Сакральные тексты в истории культуры: На примере Библии и Корана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Тухтиева, Гульбахрам Турсуновна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 147
Оглавление диссертации кандидат философских наук Тухтиева, Гульбахрам Турсуновна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Религия и культура как единая целостность
§ I. Религия как феномен культуры.
§ 2.Христианство и ислам как культуросозидающее явление в м1фовой культуре.
§ 3. Культурно-историческая миссия Моисея,
Христа и Мухаммеда.
ГЛАВА П. Библия и Коран как основа духовной культуры
§ 1. Нравственно-этические принципь! Библии и Корана.
§ 2. Эстетические идеалы Библии и Корана.,.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Учение монотеистических религий о пророчестве и его развитие в исламе: философско-религиоведческий анализ2011 год, кандидат философских наук Шоев, Зиевиддин Джалилович
История взаимодействия исламской и христианской культур средневековья в отечественной историографии второй половины XIX - начала XXI вв.2009 год, кандидат исторических наук Шадрина, Наталия Анатольевна
Традиционное и инновационное в религиозной культуре Дагестана2005 год, кандидат философских наук Абдулаева, Ильмира Абдурагимовна
Профетология Корана: истории пророков как элемент построения коранического текста2008 год, кандидат филологических наук Гимаева, Аделя Равилевна
Коран как историко-этнографический источник и литературный памятник2000 год, доктор исторических наук Резван, Ефим Анатольевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сакральные тексты в истории культуры: На примере Библии и Корана»
Актуальность темы исследования. Общее напряженное драматическое состояние российского общества связано с историческим переломным моментом, характерной чертой которого является переход ОТ одних ценностных ориётиров и идеалов к другим, в связи с чем нарастает ощущение растерянности, неустойчивости бытия, потери смысла жизни. Общество ищет пути, формы, средства выхода из подобного состояния. Религия и Церковь наряду с другими общественными силами стремятся внести свою лепту в этот процесс. Мы явжемся свидетелями возросшей общественной и культурной активности религии и Церкви. При этом следует отметить, что Россия -многонациональное и многоконфессиональное государство, в котором складываются взаимоотношения многообразных религиозных организаций с государством и обществом. Для стабилизации этих отношений важным является поиск диалога между религиозными организациями и объединениями, который предполагает сознательную ориентацию на взаимоуважение традиций имеющего право на существование иного культурного мира. Для конструктивного диалога культур и религий необходимо акцентировать внимание на ценностных идеалах, являющихся едиными для всех религиозных систем, что предпринимается в данном исследовании и представжет его актуальность.
В истории культуры России важнейшую роль играли прежде всего христианство и ислам. Современное общество, видимо обоснованно, видит в религии некую духовную силу, способную помочь обществу выйти из кризисного состояния, в связи с этим обращение к сакральным книгам, в которых мы видим квинтэссенцию религиозного мировоззрения, является насупщой потребностью сегодняшнего дня. Необходимо преодолеть сложившееся отчзждение между обществом и священными 1снигами, ввести их в активный культурный оборот. Исторически сложилось так, что Библия и Коран, сконцентрировавшие в себе мировоззренческие идеи христианства и ислама, явились основой культуры.
Актуальность обуславливается и тем, что и Библия, и Коран представляют собой памятники, которые не могут быть локализованы исключительно границами религиозного видения. Их можно и должно осмысливать и переживать как явление культуры в целом. Д.С. Лихачев как-то заметил, что Библия - это ключ к культуре. Эти слова могут быть применены в равной степени и к Корану. Знание сакральных текстов продиктовано жизненной необходимостью, поскольку Библия и Коран освещают особенности и своеобразие христианской и мусульманской культур. В Библии и Коране представлены этические и эстетические идеалы, на основе которых сформировалась иерархия духовных ценностей христианской и мусульманской культур. Система нравственно-этических и эстетических ценностей, представленная в Библии и Коране, имеет ценностное значение для общечеловеческой культуры.
Библия и Коран являются литературно-художественными памятниками мировой культуры. Как художественный текст они представляют собой эстетико-художественный феномен. В них поднимаются проблемы, являющиеся актуальными и в наше время: проблема нравственности, добра и зла, проблема человека, смысла его жизни, отношений в обществе. Поэтические сказания Библии и Корана, написанные рифмованной прозой, представляют художественную ценность. Идеи, сюжеты и образы героев Библии и Корана нашли отражение в произведениях философской и художественной литературы, искусства.
Для верного понимания взаимодействия разных культур в рамках целостности российского общества обращение к Библии и Корану, пристальное и осознанное изучение данных сакральных текстов, имеющих ценностное значение в мировой культуре, представляется актуальным в настоящее время.
Степень научной разработанности проблемы. В исследованиях, посвященных вопросам христианства и ислама в ракурсе этической и эстетической проблематики, внимание уделяется раскрытию основных идей, содержания, роли и значения Библии и Корана в историко-культурном процессе. Осмысление истории происхождения, структуры, различных переводов и принципов интерпретации Библии и Корана обуславливается тем или иным подходом.
Первой формой религиозного знания является теология, стремящаяся осветить смысл и содержание Священных текстов с позиций самой религии. Теологические и богословские труды составляют богатый пласт в изучении сакральных тестов. Для богословского подхода характерным является тожование Библии и Корана как богооткровенной истины. В библейском богословии, в православии и католицизме, считались абсолютно верными излагаемые в Библии события, в то время как в протестантизме сложился аллегорический метод толкования сакрального текста. Мусульманская теологическая концепция Бога, мира и человека нашла отражение в классических трудах мусульманских теологов. Представляют большой интерес для данного исследования труды Ибн ал-Араби. Основываясь на материале Корана, Ибн ал-Араби размышляет об отношениях Бога и человека. Человек, утверждает он, является зеркалом, в котором отражаются Божественные качества. Ибн ал-Араби раскрывает понятие «божественное имя». Супщости мира, согласно воззрениям философа, генетически связаны с атрибутами божественной сущности и онтологически тождественны им.
В XX веке теологическая система подвела итог определенному этапу развития христианской мысли, ознаменовала собой новый период в осмыслении содержания христианского Писания. Р.Бультман говорит о необходимости экзистенциональной интерпретации дуалистической мифологии Нового Завета, поднимает проблему демифологизации новозаветного провозвестия, феномены которого подлежат историко-критическому, социологическому и психологическому рассмотрению. Р.Гвардини обращает внимание на то, что видение христианским сознанием в Иисусе Христе Единосущного Сына Бога указывает на догматический характер христианства, научный же взгляд распознает в нем тот же коренной феномен, что лежит в основе других образов «спасителей» известных из истории религий. Но, указывает философ, сакральный характер личности «спасителя» проявляется у Христа иначе. В культурных мифах в «Спасителе» видна стихийная жизненная сила, у Христа она носит психологический, этический и личностный характер, в нем оживают все универсальные представления о «спасителе» мира.
