Семиотика наскального искусства: интерпретация в контексте традиционной культуры народов Севера тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Кузьмина, Любовь Аркадьевна

  • Кузьмина, Любовь Аркадьевна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2009, Якутск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 154
Кузьмина, Любовь Аркадьевна. Семиотика наскального искусства: интерпретация в контексте традиционной культуры народов Севера: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Якутск. 2009. 154 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Кузьмина, Любовь Аркадьевна

Введение.

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические проблемы исследования семиотики наскального искусства.

1.1. Интерпретативный аспект семиотики наскального искусства

1.2. Универсализм наскального творчества.

ГЛАВА 2. Наскальное искусство как выражение архаического мировосприятия.

2.1 Магическая гипотеза происхождения наскального искусства.

2.2. Сакральная символика объектов, связанных с наскальным искусством.

Глава 3. Семантика наскального искусства Якутии.

3.1. Культ священных скал в религиозно-мифологической системе народов Севера.

3.2. Ритуально-магическая функция наскальных изображений

Якутии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Семиотика наскального искусства: интерпретация в контексте традиционной культуры народов Севера»

Актуальность темы исследования. Научно-теоретическое осмысление семиотики наскального искусства приобретает особую актуальность в связи с необходимостью оценить данный культурный текст в условиях изменившихся социокультурных особенностей жизни. В современной ситуации глобализации актуализируется «история и культура территории» как история и культура населения, обитавшего с палеолитических времен в определенной географической зоне. В условиях глобализации адаптивное значение процесса локализации оказывается наиболее востребованным, так как разрушение локальных структур, представленных в культурных феноменах, ведет к снижению устойчивости, жизнестойкости социальной среды человека. Вследствие этого возрастает интерес к проблеме культурогенеза населения территории, в том числе и к пониманию наскального искусства, как первичного источника осмысления первобытной культуры. Тема диссертации связана, прежде всего, с необходимостью возрождения, сохранения и дальнейшего развития духовного пространства этносов, населяющих данную территорию в настоящее 'время. Бесспорно, актуальный слой наскальных росписей был ориентирован на архаическое общество, носителей конкретных археологических культур, но инвариантные глубинные их слои обращены к человечеству и это придает наскальному искусству онтологически длительный статус.

В последнее время актуальными становятся исследования, связанные с интерпретацией знаковой информации о различных природных объектах, по-особому характеризующих ландшафт местности в контексте сакральных представлений древних. В опыте религиозно-мифологической, обрядовой традиции северных народов скалы с изображениями представляют собой священный объект - Ытык Хайалар, почитаются как национальное достояние и религиозная святыня. Культ священных скал с изображениями в определенной степени выражает религиозно-космологические воззрения древних, сохранивших чувство первобытного мистицизма и космической религиозности. Такой подход к природе и статусу человека, обусловленный теми связями, которые существуют между Вселенной и человеком, определяет концепцию «космизма», разработанную В.И. Вернадским, А.Л. Чижевским, Г.И. Гурджиевым и многими другими. Вопрос о глобальности мышления и мироощущения, выраженной в учении о космичности человека, составляет важную сторону мировоззренческой парадигмы современных людей.

Подобная трактовка культурного артефакта позволяет понять, что скала с петроглифом - не просто географическое понятие, а целостное культурное образование с многотысячелетним возрастом. В связи с этим возникает необходимость переосмысления содержательной стороны наскального искусства, генезиса архаической культурной среды существования человека с точки зрения современности. Появляются проблемы включения памятников археологии в пространственно-временной континуум начала XXI века: содействие эволюции традиционной культуры в современных условиях, обретение молодым поколением культурной компетентности, организация уникальных культурно-исторических территорий, сохранение дошедших до нас объектов первобытного искусства в процессе развития туризма и другие.

Степень разработанности темы. Совокупность исследований, посвященных аспектам толкования семиотики наскального искусства, позволяет говорить о многогранности этого феномена культуры. Актуальный интерпретативный аспект семиотической концепции в зарубежной и отечественной методологии разрабатывали Р. Барт, Р. Карнап, Ч.С. Пирс, Ж. Делез, Ф. Гваттари, У. Эко, Д. Прециози, К. Гирц, В.В. Иванов, В.Н. Топоров, Б.А. Успенский, Ю.М. Лотман, Г.П. Щедровицкий, В.М. Розин, Ю.С. Степанов и другие. Представители антропологической школы (зарубежные - Э. Тэйлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, М. Элиаде, Б. Малиновский, Э. Эванс-Притчард и др.; отечественные - Н.Ф. Сумцов, А.И. Кирпичников, А.Н. Веселовский) сделали важные обобщения относительно сходства материальной и духовной культуры народов мира. Мы будем исходить из посылки, что наскальное искусство - явление полиэтническое, и при его анализе берутся во внимание общекультурные особенности. В рамках общей и археологической семиотики наскальное искусство исследовали X. Эллис, Л. Леви-Брюль, А. Маршак, Н.К. Рерих, В. Пропп, О. Фрейденберг, М.С. Каган, В.П. Казначеев, В.Е. Ларичев, А.Н. Дмитриев, Р. Беднарик, Л.С. Клейн, К. Закс, М. Шмидт, А.Д. Столяр, А.Ф. Анисимов, А.П. Окладников, Ю. А. Мочанов, С. А. Федосеева, H.H. Кочмар, А.Н. Алексеев, А.И. Гоголев, Н.Д. Архипов и другие. В последнее время культурологическая интерпретация наскального искусства была сделана В.М. Розиным, A.A. Бурыкиным, Е.А. Окладниковой, Л.М. Мосоловой, А.И. Мартыновым, Я.А. Шером, В.В. Роммом, О.Б. Буксиковой, Ю.О. Новиком, П.А. Куценковым и другими.

Имеется множество гипотез о функционировании искусства в структуре первобытных верований, поэтому можно ограничиться только наиболее известными из них. С точки зрения нашего исследования заслуживают внимания фундаментальные работы таких религиоведов, как В. Вундт, Э. Кассирер, Е.М. Мелетинский, Н. Харузин, С. А. Токарев, В.И. Гараджа, И.Н. Яблоков, Г.С. Померанц, Е.Г. Яковлев, З.А. Миркина. Имеются теоретические исследования A.M. Золотарева, Д.К. Зеленина, С.П. Толстова, Ю.И. Семенова и многих других. В свете психоаналитической науки трактовка генезиса искусства представлена концепциями таких исследователей, как К.Г. Юнг, Д. Льюис-Уильямс, Ж. Клотти, В. Воррингер, М. Дворжак, М. Коул и другие.

