Школьные СМИ как инструмент формирования медиаграмотности школьников Москвы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат наук Лапин Даниил Андреевич

  • Лапин Даниил Андреевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 148
Лапин Даниил Андреевич. Школьные СМИ как инструмент формирования медиаграмотности школьников Москвы: дис. кандидат наук: 10.01.10 - Журналистика. ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова». 2021. 148 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лапин Даниил Андреевич

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

1.1. Терминологический аппарат отечественного медиаобразования

1.2. Развитие медиаграмотности в контексте преодоления цифрового неравенства

1.3. Динамика развития информационной и медиаграмотности в России......................,,,

1.4. Использование СМИ в школе как один из инструментов формирования

медиаграмотности

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ШКОЛЬНЫХ СМИ В РОССИИ

2.1. Школьные СМИ в медиасистеме России

2.2. Классификация школьных СМИ России

2.3. Структурно-функциональная модель школьных СМИ в России

ГЛАВА 3. ШКОЛЬНЫЕ СМИ МОСКВЫ: ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

3.1. Методика исследования

3.2. Печатные школьные СМИ

3.3. Аудиовизуальные школьные СМИ

3.4. Школьные интернет-СМИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Школьные СМИ как инструмент формирования медиаграмотности школьников Москвы»

ВВЕДЕНИЕ

Тема исследования. Данная диссертационная работа посвящена исследованию принципов формирования медиаграмотности московских школьников в рамках их работы в системе школьных СМИ Москвы.

Актуальность работы обусловлена тенденцией развития школьных СМИ в России, а также ростом актуальности отечественных исследований медиаграмотности и медиаобразования в контексте цифровизации, цифрового неравенства и развития новых навыков у подрастающего поколения.

Постепенный переход к информационному обществу в XXI веке с развитием технологического прогресса породил множество новых вызовов для общества в целом и каждого индивида в отдельности. Трансформация мира, как предсказывал М. Маклюэн, в «глобальную деревню» в след за собой ведет и к трансформации всех сфер жизни, к их последовательной цифровизации. В онлайн-пространство переходит общение, обучение, досуг, гражданская активность и многое другое. Кажется, что не быть непосредственным участником современных медиапроцессов невозможно. Однако общее равенство в сети, о котором говорили с приходом интернета, все еще не достигнуто: общество разделяется в зависимости от уровня доступа к интернету, цифровых и медиакомпетенций, умения использовать онлайн-сервисы и платформы для своих целей. Исследователи описывают данную проблему, используя термин «цифровое неравенство».

На первых этапах развития исследований данной сферы цифровое неравенство воспринималось как проблема географического характера. По сути, она воспринималась как бинарная: у части населения есть доступ в интернет, часть населения этого доступа не имеет. Однако с течением времени исследователи добавили социальный аспект к технологической стороне цифрового неравенства. Как утверждают в своей статье А.А. Гладкова, В.З. Гарифуллин и М. Рагнеда: «Концепция цифрового

неравенства стала предметом междисциплинарного изучения, включающего такие области знания, как социология, политология, экономика, антропология и медиаисследования» 1 . Все большую актуальность приобретает концепция разделения цифрового неравенства на три этапа. Эту концепцию в конце 20 - начале 21 века предложили П. Аттевелла, П. Норрис и Э. Харгиттай2. Впоследствии ее дополняли в своих исследованиях А. фан Деурсен и Й. фан Дейк3. В конечном счете, в современных исследованиях цифровое неравенство может быть представлено в виде следующей системы из трех уровней. Первый уровень - доступ к Интернету и ИКТ; второй уровень - уровень цифровых компетенций и цифровой грамотности пользователей; третий уровень - уровень личной выгоды и пользы при взаимодействии с цифровой медиасредой.

При освоении определенного уровня компетенций (технологических, цифровых, личностных) каждый человек может преодолевать последовательно обозначенные уровни цифрового неравенства, постепенно становясь полноценным участником медиапроцессов в современном обществе. В контексте данного диссертационного исследования в качестве инструмента освоения необходимых навыков и, как результат, преодоления цифрового неравенства рассматривается медиаобразование, индивидуальное и массовое. С применением сложившихся исторически медиаобразовательных концепций члены современного общества могут

1 Гладкова А. А., Гарифуллин В. З., РагнеддаМ. Модель трех уровней цифрового неравенства: современные возможности и ограничения (на примере исследования Республики Татарстан) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2019. № 4.

2 Attewell P. The first and second digital divides // Sociology of Education. 2001. No. 74(3). P. 252-259; Norris P. The digital divide: Civic engagement, information poverty, and the Internet worldwide. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2001; Hargittai E. Second level digital divide: Differences in people's online skills // First Monday. 2002. No. 7(4).

3 van Deursen A., van Dijk J. The first-level digital divide shifts from inequalities in physical access to inequalities in material access // New Media and Society. 2018. P. 1-22; van Dijk J. The deepening divide: Inequality in the information society. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications, 2008.

формировать личные стратегии безопасного взаимодействия с цифровой медиасредой на основании собственной медиаграмотности.

На данном этапе представляется важным осветить основные термины, рассматриваемые в исследовании:

«Медиаобразование - комплекс образовательных и просветительских программ, направленный на изучение природы и особенностей функционирования медиа с целью повышения уровня медиаграмотности аудитории, развития критического восприятия, аналитического мышления и творческих навыков, а также формирования навыков безопасного поведения в цифровой медиасреде»4.

«Медиаграмотность - тип грамотности, приобретаемый в результате освоения программ медиаобразования. Развитие и повышение медиаграмотности - главная задача медиаобразования. Медиаграмотность предполагает усвоение знаний о природе и основных принципах медиакоммуникаций в современном обществе; об информационных и медиакоммуникационных технологиях; направлена на развитие способности к анализу и оценке содержания информации, ее критическому осмыслению, а также умение использовать эту информацию осознанно»5.

