Роль петербургской архитектурной школы в культуре Москвы и Петербурга второй половины XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Ильина, Елена Валерьевна

  • Ильина, Елена Валерьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, Комсомольск-на-Амуре
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 208
Ильина, Елена Валерьевна. Роль петербургской архитектурной школы в культуре Москвы и Петербурга второй половины XIX века: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Комсомольск-на-Амуре. 2016. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ильина, Елена Валерьевна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ЕЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ

ОБОСНОВАНИЕ

1.1. Аспекты архитектурной деятельности в системе культуры

1.2. Культурное пространство как пространство взаимодействия

1.3. Архитектурная школа как агент культуры

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ СПЕЦИФИКИ

ПЕТЕРБУРГСКОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЫ И ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЕЁ ТРАДИЦИЙ

2.1. Историческая специфика архитектурного отделения

Императорской Академии художеств

2.2. Особенности школы подготовки архитекторов

в Институте гражданских инженеров

2.3. Обособление петербургской архитектурной школы

в рамках профессионального дискурса

ГЛАВА 3. РОЛЬ ПЕТЕРБУРГСКОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЫ

В КУЛЬТУРЕ МОСКВЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

3.1. Идейные основы и формообразующие начала архитектуры мастеров петербургской школы в пространстве Москвы

3.2. Научная и преподавательская деятельность петербургских зодчих

в Москве второй половины XIX века

3.3. Формирование общественного сознания в области современной архитектуры представителями петербургской школы

ГЛАВА 4. РОЛЬ ПЕТЕРБУРГСКОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЫ

В КУЛЬТУРЕ СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

4.1. Трансформация пространства Санкт-Петербурга второй половины XIX века в аспекте влияния традиций петербургской

архитектурной школы

4.2. Новые процессы и явления культурной жизни Санкт-Петербурга второй половины XIX века как овеществление традиций петербургской школы архитектуры

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А СОСТАВ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОЙ ГРУППЫ

АРХИТЕКТОРОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ Б РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕНСИОНЕРСКИХ ПОЕЗДОК

ПРИЛОЖЕНИЕ В ПРОЕКТ ДЕКОРАТИВНОЙ ОТДЕЛКИ ПАРАДНОЙ

ЛЕСТНИЦЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ Г ПРОЕКТ ЗДАНИЯ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО

УВЕСЕЛЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ СТОЛИЧНОГО ГОРОДА

ПРИЛОЖЕНИЕ Д ПРОЕКТ ХРАМА АПОЛЛОНУ

ПРИЛОЖЕНИЕ Е ПРОЕКТ ДАЧИ ДЛЯ БОГАТОГО ЖИТЕЛЯ СТОЛИЦЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж ПРОЕКТ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ПАВИЛЬОНА

ПРИЛОЖЕНИЕ И ПРОЕКТ ИНВАЛИДНОГО ДОМА

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТ ГЛАВНОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ Л ПРИМЕР ЗАДАНИЯ ПЛЕНАРНОЙ ПРАКТИКИ

ПРИЛОЖЕНИЕ М ПОЛНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВЫЯВЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

В МОСКВЕ АРХИТЕКТОРОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ

ШКОЛЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ Н ОБЪЕКТЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО АНАЛИЗА

В ПРОСТРАНСТВЕ МОСКВЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ

XIX ВЕКА

ПРИЛОЖЕНИЕ П КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ВЫЯВЛЕНЫХ

ПОСТРОЕК АРХИТЕКТОРОВ-АКАДЕМИКОВ

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ Р ОБЩИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПОСТРОЕК АКАДЕМИКОВ

(2 ЭТАП)

ПРИЛОЖЕНИЕ С ОБЪЕКТЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ НА ПЛАНЕ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (2 ЭТАП)

ПРИЛОЖЕНИЕ Т ОБЪЕКТЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО АНАЛИЗА

В ПРОСТРАНСТВЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

(3 ЭТАП)

ПРИЛОЖЕНИЕ У ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕК МАСТЕРОВ ШКОЛЫ

В ПРОСТРАНСТВЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПРИЛОЖЕНИЕ Ф ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ

ШКОЛЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ Х ЕЖЕГОДНАЯ ВЫСТАВКА ИНСТИТУТА

ГРАЖДАНСКИХ ИНЖЕНЕРОВ (1987 г.)

ПРИЛОЖЕНИЕ Ц КРАТКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПЕЧАТНЫХ УЧЕБНЫХ ТРУДОВ

ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПЕТЕРБУРГСКОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль петербургской архитектурной школы в культуре Москвы и Петербурга второй половины XIX века»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность диссертационного исследования обусловлена возрастающим научным интересом гуманитарных наук к истории развития отечественной архитектуры второй половины XIX века и необходимостью выявления значимых процессов ее становления. Анализ роли архитектурной школы в реализации социальных, идеологических и художественных задач второй половины XIX века представляет научный интерес в рамках культурологического подхода. Являясь социокультурным институтом, петербургская архитектурная школа способствовала изменению окружающего пространства, так же формированию ценностных установок личности и общества в целом. Отечественная система институциональной организации воспроизводства профессиональных архитекторов во второй половине XIX века определяла социокультурную динамику эпохи, но не становилась предметом научного анализа, позволяющего раскрыть связь художественной составляющей архитектуры с ее социальной сущностью. В работе определена роль петербургской школы архитектурного мастерства в культуре Москвы и Санкт-Петербурга второй половины XIX в.

Культурологический подход к исследованию актуализировал новое понимание архитектурной деятельности, позволил проанализировать, каким образом содержание и идейные основы профессии передавались из поколения в поколение.

Культурологический подход к исследованию актуализировал новое понимание архитектурной деятельности, позволил проанализировать, каким образом содержание и идейные основы профессии передавались из поколения в поколение. Постановка научной проблемы в аспекте влияния социокультурного института, каким являлась петербургская архитектурная школа, на культурное пространство столичных городов Москвы и Санкт-Петербурга второй половины XIX века определила систематизацию исторических фактов, раскрывающих

значение деятельности русских архитекторов этого периода. Утверждение, что архитектурная школа есть культурный агент эпохи, актуализирует исследования, в том числе и культурологические, освещающие процессы формирования художественных идей русской культуры второй половины XIX века и репрезентирующие взаимообусловленность социальных и культурных процессов.

Значимый вектор современных культурологических исследований, освещающих проблемы архитектуры и социума, определяют труды, в которых рассматриваются условия формирования, сохранения и трансляции внутрицеховых традиций архитекторов: статья И. Печёнкина «Московская архитектурная жизнь середины XIX века в критических публикациях Н. В. Дмитриева (1822 - 1866)» в журнале «Архитектурное наследство» (2010), труд В.Г. Басса «Петербургская неоклассическая архитектура 1900 - 1910-х годов в зеркале конкурсов: слово и форма» (2010). Следовательно, актуальность исследования определяется необходимостью выявить специфику влияния профессионального мышления представителей Санкт-Петербургской архитектурной школы на формирование новых ценностей эпохи, приводящих не только к смене художественных парадигм, но и к социальным трансформациям постиндустриального общества.

Интегрирующее начало петербургской архитектурной школы в культуре Москвы и Санкт-Петербурга второй половины XIX века, обусловленное её доминирующей художественной идеей о необходимости творить самобытную архитектуру, способствовало формированию национального архитектурного цеха. Профессиональный архитектурный дискурс второй половины XIX века отражал стремление политической власти репрезентировать архитектуру России на уровне мировых держав и приоритет историоризирующего мышления в рамках архитектурной рефлексии.

Актуальность проявляется в попытке увидеть в русской архитектуре периода эклектики закономерный процесс реализации профессионального мышления петербургских зодчих, проявившийся, в том числе, в обращении к историческим стилям (античная, романская или готическая архитектура).

Объединяющим началом разнохарактерных памятников архитектуры второй половины XIX века выступают идейные установки архитекторов представителей школы. В рамках научной работы впервые был проанализирован исторический материал, описывающий архитектурно-строительный процесс эпохи, с позиций участия в нем группы зодчих, представителей петербургской архитектурной школы. Исследована застройка Москвы и Санкт-Петербурга второй половины XIX века, выявлена специфика проектов мастеров школы в пространстве столичных городов.

Изучение истоков художественного мастерства и социально значимых основ архитектурной профессии необходимо для сохранения исторического знания о становлении отечественной архитектуры второй половины XIX века.

Исследование роли петербургской архитектурной школы в формировании культуры эпохи позволяет выявить сущностные связи между процессами, трансформирующими личность, городское сообщество, и социум в целом, и проанализировать аналогичные процессы в современном обществе.

Степень научной разработанности проблемы. Влияние петербургской архитектурной школы на культурные процессы второй половины XIX века исследовано незначительно. Понятие «школа» в истории архитектуры до сих пор рассматривается исследователями с позиций искусствоведения. Несмотря на наличие научных трудов по архитектурному отделению Императорской Академии Художеств, например, Е.А. Борисовой «Архитектурные школы Петербурга в первой половине ХУШ века» [36]; С.С. Бронштейна «Архитектурный класс Академии художеств во второй половине XIX века» [38]; В.Г. Лисовского «Академия художеств. Историко-искусствоведческий очерк» [152], исследований, посвященных Институту Гражданских инженеров, таких, очерк А.В. Бадялова «Архитектурная школа Института гражданских инженеров» [ 14]; Г.В. Барановского «Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров 1842 - 1892 гг.»; С.П. Заварихина «Юбилейная книга Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета: 1832 - 2002» [17] авторами не были

сформулированы предпосылки и принципы обособления учебных заведений как школ, формирующих особый тип профессионального мышления, позволяющий ее представителям влиять на культурные процессы второй половины XIX века. В этой связи исследование такого социокультурного института как петербургская архитектурная школа и анализ её роли в процессах формирования культуры исторического периода является значимой научной проблемой.

