Проблема русского характера в публицистике, повестях и рассказах В. Распутина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Ходченкова, Ирина Вячеславовна

  • Ходченкова, Ирина Вячеславовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Тверь
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 158
Ходченкова, Ирина Вячеславовна. Проблема русского характера в публицистике, повестях и рассказах В. Распутина: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Тверь. 2006. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ходченкова, Ирина Вячеславовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Концепция русского характера в публицистике

В.Г.Распутина.

§1. К вопросу об изучении национального характера в русском литературоведении.

§2. Русский национальный характер в понимании Распутинапублициста.

ГЛАВА II. Особенности русского национального характера в творчестве Распутина 60-80-х годов.

ГЛАВА III. Изображение трансформации русского характера в творчестве Распутина 90 - 2000-х годов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема русского характера в публицистике, повестях и рассказах В. Распутина»

Настоящее исследование посвящено творчеству известного русского писателя Валентина Григорьевича Распутина, получившего орден «За заслуги перед Отечеством» 4 степени (2002г.), ставшего лауреатом премии Солженицына (2000г.), премии «России Верные Сыны» (2004г.), премии Президента РФ (2004г.), «Лучший зарубежный писатель 21 века в Китае» (2005г.).

Известность писателю принесли как произведения малых жанров (рассказы «Уроки французского», «Василий и Василиса», «Век живи - век люби»), повести («Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Пожар»), так и публицистика.

В настоящее время вокруг имени Распутина продолжается ожесточенная борьба, которая развернулась еще в начале 90-х годов. «Используя гнусную ложь, «демократы» травят Распутина, пытаясь обвинить его в стукачестве»1, -писал В. Максимов в ответ на выступление Б. Курковой по телевидению, в котором говорилось, что под Москвой писатели (в том числе и Распутин) строят дачи. Еще раньше в Литературной газете были напечатаны следующие строки: «Произноси Распутин речи на демократических съездах, его бы. по всем заграничным университетам на руках пронесли. Быть «демократом» сегодня. куда выгоднее, чем быть консерватором».

Однако сам Распутин пишет, что политические разногласия для него не столь важны, так как в борьбе за Россию должны объединиться как правые, так и левые силы.3

Личность писателя сложна и многопланова: он известен своей принадлежностью к народно-патриотическому движению, печатается в газетах «Советская Россия», «Правда» и вместе с тем получает премию А. Солженицына.

1 Максимов В. За нами Россия // День, 1993. - №5. - С.6.

2 Латынина А. Что впереди?// Литературная газета, 1991. - 23 января.-С. 10.

3 Распутин В.Г. Слово о России // Советская Россия, 1989. - 7 марта. - С.4.

В 1996 году, когда В.Г. Распутин становится лауреатом международного конкурса «Москва - Пенне», вокруг его имени разворачивается целая дискуссия. Анна Ковалева высказывает свое недовольство конкурсом в газете «Московский комсомолец».1 Во-первых, «организаторы набрали в жюри людей известных, но друг с другом совершенно несовместимых: с одной стороны, Юрий Давыдов, Владимир Войнович и Евгений Сидоров, с другой -Валерий Ганичев, Сергей Есин, Владимир Солоухин». «Я не понял, правда, чем это плохо, - пишет Виктор Кожемяко. - Казалось бы, наоборот -гарантия большей широты взглядов и, стало быть, большей объективности».2 Во-вторых, из трех лауреатов (Фазиль Искандер, Людмила Петрушевская, Валентин Распутин) «абсолютного лауреата назвало общественное жюри», то есть «школьники, студенты Литинститута и пары-тройки других гуманитарных московских вузов». «Не правда ли, глуповатая рисуется картина? - с горечью замечает Виктор Кожемяко. - Какие-то детишки решают серьезный вопрос! В кон ложится и фраза «одной литературной дамы», которая по-своему объяснила сделанный выбор: «А что вы хотите? У Искандера и Петрушевской толстые тома, а у Распутина — два маленьких журнальных рассказика. Что легче прочитать?» На что один из членов жюри «пошутил»: «Не спорьте с читателем! Читатель - дурак!»

Ярко выраженная оппозиционность к современному правительству привела к тому, что имя В.Распутина исчезло с экранов телевидения. Об этом справедливо замечает Виктор Кожемяко: «Вот на днях прочитал в «Комсомольской правде», что ОРТ создает телевизионный сериал «Жизнь замечательных людей». Из писателей персонажами сериала станут Василий Аксенов, Владимир Войнович, Фазиль Искандер, Андрей Битов, Белла Ахмадулина. Все громкие имена. Как и у открывших телеэпопею

1 Ковалева А. Каждому писателю по «собесу» // Московский комсомолец, 1996. - №6. - С.З.

2 Кожемяко В. Почему русского писателя, ставшего лауреатом международного конкурса, «приветствовали» хамскими выпадами // Советская Россия, 1996. - 6 ноября. - С.4.

3 Там же. С.4. писателя Михаила Жванецкого и артиста Зиновия Гердта. Однако Валентин Распутин по этому счету к золотому фонду культуры, наверное, не относится».1 Да и на телевидении, добавляет критик, Распутин не появлялся уже целую вечность. Отголоски этого противостояния нашли отражение в статье П. Проскурина «Мысли о России и русском народе»: «А самое главное, из Москвы через телевидение, радио, через официальные средства массовой информации на всю Россию идет пропаганда, совершенно чуждая русскому национальному духу и характеру. Эта пропаганда направлена на переосмысление всего прошлого русского пути, на переосмысление русского национального характера вообще. Потому эта пропаганда страшная, что она пытается переделать русский национальный характер, заложенный самой природой, в какие-то иные заданные параметры».2

Творчество Распутина развивалось в рамках «деревенской» прозы 20-го века. Его имя стоит в одном ряду с Ф. Абрамовым, С. Залыгиным, В. Беловым, произведения которых выделяются пристальным вниманием к народному характеру, изображенному через образ сельского жителя, крестьянина.

В прозе Распутина обрела голос, живую плоть и эмоциональное движение сибирская деревня времени интенсивных изменений в семейном и бытовом укладе, в характере труда и отношениях между людьми. В его произведениях нашла выход трудовая народная нравственность, заложенная глубокими историческими традициями.

Своим творчеством В. Распутин вместе с другими художниками слова поставил перед обществом ряд вопросов, связанных с духовным миром современника, с его отношением к людям, к своему роду и Родине, к труду и природе, к нравственным ценностям, нашедшим столь полное и блистательное воплощение в творчестве писателя.

1 Кожемяко В. Почему русского писателя, ставшего лауреатом международного конкурса, «приветствовали» хамскими выпадами // Советская Россия, 1996. - 6 ноября. - С.4.

2 Проскурин П. Мысли о России и русском народе // Тверская жизнь, 1999. - 14 октября. - С.2.

В.Г. Распутин принадлежит к тому «поколению «деревенщиков», на творческую судьбу которых выпало дописать последнюю страницу в летописи русской деревни, запечатлеть и философски обобщить всю систему нравственных ценностей уходящей крестьянской Атлантиды».1

О творчестве Распутина написано много. Исследованию его произведений посвящен ряд монографий, касающихся писательской судьбы Распутина в целом.

Наиболее полно наследие Распутина изучено в работах Н.С. Тендитник, которая уделила особое внимание своеобразию произведений писателя, особенностям их стиля. В своей монографии «Валентин Распутин: очерк жизни и творчества» Н.С. Тендитник прослеживает эволюцию творческого пути писателя с 60-х до середины 80-х годов. Это опыт целостного исследования его наследия. В работе выявлены основополагающие нравственно-философские идеи писателя. Творчество Распутина рассматривается в контексте критических дискуссий о «деревенской» прозе.

В книге С.Г. Семеновой «Валентин Распутин: очерк жизни и творчества»3 творчество писателя рассматривается в основных этапах его развития: от ранних рассказов и повестей до вершинных его произведений («Последний срок», «Прощание с Матерой», «Пожар»). Автор монографии уделяет внимание публицистике Распутина, прослеживает его жизненный путь, истоки формирования творчества.

H.H. Котенко посвятил исследованию творчества писателя монографию «Валентин Распутин: очерк творчества»4. Книга затрагивает основные произведения Распутина; автором предлагается анализ повестей в свете нравственно-философских исканий писателя. Данная работа глубоко

1 Тарковска И. Нравственно-философские искания в творчестве В.Г.Распутина: Автореф. дис. .канд. филол. наук. - Нижний Новгород, 1991. - С.2.

