С. Л. Франк как политический мыслитель тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.01, кандидат политических наук Акопов, Сергей Владимирович

  • Акопов, Сергей Владимирович
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2001, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ23.00.01
  • Количество страниц 153
Акопов, Сергей Владимирович. С. Л. Франк как политический мыслитель: дис. кандидат политических наук: 23.00.01 - Теория политики, история и методология политической науки. Санкт-Петербург. 2001. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Акопов, Сергей Владимирович

Введение.

Глава 1. Биографические, философские и религиозные истоки политического мировоззрения С. Л. Франка.

1.1. Биографические истоки политического наследия.

1.2. Философские истоки политического мировоззрения.

1.3. Религиозные истоки политического творчества.

Глава 2. Политические идеалы С. Л. Франка и критика советского режима.

2.1. Религиозно-исторический и нравственный смысл русской революции.

2.2. Большевизм и коммунизм как духовные явления.

2.3. Об основных принципах и общих началах политической жизни.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «С. Л. Франк как политический мыслитель»

Актуальность темы исследования

Сегодня в России происходит смена конституирующих общественно-политических ценностей и норм. Россия переживает кризис не только экономический и политический. Вопрос стоит о пересмотре содержания духовных основ общества и путях их возможного дальнейшего развития. К концу XX столетия состояние отчуждённости человека в социальной среде достигло критической отметки. Индивидуальность нередко ощущает себя потерянной, как будто случайно «заброшенной» в этот мир. Технократическое развитие современной цивилизации, глобальная информационная взаимосвязанность человечества опережают социально-политическое и нравственно-духовное развитие общества. Наиболее острой проблемой в этой ситуации становится определение социальных ценностей, которые бы предполагали гармонию личных и общественных интересов, намечали пути благоприятного «устроения» человека в обществе.

Критическое состояние современной российской цивилизации, разрушение устоявшихся политических и духовных ценностей, поиск нового уклада жизни в складывающейся социокультурной среде, - всё это обусловливает актуальность изучения эвристических политических идей выдающихся представителей русской общественной мысли, одним из которых является С. Л. Франк (1877-1950). Данная диссертация стремится показать, насколько широко вообще представлена политическая проблематика в творчестве С. Л. Франка, можно ли говорить о нём как о самостоятельном политическом мыслителе, каковы особенности его политического мышления. Эти вопросы до сих пор остаются либо раскрытыми отчасти, либо вовсе не освещенными в политологической литературе.

Несмотря на большой интерес, появившийся особенно в последнее время в России к Франку-философу, Франком-политологом занимались исключительно мало. Между тем в мировоззрении С. Л. Франка как в зеркале отразилась трансформация духовного облика значительной части русской интеллигенции первой трети XX века, а его социально-философское творчество легло в основу целого направления русской общественно-политической мысли, так называемого русского «религиозного консерватизма».

Актуальность проблемы изучения политического наследия С. Л. Франка вызвана не только формальным стремлением заполнить «лакуны» в истории изучения политической мысли в России. С. Франк и его политические идеи, часто разбросанные по небольшим статьям и дореволюционным журналам, до сих пор во многом остаются неизвестными широкому кругу читателей, не востребованными в политической практике современной России. Ряд оригинальных работ С. Франка, раскрывающих теоретические истоки феноменов власти, деспотизма, политической свободы и ответственности, демократии, социализма, ряд трудов, посвященных политическому наследию А. С. Пушкина и Ф. М. Достоевского, просто оказались в забвении. Попыткой преодолеть это обстоятельство и является данное диссертационное исследование, тем более, что, как писал сам С. Франк, «быть может, полезно напомнить, что такое забвение мёртвых небезопасно для живых». [71, 14].

Идеал служения обществу, концепции соборности и богочеловечества, социальной солидарности и консервативного либерализма, идея сильного государства, гарантирующего социальную справедливость и свободу отдельной личности, - всё то, о чём С. Л. Франк много писал в начале XX века - представляет большой интерес для политической практики России почти сто лет спустя.

Степень научной разработанности проблемы

Обзор литературы о С. Франке следует разбить на две части: непосредственно литература о политическом наследии С. J1. Франка и литература, исследующая некоторые элементы политических взглядов С. Л. Франка в его философских и социально-философских работах. Сегодня можно утверждать, что именно вторая группа работ наиболее обширна. Первую группу литературы о С. JI. Франке условно можно назвать «политической», вторую - «социально-философской».

Всю «социально-философскую» литературу о Франке можно разделить на 5 групп: статьи марксистских учёных первой половины XX века; исследования представителей русской эмиграции; работы зарубежных философов, анализирующих творчество С. JI. Франка; сочинения советских авторов второй половины XX века и, наконец, труды современных российских исследователей мировоззрения С. Л. Франка.

Среди марксистских учёных, писавших о С. Л. Франке, можно выделить следующих авторов: А. А. Богданов, Л. И. Аксельрод И. К. Луппол, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин и др.1 Собственно уже из названий приведённых в сноске работ очевидно, что общей особенностью подобной критики являлось обращение к творчеству С. Л. Франка сугубо в рамках борьбы с буржуазной идеалистической философией, противоречащей методу диалектического материализма. Упоминание о политических воззрениях Франка у данных авторов носит в основном эпизодический и заведомо ангажированный характер.

Среди русских эмигрантов, пытавшихся изучать социальную и политическую философию Франка, Б. В. Яковенко, Г. В. Флоровский, В.

1 Перечень авторов приводится в хронологическом порядке публикации их работ: Богданов А. А. Рецензия на книгу С. Франка «Теория ценности Маркса» // Жизнь. 1901. № 3.; Аксельрод Л. И. Против идеализма - М., 1922. С. 10.; Луппол И. К. Рецензия на книгу С. Франка «Введение в философию в сжатом содержании» // Под знаменем марксизма. 1922. № 9-10. С. 225 - 227; Плеханов Г. R Сочинения, т. XI. - М., 1923. С. 350; Ленин В. И. О вехах // Полн. собр соч. Т. 16. С. 167 - 175.

В. Зеньковский, Н. О. Лосский, Н. Зернов, С. А. Левицкий, Г. П. Струве, Н. П. Полторацкий . Выделим и тех, кто знал его лично (друзей, современников, коллег): Б. П. Вышеславцев, Н. А. Бердяев, В. В. л

Зеньковский, С. А. Левицкий, Вл. Ильин . Для этих исследователей, как правило, характерен вдумчивый и системный анализ творчества С. Л. Франка в контексте русской религиозной философии конца XIX - начала XX века. Данные авторы рассматривают С. Франка как мыслителя, который, по словам В. В. Зеньковского, смог подытожить, договорить до конца, довести до предельной чёткости учение о человеке в пределах «системы всеединства».

