Государственно-правовые взгляды С.Н. Булгакова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Алонцева, Дина Викторовна

  • Алонцева, Дина Викторовна
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2013, Елец
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 184
Алонцева, Дина Викторовна. Государственно-правовые взгляды С.Н. Булгакова: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Елец. 2013. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Алонцева, Дина Викторовна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Истоки мировоззрения С.Н. Булгакова и проблема его

творческого пути

Глава II. Взгляды С.Н. Булгакова на государство

2.1. С.Н. Булгаков о феномене «государство»

2.2. Проблема взаимоотношения государства и церкви в творческом наследии С.Н. Булгакова

2.3. Идея социалистического общественного устройства в философии С.Н. Булгакова

Глава III. Правовые взгляды С.Н. Булгакова

3.1. Эволюция представлений С.Н. Булгакова о праве

3.2. С.Н Булгаков о проблеме соотношения права и экономики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных источников и литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Государственно-правовые взгляды С.Н. Булгакова»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Современному поколению выпала судьба жить в эпоху системного и структурного кризиса, причину которого многие аналитики видят в нарастающем фундаментальном крахе либеральной идеологии, лежащей в основе всех современных политико-правовых и социально-экономических институтов. В условиях повсеместно нарастающего неприятия либеральных идеалов, острого мировоззренческого вызова и отсутствия общезначимой альтернативы ключевое значение приобретает поиск новой политической теории. Нельзя не согласиться с лидером Международного Евразийского Движения, философом А. Дугиным, что «эта альтернатива либерализму требует того, чтобы быть еще придуманной, изобретенной, открытой, обнаруженной», и «если наши политические руководители, стратегические руководители, руководители государства, экономики, социальной системы, наше правительство будут игнорировать остроту мировоззренческого вызова, мы просто рискуем быть погребенными под этим обрушением либерального, и неизбежным обрушением либерального строя. Чтобы России сохраниться -надо сегодня инвестировать, в первую очередь интеллектуальные усилия в грядущую альтернативу, в то, что должно прийти на смену рушившемуся либерализму»1.

Поиск нового, на наш взгляд, не возможен без изучения политико-правовых доктрин прошлого. Реконструкция государственно-правовых воззрений выдающихся русских мыслителей позволяет познать метафизику, онтологию и аксиологию государства и права. Современной юриспруденции не обойтись без проблемного анализа теории естественного

1 Дугин А. Агония либерализма. Доступ к электронному ресурсу: http://www.russia.rU/news/politics/2012/9/21/1085.html.

права, соотношения государства, права и религии, нравственности и закона, экономики, политики и права. В этой связи особый интерес представляет творчество выдающегося русского философа, богослова, экономиста, правоведа, крупного общественного деятеля Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944), внесшего огромный вклад в разработку данных проблем.

Тенденция активного изучения философско-правовой мысли русского зарубежья уже наметилась в современной отечественной историко-правовой науке. Появились диссертационные работы, посвященные реконструкции воззрений на право и государство, таких мыслителей, как H.A. Бердяев, И.А. Ильин, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, П.А. Сорокин, E.H. Трубецкой, C.JI. Франк и др. В этом ряду имя С.Н. Булгакова незаслуженно обойдено вниманием юристов. Автор диссертации попытался восполнить данный историографический пробел.

Степень научной разработанности темы исследования. Государственно-правовые взгляды С.Н. Булгакова до настоящего времени не были предметом специального изучения. К творчеству этого мыслителя преимущественно обращались философы и экономисты. Однако некоторые из них касались отдельных аспектов правовой проблематики творческого наследия С.Н. Булгакова.

Первые работы, авторы которых обращались к творчеству С.Н. Булгакова, появились еще при его жизни. В произведениях JI.A. Зандера, А.К. Закржевского, В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, А.Ф. Лосева1 и др. особое внимание уделялось философским взглядам мыслителя. В работах

1 Зандер JI.A. Бог и мир (миросозерцание отца Сергия Булгакова): в 2т. - Париж, 1848. — Т.1. 479 е., Т.2. 386 е.; Закржевский А.К. Религия: Психологические параллели: Ф.М. Достоевкий, 3. Гип-пус, Д.С.Мережковский, Н.М. Минский, С. Булгаков, H.A. Бердяев, В.В. Розанов, А. Белый, В. Иванов, А. Блок, А. Добролюбов. - М., 1913. - С.182-203; Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. - JL, 1991. - С. 198-226; Лосский Н.О. История русской философии. - М., 2000. -480 е.; А.Ф. Лосев Владимир Соловьев и его время. - М., 2009. - 617 с.

А.И. Богдановича, Н.И. Кареева, В.И. Ленина, Г.В. Плеханова1 и др. давалась оценка социально-экономических идей С.Н. Булгакова.

В советское время творческое наследие С.Н. Булгакова, как и многих других представителей философско-правовой мысли русского зарубежья, оказалось невостребованным политическим режимом. По мнению Е.Я. Засядь-Волк работы С.Н. Булгакова «рассматривались советскими исследователями не комплексно, а только в рамках того или иного течения общественной мысли («легальный марксизм», «буржуазный либерализм», «веховство» и т.д.)» . К таким исследователям можно отнести Н. Ангарского, О.Н. Знаменского, К.Ф. Шацило, А.И. Черных и др. Некоторые ученые того периода, в частности, Ю.А. Левада, В.Е. Доля, М.П. Новиков, Н.С. Семенкин, М.М. Шейнман, Л.Е. Шапошников4 и др. касались эволюции религиозных убеждений С.Н. Булгакова.

На рубеже конца 80-х начала 90-х гг. XX в. наблюдается всплеск интереса к творчеству С.Н. Булгакова. Стали появляться работы В.Н. Акулинина, Н.К. Бонецкой, A.B. Гулыга, М.А. Колерова, И.Б. Роднян-

1 Богданович А.И. Критические заметки (Рец. на сборник «Проблемы идеализма») // Булгаков С.Н.: PRO ЕТ CONTRA. Том III. - СПб., 2003. - С. 403-408; Кареев Н.И.Экономический материализм и закономерность социальных явлений (По поводу статьи С.Н. Булгакова «О закономерности социальных явлений» // Булгаков С.Н.: PRO ЕТ CONTRA. Том Ш. - СПб., 2003. - С. 354-366; Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 46. - М., 1975. - С. 23; Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. T.I. - М., 1958. - С. 694.

2 Засядь-Волк Е.Я. Общественно-политические взгляды и деятельность С.Н. Булгакова в 18951922 гг.: автореф. ... дис. канд. истор. наук. - Челябинск. 2009. - С.4.

3 Ангарский Н. Легальный марксизм. Вып. 1 (1876-1897). - М., 1925. - 140 е.; Знаменский О.Н. Интеллигенция накануне Великого Октября (февраль-октябрь 1917 г.). - Л., 1988. - 352 е.; Шацило К.Ф. Русский либерализм накануне революции 1905-1907 гг. организация, программы, тактика. - М., 1985 - 377 е.; Шацило К.Ф. Новое о «Союзе Освобождения» // История СССР. 1975. №4. -С.132-144; Черных А.И. Историческая социология на Западе (конец XX в.) // www.isras.ru.

4 Левада Ю.А. Современное христианство и социальный прогресс. - М., 1962. - 208 е.; Доля В.Е. Современное православие и мораль. - Львов, 1968. - 113 е.; Новиков М.П. Тупики православного модернизма. - М., 1979. - 165 е.; Семенкин Н.С, Философия богоискательства: Критика религиозно-философских идей софиологов. - М., 1976. - 175 е.; Шейнман М. М. Христианский социализм. История и идеология. - М., 1969. - 316 е.; Шапошников Л.Е. Православный модернизм о движущих силах социального процесса. - М., 1988. - 260 с.

ской, B.B. Сапова, А. Самсина1 и др., специально посвященные религиозно-философскому наследию мыслителя.

Наиболее крупным биографическим исследованием, посвященным мыслителю, является труд «Профессор Протоиерей, Сергий Булгаков (1871-1944)» монахини Елены (Елена Ивановна Казимирчак-Полонская (1902-1992 гг.).

Отдельным этапам жизни и творчества С.Н. Булгакова посвящены работы З.В. Гришиной, Ю.Н. Давыдова, K.M. Долгова, Е.М. Селезневой, В.В. Сапова, С.Б. Филимонова .

