Влияние рок-музыки на формирование стиля жизни российской молодежи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.01, кандидат социологических наук Ковальчук, Инна Валерьевна

  • Ковальчук, Инна Валерьевна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.01
  • Количество страниц 151
Ковальчук, Инна Валерьевна. Влияние рок-музыки на формирование стиля жизни российской молодежи: дис. кандидат социологических наук: 22.00.01 - Теория, методология и история социологии. Москва. 2002. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Ковальчук, Инна Валерьевна

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического анализа процесса воздействия рок-музыки на формирование стиля жизни молодежи.

1.1. Рок-музыка как социальное явление и ее функции.

1.2. Роль рок-музыки в формировании стиля жизни молодежи.

Глава 2. Особенности влияния рок-музыки на стиль жизни современной российской молодежи.

2.1. Методические особенности социологического исследования рок-музыки.

2.2. Типология стилей жизни современной молодежи и особенности их формирования под воздействием рок-музыки.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние рок-музыки на формирование стиля жизни российской молодежи»

Актуальность проблемы исследования

Происходящие процессы глобализации в сферах экономики, политики, культуры, социальной жизни и средств массовой коммуникации постепенно стирают границы между контингентами, цивилизациями, обществами и государствами, которые еще несколько десятилетий назад представ лялись относительно обособленными и не столь активно подвергающимися взаимным влияниям.

Дифференциация социальной жизни привела к росту разнообразия, появлению различных типов культур, музыкальных направлений и нового отношения общественного сознания, что способствовало возникновению многообразных ценностно-культурных ориентаций и стилей жизни. Вследствие этого возникает противоречие между необходимостью быстрого обновления общества и неэффективностью традиционных способов регуля-* ции духовных ценностей, запросов и потребностей. Это в свою очередь способствует культурной маргинальное™ личности, особенно, личности молодого человека.

Достаточно долго массовая коммуникация из идеологических соображений контролировалась государством, в связи с этим был ограничен доступ к западной музыке и другой медиапродукции. В 70 - 80 - е годы к нам хлынул поток импортируемых культурных товаров, возникло множе-Ф ство каналов их распространения. Так, радиостанции БМ - диапазона транслируют музыкальный материал, известный, помимо нашей страны, повсюду в мире. Россия также охвачена глобальными каналами спутникового и кабельного телевидения, в том числе и такими известными, как МТВ. Особенно это заметно в сфере электронной музыки.

В настоящее время в молодежной среде, как и в обществе в целом, происходит смена культурных традиций. Появились и новые направления в музыкальной культуре: рок-культура, панк-культура, субкультура и др. Они оказали большое влияние на стиль жизни современной молодежи.

Молодежь, ее социальное развитие и становление всегда были предметом пристального внимания философов, психологов, социологов. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, предстает в известной степени незнакомцами со своими потребностями, ценностями, идеалами и формами ♦ их реализации, вырабатываемыми молодежью в конкретной социальной ситуации. Если активная реализация молодежью своих потребностей затруднена, производство собственных ценностей не поощряется, самостоятельное ориентирование своих действий пресекается, то взаимоотношения молодежи и общества обостряются, и перед обществом встает проблема становления молодого поколения. С этой проблемой, возникшей в результате неправильной молодежной политики, столкнулось сейчас наше общество. А это требует повышенного внимания к ценностным ориентациям молодежи, к несанкционированным проявлениям ее активности, к культуре молодежи и молодежным субкультурам.

Общество приходит к осознанию того, что в современной России существует значительный отрыв современного художественного образования и воспитания от традиций русского народного творчества и национальных особенностей страны.

Особое место в формировании ценностных ориентаций молодежи принадлежит музыкальной культуре. Музыка относится к числу искусств, способных к выражению идей, которые опосредованы музыкальным тоном, она обогащает духовные способности, познание и способствует утверждению человека в мире природы. Музыка воздействует на весь организм, на всю психику человека, на его самосознание и его самочувствие. Именно музыка есть та часть культуры, которая в звучании открывает облик целой культуры, позволяющей видеть себя, свои истинные интересы, противоречия.

Появление субкультурных тенденций в молодежной среде вызывается разными механизмами, они появляются там, где господствующая культура уже не в полной мере способствует реалиям нового времени. Субкультура появляется как отрицание устаревших культурных форм и выступает одним из моторов формирования контркультурных тенденций потребности молодежи в самоутверждении.

Одним из наиболее устойчивых и заметных субкультурных течений 1980-90-х годов стала рок-музыка, предложившая миру свой вызывающий стиль музыки, песен и одежды.

Межнациональный характер и всепроникающая способность рок -музыки обуславливает актуальность её изучения, как социального феномена, необходимость конкретного социологического исследования.

Актуальность темы определяется: во-первых, наличием многих подходов к изучаемой проблеме, нуждающихся в критическом осмыслении. Интерес к всестороннему изучению рок - музыки привлекает, начиная с 70-х годов и по настоящее время социологов, философов, культурологов, психологов, как отечественных: Б.Астафьев, Н.Барановская, В.Г.Власов, И.Набок и др., так и зарубежных: С.Фриза, Д.Бакстона, Дж. М. Куртиса, Дж. Стрэттона и др.1

Во-вторых, данная проблема на наш взгляд представляет особый интерес в связи с необыкновенным своеобразным развитием и трансформацией различных проявлений рок-музыки в России.

В-третьих, обращаясь к рок-музыке, важно рассматривать ее в контексте более широкого исследовательского поля, т.е. с точки зрения иссле

1 Астафьев Б. В. «О ближайших задачах социологии музыки» Л.: 1972, он же «Музыкальная форма как процесс» кн. 1 -2, Л.: 1976, Набок И. Л. «Рок культура как явление» Л.: 1987, Барановская Н. «Звезды рок - н - ролла Константин Кинчев» М.: 1993, Власов В. Г. «Стиль в искусстве» словарь в трех томах, Спб/. 1998.

Frith S. «The Socioloqy Rocck» L.: 1978; Grossmah L. «А social history of rock music» N.Y. : 1976; Coker W. «Music and Meaninq. Theoretical introduction to musical Aestetics» London: 1972; Risman D. «Listeninq to popular music II Mass culture.» N. Y.: 1957. дования определённых социальных групп (например: российского студенчества).

Так, дискуссия за «круглым столом» журнала «Социологические исследования»2 фактически завершилась признанием того, что рок стал социальным явлением не столько благодаря музыке, сколько социальной позиции. Участники дискуссии пытались определить, в чём состоят характерные особенности рока как социокультурного феномена, в чём его отличие от традиционной культуры.

Тем не менее, вопрос о статусе рока как специфического явления, вопрос о субкультурности рока до сих пор является предметом исследования.

Следует отметить, что в последнее время в отечественной социологии уделено большое место историко-философскому подходу к изучению различных музыкальных направлений и влияний их на молодёжную среду; но существует необходимость теоретико-методологического обоснования, а также и практической разработке и применении методических рекомендаций социологических исследований по проблемам влияния рок-музыки на формирование стиля поведения и общения современной молодежи.

Совокупность указанных выше факторов определяет актуальность выбранной темы исследования.

Степень научной разработанности темы

Проблематика, связанная с анализом современных социокультурных процессов происходящих в обществе достаточно многопланова, поэтому исследуется разными областями социально - гуманитарного знания - философией, социологией, культурологией, психологией, педагогикой и др. Свои особые аспекты данной проблематики имеются практически и во всех направлениях современной социологии; так, исследуемая нами тема

2 «Рок-музыка? Субкультура? Стиль жизни? » журнал «Социологические исследования» 1987, №6. затрагивает три обширных области социологического знания: социологию музыки, социологию культуры и искусства, социологию молодежи. Это позволяет нам конкретизировать и выявить глубинные истоки зарождения рок-музыки, ее влияние на формирование стиля жизни молодежи. Принципы социологического и культурологического исследования музыки формировались на протяжении всей истории человечества. Социокультур-+ ный подход к искусству развивался особенно активно в периоды, характерные оживлением общественной мысли. Начиная с конца XIX - начала XX века появляются работы, непосредственно посвященные проблемам социологии музыки3.

В России как самостоятельная отрасль знания, социология музыки появилась в конце XIX - начале XX вв., в работах П. Соколовского, Яворского Б., а в советский период Луначарского А., Астафьева Б., в которых большое внимание уделялось проблемам восприятия музыки, поведению аудитории, взаимоотношению «серьезной» и «легкой» музык(3мена художественных стилей и обновление жанров, преобладание и развитие одного из них и увядание других, происходит, по мнению Б. Астафьева в русле процессов обновления «интонационного словаря эпохи», появления общественной потребности именно в таком искусстве5.

