Русский народно-сценический танец в контексте региональной культуры России: традиции и новаторство тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Слыханова, Валентина Ивановна

  • Слыханова, Валентина Ивановна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 208
Слыханова, Валентина Ивановна. Русский народно-сценический танец в контексте региональной культуры России: традиции и новаторство: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2012. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Слыханова, Валентина Ивановна

Содержание

Введение

Глава I. Судьбы русского народного танца в исторической динамике культуры

1.1. Обрядово-ритуальная и семиотическая природа русского

танца

1.2. Русский народно-сценический танец как форма хореографической культуры; его жанровая специфика и этапы

развития

1.3. Роль деятелей русского хореографического искусства в развитии

народно-сценического танца

Глава Q. Особенности русского народного танца в региональной культуре России

2.1. Общность структурных компонентов русского народного

танца

2.2. Народная хореографическая культура и духовно-нравственное развитие

личности

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русский народно-сценический танец в контексте региональной культуры России: традиции и новаторство»

Введение

Актуальность исследования.

В современных условиях всё более осознаётся опасность потери богатейшего наследия народного искусства, традиций русского фольклора во всём его жанровом многообразии в контексте региональной культуры, в её исторической динамике. Велика опасность тотальной унификации культурного мира, глобализации без учёта тенденций самоидентификации -этнической, культурной, гражданской.

Этнокультурный облик России характеризуется огромным разнообразием, обусловленным обширностью территории, природными различиями, многонациональным составом населения. Сохранение и возрождение национальных культурных традиций может быть осуществлено лишь на основе взаимообогащения и обращения к истокам традиционных народных культур, прежде всего - фольклору.

Мы рассматриваем вопросы сохранения и развития традиционной народной культуры не только как имеющие значение в социокультурной, художественно-творческой, организационно-педагогической деятельности, но и с точки зрения возможностей проявления личностью гражданских, патриотических инициатив, роста её эстетической, нравственной, политической культуры. Этнокультурные ценности и идеалы, бережно сохраняемые и развиваемые, безусловно, будут способствовать духовно-нравственному, патриотическому воспитанию молодёжи, укреплению единства нашей страны.

Перед нами постоянно вставали и встают проблемы принципиального характера, связанные с освоением фольклора, русского народного танца, в частности, в контексте системы хореографической деятельности, сохраняющей национальные духовные ценности. Заметен поворот, есть интерес к пониманию значения русского танца, проблемам его существования в системе художественной культуры.

Русский танец сегодня чаще всего показывается односторонне, теряется многообразие выразительных средств. Танцевальная культура на глазах превращается в тренировочные экзерсисы. Важный, но не единственный критерий определения фольклорности произведения - это традиционность. Понимать этот критерий стоит не в консервативной приверженности только к старым традициям, а в развитии и трансформации этих традиций, чтобы в угоду сиюминутным новшествам не потерять их.

Мы озабочены судьбами русского народного танца, как и региональной народной культуры в целом. Деятели русского хореографического искусства всегда осознавали важность научного осмысления и решения проблем сохранения и развития русского народного танца, в его традициях, в исторической динамике. Ныне на многих уровнях стали приниматься меры к научному изучению народного сценического танца, с пониманием его непростой судьбы как жанра. Сохранить чистый родник народной хореографической культуры, бережно передать танцевальный фольклор во всём его богатстве будущим поколениям - задача трудная, но почётная. Это корни нашей культуры, а без корней не сможет быть жизнеспособной крона самого дерева. Осмысление национального хореографического фольклора в исторической динамике, в контексте региональной культуры - актуальная задача современности.

Степень научной разработанности проблем исследования.

Вопросы взаимосвязи и взаимодействия философии, культуры, искусства освещены в трудах таких учёных, как Г.С. Батищев, И.А. Ильин, М.С. Каган, Д.А. Леонтьев, Д.С. Лихачёв, Ю.М. Лотман, Н.Б. Мечковская, И.П. Никитина, С.Л. Франк, А.Я. Флиер. Проблемы культуры XX исследовались в работах Г.Ф. Бахрушина, Г. Беляевой-Челомбитько, Г.Ф. Богданова, К.Я. Голейзовского, В.М. Захарова, Б. Льва-Анохина, Л.Н. Михеевой, Т.В. Пуртовой, В.И. Уральской, Н.Д. Черновой, Ю.М. Чурко, Н.Е. Шереметьевской.

Своеобразные ракурсы анализа этнокультурных проблем регионов представлены в философских трактовках таких дефиниций, как «культурное гнездо» (Н.Л. Анциферов, И.М. Гревс, В.А. Горский, Н.К. Пиксанов и др.), «культурное наследие» (А.И. Арнольдов, Э.А. Баллер, Н.И. Воронина, Н.С. Злобин, С.Н. Иконникова, С.М. Ковалёв, И.К. Кучмаева, В.М. Межуев, Э.А Орлова, А.К.Хачиров), «культурная среда» (О.Н. Андреева, Г.Н. Баженова, Н.В. Кирьянова, В.О. Кутьев, Л.В. Ошман, И.Б. Стояновская и др.), «провинциальная культура» (В.Ю. Афини, И.Л. Беленький, Е.Я. Бурлина, Н.И. Воронина, Н.М. Инюшкин, М.С. Каган, Т.Н. Кандаурова, Л.Н. Коган, Т.А. Чичканова).