В последнее десятилетие в связи с изданием ранее неопубликованных работ С.Н. Булгакова значительно возрос интерес к религиозно-философским взглядам мыслителя. Появилась серия диссертационных исследований, посвященных философским взглядам С.Н. Булгакова: Е.П. Алексеевой, A.A. Петракова, Н.В. Гараджы, М.Р. Элоян, И.А. Черносви-

1 Акулинин В.Н. Философия всеединства: от Вл. Соловьева к П.А. Флоренскому. — Новосибирск, 1990. - 165 е.; Бонецкая Н.К. Русский Фауст и русский Вагнер // Вопросы философии. - 1999. -№4. - С.72; Гулыга A.B. Сергей Булгаков и его статья «Интеллигенция и революция» // Наука и религия. 1989. № 11; Колеров М.А. С.Н. Булгаков и религиозно-философская печать (1903-1905) //Вопросы философии. - 1993. - №11. - С. 101-114; Роднянская И.Б. Сергей Николаевич Булгаков. Из истории русской философской мысли // Литературная газета. - 1989. № 39. - С.6.; Сапов В.В. От марксизма к «христианской социологии» (Путь С.Н. Булгакова) // Социологические исследования. - 1900. - №4 — 101-111; Самсин А. Философия хозяйства С.Н. Булгакова: постулаты и уроки // Свободная мысль. - 2005. - №8. - С. 170-178.

2 Монахиня Елена. Из памяти сердца: Сборник автобиографической прозы / С. Н. Булгаков. -Орел, 2001.-С. 162-297.

3 Гришина З.В. С.Н. Булгаков и Московский университет начала 90-х гг. XIX в. // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 8. Истрия. - 1994. №2. - С.9-26; Давыдов Ю.Н. Апокалипсис атеистической религии (С.Н. Булгаков как критик революционистической религиозности) // Булгаков С.Н. Два град: исследования о природе общественных идеалов. - М., 2008. - С.3-51.; Долгов K.M. Реконструкция эстетического в западноевропейской и русской культуре. - М., 2004. - С.817-844; Селезнева Е.М. Христианский социализм С.Н. Булгакова // Социально-политический журнал. - 1995. - №2. -С. 183-197; Сапов В.В. От марксизма к идеализму, или в поисках утраченного бога // Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. — М., 2006. - С. 10-28; Филимонов С.Б. Ялтинское религиозно-философское общество: неизвестные материалы о С.Н. Булгакове // Философия хозяйства. - 2006. - №3. - С.220-226.

товой, E.B. Ковалевой, О.Г. Гариной, H.A. Вагановой, JI.M. Абдуловой, A.C. Гордеева1 и др.

Изучению общественно-политических идей мыслителя в разные годы его жизни и творчества посвящены работы Т.С. Юдиной и Е.Я. Засядь-Волк2 и др.

В рамках изучения проблем метафизики власти С.Н. Булгакова каса-

•2

лись В.Н. Жуков и A.JI. Доброхотов и др.

Экономические воззрения ученого исследовали J1.M. Ипполитов, Ю.М. Осипов, Н.В. Сомин, А. Самсин4 и др. Ю.М. Осипов считается основателем школы философии хозяйства при МГУ им. М.В. Ломоносова.

Научные труды С.Н. Булгакова подвергались изучению и западными учеными. Внимания заслуживают работы научного сотрудника экономической этики Университета города Сент-Галлен (Швейцария) Кристины Улих, которая рассматривает религиозную концепцию мыслителя и профессора

1 Алексеева Е.П. Эволюция этических взглядов С.Н. Булгакова: дис. ... канд. филос. наук. - Тула, 2006; Петраков A.A. Проблема символа в русской философии XX века: П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев, С.Н. Булгаков, А. Белый: дис. ... канд. филос. наук. - М., 2006; Гараджа Н.В. С.Н. Булгаков о природе философского познания: дис. ... канд. филос. наук. - М., 2003; Элоян М.Р. Философия хозяйства С.Н. Булгакова в контексте русской и европейской философии конца XIX-XX вв.: дис. ... д-ра филос. наук. - М., 2006; Черносвитова H.A. Соотношение веры и знания в русской религиозной философии начала XX века: С.Н. Булгаков, C.J1. Франк, H.A. Бердяев: дис. ... канд. филос. наук. - Белгород, 2006; Ковалева Е.В. Философия ионы в системе идей русского платонизма: Е.Н.Трубецкой, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков: дис. ... канд. филос. наук. - СПб., 2005; Гарина О.Г. Проблема Ничто в теоретической философии С.Н. Булгакова: дис. ... канд. филос. наук. - Саратов, 2006; Ваганова H.A. Эволюция софийной онтологии С.Н. Булгакова: дис. ... канд. филос. наук. - М., 2004; Абдулова JI.M. Рациональное и иррациональное в социально-философском учении о человеке С.Н. Булгакова: дис. ... канд. филос. наук. - М., 2006; Гордеев A.C. Культурно-исторические основания формирования «философии хозяйства» С.Н. Булгаков: дис. ... канд. филос. наук. - М., 2011.

2 Юдина Т.С. Общественно-политическая деятельность С.Н. Булгакова (1890-1918 гг.): дис. ... канд. историч. наук. - М., 2009; Засядь-Волк Е.Я. Общественно-политические взгляды и деятельность С.Н. Булгакова в 1895-1922 гг.: дис. ... канд. историч. наук. - Челябинск, 2009.

3 Жуков В.Н. Русская философия права: Естественно-правовая школа первой половины XX века. -М., 2001. - 237 С.; Доброхотов A.JI. Белый царь, или метафизика власти в русской мысли // A.JI. Доброхотов. Избранное. - М., 2008. - С.157.

4 Ипполитов JI.M. Христианско-этическое обоснование предмета и задач политической экономии в творчестве С.Н. Булгакова // Философия хозяйства. - 2006. - №3. - С.211-219; Осипов Ю.М. Значение философии хозяйства С.Н. Булгакова для современной экономической теории // Преодоление временем. - М., 1998. - С.115-172; Сомин Н.В. С.Н. Булгаков: эволюция социально-экономических взглядов // Философия хозяйства. - 2007. - №2. - С. 159-166; Самсин А. Философия хозяйства С.Н. Булгакова: постулаты и уроки // Свободная мысль - XXI - 2005. - №8. - С.170-178.

теологии Университета города Фрибура (Швейцария) Барбары Халленсле-бен1, которая, разбирая философию истории, освещает учение Булгакова о Софии.

Позднее всех к творчеству С.Н. Булгакова обратились юристы. В последнее десятилетие в некоторых учебниках по истории политических и правовых учений появились краткие главы, посвященные государственно-правовым взглядам мыслителя. Это учебники под редакцией И.А. Исаева, Н.М. Золотухиной, B.C. Нерсесянца, В.В. Ячевского и др.

Однако целостная и детальная реконструкция взглядов С.Н. Булгакова на государство и право отсутствует.

Объектом исследования стало развитие отечественной юридической мысли во второй половине XIX - начале XX вв.

Предметом диссертации явилась эволюция взглядов С.Н. Булгакова на государство, право и политическую систему общества.

Цель исследования - комплексная реконструкция государственно-правовых воззрений С.Н. Булгакова.

Постановка данной цели обуславливает следующие задачи исследования:

1) дать периодизацию жизненного и творческого пути С.Н. Булгакова;

2) охарактеризовать систему взглядов правоведа на феномен «государство»;

3) проанализировать взгляды ученого на проблему взаимоотношения церкви и государства;

4) исследовать воззрения мыслителя на социализм;

5) рассмотреть эволюцию представлений С.Н. Булгакова о праве;

1 У лих К. «Экономический человек» глазами С. Булгакова // Общественные науки и современность. - 1996. - №2. - С.127-130; Халленслебен Б. Кто субъект истории? // Общественные науки и современность. - 1996. - №2. - С.130-133.

2 Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России. - М., 2003. - С. 360-375; Нерсесянц B.C. История политических и правовых учений России. - М., 2004. - С. 599605; Ячевский В.В. История политических и правовых учений. Часть 2: Русская политико-правовая мысль: хрестоматия. - Воронеж, 2005. - С.721-733.

6) изучить проблему соотношения экономики и права во взглядах ученого.

Источниковую базу исследования составили опубликованные и неопубликованные материалы.

К неопубликованным источникам относятся архивные данные Государственного архива Орловской области (далее - ГАОО), Государственного архива Российской Федерации (далее - Г АРФ).

В Государственном архиве Орловской области (ГАОО) найдены интересные дела, проливающие свет на биографию и родословную С.Н. Булгакова. В частности, Указ Николая II о присвоении отцу С.Н. Булгакова, Николаю Васильевичу Булгакову потомственного дворянства (Фонд 580. Ст.1. П.1.), Свидетельство о присвоении звания учителя деду мыслителя - Косме Сергеевичу Азбукину (Фонд № 4. Оп. 1. Д.5019).