Ранее исследования форм профессиональной реализации представителей петербургской школы архитектуры в культурном процессе эпохи не предпринимались, а роль петербургской архитектурной школы в культуре столичных городов второй половины XIX века не выявлялась.

Таким публикациям по истории отечественной архитектуры, как труд Д.В. Айналова о «Киево-Софийский соборе»; «Исследование мозаической и фресковой живописи» М.В. Алпатова; «Этюды по истории русского искусства» Н.И. Брунова; «Очерки по истории архитектуры» и «Национальный стиль в архитектуре России» В.Г. Лисовского присуща фрагментарность. Она выражается в локальности (обособленности) художественной проблемы изучаемой мастером, применении искусствоведческого инструментария, оставляющего за рамками исследования социально-культурный контекст архитектуры. Процесс исследования творчества зодчих, замыкающийся на специфике архитектурного формообразования, дает результат, значимый только в масштабах одной личности. Процесс исторического развития национальной архитектуры второй половины XIX века не может быть представлен как сумма достижений русских архитекторов. Он имеет внутреннюю общность и идейную основу, выражающуюся в поисках национальной идентичности средствами архитектуры.

Интерес к осмыслению своеобразия национальной архитектуры в процессе ее исторического развития проявился в таких исследованиях, как «Должность Архитектурной Экспедиции» Д.Е. Аркина; «Архитектурные школы Петербурга в первой половине ХУШ века» Е.А. Борисовой; «Архитектурный класс Академии художеств во второй половине XIX века» С.С. Бронштейна; «Кремлевское

архитектурное училище - Дворцовое архитектурное училище: 1804 - 1866» Д.Г. Бориса [34]; «Московское дворцовое архитектурное училище и стилевые поиски в русской архитектуре второй трети XIX века» А.Е. Грица [75].

В них исследователями рассматриваются архитектурные памятники определенных стилеобразующих начал; атрибутируются ранее малоизученные постройки XVIII - XIX вв. Проблемы формирования традиций архитектурных школ, их реализация в творческом процессе архитектора, а также влияние школ подготовки профессиональных кадров на формирование социокультурного пространства русских городов второй половины XIX века в данных исследованиях не рассматривались.

Культурологический подход к исследованию данной проблемы может позволить раскрыть аспекты влияния традиций петербургской архитектурной школы на культурную динамику Москвы и Санкт-Петербурга второй половины XIX века. Инструментарий культурологии, обращенный к человеку и его деятельности, определяет направление исследования процесса формирования и трансляции традиций школ профессионального архитектурного мастерства. Интерпретация мира и человека в нём предусматривает, в том числе, и изучение механизмов взаимообусловленности социальных и культурных явлений исторической эпохи. Обращение к ценностным установкам человека второй половины XIX века позволяет рассмотреть проблему «традиций» и «новаций» в отечественной архитектуре этого периода.

Рабочая гипотеза заключается в том, что сформировавшиеся к средине XIX века русские архитектурные школы способствовали формированию культуры Москвы и Петербурга пореформенного периода. Санкт-Петербургская школа подготовки профессиональных архитекторов формировала идейно-ценностные установки общества второй половины XIX века. Об этом свидетельствуют исторические факты, относящиеся к архитектурно-строительному процессу эпохи и воспроизводству профессионалов-архитекторов. Формы реализации главенствующей художественной идеи школы и внедрение новых эстетических

идеалов эпохи рассматриваются с позиций трансляций традиций школы в культурном пространстве двух столичных городов.

Сложный исторический процесс формирования национальной русской архитектуры в послепетровский период обозначил Москву и Санкт-Петербург как два значимых центра подготовки архитекторских кадров. Развитие русской архитектуры после реформ 1861 года активно проявилось в культурных, промышленных, экономических центрах: Москве, Санкт-Петербурге и ряде других городов. Профессиональные русские зодчие являлись активными участниками культурных процессов второй половины XIX века, существенно трансформировали социокультурное пространство двух столиц.

Объектом диссертационного исследования является культурное пространство Москвы и Санкт-Петербурга второй половины XIX века.

Предмет исследования - Роль петербургской архитектурной школы в культуре Москвы и Санкт-Петербурга второй половины XIX века.

Цель диссертационного исследования: выявить аспекты влияния петербургской архитектурной школы на социокультурную динамику Москвы и Санкт-Петербурга второй половины XIX века.

Для достижения поставленной цели следует решить основные задачи:

- раскрыть содержание архитектурной деятельности в материальном, и художественном аспектах культуры;

- выявить культурно-историческую специфику петербургской архитектурной школы, изучив процесс формирования ее традиции;

- раскрыть содержание художественной идеи петербургской архитектурной школы;

- исследовать специфику архитектурной деятельности представителей петербургской школы зодчества в пространстве городов Москвы и Санкт-Петербурга второй половины XIX века;

- изучив многообразие форм деятельности архитекторов, определить значение представителей петербургской архитектурной школы в процессе

трансформации материального и художественного аспектов культуры столичных городов второй половины XIX века.

Источники диссертационной работы: архивные материалы, содержащие информацию по истории становления национальных архитектурных школ; документы сохранившихся и иконография исчезнувших памятников архитектуры; биографические данные архитекторов. Это документы из фондов Российского Государственного Исторического Архива (РГИА) фонд 835,оп1; оп2,оп3; Российского Государственного Архива Литературы и Искусства (РГАЛИ) фонды 674,596,1648,1701; Института Истории Материальной Культуры (ИИМК РАН) электронные версии публикаций; из фондов картографической коллекции Российской Национальной Библиотеки (РНБ); Отдела Рукописей и архива Государственного Русского Музея (ОР ГРМ) иконографические материалы гражданских построек Санкт-Петербурга 1850-1900; отдела картографии и отдела изображений Государственного Исторического Музея (ГИМ); Государственного Научно-исследовательского Института Архитектуры им. А.В. Щусева (ГНИИМА); Музея Санкт-Петербургского Архитектурно-Строительного Университета (СПб ГАСУ); Научно-исследовательского музея Российской Академии Художеств (НИМРАХ). Значительный пласт источников по теме диссертации составили профессиональная архитектурная периодика исследуемого периода, а также современные научно-исследовательские публикации.

Обращение к проблеме исследования потребовало изучения таких работ, как «Эволюция принципов формообразования и теоретическая мысль в отечественной архитектуре конца XIX - начала ХХ вв.» Е.Ю. Багиной [13]; «Русская архитектура второй половины XIX века» Е.А. Борисовой [35]; «Архитектурное творчество гражданских инженеров в Петербурге второй половины XIX - начала ХХ веков» А.В. Бадялова [15]; «К вопросу о классификации архитектурных направлений конца XIX - нач. XX века (методологический аспект)» В.С. Горюнова и М. П. Тубли [69].

Временные рамки исследования определяются второй половиной XIX в. Обусловленность хронологических границ исследования объясняется

организацией активного строительного процесса во второй половине XIX в. в России. К этому времени отечественные школы активно участвовали не только в подготовке профессиональных архитекторов, но и в организации архитектурного, градостроительного процессов. Это время отмечено не только объемами строительства, новыми типами зданий в городах, техническими и инженерными новшествами, но и многообразием художественных идей, формированием культуры нового типа.

Фаза исторического развития русской архитектуры с 1860 по 1890 гг. носит название эклектики. Терминология, заимствованная из философии, применяется в политологии, искусствоведении, истории архитектуры, и, соответственно, имеет различную трактовку в каждой из научных дисциплин. В данном исследовании «эклектика» применительно к архитектуре второй половины XIX в. не содержит отрицательного акцента, а всего лишь указывает на способ мышления в архитектуре.

Исторический отрезок развития русской архитектуры, являющейся частью культуры, с середины XIX в. вплоть до его конца отличается многообразием форм. При этом анализ большого количества архивных материалов, относящихся к организации архитектурно-строительного процесса в России второй половины XIX в., позволяет трактовать данный период не как упаднический или «эклектичный», но позволяющий выбирать один из множества способов мышления в архитектурном творчестве. Эклектика в русской архитектуре наиболее наглядно выявляет проблемное поле «опредмечивания» или «овеществления» традиции Санкт-Петербургской архитектурной школы.

Очевидно, что рассуждать о влиянии традиций, к которым относили себя архитекторы, следует на примерах городского строительства Москвы и Петербурга второй половины XIX в., поскольку именно в этот период происходили важнейшие трансформации городских пространств и формировался новый тип социальной и культурной жизни.

Географические границы исследования определены двумя столичными городами (Москва и Санкт-Петербург второй половины XIX в.). Научный

интерес вызывают различные типы застройки городов: изначально центрическая градоформирующая система Москвы и открытая лучевая структура Санкт-Петербурга. Наблюдаются характерные различия в способах организации пространства внутри них. Так, история градостроительства Москвы, начавшись с географического закрепленного центра, которым являлся Кремль, всегда стремилась к сохранению центростремительных сил. В период с 1850 по 1890-е гг. Москва, хотя и превращалась в крупный промышленный и транспортный узел, но с трудом преодолевала «концентричность» градостроительной идеи своего устройства. Петербург же, напротив, с момента возникновения и на протяжении всего своего развития реализовывал концепцию «направленного развития городских территорий». Организация города вдоль нескольких осей позволила градостроителям даже в пореформенный период бурного промышленного строительства осваивать территории, изначально предусмотренные для роста города.

