».-М., 2006; Леви-Стросс К. Первобытное мышление, М.,1999; Леви-Стросс К.Структурная антропология Пер. с франц. М., 1985; Леви-Стросс К. «Мифологики: От меда к пеплу».-М.,2007; Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура. - М.,2006; Парсонс Т. Система современных обществ.- М., 1998; Делез Ж.Капитапизм и шизофрения: Анти-Эдип.-М.,1990. Фуко М.,Юнг К.-Г. Матрица

Из отечественных авторов в этом фокусе заметны работы ученых: В.Васильковой, М.Руткевич, Л.Соколовой, А.Скоробогатова, Л.Т.Махмутова12.

Принятый автором системный подход к изучению духовной жизни общества очевиден также в публикациях О.Козловой, монографии Л.Зориловой, посвященной вопросам поиска духовных идеалов личности в науке и искусстве, а также в работе академика АН СССР, искусствоведа В.Фриче о связи искусства и общественной жизни 13.

По проблемам специфики духовной жизни провинции особую значимость представляют монографии краеведов, историков и культурологов города Тамбова, а так же публикации в научных сборниках «Очерки истории культуры Тамбовского края», «Культурная жизнь Тамбовского края» ученых Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина14. безумия. - М.,2006; Coser L. Men of Ideas. New York : 1965; Malinowski B. A scientific theory of culture. New York: 1960; Shils E. Tradition, ecology in the history of sociologie // «Deadalus».Cambridge:1970; Merton R. On theoretical sociology. Five essays, old and new. New York: 1967.

12Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации).- СПб., 1999; Руткевич М.Н. Общество как система : социологические очерки. — СПб.,2001; Скоробогатов А. Институты как фактор порядка и как источник хаоса: постинституционально - посткейнсианский анализ// Вопросы экономики.-2006.№8.;Соколова Л.Ю.Структурализм как особый тип рациональности (с частной ссылкой на Леви - Стросса) // Современная философия как феномен культуры: исследовательские традиции и новации. Материалы научной конференции. Серия «Symposium»,вып.7.-СП6: Санкт-Петербургское философское общество, 2001; Махмутов Т.А. Маргинальное^ в общественных трансформациях.- М., 2003.

13Козлова О.Н. Духовная жизнь как система, ее сущность и структура// Социально-гуманитарные знания,2001-№2; Козлова О.Н. Участь и участие человека в духовной жизни общества// Социально-гуманитарные знания,2001.-№5; Зорилова Л.С. Поиск духовных идеалов личности в науке, культуре и музыкальном искусстве: Монография.-М., 2008; Фриче В. Социология искусства.- Изд. 4-е, стереотипное. - М., 2003.

14Долженкова М.И. Тамбовская художественная культура: учебное пособие / М.И.Долженкова, Ю.А.Толмачев. - Тамбов, 2006; Емельянова Н. Музыкальные вечера: хроника музыкальной жизни Тамбовского края за 100 лет.- Воронеж, 1977; Кученкова В.А. Неизвестный Тамбов.- Тамбов,1993; Очерки истории культуры Тамбовского края. - Тамбов,1993; Культурная жизнь Тамбовского края: материалы региональной научной конференции, Тамбов,19 мая 1995 г.-Тамбов,1995.

Целью работы являлось разработка и описание общетеоретической модели богемы как качественно особого социального института, а также его роли в духовной жизни современной российской провинции.

Такая цель подразумевала решение ряда задач:

- проведение сравнительно источниковедческого анализа по проблемам исторического бытия богемы в различных обществах и отражение такого бытия в истории гуманитарной мысли;

- описание принимаемых методологических требований к возможной общетеоретической модели богемы;

- разработка общетеоретической модели богемы с описанием ее структурных характеристик;

- выделение обоснованных функций и средовых характеристик богемы;

- подготовка инструментария и проведение полевых эмпирических исследований по фокусной проблематике; верификация общетеоретической модели на полученном эмпирическом материале.

Объектом исследования выступает духовная жизнь общества, а предметом- закономерности формирования статуса и духовных ценностей богемы как специфического выражения этой духовной жизни.

Базовая гипотеза работы может быть пояснена с помощью следующих положений:

- существование богемы глубоко закономерно в любом известном обществе;

- богема является латентным социальным институтом, данным в общественной жизни в особой форме предсистемных объединений -социальных кластерах, склонных к творчеству людей;

- богема является выражением необходимого самоотрицания господствующих официальных духовных ценностей, что представляется необходимым для духовного прогресса общества; при этом кадровый состав и жизненные сценарии богемы неточно отражают приведенную выше ее константную социальную роль.

Теоретико-методологические основы работы. На формирование авторской позиции по вопросу о сущности и атрибутах богемы наибольшее влияние оказали:

- идеи основоположников классической социологии (Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, К.Маркс) о системном характере общественной жизни и методологические положения социологической школы структурно-функционального анализа (Т.Парсонс, Р.Мертон, Эдв.Шилдз) о социальных институтах как выражении необходимости воспроизводства в общественной системе конкретных функциональных подсистем;

- традиции классического и современного экзистенциализма (С.Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, М.Хайдеггер, А.Камю, и др.);

- основные принципы документального натурализма в описании реального социального статуса богемных образований в различные эпохи (римская историография, К. Леви-Стросс); идеи современных философов-постмодернистов (теория «тантрического капитализма» в шизанализе Ж.Делеза и Ф.Гваттари, идеи «трансцензуса» О. фон Больнова, этики « ускользающего Другого» К.Левинаса, «сфинкс - феномена» М. Бланшо, и др.).

На позицию автора оказали влияние некоторые идеи следующих современных отечественных социологов, работающих над проблемами социальных структур, социальных систем и маргинальное™: В. Васильковой (Санкт-Петербург) - концепция эмерджентной синергетики; Т.Махмутова (Москва), Н. Фроловой (Москва) - описание атрибутов и маргинальное™; И.Федорова (Тамбов) - теория «психоворота»; Л.Красновой (Тамбов) - теория социальной кластеризации; Т. Курчашовой (Тамбов) - модель природы субкультур, а также работы, посвященные проблемам культуры провинциального города ученых ТГУ им. Г.Р. Державина: Канищева В.В., Ромах О.В., Долженковой М.И.

Эмпирической базой исследования послужили несколько авторских эмпирических социологических исследований, в том числе: «Богема как объект экспертного социологического опроса», проведенное в г.Тамбове в 2008 году. Экспертами выступали: по г.Тамбову 288 чел.: педагоги и студенты музыкального института им.Рахманинова, художники, работники картинной галереи, актеры драматического театра, педагоги Тамбовского колледжа искусств, студенты и педагоги кафедры искусств ТГУ им.Г.Р.Державина, работники детского дома творчества «Радуга», дома творчества в ДК «Знамя труда», музыкальной школы им. Старинова.

