Концепция национального характера в прозе В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и Б.П. Екимова 1990-х - начала 2000-х гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Холодкова, Екатерина Константиновна

  • Холодкова, Екатерина Константиновна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 170
Холодкова, Екатерина Константиновна. Концепция национального характера в прозе В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и Б.П. Екимова 1990-х - начала 2000-х гг.: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2009. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Холодкова, Екатерина Константиновна

Введение.

Глава I Нравственно-этические основы национального характера и их трансформация в прозе В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и Б.П. Екимова 1990-х - начала 2000-х гг.

1.1. Религиозность и православная соборность как национальные традиции русского народа.

1.2. Национальные особенности (странничество, совестливость, душевность, порочность, связь с корнями и др.).

Глава II Типология героев в произведениях В.П. Астафьева,

В.Г. Распутина и Б.П. Екимова 1990-х - начала 2000-х гг.

2.1. Тип мужского характера в прозе В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и Б.П. Екимова.

2.2. Особенности изображения женского характера в произведениях

В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и Б.П. Екимова.

2.3. Трагедия сиротства в процессе нравственного формирования личности.

2.4. Старики как воплощение лучших черт характера нации.

Глава III Художественное воссоздание национального бытия в прозе

В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и Б.П. Екимова 1990-х -начала 2000-х гг.

3.1. Дом как национальный микрокосмос.

3.2. Двор и базар в народном бытии.

3.3. Еда и ее национальные особенности.

3.4. Русские национальные традиции погребения умерших в произведениях В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и Б.П. Екимова.

3.5. Поэтика имени: фамилии, имена, отчества, клички.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепция национального характера в прозе В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и Б.П. Екимова 1990-х - начала 2000-х гг.»

Национальный характер - понятие историческое. Динамика его развития раскрывается через образ литературного героя, наделенного теми или иными типическими качествами, определяющими не только трансформацию персонажа, но и бытие, и самосознание народа. В связи с общественно-историческими преобразованиями он может приобретать или терять некоторые признаки, формируя при этом свою индивидуальность. Национальный характер претерпевает изменения, но они не могут разрушить сути его основополагающего нравственно-психологического ядра.

Сам термин «характер» возник в Древней Греции. В переводе (греч. Character - черта, особенность) он обозначал «определенность образа: социальная, национальная, бытовая, психологическая. Если тип - это проявление общего в индивидуальном, то характер - прежде всего индивидуальное»1.

Его первоначальный смысл был близок значению слова «тип» (схематическое воспроизведение какой-то одной человеческой черты). Это определение ввел в эстетику Аристотель: «<.> действие совершается действующими лицами, которые необходимо должны быть каковы-нибудь по характеру» . Лицо имеет характер, если обнаруживает в речах или поступках какой-либо выбор. Характеры должны быть сообразными (для женщин мужество и сила несообразны), похожими (не уточняется, на кого) и последовательными. Однако в книге «Характеры» Феофраста, ученика Аристотеля, это слово означает людей как носителей и воплощений какого-то одного свойства, преимущественно отрицательного.

Понятие «национальный характер» появилось в Средние века в литературе

0 путешествиях, т.к. возникла необходимость отразить специфику жизни того или иного народа.

1 Литературная энциклопедия терминов и понятий / Глав. ред. и сост. А.Н.Николюкин. - М.: НПК «Интелвак», 2001. С. 1165.

2 Там же.

В 18 веке эта проблема привлекла внимание Монтескье: «Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа»1.

В России попытка научного обоснования понятия «национальный характер» была предпринята в 60-е годы XIX века, когда издается работа Штейнталя Лацаруса «Мысли о народной психологии».

Свой вклад в теоретический анализ этой проблемы внесли классики: в XIX в. - А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев («Россия и Германия»), Н.В. Гоголь («Нужно проездиться по России», «Выбранные места из переписки с друзьями»), К.С. Аксаков («О русском воззрении», «Еще несколько слов о русском воззрении»), А.И. Герцен («Prolegomena»), Ф.М. Достоевский, JI.H. Толстой; в XX в. - А.А. Блок («Народ и Интеллигенция»), М. Горький («О русском крестьянстве»), Б.К. Зайцев («Слово о Родине»), В.М. Шукшин («Нравственность есть Правда») и др.

Исследованием народного характера занимались не только писатели. Одними из первых этот вопрос начали изучать критики XIX в.:

B.Г. Белинский («Взгляд на русскую литературу 1846 года», «Россия до Петра Великого») и Н.А. Добролюбов («Черты для характеристики русского простонародья»).

По словам В.Г. Белинского, национальность «есть самобытный результат соединения людей», но «ни один народ не создал своей национальности, как не создал самого себя»2. Народ без национальности сравнивается критиком с человеком без личности; доказывается это тем, что «все нации, игравшие и играющие первые роли в истории человечества, отличались и отличаются наиболее резкою национальностию»3. Именно поэтому он указывает на необходимость отражать в литературе «индивидуальности, характерности

1 Монтескье Ш. Избранные произведения. - М., 1955. С. 412.

2 Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1846 года // Собр. соч.: В 3 т. - М., 1948. - Т.З.

C.663.

3 Там же. народа»1. Критик ратует за изображение национального характера в художественном произведении. Он требует такого показа действительности, при котором стороны внутренней и внешней жизни народа обнажены «со всеми ее типическими оттенками, красками, родимыми пятнами»2.

В.Г. Белинский настаивал на позиции правдивого изображения русского национального характера. В «Сочинениях Александра Пушкина» выразил свое понимание национального словами Н.В. Гоголя: «Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа; поэт может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами всего народа, когда чувствует и говорит так, что о соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами» .

Но критик был категорически против сведении национального к узкоэтнографическому, простонародному. Он понимал национальность в ее конкретно-исторической содержательности.

С В.Г. Белинским был согласен другой литературный критик XIX века - Н.А. Добролюбов, который тоже писал об исторической обусловленности национального характера: <«.> дурное или хорошее направление <.> зависит от обстоятельств народной жизни, а не от того, чтобы масса народа нашего принадлежала к какой-нибудь особенной породе»4.

В поисках ответа на вопрос о том, что такое «русская идея», к национальному характеру обращались русские философы. Среди них П.Я. Чаадаев («Философические письма»), B.C. Соловьев («Русская идея»), Вяч. Иванов («О русской идее»), И.Л. Солоневич («Народная монархия»), Л.П. Карсавин («Восток, Запад и русская идея»), С.Н. Булгаков («Моя Родина»), И.А. Ильин («О сопротивлении злу силою», «Россия есть живой

1 Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1846 года // Собр. соч.: В 3 т. - М., 1948. - Т.З. С.663.

2 Там же.

3 Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина// Собр. соч.: В 3 т. - М., 1948. - Т. 3. С.503.

4 Добролюбов Н.А. Черты для характеристики русского простонародья // Собр. соч.: В 3 т. - М., 1950.-Т.З. С. 107. организм», «О русской идее») и др. Неоценимый вклад в изучение этого вопроса внесли Н.А. Бердяев («Судьба России», «Истоки и смысл русского коммунизма», «Русская идея», «Душа России»), Н.О. Лосский («Характер русского народа») и В.В. Розанов («Сумерки просвещения»).

Проблема русского национального характера всегда вызывала много споров и разногласий. Представители различных идейных направлений вкладывали в это понятие свое содержание. Славянофилы (среди них А. Хомяков и И. Киреевский), например, к особенностям русского народа относили покорность, всепрощение, смирение, религиозность. По их мнению, эти черты являются залогом нравственности, цельности славянского человека, особую роль в жизни которого играла «соборность».

А М.Е. Салтыков-Щедрин считал, что невозможно целому народу дать какую-то безразличную, добродетельную маску, унифицировать его под единый и неизменный тип. Он писал об исторической обусловленности национального характера: «<.> как пороки, так и добродетели всякого народа - результат его исторического развития»1.

Значимыми для изучения национального духа являются исследования Ф.М. Достоевского, считавшего русского человека выше, благороднее и наивнее европейцев. В «Дневнике писателя» (1873) отмечается, что «самая главная, самая коренная потребность русского народа - есть потребность страдания, всегдашнего и неутолимого, везде и во всем»2. При этом «страдальческая струя проходит через всю его историю, не от внешних только о несчастий и бедствий, а бьет ключом из самого сердца народного» . По мнению Ф.М. Достоевского, у русского народа даже в счастье непременно есть часть страдания, иначе счастье для него неполно. Ф.М. Достоевский и JI.H. Толстой первыми стали призывать к смирению, считая это качество достоинством русского человека.

