Семиосфера этнической культуры мордвы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Митина, Виолетта Валериевна

  • Митина, Виолетта Валериевна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2012, Саранск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 180
Митина, Виолетта Валериевна. Семиосфера этнической культуры мордвы: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Саранск. 2012. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Митина, Виолетта Валериевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. СЕМИОСФЕРА ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ

С ПОЗИЦИИ СЕМИОТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.

1.2 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО АНАЛИЗА СЕМАНТИКИ ЭТНОКУЛЬТУРЫ МОРДОВСКОГО НАРОДА.

Глава 2. СТРУКТУРА СЕМИОСФЕРЫ ЭТНОКУЛЬТУРЫ МОРДВЫ

2.1 СИМВОЛИЧЕСКИЙ КОД

ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МОРДВЫ.

2.2 МОДЕЛЬ СЕМИОСФЕРЫ

ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ.

2.3 РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СЕМИОСФЕРЫ

В ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ МОРДВЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Семиосфера этнической культуры мордвы»

Актуальность исследования. В настоящее время на фоне глобализации, процессов всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации в социальной среде происходит национальное возрождение, отражающее повышение интереса к этнической культуре, традиции и языку. В этой связи приобретают актуальность исследования в области семиотики этнокультуры мордвы (мокши и эрзи), которые способствуют изучению архаичных праоснов этнического сознания.

Наследие народного художественного творчества, декоративно-прикладного искусства сохраняют до наших дней символы и знаки прошлого, раскрывающие картину мира древней мордвы. Осмысливая многочисленные источники материальной и духовной культуры мордовского народа, одного из древнейших народов России, многие исследователи проявляют интерес к познанию информации, заложенной в артефактах культуры мордовского народа (мокшанского, эрзянского). Особое место занимают исследования, в которых рассматриваются орнаментальные мотивы народного художественного творчества.

Декоративно-прикладное творчество мордвы имеет древнюю историю и тесно связано с природно-климатическим пространством и хозяйственными занятиями этноса. В процессе взаимодействия природного и человеческого формировались народные символы, отражавшие коллективные представления о мире, переживания главных событий в жизни и труде человека, то есть выстраивалась своего рода цепочка в системе человек - природа - культура. Оригинальность культурно-языковой структуры мордовского этноса, заключающаяся в субэтническом (мокша и эрзя) построении, существенным образом отражалась в промыслово-хозяйственной деятельности (материальной культуре) и религиозно-обрядовой деятельности народа (духовной культуре).

Этническая культура мордвы - культура традиционного типа -отличается высокой символической активностью, что можно проследить при рассмотрении устного, музыкального, танцевального, песенного народного творчества. Однако наибольшей наглядностью и образностью обладает декоративно-прикладное творчество, в изделиях которого, как в форме, так и в орнаментальном декоре, прослеживаются различные временные пласты символической информации, в том числе наиболее древнего происхождения. Наглядность декоративно-прикладного творчества способствовала обращению к нему исследователей, художников и мастеров, в творчестве которых интерпретировались архаические символические тексты.

Труды исследователей, посвященные изучению специфики народного художественного творчества мордвы, характеризуются локальным рассмотрением символического пространства этнической традиции мордвы. Как правило, они затрагивали отдельные компоненты целостной структуры семиотического этнокультурного пространства. Таким образом, остается неисследованной проблема прочтения символического текста в поле традиционного социального пространства и времени его функционирования как целого. Данная концепция -изучение семиосферы мордовской культуры представляется своевременной.

Актуальность исследования обусловлена рядом причин: во-первых, назревшей необходимостью выявления места и роли ценностных достижений традиционной культуры мордвы в глобальном этнокультурном пространстве; во-вторых, назревшей необходимостью выявления специфики символической информации этнической культуры мордвы; в-третьих, возможностью решения проблемы объективного восприятия смысла знаков и символов, связанных с национальным самосознанием в целях максимального адекватного воссоздания целостной картины этнокультурного развития народа.

Степень теоретической разработанности проблемы. Междисциплинарный характер настоящего исследования вызвал необходимость анализа трудов, созданных в русле различных научных дисциплин: культурологии, истории, этнографии, философии, лингвистики и психологии.

Первую группу составляют материалы в области семиотики культуры зарубежных и отечественных исследователей, представителей различных школ и направлений. Первые шаги связаны с именами американского математика, логика, естествоиспытателя и философа Ч. Пирса и швейцарского лингвиста Ф. де Соссюра. Далее следует обозначить Р. О. Якобсона и Н. С. Трубецкого (структурная лингвистика); В. Я. Проппа и Ю. Н. Тынянова (структурное литературоведение); Р. Барта, А. Греймаса, Ж. Лакана, К. Леви-Стросса, М. Фуко и др. (французские исследователи, использующие структурные методы в анализе социальных и культурных явлений).

Ко второй группе относятся труды ведущих представителей тартуско-московской семиотической школы. Одним из основоположников структурно-семиотического метода изучения литературы и культуры в отечественной науке является Ю. М. Лотман, известный советский литературовед, культуролог и семиотик. Именно он ввел в научный оборот термин «семиосфера», понимаемый как присущее данной культуре семиотическое пространство. Построение модели семиосферы традиционной культуры позволяет расшифровать язык культуры, выявить ее собственные понятия и специфическую логику. Отметим также труды Н. С. Автономовой, А. В. Васильевой, Е. В. Волковой, Б. М. Гас-парова, М. Л. Гаспарова, Б. Ф. Егорова, Вяч. Вс. Иванова, Л. Н. Киселевой, Г. С. Кнабе, Ю. М. Лотмана, А. М. Пятигорского, Ю. С. Степанова, Л. Н. Сто-ловича, В. Н. Топорова, Б. А. Успенского, И. А. Хабарова, И. А. Чернова и др.

Третья группа представлена исследованиями в области семантики этнической культуры мордвы. Предпосылкой становления и развития семиотического подхода стали труды этнографов, целью которых был сбор и систематизация описательных материалов. Это труды этнографов конца XVIII - начала XX в.: И. Георги, П. С. Палласа, И. Лепехина, В. Н. Майнова, П. И. Мельникова, И. Н. Смирнова, Н. Н. Харузина, У. Харва, А. Хейкеля, А. Хямяляйнена, А. А. Шахматова. Обширный этнографический материал подготовлен в первой половине XX в. следующими исследователями: В. Н. Белицер, А. А. Гераклитов, М. Е. Евсевьев, П. Д. Степанов. С середины 1960-х гг. в процесс этнографического изучения мордовского народа активно включились исследователи нового поколения: В. А. Балашов, В. Ф. Вавилин, Г. А. Корнишина, А. С. Лузгин, Н. Ф. Мокшин, JI. И. Никонова, А. Д. Шуляев, В. А. Юрчен-ков. В отдельную группу работ следует отнести труды исследователей, изучающих народное и современное декоративно-прикладное искусство мордвы (Т. Н. Гвоздева, Т. А. Крюкова, Н. И. Шибаков).

Было определено, что первые попытки осмысления значения знаков и символов предприняты в исследованиях, где главным объектом познания является непосредственно знак, родовой знак или знак как элемент общей системы (орнамента вышивки традиционного комплекса костюма мордвы, орнамента домовой резьбы, орнамента резьбы на бытовых предметах, декора украшений, родовых знаках и т.д.). Это труды этнографов, археологов, искусствоведов, в которых авторы в рамках исследования лишь косвенно касаются осмысления значения знаков. К ним следует отнести работы Н. И. Гаген-Торн «Женская одежда народов Поволжья»; А. Е. Алиховой «Материальная культура средне-цнинской мордвы VIII - XI вв.»; И. М. Петербургского «Материальная и духовная культура мордвы в VII - X вв.»; Т. П. Прокиной «Мордовский народный костюм».

Семиотический подход к этнической культуре мордвы нашел применение в трудах В. Н. Мартьянова, В. И. Рогачева, Н. В. Рябова. Среди наиболее значимых представителей, изучающих символический язык орнамента изделий народного художественного творчества мордвы как единой определившейся системы, следует отметить В. И. Рогачева. В его филологических исследованиях семиотический подход позволил наиболее полно проанализировать семантику символов декоративно-прикладного творчества мордвы, раскрыть утилитарную функцию знаков, семейно-родовых серм (знаки собственности).

