Роль шиитского духовенства в общественно-политической жизни Ирана, конец XIX - 90-е годы ХХ века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, доктор исторических наук в форме науч. докл. Дорошенко, Елена Алексеевна

  • Дорошенко, Елена Алексеевна
  • доктор исторических наук в форме науч. докл.доктор исторических наук в форме науч. докл.
  • 1997, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 58
Дорошенко, Елена Алексеевна. Роль шиитского духовенства в общественно-политической жизни Ирана, конец XIX - 90-е годы ХХ века: дис. доктор исторических наук в форме науч. докл.: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Москва. 1997. 58 с.

Оглавление диссертации доктор исторических наук в форме науч. докл. Дорошенко, Елена Алексеевна

Иранская революция 1978-1979 гг. и образование особой формы правления в Иране - Исламской Республики Иран (ИРИ) - бнли незаурядными явлениями в истории современной цивилизации. Впервые, после начальной эпохи ислама, общественно-политический строй Ирана с 1979 года ооновнваетея на неотделимости религии от политики, сочетании светской и духовной власти, в полном соответствии с религией ислама и мусульманским священным законом -шариатом. 5 Иране воплотился на практике один из основных шиитских догматов - цреемственность имамата, правда трансформированный, нашедший дальнейшее продолжение в осуществлении на практике идеологической концепции имама Хомейни "Правление по исламу" и принципа валайате факих.

Революция 1978-1979 гг. и образование Исламской Республики Иран во главе о муллами заставили весь мир заговорить об "исламском феномене". Исламские лозунги о равенстве, социальной справедливости, зашите обездоленных стали притягательными для мелкобуржуазных слоев общества и маргиналов в странах традиционного распространения ислама. Не считаться о исламским фактором, который стал политической оилой, как и с его проводником - мусульманским духовенством - правительства стран Европы, Азии и Америки не могут.

Когда в 1979 г. была свергнута монархия, к власти пришла '"""новая" социальная сила - шиитское духовенство, что привело к : преобладающему влиянию ислама в области политики и идеологии. 51'ровозглашение принципов социальной справедливости, принятие ■ мер по искоренению западного образа жизни, перестройка идеоло-I гии и культуры в духе ислама - важные аспекты исламизации Ирана. : Исходя из политической обстановки, сложившейся в Иране в течение последних 17 лет, можно говорить об устойчивом, а не кратковременном влиянии ислама на политические процессы, происходящие в стране.

Автор настоящей диссертации в виде научного доклада на протяжении 25 лет занимался исследованием ислама шиитского толка и исторической роли шиитского духовенства в общественно-политической жизни Ирана с конца XIX века до конца 80-х годов XX века. Этой теме посвяшены опубликованные авторам книга: "Шиитское духовенство в современном Иране". М., 1975; "Шитское духовенство в современном Иране". М., 1985; "Шиитское духовенство в двух революциях: 1905-1911 гг. и 1978-1979 гг.", 1994, депонированная ИНИОН. Помимо указанных монографий, результаты исследований были опубликованы в книге "Зороастрийцы в Иране". М., 1982 (фрагменты книги используются в представляемом докладе), а также в разделах коллективных монографий, статьях в научных сборниках и журналах.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль шиитского духовенства в общественно-политической жизни Ирана, конец XIX - 90-е годы ХХ века»

Работы автора могут быть полезны при выработке внешнеполитического курса России по отношению к мусульманским странам Ближнего и Среднего Востока.