Аналогичный экспертный опрос проведен в г. Рязани. Число экспертов по г. Рязани — 389 человек, в том числе: преподаватели музучилища, преподаватели институт культуры и искусств, преподаватели творческих специальностей РГПА, художники, музыканты в творческих коллективах, «свободные художественные личности», актеры, работники управления культуры, преподаватели детских музыкальных школ и кружков, студенты института культуры и искусств, технические театральные работники15.

Кроме того, в работе использованы данные эмпирических исследований: выборочного социологического опроса населения Российской Федерации «Духовная культура российского общества: состояние и тенденции формирования» (Опрос проведен с 3 по

10 декабря 2004 года, опрошены 2407 человек в возрасте от 18 лет и старше в 25 субъектах Российской Федерации по общероссийской репрезентативной выборке)15; «Опроса творческого работника искусства» (Москва 1982 год), проведенного Институтом социологических исследований АН СССР; а так же данные Информационно-аналитического бюллетеня института Социологии РАН о жизненных приоритетах россиян.См. Информационно-аналитический бюллютень.-№3.-2008 [ Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www/isras. ru

Методы исследования: теоретико-методологический анализ источников по проблеме, нестандартизированное интервью, анкетирование (письменный опрос).

Полученные в итоге авторского исследования данные были обработаны с помощью комплекса статистических программ: SPSS 15.1 for Windows, Statistica v. 6, Microsoft Office Excel 2003.

В качестве дополнительного метода исследовательской работы стала серая интервью, а именно — 10 глубинных интервью с представителями творческих профессий (актеры, художники, музыканты) городов: Москвы, Рязани, Тамбова, Котовска.

Теоретическая значимость работы состоит:

- в попытке уточнения этапов и морфем богемных образований в Российской и западной социальной истории;

- в описании основных характеристик и функций таких образований, выражающих качественно особые, «периферийные» механизмы социализации слабодевиантных образцов поведения;

- в выделении специфических особенностей структуры и динамики именно российских богемоморфных объединений;

- в обосновании возможности методики и социологического изучения кадровой ротации богем и специфики их бурной трансформации в современной России.

Научная новизна выражена в:

- последовательном обосновании гипотезы о статусе богем как качественно особого социального института;

- описании специфики конкретных морфем функционирования такого института в различные исторические эпохи;

- выделении относительно замкнутого круга социологических характеристик и индикаторов структуры и динамики богем;

- выдвижении гипотезы о кризисе современных провинциальных богем;

- характеристике возможных оснований типологий богем ( «классические», «этнические», «профессиональные», «архаичные протобогемы» и др.);

- выявлении, с помощью эмпирических социологических методов особенностей истории тамбовских богем и описании соответствующего банка эмпирических данных.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее материалов в обучающих курсах по общей социологии, социальной стратификации, социальной психологии, социологии искусства, в прогностической деятельности региональных учреждений искусства и культуры, в менеджменте и кастинге культурных учреждений, в девиативной социологии и психологии.

Положения, выносшше на защиту.

1. Существование богемы и похожих на нее богемоморфных групп, по представлениям автора, есть непременный атрибут любого общества, включая первобытное. Воспроизводство таких групп выражает, прежде всего, необходимость хотя бы частичной социализации предрасположенных к девиативному поведению членов общества, которые одновременно специализируются на профессиях, связанных с творчеством.

2. Богема, таким образом, представляет собой особый и до сих пор мало исследованный социальный институт, обладая всеми необходимыми для этого макрохарактеристиками: атрибутивностью для любого общества, слабой зависимостью внутренних социальных ролей от ротации кадрового состава, расширенным воспроизводством, четко выраженными функциями на макроуровне. Богема, таким образом, представляет собой своеобразную границу социума, осуществляя связь последнего с уже откровенно девиативными социальными стратами; иными словами, ее простейшее определение можно свести к формуле — маргинализированный латентный социальный институт.

3. Наиболее яркой, своеобразно «классической» морфемой богемы является богема художественная, - уже потому, что об остальных формах богемы гораздо меньше достоверной и обобщенной в науке информации. Именно в художественной богеме достаточно легко прослеживаются наиболее универсальные и стабильные внутрибогемные роли. Наиболее яркими из них являются роли харизматического лидерства, «идеолога», «организатора», «репрессора», «музы», «антилидера» и «реципиентные» роли. Содержание, нормативные и стигматические аспекты таких ролей подробно описываются при комментариях к базовым схемам работы.

4. Богема не поддается обычным методам социального управления; однако ее численность и степень влияния на социум стихийно регламентируется динамикой и диапазоном обычных социальных ролей и статусов. В некоторых случаях, особенно в своеобразных точках культурной бифуркации («феномен культурно-цивилизационного декаданса»), богема даже может стать престижной, привлекая в свою среду часть ранее принципиально отчужденных страт (управленцев в сфере искусства, технические и культурные работники, политики, ученые, участники молодежных субкультур, члены религиозных общностей и др.), поэтому было бы неверным отождествлять богему с каким-то объединением исключительно творческой интеллигенции.

5. Одной из важнейших характеристик богемы является вертикальная и горизонтальная мобильность ее членов, при этом развитие сверх какого-то порогового предела горизонтальной мобильности может вести к трансформации богемы в общественные организации, а вертикальной мобильности — к превращению ее в обычные непрочные объединения девиантов, или в периферийный элемент уже действующей социальной структуры.

6. В современной России ранее классические богемы сохраняются в преимущественно крупных городах и мегаполисах. Богема в провинции чрезвычайно сильно трансформируется, уже в силу заметной дифференциации творческой интеллигенции по полюсам асоциального поведения или в сторону ориентации на истеблишмент. В этом смысле, «богемность» все менее является характеристикой духовной жизни провинциального города.

7. Продуманной и масштабной программы управления движения богем и богемоморфных объединений у современных органов социального управления практически нет; более того, такие задачи даже не ставятся.

Апробация работы. Содержание работы отражено в 11 авторских публикациях, нескольких десятках выступлений в городском дискуссионном клубе «Диалогос» и в практической деятельности автора при организации философских дискуссий как старосты этого клуба, выступлениях на клубе «Инсайт» аспирантов и соискателей кафедры ТиПС Академии гуманитарного и социального образования ТГУ им. Г.Р. Державина, а также при подготовке сообщений на российских и международных научных конференциях16.