В работах западных философов и культурологов Дж. Фоли, X. Керлота, М. Элиаде, Т. Буркхарда, Р. Генона, X. Кирло и других формулируются принципы пространственного символизма. Значительны достижения Леви-Брюля, К. Леви-Строса в области анализа, отражения в мифах пространства и времени. Интерес к теоретическому осмыслению визуальных символов, к которым относят наскальные изображения, присутствует у русских ученых, начиная от филологов Ф.И. Буслаева, A.A. Потебни, П.А. Флоренского до современных семиотических концепций В.Н. Топорова, Вяч. Вс. Иванова, Б.А. Успенского, Ю.М. Лотмана, А.Г. Дугина, A.B. Платова, С.Э. Ермакова и других. Концепция «северного космизма» была разработана Л.Н. Гумилевым, Н.М. Теребихиным, А.Г. Дугиным, Ю.Н. Шесталовым и другими.

Теме выяснения архаических пластов религиозно-мифологической системы северных народов посвятили свои работы многие исследователи: Я.И. Линденау, О.Н. Бётлингк, А.Ф. Миддендорф, Э.К. Пекарский, В.Л. Серошевский, В.Ф. Трощанский, C.B. Ястремский, И.А. Худяков, А.Е. Кулаковский, Г.В. Ксенофонтов, Г.У. Эргис, A.A. Попов, В.Н. Васильев, Д.Р. Анисимов, С.И. Николаев, H.A. Алексеев, Д.С. Макаров, К.Д. Уткин, Е.С. Сидоров, Б.Н. Попов, E.H. Романова, Л.Н. Жукова, А.Е. Захарова, Р.И. Бравина, A.A. Петров, П.А. Слепцов, Г.С. Попова, С.К. Колодезников и другие.

До настоящего времени результаты исследования наскального искусства сводились к историко-этнографическому обобщению и осмыслению этого культурного наследия. Вместе с тем, назрела необходимость целостного культурологического анализа, то есть осуществления интегрированного подхода к выявлению семиотики наскального искусства. Настоящее исследование является одной из попыток реализации такого подхода.

Гипотеза исследования. По мнению многих исследователей, интерпретация знаково-смыслового аспекта наскального искусства связана с географически детерминированными традиционными аборигенными культурами, такими как культуры северных народов. Следовательно, проблема исследования культурогенеза населения территории переводит акцент на современных обитателей, предполагая факт наследования ими (прежде всего, в качестве культурной традиции) элементов архаики при сохранении длительной исторической преемственности самых различных типов культур, существовавших с палеолитических времен до современности. Можно утверждать, что история наскального творчества имеет трансгенерационный и транскультуральиый характер, она передавалась из поколения в поколение, из культуры в культуру. Из вышеуказанного следует, что, сопоставляя образы и символы наскального искусства («текста») с этнографически и исторически известными явлениями традиционных религиозно-мифологических воззрений народов Севера, сохранивших архаическую «живую» практику почитания этих археологических памятников, можно попытаться выяснить их глубинную семантику.

Объектом исследования является наскальное искусство, рассматриваемое как семиотический феномен в контексте культуры.

Предмет исследования составляет семиотика памятников наскального искусства Якутии, интерпретируемых в контексте содержания и форм традиционной культуры народов Севера.

Цель исследования - охарактеризовать особенности наскального искусства как специфической знаковой системы в комплексе традиционной культуры народов Севера, дать семиотическую интерпретацию его образов.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• исследовать исходные теоретические основания семиотической интерпретации памятников наскального искусства;

• осмыслить универсализм древнейшего искусства как выражения устойчивых форм архаического сознания и возможности применения психоаналитического подхода для раскрытия природы наскального творчества;

• проанализировать особенности ритуально-магической гипотезы происхождения наскального искусства для более глубокого понимания его смысла;

• определить возможности использования параллельного изучения первобытной и традиционной культуры как наиболее приемлемой формы трактовки смысла, заложенного в наскальных изображениях;

• осмыслить сакральную символику объектов, связанных с наскальным творчеством, в контексте традиционной культуры народов Севера;

• дать экспликацию основных сюжетов наскального искусства Якутии с акцентировкой его ритуально-магической функции.

Источниками для культурологического анализа послужили известные по многочисленным публикациям памятники наскального искусства (в основном Якутии), а также традиции народов циркумполярной культуры. Следует отметить, что о проблеме происхождения искусства в более широком контексте можно говорить как о проблеме художественной культуры в целом, рассматриваемой в рамках исторической культурологии и историографии культуры в частности. Наскальное искусство представляет большой интерес для исследователей как информативный историко-культурологический материал, используемый для выявления закономерностей развития человеческой истории, поскольку этот феномен связан хронологически с зарождением самой культуры.

Методологическая основа исследования. В качестве общих принципов осмысления данной темы применяются актуальные положения информационно-семиотических культурологических концепций, психоаналитических теорий культуры. В методологическом плане работа опирается на принцип историзма, то есть памятники наскального искусства рассматривается нами как явление истории культуры. Кроме того, теоретически подобная работа исходит из существования общего универсального ядра человеческой природы, что является одним из вопросов, которые рассматриваются в рамках кросс-культурных исследований. Осуществляя интегративный подход к выявлению семиотики наскального искусства, автор опирался на общетеоретические исследования в философии, культурологии, семиотике, истории, этнографии и других науках. Работа предполагает также освещение истории археологических исследований в Якутии, этногенеза и некоторых аспектов духовной культуры народов Севера.

В диссертационной работе используются следующие методы: описательный, сравнительно-исторический, семиотический, психологический. Кроме того, исследование осуществляется на системном методе, позволившим провести культурологический анализ, интегрируя различные источники и научные методы.

Научная новизна исследования. Культурологический анализ проблемы семиотической интерпретации наскального искусства на материале традиционной циркумполярной культуры позволил получить следующие результаты:

• исследованы принципы семиотики, определяющие исследовательскую позицию интерпретатора в процессе раскрытия возможных значений памятников наскального искусства;

• выявлены основные предпосылки культурной преемственности сакральной символики наскального творчества;

• осмыслено применение психоаналитического подхода в исследовании феномена древнего искусства;

• обосновано использование параллельного изучения первобытной и традиционной культуры как наиболее приемлемой формы трактовки смысла, заложенного в наскальных изображениях; дана экспликация основных сюжетов наскального искусства Якутии с акцентировкой его ритуально-магической функции; для расшифровки семантики наскальных изображений использован также материал Древней Европы и Азии, типологически близкий якутскому.