В последние несколько лет значительно возрос интерес к изучению этнической культуры мордвы с позиции системного подхода. В данных исследованиях традиционная культура мордвы рассматривается как целостная система, в рамках которой функционируют ее структурные компоненты. Это труды А. Н. Павловой, И. JI. Сиротиной, Т. А. Шигуровой, Н. Г. Юрченковой; статьи

В. М. Приваловой, В. С. Святогоровой, А. М. Шаронова; диссертационные работы А. Г. Бурнаева, Е. А. Вдовина, А. С. Зинцовой, И. В. Хомяковой.

Таким образом, выявлено, что в изучении символического пространства этнокультуры мордвы на данном этапе отсутствуют труды с целостным анализом ее символического пространства. Для более адекватного прочтения символической информации этнической культуры мордвы требуется переход от узкоспециального к междисциплинарному подходу. Как справедливо отмечает теоретик культуры А. Я. Гуревич, «для того, чтобы проникнуть в сознание людей минувших времен и восстанавливать его структуру, необходимо расширить круг источников, которые могли бы дать нужные ответы, и интенсивно использовать методики других дисциплин, от психологии до лингвистики и семиотики. Разработка методов синтетического подхода к пониманию и изображению общества и его развития, невозможна без полидициплинарности» [42, с.87]. Таким образом, изучение семиосферы этнокультуры мордвы как целостной системы с позиции семиотического подхода представляется актуальным, что, в свою очередь, подчеркивает важность данной работы.

Источниковая основа исследования опирается на этнографические материалы, хранящиеся в фонде Научно-исследовательского института гуманитарных наук (НИИГН) ,- это труды И. Г. Георги, П. С. Палласа, И. И. Лепехина, а также полевые материалы П. Д. Степанова и В. Н. Мартьянова.

В работе использован обширный этнографический материал, обнаруженный в фондах Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи, Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея им. И. Д. Воронина и Рузаевского филиала краеведческого музея, а также Арзамасского историко-художественного музея.

Дополнительным источником для написания диссертации является собранный автором иллюстративный материал народного творчества мордвы, представленный в приложении. Главным образом это фотоматериал, собранный на территории Мордовии в следующих городах и населенных пунктах: г. Саранск, г. Рузаевка, г. Инсар, с. Рузаевка (Рузаевский район), д. Кулишейка

Рузаевский район), с. Большое Маресьево (Чамзинский район), с. Большое Игнатово (Большеигнатовскнй район); а также за пределами республики -г. Арзамас, г. Пенза. Автором составлен иллюстративный ряд в приложении и презентации из следующих интернет-источников: сайт «Российский государственный архив кинофотодокументов» [106], историко-этнографический сайт «Зубова Поляна» [124], портал «Финно-угорский культурный центр Российской Федерации» [159], сайт «Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи» [62], сайт «Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей им. И. Д. Воронина» [55], форум «Пургасова русь» [18], сайт «Старая Пенза» [134], форум «Живой журнал» [110], портал «Наследие финно-угорских народов» [76], сайт «Кунсткамера» [120].

Гипотеза научного исследования.

Этнокультура мордвы представляет собой сложноструктурированную семиосферу, компоненты которой рассматриваются как знаковые образования, участвующие в коммуникации и являющиеся носителями специфической семиотической информации.

Под семиосферой этнической культуры мордвы понимается пространство символической деятельности коллектива. Семиосфера культуры мордовского этноса составляет ее особый облик, наглядно репрезентируемый в артефактах народного творчества, которые могут рассматриваться как носители памяти. Специфику семиосферы этнической культуры мордвы определяет ее двойственность. Субсемиосферы мокшанского и эрзянского этносов не являются противопоставляемыми и имеют в своей основе множество схожих черт, выраженных в архаической семиотической информации, заложенной в языке, мифе, древней религии, в знаках орнаментального декора. Предполагается, что построение модели семиосферы будет способствовать систематизации, структурированию не только символических явлений, но и процессов, происходящих внутри изменяющегося символического пространства.

Объектом исследования является этнокультура мордвы.

Предметом - семиосфера этнической культуры мордвы.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении особенностей семиотической информации, содержащейся в семиосфере этнокультуры мордвы, что достигается решением следующих основных задач:

• рассмотреть основные подходы к изучению культуры с позиции семиотического анализа;

• проанализировать становление и развитие научного анализа семантики этнокультуры мордовского народа;

• определить символический код традиционной культуры мордвы;

• построить модель семиосферы этнокультурной традиции;

• рассмотреть репрезентацию семиосферы в этнической культуре мордвы.

Методологическая основа и научно-теоретическая база.

В качестве универсального научного метода культурологии, направленного на интеграцию материала, накопленного исследовательского различными сферами гуманитарного знания в области культуры (философия культуры, теория культуры, искусствознание, психология культуры, социология культуры, история культуры и др.), нами избран системный подход. Системный подход рассматривает культуру или любой культурный феномен как целостные образования, состоящие из множества взаимосвязанных элементов и подсистем.

В рамках системного подхода была проведена реализация перехода от описательно-эмпирического к абстрактно-теоретическому уровню исследования. Основу данного перехода составило использование метода моделирования. Создание модели способствовало наиболее глубокому изучению закономерностей структур явления, его главных аспектов. Как было отмечено семио-тиком Р. Бартом, «расчленить первичный объект, подвергаемый моделирующей деятельности, значит обнаружить в нем подвижные фрагменты, взаимное расположение которых порождает некоторый смысл» [7, с.257]. Таким образом, модель является концентрированным выражением исследуемого предмета, его образцом, объединяющим его наиболее существенные черты.

Другим подходом, который применен в рамках исследования, является семиотический подход. Благодаря ему создается возможность рассмотрения культуры как совокупности сложных знаковых систем, внутри которых и между которыми происходит обмен информацией, переданной в знаково-символической форме. Среди блестящих реализаций семиотического подхода следует отметить труды по семиотике культуры Ю. М. Лотмана, помещенные в томе «Семиосфера». Семиотический подход со всей очевидностью доказал свою плодотворность в изучении специфических особенностей этнокультуры мордовского народа.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые использован целостный системный подход к исследованию широкого круга семиотических явлений этнической культуры мордвы:

• понятие семиосферы, понимаемое как присущее данной культуре семиотическое пространство, является методологически значимым в ходе изучения феномена этнокультуры. Этническая культура мордвы представляет собой многоуровневое образование, обладающее сложной структурой, элементы которой находятся во взаимодействии, и может быть рассмотрена как семиосфера, обладающая уникальными чертами;

• определена значимость семиотического подхода для формирования целостного представления о знаково-символическом пространстве этнокультуры мордвы;

• выявлен код традиционной культуры мордвы, имеющий в основе ее высокую символическую активность;

• построена модель семиосферы этнокультурной традиции, позволяющая систематизировать и структурировать все многообразие символической информации, понять ее специфику, рассмотреть логику развития, осмыслить ценностную базу;

• проанализирована репрезентация семиосферы и ее структуры на предметах, объектах и артефактах этнокультуры.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Концепция культуры как семиосферы позволила осуществить исследование системных закономерностей ее знаково-символической природы в соотнесении с этнокультурным континуумом: 1) семиосфера выступает как универсальное интегративное понятие, позволяющее связать воедино знак - символ - язык - текст как условие и одновременно результат развития культурно-исторического процесса; 2) семиосфера культуры формируется и определяется в ходе коммуникации и интерпретации семантических связей ее компонентов; 3) семиосфера культуры аккумулирует понятия объекта и метода исследования, что выявляет ее методологический потенциал.

2. Становление и развитие научного анализа семантики традиционной культуры мордвы происходило в несколько этапов: 1) накопление и сбор исследовательского материала; 2) становление научных основ семиотического подхода; 3) использование его как методологии исследования.

В трудах исследователей, изучающих декоративно-прикладное искусство мордвы, выявлены причины возникновения и особенности функционирования орнамента: геометрический орнамент зародился в результате магических, ритуальных действ и служил оберегом; в основе орнамента лежат родовые знаки, тамги; причиной зарождения орнамента являются древние формы религии (язычество). Появление и существование знаков в этнокультурном пространстве мордовского этноса имеют связь с архаическим прошлым. Системный подход, включающий семиотический аспект рассмотрения проблемы, позволил провести анализ как отдельных феноменов этнокультуры, так и ее целостной системы.

3. Этнической культуре мордвы свойственны синкретизм и традиционность. Благодаря синкретизму достигается высокий уровень символичности культуры, традиционность способствует сохранению стабильности символов и знаков в рамках ее семиосферы. Поэтому наиболее значимым признаком становится семантизация всех сфер этнокультуры, а ее код следует рассматривать как символический. В качестве знаков и символов символического кода культуры могут рассматриваться многообразные артефакты (любые материальные предметы, созданные представителями этноса, предметы, включенные в ритуальную деятельность коллектива, сами участники обрядового действа), которые выступают в качестве носителей этнокультурной памяти.