Конкретные формы реализации архитектурных объектов в Москве и Санкт-Петербурге второй половины XIX века были обусловлены рядом причин: ценностными ориентирами эпохи, социокультурными изменениями пореформенной России, экономическими и политическими факторами, а также личностными качествами архитекторов. Значительную роль в репрезентации архитектурной формы в проектах мастеров играли принадлежность зодчего к профессиональным институтам - школам мастерства, в которых постигался язык архитектуры. Под школой понимаем явление культуры, складывающееся в определённый исторический период, характеризующееся значимостью художественной идеи в сознании эпохи и общностью художественной парадигмы представителей школы. Важнейшей отличительной чертой архитектурной школы является сохранение и трансляция уникальных традиций, характерных для неё.

Исследование культурных процессов, инспирированных представителями Санкт-Петербургской архитектурной школы, в культурном пространстве двух столичных городов объясняется ещё и тем фактом, что по количеству подготовленных профессиональных архитекторов Императорская Академия

Художеств опережала подобные учебные заведения Москвы. Академия выполняла контролирующую функцию в процессе распределения государственных заказов на проектирование и строительство. Поэтому значительное количество реализованных проектов в пространстве двух городов -Москвы и Санкт-Петербурга - было выполнено именно представителями петербургской архитектурной школы.

Пространственные границы исследования обусловлены многообразием форм архитектурной деятельности, формирующей общее культурное пространство двух столичных городов. Это то пространство, в котором архитекторы, осуществляя социальные заказы, формировали новую профессиональную культуру. Она проявлялась не только в стандартизации норм и правил проектирования, но и в становлении процесса и архитектурной рефлексии. Появление научных текстов касающихся вопросов отечественной архитектуры в профессиональной архитектурной периодике Москвы и Санкт-Петербурга второй половины XIX века указывает на синхронность социокультурных процессов двух крупных городов. Трансформация смыслов человеческого существования и формирование новых художественных идей городских сообществ Москвы и Санкт-Петербурга имели общую специфику.

Методы в диссертации на разных этапах исследования дополняют друга. Их можно сгруппировать, опираясь на задачи исследования.

Описание и систематизация применялись на начальном этапе исследования с целью упорядочить явления культуры, инспирированные представителями петербургской архитектурной школы в культурном пространстве Москвы и Санкт-Петербурга второй половины XIX века, выявить исторический контекст построек, изучить процесс формирования традиций школы.

С помощью сравнительно-исторического метода исследовались выявленные артефакты, раскрывающих содержание архитектурной деятельности представителей школы, были сопоставлены процессы художественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга второй половины XIX века, при этом выявлена их специфика, анализировались принципы градостроительства двух городов.

Статистический метод, представленный в виде диаграмм и схем, применялся в процессе математической обработки количества архитектурных проектов, реализованных представителями петербургской архитектурной школы в пространстве двух городов.

В рамках историко-типологического метода был произведен анализ архитектурных программ представителей школы, сопоставлена иконография значимых архитектурных проектов Москвы и Санкт-Петербурга второй половины XIX века, а так же выявлены принципы организации архитектурной композиции в постройках мастеров этого периода.

Научная новизна диссертации репрезентируется следующими позициями:

1) Расширены границы понятия «архитектурная школа». При этом актуализированы такие сущностные ее признаки, как «доминирующая художественная идея школы», сохранение и трансляция уникальных традиций;

2) Обозначена специфика петербургской архитектурной школы как социокультурного института и выявлен механизм формирования ее традиций;

3) Впервые исследованы социокультурные процессы двух столичных городов второй половины XIX века в аспекте профессиональной деятельности группы зодчих, в процессе которой были актуализированы традиции петербургской архитектурной школы;

4) В процессе исследования культурно-исторического контекста Москвы и Санкт-Петербурга второй половины XIX века петербургская архитектурная школа позиционирована как субъект культуры, представленный профессиональной группой;

5) Выявлены аспекты влияния культурного агента, каким являлась петербургская архитектурная школа, на культурную динамику столичных городов второй половины XIX века, показана ее роль в формирование художественного сознания эпохи.

Практическая значимость результатов работы заключается в том, что основные ее положения могут дать новые основания для переосмысления истории русской культуры. Рассмотрение традиций архитектурной школы как

фактора, влияющего на художественное сознание эпохи, значительно расширяет исследовательское поле архитектуроведения. Выявленные механизмы влияния архитектурных школ на культурную динамику эпохи дополняют учебные курсы по истории отечественной архитектуры. Достигнутые результаты исследования могут быть использованы в процессе подготовки курсовых и дипломных работ по теории и практике градостроительства.

На защиту выносятся следующие положения:

- Архитектурная деятельность есть деятельность, формирующая материальный и художественный аспекты культуры. В поле профессиональной реализации архитектурная деятельность многообразна. В процессе деятельности архитектора опредмечивается метод профессионального архитектурного мышления, сформированный школой. Приверженность петербургских архитекторов художественной идее школы проявлялась в формировании средствами архитектуры не только окружающей человека материальной среды, но и в трансляции эстетических ориентиров, созвучных историческому времени. В этой связи форма архитектурных объектов выступает своеобразным кодом, в котором заключены не только функциональное предназначение здания, но и ценности эпохи.

- Формирование традиций петербургской архитектурной школы происходило под влиянием внутренних (наличие основной художественной идеи школы, последовательный метод становления профессионального архитектурного мышления, качество и содержание учебных курсов и дисциплин) и внешних (востребованность выпускников школы в процессе реализации государственного архитектурного заказа) факторов.

- Главная художественная идея петербургской архитектурной школы второй половины XIX века - формирование национальной архитектуры, созвучной историческому времени, позволяющей по-новому осмыслить предназначение человека. Политический дискурс и профессиональная архитектурная рефлексия эпохи определили содержательные основы творчества представителей школы. Метод изучения классического образца в рамках школы

признавал разнообразие культур. Этим объясняется обращение зодчих к национальным архитектурных формам (греческая, итальянская, немецкая) в процессе формирования самобытной русской архитектуры. Реализация идейных основ петербургской архитектурной школы обеспечивалась государственной задачей репрезентировать Россию второй половины XIX века на уровне мировых держав в области архитектуры;

- Специфика архитектурной деятельности представителей петербургской школы зодчества в пространстве городов Москвы и Санкт-Петербурга второй половины XIX века заключается в характерных принципах ее реализации. Приоритетом для зодчих являлись новационные по характеру, но различающие по задачам градостроительные решения двух столиц. При непосредственном участии представителей школы была расширена типология гражданских сооружений Москвы и Санкт-Петербурга второй половины XIX века. Появились вокзалы, пассажи, городские управы. В проектах, предусматривающих трансформацию городских территорий, проявлялось стремление представителей школы к масштабному профессиональному мышлению. Отличительным признаком профессионального мастерства зодчих северной столицы выступает симфоничность архитектурного мышления, обязательный учёт контекста, в котором осуществляласься постройка. Стремление к архитектурному ансамблю -устойчивый принцип архитектурного проектирования представителей школы. Город мыслился зодчими как живой организм. Ориентируясь на гуманистическую составляющую архитектуры, они включали парки и сады в городские столичные территории. Представители петербургской архитектурной школы получали и исполняли все проекты, связанные с репрезентацией императорского дома, государства: храмы, монументы, театры, институты, вокзалы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ильина, Елена Валерьевна, 2016 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Авдеев, А. А. Внешнее состояние развалин Херсонеса и проекты для постройки храма в память крещения Св. Владимира / А. А. Авдеев // Архитектурный вестник. - 1859. - № 3. - С. 213-214.

2. Айналов, Д. В. К вопросу о строительной деятельности св. Владимира / Д. В. Айналов // Сборник в память святого и равноапостольного князя Владимира. - Петроград, 1917. - С. 21-39.

3. Айналов, Д. В. Киево-Софийский собор. Исследование мозаической и фресковой живописи / Д. В. Айналов, Е. Редин. - СПб. : тип. Имп. Акад наук, 1889. - 157 с.

4. Александренков, Э. Г. Диффузионизм в зарубежной западной этнографии / Э. Г. Александренков // Концепции зарубежной этнологии: Крит, этюды. -М. : Наука, 1976. - С. 26-67.

5. Алексеев, Г. И. Деятельность института до Великой Октябрьской социалистической революции (1832 - 1917) / Г. И. Алексеев, В. И. Пилявский // Ленинградский инженерно-строительный институт (1832 - 1932). - Л., 1982. -С. 10-12.

6. Алпатов, М. В. Этюды по истории русского искусства. В 2 т. Т 1 / М. В. Алпатов. - М. : Искусство, 1967. - С. 216.

7. Алпатов, М. В. Этюды по истории русского искусства В 2 т. Т. 1 / М. В. Алпатов. - М. : Искусство, 1967. - С. 238.

8. Андреева, Е. М. Музей «антиков» императорской академии художеств. История собрания и его роль в развитии системы художественного образования в России во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 / Андреева Екатерина Михайловна. - СПб., 2006. - 32 с.

9. Аркин, Д. Е. Должность Архитектурной Экспедиции: Трактат-кодекс 1737 - 1740-х гг. / Д. Е. Аркин // Архитектурный архив. - 1946. - Вып. № 1. -С. 7-100.

10. Арнхейм, Р. Динамика архитектурных форм / Р. Арнхейм. - М. : Стройиздат, 1984. - 192 с.

11. Устав Петербургского общества архитекторов // Архитектурный вестник. - Спб., 1860. - № I. - С. 62-63, 95.

12. Ахиезер, А. С. Философские основы социокультурной теории и методологии / А. С. Ахиезер // Вопросы философии. - 2000. - № 9. - С. 29-45.

13. Багина, Е. Ю. Эволюция принципов формообразования и теоретическая мысль в отечественной архитектуре конца XIX - начала ХХ вв. : дис. ... канд. архитектуры : 18.00.01 / Багина Е. Ю. - М., 1986. - Т. 1. - 185 с.