1 Салтыков-Щедрин М.Е. Критические статьи 1856-1857 годов. Алексей Васильевич Кольцов. -М„ 1952. С.Зб.

2 Достоевский Ф.М. Дневник писателя // Поли. собр. соч.: В 30 т. - JI., 1980. - Т.21. С.36.

3 Там же.

Еще одной национальной особенностью писатель называл религиозность и правдолюбие, а также отмечал существование другого типа русского человека, характеризующегося чрезмерностью в своем поведении, крайней степенью максимализма, порой даже экстремизма. Эту спутанность, хаос в душе русских людей Ф.М. Достоевский отразил в своих произведениях (например, в романе «Преступление и наказание»).

В XX в. о загадочной русской душе писал М. Горький. Он был убежден в светлом будущем великого народа: «В конце концов мы - лучше европейцев, потому что моложе их и можем что-то сделать.»1.

М. Горький полагал, что наступило время, когда рождается новый тип человека, пришедшего в этот мир, чтобы создать его заново. Сила воли, упорство, вольнолюбие - вот качества русского национального характера. Именно волевое начало - суть русского духа. Однако в силу векового рабства положительные черты формировались параллельно с отрицательными (например, пассивность). Это сплетение и сделало русский характер одним из сложнейших в мире.

Писатель считал русского человека удивительно талантливым, способным к гениальному: «<.> я вижу русский народ исключительно, фантастически талантливым, своеобразным» . «Даже дураки в России глупы оригинально, на свой лад, а лентяи положительно гениальны, - говорил М. Горький. - Я уверен, что по затейливости, по неожиданности изворотов, так сказать по фигурности мысли и чувства, русский народ самый благодарный материал для художника»3. Но в то же время признавал, что русская земля так богата загубленными, погибшими талантами. Как она плодотворна, сколько прекрасных всходов могла бы дать ее почва!!! Но вечно ступает по ней чей-нибудь тяжелый сапог, втискивая в снег, затаптывая все живое <.>»4

1 Горький М. - Е. Пешковой (конец августа1904) // Собр. соч.: В 30 т. - М., 1956. - Т.28. С. 319.

2 Горький М. Собр. соч.: В 30 т. - М., 1951. -Т. 15. С.336.

3 Там же.

4 Шаляпин Ф.И. Собр. соч.: В 10 т. - М.,1979. - Т. 1. С. 330.

Писатель не соглашался с мнением JI.H. Толстого, призывавшего к непротивлению злу, полагая, что Каратаевы есть, но скорее как исключение.

М. Горький также называл анархизм чертой, присущей русскому человеку. Он отмечал в характере нации огромную силу, лукавое озорство, былинную удаль и бунтарство и высказывал недовольство многими качествами, как ему казалось, типичными для народа (лень, пассивность и др.).

Д.С. Лихачев полагал, что «нет одного национального характера, есть много характеров, особенно свойственных данной нации. Эти характеры часто противоречивы. <.> Правильнее говорить не о национальном характере народа, а о сочетании в нем различных характеров, каждый из которых в той или иной мере национален»1. Но при этом в статье «Заметки о русском» он признавал: «<.> отрицать наличие национального характера, национальной индивидуальности значит делать мир народов очень скучным и серым»2.

В советскую эпоху, особенно в момент выдвижения литературного направления, условно названного «деревенской» прозой (1960 - 1980), писателями заново был поставлен национальный вопрос, когда они обратились к углубленному художественно-философскому исследованию нравственных основ народной жизни, важных слагаемых национального бытия. Среди этих авторов Ф.А. Абрамов, С.П. Залыгин, В.П. Астафьев, Е.И. Носов, В.М. Шукшин, В.И. Белов, В.Г. Распутин и т.д. Их проза отличается не простой идеализацией патриархальной старины, а вниманием к выработанному в народе веками и запечатленному в национальном характере, «Такого уровня во внутреннем изображении крестьянства, как крестьянин чувствует окружающую свою землю, природу, свой труд; такой ненадуманной органической образности, вырастающей из самого народного быта; такого поэтического и щедрого народного языка. - заметил А.И.Солженицин, - к такому уровню стремилась русская классика, но не достигла никогда: ни Тургенев, ни Некрасов, ни даже Толстой. Потому, что они не были

1 Лихачев Д.С. Национальное единообразие и национальное разнообразие // Русская литература. 1968. №1. С.137.

2 Там же. крестьянами. Впервые крестьяне пишут о себе сами, и сейчас читатели могут насладиться тончайшими страницами у этих авторов»1

В.Г. Распутин считает, что вековой уклад деревни оказался полностью нарушенным, а вместе с ним и ее моральный микроклимат. Поскольку деревня была хранительницей нравственных устоев, это не могло не отразиться в литературе, которая всегда очень чувствительна к подобным изменениям: «<.> когда у города был столь надежный нравственный тыл, как деревня, - пишет В.Распутин, - легче было существовать и ему, городу. Другими словами — «деревенская» литература оказалась способной точно находить нервные окончания на том огромном теле, которое мы называем «народ»»2.

По словам, Ф.А. Абрамова, «деревня аккумулировала величайшие сокровища национального характера, народной нравственности, поэтического языка»3. Это заставляет многих писателей обращаться к современной деревне, искать те «истоки», которые дают возможность говорить о самобытности национального, его праве на существование.

Такой интерес к проблеме русского характера объясним, ведь все чаще в обществе, через средства массовой информации, на государственном уровне поднимается вопрос о национальном самосознании, возрождении лучших народных черт. Ю.Бородай в статье «Русская национальная идея» пишет: «В России сейчас новое поветрие. Идеологам самой различной направленности дан заказ срочно сковать общенациональную «путеводную звезду».Поэтому сейчас и возник острый спрос на русскую национальную идею»4.

В обстановке глобального кризиса смены веков облик человека в литературе утрачивает целостность, свойственную реалистическим законам

1 Солженицын А.И. Интервью // Москва. 1990. №10. - С. 186.

2 Распутин В.Г. Что в слове, что за словом?: Очерки, интервью, рецензии. - Иркутск, 1987. С. 164.

3 Абрамов Ф. Кое-что о писательском труде // Вопросы литературы, 1974. №3. С. 187.

4 Бородай Юрий. Русская национальная идея // Наш современник. 1997. №5. С. 229. художественности. Это поправимо, если рассматривать литературу в качестве «одной из сфер воплощения русского национального характера» (М.М. Голубков)1, который исследователь анализирует с точки зрения главного синтезирующего фактора национальной культуры, позволяющего преодолевать многочисленные «расколы» и «разрывы» в русской истории, происходившие в 1990-х - начале 2000-х гг.

Писатели как люди, тонко чувствующие и глубоко мыслящие, переживали эти события вместе со страной, со своим народом. Б.П. Екимов честно признавался, что именно в эпоху «перелома» у него впервые в жизни появилось «отвращение» к литературной деятельности: «Помню момент в начале девяностых годов, когда было ощущение, что писать незачем, все обрушилось»2. Трагические катаклизмы в истории и бытовании русской нации предсказал в своем интервью «Российской газете» («По-русски -значит по совести») В.Г. Распутин. Писатель отметил, что 2000 год - это вершина, которой не бывало уже тысячу лет. Когда одно тысячелетие переходит в другое, начинается смута: природа как бы взыскивает за грехи людей. «Никогда корневая система русского народа не рвалась так необратимо, как сейчас и никогда вместе с этим не была так остра в нем тяга к возвращению утраченного родства»3, - резюмирует Валентин Курбатов.

В критических и литературоведческих работах4 Б.И. Бурсова, Е.Н. Купреяновой и Г.П. Макогоненко, Г.Д. Гачева, Т.В. Саськовой,

1 Голубков М.М. Русская литература XX в.: После раскола М.М.Голубков. - М.: Аспект Пресс, 2001. С.10.

2 В русскую литературу нас позвала Божья дудка.: Интервью с Б.П.Екимовым // Дружба народов. 2007. №8. С.202 - 209.