Стоит отметить, что в рамках данного диссертационного исследования рассматривается медиаобразование в России на уровне общего среднего образования в Москве.

Важно понимать, что современная сфера медиаобразования в России развита неравномерно, в том числе из-за неравномерного развития регионов. Более того, отечественное медиаобразование в значительной мере представлено различными практикоориентированными проектами, посредством которых школьников, юных пользователей Интернета и медиапотребителей обучают взаимодействию с медиаконтентом, а также его

4 Отечественная теория медиа: основные понятия. Словарь / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Фак. журн. МГУ, Изд-во Моск. ун-та, 2019. С. 137.

5 Там же. С. 114.

производителями. В российской практике в определенной мере существует смешение понятий журналистской профориентации и медиаобразования в силу взаимосвязанности этих явлений. На данный момент в российском медиаобразовательном процессе в качестве наиболее развитого сегмента можно выделить школьные средства массовой информации. Однако при более внимательном рассмотрении некоторые из таких проектов оказываются лишь видом дополнительной занятости, не имеющей оттенков медиаобразовательной и/или профориентационной практик. Участники таких СМИ не всегда имеют представление о работе медиа, не всегда умеют критически воспринимать контент, однако они умеют производить контент в самых разных жанрах и форматах - по сути обучающиеся вовлечены в творческий производственный процесс.

Для определения роли школьных медиапроектов в современном медиаобразовании в Москве в рамках данной предпринимается попытка определить школьные СМИ как сегмент медиаобразовательного процесса в России и как сегмент медиасистемы России, при этом мы понимаем, что в России присутствует множество разнородных медиаобразовательных инициатив и практик, чтобы начать исследование мы обращаемся к более развитому московскому региону, понимая, что практики могут существенным образом могут отличаться от других регионов и требуют дополнительного внимания. Вместе с этим, в данном исследовании определяются критерии, по которым то или иное школьное СМИ можно отнести к вышеупомянутым категориям, а также анализируется исторический путь медиаобразования в России, который привел к появлению такого явления как школьные СМИ.

Степень научной разработанности темы. Ранее работы, посвященные истории медиаобразования в России и мире, фокусировались на основных вехах развития данного явления (А.В. Федоров, И.В. Жилавская,

С. Ливингстон, Д. Бакингэм, А.В. Шариков, И.В. Челышева6), однако результаты развития медиаобразования в России на данный момент практически не анализируются. При рассмотрении вопроса существования школьных СМИ российские исследователи (Е.Л. Вартанова, А.В. Толоконникова, М.Е. Аникина7) акцентировали внимание на основных особенностях организации процесса в подобных проектах, результаты этих исследований используются нами с целью более глубокого анализа школьных СМИ с методической, структурной и содержательной точек зрения.

Таким образом, гносеологическая сторона проблемы данного диссертационного исследования связана с определением места московских школьных СМИ в современном медиаобразовательном процессе в России и в медиасистеме России, а практическая сторона проблемы заключается в попытке сформулировать общие характерные для школьных СМИ Москвы черты, определяющие их структурные, содержательные, а также медиаобразовательные и социализаторские функции.

Научная новизна. В рамках диссертационной работы школьные средства массовой информации впервые рассматриваются как сегмент медиасистемы России и как инструмент формирования медиаграмотности

6 Федоров А. В. Медиаобразование: история и теория. М.: МОО «Информация для всех», 2015; Жилавская И. В. Медиаобразование молодежи. М.: Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2018. Livingstone S. What is media literacy? // Intermedia, 2004; Buckingham, D. Media education: Literacy, learning and contemporary culture. -Cambridge UK: Polity Press, 2003; Шариков А. В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1990; Челышева И.В. Масс-медиа и нравственные ориентиры современной российской молодежи // Молодежь и будущая Россия / отв. ред. Ю.С.Пивоваров. М.: Изд-во Рос. академии наук, 2008.

7 Вартанова Е. Л. Медиаобразование как приоритет общественного развития // Медиаобразование в школе: сборник программ преподавания дисциплин. - М.: МедиаМир, 2010; Толоконникова А. В. Знания по запросам. Новые медиа как образовательная среда современных школьников // МедиаАльманах. 2016. № 5; АникинаМ. Е. СМИ и подростковая аудитория // Медиаобразование в школе: сборник программ преподавания дисциплин / под ред. Е.Л.Вартановой, О.В.Смирновой. М.: Медиамир, 2010.

школьников. Вместе с этим описываются принципы и закономерности функционирования школьных СМИ как сформировавшейся системы.

Объектом данного диссертационного исследования выступает медиаобразование в системе общего среднего образования Москвы.

Предметом данного диссертационного исследования стали принципы структурирования системы школьных СМИ и закономерности ее функционирования, оказывающие влияние на формирование медиаграмотности московских школьников.

Цель работы - определить, каким образом школьные СМИ как элементы медиасистемы России, в рамках медиаобразовательных практик формируют медиаграмотность у школьников.

Согласно цели определены следующие задачи диссертационного исследования:

1) Определить тенденции развития школьных СМИ и медиаобразовательного процесса в России на основании анализа исторического контекста их развития, законодательных аспектов их регулирования и их социальной значимости;

2) Охарактеризовать школьные средства массовой информации как часть медиасистемы России, имеющую дополнительные медиаобразовательные функции;

3) Выявить структурно-функциональные и типоформирующие характеристики школьных средств массовой информации в России на примере московского региона

4) Определить причины создания, особенности функционирования и практические подходы к реализации проектов школьных СМИ в контексте формирования медиаграмотности.

Методика исследования. Исходя из поставленных цели и задач, стратегия исследования носит качественный характер с комплексной методологией. В первую очередь, для формирования понимания

теоретического базиса работы школьных СМИ применяется метод синтеза и анализа, которые в своей взаимосвязи делают возможным выявление общих для российской практики структурных и содержательных элементов. Далее, благодаря методу сравнения, выделяются элементы, которые позволяют определить общие черты школьных средств массовой информации в Москве. Посредством метода индукции выявляются структурно-функциональные особенности школьных СМИ.

