Симулятивные образы массового сознания современного российского общества: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Елисеева, Татьяна Владимировна

  • Елисеева, Татьяна Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 199
Елисеева, Татьяна Владимировна. Симулятивные образы массового сознания современного российского общества: социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2010. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Елисеева, Татьяна Владимировна

Введение.

Раздел 1. Массовое сознание современного российского общества как пространство реализации симулятивных образов.

Раздел 2. Сущность и содержание симулятивных образов массового сознания российского общества.

Раздел 3. Динамика развития симулятивных образов массового сознания российского общества.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Симулятивные образы массового сознания современного российского общества: социально-философский анализ»

Особенностью современного российского общественного развития является наличие большого количества искусственных симулятивных образов массового сознания, возникающих в различных сферах общественного бытия и активно воздействующих на психику людей и социальные процессы. Главной их особенностью, даже опасностью, является то, что они имеют мало общего с реальной действительностью или не имеют вовсе.

Мы вступили в эру симуляции, - указывал Ж. Бодрийяр в конце XX века, - наступление которой знаменует полная взаимозаменяемость некогда противоречивых либо диалектически противоположных терминов: красивого и уродливого в моде; правого и левого в политике; истинного и ложного в масс-медиа; полезного и бесполезного на уровне объектов; природы и культуры на любом смысловом уровне»1.

Если согласиться с этим неотвратимым торжеством «ментального хаоса», то каким тогда в этой ситуации в скором времени будет российское общество? Будет ли оно, несмотря ни на что, созидательным, построенным на принципах высокой культуры, морали, гражданской ответственности и национального достоинства? Или, став активным полем идеологических, коммерческих войн, подвергнется очередной дестабилизации?

Актуальность исследования обусловливается следующими социально-историческими процессами современности.

Во-первых, в российском обществе в массовом количестве вырабатываются независимые от традиционных этических трансцендентных образцов самодостаточные симулятивные образы сознания, из которых все больше формируется социальная среда бытия человека, причем этот процесс является одной из главных особенностей современного постсоветского этапа развития.

1 Бодрийяр Ж. О совращении // Ежегодник Ас1 та^тет'93. - М., 1993. С. 330.

Во-вторых, симуляции образов сознания приобретают глобальные масштабы в результате того, что они используются на высокопрофессиональном уровне определенными социальными институтами для информационно-разрушительного воздействия на массовое сознание с целью осуществления манипулятивных действий в своих корыстных интересах.

В-третьих, конструирование иллюзорных сущностей становится частым в современной науке (особенно в отношении истории и теорий психоанализа), что приводит к изменению мировоззренческих оснований и трансформирует духовные ценности российского социума.

В-четвертых, усиливаются процессы бегства людей от реальности, особенно представителей молодежи и дезориентированных социальных групп, во внешне привлекательные, носящие гедонистический характер, но обладающие духовной неподлинностью «миры», возникшие из симулякров.

В-пятых, культурные ценности в эпоху постмодерна трансформируются до такой степени, что симулякры становятся значимее, чем традиционные ментальные аксиологические ориентиры общества и социальная реальность.

Исследование феномена негативного влияния симуляционных образов массового сознания имеет существенные трудности, связанные с многолико-стыо этого явления, скрытостыо его проявлений, полярностью оценок и трудно фиксируемой спецификой воздействия на социум. Уже более четверти века назад многие философы и ученые предупреждали интеллектуальное сообщество в своих трудах о том, что наступает новая эпоха, в которой общественная система становится склонной к недетерминированности процессов, потому что на место прежнего принципа реальности приходит принцип симуляции и «гиперреальности кода» именно он теперь начинает управлять людьми.

Таким образом, проблема изучения симулятивных образов, их сущности, содержания, вопросов их возникновения, конструирования и дальнейше

1 Бодрыйяр Ж. Символический обмен и смерть. - М., 2000. С. 44. го видоизменения в настоящее время приобретает особое значение в контексте влияния на массовое сознание.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы влияния различных факторов на массовое сознание в наши дни предстают как одни из активно изучаемых, однако к симулятивным образам, функционирующим в массовом сознании российского общества, и конкретным его особенностям, внимание научных исследователей обращается довольно редко.

Тем не менее, в различных социально-гуманитарных науках имеются определённые модели представления и изучения общечеловеческой симуля-тивной реальности. Так, филология уделяет внимание проявлениям симуля-тивных конструкций в художественной литературе, особенно имеющей постмодернистский характер1. В социологических исследованиях ученые, обращаясь к анализу функционирования в обществе различных симулятивных символических систем, рассматривают особенности симулятивного потребления2 и социологические аспекты воображаемого3.

Философии же принадлежит уникальная роль исследования симуля-тивной реальности с древности. Еще Сократ в «Софисте»4 говорил о сознании, творящем образы предметов и создающем призраки («фантасмические» образы, только кажущиеся сходными с предметом). Он разоблачал софистов — корыстных хитрецов, профессия которых заключалась в создании «мнимых знаний и призрачных подобий». Аристотель в трактате «О душе» 5 (431 Ь5) писал об образах мышления (фаутастцатос), к одним из которых надо стре

1 Фролова Е.Е. Художественно-семантические свойства симулякра в романе Малькольма Брэдбери «Профессор Криминале»: Автореф. дис. .канд. филолог, наук. - Нижний Новгород, 2005.

Бурлачук В.Ф. Символические системы и конституирование социального смысла: Автореф. дис. .д-ра. социол. наук. - К., 2005.

3 Логунов A.B. Престижное потребление в системе средств символического обмена и конструирования социальной идентичности в трансформирующемся российском обществе: Автореф. дис. .канд. социол. наук. - Владивосток, 2003; Пстушина Ю.О. Социологический анализ потребления в работах Ж. Бодрийяра: Автореф. дис. .канд. социол. наук. -М., 2009.

4Платон. Софист (236b, 264cd).

5 Аристотель. О душе // Соч. в 4 т. Т.1. - М., 1976. С.394-399. миться, а других избегать. Стоики проводили различие между представлением (фаутоссла) и призраком (фсгутаар-а)1. Античным материалистам принадлежит особая трактовка образов сознания2, уже потому, что впервые именно

3 1 в латинском тексте Лукреция появился термин «симулякр» (simulacra) в качестве аналога греческому эпикуровскому «идолу» (в15шА,а)5, он же провел древнейшую классификацию образов сознания.

В средневековой теологии разгоралась острая гносеологическая полемика вокруг значений понятий образ (imago) и подобие (similitudo) в «акте постижения божественной истины»6.

Философия Нового времени, направленная на постижение природы как системы и очищения разума от помех познанию, не оставляла тему симуляп тивной реальности без внимания. Она затрагивалась в трудах Ф. Бэкона , Т. Гоббса8, X. Вольфа, А. Баумгартена9, И. Канта10.

Наконец, современный постмодернизм (Ж. Делёз, Ж. Деррида, Ж. Бод-рийяр, П. Клоссовски) обратился к теме симулятивных образов и определил современность как «власть симулякров»11 не только в поп-арте, но и во всех сферах жизни. Особое место здесь занимают работы 36. Бжезинского, Ж. Делёза, Ж. Деррида, Е.Т. Гайдара, Ф. Гваттари, А.Р. Коха, Ж.-Ф. Лиотара, Дж. Оруэлла, Р. Рорти - авторов, которых можно по праву считать реконст

1 См.: Фрагменты ранних стоиков, т. 1-2. М., 1998-2000.

2 Материалисты Древней Греции. - М., 1955. С. 184.

В современном значении: «образ, лишенный сходства с предметом, но создающий эффект подобия» (см.: Огурцов А.П. Симулякр // Новая философская энциклопедия: В 4 т.- М.: Мысль, 2001. С.542)

4 Лукреций. О природе вещей. (IV 26-215)

5 Шахнович М.А'1. Эпикур //Античная философия: Энциклопедический словарь,- М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 815-822.

6 См.: Неретгша С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. - Архангельск, 1995. - С.296

7 См.:Бэкон Ф. Сочинения. Т.1. - М., 1977. С.307-311.

8 См.: Гоббс Т. Левиафан. - М., 1936. С. 454-460.

9 См.: Баумгартен А. Философские размышления. Эстетика (фрагменты) // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. - М.,1964, - Т.2.

10 См.: Кант И. Опыт о болезнях головы, 1974; Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики, 1766.