Особый интерес представляют труды русских философов «серебряного века», выработавшие собственные принщшы интерпретации библейского текста (Н.Бердяев, С.Булгаков, В.Соловьев, С.Трубецкой и др.). Так, В. Соловьев исходил из философского и нравственного осмысления супщости сюжетов Библии, в котором библейская история, выражавшая общие закономерности человеческой истории, приобретала глубокий смысл. В произведениях русских философов «серебряного века» большое внимание уделяется проблемам добра и зла. Бога и человека, идеи первородного греха и смысла искупления. Так, Е.Трубецкой утверждает, что искупление есть акт исцеления человека, человечества и всего распавшегося на части космоса, видит в нем восстановление мира как живого целого.
Обращались к Библии и философы-экзистешщалисты, Э.Фромм, рассматривая концепщпо мира у ветхозаветных пророков, считает, что она является частью общей исторической и религиозной их концеппди, находящей полное выражение в идее мессианского времени, которое, согласно философу, есть воплощение истинной гармонии и единения, конец отчуждения, возвращение человека к самому себе. К.Ясперс отмечает, что Библия — хранилище тысячелетних пограничных опытов человечества, которые озарили дух человека, уверовавшего в Бога, а вместе с тем и в самого себя, что создает, согласно философу, неповторимую атмосферу Библии. Он обращает внимание на хфотиворечия в Библии (религия закона и религия любви, национальный Бог и Бог всех людей и др.). Следствием этих полярностей в Библии, отмечает он, явилось то, что все партии и представители разных тенденций последующей истории могли так или иначе ссылаться на Библию. М.Бубер отмечает, что для библейского г)ПУ1анизма важное значение имеет конкретное преобразование всей нашей жизни, а не только внутренней.
Сакральные тексты рассматривались и с атеистической точки зреконя. Так, И.Крывелев при помощи методов беспристрастного и научного исторического анализа показывает несостоятельность библейской морали и попыток приукрашивания библейских персонажей церковниками. Л.Климович с этих же позиций анализирует Коран. Он отмечает, что в Коране отсутствует представление о человеке как «венце творения», а также постепенности развития жизни на Земле, ее биосферы и тем более ноосферы. Согласно ученому, эта книга не внесла ничего нового в познание природы, незначительны в ней и географические сведения. Подобная критика сакральных текстов отражает сложившееся атеистическое отношение к ним только как к религиозным текстам, но не как к памятникам культуры. с позиций научного и исторического методов, в которых используются данные истории, археологии, литературоведения, дается анализ библейских и коранических сказаний в трудах таких исследователей, как З.Косидовский, М.Пиотровский, Д.Фрэзер, И.Шифман и др. Исследователи рассматривают Библию и Коран как памятники древности, отражаюпще определенный этап историко-культурного развития. Так, И.Шифман, считая единственно верным подходом исторический - изучение Ветхого Завета как литературного памятника, возникшего в определенной среде и в определенную историческую эпоху, исследует священный текст как сборник избранных произведений древней иудейско-израильской литературы, показывает его связь с культурой и литературой древней Передней Азии.
Споры вокруг коранических сказаний составляли непременный элемент христиано-мусульманской полемики. Долгое время в коранических сюжетах видели лишь заимствования из библейских. В 20-е годы XX в. в ряде работ по исследованию идей и сюжетов Корана были сделаны акценты на обнаружение конкретной языковой и культурной среды, к которой они восходят. Первая попытка сравнительного анализа социальной морали и социальной психологии в доисламской поэзии и Коране сделана И.Голъциером. В исследовании М.Б.Пиотровского предлагается новый подход: коранические сказания рассматриваются с точки зрения их места в коранической проповеди и их связи с u u u и тт аравийской культурной средой. Исследователь, анализируя истоки коранических легенд и преданий, их бытование в доисламской Аравии и в странах арабо-мусульманской культуры, акцентирует внимание на композиционных и цдейных особенностях сказаний, вошедпшх в Коран, своеобразных феноменов «двойничества» и «обрамленной» проповеди, составляющих одну из наиболее характерных черт проповеди Мухаммеда. Важной является попытка исследователя реконструировать тот культурный фон, духовную среду, где рождался ислам, роль иудейско-христианских и гностических учений.
Наиболее полно основные этапы истории изучения Корана в Европе, исследование и понимание Свяш;енного Писания ислама как памятника культуры, отражающиеся в истории его изданий и переводов, представлены в работах Е.А.Резвана. Исследователь подчеркивает, что с момента своего возникновения Коран интерпретировался и изучался в контексте противостояпщх политико-идеологических и конфессиональных интересов, в условиях многовековой конфронтащш христианского мира с миром ислама. Это отразилось в многообразных подходах в изучении Корана, в которых выделяются две традиции -внеисламская и внутриисламская. Выбор подхода к Священной книге ислама и ее толкования обуславливала идеологическая заданность. Так, раннелатинские переводы по существу являются пересказами, переложениями текста, главная цель которых - доказательство несостоятельности претензий мусульман на обладание священным писанием. В 1647 г. был опубликован французский перевод Корана, выполненный Андрэ Де Рие, вызвавший интерес, хотя и не вполне отвечал научным требованиям. Он был переведен в Англии (1688), Голландии (1698), позднее в Германии и в России (1716). Первым собственно научным переводом Корана в Европе был латинский перевод Л. Мараччи (1698г.), основанный на сличении нескольких рукописей арабского текста Корана, за которым последовала целая серия переводов на европейские языки. Переводы Корана были сделаны и в России. В 1787 г. был напечатан арабский текст Корана, подготовленный и прокомментированный муллой У.Ибрахимом. Этот текст, получивший высокую оценку ориенталистов, выдержал множество изданий. Перевод Корана, выполненный М.И.Веревкиным, отличаюпщйся высокими литературными достоинствами, вдохновил А.С.Пушкина на создание поэтического переложения фрагментов 33 сур - знаменитых «Подражаний Корану». В России был издан перевод Г.С.Саблукова (1878), который явился важнейшим достижением «казанской школы» исламоведения. Перевод Сабл)Лова был сделан из необходимости иметь представление о «татарском исламе», основывался на сочинениях, популярных в татарской среде. Труд генерала Д.Н.Богуславского, основанный на поздних турецких комментариях, был попыткой передать понимание Корана в османской Турции. И.Ю.Крачковский одним из первых поднял вопрос о необходимости нового подхода к переводу Корана. Рассматривая Священное Писание ислама как памятник определенной эпохи и среды, Крачковский опирался на материал языковой среды и текст самого Корана (опубликован в 1963 г., переиздан 1986, 1990 Г.Г.).