Особенности русских этнокультурных традиций, видо-жанровая структура и формы бытования традиционной русской культуры исследованы историками, этнографами и фольклористами: М.К. Азадовским,

B.Л.Аникиным, А.Н. Афанасьевым, Ф.И. Буслаевым, Г.С. Виноградовым, М.М. Забылиным, П.В. Киреевским, Ю.Г. Кругловым, Е.А. Покровским, И.Л. Сахаровым, A.B. Терещенко, П.В. Штейном и др.

Художественно-эстетическое содержание народного искусства как части традиционной народной культуры раскрывается в трудах по эстетике, истории культуры и искусствознанию; это работы В.В. Бычкова, В.М. Захарова, Д.С. Лихачёва, Ю.М. Лотмана, М.А. Некрасовой, Т.В. Пуртовой, Л.А. Рапацкой и др.

Роли народного искусства в мировой художественной культуре и дизайне уделено внимание в трудах Н.М. Сокольниковой и в исследованиях, выполненных под её научным руководством И.П. Гладилиной, C.B. Городецкой, Л.Н. Романовой и др.

Проблемы сохранения и возрождения традиционной народной культуры, этнохудожественного профессионального образования исследованы в работах В.Ф. Генинга, Г.С. Голошумовой, Т.В. Дадиановой, В.М. Захарова,

C.B. Кривых, И.А. Лыковой, A.A. Макарени, Ю.И. Мкртхмяна, В.Н. Нилова, В.А. Тишкова, Л.А Хакимовой, Ю.М. Чурко, Е.Л. Ясючени и др.

При разработке различных аспектов данной проблемы диссертант привлекает также широкий круг научной и методической литературы по вопросам хореографии.

Объект исследования: русский народно-сценический танец как феномен традиционной культуры.

Предмет исследования: специфика и судьбы русского народного танца в контексте региональной культуры России.

Цель исследования: провести комплексный, историко-культурологический анализ различных жанров русского народно-сценического танца как основы выявления характерных особенностей региональной культуры России.

Задачи исследования:

- дать культурно-исторический анализ современных научных концепций хореографического фольклора;

- выявить особенности русского народного танца в исторической динамике культуры с точки зрения обрядово-ритуальной и семиотической его природы;

- проанализировать этапы развития народного танца как этнокультурного феномена;

- раскрыть роль деятелей русского искусства в становлении и развитии народно-сценического танца как жанра;

- раскрыть специфику русского народного танца в региональной культуре России с точки зрения традиций и новаторства, общности структурных компонентов;

- выявить особенности народно - сценической хореографии, базирующейся на оригинальной авторской концепции, личности хореографа как создателя или интерпретатора культурной формы;

- рассмотреть возможности создания целенаправленной системы освоения русского танца как неотъемлемой части русской танцевальной культуры в контексте культурной традиции и новаторства;

- проанализировать вопросы, связанные с духовно-нравственным развитием, патриотическим воспитанием личности, базирующиеся на освоении богатств народной хореографической культуры.

Методологическая основа и методы исследования базируются на историческом и диалектическом подходах к изучению культурных феноменов. Основу составили научные труды отечественных и зарубежных авторов по теории и истории культуры и литературы, философии, православия: С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, H.A. Бердяева, о. Сергия Булгакова, И.А. Есаулова, прот. Василия Зеньковского, И.А. Ильина, Д.С. Лихачёва, Л.А. Успенского, прот. Георгия Флоренского, о. Павла Флоренского, С.Л. Франка.

Методологической основой исследования является

междисциплинарный, комплексный подход к решению выдвинутых целей и задач, рассмотрение проблематики исследования с привлечением гносеологических средств философии, культурологии, педагогики, психологии искусства, истории искусства, фольклористики, этнологии, регионоведения и других смежных отраслей науки, а также сочетание культуролого-исторического, типологического, структурно-семантического методов анализа.

Методологической основой исследования послужили также концептуальные идеи философов, культурологов, искусствоведов по проблемам эстетики, теории и истории культуры: Г.С. Батищева, Ю.М. Бахрушина, Г.Ф. Богданова, В.В. Ванслова, Л.С. Выготского, К .Я. Голейзовкого, П.С. Гуревича, В.М Захарова, И.А. Ильина, М.С. Кагана И.К. Кучмаевой, Д.А. Леонтьева, Д.С. Лихачёва, Ю.М. Лотмана, С.Х. Раппопорт, В.И. Уральской, С.Л. Франка, С.Н. Худякова, Ю.М. Чурко, Н.П. Шейна.

В ходе исследования применялись принципы системности, историзма, диалектического понимания взаимосвязи явлений культуры. Использовались как общенаучные, так и специальные методы историко-культурологического исследования; теоретическое изучение этнического самосознания; проводился сравнительно-исторический, историко-генетический анализ литературы и современного состояния науки по изучаемой проблематике, а также аксиологический и функциональный методы. Это позволило определить доминирующие традиции, нормы, ценности, структурные компоненты в региональной танцевальной культуре, воздействие её традиций на духовно-нравственный потенциал общества, укрепление патриотизма, духовности личности.