В фондах ГАРФ имеются дела, касающиеся Поместного Собора Русской Православной Церкви (1917-1918 гг.). К примеру, проект «Определения о правовом положении Российской православной церкви»1, разработчиком которого был С.Н. Булгаков.

К опубликованным источникам относятся произведения С.Н. Булгакова. Особый интерес представляют: «О рынках при капиталистическом производстве» (1900 г.), «От марксизма к идеализму» (1896-1903 гг.), «Неотложная задача» (1905 г.), «Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции)» (1909 г.), «Два Града» (1911 г.), «Философия хозяйства» (1912 г.), «Очерки по истории экономических учений» (1913 г.), «Свет Невечерний: Созерцания и умозрения» (1917 г.), «На пиру богов» (1918 г.), «История экономических учений» (1919 г.), «Православие. Очерки учения православной церкви» (1925 г.), Дневник духовный (1925 г.),

1 ГАРФ.-Ф.Р-3431.-Оп. 1.-Д. 277.-Л.138.

«Свв. Петр и Иоанн. Два первоапостола» (1926 г.), «Основания экуменизма» (1938 г.) и другие.

Особую группу источников представляют опубликованные произведения современников С.Н. Булгакова, посвященные воспоминаниям о нем, его общественно-политической деятельности: Л.И. Аксельрод1, С.А. Аскольдо-ва2, H.H. Алексеева3, В.А. Базарова4, A.A. Богданова5, А.И. Богдановича6, П.А. Берлина7, H.A. Бердяева8, Евг. Воронова9, В.И. Герье10, Е.К. Герцык11, Л.А. Зандера12, А.К. Закржевского13, A.A. Кизеветтера14, А.Ф. Лосева15, A.B.

1 Аксельрод Л.И. Новейшие российские идеалисты (О «Проблемах идеализма») // Булгаков С.Н.: PROETCONTRA.-T.III. - СПб., 2003. - С. 554-592.

2 Аскольдов С.А. Рец. на кн.: Серей Булгаков. Два Града. Исследование о природе общественных идеалов//Булгаков С.Н.: PRO ЕТ CONTRA. Т. Ш. -СПб., 2003. - С. 653-655.

3 Алексеева Н.Н. Опыт построения философской системы на понятии хозяйства. Сергей Николаевич Булгаков Философия хозяйства. Часть первая. Мир как хозяйство. - М., 1912 // Булгаков С.Н.: PRO ЕТ CONTRA. - Т. Ш. - СПб., 2003. - С. 670-697.

4 Базаров В.А. О современном идеологическом кризисе// Булгаков С.Н.: PRO ЕТ CONTRA.

- Т. Ш. - СПб., 2003.-С. 736-747.

5 Богданов А.А. «Отзвуки минувшего» // Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. Статьи и рецензии. 1895-1903 / С.Н. Булгаков; сост., вст. Статья и комментарии В.В. Сапова. - М.: Астрель, 2006. - С.827-846.

6 Богданович А.И. Критические заметки // Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. Статьи и рецензии. 1895-1903 / С.Н. Булгаков; сост., вст. Статья и комментарии В.В. Сапова. - М.: Астрель, 2006. - С.774-776.

7 Берлин П.А. Рец. на кн. С. Н. Булгакова. Религия человекобожества у JI. Фейербаха. - М.: Свободная совесть, 1906. - С.80.

8 Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. -М.: Молодая гвардия, 1991. - С.42.

9 Воронов Евг. Сергей Булгаков. От марксизма к идеализму // Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. Статьи и рецензии. 1895-1903 / С.Н. Булгаков; сост., вст. Статья и комментарии В.В. Сапова. - М.: Астрель, 2006. - С.815-843.

10 Герье В.И. Вторая Государственная Дума // Булгаков С.Н.: PRO ЕТ CONTRA. - Т. I. - СПб., 2003.-С. 189-191.

11 Герцык Е.К. Воспоминания // Булгаков С.Н.: PRO ЕТ CONTRA. - Т. I. - СПб., 2003. - С. 192195.

12 Зандер Л.А. Бог и мир (Миросозерцание отца Сергия Булгакова). - Париж, 1948. - Т. I. - С. 24-26.

13 Закржевский А.К. Религия. Психологические параллели // Булгаков С.Н.: PRO ЕТ CONTRA. -Т. III. - СПб., 2003. - С. 720-734.

14 Кизеветтер А.А. О сборнике «Вехи» // Булгаков С.Н.: PRO ЕТ CONTRA. - Т. Ш. - СПб., 2003.

- С. 640-652.

15 Лосев А.Ф. Вл.Соловьев и С.Н. Булгаков // Булгаков С.Н.: PRO ЕТ CONTRA. - Т. Ш. - СПб., 2003.-С. 812-817.

Луначарского1, O.K. Локтевой2, М.Б. Ратнера3, С.С. Хоружиго4, И. Цингова-това5, Б.В. Яковенко6.

Объем и содержание источников позволили выявить сущность государственно-правовых взглядов С.Н. Булгакова, раскрыть их содержание.

Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования послужили труды отечественных ученых по теории и истории государства и права, к числу которых следует отнести: А.Б. Венгерова, Н.М. Золотухину, И.А. Исаева, В.М. Корельского, В.В. Лазарева, A.B. Малько, Н.И. Матузова, М.Н. Марченко, Г.В. Мальцева, B.C. Нерсесянца, В.Д. Перевалова, A.B. Полякову, Е.В. Сафронову, Е.В. Тимошину.

Методологическая основа исследования. При написании данной работы использовалась широкая методологическая база, характерная для теории государства и права, истории учений о праве и государстве. Основу составили три группы методов:

- всеобщие (диалектический метод, в рамках которого для исследования отдельных проблем темы применялись такие общелогические приёмы как анализ, синтез, восхождение от конкретного к абстрактному),

- общенаучные (исторический, формально-логический, системный и

ДР-),

1 Луначарский А.В. Русский Фауст // Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. Статьи и рецензии. 1895-1903 / С.Н. Булгаков; сост., вст. Статья и комментарии В.В. Сапова. - М, 2006. - С.777-786.

2 Локтева O.K. С.Н. Булгаков В Киеве осенью 1918 года // Булгаков С.Н.: PRO ЕТ CONTRA. - Т. I. -СПб, 2003.-С. 196-211.

3 Ратнер М.Б. Проблемы идеализма в российской литературе // Булгаков С.Н.: PRO ЕТ CONTRA. -Т.Ш. -СПб, 2003.-С. 419-452.

4 Хоружий С.С. София - Космос - материя: устои философской мысли отца Сергия Булгакова // Булгаков С.Н.: PRO ЕТ CONTRA. - Т. Ш. - СПб, 2003. - С. 818-853.

5 Цинговатов И. Сергей Булгаков. Философия хозяйства. Часть первая: Мир как хозяйство// Булгаков С.Н.: PRO ЕТ CONTRA. Том Ш. -СПб, 2003.-С. 698-694.

6 Яковенко Б.В. Рец. на кн.: Сергей Булгаков. Философия хозяйства. Часть первая: Мир как хозяйство // Булгаков С.Н.: PRO ЕТ CONTRA. Т. Ш. - СПб, 2003. - С. 705-709.

- специально-юридические (формально-юридический, сравнительно-правовой, методы государственно-правовой экстраполяции и реконструкции правовых явлений прошлого).

Так как в работе произошло совмещение теоретико-юридического и исторического направлений, анализ материала осуществлялся на основе сочетания хронологического и проблемно-категориального способов изложения, что позволяет охватить весь процесс становления и развития государственно-правовых взглядов С.Н. Булгакова.

Научная новизна диссертации. Настоящая работа является первым комплексным исследованием взглядов С.Н. Булгакова на государство и право, их метафизику, онтологию и аксиологию как неотъемлемой составляющей части его творческого наследия.

Положения, выносимые на защиту:

1. На основе анализа творческого пути С.Н. Булгакова можно выделить три этапа в развитии его государственно-правовых взглядов: 1896 - 1901 гг. -период увлечения марксистскими идеями и появления ряда работ, основанных на марксисткой концепции государства и права; 1901 - 1918 гг. - период создания концепции «христианского социализма», время активного участия в политической жизни страны с целью практической реализации идей «христианского социализма»; 1919 - 1944 гг. - религиозно-философский, период эмиграции и появления главным образом работ по теологическим проблемам.