4. Семиосфера этнической культуры мордвы включает символические явления как таковые, а также процессы, происходящие внутри символического пространства.

Специфика семиосферы этнической культуры мордвы заключается в следующих чертах:

• неоднородность семиосферы проявляется в различной степени культурной диффузии, где на временной оси соседствуют субсемиосферы с различной степенью динамики. Субсемиосферы мокшанского и эрзянского этносов не являются противопоставляемыми и имеют в своей основе множество схожих черт, выраженных в архаичности семиотической информации, заложенной в языке, мифе, древней религии, в знаках и символах орнаментального декора (например, в орнаментальном декоре костюма мордвы - мокши и эрзи отмечены идентичные знаки, соответствующие космическому верху и земному низу);

• асимметричность семиосферы определяется центрированностью пространства. Центральным ядром является естественный язык, ядерными структурами - метаязыки религии и мифа. Миф и религия формируют особенности духовных ориентиров мордвы на основе архаической традиции;

• слитность в восприятии времени и пространства семиосферы была выявлена в текстах мифов. Временная ось семиотического пространства этнической культуры мордвы отличается цикличностью. Время в традиции мордовского этноса можно определить как цикл, благодаря которому сохраняется и передается семантическая информация. Пространственная ось семиосферы членится на внешнюю и внутреннюю зоны;

• граница семиосферы - это место перевода текстов, табуированная часть пространственного расчленения. Для семиосферы этнической культуры мордвы характерно присутствие двух типов границ: внешней, отграничивающей пространство культуры от других культур, и внутренней, условно разъединяющей структуру пространства;

• бинарность является одним из законов построения семиосферы. Бинарные оппозиции для мордвы - это две противопоставляемые гомеоморфные системы (отрицательного и положительного значения), в каждую из которых входят единицы, тождественные друг другу. Отрицательные бинарные значения основаны на восприятии хаоса, беспорядка - это смута, зло, смерть, ночь, низ, зима и т.д.; положительные бинарности базируются на осмыслении гармонии, порядка - это обычай, добро, жизнь, день, верх, лето и т.д.

5. Модель семиосферы, вобравшая в себя все ценностные константы этнической культуры мордвы, репрезентирует ее как организованную структурированную целостность. Идея единства мира, природных и культурных миров, гармония космоса, слитность небесного и земного миров отображается в значимых объектах и артефактах культуры. Так, центр природного мира - Мировое дерево, центр социального пространства - дом, центральная участница свадебного действа - невеста, облаченная в богатый костюм девичества, являются главными посредниками между мирами - небесным и земным, потусторонним и реальным. В них сохранились наиболее архаичные черты семиосферы: они центры асимметрично организованного замкнутого (ограниченного) пространства, живущего по законам цикличного времени, они бинарны по своей структуре и др.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в построении модели семиосферы как предмета исследования традиционного типа культуры. Выводы диссертации имеют широкое культурфилософское и социокультурное значение для анализа особенностей этнокультуры, ее сохранения и дальнейшего развития. Работа способна внести определенный вклад в решение давно ставшей актуальной проблемы объективного восприятия смысла знаков и символов, связанных с национальным самосознанием, в целях максимального адекватного воссоздания целостной картины этнокультурного развития народа.

Результаты диссертационной работы могут быть использованы при изучении процессов, происходящих в семиотическом пространстве этнокультуры. Также они могут быть применены в педагогической практике преподавателей общеобразовательных и художественных школ, вузов, художественном творчестве мастеров изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайнеров и модельеров.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались в ходе следующих конференций и семинаров: «Этнокультурные процессы в Мордовии: история и современность» - научно-практическая конференция (2004); «Этнокультура: традиции и современность» - XII научная конференция молодых ученых аспирантов и студентов (2007); «018сиг8из-УП» - аспирантский семинар (2006); «Искусство в современном мире» - Всероссийская научная конференция (2007); «II Яушевские чтения» (2008); «Регион: культура в поиске самоидентичности» - Всероссийская научная конференция с международным участием (2009).

Результаты работы нашли применение в творческих произведениях автора (акварель, роспись ткани, художественная керамика, сувенирная продукция). Разрабатывая национальную тему, автор опирался на анализ семиосферы этнической культуры мордовского народа. Творческие произведения автора нашли применение в книжной графике и издательской продукции: «Мордовский народ: вехи истории» - Т. I (2007); Н. Г. Юрченкова «Мифология мордовского этноса: генезис и развитие» (2009); А. И. Брыжинский «У любви краски свои» (2008) и «В огне любви» (2008); В. В. Митина «Знаки и символы в этно-культуре мордвы» (2011); сборники избранных вокальных произведений композитора Н. Н. Митина «Заветный напев» (2008) и «Тундонь каиипаз» (2008); дисках композитора Н. Н. Митина «Заветный напев» (2008) и «Тиринъ веле» (2008 г.); избранные песни и хоры, сочинения для фортепьяно композитора

М. Н. Фомина «Бабушкины сказки» (2011). В 2011 г. автор настоящей диссертации В. В. Митина по итогам творческой деятельности стала членом Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России».

Структура и объем работы выстроены в соответствии с задачами исследования: она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Содержание работы изложено на 180 страницах, приложение состоит из 97 рисунков, библиографический список включает 222 источника.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Митина, Виолетта Валериевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самобытная, наполненная гармонией и единством с природой материальная и духовная среда мордовского этноса, предметы быта и ритуала, предметы народного творчества аккумулировали в себе закономерности семиосфе-ры этнической культуры мордовского народа.

Символы и знаки в этнической культуре мордвы являются единицами общей системы, текстами, содержащими сложную семиотическую информацию. Семиотическое пространство взаимодействия символов, определенное Ю. М. Лотманом как семиосфера, имеет важнейшее методологическое значение для осмысления места традиционной культуры в истории.

Диалог, возникающий между отдельными компонентами семиосферы, ее субсемиосферами ,задает предпосылки для выработки новых текстов. Неоднородность семиосферы придает ей динамику, что создает сложности в исследовании семиотического пространства этнической культуры мордвы. Построение модели семиосферы способствует систематизации, структурированию не только символических явлений, но и процессов, происходящих внутри движущего символического пространства.

Сложившееся в ходе процессов этногенеза культурное пространство мордовского этноса, семиосфера, обладает особым обликом, репрезентируемым в предметах народного художественного творчества, которые могут рассматриваться как носители памяти. Двойственность семиосферы этнической культуры мордвы составляет ее специфику. Субсемиосферы мокшанского и эрзянского этносов не являются противопоставляемыми и имеют в своей основе множество схожих черт, выраженных в архаичности семиотической информации, заложенной в языке, мифе, древней религии, в знаках орнамента.

Изучение символов и знаков народного художественного творчества мордвы является сегодня актуальной задачей, связанной с процессами возрождения этнической самоидентичности, которые происходят сейчас в республике. Предпосылкой для возрождения исследовательского интереса к этнической культуре стал обширный материал, накопившийся за десятки лет изучения традиционной культуры мордвы.

На протяжении истории культуры человечество неоднократно, особенно в периоды кризиса, обращалось к своему прошлому, к историческому наследию предшествующих поколений. Литературные источники и исследовательские материалы, освещающие особенности традиционной культуры мордвы, способствовали активизации интереса представителей культуры к теме этнической традиции мордвы. Именно это дает основу для развития этнических направлений творчества в современном искусстве.

Следует отметить, что современные художники, дизайнеры, модельеры и мастера декоративно-прикладного искусства, основываясь в творчестве на традиции этноса, довольно часто интерпретируют знаковую реальность исходя из собственных представлений и желаний. Авторы выхватывают отдельные феномены жизни этноса, меняют местами знаковые структуры таким образом, что они воспринимаются массовым сознанием как должное. Происходит искажение целостной семитической информации этнической культуры мордвы.

Важно помнить, что мордовский этнос - это, прежде всего, миролюбивый, земледельческий народ, склонный к трудолюбию и консерватизму. Мордва всегда жила в согласии и гармонии с природным окружением, почитала и обожествляла природу, бережно относилась к ее дарам. Данные значимые качества мордовского этноса отразились в его культурном пространстве, его семи-осфере, а значит, должны стать основой для создания произведений искусства художников, работающих в сфере этнических направлений творчества.

Рассмотренный код культуры, к которому относится мордовской этнос, свидетельствует о том, что в качестве символов в этнической среде следует рассматривать все предметное и природное окружение, включенное в сакральное время, время действия ритуала. В качестве символических объектов в произведениях художников могут интерпретироваться данные сакральные символы и знаки, что может способствовать расширению круга тем в художественных произведениях представителей этнических направлений творчества.

