Роль интеллектуалов в политике: концепция Норберто Боббио (1909-2004) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.01, кандидат политических наук Никандров, Алексей Всеволодович

  • Никандров, Алексей Всеволодович
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.01
  • Количество страниц 161
Никандров, Алексей Всеволодович. Роль интеллектуалов в политике: концепция Норберто Боббио (1909-2004): дис. кандидат политических наук: 23.00.01 - Теория политики, история и методология политической науки. Москва. 2013. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Никандров, Алексей Всеволодович

Введение.

Глава I. Теоретические истоки и политические предпосылки формирования концепции политической роли интеллектуалов Норберто Боббио.

§ 1. Проблема политической роли интеллектуалов в западноевропейской полемике и политических идеях интеллигенции первой половины XX века.

§ 2. Развитие представлений о политической роли интеллектуалов в итальянской политической мысли первой половины XX века.

§ 3. Становление философско-политического мировоззрения Норберто Боббио в контексте интеллектуально-политической жизни Италии.

Глава II. Основные принципы концепции роли интеллектуалов в политике Норберто Боббио.

§ 1. Либерализм как политико-философское основание принципа автономии культуры Норберто Боббио.

§ 2. Анализ Норберто Боббио противоречий политики и культуры и возможные политические роли интеллектуалов.

§ 3. Защита автономии культуры как политическая роль и основной принцип деятельности интеллектуалов в концепции Норберто

Боббио.

§ 4. Диалог как принцип деятельности интеллектуалов в политике.

Глава III. Место концепции Норберто Боббио в философско-политическом дискурсе об интеллектуалах в XX веке.

§ 1. Развитие Норберто Боббио концепции роли интеллектуалов в политике в

70-х и 80-х гг. XX века.

§ 2. Значение концепции Норберто Боббио для современной западной и российской политической теории и практики.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль интеллектуалов в политике: концепция Норберто Боббио (1909-2004)»

Поиски ответов на вопрос о роли интеллигенции и интеллектуалов в общественной, а в особенности политической жизни, имеют достаточно давнюю историю. Столкновение позиций по данному вопросу особенно обострялось в переломные периоды общественного развития, во времена возрастания политизации общества, и это характерно как для западной, так и для российской политической мысли. В кризисных условиях востребованность интеллигенции с ее опытом выработки направлений и целей взаимодействия с миром политики актуализируется как для политической теории, так и для политической практики. Не является исключением и современный этап истории, характеризующийся бурными реформистскими процессами и революционными изменениями, которые сопутствуют развитию процессов глобализации в мире политики и требуют политико-философского осмысления.

Опыт западных интеллектуалов, роль которых в политических процессах ушедшего столетия трудно переоценить, важен для политической теории и практики нынешнего времени. Представления и концепции политической роли интеллигенции и интеллектуалов, выдвинутые на протяжение XX века западными политическими мыслителями, а также сам опыт политической деятельности, накопленный в течение всего прошлого столетия, нуждается в критической оценке и переосмыслении. Особое значение западные концепции, по-разному представляющие роль интеллектуалов в политике, имеют и для современной российской политической науки.

Западные интеллектуалы, размышлявшие над проблемами своей политической деятельности, разработали немало концепций, предлагающих различные интерпретации роли своей социальной группы в политике. Важное место в этом ряду концепций и идей занимает направление интеллектуальной мысли, связывающее политическую роль интеллектуала с защитой культуры.

Идея защиты культуры как смысла и цели политической деятельности интеллектуалов, возникшая после Первой мировой войны, развивалась ими в межвоенный период в ходе антифашистской политической деятельности; дискуссии по вопросу о роли интеллектуалов в политике были продолжены после Второй мировой войны. Интеллектуалами были созданы различные международные союзы, группы и общества культуры; на основании разработанных концепций выдвинуты политические программы и манифесты. Активное участие в движении западных интеллектуалов в защиту культуры принимали интеллектуалы-коммунисты. Усиление влияния компартий после войны, а также распространение популярности доктрины гегемонии А. Грамши и концепции ангажированного интеллектуала Ж.-П. Сартра, - эти тенденции в политической мысли Западной Европы приводят к нарастанию волны дискуссий о роли интеллектуалов в политике и о проблеме отношений культуры и политики.

В этой связи особую актуальность имеет идейное наследие итальянского интеллектуала, авторитетного ученого в области философии права и философии политики, крупнейшего политического мыслителя Италии XX века Норберто Боббио (1909-2004). На протяжении нескольких десятилетий в своих работах и выступлениях на страницах прессы, в том числе партийной, он проводил линию защиты автономии культуры от влияния политики, разрабатывая концепцию политической роли интеллектуалов как защитников автономии культуры. Отвечая на вопросы об ответственности интеллектуалов, Н. Боббио предложил решение извечного конфликта культуры и политики, выдвинув оригинальную трактовку политической роли интеллектуала. Подход итальянского мыслителя к интеллектуалу как к "человеку культуры", который призван своими политическими действиями защищать культуру от навязывания внешних по отношению к ее сущности императивов, - этот подход политического мыслителя имеет большую ценность и актуальность не только для российских интеллигентов и интеллектуалов, но и для культуры России.

Важным актуальным аспектом концепции Н. Боббио является то, что она формировалась в условиях острой дискуссионной борьбы. Эта концепция была разработана под влиянием дискуссии с коммунистами Италии и политического диспута с ее лидером П. Тольятти. Выводы, сделанные итальянским политическим мыслителем относительно методов взаимодействия интеллектуалов и политических партий в связи с критическим отношением "людей культуры" к идеологиям и партийно-политическим доктринам, представляют актуальный интерес для исследователей в области политической теории и для современных интеллектуалов. Степень разработанности проблемы

Проблема политической роли интеллектуалов первоначально рассматривалась как главная в полемической литературе самих интеллектуалов1. Она становится предметом политической науки начиная с 60-х гг. XX века2, когда полемика интеллектуалов по поводу собственной

1 Из дискуссионных выступлений и работ, в особенности повлиявших на развитие представлений о политической роли интеллектуалов, необходимо отметить: Сгосе В. Cultura е vita morale. Intermezzi politici. Bari, 1914; Rolland R. Au dessus de la mêlée. Paris, 1915; Weber M. Wissenschaft als Beruf. Berlin, 1918; Croce B. Manifesto degli intellettuali antifascisti II Il Mondo. 1 maggio 1925; Benda J. La trahison des clercs. Paris, 1927; Mannheim K. Ideologie und Utopie. Bonn, 1929; Nisan P. Les chiens de garde. Paris, 1932; Ascoli M. Intelligence in Politics. N.-Y., 1936; Mann T. Zwang zur Politik II Das neue Tagebuch. № 30. 1939; Sartre J.-P. Qu'est-ce que la lettérature? Il Situations, II. Paris, 1948; Aron R. L'opium des intellectuels. Paris, 1955; Bobbio N. Politica e cultura. Torino, 1955; GramsciA. Gli intellettuali e l'organizzazione del potere. Torino, 1966; Lukacs G. Von der Verantwortung der Intellektuellen II Schiksalswende. Beitrage zu einer neuen deutschen Ideologie. Berlin, 1956; Glucksmann A. Les maîtres penseurs. Paris, 1977; Dahrendorf R. The Responsibility of Intellectuals: Remarks on the New Fear of the Enlightenment // Columbia University Record. Vol. 19. No. 14. 1994.