14. Бадялов, А. В. Архитектурная школа Института гражданских инженеров /А. В. Бадялов. - Л. : Ленингр. орг. об-ва «Знание» РСФСР, 1983. - 16 с.

15. Бадялов, А. В. Архитектурное творчество гражданских инженеров в Петербурге второй половины XIX - начала ХХ вв. : автореф. дис. ... канд. архитектуры : 18.00.01 / Бадялов А. В. - Л., 1986. - С. 8.

16. Баньковская, С. П. Роберт Парк / С. П. Баньковская // Современная американская социология / под ред. В. И. Добренькова. - М. : Изд-во Московского университета, 1994. - С. 3-49.

17. Барановский, Г. В. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища) 1842 - 1892 гг. / Г. В. Барановский.- СПб. : Изд-во Ин-та гражд. инженеров, 1892. - 400 с.

18. Барановский, Г. В. Морской собор в Кронштадте. Проект гражданского инженера Вас. А. Косякова / Г. В. Барановский // Известия Общества гражданских инженеров. - СПб., 1903.- № 1-2. - С. 117-124.

19. Барановский, Г. В. Судьбы русского строительного законодательства (К вопросу о пересмотре Устава строительного) / Г. В. Барановский // Зодчий. -СПб., 1916. - № 8. - С. 78-82.

20. Басс, В. Г. Петербургская неоклассика 1900 - 1910-х гг. Архитектурные конкурсы: зодчий, цех, город / В. Г. Басс. - СПб. : ИПК «НП-Принт», 2005. -84 с. : ил.

21. Басс, В. Г. Актуализация архитектурной классики в петербургской конкурсной практике 1900 - 1910-х гг. : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 / Басс Вадим Григорьевич. - СПб., 2007. - 341 с.

22. Бартенев, И. А. Форма и конструкция в архитектуре / И. А. Бартенев. -Л. : Стройиздат, 1958. - 263 с.

23. Бартенев, И. А. Конструкции русской архитектуры XVIII - XIX вв. : учеб. пособие / И. А. Бартенев. - Л. : Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, 1982. - 78 с.

24. Бартенев, И. А. Очерки истории архитектурных стилей /И. А. Бартенев, В. Н. Батажкова. - М. : Изобразительное искусство, 1983. - 384 с.

25. 225 лет Академии художеств СССР : каталог выставки. В 2 т. / Министерство культуры СССР, Академия художеств СССР, Союз художников СССР; авт. вступит. ст. П. М. Сысоев. - 2-е изд., испр. и доп.- Москва : Изобразительное искусство, 1985. - Т. 1 : 1757-1917 / сост. И. А. Бартенев. -985 - 599 с. : ил. - Библиогр. : с. 592 - 596.

26. Бархин, Б. Г. Методика архитектурного проектирования : учеб.-метод. пособие / Б. Г. Бархин. - 3-е изд. - М. : Стройиздат, 1993. - 438 с.

27. Бархин, М. Г. Город 1945 - 1970: практика, проекты, теория / М. Г. Бархин. - М. : Стройиздат, 1974. - 207 с. : ил.

28. Бархин, М. Г. Город. Структура и композиция / М. Г. Бархин ; АН СССР, ВНИИ искусствознания СССР. - М. : Наука, 1986. - 264с. : ил.

29. Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества / Г. С. Батищев. -СПб. : Изд-во РГИ, 1997. - 463 с.

30. Беляева, Е. Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия / Е. Л. Беляева. - М. : Стройиздаг, 1977. - 125 с.

31. Бернгард, В. Р. Гражданская архитектура / В. Р. Бернгард. - СПб. : Изд-во студенческой библиотеки, 1903. - 204 с.

32. Библер, В. С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М. : Политиздат, 1990. - 181с.

33. Богданова, О. В. История создания училища гражданских инженеров / О. В. Богданова // Вестник Том.гос.ун-та. - 2009. - № 236. - С.73-75.

34. Борис, Д. Г. Кремлевское архитектурное училище - Дворцовое архитектурное училище: 1804 - 1866 / Д. Г. Борис, Л. И. Иванова-Веэн // Архитектурные школы Москвы: Исторические данные. 1749 - 1995. - Сб. 1. -М. : Изд-во МОЛ СЛ России, 1995. - С. 24-32.

35. Борисова, Е. А. Русская архитектура конца XIX - начала XX вв. / Е. А. Борисова, Т. П. Каждан. - М., 1971. - 239 с.

36. Борисова, Е. А. Архитектурные школы Петербурга в первой половине ХУШ века : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Борисова Е. А. - М., 1964. - 17 с.

37. Борисова, Е. А. Русская архитектура второй половины XIX века : автореф. дис. ... д-ра архитектуры : 18.00.01 / Борисова Е. А. - М., 1986. - 47 с.

38. Бронштейн, С. С. Архитектурный класс Академии художеств во второй половине XIX в. / С. С. Бронштейн // Вопросы художественного образования. -Л., 1975. - Вып. IX. - С. 73-84.

39. Брунов, Н. И. Оригинал и подражание / Н. И. Брунов // Архитектура СССР. - 1940. - № 9. - С. 53-61.

40. Брунов, Н. И. Очерки по истории архитектуры. В 2 т. Т. 1 / Н. И. Бру-нов. - М. : Центрполиграф, 2003. - 507с.

41. Брунов, Н. И. Очерки по истории архитектуры. В. 2 т. Т. 2 / Н. И. Брунов. - М. : Центрполиграф, 2003. - 540с.

42. Буассье, Г. Археологическая прогулка по Риму / Г. Буассье. - М., Изд-во им. Сабашниковых, 1915. - 352 с.

43. Будылина, М. В. Архитектурное образование в Каменном приказе (1775 - 1782) / М. В. Будылина // Архитектурное наследство. - 1969. - № 15. -С. 111-120.

44. Бурдье, П. Социальное пространство: поля и практики / П. Бурдье ; пер. с франц. ; отв. ред. перевода, сост. и послесл. Н. А. Шматко. - СПб. : Алетейя, 2005. - 576 с.

45. Бурдье, П. Социология социального пространства / П. Буардье ; пер. с франц., общ. ред. Н. А. Шматко. - СПб. : Алетейя, 2007. - 288 с.

46. Ванеян, С. С. Архитектура и иконография. Архитектурный символизм в зеркале классической методологии : автореф. дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.04 / Ванеян С. С. - М., 2007. - 48 с.

47. Вебер, М. Избранное. Образ Общества / М. Вебер. - М. : Юрист, 1994. -

704 с.

48. Вельфлин, Г. Римские триумфальные арки / Г. Вельфин // История архитектуры в избранных отрывках / сост. М. Алпатов, Д. Аркин, Н. Брунов. -М. : Наука, 1935. - С. 120-136.

49. Веселовский, Н. И. Руководство по архитектуре византийских храмов / Н. И. Веселовский // История Императорского Русского Археологического общества за первое пятидесятилетие его существования. 1846 - 1896. - СПб. : Типография главного Управления Уделов, 1900. - С. 151-152.

50. Веретенников, Д. Б. Понятие планировочной структуры города. Структурные компоненты и их планировочное воплощение / Д. Б. Веретенников // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. - 2014. - Вып. № 3 (16). -С. 6-10.

51. Володин, П. А. Объективные основы становления социалистического архитектурного стиля / П. А. Володин // Архитектура СССР. - 1959. - № 5. -С. 45-48.

52. Вопросы теории архитектуры. Сб. 1 / Акад. архитектуры СССР. Ин-т истории и теории архитектуры ; под ред. Н. Былинкина и Г. Минервина. - М. : Госстройиздат, 1955. - 136 с.

53. Воронин, Н. И Архитектурный памятник как исторический источник / Н. Н. Воронин // Советская археология. - 1954. - № 19.- С.41-76.

54. Габричевский, А. Г. Теория и история архитектуры: Избранные сочинения / под ред. А. А. Пучкова. - Киев : Самватас, 1993. - 256 с.

55. Гавричков, А. А. Рисунок в процессе архитектурного проектирования : автореф. дис. ... канд. архитектуры : 18.00.01 / Гавричков Алексей Алексеевич. -Л., 1970. - 27 с.

56. Гавричков, А. А. Обучение графическому искусству студентов-архитекторов в Академии художеств во второй половине XIX - начале XX вв. / А. А. Гавричков // Проблемы синтеза искусств и архитектуры. - Л., 1985. -Вып. 20. - С. 24.

57. Гавричков, А. А. Рисунок в стадии подачи проектного предложения / А. А. Гавричков // Проблемы синтеза искусств и архитектуры. - Л., 1984. -Вып. X. - С. 46.

58. Гаврюшин, Н. К. Эрос пространственности: А. Г. Габричевский и русская эстетика 1920-х гг. / Н. К. Гаврюшин // Вопросы философии. - 1994. -№ 3.

59. Гагарин, Г. Г. Родник Русского искусства. Посвящается строителям русских церквей / Г.Г. Гагарин // Зодчий. - СПб., 1893. - № 2. - С. 11-12.

60. Гаряев, Р. О своем ремесле, проблемах и путях повышения эффективности архитектурной науки / Р. Гаряев // Газ. «Архитектура». - 1985. - № 7.

61. Гвишиани, Д. М. Философия, культура и научно-технический прогресс / Д. М. Гвишиани // Вопросы философии. - 1983. - № 7. - С. 59-71.

62. Гинзбург, М. Я. Вопросы тектоники и современная архитектура / М. Я. Гинзбург // Архитектура СССР. - 1945. - № 9. - С. 26-31.

63. Гинзбург, М. Я. Стиль и эпоха / М. Я. Гинзбург. - М. : Госиздат, 1924. -

238 с.

64. Гинзбург, М. Я. Новые методы архитектурного мышления / М. Я. Гинзбург // Современная архитектура. - М., 1926. - № 1. - С. 1-4.

