Роман В.П. Астафьева "Прокляты и убиты": авторская концепция трагического тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Британ, Элла Леонидовна

  • Британ, Элла Леонидовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 189
Британ, Элла Леонидовна. Роман В.П. Астафьева "Прокляты и убиты": авторская концепция трагического: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2012. 189 с.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роман В.П. Астафьева "Прокляты и убиты": авторская концепция трагического»

Виктор Петрович Астафьев (1924 - 2001) - крупнейший художник, классик русской литературы второй половины XX века.

В его творчестве выделяются две сквозные темы: «деревенская» и «военная». Военная проза В. Астафьева - явление крупное и многогранное. Для писателя-фронтовика война, как и для всех участников Великого сражения 1941 - 1945 годов, - событие личное, исторический порог, положивший начало творческой биографии. В этом плане существенно замечание И. Бродского, подчёркивающего, что каждая общественная трагедия «есть, так или иначе, событие биографическое»1. Художником руководила острая потребность выразить себя, заявить о трагической судьбе однополчанина, отстоять правду войны перед народом. Прозаик ощущал трагизм своего положения, его мучило противоборство чувств: любви к русскому народу и ненависти к советской власти.

Полуправда о войне, запрет на освещение эпизодов, связанных с ней, акцент на победе, снимающий вопрос о её цене, - всё это только усиливало тягу к событиям военного противостояния. В. Астафьев провидчески замечает: «С течением времени тема войны не исчерпалась и не упростилась и само слово «война» не исчезло из жизни и сознания людей»2.

1 Бродский И. Поклониться тени. Эссе. - СПб.: Азбука-классика, 2006. - С. 47.

2 Астафьев В.П. Сквозь время и годы /Астафьев В. Военные страницы: повести и рассказы. -гвардия, 1986.-С. 5.

М.: Молодая 3

Писатель всю последующую послевоенную жизнь вёл молчаливый разговор с теми, кто не вернулся с поля боя, остался лежать «посреди России»1. «Война не отпустила его»2, его сердце пыталось осознать трагедию. С каждым годом в душе росла убеждённость, что прошедшая война - это чудовищное преступление против человечества, и нет ей прощения. 9 мая 1945 года для него не стало датой окончания военного противостояния, и все последующие десятилетия, по мнению художника, существовала угроза возврата фашистской идеи: «Наверное, всё-таки мы сами виноваты во всех наших бедах и злоключениях, нам и гореть в фашистском кострище, если всё же не опомнимся»3.

Наследие писателя привлекает внимание современных учёных, среди них H.H. Авчинникова4, А.Ю. Большакова 5, Т.М. Вахитова 6, О.Н. Гайдаш7, П.А. Гончаров8, И.А. Дедков 9, И.А. Есаулов 10, И.П. Золотусский , В.Я. Курбатов12, А.П. Ланщиков13, H.JI. Лейдерман14, М.В. Малаховская1, А.С.Немзер2, Т.Л. Рыбальченко3,

I Астафьев В.П. Пастух и пастушка //Астафьев В.П. Пастух и пастушка; Звездопад; Обертон; Из тихого света. -М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. - С. 104.

2Курбатов В .Я. Последняя Победа. Слово о Викторе Астафьеве при вручении премии А.И. Солженицына // Студенческий меридиан. - 2009. - № 7. -С. 58.

3 Крест бесконечный. В. Астафьев - В. Курбатов: Письма из глубины России. - Иркутск: Издатель Сапронов, 2002. -С.364-365.

4 Авчинникова H.H. Проза Виктора Астафьева (проблемы творческой индивидуальности писателя): Дис. . канд. филол. наук. -М., 1996.

5 Большакова А.Ю. Художественное претворение нравственной проблематики в прозе В. Астафьева: Дис. . канд. филол. наук. - М., 1989.

6 Вахитова Т.М. Народ на войне (Взгляд Астафьева из середины 90-х. Роман «Прокляты и убиты») // Русская литература. -1995. -№3.- С. 18-38.

7 Гайдаш О.Н. Отражение православного мироощущения в творчестве В.П. Астафьева // Дар слова: Виктор Петрович Астафьев: (к 85-летию со дня рождения). - Иркутск: Издатель Сапронов 2009. - С. 616 - 620.

8 Гончаров П. А. «Снятие покровов»: специфика позиции автора в романе В. Астафьева «Прокляты и убиты»// Вестник Тамб. ун-та. Сер.: Гуманит. Науки. - Тамбов, 2001. - Вып. 1. - С. 58 - 63.

9 Дедков И.А. Объявление вины и назначение казни// Дружба народов.-1993.-№ 10. - С. 185-202.

10 Есаулов И.А. Сатанинские звёзды и священная война: современный роман в контексте русской духовной традиции // Новый мир. -1994. - № 4. - С. 224 - 239.

II Золотусский И.П. Убиты и воскрешены // Литературная газета. - 1995. - 22 марта. - С. 4.

12 Курбатов В.Я. Последняя Победа. Слово о Викторе Астафьеве при вручении премии А.И. Солженицына // Студенческий меридиан. - 2009. - № 7. - С. 58 - 59.

13 Ланщиков А.П. Виктор Астафьев. - М.: Просвещение, 1992.

14 Лейдерман Н.Л. Крик сердца: (творческий облик Виктора Астафьева) // Русская литература XX века в зеркале критики: хрестоматия/ С.-Петерб. гос. ун-т, филол. фак. - М.: Академия; СПб.: филол. фак. СПбГУ, 2003. - С. 375-408.

Л.А. Смирнова4, Л.В. Соколова5, Д.А. Субботкин6, В.А. Сурганов7, Г.М. Шлёнская8, И.Г. Штокман9, Н.М. Щедрина10 и многие другие. Исследователи творчества В. Астафьева отмечают его особенности, подчёркивая, что в произведениях отразилось принципиально новое видение сурового времени российской истории. Главное в наследии художника - осмысление трагической судьбы рядового солдата, бывшего фронтовика. Писатель рассматривает Великую Отечественную войну, которая, по его мнению, должна стать последней. «Прокляты и убиты» является не только документом прошедшей войны, но и сердечным обращением к миру - прекратить все войны на планете. В книге есть, по словам В. Курбатова, «может быть, не сразу узнаваемая, но самая дорогая Победа, начавшаяся в нашей последней великой Победе и сулящая всегда задерживаемую в истории, но неотвратимую в вечности, написанную человечеству на роду последнюю Победу - над всеми войнами»11.

Роман В. Астафьева - значительное событие в истории литературы о войне. Ни одна книга о военном противостоянии не вызвала столько

1 Малаховская M.B. Формы и функции публицистичности в поздней прозе В.П. Астафьева (1980 — 1990-е годы): Дис. канд. филол. наук. -М., 2010.