2. Взгляды С.Н. Булгакова на сущность государства и власти не были статичными, они развивались в русле указанных периодов. Преимущественно государственно-правовая проблематика волновала мыслителя до принятия священнического сана. В марксистский период ученый представлял государство как организацию классового господства, но, в отличие от марксистов, выступал не с идеей уничтожения государства, а с идеей его преобразования.

В отношении формы государства, в отличие от марксистов, выступавших за республику в форме диктатуры пролетариата, С.Н. Булгаков в этот период был сторонником республиканского парламентаризма.

3. В период разработки концепции христианской политики программную цель С.Н. Булгаков видел в достижении христианского социализма и христианской социальности с идеей внутреннего преображения государственности на основе христианства. В этот период он рассматривал государство в основном через призму эсхатологии. Идеал христианства, отмечал С.Н. Булгаков, это идеал безвластия (анархический), социальный строй, основанный исключительно на нравственных и религиозных отношениях, чуждых принуждению. Однако этот идеал, сохраняя значение абсолютной нормы, не может быть осуществлен в жизни по причине греховности человеческой природы, которая согласно христианским догматам является неоспоримой истиной. Человеческое общество неидеально, поэтому фактическое отрицание государства невозможно. При этом С.Н. Булгаков не допускал индифферентного отношения христиан к вопросам государственности, он считал необходимым подчинять «государственного Левиафана» христианским задачам, заставлять его служить христианским идеалам в приближении к абсолютному идеалу свободы личности, общечеловеческой любви.

4. В религиозно-философский период проблему происхождения и обоснования государства и власти С.Н. Булгаков рассматривал в богословском контексте. По его мнению, власть имеет религиозную иррациональную природу. Основой отношения Бога к миру выступает абсолютная власть Творца, его всемогущество. Своей властью Бог создает религиозную норму иерархического построения мира в виде властеотношений, «град земной». С.Н. Булгаков критиковал теорию общественного договора, основой которой была идея обоснования власти и государства волей людей. Любая форма правления (и республика, и монархия) держится на мистическом восприятии

власти, рационалистически понимаемая власть не могла бы просуществовать и дня.

5. Лейтмотивом всего творчества С.Н. Булгакова явилась проблема взаимоотношения и взаимодействия государства и церкви. Его взгляды на государственно-церковные отношения были динамичными и в своей эволюции также прошли ряд этапов: марксистский, включавший идею революционного преобразования государства и административно-церковной реформации; концепции христианской политики с программной целью достижения христианского социализма и теории христианской социальности с идеей внутреннего преображения государственности на основе христианства.

6.Наиболее значительной концепцией С.Н. Булгакова явилось учение о трех социализмах. В конце XIX - начале XX вв. идеи социалистического общественного устройства доминировали в политико-правовой мысли. Социализм рассматривался как идеал общественного устройства, в котором находил воплощение принцип социального, в первую очередь, экономического равенства на фоне отсутствия угнетения и эксплуатации. С.Н. Булгаков различал «материалистический», «атеистический» и «христианский» социализм. Основная идея «материалистического социализма» заключалась в стремлении построить «экономический рай» на земле, используя преимущества социалистического способа производства и распределения. «Атеистический социализм» - идеологизированная псевдорелигия, в которой место Бога занимает человек и его разум. С.Н. Булгаков предложил концепцию «христианского социализма». Экономическим базисом такого общественного устройства должен стать социалистический способ производства, а идеологической основой — христианство. Способом воплощения «христианского социализма» ученый считал христианскую политику «как акт устроения государственности», а ее аксиомой естественные права человека. Лучшей христиан-

ской формой правления, по мнению ученого, является федеративная демократическая республика.

7. Подходы ученого к феномену «право» эволюционировали в рамках двух основных периодов. В 1896-1901 гг. осмысление С.Н. Булгаковым права происходило под воздействием доктрины исторического материализма. В своих ранних работах философ рассматривал право как компромисс, способный урегулировать классовую борьбу, соответственно генезис права, по его мнению, был обусловлен интересами правящего класса. На рубеже XIX и XX веков в мировоззрении С.Н. Булгакова произошел переворот, следствием которого стало вытеснение марксистской парадигмы философией идеализма с присущей ей естественно-правовой концепции правопонимания. В учении С.Н. Булгакова естественное право предстает как общая идея права, в основе которой содержатся морально-правовые аксиомы: равенство, свобода и справедливость. Через понимание свободы как нормы человеческих отношений и идеала общественного устройства С.Н. Булгаков осознавал право как свободу, обусловленную равенством. Обращаясь к проблеме соотношения права и нравственности, мыслитель фактически обосновывал легитимацию права как необходимое условие его действия. Справедливость, по мнению философа, это норма человеческих отношений, выражающаяся в признании за каждым его прав. В русле этикоцентристского направления философской мысли С.Н. Булгаков доказывал, что только через признание ценностного аспекта бытия права можно раскрыть взаимосвязь и взаимообусловленность морали и права.

8. Анализ проблем соотношения права и экономики в философской концепции С.Н. Булгакова предполагает выделение двух этапов обоснования взаимосвязи и взаимообусловленности указанных феноменов: «марксистского» и «философско-богословского». В первый период, относящийся хронологически к последнему десятилетию XIX века, С.Н. Булгаков разрабатывал

проблематику права и хозяйства, последовательно доказывая обусловленность развития права изменениями способа производства. Право призвано организовывать экономические отношения, трансформируя их в юридические. Путь к познанию соотношения права и хозяйства С.Н. Булгаков искал в социологическом учении, в доктрине социального материализма. Использование данного направления мысли предопределило конструкцию умозаключений философа, в частности, что борьба классов в отстаивании приоритета конкретных производственных отношений есть борьба за право; что изменения права в интересах господствующего класса обусловлены тенденциями способа производства. Тем не менее, акцентируя внимание на классовой сущности права, мыслитель рассматривал право и хозяйство как равные социальные феномены, не допуская в своих воззрениях умаления роли права. В начале XX века произошло разочарование в марксизме, и в восприятии права С.Н. Булгаков приблизился к естественно-правовой доктрине. Подвергнув критике материалистические воззрения, мыслитель предложил созданное им учение о трансцендентальном субъекте хозяйства - Мировой Душе. Вопросы хозяйства и права рассматривались в аспекте сопричастности человека двум мирам: эмпирическому и софийному. Хозяйство, так же, как и право, воспроизводится людьми из уже созданного и существующего благодаря идеям Божественной Софии.

9. Религиозная направленность в осмыслении феноменов экономики и юриспруденции позволила по-новому взглянуть на привычные категории «свобода», «производство», «потребление», «труд» и др. С.Н. Булгаков отмечал, что потребление выступает способом сохранения и воспроизводства жизни, являет собой связь человека с миром. Производство, в свою очередь, представляет собой систему действий, направленных на объективацию субъектом своих целей. Мыслитель предлагал определять хозяйство как деятельность человека и Софии по восстановлению связей между миром и Богом.

При этом ученый отмечал, что хозяйство - это творчество, в рамках которого возможна реализация индивидуальных начал на основе свободы. Сущность же хозяйственного процесса С.Н. Булгаков усматривал в синтезе свободы и необходимости. В мировоззрении правоведа свобода являлась основой творческого процесса, границы которого очерчивала и оберегала необходимость.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется его научной новизной и выводами, расширяющими знания по проблемам развития отечественной политико-правовой мысли. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке учебных материалов по истории политических и правовых учений, философии права, истории отечественного государства и права, теории государства и права, при написании научно-исследовательских работ, посвященных данной проблематике, а также в ходе преподавания дисциплин историко-правового цикла.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что сформулированные в работе теоретические положения и сделанные выводы имеют практическое значение в решении возникающих в обществе проблем государства и права. В частности, при разработке государственно-правовых реформ в Российской Федерации могут быть полезны идеи С.Н. Булгакова о форме правления в государстве; о сущности государственной власти; о социализме как основе социальной политики; взаимодействии церкви и государства; соотношении права и экономики.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались и получили положительную оценку на заседаниях кафедры теории и истории государства и права Елецкого государственного университета имени И.А Бунина. Основные положения и выводы, полученные в ходе научного исследования докладывались на таких общероссийских научно-

практических конференциях, как «Конституция Российской Федерации и ее роль в формировании Российской правовой системы» (Елец, 2009), «Актуальные вопросы теории и истории права и государства» (Тамбов, 2009), «Право и государство: современное состояние и пути совершенствования» (Липецк, 2009), а также на общероссийской научной юридической Интернет-конференции «Развитие молодежной юридической науки в современном мире» (Тамбов, 2009), на VIII международной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики» (Киров, 2009), на VII международной научно-практической Интернет-конференции «Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире» (Тамбов, 2010), научно-практической конференции юридического факультета ЕГУ им. И.А.Бунина (Елец, 2010, 2011, 2012, 2013).