Пели и зддачи представляемой диссертации в виде научного доклада имеют важное значение для дальнейшего прогнозирования социально-экономического развития ИРИ и сопредельных стран. Объективные и субъективные причины устойчивости влияния шиитского духовенства на иранское общество, несмотря на довольно успешное развитие страны в русле капиталистических отношений в середине 60-х конце 70-х годов XX века, молниеносное внедрение и захват шиитской верхушкой политического лидерства в революции 19781979 гг.позволяют по-новому взглянуть на религиозную и политическую деятельность духовного сословия в недавнем историческом прошлом Ирана. Автор доклада считает необходимым: проследить роль духовенства как генофонда сохранения шиитских традиций в народе; выявить обшие закономерности и особенности развития шиитского духовенства на протяжении более 90 лет; показать актив- • 2 ное участив духовенства в общественно-ооциальннх движениях: революциях I905-I9II гг. (далее 1-я революция) и 1978-1979 гг. (2-я революция), уделив при этом особое внимание роли ислама и шиитских традиций, определявших своеобразие революционных процессов в Иране; проанализировать характер идейно-политических доктрин и разных течений внутри шиизма, даваемых на фоне социально-политической структуры иранского общества; рассмотреть причины усилившейся в 70-х годах XX века конфронтации между духовенством и шахским режимом, а также размежевания внутри самого духовенства во время револщии 1978-1979 гг.; осуществить попытку критического анализа причин успеха духовенства в захвате власти в революции 1978-1979 гг., процесса теократизации Ирана, внутри- и внешнеполитической доктрине нового режима ИРИ, основанного на религиозной и политической концепции имама Хомейни, оказавшего непосредственное воздействие на хсщ событий в Иране.

Цаучная новизна состоит в том, что впервые в российской иранистике появились монографии автора, в которых с современных позиций освешенн проблемы шиитского духовенства в Иране.

История шиитской ветви ислама изучена исследователями горю-до слабее, нежели история суннитского ислама. Это касается и изучения рож шиитского духовенства в истории Ирана. Свидетельством тому является найденная автором в материалах архива депеша, посланная еше в 1904 г. русским поверенным в делах Персии Гартви-гом, где он отмечал: "К сожалению, обширный, своеобразный, исполненный тайн и неожиданностей мир персидского духовенства - фанатичных муджтахидов, имеющих огромное влияние на шаха и массу населэния, совершенно ускользает от надзора Императорской миссии, по традиции избегающей о ним всякого общения"1. Эта "традиция" сложилась после убийства A.C. Грибоедова в 1829 г., когда между дипломатической миссией России и шиитским духовенством в течение длительного времени не было никаких контактов, что не могло не отразиться на русской иранистике ввиду отсутствия материалов по шиитскому духовенству.

Прорыв в области изучения роли шиитского духовенства в Иране был сделан автором доклада в начале 70-х - 80-х годах XX ве

I. Архив внешней политики Ирана, ф. "Персидский стол", 1904, Д. 898, л. 162. ка, когда появились его статьи и монографии, освешаюшие круг вопросов, связанных с шиитским исламом, шиитской идеологией и догматикой, деятельностью религиозных институтов и шиитского духовенства, их экономическим и правовым положением, местом в обшеетвен-но-социальяой жизни Ирана в конце XII - 80-х годах IX века. В работах автора диссертации в виде научного доклада показана деятельность еше неизвестного миру аятоллы Хомейни в области религии и политики (40-е - 60-е годы) как в Иране, так и в период его пребывания в ссылке в Ираке. Дан комплексный анализ проблем, связанных с участием иранского духовенства в двух революциях. Делается вывод, что созревшая революционная ситуация в Иране и участие в ней различных прослоек духовенства возникли в условиях ожесточенной борьбы различных течений в шиизме. Это определило своеобразное поведение духовенства в революциях, а сама борьба являлась одним из серьезных факторов вызревания революционной ситуации как в начале века, так и в последней четверти XX века.

Новизну исследований определяют и вводимые в научный оборот источники: документы архивов, иранские газеты 30-40-х годов XX века, трактаты и сочинения шиитских богословов Х1Х-ХХ вв., а также обширный круг русской и зарубежной литературы.

Изучение роли шиитского духовенства в обшеотеенно-пояитцчео-кой жизни ИРана имеет практическое значение, учитывая роль религиозного фактора во внутренней и внешней политике не только Ирана, но и стран мусульманского Востока и в международных отношениях в целом. Новые аспекты в изучении шиитского ислама и шиитского духовенства отвечают самым актуальным проблемам современного мира. Выводи и обобщения, касавшиеся роли и деятельности иранского духовенства, его эволюции, опыта социальной борьбы со времен средневековья до настоящего времени, могут быть полезны для новых исследований в этой области. Начиная с середины 70-х годов книги и статьи диссертанта систематически использовались преподавателями и студентами ИСАА при МГУ, МГИМО МИД, на исторических и других гуманитарных факультетах для составления научных пособий и программ по политико-религиозным вопросам.