Зарубежные исследователи русской истории и философии к. XIX -н. XX вв.: А. Шеман, Дж. Клайн, Р. Редлих, Р. Таннерт, Р. Глазер, А. Валики, Ф. Коплстон, Р. Пайпс, Н. Рязановский, П. Элен и др. признавали в С. Франке одного из крупнейших русских мыслителей XX века, говоря прежде всего о его заслугах в сфере метафизики и социальной философии 4. В ряду этих авторов следует выделить Р. Глезера, особенно

2 Яковенко Б. В. Очерки русской философии. - Берлин, 1922;.Флоровский Г. В Пути русского богословия. - Париж, 1937; Зеньковский В. В. История русской философии. Т. II, Ч. 2. -Париж, 1948-1950;. Лосский Н. О. История русской философии. - Нью-Йорк, 1951; Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX века - Париж, 1974; Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии и общественной мысли. - Франкфурт-на-Майне, 1981; Струве Г. П. Русская литература в изгнании. - Париж, 1984; Полторацкий Н. П. Россия и революция. Эрмитаж. - СПб, 1988.

3 Вышеславцев Б. П. Рецензия на кн. С. JI. Франка «Духовные основы общества» // Путь. -Париж, 1930. С. 107 -111; Бердяев Н. А. Рецензия на кн. С. JI. Франка «Непостижимое» // Путь. № 60. 1939. С. 65-67; Зеньковский В.В. Идея христианского реализма. По поводу кн. СЛ. Франка «Свет во тьме» // Вестник РСХД. - Париж, Нью - Йорк, № 33. 1954. С. 19 - 22; Под. ред. Зеньковского В. В. Сборник памяти С. JI. Франка. - Мюнхен, 1954; Левицкий С. А. Памяти великого философа // Новый журнал. - Нью-Йорк, 1977; Ильин Вл. С Л. Франк и его место в русской философии и русской культуре // Эссе о русской культуре. - СПб, «Акрополь». 1997.

4 Schemann A. Ultimate questions: An Anthology of Modern Russian Religious Thought, N-Y, 1965; Kline G. L. Religious & anti-religious thought in Russia, Chicago, 1968; Редлих P. Социальная философия С. JI. Франка. - Frankfurt.a.M: Посев, 1972; Tannert R L ,W. Zur Theorie des Wissens. Bern, F-a-Main, 1973; Gluezer R. Dis Frage nach Gott in der Philosophic S.L. Frank. Wuerzburg, 1975; Walicki A. A History of Russian thought from the Enlightenment to Marxism. Oxford. 1980; Copleston F. C. Philosophy in Russia: from Herzen to Lenin & Berdyaev. Notre Dame; 1986 Pipes R. The Russian Revolution. New York, 1990 Riasanovski N. A history of Russia. 5th ed. - New York. Oxford. Oxford University Press. 1993; Элен П. Философия «мы» у С. Л. Франка// Вопросы философии. 2000. № 2. С. 57 - 69. активно пропагандировавшего философию С. Франка в 1960-80е гг. в Германии.

В то же время большинство советских исследователей придерживались иной точки зрения, не объективно относясь и к личности, и предпосылкам социальной и политической философии С. Л. Франка. В этой группе можно выделить следующих авторов: В. А. Малинин, И. П. Чуева, В. Е. Доль, В. П. Шкоринов, М. Ласковая, В. А. Кувакин, И. Цвик, Н. С. Семенкин, С. Н. Савельев, и др.5 В общем, советские авторы явились последовательными продолжателями материалистической традиции. В отличие от ранних марксистов, они глубже погружались в рассматриваемые С. Л. Франком вопросы, но специфика их марксистского подхода по-прежнему трудно сочеталась с самой сутью франковского религиозно-идеалистического метода.

За последние, «послеперестроечные», годы появился целый ряд работ (в основном статей), ставящих своей целью переосмысление наследия С. Л. Франка. П. П. Гайденко выявила мистико-пантеистические корни политического мировоззрения С. Л. Франка; В. П. Акулинин занимался категорией «всеединства» в социально-политических построениях С. Л. Франка; Н. Гаврюшин анализировал отношение С. Л. Франка к России. Непосредственно проблеме смысла жизни в социальной философии С. Л. Франка посвятила свою работу Г. П. Токмакова; В. Шевченко писал о категории «духовности» в концепциях С. Л. Франка; Е. Долгих исследовала этическую сторону его мировоззрения; А. В. Гулыга внёс ценный вклад в изучение биографических, философских и религиозных корней политического

5 Малинин В А. Основные проблемы критики идеалистической истории русской философии. - М., 1963; Чуева И. П. Критика идей интуитивизма в России. - М., Л., 1963; Доль В. Е. Критика теологического понимания свободы. - Львов, 1973; Шкоринов В. П. Этический иррационализм в России конца XIX - начала XX вв. - Ростов - на - Дону, 1973; Ласковая М. Богоискательство и богостроительство прежде и теперь. - М„ 1976; Кувакин В. А. Религиозная философия в России. Начало XX века. - М., 1980; Цвик И. Религия и декадентство в России. - Кишинёв, 1985; Семенкин Н. С. Философия богоискательства. - М., творчества русского мыслителя. Следует упомянуть также и других авторов, работающих в этом направлении: Ю. П. Сенокосов, П. В. Алексеев, И. И. Евлампиев, А. А. Ермичев, Н. В. Мотрошилова и др.6

В последнее время «социально-философскому» творчеству С. Л. Франка посвящено большое количество диссертаций: В. В. Сухоруков, Г. П. Токмакова, Г. Н. Завольская, Е. В. Лучук, Т. Н. Резвых, С. А. Тимошенко, О. А. Назарова и др.7

Непосредственно «политическое» наследие С. Л. Франка изучено гораздо меньше. Работ, написанных в этом направлении, мало. Среди исследователей политического наследия С. Л. Франка можно назвать В. В. Сухорукова, Э. Г. Соловьёва, Е. М. Амелину 8. Статья Е. М. Амелиной

1986; Савельев С. Н. Идейное банкротство богоискательства в России начала XX века. - Л., 1987.