2 См., например: Szczepanski I. Die Intelligenz in der gegenwätigen Gesellschaft. Frankfurt / M., 1960; Bodin L. Les intellectuels. Paris, 1964; Coser LA. Men of Ideas. A Sociologist's View. N.-Y. - L., 1965; Znaniecki F. The Social Role of the Man of Knowledge. N.-Y., 1968; Shils E. The Intellectuals and the Powers: Some Perspectives for Comparanive Analysis // On Intellectuals. Ed. by P. Rieff. N.-Y., 1969; Lipset S.M., Dobson R.B. The Intellectual as Critic and Rebel: with Special Reference to the United States and the Soviet Union // Daedalus. № 3. 1972. политической деятельности стала подвергаться критической рефлексии со стороны не только самих интеллектуалов, но и представителей политической науки, к тому времени оформившейся организационно и активно заявляющей о себе . Этот огромный пласт политических идей и концепций, выработанный в ходе различных дискуссий и столкновений мнений по поводу роли интеллектуалов в политике на протяжении второй половины XX века, стал открываться для политической науки России не так давно, и ее представителям еще предстоит долгая работа по его освоению.

Многие концепции отношения интеллектуалов и политики западных ученых были связаны с идеями технократизации общества и политики4. На VIII социологическом конгрессе в Торонто (1974) политологами и социологами был достигнут определенный консенсус в определении политической роли интеллектуалов в обществе5. В 70-е и 80-е гг. XX века в политической философии распространились концепции исчезновения, или конца интеллектуалов, в которых утверждалось уменьшение значимости интеллектуально-политических выступлений в связи с изменениями в партийно-политической системе западных обществ6. В последних десятилетиях

3 Изменение отношения политической науки к изучению различных социальных групп, включение в предметное поле политической науки новых социальных движений, объединений и групп, в том числе интеллектуалов, происходит на рубеже 60-70-х гг. XX века. Важным событием в политической науке стала статья-манифест Д. Истона "Новая революция в политической науке", в которой провозглашалась необходимость пересмотра основных принципов бихевиорализма (См.: Истон Д. Новая революция в политической науке // Социально-политический журнал. № 8.1993).

4 См., например: Coston H. Les technocrats et la Synarchie. Paris, 1962; Meynaud J. La technocratie, mythe ou réalité? Paris, 1964; Bell D. Technocracy and Politics II Survey. № 1. London, 1971. Обзор и критика технократических концепций представлены в советской критике, см. например: Социология и современность. В 2-х частях. Редколл.: Ф.В. Константинов и др. М., 1977; Деменчонок Э.В. Современная технократическая идеология в США. М., 1984.

5 См.: Lipset S.M., Basu A. The Roles of the Intellectual and Political Roles // The Intelligentsia and the Intellectuals. Theory, Method and Case Study. Ed. by A. Gella. L., 1976.

6 См., например: Molnar T. The Decline of the Intellectual. Cleveland, 1961; Quinzio S. L'impossibile morte dell'intellettuale. Roma, 1977; Galeazzi U. La notte dei filosofi. Roma, 1978; Jacoby R. The Last Intellectuals: American Culture in the Age of Academe. N.-Y.,

XX века появляются работы, обобщающие различные идеи, связанные с существованием и значением интеллектуалов как политически активной части интеллигенции на протяжении всего XX века7. Во Франции вышло немало исследований, посвященных истории и идеям французских мэтров мысли л maîtres à penser), но особенно много исследований по проблеме интеллектуалов выходило начиная с послевоенного времени в Италии9, и многие из них были посвящены отношениям итальянских интеллектуалов с политическими партиями Италии (в особенности с компартией)10. Исследования, посвященные различным темам, связанным с проблемой политической активности интеллектуалов, стали появляться и в России: с конца XX века этой теме придается все большее значение, постоянно появляются новые работы и переводы11, особенное внимание уделяется теме сравнительного

1987; Ваитап Z. Legislators and Interpreters. On Modernity, Postmodernity and the Intellectuals. Oxford, 1987; Idem. La decadenza degli intellettuali. Roma-Bari, 1992; Foucault M. Politics. Philosophy. Culture. Interviews and other Writings. 1977-1985. N.-Y., 1988; Lepeniens W. Ascesa e declino degli intellettuali. Roma-Bari, 1998.

7 См., например: Gouldner A. The Future of Intellectuals and the Rise of the New Class. N.-Y., 1979; Maldonado T. ¿Qué es un intellectual? Aventuras y desventuras de un roi. Barcelona, 1998; SaidE.W. Representation of the Intellectual. N.-Y., 1996. Также см. некоторые важные сборники статей: On Intellectuals: Theoretical Studies, Case Studies. Ed. by P. Rieff. N.-Y., 1970; Intellectuals in Liberal Democracies: Political Influence and Social Involvement. Ed. by A.G. Gagnon. N.-Y.-L., 1987; The Political Responsibility of Intellectuals. Ed. by I. MacLean, A. Montefiore, P. Winch. Cambridge, 1990.

8 См., например: Bon F., Burnier M.-A. Les nouveaux intellectuels. Paris, 1966; Prévost C., Metzger J. Les intellectuels et les luttes de classe. Paris, 1970; Debray R. Pouvoir intellectuel en France. Paris, 1979; Lévy B.-H. Éloge des intellectuels. Paris, 1987; Winock M. Le siècle des intellectuels. Paris, 1997; Charle C. Les intellectuels et la politique en France. Paris, 2001.

9 См., например: Capizzi A. Impegno e disponibilità. Roma, 1971; Garin E. Intellettuali del XX secolo. Roma, 1974; Ajello N. Lo scrittore e il potere. Roma-Bari, 1974; Luperini R. Gli intellettuali di sinistra e l'ideologia délia ricostruzione nel dopoguerra. Roma, 1971; Lucia P. Intellettuali italiani del secondo dopoguerra. Impegno, crisi, speranza. Napoli, 2003; Asor Rosa A. Il grande silenzio. Intervista sugli intellettuali. A cura di S. Fiori. Roma-Bari, 2009.

10 См., например: Piccone-Stella S. Intellettuali e capitale. Bari, 1972; Asor Rosa A. Intellettuali e classe operaia. Firenze, 1973; Pellicani L. I rivoluzionari di professione. Firenze, 1975; Ajello N. Intellettuali e PCI. 1944-1958. Roma-Bari, 1979; Vittoria A. Togliatti e gli altri intellettuali. Storia dell'Istituto Gramsci negli anni Cinquanta e Sessanta. Roma, 1992.

11 См., например: Уолцер M. Компания критиков: Социальная критика и политические пристрастия XX века. М., 1999; Холландер П. Политические пилигримы (Путешествия западных интеллектуалов по Советскому Союзу, Китаю и Кубе. 1928-1978). СПб., 2001; анализа российской интеллигенции и западных интеллектуалов12, и в этом плане особым образом необходимо отметить работу молодого социолога Д.Е. Фирсова, посвященную исследованию европейского интеллектуализма как универсальной модели деятельности западных интеллектуалов, методология

I ^ которой опирается на принципы, сформулированные Н. Боббио .

Проблемы соотношения культуры и политики, как и проблемы отношения интеллектуалов и власти в философско-политическом наследии Н. Боббио, освещены в западной критической литературе. Э. Ланфранки принадлежат важные работы, посвященные Н. Боббио: диссертация "Политическая мысль Норберто Боббио (1942-1957)"14 и монография "Воинственный философ. Политика и культура в творчестве Норберто Боббио" (1989)15, в которой нашли освещение проблемы роли интеллектуалов в политике. Политолог А. Греппи (Мадрид), защитив диссертацию "Формирование политического мировоззрения

Фуко М. Интеллектуалы и власть. T. I—III. M., 2002-2006; Лукач Г. Об ответственности интеллектуалов // Мониторинг общественного мнения № 1 (69). 2004; Флорида Ф. Креативный класс. Люди, которые меняют будущее. М., 2007; Венда Ж. Предательство интеллектуалов. М., 2009; Он же. Конец вечности. СПб., 2012; Интеллектуалы и политика. Сборник под ред. Р. Дель Агилы. М., 2007.