11 Делёз Ж. Логика смысла. С. 346. рукторами симулятивных образов1. В их теориях описывается, мир «торжествующей анархии», который стремится заместить логос, разрушает общепризнанные модели «ради воцарения созидающего хаоса»2, в результате происходит «демонтаж логоцентризма»3, и этот процесс является важной социальной характеристикой конца XX века4.

Если рассмотреть современные российские философские исследования, то они имеют особые собственные подходы к пониманию симулятивных объектов сознания. Одни философы (например, О.В. Кулик) этот феномен осмысливают через информационные особенности современного общества, которые носят игровой, перформативный характер, подобный далекому от реальности шоу5. Другие мыслители (например, В.А. Емелин) показывают важную роль информационных технологий в строительстве симулякров6. Еще одна группа ученых (Ю.А. Спиридонов и др.) уделяет внимание проп блеме подлинности бытия , некоторые авторы (например, Е.Д. Павлова) указывают на возможности скрытого воздействия СМИ на массовое сознание . Часть исследователей (например, И.В. Голуб) разрабатывают онтологические основания существования человека и его сознания в симулятивном про

1 Бжезинский 36. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы). - М., 1998; Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. — Екатеринбург, 2007; Деррида Ж. Рана истины или противоборство языков // Отечественные записки. - 2004 - №5; Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России. - М., 2006; Кох А.Р. Литература победившего лавочника // Медведь. - 2005. -№10; Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. - М., 1998; Оруэлл Дж. 1984. - Пермь, 1992; Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. - М., 1996. См.: там же.

3 Деррида Ж. Позиции. - К., 1996. С. 92.

4 См.: Огурцов А.П. Симулякр // Новая философская энциклопедия: В 4 т. - М.: Мысль, 2001. С.542-544.

5 См.: Кулик О.В. Понятия «общество спектакля» и его концептуальные корреляты: Автореф. дис. .канд. филос. наук. - Днепропетровск, 2005.

6 См.: Емелин В.А. Информационные технологии в контексте постмодернистской философии: Автореф. дис. .канд. филос. наук. - М., 1999.

7 См.: Спиридонов Ю.А. Феномен «укорененности в бытии»: онтологический анализ: Автореф дис. канд. филос. наук. - Саратов, 2004.

8 См.: Павлова Е.Д. Скрытое воздействие средств массовой информации на массовое сознание как социально-философская проблема: Автореф. дис. .канд. филос. наук. - М., 2004. странстве1, а некоторые ученые (например, В.Л. Силаева) изучают виртуальность как одну из разновидностей симуляции2.

Представление об уровне социально-философского анализа симуля-тивных образов массового сознания можно составить на базе рассмотрения ниже приведенной литературы, в которой дан сущностный анализ симуляций, выделены их содержательные элементы, рассмотрены особенности их создания и распространения, различные аспекты влияния на массовое и индивидуальное сознание, а также определены некоторые направления противодействия деструктивным угрозам манипуляции массовым сознанием с помощью симулятивных конструкций.

Результаты анализа научных работ по теме диссертационного исследования позволяют выделить наиболее и наименее изученные стороны проблемы и условно разделить имеющуюся литературу на следующие группы.

Первую составляют работы, посвященные особенностям социального бытия массового сознания. К этой группе следует отнести работы Г. Лебона, С. Московичи, X. Ортеги-и-Гассета, В. Райха, С. Сигеле, Г. Тарда, 3. Фрейда, М.А. Хевеши- и др., в которых изучается масса и толпа как особый социальный феномен.

Массовое сознание рассматривается в трудах В.М. Бехтерева, Ж. Бодрийяра, Б.А. Грушина, Г. Маркузе, В.И. Толстых, Э. Фромма, А.Н. Шишминцева4 и др.

1 См.: Голуб И.В. Сознание человека в бытии симулированного пространства: Авто-реф. дис. . канд. филос. наук. - М, 2003. См.: Силаева В.Л. Подмена реальности как социокультурный механизм виртуализации общества: Автореф. дис. .канд. филос. наук. - М., 2004.

3 Лебон Г. Психология толп. - М., 1998; Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. - М., 1996; Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. - М., 2005; Рай.х В. Психология масс и фашизм. - М., 2004; Сигеле С. Преступная толпа. - М., 1999; 'Гард Г. Мнение и толпа. - М., 1999; Фрейд 3. Психология масс. Хрестоматия. Самара, 1998. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я». - М., 2007; Хевеши М.А. Толпа, массы, политика. - М., 2001.

4 Бехтерев В. Внушение и толпа // Психология толпы: социальные и политические механизмы воздействия на массы. - М.; СПб., 2003; Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального // Призрак толпы. - М., 2007; Грушии Б.А. Массовое сознание: Опыт определения, и проблемы исследования. - М., 1987. Маркузе Г. Одномерный человек. - М., 1994; Толстых В.И. Общественное сознание и его формы. - М., 1986;

В книгах Р. Барта, А. Грамши, С. Жижека, М.К. Мамардашвили, К. Мангейма, К. Маркса, У. Эко1 исследовалась идеология, которая выступает ложным образом сознания, активно содействующим возникновению, распространению и навязыванию симуляций.

Особенности, присущие массовому сознанию (фрагментарность, кар-навализация, мифологизм, символизм, манипулируемость) и способствующие реализации симулятивных образов в обществе, изучались в трудах М.М. Бахтина, Ж. Бодрийяра, Э. Ги Дебора, И. Гофмана, С.Г. Кара-Мурзы, Э. Кассирера, Г. Маклюэна, . М.К. Мамардашвили, A.M. Пятигорского, Г. Шиллера, У. Эко2.

Во второй группе выделяются труды, в которых исследуются симуля-тивные образования как социальное явление.

Присущие симулятивным образам особенности, отличающие их от других имеющихся образов, нашли свое отражение в трудах Б.М. Гаспарова, Ж. Делёза, В.А. Емелина, Ж. Лакана, С. Лема, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера3 и др.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - Мн., 1999; Шиишгищев А.Н. Философское постижение современного массового человека. - Ростов-н/Д., 2002.

1 Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М., 1994; Грамши А. Тюремные тетради. - М., 1991. 4.1; Жиже к С. Возвышенный объект идеологии. - М., 1999; Мамардашвили М.К Превращенные формы // Как я понимаю философию. - М., 1990; Мапгейм К Идеология и утопия. - М., 1976. Ч. 1; Маркс К, Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. в 50 т. — М., 1955. Т. 3; Эко У. К семиотическому анализу телевизионного сообщения. http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/eco.htm.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990; Бодрийар Ж. Система вещей. - М., 1991; Ги Дебор Э. Общество спектакля. - М., 2000; Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. - М., 2003; Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. - М., 2004; Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Вестн. МГУ. Сер. 7, Философия. - 1990. - №2; Кассирер Э. Философия символических форм. - М.: , 1998; Маклюэн Г. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. - М.; Жуковский, 2003; Мамардашвили М.К, Пятигорский A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. - М., 1997; Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М., 1980. Эко У. «Карнавал иза-ция» нравов. Как отличить серьезное от фарсового? // INOCMH.RU. 2002. - 4 июля.

3 Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. — М., 1996; Делёз Ж. Логика Смысла. Фуко М. Teatrum philosophicum. - М.; Екатеринбург, 1998; Емелин В.А. Информационные технологии в контексте постмодернистской философии: Автореф. дис. .канд. филос. наук. - М., 1999; Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или судьба разума после Фрейда. - М., 1997; Нем С. Сумма технологии. - М., 2006;

Природе и особенностям функционирования в обществе различных симулятивных образов уделяли внимание С. Айзеке, П. Валери, В. Вундт, Т. Де Квинси, Ж. Деррида, свт. Игнатий (Брянчанинов), И.Кант, Ж. Лакан, Д. Рашкофф, В. Руднев, Дж. Толкин, M.-JI. фон Франц, 3. Фрейд, К. Юнг, К. Ясперс1.

Ж. Батай, Ж. Бодрийяр, Ж. Делёз, С. Жижек, П. Клоссовски обращались к выявлению сущности симулякра как одного из симулятивных образов2.

Содержание симуляционной реальности рассматривали В. Беньямин, л

Ж. Деррида, Д.В. Иванов, П. Козловски, С.А. Кравченко .

Средства реализации симулятивных образов в обществе представлены в работах В. Беньямина, Ж. Бодрийяра, Ж. Делёза, A.A. Калмыкова, И.А. Мальковской, В.И. Михалковича, С.М. Эйзенштейна, У. Эко4 и др.