6 Гайденко П. П. Мистико-пантеистическая диалектика С. Л. Франка // Идеалистическая диалектика в XX столетии. - М., 1987; Акулинин В. П. Философия всеединства. От В. С. Соловьёва до П. А. Флоренского. - Новосибирск, 1990; Гаврюшин Н. «Русская идея» в трактовке С. Франка// Общественные науки. № 6. 1990. С. 216-219; Сенокосов Ю. П. Семён Людвигович Франк // С. Л. Франк. Сочинения. - М., 1990, С. 3-8; Токмакова Г. П. Проблема смысла жизни в социальной философии Франка. - М., 1991; Алексеев П. В. Философская концепция С. Л. Франка // С. Л. Франк. Духовные основы общества. - М., 1992. С. 5-12; Шевченко В. Духовность, деятельность, культура // Свободная мысль. 1993. № 5. С. 81-88; Долгих Е. Метафизика зла в русской религиозной философии (Вл. Соловьёв и С. Л. Франк). -СПб. 1994. С. 194 - 208; Гулыга А. В. От Ницше к Христу (Франк) // Русская идея и её творцы. - М., 1995; Евлампиев И. И. Человек перед лицом абсолютного бытия: мистический реализм С. Франка // Франк С. Л. Предмет знания. - СПб., 1995. С. 5-34; Ермичев А. А. С. Л. Франк - философ русского мировоззрения // С. Л. Франк. Русское мировоззрение. - СПб.,

1996. С. 5-36; Мотрошилова Н. В. Размежевание с Декартом в русской философии Серебряного века (В. Соловьёв и С. Франк) // Бессмертие философских идей Декарта. - М.,

1997. С. 143-159; Гайденко 77. П. Метафизика конкретного всеединства или Абсолютный реализм С. Л. Франка // Вопросы философии. 1999. № 5. С. 114-150.

7 Сухоруков В. В Социально-философские взгляды С. Франка: (Критический анализ): автореферат диссерт. на соискание уч. ст. канд. филос. наук. АНСССР. Институт социологических исследований. - М., 1988; Токмакова Г. П. Проблема человека в философии С.Л. Франка: автореферат диссерт. на соискание уч. ст. канд. филос. наук. / Моск. пед. унив-т им. В. И. Ленина. - М., 1991; Завольская Г. Н. Проблема личности в философии С. Л. Франка: автореферат диссерт. на соискание уч. ст. канд. филос. наук / Рос. акад. упр., М. 1993; Лучук Е. В. Этическое учение С.Л. Франка: автореферат диссерт. на соискание уч. ст. канд. филос. наук. / СПбГУ. - СПб., 1995; Резвых Т. Н. Проблема реальности в философии С.Л. Франка: автореферат на соискание уч. ст. канд. филос. наук / МГУ. - М., 1995; Тимошенко С. А. Религиозно-философская антропология С. Л. Франка: автореферат диссерт. на соискание уч. ст. канд. филос. наук. МГУ. - М., 1997; Назарова О. А. Онтологическое обоснование интуитивизма в философии С. Л. Франка: автореферат диссерт. на соискание уч. ст. канд. филос. наук. / Ин-т философии РАН - М., 2001.

8 Сухоруков В В, С. Франк: жизненный путь и социально-философские ориентации. - М., 1985; Соловьёв Э. Г. С. Л. Франк - «От тьмы к свету» // Социс. 1994. № 1. С. 123-125; в основном представляет собой пересказ идей Франка, а не критическое исследование. Книга В. В. Сухорукова, написанная на базе одноимённой диссертационной работы, содержит обширный материал, в том числе, и по политическим трудам С. Л. Франка, однако, очевидно, неадекватна методологически. По определению самого В. В. Сухорукова «методом и теоретической основой исследования являются произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, в которых разработаны основные принципы подхода и анализа религиозной социально-философской мысли» [61, 4]. Небольшая по объёму статья о Франке философа Э. Г. Соловьёва - «С. Л. Франк - «От тьмы к свету», задуманная самим автором лишь как предисловие к работе Франка «Ересь утопизма», не может дать достаточно подробного анализа политических концепций русского мыслителя.

В литературе уже имеется перечень «политических статей» С. Л. Франка. Классической библиографией считается та, что подготовлена и опубликована в конце «Сборника памяти Семёна Людвиговича Франка» Л. А. Зандером. Все работы Франка Л. А. Зандер классифицировал на работы чисто философские, религиозные, социально-философские, политические и экономические. В отдельные группы Зандер также выделил статьи по истории литературы и философии (зарубежной и русской), некрологи, рецензии, переводы и, наконец, ненапечатанные (на 1954 г.) рукописи. Список политических статей С. Л. Франка велик. Однако система Зандера страдает определёнными пробелами. Так, например, среди «политических статей» ( в перечне Зандера) нет работ: «Пушкин как политический мыслитель», «Толстой и большевизм», «Государство и личность», «Проблема власти», «Социализм и кантианство», «Проблема христианского социализма», «Ересь утопизма» и др. Между тем, очевидно, что политические взгляды часто

Амелина Е. М. Социально-политические взгляды С. Л. Франка. // Социально-политический журнал. 1997. № 5. С. 156-175. высказываются Франком и в работах, посвященных философской, культурологической или религиозной проблематике. 4

Предмет исследования

Предметом исследования данной диссертационной работы является политическое наследие русского философа С. Л. Франка, этапы становления и эволюции политических взглядов этого мыслителя. При этом особое внимание уделяется биографическим, философским и религиозным истокам политического мировоззрения С. Л. Франка, отношению С. Л. Франка к религиозно-исторической и нравственной оценке Октябрьской революции 1917 года, политическим идеалам С. Л. Франка.

Цель исследования

В соответствии с предметом исследования и степенью научной разработанности проблемы автор диссертации видит основную цель настоящего исследования в том, чтобы дать теоретическую реконструкцию политического наследия С. Л. Франка как целостного учения о сущности и смысле политики и её значения для общества и личности.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- анализ биографических, философских и религиозных истоков политического учения С. Л. Франка, определение сути и особенностей связи политики и религии, политики и духовной культуры в общественно-политических концепциях С. Л. Франка;

- исследование отношения С. Л. Франка к феноменам власти, демократии, парламентаризма, консерватизма, соборности, общественного мнения, марксизма, социализма, большевизма, деспотизма, утопизма, революции, террора, к другим важным проблемам политической жизни общества;

- поиск и выявление точек соприкосновения политического наследия С. Л. Франка с узловыми проблемами современного политического знания и современной политической реальности;

- определение места С. Франка как политического мыслителя в истории русской политической мысли конца XIX - начала XX вв., западной политической мысли XX в., в контексте современного политического процесса в России.