2 Немзер A.C. Исчадье божье // Сегодня. -1994. - 22 декабря.

3 Рыбальченко Т.Л. Переправа как основная мифологема в романе В. Астафьева «Прокляты и убиты» // Современная русская литература: проблема изучения и преподавания: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. - Пермь: Пермский госуд. педагогический университет, 2007.-4. 1.-С. 201-210.

4 Смирнова Л.А. Постижение духовной природы человека: В. Белов, В. Астафьев, Б. Можаев // Литература в школе. - 1995. - № 4. - С. 35 - 42.

5 Соколова Л.В. Роман В. Астафьева «Прокляты и убиты» и традиция древнерусской литературы // Русская литература XX - XXI веков: проблемы теории и методологии изучения. - М., 2004. - С. 382 - 384.

6 Субботкин Д.А. Конфликт «своего» и «чужого» мира в произведениях В.П. Астафьева как реализация бинарной и тернарной структур: Дис. канд. филол.наук. - Красноярск, 2007.

7 Сурганов В.А. Астафьев снова пишет о войне // Литературное обозрение. -1993. - № 9/10. - С. 3 - 10.

8Шлёнская Г.М. Астафьев и Бунин // Стародуб: Астафьевский ежегодник: материалы и исследования: вып. 1. -Красноярск: Изд-во Сиб.гос. фед. ун-та, 2008. - С. 68 - 81.

9 Штокман И.Г. Чёрное зеркало // Москва. - 1993. - № 4. - С. 47- 52 .

10 Щедрина Н.М. Проблема трагического в романе В.П. Астафьева «Прокляты и убиты» // Феномен В.П. Астафьева в обществ.-культ, и литер, жизни конца XX века: сб-к материалов 1 Международной научной конф., посвященной творчеству В.П. Астафьева (7-9 сентября 2004 г.). - Красноярск: Красноярский гос. университет, 2005.-С. 96- 105.

11 Курбатов В. Последняя Победа. Слово о Викторе Астафьеве при вручении премии А.И. Солженицына // Студенческий меридиан. - 2009. - № 7. - С. 59.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.3

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Британ, Элла Леонидовна

Заключение

К сожалению, XX век не поставил точку в проявлении военной агрессии на земле. Век нынешний подсчитывает людские потери, поскольку неутешительная статистика военных конфликтов, гражданских столкновений, религиозных претензий во всём мире неумолимо растёт. Актуальность военной темы продиктована самой историей, сегодняшним днём. Трагическое продолжает занимать прочное положение в отечественной литературе.

В результате исследования выявлено, что трагическое - важная составляющая художественного мышления Астафьева, предопределившая идейно-художественное своеобразие романа «Прокляты и убиты». Исходя из понимания трагического мироощущения прозаика, приходим к выводу, что наиболее ярко трагический аспект проявляется в военной прозе, а также в произведениях заключительного этапа его жизненного пути. Первый рассказ В. Астафьева «Гражданский человек» («Сибиряк») положил начало трагическому, которое впоследствии эволюционировало в творчестве писателя.

События четырёх военных лет оказались решающими в писательской судьбе В. Астафьева, и почти полувековой срок понадобился ему для воплощения грандиозного замысла - создать книгу о войне, главным героем которой является солдат.

Роман В. Астафьева «Прокляты и убиты» - художественное осмысление общенациональной трагедии, разыгравшейся в стране после 1917 года: кровавые будни революции и гражданской войны, раскулачивание трудового крестьянства, всеобщая коллективизация, сталинские репрессии, торжество коммунистической идеологии, искоренение духовных ценностей, основу которых составляет русское православие. С тех пор трагедия страны, по мнению писателя, стала отсчитывать своё время, повелевать судьбами миллионов.

Эпоха перемен, явившаяся судьбоносной в истории XX века, потребовала появления «Проклятых и убитых». Магистральная тема произведения - судьба русского народа, горькие раздумья о России, о жизни русского человека. Авторская позиция в романе обнажает высшую общенародную правду. Художник не снимает ответственности с самого человека и связывает народный вопрос с социальными причинами.

Прокляты и убиты» В. Астафьева - новый поворот в развитии военной прозы в русской литературе XX века.

Писатель одним из первых рассказал о солдатском бесправии, поставил вопрос о цене победы, так волновавший его все последующие годы и предопределивший трагический пафос книги. Это повествование о «своей» войне, исполненной фронтовой правды и неумолкающей боли неоправданных надежд, «реквием по убитым солдатам»1. «Чёртова яма» военного противостояния вбирает в себя человеческие жизни, ей безразлично, русский это или немец, праведный или падший. Прозаик подчёркивает бессмысленность, бесчеловечность вооружённых столкновений. Война -отрицание ценности человеческой жизни, она враждебна её природе.

В основе философии войны, по убеждению автора «Проклятых и убитых», заложен вечный конфликт, неизбывный трагизм, сопровождавший человечество на протяжении долгих столетий. Размышляя о природе военных столкновений, он находит причины в самом человеке, ведь именно с предательства начинается кровавая летопись истории.

Астафьев нарушил сложившуюся традицию в истолковании войны, подверг глубокому сомнению триумфальный характер победы. С годами

1 Цит. по: Пантелеева А.Ф. Нам бы вернуться к его высоте // Река жизни Виктора Астафьева (По страницам публикаций). - Красноярск: ИПЦ «КАСС», 2010. - С. 25. росла его убеждённость в том, что «самая кровавая война не кончилась, её смердящее дыхание, её губительные последствия идут по стопам нашим»1.

Трагизм русской судьбы - главный итог размышлений художника и в публицистике последних десятилетий. Писатель подчёркивает порочность, безнравственность, стихийную безотчётность в построении будущего, хищническую озлобленность и духовную слепоту своей страны. Несмотря на то, что в постсоветское время художника упрекали в ненависти к родному народу, он до последних своих дней не переставал признаваться в любви к Отечеству, чутким сердцем ощущая непрекращающуюся «взаболь» (слово писателя), понимая любовь к Родине как активный, созидающий акт.

Трагический герой Астафьева - мощный выразитель духа своего народа. Прозаик выводит своего трагического героя, исполненного противоречий, сочетающего в себе как низменные, так и высокие начала. Среди отважных солдат и пытающихся спасти свою жизнь находились и те, кто глобальной катастрофе противостоять не смог, а подчиниться ей был не способен. Война вызывала в бойцах потерю цельности, духовную опустошённость. Служение ложному идеалу обрекает советских людей, втянутых в войну, на бессмысленность существования. Роман «Прокляты и убиты» наводнён различными типами персонажей. Трагизм людских судеб усиливает многогеройность произведения.