В 90-е годы в нашей стране были изданы переводы Корана, выполненные В.Пороховой, М.-Н. Османовым. Перевод В.Пороховой, названный автором «Коран. Перевод смыслов» (1993), представлен в стихотворной форме. Автор, воспринимая Коран как «один из величайших литературных шедевров человечества», стремится передать поэтическую красоту, большую эмоциональную и стилистическую гфиближенность к оригиналу. М.-Н. Османов в своем переводе Корана, стремясь осуществить более полное и точное воссоздание арабского оригинала, используя достижения предшественников и наиболее авторитетные источники, нашедшие отражение и в данных им комментариях, главный приоритет в выборе варианта перевода отдавал контексту, анализу и смысловому воспроизведению лексического, грамматического и синтаксического богатства оригинала.
В последние годы появились исследования Библии и Корана как феноменов культуры. Так, А.В.Медведев рассматривает Библию как исторический документ, представляющий целостный образ жизни древнееврейского общества, и как эстетико-художественный феномен, определяет эстетику Библии как «воплощение эстетического сознания той эпохи, когда складывались библейские тексты»; Коран, как подчеркивает исследователь, заложил новые принципы нравственности, новое понимание человека. Л.З. Немировская отмечает, что сакральные тексты вводят человека в мир культуры. Она анализирует космогонию и антропологию Библии и Корана, их состав и содержание, проблемы Бога и человека, нравственные и социальные проблемы, нагпедшие отражение в сакральных текстах. А.В.Никифоров подчеркивает, что показываемая им параллель библейских и коранических сюжетов не является тождеством, несмотря на множество обпщх мифологических источников, каждая из этих Священных книг имеет свою специфику и неповторимость. Как утверждает Д.В.Фролов, кораническое откровение содержит довольно большой и многогранный набор идей и образов, имеюпщх отношение к эстетике и в значительной степени определивших эстетические представления многих культур, входящих в мусульманский ареал.
Объект исследования - Библия и Коран
Предметом исследования выступают этические и эстетические ценности Библии и Корана, представляющие основу сакральных текстов.
Целью исследования явжется обоснование культурообразующей роли сакральных текстов в истории культуры.
Поставленная цель предполагает решение следуюпщх задач:
- проашливировать соотношение религии и культуры;
- раофьпь роль христианства и ислама в истории культуры;
- определить роль Пророков в истории культурного развития;
- выявить генезис отношений «Бог - человек» в Библии и Коране;
- проследить развитие системы тфавственно-этических принципов и эстетических идеалов, гфедставляюпщх духовную основу Библии и
Корана.
Методологическая база определяется задачами диссертащонного исследования. В диссертации использован историко-ьоАжтурологический подход с целью раскрытия специфики са1фальных текстов как мщювснАнческого аспекта культуры человечества Важным явился диахронический метод, позволивший выявить хАакгерные особенносга становления и развития иудаизма и ислама Для более полного расьфыгия своеофазия христианской и мусульманской религий и культур тфименены диахронический и компАативистский методы, обусловившие все формы исследования: сравнительно-сопоставительный, исгоржо-типологаческий и исгорико-генетический. С помощью системного и структурно-функциошльного метода расБфывАтся концепция единого религиозного мировоззрения, в которое входят иудаизм, ?фистиансгво и ислам. Герменевтический метод помогает заглянуть вглубь сакральных текстов, рас1фьгть их сакральную смысловую ценность. Стремление глубже рассмотреть мщювоззренческий аспект Библии и Корана, эволюцию отношений «Бог - человею) потребовало обращение к исторической 1ультурологии.
Научная новизна данного исследования заключается в ффмул1фовке концепции целостности религиозной системы авраамистических религий, гфедставляющей возможность проследить генезис религиозного мщювоззрения с точки зрения культурологических гроблем, что отображено в следующих полояжниях:
- анализируются основные гфинципы ?фистианства и ислама с целью выявления общего и различного в данньис религиозных мировоззрениях и их влияния на культуру,
- рассматривается роль личности Пророков в культурно-историческом процессе;
- дается сравнительно-сопоставительный текстологический анализ
Библии и Корана;
- рассматривается генезис отношений «Бог-человею> в Библии и Коране;
- выявляется единство 1 фавственно-этияеских принципов в Библии и Коране, гугем вьшолнения которых вшвьштается человеческая духовность;
- рассматриваются эстетические цдеаль! Библии и Корана
Теоретическая и практическая значимость исследования ОЕределяегся возможностью использования материала исследования в подготовке обпщх и специальных учебно-мегодических курсов, на грактических и семинАких занятиях по предметам «Культурология», «Исторнн религии», «Этша», а также в теоретическом аспекте (как часть хфоцесса осмысления религии и ее значимости как духовного явления в истории человечества).
Апробация работы: основные положения диссертации бьгши использованы тща чтении лекций по спецкурсу «Культура и религия: са1фальные тексты» в Низшевфговском пхудАхлвенном педагогическом инстшуте. Диссертация обсуждалась и рекомендована к запщте на заседании кафедры ьультурологии Уральского госудфсгвеяного университета Основные положения диссертационного исследования обсуждались в ходе работъг. региональной научно-теоретической конференции асшфангов и студентов «Культура и образование» (ЕНижневартовск, май 1995 г.); международной научно-грактической конференции «Культура, человек, образование» (Москва, октябрь 1996 г.); «Человек в философско-культурологическом измерении». (Нижневщлювск, 6-7 февраля 1998 г.); «Философская и педагогическая антропология» (Первые Соколовские чтения) (Нижневартовск, 25-27 мая 1998 г); «XXI век: будущее России в философском измерении». (Екатеринбург, 711 июня 1999 г.); «Культура и образование» (Третьи Соколовские чтения) (Нижневартовск, 16-19 мая 2000г.); оьфужной научно-хракгической конфАюнции «Гуманизацця культуры и образования в Ханты-Мансийском автономном 01фуге ш пороге третьего тысячелетии» (НижневЛговск, 19 мая 2000 г.); IV Всероссийской научной конференции «Проблемы общественного развития в зеркале социологии и экономики» (Екатеринбург, 23 март 2001 г).
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Учение о конце света и воскресении в мусульманской литературе2002 год, кандидат филологических наук Арзуманян, Анушаван Левонович
Пути развития кумыкской духовной литературы: XVII - нач. XX в.2012 год, доктор филологических наук Акамов, Абусупьян Татарханович
Кораническая традиция в казахской литературе2001 год, кандидат филологических наук Серикбаева, Анара Сабитовна
Общее, особенное и единичное в системе взглядов на женщину в аврааматических религиях2005 год, кандидат философских наук Гаджимурадова, Гюльнара Ильясбековна
Мистика в христианской и мусульманской культурах: Компаративистский подход2000 год, доктор философских наук Баранец, Александра Александровна
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Тухтиева, Гульбахрам Турсуновна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В мировой культуре человечества религия сыграла ведущую роль. Определяя идеалообразование в культуре, религия является сакральной основой культуры. Утвердив духовную ориентацию человека на целостное миропонимание и мировоззрение, религия утверждает целостность как устремленность к созиданию и творчеству, что ярко проявлено в сакральных текстах. Главное в Библии и Коране - это Бог и человек. Человек, наследуя Дух Божий и качества Аллаха, выраженные в Его 99 Прекрасных Именах, является существом духовным, отличающимся от всего тварного мира. Духовность возвышает его над остальными созданиями Бога. Человек в своей жизни руководствуется нравственно-этическими принципами, определившими нравственные ценности культуры. Религия, согласно А. Медведеву, выполняет роль смыслополагающего центра, которым определяется цель человеческого бытия.