2 Тендитник Н.С. Валентин Распутин: очерк жизни и творчества. - Иркутск, 1957. - С. 225.

3 Семенова С.Г.Валентин Распутин. - М.,1987. - С. 176.

4 Котенко H.H. Валентин Распутин: очерк творчества. - М.,1988. - С. 187. личностная, так как написана человеком, духовно очень близким Валентину Распутину, много лет общающимся с ним, хорошо знающим его творчество.

Работа И.АПанкеева «Валентин Распутин: по страницам произведений»1 представляет собой литературно-критический философский очерк, посвященный творчеству писателя. Автор дает обзор его произведений, начиная с ранних рассказов до философско-публицистической повести «Пожар». Значительное внимание в книге уделено исследованию женских образов, символике, раздумьям над такими понятиями, как жизнь и смерть, человечность, любовь.

Проблеме памяти в произведениях В.Г. Распутина уделено внимание в книге А.Ф. Лапченко «Человек и земля в русской социально-философской л прозе 70-х годов». Память здесь рассматривается как нравственно-философская категория; в свете данной проблемы раскрываются основные черты творчества Распутина.

Талант этого писателя привлекал и привлекает в настоящее время внимание многих критиков. Исследованию произведений В.Г. Распутина посвятили свои труды A.A. Дырдин, В.К. Сигов, В.Я. Курбатов. В периодической печати вышло множество статей, авторы которых рассматривали те или иные стороны творчества писателя.

Проявляет интерес к творчеству Распутина и зарубежное литературоведение. Особенностям русского характера в творчестве писателя, чертам «деревенской прозы» посвящены работы А.Ю. Большаковой «Русская деревенская проза XX века»3, «Нация и менталитет: феномен «деревенской прозы» XX века».4

1 Панкеев И.А. Валентин Распутин: по страницам произведений. - М.,1990. - С. 144.

2 Человек и память в повестях В.Распутина//Лапченко A.B. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов. - Л., 1985. - С.20.

3 Большакова А.Ю. Русская деревенская проза XX века: Код прочтения. - Шумен, 2002.

4 Большакова А.Ю. Нация и менталитет: феномен «деревенской прозы» XX века. - М.,2000.

Вместе с тем творческое наследие В.Г. Распутина нуждается в дальнейшем изучении, в нем есть немаловажные пласты, которые исследованы недостаточно. До сих пор нет развернутых работ, посвященных особенностям русского национального характера в творчестве В.Г. Распутина. Особенно это касается произведений писателя, написанных после 90-го года. В 2003 году появляется повесть «Дочь Ивана, мать Ивана», которая еще не получила должного освещения в литературоведении.

В работах Н. Котенко, С. Семеновой, А. Дырдина содержатся отдельные наблюдения над некоторыми чертами русского народа, систематического же исследования данная проблема в нашем литературоведении не получила.

Исследование творчества Распутина легло в основу многих диссертаций. Общая характеристика творчества Распутина дана в работе Абдулсамада Абдулакрима «Творчество В.Г. Распутина. Проблематика. Образы. Поэтика».1 Изучение своеобразия художественной манеры Распутина в целом, предпринятое в диссертации, позволяет выявить и оценить общий характер и особенности творческих поисков писателя. Автор работы в' основу изучения творчества Распутина положил проблемно-хронологический принцип исследования, позволяющий создать концепцию творчества писателя. Проблематике и поэтике прозы Распутина посвящено исследование В.К. Сигова «Проза В.Г. Распутина: Проблематика и поэтика»2. Тематика, идейная направленность произведений изучается в тесной связи с анализом их поэтики. Особое внимание исследователь уделяет творческой эволюции писателя, особенностям авторской позиции, художественного времени. В.К. Сигов обращает внимание на внелитературные, конкретно-исторические факторы и проблемы, оказывающие влияние на формирование идейно-художественных особенностей произведений Распутина. Новым в работе является и то, что предметом осмысления в контексте всего творчества

1 Абдулакрим А. Творчество Распутина/ Проблематика. Образы. Поэтика/: Автореф. дис. . канд. филол. наук. - М., 1980.

2 Сигов В.К. Проза В.Г. Распутина/ Проблематика и поэтика/: Автореф.дис. . канд.филол.наук. - М., 1984. становятся произведения, опубликованные после появления повести «Прощание с Матерой».

А.О. Большев обращает внимание на проблему народного характера в творчестве В. Белова, В. Астафьева, В. Распутина.1 Автор сопоставляет существующие трактовки понятия «народный характер», предполагая, что изучаемое явление существует на пересечении категорий «национальный характер» и «положительный герой», синтезируя их основные особенности. Особое внимание уделяется проблеме ответственности, своеобразию сибирского характера, рассмотрению социальной и психологической природы героев, воплощающих народный характер. Попытка определить художественный идеал писателя дается в работе И. Тарковской «Нравственно-философские искания в творчестве В.Г. Распутина».2 Творчество писателя делится на три этапа, эволюционная связь которых прослеживается в исследовании. В работе впервые освещается проблема «рода». В творчестве Распутина использованы мифо-фольклорные и древнерусские традиции, это нашло отражение в исследовании И.А. Митрофановой «Мифо-фольклорная и древнерусская традиции в повестях В.Г. Распутина» . Автор уделяет внимание проблемам религиозного культурного наследия, вопросам веры. Исследователь доказывает, что поэтическая модель мира организуется в повестях Распутина в рамках религиозной системы.

Из выше сказанного видно, что вопрос о русском национальном характере важен для понимания мировосприятия В. Распутина, его творческого своеобразия. Данной проблеме посвящены многие статьи писателя в периодической печати.

1 Большев А.О. Проблема народного характера в творчестве В. Белова, В. Астафьева, В. Распутина: Автореф. дис. канд. филол. наук. - Горький, 1986. 2

Тарковска И. Нравственно-философские искания В.Г. Распутина: Автореф. дис. . канд.филол.наук. -Нижний Новгород, 1991. Митрофанова И.А. Мифо-фольклорная и древнерусская традиции в повестях В.Г. Распутина: Автореф. дис. канд. фил. наук. - Москва, 1991.

Пожалуй, нет другой такой темы, на которую писатель говорил бы с таким пристрастием: «Нет сейчас у нашей литературы более важной задачи, нет цели более необходимой, чем вернуть русскому имени достоинство и гордость».1 И вернуть достоинство и гордость, по мнению писателя, вне национального облика нельзя.

Методологической основой работы служат труды A.C. Бушмина, М.Б. Храпченко. При анализе произведений использованы статьи Д.С. Лихачева, И. Кона, а также книги: Н.П. Утехин «Черты неповторимого», H.A. Бердяев «Судьба России», A.B. Огнев «М. Горький о русском национальном характере».

Проблема народного характера заявлена как приоритетная в работах В.А. Сурганова / «Человек на земле». - М., 1981/, В.Я. Саватеева / «Художественные искания и кризисные явления в русской советской прозе 50-80 г.г.»: Дис. д-ра филол наук. - М.,1993/, С.Ф. Крившенко / «Типология народного характера и жанровые искания в русской советской прозе, посвященной истории Дальнего Востока»: Дис. д-ра филол. наук. -Владивосток, 1991./

Важным аспектом данная проблема является в исследовании A.A. Газизовой / «Принципы изображения маргинального человека в русской философской прозе 60-80 г.»: Дис. д-ра филол. наук. - М; 1992./. Проблема народного характера поставлена в центр внимания в работах В.К. Сигова / «Проблема народного характера и национальной судьбы в прозе Шукшина». - М.; 2000/; Н.Ю. Желтовой / «Проза Е.И. Замятина: поэтика русского национального характера»: Дисс. канд. филол. наук. - Тамбов, 1999./, / «Проза первой половины XX века: поэтика русского национального характера»: Дис. .д-ра филол. наук. - Тамбов, 2004/.

Непосредственно проблема национального характера легла в основу работы И.Ш. Юнусова / «Проблема национального характера в русской

1 Распутин В.Г. Мы все несем в себе грех вины за содеянное // Советская Россия, 1994. - 16 июня. - С.2. литературе второй половины 19в. (И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой)». - СПб., 2002/.