Основные положения, выносимые на защиту: С семиотической точки зрения, произведение наскального искусства, существует в форме интерпретативного артефакта. Если обратиться к терминологии У. Эко, с позиции реципиента-интерпретатора, наскальная роспись — это всегда «произведение с открытым концом», «открытое произведение», «произведение-в-движении» (work-in-movement), которое «открыто» для различных видов интерпретации.

Наскальное искусство можно рассматривать как явление полиэтническое, выражение универсальной культурной доминанты, общей для народов практически всех континентов на протяжении протяженного исторического времени.

Ритуальная предназначенность наскальных изображений дает возможность говорить о том, что священная скала служит точкой жизненного контакта с космическими силами и центром аккумуляции энергии. Древность архетипических образований и их проникновение в разные сферы человеческой деятельности, в частности архетипа Маны-личности, Мировой Горы могут служить основанием для выявления в разнообразном этнографическом материале следов отдаленного прошлого. Главные предпосылки культурной преемственности сакральной символики наскального творчества заключаются: в единстве психического опыта человечества; в сохранении сходной природно-климатической среды, в значительной мере обуславливающей специфику культуры; во внешней устойчивости архаических родоплеменных культур, которые могут находиться практически в неизменном состоянии в течение тысячелетий; в однородной архаической религиозно-мифологической системе.

• Ритуально-магическая концепция о возникновении наскального искусства, основанная на подобном построении, дает возможность развивать ее в этом направлении.

• В традиционной религиозной системе народов Севера священная гора олицетворяет космический порядок, единство мироздания и сакральность родной земли. Космические аспекты традиционной религии Айыы (Аи) включают систему отношений человека с окружающим мирозданием: понятия о священных скалах, олицетворяющих космический порядок, единство мироздаиия и родной земли; понятия о трехсоставной душе - кут и космической энергии, объединяющей все структуры мироздания в единую цельность; понятие «былыт» - невидимой тонкой субстанции, представляющей энергетически-информационное поле человека.

• На основе классификации стиля и возраста памятников наскального искусства Якутии, составленной археологами, можно проследить эволюцию семантики изображений. Звери (бык, лось, олень и другие) могут означать духов-хранителей шамана, солярный знак - культ солнца, антропоморфные изображения также связаны с шаманской тематикой, так как некоторые из них содержат изображения шаманских атрибутов.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что с культурологической точки зрения исследуется применение семиотических идей и принципов к интерпретации символики наскального искусства; выяснены возможности применения психоаналитического подхода для анализа памятников наскального искусства. Результат осмысления сакральной символики объектов, связанных с наскальным творчеством, в контексте религиозно-космологических воззрений народов Севера, дает представление о необходимости сохранения и приумножения духовных ценностей, культурной среды и культурного наследия, что является обязательным условием выживания человека в современном мире.

Практическая значимость исследования заключается в возможности актуализировать интерес к проблемам, связанным с практическим «освоением» и сохранением дошедших до нас объектов наскального искусства. Как известно, состояние находящихся на госохране наскальных изображений почти на 80% характеризуется как неудовлетворительное и нуждается в принятии срочных мер по спасению от разрушения, повреждения и даже уничтожения, в специальных мерах по охране.

Результаты и материалы исследования могут иметь практическое применение в курсах по культурологии, спецкурсах и спецсеминарах в рамках учебных дисциплин «Культурология», «Циркумполярное регионоведение», «Этносемиотика» и других.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования отражены автором в 14 публикациях. Результаты данного исследования были обобщены в докладах, сделанных на международной научной конференции «Культура оленеводческих народов» (Якутск, 2005), на региональных' научно-практических конференциях: «Проблемы региональной культуры и образование России на пороге 3 тысячелетия» (2000), «Циркумполярная культура: памятники культуры народов Арктики и Севера» (2000), «Логос. Культура. Цивилизация» (2002), «Основные направления имиджевой политики Республики Саха (Якутия)» (2006), на интернет-конференции «Этническая психология и современные реалии» (2004), на инновационном форуме «Научно-инновационный потенциал Республики Саха (Я)» (2006). Основные положения диссертации излагались на заседаниях кафедры культурологии ИППК Уральского и Якутского госуниверситетов. Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Общий объем работы-154 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Кузьмина, Любовь Аркадьевна

Заключение

• В работе обосновано применение семиотических идей и принципов к интерпретации семиотики наскального искусства. Наскальное искусство как культурный объект, практически утративший свою утилитарную роль, существует в форме интерпретативного артефакта. С позиции реципиента, наскальная роспись - это всегда, по выражению Эко, «произведение с открытым концом», «открытое произведение», «произведение-в-•движении» (work-in-movement), которое «открыто» для различных видов интерпретации. Данный основной принцип семиотики определяет исследовательскую позицию в процессе раскрытия возможных значений. В соответствии с кризисом репрезентации произведение наскального искусства, потерявшее свою связь с архаическим предметом и явлением, переносит акцент на саму референцию. Отсюда вытекает основная задача интерпретатора - установление адекватности интерпретации, т.е. выявление степени достоверности в оценке функций такого объекта в реальном контексте.

• Наскальное искусство Якутии можно рассматривать, прежде всего, как выражение универсальной культурной доминанты, общей для народов практически всех континентов на протяжении протяженного исторического времени. Главные предпосылки, связующие эти культурно-исторические типы, заключаются: в единстве психического опыта человечества - носители традиционных культур воспроизводят законсервированные черты архаичного мышления (универсальные архетипические образы); в сохранении сходной природно-климатической среды, которая в значительной мере обуславливает специфику культуры -опыт жизни и ведение хозяйства в данных условиях природы; во внешней устойчивости архаических родоплеменных культур, которые могут находиться практически в неизменном состоянии в течение тысячелетий; в однородной архаической религиозно-мифологической системе, которая устойчиво воспроизводится в самых разных регионах, временах и культурах.

• Выявлены психоаналитические основы интерпретации семантики наскального искусства. Анализ возможностей применения психоаналитического подхода в исследовании раскрывает архетипический уровень понимания проблемы наскального творчества. Основываясь на трудах психоаналитиков, прежде всего, К.Г. Юнга, истоки этих схождений заключаются в общих началах и закономерностях психики человека, его духовной эволюции. Носители традиционных культур воспроизводят законсервированные черты архаичного мышления. Верность вывода К. Юнга о всеобщей универсальности архетипов означает, что психологический механизм, порождающий произведения первобытного искусства, и сами эти произведения существуют и сегодня в фольклоре, в рамках традиционной культуры. Древность архетипических образований и их проникновение в разные сферы человеческой деятельности, в частности архетипа Мана-личности, Мировой Горы, вполне может служить основанием для выявления в разнообразном этнографическом материале следов отдаленного прошлого. Ритуальная предназначенность наскальных изображений дает возможность говорить о том, что священная скала служит точкой жизненного контакта с космическими силами и центром аккумуляции энергии.