16 В том числе: «Проблемы идентичности современного российского общества: политика, право, экономика, экология, идеология, духовность» (Нижний Новгород, 2007); «Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире» (Тамбов,2007); «Власть и общество в России: традиции и современность» (Рязань,2008); «Социально-философские и экономические аспекты развития современного общества» (Саратов,2008); «Художественное образование личности в контексте освоения музыкального и изобразительного искусства: научный и творческий потенциал» (г. Кострома, 2008); «Культура. Наука. Творчество» (Беларусь, Минск, 2008); «Европейская наука XXI века -2008» (Чехия, Прага,2008); «Третьи чтения по истории российской социологии. Социологический диагноз российской культуры конца XIX-начала XXI веков» (Санкт-Петербург, 2008).

Структура и содержание работы: Диссертация состоит из: введения, двух глав по два параграфа в каждой, заключения, списка литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Гузенина, Светлана Валерьевна

Таковы основные выводы по эмпирической части нашего исследования. Разумеется, представление о том, что такие выводы совершенно объективны и не зависят от личности автора отошли в прошлое вместе с первой волной позитивизма; учитывая же ныне почти бесспорный эффект ментального авторского присутствия даже в самом квалифицированном полевом исследовании, автору остается лишь открыто признать свою симпатию к странному, часто мучительно притягательному и хрупкому духовному миру богем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В жизни общества всегда есть некоторое число сравнительно незаметных, обойденных вниманием крупных исследователей морфем, чье существование формально признается, но не вызывает особенного научного интереса. Лишь в периоды социальных революций, гносеологических и духовных кризисов неожиданно становится ясна их заметная роль в организации человеческого общежития, фундаментальность их социальной роли,- что, зачастую тоже скоро забывается аналитиками, которых, естественно, прежде всего, интересует вопрос о базовых социальных зависимостях и морфемах.

Одной из таких морфем, по представлениям автора, и является богема. Ее происхождение теряется в глубинах догосударственной истории человечества. Видимо, нечто похожее на богему складывалось как особый групповой механизм социализации склонных к творчеству людей, небольшие общности которых как бы отвечали за выработку возможных полезных образцов девиантного поведения.

Подчеркнем, что критерием вхождения в такую «предбогему» были не сами способности к творчеству, но именно небольшие объединения людей, в том числе и помогавших творчеству, но не участвовавших в нем прямо, которые увеличивали, именно за счет творческого поиска, шансы первобытного рода на выживание.

В ходе антропогенеза, уже в эпоху активного формирования частной собственности, роль такой «предбогемы» заметно углубляется.

Довольно жестко оформляется социальная база богемы — обнищавшая, едва ли не маргинальная аристократия, потерпевшие социальную неудачу художники, поэты, философы, историки, представители плебейского «среднего класса». Именно с античности впервые некоторые из таких богем становятся престижны, порождая моду на «интеллектуальную нищету» как выражение и атрибут духовной свободы, что отражено во множестве известных легенд, рассказов и анекдотов. Более того, изредка находились даже достаточно важные придворные чиновники, прямо покровительствующие таким богемам (Перикл,Меценат,Красс). В средневековье возникают первые масштабные маргинальные богемы, далеко не всегда локализованные по культурам и странам (цыганские богемы, ваганты, бродячие цирковые и театральные труппы,). В Новое время появляются, собственно, классические богемы в Европе (кружок Франсуа де Виньона, труппа Мольера, кружок Фуке во Франции, группа «Бури и натиска» в Германии, театр «Глобус» в Англии, бардовские скандинавские группы, скоморохи в России).

Несомненно, однако, что наибольшее богатство и имманетных богемам законов и тенденций обнаруживается именно в период декадентского искусства начала XX века (видимо, единственным конкурентом в этом смысле могут быть лишь богемы периода позднего Ренессанс, эпохи Кватроченто). Не случайно историю русских и советских богем вплоть до конца XX годов большинство исследователей считают классической.

В работе подробно исследуются черты таких классических богем. Назовем лишь наиболее яркие из них:

- они совершенно явно аккумулируют в своей структуре людей склонных или просто искренне интересующихся творчеством (преимущественно художественным и литературным, как это было в богемах ВХУТЕМАСА), до некоторой степени увеличивая их способность к социализации или простому выживанию;

- хрупкость и неустойчивость возможных жизненных сценариев ,наиболее частым из которых являебтся самофальсификация богемы вырождение богемы и реже, постепенное превращение ее в субкультуру или даже общественное движение;

- наличие уникального ролевого ансамбля в самой богеме, где невозможно ни постоянное лидерство ни классические эффекты группового поведения., типичные роли в богеме — харизматические лидеры, рейдеры (люди лишь отчасти входящие в богему в силу редкого ее посещения), «туристы», люди присоединяющиеся к богеме на короткое время, «носители традиций» (референтные члены богемы); появление относительно замкнутой системы собственно психологических характеристик богемы: высокая степень радикализма (чаще в форме открытого принятия или непринятия ценностей господствующего политического режима), высокая неадекватность социальных самооценок, неприятие норм обычной групповой регламентации при вспышках предельной самоотдачи в творчестве и общении, отрицание мещанских моральных норм при ориентации на нравственность, низкая ценность вне творческой карьеры и т.д.;

- все большее смыкание, причем уже в дореволюционной России собственно богемы и лиц профессий, связанных с техническим обеспечением творчества (издатели, полиграфисты, критики, лингвисты, искусствоведы), в том числе за счет специфического «богемного спроса»,-например, известны периоды, когда на долю богем приходилась заметная часть спроса на ноты, краски, специальные приспособления, музыкальные инструменты;

- не случайно первый Нарком просвещения А.В.Луначарский охотно брал на себя роль «туриста» во многих богемах, подчеркивая, что богема есть условие существования искусства, а не его теневая сторона.

В целом же, в работе отстаивается положение о том, что качественные особенности богем могут быть обобщены только через понятие социального института,- другое дело, что такой институт функционирует, в основном, стихийно, хотя латентно его существование учитывается в системе социального управления. Он отвечает за перефирийные механизмы социализации творчески ориентированных маргиналов и представлен, практически, как совокупность слабосвязанных социальных кластеров. При этом по достижении системной организации связей между членами такой общности, богема перерождается в группу, субкультуру или социальный фрагмент.

Такой статус богем все более сильно меняется в последнее время. Не имея проверенных социологических данных по другим регионам (кроме Тамбова и Рязани) автор считает весьма вероятной тенденцию к плавному и неравноускоренному исчезновению богем в провинции; это особенно заметно по отношении к традиционным для регионов богемам.