65. Глазычев, В. Л. Включение художественной деятельности в систему проектирования / В. Л. Глазычев // Искусство и научно-технический прогресс. -М., 1973. - С. 252-280.

66. Глазычев, В. Л. Научно-технический прогресс и профессиональное мышление архитектора / В. Л. Глазычев // Творческий процесс архитектора и инженера в условиях научно-технического прогресса. - М., 1972. - С. 6-8.

67. Глазычев, В. Л. Организация архитектурного проектирования / В. Л. Глазычев // ЦНИИ теории и истории архитектуры. - М. : Стройиздат, 1977. -170 с.

68. Гоголь, Н. В. Об архитектуре нынешнего времени. В 14 т. Т. 8 / Н. В. Гоголь. - М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1937. - 1952. - С. 56-75.

69. Горюнов, В. С. К вопросу о классификации архитектурных направлений конца XIX - нач. XX века (методологический аспект) / В.С. Горюнов, М. П. Тубли // Архитектура Петербурга: Материалы исследований. - СПб. : Ингрия, 1992. - С. 56-62.

70. Горюнов, В. С. «Византийское возрождение» в Петербурге / В.С. Горюнов, Е. Г. Бакусова // 100 лет петербургскому модерну : материалы науч. конф. - СПб., 2000. - С. 98-106.

71. Гримм, Г. Г. Архитектурный класс Академии художеств в первой половине XIX в. / Г. Г. Гримм // Вопросы художественного образования. - Л., 1973. - Вып. VII. - С. 70-83.

72. Гримм, Д. И. Проект храма в память крещения св. Владимира в Херсонесе Таврическом / Д. И. Гримм // Архитектурный вестник. - СПб., 1860. -№ 4. - С. 345.

73. Гримм, Д. И. Памятники христианской архитектуры в Грузии и Армении / Д. И. Гримм. - СПб., 1866. - С. 1. : ил.

74. Гримм, Д. И. Биографический очерк / Д. И. Гримм // Зодчий. - СПб., 1898. - № 11. - С. 81-85.

75. Гриц, А. Е. Московское дворцовое архитектурное училище и стилевые поиски в русской архитектуре второй трети XIX века : дис. ... канд. искусствоведения : 18.00.01 / Гриц Алексей Евгеньевич. - М., 2004. - 364 с. -Библиогр. : С. 244-263.

76. Грязнова, Н. В. Идеи политического порядка в образе русского города. Переломы эпох / Н. В. Грязнова. - М. : КомКнига, 2005. - С. 259-277.

77. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / отв. ред. О. А. Платонов. -2-е изд. - М. : Институт русской цивилизации, Благословение, 2011. - 816 с.

78. Даль, Л. В. Исторические исследования памятников русского зодчества / Л. В. Даль // Зодчий. - СПб., 1872. - № 2. - С. 9-11.

79. Даль, Л. В. Строительная деятельность Москвы // Л. В. Даль // Зодчий. -СПб., 1876. - № 4.- С. 39-40.

80. Должность архитектурной экспедиции // Архитектурный архив. - М., Издательство Академии архитектуры СССР, 1946. - Вып. 1. - С.21-98.

81. Дугин, А. Г. Социум как пространственное явление: структурная социология [Электронный ресурс] / А. Г. Дугин. - URL: http://www. konservatizm. Org / konservatizm/sociology/190309071522.xhtml (дата обращения: 25.07.2012).

82. Евсина, Н. А. Архитектурная теория в России второй половины XVIII -начала XIX века [Текст] / отв. ред. Г. Ю. Стернин. - М. : Наука, 1985. - 254 с. : ил.

83. Евреинов, Ю. Н. Системы архитектурных наук: структура, проблемы, тенденции развития / Ю. Н. Евреинов // Методологические проблемы теории архитектуры. - Киев: Киев ЗНИИЭП, 1981. - С. 4-14.

84. Заварихин, С. П. История и теория архитектурной критики : учеб. пособие / С. П. Заварихин. - Л. : ЛИСИ, 1986. - 89 с.

85. Заварихин, С. П. Русская архитектурная критика (середина XIX - начало XX вв.) / С. П. Заварихин. - Л. : ЛГУ, 1989. - 221 с.

86. Записка членов Московского архитектурного общества о лучшем способе мощения улиц Москвы. - М., 1870. - 51 с. : 1 л. ил.

87. Юбилейная книга Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета: 1832 - 2002 / под общ. ред. С. П. Заварихина. - СПб. : Арт-принт, 2002. - 384 с. : ил.

88. Заварихин, С. П. Вербальный уровень архитектурного процесса в России X - начала XX вв. / С. П. Заварихин // Архитектура мира. - М., 1997. - Вып. 6. -С. 57-61.

89. Залесов, В. Г. Российское архитектурно-строительное образование в XIX - начале XX вв. / В. Г. Залесов // Вестник ТГАСУ. - Томск, 2010. - № 2. -С. 24-34.

90. Запесоцкий, А. С. Вячеслав Степин и его теория культуры / А. С. Запесоцкий // Философия и культура. - М., 2011. - № 4. - С 8-23.

91. Зедльмайр, Г. Первая архитектурная система средневековья / Г. Зедльмайр // История архитектуры в избранных отрывках / сост. М. Алпатов, Д. Аркин, Н. Брунов. - М. : Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1935. -189 с.

92. Зиммель, Г. Философия денег (фрагмент) / Г.Зиммель // Теория общества : сборник / пер. с нем., англ. - М. : КАНОН-пресс-Ц, 1999. - 416 с.

93. Зиммель, Г. Как возможно общество? / Г. Зиммель // Социологический журнал. - М., 1992. - № 2. - С. 102-114.

94. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (18301917 гг.) : биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А. В.Щусева и др. - М., 1998. - 320 с. : ил.

95. Зубов, В. П. Архитектурная теория Альберти / В. П. Зубов // Леон Баттиста Альберти. - М. : Наука, 1977. - 191 с.

96. Зубов, В. П. Архитектор в эпоху средневековья. Оценка его труда и его положения в обществе / В. П. Зубов // Советское искусствознание. - М. : Советский художник, 1985. - Вып. 19. - С.294-323.

97. Иванова, Е. Б. Давид Гримм / Е. Б. Иванова // Зодчие Санкт-Петербурга, XIX - нач. XX вв. - СПб., 1998. - С. 433-446.

98. Иванова, Е. Б. Вклад семьи Гримм в историю русской архитектуры / Е. Б. Иванова // Немцы в России: Петербургские немцы. - СПб., 1999. - С. 360-366.

99. Иванова-Веэн, Л. И. Русские деревянные мосты / Л. И. Иванова-Веэн // Памятники науки и техники. 1982 - 1983. - М., 1984. - С. 53-73.

100. Борисова, Е. А. Русская архитектура второй половины XIX века : автореф. дис. ... д-ра архитектуры : 18.00.01 / Борисова Е. А. - М., 1986. - 47 с.

101. Иванова-Веэн, Л. И. Московская архитектурная школа. Этапы развития /Л. И. Иванова-Веэн // Архитектурные школы Москвы. Исторические данные. 1749-1995. - М. : А-Фонд, 1995. - 359 с.

102. 250 лет московской архитектурной школы. Учебные работы и проекты. 1749 - 1999 / авт.-сост. Л. И. Иванова-Веэн. - М. : А-Фонд, 2000. - 263 с. ; ил.

103. Иконников, А. В. Архитектурная наука и проблема ее развития / А. В. Иконников // Архитектура СССР. - 1973. - № 9. - С. 39-41.

104. Иконников, А. В. Функция, форма, образ в архитектуре / А. В. Иконников. - М. : Стройиздат, 1986. - 288 с. ; ил.

105. Иконников, А. В. Историзм в архитектуре / А. В. Иконников. - М. : Стройиздат, 1997. - 560 с.

106. Исаченко, В. Г. Братья Косяковы / В. Г. Исаченко // Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века. - СПб., 1998. - С. 647-665.

107. Историческая записка о 30-летии деятельности Московского архитектурного общества. - М., 1897.

108. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. - СПб. : Петрополис, 1996. - 415 с.

109. Каждан, Т. П. Архитектура и архитектурная жизнь Москвы конца

XIX - начала ХХ века / Т. П. Каждан // Русская культура конца XIX - начала XX века (1895-1907). Изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство. - М., 1969. - Кн. 2. - 291 с.

110. Архитекторы - строители Санкт-Петербурга середины XIX - начала

XX века : справ. / ред. Б. М. Кириков.- СПб. : Пилигрим, 1996. - 397с.

111. Каплун, А. И. Стиль и архитектура / А. И. Каплун. - М. : Стройиздат, 1985. - 187 с.

112. Кириков, Б. М. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга / Б. М. Кириков. - 2-е изд. - СПб. : Коло, 2007. - 384 с.

113. Кириков, Б. М. Архитектура Санкт-Петербурга конца XIX - начала XX века / Б. М. Кириков. - СПб. : Коло, 2006. -447 с.

114. Кириллов, В. В. Архитектура «северного модерна» / В. В. Кириллов. -М. : Либроком, 2011. - 160 с.

115. Кириллов, В. В. Архитектура Москвы на путях европеизации /

B. В. Кириллов. - М. : Эдиториал УРСС, 2000. - 120 с.

116. Киричеко, Е. И. Типы градостроительного творчества в российском городе. Кн. 2 // Градостроительство России середины XIX - начала XX века. НИИТАГ / под ред. Е. И. Кириченко. - СПб. : Прогресс-Традиция, 2001. - С. 557.

117. Кириченко, Е. И. Москва. Памятники архитектуры 1830 - 1910 гг. / Е. И. Кириченко. - М. : Искусство, 1977. - 378 с.