Методологические основы исследования

В процессе работы над диссертацией автор использовал следующие методы: дедукция, индукция, диалектический метод, метод системно-структурного синтеза, сравнительно-исторический анализ, текстологический анализ, метод аналогий.

При раскрытии политического мировоззрения С. Л. Франка автор опирался на следующие категории: «антиномический монодуализм», «живое знание», «всеединство», «непостижимое», «богочеловечество», «соборность», «органическая концепция общества», «нигилистический морализм», «либеральный консерватизм» и др.

Диалектический метод органично присущ стилю философствования С. Л. Франка, само мышление которого насквозь антиномично. Поэтому диалектический метод присутствует и в анализе его работ. Метод системно-структурного синтеза позволяет подходить к политическому наследию С. Л. Франка целостно, последовательно раскрывая его отдельные грани. Сравнительно-исторический анализ незаменим постольку, поскольку необходимо рассматривать мыслителя в контексте его времени и учитывать разницу исторических эпох при сравнении С. Л. Франка с другими философами. Текстологический анализ помогает войти в герменевтический круг политического мышления С. Л. Франка. Формальная логика, обязательная в любом научном исследовании, дополняется методом аналогий.

Источниковедческой базой диссертации стали труды самого С. Франка (более 20 книг и около 300 статей), исследования о нём, книги по политическому процессу в современной России, другие работы в рамках современной гуманитарной парадигмы. При работе над диссертацией автор использовал материалы журнальных и книжных фондов, российских и американских библиотек, микрофильмы, отечественные и зарубежные монографии, журнальные статьи и публикации, выходящие в текущей периодике.

Научная новизна

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:

- в диссертации представлен целостный анализ политического наследия С. Л. Франка: выявлен смысл таких политических концепций С. Л. Франка как «либеральный консерватизм», «роль личной жизни в процессе социального строительства», «философские предпосылки деспотизма», «нигилистический морализм русской интеллигенции», «органическая теория общества», «соборность», а также понимание им феноменов власти, политики, демократии, социализма, утопизма, равенства и др.;

- проведена системная реконструкция политических позиций С. Л. Франка по материалам его ранних общественно-политических статей;

- определено место и значение С. Л. Франка для истории русской политической мысли конца XIX - начала XX вв., западной политической мысли XX в., в контексте современной России.

Научно-практическая значимость исследования

Научно-практическая значимость диссертации обусловлена тем, что её материалы, положения и выводы могут быть использованы при подготовке лекций, спецкурсов и семинаров на соответствующую тему в

13 курсе «Политологии», «Истории политических и правовых учений», «Отечественной истории» а также партиями и политическим деятелями в рамках своей профессиональной практики при разработке сценариев развития России с учётом опыта предшествующих политических учений.

Апробация работы

Апробация данного диссертационного исследования прошла на заседании кафедры, в научных статьях и выступлениях на межвузовских научных конференциях, семинарах и лекциях, прочитанных автором по истории, философии, культурологии и политологии в СПбГУНиПТ и Центре Русского Языка и Культуры при СПбГУ, в том числе для иностранных студентов (на английском языке) в период 1999-2001 гг. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре политологии СЗАГС 26 сентября 2001г.

Структура диссертации Структура диссертации определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списков использованной литературы на русском и иностранных языках.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория политики, история и методология политической науки», Акопов, Сергей Владимирович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе изложенного, исходя из задач диссертационного исследования, можно сделать следующие выводы.

Политическому наследию С. Л. Франка в советской и постсоветской литературе не уделялось достаточного внимания, учитывающего не только его философские и культурологические заслуги, но и масштаб дарования С. Франка как крупного политического мыслителя.

Безусловная актуальность изучения политической философии Франка определяется имеющимися проблемами в современном российском обществе, ситуацией размытости политических ориентиров и недостатка духовности.

Уникальность политического мировоззрения С. Франка обусловлена самобытным синтезом литературного марксизма, немецкой классической философии, русского религиозного консерватизма, философии жизни и средневековой христианской мистики. Его политические концепции «либерального консерватизма», теории власти, органическая теория общества С. Франка («я» и «мы») и ряд других политических взглядов С. Франка сформировались под прямым воздействием его философских построений. Среди основных философских и религиозных идей, повлиявших на становление политических воззрений С. Франка, выделены идеи всеединства, живого знания, монодуализма (двуединства бытия и мышления), пантеистического онтологизма, концепции свободы как добровольного служения, богочеловечества и соборности. С. Франк рассматривает политику как процесс религиозного творчества.

В качестве предпосылок русской революции Франк выдвигает рад особенностей мировоззрения русской интеллигенции, к ним относятся: опора на механико-рационалистическую теорию счастья, «нигилистический морализм» как отказ руководствоваться в политической практике какими-либо абсолютными нравственными критериями, и, как следствие этого, революционизм, как отражение метафизической абсолютизации ценности разрушения. На основе проанализированного материала делается вывод о губительности фанатизма в сфере политики.

С. Франк рассматривал русскую революцию в качестве завершающей фазы секуляризации культуры, а коммунизм как разновидность отрицательной религиозной иллюзии. В настоящее время представляют интерес соображения С. Франка об опасности недооценки смысла собственности и значения личной жизни в процессе социального строительства в России, утопизма как искажения христианской идеи спасения, нравственного догматизм и ощущения собственной непогрешимости как предпосылки деспотического политического режима.

Политический идеал С. Франка строится на трёх «китах» - начале служения, начале солидарности и начале свободы, которые он мыслит в качестве имманентных составляющих скрытого потенциала развития общества. Значительный интерес для современной России, имеет трактовка С. Франком демократии как освобождения большинства от опеки меньшинства; социализма как политики последовательного проведения в жизнь принципов социальной справедливости и социальной солидарности; «либерального консерватизма» как феномена достижения политического единства между полярными группировками ради стабильного строительства «европейской» России на основе национальной христианской традиции.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Акопов, Сергей Владимирович, 2001 год

1. Амелина Е. М. Социально-политические взгляды С. Л. Франка. Социально-политический журнал. 1997, № 5, С. 156-175.

2. Аксельрод Л.И. Ортодокс // Против идеализма, М., 1922.

3. Андреев Л. Бездна // Русская любовная проза начала XX века. М.,1995.

4. Бакунин М. А. Избранные философские сочинения и письма. М.,1987.

5. Белинский В. Г. Письмо В. П. Боткину от 1 марта 1841 г. // ПСС. М.,1956. Т. XII.