• Сопоставление образов и символов наскального искусства («текста») с этнографически и исторически известными явлениями архаических и традиционных религиозных воззрений дало возможность приблизиться к раскрытию их глубинной семантики. Предполагая факт культурного наследования элементов архаики при сохранении длительной исторической преемственности самых различных типов культур, существовавших с палеолитических времен до современности, можно утверждать, что история наскального творчества имеет трансгенерационный и транскультуральный характер, то есть, она передавалась из поколения в поколение, из культуры в культуру. В качестве семиотических средств, объединяющих архаическую культуру в целостную систему выступают такие культурные символы, как изображение на скале - гора, как элемент сакрального ландшафта -космические зоны мироздания - человек как выразитель природных сил -ритуал — миф и т.п. В результате возникает непрерывное семантическое поле - та реальность, которая в той или иной форме воссоздается человеческим сознанием в разные исторические эпохи. В традиционной религии народов Севера священная гора олицетворяла космический порядок, единство мироздания и сакральность родной земли, поэтому они служили символом Вселенной и вместе с тем маркером родовой территории. Ритуальная предназначенность наскальных изображений дает возможность говорить о том, что священная скала служит точкой жизненного контакта с космическими силами и центром аккумуляции энергии. Наскальные рисунки на скалах по берегам Лены образуют единственную в своем роде галерею древнего изобразительного искусства. Рисовать на камне дозволялось только шаманам, поэтому большая часть изображений заключает в себе мистические знаки - духов-хранителей, шаманские бубны, символы других миров. К первичному опыту священного пространства восходят символы и ритуалы, связанные со скалой, выбранной в качестве вечных «холстов».

Сакральная роль горы в такого рода древнейших культах была обусловлена тем, что она позволяла осуществлять взаимодействие человека с силами Айыы, в том числе с астральными объектами. Космические аспекты религии Айыы включают систему отношений человека Айыы с окружающим мирозданием: понятия о священных скалах, олицетворяющих космический порядок, единство мироздания и родной земли; понятия о трехсоставной душе - кут и космической энергии, объединяющей все структуры мироздания в единую цельность; понятие «былыт» - невидимой тонкой субстанции, представляющей энергетически-информационное поле человека. В религиозной системе Айыы сохранился древнейший культ священных скал с письменами. Религиозно-мифологическая система народов Севера донесла до наших дней сведения о чудодейственной внеземной энергетике, исцеляющих свойствах и загадочных явлениях, происходящих на священной горе. Поскольку сакральное пространство скалы зафиксировало «былыт», закодированную энергетическую информацию, оставленную древними будущим поколениям, оно связано и с памятью предков. Как сам человек, так и другие объекты окружающего мира выступают источниками и трансляторами былыт - энергетически-информационных полей. Образ духа-хозяина священной горы связан с шаманским вероучением. Тайные знания давали шаману возможность управлять действиями астрала, получать информацию о прошлом, настоящем и будущем.

• На основе классификации стиля и возраста памятников наскального искусства Якутии, составленной археологами, можно проследить эволюцию семантики изображений. Звери (бык, лось, северный олень, медведь, лошадь и др.) означают духов-хранителей шамана, солярный знак - культ солнца, антропоморфные изображения с шаманской тематикой, так как некоторые из них содержат изображения шаманских атрибутов. Духов-хранителей и духов-помощников шаман связывает с определенным местом, а именно со священной скалой - Ытык-Хая.

• Дана экспликация основных сюжетов наскального искусства Якутии с акцентировкой его ритуально-магической функции. Для расшифровки семантики наскальных изображений использован также материал Древней Европы и Азии, типологически близкий якутскому.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Кузьмина, Любовь Аркадьевна, 2009 год

1. AeepuHifee С.С. Мистика // Большая советская энциклопедия. Т. 16. -М.: Советская энциклопедия, 1974. - С. 333.

2. Агаджанян Н. А., Петрова П. Г. Человек в условиях Севера. — М., 1996. —208 с.

3. Айала Ф. Введение в популяционную и эволюционную генетику. — М., 1984. —230 с.

4. Алексеев А.Н. Каменный век Олекмы. Иркутск: изд-во Иркутского унта, 1987- 124 с.

5. Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества. — М., 1990. —351 с.

6. Алексеев H.A. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири -Новосибирск: Наука, 1980-320 с.

7. Алексеев H.A. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального сравнительного исследования). — Новосибирск: Наука, Сиб. Отд-ние, 1984.-233 с.

8. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К.Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббэк. М.: Мартис, 1995. - 320 с.

9. Анисшюв А. Ф. Исторические особенности первобытного мышления. Л., 1971.

10. Антология исследований культуры: Интерпретации культуры /Отв. ред. и сост. Л.А. Мостова. СПб.: Университетская книга, 1997.1. Т. 1-728 с.

11. Анцыферова Л. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрахама Маслоу. // Вопросы психологии. 1973. - № 4.

12. Археологические исследования в Якутии: Труды Приленской археологической экспедиции. Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1992. - 192 с.

13. Архив ЯНЦ СО РАН, ф.5 оп. 3, д. 480, л. 20-24.

14. Архив ЯНЦ СО РАН, ф.5 оп. 3, д. 536, л. 19-23.

15. Архипов Н.Д. Древние культуры Якутии. Якутск: Кн. изд. 1989.

16. Афанасьев JI.A.-Тэрис. Айыы уерэ5э. Министерство культуры Республики Саха (Якутия), Якутск, 1993 с. 184 с.

17. Багдарыын Сюлбэ. Топонимика Якутии: Краткий науч.-попул. очерк. Якутск: Бичик, 2004 192 с.

18. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма: в 2 т. Т. 1 / А. Белый.- М.: Искусство, 1994. 571 с.

19. Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной Науки и Теософии. М.: наука, 1992. Т.1.

20. Боас Ф. Ум первобытного человека. М.; Л., 1926.

21. Бравина Р.И. Погребальный обряд якутов (ХУП-Х1Х вв.): Учебное пособие. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1996 - 232 с.

22. Богораз-Тан Я.Г.Чукчи. Ч. 1. Перевод с англ. Л.: изд-во Института народов севера, 1934 192 с.

23. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомина, 1995.

24. Буркхард Т. Сакральное искусство Востока и Запада: Принципы и методы / Пер. с англ. Н.П. локман. М: Алетейа, 1999. - 216 с.

25. Бурыкин A.A. Религиозные воззрения эвенов //Краеведческие записки, вып. XIX. Магадан, 1993.