На этапе изучения генезиса школьных средств массовой информации применяется историко-генетический метод, направленный на раскрытие закономерностей развития школьных средств массовой информации с периода становления до настоящего времени. Вместе с этим, в рамках данного исследования используется историко-типологический метод для описания мировоззренческих и социальных оснований для формирования московских школьных СМИ как структурного элемента медиасистемы России и отечественного медиаобразовательного процесса.

Методологическую основу исследования составил социологический анализ. В качестве основных социологических методов использованы типологический анализ школьных средств массовой информации по разработанным типоформирующим критериям, а также анализ контента, который позволит рассмотреть специфику деятельности различных типов школьных СМИ Москвы.

На этапе сбора эмпирических данных посредством анализа содержания московских победителей Фестиваля школьных СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, одного из наиболее масштабных конкурсов школьных СМИ в России, мы выявляем основные аспекты развития и существования такого рода средств массовой информации, ключевые их особенности, а также форматы реализации практик формирования медиаграмотности.

На этапе анализа данных мы формулируем подробную картина профессиональных и общественных аспектов развития школьных СМИ в Москве, а также проводим сопоставительный анализ для выявления основных сходств и различий между ними.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) Современный медиаобразовательный процесс в России и в Москве, в частности, строится на исторически сформированных под влиянием развития технологий и социальных процессов медиапедагогических концепциях (практико-утилитарная, воспитательно-эстетическая и социокультурная). Он также включает в себя практики кинообразования, информационной грамотности и медиаобразования, за счет чего может служить способом преодоления уровней цифрового неравенства;

2) На современном этапе развития школьные СМИ возможно переосмыслить в качестве полноценного сегмента медиасистемы России в силу изменяющихся их функций и постепенного отступления от формата «школьное СМИ = пресс-служба школы». Несмотря на существующее сходство по функциям и типоформирующим структурно-функциональным критериям со СМИ для взрослой аудитории (учредитель (=основатель), аудитория, ареал распространения, целевое назначение, периодичность, тематика), школьные средства массовой информации выполняют дополнительные педагогические функции: медиаобразовательную (развитие навыков медиаграмотности: критического восприятия и аналитического осмысления медиапродуктов, а также их творческого создания), профориентационную (помощь в определении профессиональных стратегий) и социализаторскую (приобщение школьников к интеллектуальному и духовному потенциалу, а также помощь в поиске собственного «Я»). Работа в школьных СМИ позволяет московским школьникам развивать навыки критического восприятия и аналитического мышления, а также творческие способности, составляющие основу понятия медиаграмотности.

3) Несмотря на то, что наиболее активными участниками современного отечественного медиаобразовательного процесса являются регионы, проекты, реализуемые в разных российских городах разрозненны, не имеют общих теоретических основ и практических стандартов. Поэтому важно обеспечивать массовизацию медиаобразования в России за счет формирования школьных редакций. Одним из первых государственных проектов в этом направлении можно считать «Медиакласс в московской школе», в рамках которого предусмотрена работа учеников в школьной редакции. Более того, в последствии опыт реализации подобного проекта в столице в последствии может быть экстраполирован на другие регионы России, снимая с них нагрузку по объединению существующих инициатив, а также по созданию собственных методических материалов и образовательных стандартов.

4) Школьные СМИ формируют навык медиаграмотности, а именно ее составные элементы: критическое осмысление информации, аналитическое мышление и творческую самореализацию за счет вовлечения учеников в редакционную работу. В основном, данные навыки формируются в рамках работы над материалами и при последующем их анализе. Критическое осмысление информации развивается у учеников на этапе совместной с руководителем редакции рефлексии - оценки преимуществ и недостатков своей работы и работы коллег по школьной редакции, а также критического анализа своей журналисткой деятельности. Аналитическое мышление формируется в контексте анализа портрета аудитории, определения наполнения очередного выпуска, определения актуальных инфоповодов для аудитории конкретного СМИ. Творческая самореализация на современном этапе развития школьного медиаобразования является основным двигателем школьных средств массовой информации: сначала в рамках освоения основных журналистских жанров и творчества в их контексте, а затем за счет разработки новых форматов подачи информации.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в рамках данного диссертационного исследования школьные средства массовой информации Москвы впервые рассматриваются как сегмент медиасистемы России, выполняющий профориентационную, социализаторскую и медиаобразовательную функции, а также формирующий навык медиаграмотности у московских школьников и позволяющий постепенно преодолевать уровни цифрового неравенства.

Практическая ценность работы заключается в том, что данные, полученные в ходе исследования могут быть использованы для дальнейшего анализа современной системы школьных средств массовой информации России в других регионах, создания новых школьных СМИ и для масштабирования опыта Москвы в сфере работы со школьными средствами массовой информации на другие российские регионы снимая с них нагрузку по объединению существующих инициатив, а также по созданию собственных методических материалов и образовательных стандартов.

Структура диссертационной' работы обусловлена целями и задачами исследования, а также специфическими характеристиками изучаемого предмета. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка литературы, включающего 125 источников.

ГЛАВА 1. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

1.1. Терминологический аппарат отечественного медиаобразования

Принято считать, что отечественное медиаобразование берет свое начало в XX веке на этапе появления кинематографа. Педагогика того времени, отметив нарастающую популярность нового вида досуга, предпринимала первые попытки по реализации его воспитательного и образовательного потенциала. Связано это, в первую очередь, с тем, что в 1917 году был снят запрет на посещение кинотеатров школьниками, а, в последствии, сформирован киноподотдел при Государственной комиссии по просвещению 8 . С этого момента ведет свою историю протоформат современного медиаобразования - кинообразование, долгое время, занимавшее главенствующую нишу в отечественной медиапедагогике. В рамках кинообразовательного процесса были выведены следующие функции кинематографа: пропагандисткая (идеологическая), просветительская, развивающая. На основании этих функций выстраивалась педагогическая работа, разрабатывался план по «введению в учебные заведения кино как учебного пособия»9. В ноябре 1927 года было выпущено Постановление коллегии Народного комитета просвещения «О разработке мероприятий по детскому кино», которое делало значительный акцент на издание учебной литературы, посвященной кинематографу, а также на разработку образовательных программ для педагогических техникумов.