Христианство и ислам утверждают бытие человека как бытие нравственное. В культурах христианства и ислама человек признан свободной личностью, что подтверждается Священными Писаниями, в которых ни Бог, ни Аллах не навязывает своей воли, а предоставляет человеку право сделать выбор самому в пользу добра или зла. Бог только советует, рекомендует, предупреждает о последствиях: соответственно своим деяниям, поступкам и помыслам человек, согласно Писаниям, заслужит воздаяние - ад иди рай. Основой сакральных текстов иудаизма, христианства и ислама являются нравственно-этические ценности, эстетические идеалы, ставшие духовной основой общечеловеческой культуры.
Иудаизм, христианство и ислам представляют собой единую мировоззренческую религиозную систему. Данная концепция показывает генезис религиозного мировоззрения, в котором отражаются изменения в понятиях Бога, божественного предопределения и свободы воли человека, идеалов совершенства, усиление роли самого человека в его предопределенной богом судьбе. Критерием духовности человека в сакральных текстах является этическое, поскольку только через этическое отношение к миру и людям возможно единение с Богом, осознаже единства всего бытия.
Ислам заявил о себе как религии, возродившей авраамистические традиции. В Коране отражены все события, происшедшие в истории общесемитских племен. Он продолжает традиции иудаизма и христианства.
Христианство и ислам являются культуросозидающими религиями, демонстрирующими ментальность культур с доминирующей в ней идеей о месте и роли человека в мире. Они дали человечеству уникальные и своеобразнью типы культур - христианскую и мусульманскую. Ментальность данных культур отмечена религиозной духовностью. Различия в культурах христианства и ислама объясняется существенным различием видения мира и человека в христианстве и исламе. Единой основой культур христианства и ислама являются нравственные ценности, эстетические идеалы. Осознание человеком самого себя как явления уникального, творческое осмысление понятия «судьба» (судьба не всецело зависит от воли Бога, но предопределена Богом согласно Его знанию о человеке, его устремленности и деяниях, поскольку человек не отделим от своих деяний) предоставляет человеку возможность духовного совершенства, которое сопряжено с соблюдением нравственно-этических принципов. Пролагая путь к совершенству через этическое, человек созидает самого себя. Конец света, о котором говорится в Библии и Коране, не означает конца жизни, это начало более совершенной жизни, причем, не где-то на небесах, а здесь, на Земле. Царство Божие или рай не даются, они достигаются через нравственное совершенствование. Истина, Добро и Красота -высшие человеческие ценности, которые и приведут человечество в истинное бесконечное бытие.
Неоценимую роль в истории человечества сыграли Пророки Моисей, Иисус Христос и Мухаммед. Их культурно-историческая миссия заключается прежде всего в том, что Пророки дали новое понятие Бога, через которое актуализируется этическая сторона учения Моисея, Христа и Мухаммеда. Деятельность Пророков является культуротворческой. Именно с их деятельностью связано появление в мировой культуре нового религиозного мировоззрения, на основе которого сформировались новые типы культур - христианская и мусульманская. Мировоззренческие идеи и учения Пророков нашли отражение в сакральных текстах - Библии и Коране.
Положения, выносимые на зашнту:
1. Религия и культура взаимосвязаны и взаимообусловлены, они представляют собой единую целостность. Став сакральной основой конкретной культуры, религия утвердила свою доминируюшую роль в духовной культуре человечества. Возникая как заданность социума, религия претворяет эволюцию духовного развития личности и обш;ества. Всякое религиозное мировоззрение генетически связано с историческими корнями культуры того обш;ества, в недрах которой оно зарождается (например, в иудаизме и исламе). Культуротворческий потенциал релипш ярко проявился в возникновении новых тшов культ)ф - христианской и мусульманской, отражающих основные мировоззренческие идеи христианства и ислама. Христианство и ислам заявили о себе как культуросозидаюпще религии.
2. Иудаизм, христианство и ислам, являясь единой целостной религиозной системой, выявляющей генезис религиозного мировоззрения авраамистических религий, зафиксировали в сакральных текстах логику понимания божественного, что позволяет рассмотреть усиление этииеской стороны религиозного мировоззрения. В текстах Ветхого и Нового Завета и Корана прослеживается изменение понятия божества. В религиозном мировоззрении изменяются формы - ритуальные требования, но содержание - нравственно-этические принципы - составляет единую основу этих религий. Усиление этической стороны в религиозном мировоззрении утверждает возможности человека как личности, несущей ответственность за свободно сделанный выбор. Свобода воли, данная человеку, согласно Библии и Корану, Богом, возвышает человека. От самого человека зависит его судьба в этом М1фе и награда или наказание в мире будущем. Духовное совершенство человека, к которому он стремится, пролагается через этическое отношение к окружающему миру, к людям.
3. История религии содержит в себе личностный аспект. Внимание к личности создателя оказывается методологически полезным, ибо позволяет приблизиться к тайнам христианской и мусульманской культур. С деятельностью Моисея, Христа и Мухаммеда связано утверждение нового религиозного мировоззрения, на основе которого явились миру уникальные и своеобразные типы культур -христианская и мусульманская, т. е. деятельность Пророков -культуротворческая. Культурно-историческая миссия Моисея, Христа и Мухаммеда состоит в кристаллизахщи нового понятия Бога, через которое формируются нравственно-этические ценности, являющиеся смыслополагаюпщми в культуре.
4. Концепция единой религиозной системы, в которую входят иудаизм, христианство и ислам, демонстрирует усвоение человеком нравственно-этических ценностей, определяющих бытие как бытие нравственное. Культовые предписания предполагают очищение души, что невозможно в отрыве от добрых деяний и помыслов, т.е. они имеют нравственную основу. Вера в Бога, культивируемая религией, является лакмусовой бумагой, которой проверяются деяния человека, его поступки и помыслы. Ключевыми понятиями, характеризующими веру, являются понятия «добро», «милосердие», «сострадание», «любовь к ближнему». Понятия «богобоязненность» означает творить добро, а «страх Господен» - ненавидеть зло.