26. Бурыкин A.A. Этнокультурные связи эвенов и коряков в семиотике шаманских предметов // Этносемиотика ритуальных предметов. СПб., 1993.

27. Веденин Ю.А. Необходимость нового подхода к культурному и природному наследию России/ Актуальные проблемы сохранения культурного и природного наследия. М., 1995.

28. Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. — СПб., 1997.

29. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. — М., 1991. — 271 с.

30. Великанов А. Симулякр ли я дрожащий или право имею. М.: Новое литературное обозрение, 2007. - 272 с.

31. Время мира. Альманах. Вып. 1: Историческая макросоциология в 20 в. Новосибирск, 1998.

32. Выготский JJ.C. Психика, сознание, бессознательное//Собрание сочинений : в 6-ти т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии.- М.: Педагогика, 1982,- 488 с.

33. Габышева JJ.JT. Пространственно-временная лексика и цветовая метафора в текстах олонхо // Язык миф - культура народов Сибири: сборник трудов. Якутск: Изд-во Ягу, 1994. с. 3-23.

34. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988 699 с.

35. Гарден Ж.-К. Теоретическая археология. М.: Прогресс, 1983. - 295 с.

36. Генон Р. Символы священной науки. Пер. с франц. М.: Беловодье, 2002. - 496 с.

37. Гесериада/ Пер., вступ. статья и коммент. С.А. Козина. М.; JL, 1935.

38. Гирц К. Влияние концепции культуры на концепцию человека//Антол. Исследований культуры. Т.1/ Отв. Ред. J1.A. Мостова. СПб: Универ. Книга, 1997.

39. Гоголев А.И. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2002. 104 с.

40. Гоголев A.M. Историческая этнография якутов.

41. Гоголев A.PL Лекции по исторической лексике якутов. Якутск, 1983

42. Гоголев A.PI. Язык-миф-культура народов Сибири. Якутск.- 1998.

43. Горнфельд А. О толковании художественного произведения // Вопросы теории и психологии творчества. Т. 7. Харьков, 1916.

44. Гохман И.И., Томтосова Л. Ф. Антропологические исследования неолитических могильников Диринг-Юрях и Родинка // Археологические исследования в Якутии. Новосибирск, 1992.

45. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии.- М.: Московский Трансперсональный Центр, 1993. -504 с.

46. Гумилев J1.H. Древняя Русь и Великая степь. М.: ООО «Издательство ACT», 2001.-848 с.

47. Гумилев JI.H. Древние тюрки. М., 1967

48. Гумилев Л. Н., Окладников А. П. Феномен культуры малых народов Севера // Декоративное искусство. 1982. - N 8.

49. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: ООО «Издательство ACT», 2001.-560 с.

50. Даниленко В.Н. Космогония первобытного общества // Начала цивилизации. Екатеринбург; М., 1999.51 .Дворжак М. Очерки по искусству средневековья. М., 1934.

51. Дильтей В. Введение в науки о духе. — Собр. соч. в 6 тт. Т. 1. М.: Дом интеллектуал, кн., 2000.

52. ЬЪ.Дугин А. Г. Философия традиции. М., Арктогея-Центр, 2002. - 624 с.

53. Дюркгейм Э. Коллективный ритуал// Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М.: Аспект-Пресс, 1996. - 775 с.

54. Евсюков В. В. Мифы о вселенной. Новосибирск, 1988.

55. Емельянов Н.В. Мифологические божества в олонхо «Потомки Юрюнг Айыы Тойона» и «Баай Барыылаах дух хозяин черного леса» // Мифология народов Якутии. - Якутск: Якутский филиал СО АН СССР, 1980.

56. Ермаков С.Э. Волшебные пути, по которым движутся духи //Мифы и магия индоевропейцев, вып. 3, 1996.

57. Жукова JI.H. Языческое миропонимание и 21 век. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2001.- 50 с.

58. Захарова А.Е. Архаическая ритуально-обрядовая символика народа Саха (по материалам олонхо). Новосибирск:: Наука, 2004. - 312 с.

59. Зубов А. А. Человек как фаза самоорганизации материи во Вселенной // Проблемы макроэволгоции. — М., 1988. — С. 141—142.61 .Иванов В.В. Проблемы этносемиотики // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989

60. Иванов С.П. Психология художественного действия субъекта. — М.: Воронеж: 2002. - 640 с.

61. Иконникова С.Н. Культурология как она есть и какой ей быть // Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 5 / Гл. ред. Л. Морева. СПб, 1998.

62. Интерпретация в культуре: Сборники статей' / Мин-во культ. РФ РАН. Рос.ин-т истории искусств. СПб, РИИ, 1999.- 161 с.

63. Иохелъсон В.И. Юкагиры и юкагизированные тунгусы. М., 2005 - 675 с.

64. История первобытного общества: Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986

65. Каган М.С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусства. Л.: Искусство, 1972.

66. Каган М.С. Философия культуры. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1996.448 с.

67. Кандинский В. О духовном в искусстве. Л.: Фонд «ЛГ», 1990.

68. Капра Ф. Дао физики. М.: София, изд-е «Гелиос», 2002.

69. Кармин A.C. Культурология. СПб.: Издательство «Лань», 2001 -832 с.

70. Кассирер Э. Избранное: Индивид и космос. М., 2000.

71. Кастаиеда К. Дар Орла. Огонь изнутри.-К.: София, 1993.-512 с.

72. Кемпбелл Дж. Герой с тысячью лицами. Миф. Архетип. Бессознательное. Киев: София, 1997.-336 с.

73. Кирло X. Словарь символов. 1000 статей о важнейших понятиях религии, литературы, архитектуры, истории / Пер. с англ. Ф.С. Капицы, Т.Н. Колядич. М.: ЗАО Центрополиграф, 2007. - 525 с.

74. Киселев C.B. Древняя история Южной Сибири. -М.: АН СССР, 1951

75. Кистенев С.П. Родинкское неолитическое захоронение и его значение для реконструкции художественных и эстетических возможностей человека в экстремальных условиях Крайнего Севера // Археологические исследования в Якутии. Новосибирск, 1992. С. 68-81.

76. Кляшторный С.Г. Концепция "трех миров" в пантеоне древнетюркских памятников. Этногенез и этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий. Омск, 1979

77. Кляшторный С.Г. Мифологические сюжеты в древнетюркских памятниках // Тюркологический сборник, 1977. М.: Наука, 1981.

78. Кузьмина JI.A. Герменевтика символики наскального искусства.// Тезисы научно-теоретической конференции «Логос. Культура. Цивилизация» Якутск, 2001 С.97-100.