В исследовании нашли применение: -социокультурный подход. Его специфика состоит в том, что он имеет многомерный характер и позволяет интегрировать, например, социологическое, культурологическое и этнологическое рассмотрение общества. При таком подходе традиционная народная культура (её идеи, ценности, нормы и образцы), а также этнокультурная деятельность по её сохранению и распространению в социуме рассматриваются как один из факторов социокультурного развития;

- философско-антропологический поход;

- системный подход;

- исторический подход (Ф. Боас, A.A. Потебня, Р. Раппопорт, Г. Спенсер, В.Н. Тенищев), позволяющий раскрыть феномен региональной культуры в её динамике, необходимый для понимания современных реалий культуры;

- культурологический подход, позволяющий рассматривать этнокультурные процессы в русле этнической истории России (Н.Я. Данилевский), экологии культуры (Д.С. Лихачёв), этногенеза (Л.М. Гумилёв) и культурогенеза (А.Я. Флиер), выделяя в качестве предметов изучения этническую культуру личности, человеческих общностей (этносов) и в целом человеческой цивилизации, её этносферы (И.К. Кучмаева);

- аксиологический подход (H.A. Бердяев, Н.О. Лосский и др.);

Мы также проанализировали программные документы стандартов образования, учебники и методические пособия по характерному и народно-сценическому русскому танцу в аспекте рассматриваемой проблемы.

Научная новизна исследования определяется тем, что на основе русского народно-сценического танца как феномена региональной культуры комплексно исследована его специфика в контексте сохранения и развития традиций, в раскрытии новаторства, связанного с творческим осмыслением деятелями русской хореографии богатств танцевальной народной культуры России. Выявлены жанрово-видовые формы русского народного танца с точки зрения его обрядово-ритуальной и семиотической природы.

Впервые рассмотрено влияние народной хореографической культуры на духовно-нравственное развитие личности в процессе профессионального становления хореографа. В теоретическом и практическом аспектах, с учётом обновления содержания хореографического образования, введения интегрированных знаний по народной хореографии в учебный процесс, выделенные нами проблемы не были предметом специального научного осмысления, несмотря на то, что имеется определённое количество культурологических1, искусствоведческих работ по танцевальному искусству в целом и русской народной хореографии, в частности.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что она показывает возможности использования русского хореографического фольклора в качестве культурологического источника, способствует повышению интереса к различным видам народного творчества и раскрывает его возможности в профессиональной подготовке специалиста - исполнителя, балетмейстера. Отдельные положения нашей работы могут быть использованы при чтении спецкурсов и проведении спецсеминаров в

1 Захаров В.М. Современная концепция развития русской народной хореографии (в контексте устного народного творчества и художественных промыслов). Автореф. канд. дисс. культурол. М.: 2003. Захаров В.М. Русская народная хореография в системе регионально-этнографической культуры России. Автореф. докт. дисс. культурол. М.: 2004

9

средних и высших учебных заведениях культуры и искусства: творческих училищах, колледжах и вузах.

Гипотеза. Процессы современного культурного развития общества определяются как глобализацией, так и самоидентификацией, стремлением этносов сохранить свою национальную идентичность, проявляющуюся в сохранении традиций, обычаев, обрядов, в бережном, любовном отношении к хореографическому фольклору во всех его разновидностях, развитии и преумножении его богатств, что только и может обеспечить высокий дух патриотизма, нравственности, верности гражданскому и общественному долгу современного человека.

Комплексный, историко-культурологический анализ различных жанров русского народно-сценического танца является основой выделения характерных особенностей региональной народной танцевальной культуры России, что позволяет выявить этапы развития народного танца как этнокультурного феномена в аспекте традиций и новаторства. Такой анализ, осуществлённый на основе теоретического осмысления названных проблем и их решения в практике многолетнего личного преподавания в культурном -образовательном комплексе школа (хореографическое училище) - вуз (Институт танца) - театр (МГАТТ «Гжель»), позволяет раскрыть возможности создания целенаправленной системы освоения русского танца как необходимой части русской национальной культуры.

Положения, выносимые на защиту:

- задачи сохранения и развития лучших традиций народной культуры имеют приоритетное значение в современном мире и связаны с преодолением унификации культурных различий в ходе глобализации;

- традиционная народная культура включает в себя культурные пласты разных эпох и связана с самоидентификацией;

- активизация интереса к народной культуре связана с вопросами включения культурных архетипов прошлого в современную культуру;

- историко-культурологический анализ русского народно-сценического танца позволяет рассматривать его как основу выявления специфики региональной народной хореографической культуры России, как этнокультурный феномен;

- в становлении и развитии народно-сценического танца как жанра огромную роль сыграли выдающиеся деятели русского хореографического искусства;

- духовная культура народа, сформированная веками, приобретает огромную ценность в патриотическом, духовно-нравственном, эстетическом развитии личности;

- созданная целенаправленная система освоения русского танца как неотъемлемой части русской танцевальной культуры играет большую позитивную роль в подготовке специалистов - хореографов;

- русский народный танец в своём кодовом генетическом пласте обладает качествами и свойствами, позволяющими в свёрнутом виде, как в «коде», сохранить нравственно-этические нормы; он непосредственно связан с природой, жизнью человека, помогает сохранить национальную общность межличностных отношений.

Апробация работы.

Основные положения и практические выводы диссертационного исследования были опубликованы в статьях, докладах и тезисах, а также докладывались на заседаниях различных кафедр Института танца ГАСК, на ежегодных межвузовских научно-практических конференциях: «Современное социокультурное пространство: традиции и новаторство». М.: 2009, М.: 2010; «Новые пути науки о культуре: проблемы, поиски, находки». М.: 2006; на заседаниях кафедры «Теории и истории культуры» Государственной академии славянской культуры.

Теоретический и практический материал использовался на семинарах, мастер - классах для преподавателей разного уровня: Праздник народного танца на приз В.М.Захарова, Киров, 2006, 2007,2008,2009 гг.

«Русский танец и его сценическая обработка». «Образцы русской народной хореографии», Владимир, 12-15.03., 2009 г.