Структура диссертации обусловлена темой, целью и задачами, которые были поставлены диссертантом в начале исследования. Диссертационное исследование включает введение, три главы, пять параграфов, заключение и список использованных источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Алонцева, Дина Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. На основе анализа жизни и творчества С.Н. Булгакова диссертант выделяет три основных этапа в развитии государственно-правовых взглядов ученого: первый - марксистский (1896 -1901 гг.) - период увлечения марксистскими идеями и появления ряда работ, основанных на марксисткой концепции государства и права; второй - социальной политики (1901 - 1918 гг.) - период создания концепции «христианского социализма», время участия в политической жизни страны с целью практической реализации идей «христианского социализма»; третий - религиозно-философский (1919 - 1944 гг.) - время эмиграции, появление работ по теологическим проблемам.

Обращение С.Н. Булгакова к государственно-правовой проблематике относится в основном к первым двум периодам. Первый период (18961901 гг.) связан с увлечением С.Н. Булгакова марксистскими идеями. На наш взгляд, знакомство мыслителя с марксистскими идеями произошло в период обучения в Елецкой мужской гимназии. В период с 1888 по 1901 гг. ученый находился под влиянием идей марксизма, который заменил ему религиозное мировосприятие, в котором он был воспитан, и которое не удовлетворяло его запросы, его жажду мирской справедливости. В работах марксистского периода С.Н. Булгаков определял государство как организацию классового господства. Государство, по его мнению, с одной стороны, может быть подходящим инструментом для соблюдения прав различных классов, и с другой, это политическая организация, выгодная для определенного класса в одну эпоху, становящаяся тесной для него позднее. Право воспринималось С.Н. Булгаковым в марксистский период как внешняя оболочка социального способа производства.

Начало XX века связано с переходом мыслителя от марксистских взглядов к идее «христианского социализма». Поэтому второй период (1901 - 1918 гг.) связан с созданием С.Н. Булгаковым концепции «христианского социализма», временем участия в политической жизни страны с целью реализации идей «христианского социализма». Главная цель христианской политики - проведение церковной реформы, суть которой состоит в отделении церкви от государства, «в разрыве союза между православием и самодержавием, возрождении церковно-общинной жизни». В вопросах познания природы права С.Н. Булгаков был сторонником философии B.C. Соловьева, разделявшего идеи естественно-правовой теории. С.Н. Булгаков полагал, что высшей нормой личной морали является «заповедь любви к ближнему». Эта норма выступает в качестве одного из признаков социальной политики, а, следовательно, означает требование справедливости, «признания за каждым его права». Любовь к ближнему нужно понимать как равное отношение граждан друг к другу, справедливость как само собою разумеющееся. Естественное право как идеальная и абсолютная норма оценки положительного права сводится, по С.Н. Булгакову, к нескольким морально-правовым аксиомам - идеям «свободы, равенства и справедливости».

2. В попытке реконструкции взглядов С.Н. Булгакова на феномен «государство» можно сделать следующие выводы. В первых работах ученого наблюдается влияние идей марксизма, связанное с одной стороны юношескими увлечениями философа, а с другой - с поиском новых путей развития России. Государство, по его мнению, это организация классовой борьбы, в которой очевидна победа и господство принадлежат какому-нибудь определенному классу, в руках которого государство превращается «в орудие классового господства». Рассуждая о взаимодействии классов, С.Н. Булгаков не разделял мнение марксистов, согласно которому государство есть итог борьбы классов и напрямую зависит от этого.

В отличие от марксистов правовед выступал не с идеей уничтожения государства, а преобразования его в соответствии с определенными требованиями, главными из которых выступают экономические, то есть организация производства, экономический строй. При этом он полагал, что государство может воздействовать на экономику, предлагая концепцию государственного управления хозяйством. Государственное воздействие на экономику, по его мнению, должно способствовать её развитию, уменьшению зависимости людей от классов собственников, устранению экономического гнета. Индивидуальные формы организации хозяйства должны сохраняться и сочетаться с государственными. В отношении формы государства марксисты выступали за республику в форме диктатуры пролетариата. С.Н. Булгаков также был сторонником республиканской формы правления.

По мере развития революции радикализм С.Н. Булгакова стал гаснуть. Фактические события 1905-1907 гг., показавшие сущность первой русской революции, потрясли ученого и вызвали душевный перелом и переоценку многих идей. Идея «христианского социализма» возникла в конце 1905-1906 гг. Это время можно охарактеризовать как период активной творческой деятельности мыслителя, результатом которого стал проект «Союза христианской политики», основные идеи которого получили выражение в статье С.Н. Булгакова «Неотложная задача». Рассуждая о государстве, ученый отмечал, что естественный идеал христианства есть свободный союз людей, объединенных любовью в церкви, т. е. идеал безвластия (но в, то, же время и теократический: свободная теократия). Однако пока человечество состоит не из одних только христиан, до тех пор государство сохраняет свои права на существование, полагал С.Н.

Булгаков. Христианской формой правления в этот период С.Н. Булгаков считал республику.

Дальнейшее развитие представлений мыслителя о государстве связано с идеями «христианского социализма», идеалом для него становится - государство «христианского социализма». Особое внимание философ уделял созданию проекта «Союза христианской политики».

Работа во Второй Государственной Думе, получение думского опыта, стали переломным моментом, окончательно разрушившим утвердившиеся государственные взгляды и иллюзии молодого ученого. Результатом становится - идея «христианской теократии». Идеальное государство, по мнению С.Н. Булгакова - это «мечта о Граде Божием, о грядущем царстве правды, стремление к спасению человечества». Однако размышления об идее «Царства Божьего» и о сущности государственной власти приводят мыслителя к выводу, что теократическая форма правления в государстве не осуществима.

Финальным аккордом в мировоззренческой эволюции взглядов С.Н. Булгакова стал 1917 год, связанный с принятием священного сана. С этого момента все рассуждения мыслителя о государстве стали содержать религиозную составляющую.

3. Изучив проблему взаимоотношения государства и церкви в понимании С.Н. Булгакова можно сделать следующие выводы. Взгляды С.Н. Булгакова на государственно-церковные отношения были динамичными и в своей эволюции прошли ряд этапов: марксистский, включавший идею революционного преобразования государства и церковной реформации, концепции христианской политики с программной целью достижения христианского социализма и теории христианской социальности с идеей внутреннего преображения государственности на основе христианства. В рамках первого, мыслителя не интересовали догматические вопросы, он смотрел на церковь исключительно как на социальный институт, оказавшийся в зависимости, требующий освобождения и активного участия в преобразованиях. С.Н. Булгаков полагал, что политическая революция в России должна сопровождаться церковной реформацией, выражающейся в отказе от цезарепапизма и освобождении церкви от государственного давления. В рамках второго периода философа по-прежнему волновала проблема взаимоотношений церкви и государства. Однако он отказывается от идеи превращения православной церкви в институт гражданского общества, который должен принимать активное участие в политических преобразованиях. С.Н. Булгаков в докладе на Поместном Соборе Русской Православной Церкви (1917-1918 гг.) высказался о недопустимости отделения церкви от государства. Им был разработан и представлен проект «Определения о правовом положении Русской Православной Церкви», который был принят на заседании Собора 2 декабря 1917 года. Однако данному документу не суждено было стать актом, регулирующим государственно-церковные отношения в России. Уже 23 января 1918 года был издан, утверждённый СНК 20 января, «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», который провозглашал свободу совести, объявлял «народным достоянием» имущества религиозных обществ, лишал их права юридического лица и возможности преподавать вероучение в общеобразовательных учреждениях. В этот сложный период С.Н. Булгаков сделал свой главный выбор, определивший его дальнейшую судьбу - весной 1918 г. он принял священство. Однако проблема отделения церкви от государства, по мнению С.Н. Булгакова, не только соответствовала духу времени, но и не противоречила православной догматике.

