Сектантство как социальный феномен: Исследование в среде осужденных к лишению свободы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Тонконогов, Александр Викторович

  • Тонконогов, Александр Викторович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 208
Тонконогов, Александр Викторович. Сектантство как социальный феномен: Исследование в среде осужденных к лишению свободы: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2004. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Тонконогов, Александр Викторович

Введение.

Глава I. Социально-философская сущность сектантства.

1.1. Сектантство - понятие, признаки, классификация.

1.2. Сектантство как одна из форм девиантно-деструктивной и делииквентной деятельности личности в обществе.

Глава II. Социально опасные формы сектантства в современном социуме.

2.1. Специфика сектантства в среде осуждённых к лишению свободы.

2.2. Правовые аспекты профилактики социально опасных форм сектантства в России.

Глава III. Эволюция сектантства в мировом социуме.

3.1. Социальная роль сектантства в мировом социуме.

3.2. Эволюция сектантства в России.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сектантство как социальный феномен: Исследование в среде осужденных к лишению свободы»

Актуальность темы исследования. Процессы, происходящие в современной России, сложившаяся социально-политическая, экономическая, духовно-нравственная ситуация, неспособность во многих случаях государственных структур решать поставленные перед ними задачи, способствуют поляризации и дифференциации общества, его расслоению, делению на социальные группы разной, в том числе деструктивной направленности. В таких группах, в основном декларирующих приверженность идейно привлекательным традициям и поиску новаций во всех сферах социальной жизни, личность стремится найти защиту от всего негативного, что её окружает в обществе, при этом, пытаясь реализовать своё стремление к идентификации и самосовершенствованию. Развитие сектантства - это объективный процесс, связанный с духовными и материальными интересами и потребностями людей. Кризис в духовной жизни общества, вакуум в идеологии и отсутствие общегосударственной национальной идеи ведёт не только к росту преступности, но и деградации общественных институтов и личности. Этот вакуум стремятся заполнить представители различных сект, которые получили широкое распространение в России в последние годы.

Вместе с тем, сектантство - это сложный и противоречивый, уникальный социальный феномен. С одной стороны - не вызывает сомнений, что социальная напряженность в современном мире вызвана, в том числе и деятельностью организаций и групп, являющихся сектами. Подтверждает это факт создания «талибами» (представителями одной из сект, отколовшейся от традиционного ислама) в конце XX века в Афганистане варварского государства, а также попытка создания подобного государства в Чеченской республике «ваххабитами». Ваххабизм является одним из основных источников распространения терроризма на Северном Кавказе. Советом муфтиев Европейской части России в 2001 г.1 было сделано официальное заявление, в котором осуждались все виды экстремизма и терроризма, в том числе и в форме ваххабизма.

Примером социально опасной деятельности сект является также организация газовой атаки в токийском метро в марте 1995 г. и других терактов представителями секты АУМ Синрикё, именующих себя «буддийской общиной». По этому поводу Джампа Тинлея (духовный представитель Далай-Ламы в России, Калмыкии, Бурятии и Монголии) выразил мнение представителей буддизма: «.эта секта на сто процентов не принадлежит к буддийской традиции»2.

С другой стороны - некоторые исследователи (в частности, С. Франк и Г. Арнольд) высказывают мысль о том, что в определённые исторические периоды социальной эволюции, секты выполняют в обществе позитивную роль. Например, секты, возникшие в Европе в период Реформации, выполняли, по их мнению, функцию генераторов прогрессивных идей, способствовавших формированию нового общественно-экономического строя - капитализма, и как следствие оказали положительное влияние на стремительное развитие науки и искусства.

К сожалению, на данный момент научно не достаточно изучены вопросы исторического развития сектантства как уникального социального феномена, а также проблемы выявления, предупреждения и пресечения преступлений, совершаемых адептами сект и иных преступлений, связанных с деятельностью сект. Можно констатировать недооценку, как в России, так и во всём мире той угрозы, которую представляют собой для национальной безопасности социально опасные формы сектантства.

В связи с этим актуальность темы диссертационного исследования объясняется следующим:

1 См. Основные положения социальной программы Российских мусульман. М., Духовное управление мусульман Европейской части России, 2001. С. 28.

Компакт диск: Справочник «Религии и секты в современной России». Новосибирск, 2001. Раздел - документы: Секты восточной ориентации.

- необходимостью изучения состояния и динамики развития феномена сектантства в мировом социуме и в России; необходимостью выработки критериев дифференцированного подхода к сектантству как сложному, уникальному социальному фено.мену и разным формам его проявления;

- необходимостью выработки единой системы, комплекса мер по профилактике социально опасных форм сектантства, выявления, предупреждения, пресечения преступлений, совершаемых адептами сект, в том числе в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Развитие и функционирование сектантства и его наиболее опасных форм в .мировом социуме и в России, а также в среде осуждённых к лишению свободы является той актуальной социально-философской проблемой, которая нуждается во всестороннем и глубоком научном исследовании.

Степень разработанности темы исследования. Исследования сектантства как уникального социального явления до настоящего времени велись, за редким исключением, только в конфессиональном направлении, а именно в области христианского сектантства.

Такие западные учёные, как М. Вебер, Р. Нибур, Э. Трёльч, рассматривали сектантство только в области религиозного христианского сектантства.

В дореволюционной России активно исследовали феномен сектантства П. Милюков (религиозное сектантство) и С.А. Нилус (религиозное и псевдорелигиозное сектантство). Заслуживают внимания и художественные произведения П.И. Мельникова (А. Печерского), в которых был исследован феномен русского религиозного сектантства.

Феномен религиозного сектантства исследовался в советский период такими учёными как - В. Бонч-Бруевич, А. Катунский, Д. Фурман, К. Привалов, Ф. Путинцев. Особого внимания заслуживают фундаментальные труды - А.И. Клибанова и Н.М. Никольского.

Следует отметить, что первыми кто рассмотрел сектантство как явление не только религиозное, но и светское (в частности, политическое сектантство) были Ф. Энгельс и В. И. Ленин.

Некоторые современные западные учёные, изучая сектантство, пришли к выводу о целесообразности использования термина новые религиозные движения (НРД), что указывает на их узкопредметный подход к изучению данного феномена (такое мнение высказывает, например, А. Байкер, и отдельные российские исследователи).

Но есть среди западных исследователей учёные, пытающиеся разобраться в причинах возникновения сектантства, активно использующие понятие «секта». Особо следует отметить работы - Т. Гандоу, Р. Лифтона, У. Мартина, Дж. Макдауэлла, Д. Стюарта.