Писатель оценивает проблему шире, считая, что безумие братоубийственного уничтожения возникло не на этой войне, её истоки -события революционного переворота 1917 года и Гражданская война. Казнь братьев Снегирёвых, смерть Попцова, расстрел десантной бригады, организованное уничтожение «провинившихся» в заградотрядах являют в произведении главные эпизоды, связанные с мотивом братоистязания. Проблема убийства своих своими же раскрывает трагическую участь

1 Астафьев В.П. Сквозь время и годы /Астафьев В. П. Военные страницы: повести и рассказы. -гвардия, 1986. - С. 6.

М.: Молодая 159 бесправных солдат, невинно страдающего народа. Авторская глубина отчаяния побуждает задуматься о том, что бойцы погибают не в боях за Родину, а вследствие навязанного «сверху» закона, исключающего человечность, или произвола распоясавшегося командира.

Последующие произведения Астафьева о войне - это продолжение традиции воплощения трагического в его творчестве. Что «выросло» из военного опыта, что сделала с людьми война, писатель отразил в повестях «Так хочется жить», «Обертон», «Весёлый солдат», рассказе «Пролётный гусь».

Проблема «возрождения» потерянного «мира» воина-защитника - суть поздней военной прозы писателя. Бессмысленная трата души на военных пожарищах, духовное расчеловечивание - страшные, необратимые процессы, убеждён художник. Трагизм послевоенной жизни, считает Астафьев, заключается в том, что солдат побеждён тоталитарным режимом. По убеждению писателя, потребовала огромных, неимоверных усилий от людей, нежели сама война. Субстанциональный конфликт вскрывает глубинное противостояние народа и человека.

Анализируя «Проклятых и убитых», мы приходим к выводу, что для Астафьева сохранение нравственной силы в военных условиях для человека возможно. Исследование причин военной катастрофы в книге носит вневременной характер.

Выявлено, что бесчеловечность, бессмысленность, противоестественность войны прозаик противопоставляет незыблемости мироздания. Война - временная категория, а русское поле, звёзды, сотворённые Богом, вечны.

В. Астафьев в романе «Прокляты и убиты» трагизм жизни человека связывает с православным христианством. Богоотступничество - величайшая трагедия народа, поэтому военная ситуация 1941 - 1945 годов, по мнению писателя, - явление закономерное для советской' страны, она естественное I звено причинно-следственной связи. ,

Важное место в собственно авторской системе смыслов» и образов занимают религиозно-философские' аспекты. Война, обострила' осознание необходимости Божественной силы, способной вмешаться в земные дела. Являясь- продолжателем классических традиций1 утверждения идей, восходящих к христианской этике, Астафьев выстраивает свою концепцию» трагического. Он подчёркивает трагическое положение бойца-красноармейца, I вынужденного защищать советскую систему, которая попрала всё Божеское.

Насильственное отлучение русского народа« от православной традиции - источник всех глобальных катастроф XX века, убеждён писатель. В: Астафьев связывает российские беды с октябрьским переворотом. Революция 1917 года обрекла человека на жизнь вне Бога, безОтцовщину. Искоренение православных традиций привело советских'людей к сиротству гражданскому.

Авторская мысль, что война оскверняет мир, человека как Божье создание, пронизывает весь роман. Безбожие - нравственная«. беда, когда исчезает из жизни человека сама вероятность-творения, свобода духовного наполнения. Оно, проникло в сознание советского человека, исказило* органичное-восприятие-мира. Богооставленность людей, их отъединённость от Высших сил тревожит писателя*. Убеждение Астафьева, что мир полош Божественного начала, позволяет признать тщетность военных противостояний.

Религия для художника - это, прежде всего, нравственные постулаты, веками хранившие святую - Русь, источник духовно-нравственной силы, возможность преодоления-земных тягот. Православная идея, реализованная в романе, - опора писательского- размышления о трагической истории > человечества. Сложность религиозного восприятия автора составляет переплетение богоборчества-, и богоискательства. Очевидные в этом плане поиски'усматриваются несмотря на противоречия. Астафьев ведёт героев, к

Богу, к вере как единственному спасению в смертельных условиях войны. Трагические обстоятельства при этом способствуют нравственному преображению, духовному укреплению воюющих.

Между воинской доблестью и православной святостью на Руси исстари существовала незримая связь, которую невозможно осилить одним разумом. В смертельной стихии бойцы-красноармейцы проявляли лучшие душевные качества, находили в себе силы противостоять трагическим обстоятельствам войны.

Анализ произведений В. Астафьева последнего периода позволяют сделать вывод об активизации авторской позиции, реализовавшейся, прежде всего, через автора-повествователя: в его оценочно-идеологических заключениях, публицистических отступлениях, обращениях, сентенциях, восклицаниях, риторических вопросах.

Трагический аспект произведения усиливает звучание «вечных» тем, характерной для русской прозы. От больших художников исходят огромные творческие импульсы, которые другими авторами позже претворяются в художественные традиции. «Если и есть в русской прозе традиция, то это традиция поиска большой мысли, стремления к анализу человеческой ситуации более исчерпывающему, чем тот, что доступен сегодня, традиция поиска лучших средств, позволяющих отбить атаку реальности»1, - писал И. Бродский. Художественные достижения Н.В. Гоголя, Н.С. Лескова, Ф.М. Достоевского, И.А. Бунина и других классиков отечественной литературы в осмыслении назначения человеческой жизни были продолжены В.П. Астафьевым. Писатель следует их традициям в постижении истории, в изображении человека. Наследие русской литературы повлияло на мировоззрение художника, предопределило художественные ориентиры писательского пути.

1 Бродский И. Поклониться тени. Эссе. - СПб.: Азбука-классика, 2006. - С. 70.

Духовным предтечей трагического в творчестве В.П. Астафьева явился Н.В. Гоголь, воспринимающий мир, исполненным трагизма. Художественные образы, созданные классиком, оживают в новых исторических условиях, не теряют своей значимости и сегодня. Как и Гоголю, Астафьеву свойственны неизживаемое отчаяние, проявления субстанциональной безнадёжности, мучительного антиномизма.

Астафьеву присуща гоголевская риторичность. Писательские размышления о судьбе отечества отмечены несказанной глубиной трагизма и неизбывной верой в будущее величие России. Обращаясь к ней, Н.В. Гоголь надеялся на отклик: «Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа»1. И не случайно эпистолярный дневник Астафьева, запечатлевший доверительный разговор близких по духу сердец, озаглавлен «Нет мне ответа

Но упование Гоголя на Божье веление, надежда на грядущее, исполненного добродетели, сохраняет твёрдость авторского убеждения: «Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу друге народы и государства»2. Несмотря на трагичность мировосприятия, Астафьев, как и его предшественник прошлого столетия, верил в будущее родины.

Художник затрагивает острые социальные противоречия современного мира, пытаясь идти в этих вопросах вслед за Ф.М. Достоевским. Обоих авторов роднит тема духовного возрождения человека, поиск веры как первоосновы существования.