Согласно построенной модели семиосферы этнической культуры мордвы в качестве источника творчества для художников, развивающих этническую тему, следует рассматривать устное поэтическое творчество, мифологию и особенности древних форм религии, что составляет ядро семиотического пространства мордвы. Следует обращать внимание на значимые для этноса бинарные оппозиции положительного и отрицательного значения, так как в них отражено желание сохранить традицию, стабильность и страх перед неизведанным, инородным. Этническая культура мордвы - это, прежде всего, культура, нацеленная на сохранение своей самобытности.

При рассмотрении народного художественного творчества были выявлены наиболее значимые компоненты этнокультуры мордвы, разобрана их семантическая значимость и структурная организация. Раскрытие семантического текста народного художественного творчества поможет более точной его интерпретации современными художниками и тем самым будет способствовать его вживанию в современную массовую культуру без серьезных искажений и трансформаций.

Гармония существования символов и знаков - это действующая традиционная культура, традиционное пространство жизни мордовского этноса, традиция, заложенная веками. Как было отмечено А. Ф. Лосевым, «модель - это, попросту говоря, образец, и притом образец лучший, наилучший или, скажем, идеальный» [86, с.52]. Следовательно, построенная модель семиотического пространства мордовского этноса позволит следовать ее структуре как образцу в русле художественной практики современности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Митина, Виолетта Валериевна, 2012 год

1. Автономова Н. С. Открытая структура: Якобсон Бахтин - Лотман-Гаспаров / Н. С. Автономова. - М. : Росспэн, 2009. - 503 с.

2. Алешкин А. В. Единство традиций : Народ и личность в мордовской эпической поэзии / А. В. Алешкин. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1978. — 192 с.

3. Алихова А. Е. Материальная культура средне-цнинской мордвы VIII— XI вв. / А. Е. Алихова. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1969. - 129 с.

4. Архангельский С. Одежда, пища и питье мордвы / С. Архангельский // Саратов, губерн. ведомости. 1844. - № 39. - С. 1-16.

5. Ауновский В. А. Этнографический очерк мордвы-мокши / В. А. Аунов-ский // Памятная книжка Симбирской губернии на 1869 г. Симбирск, 1869. -С. 85-107.

6. Балашов В. А. Бытовая культура мордвы : Традиции и современность / В. А. Балашов. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1992. - 256 с.

7. Барт Р. Избранные работы. Семиотика : Поэтика : пер. с фр. / Р. Барт ; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М. : Прогресс, 1989. - 616 с.

8. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М. М. Бахтин. М., 1975. - С. 234-407.

9. Белик А. А. Культурология : Антропологические теории культур : учеб. пособие / А. А. Белик. М. : Изд-во РГГУ, 1998. - 239 с.

10. Белицер В. Н. Народная одежда мордвы / В. Н. Белицер. М. : Наука, 1973.-216 с.

11. Белков П. Л. Этнос и мифология. Элементарные структуры этнографии / П. Л. Белков. СПб. : Наука, 2009. - 281 с.

12. Беломоева О. Г. Универсализм в проблемном поле культурологии / О. Г. Беломоева. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2005. - 192 с.

13. Беляева Н. Ф. Мордовская семья в системе социальных институтов / Н. Ф. Беляева. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2001. - 88 с.

14. Боас Ф. Ум первобытного человека / Ф. Боас. М. : Гос. изд-во, 1926. - 151 с.

15. Богуславская И. Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов / И. Я Богуславская // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов : сб. ст. Л., 1981. -С. 10-16.

16. Бурнаев А. Г. Танцевально-пластическая культура мордвы (опыт искусствоведческого анализа) : автореф. дис. . канд. культурологии / А. Г. Бурнаев ; Мордов. гос. ун-т им. Н. П. Огарева. Саранск, 2012. - 32 с.

17. Буртасских воинов будем называть на чувашском. Электронный ресурс. // Пургасова Русь : [форум]. М., [2012]. - Режим доступа: http://vvvvw.markagarne.ru/forum/lofiversion/index.php/tl33-50.html. - Загл. с экрана.

18. Вавилин В. Ф. Мордовское народное зодчество / В. Ф. Вавилин. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1980. - 97 с.

19. Вайсгербер И. Л. Родной язык и формирование духа / И. Л. Вайсберг ; пер. с нем., вступ. ст. и коммент. О. А. Радченко. Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Едиториал УРСС, 2004. - 232 с.

20. Васильева А. В. Культурологическая концепция Ю. М. Лотмана : автореф. дис. . канд. культурологии / А. В. Васильева. Ростов н/Д, 1997. - 25 с.

21. Вдовин Е. А. Трансформация обрядовой культуры мордвы ХУШ-Х1Х веков в условиях двоеверия : автореф. дис. . канд. культурологии / Е. А. Вдовин. Саранск, 2009. - 18 с.

22. Вернадский В. И. Пространство и время в неживой и живой природе /

23. B. И. Вернадский//Размышления натуралиста. -М., 1975.-Кн. 1.-С. 1-175.

24. Виноградов В. В. История слов Электронный ресурс. / В. В. Виноградов // «Словари.ру» : [сайт] / Рос. акад. наук, Ин-т. рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН и НКО. М., [2005]. - Режим доступа: http://slovari.ru/default.aspx?s=0&p=3071.

25. Волгаева Т. А. Менталитет мордовского этноса : истоки и сущность : историко-культурологический аспект : автореф. дис. . канд. ист. наук / Т. А. Волгаева ; Науч.-исслед. ин-т гуманитар, наук при Правительстве Респ. Мордовия. Саранск, 2007. - 20 с.

26. Волкова Е. В. Пространство символа и символ пространства в работах Ю. М. Лотмана / Е. В. Волкова // Вопр. философии. 2002. - № 11.1. C.149-164.

27. Волкова Е. В. Эстетико-семиотический мир Ю. М. Лотмана / Е. В. Волкова//Вопр. философии. 2004. - № 11. - С. 116-130.

28. Воронина Н. И. Теоретическая культурология : учеб. пособие. В 2 ч. / Н. И. Воронина. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2001. - 208 с.

29. Воронина Н. И. Текст культуры на языке быта / Н. И. Воронина // Феникс 2006 : ежегодник кафедры культурологии / редкол.: Н. И. Воронина (отв. ред.) и др.. - Саранск, 2006. - С. 92-95.

30. Воронина Р. Ф. Лядинские древности : из истории мордвы-мокши : конец IX начало XI века : по материалам Цнинской археологической экспедиции 1983-1985 годов / Р. Ф. Воронина ; отв. ред. Н. В. Лопатин. ; Ин-т археологии РАН. - М. : Наука, 2007. - 164 с.

31. Воронихина О. Б. Традиционный орнамент. Вып. 1 / О. Б. Воронихи-на, Е. В. Пестерев. Екатеринбург : Урал. лит. агентство, 1998. - 80 с.

32. Гаврилов Н. Русско-мордовский словарь : Мокш.-эрзян, наречие : с прил. крат, сведений из этимологии : учеб. пособие для учителей морд. шк. / Н. Гаврилов. Пенза, 1899. - 54 с.

33. Гаген-Торн Н. И. Женская одежда народов Поволжья : (Материалы к этногенезу) / Н. И. Гаген-Торн. Чебоксары : Чуваш, гос. изд-во, 1960. - 228 с.

34. Гаспаров Б. М. Устная речь как семиотический объект / Б. М. Гаспа-ров // Лингвистическая семантика и семиотика. Тарту, 1978. - С. 63-112. -(Ученые записки Тартуского государственного университета ; вып. 442).

35. Гаспаров М. Л. Лотман и марксизм / М. Л. Гаспаров // Нов. лит. обозрение. 1996. - № 19. - С. 12.

36. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Евразия космос кочевника, земледельца и горца / Г. Д. Гачев. - М. : Ин-т Ди-Дик, 1999. - 368 с.

37. Гвоздева Т. Н. Мордовская народная вышивка / Т. Н. Гвоздева, Т. П. Прокина. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2009. - 20 с. - (Промыслы Мордовии).

38. Георги И. Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов. Ч. 1 / И. Г. Георги. СПб. : Имп. Акад. наук, 1776. - 76 с.

39. Гераклитов А. А. Избранное. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Гераклитов ; НИИ гу-манит. наук при Правительстве Респ. Мордовия. Саранск : б. и., 2011 (Тип. «Красный Октябрь»). - 246 с.