3 Курбатов Валентин. Каждый день сначала// Согласие. 1991. №3. С. 215.

4 Бурсов Б.И. Национальное и интернациональное в литературе и искусстве. - М.: Мысль, 1964; Национальное своеобразие русской литературы. - М. - JT.: Сов. писатель, 1964. Купреянова Е.Н., Макогоненко. Г.П. Национальное своеобразие русской литературы: Очерки и характеристики. -М.: Наука, 1976. Гачев Г.Д. Ментальность народов мира. - М.: Эксмо: Алгоритм, 2003; Космо-Психо-Логос: Национальные образы мира. - М.: Академический Проект, 2007. Щедрина Н.М. Синтез национального и экзистенциального в произведениях В. Распутина 90-х гг. XX века // Rossia Olomucensia XL (ZAROK 2001) - Olomus, 2002. Чехия. Саськова Т.В. Ожившие лики прошлого: Русская пастораль конца XX столетия // Малоизвестные страницы и новые концепции истории русской литературы XX века: Материалы III Международной научной конференции: Москва, МГОУ, 27 - 28 июня 2007 г. Выпуск 4. Русская литература в России XX века. - М.: МГОУ, 2008. С. 146-150.

B.А. Сурганова («Человек на земле»), В.Я. Саватеева («Художественные искания и кризисные явления в русской советской прозе 50-80 гг.»),

C.Ф. Крившенко («Типология народного характера и жанровые искания в русской советской прозе, посвященной истории Дальнего Востока»), А.А. Газизовой («Принципы изображения маргинального человека в русской философской прозе 60 - 80 гг.») нашли отражение лишь некоторые пути постижения категории национального своеобразия русской литературы из-за сложности научного и художественного осмысления проблемы. Также народный характер изучен в трудах В.А. Редькина («Русский национальный характер как литературоведческая категория»), И.В. Храмова («Национальный характер, и его ментальные основания»), А.Ю. Большаковой («Нация и менталитет: Феномен «деревенской прозы» XX века»), И.Ш. Юнусова («Проблема национального характера в русской литературе второй половины 19 в. (И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, JI.H. Толстой)»), Н.Ю. Желтовой («Проза Е.И. Замятина: поэтика русского национального характера» и «Проза первой половины XX века: поэтика русского национального характера»), И.В. Лифановой («Национальный характер и национальная история в творчестве Б. Можаева»). Специальных же исследований по теме данного диссертационного исследования в настоящее время нет.

В работе берется за основу определение, данное А.В. Огневым: «<.> национальный характер представляет собой систему философских, эстетических, нравственных представлений и социально-психологических особенностей. В русском характере отражается вся совокупность условий жизни нашего народа на протяжении всей его истории, весь духовно-нравственный опыт предшествующих поколений и его многовековая борьба за государственную независимость <.> и вместе с тем особенности климата и природы <.> и влияния других народов»1. Под национальным характером мы понимаем некоторую неизменную сущность, свойственную всем людям

1 Огнев А.В. М.Горький о русском национальном характере. - Тверь, 1992. С.6. определенной нации, отличающую их от всех других этнических групп и незримо определяющую их социальное поведение, т.е. общность выработанных и усвоенных в ходе совместного исторического развития психологических черт и способов действия, закрепленных групповым самосознанием.

В настоящем исследовании мы обращаемся к проблеме русского национального характера в прозе В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и Б.П. Екимова 1990-х - начала 2000-х гг., для которых основной художественной целью становится «объединение русских в нацию» (В. Распутин), т.к. «характер свой мы теряем»: «Нас разнационализировали. Делалось это во всю советскую эпоху, а в последние десять - пятнадцать лет нас попытались даже расчеловечить. Национально остывшие и теряющие магнетическое притяжение друг к друг, мы трагически ощущаем свою изломанность и вне общего тела быстрей обезображиваемся»1.

Выбор данной темы обусловлен тем, что характер является логическим идейно-художественным стержнем произведения, а его национальное воплощение присуще прозе В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и Б.П. Екимова в едином ключе. В трудные 1990-е гг. и на рубеже веков в творчестве этих писателей понятия «народный характер» и «национальный характер» максимально сближаются. К тому же сопряжение их произведений дает представление как о художественной сути русского характера на современном этапе, так и об общих тенденциях развития реалистической прозы конца XX - начала XXI вв.

Размышления В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и Б.П. Екимова о национальном характере теснейшим образом связаны с решением вопроса о судьбе России. Эта проблема легла в основу не только их художественных произведений, но и публицистических размышлений 1990-х - начала 2000

1 Наши учителя теперь из породы потверже.: Интервью с Валентином Распутиным // Москва. 2002. №3. С. 12. х гг. На первый план выдвигаются три вопроса. Первый - шукшинский: что с нами происходит? И два хорошо нам известные: что делать и кто виноват?

Творчеству В.П. Астафьева1 и В.Г. Распутина2 посвящено достаточное количество критических работ, но написаны они в основном в советскую эпоху. В постсоветское время художественное наследие В.П. Астафьева анализировали П.А. Гончаров3, А.А. Осипова4, а также Л.В. Соколова5.

К проблеме национального (народного) характера непосредственно обращалась Т.Ф. Гришенкова6. Она в своем исследовании рассматривает ранние повести автора: «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974),

Прощание с Матерой» (1974), «Пожар» (1985), основываясь на образах

-j центральных героев. И.В. Попова анализирует поэтику национального

1 Лаищиков А.П. Виктор Астафьев: Право на искренность. - М., 1975; Залыгин С. Повести Виктора Астафьева // Знамя 1976. № 7. С. 227 - 230. 1976; Кузнецов Ф Самая кровная связь- Судьбы деревни в современной прозе. - М., 1977; и Истинная земля Виктора Астафьева: Перекличка эпох.

- М., 1980, Дедков И. Возвращение к себе: Литературно - критические статьи. - М., 1978; Курбатов В Миг и вечность: Размышления о творчестве Виктора Астафьева. - Красноярск, 1983; Яновский И Н. Деятельное добро: Четыре повести Виктора Астафьева //Яновский Н.Н. Писатели Сибири. - М., 1988, Лейдерман Н.Л. Песня и плач: О «Последнем поклоне» Виктора Астафьева // Литература в школе. 2001. № 7. С. 13 - 15; и Крик сердца: Творческий облик Виктора Астафьева.

- Екатеринбург, 2001; Беляков С. Проклятие Виктора Астафьева: Виктор Астафьев. Прокляты и убиты. Роман // Урал. 2005. №5. С. 18 - 25; Зубков В. Разрыв: Виктор Астафьев после «деревенской» прозы // Урал. 2005. №5. С. 26 - 29 и др.

2 Семенова В. Валентин Распутин. - М., 1987; и Читать Распутина, слушать Россию // Наш современник 2007 №3 С. 218 - 230; Котенко Н. Валентин Распутин. Очерк жизни и творчества.

- М., 1988; Панкеев И. Валентин Распутин: По страницам произведений. - М., 1990; Курбатов В. Каждый день сначала// Согласие. 1991. №3. С. 215 - 221; и Долги наши. Валентин Распутин: чтение сквозь годы. - Иркутск, 2007; Теракопян Л. Жажда ответа // Дружба народов. 1999. №10. С. 211 - 216; Тендитннк Н. Валентин Распутин: Колокола тревоги: Очерк жизни и творчества -М. 1999; Щедрина ИМ. Метафизика бытия в произведениях В.Распутина конца XX - начала XXI века // Русская литература XX - XXI веков: Проблемы теории и методологии изучения: Материалы Международной научной конференции. Москва, 10-11 ноября 2004 года. - М., 2004. С. 84 - 88; Синтез национального и экзистенциального в произведениях В. Распутина 90-х гг. XX века // Rossia Olomuccnsia XL (ZAROK 2001) - Olomus, 2002. Чехия.

3 Гончаров П.А. Творчество В.П. Астафьева в контексте русской прозы второй половины XX в.: Дис. . д-ра филол. наук / Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина -Тамбов, 2004.

4 Осипова А.А. Концепт «Смерть» в русской языковой картине мира и его вербализация в творчестве В.П. Астафьева 1980 - 1990-х гг.: Дис. . канд. филол. наук / Магнитогорский государственный университет. - Магнитогорск, 2005.