4. Обобщив ряд высказываний С.Н. Булгакова о социализме, можно прийти к заключению. Изучение взглядов ученого на социализм позволяет предположить, что его позиция не статична, она претерпевала эволюцию, видоизменяясь от идеи материалистического к идее «христианского социализма», от определения социализма как способа ведения хозяйства, заканчиваясь проблемой соотношения социализма и христианства. Первый этап связан с идеей материалистического социализма, в рамках которого сущность социального материализма мыслитель связывал со способом производства, перемена которого влечет «за собой изменения и всех других сторон социальной жизни, не наоборот», причем не только материальных, но и духовных, устраняя при этом веру в Бога. Все социальные явления С.Н. Булгаков ставил в причинную зависимость от изменений в социальном хозяйстве, материалистическое понимание истории, по его мнению, вливает целостность и закономерность в «хаос постоянно сменяющихся явлений социальной истории». Единственно верной закономерностью развития общества в тот момент мыслитель видел закономерность экономических явлений, «познание этой закономерности есть познание причинного возникновения экономических феноменов». Второй период можно охарактеризовать как период «христианского» социализма, в рамках которого философ пытался совмещать христианство и социализм. Стремясь от теоретических идей перейти к практической деятельности, С.Н. Булгаков пытался создать партию «Союз христианской политики», целью деятельности которой должно было стать «воплощение в жизнь социально активного христианства». Однако практического воплощения наметившихся идей не получилось. Дальнейшее развитие мировоззрения философа на проблему социализма связано с отходом от идеи «христианского» социализма. С этого момента начинается период рассмотрения социализма как способа ведения хозяйства. Следующий этап отношения С.Н. Булгакова к социализму можно назвать догматическим периодом. Это время, когда проблема социализма мыслителя не волнует. Однако реальное воплощение социализма в советской России заставляет ученого вновь обратиться к проблеме соотношения социализма и христианства. Он не видел ничего плохо в социализме, «церковное "ана-фематствование" социализма и превращение его в "жупел" не только не имеет для себя никаких оснований, но и явилось бы подлинным религиозным соблазном»1, - полагал ученый.

5. Реконструкция взглядов С.Н. Булгакова на право, произведенная с позиций современных подходов к праву, позволила сделать ряд выводов. Осмысление С.Н. Булгаковым права в период увлечения хозяйственно-экономической проблематикой (1896-1901 гг.) происходило под воздействием доктрины исторического материализма. В своих ранних работах философ рассматривал право как некий компромисс, способный урегулировать классовую борьбу, соответственно генезис права, по его мнению, был обусловлен интересами правящего класса. В рамках марксистской идеологии мыслитель признавал источником права государство.

На рубеже XIX и XX веков произошел переворот в мировоззрении С.Н. Булгакова, вызвавший смену марксистской доктрины на философию идеализма с присущей ей естественно-правовой концепцией правопони-мания. Истоки отечественного неоидеализма следует искать в философ-ско-правовом учении Г. Гегеля. Естественное право, по Гегелю, направлено на познание сути позитивного права, его идеальной основы. Философ не противопоставлял естественное право позитивному, он лишь отмечал, что естественное право составляет его идеальную сущность, вечную основу и вместе с тем фактор всего исторического развития. С.Н. Булгаков, опираясь на воззрения Г. Гегеля, Шеллинга, B.C. Соловьева, что подтверждается рецепцией понятийно-категориального аппарата,

1 Булгаков С.Н. Православие и социализм//Социологические исследования.-№3. - 1990.— С.110-111. спецификой постановки проблем, создал собственную религиозно-философскую систему.

В учении С.Н. Булгакова естественное право предстает как общая идея права, в основе которой содержатся морально-правовые аксиомы: равенство, свобода и справедливость. «Свобода, хотя и по всей ограниченности и относительности своей, включена в самое существо бытия, так же как включено в него и божественное начало всякого индивидуального бытия», - полагал мыслитель1. Через понимание свободы как нормы человеческих отношений и идеала общественного устройства С.Н. Булгаков осознавал право как свободу, обусловленную равенством. В этом проявлялось воздействие на мировоззрение философа идей B.C. Соловьева, который усматривал сущность права в свободе личности, неразрывно связанной с равенством.

Трансформация Булгакова-философа в Булгакова-богослова предопределила изменение его подходов к пониманию правовых категорий и выдвинула на первый план христианское миросозерцание: «Существует мистическая органичность человечества, заложенная уже в Адаме первом. Каждая человеческая личность, имея для-себя-бытие, является своим абсолютным центром; но она же и не имеет самостоятельного бытия, свой центр, находя вне себя, в целом. Первое есть принцип равноценности человеческих личностей, равенства по их духовному существу, в образе Божьем. В духе все равны, и это равенство жизненно опознается в христианстве: «нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» .

Обращаясь к проблеме соотношения права и нравственности, С.Н. Булгаков фактически обосновывал легитимацию права как необходимое

1 Булгаков С.Н. Размышления о войне / Пред. и публ. В. Безносова: Религиозно-философский архив русской миграции // Звезда. - 1993. - №5. - С.135-163 .

2 Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. - М., 1994. - С. 358-364. условие его действия. Справедливость, по мнению философа, это норма человеческих отношений, выражающаяся в признании за каждым его прав. В русле этикоцентристского направления философской мысли С.Н. Булгаков доказывал, что только через признание ценностного аспекта бытия права можно раскрыть взаимосвязь и взаимообусловленность морали и права.

6. Исследование проблемы соотношения права и экономики в философской концепции С.Н. Булгакова позволило сделать ряд выводов. Взгляды мыслителя на изучаемые феномены прошли сложный путь эволюционирования от исторического материализма, свойственного идеологии марксизма, до христианско-религиозного миросозерцания. Что предполагает выделение двух этапов обоснования соотношения права и экономики: «марксистского» и «философско-богословского».

Первый период, относящийся хронологически к последнему десятилетию XIX века, отражает увлечение С.Н. Булгакова идеологией марксизма. Разрабатывая проблематику права и хозяйства, мыслитель последовательно доказывал обусловленность развития права изменениями способа производства. Любые хозяйственные отношения, по мнению философа, требуют охраны в интересах существования самого способа производства. Право призвано организовывать экономические отношения, трансформируя их в юридические.

Путь к познанию соотношения права и хозяйства С.Н. Булгаков искал в социологическом учении, в доктрине социального материализма. Использование данного направления мысли предопределило конструкцию умозаключений философа, в частности, что борьба классов в отстаивании приоритета конкретных производственных отношений есть борьба за право; что изменения права в интересах господствующего класса обусловлены тенденциями способа производства и т.д. Тем не менее, даже в этот период, проблема соотношения права и экономики не решалась для Булгакова однозначно в русле марксизма: акцентируя внимание на классовой сущности права, мыслитель рассматривал право и хозяйство как равные социальные феномены, не допуская в своих воззрениях умаления роли права.

Начало XX века было ознаменовано переворотом в мировоззрении С.Н. Булгакова: произошло разочарование в марксизме на фоне укрепления религиозно-философских идей. В восприятии права философ приблизился к естественно-правовой доктрине. Опираясь на отдельные идеи Г.Гегеля, Шеллинга, B.C. Соловьева, С.Н. Булгаков предпринял попытку создать оригинальную философско-религиозную систему, немаловажной частью которой стало рассмотрение проблемы соотношения хозяйства и права.

Подвергнув критике материалистические воззрения, философ предложил созданное им учение о трансцендентальном субъекте хозяйства, Мировой Душе. Проводником божественных сил, по Булгакову, является София. Мыслитель обосновывал софийность человеческого творчества во всех его проявлениях, будь то хозяйство, культура, искусство или что-то другое. Вопросы хозяйства и права рассматривались в аспекте сопричастности человека двум мирам: эмпирическому и софийному. Хозяйство, также как и право, воспроизводится людьми из уже созданного и существующего благодаря идеям Божественной Софии.

С.Н. Булгаков предлагал определять хозяйство как деятельность человека и Софии по восстановлению связей между миром и Богом. При этом мыслитель отмечал, что хозяйство - это творчество, в рамках которого возможна реализация индивидуальных начал на основе свободы. Сущность же хозяйственного процесса философ усматривал в синтезе свободы и необходимости. В мировоззрении С.Н. Булгакова в исследуемый период свобода являлась основой творческого процесса, границы которого очерчивала и оберегала необходимость.

Религиозная направленность в осмыслении феноменов экономики и юриспруденции позволила по-новому взглянуть на привычные категории «свобода», «производство», «потребление», «труд» и др. Так, философ отмечал, что потребление выступает способом сохранения и воспроизводства жизни, являет собой связь человека с миром. Производство, в свою очередь, представляет собой систему действий, направленных на объективацию субъектом своих целей.

Востребованность разрабатываемой С.Н. Булгаковым тематики хозяйства и права обусловлена потребностями современного развития мировой экономики, стоящей перед проблемой преодоления последствий финансового кризиса. Выявление гуманистического идеала хозяйствования, обращение внимания на необходимость изменения подходов к взаимодействию человека и природы, осознание пределов техногенного развития общества - все эти вопросы, волновавшие мыслителя в начале XX столетия, как никогда актуальны и сегодня, по прошествии ста лет. Заметив, что «человек в хозяйстве побеждает и покоряет природу, но вместе с тем побеждается этой победой и все больше чувствует себя невольником хозяйства»1, С.Н. Булгаков выявил сущность проблем современной глобальной экономики.