Кинообразование. Педагоги того времени вели активные дискуссии о теоретических и философских основаниях кинообразования, а также о векторах развития кинообразования в России. Среди участников научной

8 Федоров А. В. Медиаобразование: история и теория. М.: МОО «Информация для всех», 2015.- С. 114.

9 Парамонова К. К. Рождение фильма для детей: (некоторые вопросы истории дет. кинематографа 1918-1926 гг.): лекция / К. К. Парамонова; Всесоюз. гос. ин-т кинематографии. Науч.-исслед. кабинет. Кафедра драматургии кино. - М.: [б. и.], 1962. -С. 7.

дискуссии стоит выделить таких деятелей как С.М. Эйзенштейн, В.И. Пудовкин, Ю.Н. Усов, сформировавших фундамент развития отечественного кинообразования. С.М. Эйзенштейн, анализируя воспитательные возможности кинематографа, отмечал, что ключевым элементом в кино является именно аудитория: «Мы хотим при помощи ряда изображений добиться эмоционального, интеллектуального или идеологического воздействия на зрителя»10.

В.И. Пудовкин был одним из основателей школы изучения типологии зрительского восприятия: «Есть такой элемент, который не хочет думать над картиной, и если его толкают на какие-то мыслительные движения, он воспринимает это как насилие над ним»11.

Ю.Н. Усов во множестве своих работ обращал внимание, на то, что педагогическая работа особенно важна в таких областях, как «киноискусство, социологическое изучение зрителя и психология киновосприятия»12. Также значительное внимание он уделял развивающей функции кинематографа: «открытые поэтикой кино 20-х годов перцептивные действия в процессе адекватного восприятия киноповествования были способны поднять школьника на качественно новый уровень художественного восприятия по

13

сравнению с традиционными искусствами» .

Таким образом, мы видим, что основной акцент педагоги и исследователи образовательных и педагогических возможностей кино делали именно на воспитательной функции нового вида искусства. Кино воспринималось как инструмент формирования личности, закладки общественных идеалов и ценностных ориентиров, согласно которым подрастающее поколение будет вести свою дальнейшую жизнь. Важно

10 Эйзенштейн С. М. Избран. произв. В 6 т. - М.: Искусство, 1964. - Т. 1. - С. 588-589.

11 Пудовкин В. И. Собр. соч. В 3 т. - М.: Искусство, 1975. - Т. 2. - С. 174.

12 Усов Ю. Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1988. - С. 79.

13 Там же. С. 78.

отметить, что наравне с кинематографом в истории отечественного медиаобразования не выстраивалась педагогическая работа ни на одном примере журналистского творчества. Еще не шло речи о развитии критического мышления аудитории, как и о противодействии манипуляциям средств массовой информации. «Кинопедагогика 20-х годов, выделяя отдельные формальные особенности кино, не учитывала целостной структуры художественного воздействия фильма, уникальные возможности пространственно-временной формы повествования, способной гармонично развивать личность школьника, перцептивный способности учащихся не только при встрече с фильмом, но и с другими произведениями искусства»14.

Тем не менее, несмотря на предшествующие разработки по интеграции кинематографа в школьный образовательный процесс, основное развитие кинообразование получило в кинокружках и в любительских объединениях. В период 20-х годов прошлого века (с 1925 года) это движение возглавляло Общество друзей советского кино. Под его эгидой в последствии кино- и фотокружки, созданные автономно в разных регионах России (Ростове-на-Дону, Воронеже и др.), начали объединяться в общую структуру, включавшую в себя учеников, педагогов, инструкторов (привлекались для консультационной работы).

Развитие школьной прессы. В контексте развития школьной прессы исследователи отмечают в период 20-30-х годов XX века две основные задачи: ликвидация неграмотности населения и распространение коммунистической идеологии. Таким образом, можно заключить, что школьная пресса и движение юнкоров еще не виделись инструментом воспитания и образования молодежи, они носили лишь профориентационный характер. Медиаобразование только начинало формироваться в отдельную сферу педагогики

14 Усов Ю. Н. Кинообразование как средство... дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1988. - С. 80-82.

Впоследствии в послевоенные годы школьная печать начинает приобретать оттенки воспитательной деятельности. Формируются понятия регулярности выпуска школьных газет, идейной направленности, правдивости и точности, массовость участия детей и многое другое. Таким образом, школьные СМИ, в ситуации усиленного контроля над СМИ в СССР в целом, становятся одним из основных воспитательных средств, что в свою очередь дополняет понятие медиаобразованиия не только пониманием профессии, но и необходимостью гармоничного развития гражданина. Важным также представляется, что первые диссертации, посвященные медиаобразованию (проходили в первой половине 1950-х годов) рассматривали в первую очередь медиаобразование через аудиовизуальную составляющую. То есть школьная пресса и радиовещание еще не входили в научные интересы исследователей медиаобразования. Что подчеркивает важность кинообразования в становлении отечественного медиаобразовательного процесса.

В период оттепели медиаобразовательные практики начинают ориентироваться на формирование гармоничной личности человека, его знакомство с разными произведениями искусства, а также на освоение им художественного языка и формирование образного мышления15. По словам А.В. Федорова, именно в этот период закладываются основы отечественного медиаобразования. Значительную роль в этом процессе сыграли О.А. Баранов, Ю.М. Рабинович и С.Н. Пензин.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лапин Даниил Андреевич, 2021 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акопов А. И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов). Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. 96 с.

2. Алексеева М. И. Советские детские журналы 20-х годов. - М.: Изд-во МГУ, 1982. 133 с.