5 Соколова Л.В. Духовно-нравственные искания писателей-традиционалистов второй половины XX в. (В. Шукшин, В. Распутин, В. Белов, В. Астафьев): Дис. . д-ра филол. наук. - СПб, 2005.

6 Гришенкова Т.Ф. Проблема русского национального характера в творчестве В.Г. Распутина: Дис. . канд. филол. наук /Тюменский государственный университет. - Тюмень, 2004.

7 Попова И.В. Национально-поэтический контекст прозы В. Распутина 1980 - 1900-х годов: проблема художественно-публицистического освоения действительности: Дис. . канд. филол. наук / Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. - Тамбов, 2003. характера в прозе 1980-х - 1990-х гг. В работе И.В. Ходченковой1 предметом изучения стали произведения как 1960-х - 1980-х, так и 1990-х - 2000-х гг. Особое внимание уделено повести «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003) и о публицистике В.Г. Распутина. Е.С. Гапон тоже останавливается на этой повести, но анализирует ее с точки зрения культурно-национальных ценностей и идейно-художественных принципов. Попытка объединения В.П. Астафьева и В.Г. Распутина на почве национального содержится в работе А.О. Большева , но она написана в 1980-е годы XX века.

А творчество Б.П. Екимова только в последние годы стало предметом изучения 4. Мы же рассматриваем произведения этих авторов за последний период (1990-х - начала 2000-х гг.), когда возрос интерес к национальному самосознанию героев.

Все это и обуславливает актуальность исследования.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней на новейшем материале впервые соотнесена проза трех авторов-современников: классиков русской литературы - В.П. Астафьева, В.Г. Распутина - и в тоже время Б.П. Екимова с точки зрения художественной концепции национального характера на рубеже XX - XXI вв., что не имело место в работах последнего времени.

Объектом исследования являются художественные произведения В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, Б.П. Екимова разных жанров 1990-х -начала 2000-х гг.: заключительные главы романа «Последний поклон» (1991),

Ходченкова И.В. Проблема русского характера в публицистике, повестях и рассказах В. Распутина: Дис. . канд. филол. наук / Тверской государственный университет. - Тверь, 2006:

2 Гапон Е.С. Художественная концепция личности в творчестве В.Г. Распутина 1990-х - 2000-х гг.: Дис. . канд. филол. наук. - Армавир, 2005.

3 Большее А.О. Проблема народного характера в творчестве В. Белова, В. Астафьева, В. Распутина: Автореф. дис. . канд. филол. наук. -Л1, 1986.

4 См.: Кожевникова С.В. Творчество Б. Екимова: динамика «деревенской» прозы последней трети XX века: Дис. . канд. филол. наук / Магнитогорский государственный университет. -Магнитогорск, 2002; Мокрова М.В. Жанр рассказа в творчестве Б.П. Екимова: традиции и новаторство: Дис. . канд. филол. наук / Магнитогорский государственный университет. -Магнитогорск, 2002; Великанова И.В. Поэтика прозы Б.П. Екимова: Дис. . канд. филол. наук / Волгоградский государственный университет. - Волгоград, 2004; Басинский Павел. «Иное» Бориса Екимова // Литературная газета. 2008. №22. С.6. отдельные аспекты романа «Прокляты и убиты» (1990 - 1994), рассказы: «Жестокие романсы» (2000), «Трофейная пушка» (2000), «Связистка» (2000), «Пролетный гусь» (2001), очерки: «Затеей» (2000) В.П. Астафьева; рассказы: «Женский разговор» (1995), «В ту же землю.» (1995), «В больнице» (1995), «Изба» (1999), «На родине» (1999), «В непогоду» (2003) и повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003) В.Г. Распутина; рассказы и повести Б.П. Екимова: «Пастушья звезда» (1989), «Кыля» (1990), «Дальние родственники» (1991), «На кладбище» (1991), «Соседи» (1991), «Враг народа» (1992), «Фетисыч» (1996), «Наш старый дом» (1997), «Пиночет» (1999), «Не надо плакать.» (2004), «Ралли» (2004), «Теленок» (2004), «Хука» (2004), «Говори, мама, говори.» (2006), «Каргины» (2006), «На воле» (2006), «Предполагаем жить» (2008). А также публицистика В.П. Астафьева, В.Г. Распутина* и, Б.П. Екимова рубежа веков.

Предметом изучения избрана проза писателей, созданная в переломные для страны и народного самосознания годы (1990-е - начала 2000-х гг.). В. работе рассматриваются нравственно-этические основы национального характера, а также его социально-политические и бытовые аспекты.

Особое внимание уделяется авторской концепции в изображении народного характера, выработанной в процессе творческих поисков, многолетнего исследования бытия русского человека.

Цель диссертации - проанализировать трансформацию русского национального характера, нашедшую отражение в произведениях В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и Б.П. Екимова 1990-х - начала 2000-х гг.

Исходя из цели исследования, решаются следующие задачи:

- осмыслить историко-литературный и социально-философский аспекты проблемы русского национального характера в прозе 90-х гг. XX - начала XXI вв.;

- проанализировать динамику изменений русского характера на рубеже веков, нашедшую отражение в творчестве писателей;

- выявить типологию героев, являющихся воплощением национальных особенностей;

- раскрыть основные черты, характеризующие национальную самобытность русского народа в произведениях В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и Б.П. Екимова;

- исследовать авторскую концепцию героя как носителя национальных черт;

- показать взаимосвязь характеров в изображении В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и Б.П. Екимова;

- раскрыть черты народного характера через особенности национального бытия: описание дома, двора, базара, еды; имен, фамилий, кличек людей; традиций погребения умерших.

Методологической и теоретической базой работы являются системный, исторический и типологический методы литературоведческого анализа, а также культурологический и тендерный подходы. Основой для диссертации стали фундаментальные труды русских мыслителей: Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, , Н.О. Лосского, Г.П. Федотова и др.; П.А. Флоренского по ономастике; научные концепции в области теоретической поэтики М.М. Бахтина и Д.С. Лихачева.

В работе нашли отражение результаты исследований отечественных ученых о специфике национального характера: Г.Д. Гачева, Ю.С. Сохрякова, Б.И. Бурсова, Е.Н. Купреяновой и Г.П. Макогоненко, В.А. Редькина, И.В. Храмова, И.Ш. Юнусова, Н.Ю. Желтовой.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы могут быть использованы при дальнейшем изучении прозы В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, Б.П. Екимова в вузовском лекционном курсе по русской литературе XX века, в спецкурсах и спецсеминарах по творчеству этих авторов; а также при проведении уроков литературы в старших классах.

Апробация материала осуществлялась на Международной конференции «Русская литература 19-20 веков в контексте мировой культуры» (МГОПИ, г. Орехово-Зуево), на Второй и Третьей Международных конференциях «Малоизвестные страницы и новые концепции истории русской литературы XX века» (МГОУ, г. Москва) и на Международной научной конференции «Русское литературоведение на современном этапе» (МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва), а также на методологическом семинаре: «Методика научно-исследовательской работы», аспирантских объединениях МГОУ. Основные положения диссертации отражены в 7 публикациях.

Структура исследования. Общий объем диссертации - 170 страниц. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, который насчитывает 205 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Холодкова, Екатерина Константиновна

Заключение.

Категория «национальное» в художественной системе В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и Б.П. Екимова 1990 - 2000 гг. связана с аспектом осмысления русского характера и особенностями авторской позиции. Понятие «народ» используется авторами в качестве синонима слова «нация», однако чаще всего акцентируется их семантическая нетождественность: народ выступает как носитель нравственно-духовного облика нации, национального сознания и «задания». В силу дефиниции народа как «коренной породы нации» «национальный характер» и «народный характер» в творчестве писателей максимально сближаются. Под «народом» понимаются не только крестьяне. В рассказах и повестях В.П. Астафьева «Пролетный гусь»; В.Г. Распутина «В ту же землю.», «В больнице», «Дочь Ивана, мать Ивана»; Б.П. Екимова «Дальние родственники», «Предполагаем жить» социальное положение и место жительства героев существенной роли не играют. Писатели стремятся к выражению идеалов народа, его отношения к действительности, часто гражданской позиции, осознавая своё творчество как часть «народного поиска».