Сартр Ж.-П. Дневник за 27 февраля 1940 г., вторник // Дневники странной войны. Сентябрь 1939 - март 1940. - М., 2002; Хайдеггер М. Бытие и время. - М., 1997.

1 Айзеке С. Природа и функции фантазии // Развитие в психоанализе. - М., 2001; Валери П. Кризис духа // Об искусстве. - М., 1976; Вундт В. Миф и религия. - М., 2002; Де Квинси Т. Исповедь англичанина, употреблявшего опиум. - СПб., 2004; Деррида Ж. Призраки Маркса. - М., 2006; Игнатий (Брянчанинов) свт. Творения // Аскегические опыты. -М., 1993; Кант И. Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика // Соч.: В 6 т. - М., 1964. Т. 2; Лакан Ж Семинары. Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа. - М., 1998; Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. -М., 2003; Руднев В. Морфология реальности // Митин журнал. - 1994; Толкин Дж. О волшебных сказках // Приключения Тома Бамбадила и другие стихи из Алой Книги. - М., 1992; Франц M.-JL фон. Теории волшебных сказок // Психология сказки. - СПб: 1998; Фрейд 3. Толкование сновидений. - М., 2007; Юнг К. Г. Значение сновидений // Человек и его символы. — М., 2006; Ясперс К. Общая психопатология. - М., 1997. Батай Ж. Внутренний опыт. - СПб., 1997; Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М., 2000; Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. - К., 2004; ДелезЖ. Платон и симулякр // Новое литературное обозрение. - 1993. - № 5; Жижек С. Добро пожаловать в пустыню Реального. - М., 2002; Клоссовски П. О симулякре в сообщении Жоржа Батая // Комментарии.- 1994. - №3.

3 Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. - М., 1996; Деррида Ж. О грамматологии. - М., 2000; Иванов Д. В. Bupiya-лизация общества. Версия 2.0. - СПб., 2002; Иванов Д.В. Глэм-капитализм. - СПб., 2008; Козловски П. Культура постмодерна. - М., 1997; Кравченко С.А. Играизация российского общества // Общественные науки и современность. - 2002. - № 6.

4 Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. -М., 1996; Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. - К., 2004; Делез Ж. Кино. - М., 2004; Ксишыков A.A. Симулятивная коммуникация - феномен информационного общества // RELGA. - 2005. - №2. - фев.; Мальковская И.А. Знак коммуникации. Дискурсивные матрицы. - М., 2005; Михалкович В.И. О сущности телевидения. - М., 1998; Эйзенштейн С.М.

К третьей группе можно отнести исследования, в которых рассматриваются конкретные симулятивные образы, наличествующие в российском обществе.

Симулятивные образы в экономической, политической, социальной и духовной сферах общества анализируются в книгах Б. Андерсона,

A. Великанова, М. Григорьева, А. Казинцева, В. Малахова, H.H. Моисеева,

B.JI. Цымбурского1 и др.

Работы О. Киреева, A.C. Кравца, Д. Лемиша, И.А. Осиновской A.C. Панарина, П. Родькина, Э. Фромма раскрывают некоторые направления противодействия манипуляции массовым сознанием с помощью симулятив-ных образов2.

Подводя итоги анализу научной разработанности изучаемой темы, следует отметить то обстоятельство, что авторы перечисленной научной литературы за исследовательскими рамками оставляют рассмотрение особенностей природы симулятивных образов в российском обществе и их влияния на современные социальные процессы.

В связи с этим возникает необходимость в анализе феномена симулятивных образов массового сознания современного российского общества. Данная исследовательская задача до настоящего времени не ставилась.

Монтаж. - М., 1998; Эко У. От Интернета к Гутенбергу // Новое литературное обозрение. -1998.-№32.

1 Андерсон Б. Воображаемые сообщества. - М., 2001; Великанов А. Симулякр ли я дрожащий или право имею. - М., 2007; Григорьев М. Fake-структуры: призраки российской политики. - М., 2007; Казинцев А. Симулякр или стекольное царство. На что мы променяли СССР? - М., 2004; Малахов В. Скромное обаяние расизма и другие статьи. - М., 2001; Моисеев H.H. С мыслями о будущем России. - М., 1997; Цымбурский B.JI. Россия -Земля за Великим Лимитрофом: цивилизация и ее геополитика. - М., 1999.

2 Киреев О. Поваренная книга медиа-активиста. - Екатеринбург, 2006; Кравец A.C. Теория смысла Ж. Делёза: pro и contra // Логос. - 2005. - №4 (49); Лемиш Д. Жертвы экрана. - М., 2007; Осиновская H.A. Ирония и Эрос // Поэтика образного поля. - М., 2007; Па-иарин A.C. Агенты глобализма // Искушение глобализмом. - М., 2003; Родькин П. В поисках симулякра // Экзистенциальные интерфейсы. Опыты коммуникативной онтологии действительности. - М., 2004; Фромм Э. Марксова концепция человека // Душа человека. -М., 1992.

Актуальность исследовательской задачи, предпосылки ее научного и практического решения определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования является бытие массового сознания современного российского общества.

Предметом выступают: сущность, содержание, особенности возникновения и создания симулятивных образов; характер их проявления и последствия воздействия на массовое сознание; направления противодействия негативному влиянию симулятивных образов, особенно в виде симулякров, на социальную реальность.

Цель исследования состоит в рассмотрении с социально-философских позиций проблемы конструирования, распространения и влияния на социальную ткань бытия симулятивных конструкций в современном российском обществе.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных конкретных задач:

- уточнение сущности массового сознания российского общества и его содержания, способствующего реализации симулятивных образов;

- установление специфики симулятивных образов массового сознания российского общества;

- характеристика основных типов симулятивных образов массового сознания российского общества;

- выявление симулятивных образов в различных сферах социального бытия;

- указание возможных эффективных направлений противодействия вредоносным симулятивным образам с целью предотвращения или смягчения негативных последствий для массового сознания российского общества.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют идеи и положения представителей зарубежной и отечественной философской мысли, в которых исследуются социальные явления общественной жизни, феномены массового и индивидуального сознания, проблемы мировоззрения, идеологии, массовой культуры и общественного сознания, их роль в жизни общества и человека. В работе также широко представлены научно-методические материалы различных социальных институтов, научно-практических конференций и семинаров, диссертаций, публикаций в научных журналах, средствах массовой информации и коммуникации по теме исследования.

Непосредственно методологическую основу диссертационного исследования составили базовые положения социально-философской науки, ее понятийно-категориальный аппарат применительно к объекту и предмету исследования. В работе используются и реализуются средства философского анализа: деятельностный, организационно-системный, структурно-содержательный, аксиологический, семиотический подходы, принципы социального детерминизма, историзма и т.д. При постановке и решении основной проблемы диссертации в силу ее междисциплинарного статуса были использованы некоторые методологические принципы, характерные для эстета ко-философского, сравнительно-исторического, контекстуального, текстологического методов исследования (постструктуралистские, постмодернистские, семиотические методологии). В данном исследовании учитывались методологические требования принципа познаваемости объективной реальности, многомерности истины, ее опосредованности различными формами научного познания. Конкретными методами выступили классификация и систематизация, а также методы теоретического обобщения и описания, кон-тент-апализ и др.

Эмпирическая база исследования включает результаты научно-методических обобщений изучения различных социальных институтов с точки зрения поставленной проблемы; социологические данные, полученные и использованные другими авторами по теме диссертации; контент-анализ материалов периодической печати по проблеме, а также обобщение информационной практики профессиональной деятельности различных органов общества и государства с целью обеспечения устойчивого развития государства, общества и личности в области противодействия негативному влиянию симулятивных образов на массовое сознание.

Научная новизна диссертационного исследования выражается:

- в выявлении сущностных и содержательных особенностей массового сознания российского общества как объекта воздействия симулятивных образов;

- в определении сущности симулятивного образа массового сознания российского общества;

- в установлении и систематизации основных типов симулятивных образов массового сознания российского общества;

- в показе конкретных проявлений симулятивных образов в различных сферах российского общества;

- в выработке и обосновании приоритетных направлений противодействия деструктивным симулятивным образам массового сознания с целью обеспечения защиты российского общества от искажения умопостигаемой социальной реальности.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Массовое сознание современного российского общества есть наиболее реальная форма практического существования и воплощения общественного сознания, с присущими ему неоднородностью, внутренней противоречивостью, аморфностью, лабильностью и размытостью, которые имеют зна-ково-символическую природу, в значительной степени формируемую с помощью стереотипов массовой культуры, при тотальном воздействии средств массовой информации и коммуникации. При этом становление массового сознания происходит посредством действия симулятивных конструкций, искажающих, а порой и полностью замещающих в восприятии истинную действительность.