Среди российских учёных и религиозных деятелей, изучающих феномен религиозного сектантства, следует отметить работы таких исследователей, как: А. Васильев, Е.Н. Волков, Н.В. Дмитриева, Ц.П. Короленко, И. Куликов, А.В. Кураев, Л.Н. Митрохин, А.В. Саввин, О. Стеняев, М.П. Стурова, Д.А. Таевский, Н.А. Трофимчук, А.И. Хвыля-Олинтер, Н.В. Кривельская, А.А. Скородумов.

Наиболее интересными современными российскими работами в области исследования сектантства можно по праву считать труды А.Л. Дворкина, рассматривающего феномен сектантства с позиций Православного христианства, что, безусловно, отразилось на позиции и выводах, которые он сделал в своих работах.

Исследуя сектантство невозможно обойти рассмотрение вопросов о девиантной и делинквентной деятельности личности в обществе. Интересными в этой области можно считать труды Р.К. Мертона, а также российских учёных, изучающих различные формы аномии, таких как: О.В. Афанасьева, И.С. Ной, Н.А. Стручков.

Следует отметить, что в рамках отдельных дисциплин, в частности, социологии, социологии религии, религиоведения, исследование теоретических и практических проблем сектантства не сможет избежать узкопредметности и необъективности. Необходимо целостное, многостороннее исследование данного сложного феномена. Научная дисциплина, изучающая различные аспекты развития сектантства, влияющие на жизнь отдельной личности и всего общества в целом, находится в стадии становления. Поэтому на данный момент изучение этого уникального социального феномена, и его, наиболее опасных для безопасности личности и государства форм, возможно в рамках социальной философии.

Объектом исследования — является сектантство как уникальное социальное явление, существующее в различных социально-политических, экономических условиях и ориентированное на изменение окружающего социума, а также различные формы его проявления в современном мире.

Предмет исследования - сектантство как социально-философский, криминологический феномен, социально опасные формы его проявления в социуме и, в частности, в среде осуждённых к лишению свободы; средства и методы профилактики социально опасных форм сектантства.

Гипотеза исследования. Сектантство существует в различных формах, в том числе и наиболее часто - в социально опасных (криминальных) формах. Деятельность многих сект представляет опасность для жизни, здоровья и соблюдения прав личности. Практика показывает, что преступления, совершаемые адептами сект, а также преступления, связанные с их деятельностью, не принимаются за особый вид преступлений. Отсутствие чётких критериев выявления данного типа преступлений не позволяет создать эффективную систему профилактики криминальной деятельности сект в обществе, и, в частности, в среде осуждённых к лишению свободы, которые могут использовать традиции сектантства, методы и средства, применяемые сектами, в целях дестабилизации обстановки в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Предотвратить активную социально опасную деятельность сект в современном Российском обществе возможно только при объединении усилий правоохранительных органов, различных государственных и общественных структур.

Цель и задачи исследования. Основной целью исследования является комплексное социально-философское исследование сектантства в его наиболее опасных формах, являющихся криминологическим, дестабилизирующим фактором развития общества и разработка концепции профилактики данного феномена в Российском социуме, в частности, в среде осуждённых к лишению свободы.

Достижение поставленной цели связано с решением следующих теоретических и научно-практических задач: изучить историю возникновения, причины развития и функционирования сектантства, характер деятельности сект в разных социально-политических и экономических условиях мирового исторического процесса;

- уточнить понятия секта, сектантство, ритуальное преступление, антисоциальная религия, деформация сознания; дать классификацию основных видов сектантства и сект;

- изучить причины, механизмы и условия социально опасной деятельности сект, мотивированной стремлением их руководителей контролировать сознание и поведение личности в социуме;

- рассмотреть влияние сектантства в его наиболее опасных формах на стабильность и целостность общества, безопасность личности и государства;

- провести правовой анализ зарубежных правовых актов по обеспечению противодействия распространению сектантства с целью использования положительного опыта в совершенствовании отечественного законодательства в области обеспечение и соблюдения прав и свобод личности и укрепления государственной безопасности;

- определить комплекс теоретических и практических проблем совершенствования законодательства Российской Федерации, формы взаимодействия субъектов правоохранительной деятельности между собой и другими государственными организациями в вопросах предупреждения и пресечения криминальной деятельности сект;

- разработать рекомендации по предотвращению проникновения сект в государственные учреждения и органы, взаимодействию правоохранительных органов с другими ведомствами в целях выявления, пресечения и предупреждения преступлений, связанных с деятельностью религиозных, псевдорелигиозных и светских сект.

Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составляют фундаментальные положения философии, социологии, социальной психологии, теории государства и права, криминологии, религиоведения; общефилософские принципы диалектического и системно-структурного подходов к исследованию социальных явлений.

При исследовании социально опасных форм сектантства в современном обществе также применялись общенаучные и частные методы исследования (анализ, синтез, обобщение, наблюдение, логический и исторический методы, а также социологические методы исследования -опрос и анкетирование).

Исследование проводилось с учётом отечественного и зарубежного опыта изучения различных форм проявления сектантства в современном мире. В процессе работы над диссертацией были изучены и проанализированы международные правовые акты, действующее законодательство зарубежных стран и Российской Федерации, ведомственные акты, комментарии по уголовному праву, уголовно-процессуальному праву и уголовно-исполнительному праву.

Научная новизна исследования определяется, прежде всего, тем, что в диссертации осуществлено комплексное социально-философское исследование сектантства в его наиболее опасных формах как сложного социально-духовного феномена, раскрыты его возможные проявления в среде осуждённых к лишению свободы и разработана социальнофилософская концепция профилактики данного феномена в современном Российском социуме.

В процессе проведённого исследования получены следующие конкретные научные результаты:

- на основе выявления общих, основных и специфических черт и признаков различных сект и видов сектантства раскрыта сущность данного феномена в его наиболее социально-опасных формах как девиантно-деструктивной и делинквентной деятельности личности (групп людей) в обществе;

- сформулированы основные существенные признаки религиозных, псевдорелигиозных, светских сект; даны социально-правовые формулировки таких понятий, как: «секта», «сектантство», «деформация сознания», «ритуальное преступление»; дана классификация основных видов сектантства и сект;

- на основе анализа истории эволюции сектантства в мировом социуме раскрыт социально опасный характер деятельности большинства сект, в результате которой личности причиняется моральный и материальный вред, что приводит к её деградации и способствует отчуждению личности от социума;

- выявлены методы вовлечения, удержания и причины вступления в секты лиц различного социального положения, умственного развития, физического здоровья и психического состояния;

- раскрыт социально опасный характер современного сектантства, взаимовлияние преступности и сектантства в социуме и, в частности, в среде осуждённых к лишению свободы;

- предложены социально-правовые методы профилактики социально опасных форм сектантства, разработаны рекомендации по профилактике деятельности сект в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

- на основе анализа международного и отечественного опыта решения проблем, связанных с деятельностью религиозных, псевдорелигиозных, светских сект, определены возможные направления его использования в современной отечественной практике, а также формы взаимодействия с зарубежными правоохранительными органами;

- на основе выявления особенностей деструктивно-инновационной деятельности сект в современном социуме определены направления и формы взаимодействия субъектов правоохранительной деятельности между собой и другими государственными организациями в вопросах предупреждения и пресечения криминальной деятельности религиозных, псевдорелигиозных, светских сект;

- обоснованы теоретическая и практическая значимость комплексного изучения сектантства светской научной дисциплиной - «Секталогией».