О необходимости исследования социальных процессов, происходящих в обществе, особое внимание обращал П. Сорокин, он отмечал, что специфика каждого общества определяется его культурной, а не социаль2

Адлер Г. Adler С. «Methode der Musikqeschicte» Lpz.: 1919. Адорно Т. «Введение в социологию музыки» вып. 1-2 М.: 1973. Беккер П. Bekker Р. «Materiale Crundlaqen der Musik» W.: 1926. Вебер M. «Рациональное и социологическое в музыке»

4 Луначарский А. В. «Вопросы социологии музыки» М.: 1927; Соколовский H.H. «Руководство к практическому изучению гармонии» М.: 1926; Яворский Б. Л. «Конструкция мелодичного процесса» Избр. произв. 1-2 том, М.: 1987.

5 Астафьев Б. В. «О ближайших задачах социологии музыки» Л.: 1972. ной организацией, и начинать изучение любого социума надо в первую очередь с изучения специфических особенностей его культуры6.

В последнее время в отечественной социологии ведется большая разработка по изучению различных музыкальных жанров, классической и популярной музыки, в том числе особое внимание придается исследованию и анализу рок-музыки7.

Самодеятельный рок рассматривается авторами, как социокультурное явление, которое требует глубокого теоретического анализа и прикладных социологических исследований.

Говоря о роке, нельзя останавливаться на его проблеме, только с музыкальной стороны. Рок - это и стиль исполнения, и образ жизни музыкантов. Рок является не только музыкой, он был попыткой создания новой культуры, нового человека, новой молодежи с ее особым образом и стилем жизни. В советский период этому феномену и зарождению рок-музыки в стране не придавалось достаточного внимания. В основном работы посвящались происходящим процессам в западной культуре. К таким исследованиям можно отнести работы И. Рыдановой «Западная рок-музыка и молодежь», А. Кукаркина «Буржуазная массовая культура. Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. Техника. Бизнес» и другие. В основном же о роке упоминалось поверхностно, без соответствующего анализа, как о чем-то, не заслуживающем серьезного разговора. О социальной роли рок-музыки говорилось и того меньше. И только в 80-е годы появились работы анализирующие субкультуру, рок-музыку и стиль жизни молодежи8.

6 Сорокин П. А. «Социальная и культурная динамика» РХГИ, СПб.: 2000.

7 Сохор А. «Развитие музыкальной социологии в СССР» Социалистическая музыкальная культура, М.:1974, он же «Социология и музыкальная культура» М.: 1974; Роззак Т. «Создавая субкультуру» М.: 1978; Давыдов Ю.Н., Роднянская И. Б. «Социология культуры. Критический анализ» М.: 1980; Конен В. «Об истоках рок - музыки» Студенческий Меридиан 1986, №7; Набок И. Л. «Музыка и идеология» Л.: 1986; Богданова А. В. «Музыка и власть» «Наследие» М.: 1995; Чередниченко Т. В. «Кризис общества - кризис искусства» «Музыкальный авангард или поп - музыка в системе буржуазной идеологии» М.: 1983; Зубок Ю. А. «Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества» М.: 1998.

8 Набок И. Л. «Рок - культура как явление» Л.: 1987.

Как отмечает Л. Г. Ионин, вместе с крушением социокультурных и административных систем России рушатся и складывавшиеся десятилетиями традиции, верования, идеологии, жизненные силы и формы; старые общественнно - культурные идентификации уступают место совершенно новым. При этом подчеркивается, что изменение структуры стиля жизни отечественной молодежи является подтверждением перехода ее от моностилистической к полистилистической культуре9.

В настоящее время в отечественной социологии происходят качественные изменения в вопросах изучения культуры, музыки, молодежи, что способствует более глубокому пониманию социокультурных изменений. «Безусловно, не следует отрицать рок-музыку как жанр, тем более ее разновидности, связанные с народными традициями, политической и авторской песней, но необходим объективный анализ зарубежной и отечественной продукции различных направлений этой музыки (например, так называемый «тяжелый металл» и панк-рок носят несомненный контркультурный, агрессивно-вандалистский характер)»10. Вместе с тем, столь важная тема, как взаимосвязь и взаимообусловленность потребностей в рок-музыке и стиле жизни молодежи, освещается в литературе главным образом в постановочном плане. Остаются недостаточно изучены как раз те аспекты темы, которые связаны с исследованием и анализом показателей влияния рок-музыки на формирование стиля жизни молодежи, а также еще не до конца сформировались полные и четкие теоретико-методологические представления по данной проблеме, что затрудняет разработку методов количественной оценки целого ряда параметров ценностных ориентаций,

Рок - музыка? Субкультура? Стиль жизни?» (обсуждение за «круглым столом» редакции)// «Социологические исследования» 1987, №6.

Илле М. Е., Сакмаров О. А. «Рок - музыка: таланты и поклонники»// «Социологические исследования», 1989, №5. д

Ионин Л. Г. «Культура на переломе (механизмы и направления современного культурного развития в России)» «Социологические исследования» 1995, №2.

10 «Социология молодежи» Отв. редактор В. Т. Лисовский. СПб.: 1996, стр. 341-348. «Социология молодежи» Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, Ф. Д. Кадария, И. П. Савченко, В. И. Шаповалов. Ростов-на-Дону 2001. анализа критериев и показателей, их динамики и эволюции. Это приводит к несопоставимости результатов социологического анализа и является причиной противоречивости различных выводов и рекомендаций. Опираясь на теоретические разработки зарубежных и отечественных авторов, нами предпринята попытка, дать целостный анализ рок-музыки и особенностей ее влияния на формирование стиля жизни современной молодежи.

Таким образом, явно недостаточная изученность исследуемой диссертантом проблемы должна стать объектом пристального изучения как теоретической, так и прикладной социологии, что и позволило определить автору выбор темы, объекта и предмета исследования, его цели и задач.

Цель исследования - выявить характер воздействия различных направлений рок-музыки на формирование стиля жизни современной российской молодежи.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• Проанализировать исторические предпосылки развития рок-музыки.

• Выявить теоретическую сущность и содержание рок-музыки как социального явления.

• Раскрыть социальные функции рок-музыки.

• Выявить социальные механизмы воздействия рок-музыки на формирование стиля жизни молодежи.

• Раскрыть методические принципы социологического исследования воздействия рок-музыки на формирование стиля жизни молодежи.

• Определить типологию стилей жизни современной российской молодежи и особенности их формирования под воздействием рок-музыки.

Объект исследования - стиль жизни молодежи.

Предмет исследования - место и роль рок-музыки в процессе формирования стиля жизни российской молодежи.

Теоретико-методологическая основа и источниковая база иссле-довавания

Общетеоретическими и методологическими основами изучения проблем культуры, искусства, молодежи являются труды зарубежных и отечественных философов, социологов, психологов. В качестве теоретических источников в рамках изучаемой темы использованы работы: Платона, Аристотеля, Ж. - Ж. Руссо, Г. Гегеля, Ф. Шиллера, К. Маркса, Ф. Энгельса, Э. Тойлера, Ортега - и - Гассет, К. Яспера, А. Лосева, Ю. Котмана, Д. Тэрнэра, К. Леви-Стросса, М. Кагана, И. Тэна и др.

При анализе социокультурных явлений молодежной культуры и субкультур автор опирается на труды: М. Вебера, Г. Зиммеля, Р. Парка, П. Сорокина, М. Титмы, М. Руткевича, Т. Чередниченко, В. Лысовского, Ф. Минюшева, Т. Кухтевич, Ю. Давыдова, В. Добренькова, В. Добрыниной, Л. Дробышевой, Ю. Волкова и др.

Большое значение для диссертационного исследования имели работы авторов, как прошлых десятилетий, так и современных, занимающихся социологией музыки, рок-музыки. Это труды: Т. Адорно, С. Фриза, А. Луначарского, М. Когана, Б. Астафьева, А. Сохора, А. Богдановой, И. Набока и др.

Исследуя стиль жизни молодежи, диссертант опирался на работы: П. Бурдье, В. Чупрова, В. Ядова, О. Максимовой и др.

В работе использованы системный социологический, эволюционный, цивилизационный, деятельностный и аксиологический подходы. При этом значительное внимание уделялось сравнительно-историческому анализу. Использовались общенаучные, философские и социологические методы, в том числе количественного и качественного статистического анализа.

Эмпирическая база диссертации определена в соответствии с целями и задачами исследования. В работе использованы данные официальной статистики, законодательные акты Российской Федерации в сфере культуры и молодежной политики, публикации в СМИ. Основой работы являются материалы социологических исследований выполненных автором: во-первых, на социологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова, по теме «Рок - музыка как социальное явление». В процессе исследования было опрошено более двухсот студентов и аспирантов гуманитарных факультетов в 1996 - 1997 годах.

Во-вторых, автором проведены социологические опросы во время работы на телеканале ТВ-6 в программе «МузОбоз» и телеканале ОРТ в программе «Армейский магазин» в 1999 - 2001 годах, в которых опрашивались рок-музыканты, исполнители песен, организаторы шоу и зрительская аудитория. В опросах приняли участие более тысячи респондентов.