40. Голубева Л. А. Зооморфные украшения финно-угров / Л. А. Голубева // Археология СССР. Свод археологических источников. М., 1979. - Вып. Е1-59 / под общ. ред. Б. А. Рыбакова. - С. 1-313.

41. Греймас А. Размышления об актантных моделях ; В поисках трансформационных моделей / А. Греймас // Французская семиотика : От структурализма к постструктурализму. М., 2000. - С. 153-195.

42. Гуревич А. Я. Проблема ментальностей в современной историографии / А. Я. Гуревич // Всеобщая история : Дискуссии, новые подходы. М., 1989.-Вып. 1.-С. 75-89.

43. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. -М. : Искусство, 1984. 350 с.

44. Гуревич А. Я. О кризисе современной исторической науки / А. Я. Гуревич //Вопр. истории. 1991. -№ 2-3. - С. 33-34.

45. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т. 2. Исследования по феноменологии и теории познания / Э. Гуссерль. М. : Гнозис, 2001. - 584 с.

46. Даркевич В. П. Символы небесных светил в орнаментике Древней Руси / В. П. Даркевич // Сов. археология. 1960. - № 1. - С. 56-67.

47. Девяткина Т. П. Мифология мордовского народа / Т. П. Девяткина. -Саранск : Тип. «Красный Октябрь», 1998. 336 с.

48. Дирдзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации / Т. М. Дирдзе ; отв. ред. И. Т. Левыкин.. М. : Наука, 1984. - 268 с.

49. Докучаев П. Очерк развития религиозно-нравственной жизни и грамотности в селе Домосердках Городищенского уезда / П. Докучаев // Пензен. епархиал. ведомости. 1901. -№ 16. - С. 553-554.

50. Евсевьев М. Е. Избранные труды. В 5 т. Т. 5 / М. Е. Евсевьев. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1966. - 553 с.

51. Евсевьев М. Е. Мордовская свадьба / М. Е. Евсевьев. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1990. - 384 с.

52. Евсюков В. В. Мифы о вселенной / В. В. Евсюков. Новосибирск : Наука, 1988. - 177 с. - (Из истории мировой культуры).

53. Егоров Б. Ф. Жизнь и творчество Ю. М. Лотмана / Б. Ф. Егоров. М. : Нов. лит. обозрение, 1999. - 384 с.

54. Ефимова Л. В. Русская вышивка и кружево. Собрание Государственного Исторического музея / Л. В. Ефимова, Р. М. Белогорская. М. : Изобраз. искусство, 1982. - 272 с.

55. Живопись Электронный ресурс. / Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей им. И. Д. Воронина : [сайт]. Саранск, [2009]. - Режим доступа: http://www.mrkm.ru. - Загл. с экрана.

56. Забылин М. Русский народ : его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / М. Забылин. М., 1880. - 629 с.

57. Заварюхин Н. В. Очерки по истории мордовского края периода феодализма / Н. В. Заварюхин ; науч. ред. Н. Ф. Мокшин. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1993. - 296 с.

58. Зайнетдинова Р. А. Становление проблемного поля концепции семи-осферы Ю. М. Лотмана: историко-философский анализ : автореф. дис. . канд. филос. наук / Р. А. Зайнетдинова ; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. Екатеринбург, 2011. - 26 с.

59. Зинцова А. С. Ценностно-функциональное содержание этнической культуры : автореф. дис. . канд. культурологии / А. С. Зинцова ; Мордов. гос. ун-т им. Н. П. Огарева. Саранск. 2011. - 23 с.

60. Иванов В. В. Очерки по истории семиотики в СССР / В. В. Иванов. -М. : Наука, 1976.-298 с.

61. Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник / С. В. Иванов. М. : Наука, 1963. - 505 с.

62. Искусство Мордовии Электронный ресурс. // Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи : [сайт]. Саранск, [2008]. - Режим доступа: http://www.erzia-museum.ru. - Загл. с экрана.

63. Исследования по феноменологии и философской герменевтике. -Минск : Европ. гуманит. ун-т, 2001. 156 с.

64. Кабо В. Круг и крест. Размышления этнолога о первобытной духовности / В. Кабо. М. : Восточ. лит., 2007. - 328 с.

65. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. Т. 1 / М. С. Каган. СПб., 2003. - 383 с.

66. Каргина М. И. Пространство и время в мифологии мордвы : автореф. дис. . канд. культурологии / М. И. Каргина. Саранск, 1997. - 16 с.

67. Киселева Л. Н. Ю. М. Лотман собеседник : общение как воспитание / Л. Н. Киселева // Лотман Ю. М. Воспитание души / Ю. М. Лотман. СПб., 2003.-С. 598-611.

68. Клюканов И. Э. Динамика межкультурного общения : системно-семиотическое исследование / И. Е. Клюканов. Тверь : ТГУ, 1998. - 99 с.

69. Кнабе Г. С. Знак. Истина. Круг. (Ю. М. Лотман и проблема постмодерна) / Г. С. Кнабе // Лотмановский сборник. М., 1995. - Т. 1. - С. 266-277.

70. Колмыков В. И. Жизнь леса / В. И. Колмыков. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1998.-256 с.

71. Кондратенко Ю. А. Диалог прошлого и настоящего: социокультурная роль традиции / Ю. А. Кондратенко // История, образование и культура народов Поволжья: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Саранск, 2000. -С. 50-53.

72. Корнишина Г. А. Сезонные обряды мордвы : исторические корни и традиционные формы бытования / Г. А. Корнишина. Саранск : Мордов. гос. пед. ин-т, 1999.-48 с.

73. Корнишина Г. А. Мужчины и женщины в обрядовой культуре мордвы : роли и статус / Г. А. Корнишина // Успехи современного естествознания. -2004.-№ 11 С. 50.

74. Корнишина Г. А. Традиционно-обрядовая культура мордвы / Г. А. Корнишина. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2007. - 112 с.

75. Костюм Электронный ресурс. // Наследие финно-угорских народов : Инф.-ресур. центр Нац. исслед. Морд. гос. ун-та. : [портал]. Саранск, [2010]. - Режим доступа: htlp://portal.do.mrsu.ru. - Загл. с экрана.

76. Кремер А. Г. Вокальные циклы Д. Шостаковича как семиосфера поэтического и музыкального текстов: автореф. дис. . канд. искусствоведения / А. Г. Кремер. М., 2003. - 23 с.

77. Кристева Ю. Ребенок с невысказанным смыслом / Ю. Кристева // Философская мысль Франции XX века. Томск, 1998. - С. 297-305.

78. Крюкова Т. А. Мордовское народное изобразительное искусство / Т. А. Крюкова. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1968. - 212 с.

79. Культурология XX век. Словарь. СПб. : Университетская книга, 1997.-640 с.

80. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе / Ж. Лакан. -М. : Гнозис, 1995.- 101 с.

81. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. М. : ОГИЗ, 1937. - 533 с.

82. Лепехин И. Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства, 1768 и 1769 году / И. Лепехин. СПб. : Имп. акад. наук, 1771. - 540 с.

83. Лободанов А. П. Семиотика искусства: история и онтология / А. П. Лободанов. М. : ГИИ, 2011. - 672 с.

84. Ломшина Е. Н. Этноэтика мордвы / Е. Н. Ломшина // Регионология. -2007.-№ 1.-С. 289-296.

85. Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф / А. Ф. Лосев. М. : МГУ, 1982. -480 с.

86. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре : Быт и традиции русского дворянства : (XVIII начало XIX века) / Ю. М. Лотман. - 2-е изд., доп.. -СПб. : Искусство-СПБ, 1999.-415 с.

87. Лотман Ю. М. Письма 1940-1993 / Ю. М. Лотман ; сост., подгот. текста, вступит, ст. и коммент. Б. Ф. Егорова. М. : Языки рус. культуры, 1997. -787 с.

88. Лотман Ю. М. Избранные статьи. В 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и топологии культуры / Ю. М. Лотман. Таллинн : Александра. - 1992. - 304 с.

89. Лотман Ю. М. Избранные статьи. В 3 т. Т. 2. Статьи по истории русской литературы XVIII первой половины XIX века / Ю. М. Лотман. - Таллинн : Александра, - 1992. - 478 с.

90. Лотман Ю. М. Избранные статьи. В 3 т. Т. 3. Статьи по истории русской литературы. Теория и семиотика других искусств. Механизмы культуры. Мелкие заметки / Ю. М. Лотман. Таллинн : Александра, 1993. - 494 с.

91. Лотман Ю. М. Семиосфера : Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров / Ю. М. Лотман. СПб. : Искусство-СПБ, 2000. - 110 с.