2. Симулятивные образы массового сознания современного российского общества являются представлениями объектов социального и духовного бытия определенной группы людей, возникающими в их рационально-эмоциональном восприятии в результате прямого или косвенного воздействия иллюзорных, псевдореальных характеристик данного объекта, ведущих к искажению или полному замещению реальности.

3. Основными видами симулятивных образов реализующихся в социуме среди индивидов, социальных групп, сообществ и объединений являются иллюзия, галлюцинация, фантазм, сновидение, волшебная сказка, имитация, призрак и т.п. При этом высшую ступень развития симулятивных образов представляет собой симулякр, выступающий особым знаком реальности, обретающим свое собственное бытие, творящим свою новую реальность (гиперреальность) и перестающим быть знаком «первоначальной реальности».

4. Симулятивные образы широко представлены в экономической сфере, где они являются продуктом виртуальной экономики, субстанцией, не имеющей вещественного воплощения, и как показывает мировой опыт последних лет, активно способствовавших нынешнему мировому финансово-экономическому кризису; в сог{иальной сфере, где они имеют форму национализма и мультикультурализма в национальных отношениях, обязанных своим возникновением не осознанию подлинно существующей между людьми общности, а воображаемым конструкциям, способствующим национальной сегрегации; в политической сфере они выступают политическими псевдообразованиями: лимитрофами (не состоявшимися в полной мере суверенными государствами) и Гаке-структурами, имитирующими гражданское сообщество; в идеологической подсистеме духовной сферы они проявляются в симулякре богатства (внеморального экономического успеха); в искусстве симулякры могут быть представлены грубо-материалистическим романтизмом "искусственного рая" наркоманской литературы и кощунственными садомазохистскими интенциями в современном кинематографе и фотографии; в науке большое распространение получили исторические симулякры, искажающие и подменяющие истинные исторические факты.

5. Основными направлениями противодействия наиболее разрушительным для массового сознания российского общества симулякрам является организация ряда мер на различных уровнях социума: на личностном (защита своего сознания с помощью формирования позитивных жизненных устремлений; личный контроль над восприятием — медиаграмотность, расширение кругозора, толерантность; создание собственной виртуальной трехмерной метавселенной), на общественном (поддержка тактических медиа, развитие авторского телевидения, создание медиапроектов с привлечением общественного мнения), и на государственном (организация противоборства манипуляциям массового сознания при помощи демократических институтов и правовых процедур, сохранение культуры многонационального народа РФ, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения, поддержка социально значимых проектов в средствах массовой информации).

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в углублении и расширении социально-философских знаний о сущности, содержании и типологии симулятивных образов массового сознания, а также в выявлении источников и причин их возникновения, основных последствий и некоторых направлений противодействия распространению данного феномена в условиях российского общества. Полученные в исследовании результаты социально-философского анализа могут рассматриваться в качестве основы дальнейшего изучения места и роли, состояния и специфики создания, распространения симулятивных образов массового сознания, их влияния на общественное сознание россиян в современных условиях и на этой основе использования для выработки научно обоснованных возможных направлений противодействия деструктивным последствиям их реализации.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности и необходимости совершенствования методик выявления симулятивных образов массового сознания, создания системы социального, политического и правового контроля и противодействия их распространению в современном российском обществе, принятии на различных уровнях научно обоснованных решений по защите социальной реальности, истинности и смыслового значения знаково-символического измерения общества. Положения и выводы диссертационного исследования могут иметь практическое значение для государственных органов, общественных и научных организаций, проводящих исследования в области социальной жизни личности, общества и государства.

Апробация исследования. Основные теоретические положения диссертации обсуждались на кафедре «Философия, социология и история» Российской открытой академии транспорта Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московского государственного университета путей сообщения», на кафедре философии и религиоведения Военного университета, в ходе мастер-классов психологов, журналистов и пресс-консультантов по программе MB A (Master of Business Administration - Мастер делового администрирования) Института коммуникационного менеджмента Государственного университета - «Высшая школа экономики» (ИКМ ГУ-ВШЭ), в выступлениях на научно-практических конференциях и семинарах, во время проведения занятий по философии, культурологи, политологии и социологии со студентами.

Основные результаты исследования нашли отражение в публикациях:

1. Елисеева Т.В. Идеология как симулятивный образ массового сознания // Современные гуманитарные исследования. - 2009. - №5. - 0,6 п. л.

2. Елисеева Т.В. К вопросу о сущности симулятивных образов массового сознания // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». - 2009. - Выпуск в серии №17. - М.: Изд-во МГОУ. - №4. С.82-85 - 0,5 п. л.

3. Елисеева Т.В. Симулятивные образы массового сознания // Известия смоленского университета. - 2009. - Смоленск. - №4(8). С. 208-213. - 0,5 п. л.

Общий объем публикаций по теме диссертационного исследования составил 1,6 п.л. Структура работы подчинена цели и задачам исследования.

Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы. Объем диссертации 199 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Елисеева, Татьяна Владимировна

- выводы исследования могут быть использованы в интересах дальнейшего совершенствования методологии и методики конкретных психологических, социологических и иных исследований проблем, связанных с си-мулятивными образами социума;

- сформулированные подходы к проблеме реализации симулятивных образов могут служить методологической базой для разработки научно обоснованной системы взаимодействия личности, общества и государства в противодействии разрушительным симулятивным конструкциям в массовом сознании.

Предложенные рекомендации могут быть предметом дальнейших исследований и изучения их учеными, государственными органами и общественными организациями в области социальной стабильности существования и развития российского общества.

2. Рекомендации непосредственно практического характера: а) ученым, педагогам вузов, специалистам в области СМИ материал диссертации можно использовать в следующих целях:

- для проведения занятий по социальной философии, коммуникатоло-гии, эстетике, политологии, социологии и психологии;

- для разработки методик изучения особенностей проявления симуля-тивных образов в различных сферах жизнедеятельности общества;

- в качестве методологической основы для выявления в деятельности средств массовой коммуникации деструктивных симулятивных образов, активно влияющих на развитие российского общества и государственных институтов; для подготовки с учетом материала диссертации учебно-методических пособий, в частности, «Симулятивные образы в массовом сознании российского общества». б) для активизации практически-прикладной исследовательской работы выводы диссертации рекомендуются:

- специалистам медиасферы, информационных служб государственных органов и общественных организаций России для разработки собственных методик исследований симулятивных образов;

- для проведения межвузовских научно-практических конференций по проблемам влияния симулятивных образов на общество и его последствий.

Содержание диссертации, сделанные в ней выводы создают определенную теоретическую основу для более глубокого уяснения сущности и специфики бытия симулятивных образов массового сознания.

Заключение

Быстротекущая современность характеризуется наличием в массовом сознании разного рода симулятивных образов, которые, проникая в общественную реальность, значительно трансформируют социальную ткань бытия.

Сложность и многоплановость симулятивных конструкций, имеющихся в российском социуме, требуют сегодня всестороннего переосмысления данного феномена на основе системного подхода, который предполагает глубокие исследования, в частности, информационно-коммуникативных, социально-психологических и организационно-практических аспектов существования в обществе политических, экономических, социальных, духовных си-мулякров. Проведенный социально-философский анализ проблемы исследования позволил выявить глубинные сущностные черты и содержание симулятивных образов, причины их возникновения и особенности видоизменения, провести типологизацию данного феномена, раскрыть их распространение во все сферы российского социума, показать возможные последствия их реализации, а также выработать некоторые направления противодействия наиболее - опасным из них для массового сознания в целях обеспечения нормального функционирования российского общества.

Достижение целей социально-философского исследования проблемы симулятивных образов массового сознания как социального явления, осуществленное в диссертации в соответствии с разработанным замыслом, позволяет заключить следующее.