В-третьих, регулярно применялся метод включенного наблюдения за поведением молодежи в различных формальных и неформальных институтах организации досуга (дискотеки, концерты, клубы и т. д.).

В работе также использовался аудио и видео материал по исследуемой проблеме.

Научная новизна работы состоит в следующем:

• Раскрыты свойства рок-музыки, как средства социального и социально-психологического воздействия.

• Выявлено содержание социальных функций рок-музыки, их место и роль в формировании стиля жизни молодежи.

• Даны содержательные характеристики стилей жизни молодежи, обусловленные воздействием рок-музыки.

• Сформированы методические принципы оценки суждений музыкальной аудитории о состоянии и влиянии рок-музыки на формирование молодежной субкультуры.

• Раскрыта типология стилей жизни современной российской молодежи и особенности их формирования.

Научная и практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в научных разработках по проблемам социологии культуры, музыки, рок-музыки, социологии молодежи.

Результаты социологического исследования стиля жизни молодежи, могут быть использованы для совершенствования работы в сфере культуры и работы с молодежью.

Кроме того, материалы теоретических и практических разделов диссертационного исследования, могут быть использованы в организации социологических исследований, а также в практике учебно-педагогической работы при разработке учебных пособий, лекционных курсов и спецкурсов.

Апробация работы

Основное содержание работы нашло отражение в выступлениях на конференциях и научных публикациях автора. По теме диссертации имеется три публикации, общим объемом три печатных листа.

Содержание выводов и практических рекомендаций диссертации неоднократно было предметом дискуссий на оперативных совещаниях во время работы при составлении телепрограмм «МузОбоз» и «Армейский магазин».

Работа была обсуждена на заседании кафедры Методологии социологических исследований социологического факультета Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова и рекомендована к защите.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методология и история социологии», Ковальчук, Инна Валерьевна

Заключение

Подводя итоги диссертационного исследования, сформулируем теоретические обобщения и выводы.

Проанализировав философские, исторические, социологические, культурологические и социально-психологические теории, направленные на изучение рок-музыки как социального феномена и ее влияния на стиль жизни современной российской молодежи в диссертации выявлены теоре-тико-методологические основы социологического анализа процесса воздействия рок-музыки на формирование стиля жизни молодежи.

Раскрывая рок-музыку как социальное явление и ее функции в работе проанализированы сущность и содержание рок-музыки в различных концепциях зарубежных и отечественных исследователей культуры и музыки. Важнейшей базовой социо-культурной функцией музыки является коммуникативная.

Функции рок-музыки можно сгруппировать в девять групп. Эти функции демонстрируют, что рок-музыка может обладать силой символа, знака; может символизировать собой систему ценностей или образ жизни, к которым с ее помощью приобщаются слушатели. Если явный смысл общения с рок-музыкой - ее эмоциональное восприятие, то скрытый смысл -приобщение к определенным социальным группам и их ценностям. Эти функции выступают в качестве способа социализации личности через рок-музыку в условиях современного общества.

Функции рок-музыки, связанные с типами воздействия тех или иных жанров, направлений и течений музыки, зависят от музыкальной формы последних. Специфика воздействия того или иного направления рок-музыки (как и музыки вообще) определяется ее мотивационной направленностью, которую можно подразделить на следующие типы: 1. Музыка побуждает слушателя воспринимать и осмысливать саму себя (замкнута на себя.). 2. Музыка замыкается на социум, то есть направляет внимание слушателя не столько на себя, сколько на то, что она выражает. Важную роль здесь играет содержание текстов. 3. Музыка замыкает человека на себе самом, побуждает его к индивидуальной активности в момент восприятия (здесь важна экспрессия музыкальной формы). 4. Музыка замыкает человека на его природную сущность, сверхиндивидуальность. В этом случае музыка воспринимается исключительно через подсознательные структуры психики.

Рок-музыка, относящаяся к перечисленным типам мотивационной направленности, часто выступает как «идеология», как основа появления. различных субкультурных стилей. В свою очередь музыкально-эстетические достоинства или недостатки направлений рок-музыки во многом определяют место и способы их социального функционирования.

В диссертационном исследовании раскрывается влияние рок-музыки на формирование стилей жизни молодежи. Под стилем понимается способ выражения мысли в языке, особая манера выражения в общении, поведении, одежде, прическе и других характерных для индивидуума проявлениях. Стиль - это способ или метод действия или представления, особенно если он соответствует какому-то стандарту; отличительная, характерная манера; модный и роскошный образ жизни; вообще выразительность, мастерство, врожденное умение в представлении, образе деятельности и подаче самого себя или социальной группы. Это комплексные, более или менее консистентные образцы поведения и ценностных установок, проявляющиеся в школьной жизни и профессиональной деятельности молодежи с одной стороны, и в их свободном времени, включая потребление, с другой. То есть стили жизни как идеальный тип состоят из ценностных установок и специфических образцов поведения.

Способы разрешения личностью противоречий между внутренним миром личности, ее стремлениями, целями и объективным социальным бытием этих противоречий лежат в основе формирования и осуществления различных стилей жизни.

Появившись, рок-музыка достаточно быстро обрела статус субкультуры и, соответственно, функцию формирования ценностей и моделей поведения в молодежной среде. Рок-музыка создала определенный стиль жизни молодежи и новое мировоззрение с определенным отношением к ценностям традиционной культуры, выдвигая альтернативную традиционной систему не только эстетических, но и этических ценностей.

На основе проведенного анализа в диссертации сделан вывод о том, что имеются различия западных и отечественных молодежных субкультур как следствие разных условий их формирования.

Раскрывая методические особенности социологического исследования рок-музыки, в диссертации проанализирована совокупность методических требований к комплексному социологическому анализу рок-музыки как социальному явлению. Это позволило выявить особенности влияния рок-музыки на стиль жизни современной российской молодежи

Для исследования воздействия рок-музыки на формирования стиля жизни молодежи необходимо соблюдать следующие специфические принципы. Первый принцип оценки суждений музыкальной аудитории о состоянии и влиянии рок-музыки на молодежь. Второй принцип - анализ трех групп показателей в их взаимосвязи, ибо стиль жизни выступает как целостное явление во взаимосвязи различных его качеств.

Третий принцип - комплексное использование качественных и количественных методов социологического исследования изучения рок-музыки.

Изучение различных аспектов данного явления связано с необходимостью комплексного применения тех методов сбора социологической информации, которые характерны для социологического исследования такого феномена как рок-музыка и ее влияние на стиль жизни молодежи.

В исследовании применялся комплекс следующих методов: анкетный опрос, интервью, наблюдение, контент-анализ, метод фокус-группы. На основе анкетного опроса и интервью были изучены характеристики слушательской аудитории и самих рок-музыкантов. В процессе исследования были изучены отношения и ценности молодежи к рок-музыке, социальные функции рок-музыки и факторы ее влияния на стиль жизни молодежи, а также выявлены отрицательные и положительные стороны воздействия рок-музыки.

К особенностям исследования можно отнести одновременность охвата слушательской, исполнительской аудитории и организаторов шоу. Полученные с помощью разных методов результаты позволяют более точно и объективно оценить исследуемое явление.

На основе результатов эмпирических исследований в диссертации раскрываются специфические характеристики, ценностное содержание стилей жизни современной российской молодежи и их взаимосвязь с идеологией рок-музыки как субкультуры, что позволило выделить типологию стилей жизни современной молодежи и особенности их формирования под воздействием рок-музыки.

В ходе исследования с помощью метода социологического наблюдения были выявлены характерные особенности ряда музыкальных направлений и обусловленные ими стили жизни. Во-первых, музыкальное направление хард-рок. Этому стилю присуще внутренние и внешние характеристики: длинные волосы, джинсы или узкие обтягивающие брюки, свободная майка (желательно с какими-либо английскими словами). Именно любители хард-рока являются основными потребителями гашиша и марихуаны.

Во-вторых, музыкальное направление хеви-металл. Для него характерны: так называемый «тяжелый металл». Этому направлению соответствует стиль жизни, для обозначения которого в диссертации предложено использовать термин «металлисты». Данному стилю присуще внешние и внутренние характеристики: у них может быть выбритая голова или средняя длинна волос, реже длинные волосы. Обязательны металлические аксессуары: цепочки, клепаные браслеты, перстни, множество клепок, шипов на одежде и обуви.

В-третьих, музыкальное направление панк-рок. Этому направлению соответствует стиль жизни, для обозначения которого в диссертации предложено использовать термин «панки». Этому стилю присуще внешние и внутренние характеристики: для панков характерны выбритые виски, «петушиные гребни» из волос, иногда выкрашенные в самые фантастические цвета.