12 См., например: Русская интеллигенция и западный интеллектуализм. Материалы междунар. конф.: Неаполь, май 1997. Сост. Б.А. Успенский. М., 1999; Арнольдов А.И. Миссия интеллигенции: драма и надежды. М., 2001; Кустарев А. Нервные люди: Очерки об интеллигенции. М., 2006; Мыслящая Россия. Картография современных интеллектуальных направлений. Под ред. В. Куренного. М., 2006; Барбакова КГ., Мансуров В.А. Интеллигенция и власть: Динамика взаимодействия. Курган, 2007; Миссия интеллектуала в современном обществе. Под ред. Ю.Н. Солонина. СПб., 2008; Гудков Л.Д., Дубин Б.В. Интеллигенция: Заметки о литературно-политических иллюзиях. СПб., 2009; Гребенник Г.П. Интеллигенция и политика. Одесса, 2009; Горчицкая Е.А. Место и роль интеллектуальной элиты в культурно-историческом развитии общества. Дисс. Омск, 2010; Фадеева Л.А. Кто мы? Интеллигенция в борьбе за идентичность. М., 2012; Шувалова М.В. Интеллектуалы и дискурс власти как проблема западной философии второй половины XX - начала XXI века. Дисс. Тверь, 2012.

13 Фирсов Д.Е. Европейский интеллектуализм: социокультурная стратегия. Ярославль, 2012.

14 II pensiero politico di Norberto Bobbio (1942-1957): tesi di laurea. E. Lanfranchv, relatore: M.L. Salvadori. A.a. 1986-1987. Testo monográfico. Torino, 1987.

15 Lanfranchi E. Un filosofo militante. Política e cultura nel pensiero di Norberto Bobbio. Torino, 1989.

Норберто Боббио" (1996)16, продолжил свое исследование в книге "Теория и

17 идеология в политическом мировоззрении Норберто Боббио" .

Проблемы политики и культуры, вопросы взаимоотношений интеллектуалов и власти в трудах Н. Боббио рассмотрены в работах итальянских политологов: А. Манкареллы "Норберто Боббио и политика культуры: вызовы разума" (1995)18, Дж. Котронео "Между философией и политикой. Диалог с Норберто Боббио"19. Проблематика политической философии Н. Боббио раскрывается в работах Т. Греко "Норберто Боббио. Интеллектуальный маршрут между философией и политикой"20 и Ф. Сбарбери "Какой либеральный социализм? Теоретическое противостояние Калоджеро и Боббио" (1994)21.

Проблему отношения интеллектуалов и власти в творчестве Н. Боббио исследовал испанский политолог А. Руис Мигель в работах "Философия и право

У О у Норберто Боббио" (1983) и "Политика, история и право у Норберто Боббио" (1994)23. К. Преве критиковал Н. Боббио с марксистских позиций в исследовании "Противоречия Норберто Боббио: к критике ритуального боббианства" (2004)24. У. Эко посвятил "Политике и культуре" лекцию в рамках семинара памяти Боббио (2004)25.

16 La formación del pensamiento político de Norberto Bobbio: tesis doctoral. A. Greppi. A.a. 1996. Madrid, 1996.

17 Greppi A. Teoría e ideología en el pensamiento de Norberto Bobbio. Madrid-Barcelona, 1998.

18 Mancarella A. Norberto Bobbio e la politica della cultura: le sfide della ragione. Manduria, 1995.

19 Cotroneo G. Tra filosofía e politica. Un dialogo con Norberto Bobbio. Soveria Mannelli, 1998.

20 Greco T. Norberto Bobbio. Un itinerario intellettuale tra filosofía e politica. Roma, 2000.

21 Sbarberi F. Quale liberalsocialismo? II confronto teorico fra Calogero e Bobbio. Milano, 1994.

22 Ruiz Miguel A. Filosofía y derecho en Norberto Bobbio. Madrid, 1983.

23 Ruiz Miguel A. Politica, historia y derecho en Norberto Bobbio. México, 1994.

24 Preve C. Le contraddizioni di Norberto Bobbio: per una critica del bobbianesimo cerimoniale. Pistoia, 2004.

25 Эко У. Норберто Боббио: пересмотренное представление о назначении ученого // Эко У. Полный назад! "Горячие войны" и популизм в СМИ. М., 2007.

М. Мастрогрегори, историк культуры Италии XX века, посвятил свое исследование книге Н. Боббио "Политика и культура"26. Исследования М. Мастрогрегори вызвали интерес у молодых итальянских ученых: так, И. Риццинелли (Милан) представляет свое видение отношений политики и культуры в связи с дискуссией Н. Боббио и коммунистов . Необходимо ло отметить также исследования П.П. Портинаро ; Д. Дзоло ; сборники критических статей, посвященные творчеству Н. Боббио .

В России философско-политическому творчеству Н. Боббио были посвящены исследования В.П. Любина. Работая в группе ученых ИНИОНа, с начала 70-х гг. XX в. изучающих идейные трансформации социально-политической мысли Западной Европы, В.П. Любин представлял новые труды Н. Боббио, анализируя и критически рассматривая его идеи. Результатом этой работы, помимо ряда статей и рецензий31, стала книга "Общественно-политические взгляды Н. Боббио" . Публиковались в России переводы

26 Mastrogregori М. Política е cultura: gli intellettuali, la CIA e la "guerra fredda culturale" (19481968). Lezioni tenute all'Universitá di Roma "La Sapienza". Facoltá di Lettere e Filosofía. Corso di Laurea in Storia. A.a. 2005-2006. Roma, 2006. В журнале "Историография", основанном М. Мастрогрегори в 1997 году, отдельно опубликована его работа о "Политике и культуре" Н. Боббио: Mastrogregori М. La liberta della cultura e "guerra fredda culturale": Bobbio, gli intellettuali "atlantici" e i comunisti: alie origini di Política e cultura (1955) II Storiografía. Fase. XI. 2007.

27 Rizzinelli 1. Cario Antoni e l'Associazione per la liberta della cultura // www.storiografmdelmondoxom/64/rizzinelli.antoni.pdP>in (Storiadelmondo n.64. 15.03. 2011).

28 Portinaro P.P. Introduzione a Bobbio. Roma-Bari, 2008.

29 Zolo D. L'alito della liberta. Su Bobbio. Con 25 lettere di Norberto Bobbio a Zolo. Milano, 2008.

30 См., например: Revelli M. (a cura di). Norberto Bobbio. Maestro di democrazia e liberta.

Assisi, 2005; Bovero M. (a cura di). U futuro di Norberto Bobbio. Roma-Bari, 2011.

В особенности необходимо отметить полностью посвященный Н.Боббио номер интеллектуально-политического журнала "Ресет": Reset. № 74. Novembre, 2000. 11

Из многочисленных статей и рецензий В.П. Любина, посвященных научно-политическому творчеству Н. Боббио, в особенности необходимо отметить статью, в которой автор касается вопросов об интеллектуалах: Любин В.П. Философия Норберто Боббио // Итальянская и испанская философия на рубеже XX-XXI веков. Отв. ред. и сост. Ю.А. Кимелев. М., 2005.

32 Любин В.П. Общественно-политические взгляды Норберто Боббио. М., 1991.

Н. Боббио33; отдельные аспекты научного творчества Н. Боббио рассмотрены в работах Ц.И. Кин , А.Л. Зорина , И.А. Овсянниковой , М.Н. Грецкого . Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работы - исследование концепции роли интеллектуалов в политике, разрабатываемой Н. Боббио в течение второй половины XX века, в контексте развития политико-философских взглядов ученого и политических изменений в Италии и в мире.