1. Массовое сознание предстает неоднородным, внутренне противоречивым, многоуровневым образованием, одним из видов общественного сознания, наиболее реальной формой его практического существования и воплощения, которая оказывает всестороннее влияние на общественные процессы. Массовому сознанию, детерминированому условиями жизни общества, присущи неоднородность, аморфность, лабильность и размытость, которые формируется с помощью стереотипов массовой культуры, а также тотального воздействия средств массовой информации и коммуникации.

Сущностные черты массового сознания, способствующие активному внедрению в него симулятивных образов, могут включать в себя: возможность объединения массы на основе эмоционального присоединения к общей вере или цели; совместное восприятие, уяснение и признание получаемой массой информации; активное влияние массового (общественного мнения) на все социальные процессы; возможность введения в заблуждение, обмана, лишения права выбора масс в отношении важнейших для нее аспектов социального бытия, управляемость массового сознания масс-медиа позволило сформировать авторское определение массового сознания как пространства реализации симулятивных образов.

2. Субъектом-носителем массового сознания является масса— принципиально неорганизованное и неструктурированное множество людей, включенных в социальную общность. Образы реальности, складывающиеся в массовом сознании, исходя из многообразия мировоззренческих моделей, форм практического знания и стилей жизни, отражающее реальную полифонию социальной практики, воспринимаются носителями массового сознания как нечто естественное и самоочевидное, полностью тождественное настоящему положению дел.

3. Содержанием массового сознания выступает совокупность идей, взглядов, точек зрения, идеалов, стереотипов, концепций, мнений существующих в массовом обществе, в которых отражается присущая массовидным процессам социальная действительность. Весь этот эмоционально-интеллектуальный конгломерат условно можно расположить на двух уровнях. Нижний уровень, эмоционально-действенный (обыденный), включает в себя эмпирические знания и общественную психологию, а верхний - рациональный (теоретический уровень) состоит из научных знаний и идеологии. Между уровнями существует тесная взаимосвязь, взаимодействие и взаимовлияние.

4. Эмоционально-действенный уровень - основа массового сознания, в его фундаменте обычно лежит яркое эмоциональное переживание некой социальной проблемы, вызывающей всеобщую озабоченность, крайняя степень переживания проблемы выступает как системообразующий фактор массового сознания.

Общественная психология охватывает массовидные психические образования, возникающие в результате взаимодействия индивидов в социуме, самыми характерные из них выступают: примитивизация, иррационализм, чувственность (страстность), аполитичность, самоуверенность, легковерность, внушаемость, психическая зараэ/сенность.

5. Рациональный уровень массового сознания постепенно образуется на основе базисного эмоционально-действенного уровня, он включает различные когнитивные компоненты - прежде всего, общедоступные знания, массово обсуждаемую социально-политическую информацию. Важной особенностью научной составляющей массового сознания в настоящий период является определенная усталость от сциентизации, разочарование в идеалах науки и обращение огромных масс к вненаучному познанию и даже мистическому осмыслению социальных процессов.

6. Идеология, являясь частью теоретического уровня массового сознания, представляет собой совокупность идей, мифов, теорий, философских концепций, политических лозунгов, партийных программ и взглядов, отражающих социальную действительность с позиций определенных политических интересов и включает в себя концепции, выражающие суть общественного бытия, его идеалы и идеи. Идеология исходит из определенным образом познанной или «сконструированной» реальности, ориентирована на человеческие практические интересы и имеет целью управление людьми путем воздействия на их сознание. Идеология представляет собой особую «превращенную форму» ложного сознания, основными чертами которой выступают:

- знаково-символический характер и наличие определенного аппарата кодирования и декодирования;

- узурпация единоличного права на истинность;

- внутренняя непротиворечивость и стремление поставить себе на службу даже факты ее опровергающие;

- работа с формой и игнорирование содержания, т.к. форма не имеет оснований для критики и сомнения;

- стремление к утверждению себя в качестве интеллектуальной моды.

7. Главными характеристиками рационального уровня массового сознания выступают фрагментарность (клиповостъ), карнавализа1(ия, мифологиям и символизм и манипулируемость.

Манипулируемостъ предстает возможностью осуществления скрытного духовного процесса программирования мнений и устремлений масс, их настроений, и психического состояния и с помощью контроля за распространением информации позволяет создавать симулятивные образы, искажающие реальную социальную действительность в интересах определенных социальных акторов.

8. Симулятивный образ есть представление массы об объектах социального бытия, возникшее в сознании определенной социальной группы на основе особого знаково-символического восприятия, сформированного в результате прямого или косвенного воздействия иллюзорных, симулятивпых характеристик данного объекта, ведущее к искажению, замещению или полному вытеснению реальности из наличной действительности. Симулятивным образам присущи некоторые особенности, отличающие их от других имеющихся образов: искусственность, упор на зрительное представление, неподлинность, воспроизводимость, серийность, множественность, эквивока-тивность, пластичность, переменная сфокусированность и др.

9. В истории общественных отношений выделяются различные виды симуляций, которые реализуются в социуме среди индивидов, социальных групп, сообществ и объединений: иллюзия, галлюъ}инация, фантазм, сновидение, волшебная сказка, имитация, призрак, симулякр и др.

10. Симулякр представляет собой высшую ступень развития симуля-тивных образов и выступает знаком, обретающим свое собственное бытие, творящим свою реальность (гиперреальность), и переставший, по своей сути, быть знаком.

11. Среди наиболее значимых теорий, исследующих субъектов, принимающих участие в создании симулятивных образов отмечаются: конспироло-гическая теория, аутопоэтическая теория, символическая теория, медиа-маиипулятивная теория и военно-коммуникативная теория.

12. Конструирование симулятивных образов осуществляется с помощью взаимосвязанных и взаимозависимых методов - фантоматикой, которая может включать в себя следующие технологии производства симулятивных образов: вербализацию, текстуализацию, визуализацию, символизаг{ию, виртуализацию, схематизацию, гламуризацию и др.

13. История человеческого сообщества тесно связана с развитием информационно-коммуникативных средств, и на каждом ее этапе, в силу присущих указанным средствам особенностей, соответствовали симулякрам разного порядка: театр, литература (симулякр первого порядка); кино (симулякр второго порядка); телевидение (симулякр третьего порядка); интернет-технологии, компьютерные игры, блогосфера (симулякр четвертого порядка) и выступали в роли создателей, носителей и распространителей симулятивных образов массового сознания.

14. Симулятивные образы пронизывают все сферы современных общественных отношений. В экономической сфере они являются продуктом виртуальной экономики, виртуальной субстанцией, которая не имеет вещественного воплощения и привязана весьма условно к каким бы то ни было вещественным показателям, но активно влияет на экономические процессы (мировой экономический кризис).

В социальной сфере выделяются симулякры в национальных отношениях: национализм и мультикулътурализм, которые обязаны своим возникновением не осознанию подлинно существующей между людьми общности, но конструкции, воображению, не подлинному, которые парадоксально смыкаются в своей нетерпимости к Другому, сохраняя противоречия между различными этносами, ведут к межнациональным конфликтам. Симулякры, имеющие отношение к проблеме нации, особенно опасны для России как веками складывавшегося уникального в своем роде многонационального сообщества.

В политической сфере симулятивными образами выступают лимитрофы - промежуточные пространства между цивилизациями, не состоявшиеся в полной мере суверенные государства, которые стремятся к историческому обоснованию своих прав на независимость, опирающиеся, прежде всего, на обвинения «империи» в многовековом угнетении и даже геноциде народов указанных территорий. Во внутренней российской политике имеются симу-лятивные организации Гаке-структуры, которые взаимодействуя друг с другом, создают симулятивную имитацию гражданского общества - «псевдообщественный сектор», дискредитируя понятие гражданского общества, мешают развитию политической культуры и модернизации России.

В идеологической составляющей духовной сферы можно отметить си-мулятивный образ внеморального экономического успеха (симулякр богатства), являющегося частью либеральных ценностей, который стремятся навязать российскому народу либеральные реформаторы.

В искусстве симулякры могут быть представлены кощунственными садомазохистскими интенциями в современном кинематографе и фотографии, авторы которых ради коммерческой выгоды используют технику «шокинга» для привлечения зрителей, вопреки традиционной морали, не заботясь о социальных последствиях своего творчества. Также примером вредоносных симулятивных образов в искусстве являются миры «искусственного рая» грубо-материалистической наркоманской литературы.

В науке большое распространение получили псевдонаучные знания в истории, где под видом альтернативной истории, «объективного рассмотрения» исторических фактов происходит подмена истинной реальности историческими симулякрами.