Выделенная типология является лишь первичным срезом обобщения слушательской аудитории рок-музыки. Для дальнейших социологических исследований остается задача более тщательной теоретической типологи-зации и эмпирической классификации поклонников рок-музыки и стилей жизни современной молодежи.

Итак, основным фактором дезадаптации и маргинализации молодежи является социокультурная среда. Применительно к нашей действительности эта среда детерминирована нестабильной социально-экономической ситуацией, приводящей к падению уровня благосостояния семей и во многом отражающейся на молодежи. Среда способствует формированию определенного типа подростковой субкультуры.

Функционирование рок-музыки в настоящее время отвечает потребностям различных социальных субъектов: молодежи - в групповой солидарности и межличностной коммуникации, что обеспечивает массовость на рок-концертах; шоу-бизнеса и коммерциализации этого музыкального направления, а также в манипуляции сознанием большой группы молодежи в собственных интересах.

Рок-музыка выполняет особую функцию формирования ценностей, моделей поведения, выражаемую символикой в одежде, манере общения, что и подтверждает особый стиль жизни определенных групп молодежи. Стиль жизни представляет собой некую модель повседневной жизни, которая характеризует индивида.

На наш взгляд, контркультурные основы рока, делающие его особым видом нравственного протеста, в котором сам факт противостояния, обуславливает феномен воспроизводства рока: каждое новое поколение молодежи создает «свой» рок, свою музыку, являющуюся наряду с другими средством самовыражения, самоутверждения в мире взрослых, родителей, и средством протеста, противопоставления себя этому миру.

Происходящие процессы глобализации во многом обусловлены развитием средств коммуникации. Их действие в мировом масштабе определенным образом повлияло на многие аспекты мировых культур. С одной стороны, элементы культуры, поступающие в нашу страну через всемирно действующие средства массовой информации, в состоянии оказывать определенное влияние на местные традиции и даже нивелировать различия, особенно в музыкальной культуре, с другой, - эти же культурные образцы могут вноситься на глобальный уровень и становиться достоянием более широких слоев населения и, особенно в молодежной среде.

В качестве особого вывода заключительной части диссертации следует отметить, что наша молодежь сегодня особенно нуждается в приобретении духовных, культурных, жизненных ценностей.

Программные разработки в области государственной молодежной политики не привели пока к созданию реальных условий для улучшения положения молодежи. В последние десятилетия социальные проблемы для большинства молодых людей не только не разрешались, но и нарастали. В молодежной среде не было замечено поворота государства лицом к молодежи и ее насущным проблемам.

Решение же проблем воспитания, образования, культурного развития молодежи позволит ей сохранить культуру, традиции и духовные ценности нашего общества.

Практическая значимость полученных результатов данного исследования заключается в том, что они могут быть использованы в научных разработках по проблемам социологии культуры, музыки, рок-музыки, социологии молодежи, а также для совершенствования работы с молодежью и в сфере культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Ковальчук, Инна Валерьевна, 2002 год

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: 1993.

2. Адорно Т. Избранное: Социология музыки М.-СПб.: 1999.

3. Адорно Т. Философия новой музыки. Логос. М.: 2001.

4. Альтернатива: Опыт антологии рок поэзии. М.: Объединения Всесоюзный Молодёжный книжный центр Стиль, 1991.

5. Анги Ш. Музыка и эффектность М.: 1965.

6. Антология мировой философии. Соч. в 4-х томах. М.: 1969-1972.

7. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи М.: МГУ 1996.

8. Аристотель Сочинения собр. соч. в 4-х томах М.: Мысль 1976-1984.

9. Арнольдов А. И. Введение в культурологию М.: 1993.

10. Ю.Арутюнян С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие М.: 1989.

11. П.Астафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс кн. 1-2, Л.: 1976.

12. Астафьев Б. В. О ближайших задачах социологии музыки Л.: 1972.

13. Атениязова Т. В. Педагогические условия профилактики социальной дизадаптации подростков из неблагополучных семей. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. М.: 2001.

14. Н.Байчаров А. М. От разбитого поколения к контркультуре. Минск: 1982.

15. Балычева С. В. Социологические аспекты социокультурных установок студенчества Автореф. канд. социол. н. Саратов 1996.

16. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений М.: 2000.

17. Барановская Н. Звёзды рок-н-ролла. Константин Кинчев М.: Новый Геликон, 1993.

18. Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований М.: 1995.

19. Белановский В. Г. Фокусированное интервью М.: 1995.

20. Белановский С. А. Метод фокус-групп М.: 1996.21 .Белл Р. Т. Социолингвистика пер. с англ. М.: 1980/

21. Бестужев Лада И. В. Критерии и показатели культурного прогресса: Проблема прогнозирования // Культурный прогресс: Философские проблемы М.: 1984.

22. Богданова А. В. Музыка и власть. М.: Наследие, 1995.

23. Богданова А. В. Музыкальное искусство в условиях советского тоталитарного общества. М.: 1997.

24. Богомолова Н. Н., Фоломеева Т. В. Фокус группа как метод социально-психологического исследования М.:1997.

25. Большой толковый социологический словарь. Под ред. Дэвид Джери, Джулия Джери 1 2 т., М.: 1999.

26. Бондалетов В. Д. Социальная лингвистика М.: 1987.

27. Боровик В. С. Политическая активность современной молодежи (состояние и проблемы) М.: 1990.

28. Боронов А. О., Павленко В. Н. Этническая психология СПб. 1994.

29. Блумер Г. Коллективное поведение Американская социологическая мысль. Тексты Под редакцией Добренькова В. И. М.: Издательство МГУ.

30. Брынзина Г. В. Социально-культурная интеграция молодежи в кризисном обществе Автореф. дис. культуролог СПб.: 1999.

31. Бурдье П. Воспроизводство в образовании, обществе и культуре М.: 1977.

32. Бутенко И. А. Прикладная социология: наука и искусство М.: 1999.

33. Васильева А. А. Российская рок музыка 1970-х 1980-х гг., как социокультурное явление: опыт культурологического анализа. М.: 1999.

34. Веберн А. Лекции о музыке. Письма. М.: 1979.

35. Вебер М. Избранные произведения Рациональное и социологическое в музыке М.: 1990.

36. Веблен Т. Теория праздного класса. М.:1984.

37. Вельфин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. М. J1. : Academia, 1930.

38. Власов В. Г. Стиль в искусстве. Словарь в трех томах. СПб.: 1998.

39. Вышневский Ю. Р., Шапко В. Т. Социология молодежи Н. Тагил.: 1995. 41 .Гадамер X. Г. Истина и метод М.: Прогресс 1988.

40. Гадамер Х.Г. О круге понимания. В кн. Актуальность прекрасного М.: Искусство 1991.

41. Гараджа В. И. Социология религии М.:

42. Гегель JI. А. Нравственный аспект молодежного сознания Диалог №9.

43. Гегель Г. В. Ф. Эстетика Т. 1, собр. Соч. в 4 х томах, М.:1968.

44. Геккер П. О. О веселом кабаре. Под ред. Маркович, СПб.: Хронос , 1913.

45. Гидене А. Социология М.-.1999.

46. Голубева Т. JI. О феномене рок культуры. / Духовные ценности советской молодежи. М.:1988.

47. Городское просторечие. Проблемы изучения М.: 1984.

48. Готсдинер A. Л. Музыкальная психология М.: 1993.

49. Гребенщиков Б. Аквариум JIEAH АНТ AHO, М.: 2001.

50. Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований М.: 1988.

51. Грушин Б. А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования М.: Политиздат 1987.

52. Гульга А. В. Искусство в век науки М.: 1973.

53. Гумилев Л. Н. Этносфера: История людей и история природы М.: Эко-пресс, 1993.

54. Гуревич П. С. Философия культуры. М.:1995.

55. Давыдов Ю. Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь) М.: 1980.

56. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 х томах М.: 1980.

57. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования Екатеринбург, 1998.

58. Демокрит История культуры и происхождение техники ОГИЗ, М.: 1935. 61 .Дмитриева Е. Фокус группы в маркетинге и социологии М.: 1998.

59. Добреньков В. И., Волков Ю. Г. и др. Социология молодежи Ростов-на-Дону, 2001.

60. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология в 3-х томах М.: ИНФРА 2000.

61. Дризде Т. М. Язык и социальная психология М.: 1980.

62. Дробышева Л. М. Духовная культура и этническое самосознание наций М.: 1996.

63. Дунаев М. Роковая музыка Наш современник М/.1998, №1.

64. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: 1991.

65. Дюркгейм Э. Ценности и реальные суждения Социологические исследования 1991, № 2.

66. Ерасов Б., Социальная культурология М.: Аспект Пресс 1996.

67. Житомирский Д. Путь к прозрению// Музыкальная жизнь М.: 1993, №6.