Проблема русского национального характера в творчестве Распутина затрагивается в работе И.В. Поповой / «Национально-поэтический контекст прозы Распутина 1980-1990-х годов»: Дисс. Канд. филол. наук. - Тамбов, 2003./ Предметом исследования стал ограниченный круг произведений писателя, что обусловлено целями, поставленными автором. В диссертации Т.В. Гришенковой / «Проблема русского национального характера в творчестве В.Г. Распутина»: Дис. канд. филол. наук. - Тюмень, 2004/ предметом исследования стали повести «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Пожар». Работа строится в основном на характеристике центральных героев повестей. Нет в Работе Гришенковой анализа повести «Дочь Ивана, мать Ивана», а также последних рассказов Распутина. Автор диссертации демонстрирует интересный подход к теме, вместе с тем, как нам кажется, в работе обнаруживается некоторая недостаточность теоретического обоснования при рассмотрении проблемы: не учтены высказывания философов H.A. Бердяева, В. Розанова, работы Н.П. Уехина «Черты неповторимого», Д.С. Лихачева «Национальное единообразие и национальное разнообразие», A.B. Огнева «Горький о русском национальном характере». Необходимо внести уточнение относительно некоторых черт русского характера, не отраженных в исследовании, но важных для выявления понимания вопроса Распутиным (чувство вины, совестливость, правдоискательство).

Все это обуславливает актуальность исследования, направленного на рассмотрение проблемы русского национального характера в творчестве Распутина.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что анализ произведений Распутина под углом зрения проблемы национального характера проводится с опорой на детальный анализ всей публицистики писателя, произведений последних лет (рассказы, повесть «Дочь Ивана, мать Ивана»). Это позволило проследить изменения во взглядах автора на эту проблему. Следует отметить, что нами уделено особое внимание женскому, а также сибирскому характеру как граням русского национального характера. В исследовании использованы ресурсы регионального компонента (издания выступлений Распутина в периодической печати Иркутска, Красноярска), а также нашли отражение сложные вопросы творчества Распутина, вокруг которых развернулась полемика в периодической печати. В данном исследовании предпринята попытка рассмотреть национальный характер сквозь призму мироощущения русского человека, базирующегося на четырех основных категориях, выделенных писателем (о которых пойдет речь ниже).

Основные методы исследования структурно-типологический, проблемно-тематический, историко-генетический в работе используются комплексно. Основной методологический принцип исследования обусловлен опорой на литературный анализ прозы В.Г. Распутина.

Предметом исследования в данной работе являются повести и рассказы Распутина, а также его статьи в периодической печати. Особое внимание уделяется авторской концепции русского национального характера, выработанной писателем в течение многолетних наблюдений за жизнью русского человека, в процессе творческих поисков. Поставленная в центр внимания проблема позволяет охватить основной массив произведений Распутина целостным последовательным анализом.

Основная цель данной работы - рассмотреть творчество Распутина под углом зрения проблемы русского национального характера. Показать, как и в каких формах выражает национальную идею писатель.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: выявить основные черты народного характера в творчестве Распутина:

- в публицистике и в творчестве последнего десятилетия;

- исследовать произведения писателя 1970-1990-х годов; на мировоззренческом уровне обосновать закономерность обращения писателя именно к жизни сельского жителя; уточнить представление писателя о сути национального предназначения, понять, как он понимает пути реализации национальной идеи, какие художественные средства помогают воплотить это в творчестве. при анализе уделить особое внимание женскому характеру как одной из граней характера национального; отразить изменения в русском характере, происходящие в последние десятилетия; отразить известную противоречивость взглядов Распутина на национальный характер.

Структура и объем работы определяются исследуемым материалом и поставленными задачами.

Данное сочинение состоит из ВВЕДЕНИЯ, трех глав и ЗАКЛЮЧЕНИЯ, общий объем его 158 страниц, список использованной литературы включает 222 наименования.

Во ВВЕДЕНИИ выявлена степень разработанности проблемы в нашем литературоведении, обоснована актуальность изучения вопроса о русском национальном характере в творчестве В.Г.Распутина.

В ПЕРВОЙ ГЛАВЕ «Концепция русского характера в публицистике В.Г.Распутина» рассматриваются теоретические основы и различные трактовки проблемы национального характера, определяется ее роль и значение в современной литературе. Особое внимание уделяется высказываниям самого В.Распутина по этому вопросу. Раскрываются понятия «народ», «русский национальный характер».

Во ВТОРОЙ ГЛАВЕ «Особенности русского национального характера в творчестве Распутина 60-80-х годов» внимание сосредотачивается на мировосприятии русского человека. Оно, по мнению писателя, складывается из четырех основополагающих: дом с семьей, работа, люди, с которыми человек общается, и земля, на которой стоит его дом. Эти четыре категории определяют основные качества русского национального характера. В центре исследования - повести «Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Пожар».

ТРЕТЬЯ ГЛАВА «Изображение трансформации русского характера в творчестве Распутина 90-2000-х годов» посвящена исследованию повести «Дочь Ивана, мать Ивана», а также последних рассказов автора. Акцент делается на тех изменениях, которые претерпел русский характер за последние десятилетия. Доказывается, что повесть соединила в себе основные темы и идеи наследия писателя. Проводится параллель с его творчеством 60-80 годов.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ подведены итоги работы.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ РАБОТЫ:

Основные положения диссертации могут быть использованы на семинарских занятиях, в спецкурсах, посвященных анализу «деревенской прозы» XX века.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ:

Материалы диссертации отражены в следующих публикациях:

1. О женском характере в творчестве В.Г. Распутина // Жанрово-стилевые проблемы русской литературы XX века: Сборник статей. - Тверь: Золотая буква, 2003.

2. «К вопросу о русском национальном характере (на материале творчества В.Г. Распутина)» // Опыт экспериментальноинновационной работы и перспективы развития общеобразовательных учреждений Тверской области. Материалы региональной научно-практической конференции. -Тверь: Тверской гос. университет, 2004.

3. «Русским званием - гордись.» // Проблемы национального самосознания в русской литературе XX века. Сборник научных трудов. - Тверь: Твер. Гос. университет, 2005.

Данные материалы были использованы при проведении курса углубленного изучения русской литературы в 11-х классах Общеобразовательного лицея ТвГУ, а также при чтении лекций для абитуриентов на подготовительных курсах (2002-2003, 2003-2004 годы).

Основные положения диссертации были представлены на региональной научно-практической конференции «Опыт экспериментально-инновационной работы и перспективы развития образовательных учреждений тверской области» (2004 г.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Ходченкова, Ирина Вячеславовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Валентин Курбатов назвал прозу Распутинба «красной книгой» русской жизни.1 Это сочетание появилось вслед за выходом в печать серии «Красная книга русской прозы», которая представлена творчеством знаменитых писателей-деревенщиков, тех, кто одними из первых задумались о судьбе нашей деревни, судьбе русского национального характера, наконец, о судьбе его носителя. Критик справедливо заметил, что все эти писатели чувствовали, как «неотвратимо уходит, истаивает, расточается земная, земляная, крестьянская, христианская, определившая существо нашего народа жизнь».2 Распутин имел право говорить о судьбе деревни, так как сам является ее сыном. Называя Распутина младшим сыном русской прозы, Курбатов отмечает, что, как все младшие, он привязан к матери больше, оттого и видит острее других. И не потому, что он зорче, а потому, что «деревня уходит с каждым днем скорее».

Особенности творчества Распутина обусловлены его пристальным вниманием к судьбе России. Пожалуй, нет произведения писателя, которое бы не отражало его любовь к Родине.

По мнению В.Г.Распутина, Россия будет жива до тех пор, пока будет жив «народ», «рудное тело нации», сохранившее в себе все ее достоинства, неповторимые черты. Вот почему так важен в творчестве писателя русский национальный характер.

Уже само обращение Распутина к образу сельского жителя продиктовано стремлением сохранить ценности русской нации, которые, по мнению писателя, еще живы в деревне. «Народ - национален», - утверждает он. Без национальности народ - вавилонское столпотворение. Национальность - это имя народа. Только оно, как говорит писатель, дает

1 Курбатов В. Прощание для встречи // Распутин В.Г. живи и помни: Повести. Рассказы. - М., 2004. - С.6.

2 Там же. С.6. право человеку быть самостоятельным среди людей других национальностей. Без имени человек - «неопределенное существо, > цифра, нечто безликое, неполноценное, как бы несуществующее».1 Называя народ «рудным телом нации», Распутин говорит, что он, в сравнении с населением, невелик числом, но это «отборная гвардия», «коренная порода». «Ее, эту коренную породу, - пишет Распутин, - я называю «второй» Россией, в отличие от «первой», принявшей чужую и срамную жизнь. Мы несравненно богаче: с нами поле Куликово, Бородинское поле и Прохоровское, а с ними - одно только «Поле чудес».