Причины такого явления представляюся достаточно неясными, хотя автор выделяет в качестве наиболее очевидной из них рост возможностей для самореализации и зарабытывания денег, которые открылись для членов традиционных богем в последние десятилетия. Примечательно, что такие процессы охватывают и упоминавшихся «хранителей богемных традиций», в силу чего богемы гибнут еще из-за юнологического кризиса, поскольку сейчас возникновение молодежных субкультур гораздо более вероятно, чем воспроизводство молодежной богемы.

Разумеется, такое обОщее описание итогов работы было бы неполным без констатации наиболее перспективных направлений дальнейшей разработки фокусной проблематики. Думается, что к их числу можно отнести:

- уточнение истоков богемогенеза в архаичных обществах;

- выявление конкретных тенденций бытия богем в различные исторические эпохи;

- проверка гипотезы сокращения социальной базы современных богем с помощью масштабных современных социологических исследований;

- описание специфики богем в современных мегаполисах, а также интернационализации связей между ними;

- изучение возможности социального управления сохранившимися богемами с использованием методов НЛП;

- исследование, с помощью социологических методов корреляций между типов политического режима и богемными морфемами;

- анализ гипотетической возможности существования «виртуальной богемы» в компьютерных сетях.

Подчеркнем еще один важный аспект стратегии исследования современной богемы,- особенно, учитывая теперешнее возрождение постмодернистских тезисов о сведении социологии к своим диагностическим функциям. По представлениям автора, вряд ли заслуживает особенного уважения человек, считающий, что возможность нахождения лекарства растет ртменно по мере удаления от аптеки; иными словами, сведение к простому описанию всей трагической и полной творческих взлетов истории богемы без сочувствия к ней, столь же жестоко и бессмысленно, как диагностика без рецептуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Гузенина, Светлана Валерьевна, 2008 год

1. 50x50: Опыт словаря нового мышления: Под общ. ред. М.Ферро и Ю. Афанасьева.-М.: Прогресс, 1989.-560 с.

2. Альберти, JI.-Б. Десять книг о зодчестве/ Леон-Баттиста Альберти.- В 2-х томах.-М.,1935-1937.

3. Альтюссер, Л. За Маркса./ Л.Альтюссер. М.:Праксис,2006.-112с.

4. Андрианова, И.А. Живописцы / И.А.Андрианова; худож. О.А.Васильев.- М.: ACT: Астрель, 2005.- 349 е., ил.

5. Аристотель. Поэтика.-М., 1957.

6. Аронсон, О. Богема: опыт сообщества. Наброски к философии асоциальности / О.Аронсон. -М.: «Прагматика культуры», 2002.90 с.

7. Асмус, В.Ф.История античной философии / В.Ф.Асмус. -М.: Изд-во МГУ.-1968.-280 с.8. «Афиши Дома Печати».-1928.- №2.-С.11-13.

8. Баландин, Р.К. Русские мыслители / Р.К.Баландин.- М.: ACT: Астрель: Хранитель, 2006.-340 с.

9. Ю.Басина, Г.И., Басин, М.А. Синергетика. Эволюция и ритмы человечества.- СПб: «Норма», 2003.-112 с.

10. Бахтин,М. Вопросы литературы и эстетики / М.Бахтин.-М.: Художественная литература, 1975.-189 с.

11. Бахтин,М. Эстетика словесного творчества./ М.Бахтин.-М.: Искусство, 1979.-134с.

12. Белкин, A.M. По страницам культурного прошлого. Очерки о выдающихся мастерах литературы и искусства земли Тамбовской / А.М.Белкин. Тамбов: ТОГУП «Тамбовполиграфиздат», 2005.132 с.

13. Н.Белкин, А. М. Тамбовский край навеке в сердце. Краеведческие очерки / А.М.Белкин.- Тамбов: ОАО «Тамбовполиграфиздат», 2007.-160 с.

14. Березкин, В.И. Искусство сценографии мирового театра / В.И.Березкин; В 5 томах.-М.: КомКнига,2006.

15. Бердяев, Н. Смысл творчества / Николай Бердяев.-М.: ACT: ACT МОСКВА: Хранитель, 2006.-414с.

16. Бетин, В.О. Развитие малого предпринимательства в регионе: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Тамбов,2004.

17. Блок, А. Собрание сочинений 8-ми томах, т.5/ А.Блок.- М.-Л.,1962.

18. Богемская, К.Г. Клод Моне / К.Г. Богемская. М.: Искусство, 1984.-143 е., ил.

19. Болтон, Р. Живопись : от первобытного искусства до XXI века / Рой Болтон; пер. Н.Мироновой.-М.: Эксмо,2006.-320 с.:ил.

20. Большой толковый социологический словарь (Collins).ToM 1(А-О): Пер.с англ.-М.: Вече, ACT, 1999.-544с.

21. Бореев, Ю.Б. Эстетика:/ Юрий Бореев.-М. : Русь-Олимп: ACT: Астрель,2005.-829 с.

22. Борисов, Г.Е. Искусство как средство эстетического развития учащихся: Учебное пособие к спецкурсу / Г.Е. Борисов. М.: Прометей, 1989.-С.74.

23. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л.Бочкарев.- М.: Издательский дом «Классика XXI»,2006.-352 е., ил.

24. Булгаков, М.А. Богема / Михаил Булгаков // Собрание сочинений в 5 томах. Т. 1 .-М. Художественная литература, 1989.

25. Булычев, И.И. Человек как интегральная философская проблема / И. И. Булычев. М.: Издательство «Прометей» им. В.И.Ленина, 1991 .- 178 с.

26. Бурдье, П. Социальное пространство и генезис «классов» / Пьер Бурдье // Социология политики.- M.: Socio-Logos, 1993.

27. Бутенко, И.А.Судьба творческих союзов // Социс.-2002.-№9.-С.101-110.

28. Бушуева, Н. Богемская рапсодия.-2002.- Электронный ресурс .-Режим доступа: http://dvmusic.ru/go.php?linlc=http:/translate. google. com/translate?u

29. Бычков, В.В. Эстетика: учебник / В.В.Бычков.-2-e изд., перераб.и доп.-М.: Гардарики,2006.-573 с.

30. Вайман, С.Драматический диалог / С.Вайман. М.: Едиториал УРСС, 2003.-208 с.

31. Василькова, В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория самоорганизации)/ В.В.Василькова. -СПб: Издательство «Лань», 1999.-480с.

32. Вернадский, В.И. Русская интеллигенция и новая Россия (из доклада на съезде Таврической научной ассоциации) / В.И.Вернадский //Биосфера и ноосфера.- М.:Айрис-пресс,2004.-576 е.- (Библиотека истории и культуры).- С.568-569.