68. Золотое Подполье. Полная иллюстрированная энциклопедия рок-самиздата 1967 1994. - Н. Новгород, Деком 1994.80.3убок Ю. А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества М.: 1998.

69. Зуй М. Социология мифология - философия (типы сознания) - Социологические исследования, 1996, №2.

70. Илле М. Е., Сакмаров О. А. Рок-музыка: таланты и поклонники. Социологические исследования 1989, № 5.

71. Ильенков Э. В. Философия и культура М.: 1991.

72. Ильин А. И. Путь к очевидности М.: 1993.

73. Ильинский И. М. И др. Молодежь планеты: Глобальная ситуация в 90 -х годах, тенденции и перспективы М.: Институт молодежи Голос, 1999.

74. Ионин Л. Г. От моностилистической к полистилистической культуре. Современное развитие России// Социодинамика культуры. Вып. 2: Социокультурная дифференциация. ИС РАН М.: 1993.

75. Ионин Л. Г. Социологи культуры М.: Логос 1996.

76. Каган М. С. Музыка в мире искусств СПб.: 1996.

77. Каган М. С. Философия культуры СПб .: 1996.

78. Камю А. Бунтующий человек в кн. Бунт и искусство М.: 1990.

79. Кант И. Критика эстетической способности суждения. Соч. в 6 и томах. М.: 1963 - 1966.

80. Карпухин О. И. Самооценка молодежи, как индикатор ее социокультурной идентификации Социологические исследования 1998, №12.

81. Карпухин О. И., Макаревич Э. Ф. Формирование масс. Калининград 2001.

82. Кастальский С. Рок энциклопедия М.: Общественное мнение 1995.

83. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество, культура., (перевод с англ.) М.: 2000.

84. Катаев С. Л. Музыкальные вкусы молодежи // Социологические исследования, 1986, №3.

85. Катаев С. Л. Содержание и интонация молодежной песни // Социологически исследования, 1987, №1.

86. Кино: пути от фильма к зрителю /Под общ. Ред. М. И. Жабского, М.: 1998.

87. Ковалева А. И. Социализация личности: норма и отклонение М.: Ин т Молодежи, 1996.

88. ЮО.Комарова Н. И. Стиль рок как социальное явление 80-х начала 90-х годов Автореферат диссертации кандидата социологических наук. М.:1992.

89. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание М.: Политиздат, 1984.

90. Кон И. С. Социология личности М.: Политиздат 1967.

91. Кон И. С. НТР и проблемы социализации молодежи М.: 1987. Ю4.Конен В. Об истоках рок музыки С. М., 1986, № 7.

92. Концепция развития культуры и искусства РФ. М.: Министерство культуры РФ, 1996.

93. Юб.Корбни Д., Страус А. Основы качественного исследования М.:2001.

94. Кофырин Н. В. Проблемы изучения неформальных групп молодежи Социологические исследования 1991, № 1.

95. Краткий словарь по эстетике. М.: Просвещение, 1983.

96. Крючкова В. А. Социология искусства и модернизм. М.: Изобразительное искусство 1979.

97. Кто есть кто в советском роке М.: МП Останкино 1991.111 .Кузнецова А. Г. Ценностные ориентации современной молодежи Саратов. 1995.

98. Кузнецов В. И, Динамика ценностных ориентаций российской молодежи Ростов-на-Дону, 1999.

99. ПЗ.Кукаркин А. В. Буржуазная массовая культура. Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. Техника. Бизнес М.: 1985.

100. Культурология XX век: Словарь СПб.: 1997.

101. Кумиры западной рок и поп музыки Экспериментальный продюссер-ско-издательский центр Виват, Творческий центр Резонанс М.: 1994.

102. Куоропятник А. И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ СПб.: 2000.

103. Кухтевич Т. Н. Российская высшая школа 90-х годов// Молодой человек в условиях кризиса. М.- СПб.: 1994.

104. Кухтерин С. Европейская культура и мировое развитие. М.: 1987.

105. Лапин Н. И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России Социологические исследования 1998, № 2.

106. Лапин Н. И. Пути России М.: 2000.

107. Лаэртский Д. О жизни ученых и изречениях знаменитых философов М.: 1986.

108. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.:1995.

109. Леви-Стросс К. Структура и форма. Зарубежные исследования по семиотике фольклора М.: 1985.

110. Леви-Стросс К. Мифология в 4-х томах М.: 1991.

111. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: 1993.

112. Лекции по методике конкретных социологических исследований под ред. Г. М, Андреевой М.: 1972.

113. Лисовский В. Т. Молодежь о времени и о себе Социологические исследования 1998, № 4.

114. Лихачев Б. Т. Философия воспитания М.: 1995.

115. Лихачев Д. С. Культура не может жить в уголочке // Смена: 1999, IX ст. 16.

116. Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики М.: 1927.

117. Лосев А. Ф. Основной вопрос философии музыки в кн. Философия. Мифология. Культура. М.: 1991.

118. Лотман Ю. М. Несколько мыслей о типологии культуры В книге Язык культуры и проблемы переводимости М.: 1987.

119. Луначарский А. В. О социологическом методе в теории музыки. Социальные истоки музыкального искусства. В мире музыки М.: 1988.

120. Луначарский А. В. Искусство и молодежь Искра революции М.: 1929.

121. Лысовский В. Т. Советское студенчество: Социологические очерки М.: Высш. школа, 1990.

122. Лысоовский В. Т. отв. ред. Социология молодежи СПб.: 1996.

123. Мазель Л. А. Эстетика и анализ. Статьи по теории и анализу музыки М.: 1982.

124. Мазель Л. А. О природе и средствах музыки М.: 1983.

125. Максимова О. А. Стиль жизни российского студенчества периода трансформации общества Автореферат диссертации кандидата социологических наук. Казань. 1999.

126. МО.Малицкий В. С. Идеология и гуманизм. Человек и общество СПб .: 1997.

127. Маркс К. , Энгельс Ф. Собрание сочинений. В 50 томах, Т. 20. М.: 1955-1981.

128. Маркузе Г. Одномерный человек М.: 1994.143 .Майк из группы Зоопарк. Составители: А. Рыбин при участии А. Лип-ницкого, Тверь Леан, 1996.

129. Мейнерт Н. П. Рок музыка и кино в системе социальных и культурных ценностей молодежи // Развитие социальной культуры и образа жизни Таллин, 1984.

130. Мейнерт Н. П. По воле рока // Социологические исследования, 1987, №4.

131. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа М.: 1995.

132. Мельникова О. Т. Качественные методы в решении практических социально психологических задач М.: 1996.

133. Мень М. Культура и религия. М.: 2001.

134. Мертон Р. Референтная группа и социальная структура.

135. Методы сбора информации в социологических исследованиях М.: 1990.151 .Мид М. Культура и мир детства. М.: 1988.

136. Минюшев Ф. И. Социальная антропология (Курс лекций) М.: 1997.

137. Мифологический словарь. Советская энциклопедия М.: 1990.

138. Мифы народов мира. Энциклопедия Т. 1 2, М.: 1988.

139. Музыкальный энциклопедический словарь. М.: 1990.

140. Молодежный экстремизм. Под ред. А. А. Козлова СПб.: 1996.

141. Молодежь России: три жизненных ситуации. Под ред. В. И. Добрыниной, Т. Н. Кухтевич, С. В. Туманова, МГУ, 1998.

142. Молчанов В. Миражи массовой культуры. Л.: 1984.

143. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973.

144. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М.: 1996.

145. Мудрик А. В. Социализация в смутное время. М.: 1991.

146. Мураками Я., Кумон С., Сато С. Общество как цивилизация. Проблемы философии истории: традиция и инновация в социокультурном процессе М.: ИНИОН, 1989.

147. Мысли вслух. Фрагменты беседы с Аркадием Шилколонером // Музыка и время // 2001, №2.

148. Мяло К. Г. Время выбора: Молодежь и общество в поисках альтернативы. М.:1991.

149. Набок И. Л. Музыка и идеология Л.: 1986.

150. Набок И. Л. Рок культура как явление Л.: 1987.

151. Набок И. Л. Рок музыка: эстетика и идеология. М.: 1992.

152. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия М.: 1972.

153. Неформалы: Социальные инициативы. Сборник под ред. Самойлова, Сост. С.Н. Юшенков, М.: Московский рабочий 1990.

154. Неформалы, кто они? Куда зовут? Под ред. Самойлова, В. А. Печенева, М.: Политиздат М.: 1990.

155. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки Соч. в 2 т. Т. 1. СПб.: 1998.

156. Новгородцев Сева Рок Посевы том 1, 2, Издательство СКИТ 1996.

157. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии м.: 1993.

158. Панарин И. Информационная война XXI века: готова ли к ней Россия. Власть, 2000, №2.

159. Паниото В. И. Качество социологической информации Киев: 1986.