6. Бердяев Н. А. Государство // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990.

7. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. Париж.,1. УМКА-РИЕЗБ, 1955.

8. Бердяев Н. А. О вечно бабьем в русской душе // Биржевые ведомости,1915. Утренний вып. 14, 15 января (№ 14610, 14612).

9. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. // О России и русской философской культуре, М., Наука, 1990, Отв. ред. Чехарин Е. М.

10. Бердяев Н. А. Самопознание Лениздат, 1991.

11. Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.

12. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль: Тексты / Под. ред. В. И. Добренькова. Изд-во МГУ, 1994.

13. Богданов А. А. Из мира критических увлечений // Жизнь. 1901. Т. 3. С. 186-200.

14. Богданов А. А. Падение великого фетишизма. Вера и наука. СПб., 1910.

15. Бубер М. Я и Ты. Квинтэссенция: философский альманах. М., 1991.

16. Бурдье П. Начала. СИоБезсШез. Пер. с фр. Шматко Н. А., М., 1994.

17. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1909.

18. Волков Ю. Г. Политология в вопросах и ответах. М., Гардарики, 1999.

19. Гаврюшин Н. «Русская идея» в трактовке С. Франка // Общественные науки, № 6, 1990.

20. Гайденко П. П. Метафизика конкретного всеединства или Абсолютный реализм С.Л. Франка // ВФ, № 5, 1999.

21. Гершензон М. О. Жизнь Печерина В.С. М., 1910.

22. Гидденс Э. Социология // Социологич. исследования. №2. 1994.

23. Гулыга А. В. От Ницше к Христу (Франк) // Русская идея и её творцы. -М., 1995.

24. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Л., 1973, Т. 5.

25. Зак Л. В. Семен Людвигович Франк мой брат // Сборник памяти С.Л. Франка / Под. ред. протоиерея о. В. Зеньковского, Мюнхен, 1954.

26. Зеньковский В. В. История русской философии, Т. II, Ч. 2, Париж, 1948-1950.

27. Зеньковский В. В. Сборник памяти С. Л. Франка. Мюнхен, 1954.

28. Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX века. Пер. с анг. Париж, 1974.

29. Ильин В. И. Эссе о русской культуре, СПб, «Акрополь», 1997.

30. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Соч. в 6 т,-М., 1966.

31. Колеров М. А. Архивная история сб. «Проблемы идеализма // ВФ. 1993, №4.

32. Косарев А. Ф. Философия мифа. М., Университетская книга, 2000.

33. Кувакин В. А. Религиозная философия в России. Начало XX века. -М., 1980.

34. Кьеркегор С. Понятие страха // Страх и трепет. М., Республика, 1993.

35. Левинас Э. Небытие полнится тишиной. // Страх. Сост. Гуревич П. С. М., Алатейа, 1998.

36. Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии и общественной мысли, Москва, 1996.

37. Ленин В. И. ПСС. в 55 т. М., 1958 - 1965., т. 14.

38. Лучук Е. В. Этическое учение С.Л. Франка: автореферат. / СПбГУ. -СПб., 1995.

39. Лядов М. Зарождение легального и революционного марксизма в России. Фронт науки и техники, 1933, № 2.

40. Маслов П. Рецензия на книгу С. Франка «Теория ценности Маркса и её значение» // Жизнь. 1900, Т. 12, С. 392 395.

41. Мережковский Д. С. Вечные спутники. М., 1897.

42. Нерсесянц В. С. Философия права. М., ИНФРА - НОРМА, 1997.

43. Пигров К.С. Цивилизация и смысл // Философия и цивилизация. -Материалы всерос. конф. 30-31 октября 1997 г. СПб.,: Изд-во СПбГУ, 1997. Приложение к журналу «Вече». - Вып. 5.

44. Плеханов Г. Рецензия на книгу С. Франка «Теория ценности Маркса и её значение» // Заря. 1901. № 2-3. С. 321 324.

45. Полторацкий Н. П. Россия и революция. СПб., Эрмитаж, 1988.

46. Пушкин А. С. ПСС. в 16 т., изд-во АН СССР, 1937 1949; т. 8.

47. Райгородский Д. Я. Ред. сост., Психология масс. Самара, 1998.

48. Рассел Б. История западной философии, Новосибирск, Новосиб. Унив., 1997.

49. Редлих Р. Социальная философия С. Л. Франка. Frankfurt.а.М: Посев, 1972.

50. Резвых Т. Н. Проблема реальности в философии С.Л. Франка: автореферат на соискание уч. ст. канд. ф. наук / МГУ. М., 1995.

51. Рикер. П. Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции и интервью. -М., 1995.

52. Рильке P.M., пер с нем. Т. Сильман, Лирика, М.-Л., 1965.

53. Розенталь М., под ред. Краткий философский словарь. М., 1954.

54. Семира и В. Веташ. Астрология и мифология. АТОН, СПб., 1998,

55. Слободнюк С. Л. Дьяволы Серебряного века (древний гностицизм и русская литература 1890 1930 гг.). - СПб., Алетейя, 1998.

56. Соловьёв B.C. Оправдание добра. -М., 1996.

57. Соловьёв B.C. Право и нравственность // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990.

58. Соловьёв Э. Г. Франк «от тьмы к свету». Социс., 1994. № 1. с. 123 -125.

59. Струве П. Б. Возрождение. Париж. 1950, тетр. 9.

60. Струве П. Б. Рецензия на книгу С. Франка «Теория ценности Маркса и её значение» // Б. Русское богатство. 1901. № 8. С. 113 117.

61. Сухоруков В. В. Социально-философские взгляды С. Франка: (Критический анализ): автореферат на соискание уч. ст. канд. ф. наук/ АН СССР. Институт социологических исследований. М., 1988.

62. Тимошенко С. А. Религиозно-философская антропология С.Л. Франка: автореферат на соискание уч. ст. канд. ф. наук / МГУ. М., 1997.

63. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90 т. М.: Л., 1928-1958.

64. Уайльд О. Полн. собр. соч. Т. 1. СПб., 1912.

65. Франк В. Избранные статьи. Лондон, 1974.

66. Франк С. Л. Биография П. Б. Струве. Нью-Йорк, 1956.

67. Франк С. Л. Государство и личность // Новый Путь. 1904. Ноябрь. С. 308-317.

68. Франк С. Л. Дума и общество // Свобода и культура. 7 мая 1906 г., № 6., С. 371 -377.

69. Франк С. Л. Духовные основы общества. М., Республика, 1992.