Обращаясь к жизни русской деревни, писатель говорит, что дело не в ® патриархальном образе ее жизни, а речь идет о духовном мире миллионов людей, который преобразуется, уходит и завтра будет уже не таким, как сегодня. Поэтому Распутин считает своим долгом запечатлеть этот нелегкий процесс. В связи с этим в данной работе уделено особое внимание изменениям, происходящим в русском национальном характере, которые тревожат писателя, заставляют задуматься.

В 2004 году, оценивая события «перестройки», Распутин писал: «Единственный, кто оказался покрепче, это деревенский житель. Тут сама земля помогала, она внушала, что может быть с общественным полем России, если засеять его сорняками. А городской житель. Справедливо, наверное, з говорят, что народ живет в селе, а в городе население». # Русский человек помимо личного имени наделен отчеством, которое он проносит через годы и столетия. Поэтому для Распутина важной является проблема памяти, которая в его творчестве является нравственно-философской. Во всех повестях писателя память, отношение к прошлому является организующим элементом распутинской концепции человека. Отношение к прошлому является критерием нравственной оценки героя. ф 1 Троицкий Ю.В. Верните имя моего народа // Советская Россия,2001. - 13 января. - С.4.

2 Распутин В.Г.У нас поле Куликово, у них - «Поле чудес» // Советская Россия, 1998. - 2 апреля. — С.5.

3 Распутин В.Г. Если дело дошло до края // Литературная газета, 2004. - 8-14 сентября. - С.З.

Испытанием для героев произведений В.Г. Распутина является и отношение к земле, отрыв от которой освобождает человека от )-.■ ответственности. «Я не верю в человека, оторванного от своей земли, от своих могил — ему тогда все безразлично», - говорит писатель. Чувство глубинной связи человека с землей, взрастившей его, лежит в основе его нравственности, дарует ему силу и уверенность в себе: «И не стоять человеку твердо, не жить ему уверенно без этого чувства, без близости к деяниям и судьбам предков, без внутреннего постижения своей ответственности за дарованное ему место в огромном общем ряду быть тем, что он есть».2

Важнейшими качествами русского человека Распутин считает • совестливость и ощущение «невольной вины», в одном из интервью писатель 4 дает совет: «Жить по совести! Как бы ни распинали совесть, жить не по ней дикость».3

Нужно отметить, что в произведениях писателей-деревенщиков земля является не просто источником удовлетворения материальных потребностей, но и способ духовного самоутверждения; в труде на земле русский человек приобрел нравственные устои. В творчестве Распутина показано, как неуважение к земледельческому труду ведет за собой душевное оскудение человека.

В осмыслении проблемы народного характера в творчестве Распутина важную роль играет вопрос о личной ответственности, ответственности за ф землю, за детей, за свои поступки.

Едва ли не важнейшей категорией в творчестве Распутина является категория памяти: «Народы, которые пренебрегали родовой памятью и не имели достаточно энергии, чтобы понять и выписать заглавными буквами свою роль в мире, работать постоянно для ее выполнения, народы, бывшие ф 1 Распутин В.Г.Право писать // Радуга, 1980. - №2. - С. 174-175.

2 Распутин В.Г. Что в слове, что за словом. - С.66.

3 Распутин В.Г. После событий, накануне событий // Советская Россия, 1992. - 23 января. - С.4. лишь попутчиками другим, довольно скоро теряли всякое свое значение и этими другими поглощались».1

Черты русского национального характера в творчестве писателя раскрываются с помощью четырех основополагающих категорий: дом, семья, окружающие люди, земля, на которой стоит дом и трудится человек.

В статье «Исчужили Россию» Распутин пишет: «И вся жизнь народная -во всеобщности, во взаимовыручке, сочувствии и поддержке».2 Тема соборности проходит сквозь все творчество писателя. В повести «Деньги для Марии» люди «всем миром» помогают Кузьме и его жене. Отторжение от людей становится трагедией для героини повести «Живи и помни». По мнению Распутина, общество помогает человеку в выборе нравственных ориентиров.

Писатель отмечает разрушение общинных начал: «Нет и не может быть сейчас никакой консолидации: страна, общество, население расколоты пополам, а если вглядеться - на несколько частей, между которыми глубины несовместимости».3

Говоря о России, Распутин отмечает ее самобытность, говорит о необходимости сохранять ценности нации. По его мнению, лицо народа - его язык, и спасен он может быть лишь в том случае, если в нем видеть не столько средство общения, сколько «путь познания себя и своего народа, его психологии, этики, морали, веры, исторической поступи»: «как народ выговаривает себя в устной и письменной речи, того он и стоит. Обезличенный народ скажет о себе немногое».4

Вслед за Достоевским, Распутин говорит об особой духовности русского человека: «Могущество России исходило всегда от ее нравственных, духовных и культурных начал».5 Все несчастия нашего народа писатель

1 Распутин В.Г. Светлое слово // Советская Россия, 1992. - 28 мая. - С.5.

2 Распутин В.Г. Исчужили Россию // Советская Россия, 2005. - 5 февраля. - С.2.

3Там же. С.2.

4 Распутин В.Г. И в душу лезут диверсанты // Советская Россия, 2002. - 15 января. - С.4.

5 Распутин В.Г. Исчужили Россию // Советская Россия, 2005. - 5 февраля. - С.2. объясняет тем, что одна за другой совершаются попытки «увести» Россию с ее «естественного, тысячелетием выработанного, собственного > ^ пути», «направить по чужим дорогам»: «Все у нас другое, чем в Европе или

Америке, - и психология народа, и традиции, и отношения между людьми, отношения с законом, государством - все-все иное. Не зря же говорилось: что русскому хорошо, то немцу смерть. А теперь: что немцу хорошо, то русскому смерть».1 Беда современной России заключается в том, что ей, по мнению Распутина, «навязывают» западный образ жизни, основанный на материальном благополучии: «Несоответствие внутреннего своего и внешнего чужого, прямая противоположность, с одной стороны, нравственных и, с другой - практических мерок, разрыв личностного с. 4 общественным - это самое горькое, что постигло наш народ и Россию за всю ее историю. Такого не бывало и при Орде. Там, откуда исходит подобная политика, прекрасно понимают, что этого соответствия своего чужому л никогда не добиться, а потому безжалостно разрушают».

Особенное внимание Распутин уделяет вере, говоря, что национальная Россия «тысячу лет питалась и воодушевлялась православием, их не разнять».3 Христианская религия во многом определила мировосприятие русского человека, сформировала основные черты его характера: стремление * «снять с себя последнюю рубаху даже и во вред себе», чувство невольной вины перед людьми, «всемирная отзывчивость», долготерпение. «Душа # русского человека нашла свой подвиг и свое пристанище в православии, говорит писатель, - и только там мы обретем ее для искупительных и спасительных трудов, только там соединимся в своем временном и вечном призвании, а не в блудливых похождениях по задворкам чужих толков и религий».4

1 Распутин В.Г. Исчужили Россию // Советская Россия, 2005. - 5 февраля. - С.2.

2Там же. С.2. ф 3 Распутин В.Г.Рубеж горя и беды или все-таки надежды?// Советская Россия, 2000. - 10 февраля. - С.5.

4 Распутин В.Г. Если соберем любовь к России каждого в одну любовь - выстоим // Правда, 1992. - 18 июня. — С.4.

Нравственный идеал писатель находит в русской женщине. В ней его привлекает сила характера, самоотверженность в труде, желание принести себя в жертву детям, мужу. Распутинские героини воплощают народный характер, нбравственные ценности, которые выработаны в труде на земле.

Женщина - хранительница семейного очага. С ее образом в творчество Распутина органично входит мысль о сохранении России, так как разрушение семьи ведет к гибели нации.

Распутин посвятил женщине замечательную статью «Шерше ля фам»1, в которой высказывается мысль о том, что в основании русской нации лежат ® женские начала, идет речь о спасительной функции женщины как в жизни

4 семьи, так и государства в целом. В своей статье писатель цитирует строки философа В.В.Розанова «какова женщина, такова есть или скоро станет вся культура».2

По мнению Распутина, сущность женщины - «охранительность»; женщина состоит из уюта, тепла, ласки, умирения, утоления, верности, мягкости, гибкости, милосердия. Писатель ревностно отстаивает свои идеалы, говоря, что современная женщина забыла о своем истинном предназначении. «Душа, мысль и спокойствие исчезли с лица современной ^ женщины, а сними исчезла и духовная прелесть, составляющая настоящую красоту женщин».3 Говоря о женщине, Распутин использует слово ф «мироткущая». То есть она призвана давать жизнь, создавать такие условия, чтобы окружающая жизнь текла в нужном направлении.