«Русский сценический танец как художественно-образный материал для создания репертуара», Липецк, 26 - 27.03., 2011 г., в лекционных курсах Института повышения квалификации, Чебоксары, 5 — 6.11., 2011 г.

Теоретический и практический материал использовался в работе постоянно действующей лаборатории по русскому танцу на базе хореографического училища при МГАТТ «Гжель», Института танца ГАСК под руководством народного артиста России, доктора культурологии, профессора В.М. Захарова; в личной практике репетитора-хореографа в МГАТТ «Гжель».

Содержание диссертации отражено в научных публикациях автора, в программе спецкурса, читаемого автором в Институте танца ГАСК.

По проблеме исследования опубликовано 8 работ, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, - 2 статьи.

Достоверность результатов исследования определяется обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, включающих междисциплинарную научно-теоретическую базу исследования, обращением к смежным отраслям знаний (философии, искусствознанию, психологии, истории, фольклористике, лингвистике, этнографии); логикой общей структуры исследования; оптимальным сочетанием теоретического и эмпирического аспектов исследования.

Структура работы подчинена решению основных целей и задач данного исследования; она состоит из Введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы, который насчитывает 200 наименований, и 4 Приложений.

Глава I. Судьбы русского народного танца в исторической динамике культуры.

1.1. Обрядово-ритуальная и семиотическая природа русского танца.

Учёные-фольклористы всегда ставили вопрос о внутреннем единстве всех видов фольклора, понимаемого как целостное культурно-эстетическое явление, система. Так, М.С. Каган говорил об опосредованном влиянии друг на друга разных видов народного творчества, о том, что «формы фольклора связаны друг с другом тысячью видимых и невидимых нитей», а эти связи вытекают из синкретичности первобытной культуры.1

Связи между основными видами фольклора выражаются в общности народного мировоззрения, менталитета, внутренних закономерностей художественно-образной ткани искусства. Связи существуют на уровне функциональном, содержательном, структурном. Следует признать центральным функциональный анализ, т.к. именно функциональная основа определяет характер содержания и формы произведений фольклора. При этом мы учитываем многообразие этнографических взаимодействий, имея в виду их функционирование в быту. Представляется важным выявить историческую типологию и структурное значение для фольклора тех разнообразных включений в бытовую практику народа, какие существуют.

Танец у древних знаменовал собой соединение человека с могущественными космическими энергиями, необходимыми для переживания важных, этапных событий в жизни людей (рождение ребёнка, заключение брака, охота, война, смерть). Танец как самый естественный способ установления связи с сакральным - это первичный, символический язык человечества, он имел ритуальную функцию. В ритуале есть три компонента разной семиотической природы: ритуальное (символическое) действие; мифологическое представление; словесные формулы. В отличие от семантической одноплановости соматического (телесного) движения в

1 Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972 С. 199.

2 См.: Путилов Б.Н. Проблемы типологии этнографических связей фольклора.//Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. М., 1977. С. 3.

ритуале, движения в танце многофункциональны. «Танец - пляска наполнял энергией сплочённости воинов и охотников (есть свидетельства этнологов о пляске, в которой участвовало несколько тысяч мужчин). В плясках соперничали в ловкости и выносливости, выбирали будущих жён и мужей, заручались их согласием или узнавали о несогласии».1

В танце более всего проявлялась эмоциональная жизнь человека. Одновременно танец был средством эмоциональной разрядки.

Ритуал, древнейшая из социальных семиотик, рассматривается как художественное явление, а важнейший в нём компонент - знаковое физическое движение, представлял собой комплекс, состоящий из мимики, жестикуляции, движений корпусом и ногами - т.е. танец. Танец был частью единого синкретического комплекса, в котором соединялись музыка, танец, пение, драматическое действо. В разные периоды истории народов танец питался разными истоками. Так, на древнем этапе истории таким источником и был ритуал. «Племя объединялось пляской как идеологией и как общим ритмизованным действом, требующим слаженности. В плясках образно представлялись значимые события в жизни человека и явления мира -сватовство и брак, полевые и хозяйственные работы».2

Народный танец доступен современному исследователю в двух основных разновидностях: как танец, живущий и функционирующий в народной среде и являющийся неотъемлемой частью традиционной культуры народа, и как народно-сценический танец, существующий в системе современной художественной культуры. Первый - фольклорный, аутентичный, представляет собой одну из празднично-обрядовых форм жизнедеятельности народа.

Сам термин «фольклор» автор работы, опираясь на исследования учёных, соотносит с широким кругом явлений: комплексом словесно-музыкальных, музыкально-хореографических, игровых и драматических

1 Мечковская Н.Б. Семиотика. Язык. Природа. Культура. Курс лекций: М.: 2008. С. 180.

2 Там же.

видов народного творчества. Народный танец синкретичен и обнаруживает в себе все характерные признаки народного творчества.