За рубежом переведены отдельные работы автора доклада. В США ученые-иранисты Ш. Аххави, М. Аткин и другие при написании книг о современном Иране ссылаются на две монографии диссертанта: "Шиитское духовенство в современном Иране", издания 1975 и 1985 гг. Американский журнал "Комментарии", прйводя в качестве примеpa вышеназванную книгу диссертанта, выразил сожалейте, что не в Америке, а в "Советском Союзе первыми обратили внимание на вопросы, связанные с современным исламом и мусульманским духовенством" (ж. "Commentary", iiew-York, Ю79, * 3). Указанной книгой (издание 1485 г.) заинтересовались официальные лица иранского посольства в России, с целью перевода ее на персидский язык. Материалы, содержащиеся в книтях автора-диссертанта, оказались полезными советскому посольству в Иране в начале иранской революции I978-I97Q гг., а также другим практическим организациям для составления аналитических записок и прогнозов.

Метод исследования. Указанные выше монографии автора диссертации в виде научного доклада написаны на основе синтеза исторического и политического подхода. В освещении данной темы используются два метода исследования: хронологически-событийный и проблемно-оценочный. Используется и сравнительно-исторический анализ шиитского ислама и его догматов. Хотя монографии автора доклада-диссертации написаны на основе формационного подхода, представляется интересным цивилизационный подход для более глубокого раскрытия социального поведения духовенстве, что отражено докладчиком в последних статьях, вышедших в 1995-1997 гг.

Теоретической основой представляемых автором-диссертантом опубликованных книг служат обшие труды отечественных и зарубежных религиоведов, востоковедов и исламоведов. Особое значение имеют те работы, в которых говорится об исторических условиях и экономических причинах возникновения ислама, его отождествления с политикой, появлении разных течений в исламе, столкновениях и борьбе между суннизмом и шиизмом. Большую помощь автору оказали исследования советских ученых, занимавшихся вопросами идеологии ислама, права, философии и общественной мыслью мусульманского Востока: Д.М. Угриновича, И. Яблокова, Л.С. Васильева, А.Х. Ва-фа, л.И.Ионовой, Г.М. Керимова, З.И. Левина, A.B. Малашенко, В.И. Максименко, В.В. Наумкина, М.Б. Пиотровского, Л.Р. Полонской, С.М. Прозорова, Л.И. Рейснера, H.A. Симония, М.Т. Степа-нянц, И.М. Смилянской, Л.Р. Сюкияйнена, P.M. Пйриповой.

Ценным источником являются донесения русского посольства и обзор событий в Иране, находящиеся в архивных фондах АВПР МИД'а России и в фондах ЦГАОР (ныне ГАРФ), тексты законов, мемуары участников 1-й иранской революции, справочные издания, ежегодники и энциклопедии на персидском, русском и западных языках, конституции Ирана 1906 и 1979 гг., избирательные законы, указы шахов и их правительств, фетвы шиитских авторитетов, показывающие социально-политическую обстановку в Иране, расстановку классовых сил, положение и позицию шиитского духовенства накануне и в период двух революций.

В работе над темой были использованы труды российских, советских и зарубежных востоковедов, исламоведов и иранистов: В.А. Жуковского, В.В. Бартольда, Е.Э. Бертельса, Е.М. Беляева, А.Е. Крымского, И.Н. Петрушевского, H.A. Смирнова, А.Е. Шмидта, а также Г. Гибба, Г. Грганебаума, И. Гольдциера, А. Корбена, А. Массе, А. Меда, К. Сиука Хюргронье, М. Уотта.

При постановке общих и частных вопросов, связанных с социально-экономическим и политическим положением Ирана и его культурой, а также двумя иранскими революциями, автор диссертации в виде научного доклада использовал работы и статьи отечественных иранистов: А.З. Арабаджяна, С.Л. Агаева, С.М. Алиева, Ш. Бади, А.Е. Бертельса, Н.К. Беловой, В.Н. Воробьева, А.И. Демина, В.Б. Кляшториной, H.A. Кузнецовой, Л.М. Кулагиной, Н.М. Мамедовой, Л.Е. Склярова, А.П.Шестакова, В.П. Цуканова и А.Б. Резникова. Серьезной основой для осмысления проблем, связанных с иранской революцией 1978-1979 гг., явилась коллективная монография "Иранская революция 1978-1979 гг. Причины и уроки" (М. 1989) под редакцией А.З. Арабаджяна.