118. Кириченко, Е. И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII - начала XX века / Е. И. Кириченко. - М. : Галарт, 1997. - 432 с.

119. Кириченко, Е. И. Архитектурные теории XIX века в России / Е. И. Кириченко. - М. : Искусство, 1986. - 344 с. ; ил.

120. Кириченко, Е. И. Проблемы развития русской архитектуры середины XIX - начала XX века : дис. ... д-ра искусствоведения : 18.00.01 / Кириченко Евгения Ивановна. - М., 1998. - 61 с.

121. Кириченко, Е. И. Модерн. К вопросу об истоках и типологии / Е. И. Кириченко // Советское искусствознание. - 1978. - Вып. I. - М., 1979. -

C. 251.

122. Кишкинова, Е. М. Византийская традиция в храмовом зодчестве юга Российской империи второй половины XIX - начала XX в. / Е. М. Кишкинова, Р. А. Субботниа // Вестник РГНФ. - М., 2002. - № 4. - С. 128-130.

123. Комитет по градостроительству и архитектуре. Три века истории / сост. И. А. Бондаренко. - СПб., 2006. - 113 с.

124. Кондаков, Н. П. Древняя архитектура Грузии / Н. П. Кондаков. - М., 1876. -24 с.

125. Кондаков, Н. П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине / Н. П. Кондаков. - СПб., 1904. - 280 с. ; ил.

126. Кондаков, С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии Художеств (1764-1914 гг.). Ч. 1 / С. Н. Кондаков. - СПб., 1915. - 454 с.

127. Философская энциклопедия. В 5 т. Т. 1 / глав. ред. Ф. В. Константинов. -М. : Советская энциклопедия, 1960. - 504 с.

128. Философская энциклопедия: В 5 т. Т. 5 / глав. ред. Ф. В. Константинов. -М. : Советская энциклопедия, 1970. - 740 с.

129. Корелин, М. С. Искусство и действительность / М. С. Корелин // Русская мысль. - Спб., 1889. - Год десятый, кн. IV. - С. 62-73.

130. Комарова, И. И. Архитектурные общества в России XIX - начала XX вв. // Архитектура СССР. - 1985. - № 5. - С. 108-110.

131. Кутейникова, Н. С. В. А. Косяков - выдающийся храмостроитель России рубежа XIX - XX столетий / Н. С. Кутейникова // Морской собор в Кронштадте. - М., 1998. - С. 127-153.

132. Красовский, А. К. Гражданская архитектура: части зданий / А. К. Красовский. - СПб., 1851. - 581 с.

133. Краткий исторический очерк развития и деятельности ведомства путей сообщения за сто лет его существования (1798-1898) / Мин. Путей Сообщения. -СПб., 1898. - 221 с.

134. Крашенинников, А. Ф. Образование и профессиональные знания российских зодчих в XVII - XIX веках / А. Ф. Крашенинников, А. В. Рогачев // Зодчие Москвы времени эклектики, модерна, неоклассицизма (1830-е -1917 годы). - М., 1998. - С. 297.

135. Архитекторы Российской империи с начала ХУШ века до 1917 года : биогр. слов. / сост. А. Ф. Крашенинников. - М. : Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева, 2007. - Т. I «А». -С. 16-288 с.

137. Кривов, А. С. Архитектура и технология. По пути создания единой проектно-строительной системы / А. С. Кривов // Строительство и архитектура Ленинграда. - 1978. - № 12. - С. 29-32.

137. Кривов, А. С. Город и градостроительное проектирование /

A. С. Кривов // Архитектура СССР. - 1985. - № 6. - С. 23-36.

138. Курбатов, В. Я. О русском стиле для современных построек /

B. Я. Курбатов // Зодчий. - 1910. - № 30. - С. 311.

139. Курбатов, Ю. И. Петроград. Ленинград. Санкт-Петербург. Архитектурно-градостроительные уроки / Ю. И. Курбатов. - СПб. : Искусство-СПб, 2009. - 278 с.

140. Курбатов, Ю. И. Роль и взаимодействие субъективного и объективных факторов в творческом процессе архитектора / Ю. И. Курбатов // Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Тематический сборник научных трудов ин-та им. И. Е. Репина. - Л., 1975. - Вып. V. - с. 9-22.

141. Курбатов, Ю. И. Визуальные связи пространства и конструкции / Ю. И. Курбатов // Строительство и архитектура Ленинграда. - Л., 1976. - № 6. -

C. 34-37.

142. Лангваген, Я. В. Обзор деятельности Петербургского общества архитекторов / Я. В. Лангваген // Зодчий. - Спб., 1872. - № 2. - С. 17.

143. Лангваген, Я. В. Восьмидесятилетие профессора архитектуры Н. Л. Бенуа / Я. В. Лангваген // Зодчий. - Спб., 1893. - № 7. - С. 49-51.

144. Лапин, Н. И. Пути России: социокультурные трансформации / Н. И. Лапин. - М., 2000 - 283 с.

145. Лихачев, Д. С. Экология культуры / Д. С. Лихачев // Избранные труды по русской и мировой культуре. - М., 1996. - С. 334.

146. Лисовский, В. Г. Архитектура Петербурга. Три века истории / В. Г. Лисовский. - СПб. : Славия, 2004. -417 с.

147. Лисовский, В. Г. Леонтий Бенуа и петербургская школа художников-архитекторов / В. Г. Лисовский. - СПб., Изд. дом «Коло», 2006. - 14 с.

148. Лейбошиц, Н. Я. Материалы к истории планировки Петербурга впервой половине XIX века / Н. Я. Лейбошиц, В. И. Пилявский // Архитектурное наследство. - М., 1955. - Вып. 7. - С. 39-66.

149. Лапин, Н. И. Проблема социокультурной трансформации / Н. И. Лапин // Вопросы философии. - 2000. - № 6. - С. 3-18.

150. Лебедева, С. О. Город как социокультурное пространство / С. О. Лебедева // Известия ВолгГТУ. - 2000. - № 1 - С. 29-32.

151. Лотман, Ю. М. Семиосфера: культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки / Ю. М. Лотман. - СПб. : Искусство, 2000. - 704 с.

152. Лисовский, В. Г. Академия художеств. Историко-искусствоведческий очерк / В. Г. Лисовский. - Л. : Лениздат, 1982. - 224 с.

153. Легран, А. Ландшафтный живописец / А. Легран. - М., 1820. - 80 с. ; ил.

154. Лисовский, В. Г. «Национальный стиль» в архитектуре России /

B. Г. Лисовский. - М., 2000. - С. 181-186.

155. Лукомский, Г. К. Современный Петербург. Очерк исторического возникновения и развития классического строительства. 1900 - 1915 / Г. К. Лукомский. - СПб. : Свободное искусство, 1917. -65 с. ; ил.

156. Максимова, А. В. Преподавание рисунка в педагогической системе Академии художеств XVIII в. / А. В. Максимова. - Л., 1979. - 154 с.

157. Малиновский, Б. Функциональный анализ / Б. Малиновский // Антология исследований культуры. - СПб. : Университетская книга, 1997. -

C. 681-702.

158. Малиновский, Б. Научная теория культуры / Б. Малиновский ; пер. с англ. И. В. Утехин. - 2-е изд., испр. - М. : ОГИ, 2005. - 184 с.

159. Материалы к истории 25-летней деятельности С.-Петербургского общества архитекторов / сост. А. П. Максимов. - СПб., 1895. - 171 с.

160. Маркузон, В. Метафора и сравнение в архитектуре / В. Маркузон // Архитектура СССР. - 1939. - № 5. - С. 57-59.

161. Марков, Н. Ф. Исследования систем отображения пространства в архитектурной графике: некоторые вопросы истории, теории и практики изображений архитектуры : автореф. дис. ... канд. архитектуры / Н. Ф. Марков. -Л., 1974. - 36 с.

162. Мартынов, А. А. Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества, 1864 - 1859 гг. / текст Н. М. Снегирева. - 5-е изд., доп. -М., 1852-1866. - 300 с.

163. Махрова, А. Г. Некоторые черты развития урбанизационных процессов в Московском регионе / А. Г. Махрова, А. А. Трифонов // Русский город. Сборник статистических сведений по Московской губернии. - Вып. 9. - М., 1990. - С. 44.

164. Машков, И. П. Краткий очерк деятельности Московского архитектурного общества 1867-1927 / И. П. Машков // Ежегодник МАО. -Вып. 5. - С. 9-14.

165. Маца, И. К вопросу о художественном образе в архитектуре / И. Маца // Архитектура СССР. - М., 1933. - № 5. - С. 36-41.

166. Маца, И. Л. Изучение истории архитектурных теорий и теория советской архитектуры / И. Л. Маца. - М. : Изд-во Академии архитектуры СССР, 1946. - 16 с.

167. Маца, И. Л. Какая теория архитектуры нам нужна? / И. Л. Маца // Архитектура СССР. - 1940. - № 8. - С. 57-60.

168. Минервин, Г. Ленинская теория отражения и вопросы теории советской архитектуры / Г. Минервин // Архитектура СССР. - 1953. - № 1. - С. 1-8.

169. Михаловский, И. Б. Архитектурная терминология / И. Б. Михаловский // Проблемы архитектуры. - М., 1937. - Т. 2, кн. 1. - С. 7-11.

170. Михаловский, И. Б. Теория классических архитектурных форм / И. Б. Михаловский. - М. : Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1940. - 287 с.

171. Михайлов, А. И. Архитектор Ухтомский и его школа /А. И. Михайлов. -М. : Госстройиздат, 1954. - 372 с.

172. Михайлов, И. Речь о рисунке вообще и необходимости оного для науки проекции линий / И. Михайлов. - М., 1834. - 17 с.