В произведениях фольклора наблюдается прежде всего: «коллективность творческого процесса как диалектическое единство индивидуального и массового творчества, традиционность, нефиксированные формы передачи произведений, вариативность, полиэлементность, полифункциональность.1

Религиозно-обрядовая хореография занимает одно из главных мест в списке древних искусств. Ещё тогда, когда человек не знал искусства живописи, культовой архитектуры, искусство танца уже существовало и было естественным, заложенным в человеке самой природой. Каждая фигура танца символизировала определённое действие. Общий рисунок танца народ часто черпал из окружающей природы, в «золотом» узоре танца «просвечивались силуэты животных, птиц и травка, склоняющаяся под ветром, и качающиеся берёзы, и гроздья калины, и кивающие колоски.. .».2

В соответствии с традициями земледельцев зимой, когда солнце поворачивается на лето, отмечалось рождение бога солнца. С этим периодом связывались святки, праздники Коляды, масленицы, содержащие обряды зазывания, призывания весны, проводы зимы (сожжение соломенного чучела) и т.д. Со встречей весны и проводами зимы связаны многие другие очистительные обряды, основанные на вере в «нечисть», которую надо обезвредить и изгнать из жилища и полей. В зависимости от этого воззрения на космос, природу и человека формировались из обыденной жизни простых людей. Религиозно-мифологическое мировоззрение было определяющим. Отголоском таких танцев являются славянские хороводы, связанные с обрядами завивания берёзки, плетения венков, зажигания костров, когда ритуал был связан с почитанием природных стихий, то в нём специфическими средствами отражалась эта природная стихия.

1 Восточнославянский фольклор. Словарь научной и народной терминологии. М.: 1993. С.378.

2 Кайсаров А.С. Глинка Г.А. Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга. Саратов: 1993.

В древности существовали специальные обрядовые, магические пляски с подскакиванием кверху, которые должны были помочь произрастанию полезных растений. «Как высоко будут подпрыгивать люди в пляске, такими высокими вырастут хлеба».1 С течением времени такие пляски потеряли своё обрядовое, магическое значение, изменились и дошли до нас в форме игр, иногда отдалённо напоминая о своём происхождении, в которых фигурируют различные звери, птицы. В песнях, под которые они играются, часто выражается просьба попрыгать, поскакать. «Заинька, поскачи, серенький, поскачи!», «Поскачи, поскачи, соболь!» и т.д. В народе есть поверье: как высоко прыгает выпущенный весной из зимнего помещения козлёнок, бычок, такой высоты вырастет конопля, лён».2

Автор отмечает, что технически сложные движения, в отдельно взятых композициях и русских плясках сегодня, есть понимание природы фольклорного танца, его формообразующее начало. Здесь к месту вспомнить об играх-охотах древнего человека, соединивших в одно импровизационное представление игру, похожую на танец, с тренировкой, похожей на силовые упражнения охотника-бойца.

В первобытном искусстве (и в определённых временных пределах -фольклоре) существовала функциональная связь видов искусства и их внеэстетическая обусловленность. Они выступали как функционирование синкретического образа, смысл которого тесно связан с мифологией. Мифологию мы рассматриваем как древнюю мировоззренческую систему.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Слыханова, Валентина Ивановна, 2012 год

Список использованной литературы

1. Александров Б.А. Песня зовёт. Предисловие Хренникова М.: 1982.

2. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. М.: 1969.

3. Андреев А. Поэт русского танца. //Сов. Культура, 1978,11авг.

4. Анисимова H.A. И характерный танец необходим. //Мастера балета самодеятельности. М.: 1973. Вып. 1.

5. Арутюнов С.А. Процессы и закономерности вхождения инноваций в культуру этноса. //Сов. этнография, 1982. №1.

6. Балет: энциклопедия. Гл. ред. ЮЛ. Григорович. М.: Сов. энциклопедия, 1981.

7. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб: РХГИ, 1997.

8. Бачинская Н.М. Русские хороводы и хороводные песни. M-JL: 1951.

9. Бахрушин Ю.А. История русского балета. М.: 1977.

10. Бердяев Н. А. Русская идея. Судьба России. М.: 1997.

11. Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли ХГХ века и начала XX века. О России и русской философской культуре. М.: 1990.

12. Бердяев H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: Междунар. отношения, 1990.

13. Блазис К. Танцы вообще. Балетные знаменитости и национальные танцы. СПб., 2008.

14. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. М.: Искусство, 1987.

15. Богатырёв П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: 1971.

16. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: 2000.

17. Большой энциклопедический словарь. М.: 2000.

18. Бобровский В. Новая программа Воронежского народного хора. Воронеж: //Коммуна 1947. 17 июля.

19. Богданов-Березовский В. ЛГА театр оперы и балета Л.: 1959.

20. Богданов Г.Ф. Основы хореографической драматургии М.: 2010.

21. Богданов Г.Ф. Самобытность русского танца. М.: Изд. Моск.гос. университета культуры. 2003.

22. Богданов Г.Ф. Почему праздник вызывает мрачные мысли? //Сов. балет 1991.

23. Ванслов В.В. Верность традиции и новаторству. //Сов. балет, № 6,1984.

24. Ванслов В.В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. М.: Искусство, 1971.

25. Ванслов В.В.Статьи о балете. Л.: Музыка. 1980.

26. Ванслов В.В. Хореограф Юрий Григорович. М.: 2009.

27. Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец. М.:1963.

28. Васильева Е. Танец. М.: 1968.

29. Веретенников И.И. Южнорусские карагоды. Б.: Везелица. 1993.

30. Волков Н. Первые впечатления.// Сов. искусство. 1936. № 53.

31. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство. 1968.

32. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. М.: 1996.

33. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь - том 1. СПб.: Лита. 1998.

34. Власов ВГ. Новый энциклопедический словарь искусства. СПб.: 2004- 2009.

35. Волынский А.Л. Статьи о балете. СПб.: 2002.

36. Глушковский А. Воспоминания балетмейстера. М.-Л.: 1940.

37. Герасимова И.А. Философское понимание танца. //Вопросы философии. 1998. N4.