33. Виге, Й. Тулуз-Лотрек / Й.Виге; пер.с англ.Е.И.Журавлевой.-М.: Айрис пресс, 2006.- 128 с. : цв. ил.- ( Галерея великих мастеров).

34. Виппер, Б.В. Введение в историческое изучение искусства / Б.В.Виппер.- М.:АСТ-Пресс,2004.-368с.

35. Власов, В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8 т.Т.1./ В.Г.Власов.-СПб,2000.-836 с.

36. Власов, В.Г. Стили в искусстве: словарь. Т.1. / В.Г.Власов .СПб, 1998.-336 с.

37. Вознесенский, А. Витражных дел мастер / А.Вознесенский // Стихи нашего времени .- M., 1979.-С.35-36.

38. Волков, И.Ф.Творческие методы и художественные системы./ И.Ф.Волков.-М.: Искусство, 1988.-253 с.

39. Вся история искусства. Живопись, архитектура, скульптура, декоративное искусство: Пер. с ит.' Т.М.Котельниковой.-М.: Астрель: ACT,2007.-414 е., ил.

40. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С.Выготский.-М.:Педагогика, 1987.-344 с.

41. Галсанамжилова , О.Н. К вопросу о структурной маргинальности в российском обществе / О.Н. Галсанамжилова // Журнал социологии и социальной антропологии .Том 1Х.-№4 (37).- 2006.-С.160-169.

42. Гегель , Г. Работы разных лет. В 2-х томах. Т.2. Сост., общая ред. A.B. Гулыги, / Георг Гегель,- М.: «Мысль», 1971. 630 с.

43. Гегель, Г.Эстетика, т.З / Георг Гегель.-М.,1971.

44. Гиляровский, В.А. Москва и москвичи /В.А.Гиляровский // Собр. сочинений в 4 томах.- Том 1У.-М.:Полиграфресурсы,1999.

45. Гнедич, П.П. История искусств. Высокое Возрождение / П.П.Гнедич. М.: Изд-во Эксмо, 2005.-144 е., ил.

46. Гончаренко, Н.В. Гений в искусстве и науке / Н.В. Гончаренко.-М.: Искусство, 1991.- 432 с.

47. Гордон, А. Все диалоги / А.Гордон.-М. : Предлог, 2006.- 879с.5¡.Грецкий, М.Н. Французский структурализм / М.Н.Грецкий.-М.,1971.- 139 с.

48. Гришина, Е.А. Научная интеллигенция: противоречия социальной идентификации / Е.А.Гришина // Социологические исследования.-№3.-2008.-С.60-70.

49. Громов, Е.С. Природа художественного творчества: Кн.для учителя / Е.С.Громов .- М.: Просвещение, 1986.-239 с.

50. Гулыга, A.B. Что такое эстетика?: Кн. для учащихся / A.B. Гулыга. М.: Просвещение, 1987.-173 е.: ил.

51. Даниэль, А. Истоки и смысл советского Самиздата .

52. Электронный ресурс. Режим доступа : http://antology. igrunov.ru/a daniel.html

53. Делез , Ж. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип / Жиль Делез, Феликс Гваттари.-М.:ИНИОН,1990.-602 с.

54. Долгов, K.M. Эстетика Жана-Поля Сартра / К.М.Долгов.-М.:3нание, 1990.-64 е.- (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Эстетика», №3).

55. Долгополов, И.В. Мастера и шедевры: В 3 т.: T.I. / И.В.Долгополов. -М.: Изобр. искусство, 1986.-720 с.

56. Долгополов, И.В. Рассказы о художниках: В 2-х томах / И.В.Долгополов.-М.:Изобр.искусство,1982.Т.1.-672 е., ил.

57. Долженкова, М. И. Тамбовская художественная культура: учебное пособие / М.И. Долженкова, Ю.А.Толмачев. Тамбов: Издательство Тамб.гос.техн.ун-та, 2006.-216с.

58. Дюрер, А. Дневники, письма, трактаты. Т.2. / Альбрехт Дюрер.-JT.-M.,1957.

59. Емельянова, Н. Музыкальные вечера: хроника музыкальной жизни Тамбовского края за 100 лет / Н.Емельянова.- Воронеж: Центрально-черноземное книжное издательство, 1977.-110 с.

60. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура / Л.Г. Емохонова .-М.,2005.

61. Ермонская, В.В. Что такое скульптура / В.В. Ермонская. М.: «Изобразительное искусство», 1977.-96 с.

62. Есипов, В.В. Диалог «художник и власть» как инновационный ресурс культуры: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии / В.В.Есипов. -СПб,2007.

63. Жан Жак Руссо об искусстве.- М.-Л.Д959.- 45 с.

64. Ивнев, Р.Богема: Роман / Рюрик Ивнев.- М.: Вагриус,2005.-512 с.

65. Ильин, В.И.Драматургия качественного полевого исследования / В.И.Ильин.-Спб:Интерсоцис,2006.-256 с.

66. Истомина, Е.М. Некоторые проблемы европейского театрального авангарда 1910-1920 годов (театральные эксперименты итальянских футуристов и дадаистов): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Е.М.Истомина.-М.,2001.

67. История теоретической социологии. В 4-х т.: Отв.ред.и составитель Ю.Н.Давыдов. М.: Изд-во «Канон+» ОИ «Реабилитация», 2002.-736 с.

68. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т.1.-М, 1962.-289 с.

69. История эстетической мысли. Том 2.Средневековый восток. Европа XV-XVIII веков.// История эстетической мысли. В 6 томах. М.: «Искусство», 1985.- 343 с.

70. Казьмин, O.A. Добужинский в окружении родных, друзей, знакомых от Земли Тамбовской / O.A. Казьмин.-Тамбов,2007.- 40 с.

71. Казьмина Е.О., Казьмин O.A. Созвездие «Тамбовская лира»: Справочник.Ч.1-Тамбов:000 «Юлис», 2006.-260с.

72. Калужский М., Краснова Е. Социальные гетто андеграунда// Вокруг света.-№4.-2005 .-с. 109-112.

73. Кандинский, В. Избранные труды по истории искусства. В 2-х томах / Василий Кандинский.- М.: Гилея, 2008.-429с.

74. Кандинский, В. Точка и линия на плоскости / Василий Кандинский. М.: АСТ-Пресс, 2006.-236с.-(Азбука-классика).

75. Канищев, В.В. Тамбовская интеллигенция в XIX начале XX в. / В.В.Канищев// Очерки истории культуры Тамбовского края. -Тамбов: Издательство МИНЦ, 1993.