92. Лотман Ю. M. История и типология русской культуры / Ю. М. Лот-ман. СПб. : Искусство, 2002. - 765 с.

93. Лузгин А. С. В тесном соседстве : хозяйство и материальная культура русского населения Мордовии: историко-этногр. очерки / А. С. Лузгин. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1987. - 188 с.

94. Лузгин А. С. Промыслы Мордовии / А. С. Лузгин. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1993. - 144 с.

95. Лузгин А. С. Осмысление традиций орнаментальных мотивов мордвы : учеб. пособие / А. С. Лузгин, В. И. Рогачев. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2005.-88 с.

96. Мазалова H. Е. Женщина и вещественный мир культуры у народов Европы и России / H. Е. Мазалова // Сборник Музей Антропологии и Этнографии XLVII ; отв. ред. Т. А. Бернштам. СПб., 1999. - С. 101-110.

97. Майнов В. Н. Очерк юридического быта Мордвы : ответы на программу Русского географического общества / В. Н. Майнов. СПб. : Тип. М-ва внутрен. дел, 1885. - 283 с.

98. Максимов В. В. Семиосфера: диалог (Семиотика Ю. М. Лотмана и философия слова M. М. Бахтина в контексте металингвистического анализа) /

99. B. В. Максимов // Филол. заметки. 2007. - № 9. - С. 172-185.

100. Макушин Н. П. К вопросу о резьбе по дереву у мордвы-эрзи Мордовской АССР / Н. П. Макушин // Зап. науч.-исслед. ин-та яз., лит., ист. и экономики при Сов. Мин. Мордов. АССР. 1955. - № 17. - С. 168-176.

101. Макушин Н. П. Современное эрзянское жилище на территории Мордовской АССР / Н. П. Макушин // Исследования по материальной культуре мордовского народа : тр. мордов. этнограф, экспедиции. М., 1963. - Вып. 2.1. C.192-209.

102. Мамардашвили М. К. Символ и сознание. Метафизически размышления о сознании, символике и языке / М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский ; под общ. ред. Ю. П. Сенокосова. М. : Школа «Языки русской культуры», 1997.-224 с.

103. Мартьянов В. Н. Памятники прикладного искусства мордвы /

104. B. Н. Мартьянов. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1971. - 15 с.

105. Мартьянов В. Н. Мордовская народная вышивка / В. Н. Мартьянов. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1991. 114 с.

106. Мельников П. И. (Андрей Печерский) Очерки мордвы / П. И. Мельников. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1981. - 133 с.

107. Место съемки: Мордовия Электронный ресурс. // РГАКФД : Российский государственный архив кинофотодокументов : [сайт]. М., [2005]. -Режим доступа: http://rgakfd.altsoft.spb.ru. - Загл. с экрана.

108. Мечковская Н. Б. Семиотика. Язык. Природа. Культура / Н. Б. Мечковская. М. : Академия, 2004. - 432 с.

109. Митина В. В. Знаки и символы в этнокультуре мордвы / В. В. Митина. Саранск : Тип. «Красный Октябрь», 2011. - 76 с.

110. Митропольский К. Мордва. Религиозные воззрения, их нравы и обычаи / К. Митропольский // Тамбов, епархиал. ведомости. 1876. - С. 1-18.

111. Мифология мордвы Электронный ресурс. // Живой журнал. : [форум]. Режим доступа: http://purgine.livejournal.coin. - Загл. с экрана.

112. Мифы народов мира : энциклопедия. В 2 т. Т. 2. Л Я / гл. ред.

113. C. А. Токарев. М. : Сов. энцикл., 1980. - 720 с.

114. Мокшин Н. Ф. Этническая история мордвы (XIX XX века) / Н. Ф. Мокшин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1977. - 280 с.

115. Мокшин Н. Ф. Религиозный синкретизм у мордвы / Н. Ф. Мокшин // Мировоззрение финно-угорских народов. Новосибирск, 1990. - С. 49-57.

116. Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы / Н. Ф. Мокшин. -2-е изд., доп. и перераб.. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1998. - 248 с.

117. Мокшин Н. Ф. Мифология мордвы : этнограф, справ. / Н. Ф. Мокшин Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2004. - 320 с.

118. Мокшин Н. Ф. Мордва и вера / Н. Ф. Мокшин, Е. Н. Мокшина. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2005. - 405 с.

119. Мокшина Е. Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX начале XXI века / Е. Н. Мокшина ; МГУ им. Н. П. Огарева. - 2-е изд., доп. и перераб.. - Саранск, 2006. - 308 с.

120. Молотова JI. Н. Народное искусство Российской Федерации из собрания Государственного музея этнографии народов СССР / Л. Н. Молотова. -Л. : Художник РСФСР, 1981. 204 с.

121. Мордва. Историко-этнографические очерки / отв. ред. В. И. Козлов. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1981. - 384 с.

122. Мордва Электронный ресурс. // Кунсткамера : Музей антроп. и эт-ногр. им. Петра Великого Рос. АН : [сайт]. СПб., [1998]. - Режим доступа: http://www.kunstkamera.ru. - Загл. с экрана.

123. Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / редкол.: Н. П. Макаркин (гл. ред.), А. С. Лузгин, Н. Ф. Мокшин. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2004. - 992 с.

124. Мордовия. Народное искусство / сост. Ю. Ф. Юшкин ; науч. ред. М. А. Некрасова. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1985. - 144 с.

125. Мордовская кухня Электронный ресурс. // Зубово Поляна : Республика Мордовия : Историко-этнографический сайт. Мордовия, [2001]. - Режим доступа: http://zubova-poliana.narod.ru. - Загл. с экрана.

126. Мордовский народный костюм : альбом / сост. и авт. текста: Т. П. Прокина, М. И. Сурина ; редкол.: Н. Ф. Мокшин и др. ; пер. англ. яз. Н. Н. Плеханкова ; фот. Б. А. Тишулин]. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2007. -464 с. - Рус.-англ. яз.

127. Моррис Ч. У. Основания теории знаков / Ч. У. Моррис // Семиотика. -М., 1983.-С. 37-89.

128. Мочалов Е. В. Российский менталитет в социально-философском и историко-культурном осмыслении / Е. В. Мочалов, И. В. Загороднова. Саранск : Тип. «Красный Октябрь», 2008. - 196 с.

129. Мухина В. С. Личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций: XXI век. Социальное пространство личности / B.C. Мухина//Развитие личности. М., 2002.-№ 1.-С. 18-19.

130. Никонова Л. И. Баня в системе жизнеобеспечения народов Поволжья и Приуралья / Л. И. Никонова, И. А. Кандрина. Саранск : Изд-во Мордов. унта, 2003.-288 с.

131. Павлова А. Н. Семиотика костюма волжских финнов середины I -начала II тыс. н. э. / А. Н. Павлова. Йошкар-Ола, 2004. - 492 с.

132. Павлова А. Н. Семантика костюма волжских финнов середины I -начала II тыс. н. э. : автореф. дис. д-ра культурологии / А. Н. Павлова. Казань, 2008.-25 с.

133. Паллас П. С. Путешествия по разным провинциям Российской империи. Ч. 1 / П. С. Паллас. СПб. : Императ. АН, 1809. - 657 с.

134. Пензенская губерния и ее население Электронный ресурс. // Старая Пенза : [сайт]. Пенза, [2010]. - Режим доступа: http://old-penza.livejournal.com/5528.html. - Загл. с экрана.

135. Петербургский И. М. Вадская мордва в VIII—XI вв. / И. М. Петербургский, В. Н. Аксенов. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2006. - 148 с.

136. Петербургский И. М. Материальная и духовная культура мордвы в VII-X вв. : монография / И. М. Петербургский, В. Н. Аксенов. Саранск, 2011.-408 с.

137. Петрухии В. Я. Мифы финно-угров / В. Я. Петрухин. М. : Астрель, 2005.-463с.

138. Пирс Ч. Начала прагматизма / Чарльз Сандерс Пирс ; пер.с англ. В. В. Кирющенко, М. В. Колопотина ; послесл. В. Ю. Сухачева. СПб. : Але-тейя, 2000.-352 с.

139. Почепцов Г. Г. История русской семиотики до и после 1917 года : учеб.-справ, изд. / Г. Г. Почепцов. -М., 1998. 178 с.

140. Привалова В. М. Социопсихокультурные факторы орнаментирования как вида деятельности / В. М. Привалова // Психология и ее приложения. Ежегодник российского психологического общества. М., 2002. - Т. 9, вып. 1.-С. 29-30.