38. Глебов И. (Асафьев Б.В.) Симфонические этюды. Петроград: 1922.

39. Голейзовский К .Я. Образы русской народной хореографии. М.: Искусство. 1964.

40. Голейзовский К .Я. Жизнь и творчество. М.: ВТО. 1984.

41. Гуревич П.С. Культура как объект социально-философского анализа. Философия и культура. М.: 1987.

42. Гуревич П.С. Философия: Учебник для психологов. Воронеж: 2007.

43. Гусев В.Е. Русский фольклорный театр XVIII - начала XX века. Ленинград: ЛГИТМиК. 1980.

44. Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Айрис-пресс. 2007.

45. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: 1909.

46. Дугин А.Г. Логос и мифос. Социология глубин. М.: Академический Проект; Трикста. 2010.

47. Драч Г.В. Культурология. Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 570, (1) с.

48. Древний Новгород. Прикладное искусство и археология. М.: Искусство. 1985. Б. А. Колчин, В. Л. Янин, С. В. Ямщиков.

49.Жорницкая Л. Я. Северные танцы, //Сов. композитор» М.: 1970.

50. Заикин Н.И., Заикина H.A. Областные особенности русского народного танца. Орёл, 2003. 4.1

51. Заикин Н.И., Заикина H.A. Областные особенности русского народного танца. Орёл, 2003.4.II

52. Заикин Н.И., Заикина H.A. Областные особенности русского народного танца. Орёл, 2004.

53. Захаров Р.В. Искусство балетмейстера. М.: 1954.

54. Захаров В.М. Народные промыслы - как одно из направлений развития русской народной хореографии. М. - Киров: 2001.

55. Захаров В.М. Современная концепция развития русской народной хореографии (в контексте устного народного творчества и художественных промыслов). Автореферат канд. дис. культурол. М.: 2003.

56. Захаров В.М. «Русская народная хореография в системе регионально-этнографической культуры России». Авгореф. докг. дис. культурол. М.: 2004.

57. Захаров В.М. Поэтика русского танца. T.l. М.: «Изд. дом «Святогор, 2004.

58. Захаров В.М. Поэтика русского танца. Т.2. М.: «Изд. дом «Святогор, 2004.

59. Захаров В.М. Поэтика русского танца. Т.З. М.: 2009.

60. Захаров В.М. Поэтика русского танца. Т.4. М.: 2009.

61. Захаров В.М. Поэтика русского танца. Т.5. М.: 2010.

62. Захарченко В.Г. Поёт Кубанский казачий хор. Вып. 1. Краснодар: Издательство «Эдви», 2002.

63. Захаренко Н. Русские народные танцы Поволжья. М.: 2009.

64. Ивановский Н.П. Бальный танец XYI-XIX веков. Калининград: 2004.

65. Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры. Сост., подгот. текста, вступ. Ст., коммент. Ю.Т. Лисицы. М.: Русская кн. - XXI век. 2007.

140

66. Иноземцева Г. Сибирский характер. //Сов. эстрада и цирк. 1976. №1

67. Каган М.С. Солонин Ю.Н. Культурология. М.: Высшее образование, 2008.

68. Каган М.С. Морфология искусства. JL, 1972.

69. Кайсаров A.C. Глинка Г.А. Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга. Саратов: Надежда, 1993.

70. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М.: Высшая школа, 1989.

71.Круглов Ю.Г. Русский обрядовый фольклор. М.: Современный писатель, 1999.

72. Кучмаева И.К. Путь к Всечеловеку. Мир как целое в концепции культуры М.М. Пришвина. М.: 1997.

73. Кучмаева И.К. Социальные закономерности и механизмы наследования культуры. М.: ГАСК. 2006.

74. Кучмаева И.К. К единению - через культуру. М.://Родина янв.-февр. 2001.

75. Копосов АСудьба хора Московской области. //Сов. искусство 1951,21 июня.

76. Королева Э.А. Танец и художественная культура: От возникновения человечества до первых великих цивилизаций. Минск, 1997.

77. Кох И.Э. Основы сценического движения. Искусство. JI.:1970

78. Кириллов А.П. Структурность выразительных средств танцевального движения. М.: ГИТИС. 1988.

79. Кириллов А.П. Образная природа танцаУ/Хореографическое образование. М.: 2002.

80. Климов A.A. Основы русского народного танца. Самара: 1992.

81. Климов A.A. Север России. М.: 1996.

82. Как рождался шедевр. // Балет 2008 №2.

83. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли, сост.; вст. ст. и пр. В.А. Александрова. М.: Правда, 1991.

84. Князева О.Н. Танцы народов Урала. Свердловск: 1962.

85. Кольцова М.М. Увидеть своё время. //Балет № 6 (165) 2010.

86. Красовская В.М. Русский балетный театр второй половины XIX века. Л.-М.: 1963.

87. Красовская В. Статьи о балете Л.: 1967.

88. Красовская В.М. Русский балетный театр начала XX века. Л.: 1972. Ч. 2.

89. Красовская В.М. История русского балета. Л.: 1978.

90. Красовская В.М. Балет сквозь литературу. СПб.: 2005

91. Кремшевская Г.Д. Левинсон А. Старый и новый балет. Свободное искусство. Петроград: 1917.

92. Культурология Энциклопедия. XX век Т.1. СПб.: Университетская книга. 1998.

93. Культурология Энциклопедия. XX век Т.2. СПб.: Университетская книга. 1998.

94. Крылова. Горизонты культуры для школьника. //Нар. образ. 2002. № 2.