Положения, выносимые на защиту:

1. Сектантство является уникальным социальным феноменом, существующим на протяжении длительного исторического периода и, проявляющимся в разных социальных, политических, экономических условиях в религиозной, псевдорелигиозной и светской формах.

2. Сектантство не есть прерогатива какой-то определённой категории людей, оно охватывает людей разного возраста, пола, социального положения, физического здоровья и психического состояния. В то же время существует категория «риска» - люди, пережившие стрессовые ситуации, имеющие психические отклонения, дети и лица преклонного возраста. Руководство сект предлагает адептам то, чего они лишены в обычной жизни, в обмен на использование сектой (тайно или явно) материального и духовного потенциала личности.

3. Секты - это особые социальные группы, имеющие свои ценности, принципы, цели (явные и тайные). Для достижения истинных целей (в соответствии с тайной доктриной, существующей в каждой секте при наличии официально пропагандируемого учения) руководители сект применяют к адептам и неофитам методы агрессивного манипулирования (контроля и деформации сознания), что приводит личность в состояние частичной или полной психологической зависимости, при которой адепт готов выполнить любой приказ. Таким образом, адептов сект можно рассматривать как потенциальных преступников, травмированных личностей, требующих после пребывания в секте длительного лечения (реабилитации).

4. По характеру и механизму деятельность религиозных, псевдорелигиозных, светских сект в их наиболее опасных формах проявления можно отнести к деструктивно-инновационной деятельности, проявляющейся в возникновении качественно нового (и неповторимого), что приводит к деградации отдельной личности и способствует развитию регрессивных процессов в обществе.

5. Криминальная среда (в том числе среда осуждённых к лишению свободы) является благоприятной для развития сектантства. В сектах, как и в преступных организациях, девиантно-деструктивная, делинквентная деятельность осуществляется в интересах отдельной личности за счёт интересов общества. Поэтому важным является профилактика развития сектантства в среде осуждённых к лишению свободы.

6. Сектантству можно и нужно противостоять, и это требование должно быть учтено при формировании системы национальной безопасности России. Профилактика антисоциальных (криминальных) форм сектантства должна стать частью государственной системы предупреждения преступности и оздоровления социально-экономической и духовной сфер жизни общества.

7. В целях пресечения экспансии религиозных, псевдорелигиозных, светских сект в современном обществе, а также профилактики социально опасных форм сектантства как в обществе в целом, так и в среде осуждённых к лишению свободы, необходимо комплексное изучение феномена сектантства (создание научной дисциплины - «Секталогии»); совершенствование законодательства Российской Федерации (в частности, введение в российское законодательство понятий «сектантство», «секта», «ритуальное преступление»); создание организации, объединяющей усилия правоохранительных органов, различных государственных и общественных структур, и координирующей на международном уровне деятельность правоохранительных органов по вопросам профилактики социально опасных форм сектантства

Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется использованием методологии комплексного подхода к исследованию сложных социальных явлений, обобщением и введением в научный оборот новых теоретических и эмпирических материалов, широким применением конкретных методов исследования, включая экспертные оценки, опросы и т.д.

В процессе работы над диссертацией были изучены, проанализированы отечественные и зарубежные литературно-научные источники. Полученную на основе результатов опубликованных исследований информацию автор дополнил результатами собственных исследований, которые осуществлялись с помощью таких методик, как интервью и анкетирование.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Многие проблемы, исследованные в работе, ранее либо не подвергались всестороннему изучению, либо требуют переосмысления применительно к новым тенденциям развития мирового сообщества и условиям развития нашей страны в XXI веке.

Сформулированные теоретические положения и практические выводы, полученные автором, способствуют расширению и углублению имеющихся в современной науке представлений - о сектантстве как уникальном социальном явлении, существующем в различных социально-политических, экономических условиях и ориентированном на изменение окружающего социума; о различных формах его проявления в современном мире, в том числе наиболее опасных экстремистских и тоталитарных формах; о средствах и методах профилактики социально опасных форм сектантства.

Проведённое исследование позволяет ввести в научны^ оборот авторские определения понятий «секта», «сектантство», «секулярная (светская) секта»; классификацию основных видов сектантства и сект.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что сделанные в ходе исследования выводы, предложения, рекомендации могут быть использованы для создания эффективной системы профилактики криминальной деятельности сект в обществе, и, в частности, в среде осуждённых к лишению свободы.

Материалы диссертации также могут быть использованы при подготовке учебных курсов по социальной философии, религиоведению, положены в основу спецкурса по сектантству или «Секталогии», необходимому для повышения квалификации государственных служащих и сотрудников правоохранительных органов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством их распространения в виде рекомендаций и методических пособий для практического применения в служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, военнослужащих внутренних войск, сотрудников аппарата Государственной Думы Российской Федерации, систему профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы, военнослужащих внутренних войск, подготовки законодательных актов и изменений в законодательные акты Российской Федерации.

Апробация результатов работы осуществлялась в научных докладах и сообщениях на Всероссийских и Международных конференциях и семинарах, в частности: IX и X Международных Рождественских образовательных чтениях (Москва, 2001-2002 г.г.); конференциях -«Государство и религиозные объединения» (Москва, 2002 г.), «Роль и место общественных объединений в негосударственной системе обеспечения национальной безопасности России» (Москва, 2003 г.), «Социальное служение религиозных организаций в пенитенциарной системе России: проблемы и перспективы развития» (Москва-Владимир, 2003 г.); парламентских слушаниях - «Проблема законодательного обеспечения государственно-церковных отношений в свете социальной концепции Русской Православной Церкви» (Москва, 2001 г.), «Предупреждение и борьба с терроризмом: российский и зарубежный опыт законодательного регулирования (этноконфессиональный аспект)» (Москва, 2003 г.).

Основные положения, выводы и рекомендации исследования изложены в научных статьях и методических разработках (всего по теме исследования опубликовано пять статей, практические рекомендации и методическое пособие).