141. Привалова В. М. Текст, контекст и семантика в истории орнаментальной культуры финно-угорских народов / В. М. Привалова // Регионоло-гия.-2008.-№3.-С. 324-331.

142. Примеров А. Село Каменный Брод Краснослободского уезда / А. Примеров // Пензен. епархиал. ведомости. 1872. - № 6. - С. 185-194.

143. Прокаева О. Н. Духовно-ценностный смысл менталитета : автореф. дис. . канд. филос. наук / О. Н. Прокаева ; Мордов. гос. ун-т им. Н. П. Огарева. Саранск, 2004. - 16 с.

144. Прокина Т. П. Мордовский народный костюм : альбом / Т. П. Про-кина, М. И. Сурина. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1990. - 385 с.

145. Прокина Т. П. Развитие традиций и отражение межнациональных влияний в современной вышивке мордвы / Т. П. Прокина // Художественно эстетические ценности в системе культуры / редкол.: Н. И. Воронина, И. В. Клюева. Саранск, 1990. - С. 21-22.

146. Пропп В. Я. Морфология «волшебной сказки». Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. М. : Лабиринт, 1998. - 512 с.

147. Радугин А. А. Культурология : учеб. пособие / А. А. Радугин. М. : Центр, 2001.-304 с.

148. Рогачев В. И. Кодификационно-семиологическая система восточных финнов / В. И. Рогачев // Исторические и политические науки в контексте современной культурной традиции. Саранск, 1999. - С. 548-554.

149. Рогачев В. И. Семейные знаки народов Поволжья (на примере знаков собственности эрзи и мокши) / В. И. Рогачев. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2003.- 160 с.

150. Рогачев В. И. Семантика знаков декоративно-прикладного искусства (на примере орнамента эрзи и мокши) : учеб. пособие по спецкурсу / В. И. Рогачев, О. В. Рогачева. Саранск : 6. и., 2005. - 147 с.

151. Романов В. Н. Взаимодействие культурных систем в этническом пространстве Среднего Поволжья / В. Н. Романов. Ульяновск : УлГУ, 2003. -249 с.

152. Руднев В. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты /

153. B. Руднев. М. : Аграф, 1997. - 384 с.

154. Русско-мокшанский словарь Электронный ресурс. / Филол. фак. НИИ МГУ им. Н. П. Огарева. Саранск, 2008. - Режим доступа: http://filfak.mrsu.ru/index.php?what=73.

155. Ручьева А. Мордовские вышивки / А. Ручьева // Искусство народов СССР. М. ; Л., 1930. - С. 71-77.

156. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. М. : Наука, 1980.-608 с.

157. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси / Б. А. Рыбаков. М. : Наука, 1987.-783 с.

158. Рябов Н. В. Этносимволика эрзи и мокши (культ солнца и огня в его проекции на штатол) / Н. В. Рябов // Феникс 2006 : ежегодник кафедры культурологии / редкол.: Н. И. Воронина (отв. ред.) и др.. - Саранск, 2006.1. C. 154-157.

159. Рябов Н. В. Этносимволические формы мордовской культуры: генезис, эволюция : автореф. дис. . канд. ист. наук / Н. В. Рябов. Саранск, 2007. -16 с.

160. Рябов Николай Владимирович Электронный ресурс. // Инфомаци-онный центр «Финноугрия» / Финно-угорский культурный центр РФ : [портал].- Сыктывкар, 2007. Режим доступа: http://www.finnougoria.ru. - Загл. с экрана.

161. Самородов К. Т. Мордовская обрядовая поэзия / К. Т. Самородов. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1980. 168 с.

162. Святогорова В. С. Трансформация традиционного мировоззрения мордвы конца XIX века : антропологическое эссе / В. С. Святогорова // Феникс 2009 : ежегодник кафедры культурологии / редкол.: Н. И. Воронина (ред.) и др.. - Саранск, 2009. - С. 197-199.

163. Сиротина И. J1. Финно-угорский костюм : общеэтнические традиции и рекламная специфика / И. Л. Сиротина. Саранск, 2008. - 24 с.

164. Смирнов И. Н. Мордва. Историко-этнографический очерк / И. Н. Смирнов. Казань : Тип. Имп. ун-та, 1895. - 310 с.

165. Смирнов Д. Г. Философско-методологический анализ взаимодействия ноосферы и семиосферы : автореф. дис. . канд. филос. наук / Д. Г. Смирнов ; Иванов, ун-т ИвГУ. Иваново, 2005. - 24 с.

166. Сопоставительная грамматика русского и мордовских языков / под редакцией М. Д. Имайкиной. Саранск : Изд. Мордов. ун-та, 1980. - 210 с.

167. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр. М. : Либ-риком, 2009. - 256 с.

168. Спрыгина Н. И. Одежда мордвы-мокши Краснослободского и Бедно-демьяновского уездов Пензенской губернии. Вып. 3 / Н. И. Спрыгина. Пенза, 1928.-47 с.

169. Степанов П. Д. Гончарное производство Саратовской мордвы. № 16 / П. Д. Степанов. Саратов : Гос. обл. музей, 1928. - 8 с.

170. Степанов П. Д. Головные уборы мордовских замужних женщин в Саратовской губернии (опыт применения типологического метода) / П. Д. Степанов // Тр. Нижеволж. обл. науч. об-ва краевед. Саратов, 1928. - Вып. 35, ч. 5. -С. 1-25.

171. Степанов П. Д. Некоторые вопросы этнографии мордвы (к вопросу о мордовских знаменах) / П. Д. Степанов // Исследования по истории, этнографии и археологии Мордовской АССР. Саранск, 1966. — С. 189-211. - (Труды МНИИЯЛИЭ ; вып. 30).

172. Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии / Л. Н. Столович. М. : Республика, 1994. - 463 с.

173. Структурализм: «за» и «против» : сб. ст. / пер. англ., франц. нем., чешек., польск. и болгар, яз. под ред. Е. Я. Басина и М. Я. Полякова. М. : Прогресс, 1975. - 469 с.

174. Сычугова Л. А. Наименования животных в семиосфере английской этнокультуры : автореф. дис. . канд. филол. наук / Л. А. Сычугова. СПб., 1996,- 18 с.

175. Тайлор Э. Б. Первобытная культура : пер. с англ. / Э. Б. Тайлор. -М. : Политиздат, 1989. 573 с.

176. Тимофеев М. Ю. Семиосфера наций : системно-конструктивистскийанализ : автореф. дис.д-ра философ, наук / М. Ю. Тимофеев ; Иванов, гос.ун-т. Иваново, 2005. - 43 с.

177. Топоров В. Н. Пространство и текст / В. Н. Топоров // Текст: семантика и структура. М., 1983. - С. 227-284.

178. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ : исследования в области мифопоэтического / В. Н. Топоров. М. : Прогресс-Культура, 1995. - 624 с.

179. Трубецкой H. С. Классификация оппозиций / Н. С. Трубецкой // Основы фонологии / пер. с нем. А. А. Холодовича. М., 2000. - С. 72-88.

180. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов. М. : Наука, 1977. - 574 с.

181. Успенский Б. А. История и семиотика: восприятие времени как семиотическая проблема / Б. А. Успенский // Труды по знаковым системам. -Тарту, 1989. С. 32-34. - (Ученые записки Тартусского университета ; т. 23, вып. 832).

182. Успенский Б. А. Семиотика истории. Семиотика культуры. Избранные труды. Т. 1 / Б. А. Успенский. М. : Гнозис, 1994. - 432 с.

183. Успенский Б. A. Egologuens. Язык и коммуникативное пространство / Б. А. Успенский. М. : РТТУ, 2007. - 297 с.

184. Успенский В. А. Труды по нематиматике / В. А. Успенский. М. : ОГИ, 2002.- 1408 с.

185. Фадеева И. Е. Символ в культурной коммуникации / И. Е. Фадеева// Человек. 2004. - № 6. - С. 5-14.

186. Феоктистов А. П. Мордовские языки. Мокшанский язык. Эрзянский язык / А. П. Феоктистов // Языки мира. Уральские языки. М., 1993. -С. 174-178.

187. Флоренский П. А. Время и пространство / П. А. Флоренский // Социолог. исслед. 1988.-№ 1.-С. 100-114.

188. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук : пер. с фр. / М. Фуко. СПб. : A-cad : Талисман, 1994. - 406 с.

189. Францов Г. П. (Францев Ю. П.) Фетишизм и проблема происхождения религии / Г. П. Францов. М. : ГАИЗ, 1940. - 144 с.