173. Михайлов, Б. П. Форма и содержание в архитектуре / Б. П. Михайлов // Архитектура СССР. - 1941. - № 2. - С. 40-43.

174. Михайлов, Б. П. Русское архитектурное наследие в творчестве А. В. Щусева / Б. П. Митхайлов // Сообщения Института истории искусств. -Вып. 7 : Архитектура. - М. : Издательство Академии наук СССР, 1956. - С. 28-50.

175. Молева, Н. М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века / Н. М. Молева, Э. М. Белютин. - М. : Искусство, 1956. - 519 с.

176. Нащокина, М. В. Развитие градостроительного законодательства в России во второй половине XIX - начале XX века / М. В. Нащокина // Градостроительство России середины XIX - начала XX века. - М., 2001. - С. 248.

177. Нащокина, М. В. Московский архитектор Лев Кекушев / М. В. Нащокина. - СПб. : Коло, 2012. - 504 с.

178. Нащокина, М. В. Наедине с музой архитектурной истории / М. В. Нащокина. - М. : Улей, 2008. - 688 с.

179. Некрасов, А. И. Теория архитектуры / А. И. Некрасов. - М. : Стройиздат, 1994. - 480 с.

180. Николаева, Т. И. Виктор Шретер. Иероним Китнер / Т. И. Николаева. -СПб. : Коло, 2007. - 400 с.

181. Некрасов, А. И. Проблема реализма в архитектуре / А. И. Некрасов // Архитектура СССР. - 1934. - № 1. - С. 52-60.

182. Образы архитектуры и образы скульптуры / Сост. Д. Г. Аркина ; предисл. М. В. Алпатова. - М. : Искусство, 1990. - 399 с.

183. Овчинникова, Н. П. Основы науковедения архитектуры : учеб. пособие / Н. П. Овчинникова. - СПб., 2011. - 288 с.

184. Оленин, А. Н. Избранные труды по истории и деятельности Императорской Академии Художеств / сост. Н. С. Беляев, науч. ред. Г. В. Бахарева. - Спб. : БАН, 2010. - 144с.

185. Павлинов, A. M. О плане истории архитектуры в России / А. М. Павлинов // Художественные новости. - СПб., 1886. - № 23. - С. 4.

186. Парк, Р. Э. Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок / Р. Э. Парк // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Серия 11. Социология. - 2000. - № 3. - С.136-150.

187. T. Parsons. Societies: Evolutionary and Comparative. Perspectives. Englewood Cliffs (NJ): Prentice-Hall, 1966. - P. 5-29. © Prentice-Hall, 1966. Пер. к.ф.н. Н. Л. Поляковой.

188. Петров, Н. П. Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии художеств за сто лет ея существования / П. Н. Петров. - Спб., 1864 - 1887. - Ч. 1 - 3.

189. Петров, П. Н. История Санкт-Петербурга с основания города до введения в действие выборного городского управления по учреждениям о губерниях, 1703 - 1782 / П. Н. Петров. - М. : Центрполиграф, 2004. - 782 с.

190. Печенкин, И. Е. К вопросу об истоках неорусского стиля в архитектуре второй половины XIX века // Архитектурное наследство. - СПб. : Коло, 2014. -Вып. 60. - С. 241-251.

191. Писарев, A. A. Начертание художеств, или правила в живописи, скульптуре, гравировании и архитектуре / А. А. Писарев. - СПб., 1808. - 220 с.

192. Прахов, А. И. Император Александр III как деятель русского художественного просвещения / А. И. Прахов // Художественные сокровища России. - СПб., 1903. - № 4. - С. 124 -251.

193. Пунин, А. Л. Архитектура отечественных мостов / А. Л. Пунин. - Л. : Стройиздат ЛО, 1982. - 152с.

194. Ревзин, Г. И. Частный человек в русской архитектуре XVIII в. Заказ в истории русской архитектуры / Г. И. Ревзин / Общество историков архитектуры. Архив архитектуры. - Вып. 5. - М., 1994. - С. 217-247.

195. Ревзин, Г. И. К вопросу о принципе формообразования в архитектуре эклектики / Г. И. Ревзин // Общество историков архитектуры. Архив архитектуры. -Вып. I. - М., 1992. - С. 142-164.

196. Ревзин, Г. И. Неоклассицизм в русской архитектуре начала ХХ века / Г. И. Ревзин // Архив архитектуры. - Вып. II. - М., 1992. - 169 с.

197/ Ревзин, Г. И. Стиль как семантическая форма общности. К проблеме культурологического изучения архитектуры / Г. И. Ревзин // Архитектура и

культура. Сб. науч. трудов под ред. И. А. Азизян и Н. Л. Адаскиной. - М. : ВНИИТАГ, 1991. - С. 69-103.

198. Рихтер, Ф. Ф. Памятники древнего русского зодчества, снятые с натуры и представленные в планах, фасадах, разрезах, с замечательнейшими деталями украшений каменной высечки и живописи : в 6-ти тетр. / Ф. Ф. Рихтер. - М., 1850 - 1856.

199. Русская художественная культура второй половины XIX века: социально-эстетические проблемы. Духовная среда / отв. ред. Г. Ю. Стернин. -М. : Наука, 1988. - 338 с.

200. Русское градостроительное искусство. Градостроительство России середины XIX - начала XX века / под ред. Е. И. Кириченко. - М. : Прогресс-Традиция, 2003. - 560 с.

201. Санкт-Петербургские ведомости. - 1762. - № 64. - 9 августа.

202. Савельев, Ю. Р. Византийская стилистика в русской архитектуре XIX -начала XX вв. / Ю. Р. Савельев // Три искусства. - М., 1999. - № 2. - С.19-21.

203. Савельев, Ю. Р. Образы «Второго Рима» в храмовом зодчестве России XIX - начала XX века / Ю. Р. Савельев // Художник. - М., 2000. - № 1. - С.53-57.

204. Савельев, Ю. Р. Византийский стиль в произведениях архитектурной школы Института гражданских инженеров / Ю. Р. Савельев // Вестник «Зодчий -21 век». - СПб., 2002. - № 3 (7). - С 56-67.

205. Савельев, Ю. Р. Искусство историзма и государственный заказ. Вторая половина XIX - начало XX века / Ю. Р. Савельев. - М. : Совпадение, 2006. -400 с. ; ил.

206. Савельев, Ю. Р. Архитектура Византии в трудах Н. П. Кондакова / Ю. Р. Савельев // Мир Н. П. Кондакова. Публикации. Статьи. Каталог выставки. -М., 2004. - С. 233-239.

207. Сарабьянов, Д. В. История русского искусства конца XIX - начала XX века. - М. : Изд-во МГУ, 1993. - 321 с.

208. Сарабьянов, Д. В. Россия и Запад. Историко-художественные связи. XVIII - начало XX века /Д. В. Сарабьянов. - М. : Искусство - XXI век, 2003. -296 с.

209. Северюхин, Д. Я. Первые шаги петербургского художественного рынка: Факторская в Академии художеств / Д. Я. Северюхин // Антикварное обозрение. - 2007. - № 3. - а 60-62.

210. Семенцов, С. В. Градостроительное развитие Санкт-Петербурга в 1703 -2000-е годы : автореф. дис. ... докт. архитектуры / Семенцов Сергей Владимирович. - СПб., 2007. - 65 с.

211. Семенцов, С. В. Санкт-Петербург на картах и планах первой половины XVIII века / С. В. Семенцов и др. - СПб., Эклектика, 2004. - 436 с.

212. Семенцов, С. В. Объемно-пространственная система города как основа его гармонии : автореф. дис. ... канд. архитекруты / Семенцов Сергей Владимирович. - Л., 1982. - 22 с.

213. Серова, К. В. Письма заграничных пенсионеров Петербургской Академии художеств 1860 - 1870-х годов как исторический источник : дис. ... кандидат исторических наук : 07.00.09 / Серова Каролина Вадимовна. - СПб. : РГБ, 2009. - 182 с.

214. Скавронский, Н. Очерки Москвы / Н. Скавронский // Очерки Москвы. -Вып. I. - М., 1862. - С 20-22.

215. Славина, Т. А. Архитектурное наследие, как источник профессиональных знаний зодчего / Т. А. Славина // Градостроительство. Теория и практика. - Л., 1983. - С. 10-16.

216. Славина, Т. А. Исследователи русского зодчества. Русская историко-архитектурная наука XVIII - начала XX века / Т. А. Славина. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. - 192 с.

217. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика / П. А. Сорокин. -М. : Астрель, 2006. - 1976 с.

218. Сорокин, П. А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / Ин-т социологии. - М. : Наука, 1994. - 560 с.

219. Степанов, Г. П. Синтез искусств / Г. П. Степанов ; об-во «Знание» РСФСР. - Л. : Об-во «Знание» РСФСР, Ленингр. орг., 1976. - 32 с.

220. Новая философская энциклопедия / ред. В. С. Степин // Ин-т философии РАН. - 2-е изд., испр. и допол. - М. : Мысль, 2010. - Т. 1 - 3.

221. Степин, В. С. Культура / В. С. Степин // Вопросы философии. - М., 1999. - № 8. - С. 61-71.

222. Статистические сведения о фабриках и заводах в С.-Петербурге. -Санкт-Петербург : С.-Петерб. стат. ком. : 1863. - 1863. - 62 с.

223. Султанов, Н. В. Возрождение русского искусства / Н. В. Султанов // Зодчий. - 1881. - № 2. - С. 9-11.

224. Султанов, Н. В. История архитектуры у народов Средних Веков и Нового мира. Курс, читанный в Строительном училище МВД / Н. В. Султанов. -СПб, 1878 - 1879. - С.76.

225. Султанов, Н. В. Приспособление Дмитровской башни Нижегородского Кремля под музеи / Н. В. Султанов //Зодчий. - М., 1895. - № 9. - С. 65-66.