3. Алексеева, М.И. Советские детские журналы 20-х годов. М., Изд-во Моск. ун-та, 1982. 132 с.

4. Аникина М. Е. СМИ и подростковая аудитория // Медиаобразование в школе: сборник программ преподавания дисциплин / под ред. Е.Л.Вартановой, О.В.Смирновой. - М.: Медиамир, 2010. 320 с.

5. Базарова, Т. С. Воспитание старшеклассника как субъекта социального творчества: автореф. дис. ... канд. пед наук. М., 1992. 156 с.

6. Баранов О. А. Школьные киноклубы и их роль в кинематографическом воспитании старшеклассников: дис. ... канд. искусств. М., 1968. 214 с.

7. Баранов О. А. Экран становится другом. М.: Просвещение, 1979. 96 с.

8. Бернштейн А. Я. На уроке - художественный фильм. - М.: Изд-во БПСК, - 1971. 52 с.

9. Бочаров В. В. Молодость против старости // Нева, 2008. № 1. Режим доступа:http://magazmes.rass.ru/neva/2008/1/bo15.html

10. Вайсфельд И. В. Кино в педагогическом процессе // Сов. педагогика, 1982. №7. С. 35-38

11. Вайсфельд И. В. Развитие кинообразования в условиях перестройки. М.: Изд-во Общества друзей кино, 1988. С. 9-11.

12. Вайсфельд И. В. Эволюция экрана, эволюция восприятия // Сов. педагогика. 1993. № 5. С. 3-6.

13. Вартанова Е. Л. Медиаобразование как приоритет общественного развития // Медиаобразование в школе: сборник программ преподавания дисциплин. - М.: МедиаМир, 2010. 294 с.

14. Вартанова Е. Л. О теоретической актуальности понятия «медиасистема» // МедиаАльманах. 2018. № 4. С. 8-12

15. Вартанова Е. Л. Современная медиаструктура // Средства массовой информации постсоветской России / под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2002. С. 15-25.

16. Вартанова Е. Л. Теоретический анализ российской медиасистемы: между общим и особенным, формальным и неформальным // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. № 2. С. 7-19

17. Вартанова Е. Л., Засурский Я. Н. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели // Информационное общество. 2003. №3. Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/b6bc0258a1270266c3256ee7003be94 8.

18. Васильева: Минобрнауки начнет создание детского телевидения в российских школах // ОТР. Режим доступа: online.ru/news/minobrnauki-nachnet-sozdanie-85997.html

19. Власкина Г. Я. Эстетическое воспитание старшеклассников средствами телевидения и радио. Дис. ... канд. пед. наук. М., 1985. 205 с.

20. Вяткина Л. А. Самодеятельная подростковая пресса в системе средств массовой информации: дис ... канд. филол. наук. - М., 1997. 200 с.

21. Гельмонт А. М. Кино как фактор воспитания // Вестник просвещения., 1927. С. 9-21.

22. Гендина Н. И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международный и российский подходы к решению проблемы // Открытое образование. 2007. № 5(64). С. 58-69.

23. Гендина Н.И. Информационная культура и медиаграмотность в России // Информационное общество. 2013. №4. С. 77-83.

24. Гладкова А. А., Гарифуллин В. З., Рагнедда М. Модель трех уровней цифрового неравенства: современные возможности и ограничения (на

примере исследования Республики Татарстан) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. - 2019. - № 4.

25. Дорофеева М. Г. Влияние опыта кинозрителя на литературное развитие школьника: автореф. дисс. .канд. пед. наук. СПб., 2000. 248 с.

26. Есин Б. И. Еще раз о типологии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. - 2005. № 6. С. 65-70.

27. Жилавская И В. История развития медиаобразования. М.: Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2017. 121 с.

28. Жилавская И. В. Интерактивная (журналистская) модель медиаобразования // Медиаскоп. 2008. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru .

29. Жилавская И. В. Медиаобразование молодежи. М.: Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2018. 214 с.

30. Жилавская И. В. Медиаобразование молодежной аудитории. Томск: ТИИТ, 2009. 322 с.

31. Жилавская И.В. // Медиаобразование молодежи: Монография. - М., 2013. 243 с.

32. Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. № 3. С. 26-34.

33. Иваницкий В. Л. Модернизация журналистики. Методологический этюд. М.: Ф-т журн. МГУ, 2010. С. 27-28.

34. Ильичев С. И., Нащекин Б. Н. Кинолюбительство: истоки и перспективы. М., 1986. 110 с.

35. Капралова А. Н. Ежедневная школьная стенная газета. М.: АПН РСФСР, 1949.

36. Колесова Л. Н. Детские журналы России (1785-1917): учебно-методический комплект. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. - С. 148-193.

37. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник для вузов. М., 2011. 287 с.

38. Корнилов Е. А. Типология в современной науке о печати (к постановке проблемы / Е. А. Корнилов, А. И. Акопов // Методы исследования журналистики / под ред. Я. Р. Симкина. - Ростов н/Д., 1979. С. 66

39. Корнилов Е. А. Типология в современной науке о печати (к постановке проблемы // Методы исследования журналистики/ под ред. Я. Р. Симкина. -Ростов н/Д., 1979. С. 7-31

40. Косарева Р. Т., Панькова О. Ю. Практика реализации проекта «Школа редакторов школьных СМИ» как средство развития социальной компетентности одаренных детей. // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. С. 88-92.

41. Косолапова Д. И. Ювенильная журналистика в России: исторические и функциональные особенности: дис.канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2015.

42. Левшина И. С. Воспитание школьников средствами художественного кино. Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 1975. 203 с.

43. Левшина И. С. Любите ли вы кино? М., 1978. 254 с.

44. Лизанчук В. В. Педагогические проблемы повышения эффективности воздействия радио и телевидения на социализацию подростков. Дис. канд. ... пед. наук. Курган, 1977.