160. Петренко В. Д. Психосемантика сознания М.: МГУ. 1988.

161. Петрушин В. И. Музыкальная психология М.: 1994.

162. Пифагор антология мировой философии в 4-х томах. Том 1. часть 1-я М.: Мысль 1969.

163. Платон Сочинения собр. соч. в 4-х томах М.: Мысль 1968 1972.

164. Платонов К. Структура и развитие личности. М.: 1986.

165. Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов М.: 2001.

166. Положение о государственном Комитете Российской Федерации по молодежной политике от 6 декабря 1999 года.

167. Поп-музыка. Взгляды и мнения. Л. М., 1977.

168. Потебня А. Слово и миф М.: 1989.

169. Почепцов Г. Г. Информационные войны М.: 2000.

170. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса М.:1986.

171. Перыткина О. И. О методологических принципах анализа времени в современной западной музыкальной эстетике./ Кризис буржуазной культуры и музыке. Под ред. В. Апрелева, Вып. №5 Л.: 1983.

172. Разлогов К. Феномен массовой культуры. Культура, традиции, образование. М.: 1990, вып. 1193 .Рапопорт А. Мир созревшая идея Дармштадт, 1993.

173. Раппопорт С. X. От художника к зрителю М.: 1973.

174. Рассел Б. Человеческое познание Киев: 1997.

175. Расулова Т. С. Музыка и мировоззрение Ташкент, 1988.

176. Ратнер Я. В. Эстетические проблемы зрелищных искусств М.: 1982.

177. Робертсон Д. Элвис Пресли. М.: 1997.

178. Розановский В. JI. О роли ключевого слова в понимании текста М.: 1993.

179. Роззак Т. Создавая субкультуру М.; 1978.

180. Розин М. В. Психология московских хиппи/ Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений Сбор. науч. труд. Редкол.: Фельдштейн Д. М. М.: АПН СССР, 1988.

181. Рок Журнал. Подшивка 1990 2001 гг. Москва.

182. Рок бит Pock beat Журнал. Подшивка 1992.

183. Рок-Музыка в СССР (энциклопедия) М.: Книга, 1990.

184. Рок: музыка? субкультура? стиль жизни? Социологические исследования №6, 1987.

185. Рок-энциклопедия. Т. 1 5 М.: 1995.

186. Рок-энциклопедия. Дискография. Волгоград. 1997.

187. Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры XX века. М.: 2001.

188. Русский рок. Малая энциклопедия. J1EAH АНТ AHO, М.: 2001. 2Ю.Русское поле экспериментов. М.: ТОО Дюна 1994.

189. Ручкин Б. А. Молодежь и становление новой России Социологические исследования 1998, № 5.

190. Ручкин Б. А., Гришина Е. А., Серикова Н. А. Российская молодежь: десять главных проблем. Социум, М.: 1999.

191. Рыданова И. Западная рок музыка и молодежь2Н.Савва М. В. Методология и методика социологического изучения этнической культуры. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М.: 1993.

192. Салтанович И. П. Формирование оптимальной музыкальной среды -важнейшие факторы духовного развития Науч. ред. В. Т. Лисовский СПб.: 1995.

193. Самыгин С. И., Нечипуренко В. Н.,Полонская И. Н. Религоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, Деник 1996.

194. Саркитов Н. Д. От хард-рока к хеви-металлу: эффект оглупления// Социологические исследования 1984, №4

195. Семенова В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию М.: 1998.

196. Семенов В. Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб.: 1995.

197. Сепир Э. Язык Перев. с англ. М.: 1934.

198. Серов А. Обзор современного состояния музыкального искусства в России и за границей М.: 1957.

199. Сибирев В. А., Головин Н. А. Штрихи к портрету поколения 90-х годов Социологические исследования 1998, № 3.

200. Соболева П. В. Художественная культура личности, Л., Знание 1986.

201. Современная западная социология. Словарь. М.: 1990.

202. Соколов В. Социология нравственного развития личности. М.: 1986.

203. Соколовский Н. Н. Руководство к практическому изучению гармонии. М.: 1926.

204. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: 1992.

205. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика СПб .: РХГИ, 2000.

206. Сохор А. Н. о массовой музыке кн. 1 Вопросы социологии и эстетики музыки Собр. соч., кн. 1-3, Л.: 1980 83 гг.

207. Сохор А. Н. Музыка как вид искусства М.:1970.231 .Сохор А. Н. Развитие музыкальной социологии в СССР. Социология и музыкальная культура. М.: 1974.

208. Сохор А. Н. Социология и музыкальная культура М.: 1974.

209. Социология контркультуры. Под ред. В. А. Карпушина, М.: 1980.

210. Смелзер Н. Социология М.: Феникс, 1994.

211. Спенсер Г. Синтетическая философия Киев: 1997.

212. Стефаненко Т. Г., Шлягина Е. И., Никонов С.Н. Методы этнопсихологического исследования М.:1993.

213. Староверхов В. И. XXI век в России: Социокультурная трансформация молодежи М.: Диалог, 1998, №9.

214. Студенческий меридиан Журнал. Подшивка 1986 2001 гг. Москва.

215. Суратаев В. Я. Молодежь и культура СПб.: 1999.

216. Суратаев В. Я. Социология молодежного досуга Спб.: 1998.

217. Сыров В. Н. Стилевые метаморфозы рока, или путь к третьей музыке. М.: 1997.

218. Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологиии М.: 1989.

219. Тайбаков А. А. Преступная субкультура Социс.М.: 2001, №3.

220. Ткачев А. Фантазии на тему Нобеля в стиле рок // Музыкальная жизнь, 2001, №2.

221. Ткачев А. Пращуры прогрессивного рока // Музыкальная жизнь, 2001, №4.

222. Тойбни А. Постижение истории М.: Прогресс, 1991.

223. Токарев С. А. Ранние формы религии М.: Издательство политической литературы 1990.

224. Тоффлер Э. Третья волна США: экономика, политика, идеология, 1982, №7.

225. Тощенко Ж. Т. Социальное настроение М.: Academia. 1996.

226. Тощенко Ж. Т. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния. Новая и новейшая история. 2000, №4.251 .Троегубов В. Легенды русского рока. М.:1998.

227. Троицкий А. Поп лексикон М. 1990.

228. Тэн И. Философия искусствам.: Республика 1996.

229. Тэрнэр В. Символ и ритуал М.: 1983.

230. Указ Президента РФ О национальном фонде молодежи // Российская газета, 1995, 25 марта.

231. Уледов А. К. Структура общественного сознания М.: Мысль. 1968.

232. Уледов А. К. Духовная жизнь общества. М.: 1980.

233. Феофанов О. Музыка бунтаМ.: 1975.

234. Федеральная целевая программа молодежь России (1998 2000 гг.), Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации // Российская газета 1997, 1 июля.

235. Федеральный Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединениях» // Российская газета 1995, 4 июня.

236. Фёдоров Е. Рок в нескольких лицах М.: 1989.

237. Федотова Л. Н. Контент-аналитические исследования средств массовой информации М.: 1988.

238. Философский энциклопедический словарь. М.: 1983.

239. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство в жизни людей (Конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины XX века. История и методология). СПб.: Алетейя, 2001.

240. Франкл В. Человек в поисках смысла М.:1990.

241. Франк С. Л. Духовные основы общества М.: 1992.

242. Фрезер Д. Д. Золотая ветвь М.: Политиздат 1987.

243. Фрейд 3. Психология бессознательного М.: 1990.

244. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: 1990.

245. Фромм Э. Душа человека М.-.1992.

246. Фромм Э. Психоанализ и религия. В кн.: Сумерки богов М.:1990.

247. Фромм Э. Психоанализ и этика М.: 1997.

248. Хайдеггер М. Время и бытие М.:1993.

249. Хектор Д. Роллинг Стоунз. М.: 1997.

250. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства М.: НТЦ Консерватория 1994.

251. Хомяков В. М. Политическая социализация студенчества на современном этапе развития российского общества Автореферат диссертации кандидата социологических наук. Саратов. 1994.

252. Хюбнер К. Истина мифа М.: 1996.

253. Цукер А. Рок в контексте современной музыки // Музыка России: Альманах. М.: 1991.

254. Цукерман В. С. Анализ музыкального произведения. Сложные формы М.: 1984.

255. Чалышев Е. П. Судьба культуры и путь России // Российский обозреватель, 1996, №4.

256. Чередниченко Т. В. Кризис общества кризис искусства: Музыкальный авангард и поп - музыка в системе буржуазной идеологии М.: 1987. 282.Чередниченко Г. А., Шубкин В. Н. Молодежь вступает в жизнь М.: Мысль, 1985.

257. Чижова И. А. Рок музыка как культурно - исторический феномен. М.: 1993.

258. Чупров В. И., Зубок Ю. А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска. М.: 2001.