79. Кузьмина Л.А. Культурологические основы интерпретации семантики наскального искусства. // Проблемы региональной культуры и образование России на пороге 3 тысячелетия. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Якутск, 2000, с. 108-109

80. Кузьмина Л.А. Наскальное искусство в контексте культуры //Интеллект молодых ученых 21 веку. Материалы научно-практич. конференции. Якутск, изд-во ЯГУ, 2000, с. 31-33

81. Кузьмина Л.А. Наскальное искусство как культурное наследие. // Электронное научное издание «Аналитика культурологии». Выпуск 3 (9). 2007 http:// analiculturolog.ru -13 с.

82. Кузьмина Л.А. Наскальное искусство как национальное наследие и проблема его «освоения» в туристских целях. Якутск, изд-во ЯГУ, 2000 1 п.л.

83. Кузьмина Л.А. Объекты наскального искусства как туристский ресурс. Тезисы докл. Инновационный форум «Научно-инновационный потенциал Республики С(Я)». Якутск, 2006. с. 112-124.

84. Кузьмина Л.А. Священные скалы в системе культурных ландшафтов Якутии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. №38 (82): Научный журнал. СПб, 2008. С. 200-204 (0,35 п.л.) -405 с.

85. Кузьмина Л.А. Символическое сакральное пространство наскального искусства// Материалы международной научной конференции «Культура оленеводческих народов». Якутск, 2005

86. Кузьмина Л.А. Сохранение объектов наскального искусства в процессе развития туризма //Материалы межрегиональной научнопрактической конференции «Основные направления имиджевой политики Республики Саха (Якутии)». Якутск, 2006 С.210-213.

87. Кузьмина Л. А. Этнопсихологические основы интерпретации символики наскального искусства Этническая психология и современные реалии. // Материалы Интернет-конференции. Якутск, 2004, с.43-46.

88. Константинов И.В. Происхождение якутского народа и его культуры. АН PC (Я). Ин-т гуманит. исслед.; - 2-е изд., испр. - Якутск, 2003.

89. Корбен А. Символы Севера // Философская газета. № 5 / http://www.phg.ru/issue5/fg-5.html.

90. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. 2-е изд. М., 1957

91. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего.-М.: «Когито-Центр», Издательство «Институт психологии РАН», 1997.432 с.

92. Кочмар H.H. Стиль и датировка писаниц Якутии/ Археологические исследования в Якутии. Новосибирск, 1992

93. Ксенофонтов Г.В. Легенды и рассказы о шаманах. Ч. 1. Иркутск, 1988 -76 с.

94. Ксенофонтов Г.В. Ураангхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов. Том 1, 1-я книга Якутск: нац. Изд-во Республики Саха (Якутия), 1992.-416 с.

95. Ксенофонтов Г.В. Эллэйада: Материалы по мифологии и легендарной истории якугов / Г.В. Ксенофонтов; (сост., ред. В.М. Никифоров). Якутск: Бичик, 2004.-352 с.

96. Куликовский А.Е. Материалы по изучению верований древних якутов // Сборник материалов к изучению Якутии. Якутск, 1928. Т.1.

97. Кулаковский А.Е. Научные труды. Якутск: Кн. Изд-во, 1979.484 с.

98. Куруубай хааннаах Кулун Куллустуур «Якутское олонхо»- М., 1985.-606 с. (Серия «Эпос народов СССР»).

99. Куценков П. А. Начало. Очерки истории первобытного и традиционного искусства. М. Алетейя. 2001.- 264 с.

100. Куценков П.А. Этнос и его искусство: Западный Судан. М. «Наука». 1990.- 159 с.

101. Кызласов JJ.P. Таштыкская эпоха в истории Хакасско-Минусинской котловины. М., 1960.

102. Ларичев В. Е. Палеолит Северной, Центральной и Восточной Азии. —■ Ч. 1: Азия и проблемы прародины человека. История идей и исследования. — Новосибирск, 1969. — 390 с.

103. Ларичев В.Е. Прозрение: Рассказы археолога о первобытном искусстве и религиозных верованиях. М., 1990.

104. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994.- 608 с.

105. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Хрестоматия по истории психологии. -М.: Изд-во МГУ, 1980. 296 с.

106. Леви-Стросс К Первобытное мышление. М.: Наука, 1994.

107. Леонтьев Д. Развитие идей самоактуализации в работах Абрагама маслоу // Вопросы психологии. 1987. - №3.

108. Леруа-Гуран А. Религии доистории // Первобытное искусство. -Новосибирск, Наука, 1971.

109. Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока. Магадан: Кн. изд-во, 1983 - 176 с.

110. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982.

111. Лот А. В поисках фресок Тасилин-Аджера. JL, 1973.

112. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек текст семиосфера история. М.: Школа Языки русской культуры , 1996.

113. Лотман Ю.М. Об искусстве. Пер-г: «Искусство - СПБ», 1998.

114. Лотман Ю.М. О динамике культуры//Труды по знаковым системам. Тарту, 1992 С.5-22

115. Лотман Ю.М. Семиосфера. С-Петербург: «Искусство-СПБ», 2000.-704 с.

116. Лотман Ю.М. Феномен культуры//Труды по знаковым системам. 10. Тарту, 1978. С.3-17

117. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры//Труды по знаковым системам.5 Тарту, 1971. с. 144-166.

118. ЛурияА.Р. Об историческом развитии познавательных процессов.

119. Мазин. А.И. Наскальные рисунки 4-3 тыс. до н.э.//Первобытное искусство. Новосибирск: Издательство "Наука", Сибирское отделение. 1976.

120. Макаров Д.С. Народная мудрость: знания и представления.-Якутск, 1983.

121. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие: Научно-популярное справочное издание. — М.: Агентство «Издательский сервис», 2000.-416 с.

122. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998.

123. Маркдорф Н.М. Лось в наскальном искусстве лесной зоны Северной Азии. //Автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. исторических наук /Кемеровский гос. универ-т Кемерово, 1999 — 26 с.

124. Мартынов A.M., Шер Я.А. Методы археологического исследования. М., 1989.

125. Мелетинский Е.М. К вопросу о применении структурно-семиотического метода в фольклористике // Семиотика и художественное творчество. М., 1977.

126. Мелетинский Е.М. Миф и эпос у народов Северной Азии. -Сб.: Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока.- Якутск, 1978.

127. Мелетинский Е.М. Первобытные истоки словесного искусства // Ранние формы искусства. М., «Искусство», 1972.

128. Мешкерис В.А. Наскальное искусство в творчестве Н.К.Рериха.

129. Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. М., «Искусство» - 1974.

130. Мифы народов мира. Том 1 . Москва , Советская Энциклопедия. -1991.-671с.