76. Кант, И.Сочинения, т.5/ Иммануил Кант.-М.,1966.

77. Катанян, В. Прикосновение к идолам: Воспоминания / В.Катанян. М.: Захаров, 2002.

78. Кельты художники и сказители: Пер. с англ. М.Н.Соколова.-М.:АРТ-РОДНИК,2003.-64 с.

79. Кленова, С. Гениальность в квадрате возможна / С. Кленова //Регион 68.-№6(39).-2008.-С.46-47.

80. Козлова, О.Н. Духовная жизнь как система, ее сущность и структура / О.Н.Козлова // Социально-гуманитарные знания.-№2.-2001.-С.106-119.

81. Козлова, О.Н. Социология духовной жизни. М., 2004.

82. Козлова, О.Н. Участь и участие человека в духовной жизни общества / О.Н.Козлова // Социально-гуманитарные знания.-№5.-2001.-С.116-129.

83. Коллингз, М. Внутренняя жизнь картины // М. Коллингз. М.: Эксмо, 2006.

84. Кон, И. Размышления об американской интеллигенции Электронный ресурс.- Режим доступа: http://scepsis.ru/

85. Конфуций , Суждения и беседы: Пер.П.С.Попова.-Ростов-на-Дону: Феникс,2006.-295 с.

86. Кравченко, А.И. Социология / А.И.Кравченко.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-536 с.

87. Краснова, JI.B. Кластеризация как выражение групповой духовной сопричастности (на примере тамбовских предпринимателей): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Л.В.Краснова.-Тамбов, 2007.

88. Краткий словарь по социологии / Под общ.ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапина; Сост. Э.М.Коржева, Н.Ф.Наумова. -М.: Политиздат , 1989.- 479 с.

89. Кривцун, O.A. Искусство и мир человека: (Икусство в формировании духовного мира человека) / О.А.Кривцун. -М.:3нание, 1986.-112 е.-(Нар.ун-т фак.литературы и искусства).

90. Культурная жизнь Тамбовского края: Материалы региональной научной конференции, Тамбов, 19 мая 1995 года.- Тамбов: издательство МИНЦ, 1995.-132 с.

91. Курбатов, В.И. Обществознание. Учебное пособие / В.И.Курбатов.- Ростов н/Д: издательство «Феникс»,2004.-576 с.

92. Курчатова, Т.В. Природа, атрибуты, социальные роли субкультур: Автореферат на соискание степени кандидата социологических наук / Т.В.Курчатова.- Тамбов, 2003.

93. Кученкова, В.А. Асеевы династия предпринимателей / В.А.Кученкова.-Тамбов:«ОАО «Тамбовполиграфиздат» , 2007.-76 с.

94. Кученкова, В.А. Неизвестный Тамбов / В.А.Кученкова.-Тамбов Государственное хозрасчетное предприятие «Редакционно-издательский отдел», 1993.- 222 с.

95. Лакан,Ж. «Имена-Отца»/ Жак Лакан.- М.: Гнозис, Логос,2006.

96. Леви-Стросс , К. «Мифологики: От меда к пеплу» / Клод Леви-Стросс.-М.: «Флюид»,2007.

97. Леви-Стросс , К. Первобытное мышление / Клод Леви-Стросс.-М.: «ТЕРРА»,1999.

98. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / Клод Леви-Стросс пер.с франц. . М.: Прогресс, 1985.

99. Лекции по методике конкретных социальных исследований. Под ред. Андреевой Г.М. М.: изд-во МГУ, 1972.

100. Лессинг, Г. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии / Г. Лессинг.-М., 1957.

101. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон / А.Ф.Лосев. М.ЮОО «Издательство ACT»; Харьков: Фолио,2000.- 768 с.

102. Лук, А. Н. Психология творчества / А.Н.Лук.- М.: Наука, 1978,-(сер. «Наука и технический прогресс» Ак. наук СССР).

103. Любимова, Т.Б. Комическое, его виды и жанры / Т.Б.Любимова. М.: Знание, 1990.-64 е.- (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Эстетика»; №9).

104. Маркадэ, Ж. К. Художественное творчество, творческая жизнь / Жан-Клод Маркадэ // 50x50: опыт словаря нового мышления.-М., 1989.

105. Макаров, A.C. Александр Вертинский: портрет на фоне времени / А.С.Макаров.- М.: ОЛИМП; Смоленск: Русич,1998.-448 е., ил.- ( «Человек-легенда»).

106. Малахов, B.C. Национализм как политическая идеология: Учебное пособие / В.С.Малахов.- М.: КДУ, 2005.-320 с.-(Политический разум и практика политики).

107. Мандельштам, Н. Я. Вторая книга: Послесловие, примечание М.К. Поливанова / Н.Я.Мандельштам.- М: ACT: Олимп: Астрель, 2001.- 548 е.- ( Мемуары).

108. Мариенгоф, А. Циники. Бритый человек: Романы / А.Мариенгоф. СПб.: Издательский дом «Азбука-классика»,2007.-256 с.

109. Марксистско-ленинская эстетика. Хрестоматия, сост. А.И. Петров; Г.В.Ратников. Минск: Вышейша школа, 1975.

110. Махмутов, Т.А. Маргинальность в общественных трансформациях / Т. А. Махмутов.- М.: Издательство «Гуманитарий» ,2003.-179 с.

111. Мертон, Р.К. Социальная теория и социальная структура :Пер. Егорова Е., Каганова 3., Николаев В./ Роберт Мертон.-М.: «ACT; ACT Москва; Хранитель»,2006.-873 с.

112. Мертон, Р. Явные и латентные функции / Роберт Мертон // Структурно-функциональный анализ в современной социологии. Вып. 1.М., 1968.

113. Метаморфозы творческого Я художника/ отв.ред. O.A. Кривцун.- М.: Памятники исторической мысли,2005.-376 с.

114. Милованов, В. Неравновесные социально-экономические системы: синергетика и самоорганизация / В.Милованов.-М.: Едиториал УРСС, 2001.-264 с.

115. Мильталер, Ю. Что такое красота? Введение в эстетику / Ю. Мильталер ; пер.с нем.. -М.:КомКнига,2007.-120с.( Из наследия мировой философской мысли : эстетика).

116. Минц, К. ОБЭРИУТЫ / Климентий Минц // Вопросы литературы.- №1 .-2001.

117. Мировое искусство (Иллюстрированная энциклопедия: Направления и течения от импрессионизма до наших дней).-СПб., 2006.