95. Ладыгин Л.А. К истории проблемы синтеза искусств в сценических формах хореографии. М.: 1994.

96. Ладыгин Л.А. О музыкальном содержании учебных форм танца. М.: 1993.

97. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е изд., доп. М.: Смысл. 2007.

98. Левачёва Т.И. Согревушка ты моя. Архангельск: //Правда Севера, 1998.

99. Леонова М.К. Из исторического опыта Московской балетной школы (1945- 1960)//Сборник статей Московской государственной академии о театре, балете и музыке. М.: 2008. Вып. 11. Май.

100. Лисеев И.К. отв. ред.; Петрова Е.В. Сохранение культурных традиций в информационном обществе: роль мифотворчества. //Россия: многообразие культур и глобализация. М.: 2010

101. Лихачёв Д.С. Избранное. Мысли о жизни, истории, культуре. РИК. М.: 2006.

102. Лихачёв Д.С./ Вст. ст. и подготовка древнерусс. текста Слово о полку Игореве. М.: Худ. лит. 1985.

103. Лосский НО. История русской философии. Высшая школа М.: 1991.

104. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: 1992.

105. Лопухов Ф. Шестьдесят лет в балете. М.: 1966.

106. Львов-Анохин Б.А. Сергей Корень. М.: 1988.

107. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. М.: 1968.

108. Малхасянц Г.Г. Характерный танец. Становление традиций. Проблемы наследия в хореографическом искусстве. М.:// ГИТИС. 1992.

109. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции. //Сов. этнография 1981. № 2.

110. Мессерер Асаф. Танец. Мысль. Время. Искусство М.: 1990.

111. Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: М.: Изд. центр «Академия». 2008.

112. Моисеев И.А. О народно-характерном танце. Бюллетень №1 хореографическое училище //ГАБТ СССР М.: 1957/58. (23 - 30).

113. Моисеев И.А. О народно-характерном танце. Бюллетень № 2 хореографическое училище// ГАБТ СССР М.: 1958/59. (30 - 35).

114. Моисеев И. Я вспоминаю. Гастроль длиною в жизнь. М.: 1996.

115. Мосс М. Общества, Обмен, Личность. Труды по социальной антропологии. М.: 1996. пер. с фр.

116. Мешко Н. Чистые родники фольклора. «Советская культура». 1987.

117. Михайлов М.М. Жизнь в балете. Л. - М.: 1966.

118. Михеева Л.Н. Воспитание человека культуры.//Педагогическое образование и наука, 2010, № 7.

119. Михеева Л.Н. Русские народные праздники М.: 2007.

120. Музыка и хореография современного балета. Сб. статей Вып. № 2. Л.: изд. Музыка, 1977.

121. Музыка и хореография современного балета Сб.статей Вып. № 3, изд. Музыка Л.: 1979.

122. Мурашко М.П. Формы русского танца. М.: 2007.

123. Мурашко М.П. Русская пляска. М.: Изд. Дом МГУКИ, 2010.

124. Нагайцева Л.Г. Кубанский народный танец. Краснодар. 2001.

125. Настюков Г.А. Русский танец в самодеятельном хореографическом коллективе. М.: 1988.

126. Никитина И.П. Философия искусства: 3-е изд., М.: «Омега-Л» 2010.

127. НиловВ.Н. Северные танцы. М.: 2005.

128. Нилов Н.В. Проблемы высшего и среднего специального хореографического образования в Сибири. //Новосибирск: 2011.

129. Новерр Ж.Ж. Письма о танце. СПб.: 2007.

130. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология: учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2004. («Gaudeamus»).

131. Охинько В.А. Государственному Академическому Воронежскому русскому народному хору 60 лет. Воронеж: 2003.

132. Охинько В.А., Сафонов JI. Край воронежский - хореографический Воронеж 2005.

133. Павлова Т.Н. Уроки Татьяны Алексеевны Устиновой // Сб. ст. МГАХ о театре, балете и музыке. М.: 2008. Вып. 12.

134. Палиева З.И., Рубе. В.М., Войлок С.А. Михаил Годенко - мастер танца. Воспоминания. Красноярск: 1997.

135. Полякова JI. Концерты Воронежского хора. //Сов. музыка 1949. №4.

136. Пожидаев Г. Музыка на фронтах Великой Отечественной войны. М.: 1970.

137. Пуртова Т.В. Русский народный танец. История и современность: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции по русскому народному танцу.// М.: 2003.

138. Пуртова Т.В. Танец на любительской сцене (XX век: достижения и проблемы) М.: 2006.

139. Путилов Б.Н. Проблемы типологии этнографических связей фольклора.//Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. М.: 1977.

140. Рапацкая JI.A. История русской музыки. От древней Руси до «серебряного века». М.: 2001.

141. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Как построено и функционирует произведение искусства. Сов. художник М.: 1978.

142. Радугин A.A. Эстетика. М.: Библионика. 2006.

143. Развитие системы профессионального образования в области хореографического искусства. //Сб. д. и тезисов М.: МГАХ. 2011.

144. Рубинштейн С.JI. Основы общей психологии. СПб.: 2000.

145. Руднева А.В .Курские танки и карагоды. М.: 1975.

146. Русский балет: Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия; Согласие. 1997.

147. Русский народный костюм. Изд. Художник РСФСР, 1984. Из собрания Государственного музея этнографии народов СССР, Альбом. Автор составитель Л.Н. Молотова, H.H. Соснина.