131. Мифы народов мира. Том 2 . Москва , Советская Энциклопедия. -1991.- 671с.

132. Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма.- Новосибирск, 1980

133. Михайлов Т.М. Природа и человек в шаманизме монгольских народов. Новосибирск, 1983.

134. Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. Каменный век. М., 1973.

135. Моррис Ч.У. Основания теории знаков./ Семиотика: Антология. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001.

136. Мосолова Л.М. Культурологическое образование и искусство// Художественная культура на рубеже веков: состояние, противоречия, перспективы: Материалы конференции. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1998.

137. Мочанов Ю. А. Древнейший палеолит Диринга и проблема внетропической прародины человечества. — Новосибирск: Наука, 1992. —254 с.

138. Мочанов Ю. А., Федосеева С. А. Ноосфера и археология // Наука и техника в Якутии. — 2001. — № 1. — С. 28—33.

139. Мочанов Ю. А., Федосеева С. А. Основные этапы заселения человеком Якутии // Геология кайнозоя Якутии. —Якутск, 1982.

140. Неополитанский С.М., Матвеев С.А. Сакральная геометрия. -СПб.: Издательство «Святослав», 2003. 632 с.

141. Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. М., 1984

142. Новик Е.С. Поэтика шаманских легенд (к вопросу о соотношении обряда и фольклора)// Эпическое творчество народов Сибири и дальнего Востока. Якутск, 1988.

143. Новик Ю.О. Культурологические исследования первобытного и традиционного искусства в странах Западной Европы и США (конец XIX-XX вв.): дисс. доктора культурологии: спец.: 24.00.01 СПб., 2006.

144. Нойманн Э. Происхождение сознания.- М., 1998.

145. Овсянико-Куликовский Д.Н. Лингвистическая теория.

146. Ойунский П.А. Нюргун Боотур стремительный. Сочинения. Якутск, 1959. т.5.

147. Ойунский П.А. Сочинения. Якутск, 1959. Т.4. (На як. яз.)

148. Окладникова Е.А., Окладникова А. П. Заселение земли человеком. М. 1984 . 110 с.

149. Окладникова Е.А. Модель Вселенной в системе образов наскального искусства Тихоокеанского побережья Северной Америки. СПб., 1995

150. Окладникова Е.А. Основные направления традиционной гуманитарной культуры народов Сибири и Северной Америки // Этническая история народов России (Х-ХХ вв.). СПб., 1993

151. Окладникова Е.А. Отражение представлений о мироздании в наскальном искусстве аборигенов Сибири и коренного населения Северной Америки // Системные исследования взаимосвязи древних культур Сибири и Северной Америки. Вып. 1. СПб. 1995

152. Окладникова Е.А. «Шаман и Вселенная» истоки шаманистических представлений ( по материалам искусства Сибири) // Курьер Петровской Кунсткамеры. СПб. 1996

153. Окладников А. П. Исторический путь народов Якутии. — Якутск, 1943. —91 с.

154. Окладников А. П. История Якутии. -Т. 1.—Якутск, 1949.— 401 с.

155. Окладников А.П. Ленские древности. Якутск, 1945. — Вып. 1.

156. Окладников А.П., Мазин А.И. Писаницы реки Алдан. Новосибирск, 1979.

157. Окладников А.П., Мазин А.И. Писаницы реки Олекмы и Верхнего Приамурья.- Новосибирск: Наука, 1976- 20 с.

158. Окладников А.П. Петроглифы Ангары. М.; Л., 1966.

159. Окладников А.П. Петроглифы Байкала. — Новосибирск, 1972.

160. Основы теории художественной культуры: Учебное пособие / Под общей редакцией Л.М. Мосоловой.- СПб.: Изд-во «Лань», 2001. -288 с.

161. Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. Т. 1. Вып. 1-4 Академия наук СССР, 1958.

162. Першиц А.И., Монгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного общества. М.: Высшая школа, 1982 223 с.

163. Пивнева Н. С. Архетипические образы в русской культуре : Дис. . канд. филос. наук : 24.00.01 : Ростов н/Д, 2003 -117 с.

164. Пирс Ч.С. Логические основания теории знаков. СПб.: Алетейя, 2000

165. Платов A.B. Магические искусства Древней Европы.- М.: «София», ИД «Гелиос», 2002. 480 с.

166. Потапов Л.П. К вопросу о древнетюркской основе и датировке алтайского шаманства / Л.П.Потапов // Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск, 1978.

167. Рерих Н.К. Пути Благословения. М.: Сфера, 1999. - 432 с.

168. Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. Самара, 1993.

169. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре: Пер. с нем. М.: Республика, 1998.-413 с.

170. Рикёр 77. Конфликт интерпретаций. Очерки по герменевтике. -М.: Канон-пресс-Ц, 2002. 624 с.

171. Риччи Коррадо. Дети художника. М., 1911.

172. Розин В.М. Семиотические исследования. М., 2001.

173. Романова E.H. Якутский праздник ысыах. Истоки и представления. Новосибирск: Наука, 1994 - с Л 60.

174. Ромм В.В. Семантика древних изображений человека: хореографический аспект: дисс. доктора культурологии: спец.: 24.00.01 СПб., 2007.

175. Семенова З.Ф. Космологические представления у якутов: символика и знак.- Кн.: Духовная культура в жизни этноса. Якутск, 1991.

176. Сидоров Е.С. Образ мира у древних якутов.- Кн.: Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока.- Якутск. 1978.

177. Серошевский В.Л. Как и во что веруют якуты: Этнографич. набросок// Сиб. Сб. 1980 - Вып. 2.

178. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. -СПб, 1896.-720 с.

179. Серов Н.В. Хроматизм мифа. Л.: 1990

180. Серое Н.В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. СПб., 2004

181. Скрипник К.Д., Штомпелъ Л.А., Штомпелъ О.М. Умберто Эко.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/Д ., 2006. 112 с.

182. Слепцов П.А. Традиционная семья и обрядность у якутов (XIX-нач. XX в.) Якутск: Кн. изд-во, 1989 - 158 с.

183. Сомоготто. Два язычества народа саха./ Сомоготто. Якутск: Якут. Край, 2007.- 60 с.

184. Софронов А.И. Сочинения/ Анемподист Софронов; (редкол.: А.К. Акимов и др.) Якутск: Бичик, 2005. - 544 с.

185. Стеблин-Каменский М. И. Миф. Л., 1976

186. Столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985

187. Сторчак В.М. Диссертация. Бессознательное в структуре религии: Архетипические предпосылки формирования религиозных идей и представлений. МЛ 997.- 146 с.

188. Тайлор Э. Б. Первобытная культура.-М.: Политиздат, 1989-573 с.