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Тонконогов, Александр Викторович

Заключение.

Развитие феномена сектантства в мировом социуме во многих случаях представляет собой реальную угрозу как национальной безопасности отдельных стран (в том числе и России), так и стабильности во всём мире. Для своевременной профилактики социально опасных форм сектантства требуется разработка эффективных средств и методов социального и правового характера по нейтрализации религиозных, псевдорелигиозных, светских сект, необходимо изучение основных причин появления и активного развития сектантства в условиях процесса глобализации в экономике и политике.

Сектантство как социальный феномен не является чем-то принципиально новым, присущим только современной цивилизации, также его нельзя, с нашей точки зрения, рассматривать исключительно в виде религиозного сектантства (как это делают некоторые исследователи), а, исследуя лишь религиозное сектантство, обращают внимание на один объект исследования - христианские и псевдохристианские секты. Сектантство (особенно псевдорелигиозное и светское) до сих пор остаётся малоизученным явлением, несмотря на возрастающее влияние этого феномена на все сферы общественной жизни.

Сектантство, как нам представляется,- это социально-психологический феномен, существующий на протяжении длительного исторического периода в разных социально-политических и экономических условиях; являющийся проявлением деструктивной девиации и делинквентности, результатом деструктивного духовного развития отдельной личности, социальных групп и общества в целом.

Распространение сект в современной России связано с кризисом в духовной жизни общества, вакуумом в идеологии и отсутствием общегосударственной национальной политики. Люди пытаются найти в сектах защиту от всего негативного, что их окружает в повседневной жизни, сохранить ту соборность, которая исторически присуща менталитету народов России, и которая утрачивается в период реформ.

Сектантство в нашей стране вступило в новый период своего развития: секты уже не стремятся расширить круг своих членов за счёт рядовых граждан, адептов стараются вербовать из представителей власти и бизнеса. Для удержания социальной ниши, которую занимают секты на данный момент, сектанты создают подконтрольные им политические лобби, берут на содержание журналистов, экспертов и юристов, скупают недвижимость, то есть делают всё, чтобы заявить о себе как непреходящем факторе в Российской действительности, желая осуществить новый мощный рывок по наращиванию количества адептов.

Всё больше сект используют для легализации в социуме беспроигрышный фактор - активно выступают за борьбу против наркотиков, предлагая свои оригинальные методы лечения и антинаркотические программы, как, например, саентологи («Церковь Саентологии») и муниты («Церковь Объединения»).

К сожалению, многие государственные деятели не видят опасности в распространении сектантства, в том числе в его наиболее опасных формах — в деструктивно-девиантной и делинквентной. Противостоят сектантству сегодня либо представители традиционных для России конфессий, либо разрозненные активисты (в основном - родственники людей, попавших в секты). Консультациями по выводу из сект занимаются буквально единицы, а реабилитацией людей, пытающихся избавиться от сектантской зависимости (контроля сознания), практически не занимается никто, за исключением некоторых православных священников.

Предотвратить активную социально опасную деятельность сект в современном Российском обществе возможно только сообща, используя весь ресурс правоохранительных органов, различных государственных и общественных структур. Необходимо в срочном порядке выработать единую систему мер по профилактике социально опасных форм сектантства, выявления, предупреждения, пресечения преступлений, совершаемых адептами сект, в том числе, в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Отсутствие чётких критериев ритуальных и иного рода преступлений, связанных с развитием феномена сектантства, не позволяет создать эффективную систему профилактики по предупреждению преступной деятельности сект в социуме и, в частности, в среде осуждённых к лишению свободы, которые могут использовать традиции сектантства, методы и средства, применяемые сектами, в целях дестабилизации обстановки в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Религиозный терроризм, криминальность с религиозной мотивацией должны пресекаться законом так же, как и любое преступление. Именно государство должно защищать людей, особенно детей, от экономической, идеологической, сексуальной эксплуатации, от подавления их прав со стороны различного рода сект. Искоренение социально опасных форм сектантства на данном этапе развития мирового социума, как мы считаем, практически невозможно, однако принятие срочных мер по профилактике криминального проявления сектантства, как в России, так и во всём мире жизненно необходимо.

В целях плодотворной работы в данном направлении целесообразно создание координирующего органа - комиссии по расследованию социально опасной деятельности сект, которая осуществляла бы взаимодействие с антисектантскими учреждениями, действующими в других странах, сбор информации о распространении сектантства в России, а также контроль за субъектами правоохранительной деятельности, тем самым, исключая возможность дублирования, выполняемых ими функций.

Эффективная деятельность по профилактике социально опасных форм сектантства возможна только при наличии основательной научной и правовой базы. Необходимо выработать комплекс теоретических и практических проблем совершенствования законодательства Российской Федерации, а также формы взаимодействия субъектов правоохранительной деятельности между собой и другими государственными организациями в вопросах предупреждения и пресечения криминальной деятельности сект. Следует внести изменения и дополнения в некоторые законодательные и ведомственные акты Российской Федерации и, в частности, в Конституцию и Уголовный кодекс.

В связи с тем, что в рамках отдельных дисциплин - социальной философии, социологии, социологии религии, религиоведения, исследование практических и теоретических проблем сектантства не сможет, на наш взгляд, избежать узкопредметности и необъективности, представляется оправданным создание светской научной дисциплины «Секталогии», которая позволит осуществить целостное и многостороннее исследование данного сложного социально-психологического феномена Эта научная дисциплина продолжит разработку социально-философской концепции сектантства, в том числе в его наиболее опасных формах проявления как криминологического и дестабилизирующего фактора в развитии мирового и Российского социума.

Противостояние сектантству и особенно его социально опасным формам призвано обеспечить - соблюдение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод личности, укрепление государственной безопасности. Сектантству можно и нужно противостоять, и это требование должно быть учтено при формировании государственной системы национальной безопасности России.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Тонконогов, Александр Викторович, 2004 год

1. Европейские пенитенциарные правила. Сборник правовых актов. М., 2001. С. 27.

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. Сборник Законодательства России. М., Юринформ, 1996. С. 31.

3. Конституция Российской Федерации. М., Изд. Юридическая литература, 1995. С. 8-9.

4. Конституции государств Европейского союза. Под общ. ред. Окунькова Л.А. М., ИНФРА-М-НОРМА, 1997. С. 17.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Официальный текст. М., ИКФ «Омега-Л», 2000. С. 107.

6. Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей на сорокwпятой сессии. Официальные отчёты. Дополнение № 49 (А. 45. 49). Нью-Йорк, ООН, 1991. Т.1. С. 280.

7. Уголовиый кодекс Российской Федерации. Сборник Законодательства России. М., Юринформ, 1996. С. 360.