Ранее в их творчестве доминировала тема деревни. А в 1990-х - 2000-х гг. писатели занимают ярко выраженную почвенническую позицию, ратуя за сохранение русской нации в её исторически сложившемся духовном облике, за > восстановление приоритета национальных ценностей и традиций.

Основное внимание прозаики уделяют исследованию национального характера. Их взгляд на русский народ рождён собственным оригинальным видением, отличается своеобразием литературного воплощения. Необходимо отметить, что национальный характер авторы исследуют в его нынешнем состоянии, концентрируют внимание на явлениях современной жизни. По представлениям писателей, русский человек проявляет себя в двух ипостасях, которые можно условно назвать слабой и сильной. Соответственно, с одной стороны, русским людям присуши непрактичность, созерцательность, мечтательность, долготерпение, граничащее с пассивностью. С другой -сильная воля, активность, сверхвыносливость.

Анализ прозы В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и Б.П. Екимова позволяет увидеть, что их мировоззренческие и творческие установки остаются стабильными на протяжении многих лет. Они придерживаются традиционных взглядов, акцентируют внимание на духовном опыте прошлого, на сохранении связи времён и преемственности поколений. Идеал мироотношения видят в традиционном религиозном мышлении людей, а идеал общественного устройства — в патриархальном укладе жизни, основанном на неискажённых христианских началах.

Современный человек в изображении этих писателей находится в состоянии духовного кризиса. В рассказах воплощаются как экзистенциальные мотивы двойственности человеческой природы, иррациональности поведения людей, так и трагизма их существования вне связи с Богом. Впервые появляются мотивы возможной отвергнутости человека Богом.

На рубеже XX - XXI вв. стала возможной свобода вероисповедания, поэтому постепенно начинает возрождаться из многолетнего забвения одна из традиционных черт русского характера - религиозность. В произведениях В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и Б.П. Екимова художественно воплощается процесс постепенного возвращения русского народа в храм («В ту же землю.»). Православие осмысляется как главный способ духовного возрождения нации.

Значительное место в произведениях занимают мотивы одиночества человека в результате разобщенности народа, а также оторванности от родных «корней». Национальное изображается в катастрофическом состоянии. Тем не менее, в прозе воссоздан не только процесс разрушения самобытного облика нации, русского уклада бытия, но и сохранения его черт в условиях жестокой действительности. Рассказы («Не надо плакать.», «Говори, мама, говори.», «Предполагаем жить» и т.д.) проникнуты оптимистическим пафосом, отражающим авторские надежды на перемены к лучшему.

Писатели в поисках героя своего времени, способного отразить сильную сторону русского характера, то есть проявить силу воли и активность в определённой ситуации. Для каждого из авторов это свой тип: для В.П. Астафьева - мужской характер, для В.Г. Распутина - женский и старики, для Б.П. Екимова - женщины и дети. Часто они изображаются «на распутье», в состоянии жизненного кризиса, что позволяет раскрыться характеру героя с несвойственной ему стороны: Тамара Ивановна («Дочь Ивана, мать Ивана»), Марина («Пролетный гусь»), Надя («Не надо плакать.»), Пашута («В ту же землю.»), Корытин-младший («Пиночет»), Яков («Фетисыч») и т.д.

Мужской и женский характеры перенимают черты традиционно не свойственные им: женщины становятся эмансипированными, самостоятельными, готовыми к бунту; а мужчины - нерешительными, не способными взять на себя ответственность за принятие решений.

Поэтому найти универсальный, идеальный образ русского характера оказалось очень непросто, и хотя персонажи В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и Б.П. Екимова проявляют стойкость, не поддавшись нынешней нравственной ломке, сохранив совесть и доброту, их характеры всё-таки подвержены кризису, невольно отражают некоторую трансформацию нынешнего национального облика, в частности, ослабление волевого элемента: задавлен болезнями Алексей Петрович («В больнице» В.Г. Распутина), опрокинут жизнью Корытин-младший («Пиночет» Б.П. Екимова), не выдерживает проверки на прочность Колька-дзык («Жестокие романсы» В.П. Астафьева). Силу воли проявляет Пашута («В ту же землю.»), но ей не хватает активности, силы духа.

На этом фоне происходит активизация детского характера. Маленькие герои совершают поступки, которые им несвойственны: Фетисыч проводит занятия в школе за умершую учительницу, Иван восстанавливает храм на родине предков, Татьяна подсказывает бабушке Пашуте этапы ритуала погребения умерших, которых она не знает, а ощущает сердцем и совестью.

Настоящим сильным и деятельным героем в рассказах остаются только старики: Агафья («Изба»), Наталья («Женский разговор»), Тимофей («Пастушья звезда»). Тем самым авторы не только обращаются к праведникам, анализируя исконные черты национального характера, но и актуализируют тем самым пути национального возрождения.

В произведениях В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и Б.П. Екимова переломного времени - рубежа XX - XXI вв. - национальный характер раскрывается не только через описание социально-политических или бытовых реалий российской действительности, но и через художественную картину мира: крестьянский быт, избу с подворьем, базар, народную пищу, русские имена, национальные традиции и др.

Человек неразрывно, кровно связан со своим жилищем. Дом для него может быть символом малой родины, семейно-родовых связей или воплощать его собственный характер, выражать отношение к окружающему миру. А в произведениях В.Г. Распутина («Изба») образ избы символизирует Россию, которая ждет своего настоящего хозяина, чахнет без присмотра, но держится гордо и неприступно.

Как дом, так и еда является символом народного бытия, который генетически предопределяет национальный характер. Ее происхождение (растительное или животное), особенности приготовления блюд и ритуал употребления пищи веками способствовали формированию определенных черт характера: жестокости или мягкости, трудолюбию или лени, широте души, гостеприимства, склонности к самоанализу.

Исходя из разных народных качеств на Руси давали друг другу клички, которые позднее преобразовались в фамилии. Это могло быть связано с внешностью, поведением, физическим недостатком, национальностью или родом занятий человека. В литературных произведениях такой прием служит способом раскрытия характера конкретного героя или нации в целом.

Настоящая Россия, по мнению В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и Б.П. Екимова, - патриархальная, имеющая свое «лицо», вековой самобытный уклад бытия. Она на грани исчезновения, но еще жива, благодаря своим крепким корням, духовному наследию ушедших поколений. Поэтому возрождение русского национального характера требует устройства собственной души и своего дома, как народного микрокосмоса. А залог сохранения русской самобытности - в возвращении к идеалам и традициям тысячелетней христианской Руси.

Проза и публицистика В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и Б.П. Екимова 1990-х - 2000-х гг. являются, на наш взгляд, перспективными областями в плане научного исследования, требуют новых подходов и дальнейшего осмысления.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Холодкова, Екатерина Константиновна, 2009 год

1. Источники. 1. Произведения Астафьева В.П.

2. Астафьев В.П. Восьмой побег: Поветь, рассказы. М.: Эксмо, 2007.

3. Астафьев В.П. Вступит, статья // Астафьев В.П. Последний поклон: Повесть. -М.: Молодая гвардия. 1989.

4. Астафьев В.П. Затеей. -М.: Эксмо, 2007.

5. Астафьев В. Последний поклон: Повесть в рассказах. М.: Эксмо, 2004.

6. Астафьев В.П. Прокляты и убиты: Роман. -М.: Эксмо, 2006.

7. Астафьев Виктор. Пролетный гусь // Новый мир. 2001. №1. С.7 36.

8. Астафьев В.П. Связистка: Рассказ // Новый мир. 2001. №7. С. 5 14.2. Произведения Екимова Б.П.

9. Екимов Б.П. Набег: Рассказы. М.: Современник, 2001.

10. Екимов Б. Наш старый дом: Повесть // Новый мир. 1997. №7. С. 3 48.

11. Екимов Борис. Не надо плакать. // Новый мир. 2004. №11. С. 59 70.

12. Екимов Борис. Пиночет: Повести и рассказы. М.: Вагриус, 2000.

13. Екимов Борис. Предполагаем жить: Повесть. Начало // Новый мир. 2008. №5. С. 9-49.

14. Екимов Борис. Предполагаем жить: Повесть. Окончание // Новый мир. 2008. №6. С. 69-110.

15. Екимов Борис. Ралли // Новый мир. 2004. №3. С. 75 85.

16. Екимов Борис. Рассказы // Новый мир. 2004. №8. С. 14 17.