45. Массмедиа российского мегаполиса : типология печатных СМИ / М. А. Шишкина [и др.] ; под ред. М. А. Шишкиной. - СПб.: Роза мира, 2009. - С. 237

46. Медиа в образовательной среде: коммуникации и безопасность детей: колл. моногр. - М.: Фак. журн. МГУ, 2018. - 174 с.

47. Медиа в образовательной среде: коммуникации и безопасность детей: колл. моногр. / под ред. Е. Л. Вартановой, Т. И. Фроловой. М., 2018. 174 с.

48. Медиаобразование в цифровую эпоху // Рекомендации Венской конвенции. ЮНЕСКО, 1999. URL:http://www.unesco.ru/rus/pages/bythemes/stasya27012005103359.php (дата обращения: 05.07.2021)

49. Медиасистема России: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Е. Л. Вартановой. - М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2015. С. 15

50. Модели медиасистем и их отличительные черты / В. А. Бирюков, П. Н. Шаронин // Медиаэкономика 21 века. 2018. №5. С. 31.

51. Мурзин Д. А. Феномен корпоративной прессы. М.: Хроникер, 2005. С.

58

52. О мероприятиях по улучшению юношеской и детской печати // КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. 9-е изд. М., 1984. Т.4.

53. Организация медиастудии в школе. Режим доступа: https://youtu.be/ChrXtG3X9pU (дата обращения: 06.07.2021)

54. Отечественная теория медиа: основные понятия. Словарь / под ред. Е.Л. Вартановой. - М.: Фак. журн. МГУ, Изд-во Моск. ун-та, 2019. 246 с.

55. Парамонова К. К. Рождение фильма для детей: (некоторые вопросы истории дет. кинематографа 1918-1926 гг.): лекция / К. К. Парамонова; Всесоюз. гос. ин-т кинематографии. Науч.-исслед. кабинет. Кафедра драматургии кино. - М.: [б. и.], 1962.

56. Пензин С. Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж.,1987. 176 с.

57. Пензин С. Н. Некоторые проблемы теории и практики телевизионной пропаганды киноискусства: автореф. дис. ... канд. искусств. М., 1967.

58. Печинкина О. В. Медиаобразование в школах Северных стран: Монография. Архангельск: КИРА, 2012. С. 16-17.

59. Полонский М., Польман М., Новиков А. За кинофикацию школы // Искусство и дети. М., 1932. С. 33.

60. Полуэхтова И. А. Телевидение в развитии художественной культуры школьников // Содружество школы и учреждений культуры в художественном воспитании учащихся. М.: РАО МК РФ,1998. 212 с.

61. Попова М. Ф. Детская пресса в современной типологии СМИ // Материалы Всесоюзной межвузовской научно-теоретической и практической конференции, посвященной опыту и проблемам перестройки советской журналистики / Под ред. В.В. Тулупова. - Воронеж: ВГУ, 1991. С. 36.

62. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2011. 351 с.

63. Пудовкин, В.И. Собр. соч.: в 3 т. / В. И. Пудовкин; сост. и авт. примеч. Т. Запасник и А. Петрович; редкол. А. Грошев [и др.]. - М.: Искусство, 19741976. - 3 т.

64. Пустовалов А. В., Березина И. А. Новые формы журналистики во взаимодействии с гражданским обществом // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.10. Журналистика, 2013. №1.

65. Рабинович Ю. М. Кино, литература и вся моя жизнь. Курган: Периодика, 1991.120 с.

66. Рожков А. Ю. В кругу сверстников: Жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х годов. В 2 т. - Краснодар: Перспективы образования, 2002.

67. Руденская, С. Д. Царскосельский - Александровский лицей. 1811 -1917. СПб.: Лениздат, 1999. 511 с.

68. Садкова Т. А. Феномен школьных СМИ в современной культуре // Человек в мире культуры. Региональные культурологические исследования. 2017. № 2/3 (21). С. 257-261.

69. Сальникова А. А. Российское детство в ХХ века: история, теория, практика исследования. Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2007. 256 с.

70. Самарин М. П. Ученические журналы // Наука и школа. Харьков, 1916. № 3. С. 287-305.

71. Седова Л. Н., Толстолуцких Н. П. Теория и методика воспитания. Режим доступа: https://booksonline.com.ua/view.php?book=124443

72. Сиберт Ф. С. Четыре теории прессы: Представления о том, какой должна быть пресса и чем ей следует заниматься, в авторитарной и либертарианской теориях и в концепциях социальной ответственности и советского коммунизма / Фред С. Сиберт, Уилбур Шрамм, Теодор Питерсон; Ред. Я. Н. Засурский. - М.: Национальный институт прессы: Вагриус, 1998. 223 с.

73. Смирнов С. Ученические журналы и сборники // Вестн. Воспитания. 1901. № 6-9.

74. Спичкин А. В. Государство, средства массовой информации и образования // Проблемы кинообразования в вузе и школе / Под ред. С. М. Одинцовой. - Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 1997. С. 50-60.

75. Средства массовой информации России: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2011. 257 с.

76. Строева А. С. Дети, кино, телевидение. М.: Знание, 1962 46 с.

77. Суртаев В. Я. Социокультурное творчество молодежи: методология, теория, практика. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств, 2000. 207 с.

78. Телевизионная журналистика: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Ю. И. Долговой, Г. В. Перипечиной. М.: Аспект Пресс, 2019. 208 с.

79. Типология периодической печати: Учеб. пособие для студентов вузов / М. Е. Аникина, В. В. Баранов, О. А. Воронова [и др.] / Под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. - М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2009. 236 с.

80. Усов Ю. Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1988. 187 с.

81. Усов Ю. Н. Методика использования киноискусства в идейно-эстетическом воспитании учащихся 8-10 классов. Таллин: Министерство просвещения, 1980. 125 с.

82. Усов Ю. Н. Тушинский эксперимент. Использование киноискусства в идейно-эстетическом воспитании учащихся УП-Х классов // Кино - детям. М., 1982. С. 34-44

83. Фатеева И. А. Актуальные проблемы медиаобразования: учеб. пособие. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015. 129 с.