В «Проклятых и убитых» оживают традиции Л.Н. Толстого. Аллюзии и реминисценции из творчества Л.Н. Толстого вводят в книгу мотивы

1 Гоголь Н.В. Мёртвые души / Гоголь Н.В. Собр. соч. в 6 томах. Т. 5. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959.-С. 260.

2 Там же. вечности. Прозаик продолжает толстовские размышления о преобладании стихийного начала на войне, прослеживает мысль о нравственном колебании войска, которое предопределяет участь сражения.

В литературоведении отмечено влияние И.А. Бунина на художественное мироощущение В.П. Астафьева. Близость этих художников очевидна: их произведения - о России, её непростой судьбе. Автор «Проклятых и убитых» искал ответы на мучительные вопросы современности, учитывая опыт своего предшественника. Безграничная любовь к многострадальному отечеству, где когда-то бились полки Игоревы; полная острых противоречий современность, вмещающая в себя непостижимую древность; упоённое созерцание Божественного бытия; молитвенное отношение к слову - всё это позволяет говорить об Астафьеве как о продолжателе бунинских традиций, которые широко воплотились в романе «Прокляты и убиты».

Приведённые нами материалы исследования позволяют сделать вывод о том, что авторская концепция трагического реализуется в размышлениях о судьбе России, всего мира. Художник опирается на христианское учение, а также предшествующую философскую и литературную традицию, выстраивает своё собственное «откровение», создаёт грандиозное повествование, раскрывающее агрессию наступающего времени. Трагическая история страны вызывала у Астафьева обоснованную тревогу, ибо так мало осталось сплачивающих ценностей у русского народа. Объединит нацию, по мнению писателя, обращение к православной мысли, сохраняющей человеческое сердце в духовно-нравственной чистоте. Астафьев, осмысливая процессы, происходившие в современном мире, суть которых сводилась к разрушению культуры, уничтожению духовности, размышлял о возможности возрождения России.

Значение романа в истории литературы о войне огромно. Своей книгой писатель заявил о праве ветеранов на правду, отстоял их честь. В ней

164 сконцентрирован духовный опыт художника, его нравственные и эстетические убеждения, философия жизни и творчества.

Роман Виктора Астафьева «Прокляты и убиты», открывший подлинный масштаб катастрофического, запечатлевший массовую гибель людей, нравственную смерть, растрату души на дорогах войны, духовное угасание, есть мощное утверждение неизбывности мира, неистощимости животворящей силы земли, вечной гармонии Вселенной.

Трагический аспект, ставший стержневым в «Проклятых и убитых», даёт возможность отнести эту книгу к наиболее значимым в мировой литературе о войне.

Дальнейший анализ произведения с точки зрения трагического диктует несколько подходов, суть которых заключается в соотнесении романа Астафьева и обширного наследия русской классической литературы, в основе которого - поиск ответа на вечные вопросы, обращение к человеку.

Постижение трагического в национальной и мировой истории позволит также рассмотреть произведения писателя в контексте эстетических и религиозно-философских исканий XX века.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Британ, Элла Леонидовна, 2012 год

1. Астафьев В.П. Собрание сочинений в пятнадцати томах. -Красноярск: Произв.-изд. комбинат «Офсет», 1998. Т. 12. - 607 е.; Т. 13 -733 е.; Т. 15-509 с.

2. Астафьев В.П. На Вологодчине / Собрание сочинений в 15 тт. Т. 12. Публицистика. Красноярск: Произв.-изд. комбинат «Офсет», 1998. -607 с.

3. Астафьев В.П. Печальный детектив / Астафьев В.П. Сочинения: В 2 т. Т. 2. Печальный детектив: Роман. Рассказы. Затеей. Екатеринбург: У-Фактория, 2003. - 624 с.

4. Астафьев В.П. Вечерние раздумья / Астафьев В.П. Последний поклон: Повесть в рассказах. М.: Молодая гвардия, 2003. - 800 с.

5. Астафьев В. Военные страницы: повести и рассказы. — М.: Молодая гвардия, 1986. -460 с.

6. Астафьев В.П. Звездопад / Астафьев В.П. Пастух и пастушка; Звездопад; Обертон; Из тихого цвета. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. - 394 с.

7. Астафьев В.П. Комментарии к повести «Последний поклон» / /Астафьев В. Последний поклон. М.: Молодая гвардия, 2003. - С. 796-798.

8. Астафьев В.П. Комментарии к роману «Прокляты и убиты» / Астафьев В.П. Прокляты и убиты. М.: Эксмо, 2005. - С. 767 - 794.

9. Астафьев В.П. Людочка / Астафьев В.П. Улыбка волчицы: Повесть, роман, рассказы. М.: Книжная палата, 1990. - 381 с.

10. Астафьев В.П. Обертон / Астафьев В.П. Пастух и пастушка; Звездопад; Обертон; Из тихого цвета. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. - 394 с.

11. Астафьев В.П. Ода русскому огороду / В.П. Астафьев. Восьмой побег: Повесть, рассказы. М.: Эксмо, 2007. - 640 с.

12. Астафьев В.П. Пастух и пастушка / Астафьев В.П. Пастух и пастушка; Звездопад; Обертон; Из тихого цвета. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. - 394 с.

13. Астафьев В.П. Пир после победы / Астафьев В.П. Последний поклон. М.: Молодая гвардия, 2003. - 800 с.

14. Астафьев В. Последний поклон: Повесть в рассказах. М.: Молодая гвардия, 2003. - 800 с.

15. Астафьев В.П. Прокляты и убиты. М.: Эксмо, 2005. - 800 с.

16. Астафьев В. Пролётный гусь / Астафьев В. Ловля пескарей в Грузии. М.: Эксмо, 2010. - 640 с.

17. Астафьев В. Сибиряк / Астафьев В. Печальный детектив. Роман, рассказы, новеллы, очерк. Л.: Лениздат, 1989. 366 с.

18. Астафьев В. Трофейная пушка. / Астафьев В. Восьмой побег: Повесть, рассказы,- М.: Эксмо, 2007. 640 с.

19. Астафьев В.П. Царь-рыба: Повествование в рассказах. М.: Детская литература, 2006. - 429 с.

20. Интервью, переписка, выступления В.П. Астафьева

21. Астафьев В.П. Автобиография // Урал. 2004. - №5. - С. 3 -13.

22. Астафьев В. П. Весёлый солдат с грустными глазами: Виктор Астафьев в Прикамье беседу вела Т. Черепанова. // Пермские новости. 1997. - 19 сентября. - С. 3.

23. Астафьев В.П. Виктор Астафьев о войне и мире // День и ночь. 2005. - № 3 - 4. - С. 2 - 10.

24. Астафьев Виктор. . Будет востребована правда .: Письмо Светлане Новиковой // Новый мир. 2004. - № 11. - С. 153 - 155.