В связи с поставленной целью в диссертации ставятся следующие задачи:

1) определить на основе полемически значимых работ интеллектуалов специфику западноевропейских интеллектуалов как политически активной части интеллигенции;

2) выявить теоретические истоки и политические предпосылки концепции роли интеллектуалов в политике Н. Боббио;

3) проанализировать и определить степень влияния, оказанного на концепцию Н. Боббио идеи Б. Кроче об интеллектуале как человеке культуры; а также концепции партийности интеллектуала, развиваемой в политических теориях итальянских интеллектуалов-коммунистов на основе доктрины А. Грамши;

4) рассмотреть основные характеристики позиции Н. Боббио по отношению к проблеме взаимодействия интеллектуала и политических партий,

33 Боббио Н. Интеллектуалы и власть // Вопросы философии. № 8. 1992; Правые и левые // Неприкосновенный запас. № 6. 2003.

34 В особенности см.: Кип Ц.И Алхимия и реальность. Борьба идей в современной итальянской культуре. М., 1984; Кип Ц.И. Выбор или судьба. Итальянская культура в преддверии XXI века. М., 1988.

3 Зорин А.Л. Этика итальянских идеалистов: проблема обоснования морали и метода. Краснодар, 1999.

36 Овсянникова И.А. Либеральная философия Бенедетто Кроче. Омск, 1998.

37 Грецкий М.Н. Итальянские социалисты: от демократического социализма к социализму либеральному // Западная социал-демократия: поиск обновления в условиях кризиса. Отв. ред. А.Г. Мысливченко. М., 1998. раскрыть принципы автономии интеллектуала по отношению к партиям и политике;

5) сформулировать основные принципы концепции роли интеллектуалов в политике Н. Боббио и раскрыть смысл и взаимосоответствие автономии культуры и независимости интеллектуала в данной концепции;

6) охарактеризовать своеобразие и определить место концепци Н. Боббио в ряду предшествующих теорий и интерпретаций роли интеллектуалов в политике;

7) раскрыть значение концепции Н. Боббио для развития политической науки в качестве одной из научно-политических концепций, исследующих и выявляющих политическую роль интеллектуала. Теоретико-методологические основы работы

Теоретико-методологической основой работы выступил историко-политологический подход. При проведении диссертационного исследования использовались также методы текстуального исследования произведений и историко-аналитический метод, дающий исследователю возможность представить концепцию Н. Боббио в контексте западноевропейских политических реалий и научных поисков XX века. Научная новизна диссертации

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

1) Концепция роли интеллектуалов в политике Н. Боббио впервые комплексным образом исследована под углом зрения политико-философского анализа;

2) Определены основные этапы формирования научных взглядов Н. Боббио на проблему роли интеллектуалов в политике;

3) Выявлены основные принципы, философско-политические и методологические основания концепции политической роли интеллектуалов Н. Боббио;

4) В рамках исследования подхода Н. Боббио к решению проблемы роли интеллектуалов в политике определена точка зрения ученого на проблему отношения интеллектуала и политических партий; сформулирована теоретическая значимость концепции Н. Боббио как методологического основания для принятия интеллектуалами политических решений и для выстраивания принципов подхода к исполнению ими своей роли в политике;

5) На примере реальной полемики Н. Боббио с итальянскими марксистами, партийными функционерами и теоретиками компартии обоснована определяющая роль диалога в концепции интеллектуалов Н. Боббио;

6) Выдвинуто утверждение о базовом характере взаимоотношений политики и культуры в концепции роли интеллектуалов в политике Н. Боббио.

Положения, выносимые на защиту

На основании проделанной работы на защиту выносятся следующие положения:

1) Концепция роли интеллектуалов в политике Н. Боббио, разработанная ученым в середине 50-х и переосмысленная в 70-80-х гг. XX века, является целостной, научно обоснованной концепцией. Задача, поставленная Н. Боббио в программной работе "Политика и культура", - определить интеллектуалов как "людей культуры", протагонистов и защитников культуры, - решается ученым как ответ различным идеям и теориям, ставящим развитие культуры в зависимость от политических задач и императивов.

2) Исходя из понимания интеллектуалов как "людей культуры" Н. Боббио формулирует свою позицию по отношению к культуре как позицию интеллектуала, выдвигающего в качестве принципа политической деятельности интеллектуалов принцип защиты автономии культуры. В качестве обозначения роли интеллектуалов Н. Боббио выдвигает понятие "политика культуры" (противопоставляемое ученым понятию "культурная политика"), при проведении которой не допускается возможность вмешательства политики в культуру. Основными принципами деятельности в политике для интеллектуалов он объявляет принцип интеллектуальной автономии, формулируя в качестве "девиза" политически активной части интеллигенции "независимость, но не безразличие"; и отстаивание принципа диалога.

3) В соответствии с собственной интеллектуальной программой, соответствующей его концепции роли интеллектуалов в политике, Н. Боббио обосновывает необходимость диалога различных философско-политических направлений и лично вступает в интеллектуальный диалог с представителями компартии Италии, доказывая необходимость и плодотворность такой формы активности интеллектуала в ситуации политического, культурного и идеологического противостояния.

4) В продолжение разработок относительно автономии культуры и роли интеллектуалов в ее защите, а также с целью апробации собственных идей на практике Н. Боббио включается в деятельность внеблокового Европейского общества культуры, разрабатывая совместно с его основателем У. Кампаньоло принципы "политики культуры".

5) В работах и выступлениях последней трети XX века, продолжая отстаивать главное положение своей концепции об интеллектуале как о "человеке культуры" и защитнике культуры, Н. Боббио, не изменяя сути концепции, вводит в нее некоторые коррективы, показывающие изменение форм политической активности интеллектуалов. При этом он твердо отстаивает принцип проведения "политики культуры", отводя главную роль в его осуществлении на практике интеллектуалам.

Теоретическая и практическая значимость работы

Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в том, что сформулированные в работе положения, идеи и выводы могут быть использованы в дальнейшем для развития в отечественной политической науке теории о роли интеллектуала в политике. Положения и основные выводы диссертации могут быть использованы при подготовке лекций и семинаров по политологии, спецкурсов по философии политики, теории политики и истории политических учений, для подготовки учебно-методических материалов. Апробация работы

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии политики и права философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Основные положения и теоретические выводы, выдвинутые и аргументированные автором, апробированы в виде научных публикаций, две из которых размещены в изданиях, входящих в перечень ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Структура диссертационной работы

Поставленные задачи определили структуру исследования и внутреннюю логику рассмотрения исследуемых проблем. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория политики, история и методология политической науки», Никандров, Алексей Всеволодович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью диссертационной работы было исследование концепции роли интеллектуалов в политике, разрабатываемой Н. Боббио в течение второй половины XX века, в контексте развития политико-философских взглядов ученого и политических изменений в Италии и в мире. Прежде всего, необходимо было показать, что концепция политической роли интеллектуалов, выдвинутая и обоснованная Н. Боббио в 50-х гг. XX века, была частью и продолжением западноевропейской полемики, посвященной участию интеллигенции в политике, начало которой было положено выступлением Э. Золя в защиту Дрейфуса. В ходе этой полемики происходит становление понятия «интеллектуал», основная проблематика которого будет выстраиваться вокруг определения политической роли интеллектуалов. Особенно много споров с самого начала вызывал вопрос о возможности проведения интеллектуалами относительно самостоятельной политики посредством их включенности в регулярные политические организации.

Методологическая сложность определения политической роли интеллектуалов как политически активной части интеллигенции связана с ■ проблематикой отношений интеллигенции и политики, актуализирующейся по мере ее превращения в массовую социальную группу в процессе становления и развития индустриального общества. Проблема возможности выдвижения интеллигенцией политических суждений в рамках избранной по собственной воле классовой ориентации или же независимо от нее исследована К. Манхеймом, который признал за интеллигенцией способность иметь и выдвигать независимые суждения, именно вследствие ее межклассового положения. При этом возникала другая проблема, суть которой заключалась в решении вопроса об участии интеллектуала в политических организациях как способе реализации им своей роли в политике, при котором интеллектуал мог бы сохранить интеллектуальную независимость от влияния политических доктрин и от подчиненности партийной дисциплине, то есть в разрешении противоречия между партийностью и интеллектуальной независимостью.