О роли «женской» темы в творчестве Распутина писал H.H. Котенко: «Иногда приходит мысль, что именно из-за них и ради них, женщин, и написаны все вещи Распутина, что мужчины играют в них лишь служебную, «оттеняющую» роль».4

1 Распутин В.Г. Шерше ля фам // Литературный Иркутск, 1989. - 7 июня. - С.8. уф 2Там же. С.8.

3 Там же. С.8.

4 Котенко H.H. Валентин Распутин. - С.31.

Истинную ценность писатель находит в уходящем от нас все дальше и дальше прошлом. Именно поэтому слагаемые народности, лучшие Ф ее черты и идеалы воплощены писателем в образах его «старух». Эти женщины хранят в себе не затронутые цивилизацией богатства нации. Размышляя о роли женщины в России, Распутин обращается к трудам отечественных историков и философов. Так философ Н.Бердяев выделяет особую категорию - «материнство», одновременно замечая, что «всякий народ должен быть мужественным».1 Однако Распутин не столь категоричен.

Критик Котенко в своей монографии отметил: «Завидно удаются В.Распутину женские образы». Любовь, с которой автор пишет Василису, ® Марию, Анну, Настену, Дарью, критик называет «удивительной», достойной уважения», «сыновней». Всех распутинских героинь критик причисляет к одному историческому характеру, так как они «представляют уже в нашей литературе целую эпоху», «уходящую».3 Курбатов обратил внимание на эпический характер произведений Распутина: « Здесь подлинно весь лучший русский человек в его стоянии, в его прощально открывшемся мужестве и терпении, острее и ярче прочитываемый в женской материнской стихии. Отчего лучшие характеры Распутина, вызывающие смятение грозной глубиной понимания, именно женщины, как его Анна из «Последнего срока», * Дарья из «Прощания с Матерой», Настена из «Живи и помни», Авдотья из рассказа «Изба» и Пашута из рассказа «В ту же землю» ? Настена еще вся • там, и даже в смерти - вся дитя жизни, а Пашута и живым-живая, а словно силой затиснута в смерть. Время покатилось от Настены к Пашуте. И тут уж надо самому быть мертвецом, чтобы не остановиться в смятении и не забить в рельсу».4

1 Бердяев H.A. Судьба России. - С. 86. ф 2 Котенко H.H. Валентин Распутин. - С.31.

3Там же. С.31.

4 Курбатов В. Прощание для встречи // Распутин В.Г. живи и помни: Повести. Рассказы. - М., 2004. - СЛ.

Творчество писателя тесно связано с классической традицией. Сам Распутин с этим охотно соглашается, называя своими учителями X Ф.Достоевского, Л.Толстого, А.Некрасова.

Нужно1 отметить также богатство языка произведений Распутина, который сочетает народность мышления с меткими народными выражениями. Фольклор занял особое место в творчестве писателя, стал частью его мироздания.

Размышляя об особенностях русского национального характера, особенное внимание Распутин уделяет изменениям, происходящим в нем. Писатель говорит о появлении «нового русского» человека, который ® «мутирует до неузнаваемого состояния»: «Это уже не просто не русский, мне иногда кажется - вообще не человек. В нравственном и духовном облике его ничего нет. Отрыв от родной природы, соли Земли сказывается трагически. Он обязательно должен иметь свою родину. А когда наш человек превращается в гражданина мира, он сразу теряет все национальное и духовное».1 Важно отметить, что изменения в русском характере Распутин отразил уже в ранних своих произведениях.

Наивность и доверчивость, качества положительные, восхищающие писателя, оказываются «недостаточными», подчас губительными: «И сейчас г этим пользуются и эксплуатируют лучшие качества русского человека, ненавидят его за них и даже начинают унижать».2 «Может, нас подвела наша # извечная простоватость» , - признается Распутин, оценивая события 90-х годов.

Без национального чувства не может быть и литературы: «Только тогда можно стать известным на весь мир писателем, когда в тебе звучит национальный голос, когда ты говоришь о бедах своего собственного народа, не замыкаясь, а вынося свою боль на широкую мировую трибуну, существуя

V ^ 1 Распутин В.Г. Живи и помни // Советская Россия, 1997. - 29 мая. - С.2.

2 Там же. С.2.

3 Распутин В.Г. Если дело дошло до края //Литературная газета, 2004. - 8-14 сентября. - С.З. в контексте мировых событий».1 Говоря о национальной идее, Распутин отмечает, что у каждого народа она своя: «Для русских - это освободиться от навязанного им комплекса неполноценности, осознать свое достоинство и неповторимость, понимать под достоинством не национальную спесь, а духовно-качественное строительство. Для России -это сохранение своей государственности, возвращение былой славы и чести».2

Таким образом, проблема русского национального характера является одной из важнейших в творчестве В.Г.Распутина. Интерес к ней писателя обусловлен заботой о будущем России. Мысли о ее судьбе не покидают Распутина на протяжении всего творческого пути. Об этом свидетельствуют названия его статей: «Осознаем себя Россиянами» (1990), «Россия уходит у нас из-под ног.» (1990), «Россия торопливо вталкивается в плавильную печь» (2002) и другие. Многие из них пронизаны чувством страха за судьбу Родины.

1 Распутин В.Г. Пронзать добротой, чистотой // Советская Россия, 1995. - 18 июля. - С.5.

2 Распутин В.Г. После событий, накануне событий // Советская Россия, 1992. - 23 января. - С.2.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ходченкова, Ирина Вячеславовна, 2006 год

1. Абрамов Ф.А. Слово в ядерный век: Статьи; Очерки; Выступления; Интервью; Литературные портреты; Воспоминания; Заметки. -М. Современник, 1987. 447с.

2. Абрамов Ф.А. Чем живем-кормимся: Очерки; Статьи; Воспоминания; Литературные портреты; Заметки; Размышления; Беседы; Интервью; Выступления. Л.: Советский писатель, 1986. - 528с.

3. Астафьев В.П. Жизнь прожить: Роман, рассказы. М.: Современник, 1986. -319с.

4. Белов В.И. Собрание сочинений: В 5-ти т. М.: Современник, 1991. -734с.

5. Валентин Распутин. Живи и помни: Повести. Рассказы. М.: Эксмо, 2004. - 704с.

6. Валентин Распутин. Деньги для Марии: Повести и рассказы. М.: Эксмо, 2004. - 736с.

7. Распутин В.Г. Четыре повести. Л.: Лениздат, 1982. - 656с.

8. Распутин В.Г. Знать себя патриотом. Иркутск.: Вост.-Сиб.кн.изд-во, 1989.-38с.

9. Распутин В.Г. Что в слове, что за словом?: Очерки, интервью, рецензии. -Иркутск.: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987. 336с.

10. Ю.Распутин В.Г. Ангарские были: «Слух», «Тетка Улита» // Литературная

11. Россия, 1986. 31 октября. - С. 6-7. П.Распутин В.Г. Байкал // Наш современник, 1989. - №7. - С. 12-44.

12. Распутин В.Г. Быть самим собой // Вопросы литературы, 1976. №9. - С. 142-150.

13. Распутин В.Г. Все остается людям // Московский комсомолец, 1977. 25 марта. - С. 6.

14. Распутин В.Г. Не ищу героев на стороне // Московский комсомолец, 1977. 11 сентября. - С. 5.

15. Распутин В.Г. Живая связь времен и судеб//Советская Россия, 1979. 6 мая. - С. 2.

16. Распутин В.Г. Право писать // Радуга, 1980. №2. - С.174-175.

17. Распутин В.Г. Все мощно и вольно // Советская культура, 1983. 7 июня. -С. 8.

18. Распутин В.Г. Ценность наших идеалов //Советская Россия, 1983. 13 ноября. - С. 2

19. Распутин В.Г.Нужно взволнованное слово // Советская культура, 1985. -19 марта. С. 6.

20. Распутин В.Г. Если по совести: / Беседа с писателем В.Распутиным. /Записала Э.Шугаева///Литературная газета, 1988. 1 января. - С. 10.

21. Распутин В.Г. «Жертвовать собою для правды»: /заметки писателя/ // Наш современник, 1988.-№1.-С. 169-176.

22. Распутин В.Г. Без совести, без любви к земле при любом укладе нельзя // Книжное обозрение, 1988. 1 апреля. - С. 8-9.

23. Распутин В.Г. Земля твоя и моя //Советская культура, 1988. 7 июля. -С. 6.