25. Астафьев В. Возвратимся к добру! // Труд. 1989. - 16 мая. -С. 5.

26. Астафьев В. Война самое большое несчастье в моей жизни // Комсомольская правда. - 1995. - 7 мая. - С. 4.

27. Астафьев В.П. Война. Современный фашизм. Преступность. Литература: (интервью писателя для радиостанции «Радио России») // День и ночь. 2002. - №7 - 8. - С. 3.

28. Астафьев В.П. Время расплаты // Красноярский рабочий. -1996. 3 Февраля. - С. 8 - 9.

29. Астафьев В. Душа не терпит суеты. Интервью М. Николаевой // Красноярский рабочий. 1988. - 30 декабря. - С. 3.

30. Астафьев В. Есть такое, о чём я никогда не напишу . // Московские новости. 1997. - 19 - 26 октября. - С. 10.

31. Астафьев В. За этот пир заплачено сполна .II Красноярский рабочий. 1990. - 9 мая. - С. 1.

32. Астафьев В. Защити добро // Комсомольская правда. 1986. -25 мая.-С. 3.

33. Астафьев В. . И тревожит, тревожит память: О проблемах перестройки // Правда. -1991.-9 февраля. С. 4.

34. Астафьев В. К жизни без врага и без ненависти: Анкета «ЛГ» // Литературная газета. - 1995. - 9 мая. - С. 3.

35. Крест бесконечный. В. Астафьев В. Курбатов: Письма из глубины России. - Иркутск: Издатель Сапронов, 2002. - 512 с.

36. Астафьев В.П. Мы должны знать правду о солдате / беседу вели А. Зябрев, В. Нелюбин. // Сельская новь. 1995. - № 5. - С. 6 - 7.

37. Астафьев В. Надсаженный мы народ // Труд. 1997. - 30 мая. -С. 8

38. Астафьев В. Не знает сердце середины // Правда. 1989. - 30 июня. - С. 2.

39. Астафьев В.П. Нет мне ответа . Эпистолярный дневник 1952 2001. - Иркутск: Издатель Сапронов, 2009. - 717 с.

40. Астафьев В. Об одном горьком покаянии // Алтай. 1993. - № 5.-С.7-9.

41. Астафьев В. Память сердца // Литературная газета. 1978. -15 ноября. - С. 7.

42. Астафьев В. Пересекая рубеж //Вопросы литературы. 1974. -№11.-С. 224.

43. Астафьев В.П. Печальный монолог Астафьева // Век. 2002. -№ 1-2.-С. 9.

44. Астафьев В.П. Попытка исповеди // Российская газета. -2001.- 6 ноября. С. 3.

45. Астафьев В. Прощаюсь .II Урал. 2004. - № 5. - С. 18.

46. Астафьев Виктор. Расскажу о себе сам // Российская газета. -2004.-30 апреля.-С. 7.

47. Астафьев В.П. Созидать милосердие и братство . // Литературная газета. 1990. - 26 сентября. - С. 4, 7.

48. Астафьев В. Так хочется жить: разговор на фоне новой книги. Беседа с В.П. Астафьевым И. Ришиной // Литературная газета. 1995. - 8 февраля. - С. 3.

49. Астафьев В. Хватит строить тюрьму. Беседа писателя Виктора Астафьева с читателями «Красноярского рабочего» // Красноярский рабочий. 1997. - 1 марта. - С. 8 - 9.

50. Астафьев В. П. Хочу, чтобы Россия называлась Россией (Размышления писателя о судьбе России) // Литературная Россия. -1990.-30 ноября.-С. 6.

51. Астафьев В.П. Час России. Интервью редакции «Литературная учёба» //Литературная учёба. 1990. - №2. - С. 3 - 11.

52. Астафьев В.П. Человек к концу века стал ещё более одиноким (выступление на научно-практической конференции «Современная литература: критерий ценности») //Литературная газета. 1997. - 2 июля. - С. 10.

53. Это сложное время . Беседа с Виктором Астафьевым Евгения Шкловского // Литературное обозрение. 1986. - № 3. - С. 65 -73.

54. Астафьев В.П. Я последний, кто разочаруется в человеке // Известия. - 1997. - 6 декабря. - С. 1.

55. Астафьев В.П. Я старше многих на войну, а значит на сто лет // Российская газета. - 1998. - 13 января. - С. 3.

56. I. Художественные произведения других авторов

57. Гоголь Н.В. Мёртвые души / Гоголь Н.В.Собр. соч. в 6 томах. Т. 5. -М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959.-575 с.

58. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы / Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 15 т. Т. 9. Л.: Наука, 1991. - 697 с.

59. Платонов А. Сокровенный человек / Платонов А. Избранныепроизведения: Рассказы. Повести. М.: Мысль, 1984. - 653 с.* *

60. Бродский И. Поклониться тени. Эссе. СПб.: Азбука-классика, 2006. - 254 с.

61. Ерофеев В. Русские цветы зла. М.: Зебра Е: ЭКСМО, 2001. -558 с.

62. Пастернак Б. Письма к родителям и сёстрам. 1907 1960. -М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 896 с.

63. Солженицын А.И. Россия в обвале. М.: Русский путь, 2009. - 203 с.171

64. Философская и религиозная литература

65. Аристотель. Сочинения в 4-х тт. Т. 3. М.: Мысль, 1984. 613 с.

66. Бердяев H.A. Духи русской революции / Бердяев H.A. О русских классиках. М.: Высшая школа, 1993. - 368 с.

67. Бердяев H.A. О «Литературном распаде» / Бердяев H.A. О русских классиках. М.: Высшая школа, 1993. - 368 с.

68. Бердяев H.A. Русские богоискатели / Бердяев H.A. О русских классиках. М.: Высшая школа, 1993. - 368 с.

69. Бердяев H.A. Царство духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995.-382 с.

70. Выготский Л. С. Анализ эстетической реакции / Психология искусства. М.: Искусство, 1965. 392 с.

71. Выготский Л. С. Искусство и жизнь / Психология искусства. М.: Искусство, 1965. 392 с.

72. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4-х тт. Т. 3. М.: Мысль, 1971. 647 с.

73. Ильин И.А. Основное нравственное противоречие войны / Ильин И.А. Собр. соч. в 10 т. Т. 5. М.: Русская книга, 1995. - 608 с.

74. Ильин И.А. Духовный смысл войны / Ильин И.А. Родина и мы. Смоленск: Посох, 1995. - 511 с.

75. Лихачёв Д.С. Нельзя уйти от самих себя . Историческое самосознание и культура России // Новый мир. 1994. - № 6. - С. 113120.

76. Лихачёв Д.С. Россия // Литературная газета. 1988. - 12 октября. - С. 18.

77. Русская идея / Сост. и авт. вступ. статьи М.А. Маслин. М.: Республика, 1992. - 494 с.

78. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. СПБ.: ДАРЪ, 2005. -492 с.* *

79. Библия. Новый Завет. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. -537 с.

80. Великие старцы двадцатого столетия. М.: Артос-Медиа, 2007. - 670 с.

81. V Литература о жизни и творчестве В. П. Астафьева

82. Архангельская H.H. Заметки на полях последних рассказов В. Астафьева // Вестник Тамбовского ун-та. Сер.: Гуманит. науки. — Тамбов, 2004. Вып. 2. - С. 61 - 68.

83. Астафьевские чтения: (17 18 мая 2003 г.). Вып. 2. - Пермь: Мемориал, 2004. - 219 с.

84. Барташевич Л. Идущие вослед должны знать правду // Север. 1999. -№9.-С. 145- 149.

85. Беляков С. Проклятие Виктора Астафьева: Виктор Астафьев. Прокляты и убиты. Роман // Урал. 2005. - № 5. - С. 294 - 299.

86. Большакова А.Ю. В. Астафьев: канон и его модификация / А. Большакова // Русская деревенская проза XX века: Код прочтения. — Шумен: изд-во Шумен, ун-та «Аксиос», 2002. С. 126 - 140.

87. Болыпакова А.Ю. Феномен деревенской прозы // Русская словесность. 1999.-№3.-С. 15-19.

88. Букаты Е.М. Жанр повествования в творчестве В. Астафьева /. Е. Букаты // Проблемы литературных жанров. Томск, 2002. - Ч. 2. - С. 218-222.

89. Букаты Е.М. Мифологема воды в романе В. Астафьева «Прокляты и убиты» // Труды Второй Сибирской школы молодого учёного. -Томск, 2000. Т. 5: Общее языкознание. Русский язык и литература. -С. 143- 145.

90. Букаты Е.М. Поэтика художественного пространства. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008. - 104 с.

91. Вахитова Т.М. Народ на войне (Взгляд Астафьева из середины 90-х. Роман «Прокляты и убиты») // Русская литература. 1995. - № 3. - С. 114-129.

92. Виктор Петрович Астафьев: (К 75-летию со дня рождения): Библиограф, указ. / Гос. универс. науч. б-ка Красноярского края; б-ка пос. Овсянка; сост. Н.Я. Сакова, В.Ф. Фабер. Красноярск, 1999. - 224 с.

93. Викторук E.H. Неоклассическая этика В.П. Астафьева: монография. -Красноярск: СибГТУ, 2006. 167 с.

94. Гайдаш О.Н. Отражение православного мироощущения в творчестве В.П. Астафьева // Дар слова: Виктор Петрович Астафьев: (к 85-летию со дня рождения). Иркутск: Издатель Сапронов, 2009. - С. 616 - 620.

95. Гончаров П.А. «Ода русскому огороду» в контексте прозы В.П. Астафьева 1970 1990-х годов // Стародуб: Астафьевский ежегодник: материалы и исследования: вып. 1. - Красноярск: Изд-во Сиб. гос. фед. ун-т, 2009. - С. 92- 100.

96. Гончаров П. А. О периодизации творчества В. Астафьева // Филологические науки. 2003. - № 6. - С. 20 - 27.

97. Гончаров П.А. От «Печального детектива» к «Весёлому солдату»: стилевые доминанты прозы Астафьева // Вестник ТГУ. Тамбов, 2002. -вып. 1.-С. 37-45.

98. Гончаров П. А. «Снятие покровов»: специфика позиции автора в романе В. Астафьева «Прокляты и убиты» // Вестник Тамб. ун-та. Сер.: Гуманит. науки. Тамбов, 2001. - Вып. 1. - С. 58 - 63.

99. Гончаров П.А. Творчество В.П. Астафьева в контексте русской литературы второй половины XX века. Мичуринск: МГПИ, 2006.-265 с.

100. Давыденко Т, Ярошевская В. Прощание. Последний поклон Виктору Астафьеву. Красноярск: Ситалл, 2002. - 156 с.

101. Дедков И.А. Объявление вины и назначение казни // Дружба народов. 1993. -№ 10. - С. 185-220.

102. Дунаев М.М. Православие и русская литература. М.: Мысль, 2001.-735 с.

103. Дюжев Ю. Убиты и прокляты // Север. 1994. - № 5 - 6. - С. 150- 157.

104. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. -Петрозаводск: Изд-во Петрозаводский гос. ун-т, 1995. -287 с.

105. Есаулов И.А. Сатанинские звёзды и священная война: современный роман в контексте русской духовной традиции // Новый мир. 1994. - № 4. - С. 224 - 239.

106. Золотусский И.П. Убиты и воскрешены. Заметки о романе Виктора Астафьева // Литература в школе. 2005. - № 4. - С. 2 - 5.

107. Зубков В.А. Изболевшаяся душа (В. Астафьев после «деревенской» прозы // Дар слова: Виктор Петрович Астафьев (к 85-летию со дня рождения). Иркутск: Издатель Сапронов, 2009. - С. 378 -394.

108. Зубков В. Разрыв. Виктор Астафьев после «деревенской» прозы // Урал. 2005. - № 5. - С. 267 - 275.

109. Казанцева И.А. Творчество В. Астафьева в контексте религиозной традиции // Художественные традиции в русской культуре: к 80-летию проф. A.B. Гончаровой: сб-к науч. тр. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003. - 162 с.

110. Килундин М. «Прокляты и убиты»: роман предупреждение? // Грани. - 1996. - № 180. - С. 309 - 312.

111. Куняев С. И свет и тьма: К 80-летию писателя Виктора Астафьева // наш современник. 2004. - № 5. - С. 209 - 217.

112. Курбатов В. Грозная сила отрицания // Литературная газета. -1995. 23 августа. - С. 4.

113. Курбатов В.Я. Нечаянный портрет. Время в зеркале одного дневника. Иркутск: Издатель Сапронов, 2009. - 430 с.

114. Курбатов В.Я. Последняя Победа. Слово о Викторе Астафьеве при вручении премии А.И. Солженицына // Студенческий меридиан. -2009.-№7.-С. 58-59.

115. Курбатов В. Чувство первосотворения // Север. 1976. - №12. С. 120- 124.

116. Ланщиков А.П. Виктор Астафьев. М.: Просвещение, 1992. -157 с.

117. Лейдерман Н.Л. Крик сердца: (творческий облик Виктора Астафьева) // Русская литература XX века в зеркале критики: хрестоматия / С.-Петерб. гос. ун-т, филол. фак. М.: Академия; СПб.: филол. фак. СПбГУ, 2003. - С. 375 - 408.

118. Маркова О.О. Образ автора в романе В.П. Астафьева «Прокляты и убиты» // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов. Волгоград, 2005. - С. 619 - 623.