Наиболее широко использованы автором доклада труды и работы иранских исследователей как написанные в начале 20-х годов XX века, так и современные работы. К числу их относятся книги Незама оль-эслама Кермани3*, Мехди Малек-заде, Яхьи Доулатабади, Ахмада Кесрави, Феридуна Адамийата, Али Давани, Шахроха Аххави.

Проблемы, связанные с шиизмом и шиитским духовенством, получили освещение в монографических работах и статьях французских и англо-американских авторов: X. Алгара, Р. Арасте, С. Арджомен-да, I. Биндера, Э. Броуна, М. Баята, Е. Абрахамияна, А. Гобино, Н. Кедди, А. Ламбтон, Я. Ришара, П. Рондо, М. Фишера, Р. Фрая, Э. Энаята, В. Мартин, А. Хайери и др.

Историографический обзор и критическое осмысление источников и литературы связаны с освещением вопроса о деятельности шиитского духовенства в 1-й и 2-й революциях в Иране. Наиболее инх Незам оль-эслам Кермани - далее в тексте Н. Кермани. тересными представляются дела архива МИД'а царской России -"Персидский стол" за 1903-1909 годы, в которых дан обзор событий в Иране, составленный русскими посланниками дипломатической миссии России в Тегеране. Хотя обзор этих донесений носит преимущественно событийный характер, некоторые из материалов дают достаточно объективный прогноз обстановки, не забывая интересы царской России в Иране.

К числу хрестоматийных трудов на персидском языке, относящихся к 1-й иранской революции, необходимо выделить сочинения Незама Кермани, Мехди Малек-заде, А. Керсави, Ф. Адамийата; Н. Кермани и М. Малек-заде были непосредственными участниками революции 1905-1911 гг., а Кесрави - современник революции, Ф. Адамийат - ученый-историк 40-50-х годов.

Сочинениям иранских авторов свойственен описательный характер. идеализация ислама и духовенства как руководящей силы конституционной революции. Всех вышеперечисленных авторов объединяет приверженность идее панисламизма и прославление его идеолога Джамаль эд-Дина Афгани, неприятие западной культуры и осуждение вмешательства Запада во внутреннюю политику Ирана. Н. Кермани, автор сочинения "История пробуждения иранцев" считает духовенство лидером революции, а народ - послушной толпой, слепо следующей за своими пастырями. Заметно его пренебрежительное отношение к "молодым деятелям", так называемым иранским просветителям или зарождавшейся либерально-буржуазной интеллигенции. Главную причину поражения революции Н. Кермани видел в отходе от нее духовенства, что в известной степени справедливо . М. Малек-заде в своем труде "История конституционной революции" воспринимает революцию как действия либерально настроенных лидеров из числа просветителей и масс, повиновавшихся духовенству и его революционным вождям. В отличие от Кермани, Малек-заде не считает, что революция в историческом плане потерпела поражение. Наоборот, он считает, что в результате 1-й революции было опрокинуто абсолютистское правление шаха, принята конституция и узаконена неприкосновенность собственностиЗ. в своей книге "История конституционного движения" А. Кесрави первым из иранских историков уви

2. Кесрааи А. Тарихе бидарийе иранийан. Б.г., б.м. (на перс, языке).

3. Малек-заде М. Тарихе энгелабе машрутийате Иран. Т. 1-П. Техран, б.г. дел в народе движущую силу революции: "не только торговцы базара и ремесленники участвовали в движении", но и те "безымянные группировки, которые делают историю". Подчеркивая большое влияние идеологии панисламизма, пробудившей национальное сознание и относясь очень избирательно к духовным авторитетам, Кесрави полагал, что как народ, так и духовенство не понимали целей и задач революции4. Б целом,Кесрави является ценным источником по изучению Ирана этого периода.