226. Султанов, Н. В. Русские шатровые церкви и их соотношение к грузино-армянским пирамидальным покрытиям / Н. В. Султанов // Труды V Археологического съезда в Тифлисе. - М., 1887. - С. 230-244.

227. Султанов, Н. В. Одна из задач Строительного училища / Н. В. Султанов // Зодчий. - М., 1882. - № 5. - С. 71-72.

228. Суслов, В. В. Очерки по истории древнерусского зодчества / В. В. Суслов. - СПб., 1889. - 124 с.

229. Памятники древнего русского зодчества: в 7-ми вып. / сост. В. В. Суслов. - СПб., 1895 - 1901.

230. Сюзор, П. Ю. О значении санитарного зодчества / П. Ю. Сюзор // Труды II съезда русских зодчих в Москве, 1895 г. - М., 1899. - С. 20-21.

231. Тённис, Ф. Общность и Общество / Ф. Теннис // Социологический журнал. - 1998. - № 3 . - С. 226.

232. Тихонов, И. Л. Айналов Дмитрий Власьевич / И. Л. Айналов // Сетевой биографический словарь историков Санкт-Петербургского университета XVIII -XX вв. - СПб., 2012 - 2014.

233. Таненбаум, А. С. Василий Петрович Гурьев и его идеи о дорогах для автомобилей / А. С. Таненбаум. - СПб., 1902. - 48 с.

234. Тойнби, А. Постижение Истории / А. Тойнби. - М. : Прогресс, 1990 -

251 с.

235. Устав Московского архитектурного общества, высочайше утвержденный 27 октября 1867 г. - М., 1868 - 85с.

236. Xомяков, Д. А. Православие. Самодержавие. Народность / сост., вступ. ст., прим., имен. словарь А. Д. Каплина. - М. : Институт русской цивилизации, 2011. - 576 с.

237. Швидковский, Д. О. Академия «знатнейших искусств» / Д. О. Швидковский // Наше наследие, 2007. - № 82. - С.5-10.

238. Шизл, Э. Общество и общества / Э. Шизл // Американская социология. -М., 1970. - С. 341-359.

239. Шретер, В. А. Конкурсный проект соборного храма кавказской армии в Тифлисе / В. А. Шретер // Зодчий. - М., 1878. - № 10. - С. 117.

240. Шумилкин, С. М. Архитектурное творчество Л. В. Даля в Нижнем Новгороде /С. М. Шумилкин // Архитектура Мира / Материалы конференции «Запад - Восток. Личность в истории архитектуры». - М., 1995. - Вып. 4. -С. 130-134.

241. Мемуары графа С. Д. Шереметева / сост., подгот. текста и прим. Л. И. Шохина. - М., 2001. -455 с.

242. Юркова, 3. В. К истории градостроительного регулирования застройки и планировки Петербурга в первой трети XIX в. / 3. В. Юркова // Промышленное и гражданское строительство. - 2008. - № 12. - С. 42.

243. Юркова, 3. В. Павильон как средство организации пространства / 3. В. Юркова // Докл. LXIV науч. конф. профессоров, преподав., науч.

работников, инженеров и аспирантов ун-та / С.-Петерб. гос. архитектур.-строит. ун-т. - СПб., 2007. - Ч. 3. - С. 99-104.

244. The Sociology of Science: Theoretical and Empirical Investigations/ Robert K. Merton Edited by Norman Storer. Chicago: University of Chicago Press, 1973 - 605 р.

ПРИЛОЖЕНИЕ А СОСТАВ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОЙ ГРУППЫ АРХИТЕКТОРОВ

Архитекторы-художники, выпускники ИАХ

ФИО архитектора, годы жизни Период обучения

1. Бенуа Леонтий Николаевич (1856 - 1928) 1875 - 1879

2. Боссе Геральд Андреевич (1812 - 1894) 1827 - 1832

3. Быковский Михаил Дормидонтович (1801 - 1885) 1829 - 1834

4. Гёдике Роберт Андреевич (1829 - 1910) 1846 - 1852

5. Гримм Давид Иванович (1823 - 1898) 1842 - 1846

6. Каминский Александр Степанович (1829 - 1897) 1848 - 1852

7. Кракау Александр Иванович (1817 - 1888) 1832 - 1839

8. Резанов Александр Иванович (1817 - 1887) 1830 - 1839

9. Рахау Карл Карлович (1830 - 1880) 1852 - 1857

10. Соловьев Сергей Устинович (1859 - 1912) 1879 - 1881

Архитекторы-инженеры, выпускники ИГИ

ФИО архитектора, годы жизни Период обучения

1. Балинский Петр Иванович (1861 - 1925) 1882 - 1887

2. Барановский Гавриил Васильевич (1860 -1920) 1880 - 1885

3. Бернгард Рудольф Богданович (1817 - 1887) 1841 - 1846

4. Гешвенд Александр Романович (1833 - 1905) 1847 - 1852

5. Гриневский Казимир Викентьевич (1825 - 1885) 1842 - 1847

6. Залесский Василий Герасимович (1847 - 1923) 1862 - 1867

7. Китнер Иероним Севостьянович (1839 - 1929) 1854 - 1859

8. Соколов Дормидонт Дормидонтович(1837 - 1896) 1852 - 1859

9. Султанов Николай Владимирович (1850 - 1908) 1868 - 1873

10. Эвальд Владимир Викторович (1860 - 1936) 1878 - 1883

ПРИЛОЖЕНИЕ Б РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕНСИОНЕРСКИХ ПОЕЗДОК

Годы поездки ФИО пенсионера, годы жизни Направление научных исследований Практический результат

1 2 3 4

1842 - 1846 Бенуа Николай Леонтьевич (1813 -1898) Изучение памятников архитектуры Италии. Осуществление совместно с А.И. Резановым и А.И. Кракау реставрации собора в Орвието Обмерные чертежи и рисунки поступили в музейную коллекцию ИАX. Текст, рассказывающий о реставрации, был издан в виде книги. Авторы получили известность среди европейских зодчих

1863 - 1868 Гартман Виктор Александрович (1834 -1873) Изучение архитектурного наследия Германии, Франции и Италии Обмерные чертежи и рисунки поступили в музейную коллекцию ИАX

1854 - 1857 Гёдике Роберт Андреевич (1829 - 1910) Изучение памятников зодчества в Германии, Англии, Франции и Италии Обмерные чертежи поступили в музейную коллекцию ИАX. Удостоен звания академика в 1857 г.

1849 - 1854 Гримм Давид Иванович (1823 - 1898) Изучение памятников Армении и Закавказья. Малой Азии. Греции, Константинополя, стран Европы Обмерные чертежи поступили в музейную коллекцию ИАX. Издан альбом чертежей «Памятники христианской архитектуры Грузии и Армении» (1866 г.)

1842 - 1846 Кракау Александр Иванович (1817 - 1887) Изучение памятников Италии (совместно с Бенуа и Резвановым). Обмерные работы собора в Орвието Обмерные чертежи и рисунки поступили в музейную коллекцию ИАX. Текст, рассказывающий о реставрации, был издан в виде книги. Авторы получили известность среди европейских зодчих

1867 - 1871 Месмахер Максимилиан Егорович (1842-1906) Изучение памятников Италии, Бельгии, Германии, Испании, Греции и Турции Обмерные чертежи и рисунки поступили в музейную коллекцию ИАX. В 1875 г. на Всемирной выставке, получил медаль «За искусство»

1 2 3 4

1857 - 1863 Рахау Карл Карлович (1830 - 1880) Изучение памятников архитектуры Испании, Франции и Италии Обмерные чертежи и рисунки поступили в музейную коллекцию ИАХ. На всемирной выставке 1862 года золотая медаль за участие в проект-реставрации дворца в Гранаде. В Мюнхене за этот же проект получил одобрительный почетный диплом

1842 - 1846 Резанов Александр Иванович (1817-1887) Изучение памятников архитектуры Италии. Осуществление совместно с Н.Л. Бенуа и А.И. Кракау реставрации собора в Орвието Обмерные чертежи и рисунки поступили в музейную коллекцию ИАХ. Текст, рассказывающий о реставрации, был издан в виде книги. Авторы получили известность среди европейских зодчих

1834 - 1840 Рихтер Федор Федорович (1808 - 1868) Изучение памятников Италии. Целью поездки было изучение архитектуры античности Обмерные чертежи и рисунки поступили в музейную коллекцию ИАХ. Миланская Академия художеств избрала его действительным членом

1883 - 1887 Суслов Владимир Васильевич (1857-1921) Исследовал Русский север: Белое море, Мурманск, Онегу, Сев. Двину, Сухону. Изучение памятников Швеции, Норвегии, Германии, Франции и Италии. Обмерял, рисовал, фотографировал памятники зодчества. Продолжал исследования и впоследствии в связи с реставрацией. Многие изученных построек стали прототипами эклектики Обмерные чертежи и рисунки поступили в музейную коллекцию ИАХ. Часть рисунков переданы в русский музей. Тексты докладов для научных обществ. Книги «Очерки по истории древнерусского зодчества», «Путевые заметки о севере России и Норвегии», «Материалы по новгородско-псковской архитектуре», «Старая Ладога» (труд, написанный совместно Н.Е. Бранденбургом), «Памятники древнерусского зодчества» (7 вып., изд. Акад. худ.)

о 2

ПРИЛОЖЕНИЕ В ПРОЕКТ ДЕКОРАТИВНОЙ ОТДЕЛКИ ПАРАДНОЙ ЛЕСТНИЦЫ

Студент И.А. Иванов. Проект декоративной отделки парадной лестницы, вестибюля и круглого зала здания

Академии художеств в Петербурге. 1766 г.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.