1 Булгаков С. Н. Философия хозяйства // С.Н. Булгаков. Сочинения в двух томах. Т I. Философия хозяйства. - М., 1993. - С. 299.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Алонцева, Дина Викторовна, 2013 год

II. Литература

83. Аксельрод Л.И. Новейшие российские идеалисты (О «Проблемах идеализма») // Булгаков С.Н.: PRO ЕТ CONTRA. Том III. - Санкт- Петербург, 2003.-С. 554-592.

84. Акулинин В.Н. Философия всеединства: от Вл. Соловьева к П.А. Флоренскому. - Новосибирск, 1990. - 165 с.

85. Ангарский Н. Легальный марксизм. Вып. 1 (1876-1897). - М., 1925. - 140 с.

86. Аскольдов С.А. Рец. на кн.: Серей Булгаков. Два Града. Исследование о природе общественных идеалов // Булгаков С.Н.: PRO ЕТ CONTRA. Том III. - Санкт- Петербург, 2003. - С. 653-655.

87. Алексеева Н.Н. Опыт построения философской системы на понятии хозяйства. Сергей Николаевич Булгаков Философия хозяйства. Часть первая. Мир как хозяйство. М., 1912 // Булгаков С.Н.: PRO ЕТ CONTRA. Том III. -Санкт- Петербург, 2003. - С. 670-697.

88.Бонецкая Н.К. Русский Фауст и русский Вагнер // Вопросы философии. - 1999. - №4,-С.72.

89. Бердяев H.A. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. - М., 1991. - С.42.

90. Бердяев H.A. Типы религиозной мысли в России // Булгаков С.Н.: PRO ET CONTRA. Том III. - Санкт- Петербург, 2003. - С. 773.

91. Берлин П.А. Рец. на кн. С. Н. Булгакова. Религия человекобожества у Л. Фейербаха. - М, 1906. - С.80.

92. Бобринский Б. Отец Сергий Булгаков. Тайнозритель Премудрости Божией // Философия хозяйства. Альманах Центра Общественных наук и экономического факультета МГУ. - 2001. - №3. - С.34.

93. Богданов «Отзвуки минувшего» // Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. Статьи и рецензии. 1895-1903. - М., 2006. - С.827-846.

94. Богданович А.И. «Критические заметки» // Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. Статьи и рецензии. 1895-1903 - М., 2006. - С.774-776.

95. Булько А.Н. Большой словарь иностранных слов. 35 тыс. слов. - М., 2007.-С.572.

96. Большая Советская энциклопедия. - М., 1976. - Т.25.

97. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учеб. - М., 2008. - С.56.

98. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. -М., 1991. - С.461.

99. Воронов Евг. «Сергей Булгаков. От марксизма к идеализму» // Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. - М., 2006. - С.815-843.

100. Волжский «Литературные отголоски» // Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. - М., 2006. - С.817-826.

101. В ожидании Палестины. 17 писем С.Н. Булгакова к М.О. Гершен-зону и его жене. 1897-1925 // Неизвестная Россия. XX век Кн. 2 - М., 1992. -С. 130.

102. Гришина 3. В. С. Н. Булгаков и Московский университет начала 90-х годовХГХ века // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. История. - 1994. - №2. - С. 927.

103. Гершензон М.О. Творческое самосознание // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. - М.,1991. - С.102.

104. Герье В.И. Вторая Государственная Дума // Булгаков С.Н.: PRO ET CONTRA. Том I. - Санкт- Петербург, 2003. - С. 189- 191.

105. Герцык Е.К. Воспоминания // Булгаков С.Н.: PRO ET CONTRA. Том I. - Санкт- Петербург, 2003. - С. 192-195.

106. Герье В.И. Вторая Государственная Дума // Булгаков С.Н.: PRO ET CONTRA. Том III. - Санкт- Петербург, 2003. - С. 189-191.

107. Давыдов Ю.Н. Апокалипсис атеистической религии // С.Н. Булгаков. Два града: исследования о природе общественных идеалов. - М., 2008. -С. 12.

108. Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Том 4. Деяния XLI-LI. -М, 1996. С. 3-184.

109. Доля В.Е. Современное православие и мораль. - Львов, 1968. -

113 с.

110. Доброхотов А.Л. Белый царь, или метафизика власти в русской мысли // А.Л. Доброхотов. Избранное. - М., 2008. - С. 157.

111. Долгов K.M. Реконструкция эстетического в западноевропейской и русской культуре. - М., 2004. - С.817-844.

112. Дугин А. Агония либерализма. Доступ к электронному ресурсу: http://www.russia.ru/news/politics/ 2012/9/21/1085 .html.

ИЗ. Жуков В.Н. Русская философия права: Естественно-правовая школа первой половины XX века. - М., 2001. - 237 с.

114. Зандер Л.А. Бог и мир (Миросозерцание отца Сергия Булгакова). - Париж, 1948. - Т. I. - С. 24-26.

115. Закржевский А.К. Религия: Психологические параллели: Ф. Достоевский, 3. Гиппиус, Д.С. Мережковский, Н.М. Минский, С.Булгаков, H.A.

Бердяев, B.B. Розанов, Андрей Белый, Вяч. Иванов, Алек. Блок, Алекс. Добролюбов.-М., 1913. - С.182-218.

116. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. - Л., 1991. -С. 198-226.

117. Знаменский О.Н. Интеллигенция накануне Великого Октября (февраль-октябрь 1917 г.). - Л., 1988. - 352 с.

118. Евангелие от Луки (20:20-26) // Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. - М., 2000. - С. 1116-1117.

119. Емельянов Б.В. История отечественной философии XX век. -Екатеринбург. 2004. - С. 47

120. Ипполитов Л.М. Христианско-этическое обоснование предмета и задач политической экономии в творчестве С.Н. Булгакова // Философия хозяйства. - 2006. - №3. - С.211-219.

121. Ильин В.Л. «Капитализм в сельском хозяйстве» // Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. Статьи и рецензии. 1895-1903 / С.Н. Булгаков; сост., вст. Статья и комментарии В.В. Сапова. - М., 2006. - С.738-772.

122. Ильин И.А. О православии и католичестве // Москва. - 1993. -№3. - С.5.

123. Ильин И. Избранные статьи (О возрождении. О русском национальном самосостоянии. О русской идее) // Наш современник. - 1993. -№4. -С.153.

124. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России. - М., 2003. - С. 360-375.

125. Кареев Н.И. «Экономический материализм и закономерность социальных явлений» // Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. Статьи и рецензии. 1895-1903 / С.Н. Булгаков; сост., вст. Статья и комментарии В.В. Сапова. - М., 2006. - С.728-737.

126. Карташев А. В. Мои ранние встречи с о. Сергием // Православная мысль. Вып. VIII. - Париж, 1951. - С. 52.

127. Кистяковский Б.А. В защиту права // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. - М., 1991. - С. 116.

128. Колеров М. А. Не мир, но меч. Русская религиозно-философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех». 1902-1909. - Спб., 1996. - С. 66.

129. Колеров М. С. Н. Булгаков и религиозно-философская пе-чать(1903-1905) //Вопросы философии. - 1993. -№ 11. - С.102.

130. Конотопов М.В. Экономическая история мира. Том 4. - М., 2008. - С.602-603.

131. Кизеветтер A.A. О сборнике «Вехи» // Булгаков С.Н.: PRO ET CONTRA. Том III. - Санкт- Петербург, 2003. - С. 640-652.

132. Ленин В.И. Полн.собр.соч. - М.,1969. - Т.ЗЗ. - С.24.

133. Ленин В.И. Полн.собр.соч. - М.,1970. - Т.39. - С.73-74.

134. Ленин В.И. Полн.собр.соч. - М., 1970. - Т. 46. - С. 23.

135. Ленин В. И. Полн.собр.соч. - М.,1975. - Т. 55. - С. 76.

136. Локтева O.K. «С.Н. Булгаков В Киеве осенью 1918 года» // Булгаков С.Н.: PRO ET CONTRA. Том I. - Санкт- Петербург, 2003. - С. 196-211.

137. Лосский Н.О. История русской философии. - М., 1994. - С. 320336.

138. Лосев А.Ф. Вл.Соловьев и С.Н. Булгаков // Булгаков С.Н.: PRO ET CONTRA. Том III. - Санкт- Петербург, 2003. - С. 812-817.