8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Сборник Законодательства России. М., Юринформ, 1996.С. 393.

9. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М., 1997. С.31.

10. Ю.Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Уголовное уложение. Свод законов Российской империи. Т. 1. Пг. 1916. С. 23.

11. Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о Совете Безопасности Российской Федерации» от 2 августа 199 г. № 949. Сборник Законодательства Российской Федерации. № 32.1999. С. 131.

12. Аванесов Г.А. Криминология. М., 1984. С. 335.

13. З.Андреев Д.Л. Роза мира. М., Товарищество «Колашников-Комаров и К»,1993. С. 159.

14. Агеев B.C. Механизмы социального восприятия. Психологический . журнал Т. 10. № 2. 1989. С.64.

15. Агурский Н. Идеология национал большевизма. Париж, 1980. С. 26.

16. Аксёнов Н. Щит и меч. № 40, 05. 10. 2000. С. 3.

17. Александровский Ю.А. Познай и преодолей себя. М., Профиздат, 1992. С. 75.

18. Алексеев В., Григорьев А. Религия Антихриста. Новосибирск, 1997. С. 34.

19. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. 2-е издание, дополненное и переработанное. М., Издательство МГУ, 1988. С. 158.

20. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. М., 1995. С. 54.

21. Антонян Ю.М., Голумб Ц.А. Предупреждение преступного поведения лиц с психическими аномалиями. М., 1984. С. 37.

22. Антонян Ю.М. Психологическое отчуждение личности и преступное поведение. Ереван, 1989. С. 9.

23. Афанасьева О.В. Творчество и самоуправление. Учебное пособие. М., 1999. 116 с.

24. Афанасьева О. В. Творчество как саморазвитие личности. М., «Луч», 1998.288 с.

25. Архиепископ Иоанн Береславский. Родовой поток. Б.м., б.г. С. 96.

26. Архиепископ Иоанн (Береславский). Православие святого Духа. М., 1999 г. С. 8.

27. Архиепископ Иоанн. Белое Евангелие: Об уникальных Явлениях Божией Матери последнего времени. М., 1995. С. 179.

28. Ачильдиев И. Идол. Юность, 1989. № 10. С. 58.

29. Байдаков Г.П., Артамонов В.В., Багреева Е.Г., Бужак В.Е., Мокрецов А.И. Деятельность религиозных организаций в исправительных учреждениях. Пособие. М., ВНИИ МВД РФ, 1995. С. 73.

30. Байкушев С. Серьёзно о сверхъестественном. М., Мысль, 1991.1. С. 24.

31. Банкова В. Отчего бунтуют клетки. Рабочая трибуна. 1993, 2 ноября.1. С. 2.

32. Баркер А. Новые религиозные движения. Практическое введение. СПб., изд. Русского Христианского гуманитарного института, 1997. 292 с.

33. Бахур В. Гипноз. Гипноз и сон. Наука и жизнь. 1980. № 5. С. 117.

34. Безбожник. № 25(128), 1925. С. 7.

35. Бердяев Н.А. Учение о перевоплощении и проблема человека // Переселение душ. СПб., М., 1994. С. 259.

36. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. С.- Петербург, издание М.В. Пирожкова, 1907. С. 126.

37. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. С. 194.

38. Бердяев Н. О фанатизме, ортодоксии и истине. Философские науки. №8. 1991. С. 125.

39. Березников А.А:, Макшанов С.И. Диагностика и профилактика суицидального поведения военнослужащих. СПб. СПВУРЭ ПВО, 1992. С. 5.

40. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М., Наука, 1994. С. 246.

41. Бехтерев В.М. Объективная психология. М., Наука, 1991. С. 195.

42. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета -Канонические. М., Российское библейское общество, 1999. 312 с.

43. Буганов В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви. М., 1991. С. 22.

44. Буркин А.И. Общество и национальная безопасность России. Научная литература. М., Изд. РАГС, 2003. С. 51-57.

45. Бурлуцкая Л. Тайные общества, или кто правит миром. М., Рипол Классик, 2003. 432 с.

46. Бонч-Бруевич В.Д. Избранные сочинения. Т. 1. М., 1959. С. 175.

47. Большой англо-русский словарь. Под общим руководством И.Р. Гальперина. В 2 томах. Т. 1. Изданье третье, стереотипное. М., «Русский язык», 1979. С. 49.

48. Васильев A.M. Пуритане ислама? М., 1967. С. 101.

49. Введение христианства на Руси. Ин-т философии АН СССР. Отв.ред. Сухов А.Д. М., Мысль, 1987. С. 120.

50. Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ) // Вебер М. Избранное. Образ общества. С. 123-127.

51. Вебер М. Хозяйство и общество // Избранные произведения. М., 1990. С. 517-520.

52. Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 277.

53. Вестник "Медицина для вас". № 14 (21). Июль 1996. С. 18.

54. Вицин С.Е. Системный подход и преступность. М., 1980. С. 45.

55. Вишняков В. Не дай нам, Бог, сойти с ума? Российская газета. 1994 . 14 мая. С. 3.

56. Вишняков В. Сказки учителя Виссариона. Российская газета. 1994. 30 июля. С. 3.

57. Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. М., 1996. № 3. С. 4-10.

58. Волконский М.Н. Тёмные силы. М., 1994. С. 176.

59. Вольнсй К. Избранные атеистические произведения. М., 1962. С. 66.

60. Воробьевский Ю. Ю. Путь в Апокалипсис: Шаг змеи. М., 1999.1. С. 73.

61. Гаврюшин Н., Р. Лаут, О. Шпенглер и «христианство Достоевского». Общественные науки и современность. 1990. № 2. С. 207.

62. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. Том 1. Харьков. Епархиальная Типография. 1916. С. 134.

63. Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. М., 1995. С. 17.

64. Гараджа В.И. Социология религии. М., Аспект пресс, 1996. С. 238.

65. Гитлер А. Моя борьба. М., «Витязь», 2000. С. 248.

66. Годфруа К. Что такое психология. В 2 т. Т. 1. М., Мир, 1992. С. 142.

67. Головнин В. Японцы готовят петлю для Асахары. «Эхо планеты», № 18-19 (785-786), 2003. С. 11.

68. Голубинский Е.Е. История Русской церкви. Т.1.Ч.2. М.,1997. С. 849.

69. Гольбах П. Система природы. М., 1940. С. 218.

70. Горшенков А.Г., Горшенков Г.Г., Горшенков Г.Н. Преступность как объект управленческого воздействия. Сыктывкар, 1999. С. 31.

71. Государственный архив Российской Федерации Ф. 393. Оп. 2. Д. 1633. Л. 104.