В процессе антимилитаристской и антифашистской деятельности западных, особенно французских, интеллектуалов, выдвигается и развивается модель исполнения интеллектуалами своей политической роли, связанная с созданием непартийных международных объединений интеллектуалов, в качестве политической цели принимающих принцип защиты культуры от влияния политических идеологий и императивов. Эта тенденция, связанная с именами Р. Роллана, поставившего проблему ответственности интеллигенции, и А. Барбюса, основателя одного из первых международных союзов интеллектуалов - объединения "Кларте", получит развитие после Второй мировой войны, и особенно в политико-философском творчестве Норберто Боббио.

В итальянской политической мысли в годы войны вырабатываются, а в послевоенный период сталкиваются две позиции, выражающие две различные точки зрения по вопросу о политической роли и политических обязанностях интеллектуалов. Столкновение этих двух направлений, представленных учениями Б. Кроче и А. Грамши, выразилось в послевоенной волне дискуссий о политике и культуре, главным пунктом которых был вопрос о роли интеллектуалов в политике.

Б. Кроче отстаивал принцип гегемонии культуры и считал интеллектуалов ее защитниками, "попечителями науки и искусств", не допуская "неуместных смешений" политики и культуры. Разделяя неприятие принципа аполитичности интеллектуала, Б. Кроче тем не менее в своем отделении философии и культуры от политики в связи с борьбой против политизированной культуры отводит мало места для политической инициативы интеллектуала, не допуская принцип диалога интеллектуалов, принадлежащих к различным партиям и выражающих разные политические мировоззрения.

После Второй мировой войны итальянская политическая теория обретает идейно-политическое наследие А. Грамши. Под эгидой Итальянской коммунистической партии издаются его труды, написанные им во время тюремного заключения. А. Грамши стал первым политиком, придавшим интеллектуалам фундаментальное значение в рамках марксистской теории гегемонии рабочего класса под руководством партии, являющейся, по его определению, коллективным интеллектуалом. Итальянские коммунисты на основании концепции места и роли интеллектуала в системе гегемонии А. Грамши, поставившего интеллигенцию в центр своей политической теории, выступали за активное участие интеллектуалов в политической жизни, призывая интеллигенцию к участию в политике в составе компартии. Компартией Италии была выдвинута программа вовлечения в интеллектуальное поле ИКП всех левых интеллектуалов и активной борьбы за усиление влияния марксизма на культуру в целях достижения культурной гегемонии. Эта доктрина компартии стала объектом критики Н. Боббио в его послевоенных работах.

В ходе послевоенной дискуссии с итальянскими коммунистами по проблемам политики и культуры Н. Боббио выдвигает собственную концепцию политической роли интеллектуала. Его программное произведение "Политика и культура" (1955) представляет собой ответ коммунистам с позиций нового взгляда на проблему автономии интеллектуала в рамках соотношения политики и культуры. Защищая вслед за Б. Кроче автономию культуры и независимость интеллектуала, Н. Боббио выступает против концепции партийного интеллектуала. Отстаивая, вопреки Б. Кроче, активность интеллектуала в политике, Н. Боббио формулирует принцип защиты культуры как политическую роль, или обязанность, интеллектуалов.

Синтезировав крочеанское понимание интеллектуала как протагониста культуры и грамшианское понимание активной и решающей политической роли органических интеллектуалов в борьбе за классовую гегемонию, Н. Боббио пришел к созданию оригинальной концепции интеллектуала как человека культуры, политическая роль которого, исходя из принципа ответственности перед культурой, состоит в совокупности требований, предъявляемых ученым интеллектуалу, суть которых состоит в защите автономии культуры. Н. Боббио, анализируя ситуацию нарастающего снижения влияния интеллектуалов в современной ему политике, приходит к выводу о том, что данная ситуация порождается исполнением интеллектуалами политических ролей, не свойственных им, и объявляет защиту культуры главной ролью интеллектуала в политике. Под "защитой автономии культуры" Н. Боббио понимает совокупность конкретных обязанностей интеллектуалов, общей целью которых является борьба с политическими теориями и течениями, допускающими возможность вмешательства политических решений, программ, доктрин и идеологий в сферу культуры. Осуществление своей роли защитника культуры перед политикой требует от интеллектуала собственной интеллектуальной автономии, независимости от партийно-политических доктрин и идей. Исходя из этого Н. Боббио предъявляет к интеллектуалам требование избегать непосредственной политической деятельности и принадлежности к политическим партиям.

Концепция Н. Боббио, выдвинутая им в ходе продолжительной дискуссии о политике и культуре, развивалась автором в дальнейшем его научном творчестве. Появление технократических концепций, теорий постиндустриального общества, различных постмодернистских теорий вновь поставило вопросы об изменении роли интеллектуалов в политике. Новые концепции отражали те реальные перемены в политике, которые происходили в ходе развития постиндустриального общества, или общества знаний в конце 60-х гг. XX в.

Трансформация партийно-политических систем, переход от "партий репрезентации" к "партиям интеграции" (С.М. Липсет) приводят к исчезновению связи интеллектуала с партиями, к исчезновению непосредственной роли интеллектуалов в политике как разработчиков и проводников политических программ и решений. В ходе политических перемен, связанных с трансформациями итальянского "государства партий" и с общим кризисом государства всеобщего благоденствия, меняется и политическая роль интеллектуалов. От непосредственного участия в продвижении политических программ в период послевоенного демократического развития Италии интеллектуалы переходят к опосредованной роли, выступая в качестве критиков идеологий и решений власти. Обладая доверием со стороны общественного мнения, интеллектуалы проявляют себя также в качестве комментаторов и критиков политики, создателей оценочных концепций.

Эти трансформации повлияли на подход Н. Боббио к проблеме " политической роли интеллектуалов, но не затронули суть определения ученым , роли интеллектуалов в политике как протагонистов культуры и зашитников ее автономии. Несмотря на ряд изменений, которые Н. Боббио вносит в свою концепцию в 70-е гг. XX в. (прежде всего разделение интеллектуалов на экспертов и идеологов, идущее в русле идей того времени), ученый по-прежнему отстаивает главный принцип своей концепции - связь интеллектуалов с культурой, в защите которой Н. Боббио видит их роль в политике.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что значимость и непреходящая ценность идей Н. Боббио относительно интеллектуалов заключаются в той нерасторжимой связи с культурой, которой в его идейном наследии обладают интеллектуалы. Связав роль интеллектуалов с принципом защиты культуры, ученый придал своим идеям теоретическую значимость, выходящую за пределы своего времени со свойственными ему отношениями политики и культуры, обозначил принципы идентификации интеллектуалов, сформулировал смысл их политической деятельности в мире вечного противоборства культуры и политики.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Никандров, Алексей Всеволодович, 2013 год

1. Аббанъяно Н. Воспоминания философа. СПб., 2000.

2. Аббанъяно Н. Мудрость философии и проблемы нашей жизни. СПб., 1998.

3. Аббате М. Философия Бенедетто Кроче и кризис итальянского общества. М., 1959

4. Альтюссер Л. За Маркса. М., 2006.

5. Амелин П.П. Интеллигенция и социализм. Л., 1973.

6. Андерсон 77. Размышления о западном марксизме. На путях исторического материализма. М., 1991.

7. Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр: Свободное сознание и XX век. Л., 2004.

8. Арон Р. Воображаемые марксизмы. М., 2010.

9. Арон Р. Мемуары. 50 лет размышлений о политике. М., 2002.

10. Арон Р. Опиум для интеллигенции. Мюнхен, 1960.

11. Афасижев М.Н. Экзистенциалистская эстетика Жана-Поля Сартра // Современная буржуазная эстетика. Под общ. ред. М.Ф. Овсянникова и В.Н. Самохина. М., 1978.