В исследовании иранского ученого 40-50-х годов Феридуна Адамийата "Идеология конституционного движения в Иране" дан анализ мировоззрения либеральной интеллигенции, которое он называет "демократическим", определяющим цели конституционной революции. Адамийат не считает духовенство лидирующей силой революции. По его мнению, удамы плохо представляли себе суть принимаемой конституции, полагая, что речь идет об укреплении законов шариата. Почувствовав, что принятие конституции будет означать западный путь развития, духовенство отвернулось от революции, сделавшись ее яростным противником®.

К числу наиболее известных советских ученых-востоковедов 20-х годов, занимавшихся проблемами Ирана конца ХЕХ-начала XX века относятся С.К. Пастухов, М.П. Павлович, В.П. Осетров, Г.В. Гурко-Кряжин® и др. В их работах освещались политика колониальных держав в Иране, роль движущих сил накануне и во время 1-й иранской революции. Большинство из них отмечали преобладание феодального уклада в конце XIX-начале XX века, разложение которого связывалось с проникновением в Иран Англии и России, упоминая о том, что иранские рабочие, вследствие своей незрелости и малочисленности,как и крестьяне, не участвовали в революции. М.П. Павлович утверждал, что крестьяне были участниками 1-й революции. Павлович, опережая время, выдвинул теорию об ускорении развития капитализма в Иране, относя феодализм к "остаточным яв

4. Кесрави А. Тарихе мащрутейе Иран. Техран, 1977/78.

5. Адамийат Ф. Идеоложийе нехзате машрутийате Иран. Т. Т. Техран, 1976.

6. Павлович М.П. Восток в борьбе за независимость. М., 1980; Осетров В.П. Очерки экономического строя Персии. - Колониальный Восток. Социально-экономические очерки. М., 1924; Гур-ко-Кряжин в. Краткая история Персии, м., 1925. 8 лениям". Все ученые-иранисти 20-х годов отводили большую роль шиитскому духовенству и его влиянию на развитие конституционного движения I905-I9II гг. Работы советских иранистов 20-х годов, обладавших достаточно широким кругозором для того времени, несомненно имели большое значение для дальнейшего развития иранистики, несмотря на чрезмерную социологизацию и определенный догматизм.

Серьезный вклад в изучение 1-й иранской революции внесли советские ученые-иранисты 50-70-х годов, в том числе М.С. Иванов, С.Л. Агаев, Н.К. Белова, P.A. Сеидов7 и др. В их работах четко прослеживаются новые тенденции социально-экономического и политического развития Ирана XX в., как государства, вступившего в стадию борьбы за национальный суверенитет и преобразования буржуазного характера.

М.С. Иванов, автор изданной в 1957 г. фундаментальной работы "Иранская революция I905-I9II гг." считает ее антифеодальной, антиимпериалистической и буржуазно-демократической. Среди главных причин поражения революции исследователь, следуя марксистской идеологии, считает отсутствие подлинного революционного лидера, слабость рабочего класса, а также прямое вмешательство колониальных держав в революцию на стороне реакции. В то же время автор возлагает вину на поражение революции на либералов, "не хотевших ее углубления". На наш взгляд, М.С. Иванов, подробно анализируя революционнее события в Иране, иранском Азербайджане и Гиляне, в известной степени, умаляет роль шиитского духовенства в этой революции и его главенствующее влияние на широкие массы. Народ, включая мелкобуржуазные слои, будучи невежественным и фанатично верующим, послушно следовал не столько за "либералами", сколько за своими духовными вождями. И когда иранское духовенство отвернулось от революции, народные массы последовали за ним.