5. Сакральные тексты выражают уровень эстетического развития культур, в которых они заложили эстетическую парадигму, определили эстетическое миропонимание. Доминанта эстетики сакральных текстов - своеобразное отношение Бога и человека. Эстетический ракурс в Библии и Коране представлен в образах Бога и человека. Эстетические идеалы форм1фуются на основе нравственных представлений: идеал прекрасного - нравственное, безобразного -безнравственное. Эстетическое и этическое находятся в едином пространстве, составляют единую целостность. В этом заключается своеобразие, специфика эстетики сакральных текстов. Образ Бога -идеал совершенного, прекрасного. Человек одухотворен Богом, богоподобие его утверждается в Библии и Коране. Идеал прекрасного - образы Царства Небесного и рая, где, согласно сакральным текстам, человек воссоединится с Богом, т.е. достигнет духовного совершенства - явится идеалом прекрасного. Критерием духовности является этическое. Образ Ада - образ безобразного. Ад -местопребывание творящих зло. Бездуховность, безнравственность характеризует их как образ безобразного.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Тухтиева, Гульбахрам Турсуновна, 2001 год
1. Абу ал-Аала ал-Маудуди. Принципы ислама. М., «Захра», 1993 -127 с.
2. Абу Хамид ал-Газали. Воскрешение наук о вере. /Ихна улум ад-дин/: Избр. главы /Абу Хамид ал-Газали: Пер. с арабск., исслед. и коммент. Наумкин В. В. М., Наука, 1980 376 с.
3. Авксентьев A.B., Мавлютов P.P. ЬСнига о Коране. Ставрополь: Кн. изд-во, 1979 191 с.
4. Агада. Сказания, притчи, изречения талмуда и мидрашей / Перевод С. Г. Фруга. Вступ. ст. В. Гаркин. М.: Раритет, 1993. - 319 с.
5. Аль-Ахадис аль-Кудсийа. Хадисы Пророка. Пер. и комм. Иман В. Пороховой. Изд. 1-е. Гл.ред. Мухаммад Сайд Аль-Рошд. Центр Аль-Фуркан. Дамаск, 1419 г. по Хиджра. 1998. 255 с.
6. Аш -Шахрастани. Книга о религии и сектах. Пер. с арабск. Прозорова. Ч. 1. М., Наука, 1984-270 с.
7. Бартольд В.В. Соч. (в 9-ти т. Пред. ред. коллег. Б.Г.Гафуров). М., Наука, 1966. Т.6 Работы по истории ислама и арабск. халифата. 1966. -784 с.
8. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М., Наука, 1992 167 с.
9. Ю.Бартольд В.В. Культура мусульманства. М., «Леном», 1998 112 с. П.Басилов В. Культ святых в исламе. М., Мысль, 1970 - 144 с.
10. Беленький М.С. Иудаизм. 2-ое изд. М., Политиздат, 1974 239 с.
11. Беленький М.С. О мифологии и философии Библии. М., Наука, 1977 -167 с.
12. Беленький М. С. Что такое Талмуд. Очерк истории и мировоззрения Талмуда и современный иудаизм. Изд. 2-е, доп. М., Наука, 1970 216 с.
13. Беляев В. А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. 2-ое изд. М., Наука, 1966 280 с.
14. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994 480 с.
15. П.Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993 383 с.
16. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., «Правда», 1989. 607 с.
17. Библия. 1Сниги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Издание Московской патриархии. М., 1992 1371 с.
18. Бог — человек общество в традшщонных культурах Востока.- М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. - 224 с.
19. Большаков О.Г. История халифата /В 4-х т./ /АН СССР, Ин-т востоковедения.Т. 1. Ислам в Аравии. 570-630. М., Наука, 1989 -312с.
20. Большой путеводитель по Библии / Пер. с нем./. М., 1994
21. Борев Ю. Эстетика. В 2-х т. Т. 1. 5-ое изд., доп. Смоленск, «Русич», 1997. 576 с.
22. Борхес Х.Л. Письмена Бога: Сборник: Пер. /Сост., автор вступ. статьи и прим. И.М. Петровский. М.: Республика, 1994 - 510 с.
23. Бультман Р. Новый Завет и мифология. Пер. с нем. Г. Вдовиной //Культурология XX век. Философия культуры. 11(6). М., 1998. С. 67111
24. Бубер М. Библейский гуманизм. Пер.с нем. В. Брун-Цехового. // Там же. С. 210-216.
25. Бубер М. Мир пророков и мир Апокалипсиса. Пер. с нем. В. Брун-Цехового. //Там же. С. 217-231.
26. Букель М. Коран и современная наука. М., «Иман», Казань, 1993 15 с.
27. Будда. Конфуций. Магомет. Биографические очерки. М.; Республика, 1995. - 348 с: ил.
28. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. - 415 с.
29. Буркхардг Т. Сакральное искусство Востока и Запада. М., 1999. 427 с.
30. Бытие культуры: сакральное и светское. Сб. статей. /Отв. ред. А.В.Медведев. Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 1995. - 256 с. (Сер. Философия религии; Вып. 4)
31. Бычков В.В. По поводу двухтысячелетия христианской культуры. Эстетический ракурс. //Полигнозис. 1999. № 3. С. 38-48
32. В ночь на 14 нисана: Иисус Христос. Иуда Искариот. Понтий Пилат /Сост. В.А. Блинов,- Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во. Ассоциация уральских издателей. 1991. 560 с. с ил.
33. Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М., Наука, 1986.-206 с.
34. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. Пер. с нем. М.: «Юрист», 1995.687 с.
35. Взаимодействие культур Востока и Запада. Вып.2. Сборники. Изобразительное искусство народов Востока. М., Наука, 1991. 168 с.
36. Всемирное писание. Антология священных текстов. /Под общ. ред. П.С.Гуревича: Пер с англ./ М., 1995. 591 с.
37. Гаджиев СМ. Коран без чудес. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1982. 96 с.
38. Гегель Г. Жизнь Иисуса. //Философия религии. В 2-х томах. М., Мысль, 1976.-Т. 1.С.35-100
39. Гегель. Г. Эстетика. В 4-х т. Т. 1М., «Искусство», 1968, 312 с.
40. Генон P. Язык птиц. О смысле «карнавальных» праздников. Тайны буквы «нун». Традиция и бессознательное. Влияние исламской цивилизации на Европу. //Вопросы философии. 1991, № 4. С. 43-57
41. Гече Г. Библейские истории: /Пер. с венгр./ 2-е изд. М., 1989. - 317 с.
42. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: (Сборник): Пер. с англ. и фр. /Сост. Л. И. Василенко, В.Е. Ермолаева; вод. ст. Ю. А. Шрейдера. М.: «Прогресс», 1990 495 с.
43. Гольциер И. Мусульманские очерки. М., 1982. 347 с.
44. Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. Очерк истории (600-1258). Пер.с англ. М.М.Дижура. -М., Гл.ред.вост.лит., Наука, 1988. 215 с.
45. Грюнебаум Г.Э. Основные черты арабской мусульманской культуры. Статьи разных лет /Переводы. М., Наука, 1981 227 с.
46. Грязневич П.А. Коран в России (изучение, переводы и издания). //Ислам: Религия, общество, государство. М., 1984. С. 76 - 82.
47. Грязневич П.А. Развитие исторического сознания арабов (VI-VE вв.) // Очерки истории арабской культуры V-XV вв. М., 1982. С. 75-155.