72. Григулевич И.Р. Пророки «новой истины». М., Политиздат. 1983.1. С. 84.

73. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. М., Политиздат, 1989. С. 250.

74. Гримак Л. Беда! «Царица мира» вещает из эфира. Рабочая трибуна. 1994, 13 мая. С. 2.

75. Гужева Н. 25-й кошмар. Собеседник. № 7. 2003. С. 25.

76. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Выпуск 3. М., «Ди Дик», 1994. С. 568-569.

77. Гуров А.И. Профессиональная преступность. Прошлое и современность. М., 1990. С. 40-41.

78. Даль В.И. Записка о ритуальных убийствах. СПб., 1913. С. 127.

79. Дворкин А.Л. Прозрение. Православный информационно-просветительский журнал. 1999. № 2. (3). С. 91.

80. Дворкин А.Л. Пророки и боги мормонов. Издательство Московской Патриархии. Сергиев Посад, 1999. С. 30.

81. Дворкин А.Л. 10 вопросов навязчивому незнакомцу или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. Издательство Московской Патриархии. Сергиев Посад, 2000. С. 10.

82. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. Нижний Новгород. Изд. Во имя Св. князя Александра Невского, 2002. 816 с.

83. Джалагония В. Россия вглядывается в зеркало. «Эхо планеты», № 43, октябрь 2002 г. С. 8.

84. Долгова А.И., Кригер В.И., Серебрякова В.А., Горбатовская Е.Г. Основы криминологии для практических работников. М., 1988. С. 121.

85. Достоевский Ф.М. Бесы: Роман: Ч. 3. Лениздат. 1990. С. 220.

86. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. С. 57.

87. Дюркгейм Э. Норма и патология. Социология преступности. М., 1966. С. 39.

88. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1996. С. 123.

89. Епископ Иоанн, о. Николай (Румянцев). Исповедь поколения. М., 1991. С. 26-42.

90. Ершов А.А. Взгляд психолога на активность человека. М., Луч. 1991. С. 6.91.3амалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. Л., Лениздат, 1991. С. 5.

91. Иванчиков М. Ловцы душ человеческих предстанут перед судом // Российская газета. 1994. 1 сентября. С. 3.

92. Иванов В. Ф. Православный мир и масонство. Харбин, 1935. С. 20.

93. Игнатенко А. Мусульманская защита от ваххабизма: Антиваххабитский закон, принятый в Дагестане,- попытка решить острую общественную проблему общероссийского масштаба. Независимая газета. 1999 г. 1 декабря. С. 16.

94. Ильин И.А. О России. М., Студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова, «Российский архив», 1995. С. 23.

95. Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991. С. 67.

96. История религий в России. Учебник. Под общей редакцией Н.А. Трофимчука. М., Издательство РАГС. 2002.592 с.

97. История религий. А.Ельчанинов, В.Эрн, П.Флоренский, С.Булгаков (Репринт 1909 г.). М., 1991. С. 188-189.

98. История Русской Церкви. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. 1991 . С. 243.

99. ЮО.Калинин А. Явился некто в белых ризах из Амстердама. Комсомольская правда. 27 апреля. 1994. С. 3.

100. Кант И. Сочинения в шести томах. Т. 4, ч. 1.М., 1996-1966. С. 474. Ю2.Кант И. О темпераменте. Психология индивидуальных различий. Сборник. М., МГУ, 1982. С. 149.

101. ЮЗ.Катунский А.Е. Старообрядчество. М., «Политиздат», 1972. С. 14. Ю4.Кинг Ф. Современная ритуальная магия. М., Локид-миф, 1999. С. 32-35.

102. Ю5.Клибанов А.П. Из мира религиозного сектантства. М., «Политиздат», 1974. С. 123.

103. Юб.Клибанов А. И. Религиозное сектантство и современность. М., 1969. С. 73.

104. Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е гг. XIX в.- 1917 г.). М., 1965. С. 45.

105. Ю8.Клибанов А.И. Критика религиозного сектантства. М., 1974. С. 12. Ю9.Клизовский А.И Правда о масонстве. Ответ на книгу В.Ф. Иванова «Православный мир и масонство». Рига, 1990. С. 12.

106. Ю.Колесников А. Жертвоприношение. Московские новости, 1994. № 53 (30 октября 6 ноября). С. 4.

107. Колосовская С. Чумная волна. Смена. 1994. № 3. С. 35.

108. Кони А.Ф. Смертная казнь в Европе. Казань, 1908. С. 93. ПЗ.Коран. Пер. Крачковского И.Ю. Народная академия культуры иобщечеловеческих ценностей, 1990. 498 с.

109. Н.Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. Новосибирск, 1999. С. 333.

110. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. Деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск. Наука, 1990. С. 5.

111. Кравчук В.В. Новые религиозные движения в современной России. Религия, политика и права человека. Материалы конференции. М., Институт религии и права, 2002. С. 204.

112. П.Кречмер Э. Строение тела и характер. Психология индивидуальных различий. Сборник. М., МГУ, 1982. С. 238.

113. Кривельская Н. Осторожно: деструктивные религиозные организации на территории России. Обозреватель. Информационно-аналитический журнал. № 5 (122), май 1999. С. 98.

114. Кри вельская Н.В. «Новое религиозное сознание» угроза духовному благополучию россиян // ЛДПР. 1997. № 10 (40). С. 12.

115. Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. М., «Благовест», 1999. С. 47.

116. Криминология. Учебник. Под ред. Кудрявцева В.Н., Эминова В.Е. М., Юристь, 1997. С. 265.

117. Кроули А. Магия в теории и на практике. М., Лок-Пресс, 2001. С. 7.

118. Куликов И. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. Изд. 3-е, дополненное и переработанное. Т.1. Сатанизм: аналитическое исследование. М., 1999. С. 43-45.

119. Курганов С.И. Социология для юристов. М., 1999. С. 57.

120. Лавей А. Ш. Сатанинская Библия. Unholy Wold F.O.D. б/м, б/д.1. С. 54.

121. Леви В.Л. Искусство быть собой. Издание обновлённое. М., Знание, 1991. С. 227.

122. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Изд. 5-ое. М., изд. Политическая литература, 1976. Т.6. С. 70.

123. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. С. 12.

124. Листовка «Белого Братства». «Бесы выносят приговор Богу Живому МАРИИ ДЭВИ ХРИСТОС» Б.м., 1993. 4 с.

125. Макдауэлл Дж., Стюарт Д. Обманщики. Во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей. М., «Протестант», 1993. С. 105.

126. Малиновский Б. Магия, наука и религия. Магический кристалл. Сборник. М., 1992. С. 84-87.

127. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2. Т. 22. М., Гос. изд. Полит, лит., 1962. С. 478. •

128. Мартин У. Царство культов. СПб., «Логос», 1992. С. 278.

129. Массэ А. Ислам. М., 1982. С. 156.

130. Материалы международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты угроза 21 века». Нижний Новгород. Изд. Братства св. Александра Невского. 2001. 306 с.

131. Мельников П.И. (А.Печерский). На Горах. Роман в 2 кн. М., Сов. Россия, 1986. С. 112.

132. Мертон Р. Социология преступности. М., 1966. С. 311.

133. Мертон Р. Социальная структура и аномия. М, 1992. С. 299.

134. Метелина Г. Ну и Мун с нами. «АиФ-МОСКВА». № 1-2, 2003. С. 3.

135. Милюков П. Очерки по истории Русской Культуры. В 2 ч. Пятое издание. Часть вторая. Петроград. «Типография Главнаго Управления Уделов», 1916. С. 133-143.

136. Минаков А.Ю. Сектанты и революция. Справочник «Религии и секты в современной России» Компакт-диск. Версия 2.0. Новосибирск, 2001. Раздел Документы.

137. Монтгомери Дж. Рассвет. 7 миллионов церквей в 2000 г. М., 1993.1. С. 58.

138. Мун С.М. Учебник Мира во всём мире. Появление истинных родителей и идеальной семьи. Б.м., б.г. С. 17.

139. Мун Х.-Д. X. Истинные Родители и Эра Завершающего Завета. М., Христианское издательство «М.З. и К.», 1993. С. 28.

140. Мышляев С. Гипноз. Личное влияние? СПб., ПМИ, 1992. С. 45.

141. Непомнящий Н.Н. Алистер Кроули. М., «АСТ», 1999. С. 73.

142. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. 2-е издание. М., «Просвещение» «Владос». 1995. С. 152-350.

143. Никольский Н.М. История русской церкви. 3-е изд. М., Политиздат, 1983. С. 317-320.

144. Нилус С.А. Близ есть, при дверех. СПб., САТИСЪ, 2002. 384 с.

145. Новые религиозные организации России: деструктивного, оккультного и неоязыческого характера. Восточно-мистические группы. Справочник. Науч. ред. Трофимчук Н.А., Овсиенко Ф.Г., Одинцов М.И. М., «Паломникъ», 2002. С. 15-20.

146. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. Изд. 3-е, дополненное и переработанное. Т. 4. Восточно-мистические группы. 4.1. Авт. Сост. Куликов И. М., «Паломник», 2000. С. 17.

147. Петров Н. Самовнушение в древности и сегодня. М., Прогресс, 1986. С. 31.

148. Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера. Смоленск, РУСИЧ, 1993. С. 198.

149. Платонов О. А. Терновый венец России. М., 1998. С. 367.

150. Повесть временных лет. Ч. 1. М., Л., 1950. С. 86.

151. Покровский М.Н. Очерк истории русской культуры. Ч. 2, 5-е изд. М., 1923. С. 38.

152. Полищук Ю., Осипов С. Духовная жвачка? Аргументы и факты. 1994. № 27. С. 12.

153. Последний Завет. Предвозвещение. 1995. б. м.

154. Потапов С.М. Словарь жаргона преступников Народный комиссариат внутренних дел (блатная музыка). № 30965. 196 с.

155. Православная церковь. Современные ереси и секты в России. СПб., 1997. С. 6.

156. Привалов К.Б. Секты: досье страха. М., Политиздат, 1987. С. 83-191.

157. Прозрение. Православный информационно-просветительский журнал. Приложение к «Журналу Московской Патриархии». Сергиев Посад, № 1(6)2001.96 с.

158. Пронина JI. Белая горячка. Рабочая трибуна. 1993. 30 ноября. С. 2.

159. Психология. Словарь. Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е издание, исправленное и дополненное. М., Политиздат, 1990. С. 32.

160. Путинцев Ф. Политическая роль сектантства. М., 1928. С. 52.

161. Разинкин B.C. Воры в законе и преступные кланы. М., 1995. С. 27.

162. Религия и закон. Правовые основы свободы совести и деятельности религиозных объединений в странах СНГ и Балтии. Сборник правовых актов. Сост. Протопопов А.О. М., Юриспруденция, 2002. С. 17.

163. Религиозно-политический экстремизм и агрессия против Дагестана: «Круглый стол». Народы Дагестана (Махачкала). 1999. 9 сентября. С. 10-14.

164. Религиоведение. Под редакцией. Яблокова И.Н. М., Гардарики, 2000. 536 с.

165. Религии и секты в современной России: Краткий справочник. Новосибирск, 1997. С. 166.

166. Рименшнейдер Г. «Об организации криминологической службы в ФРГ». 1961. С. 27.

167. Рой К. Христианство в современном мире. М., 1997. С. 42.

168. Российские чиновники в 1993 г. покровительствовали «АУМ Синрикё» // Православная Тверь. 1997. № 5-7. С. 42-44.

169. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., Прогресс, 1993. С. 51.

170. Сабитов Р.А. Посткриминальное поведение. Томск, 1985. С. 8.

171. Саентология. Теория и практика современной религии. Нью Эра Пабликейшенс. Копенгаген, 1998.291 с.

172. Сандулов Ю.А. Тайный мир сатанистов. История и современность. СПб., «Лань», 1997.256 с.

173. Секты против Церкви. Составитель Дворкин А.Л. М., Издательство Московской Патриархии, 2000. 736 с.

174. Скобенников А. Под сенью пентаграммы. Щит и меч. 5 июля, 2001. С. 3.

175. Скородумов А.А. Философия. Сектантство как социальное явление. В 2 ч. Часть 2. Философско-психологический анализ. СПб., 1995. 83 с.

176. Словарь иностранных слов. Издание 14-е, исправленное. М., «Русский язык», 1987. 608 с.

177. Слово Виссариона, являющего последний завет от пославшего его Отца Небесного. М., 1993. С. 23.

178. Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение: (Народы Нижнего Амура). М., Наука, 1991. С. 7.

179. Соколовская Я. Мария Дэви Христос, она же Марина Цвигун, отправлена по этапу. Известия. 1997 г. 9 января. С. 2.

180. Сокращённое изложение Догматов Веры по учению Православной Церкви, Преосвященнейшего Платона, Архиепископа Костромского и Галичскаго. М., «ЛЪСТВИЦА», 1999. 348 с.

181. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. Т. 2.М., 1957. С. 157.

182. Сторожевая башня.01. 05. 2000. С. 5.

183. Стручков Н.А. Преступность как социальное явление. Ленинград, 1979. С. 29.