259. Чураков А. Информационное общество и эмпирическая социология // Социологические исследования, 1998, №1.

260. Чурбанов В. Б. Федеральная культурная политика и местные культры в России // Обозреватель, 1993, №3.

261. Шалин В. В. Толерантность (Культурная норма и политическая необходимость). Краснодар, 2000.

262. Шапко В. Т. Актуальная культура российской молодежи. Авореф. дис. доктора социол. наук. Екатеринбург, 1997.

263. Шар В. К. Путь рока. М.: 1998.

264. Швырев B.C. Рациональность как ценность культуры. Вопросы философии №6,1992.

265. Шепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы СПб.: 1993.

266. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека Собр. Соч. в 7 томах. М.: 1975.

267. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием М.: 1980.

268. Шинкаренко В. Д. Ритуалы и мифы как социокультурные механизмы функционирования, характеризующие определенные типы культуры Автореферат диссертации кандидата социологических наук. М.: 1992.

269. Шмелев А. А. Молодежные культурные и социальные движения в России Социологические исследования 1998, № 8.

270. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность М.: 1992.

271. Штомпка П. Социология социальных изменений М.:Аспект Пресс, 1996.

272. Шутова Н. В. Музыкальное воздействие на субъекта учебной деятельности. Нижний Новгород, 1995.

273. ЗОЗ.Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: Опыт этнографического исследования Системы 1986 1989 гг. СПб.: 1993. 304.Энциклопедия прогрессивного рока. Ташкент Шарк 1996.

274. Юнг К. Г. Психология и поэтическое творчество. Феномен духа в искусстве и науке М.: 1992.

275. Яворский Б. JI. Конструкция мелодичного процесса Избр. проз. 1-2 том, М.: 1987.

276. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования М.: 1998.

277. Яковец Ю. В. История цивилизаций М.: ВлаДар, 1995.

278. Ярошевский М. Г., Выгодский JI. С. В поисках новой технологии СПб.: 1993.

279. ЗЮ.Ясперс К. Смысл и назначение истории. Изд-е 2-е. М.:1994. ЗП.Яценко Е. П. Шок культур в эпоху глобализации // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения М.: 1997 Вып. 4.

280. Adler G. Handbuch der Musik qeschichte В.: 1930.

281. Bekker P. Material Grunedlaqen der Musik W.: 1926.

282. Bekker P.Throuqh Values to Social Interpretation. N.Y.,1950.

283. Brown N. Lov'sbody. N.Y., 1986.

284. Crossman L. A. Social history of rock musik N. Y.: 1976.

285. DEEP PURPLE. История и песня (Под ред й Пушкиной М.) М.: АЗОТ НЭКО, 1997.

286. Eqqebrecht G. Aufzatze zur Theorie and Asthetik der Musik Wilhelm -shaven. 1977.

287. Frith S. Sound effects: Youth, Leisure, and the politics of rock. L., 1983.

288. Frith S. The Sociology of Rock L.:1978.

289. Frith S. Music For Pleasure Essays Sociology of Pop. Cambridqe: Polity Press, 1988.

290. Hoffmann F. The literature of rock. II: 1979 1986.323.New Generation. 1995.

291. PINK FLOID. Архитекторы музыки (Под ред. Климовецкой С.) Вестник, М.: 1998.

292. Popular Music and Society, vol. 1, 1977.

293. Schrammek W. Uber Vrsprunq und Anfanqe der Musik. Leipziq, 1957. 327.Simmel G. Philosofie des Geldes. Leipziq, 1900. 328.Soviet Rock. M.: Progress publisher, 1990.

294. The Beatles. Полное собр. песен Битлз М.: Януе, 1996.

295. James D. Graham, Rhythms in rock music. Popular Music and Society. 1971.1. Дискография

296. Автограф» (Москва): Каменный край» 1989.

297. Аквариум» (Ленинград): Табу» 1982, Феодализм», том III 1990.

298. Алиса» (Ленинград, Москва): Шабаш» 1990, Танцевать-н» 2001.

299. Аукцыон» (Ленинград): Так я стал предателем» 1988, Вернись в Сорен-то» 1988, Дупло» 1990, В Багдаде все спокойно» 1990.

300. Вопли Видоплясова» (Киев): Хай живе В. В.» 1987, Танцы» 1988.

301. Воскресение» (Москва): I» 1980, И» 1981, Радуюсь!» 1983, Московское время» 1984.

302. Гражданская оборона» (Омск): Поганая молодежь», Оптимизм» 1985, Красный альбом», Мышеловка», Хорошо?!», Тоталитаризм», Некрофилия» 1987, Все идет по плану», Так закалялась сталь», Боевой стимул» 1988.

303. Звуки Му» (Москва): Простые вещи» 1988, Джаз» 1989.

304. Знаки Препинаки» (Ленинград): Препинаки чачача» 1994.

305. Зоопарк» (Ленинград): Все братья сестры» 1979, Сладкая Н. и другие» 1980, Московский блюз» 1981, ЬУ» 1982, Вчера и позавчера. в уездном городе Н.» 1983, Белая полоса» 1984.

306. П.Иван Купала» (Москва): Калята» 1998.

307. Калинов мост» (Новосибирск): Калинов мост» 1986, Калинов мост» 1990.

308. Кино» (Ленинград): 45» 1982, 46» 1984, Начальник Камчатки» 1984, Это не любовь» 1985, Ночь» 1986, Группа крови» 1988, Звезда по имени Солнце» 1989.

309. Крематорий» (Москва): Винные мемуары» 1983, Крематорий» 1984, Иллюзорный мир» 1986, Кома» 1987, Живые и мертвые» 1989, Клубника со льдом» 1989, Зомби» 1991.

310. Машина времени» (Москва): День рождения» 1976, Машина времени -1979» 1979, Маленький принц» 1979, Москва Ленинград» 1981, Несостоявшийся концерт» 1982, Чужие среди чужих» 1984, 10 лет спустя» 1987, Песни под гитару» 1989.

311. Мегаполис» (Москва): Отпечаток разума» 1985, Мегаполис» 1993.

312. Мистер Твистер» (Москва): Вечер без проблем» 1987, Мистер Твистер» 1990.

313. Моральный кодекс» (Москва): Гибкий стан» 1993, Я выбираю тебя» 1997, Хорошие новости» 2001.

314. Мумий тролль» (Владивосток): Морская» 1997, Икра» 1997, Ртуть Алоэ» 2001.

315. Настя» (Свердловск): Тацу» 1987, Ноа Ноа» 1989.

316. Наутилус Помпилиус» (Свердловск, Ленинград): Переезд» 1983, Невидимка» 1985, Разлука» 1986, Наусибирск» 1987, НР» 1988, Человек без имени» 1989, Наугад» 1990.22.0бер Маникен» (Москва): Магнетизим» 2000.

317. Сплин» (Санкт Петербург): Фонарь под глазом» 1997.

318. Телевизор» (Ленинград): Шествие рыб» 1985, Отечество иллюзий»1987, Отчуждение» 1988, Музыка для мертвых» 1990.

319. Цветы» (Москва): Гимн Солнцу» 1980, Фотография любимых» 1980, Белые крылья» 1981, Диско клуб - 7» 1983, Сюрприз для месье Леграна» 1983.

320. Чайф» (Свердловск): Жизнь в розовом дыму» 1985, Сегодня вечером в Свердловске» 1986, Дерьмантин» 1987, Дуля с маком» 1987, Лучший город Европы» 1989, Не беда» 1989, Четвертый стул» 1991.

321. Янка Янка Дягилева (Новосибирск); Деклассированные элементы»1988, Не положено» 1987, Домой» 1989, Агедония» 1989.

322. Adams Bryan: So Far So Good» 1993, Live! Live! Live!» 1994.

323. Aerosmith»: Pandora's Toys» 1994, Big Ones» 1994, Live And F.I.N.E.» 1994, Box Of Fire» 1994.

324. Beatles»: Pleas Pleas Me» 1963, Beatles» 1964, Beatles Again» 1969, Beatles Beat» 1977, Beatles Greatest» 1977.31.Bjork: Post» 1995.