48. Грязневич П.А. Происхождение ислама. //Ислам и его роль в современной идейно-политической борьбе развивающихся стран Азии и Африки. М.-Таппсент, 1980. С. 449-462.
49. Грязневич П. А. Формирование арабской народности раннего средневековья (к постановке проблемы). М., Просвещение, 1993. 223 с.
50. Гуревич П.С. Гуманизм и вера. М., Знание, 1990 64 с.
51. Гусейнов A.A. Великие моралисты. М., Республика, 1995. 315 с.
52. Джалал ад-Дин ас-Суйути. Совершенство в коранических науках. //Вестник Моск.ун-та. Сер 13. Востоковедение. Изд-во Моск. ун-та. 1998. № 1 С. 81-91, № 2. С.82-97, № 3. С. 51-67, № 4. С.84-92
53. Д0ДД Ч.Г. Основатель христианства. Пер. с англ. М.: Наука. Изд. фирма «Восточная литература». 1993. -175 с.
54. Дорошевич. В.М., Рубакин H.A. Легевды и сказки Востока. (Факсимильное издание) Алма-Ата, «Онер», 1991.- 303 с.
55. Дубнов СМ. Краткая история евреев. М., «Сварог», 1996. 446 с.
56. Евангелие от Фомы //Флуссер Д. Иисус. Челябинск, «Урал LTD», 1999. С 255- 268
57. Еврейские праздники.: М.: «Корона», 1990 64 с.
58. Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мыпшения. М., Политиздат, 1990. 286 с.
59. Еремеев Д.Е. Социальные факторы раннеисламского движения: (Опыт социологического анализа Корана // Религии мира М., 1989. С. 121-132
60. Ефремов A.n. Коранические сказания и дуальная картина мира. //Взаимосвязь физической и религиозной картины мира. Кострома, 1996.-ВЫП.1.- С. 112-125
61. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М.: Международные отношения, 1991. -216 с.
62. Жизнь Святого пророка Мухаммеда. Islam international Publications LTD, 1991.-229 с.
63. Жульев B.K. Бог человек: Основы этики. М.: «Лицей», 1992. - 123 с.
64. Журавский A.B. Иисус в Коране // Мир Библии. Вып. 4. 1997.- С. 8996.69.3иммель Г. Избранное. Т. 1 Философия культуры. М., «Юрист», 1996. 671 с.
65. Ибн ал- Араби. Геммы мудрости //А.В.Смирнов. Великий шейх суфизма. М.; Наука, «Восточная литература», 1993. С. 145-288
66. Ибн ал-Араби. Мекканские откровения.Пер.с араб., введ., прим. и библ. А.Д.Кныша.- СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение»,1995. -288 с.
67. Ибрагим Т., Ефремова Н. Мусульманская священная история. От Адама до Иисуса. Рассказы Корана о посланниках Божиих. Сост. Т. К. Ибрагим, Н. В. Ефремова. Под ред. A.B. Сагадеева. М.: «Ладомир»,1996. 392 с. (Серия «Ех Oriente Lux»).
68. Избранные речения Святого Пророка Ислама. /Мир да почет на нем/. -Islam 1991. -28 с.
69. Ипатов А.И. Православие и русская культура. М., Сов.Россия, 1985. -128 с.
70. Ирвинг В. Жизнь Магомета. Дополнение А.И. Кузьмина. Сост. Г.Г. Горбунова. М.: «Литературный фонд РСФСР», 1991. - 320 с.
71. Ислам. Историографические очерки. Под общ. ред. СМ. Прозорова. М., Наука, гл. ред. вост. лит., 1991, 231 с.
72. Ислам. Религия, общество, государство. (Сб.ст.) /АН СССР Ин-т восток.; Отв. ред. П.А.Грязневич, С.М.Прозоров/ М.: Наука, 1984. -232 с.
73. Ислам: Энциклопедический словарь. /АН СССР, Ин-т востоковедения; /Г. В. Милославский и др./. М.: Наука, 1991. - 311 с.
74. Иллюстрированая история религий в 2-х томах. Под ред. проф. Д.П.Шантепи де ля Соссей. Т. 1. М., 1992. 410 с.
75. Искусство и религия в истории философии /(Я. К. Гришанов, Г. С. Соколов, И. Я. Цвик и др.) Отв. ред. В. Г. Штюка. Кишинев: Штиинца, 1980 142 с.
76. Каддафи М. Зеленая книга. М., Междунар. отношения, 1989. 159 с.
77. Карлейль Т. Герой как пророк. Магомет: ислам. //Теперь и прежде. М., Республика, 1994. С. 38 66.
78. Карпупшн И.И. Искусство и религия: Истоки и грани взаимодействия. М.: Педагогика, 1991 - 159 с.
79. Келлер В. Библия как история. Пер. с англ. А.Блейз. М., КРОП-ПРЕСС, 1998.-471 с.
80. КЛИЗОВСКИИ А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи. Минск: ООО «Вида-Н» ИП «Лотаць», 1997. 816с.
81. KJiHMOBH4 Л.И. Ислам. Очерки. М., Изд-во АН СССР, 1962. 228 с.
82. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифология. (2-е изд., доп.). М., Политиздат, 1988. 284 с.
83. КЛИМОВИЧ Л.И. Обряды, праздники и культ святых в исламе. Грозный, Чечено-Ингуш. кн. изд-во, 1958. 63 с.
84. КЛИМОВИЧ Л.И. Содержание Корана. С предисл. и под ред. проф. В. Диггякина. Изд. 2-е. перераб. М., Атеист, 1965
85. Кобляков В. И. Этическое сознание. Историко-теоретический очерк взаимодействия морального сознания и эстетических воззрений. Л., изд-во Ленинградского университета, 1979. 138 с.
86. К0ЛОСНИЦЫН В.И. Человек и бог. Свердловск, Сред. Урал. кн. изд-во, 1968.- 127 с.
87. К0Л0СНИЦЫН В.И., Медведев A.B. Роль личности в истории религии. Пророки. Екатеринбург, 1993. 97 с.
88. КОЛНИН A.A., Рыбаков Н.С. На перекрестках мировоззрений. Псков, 1993 99 с.
89. Коран. Пер. с араб. акад. И.Ю. Крачковского. Предисл. к изд. 1963 г. В. Беляева, П. Грязневича М., Изд-во «Раритет», 1990. - 528 с.
90. Коран: Пер. с араб, и коммент. М.-Н. Османова М.: Ладомир, Восточная летература, 1995. - 576 с.
91. Коран. Перевод смыслов и комментарии Ванерии Пороховой. М.: АО «Аюрведа», 1992. 622 с.
92. Коран: Сказания, предания, притчи (цитаты с комментариями). Автор сост. X. Исмаилов. М.: ред-изд. комплекс «Милосердие», 1991 - 57 с.
93. Косарева Л.А. Законы природы и Закон Божий //Человек. М., 1990, Вып5.-С. 39-47
94. КОСИДРВСКИИ 3. Библейские сказания. Изд. 3-е. Пер. с польк. Ред. Т. Трифонова. М., Политиздат, 1975.- 455 с. с ил.