84. Федоров А. В. Медиаобразование: история и теория. М.: МОО «Информация для всех», 2015. 450 с.

85. Федоров А. В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия // Инновации в образовании. 2007. № 4. 465 с.

86. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. 840 с.

87. Фурин С. А. Юнкору / Послесл. В.Разумневича. 2-е изд. - М.: Мол.гвардия, 1988. 80 с.

88. Холмов М. И. Русская детская журналистика (1785-1917). Указатель материалов. - Л., 1978. С. 27-37.

89. Холмов М. И. Становление советской журналистики для детей. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1983. 209 с.

90. Челышева И. В. Масс-медиа и нравственные ориентиры современной российской молодежи // Молодежь и будущая Россия / отв. ред. Ю.С.Пивоваров. М.: Изд-во Рос. академии наук, 2008. С. 469-470

91. Черский Л. Ф. Детские годы царя-освободителя // Детство и юность российских императоров / Сост. Ереминой. - М.: Школа-Пресс, 1997. 544 с.

92. Шариков А. В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1990. 66 с.

93. Шариков, А. Подростки-телекоммуникаторы: новый феномен национального телевидения России// Средства массовой коммуникации и

проблемы развития личности ребенка: Мат. межд. сем., 16-17 июля 1993 г., Звенигород/Под общ. ред. А.В.Шарикова. М., 1994. С. 11-14.

94. Шестерина A. M. К вопросу о модернизации государственного стандарта по специальности «Журналистика» // УМО-регион: сборник информационных и научно-методических материалов. Выпуск 5. Воронеж, 2005. Отечественная теория медиа: основные понятия. Словарь / под ред. Е.Л. Вартановой. М., 2019. 246 с.

95. Школьник А.Я. Детская самодеятельная пресса как фактор социального воспитания подростков: дис. канд. пед. наук. Кострома, 1999. 143 с.

96. Эйзенштейн С. М. Избран. произв. В 6 т. - М.: Искусство, 1964. - Т. 1.

97. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2007. 567 с.

98. Attewell P. The first and second digital divides // Sociology of Education. 2001. No. 74(3). P. 252-259.

99. Bazalgette C. An Agenda of the Second Phase of Media Literacy Development. Media Literacy in the Information Age. New Brunswick (U.S.A.) and London (U.K.). - Transaction Publishers, 1997. P.72-74.

100. Bazalgette C. Primary Media Education: A Curriculum Statement // BFI, 1989. P. 3.

101. BD «Dans la tête de Juliette». Режим доступа: https://www.clemi.fr/fr/bd_juliette.html (дата обращения: 22.04.2021)

102. Blumler J. G., Gurevitch М. Towards a Comparative Framework for Political Communica- tion Research. Political Communication / еd. by S.H. Chaffee. Beverly Hills, CA: Sage, 1975. 14 p.

103. Buckingham, D. Media education: Literacy, learning and contemporary culture. - Cambridge UK: Polity Press, 2003. 232 p.

104. Costanzo, W.V. Reading the Movie. - Urbana, Illinois: National council of Teachers of English, 1992. 371 p&

105. Dans la tête de Juliette. Режим доступа: https://www.clemi.fr/fileadmin/user_upload/JULIETTE.pdf

106. Department for Education. English in the National Curriculum // BFI. Par. 1f 1995. Режим доступа: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attach ment_data/file/425601/PRIMARY_national_curriculum.pdf

107. Downing D. Internationalizing Media Theory: Transition, Power, Culture. London: Sage, 1996. 269 p.

108. Galician M. L. Sex, Love, and Romance in the Mass Media: Analysis and Criticism of Unrealistic Portrayals and Their Influence. - Lawrence Erlbaum Associates, 2003. Pp. 1-249.

109. Haby R. Une lettre du 28 septembre 1976. Utilisation de la presse à l'école. Режим доступа: https://www.clemi.fr/fileadmin/yag/formation/Textes/lettre.r.haby.pdf

110. Hargittai E. Second level digital divide: Differences in people's online skills // First Monday. 2002. No. 7(4).

111. Institut für Medienpädagogik JFF. Режим доступа:http://wwwjff.de

112. L'éducation aux médias face aux défis du numérique // Vie Republic. 19.10.2020. Режим доступа:https://www.vie-publique.fr/eclairage/274092-leducation-aux-medias-face-aux-defis-du-numerique

113. L'éducation aux médias face aux défis du numérique. Режим доступа: https://www.vie-publique.fr/eclairage/274092-leducation-aux-medias-face-aux-defis-du-numerique

114. La carte des médias scolaires. Режим доступа: https://www.clemi.fr/fr/carte-medias-scolaires.html

115. Livingstone S. (2004). What is media literacy? Intermedia. 32.

116. Livingstone S. What is media literacy? // Intermedia, 2004; Pp. 1820.

117. Livingstone, S., & Helsper, E. Does advertising literacy mediate the effects of advertising on children? A critical examination of two linked research literatures in relation to obesity and food choice // Journal of Communication, 56(3). 2006. Pp. 560-584.

118. Loi du 8 juillet 2013 d'orientation et de programmation pour la refondation de l'école de la République. Режим доступа: https://www.vie-publique.fr/loi/20661-refondation-ecole-de-la-republique-loi-dorientation-programmation

119. Media and Information Literacy Policies in Finland, 2013. Режим доступа:http://ppemi.ens-cachan.fr/

data/media/colloque 140528/rapports/FINLAND_2014.pdf

120. Norris P. The digital divide: Civic engagement, information poverty, and the Internet worldwide. - Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2001. 303 p.

121. Ragnedda M., Kreitem H. (2018) The Three Levels of Digital Divide in East EU Countries // World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies. 2018. No. 4. Pp. 5-27.