118. Мировое искусство. Импрессионизм: история движения в биографиях художников / Сост. И.Г. Мосин.-СПб: ООО «СЗКЭО «Кристалл», 2006.-176 е., ил.

119. Можнягун, С.Е. О необходимости искусства / С.Е.Можнягун // Эстетика и современность: Книга для учителя. Под ред.С.Е.Можнягуна.М.:Просвещение,1978.

120. Молчанова, Г.А. Старый Тамбов от А до Я ( История дореволюционного Тамбова в коротких рассказах) / Г.А.Молчанова, Н.В. Олонцева, Ю.К.Щукин; Под редакцией В.М.Юрьева.- Тамбов: ТОГУП «Тамбовская типография «Пролетарский светоч», 2004.-320 с.

121. Монтень, М. Опыты, кн.З / Мишель Монтень.- М.-Л.Д960.

122. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Сост.текстов и общ. вступит, статья В.П.Шестакова . М.: «Музыка», 1966.

123. Назаренко-Кривошеина , Э.П. Прекрасен ли ты, человек? / Э.П.Назаренко-Кривошеина.- М.: Молодая гвардия, 1987.-172 е., ил.

124. Нестьев, И.В. Музыкальные кружки // Русская художественная культура конца XIX начала XX века (1908-1917). Книга третья: Зрелищные искусства и музыка. -М. : Издательство «Наука», 1977.-512 е.- С.474-482.

125. Новейший философский словарь. Постмодернизм / Главный научный редактор и составитель А.А.Грицанов.- Мн.: Современный литератор,2007.- 816 с.

126. Овсянников, М.Ф. История эстетической мысли:Учеб. Пособие / М.Ф.Овсянников.- М.: Высшая школа, 1978.

127. Ортега-и-Гасет, X. Запах культуры / Хосе Ортега-и-Гасет; пер.с исп..-М.: Алгоритм, Эксмо,2006.-3 84 е.- (Философский бестселлер).

128. Парсонс, Т. Система современных обществ / Толкотт Парсонс пер.с англ..-М.: Аспект-Пресс, 1998.

129. Перов , Г.О., Самыгин, С.И. Социология : учебное пособие.-Ростов н/Д: издательский дом «МарТ», 2002.-320 с.

130. Перрюшо, А. Гоген / А.Перрюшо пер.с фр.; (послесл. К.Богемской).-М.: Искусство, 1979.-320 е.,24 ил., порт.- (Жизнь в искусстве).

131. Платон. Сочинения. В 3-х томах.-М.,1972.

132. Полозова, Т. О воспитательной ценности искусства слова / Т.Полозова // Эстетика и современность: Книга для учителя. Под ред.С.Е.Можнягуна.М. ¡Просвещение, 1978.

133. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев.-М.: «Педагогика», 1976.

134. Попов, Е.А. Социология искусства: проблема становления / Е.А.Попов // Социологические исследования.-№9.-2007.-С.118-124.

135. Попова, И.П. Новые маргинальные группы в российском обществе (теоретические аспекты исследования)/ И.П.Попова // Социс.-1999.-№7.-С.62.

136. Поппер, К. Логика и рост научного знания / Карл Поппер. -М.:Прогресс,1983.

137. Поппер, К. Логика социальных наук / Карл Поппер // Вопросы философии.-1992.-№ 10.

138. Проблемы идентичности современного российского общества: политика, право, экономика, экология, идеология, духовность: Материалы международной научно-практической конференции. Нижний Новгород: НФ МНЭПУ,2007.-364 с.

139. Псевдо-Лонгин. О возвышенном. M.- JL, 1966.

140. Радзинский, Э. С. Сочинения: В 7т.: Т.2:Сталин / Э.С. Радзинский. -М.: Вагриус, 1998.-630 с.

141. Раневская Ф. «Судьба-шлюха» / Фаина Раневская.-М. : ACT: Астрель, 2005.-204 с.-(Дневник).

142. Распопин, В.Н. Лекции по истории зарубежной литературы. Европейское средневековье. Электронный ресурс.- Режим доступа: http:// raspopin.den-za-dnem.ru/indexe.php?text=308

143. Рейснер, M. Богема и культурная революция / М.Рейснер // Печать и революция.-№5.-М.,1928.

144. Робер, М. А., Тильман, Ф. Психология индивида и группы : Пер. с фр. A.B. Толстых. - М., 1988

145. Романенко, В.Чувство природы и искусство / Романенко В.// Эстетика и современность: Книга для учителя.-М. :Просвещение, 1978.

146. Российская социологическая энциклопедия. Под общ. редакцией акад. РАН Г.В. Осипова.- М.: Издат.группа НОРМА-ИНФРАМ, 1998.-672 с.

147. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.Н. / С.Л. Рубинштейн. -М.:Педагогика, 1989.-328 е.- (Труды д.чл.и чл.-кор.АПН СССР).

148. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К.Рудестам.- СПб., 2006.

149. Руткевич, М.Н. Общество как система. Социологические очерки / М.Н.Руткевич. СПб:Алетейя,2001.- 444с.

150. Савельев, К.Н. Английский декаданс: французский фактор / К.Н.Савельев // Тезаурусный анализ мировой культуры. Сборник научных трудов. Вып.11. -М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2007.

151. Сборник научных трудов кафедры менеджмента/ Гл. ред. Колмаков А.Н., доктор экономических наук; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им.Г.Р.Державина.-Тамбов : Изд-во Першина Р.В.,2007.-196 с.

152. СовЛит: Развал ВХУТЕМАСа: Докладная записка о положении Высших Художественно-Технических Мастерских. Электронный ресурс.- Режим доступа: http ://www.rutheni а. ru/so viit/j/2897.html

153. Скоробогатов, А. Институты как фактор порядка и как источник хаоса: постинституционально1 посткейнсианский анализ / А.Скоробогатов // Вопросы экономики.-2006.№8.

154. Словарь русского языка. 0к.53000слов/с.и.0жегов; Под общ. ред.проф.Л.И.Скворцова. М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование»,2008.-1200с.

155. Современные концепции эстетического воспитания: Теория и практика.-М.: ИФ РАН, 1998. 313 с.

156. Соколова, М.В. Мировая культура и искусство: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.В.Соколова. М.: Издательский центр «Академия»,2004.-368 с.

157. Социально-гуманитарные проблемы современности: мужвузовский сборник научных трудов /отв.ред.И.В.Налетова, Л.А.Пронина.- Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2007.-193 с.

158. Социально-философские и экономические аспекты развития современного общества: Материалы Международной научнопрактической конференции (14 апреля 2008 г.).-В 2-х частях.-ЧЛ/ Отв. ред. Тягунова.- Саратов: Издательство «Научная книга», 2008.-330с.