12. Барбарук Ю.В. Социальная теория и политические стратегии постмарксизма. М., 2012.

13. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.

14. Беляев В.А. Отечественная интеллигенция и ее роль в политике. Казань, 2005.

15. БендаЖ. Конец вечности. СПб., 2012.

16. БендаЖ. Предательство интеллектуалов. М., 2009.

17. Боббио Н. Левые в 2000 г. М., 1990.

18. Боббио Н. Интеллектуалы и власть // Антология мировой политической мысли в 5 тт. Руководитель проекта Г.Ю. Семигин. Т. 2. Зарубежная политическая мысль. XX век. Ред.-сост. Г.К. Ашин, Е.Г. Морозова. М., 1997.

19. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Судьба искусства и культуры в западноевропейской мысли XX в. Сборник переводов. Отв. ред. P.A. Гальцева. М., 1979.

20. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 2011.

21. Гарин Э. Хроника итальянской философии XX века (1900-1943). М., 1965.

22. Голиченко Т. Интеллектуалы в фокусе современных французских социологических, политологических и исторических исследований // Социология: теория, методы, маркетинг. № 2. 2004.

23. Грамши А. Избранные произведения. М., 1980.

24. Грамши А. Искусство и политика. В 2-х тт. Т. 1. М., 1991.

25. Грецкий М.Н. Антонио Грамши политик и философ. М., 1991.

26. Грецкий М.Н. Итальянские социалисты: от демократического социализма к социализму либеральному // Западная социал-демократия: поиск обновления в условиях кризиса. Отв. ред. А.Г. Мысливченко. М., 1998.

27. Гудков ЛД., Дубин Б.В. Интеллигенция: Заметки о литературно-политических иллюзиях. СПб., 2009.

28. Гурко Л. Кризис американского духа. М., 1956.

29. Дегтярев Е.Е., Егоров В.К. Интеллигенция и власть (Феномен российской интеллигенции и проблемы взаимодействия интеллигенции и власти). М., 1993.

30. Деменчонок Э.В. Современная технократическая идеология в США. М., 1984.

31. Дергунова Н.В. Доктрина западноевропейского классического либерализма: история формирования и развития. Проблемно-политологический анализ. Дисс., МГУ, 2001.

32. Джентиле Дж. Избранные философские произведения. Том VII. Генезис и структура общества. Опыт практической философии. Пер., комм, и сост. A.JI. Зорина. Краснодар, 2012.

33. Дзоло Д. Демократия и сложность. Реалистический подход. М., 2010.

34. Дмитриев Т.А. Антонио Грамши // Мыслящая Россия: История и теория интеллигенции и интеллектуалов. Под ред. В. Куренного. М., 2009.

35. Долгов K.M. Кризис европейской политики и культуры в сознании и самосознании европейской элиты // Полигнозис. № 1 (29). 2007.

36. Долгов K.M. От Киркегора до Камю. Философия. Эстетика. Культура. М., 1990.

37. Долгов K.M. Реконструкция эстетического в западноевропейской и русской культуре. М., 2004.

38. Долгов K.M. Философские измерения политики, дипломатии и культуры. Т. IV: Культура и современность. М., 2007.

39. Долгов K.M. Эстетика Жана-Поля Сартра. М., 1990.

40. Долгова Т.Е., Иванов В.Г., Мартюшов В.Ф. Политическая социология интеллигенции. Тверь, 2000.

41. Дюваль У. Утраченные иллюзии: Интеллектуал во Франции // Республика словесности. Франция в мировой интеллектуальной культуре. Отв. ред. С.Н. Зенкин. М., 2005.

42. Зорин A.JI. Крочеанцы в поисках субъекта истории и морали. Краснодар, 1998.

43. Зорин A.JI. Философские искания левых джентилианцев. Краснодар, 1999.

44. Зорин А.Л. Этика итальянских идеалистов: проблема обоснования морали и метода. Краснодар, 1999.

45. Интеллигенция в политической истории XX века. Межвузовский сборник научных трудов. Отв. ред. B.C. Меметов. Иваново, 1993.

46. Интеллигенция и политика. Тезисы докладов межрегиональной научно-теоретической конференции. 18-19 апреля 1991 г. Отв. ред. B.C. Меметов. Иваново, 1991.

47. Итальянская Социалистическая партия. Отв. ред. Б.С. Орлов, ред. В.П. Любин. М., 1979.

48. Казначеев П.Ф. Философия неопрагматизма и теория свободы в современном либерализме. Дисс., МГУ, 2002.

49. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990.

50. КанфораЛ. Демократия. История одной идеологии. СПб., 2012.

51. Киейзик Л. Идеал религиозного подвижничества Сергея Булгакова (К вопросу о критике интеллигентской "стадной морали") // Сборник "Вехи" в контексте русской культуры. Отв. ред. A.A. Тахо-Годи, Е.А. Тахо-Годи; сост. Е.А. Тахо-Годи. М., 2007.

52. Кин Ц.И. Алхимия и реальность. Борьба идей в современной итальянской культуре. М., 1984.

53. Кин Ц.И. Выбор или судьба. Итальянская культура в преддверии XXI века. М., 1988.

54. Кин Ц.И. Италия на рубеже веков. Из истории общественно-политической мысли. М., 1980.

55. Кин Ц.И. Итальянские светотени. Заметки о литературе и культуре современной Италии. М., 1975.

56. Кин Ц.И., Горяинов B.B. О некоторых течениях в итальянской культуре // История Италии. Ред. колл.: С.Д. Сказкин (пред.). В 3-х тт. Т. 3. Под ред. С .И. Дорофеева. М., 1971.

57. Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000.

58. Колеров М.А., Плотников Н. С. Русская интеллигенция и национальная судьба // Из глубины. Сборник статей о русской революции. М., 1990.

59. Коломиец В.К. Политический образ современной Италии: Взгляд из России. М., 2013.

60. Комолова Н.П. Движение Сопротивления и политическая борьба в Италии. 1943-1947 гг. М., 1972.

61. Копылов В.А. Интеллигенция в системе гегемонии Антонио Грамши // Актуальш проблеми духовност1 / Вщп. ред. Я.В. Шматко. Кривий Pir, 2006.

62. Костикова A.A. "Новая философия" во Франции: Постмодернистская перспектива развития новейшей философии. М., 1996.

63. Кроче Б. Антология сочинений по философии. Пер., сост. и ком. С.Мальцевой. СПб., 1999.

64. Кроче Б. Теория и история историографии. М., 1998.

65. Кувалдин В.Б. Интеллигенция в современной Италии. Положение, психология, поведение. М., 1973.

66. Куницын Г.И. Ленин о партийности художественного творчества // Ленин и искусство. Отв. ред. B.C. Кружков. М., 1969.

67. Кустарев А. Нервные люди: Очерки об интеллигенции. М., 2006.

68. Куренной В. Интеллектуалы // Мыслящая Россия. Картография современных интеллектуальных направлений. Под ред. В. Куренного. М., 2006.

69. Куренной В. Карл Манхейм // Мыслящая Россия: История и теория интеллигенции и интеллектуалов. Под ред. В. Куренного. М., 2009.

70. Лазарева А.Н. Интеллигенция и религия. К историческому осмыслению проблематики "Вех". М., 1996.

71. Лидзани К. Итальянское кино. М., 1956.

72. Левин КБ. Италия в поисках национальной идентичности // Космополис. Журнал мировой политики. № 4 (10). 2004 / 2005.

73. Левин КБ. Первое "пятилетие левых" в Италии // Левые в Европе XX века: Люди и идеи. Под ред. Н.П. Комоловой и В.В. Дамье. М., 2001.

74. Либерализм Запада. ХУ11-ХХ века. Отв. ред. В.В. Согрин. М., 1995.