190. Хабаров И. А. Философские проблемы семиотики : монография/ И. А. Хабаров. М. : Высш. школа, 1978. - 159 с.

191. Харузин H. Н. Очерк развития жилища у финнов / H. Н. Харузин. -М. : Тов-во скоропечати А. А. Левенсон, 1895. 99 с.

192. Харузин Н. Н. Знамена мордвы / Н. Н. Харузин // Известия императорского общества. Труды этнографического отдела. М., 1900. - Т. 14. -С. 1-26.

193. Хомякова И. В. Взаимодействие этнокультурных практик регионального дизайна и народного искусства (на материале республики Мордовия) : автореф. дис. . канд. культурологии / И. В. Хомякова. Саранск, 2012. - 16 с.

194. Цивьян Т. В. Модель мира и ее лингвистические основы / Т. В. Цивьян. 3-е изд., доп. - М. : УРСС, 2006. - 280 с.

195. Черепанова О. А. Мифологические рассказы и легенды Русского Севера / О. А. Черепанова. СПб. : Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1996. - 212 с.

196. Чернов И. А. Опыт введения в систему Ю. М. Лотмана / И. А. Черепанов // Лотман Ю. М. О русской литературе / Ю. М. Лотман. СПб., 1997. -С. 5-13.

197. Шаронов А. М. Картина мироздания в мифологии народа эрзя / А. М. Шаронов // Ежегодник финно-угорских исследований'08 / науч. ред. Н. И. Леонов ; сост.-ред.: А. В. Ишмуратов, Р. В. Кириллова ; отв. ред. Д. И. Че-рашняя. Ижевск, 2009. - С. 83-90.

198. Шахматов А. А. Мордовский этнографический сборник / А. А. Шахматов. СПб. : Императ. АН, 1910. - 846 с.

199. Шибаков Н. И. Деревянная скульптура мордвы / Н. И. Шибаков. -Саранск : Мордов. кн. изд-во. 1980. 92 с.

200. Шигурова Т. А. Традиционный костюм мордвы в свадебных обычаях и обрядах: учеб. пособие / Т. А. Шигурова. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2008. - 88 с.

201. Шигурова Т. А. Семантика картины мира в традиционном костюме мордвы / Т. А. Шигурова ; науч. ред. Н. И. Воронина. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2012. - 156 с.

202. Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер ; авт. вступит, ст. А. П. Дубнов ; авт. коммент.: Ю. П. Бубенков и А. П. Дубнов. Новосибирск : Наука, 1993.-592 с.

203. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Всемирно-исторические перспективы / О. Шпенглер ; пер. с нем. и примеч. И. И. Маханькова. М. : Мысль, 1998. - 606 с.

204. Шуляев А. Д. Жизнь и песня : (Поэтическая система традиционной народной лирики мордвы) / А. Д. Шуляев. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1986.- 172 с.

205. Шуляев А. Д. Сказочное царство / А. Д. Шуляев // Народные сказки / сост. Т. С. Баргова. Саранск, 1996. - С. 5-20.

206. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. -СПб. : Петрополис, 1998. 432 с.

207. Юрченков В. А. Мордовский народ : вехи истории / В. А. Юрченков. Саранск : Тип. «Красный Октябрь», 2007. - 460 с.

208. Юрченкова Н. Г. Мордовская мифология и искусство / Н. Г. Юрчен-кова. Саранск : Изд-во Мордов. гос. пед. ин-та, 2001. - 106 с.

209. Юрченкова Н. Г. Мифология в культурном сознании мордовского этноса / Н. Г. Юрченкова. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2002. - 151 с.

210. Юрченкова Н. Г. Мифология мордовского народа : учеб. пособие / Н. Г. Юрченкова. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2006. - 152 с.

211. Юрченкова Н. Г. Мифология мордовского этноса : генезис и трансформации / Н. Г. Юрченкова. Саранск : Тип. «Красный Октябрь», 2009. -412 с.

212. Якобсон Р. О. Язык и бессознательное / Р. О. Якобсон ; пер. с англ., фр.: К. Голубович, Д. Епифанова, Д. Кротовой, К. Чухрукидзе, В. Шеворошки-на ; сост., вступ. слово: К. Голубович, К. Чухрукидзе ; ред. пер. Ф. Успенский. М. : Гнозис, 1996. - 248 с.

213. Harva U. Die religiösen Vorstellungen der Mordwinen / U. Harva. -Helsinki, 1952.-448 S.

214. Hämäläinen A. Das kultische Wachsfeuer der Mordwinen und Tscheremissen Восковый огонь в культовых обрядах мордвы и черемис. /

215. A. Hämäläinen // Journal de la société Fenno-ougrinne. Helsinki, 1936. - T. 48, 1 -158 S.

216. Heikel A. Mordvalaisten Pukujaja kuoseja. Trachter und muster der Mordvinen / A. Heikel. Helsingissa : Suomalaisen kirjallsuuden seuran kirjapainon osokevhtio, 1899.-312 S.

217. Mainof W. Les lersters de la mythologie Mordwine / W. Mainof // Journal de la Société Finno-Ougrienne. Helsingissa, 1889.- P. 1-159.

218. Paasonen H. Mordwinische Volksdichtung. Bd. 7 / H. Paasonen. -Helsinki, 1981.-471 S.

219. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ

220. Арзамасский историко-художественный музей.

221. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи.

222. Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей им. И. Д. Воронина.

223. Рузаевский филиал Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея им. И. Д. Воронина.

224. Рис. 3 Изображение знамен собранных А. А. Гераклитовым. Алатырский уезд. Начало XVII в. Источник: А. А. Гераклитов «Избранное», Ч. 2.д : Лопатка1. Коса1. Мотовилол Вилы< НалучеЯ Гуж1 \ Крюк1. Скамья

225. Рис. 4 Изображение знамен собранных А. А. Гераклитовым. Алатырский уезд. Начало XVII в. Источник: А. А. Гераклитов «Избранное», Ч. 2. Геометрические названия знамен

226. Черта (горизонтальная) или пояс (как граница чего-либо)

227. Черта(вертикальная) или «тес»

228. Рубеж (диагональная черта как граница чего-либо)

229. Кривая черта или кривой пояс\ Пояс с отростками1. Дуга1. Круг1. X 0 Крест

230. Рис. 5 Изображение знамен собранных А. А. Гераклитовым. Алатырский уезд. Начало XVII в. Источник: А. А. Гераклитов «Избранное», Ч. 2.

231. Знаки-обереги на калитке, входной двери н стене дома

232. Рис. 6 Республика Мордовия, Болынеигнатовский район, село Протасово. Источник: «Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа».7

233. Рис. 9 Пропильная резьба. Лукояновский уезд. Фото 1928 г. Источник: сайт «Российский государственный архив кинофотодокументов»

234. Декоративное убранство мордовской крестьянской

235. Рис. 10, 11 Город Арзамас. Фото 2009 г. Источник: личный архив автора.

236. Музей народного творчества Рис. 12 Город Пенза. Фото 2006 г. Источник: личный архив автора.

237. Рис. 13 Республика Мордовия, Чамзинский район, село Большое Маресьево. Фото 2008 г.

238. Источник: личный архив автора.

239. Рис. 14 Республика Мордовия, село Большое Игнатово. Фото 2008 г. Рис. 15 - Республика Мордовия, город Инсар. Фото 2011 г. Источник: личный архив автора.

240. Рис. 16 Республика Мордовия, Рузаевский район, деревня Кулишейка. Фото 2010 г.

241. Источник: личный архив автора.' • . !

242. Рис. 17 Республика Мордовия, Рузаевский район, село Рузаевка. Фото 2007 г.

243. Источник: личный архив автора.

244. Рис. 18 Республика Мордовия, город Рузаевка. Фото 2011 г. Источник: личный архив автора.аалалла»*

245. Рис. 19 Республика Мордовия, город Рузаевка. Фото 2010 г Источник: личный архив автора.

246. Рис. 20 Республика Мордовия, город Рузаевка. Фото 2010 г. Источник: личный архив автора.

247. Рис. 21 Республика Мордовия, город Рузаевка. Фото 2010 г. Источник: личный архив автора.

248. Рис. 22 Республика Мордовия, город Саранск. Фото 2009 г. Источник: личный архив автора.

249. Рис. 23 Республика Мордовия, город Саранск. Фото 2009 г.

250. Рис. 24 Республика Мордовия, город Саранск. Фото 2009 г. Источник: личный архив автора.

251. Образцы вышивки традиционного костюма мордвыf/6-5.lt.1. H. 4 + Ф44+1 +10 д. А/чАДД1. И я1. ЗВДЭДЁ. жЯК

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.