122. Sim, J.C. Mass Media Education in the U.S.A. In: Media Studies in Education. - Paris: UNESCO, 1977. P. 74-88.

123. van Deursen A., van Dijk J. The first-level digital divide shifts from inequalities in physical access to inequalities in material access // New Media and Society. 2018. P. 1-22

124. van Dijk J. The deepening divide: Inequality in the information society. - Thousand Oaks, CA: SAGE Publications, 2008. 240 pp.

125. Walsh B. A Brief History of Media Education. Center for Media Literacy, 2006. Режим доступа:https://www.medialit.org/reading-room/brief-history-media-education.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица 1. Теории медиаобразования

Название Сторонники Суть концепции Цель медиаобр азования

Теория развития критического мышления Ж. Гонне, Л. Мастерман В контексте этой теории медиа воспринимаются как «четвёртая власть», формирующая повестку дня, распространяющая определенные модели поведения и социальные ценности среди разнородной массы индивидуумов Научить аудиторию анализировать и выявлять манипулятивных воздействия медиа, ориентироваться в информационном потоке современного демократического общества

Культурологическая теория К. Бэзелгетт, Э. Харт В рамках данной теории считается, что аудитория не просто потребляет информацию, но и вкладывает различные смыслы в воспринимаемые медиатексты, самостоятельно их анализирует. Помочь обучающимся понять, как медиа могут обогатить их знания, восприятие и так далее

Семиотическая теория Э. Харт Опирается на труды структуралистов, в рамках данной теории считается, что медиа часто пытаются завуалировать многозначный знаковый характер своих текстов, что угрожает свободе потребления информаци Обучение правилам декодирования медиатекста, описания его содержания, ассоциаций, особенностей языка и так далее

Эстетическая (художественная) теория Холлс, Венелл Имеет аналогичную культурологической теоретическую базу Помощь аудитории в понимании основных законом и языка медиатекстов, напрямую относящихся к искусству, в формировании художественного восприятия и вкуса, а также способности к квалифицированному художественному анализу

Таблица 1. Теории медиаобразования

Практическая теория Д. Шретер Подразумевает, что влияние на медиа находится не на первом месте, важно понимание практических навыков создания медиаконтента Обучение школьников работе с технической медиаппаратурой

Идеологическая теория А. Грамши Согласно данной теории, медиа способны целенаправленно манипулировать общественным мнением, в том числе в интересах той и или иной социальной группы Обучить аудиторию пониманию политических, социальных, национальных и экономических аспектов существования медиа и анализу многочисленных противоречий внутри упомянутых аспектов

Теория «потребления и удовлетворения» Дж. Грипсруд Основу данной теории составляет понимание ограниченного влияния медиа на аудиторию и признание возможности аудитории самостоятельно выбирать медиатексты в соответствии со своими потребностями Помощь в поиске путей извлечения максимальной пользы от взаимодействия с медиа в соответствии со своими желаниями и склонностями

Предохранительная (протекционистская) теория Ф. Ливия, Д. Томпсон Базируется на тезисе о сильном влиянии медиа на аудиторию через каналы распространения информации Смягчение негативного эффекта чрезмерного увлечения медиа посредством разбора реальных медиатекстов

Этическая теория С.Н. Пензин Данная теория предполагает, что медиа способны формировать этические и моральные принципы аудитории Приобщение аудитории к той или иной модели поведения

Таблица 2. Зарубежные модели медиаобразования

Название Сторонники Суть концепции Цель медиаобразования

Теория развития критического мышления Ж. Гонне, Л. Мастерман В контексте этой теории медиа воспринимаются как «четвёртая власть», формирующая повестку дня, распространяющая определенные модели поведения и социальные ценности среди разнородной массы индивидуумов Научить аудиторию анализировать и выявлять манипулятивных воздействия медиа, ориентироваться в информационном потоке современного демократического общества

Культурологическая теория К. Бэзелгетт, Э. Харт В рамках данной теории считается, что аудитория не просто потребляет информацию, но и вкладывает различные смыслы в воспринимаемые медиатексты, самостоятельно их анализирует. Помочь обучающимся понять, как медиа могут обогатить их знания, восприятие и так далее

Семиотическая теория Э. Харт Опирается на труды структуралистов, в рамках данной теории считается, что медиа часто пытаются завуалировать многозначный знаковый характер своих текстов, что угрожает свободе потребления информаци Обучение правилам декодирования медиатекста, описания его содержания, ассоциаций, особенностей языка и так далее

Эстетическая (художественная) теория Холлс, Венелл Имеет аналогичную культурологической теоретическую базу Помощь аудитории в понимании основных законом и языка медиатекстов, напрямую относящихся к искусству, в формировании художественного восприятия и вкуса, а также способности к квалифицированному художественному анализу

Таблица 2. Зарубежные модели медиаобразования

Практическая теория Д. Шретер Подразумевает, что влияние на медиа находится не на первом месте, важно понимание практических навыков создания медиаконтента Обучение школьников работе с технической медиаппаратурой

Идеологическая теория А. Грамши Согласно данной теории, медиа способны целенаправленно манипулировать общественным мнением, в том числе в интересах той и или иной социальной группы Обучить аудиторию пониманию политических, социальных, национальных и экономических аспектов существования медиа и анализу многочисленных противоречий внутри упомянутых аспектов

Теория «потребления и удовлетворения» Дж. Грипсруд Основу данной теории составляет понимание ограниченного влияния медиа на аудиторию и признание возможности аудитории самостоятельно выбирать медиатексты в соответствии со своими потребностями Помощь в поиске путей извлечения максимальной пользы от взаимодействия с медиа в соответствии со своими желаниями и склонностями

Предохранительная (протекционистская) теория Ф. Ливия, Д. Томпсон Базируется на тезисе о сильном влиянии медиа на аудиторию через каналы распространения информации Смягчение негативного эффекта чрезмерного увлечения медиа посредством разбора реальных медиатекстов

Этическая теория С.Н. Пензин Данная теория предполагает, что медиа способны формировать этические и моральные принципы аудитории Приобщение аудитории к той или иной модели поведения

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.