95. Косидовский 3. Сказания евангелистов. Пер. с польск. /Послесл. и примеч. И.С. Свенцицкой. 4-е изд. - М.: Политиздат, 1987. - 256 с.
96. Кочетов A.n. Искусство и религия. М., Знание, 1984 63 с.
97. Кравец СЛ. О красоте духовной (П. А. Флоренский: религиозно-нравственные воззрения). М.: Знание, 1990. - 64 с.
98. Кречет В.Г. Вселенная, антропный принцип и Библия //Взаимосвязь физ. и религиоз. картины мира. Кострома, 1996. -Вьш. 1.-С. 168-175
99. Крифт П. Иов. Жизнь это страдание. Пер. с англ. Н. Трауберг. //Мир Библии. Вып 4. 1997. С.5 - 15
100. Крифт П. Песнь песней. Жизнь это любовь. Пер с англ. Н. Трауберг /Яам же. С. 16-22
101. Крывелев И. А. Библия: историко-критический анализ. М.: Политиздат, 1982. 255 с.
102. Крывелей И.А. Книга о Библии М., Политиздат, 1959 359 с.
103. Кьеркегор С. Христос есть путь. //Флуссер Д. Иисус. Пер. с нем. Изд-во «Урал LTD», 1999. С. 243 254
104. Лайтман М. Кабала. Тайное еврейское учение. Ч.1-3. Новосибирск, Наука, 1993.
105. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., Искусство, 1986.-331 с.
106. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра /Вступ. ст. А. И. Титаренко/ М. : Политиздат, 1991. 367 с.
107. Лосский Н.О. Бог и мировое зло //Сост. А. Поляков, П. Алексеев, А. Яковлев. М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Республика, 1999. - 432 с.
108. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., Просвещение, 1974.336 с.
109. Максуд Р. Ислам /Пер. с англ. Изд-во Торговый дом «Гранд» агенство «Фаир», М., 1998 304 с. с ил.
110. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т. Т. 1. М., «Искусство», 1976. 575 с.
111. Массэ А. Ислам: Очерк истории. /Пер. с фр. 3-е изд. М., Наука, 1982. - 191 с.
112. Медведев А. В. Роль личности в истории религии: реформатор, миссионер, святой, оппонент: Уч. нос. Екатеринбург: УрГУ, 1996. 50 с.
113. Медведев A.B. Сакральное как причастность к абсолюту /Рос. Филос. 0-во; Межвуз. Центр проблем непрерыв. гуманитар, образования при Урал. гос. ун-те им. А. М. Горького. Екатеринбург: Банк культурной информащш, 1999 - 152 с.
114. Мень А. Р1коногафия Христа и загадка Туринской плащаницы //Флуссер Д. Иисус. Челябинск, «Урал LTD», 1999. С. 313 - 328
115. Мень А. Ветхозаветные пророки: (Библейские пророки от Амоса до Реставрации, УШ IV в.в. до н.э.) - Л.: «Б-ка «Звезды»: Сов. Писатель. Ленигр. отд., 1991. - 251 с.
116. Мень А. Культура и духовное восхождение. /Прот. А. Мень. М.: Искусство, 1992. - 495 с.
117. Мень А. Православное богослужение. Таинство, Слово и образ. -М.: СП «Слово», 1991. -191 с, илл.
118. Мень А. Сьш Человеческий. 4-е изд.-М.: Вита, 1991. -336 с.
119. Мец А. Мусульманский Ренессанс. Пер. с нем. Д.Бертельса. М., Изд-во «ВиМ», 1996. 544 с.
120. Миркина З.А., Померанц Г.Е. Великие религии мира: М.: РИПОЛ, 1995.-416 с.
121. Народы и религии мира. Энциклопедия /Гл. ред. Типпсов В.А. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 928 с: ил.
122. Немировская Л.З. Сакральные тексты: Ветхий и Новый Завет, Типитака, Коран. М., Российский гос. аграрн. заочный ун-т, 1996. -103 с.
123. Немировский A.M. Мифы и легенды Древнего Востока. М.: Просвещение, 1994. 368 с: ил.
124. Никифоров A.B. Библия и Коран: истоки и параллели. Алматы: Казахстан, 1995.-172 с.
125. Нравственность и религия. (Сб. ст. Ред. коллегия: М.П.Гапочка и др.) М., Наука, 1964-215 с.
126. Нравственные портреты пророков /Сост. Г.В.Арзямова. М.: Изд-во ИНК и ПРНОМО, 1993. - 127 с.
127. Нурбахш Д. Иисус глазами суфиев. М., «Когелет», 1999. 127 с.
128. О началах. Сочинение Оригена учителя Александрийского (Ш в.) В рус. переводе (с прим. и введ.) Н.Петрова. Новосибирск, типография №4 ВО Наука, 1993.-383 с.
129. Осмысление духовной целостности. Екатеркшбург, 1992
130. Основы этики ислама /Авт. предисл. и сост. В. Антонов СПб, 1993. - 13 с.
131. Панова В., Вахтин Ю. Жизнь Мухаммеда. М.: Политиздат, 1990. 495 с.
132. Пивоваров Д.В. Религия как социальная связь. Сакрализахщя основания культуры. Екатеринбург, УрГУ, 1993 96 с.
133. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., Наука, Гл. ред. вост. лит. 1991.-217 с.
134. Пиотровский М.Б. Легенды и сказания в Коране. //Наука и религия. 1990-91
135. Полкингтон СМ. Иудаизм /Пер. с англ. Изд-во Торг. дом «Гранд» агентство «Фаир». М., 1998 400 с. с ил.
136. Поснов М. Идея завета бога с израильским народом в Ветхом Завете /Опыт богословско-философского обозрения истории израильского народа/. Богуслав, 1902 -197 с. + 95 с. примеч.
137. Порублев Н. В. Культы и мировые религии. М.: Благовестник, 1994.-336 с.
138. Резван Е.А. Коран и коранистика. /Ислам. Историографические очерки. М., Наука, 1991. С. 7 68.
139. Резван Е.А. Коран и доисламская культура (проблема методики изучения). Ислам: Религия, обпхество, государство. М., 1984
140. Резван Е.А. Этические представления и этикет в Коране. /Этикет у народов Передней Азии. М., 1987
141. Религия и общество. Хрестоматия по сощюлогии религии: Для высш.уч. заведений /В 2-х частях/ Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. М.: Наука, 1994. Часть 1. - 300 с.
142. Рижский М.И. Библейские пророки и библейские пророчества. -М.: Политиздат, 1987. 366 с.
143. Рижский М.И. Книга Иова: (из истории древ, свободомыслия) /Отв. ред. Окладников А.И. Новосиб. гос.ун-т им. Лен. комсомола. -Новосибирск, 1983. 322 с.