15. Распространение симулятивных образов активно влияет на массовое сознание и имеет ряд возможных последствий: эскапизм (стремление человека уйти от действительности в вымышленный мир иллюзий), шизофре-низацию (превращение в «норму» социальных отношений ненормальных интеллектуальных, физиологических, психологических в иных проявлений человеческой деятельности) и консюмеризм (обоснование возможности достижения социального превосходства, счастья через потребление, зависимость от вещей).

16. Противодействие деструктивным симулятивным образам, реализуемым в российском обществе может иметь различные направления. В социально-философском плане следует обозначить наиболее перспективные направления: возвращение к реальному смыслу значений образов, определение их истинности, ироничное отношение к реализуемым в пространстве общественного сознания образно-символическим конструкциям, которые могут одновременно являться принципами организации противодействия негативным образам, на которые может опираться деятельность социальных структур в различных сферах российского общества.

17. Стратегией противодействия симуляциям является организация ряда мер на различных уровнях социума: на личностном, общественном, государственном и международном. На личностным уровне основное внимание следует уделить защите своего сознания и противодействию ложному сознанию (сознательная примитивизация жизненных устремлений личности, личный контроль над восприятием — медиаграмотность, активное участие личности в создании собственной виртуальной трехмерной мегавселенной).

На общественном уровне для противодействия негативным образам следует задействовать потенциал наиболее значимых общественных институтов (поддержка тактических медиа, способствование развитию авторского телевидения, создание медиапроектов с привлечением общественного мнения).

На государственном уровне предполагается особое внимание сосредоточить на организации всестороннего противодействия манипуляциям массового сознания с помощью симулятивных образов. Основное внимание здесь должно быть уделено сохранению культуры многонационального народа РФ, укреплению нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитию системы культурного и гуманитарного просвещения, поддержке реализации социально значимых проектов в средствах массовой информации.

Представляется, что формулирование, обоснование и реализация выделенных направлений во многом будет способствовать сужению сферы влияния негативных факторов и тенденций, генерируемых симулятивными образами на жизнедеятельность российского общества во всех его сферах. Это позволит создать необходимые благоприятные условия для решения социальных задач на всех уровнях по приданию российскому обществу стабильности и устойчивости в процессе его развития.

Результаты, полученные в ходе социально-философского анализа проблемы симулятивных образов массового сознания российского общества, позволяют констатировать, что выдвинутые и обоснованные автором замысел и концепция исследования нашли свое подтверждение в научно-теоретическом и практическом отношении. Проведенное исследование проблем, поставленных в диссертации, позволяет предложить ряд рекомендаций, выделенных в следующие группы.

1. Рекомендации, касающиеся дальнейшей теоретической разработки поднятой проблемы:

- необходимо дальнейшее теоретическое углубление и расширение социально-философских знаний о сущности, содержании, структуре, особенностях влияния симулятивных образов, выявлении основных причин, приводящих к усилению их распространения и умножению зависимости от них массового сознания общества;

- следует продолжить комплексное изучение проблемы воздействия симулятивных образов на социум: его возникновение, видоизменение, динамику и тенденции проявления, социальные особенности, средства и сферы деятельности социальных и индивидуальных субъектов симулятивного влияния;

- необходимо обратить внимание на обоснование новых подходов к проблеме противодействия деструктивным образам и ликвидации негативных последствий из распространения в российском обществе;

- предложенные идеи могут служить базой междисциплинарного исследования взаимосвязи бытия современного российского общества и деятельности по созданию и распространению симулятивных образов в сознании российских граждан;

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Елисеева, Татьяна Владимировна, 2010 год

1. Андерсен Г.Х. Сказки. М.: Махаон, 2003. - 159 с.

2. Аристотель. О душе // Соч. в 4 т. Т. 1. M., 1976.

3. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001.-288 с.

4. Античная философия: Энциклопедический словарь.- М.: Прогресс-Традиция, 2008. 818 с.

5. Аполлинер Г. Избранная лирика. М.: Художественная литература, 1985.-400 с.

6. Аронсон О. Коммуникативный образ. Кино. Литература. Философия. -М.: Новое литературное обозрение, 2007. 384 с.

7. Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.-384 с.

8. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 616 с.

9. Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. - 320 с.

10. Батай Ж. Внутренний опыт. СПб.: Axioma; Мифрил, 1997. - 336 с.

11. Баумгартен А. Философские размышления. Эстетика (фрагменты) // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М.,1964. Т.2.

12. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. - 543 с.

13. Бахтин М.М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. М.: Лабиринт, 2000. — 625 с.

14. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М.: Медиум, 1996. - 240 с.

15. Бжезинский 36. Великая шахматная доска: Господство Америки и его геостратегические императивы. М.: Международные отношения, 1999. - 256 с.

16. Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.-Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. Т. 5. - 228 с.

17. Блумер Г. Социальные проблемы как коллективное поведение // Контексты современности-П: Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории: Хрестоматия- Казань: Изд-во Каз. ун-та , 2001. С. 150-151.

18. Бодрийар Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1991. - 224 с.

19. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет, 2000. - 258 с.

20. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. -387 с.

21. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. К.: Изд-во Соломеи Павличко «Основы», 2004. - 230 с.

22. Бодрийяр Ж. Соблазн. М.: Изд-во Ad Marginem, 2000. - 318 с.

23. Брамштедте Е., Френкель Г., Манвелл Р. Йозеф Геббельс Мефистофель усмехается из прошлого. - Ростов-н/Д; изд-во «Феникс», 2000. - 448 с.

24. Бычков B.B. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. М.: РОССПЭН, 2003. - 606 с.

25. Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1977-1978.

26. Валери П. Кризис духа // Об искусстве. М.: Искусство, 1976. - 622 с.

27. Ваттимо Дж. Прозрачное общество. М.: Логос. 2002. - 128 с.

28. Вебер М. Избранное. Образ общества / Пер. с нем. М.: Юрист, 1994. -704 с.

29. Великанов А. Симулякр ли я дрожащий или право имею. М.: Новое литературное обозрение, 2007. - 272 с.

30. Вербер Б. Танатонавты. М.: ACT, 2007. - 507 с.

31. Винокуров И.В. Энциклопедия загадочного и неведомого. Полтергей-сты. М.: Олимп; ACT, 1999. - 544 с.

32. Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М., 2002. - 192 с.

33. Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России. М.: РОССПЭН, 2006. - 440 с.

34. Гамаюнов В. Образы виртуального мира. М.: Academia, 2004. - 192 с.

35. Гарифуллин P.P. Опасные психологические ловушки: Психология симу-лякров и блефа. Ростов-н/Д: Феникс, 2004. - 281 с.

36. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М.: Новое литературное обозрение, 1996. - 352 с.

37. Гвардини Р. Конец философии нового времени // Феномен человека: Антология. М.: Высшая школа, 1993.

38. Гете И.В. Статьи и мысли об искусстве: Сб. ст. / Под ред. A.C. Гущина. -Л.; М.: Искусство, 1936. 410 с.

39. Ги Дебор Э. Общество спектакля. М. Логос, 2000. - 184 с.

40. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1936. - 503 с.

41. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. -М.: Институт социологии РАН, Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. 752 с.

42. Грамши А. Тюремные тетради. В 3 ч. М.: Политиздат, 1991. - 567 с.

43. Григорьев М. Fake-структуры: призраки российской политики. М.: Изд-во «Европа», 2007. - 216 с.

44. Гриндстафф Л. «Реальное телевидение» и политика социального контроля // Массовая культура: современные западные исследования / Под ред. В.В. Зверевой. М.: Прагматика культуры, 2005. - 339 с.

45. ГройсБ. Е. Из дневника философа.- Л.-Свердловск: Лабиринт/ Экс-Центр, 1991. 9-10 с.

46. Гройс Б. Дневник философа. Париж: Беседа - Синтаксис, 1989. - 235 с.

47. ГройсБ. Е. Под подозрением. Феноменология медиа. М.: Художественный журнал, 2006. - 200 с.

48. Громыко Н.В. Использование информационных технологий в качестве «консциентального оружия» // Альманах Восток. 2005. - № 7-8. http://www.situation.ru/app/jart984.htm

49. Грушин Б. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. - 368 с.

50. Гурко Е.Н. Деконструкция: тексты и интерпретация. Деррида Ж. — М.: Экономика-Пресс, 2001. — 320 с.