В коллективной монографии "Зарождение идеологии национально-освободительного движения (ПХ - начало XX в.)", вышедшей в 70-е годы, авторы статьи по Ирану Н.К. Белова и В.Б. Никитина

7. Иванов М.С. Иранская революция I905-I9II г. М., 1957; Агаев С.Л. Советское ирановедение 20-х годов. М., 1977; Сеидов P.A. Иранская буржуазия в конце XIX - начале XX в. М. 1974рассматривают вопросы, связанные с 1-й иранской революцией, через призму идеологических течений. В отличие от М.С. Иванова, утверждавшего, что превращение Ирана в начале XX века в полуколонию способствовало консервации феодальных отношений, Белова и Никитина указывают на "некоторое ускорение процесса формирования капиталистического уклада" уже во второй половине XIX века. На этом социальном фоне анализируются идейные течения, в том числе идеология панисламизма, в которой, как считают авторы, ислам тесно переплетался с просветительством. Что касается характера 1-й иранской революции, то Н.К. Белова и В.Б. Никитина приходят к справедливому заключению, что революция носила антиимпериалистический, буржуазный, национально-освободительный, а временами наО ционально-демократический характер .

В книге P.A. Сеидова "Иранская буржуазия в конце XIX - начале XX в." уровень капиталистических отношений того периода в Иране оценивается как очень низкий. Поэтому процесс формирования буржуазии не пошел дальше "зародышевых капиталистов". По мнению Сеидова, ядром конституционного, революционного движения были торговая буржуазия, либеральные помещики, связанные с рынком, интеллигенция и верхушка духовенства, которых поддерживал "городской лгщ". Верной является оценка Сеидовым целей и задач духовенства - "остановить опасный идейный поток". Говоря о том, что "ограниченно-буржуазная" революция должна была закончиться поражением, автор считает, что причины поражения кроются в сохранении феодализма, а "так называемая буржуазия" сама являлась "носителем старых феодальных традиций".

Известный советский иранист С.Л. Агаев, главной темой исследовательской работы которого была 2-я иранская революция 1978-1979 гг., касался и вопросов, связанных с 1-й иранской революцией. Он дает 1-й иранской революции наиболее полную характеристику как "раннебуржуазной, национально-освободительной революции эпохи империализма". Революция начала века показана на фоне очень низкого развития капитализма в Иране. Поскольку в советской иранистике датирование начала формирования буржуазного уклада в Иране имеет широкий хронологический диапазон (от 30-х

8. Белова Н.К., Никитина З.Б. - Иран. - Зарождение идеологии национально-освободительного движения (ХГХ - начало XX в.). Очерки по истории общественной мысли народов. М., 1973.

10 годов УТХ в. до начала vy в.), большинство ученых считает возможным применять для Ирана указанного выше периода понятие национальная буржуазия. C.I. Агаев называет понятие национальная буржуазия чисто умозрительным и условным, хотя сам неоднократно пользуется этим термином. Он справедливо указывает, что верхушка духовенства занимала важное место в руководстве революционным движением, хотя, по мнению автора, "не самое значительное", поскольку в руководстве революцией участвовала зарождавшаяся либерально-буржуазная интеллигенция9.

Исследователь-иранист Н.М. Мамедова, как и Н.К. Белова, придерживается взгляда, что уже во второй половине XIX века капитализм в Иране получил "ускоренное развитие при активном участии государства". По мнению Мамедовой, народное движение начала XX века носило антиколониальный характер. В качестве доказательства она приводит неоспоримые факты о том, что движение возглавлялось духовенством, но главными движущими силами были мелкая и торгово-промышленная буржуазия1®.

Проблемы 1-й революции в Иране получили подробное освешение в трудах современных англо-американских ученых Э. Ламбтон, Н. Кед-ди, Я. Ришара, Э. Энаята, X. Алгара, П. Абрахамиян, В. Мартин11.

9. Агаев С.Л. Иран в прошлом и настояшем. М., 1981.

10. Мамедова Н.М. Городское предпринимательство в Иране. М., 1988.

11. Lamtiton A.K.S. The Persian Ulama and Constitutional Re-volutional Reform. P., 1970; Keddie Ii.R. The Roots of Revolution. Lnd. , Hew Haven, 1981; Algar H. Religion and State in Iran (1.7851906). Los-Angeles, 1969; Abrahamian Br. Iran Between Two Revolution. W.Y.,1983; Arjomend S.A. The Ulama's Traditionalist Opposition to Parlamentarism: 1907-1909 - Middle East Studies, 1981, v. XY11, .No. 2; Brown E. The Persian Constitutional Revolution 1905-1909. Lnd., 19C9; Bayat 1,1. Mysticism and Dissent. N.-Y., 1982; Enayat H. Modern Islamic Political Thought. Lnd., 1982; Martin V. Islam and Modernism. The Iranian Revolution of 1906. Lnd., 1989; Richard Y. Modern Iranian Political Thought. Lnd., 1981; Richard Y. Le radicalism islamique du Shykh Faslollah Muri et son impact dans l'histoire de l'Iran contemporain - Les integrismes: la pens'ee et les hommes. Brussel, 1982.