144. Роузенталь Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. Пер. с англ. С. Хомутова. М., Гл. ред. вост. лит. изд-ва Наука, 1978. 372 с.
145. Сабиров В. Ш. Два лика зла: (Размыпшения рус. мыслителей о добре и зле). М.: Знание, 1992. 62 с.
146. Саврей В. Я. Философские основания истолкования Священного Писания у Оригена. //Вопросы философии. 1998, № 6. С. 120 - 132
147. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. Опыт историко-сопиологического исследования. М., Главная редакция восточной литературы, Наука, 1978. 253 с.
148. Смирнов A.B. Великий шейх суфизма. (Опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). М.: Наука. Издательская фирма Восточная литература, 1993. - 328с.
149. Современный философский словарь. Лондон, Франкфурт на -Майне, Париж, Москва, Минск, 1998. Статьи: Абсолют, Идеал, Культура, Религия, Символ, Смысл, Текст, Христология.
150. Сооймен М. Основы ислама (основы мусульманского вероучения) Пер. с турецкого М. Веоинур. Стамбул, 1993. 109 с.
151. Социальные функции искусства и религии.: (Сравнит, характеристика) : (Сб. ст.) /Уральск, гос. ун-т. им. А. М. Горького; (Редколлегия: проф. А.Ф. Еремеев (отв. ред.) и др.) Свердловск.: Ур. ун-т. 1976. - 149 с.
152. Суфизм в контексте мусульманской культуры (Сб. ст.) /АН СССР Ин-т востоковедения, науч. совет по ист. мир. культуры (Отв. ред. и авт. введ. П. Пригарина) М., Наука, 1983. 337 с.
153. Тиллих П. Изранное: Теология культуры. Пер. с англ. М.: Юрист, 1995. 479 с.
154. Токарев CA. Религия в истории народов мира. 4-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1986. Религия евреев (иудаизм). - С. 349 - 381; Христианство. - С. 470 - 517; Ислам. - С. 518 - 556
155. Угринович Д. М. Искусство и религия. М., Политиздат, 1983. 287 с.
156. Трубецкой E.H. Смысл жизни /Сост. А.П. Полякова. П.П. Апрышко. -М.: Республжа. 1994. 432 с.
157. Успенский Б. А. Семиотика искусства. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. - 360 с.
158. Учение «Пятикнижие Моисеево». /От Бытия до Откровения/. /Пер., введ. и комм. И. Ш. Шифмана/. М., 1993
159. ФастГ. Моисей, египетский царевич. М., «Армада», 1998. 392 с.
160. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология /Сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. М., Прогресс, 1993. 400 с.
161. Философский анализ явлений духовной культуры: (Теоретический и исторический аспекты). (Сб. ст.) /МГУ им. М. В. Ломоносова философ, фак-т. Под ред. А. А. Гусейнова. М.: Изд-во МГУ, 1984. -137 с.
162. Фильштинский И.М., Шидфар Б.Я. Очерк арабо-мусульманской культуры (УП-ХП вв.) М., Наука, гл.ред.вост.лит., 1971 327 с.
163. Франк С. Л. Реальность и человек /Сост. П. В. Алексеев; Прим. Р.К. Медведевой. -М.: Республжа, 1997. 479 с.
164. Флавий И. Иудейские древности. В 2-х т. М., 1994
165. Флуссер Д. Иисус- Челябинск, «Урал LTD» , 1999. 326 с.
166. Фрезер Д. Фольклор в Ветхом завете: Пер с англ.- 2 -е изд., испр. -М.: Политиздат, 1990. 542 с, ил.
167. Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. М., Наука, 1993. 173 с.
168. Хрестоматия по исламу. Пер. с араб., введ. и примеч. М.: Наука. Издат. фирма «Восточная литература», 1995. - 238 с.
169. Христос и культура. Избранные труды Р. Нибура и Р. Нибура. М., Юрист, 1995. 575с.
170. Христианство и иудаизм. Сб. ст. М., 1992
171. Христиане и мусульмане: Проблемы дианога. Составление, вступительная статья и комментарии А.Журавского.М., Изд-е Библейско-богословского института Св.апостола Андрея, М., 2000. 558 с.
172. Человек в зеркале наук. Под ред. А. Бороноева. Л., изд-во ЛГУ, 1991.- 123 с.
173. Человек как философская проблема: Восток Запад. (Отв. ред. П.С. Кирабаев). М., 1991
174. Чуракова H.A. Пространство жизни человека в новозаветной картине мира //Философия культуры "96: Сборник научных статей. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1996. С. 12-26
175. Швейцер А. Жизнь и мысли /Сост., пер. с нем., поел., примеч. А.Л. Чернявского. -М.: Республика, 1996. 528 с.
176. Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987
177. ШЬйфман И.Ш. Исторические корни коранического образа Аллаха. //Проблемы арабской культуры. Л., 1987
178. Штраус Д.Ф. Жизнь Иисуса: пер. с нем. М., Республика, 1992, 147 с.
179. Шукуров Ш. Искусство и тайна. М.: Алетейа, 1999. 248 с.
180. Шукуров Ш. Метафизические основания искусства Ислама1. Творчество. № 9, 1991
181. Шумихина Л.А. Духовность как способ человеческого бытия. //Полигнозис. 1999. № 3. С. 117-131
182. Шюре Э. Великие Посвященные. Очерки эзотеризма мировых религий. Пер. с фр. Е. Писаревой. М.: Сфера, 1998. - 592 с.
183. Элиаде М. Священные тексты народов мира /Пер. с англ. В. Федорина. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. - 624 с. - Серия «Академия»
184. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. Пер. с англ. Отв. ред. В. Я. Петрухин. М., «Ладомир», 1999. 488 с.
185. Эстетика Бытия и эстетика Текста в культурах средневекового Востока. М.: Издат. фирма «Вост. лит.» РАН, 1995. - 285 с.
186. Юнц Э.Г. Книга Экклесиаста. //Вопросы философии. 1991. № 4. -С. 139-142.
187. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии (система искусств в структуре мировых религий). -М.: Высш. школа, 1977. 224 с.
188. Яковлев Е.Г. Эстетическое сознание, искусство и религия. М.: Искусство, 1969 175 с.
189. Янг Дж. Христианство. /Пер. с англ. М.: Изд-во Торг. дома Республика, 1994. 527 с.
190. Ясперс К. Смысл и назначение истории: пер. с нем. 2-ое изд. М.: «Гранд» агентство «Фаир», 1998. 384 с.
191. Eslin, J.-C1. Experience religieuse-experience esthetique //Esprit. P., 1982. -№9.-p. 15-33.
192. Burgel, J.Chr. L' idee de la non- violence dans 1' Islam, quelques reflections et quelques exemples. //Droit de 1' homme: 3-eme recontre islamo- chretienne, Carthage, 24-29 mai 1982. Tunis, 1985. - P. 229-233.
193. Kristeva J. Lire la Bible. //Esprit. P., 1982. P. 146-152.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.