119. Михайлюк В.М. Великий труженик пера // Урал. 2004. - №5.-С. 54-58.

120. Морозова Л., Лаперуз С. Индивидуализм и соборность // Москва. 1996.-№9.-С. 15-18.

121. Мяло К. Мёртвых проклятья // Наш современник. 1995. - №6. -С. 186-199.

122. Немзер A.C. Исчадье божье // Сегодня. 1994. - 22 декабря.

123. Немзер А. Литературное сегодня. О русской прозе. 90-е. М.: Новое лит. обозрение, 1998. - 431 с.

124. Оляндер Л.К. Россия в творчестве Виктора Астафьевапостсоветской эпохи: вечное и временное // Изменяющаяся Россия 178изменяющаяся литература: художественный опыт XX начала XXI веков. - Саратов, 2006. - С. 316 - 320.

125. Река жизни Виктора Астафьева (По страницам публикаций) / Сост. В.Г. Швецова. Красноярск: ИПЦ «КАСС», 2010. - 528 с.

126. Перевалова C.B. Особая география памяти (Образ автора в русской прозе 1970 1980-х годов - В.П. Астафьев, В.Г. Распутин, B.C. Маканин). - Волгоград: Перемена, 1997. - 240 с.

127. Перевалова C.B. Творчество В.П. Астафьева. Волгоград: Перемена, 1997. - 85 с.

128. Плюхин В.И. Поэтика писателя и литературная критика (В.П. Астафьев) // Вестник Хакасского гос. ун-та им. Н.Ф. Катанова. Серия 5. Литературоведение. Языкознание. Абакан, 1998. - С. 23 - 25.

129. Поль Д. Российское общество в прозе Родионова и Астафьева // Литературная учёба. 2007. - № 2. - С. 74 - 84.

130. Ростовцев Ю. Писать как хочется, как должно . Страницы из жизни Виктора Астафьева // Студенческий меридиан. - 2003. - № 10.-С. 58-63.

131. Рудалев А. Оправдание человека: По роману Виктора Астафьева «Прокляты и убиты» // День и ночь. 2005. - № 3 - 4. - С. 241-246.

132. Слово В.П. Астафьева // Первые Астафьевские чтения в г. Красноярске: Материалы Всероссийской конференции 28 29 апреля 2004 г. Вып. 1. - Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2005. - 521 с.

133. Смирнова А. И. Культурный контекст творчества В.П. Астафьева // Стародуб: Астафьевский ежегодник: материалы и исследования: вып. 1. Красноярск: Изд-во Сиб. гос. фед. ун-т, 2009. -С. 82-91.

134. Смирнова JI.A. Постижение духовной природы человека: В. Белов, В. Астафьев, Б. Можаев // Литература в школе. 1995. - № 4. -С. 35-42.

135. Соколова Л.В. Роман В. Астафьева «Прокляты и убиты» и традиция древнерусской литературы // Русская литература XX XXI веков: проблемы теории и методологии изучения. - М., 2004. - С. 382 -384.

136. Солженицын А.И. Виктор Астафьев. Из «Литературной коллекции», 2005 // Российская газета. 2009 г. - 27 апреля. - С. 1,7.

137. Соловьёва Л.В. Трансформация темы войны в творчестве В.П. Астафьева // Филологический вестник. Литературоведение. Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2005. - С. 57 - 68.

138. Сохряков Ю.И. Национальная идея в отечественной публицистике XIX начала XX вв. - М.: Наследие, 2000. - 254 с.

139. Сурганов В.А. Астафьев снова пишет о войне // Литературное обозрение. 1993. - № 9/10. - С. 3 - 10.t

140. Сурганов Be. Побег на плацдарм // Литературное обозрение. -1995.- №3. С. 95-98.

141. Топер П.М. Ради жизни на земле. М.: Советский писатель, 1971.-440 с.

142. Троицкий Е.С. Что такое соборность? М.: Б.и., 1993. - 104 с.

143. Туранина H.A. Особенности метафорического контекста в романе В.П. Астафьева «Прокляты и убиты» / H.A. Туранина, H.A. Менжинская // Актуальные проблемы изучения литературы на перекрёстке эпох. Белгород, 2006. - С. 180 - 185.

144. Фаст Г.Г. С ним уходит вся эпоха // Сб-к «И открой в себе память .»: воспоминания о В.П. Астафьеве: материалы к биографии писателя. Красноярск: Красноярский гос. ун-т, 2008. - С. 174 - 175.

145. Холодкова Е.К. Роль внесюжетных элементов в романе В.П. Астафьева «Прокляты и убиты» // Вестник МГОУ, Серия «Русская филология». № 2. - М.: Издательство МГОУ, 2007. - С. 314 - 316.

146. Холодова З.Я. Роман В.П. Астафьева «Прокляты и убиты»: разрушение стереотипов // Проблемы школьного и вузовского анализа литературного произведения в жанрово-родовом аспекте. Иваново, 2006.-С. 173 - 179.

147. Цветова Н.С. Апокалипсис по Астафьеву // Современная филология: актуальные проблемы, теория и практика: сб. материалов II международной научн. конф. Красноярск: Изд-во Сиб. гос. фед. ун-т, 2007. -403 с.

148. Цветова Н.С. Образ мира и человека в прозе В.П. Астафьева // Универсалии культуры: опыт дискурсного анализа. Красноярск: СФУ, 2007.-С. 94-107.

149. Чалмаев В.А. На войне остаться человеком. Фронтовые страницы русской прозы 60 90-х годов. - М.: МГУ, 2000. - 122 с.

150. Чеканова C.B. Принципы изображения войны в романе В.П. Астафьева «Прокляты и убиты» // Актуальные проблемы современного литературоведения. М., 1997. - С. 90 - 92.

151. IV Астафьевские чтения в Красноярске: национальное и региональное в русском языке и литературе. 12-13 сентября 2006 г. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск: КГГГУ им. В.П. Астафьева, 2007. - 510 с.

152. Шлёнская Г.М. Астафьев и Бунин // Стародуб: Астафьевский ежегодник: материалы и исследования: вып. 1. Красноярск: Изд-во Сиб.гос. фед. ун-та, 2008: - С. 68 - 81.

153. Штокман И.Г. Чёрное зеркало // Москва. 1993; - № 4. - С. 47-52.

154. VI Исследования по истории и теории литературы

155. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: «Искусство», 1979. -424 с.

156. Ваняшева М. Последний луч трагической зари . // Дискуссии о трагедийности искусства в 20 30 -х годах // Вопросы литературы. - Вып. 4. - 1993. - С. 38 - 46.

157. Введение в литературоведение / Под ред. Чернец Л.В. М.: Высшая школа, 2006. - 680 с.

158. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 2005. - 286 с.

159. Иванов В.И. О существе трагедии / Иванов В.И: Лик и личины России: Эстетика и литературная теория. М.: Искусство, 1995.-С. 70 -90.