70. Франк С. JI. Личная жизнь и социальное строительство (Серия «Христианство на безбожном фронте». № 1). Париж, б. г.

71. Франк С. Л. Мёртвые молчат. Русская свобода, 1917, № 7, 13-18.

72. Франк С. Л. Некролог М. Шелеру // Путь, 1928, № 13.

73. Франк С. Л. Нравственный водораздел в русской революции // Русская Свобода, № 2, Петроград Москва, 1917, С. 34 - 39.

74. Франк С. Л. По ту сторону правого и левого // Политология, под. ред. Василика М. А. М., Гардарики, 1999.

75. Франк С. Л. Проблема власти // Вопросы Жизни, 1905г., № 3, С. 205 -250.

76. Франк С. Л. Психологическое направление в теории ценностей. О теории предельной полезности // Русское богатство. 1898, № 8, С. 60 -110.

77. Франк С. Л. Психоанализ как миросозерцание // Путь, 1930, № 25.

78. Франк С. Л. Реальность и человек. М., Республика. 1997.

79. Франк С. Л. Рильке и славянство // Россия и славянство, 1929, № 45, 5 октября.

80. Франк С. Л. Русское мировоззрение. СПб., Наука, 1996.

81. Франк С. Л. Сочинения. М., Правда, 1990.

82. Франк С. Л. Теория ценности Маркса и её значение. Критический этюд. СПб., 1900 г.

83. Франк С. Л. Философские предпосылки деспотизма // Русская мысль, -М., 1907, №3.

84. Франк С. Л. Фридрих Ницше и этика «любви к дальнему» // Проблемы Идеализма. -М., 1902.

85. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я», с. 131-185 // Психология масс. Самара, Бахрах, 1998, ред.- сост. Д. Я, Райгородского.

86. Чичерин Б. Н. Несколько современных вопросов. М., 1862,

87. Чичерин Б. Н. Философия права. М., 1900.

88. Шевченко В. Духовность, деятельность, культура // Свободная мысль, 1993, №5.

89. Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции 19051907гг. М., 1985.

90. Элен П. Философия «мы» у С.Л. Франка ВФ, 2000, № 2, с. 57 69.

91. Эрн В. Ф. Сочинения. М., Правда, 1991.

92. Юнг К. Г. Человек и его символы. М., 1997.

93. Юшкевич П. Столпы философской ортодоксии. СПб., 1910.

94. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., Республика, 1994.

95. De profundis // Сб. Статей о русской революции С. А. Аскольдова, Н. А. Бердяева и др., Из глубины. М.,; Пг., 1918.

96. Derrida J. De la grammatologie. P., 1967.

97. Giddens A. New Rules in Sociological Method: A Positive Critique of Interpretive Sociologies. London, 1976.

98. Gluezer R. Dis Frage nach Gott in der Philosophie S.L. Frank. Wuerzburg, 1975.

99. Habermas J. Communication & the Evolution of Society. Toronto, 1979.

100. Heidegger M. Der Satz vom Grund. Tubingen. 1965.

101. Heidegger M. Unterwegs zur Sprache. Tubingen, 1965.

102. Heidegger M. Wegmarken. Fr. a/M., 1976.

103. Ibsen Henrik, Peer Gynt, trans. Michael Meyer (N.Y., Doubleday Anchor, 1963).

104. Lasswell H., The Structure & Function of Communication in Society // Process & Effects of Mass Communication. Chicago, 1971.

105. Murray H. The personality & Career of Satan, The Journal of Social Issuers, XVIII/4, p.51.

106. Riasanovski N. A history of Russia. 5th ed. New York. Oxford. Oxford University Press. 1993.

107. Sartre J.-P. L'Etre et le Néant. P., 1957.

108. Yeats William Butler, Selected Poems, ed. M. L. Rosental (N.Y., Macmillan Co., 1962).

109. Список использованной литературы:

110. Акулинин В. П. Философия всеединства. От B.C. Соловьёва до П.А.

111. Флоренского. Новосибирск, 1990.

112. Алексеев П. В. Философская концепция C.JI. Франка // C.JI. Франк.

113. Духовные основы общества. М., 1992.

114. Амелина Е. М. Социально-политические взгляды С. J1. Франка.

115. Социально-политический журнал. 1997, № 5 С. 156-175.

116. Аксельрод Л.И. Ортодокс // Против идеализма, М., 1922,

117. Андреев Л. Бездна // Русская любовная проза начала XX века. М.,1995.

118. Бакунин М. А. Избранные философские сочинения и письма. М.,1987.

119. Белинский В. Г. Письмо В. П. Боткину от 1 марта 1841 г. // ПСС. М.,1956. T. XII.

120. Бердяев Н. А. Государство // Власть и право. Из истории русскойправовой мысли, Л., 1990.

121. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. Париж.,1. YMKA-PRESS, 1955.

122. Бердяев Н. А. О вечно бабьем в русской душе // Биржевые ведомости,1915. Утренний вып. 14, 15 января (№ 14610, 14612).

123. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опытперсоналистической философии // Царство Духа и царство Кесаря. М„ 1995.

124. Бердяев Н. А. Самопознание. Лениздат, 1991.

125. Бердяев H.A. Рецензия на кн. С. Л. Франка «Непостижимое» //1. Путь № 60, 1939.

126. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIXвека и начала XX века. // О России и русской философской культуре, М., наука, 1990, Отв. ред. Чехарин Е. М.

127. Бердяев Н. А. Царство духа и Царство Кесаря. М., 1995.

128. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическаямысль: Тексты / Под. ред. В. И. Добренькова. Изд-во МГУ, 1994.

129. Богданов А. А. Из мира критических увлечений // Жизнь. 1901. Т. 3.1. С. 186-200.

130. Богданов А. А. Падение великого фетишизма. Вера и наука. СПб.,1910.

131. Бубер М. Я и Ты. Квинтэссенция: философский альманах. М., 1991.

132. Бурдье П. Начала. СЬоБеБёйез. Пер. с фр. Шматко Н. А., М., 1994.

133. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1909.

134. Волков Ю. Г. Политология в вопросах и ответах. М.,1. Гардарики, 1999.

135. Вышеславцев Б. П. Рецензия на кн. С. Л. Франка «Духовные основыобщества» // Путь, Париж, 1930.

136. Гаврюшин Н. «Русская идея» в трактовке С. Франка // Общественныенауки, № 6, 1990.

137. Гайденко П. П. Мистико-пантеистическая диалектика С.Л. Франка //

138. Идеалистическая диалектика в XX столетии. М. 1987.