189. Теребихин Н.М. Северная Фиваида // Теребихин Н.М. Метафизика Севера. Архангельск, 2004.

190. Токарев С. А. Ранние формы религии. М.: Из-во политической литературы. -1990. -622с.

191. Токарев С.А. Очерк истории якутского народа. М.,1940. - 88 с.

192. Топоров В.II. Заметки о буддийском изобразительном искусстве в связи с вопросом о семиотике космологических представлений // Труды по знаковым системам И. Уч. зап. Тартуск. гос. ун-та. Вып. 181. Тарту, 1965.

193. Топоров В.Н. Пространство и текст //Текст: семантика и структура. M., 1983.

194. Трощанский В.Ф. Эволюция черной веры (шаманства) у якутов. Казань, 1902. Раздел VII.

195. Уолш Р. Дух шаманизма.- М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996.

196. Успенский Б. А. Семиотика иконы//Семиотика искусства. М.: Школа Языки русской культуры, 1995.

197. Уткин К Д. Культура народа Саха: этнофилософский аспект / -Якутск: Бичик, 1998. 368 с.

198. Уткин КД. Религиозные и философские воззрения коренных народов Якутии. Якутск: Бичик, 2000.-224 с.

199. Файдыш Е. Мистический космос. Путеводитель по тонкоматериальным мирам и параллельным пространствам. М.: Издательство Трансперсонального института, 1999

200. Феест Кристиан. Искусство коренных народов Северной Америки. М.: Радуга, 1985. 224 с.

201. Федосеева С. А. Археология Якутии и ее место в мировой науке о происхождении и эволюции человечества. — Якутск, 1990. — 130 с.

202. Федосеева С.А. Диринг-Юряхский могильник /Археологические исследования в Якутии. Новосибирск, 1992.

203. Фефелова В.В., Высоцкая Г.С. Изучение распространения антигенов системы НЬА у коренных народностей Сибири как основа для анализа этногенеза популяций: Препринт ВЦ СО АН СССР. Красноярск, 1987. №12.

204. Филиппов А.К. Происхождение изобразительного искусства. — СПб.: «Академ Принт». 1997. 103 с.

205. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2002 - 492.

206. Флоренский П.А. Обратная перспектива // Труды по знаковым системам II. Уч. зап. Тартуск. гос. ун-та. Вып. 198. Тарту, 1967.

207. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. ML, 1914. -678 с.

208. Флоренский П.А. Symbolarium (словарь символов) // Флоренский: PRO ET CONTRA. СПб.: Изд-во Русск, христианск. гуманитарн. ин-та, 1996.

209. Формозов А. Очерки по первобытному искусству. М.: Наука, 1969

210. Фрейд 3. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии СПб: Алетейя, 2000. - 223 с.

211. Фреге Г. Логика и логическая семантика: Сб. трудов. М.: Аспект Пресс, 2000.

212. Фрезер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. — М.: Политиздат, 1980.- 831 с.

213. Фромм Э. Психоанализ и религия//Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990.-398 с.

214. Харнер М. Путь шамана и шаманская практика: руководство по обретению силы и целительству. М., 1994. 104 с.

215. Хейзгтга Й. Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры. М., 1992.

216. Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. Л.: Наука, 1969.

217. Шер А.Я. Вступительная статья // Гарден Ж. К. Теоретическая археология. М., 1983.

218. Шер Я.А. Петроглифы древнейший изобразительный фольклор // Наскальное искусство Азии, вып.2. - Кемерово, Кузбассвузиздат, 1997

219. Шер Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.: Наука, 1980.-328 с.

220. Шесталов Ю.Н. Север и космическое видение мира на рубеже тысячелетий // Коренные малочисленные народы России на пороге XXIвека: проблемы, перспективы, приоритеты: Материалы Всероссийского конгресса. СПб., 2000

221. Шесталов Ю.Н. Космическое видение мира на грани тысячелетий: Книга-амулет. СПб. Ханты-Мансийск, 2002.

222. Штернберг Л.Я. Избранничество в религии/ЛПервобытная религия в свете этнографии. Исследования, статьи лекции.- Д.: Институт народов Севера.- 1936.-572 с.

223. Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии. JL, 1936.

224. Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии. Пер. с англ. A.A. Казанкова, A.A. Велика; М.: ОГИ, 2004. - 142 с.

225. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Перев. с итал. В.Г. Резник и А.Г. Погоняйло. СПб: «Симпозиум», 2004. - 544 с.

226. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.

227. Элиаде М. Миф о вечном возвращении: Архетипы и повторяемость. СПб., 1998.

228. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996.

229. Элиаде М. Опыты мистического света / http://texts.pp.ru/light.html.

230. Элиаде М. Священное и мирское /Пер с франц. Н.К.Гарбовского М.: Изд-во МГУ, 1994.- 144 с.

231. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974403 с.

232. Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989.

233. Юнг К.Г. Аналитическая психология: теория и практика: Тавистокские лекции / Пер. с нем. В. Зеленского. СПб: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. - 240 с.

234. Юнг К.Г. Дух в человеке, искусстве и литературе / К.Г. Юнг. Научн. Ред. Перевода В.А. Поликарпова. Мн: ООО «Харвест», 2003. -384 с.

235. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1994

236. Юнг К.Г. Психология и религия // Юнг К.Г. Архетип и символ. -М., 1991.-304 с.

237. Юнг К.Г. Человек и его символы / Юнг К.Г., фон Франц М. -Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Под общ. Ред. С.Н. Сиренко. -М.: Серебряные нити, 1997.-368.

238. Яковлев В.-Далан. Тыгын Дархан: Роман Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1994.

239. Яковлев Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение. — М.: Книжный дом. Университет, 2003. 640 с.

240. Clottes J., Lewi s-William s D. Les chamanes de la hrehistoire. Paris, 1996. 119 p.

241. Eco U. Simiotics and the Philosophy of Language. 1984.

242. Eco U. A Theory of Semiotics. Indiana, Bloomington, 1979.

243. Liobov A. Kouzmina: La semantique des gravures rupestres de Yakoutie une interpretation dans le contexte de la culture ethniqhe. // Boreales N 78/ 81 2000, 84-86.

244. Levy-BruhlL. La Mentalite primitive. 1947.

245. Leroi-Gourhan A. Prehistoire de l'Art occidental. Paris, Mazenod.— 1995 (le edition 1965). 621 p.

246. Lewis-Williams D. The Mind in the Cave. New York, 2002. 320 p.

247. Jung C. Psychology and Alchemy Princeton: Bollingen Series, 1980.

248. Worringer W. Abstraktion und Einfuhlung. Leipzig, 1908.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.