24. Распутин В.Г. Знать себя патриотом // Правда, 1988. 24 июня. - С.4.

25. Распутин В.Г. Я ценю порядочность в человеке // Неделя, 1988. №9. -С. 15.

26. Распутин В.Г. Левая, правая где сторона? // Советская культура, 1989. 27 мая. — С. 6.

27. Распутин В.Г. Трудные повороты // Советская Россия, 1989. 7 июня. -С. 2.

28. Распутин В.Г. Культура и духовность // Советская Россия, 1989. 8 июня.

29. Распутин В.Г. Сумерки людей // Литературный Иркутск, 1989. декабрь. -С. 1-3.

30. Распутин В.Г. Слово о России // Советская Россия, 1989. 7 марта. - С. 4.

31. Распутин В.Г. Шерше ля фам // Литературный Иркутск, 1989. 7 июня. -С. 8-9.

32. Распутин В.Г. Трудные повороты // Советская Россия, 1989. 7 июня. -С. 2.

33. Распутин В.Г. Из проклятий ничего не добыть: / Беседа с писателем В.Г. Распутиным /Записал И. Толстой/ //Диалог, 1990. №4. - С. 106-112.

34. Распутин В.Г. Один из команды президента /Распутин дает интервью «Литературной газете»/ //Литературная газета, 1990. 4 апреля. - С. 1-3.

35. Распутин В.Г. Ближний свет издалека // Литературный Иркутск, 1990. -апрель.-С. 1-3.

36. Распутин В.Г. Осознаем себя россиянами // Советская Россия, 1990. 1 июля. - С.4.

37. Распутин В.Г. Интеллигенция и патриотизм // Литературный Иркутск, 1990.-ноябрь.-С. 1-4.

38. Распутин В.Г. Россия уходит у нас из-под ног.// Советская Россия, 1990. 7 декабря. - С. 4.

39. Распутин В.Г. Возвращение России // Сибирь, 1991. №1. - С. 3-34.

40. Распутин В.Г. Совесть против зависти // Советская Россия, 1991.-6 июня. -С. 5.

41. Распутин В.Г. Боль наша и вера // Литературная Россия, 1991. 20 сентября. - С. 2.

42. Распутин В.Г. Боль наша и вера Россия // Советская Россия, 1991. - 17 сентября. - С. 2.

43. Распутин В.Г. Из огня да в полымя // Советская Россия, 1991.-26 января.

44. Распутин В.Г. Так можно или нельзя? // Советская Россия, 1991. 13 апреля. - С. 2-4.

45. Распутин В.Г. Что дальше, братья-славяне? // День, 1991. №5. - С. 7.

46. Распутин В.Г. Прозреть и не отступить: / Беседа с писателем В.Г. Распутиным /Записала А. Харитонова/ //Сельская жизнь, 1992. 29 января. -С.З.

47. Распутин В.Г. Светлое слово // Советская Россия, 1992. 28 мая. - С. 5.

48. Распутин В.Г. Если соберем любовь к России каждого в одну любовь -выстоим! // Правда, 1992. 18 июня. -С. 4.

49. Распутин В.Г. У каждого свое поле // Восточное обозрение, 1992. №7. -С. 11.

50. Распутин В.Г. Говорить о лучшем в человеке: Встреча с писателем В. Распутиным /Записал А. Шахматов/ // Библиотека, 1992. -№11/1.- С. 4-8.

51. Распутин В.Г. Символ державности // Литературная Россия, 1992. 6 декабря. - С. 5.

52. Распутин В.Г. После событий, накануне событий // Советская Россия, 1992.-23 января.-С. 4.

53. Распутин В.Г. «Нет, не кончено с Россией.» // Правда, 1993. 29 декабря. - С. 4.

54. Распутин В.Г. Только с чистой душой можно возродить Россию: /Беседа с писателем В.Г. Распутиным /Записал М. Бузукашвили/ // Деловой мир, 1994. 28 марта - 3 апреля. - С. 23.

55. Распутин В.Г. Мы все несем в себе грех вины за содеянное // Советская Россия, 1994. 16 июня. - С. 2.

56. Распутин В.Г. Пронзать добротой, чистотой // Советская Россия, 1995. 18 июля. - С. 5.

57. Распутин В.Г. Путь спасения/выступление на 2 Всемирном Русском Соборе/ // Литературная Россия, 1995. 1 февраля. С. 11.

58. Распутин В.Г. На пороге горячей зимы // Советская Россия, 1996. 6 ноября. - С. 3.

59. Распутин В.Г. Мой манифест // Советская Россия, 1997. 27 февраля. -С. 2.

60. Распутин В.Г. Живи и помни // Советская Россия, 1997. 29 мая. - С. 2.

61. Распутин В.Г. Пока жива Россия, будет жива и русская литература // Литературная Россия, 1997. 4 апреля. - С. 11.

62. Распутин В.Г. Безрассудно делиться на красных и белых // Русский Восток, 1997. №4. - С. 2.

63. Распутин В.Г. Совесть против зависти // Советская Россия, 1997. 6 июня. -С. 4.

64. Распутин В.Г. У нас поле Куликово, у них «Поле чудес» // Советская Россия, 1998. - 2 апреля. - С. 5.

65. Рас путин В.Г. От каких несчастий мы произошли? // Аргументы и факты, 1998.-Октябрь.-С. 3.

66. Распутин В.Г. Краденый венец // Советская Россия, 1999. 5 января. - С.2.

67. Распутин В.Г. Обещанного три года ждут // Правда, 1999. 19-20 февраля. -С. 4.

68. Распутин В.Г. Слово о России // Советская Россия, 1999. 7 марта. - С. 4.

69. Распутин В.Г. Светоносное имя // Советская Россия, 1999. 3 июня. - С. 3.

70. Распутин В.Г. Боль людская бередит душу // Парламентская газета, 2000. -12 февраля. С. 1.

71. Распутин В.Г. Видимое и невидимое: /Выступление на 10 съезде союза писателей России/ // Наш современник, 2000. №2. - С. 184-190.

72. Распутин В.Г. В поисках берега: Речь на вручении Солженицынской премии // Дон, 2000. №4. - С. 4-9.

73. Распутин В.Г. По-русски значит по совести // Российская газета, 2000. -21 апреля. — С. 25.

74. Распутин В.Г. Рубеж горя и беды или все-таки надежды? /В.Распутин в беседе с В. Кожемяко/ // Советская Россия, 2000. 10 февраля. - С. 5.

75. Распутин В.Г. Наши учителя теперь из породы потверже.// Москва, 2002. -№3.-С. 3-12.

76. Распутин В.Г. Россия торопливо вталкивается в плавильную печь // Советская Россия, 2002. 14 марта. - С. 2.

77. Распутин В.Г. И в душу лезут диверсанты /Распутин в беседе с В. Кожемяко/ // Советская Россия, 2002. 15 января. - С. 4.

78. Распутин В.Г. Наши упования благороднее и чище // Правда, 2002. -31 декабря 4 января. - С. 2.

79. Распутин В.Г. Бедность и порок / Писатель В. Распутин в беседе с В. Кожемяко/ //Советская Россия, 2003. 15 апреля. - С. 4.

80. Распутин В.Г. Бесконечные жертвы. Во имя чего? // Правда, 2003. 24-27 января.-С. 1.

81. Распутин В.Г. Чья это страна? /Распутин в беседе с Виктором Кожемяко/ // Советская Россия, 2004. 4 марта. - С. 2.

82. Распутин В.Г. Если дошло до края // Литературная газета, 2004. 8-14 сентября. - С. 3.

83. Распутин В.Г. Люди начинают искать чистых просторов / Слово В.Распутина на вручение премии «России верные сыны»/ // Советская Россия, 2004. 16 декабря. - С. 2.

84. Распутин В.Г. Исчужили Россию. / Писатель Валентин Распутин в беседе с Виктором Кожемяко/// Советская Россия, 2005. 5 февраля. - С. 2.

85. Распутин В.Г. Шлемоносцы. / Выступление на 9 Всемирном Русском Национальном Соборе/ // Советская Россия, 2005. 12 марта. - С. 2.

86. Распутин В.Г. Глоток воздуха // Литературная газета, 2005. 23-29 марта. -С. 9.

87. Шукшин В.М. Собр. соч. в 5 томах. Бишкек: «Венда», 1992.

88. Общие теоретические труды, работы о творчестве Распутина, другие исследования:

89. Абдулакрим А. Творчество Распутина / Проблематика. Образы, Поэтика /: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1980. - 16с.