139. Гайденко П. П. Метафизика конкретного всеединства или

140. Абсолютный реализм С.Л. Франка // ВФ, № 5 1999.

141. Гершензон М. О. Жизнь Печерина В.С. М., 1910.

142. Гидденс Э. Социология // Социологич. исследования. № 2. 1994.

143. Гулыга А. В. От Ницше к Христу (Франк) // Русская идея и её творцы.-М., 1995.

144. Долгих Е. Метафизика зла в русской религиозной философии (Вл.

145. Соловьёв и С.Л. Франк) СПб, 1994.

146. Доль В. Е. Критика теологического понимания свободы. Львов,1973.

147. Емельянов Б. В. Примечания // С. Л. Франк. Русское мировоззрение.1. СПб. 1996.

148. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Л., 1973, Т. 5.

149. Ермичев А. А. С.Л. Франк философ русского мировоззрения // С. Л.

150. Франк. Русское мировоззрение. СПб., 1996.

151. Завольская Г. Н. Проблема личности в творчестве С.Л.1. Франка, М., 1993.

152. Завольская Г.Н. Проблема личности в философии С.Л. Франка:автореферат диссерт. на соискание уч. ст. канд. ф. наук / Рос. акад. упр., М. 1993.

153. Зак Л. В. Семен Людвигович Франк мой брат // Сборник памяти

154. С.Л. Франка / Под. ред. протоиерея о. В. Зеньковского, Мюнхен, 1954.

155. Зеньковский В. В. История русской философии, Т. II, Ч. 2,1. Париж, 1948-1950.

156. Зеньковский В. В. Идея христианского реализма. По поводукн. С.Л. Франка «Свет во тьме» // Вестник РСХД, Париж-Нью -Йорк, №33, 1954.

157. Зеньковский В. В. Сборник памяти С. Л. Франка.1. Мюнхен, 1954.

158. Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX века. Пер. с англ.-Париж, 1974.

159. Ильин В. И. С.Л. Франк и его место в русской философии и русскойкультуре // Эссе о русской культуре, СПб, «Акрополь», 1997.

160. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане //1. Соч. в 6 т.-М., 1966.

161. Зернов М. А. Архивная история сб. «Проблемы идеализма // ВФ. 1993,4.

162. Косарев А. Ф. Философия мифа. М., Университетская книга, 2000.

163. Кувакин В. А. Религиозная философия в России. Начало XX века.1. М., 1980.

164. Кьеркегор С. Понятие страха // Страх и трепет. М., Республика,1993.

165. Ласковая М. Богоискательство и богостроительство прежде и теперь.-М., 1976.

166. Левинас Э. Небытие полнится тишиной. // Страх.

167. Сост. Гуревич П.С. М., Алатейа, 1998.

168. Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии иобщественной мысли, Москва, 1996.

169. Левицкий С. А. Памяти великого философа // Новый журнал.1. Нью-Йорк, 1977.

170. Ленин В. И. ПСС. В 55 т. М., 1958 - 1965; т. 16.

171. Лосский Н. О. История русской философии, Нью-Йорк, 1951.

172. Лосский Н. О. Избранное. М., Правда, 1991.

173. Луппол И. К. Рецензия на книгу С. Франка «Введение в философию всжатом содержании» // Под знаменем марксизма. 1922, № 9-10.

174. Лучук Е. В. Этическое учение С.Л. Франка: автореферат на соисканиеуч. ст. канд. ф. наук / / СПбГУ. СПб., 1995.

175. Лядов М. Зарождение легального и революционного марксизма в

176. России. Фронт науки и техники, 1933, № 2.

177. Малинин В. А. Основные проблемы критики идеалистическойистории русской философии. М., 1963.

178. Маслов П. Рецензия на книгу С. Франка «Теория ценности Маркса иеё значение» // Жизнь. 1900, Т. 12, С. 392 395.

179. Мережковский Д. С. Вечные спутники. М., 1897.

180. Нерсесянц В. С. Философия права. М., ИНФРА - НОРМА, 1997.

181. Пигров К.С. Цивилизация и смысл // Философия и цивилизация.

182. Материалы всерос. конф. 30-31 октября 1997 г. СПб.,: Изд-во СПбГУ, 1997. Приложение к журналу «Вече». - Вып. 5.

183. Плеханов Г. Рецензия на книгу С. Франка «Теория ценности Маркса иеё значение» // Заря. 1901. № 2-3. С. 321 324.

184. Плеханов Г.В. Сочинения, т. XI, М„ 1923, и др.

185. Полторацкий Н. П. Россия и революция, Эрмитаж, 1988.

186. Пушкин А. С. ПСС. в 16 т., изд-во АН СССР, 1937 1949.

187. Райгородский Д. Я. Ред. сост., Психология масс. Самара, 1998.

188. Рассел Б. История западной философии, Новосибирск, Новосиб.1. Унив., 1997.

189. Рильке P.M., пер с нем. Т. Сильман, Лирика, М.-Л., 1965.

190. Редлих Р. Социальная философия С. Л. Франка. Frankfurt.a.M: Посев,1972.

191. Резвых Т. Н. Проблема реальности в философии С.Л. Франка:автореферат на соискание уч. ст. канд. ф. наук / МГУ. М., 1995.

192. Рикер. П. Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции иинтервью. -М., 1995.

193. Розенталь М., под ред. Краткий философский словарь. М., 1954.

194. Савельев С. Н. Идейное банкротство богоискательства в Россииначала XX века. Л. 1987.

195. Семенкин Н. С. Философия богоискательства. М., 1986.

196. Семира и В. Веташ. Астрология и мифология. АТОН, СПб., 1998, с.14.23.

197. Сенокосов Ю. П. Семён Людвигович Франк // С.Л. Франк. Сочинения.1. М., 1990.

198. Слободнюк С. Л. Дьяволы Серебряного века (древний гностицизм ирусская литература 1890 1930 гг.). - СПб., Алетейя, 1998.

199. Соловьёв В. С. Оправдание добра. М., 1996.

200. Соловьёв B.C. Право и нравственность // Власть и право. Из историирусской правовой мысли. Л., 1990.

201. Соловьёв Э. Г. Франк «от тьмы к свету». Социс., 1994. № 1. С. 123125.

202. Струве Г. П. Русская литература в изгнании, Париж, 1984.

203. Струве П. Б. Возрождение. Париж. 1950, тетр. 9.

204. Струве П. Б. Рецензия на книгу С. Франка «Теория ценности Марксаи её значение» // Б. Русское богатство. 1901. № 8. С. 113-117.