75. Лисовский Ю.П. Италия: от фашизма к демократии (Трудные пути послевоенной перестройки). М., 1990.

76. Лисовский Ю.П., Любин В.П. Политическая культура Италии. М., 1996.

77. Лобер В.Л. Проблема демократии в политической философии Норберто Боббио // Власть и демократия: зарубежные ученые о политической науке. Под ред. П.А. Цыганкова. М., 1992.

78. Лопухов Б.Р. Борьба рабочего класса Италии против фашизма (1920-1922 гг.). М., 1959.

79. Любин В.П. История определяет современность: Дискуссии итальянских интеллектуалов // Современная Италия. Под ред. В.П. Любина. М., 2004.

80. Любин В.П. Итальянская партийно-политическая система в 90-е годы. Переход от Первой ко Второй республике. М., 1997.

81. Любин В.П. Общественно-политические взгляды Норберто Боббио. М., 1991.

82. Любин В.П. Социалисты в истории Италии. ИСП и ее наследники. 1892-2006. М., 2007.

83. Любин В.П. Философия Норберто Боббио //Итальянская и испанская философия на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Отв. ред. и сост. Ю.А. Кимелев. М., 2005.

84. Мальцева С. Философско-эстетическая концепция Бенедетто Кроче. СПб., 1996.

85. Манн Т. Культура и политика // Собрание сочинений в 10 тт. Т. 10. Статьи. 1929-1955. М., 1961.

86. Манхейм К. Идеология и утопия // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

87. Манхейм К. Проблемы интеллигенции. Исследования ее роли в прошлом и настоящем. М., 1993.

88. Марина Х.А. Интеллектуал и власть // Интеллектуалы и политика. Сборник под ред. Р. Дель Агилы. М., 2007.

89. Мастрогрегори М. Освобождение от прошлого // Homo Historicus: К 80-летию со дня рождения Ю.Л. Бессмертного. Отв. ред. А.О. Чубарьян. Кн. 1. М., 2003.

90. Матешук А. Жюльен Бенда: Вечные ценности интеллектуала // Бенда Ж. Предательство интеллектуалов. М., 2009.

91. Международный конгресс писателей в защиту культуры. Париж, 1935. Доклады и выступления. Под ред. И. Луппола. М., 1936.

92. Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. М., 2006.

93. Межуев В.М. Интеллигенция и свобода // Межуев В.М. Между прошлым и будущим. Избранная социально-философская публицистика. М., 1996.

94. Миссия интеллектуала в современном обществе: Сборник статей. Ред. колл.: Ю.Н. Солонин (пред.) и др. СПб., 2008.

95. Може Ж. Социологическая ангажированность // Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии РАН. СПб., 1999.

96. Моррас Ш. Будущее интеллигенции. М., 2003.

97. Мшвениерадзе В. Философия и идеология // Философия и современность. Рук. редколл. П.Н. Федосеев. М., 1971.

98. Наумова Е.П. Партия действия в Италии (1942-1947 гг.): Формирование и эволюция идейно-политической платформы. Дисс., МГУ, 1998.

99. Никольский С.А. Интеллектуал в России: необходимая фигура или лишний человек? // Миссия интеллектуала в современном обществе. Сборник статей. Ред. колл.: Ю.Н. Солонин (пред.) и др. СПб., 2008.

100. Овсянникова H.A. Либеральная философия Бенедетто Кроче. Омск, 1998.

101. Орлов Б. С. Социал-демократия: история, теория, практика. Работы 2000-2005 гг. М., 2005.

102. Полторацкая Н.И. Меланхолия мандаринов. Экзистенциалистская критика в контексте французской культуры. СПб., 2000.

103. Полякова H.JI. XX век в социологических теориях общества. М., 2004.

104. Попов Л.Б. Воспоминания о еврокоммунизме. М., 2008.

105. Постер М. Экзистенциальный марксизм в послевоенной Франции. От Сартра к Альтюссеру. // Философско-антропологические исследования. № 3-4. М., 2008.

106. Проблемы теории и истории изучения интеллигенции: поиск новых подходов. Межвузовский сборник научных трудов. Отв. ред. B.C. Меметов. Иваново, 1994.

107. Пулъезе С. Карло Росселли: Либеральный социализм и антифашистское движение. М., 2007.

108. Роллан Р. Собрание сочинений в 14 тт. Т. 13. Публицистика (1917-1939). М., 1958.

109. Росселли К. Либеральный социализм. Предисл. Б. Кракси. Roma, 1989.

110. Русская интеллигенция. История и судьба. Сост. Т.Б. Князевская. М., 1999.

111. Руткевич A.M. Политическая доктрина Ш. Морраса // Моррас Ш. Будущее интеллигенции. М., 2003.

112. Сартр Ж.-П. Что такое литература? СПб., 2000.

113. Серени Э. Марксизм, наука, культура. М., 1952.

114. Славин Б.Ф. Идеология возвращается. М., 2009.

115. Страда В. Будущее культуры и культура будущего // На пути к постиндустриальной цивилизации. Материалы II Международной Кондратьевской конференции. М., 1996.

116. Суровцев Ю.И. В лабиринте ревизионизма. Эрнст Фишер, его идеология и эстетика. М., 1972.

117. Толстых В. «Вехи»-2009 // «Вехи»-2009. К 100-летию сборника. Ред.-сост. В.И. Толстых. М., 2011.

118. Тольятти П. Избранные статьи и речи в двух томах. Т. II (декабрь 1956 года 1964 год). М., 1965.

119. Тольятти П. Итальянская коммунистическая партия. М., 1959.

120. Топуридзе Е.И. Эстетика Бенедетто Кроче. Тбилиси, 1967.

121. Туган-Барановский М.И. Интеллигенция и социализм // Анти-Вехи. Сост. В.В. Сапов. М., 2007.

122. Уолцер М. Компания критиков. Социальная критика и политические пристрастия XX века. М., 1999.

123. Фадеева Л.А. Кто мы? Интеллигенция в борьбе за идентичность. М., 2012.

124. Федотова Е.Д. Искусство Италии. Век двадцатый. Сб. статей. М., 2013.

125. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. Часть III. М., 2006.

126. Холландер П. Политические пилигримы (Путешествия западных интеллектуалов по Советскому Союзу, Китаю и Кубе. 1928-1978). СПб., 2001;

127. Шарль К. Интеллектуалы во Франции: Вторая половина XIX века. М., 2005.

128. Ширжянц АЛ. Нигилизм или консерватизм? Русская интеллигенция в истории политики и мысли. М., 2011.

129. Шшардин Н.В. Гуманистическая парадигма во французском неомарксизме: pro et contra. Курган, 2006.

130. Эко У. Норберто Боббио: пересмотренное представление о назначении ученого // Эко У. Полный назад! "Горячие войны" и популизм в СМИ. М., 2007.

131. Эфиров С.А. Итальянская буржуазная философия XX века. М., 1968.

132. Эфиров СЛ. Социология в Италии // Социология и современность. Гл. ред. Ф.В. Константинов. В 2-х частях. Ч. 2. М., 1977.

133. Ястребцева А. Франция // Мыслящая Россия. История и теория интеллигенции и интеллектуалов. Под ред. В. Куренного. М., 2009.

134. Яхимович З.П. Левые демократы в обновленной партийной системе Италии //Европейские левые на рубеже тысячелетий. Под общ. ред. В.Я. Швейцера. М., 2005.

135. Agosti A. Togliatti: Un uomo di frontiera. Tormo, 2003.

136. Ajello N. Intellettuali e PCI. 1944-1958. Roma-Bari, 1979.

137. Antoni C. L'avanguardia della liberta. Napoli, 2000.

138. A Norberto Bobbio la Facoltá di scienze politiche. Torino, 1986.

139. Arfé G. Scritti di storia e politica. A cura di G. Aragno. Napoli, 2005.

140. Asor Rosa A. Gli intellettuali dalla grande guerra ad oggi // L'Italia unita nella storiografia del dopoguerra. A cura di N. Tranfaglia. Milano, 1980.