148. Русинова С.А. Некоторые аспекты психолого-педагогической диагностики профессиональных компетенций будущих артистов балета. //Вестник АРБ 2008 № 1 (19).

149. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: София Гелиос. 2001.

150. Рыбаков Б.А.Язычество древних славян. М.: Наука. 1994.

151. Рыбаков П.Б. Поиск автора «Слова о полку Игореве». М.: Мол. Гвардия. 1991.

152. Савин В.З. Форма пропаганды фольклора или средство отступления от него// Сов. балет № 6, М.: 1988.

153. Сапогов A.A. Гармония духа материи. СПб.: Гиперион. 2003.

154. Сангович Я. В нашем искусстве все идет от сердца к сердцу // Балет. 1996, №3.

155. Самылов Д.Г. Психология и развитие личности в хореографии: психология творца, художника и исполнителя //Вестник Академии русского балета, 2010. №1. (23)

156. Свешникова А.Петербургские сезоны Артура Сен-Леона (18591870) СПб.: Балтийские сезоны. 2008.

157. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис лак, 1995.

158. Слонимский Ю.И. Советский балет. М-Л.: Искусство, 1950.

159. Слонимский Ю.И. В честь танца. М.: 1967.

160. Слонимский Ю.И. Чудесное было рядом с нами. Л.: Сов. композитор. 1984.

161. Соковикова Н.В. Хореографический словарь. Новосибирск: «Сова», 2007.

162. Соколов-Каминский. Русский балет и фольклор М.: 2001.

163. Смирнов И.В.Искусство хореографам.: Просвещение 1986.

164. Стуколкина Н.М. Четыре экзерсиса. М.: 1972.

165. Суриц Е.Я. Хореографическое искусство двадцатых годов. Тенденции развития. М.: Искусство, 1979.

166. Султанов К.В.Проблемы искусства в свете социологии. Л.: 1989.

167. Терещенко А.В. История культуры русского народа. М.: 2006.

168. Тейдер В.А. Становление советского балетного театра и проблемы хореографии 20-х гг.: Дис. канд. искусствоведения. М.: 1979.

169. Ткаченко Т.С. Народный танец. М.: 1968.

170. Ткаченко Т.С. Народные танцы. М.: Искусство, 1977.

171. Толстой В.П., Швыдковский Д.О. под ред. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. Москва НИИ PAX 1997. книга первая.

172. Толстой Л.Н. Война и мир. Т.5. М.: 1980.

173. Уральская В.И. Эстетические проблемы взаимовлияния народного и профессионального искусства (на материале хореографии) -автореферат кандидатской диссертации. М.: 1969.

174. Уральская В.И. Природа танца. М.: 1981.

175. Уральская В.И. Рождение танца. М.: 1982.

176. Уральская В.И. Уроки танца.//Образование и культура. №5-6 (ноябрь - декабрь) 2000

177. Устинова Т.А. Русские танцы. М.: Молодая гвардия, 1955.

178. Устинова Т.А. Беречь красоту русского танца. Молодая гвардия, 1959.

179. Устинова ТА. Избранные русские народные танцы. М.: Искусство, 1996.

180. Устинова ТА Лексика русскою танца. М: Редакция журнала «Балет», 2006.

181. Фадеева И.В. Структура фольклора. Актуальные вопросы современной фольклористики. Л.: 1980.

182. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М. 2009.

183. Филиппов Э.К. Русские народные танцы Иркутской области. Восточно-Сибирское книжное издательство, 1965.

184. Флиер А.Я., Полетаева М.А. Происхождение и развитие культуры:-М.: МГУКИ, 2008.

185. Флиер А .Я. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2007.

186. Флиер АЛ Быть русским.//Коллективная монография. М.: МГУКИ, 2005.

187. Фокин М. Против течения. JL: Искусство, 1981.

188. Франк C.JI. «С нами бог» Сост. и пред. A.C. Филоненко М.: «Изд. ACT», 2003.

189. Фромм Э. Искусство любить. Кредо. Азбука-классика. СПб.: 2007.

190. Франгопуло M.XJI Сов. балет. JL: 1960.

191. Худеков С.Н. История танцев. Пг.: 1918. Ч. IV.

192. Чернова Н.Ю. От Гельцер до Улановой. М.: 1979.

193. Чижикова JI.H. Русско-украинское пограничье: история и судьбы традиционно-бытовой культуры. М.: Наука, 1988.

194. Чижова А.Э. Танцует «Берёзка». М.:1967.

195. Чудновский М. Ансамбль Игоря Моисеева. М.: «Знание» 1959.

196. Чурко Ю.М. Белорусский народный танец. Минск: Изд. «Наука и техника», 1972.

197. Шереметьевская Н.Е. Танец на эстраде. М.: Искусство, 1985.

198. ТТТилин А.И. Народный танец. Сборник научных трудов. СПб.: 1991.

199. Ширяев А., Лопухов А., Бочаров А. Основы характерного танца. Л., М.: «Искусство», 1939.

200. Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века. СПб.: Изд. «Союз художников», 2002.

201. Шульгина А. Бальный танец Бытовая хореография России конец XIX - начало XX века. М.: Балет.

202. Шумилова Э.И. Сказочная Гжель Владимира Захарова. М.: //Балет. 1998.

203. Эсамбаев Махмуд. М.: // Балет, 1998.

204. Яницкая М.Д. Русские народные хороводы и танцы Ярославской обл. М.: 1994.

Сайты в Интернете:

www.anovikov.ru;

www.methodolog.ru

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.