17. Екимов Борис. Рассказы // Новый мир.2006. №12. С. 48 63.

18. Произведения Распутина В.Г.

19. Распутин Валентин. В больнице // Распутин Валентин. В одном сибирском городе // Роман-газета. 1995. № 17. С. 17 25.

20. Распутин В.Г. Дочь Ивана, мать Ивана: Повести и рассказы. М.: Эксмо, 2006.

21. Распутин В.Г. Дочь Ивана, мать Ивана: Повесть. М.: Молодая гвардия, 2005.

22. Распутин В. Живи и помни. М.: ACT»: Астрель, 2004.

23. Распутин В.Г. На родине: Рассказы и очерки. М.: Алгоритм, 2005.

24. Распутин Валентин. Отчие пределы: Рассказы // Москва. 1997. №3. С. 88-97.

25. Интервью, переписка, выступления Астафьева В.П.

26. Астафьев Виктор. Автобиография // Урал. 2004. №5. С. 3 13.

27. Астафьев Виктор. .Будет востребована правда.: Письмо Светлане Новиковой // Новый мир. 2004. № 11. С. 153 155.

28. Астафьев В. Об одном горьком покаянии // Алтай. 1993. №5. С. 7 9.

29. Астафьев Виктор. Прощаюсь. //Урал. 2004. №5. С. 18.

30. Астафьев В.П. Всему свой час. М.: Молодая гвардия, 1985.

31. Астафьев В.П. Хочу, чтобы Россия, называлась Россией (Размышления писателя о судьбе России) // Литературная Россия. 1990. 30 ноября. С.6.

32. Астафьев В.П. Человек к концу века стал еще более одиноким (Выступление на научно-практической конференции «Современная литература: критерий ценности») // Литературная газета. 1997. 2 июля. С.10.

33. Возвратимся к добру!: Интервью с писателем В. Астафьевым // Труд. 1989. 16 мая. С. 5.

34. Дойдем до пропасти вернемся к земле: Беседа с писателем В. Астафьевым // Литературная газета. 1997. 22 января. С.11.

35. Защити добро: Интервью с писателем В. Астафьевым // Комсомольская правда. 1986. 25 мая. С.З.33. .И тревожит, тревожит память: О проблемах перестройки: Интервью с писателем В. Астафьевым // Правда. 1991. 9 февраля. С. 4.

36. К жизни без врага и ненависти: Анкета «ЛГ» // Литературная газета. 1995. 9 мая. С.З.

37. Крест бесконечный. В. Астафьев В. Курбатов: Письма из глубины России / Сост., предисл. Г. Сапронова. Послесл. Л. Аннинского. — Иркутск: Издатель Сапронов, 2002.

38. Народ у нас какой-то не французистый: Беседа с писателем В.П. Астафьевым // Комсомольская правда. 1993. 8 мая. С. 3.

39. Не знает сердце середины: Интервью с писателем В. Астафьевым // Правда. 1989. 30 июня. С. 2.

40. Созидать милосердие и братство.: Интервью с писателем В.П. Астафьевым // Литературная газета. 1990. 26 сентября. С. 4,7.5. Интервью Екимова Б.П.

41. В русскую литературу нас позвала Божья дудка.: Интервью с Б.П. Екимовым // Дружба народов. 2007. №8. С. 202 209.

42. Екимов Б.П. Душе моя. Восстань.: Речь на вручении премии Александра Солженицына 15 мая 2008 г. // Литературная газета. 2008. №22. С. 6.

43. Жизнь есть свет!: Интервью с Б.П. Екимовым // Деловой вторник. 2008. 15 апреля. С. 6.

44. Одноэтажная Россия: Интервью с Б.П. Екимовым // Российская газета. 2008. 12 марта. С. 12.

45. Сказки про лодырей-селян это вранье!: Интервью с Б.П.Екимовым // Сельская новь. 2008. №5. С. 6 - 7.

46. Публицистика, интервью, выступления Распутина В.Г.

47. Возвращение России: Беседа Анатолия Байбородина с Валентином Григорьевичем Распутиным // Сибирь. 1991. №1. С.З 34.

48. Кожемяко B.C. Валентин Распутин. Боль души. -М.: Алгоритм, 2007.

49. Наши учителя теперь из породы потверже.: Интервью с Валентином Распутиным // Москва. 2002. Март. С. 3 12.

50. Распутин Валентин. Жертвовать собою для правды. Против беспамятства: Выступление на V съезде всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (г. Горький, июль, 1987 г.) // Наш современник. 1988. №1. С. 169 176.

51. Распутин В. Мой манифест (Наступает пора, для русского писателя вновь стать эхом народным.) //Наш современник. 1997. №5. С. 3 6.

52. Распутин Валентин. Россия: дни и времена. Публицистика. Иркутск: Изд-во ж-ла «Сибирь» совместно с Товариществом «Письмена», 1993.

53. Распутин Валентин. Хочу написать о любви // Литературная газета. 2005. №26. С.7.

54. Распутин В.Г. Знать себя патриотом // Правда. 1988. 24 июня. С.4.

55. Распутин В.Г. Что в слове, что за словом?: Очерки, интервью, рецензии. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987.

56. Распутин В. До могилы буду талдычить о душе, о совести // Россия -ЭКСПО в Лондоне. 1998. 18-21 мая. С.65.

57. Распутин В., Кожемяко В. Последний срок: Диалоги-о России. М.: Воскресенье, 2006.

58. Распутин В. От каких несчастий мы произошли? //Аргументы и факты. 1998. №4. С.З.

59. Дополнительно цитируемые источники.

60. Абрамов Ф.А. Из колена Аввакумова: Повести. Рассказы. М.: Современник, 1989.

61. Бердяев Н. Судьба России. М.: Просвещение, 1994.

62. Гачев Г. Космо-Психо-Логос: Национальные образы мира. М.: Академический Проект, 2007.

63. Гачев Г.Д. Ментальность народов мира. М.: Эксмо: Алгоритм, 2003.

64. Горький М. Е.Пешковой (конец августа1904) // Собр. соч.: В 30 т. -М., 1956.-Т. 28. С. 319.

65. Горький М. Собр. соч.: В 30 т. М., 1951. - Т. 15. С. 336.

66. Достоевский Ф.М. Дневник писателя // Поли. собр. соч.: В 30 т. Л., 1980.-Т. 21. С. 36.

67. Законъ Божш. / Сост. прото1ерей Серафимъ Слободской. Коломна: Ново-Троицкий монастырь, 1987.

68. Киреевсикй И.В. Избранные статьи. М., 1984.

69. Киреевский И.В. Полн. собр. соч. -М., 1911.

70. Лихачев Д.С. Нельзя уйти от самих себя. Историческое самосознание и культура России // Новый мир. 1994. №6. С. 113 120.

71. Лихачев Д.С. Заметки о русском. М.: Сов. Россия, 1984.

72. Лихачев Д.С. Национальное единообразие и национальное разнообразие//Русская литература. 1968. №1. С. 137.

73. Лихачев Д.С. Россия // Литературная газета. 1988. 12 октября. С. 18.

74. Лихачев Д.С. Русская культура. М.: Искусство, 2000.

75. Лосский Н.О. Характер русского народа // Вопросы философии. 1996. №4. С. 21-24.

76. Монтескье Ш. Избранные произведения. -М., 1955. С. 412.

77. Русская идея / Сост. и авт. вступ. статьи М.А. Маслин. М.: Республика, 1992.

78. Хомяков А.С. Поли. собр. соч. -М., 1861.

79. Шаляпин Ф.И. Собр. соч.: В 10 т. -М., 1979. Т. 1. С. 330.

80. Литература о творчестве В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и1. Б.П.Екимова.1. Астафьев В.П.

81. Беляков Сергей. Проклятие Виктора Астафьева: Виктор Астафьев. Прокляты и убиты. Роман // Урал. 2005. №5. С. 18-25.

82. Бойко А.В. Герой-рассказчик в «Последнем поклоне» В. Астафьева // Проблемы жанра и взаимодействия литературы. Алма-Ата, 1986. С. 8 -14.

83. Гончаров П.А. Творчество В.П. Астафьева в контексте русской прозы 1950 1990-х годов. - М.: Высш. шк., 2003.