141. Bianchi Bandinelli R. Dal diario di un borghese e altri saggi. Roma-Bari, 1976.

142. Bobbio N. Attualitá del socialismo // Rosselli C. Socialismo liberale. A cura di J. Rosselli. Torino, 1997.

143. Bobbio N. Autobiografía. Roma-Bari, 1999.

144. Bobbio N. Dalla struttura alia funzione. Nuovi studi di teoría del diritto. Milano, 1977.

145. Bobbio N. Da Hobbes a Marx. Saggi di storia della filosofía. Napoli, 1995.

146. Bobbio N. Democrazia // Dizionario di Política. Diretto da N. Bobbio e N. Matteucci. Torino, 1976.

147. Bobbio N. Destra e sinistra. Ragioni e signifícati di una distinzione política. Milano, 1994.

148. Bobbio N. Eguaglianza // Enciclopedia del Novecento. Vol. II. Roma, 1977.

149. Bobbio N. Eguaglianza e liberta. Torino, 1995.

150. Bobbio N. Gramsci e la concezione della societá civile. Milano, 1976.

151. Bobbio N. II futuro della democrazia. Torino, 1984.

152. Bobbio N. II problema della guerra e le vie della pace. Bologna, 1979.

153. Bobbio N. Intellettuali // Enciclopedia del Novecento. Vol. III. Roma, 1979.

154. Bobbio N. Introduzione I I Ginzburg L. Scritti. Torino, 2000.

155. Bobbio N. Italia civile. Ritratti e testimonianze. Manduria-Bari-Perugia, 1964.

156. Bobbio N. Le ideologie e il potere in crisi: Pluralismo, democrazia, socialismo, comunismo. Terza via e terza forza. Firenze, 1981.

157. Bobbio N. Liberalismo e democrazia // II pensiero politico contemporáneo. A cura di G.M. Bravo e S.R. Ghibaudi. Vol. 1. Milano, 1985.

158. Bobbio N. Liberta II Enciclopedia del Novecento. Vol. III. Roma, 1979.

159. Bobbio N. Maestri e compagni. Firenze, 1984.

160. Bobbio N. Pace // Enciclopedia del Novecento. Vol. VIII. Roma, 1989.

161. Bobbio N. Política // Dizionario di política. Diritto da N. Bobbio e N. Matteucci. Torino, 1976.

162. Bobbio N. Política e cultura. Torino, 1955.

163. Bobbio N. Profilo ideologico del Novecento italiano. Torino, 1986.

164. Bobbio N. Quale socialismo? Discussione di un'alternativa. Torino, 1976.

165. Bobbio N. Saggi sulla scienza política in Italia. Barí, 1969.

166. Bobbio N. Scienza política // Dizionario di política. Diretto da N. Bobbio e N. Matteucci. Torino, 1976.

167. Bobbio N. Testimonianza su Umberto Campagnolo // Saggi su Umberto Campagnolo. Atti del seminario di studi su Umberto Campagnolo. A cura di L. Cedroni e P. Polito. Roma, 2000.

168. Bobbio N. Trent'anni di storia della cultura italiana a Torino (1920-1950). Torino, 2002.

169. Bobbio N. Una filosofía militante. Studi su Carlo Cattaneo. Torino, 1971.

170. Borsellino P. Norberto Bobbio: Profilo dello studioso // Violi C. Norberto Bobbio: A bibliography. Milano, 1984.

171. Burdeau G. Ideología // Enciclopedia del Novecento. Vol. III. Roma, 1979.

172. Campagnolo U. Política e filosofía // Rivista di Filosofía. № 4. 1960.

173. Campagnolo U. Repubblica Federale Europea. Unifícazione giuridica dell'Europa. Introd. di L. Cedroni. Soveria Mannelli, 2004.

174. Capozzi E. L'alternativa atlantica. I modelli costituzionali anglosassoni nella cultura italiana del secondo dopoguerra. Soveria Mannelli, 2003.

175. Carpi U. II Partito Comunista Italiano e De Sanctis negli anni Cinquanta. Classe operaia ed egemonia nazionale // Quaderns d'ltalia. Num. 16. 2011. Barcelona.

176. Cereja F. Intellettuali e política. Dall'epoca giolittiana all'affermazione del fascismo. Torino, 1973.

177. Che cosa fanno oggi i filosofi? A cura della Biblioteca comunale Cattolica. Milano, 1982.

178. Cofrancesco D. La democrazia liberale (e le altre). Roma-Bari, 2003.

179. Coser L.A. Men of Ideas. A Sociologist's View. N.-Y.-L., 1965.

180. Cotroneo G. Le nuove frontiere del pensiero politico dopo la fine delle ideologic // II liberalismo come pratico della liberta. A cura di G. Pagano. Napoli, 1997.

181. Cranston M. The Mask of Politics and the other essays. London, 1973.

182. Croce B. Due anni di vita política italiana. Barí, 1948.

183. Degl'Innocenti M. Il mito di Stalin. Comunisti e socialisti nell'Italia del dopoguerra. Roma-Bari, 2005.

184. Degl'Innocenti M. Storia del PCI. Vol. III. Dal dopoguerra a oggi. Roma, 1993.

185. Fortini F. Questioni di frontiera. Scritti di política e di letteratura. 1965-1977. Torino, 1977.

186. Glucksmann A. Les maîtres penseurs. Paris, 1977.

187. Greco T. Un itinerario intellettuale tra filosofía e política. Roma, 2000.

188. Intellettuali e cultura: Atti del Convegno, Pistoia, 16 nov., 1974. Pisa, 1975.

189. Landucci S. Cultura e ideología in Francesco De Sanctis. Milano, 1977.

190. Lanfranchi E. Un filosofo militante. Política e cultura nel pensiero di Norberto Bobbio. Torino, 1989.

191. Lucia P. Intellettuali italiani del secondo dopoguerra. Impegno, crisi, speranza. Napoli, 2003.

192. Maldonado T. Che cos'è un intellettuale? Awenture e disavventure di un ruolo. Milano, 1995.

193. Martelli M. I filosofi e l'URSS. Per una critica del socialismo reale. Napoli, 1999.

194. Mastrogregori M. Política e cultura: gli intellettuali, la CIA e la "guerra fredda culturale" (1948-1968). Lezioni tenute aU'Università di Roma "La Sapienza". Facoltà di Lettere e Filosofía. Corso di Laurea in Storia. A.a. 2005-2006. Roma, 2006.

195. Pazé V. La filosofía militante // L'opera di Norberto Bobbio. Itinerari di lettura. A cura di V. Pazé. Milano, 2005.

196. Prandstraller G.P. La rinascita del ceto medio. Milano, 2011

197. Prandstraller G.P. L'intellettuale-tecnico e altri saggi. Milano, 1972.

198. Rinascita. 1944-1962. Antología a cura di P. Alatri. Vol. 1. Firenze, 1966.

199. Rusconi G.E. L'ultimo axionista // II mulino. N. 4, 1990.

200. Preve C. Le contraddizioni di Norberto Bobbio: Per una critica del bobbianesimo cerimoniale. Pistoia, 2004.

201. Rinascita. 1944-1962. Antología a cura di P. Alatri. Vol. I. Firenze, 1966.

202. Spriano P. Gramsci e Gobetti. Introduzione alia vita e alie opere. Torino, 1976.

203. Togliatti P. La politica culturale. A cura di L. Gruppi. Roma, 1974.

204. Vacca G. Quale democrazia. Problemi della democrazia di transizione. Bari, 1977.

205. Violi C. Norberto Bobbio: A bibliography. Milano, 1984.

206. Zolo D. La teoría comunista dell'estinzione dello stato. Bari, 1974.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.