90. Абрамов Ф. Кое-что о писательском труде // Вопросы литературы, 1974. -№3. С. 180-195.

91. Абульханова К.А. Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы // Российский менталитет. Вопросы психологической теории и практики. М.: Наука, 1997. - 345с.

92. Алейников О.Ю. Публицистическое начало в прозе В.Распутина: Авторская позиция, характеры, стиль: Автореф. дис. . канд. филол. наук. -М., 1991.-16с.

93. Ананиев А. Позлей злодея будь! // Литературная Россия, 2004. 30 января. -С. 15.

94. Астафьев В. Сострадание: /к 50-летию В. Распутина / // Литературная Россия, 1987. 13 марта. - С. 7.

95. Басинский П. Memento more: В. Распутин, большой и маленький // Литературная газета, 1992. 28 октября. - С. 4.

96. Бедрикова М.Л. Особенности психологизма русской прозы второй половины 1980-х годов: Творчество В. Астафьева и В.Распутина: Дис. . канд. филол. наук. -М., 1995. 203с.

97. Белинский В.Г. Собр. Соч.: В Зт. -М.: Наука, 1948.

98. Беляков В. Живи в России // Урал, 2004. №3. - с. 248.

99. Бердяев H.A. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990. - 205с.

100. Березовский Н. История фотографии. Две встречи // Литературная Россия, 2000.-№13.-С. 16.

101. Бесхатнев В. О русском уме и «новорусской пакости» // Советская Россия, 2002. 14 марта. - С. 5.

102. Большакова А.Ю. Нация и менталитет: феномен «деревенской прозы» XX века. М.: Ком. по телекоммуникациям и средствам масс, информ. Правительства Москвы, 2000. - 132с.

103. Большакова А.Ю. Русская деревенская проза XX века: Код прочтения. Шумен: Аксиос, 2002. - 160с.

104. Большев А.О. Проблема народного характера в творчестве В. Белова, В. Астафьева, В. Распутина: Автореф. дис. канд. фил. Наук. Горький, 1986.-16с.

105. Бондаренко В. «Господи, поверь в нас.»: Поминальная молитва Валентина Распутина// День, 1992. №22.

106. Бондаренко В. Долюшка женская // Завтра, 2003. №4. - С. 6.

107. Бурсов Б.И. Национальное своеобразие русской литературы. Л.: Советский писатель, 1967. - 396с.

108. Бушмин A.C. Из истории советской литературы и литературной науки. -Л.: Наука, 1988.-380с.

109. Бушмин A.C. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л.: Наука, 1969. - 273с.

110. Быков Д. Снасильничали // Огонек, 2003. №44. - С. 45-48.

111. Быков Д. Зори над распутьем // Новый мир, 2004. №4. - С. 163-165.

112. Васильев В. Живительный источник // Литературная газета, 1977. 5 октября. - С. 4.

113. Воробьева H.H. Национальный характер и народная история // Национальное и интернациональное в культуре, фольклоре и языке. -Кишинев, 1971.-С. 106-114.

114. Герцен А.И. Русские немцы и немецкие русские // Герцен А.И. Собр.соч.: В 30т. -М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. Т. 14. - С. 148-189.

115. Гладкова И.Б. Топос Сибири в русской очерковой прозе 1960-1980-х годов: Семантика, генезис, эволюция: Дис. . канд. филол. наук. Омск, 2004.-230с.

116. Гнатенко П.И. Национальный характер. Днепропетровск: Издательство ДГУ, 1992. - 140с.

117. Горн В.Ф. Характеры Василия Шукшина, Барнаул, Алтайское кн. изд., 1981.-248с.

118. Горький М. Собр. соч.: В 30т. М.: Гослитиздат, 1956.

119. Гришенкова Г.Ф. Проблема русского национального характера в творчестве В.Г. Распутина: Дис. . канд. филол. наук. Тюмень, 2004. -153с.

120. Гулыга А. О русской душе // Московские новости, 1988. 29 мая. - С.З.

121. Гусейнов А. Национальный характер и его эволюция // Литературный Азербайджан, 1972. №2. - С. 4.

122. Добролюбов H.A. Собр. соч.: В Зт. М.: Гослитиздат, 1950.

123. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30т. Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1980.

124. Драч И. Точка опоры // Труд, 1987. 15 марта. - С. 3.

125. Дырдин A.A. Былинный источник силы // Творческие взгляды советских писателей. Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1981. - С. 270-285.

126. Дырдин A.A. Диалектика памяти / Человек и время в повести В. Распутина «Живи и помни»/ // Современный советский роман. Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1979. - С. 200-228.

127. Дырдин A.A. Живая завязь: /о творчестве писателя В. Распутина/ // Дон, 1979. -№3.- С. 155-164.

128. Ершов Л. Правда памяти: /к 50-летию со дня рождения В. Распутина/ // Молодая гвардия, 1987. №3. - С. 278-282.

129. Залыгин С. Народность писателя // Литературная газета, 1987. 18 марта. - С. 3.

130. Зверев А. Прорыв к истине: Штрихи к портрету В. Распутина // Советская Россия, 1987. 14 марта. - С. 4.

131. Зверев А. Валентин Распутин писатель и человек: /к 50-летию со дня рождения/ // Сибирь, 1987. - №1. - С. 20-24.

132. Золотусский И. В свете пожара: /о повести В. Распутина «Пожар»/ // Литературное обозрение, 1985. №2. - С. 40-42.

133. Ильичев Н.М. Клеймо оговора //Советская Россия, 2002. 11 июля. -С. 4.

134. Капелюшный Л. Молитва за спасение не своей души: Слово о

135. B. Распутине // Московские новости, 1988. №1. - С. 6.

136. Кедрина 3. Обращаясь к истокам // Литературная газета, 1969. 18 июня. - С. 4.

137. Ковалева А. Каждому писателю по «собесу» // Московский комсомолец, 1996. 29 октября. - С. 3.

138. Ковбасенко Ю.И. Образы пожаров в повести В. Распутина // Литература в школе, 1990. №1. - С. 129-130.

139. Кожемяко В. Почему русского писателя, ставшего лауреатом международного конкурса, «приветствовали» хамскими выпадами // Советская Россия, 1996. 6 ноября. - С. 4.

140. Кокшенова К. Границы судьбы: О повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» и теме зла в современной литературе // Москва, 2004. №2.1. C. 188.

141. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология /под ред. Б.Ф.Поршнева и Л.И. Анциферовой. М.: Наука, 1971. - С. 122158.

142. Кон И.С. Национальный характер миф или реальность? // Иностранная литература, 1987. - №9. - С. 228-239.

143. Котенко H.H. Земля не бывает безродной // Октябрь, 1986. №1. -С. 196-198.

144. Котенко H.H. Валентин Распутин: очерк творчества. М.: Просвещение, 1988. - 187с.

145. Котенко H.H. Долг, который всегда с тобой: /к 50-летию В. Распутина/ //Москва, 1987.-№3.-С. 187-194.

146. Котенко H.H. Сохранившие дух и совесть: Русский писатель в американизируемой России // Молодая гвардия, 1994. №12. - С. 10.

147. Красикова Е.В. Во имя возрождения: о символах в повести В. Распутина «Пожар» // Русская речь, 1987. №4. - С. 80-86.

148. Краснянский Д.Е. Национальный вопрос в России в конце XX века: Социально-философский анализ: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 2000.-27с.

149. Крупин В.Н. Красота и огромность мира: штрихи к портрету В. Распутина // Литературная Россия, 1983. 1 января. - С. 11.

150. Крупин В.Н. Мир держится русскостью // Правда, 2002. 26-27 марта. -С. 4.

151. Крупин В.Н. Расскажите нам о нем. // Советская культура, 1987. 14 марта. - С. 6.

152. Крупина H.JI. ,Соснина H.A. Встреча с Матерой // Литература в школе, 1987. -№3.- С. 45-51.

153. Ксенофонтова М.В. Поэтика видимого и невидимого в малой прозе

154. B.Г. Распутина: Дис. . канд. филол. наук. М., 2003. - 162с.

155. Кузин Н. Вещее слово В. Распутина // Дальний Восток, 2004. №4.1. C. 176.

156. Кузина А.Н. В.Астафьев, В.Распутин: Художественное осмысление нравственно-философских проблем современности: Дис. . канд. филол. наук. М., 1994.-201с.

157. Купреянова E.H. Макогоненко Г.П. Национальное своеобразие русской литературы. Л.: Наука, 1976. - 415с.

158. Курбатов В.Я. Валентин Распутин: Личность и творчество. М.: Советский писатель, 1992. - 172с.