51. Де Квинси Т. Исповедь англичанина, употреблявшего опиум. СПб.: Азбука-Классика, 2004. - 224 с.

52. Дебор Г. Общество спектакля. М.: Логос, 2000. - 185 с.

53. Делёз Ж. Кино. М.: Ad Marginem, 2004. - 624 с.

54. Делёз Ж. Логика Смысла. Фуко Мишель. Teatrum philosophicum. М.: Раритет; Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 480 с.

55. Делёз Ж. Платон и симулякр // Новое литературное обозрение. 1993. -№ 5. - 87 с.

56. Делёз Ж. Различие и повторение. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. -384 с.

57. Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 672 с.

58. Деррида Ж. О грамматологии. М.: Ad Marginem, 2000. - 512 с.

59. Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. -Мн.: Современный литератор, 1999. 832 с.

60. Деррида Ж. Призраки Маркса. М.: Logos altera, Ессе homo, 2006. -256 с.

61. Дугин А. Г. Поп-культура и знаки времени, СПб.: Амфора, 2005.495 с.

62. Дьяченко Г. прот. Область таинственного. Простая речь о бытии и свойствах души человеческой, как богоподобной духовной сущности. — М.: Планета, 1992. 760 с.

63. Емелин В.А. Виртуальная реальность и симулякры. http://emeline.narod.ru/articles02.htm.

64. Ерофеев В. Русские цветы зла: Сборник. М.: Зебра Е, ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 76-79.

65. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный журнал, 1999.-236 с.

66. Жижек С. Добро пожаловать в пустыню Реального. М.: Фонд «Прагматика культуры», 2002. - 160 с.

67. Зелинский С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. М.: Скифия, 2008. - 416 с.

68. Зерзан Дж. Первобытный человек будущего. М.: Гилея, 2007. - 224 с.

69. Зиммель Г. Избранное. Том 2. Созерцание жизни М.: Юрист, 1996. -607 с.

70. Зиновьев А.А. Глобальный человейник. М.: Эксмо, 2003. - 448 с.

71. Иванов Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0.- СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2002. 224 с.

72. Иванов Д.В. Глэм-капитализм. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2008. - 176 с.

73. Игнатий (Брянчанинов) свт. Творения // Аскетические опыты. В 4 т. М.: Сретенский монастырь, 1993. Т. 1. - 570 с.

74. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998. -255 с.

75. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М.: ИНИОН РАН-INTRADA, 2001.-334 с.

76. Казинцев А. Симулякр или стекольное царство. На что мы променяли СССР? М.: Яуза; Эксмо, 2004. - 448 с.

77. Каландаров К.Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов. М.: Гуманитарный центр Монолит, 1998. - 140 с.

78. Калина Н.Ф. Основы психоанализа. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2001.352 с.

79. Калмыков A.A. Симулятивная коммуникация феномен информационного общества // Relga: журнал Электронный ресурс. - 2005. - №2 (104). - 7 фев. http://www.relga.ru/.

80. Кант И. Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика // Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1964. Т. 2. - 319 с.

81. Карамзин Н.М. История Государства Российского. ПСС в 18 т. М.: Терра-Книжный клуб, 2001. Т. 10.-352 с.

82. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Изд-во Эксмо, 2004. -832 с.

83. Кассирер Э. Познание и действительность. Понятие субстанции и понятие функции. М.: ИТДГК «Гнозис», 2006. - 400 с.

84. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарики, 1998. - 784 с.

85. Кастанеда К. Учение дона Хуана. Отдельная реальность. Путешествие в Икстлан. Сказки о силе. М.: Локид; Миф, 1999. - 622 с.

86. Капица С.П. Люди так долго учатся, что не успевают создать семью! // Электронный ресурс. Электронное научно-техническое издание Наука и образование http://technomag.edu.ru/doc/73108.html

87. Киплинг Р. Рассказы; Стихотворения. Л.: Художественная литература, 1989.-368 с.

88. Киреев О. Поваренная книга медиа-активиста. Екатиренбург: Ультра. Культура, 2006. - 296 с.

89. Кирющенко В.В. Язык и знак в прагматизме. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. — 199 с.

90. Клоссовски П. О симулякре в сообщении Жоржа Батая // Комментарии. -1994. -№3. С. 74-79

91. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. М.: Республика, 1997. - 240 с.

92. Колон М. Нефть, PR, война. Глобальный контроль над ресурсами планеты. М.: Крымский мост-9Д, 2002. - 416 с.

93. Компаньон А. Демон теории. Литература и здравый смысл. — М.: Изд-во Сабашниковых, 2001. 336 с.

94. Кравченко С.А. Играизация российского общества. К обоснованию новой социологической парадигмы // Общественные науки и современность. -2002.-№ 6. С. 143- 155.

95. Кравченко С.А. Социология модерна и постмодерна в динамически меняющемся мире. M.: МГИМО-Университет, 2007. - 264 с.

96. Кризис сознания: сборник работ по «философии кризиса». ML: Алгоритм, 2009. - 272 с.

97. Кристева Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении. СПб.: Алетейя, 2003 -256 с.

98. Кузнецов С. Василий Иванович Чапаев на пути воина // КоммерсантЪ-daily, 27 июня, 1996.

99. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или судьба разума после Фрейда. М.: Русское феноменологическое общество, издательство Логос, 1997.-160 с.

100. Лакан Ж. Семинары. Книга I: Работы Фрейда по технике психоанализа. -М.: Гнозис; Логос, 1998. 432 с.

101. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или судьба разума после Фрейда. М.: Русское феноменологическое общество, издательство Логос, 1997. -184 с.

102. Лебон Г. Психология масс. Хрестоматия / Под ред. Д.Я.Райгородского. -Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 592 с.

103. Лебон Г. Психология толп. М.: Институт психологии РАН, Изд-во "КСП+", 1998.-416 с.

104. Лем С. Сумма технологии. М.: ACT, Terra Fantastica, 2006. - 672 с.

105. Лемиш Д. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей. М.: Поколение, 2007. - 304 с.

106. Ленин В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме // Поли. собр. соч. в 54 т. М.: Изд-во политической литературы, 1981. Т. 41

107. Лещёв C.B. Коммуникативное, следовательно, коммуникационное. М.: Эдиториал УРСС, 2002. - 172 с.

108. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. - 160 с.

109. Лукреций. О природе вещей: В 2 т. Л.: Изд. Академии Наук СССР, 1946.

110. Мазин В. Введение в Лакана. М.: Прагматика культуры, 2004. - 208 с.

111. Маккей Ч. Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы. М.: Издательский Дом «АЛЬПИНА», 1998. - 333 с.

112. Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. - 464 с. ПЗ.Маклюэн М. Понимание медиа. Внешние расширение человека. - М.: Кучково поле; Гиперборея, 2007. - 464 с.

113. Малахов В. Скромное обаяние расизма и другие статьи, М.: Модест Колеров, Дом интеллектуальной книги (ДИК), 2001. - 176 с.

114. Мальковская И.А. Знак коммуникации. Дискурсивные матрицы. М.: КомКнига, 2005. - 240 с.

115. Мамардашвили M.K. Как я понимаю философию. Избр. ст., докл., выступ., интервью. М.: Прогресс, 1990. - 366 с.

116. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - 224 с.

117. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. - 700 с.

118. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма.- СПб.: Алетейя, 2000. -347 с.

119. Марков Б.В. Знаки бытия. СПб.: Наука, 2001. - 566с.

120. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Соч.: В 50 т. М.: Политическая литература, 1955. Т. 4 . С. 423.

121. Маркс К., Энгельс Ф. Письмо Ф. Энгельса Ф. Мерингу 14 июля 1893 г. // Соч.: В 50 т. М.: Гос. изд. полит, лит., 1955. Т. 39. С. 82-84.

122. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: REFL-book, 1994. - 368 с.

123. Маршалл JT. Под Сетью: интервью с У. Эко // Искусство кино. 1997. -№9. С. 133

124. Материалисты древней Греции. М. :Госполитиздат, 1955. -238 с.

125. Матрица как философия. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - 384 с.

126. Медиафилософия. Основные проблемы и понятия / Под редакцией В. В. Савчука. СПб.: Санкт-Петербургское Философское общество, 2008. - 346 с.