139. Луначарский A.B. «Русский Фауст» // Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. Статьи и рецензии. 1895-1903. - М., 2006. - С .777-786.

140. Луначарский A.B. «Мимоза одного мыслителя» // Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. Статьи и рецензии. 1895-1903. - М., 2006. -С.847-897.

141. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учеб. -М, 2007.-С.332.

142. Материалы о С. Н. Булгакове в ялтинских газетах периода Гражданской войны // Ялтинский курьер. -1919.-4(17) сен. - № 20.

143. Малый академический словарь. Доступ к электронному ресурсу: http:// dic.academic.ru/dic.nsf/hist_dic/13750.

144. Монахиня Елена. Из памяти сердца: Сборник автобиографической прозы / С. Н. Булгаков. - Орел., 2001. - С. 162-297.

145. Николин А. Церковь и государство. - М., 1997. - С.14.

146. Нерсесянц B.C. История политических и правовых учений. - М., 1998.-С. 509-514.

147. Нерсесянц B.C. Философия права: учебник. - М., 2008. - С.692.

148. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. - М., 1991. - С.60.

149. Новгородцев П.И. Идея права философии Вл. Соловьева // Вестник Московского университета. - 1992. - №3. - С.72.

150. Новиков М.П. Тупики православного модернизма. - М., 1979. -

165 с.

151. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - М., 1999. - С.794.

152. Осипов Ю.М. Значение философии хозяйства С.Н. Булгакова для современной экономической теории // Преодоление временем. - М., 1998. -С.115-172.

153. Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви. Православие и духовное возрождение России. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - Екатеринбург, 2003. - С. 329.

154. Письмо П.Струве // Вестник РСХД 1971. - № 101 / 102. - С. 128129.

155. Православная энциклопедия под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Том VI. Бондаренко-Варфоломей Эдесский //Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». - С.343.

156. Православие и духовное возрождение России. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - Екатеринбург, 2003. - С. 331.

157. Протокол заседания московского юридического общества // Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. Статьи и рецензии. 1895-1903. -М., 2006. - С.725-727.

158. Прот. Александр Шмеман // Прот.Сергий Булгаков. Автобиографические заметки. Дневники. Статьи. Предисловие H.A. Струве. -Орел, 1998. -С.472.

159. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. T.I. -М., 1958. -С.694.

160. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. T.IY. -М. 1958.-С. 775.

161. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов / Под общ. ред. док. юрид. наук, профессора B.C. Нерсесянца. - М., 2001. - С. 164.

162. Проф. А. Бронзов «Булгаков С. Очерки по истории экономических учений» // Булгаков С.Н. История экономических и социальных учений. - М., 2007. - С. 857-859.

163. Поляков A.B. Тимошина Е.В. Общая теория права: Учебник. -СПб., 2005.-С. 139.

164. Ратнер М.Б. «Проблемы идеализма в русской литературе» // Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. - М., 2006. - С.787-814.

165. Роднянская И.Б. С.Н. Булгаков в споре с марксистской философией истории: отталкивания и притяжения // Булгаков С.Н.: PRO ET CONTRA. Том III. - Санкт- Петербург, 2003. - С.885-901.

166. Сапов В.В. От марксизма к «христианской социологии» (Путь С.Н. Булгакова) // Социологические исследования. - 1990. - №4. - С. 108.

167. Сапов В.В. В поисках утраченного Бога // Булгаков С. Н. От марксизма к идеализму. - М., 2007. - С. 14-15.

168. Самсин А. Философия хозяйства С.Н. Булгакова: постулаты и уроки // Свободная мысль - XXI - 2005. - №8. - С. 170-178.

169. Священный собор православной Российской церкви. Собрание определений и постановлений. - Вып. II. - М., 1918. - С. 6-8.

170. Селезнева Е.М. Христианский социализм С.Н. Булгакова // Социально-политический журнал. - 1995. - №2. - С. 183-197.

171. Семенкин Н.С, Философия богоискательства: Критика религиозно-философских идей софиологов. - М., 1976. - 175 с.

172. Сомин Н В. С.Н. Булгаков: эволюция социально-экономических взглядов // Философия хозяйства. - 2007. - №2. - С.159-166.

173. Сомин Н.В. С.Н. Булгаков: логика развития социально-экономической мысли // Вестник ПСРГУ I: Богословие. - Философия. -2007. -С.57-58.

174. Сомин Н.В. Три социализма С.Н. Булгакова. Доступ к электронному ресурсу: http: // chri-soc.narod.ru/sjc_3/htm.

175. Союз освобождения. Доступ к электронному ресурсу: http://ru.wikipedia.org/wiki/.

176. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские / Пер. с англ. H.A. Рубакина. - М., «Современный литератор», 1999. - 1407 с.

177. Страхов П.С. Антисоциалистическая религиозность. По поводу книги С. Н. Булгакова «Два Града». - Сергиев Посад., 1991. - С.16.

178. Струве П.Б. Интеллигенция и революция // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. - М., 1991. - С.148.

179. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Ма-тузова и A.B. Малько. - М., 2001. - С. 51.

180. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М., 1997. - С.13.

181. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. -М., 1996.-С.135-136.

182. Теория государства и права. Учебник / под ред. Проф. В.В. Лазарева. - М., 2002. - С. 117.

183. Тихон, Патриарх Московский и всея Руси (Белавин Василий Иванович). Персоналии. Официальный сайт Московского Патриарха. Доступ к электронному ресурсу: // http:www.patriarchia.ru

184. Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. - М., 1991. - С. 153-184.

185. Федоров В.А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917. - М., 2003. - С.249-250.

186. Ученые записки Русского юридического факультета в Праге. -1924. -№3.

187. Улих К. «Экономический человек» глазами С. Булгакова // ОНС. - 1996. - №2. - С.127-130.

188. Филимонов С.Б. Ялтинское религиозно-философское общество: неизвестные материалы о С.Н. Булгакове //Философия хозяйства. -2006.-№3.-С.220-226.

189. Хоружий С.С. София - Космос - материя: устои философской мысли отца Сергия Булгакова // Булгаков С.Н.: PRO ЕТ CONTRA. Том III. - Санкт-Петербург, 2003. - С. 818-853.

190. Халленслебен Б. Кто субъект истории? // ОНС. - 1996. - №2. -С.130-131.

191. Цинговатов И. Сергей Булгаков. Философия хозяйства. Часть первая: Мир как хозяйство// Булгаков С.Н.: PRO ЕТ CONTRA. Том III. -Санкт- Петербург, 2003. - С. 698-694.

192. Черных А.И. Историческая социология на Западе (конец XX в.) // www.isras.ru.

193. Шапошников JI.E. Православный модернизм о движущих силах социального процесса. - М., 1988. - 260 с.

194. Шацило К.Ф. Русский либерализм накануне революции 19051907 гг. организация, программы, тактика. - М., 1985 - 377 с.

195. Шацило К.Ф. Новое о «Союзе Освобождения» // История СССР. 1975. №4. С.132-144.

196. Шейнман М. М. Христианский социализм. История и идеология. -М., 1969.-316 с.

197. Шпицберг И.А. Церковь в годы гражданской войны. Машинопись.-М., 1933.-С. 85.

198. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: Доступ к электронному ресурсу: http://dic.academic.ru/dic.nsf/hist_dic/13750.

199. Яковенко Б.В. Рец. на кн.: Сергей Булгаков. Философия хозяйства. Часть первая: Мир как хозяйство// Булгаков С.Н.: PRO ЕТ CONTRA. Том III. - Санкт- Петербург, 2003. - С. 705-709.

184 / ДО1

200. Ячевский В.В. История политических и правовых учений. Часть 2: Русская политико-правовая мысль: хрестоматия. - Воронеж, 2005.-С.721-733.

Диссертации и авторефераты

201. Алексеева Е.П. Эволюция этических взглядов С.Н. Булгакова: дис.. .канд. философ, наук. - Тула, 2006. - С.5.

202. Коробова Е.Г. Взаимоотношение государства и церкви в России: проблемы типологии и периодизации в аспекте воплощения идеи теократии: дис. ... канд. юрид. наук. - Белгород, 2009. - С.64.

203. Засядь-Волк Е.Я. Общественно-политические взгляды и деятельность С.Н. Булгакова в 1895-1922 гг.: автореф. ... дис. канд. истор. наук. -Челябинск, 2009.-С.З.

204. Юдина Т.С. Общественно-политическая деятельность С.Н. Булгакова (1890-1918 гг.): автореф. ... дис. канд. истор. наук. -М., 2009. - С.6.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.