325. Bowie David: Hits» 1984, Santa Monica» 1994.

326. Carlisle Belinda: Belinda» 1986, Real» 1993.

327. Clapton Eric: Story» 1990, From The Cradle» 1994.

328. Cocker Joe: Joe Cocker Live In L. A.» 1976, Cocker» 1986, Across From Midnight» 1997.

329. Daft Pank»: Daft Pank» 2000.

330. Depeche Mode»: Interview» 1988, Violator» 1990, Ultra» 1997.

331. Doors»: The Doors» 1967, Best Of The Doors» 1973, The Doors In Concert» 1991, The Essential Doors» 1994.

332. Duran Duran»: Duran Duran» 1981, Arena» 1984, Liberty» 1990, Durandu-ran» 1993, Medazzaland» 1997.

333. Eagles»: The Eagles» 1972, Hotel California» 1976, Eagles Live» 1980.

334. Eurythmics»: Sweet Dreams» 1983, Savage» 1988, Live» 1993, Peace» 1999.

335. Ferry Brayan: In Your Mind» 1977, Bete Noire» 1987, Taxi» 1993, Ma-mouna» 1994.

336. Genesis»: Foxtrot» 1972, Genesis» 1983, Shorts» 1992.

337. Hendrix Jimi: Jimi Hendrix Concerts» 1982, Woodstock» 1994.

338. INXS»: INXS» 1980, Kick» 1987, X» 1990, Greatest Hits» 1994.

339. Elton Jon: Friends» 1971, Duets» 1993, The Lion King» 1994.

340. Joplin Janis: Pearl» 1971, Janis» 1974, Farewell Song» 1982, Prime Cuts» 1983.

341. Kiss»: Kiss» 1974, Love Gun» 1977, Kiss Alive 3» 1993.49.Moby: Play» 2000.50.Nirvana»: Nirvana» 1994.

342. Pink Floyd»: Dark Side Of The Moon» 1996.

343. Prodigy»: The Fat Of The Land» 1996.53.R.E.M.»: Monster» 1996.

344. Rolling Stones»: Voodoo Lounge» 1994, Bridge To Babylon» 1997.55.U 2»: Pop» 1997.

345. МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТим. М. В. Ломоносова СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ1. УВАЖАЕМЫЙ РЕСПОНДЕНТ!

346. Вам нужно обвести кружочком цифру, соответствующую ответу, наиболее точно отражающему Ваше мнение.

347. На вопросы, которые не имеют готовых ответов нужно самому написать ответ на предлагаемых для этого строчках.

348. Опрос проводится анонимно.

349. Мы надеемся, что наши вопросы не вызовут у Вас затруднений.1. Желаем удачи!!!

350. Ваше место жительства до поступления в МГУ?1. Москва 0162. Московская область 017

351. Другой город, деревня России и СНГ 018

352. Ваше материальное положение поддерживается (помимо стипендии)1. Постоянной работой 019

353. Временными заработками 0203. Помощью родителей 0214. Помощью мужа (жены) 022

354. Помощью любимого (любимой) 0236. Только стипендией 0247. Всем понемногу 0258. Вы считаете себя:1. Богатым 0262. Со средним достатком 027

355. Бедным (еле свожу концы с концами) 0284. Нищим 029

356. Как часто Вы слушаете рок музыку (радио, ТВ, аудио и видео записи)?

357. Каждый день более 3-4 часов 030

358. Каждый день не более 2-3 часов 031

359. Каждый день не более 1 час 032

360. Не могу точно сказать, всё зависит от настроения0335. Изредка 0346. Не слушаю 035

361. Имеете ли Вы коллекцию аудио или видео кассет с исполнителями рок музыки?1. Да 0362. Нет 037

362. Если да, то назовите примерное количество? 1.5 10 038211 -20 0393. 21 30 040431 -40 0415. 41 50 0426. Более 50 0437. Более 100 044

363. Какие направления рок музыки Вы предпочитаете?

364. Какую рок музыку Вы предпочитаете?1. Отечественную 0452. Зарубежную 046

365. Я слушаю и то и другое 047

366. Каким рок группам Вы отдаёте предпочтение?1. Отечественные 0482. Зарубежные 049

367. Назовите ваших кумиров из представителей рок музыки Напишите

368. Считаете ли Вы, что наиболее популярные Российские рок-исполнителиявляются такими же кумирами для нашей молодёжи, как и зарубежные?

369. Да, западные и отечественные рок кумиры имеют у нас равную популярность 050

370. Отечественные рок кумиры наиболее популярны в России 051

371. В нашей стране нет отечественных рок кумиров0524. Затрудняюсь ответить 053

372. Как часто Вы посещаете концерты исполнителей рок музыки?

373. Очень часто (несколько раз в месяц) 054

374. Часто (один раз в месяц) 055

375. Изредка (один раз в 2 3 месяца) 0564. Очень редко 0575. Никогда не посещал 058

376. Как часто Вы посещаете дискотеки, ночные клубы?1. Очень часто 059

377. Несколько раз в неделю 0603. Один раз в неделю 0614. Несколько раз в месяц 0625. Раз в месяц 0636. Очень редко 0647. Никогда не посещал 059

378. С кем Вы ходите на дискотеки, ночные клубы?1. Один 0602. С другом, подругой 0613. С компанией друзей 0624. Когда как 0635. Никогда не посещал их 064

379. Есть ли у Вас знакомые или друзья, которых Вы относите к фанатам» рок музыки?1. Да 0652. Нет 0663. Затрудняюсь ответить 067

380. Если у Ваших любимых рок исполнителей есть определённый стиль одежды, причёски, манеры поведения, то подражаете ли Вы им?1. Да, подражаю во всём 0682. Стараюсь подражать 0693. Не подражаю 0704. Затрудняюсь ответить 071

381. Если Ваши любимые рок исполнители употребляют наркотики, то поддерживаете ли Вы его ?

382. Поддерживаю и сам употребляю 072

383. Поддерживаю и сам пробовал 073

384. Поддерживаю, но сам не побывал 074

385. Не поддерживаю, но сам пробовал 075

386. Не поддерживаю и не пробовал 076

387. Мои рок кумиры не употребляют наркотики0777. Затрудняюсь ответить 078

388. Если Ваш рок кумир пропагандирует здоровый образ жизни, то Вы:

389. Поддерживаю его и сам веду здоровый образ жизни079

390. Поддерживаю его, но сам не могу отвыкнуть от вредных привычек080

391. Поддерживаю, но сам я осознанно не веду здоровый образ жизни081

392. Не поддерживаю, но сам веду здоровый образ жизни082

393. Не поддерживаю и не следую здоровому образу жизни083

394. Мои рок кумиры не ведут здоровый образ жизни0847. Затрудняюсь ответить 085

395. Подражаете ли Вы сексуальной жизни вашего кумира?

396. Да, я стараюсь ему подражать 086

397. Нет, но моя сексуальная жизнь похожа на сексуальную жизнь моего кумира 087

398. Нет, и мне не нравится его сексуальная жизнь088

399. Я не слежу за сексуальной жизнью рок музыкантов0895. Затрудняюсь ответить 190

400. Любят ли в Вашей семье слушать исполнителей рок музыки?1. Да 191

401. Они просто смирились с тем, что я слушаю рок музыку 1923. Нет 1934. Затрудняюсь ответить 194

402. Возникают ли у Вас споры и конфликты с представителями старшего поколения?1. Нет 1952. Очень редко 1963. Иногда 1974. Часто 1985. Очень часто 199

403. В общении с друзьями Вы обмениваетесь информацией о рок музыке?

404. Только так я узнаю информацию о рок музыке100

405. Я узнаю эту информацию и от друзей и из средств массовой информации 101

406. Об этом мы говорим очень редко 102

407. Нет, у меня есть другие темы для разговора103

408. Из каких средств массовой информации Вы узнаёте информацию о рок музыке?1. Пресса 1042. ТВ 1053. Радио 106

409. Эта информация меня не интересует 107

410. В какой степени на Ваш взгляд рок культура влияет на образ жизни студенческой молодёжи?

411. В максимальной степени 1082. В большей степени 1093. В некоторой степени 1104. В малой степени 1115. Не влияет 1126. Затрудняюсь ответить 1131. СПАСИБО ЗА ВАШИ ОТВЕТЫУ1. Вопросы Анкеты интервью1 .Сколько лет Вы увлекаетесь рок музыкой?

412. Что по Вашему мнению самое главное в рок музыке?

413. Назовите наиболее любимые Вами рок группы,а также отечественных и зарубежных исполнителей?

414. В чем на Ваш взгляд состоит отличие отечественной рок музыки от зарубежной?

415. Можете ли Вы исполнить 1-2 песни из рок музыкальных произведений?

416. Как Вы считаете рок музыка - это культура или контркультура?

417. Назовите положительные и отрицательные моменты в рок музыке (ценности» и антиценности»)?

418. Основное содержание диссертации отражено в следующихпубликациях:

419. Ковальчук И. В. Социальные аспекты и истоки формирования рок музыки // Научная конференция Ломоносовские чтения» (апрель 1999 г.) М.,МГУ, 1999, 0.5 п. л.

420. Ковальчук И. В. Теория социокуольтурной динамики в социологии Пи-тирима Сорокина // Научно практическая конференция, посвященная 110 - летию со дня рождения П. А. Сорокина М., МГУ, 1999, 0,3 п. л.

421. Ковальчук И. В. Рок музыка как социокультурное явление // Научная конференция Ломоносовские чтения» (апрель 2000 г.) М., МГУ, 2000, 0,6 п. л.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.