159. Социологическая энциклопедия / Под общ. ред. А.Н. Данилова. -Мн.: БелЭн,2003.-384 с.

160. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности.Учеб.пособие для вузов.- М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.

161. Сталин, И. В. Вопросы ленинизма / Иосиф Сталин.-М,1939.

162. Стингл, М. Индейцы без томагавков / М. Стингл перевод с чешского В.А. Каменской, О.М. Малевича.-Москва: ПРОГРЕСС, 1984.

163. Столович, JI.H. Жизнь-творчество-человек: Функции художественной деятельности / Л.Н.Столович.-М.Политиздат, 1985.-415 с.

164. Тамбовская энциклопедия / Гл.научный редактор Л.Г. Протасов.-Тамбов: Администрация Тамбовской области; Тамбов: ООО «Издательство «Юлис», 2004.-704с.:ил,карты.

165. Тамручи , Н. Из истории московского авангарда. / Н.Тамручи // «ЗС».-1991.-№5.

166. Троцкий, Л. Искусство и революция: Письмо в редакцию газеты «Партизан Ревю» Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.zhurnal.ru/magister/1 ibrary// trotsky/ trotm 466.html

167. Тихвинская , Л.И. Повседневная жизнь театральной богемы Серебряного века: Кабаре и театры миниатюр в России. 1908-1917 / Л.И.Тихвинская. -М.: Молодая гвардия,2005.-527 ил.- ( Живая история: Повседневная жизнь человечества).

168. ТЭИИ. От Ленинграда к Санкт-Петербургу. «Неофициальное» искусство 1981-1991 годов /Сост.С.Ковальский, Е.Орлов, Ю.Рыбаков. Спб.: ООО «Издательство ДЕАН», 2007.-648 е.,ил.

169. Фаворский, В.А. О художнике, о творчестве, о книге / В.А.Фаворский.- М.,1966.

170. Федоров, И.А. Имидж как программирование поведения людей/И.А.Федоров.- Рязань, 1997.-225 с.

171. Федоров И.А. Пролегомены социологии духовных коммуникаций / И.А.Федоров.- СПб: Наука, 2007.-312 с.

172. Филиппенко, Л. Возрастные группы и формирование эстетической потребности / Л.Филиппенко // Эстетика и современность: Книга для учителя. Под ред.С.Е.Можнягуна.М. ¡Просвещение, 1978.

173. Философия. Краткий тематический словарь. Ростов н/Д: «Феникс»,2001ю-416 с.(Словари XXI века).

174. Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук : хрестоматия / отв.ред.-сост. Л.А.Микешина. -М.: Прогресс-Традиция :МПСИ: Флинта,2005.-992 с.

175. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006.-576 е.- ( Б-ка словарей «ИНФРА-М»).

176. Фриче, В. Богема / В.Фриче // Литературная энциклопедия: В 11 т. Т. 1 .-М. 1930.- Стб. 532-535.

177. Фриче , В. Социология искусства / В.Фриче. М.: Едиториал УРСС, 2003.-208 с.

178. Фуко, М., Юнг, К.-Г. Матрица безумия.- М.: Эксмо, Алгоритм, 2006.

179. Хагуров, Т.А. Постмодернизм в поле массовой культуры / Т.А.Хагуров // Социологические исследования.-№9.-2007.-С.125-129.

180. Хайт, В.Л. Об архитектуре, ее истории и проблемах / В.Л. Хайт. -М.: Едиториал УРСС, 2003.-125 с.

181. Хренов, Н.А. Публика в истории культуры. Феномен публики в ракурсе психологии масс / Н.А.Хренов.-М.:Аграф,2007.-496 с.

182. Хрестоматия по истории западноевропейского театра. Том 1/ сост. и ред. С. Могульского. изд. 2-е, испр. и доп.-М.: Государственное издат. «Искусство», 1953.

183. Чигарева, Е.И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени / Е.И.Чигарева. М.: Едиториал УРРС,2001.

184. Шаронов, В. В. Основы социальной антропологии / В.В.Шаронов.- СПб.: Издательство «Лань», 1997.-192 с.

185. Шиллер , Ф. Собрание сочинений, т.6 / Ф.Шиллер. М., 1957.

186. Шюц, А. Чужак: социально-психологический очерк /Альфред Шюц // Избранное: Мир, светящийся смыслом пер.с нем.и англ..-М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН),2004.-1056 с.-(серия «Книга света»).

187. Эйзенштадт, Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций./ Ш.Эйзенштадт пер. с англ.- М.: Аспект Пресс, 1999.-416 с.

188. Энциклопедия афоризмов и мыслей великих людей / сост.А.Семенов .- М.:АСТ;Донецк:Сталкер,2007.-896 с.

189. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А.Беляева и др.-М.:Политиздат, 1989.-447 с.

190. Эстетика и современность. Книга для учителя. Под ред.С.Е.Можнягуна.-М. :Просвещение, 1978.

191. Юдин, А.В. «Русская народная духовная культура» / А.В.Юдин.- М.: «Высшая школа», 1999.

192. Юлдашев, JI. Г. Искусство: философские проблемы исследования / Л.Г.Юлдашев. М.: Мысль, 1981.-247 с.

193. Ядов, В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций: курс лекций / В.А.Ядов.- СПб.: Интерсоцис,2006.-112 с.

194. Яковлев, Н.Г. Эстетика: учебное пособие / Н.Г.Яковлев.- М.: Гардарики, 2000.-404 с.

195. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / Карл Ясперс пер.с нем. М.И. Левиной .-М.:Политиздат,1991.

196. Coser L. Men of Ideas. New York: 1965.

197. Malinowski B. A scientific theory of culture. New York : 1960.

198. Merton R. On theoretical sociology. Five essays, old and new. New York: 1967.

199. McHale John. The Future of the Future.- George Brariller. New York.: 1969.

200. Rowe, Peter G. East Asia modern: shaping the contemporary city.-Reaktion Books Ltd. London: 2005.

201. Shils E. The calling of sociology, in: T.Parsons a.o.eds. Theories of Society N.Y.I961.

202. Shils E. Tradition, ecology in the history of sociologie // «Deadalus». Cambridge: 1970.

203. Sztompka P. Robert K.Merton: an intellectual profile. Basingstoke: 1986.

204. Материалы электронных библиотек :- Библиотека «Полка букиниста» PolBu.RU- Библиотека РГУ : www.i-u.ru/biblio/foгsp.aspx?dictid=22&woгd- официальный сайт Института Социологии РАН, режим доступа: http://www.isras.ru

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.