84. Дедков И. Объявление войны и назначение казни: Заметки о романе

85. B. Астафьева «Прокляты и убиты» // Дружба народов. 1993. №10.1. C. 187.

86. Есаулов Иван. Сатанинские звезды и священная война: Современный роман в контексте русской духовной традиции // Новый мир. 1994. №4. С. 224-239.

87. Зубков Владимир. Разрыв: Виктор Астафьев после «деревенской» прозы // Урал. 2005. №5. С. 26 29.

88. Куняев Сергей. И свет и тьма: К 80-летию писателя Виктора Астафьева // Наш современник. 2004. №5. С. 209 217.

89. Ланщиков А.П. Виктор Астафьев: Право на искренность. М.: Сов. Россия, 1975.

90. Лейдерман Н.Л. Крик сердца: Творческий облик Виктора Астафьева. -Екатеринбург: АМБ, 2001.

91. Лейдерман Н.Л. Песня и плач: О «Последнем поклоне» Виктора Астафьева//Литература в школе. 2001. №7. С. 13-15.

92. Макаров А. Человек человеку. М.: Просвещение, 1971.

93. Перевалова С.В. Творчество В.П. Астафьева. Волгоград, 1997.

94. Рассказ В. Астафьева «Людочка»: XI класс // Литература в школе. 2001. №2. С. 41 -42.

95. Ростовцев Юрий. Страницы из жизни Виктора Астафьева. М.: Энциклопедия сел и деревень, 2007.

96. Рудалев Андрей. Оправдание человека: По роману Виктора Астафьева «Прокляты и убиты» // День и ночь. 2005. №3 4. С. 241 - 246.

97. ЧубуковаН.В. Психологический мир повести В.Астафьева «Последний поклон» // Проблемы психологического анализа в литературе. Л., 1983. С. 111 - 125.

98. Яновский Н.Н. Деятельное добро: Четыре повести Виктора Астафьева // Яновский Н.Н. Писатели Сибири. М., 1988.2. Екимов Б.П.

99. Авторский идеал и его выражение в рассказах Б. Екимова // Вестник СНО. 2001. № 18. С. 132 136.

100. Басинский Павел. «Иное» Бориса Екимова // Литературная газета. 2008. №22. С. 6.

101. Агеев А. Распутин новый и старый // Знамя. 1999. №6. С. 164.

102. Андреева И.В. Возвращение к истокам: Изучение рассказа

103. B.Г. Распутина «Изба». XI класс // Литература в школе. 2001. №2. С. 6 -8.

104. Быков Д. Зори над распутьем // Новый мир. 2004. №4. С. 164 167.

105. Колобаева Л.А. Распутин-рассказчик // Русская словесность. 2002. №2. С. 11-18.

106. Курбатов Валентин. Долги наши. Валентин Распутин: чтение сквозь годы. Иркутск: Издатель Сапронов, 2007.

107. Курбатов Валентин. Каждый день сначала // Согласие. 1991. №3.1. C. 215-221.

108. Крупин Владимир и др. Сын Отечества: К 60-летию со дня рождения Валентина Распутина // Наш современник. 1997. №3. С. 227 238.

109. Семенова Валентина. Читать Распутина, слушать Россию // Наш современник. 2007. №3. С. 218 230.

110. Солженицын А.И. Слово при вручении премии А. Солженицына

111. B. Распутину // Новый мир. 2000. №5. С. 186 189.

112. Старцев Андрей. Русский писатель на краю русской земли: К 65-летию В.Г. Распутина // Наш современник. 2002. №3. С. 154 157.

113. Тендитник Надежда. Валентин Распутин: Колокола тревоги: Очерк жизни и творчества. М.: Голос, 1999.

114. Теракопян Леонид. Жажда ответа // Дружба народов. 1999. №10.1. C. 211-216.

115. Щедрина Н.М. Синтез национального и экзистенциального в произведениях В. Распутина 90-х гг. XX века // Rossia Olomucensia XL (ZAROK 2001) Olomus, 2002. Чехия.1.l Литературоведческие, критические и публицистические работы.

116. Абрамов Ф. Кое-что о писательском труде // Вопросы литературы. 1974. №3. С. 187.

117. Аксенов А.П. Православные похороны. -М.: ACT, 2001.

118. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: Гос. уч.-пед. изд-во Мин. просвещ. РСФСР, 1957.

119. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1846 года // Собр. соч.: ВЗт.-М., 1948. -ТЗ.С. 663.

120. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. // Белинский В.Г. Собр. соч.: В 3 т. -М, 1948. Т.З. С. 503.

121. Благова Т.И. Родоначальники славянофильства. Алексей Хомяков и Иван Киреевский. -М.: Высш. шк., 1995.

122. Большакова А.Ю. Феномен деревенской прозы // Русская словесность. 1999. №3. С. 15 19.

123. Большакова А.Ю. «Что сталось с нами после?» Уроки В. Распутина // Большакова А.Ю. Нация и менталитет: Феномен «деревенской прозы» XX века. М., 2000.

124. Бородай Юрий. Русская национальная идея // Наш современник. 1997. №5. С. 229-237.

125. Бурсов Б.И. Национальное и интернациональное в литературе и искусстве. -М.: Мысль, 1964.

126. Бурсов Б.И. Национальное своеобразие русской литературы. М. -JI.: Сов. писатель, 1964.

127. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. М., 1990.

128. Голубков М.М. Русская литература XX в.: После раскола. М.: Аспект Пресс, 2001.

129. Добролюбов Н.А. Черты для характеристики русского простонародья // Собр. соч.: В 3 т. М., 1950. - Т. 3. С. 107.

130. Дунаев М.М. Православие и русская литература. М., 1997.

131. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. -Петрозаводск, 1995.

132. Кожинов В. Статьи о современной литературе. М.: Сов. Россия, 1990.

133. КонИ.С. К проблеме национального характера // История и психология. М., 1971. С. 124.

134. Криничная Н.А. Дом: его облик и душа. Петрозаводск, 1992.

135. Круглый год. Народный календарь / Сост. М.Ф. Андреева. СПб.: Агропромиздат, Диамант, 1997.

136. Кузнецов Феликс. Самая кровная связь: Судьбы деревни в современной прозе. М.: Просвещение, 1987.

137. Купреянова Е.Н., Макогоненко Г.П. Национальное своеобразие русской литературы: Очерки и характеристики. М.: Наука, 1976.

138. Лактионова Наталья. Из «тюрьмы народов» в «свободный мир»? (К вопросу о насильственном «самоопределении» наций) // Наш современник. 2006. №1. С. 250 257.

139. Митрополит Иоанн. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб., 1994.

140. Монах Афанасий. Слово Святогорца // Наш современник. 2004. №1. С. 222 239.

141. Морозова Л., Лаперуз С. Индивидуализм и соборность // Москва. 1996. №9. С. 15-18.

142. Нерезенко Н.А. Традиции М.А. Шолохова в творчестве Ф. Абрамова // Великий художник современности: Материалы науч. конф. к 75-летию М.А. Шолохова / Редкол. А. И. Метченко и др. — М.: Изд-во МГУ, 1983. С. 78-79.

143. Огнев А.В. М. Горький о русском национальном характере. Тверь, 1992.

144. Павлов Олег. Русская литература и крестьянский вопрос // Октябрь. 2005. №1. С. 121-155.

145. Пермиловская А.Б. Крестьянский дом в культуре Русского Севера (XIX начало XX века). - Архангельск: Правда Севера, 2005.

146. Подзорова Н. За живой водой // Подзорова Н. Корни и побеги: Проза 60 70-х гг. Литературные портреты, статьи, полемика. - М.: Московский рабочий, 1979.

147. Раушенбах Б.В. Возвращение к национальному состоянию // Россия и современный мир. 1995. №2. С. 12 15.

148. Редькин В. А. Русский национальный характер как литературоведческая категория // Проблемы национального самосознания в русской литературе 20 века. Сб. науч. трудов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005. - С. 18 -21.

149. Салтыков-Щедрин М.Е. Критические статьи 1856 1857 годов. Алексей Васильевич Кольцов. -М., 1952.

150. Сергеев Сергей. .Люблю только один русский народ. // Наш современник. 2005. №3. С.122 124.

151. Сикорский Б.Ф. Бердяев о роли национального характера в судьбах России // Социально-политический журнал. 1993. № 9 10. С. 101 -105.