159. Курбатов В.Я. Каждый день сначала // Согласие, 1991. №3. - С. 215221.

160. Курбатов В.Я. Предчувствие: /заметки о творчестве В. Распутина/ // Наш современник, 1992.-№1.-С. 186-191.

161. Курбатов В.Я. Хлеб насущный: /заметки о прозе и публицистике В. Распутина/ // Литературная учеба, 1990. №.3. - С. 61-64.

162. Курбатов В.Я. Диагноз // Литературная учеба, 2004. №3. - С. 75-81.

163. Лапченко Н.Ф. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов: (В. Распутин, В. Астафьев, С. Залыгин). Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. - 137с.

164. Латынина А. Что впереди? // Литературная газета, 1991. 23 января. -С. 10-11.

165. Леонов Л.М. Собр. соч.: В10т.-М.: Наука, 1983.

166. Лифанова И.В. Национальный характер и национальная история в творчестве Б. Можаева: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1999. -16с.

167. Лихачев Д.С. Заметки о русском // Новый мир, 1980. -№3. С. 12-38.

168. Лихачев Д.С. Национальное единообразие и национальное разнообразие // Русская литература, 1980. №3. - С. 11-14.

169. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: основы этики; характер русского народа. В 2т. М.: Политиздат, 1991. - 253с.

170. Максимов В. За нами Россия // День, 1993. №5. - С. 6.

171. Маркова Т. Тревожная совесть: Наш современник писатель Валентин Распутин // Тверская жизнь, 2003. - 23 апреля. - С. 5.

172. Медведев Ф. Человек на земле не случаен // Книжное обозрение, 1987. 15 марта. - С. 3.

173. Митин Г. Слово, необходимое России:/о своеобразии таланта В. Распутина/ // Литература в школе, 1990. №5. - С. 59-71.

174. Митрофанова И.А. Мифо-фольклорная и древнерусская традиции в повестях В.Г.Распутина: Автореф. дис. . канд. фил. наук. Москва, 1991.-16с.

175. Назаренко А. Русское самосознание: между Царством и Церковью // Москва, 2002. №2. - С. 12-13.

176. Нефедьев Л. Сердитые мысли о патриотизме // Советская Россия, 2002. 14 марта. - С. 5.

177. Николюкин А.Н. Голгофа В. Розанова. М.: Рус. Путь, 1998. - 503с.

178. Овчаренко А. И еще об углублении психологизма: творчество Валентина Распутина // Овчаренко А. Большая литература. М.: Худ. Литература, 1988. - С. 379-433.

179. Огнев A.B. М. Горький о русском национальном характере. Тверь: ТвГУ, 1992. - 170с.

180. Огнев A.B. Традиции, война и судьба России. Тверь: Золотая буква, 2004.-433с.

181. Он похож на свою родину: земляки о Шукшине. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989.-284с.

182. Панкеев И.А. Валентин Распутин: По страницам произведений. М.: Просвещение, 1990.- 141с.

183. Панкеев И.А. Постоянство: читая публицистику В. Распутина // Дон, 1989. №4. - С. 163-169.

184. Перевалова C.B. «Особая география памяти»: Образ автора в русской прозе 1970-1980-х годов: Монография. Волгоград: Перемена, 1997. -238с.

185. Попов А.Г. К проблеме национального характера у И.С. Тургенева // Проблема автора и авторской позиции в литературе. Харьков, 1990. -С. 40-50.

186. Попов Г. Надежды и сомнения Е. Исаева // Литературная Россия, 1999. 2 июля.-С. 10.

187. Попова И.В. Национально-поэтический контекст прозы В. Распутина 1980-1990-х годов: Дис. . канд. филол. наук. Тамбов, 2003. - 189с.

188. Проблемы национального самосознания в русской литературе XX века. Тверь: Золотая буква, 2005. - 244с.

189. Проскурин П. Мысли о русском // Тверская жизнь, 1999. 14 октября. -С. 2.

190. Редькин В.А. Русский национальный характер как литературоведческая категория // Проблемы национального самосознания в русской литературе XX века. Тверь: Золотая буква, 2005. - С. 18-36.

191. Розанов В.В. Уединенное. М.: Политиздат, 1990. - 541с.

192. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М.: Республика, 1992. -397с.

193. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. - 620с.

194. Савин С. Суд по-сибирски // Книжное обозрение, 2004. №21. - С. 19.

195. Сатретдинова Д.С. Инонациональный характер в русской советской прозе. Ашхабад: Ылым, 1989. - 108с.

196. Сафронова Э.П. Повесть Валентина Распутина «Живи и помни»: Методолгические разработки к проблемам изучения современной «деревенской» прозы. Вильнюс, 1980. - 88с.

197. Семенова С.Г. Валентин Распутин. М.: Советская Россия, 1987. - 174с.

198. Семенова С.Г. Преобразить себя и жизнь // Наш современник, 1987. -№3. С. 172-180.

199. Семенова С.Г. Талант нравственного учительства: В мире проблем и образов В. Распутина // Знамя, 1987. кн.2. - С. 211-222.

200. Сергеева A.B. Русские: Стереотипы поведения. Традиции. Ментальность. М.: Флинта, 2004. - 322с.

201. Сигов В.К. Автор и герои в повести В. Распутина «Последний срок» // Жанрово-стилевые проблемы советской литературы: Межвуз.тематич.сб. -Калинин, 1983. С. 45-52.

202. Сигов B.K. Проза В.Г. Распутина /Проблематика и поэтика/: Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Москва: МГУ, 1984. - 17с.

203. Сигов В.К. Русская идея Шукшина: Концепция народного характера и национальной судьбы в прозе. М.: Интеллект-Центр, 1999. - 302с.

204. Сим Со Ен. Рассказ и повесть В. Распутина: Структурные связи: Дис. . канд. филол. наук. -М., 2001. 162с.

205. Стрелкова И. Пророки в своем отечестве: «Пожар» В. Распутина, «Печальный детектив» В. Астафьева, «Все впереди» В. Белова // Москва, 1996. №5. - С.141-149.

206. Солженицын А. Слово при вручении премии Солженицына В. Распутину 4 мая 2000 // Новый мир, 2000. №5. - С. 186-189.

207. Тарковска И. Нравственно-философские искания В.Г. Распутина: Автореф. дис. . канд. фил. наук. Нижний Новгород, 1991. - 16с.

208. Тендитник Н.С. Валентин Распутин: Колокола тревоги: Очерк жизни и творчества. -М.: ГОЛОС, 1999. 147с.

209. Тендитник Н.С. Мастера. Иркутск: Вост. - Сиб.кн. изд-во, 1987. -111с.

210. Тендитник Н.С. Судьба Сибири личная судьба: О творчестве В. Распутина. - Красноярск: Изд-во Красноярск, ун-та, 1985. - 44с.

211. Теракопян Л. Храм и торжище // Др. народов, 2004. №11. - С. 207-213.

212. Троицкий В.Ю. Верните имя моего народа // Советская Россия, 2001. -13 января

213. Турков A.M. Федор Абрамов: Очерк. М., Советский писатель, 1987. -240с.

214. Унамуно, Мигель де. Избранное: В 2-х т. Л.: Худож. лит. Ленингр. Отделение, 1981.

215. Утехин Н.П. Черты неповторимого. М.: Современник, 1980. - 270с.

216. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высш. Школа, 2000. - 398с.

217. Храмов И.В. Национальный характер и его ментальные основания: Дис. .канд. филос. наук. Волгоград, 2004. - 168с.

218. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы.- М.: Сов. писатель, 1970. 320с.

219. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М.: Сов. писатель, 1978. - 366с.

220. Чалмаев В.А. Молений и молний взаимная сила: о новой повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» // Литература в школе, 2004. №6. -С. 22-24.

221. Черниченко Ю. Всесоюзный «апрель» // Книжное обозрение, 1990. -№19.-С. 4.

222. Шапошников В.Н. Валентин Распутин. Новосибирск: Зап. - Сиб. кн. изд-во, 1987.-67с.

223. Юнусов И.Ш. Проблема национального характера в русской литературе первой половины 19 века: Дис. . канд. филол. наук. СПб, 2002. - 182с.

224. Яковлев А. В перевернутом мире: обсуждение повести «Дочь Ивана, мать Ивана» // Литературная газета, 2004. 14-20 января. - С. 6.

225. Яновский Н. Заботы и тревоги В. Распутина // Яновский Н. Писатели Сибири. М.: Современник, 1988. - С. 378-408.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.