184. Таевский Д.А. Христианские ереси и секты 1-21 веков. Словарь. М., Intrada, 2003. 392 с.

185. Тальберг Н. История русской церкви. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. 1994. С. 37.

186. Татищев В.Н. История Российская. В 7 т. Т. 1.М., Л., 1962. С. 67.

187. Твен М. Собрание сочинений. В 12 т. Т. 2. М., 1952. С. 32.

188. Терехов А. Как убивают душу. Совершенно секретно. 1994, № 9.1. С. 4.

189. Трёльч Э. Социальные учения христианских церквей и групп // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. Ч. 1. М., 1987. С. 17-83.

190. Тухолка С. Оккультизм и магия. М., 1993. С. 23.

191. Угринович Д.М. Психология религии. М., Политиздат. 1986. С. 57.

192. Файзуллаев А.А. Мотивационные кризисы личности. Психологический журнал. 1989. Т. 10, № 3. С. 23-25.

193. Филатов С. Современная Россия и секты. Иностранная литература. 1996 г. № 8. С. 208.

194. Фрейд Э. Будущее одной иллюзии. Сумерки богов. Сходство между религией и навязчивым неврозом. М., «Политиздат», 1993. С. 13-15.

195. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992. С. 15-165.

196. Фурман Д.Е. Трагедия Джонстауна и американские секты // США -экономика, политика, идеология. № 6. 1979. СЛ.

197. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., Республика. 1994. С. 201.

198. Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992. С. 101.

199. Ю.Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. С. 124-125.

200. Фромм Э. Характер и социальный процесс. Психология личности. Сборник. М., МГУ,1982. С. 53.

201. Характеристика осуждённых к лишению свободы. По материалам специальной переписи 1999 г. Под ред. Михлина А.С. М., Юриспруденция. Т 2. С. 28.

202. Хасан С. Освобождение от психологического насилия. СПб, 2001. «Церковь объединения», об опасности которой предупреждает Европарламент// Невское время. 30 сентября. 1995. С. 45.

203. Хвыля-Олинтер А. Люди погибели. Сатанизм в России: попытка анализа. М., Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2000. С. 97-182.

204. Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М., 1996. 84 с.

205. Хёне Г. Орден «Мёртвая голова». История СС. Смоленск, «Русич», 2002.576 с.

206. Цыкунов И.В. Оккультные тайны криминальной России. М., ООО Изд. Яуза, 2002. С. 128.

207. Шатенштайн Л.С. Мултанское дело. 1892-1896 г.г. Ижевск. 1960.1. С. 43.

208. Шерток Л. Непознанное в психике человека. М., Прогресс, 1982. С. 228.

209. Щипков А. Секта и личность. Смена. 1993, 13 августа. С. 4.

210. Шляпочников А.С. Общие меры предупреждения преступности. М., 1972. С. 47.

211. Шосторм Э. Анти Карнеги, или Человек - манипулятор. Минск. 1992. С. 30.

212. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. С.-Петербург, «Амфора», 2001. С. 67-70.

213. Шримад-Бхагаватам. Песнь 2. Глава 3. Комментарий к тексту 19. б.м., б.д. С. 27.

214. Юнг К.Г. Аналитическая психология. СПб. МЦНК и Т «Кентавр»: Институт личности, 1994. С.38.

215. Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1992 г. С. 12.

216. Юсмалос. Вероучительный журнал. 2001 г. № 8. С. 15.

217. Афанасьева О.В. Творчество личности как социально-духовный феномен. Дисс. доктора социологических наук. М., 1999. С. 25-203.

218. Давыдов Ф.Ф. Организация сотрудничества исправительных учреждений с религиозными организациями. Дисс. кандидата юридических наук. Академия управления МВД РФ. 2000. С. 17-97.

219. Саввин А.В. Современный сатанизм: идейные истоки, доктрина, практика. Дисс. кандидата философских наук. М., РАГС, 1999. С. 23-102.

220. Сухарев А.Я. Феномен российской преступности в переходный период: тенденции, пути и средства противодействия. Дисс. докт. юрид. наук. М., 1986. С. 53.

221. Григорьева JI.H. Нетрадиционные религии в современной России: социальная природа и тенденции эволюции. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. М., 1994. С. 16.

222. Евланова О.А. Участие частных детективных и охранных предприятий в борьбе с преступностью: криминологический аспект. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М., 1999. С. 3.

223. Яковлев О.В. Моделирование криминогенности социально опасных явлений. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. юр. наук. М., 1999. С. 15.

224. Bergman Jerry R. Jehovan,s Withness and the Problem of Mental Illness. Clayton, 1992. P. 174-196.

225. Durkheim E. Les formes elementaires de la vie religiesuse. Paris, 1912. P. 635.

226. Habbard L. Ron. The Volunteer Minister, s Handbook. Denmark, 1980. P. 355.

227. Heelas P. Exegesis: Methods and Aims. 1987. P. 17.

228. How to Start and Continue Bible Discussions. New York Brooklyn: WBATS, 1994. P. 3-4.

229. Jest A. Les sectes en France: Rapport fait au nom de la commission d'Enquete sur les sectes, document mis en distribution le 10 janvier 1996. P. 13.

230. Jonson. R. Counter Culture and the vision of Jod. Minneapolis. 1971.1. P. 23.

231. LaVay Anton Szandor. The Satanic Bible. N. Y. 1969. P. 27.

232. Lifton R.J. Thought Reform and the Psychology of Totalism. A Study of «Brainwashing» in China. N. Y., 1961. P. 7-37.

233. Malinowski B. Magie, Wissenschaft und Religion. Frankfurt, 1973.1. S. 67.

234. Marrs T. Dark Secrets of the New Age: Satan's Plan for a One World Religion. Westchester, 1987. P. 37.

235. Merton R.K. Social Theory and Social Structure. N.Y., 1957. P. 140.

236. Moon S.-M. Christianity in Crisis. New hope. New York: HAS-UWC. 1986. P. 28.251 .Radcliff Braun A. Structure and Functions in Primitive Society. London, 1959. P. 154.

237. Satherland E. On Analyzing Crime. Ed by К Schuessler. Chicago and London. 1972. P. 43.

238. Swihart P. The Edge of Death. S.I., 1978. P. 17.

239. Tanner J. & S. The Changing World of Mormonism. Chicago. Moody, 1980. P. 173.

240. Troeltsh E. Die sociallehren der christlichen Kirchen und Gruppen// Gesammelten Schriften. Bd. 1. 3. Tubingen, 1923. S. 362-367.

241. White W. Crime and Criminals. New York, 1933. P. 43.

242. Интернет www. vissarion. ru.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.