Все перечисленные ученые определяют хронологические рамки 1-й иранской революции 1906-1908 гг. Поскольку монография автора диссертации в виде научного доклада "Шиитское духовенство в двух революциях." была написана в 80-е годы, даты первой иранской революции остаются соответствующими общепринятым в советской историографии. Однако в ходе анализа источников и зарубежной литературы, автор пришел к выводу о том, что более точной является хронология, цринятая иранскими и зарубежными авторами. По мнению автора, 1-я революция началась в 1905/06 г. Продолжением ее явились созыв меджлиса и принятие конституции, а также принятие Дополнения к Основному закону в 1907 г. Закончилась 1-я революция в 1908/09 г. государственным переворотом, разгоном меджлиса, свержением Мохаммед Али-шаха, созывом меджлиса 2-го созыва и восстановлением конституции. Попытка шаха вернуть престол с помощью российских войск и последующая оккупация Англией части южного Ирана рассматривается как следствие происшедшей в стране революции.

Англо-американские ученые-иранисты видят главные причины 1-й иранской революции в шахской тирании и усилении колониального вмешательства во внутреннюю и внешнюю политику Ирана. Главными лидерами революции все они называют улемов (духовенство), а среди участников движения Э. Ламбтон называет "националистические крути", или зарождавшуюся национальную буржуазию, интеллигенцию, торговцев и ремесленников. Она же, говоря о целях и задачах духовенства в революции и видя в нем одну из определявших сил конституционного движения, считает, что эти цели сводились к честолюбивым амбициям и желанию шиитской верхушки участвовать £ управлении Ираном.

Американские авто^иранского происхождения X. Алгар и X. Энаят считают 1-ю иранскую революцию исключительно городской, придавая первостепенное значение духовенству как определяюшей и направляющей силе. Исходя из шиитских традиций, оба автора называют революцию "прямым столкновением" двух идеологий: ислама и западного модернизма. С выводами американских ученых автор диссертации в виде научного доклада согласна.

Советская историография, освешаюшая 2-ю иранскую революцию 1978-1979 гг., представлена многочисленными работами и статьями ученых-востоковедов и иранистов, в том числе С.Л. Агаева, С.М. Алиева, А.З. Арабаджяна, Е.А. Дорошенко, В.Б. Кляшториной,

Н.М. Мамедовой, Л.Е. Склярова, А.Б. Резникова, В.П. Цуканова, А.П. Шестакова и др. Остановимся на выводах некоторых из вышеперечисленных авторов.

С.Л. Агаев внес, бесспорно, серьезный вклад в изучение 2-й иранской революции. Отмечая, как и другие авторы, что иранская революция была антимонархической, народной, антиимпериалистической, буржуазно-демократической "по назревшим задачам" и исламской "по руководящей роли духовенства и организационно-идеологической основе", он считает правомерным употребление понятия "исламская революция", исходя из руководящей роли духовенства, хотя эта роль им не абсолютизируется. Можно согласиться с Агае-вым, назвавшим имама Хомейни "религиозным реформатором и революционером". если иметь в виду исламско-реформаторские убеждения вождя исламской революции Хомейни^.

Оценка революции, данная С.М. Алиевым, в обшем совпадает о оценкой С.Л. Агаева. Но Алиев отмечает еше одну особенность совершившейся революции -"отрицание общественного развития по западному образцу". Исключительную важную роль среди участников революции Алиев придает рабочему классу. Понятие об "исламском" характере революции Алиев считает ошибочным, обосновывая это массовым движением иранского народа всех слоев^.

Соглашаясь с определением характера революции, данной С.Л. Агаевым, А.З. Арабаджян подчеркивает, однако, что »та революция носила не религиозный, а социально-политический характер. Поэтому он считает употребление понятия "исламская революция" неправомерным, хотя не исключает того, что руководство революцией осуществляло духовенство, называя его "гегемоном" революции^.