205. Сухоруков В. В. С. Франк: жизненный путь и социально-философскиеориентации. М., 1985.

206. Сухоруков В. В. Социально-философские взгляды С. Франка:

207. Критический анализ): автореферат на соискание уч. ст. канд. ф. наук / АНСССР. Институт социологических исследований. М., 1988.

208. Тимошенко С. А. Религиозно-философская антропология C.JI.

209. Франка: автореферат на соискание уч. ст. канд. ф. наук / МГУ. М., 1997.

210. Токмакова Г. П. Проблема смысла жизни в социальной философии1. Франка. -М., 1991.

211. Токмакова Г. П. Проблема человека в философии C.JI. Франка:автореферат на соискание уч. ст. канд. фил. наук / Моск. пед. унив-т им. В.И. Ленина, М., 1991.

212. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90 т. М.: Л., 1928-1958.

213. Уайльд О. Полн. собр. соч. Т. 1. СПб., 1912.

214. Флоровский Г. В. Пути русского богословия, Париж, 1937.

215. Франк В. Избранные статьи. Лондон, 1974.

216. Франк С. Л. Биография П. Б. Струве. Нью-Йорк, 1956.

217. Франк С. Л. Государство и личность // Новый Путь. 1904. Ноябрь.1. С. 308-317.

218. Франк С. Л. Дума и общество // Свобода и культура. 7 мая 1906 г., №6., С. 371 -377.

219. Франк С. Л. Духовные основы общества. М., Республика, 1992.

220. Франк С. Л. Личная жизнь и социальное строительство (Серия

221. Христианство на безбожном фронте». № 1). Париж, б. г.

222. Франк С. Л. Мёртвые молчат. Русская свобода, 1917, № 7, 13-18.

223. Франк С. Л. Некролог М. Шелеру // Путь, 1928, № 13.

224. Франк С. Л. Нравственный водораздел в русской революции //

225. Русская Свобода, № 2, Петроград Москва, 1917, с. 34 - 39.

226. Франк С. Л. Психологическое направление в теории ценностей. Отеории предельной полезности // Русское богатство. 1898, № 8, С. 60-110.

227. Франк С. Л. По ту сторону правого и левого // Политология, под.ред. Василика М. А. М., Гардарики, 1999.

228. Франк С. Л. Проблема власти // Вопросы Жизни, 1905г., № 3.

229. Франк С. Л. Психоанализ как миросозерцание // Путь, 1930, № 25.

230. Франк С. Л. Реальность и человек. М., Республика. 1997.

231. Франк С. Л. Рильке и славянство // Россия и славянство, 1929, № 45,5 октября.

232. Франк С. Л. Русское мировоззрение. СПб., Наука, 1996.

233. Франк С. Л. Сочинения. М., Правда, 1990.

234. Франк С. Л. Теория ценности Маркса и её значение. Критическийэтюд. СПб., 1900 г.

235. Франк С. Л. Толстой и большевизм // Русское мировоззрение. СПб.,1. Наука, 1996.

236. Франк С. Л. Философские предпосылки деспотизма // Русскаямысль,-М., 1907, №3.

237. Франк С. Л. Фридрих Ницше и этика «любви к дальнему» //

238. Проблемы Идеализма. М., 1902.

239. Франк С. Л. Этика нигилизма // Русское мировоззрение. СПб.,1. Наука, 1996.

240. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я», С.131185 // Психология масс. Самара, Бахрах, 1998, ред.- сост. Д. Я, Райгородского.

241. Цвик И. Религия и декадентство в России. Кишинёв, 1985.

242. Чичерин Б. Н. Несколько современных вопросов. М., 1862,

243. Чичерин Б. Н. Философия права. М., 1900.

244. Чуева И. П. Критика идей интуитивизма в России. М., JL,1963.

245. Шевченко В. Духовность, деятельность, культура // Свободнаямысль, 1993, № 5.

246. Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции 19051907 гг. М., 1985.

247. Шкоринов В. П. Этический иррационализм в России конца

248. XIX начала XX вв. - Ростов - на - Дону, 1973.

249. Элен П. Философия «мы» у С.Л. Франка ВФ, 2000, № 2, С. 57 69.

250. Эрн В. Ф. Сочинения. М., Правда, 1991.

251. Юнг К. Г. Человек и его символы. М., 1997.

252. Юшкевич П. Столпы философской ортодоксии. СПб., 1910.

253. Яковенко Б.В. Очерки русской философии. Берлин, 1922.

254. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М,, Республика, 1994.

255. De profundis // Сб. Статей о русской революции С. А. Аскольдова, Н.

256. А. Бердяева и др., Из глубины. М.; Пг., 1918.

257. Copleston F. С. Philosophy in Russia: from Herzen to Lenin & Berdyaev.1. Notre Dame, 1986.

258. Derrida J. De la grammatologie. Р., 1967.

259. Giddens A. New Rules in Sociological Method: A Positive Critique of1.terpretive Sociologies. London, 1976.

260. Gluezer R. Dis Frage nach Gott in der Philosophie S.L. Frank.1. Wuerzburg, 1975.

261. Habermas J. Communication & the Evolution of Society. Toronto,1979.

262. Heidegger M. Der Satz vom Grund. Tubingen. 1965.

263. Heidegger M. Unterwegs zur Sprache. Tubingen, 1965.153

264. Heidegger M. Wegmarken. Fr. a/M., 1976.

265. Ibsen Henrik, Peer Gynt, trans. Michael Meyer (N.Y., Doubleday Anchor,1963).

266. Kline G. L. Religious & anti-religious thought in Russia, Chicago, 1968.

267. Lasswell H., The Structure & Function of Communication in Society //

268. Process & Effects of Mass Communication. Chicago, 1971.

269. Murray H. The personality & Career of Satan, The Journal of Social1.suers, XVIII/4, p.51.

270. Pipes R. The Russian Revolution. N.Y.: Knopf, 1990.tVi

271. Riasanovski N. A history of Russia. 5 ed. New York. Oxford. Oxford1. University Press. 1993.

272. Sartre J.-P. L'Etre et le Neant. P., 1957.

273. Schemann A. Ultimate questions: An Anthology of Modern Russian

274. Religious Thought, N-Y, 1965.

275. Walicki A. A History of Russian thought from the Enlightenment to1. Marxism. Oxford. 1980.

276. Yeats William Butler, Selected Poems, ed. M. L. Rosental (N.Y.,1. Macmillan Co., 1962).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.