152. Сохряков Ю.И. Благодатный дух соборности (О соборном характере русского художественно-философского мышления) // Русская литература XIX века и христианство. М., 1997.

153. Сохряков Ю.И. Национальная идея в отечественной публицистике XIX начала XX вв. - М.: Наследие, 2000.

154. Стрелкова Ирина. «Обрусение» или нашествие иноплеменных? // Наш современник. 2004. №3. С. 208 222.

155. Суханова М.А. Дом как модель мира // Дом человека: Материалы межвуз. конф. СПб., 1998. С. 48 - 50.

156. Троицкий Е.С. Что такое соборность? М., 1993.

157. Унамуно Мигель де. Избранное: В 2 т. Л.: Худож. лит., Ленингр. отделение, 1981.-Т. 2. С. 318-319.

158. Утехин И.В. Очерки коммунального быта. -М.: ОГИ, 2004.

159. Флоренский П.А. Сочинения. М., 1990. - Т.2.

160. Хализев В.Е.Теория литературы: Учебник. 4-е изд., испр. и доп. -М.: Высш. шк., 2004.

161. Цивьян Т.В. Архетипический образ дома в народном сознании // Живая старина. 2000. №2. С. 2 4.

162. Цивьян Т.В. Движение и путь в балканской модели мира: Исследования по структуре текста. М.: Индрик, 1999.

163. Цивьян Т.В. Дом в фольклорной модели мира: На материалах балканских загадок // Труды по знаковым системам. Тарту, 1978. — Т. 10. С. 65-85.

164. Цивьян Т.В. Мифологическое программирование повседневной жизни // Этнические стереотипы поведения. Л., 1985. С. 154 - 178.

165. Шапошников Л.Е. Философия соборности. СПб., 1996.

166. ИГафранская Э.Ф. Мифопоэтика прозы Тимура Пулатова: Национальные образы мира. М.: Едиториал УРСС, 2005.

167. Щукин В.Г. Концепция дома у ранних славянофилов // Славянофильство и современность: Сб. ст. СПб., 1994. С. -33 - 47.

168. Этов В.И. Ф.М.Достоевский. Очерк творчества. М.: Просвещение, 1968.

169. Янов А. Русская идея 2000 года // Нева. 1990. №9. С. 151 170.

170. Диссертационные исследования.

171. Большакова А.Ю. Художественное претворение нравственной проблематики в прозе Виктора Астафьева: Автореф. дис. . канд. филол. наук / МГУ им. М.В.Ломоносова. М., 1989. - 23 с.

172. Болыпев А.О. Проблема народного характера в творчестве В. Белова, В. Астафьева, В. Распутина: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Л., 1986.

173. Болыпев А.О. Проблема народного характера в творчестве В. Белова, В. Астафьева, В. Распутина: Дис. . канд. филол. наук. Л., 1986.

174. Букаты Е.М. Поэтика художественного пространства в прозе В.П. Астафьева: «Последний поклон», «Царь-рыба», «Прокляты и убиты»: Автореф. дис. . канд. филол. наук / Томский государственный университет. Томск, 2002. - 26 с.

175. Великанова И.В. Поэтика прозы Б.П. Екимова: Автореф. дис. . канд. филол. наук / Волгоградский государственный университет. -Волгоград, 2004. 25 с.

176. Великанова И.В. Поэтика прозы Б.П. Екимова: Дис. . канд. филол. наук / Волгоградский государственный университет. Волгоград, 2004.

177. Гапон Е.С. Художественная концепция личности в творчестве В.Г.Распутина 1990-х 2000-х гг.: Автореф. дис. . канд. филол. наук. - Армавир, 2005.

178. Гапон Е.С. Художественная концепция личности в творчестве В.Г.Распутина 1990-х 2000-х гг.: Дис. . канд. филол. наук. -Армавир, 2005.

179. Гончаров П.А. Творчество В.П. Астафьева в контексте русской прозы второй половины XX в.: Автореф. дис. . д-ра филол. наук / Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. -Тамбов, 2004.

180. Гончаров П.А. Творчество В.П. Астафьева в контексте русской прозы второй половины XX в.: Дис. . д-ра филол. наук / Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2004.

181. Гришенкова Т.Ф. Проблема русского национального характера в творчестве В.Г. Распутина: Автореф. дис. . канд. филол. наук / Тюменский государственный университет. Тюмень, 2004.

182. Гришенкова Т.Ф. Проблема русского национального характера в творчестве В.Г.Распутина: Дис. . канд. филол. наук / Тюменский государственный университет. Тюмень, 2004.

183. Желтова Н.Ю. Проза первой половины XX века: Поэтика русского национального характера: Автореф. дис. . д-ра филол. наук / Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. -Тамбов, 2004. 44 с.

184. Желтова Н.Ю. Проза первой половины XX века: Поэтика русского национального характера: Дис. . д-ра филол. наук / Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2004.

185. Калимуллин И.И. Валентин Распутин: Художественно-творческая эволюция: Автореф. дис. . канд. филол. наук / Московский педагогический государственный университет. М., 2002.

186. Калимуллин И.И. Валентин Распутин: Художественно-творческая эволюция: Дис. . канд. филол. наук / Московский педагогический государственный университет. М., 2002.

187. Кожевникова С.В. Творчество Б. Екимова: динамика «деревенской» прозы последней трети XX века: Автореф. дис. . канд. филол. наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2002. - 19 с.

188. Кожевникова С.В. Творчество Б. Екимова: динамика «деревенской» прозы последней трети XX века: Дис. . канд. филол. наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2002.

189. Мокрова М.В. Жанр рассказа в творчестве Б.П. Екимова: традиции и новаторство: Автореф. дис. . канд. филол. наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2002. - 18 с.

190. Мокрова М.В. Жанр рассказа в творчестве Б.П. Екимова: традиции и новаторство: Дис. . канд. филол. наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2002.

191. Осипова А.А. Концепт «Смерть» в русской языковой картине мира и его вербализация в творчестве В.П. Астафьева 1980 1990-х гг.: Дис. . канд. филол. наук / Магнитогорский государственный университет. - Магнитогорск, 2005.

192. Поляков Э.Н. Субъективация авторского повествования в прозе В. Распутина: Дис. . канд. филол. наук / Литературный институт им. А.М. Горького. -М., 2005.

193. Соколова Л.В. Духовно-нравственные искания писателей-традиционалистов второй половины XX в. (В. Шукшин, В. Распутин, В. Белов, В. Астафьев): Дис. . д-ра филол. наук. СПб, 2005.

194. Соловьева Е.В. Художественное воплощение духовно-религиозной проблематики в произведениях В. Распутина и В. Максимова: Автореф. дис. . канд. филол. наук / Российский университет дружбы народов (РУДН). М., 2005.

195. Сорокина М.А. Идеи народной педагогики в творчестве В.Г.Распутина: Автореф. дис. . канд. пед. наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. -Чебоксары, 2006.

196. Угловская Г.М. Рассказ В. Распутина: Динамика жанра: Автореф. дис. . канд. филол. наук / Бурятский государственный университет. -Улан-Уде, 2006.

197. Ходченкова И.В. Проблема русского характера в публицистике, повестях и рассказах В. Распутина: Автореф. дис. . канд. филол. наук / Тверской государственный университет. Тверь, 2006.

198. Ходченкова И.В. Проблема русского характера в публицистике, повестях и рассказах В.Распутина: Дис. . канд. филол. наук / Тверской государственный университет. Тверь, 2006.

199. Эмиров Г.А. Творчество В. Распутина: проблема художественно-публицистического освоения действительности: Дис. . канд. филол. наук / Дагестанский государственный университет. Махачкала,

200. Юнусов И.Ш. Проблема национального характера в русской литературе второй половины 19 века: Дис. . канд. филол. наук.

201. Ганжина И.М. Словарь современных русских фамилий. М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Фирма «Изд-во ACT», 2001.

202. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Глав. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М.: НПК «Интелвак», 2001.

203. Малая энциклопедия народной мудрости / Сост. Соловьев О.В. М.: Астрея - 2000, 2000.

204. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1995.

205. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М.: Акад. Проект, 2001.

206. Энциклопедия символов / Сост. В.М. Рошаль. М.: ACT; СПб.: Сова,2005.1. СПб., 2002.1. У Справочная литература.2005.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.