127. Мединский В.Р. Что делать с «Ублюдками»? // 23.09.2009 12:01 http://www.raso.ru/?action=show&id:=63594

128. Михалкович В.И. О сущности телевидения. М.: ВИПК, 1998. - 50 с.

129. Моисеев Н. С мыслями о будущем России. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997. - 212 с.

130. Моль А. Социодинамика культуры. М.: ЖИ, 2008. - 418 с.

131. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М.: Центр психологии и психотерапии, 1996. - 478 с.

132. Мосс М. Социальная функция священного. СПб.: Евразия, 2000. - 446 с.

133. Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / Под ред. B.C. Малахова и В.А. Тишкова. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002. - 354 с.

134. Мюллер М. От слова к вере; Вундт В. Миф и религия. М.: Эксмо, Terra Fantastica, 2002. - 864 с.

135. Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения. — М.: ПЕР СЭ; 2001.- 127 с.

136. Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. -Архангельск, 1995. 319 с.

137. Никонов А.П. Управление выбором. Искусство стрижки народных масс. М.: ЭНАС; СПб.: Питер, 2008. - 304 с.

138. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие к Рихарду Вагнеру. М.: Академический проект, 2007. - 166 с.

139. Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом // Соч.: В 2 т. -М.: Мысль, Т. 2. 1990.

140. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. Общ.-науч. Фонд. М.: Мысль, 2001

141. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М: ACT: Ермак, 2005. - 269 с.

142. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. М.: Радуга, 1991. - 640 с.

143. Оруэлл Дж. 1984. Пермь: Изд-во «КАПИК», 1992. - 304 с.

144. Панарин A.C. Искушение глобализмом. М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 416 с.

145. Пелевин В. Чапаев и Пустота. М.: Вагриус, 1996. - 399 с.

146. Пелевин В. Empire V. Повесть о настоящем сверхчеловеке. М.: Эксмо, 2006.-416 с.

147. Платон. Собрание сочинений в четырёх томах. М.: Мысль, 1994.

148. Постмодернизм. Энциклопедия / Под ред. A.A. Грицанова, М.А. Можейко. М., 2001. - 1038 с.

149. Почепцов Г.Г. Имеджеология. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2004. - 576 с.

150. Прими красную таблетку: Наука, философия и религия в «Матрице» / Под ред. Г. Йеффета. М.: Ультра.Культура, 2003. - 312 с.

151. Прус Б. Фараон. М.: Рипол, 1993. - 720 с.

152. Психология толпы: социальные и политические механизмы воздействия на массы. М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2003. - 800 с.

153. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа.- СПб.: ВосточноЕвропейский Институт Психоанализа, 1995. 260 с.

154. Райх В. Психология масс и фашизм. М.: ACT, Мидгард, 2004. - 544 с.

155. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М.: Ультра.Культура, 2003. - 368 с.

156. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002. - 688 с.

157. Родькин П. Новое визуальное восприятие. Современное визуальное искусство в условиях нового перцептуального вызова. М.: Изд-во журнала «Юность», 2003. - 172 с.

158. Родысин П. Экзистенциальные интерфейсы. Опыты коммуникативной онтологии действительности. М.: Юность, 2004. - 190 с.

159. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М.: Русское феноменологическое общество, 1996. - 280 с.

160. Руднев В.П. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. -М.: «Аграф», 2000. 432 с.

161. Рыклин М. От ликования к галлюцинации: постсоветские коллективные тела // http://topos.ru/article/4656

162. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. М.: Терра; Республика, 2002. - 640 с.

163. Сартр Ж.-П. Дневники странной войны. Сентябрь 1939 март 1940. - М.: Изд-во Владимир Даль, 2002. - 816 с.

164. Сигле С. Фрейд 3., Вундт В. Преступная толпа. Психология масс и анализ человеческого «Я». Проблемы психологии народов. М.: Институт психологии РАН, 1999. - 320 с.

165. Сокал А., Брикмон Ж. Интеллектуальные уловки. Критика философии постмодерна. М.: Дом интеллектуальной книги, 2002. - 248 с.

166. Сорокин В. Dostoevsky-Trip. http://readr.ru/vladimir-sorokin-dostoevsky-trip.html?page:::::3#page=l.

167. Тард Г. Психология толп. Мнение и толпа. М.: Изд-во Институт психологии РАН, КСП+, 1999. - 416 с.

168. Терещенко H.A., Шатунова Т.М. Постмодерн как ситуация философствования. СПб.: Алетейя, 2003. - 192 с.

169. Толкин Дж. О волшебных сказках // Приключения Тома Бамбадила и другие стихи из Алой Книги: Стихи и повести. М.: ИнВектор, 1992. - 253 с.

170. Топпер У. Великий обман. Выдуманная история Европы. СПб.: Нева, 2004. - 320 с.

171. Тютчев Ф.И. Россия и Запад. М.: Культурная революция; Республика, 2007.

172. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004. - 400 с.

173. Фейербах Л. Сущность христианства. М.: Мысль, 1965. - 414 с.

174. Феномен человека: Антология. М.: Высш. шк., 1993. - 349 с.

175. Флоренский П. Иконостас. М.: ACT, 2005. - 208 с.

176. Фрагменты ранних стоиков, перевод и комментарий A.A. Столярова, т. 1-2.-М., 1998-2000.

177. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я». М.: ACT, Астрель, 2007. - 192 с.

178. Фрейд 3. Толкование сновидений. М.: Азбука-классика, 2007. - 512 с.

179. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — Мн.: ООО «Попурри», 1999. 624 с.

180. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 448 с.

181. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь, 1996. - 448 с.

182. Фуко М. Забота о себе: История сексуальности-Ill. Киев М., 1998. - 288 с.

183. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997 - 452 с.

184. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций.- СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.-448 с.

185. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.-400 с.

186. Хевеши М.А. Толпа, массы, политика: Историко-философский очерк. -М.: ИФ РАН, 2001.-223 с.

187. Хейзинга И. Homo ludens. Статьи по истории культуры. М.: Прогресс-Традиция, 1997. - 416 с.

188. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб.: Алетейя, 1998.-306 с.

189. Хоркхаймер M., Адорно Т. Диалектика Просвещения. M.; СПб.: Медиум, Ювента, 1997.-312 с.

190. Цымбурский B.JI. Россия Земля за Великим Лимитрофом: цивилизация и ее геополитика. - М.: УРСС, 1999. - 144 с.

191. Черепанова И.Ю. Заговор народа. Как создать сильный политический текст. М.: Изд-во «КСП+», 2002. - 464 с.

192. Шекспир У. Гамлет. М.: Азбука-классика, 2007. - 416 с.

193. Шекспир В. Король Лир. СПб.: Издательский дом «Кристалл», 2001.

194. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М.: Мысль, 1980. - 324 с.

195. Баян Ширянов. Низший пилотаж.- M.: Ad Marginem, 2001. 240 с.

196. Шишминцев А.Н. Философское постижение современного массового человека. Ростов-н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 2002. - 185 с.

197. Эйзенштейн С.М. Монтаж. М.: ВГИК, 1998. - 193 с.

198. Эко У. Имя Розы. СПб.: Симпозиум, 2006. - 640 с.

199. Эко У. От Интернета к Гутенбергу // Новое литературное обозрение.-1998.-№32.-287 с.

200. Юнг К. Г. Значение сновидений // Человек и его символы. М.: Изд-во Серебряные нити; Медков С. Б., 2006. - 352 с.

201. Юнг К. Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити; Медков С. Б., 2006. - 352 с.

202. Юнгер Ф.Г. Совершенство техники. Машина и собственность СПб.: Владимир Даль, 2002. - 558 с.

203. Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997. - 1056 с.

204. Ясперс К., Бодрийар Ж. Призрак толпы. М.: Алгоритм, 2007. - 272 с.

205. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб.: Лань 1999.-524 с.

206. Bell D. The End of Ideology. Glencoe, 1964. P. 22-25.

207. Blumer, G. Social Problems as Collective Biheviour, in Social Problems, vol. 18, 1971, pp. 298-306.

208. Fiske J. Television and Postmodernism // Curran J., Gurevitch M. Mass Media and Society. L., 1991. P. 57-58.

209. Sternberg E. The Economy of Icons // The Fontana post-modernism reader. Edited by Anderson W. T. Glasgow, 1996. P. 80.

210. Wagner J.A. Making of Second Life: notes from the new world. N.-Y. HarperCollins Publishers, 2008. - P. 276.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.