В монографии "Городское предпринимательство в Иране" Н.М. Мамедовой указывается на переход лидерства в революционных событиях 1978-1979 гг. и антишахском движении к духовенству, целью которого было "изменение того типа капиталистического развития" сложившегося в 70-х годах. Невозможность разрепвния кризиса, по мнению этого автора, объясняется в значительной степени "несо

12. Агаев С.Л. Иран в прошлом и настоящем. M., 1981.

13. Алиев С.М. Нефть и общественно-политическое развитие Ирана. M., 1982.

14. Арабаджян А.З. Иранская революция: причины и уроки. -"Азия и Африка сегодня", 1986, № 3-4. стыкованностью нового и традиционного", чем умело воспользовалось иранское духовенство.

В книге А.Б. Резникова "Иран: падение шахского режима" (М., 1983) ее автор, определяя революцию как антишахскую, антиимпериалистическую и народную, исключает понимание этой революции как буржуазной: буржуазия не осуществляла в ней руководства и не пришла к политической власти. Резников, как и Агаев, считает применимым определзние революции как "исламской", поскольку ее идеологией был ислам, лозунги - исламские, а политическое руководство осуществлялось духовенством. Резников открыто назвал улемов не революционной, а консервативной силой, которая позволила затормозить и сдержать революцию, направив ее по исламскому пути.

Автор монографии "Иран 60-80-х годов: традиционализм против современности. Революция и контрреволюция" (м. 1993) Л.Е. Скляров называет революцию 1978-1979 гг. антимонархическим реакционным политическим переворотом, при котором шахская диктатура была заменена хомейнистской диктатурой. 3 духовенстве Л.Е. Скляров видит силу, сумевшую объединить в борьбе против шаха все политические течения. Приход к власти Хомейни и его сторонников, он называет контрреволюцией, полагая, что происходившие события не изменили буржуазного характера экономического базиса Ирана, в котором капиталистический уклад остается господствующим.

В данной диеойртавдт приведены разные, иногда противоположные точки зрения на характер иранской революции 1978-1979 гг. Что касается автора-диссертанта, то ему ближе всего концепция революциии, представленная А.Б. Резниковым.

Мнение западных ученых и политологов Н. Кедди, Я. Ришара, Б. Рубина, Ф. Холидея, X. Энаята, Э. Хугланда, Р. Коттама, Э.Аб-рахаыияна, В. Мартин, М. Дородж, М. Роберте по основным вопросам иранской революции 1978-1979 гг. не расходятся с мнением советских ученых. Они называют те же социально-экономические цричины революционного движения в Иране в 70-х годах, считают, что революция произошла снизу, называют ее антишахской, народной, анти-ишериалистической, при руководящей роли духовенства. Вышеперечисленные авторыназывают революцию политической, при сохранении многоукладности, называя господствующим укладом капита-14 лизм15.

Что касается иранской литературы, то она представлена сочинениями и выступлениями Хомейни и других известных теологов в дохомейнистский и хомейнистский периоды, современной иранской прессой, а также трудами иранбких авторов, живущих за рубежом. Характеристика их взглядов подробно отражена в монографиях диссертанта.

СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Диссертация в виде научного доклада состоит из Введения, шести глав, Заключения и списка опубликованных работ. В представляемом введении автор обосновывает значение теш, поскольку предмет исследования - шиитское духовенство в Иране, в его многоплановом отражении и многообразии в советской и российской иранистике в течение многих лет фактически не изучался. В докладе, основанном на работах и статьях автора, шиитское духовенство рассматривается в историческом аспекте, анализируются структура религиозных институтов и причины, приведшие к массовым выступлениям духовенства, поддерживаемого народом. Показан характер отношений шаха, государства и духовенства, духовенства и народа на фоне социально-политических и экономических условий, сложивших— ся в Иране в конце XIX - 80-е годы XX века. Автор считает также необходимым показать, насколько важную роль играли на протяжении веков в жизни иранцев шиитские догматика и традиции, связанные с обычаями, культурой, политикой и экономикой Ирана.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.