160. Корман Б.О. Избранные труды.; Теория литературы / Ред.-сост. Е.А. Подшивалова. Ижевск: Удмуртский гос. ун-т, 2006. - 551 с. ' 169: Корман Б.О. Проблема автора в художественной литературе: межвузовский сб-к науч. Работ.-Устинов: УдГУ, 1985: - 157 с.

161. Кржижановский С.Д. Поэтика заглавий:/ Собр. Соч. в 5 т. Т.4. Статьи: Заметки. Размышления о литературе и театре. — СПб.: Симпозиум, 2006. 843 с.

162. Катарсис: метаморфозы, трагического сознания / сост. и общ: ред. В.П. Шестакова. С116.: Алетейя, 2007. - 384 с.

163. Лазарева М.А. Критерии трагического в теоретической системе мышления // Вестник Московского ун-та. Серия 9. Филология. 1995:-№ 2:- С. 42- 54:

164. Плеханова ИИ. Константы переходного времени: Литературный процесс рубежа XX XXI веков: монография / Плеханова И:И: - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2010. - 491 с.

165. Плеханова И.И. Преображение трагического. Иркутск: Издательство Иркутского ун-та, 2001. - 4.1. - 158 с.

166. Плеханова И.И. Метафизическая мистерия Иосифа Бродского. Под знаком бесконечности: эстетика метафизической свободы против трагической реальности. Часть II. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 2001.-302 с.

167. Пьяных М.Ф. Постижение трагического // Звезда. 1989. -№2. - С. 197 - 207.

168. Пьяных М.Ф. Трагический век в зеркале русской литературы: сб-к статей. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ.-2003.-512 с.

169. Русская проза конца XX века: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Агеносов, Т.М. Колядич, Л.А. Трубина и др.; Под ред. Т.М. Колядич. М.: Академия, 2005. - 420 с.

170. Русское литературоведение в новом тысячелетии. Материалы 1-й Международной конференции «Русское литературоведение в новом тысячелетии». В 2 тт. Т.2. М.: Издательский дом «Таганка», 2003.-416 с.

171. Рымарь Н.Т. Поэтика романа / Под ред. С.А. Голубкова. -Куйбышев: Изд-во Саратовского ун-та: Куйбышев, фил, 1990. 252 с.

172. Рымарь Н.Т., Скобелев В.П. Теория автора и проблема художественной деятельности. Воронеж: Логос-ТРАСТ, 1994. - 262 с.

173. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. -М.: Художественная литература, 1972. 543 с.

174. Теория литературы: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. Т. 1 : Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. -М.: Академия, 2004. 512. с.

175. Топер П.М. Трагическое в искусстве XX века // Вопросы литературы. 2000. - №2. - С. 3 - 46.

176. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2005. -405 с.

177. VII Диссертационные работы и авторефераты

178. Авчинникова H.H. Проза Виктора Астафьева (проблемы творческой индивидуальности писателя): Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1996.

179. Авчинникова H.H. Проза Виктора Астафьева (проблемы творческой индивидуальности писателя): Дис. . канд. филол. наук. -М., 1996.

180. Большакова А.Ю. Художественное претворение нравственной проблематики в прозе В. Астафьева: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1989.

181. Большакова А.Ю. Художественное претворение нравственной проблематики в прозе В. Астафьева: Дис. . канд. филол. наук. М., 1989.

182. Варламов А. Н. Апокалиптические мотивы в русской прозе концаXXвека: Дис. канд. фолол. наук. М., 1997.

183. Гончаров П.А. Творчество В.П. Астафьева в контексте русской прозы второй половины XX века.: Автореф. дис. . д-ра филол. наук. Тамбов, 2004.

184. Гончаров П.А. Творчество В.П. Астафьева в контексте русской прозы второй половины XX века.: Дис. . д-ра филол. наук. -Тамбов, 2004.

185. Жибуль В.В. Природа трагического и художественный опыт современной белорусской прозы о Великой Отечественной войне: Автореф. дис . канд. филол. наук. Минск, 1984.

186. Жибуль В.В. Природа трагического и художественный опыт современной белорусской прозы о Великой Отечественной войне: Дис . канд. филол. наук. Минск, 1984.

187. Золотухина О.Ю. Религиозный поиск В.П. Астафьева в контексте творческой эволюции писателя. Автореф. дис. канд. филол. наук. Абакан, 2010.

188. Малаховская М.В. Формы и функции публицистичности в поздней прозе В.П. Астафьева (1980 1990-е годы): Автореф. дис. . канд. филол. наук. -М., 2010.

189. Осипова A.A. Концепт «Смерть» в русской языковой картине мира и его вербализация в творчестве В.П. Астафьева 1980 1990-х гг.: Дис. . канд. филол. наук. — Магнитогорск, 2005.

190. Соколова JI.B. Духовно-нравственные искания писателей-традиционалистов второй половины XX века (В. Шукшин, В. Распутин, В. Белов, В. Астафьев): Дис. . д-ра филол. наук.- СПб., 2005.

191. Субботкин Д.А. Конфликт «своего» и «чужого» мира в произведениях В.П. Астафьева как реализация бинарной и тернарной структур: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Красноярск, 2007.

192. Хасанова Г.Ф. Военная проза конца 1950-х середины 1980-х гг. в контексте литературных традиций: Автореф. . дис. канд. филол. наук. - Орёл, 2009.

193. Холодкова Е.К. Концепция национального характера в прозе В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и Б.П. Екимова 1990-х начала 2000-х гг.: Автореф. . дис. канд. филол. наук. -М., 2009.

194. VIII Словари, справочники, энциклопедии

195. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.З. М.: «Русский язык», 1982. - 555 с.

196. Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. В.А. Мануйлов. М.: Сов. энциклопедия, 1981. - 784 с.

197. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Глав. ред. и сост. Николюкин А.Н. М.: Интелвак, 2001. - 1600 с.

198. Полная популярная иллюстрированная библейская энциклопедия Архимандрита Никифора. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Фирма «Издательство ACT», 2000. - 717 с.

199. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. Репринтное воспроизведение издания 1880 года. -М.: Совместное Советско-Канадское предприятие «Книга принтшоп», 1990. 607 с.

200. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М.: Акад. проект, 2001. - 989 с.

201. Энциклопедия символов /Сост. В.М. Рошаль. М.: ACT; СПб.: Сова, 2005. - 1007 с.1. Internet ресурсы

202. Стеценко В. Вспоминая Астафьева // Московский вестник, 2008. № 3, № 4. Режим доступа: http: // www. mosvestnik. ru, свободный. -Загл. с экрана.

203. Митрофанов Г. О романе «Прокляты и убиты» // Из фондов радио «Град Петров» // Студия «Град Петров», 2007. Электронный носитель.