Смысл жизни как социоорганизующий фактор личности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Ястребова, Екатерина Юрьевна

  • Ястребова, Екатерина Юрьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2002, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 158
Ястребова, Екатерина Юрьевна. Смысл жизни как социоорганизующий фактор личности: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Санкт-Петербург. 2002. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ястребова, Екатерина Юрьевна

Введение.

Глава I. Человек как самоорганизующаяся система.

1.1. Возможность нового подхода к изучению человека.

1.2. Процесс самоорганизации и управления человеком.

1.3. Детерминанты осмысленности жизни.

Глава II. Феномен «смысла жизни человека».

2.1. Историко-философский обзор.

2.2. Статическая форма феномена «смысла жизни».

2.3. Смысл жизни человека как динамическое образование.

Глава III. Смысл жизни как социоорганизующий фактор личности

3.1. Соотношение смыслового фактора в системе социоорганизующих факторов личности.

3.2. Этапы развития смысла жизни личности.

3.3. Взаимовлияние социума и смысла жизни.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Смысл жизни как социоорганизующий фактор личности»

Издревле человек ставил перед собой вопрос, в чем сущность человеческого бытия. Многие философы и мыслители пытались ответить, для чего живет человек, для чего пришел он в этот мир, почему он умирает и что происходит с ним после смерти. Во все времена человека интересовал вопрос о сути его назначения. Но в конце XX века эта проблема приобретает новую всесокрушающую остроту.

Актуальность темы исследования определяется тем, что происходящие в последние десятилетия глобальные перемены в экономической, социально-политической, духовной жизни общества в совокупности можно назвать ситуацией человеческого кризиса, характеризующейся возникновением ясного осознания того, что человек не является больше господином во Вселенной, что он не венец эволюции. В XX веке вырвались наружу такие демонические силы злобы и ненависти, подспудно всегда пребывающие в сознании человека, которые могут в одночасье покончить с человеком и со всем живым на земле. Перед человеком остро встала проблема его конечности: не только конечности индивида, но и конечности человечества, ведь в эпоху научно-технической революции род людей весьма преуспел в создании многообразных средств, подавляющих, калечащих, деформирующих биологические основы человеческого существа, - это и нервно-психические стрессы, и химические препараты, загрязняющие атмосферу, воду, почву, и многое другое. Не случайно в наши дни одной из глобальных проблем стала проблема сохранения человека как биологического вида. Все более грозно звучат прогнозы ученых о реальной и не столь отдаленной во времени возможности необратимого нарушения баланса во взаимодействий общества и природы, что привело бы с неизбежностью к деградации и гибели человечества. Осознание собственной конечности порождает сопровождающее нас постоянно чувство случайности (заброшенности) существования и непредсказуемости судьбы. Именно эта зияющая перед человечеством пропасть и вызвала обостренный интерес к человеку, антропологический поворот в философии в целом и акцентирование на смысловых его основаниях в частности как попытку найти рецепты спасения человека в самом человеке, в тайнах его тела, души, разума.

Именно в наши дни, как, возможно, никогда прежде, всеобщая загадка смысла истории становится особенно трудной и расслаивается на множество мелких загадок смысла жизни, не дает покоя в повседневных житейских размышлениях и в философско-рефлексийных исканиях. Сегодня человек испытывает острейший дефицит смысла жизни. Да и как же иначе? Кризис современной российской экономики, политики и права, отсутствие консолидирующей и возвышающей общественной идеи, глубинные болезненные противоречия нынешнего состояния религии и церкви, девальвация нравственных ценностей и традиций, экспансия суррогатов культуры на фоне коммерциализации отнюдь не лучшего образца —все это породило в индивидуальном и массовом сознании фрустральное состояние, которое становится все более глубоким, устойчивым, длительным, словом -перманентным. Кризис индустриального общества обострил проблему духовных ценностей. Состояние смятения, раздвоенности, прощания с прошлым, со старым, изжившим себя мышлением. Такое состояние называют мировоззренческим кризисом общества и личности. Суть его усматривают в отсутствии способности и готовности человека осознать свое предназначение, смысл существования. В таких условиях для большинства людей насущной повседневной задачей становится выживание. А нередким результатом усилий выйти из зоны выживания к жизни, достойной человека как меры всех вещей, оказывается абсурд. Это крайне опасная ситуация если в человеческой жизни смысл вытесняется абсурдом и - в высоком значении слова - ее уже нельзя назвать человеческой, происходит разрушение личности, приобретающее масштабы типического общественного явления, а значит, деградирует и общество. При сохранении кризисных тенденций распад личности и общества может стать необратимым. К сожалению, процесс деструкции личности и общества является реальным фактом: условия жизни, неблагоприятные для большинства людей, приводят к существенному снижению уровня их материальных и духовных потребностей ввиду фактической невозможности их удовлетворения. Да и ценность самой человеческой жизни сведена фактически до минимума. В ситуации выживания смысл жизни становится дефицитной, а подчас и призрачной ценностью.

Глобализация антропогенных процессов и стоящих перед человечеством проблем требуют эффективного использования достижений естествознания во всех сферах человеческой деятельности. Позволяет это сделать очень молодая синергетическая парадигма. Синергетика является новым, бурно развивающимся направлением в современной науке, в центре внимания которого стоит создание теории самоорганизующихся систем. Основное преимущество синергетики - это ее универсальность: открытие универсальных паттернов эволюции и самоорганизации сложных систем любой природы. Синергетика обеспечивает общие рамки исследования, ментальную схему или эвристический подход к научному исследованию, дает определенный стиль или указывает некое направление исследований, она обеспечивает ученых определенной научной установкой и перспективами более глубокого понимания многих процессов. Сущность синергетики состоит в универсализме и междисциплинарном переносе ее моделей. Использовать синергетические модели - значит лучше понять внутренние механизмы эволюции и самоорганизации. Поскольку это направление сравнительно молодо, конкретные приложения синергетических моделей к сложным человеческим и социальным системам еще не были проведены во всем их возможном объеме, что с необходимостью предполагает дальнейшие детальные научные исследования. Таким образом, исследование феномена смысла жизни предстает как актуальная потребность, значимая в философском, социальном и личностном отношениях. Современное переходное состояние общества требует нового философского осмысления проблемы человека в целом и его смысловых образований в частности, особенно остро выступает напряженное вопросами поле взаимоотношений смысловых конструкций личности и ее социальной деятельности.

Степень разработанности проблемы. В современной литературе по социальной философии достаточно много работ, посвященных проблемам человека, его роли в обществе вообще и смысла жизни в частности. Вместе с тем, с некоторыми принципиальными позициями на уровне сегодняшних знаний вряд ли можно согласиться потому, что, во-первых, в трудах одних рассматривается только статистический аспект феномена смысла жизни (Е.Н.Трубецкой, Н.Н.Трубников), а в трудах других преобладает характеристика процесса потерянности смысла жизни как сугубо негативная (В.Франки, И.Ялом, представители русской философии).

Тема «Смысл жизни как социоорганизующий фактор личности» является комплексной проблемой и затрагивает такие научно-исследовательские области, которые всегда находились в центре внимания и плодотворно разрабатывались отечественными и зарубежными исследователями. Научные разработки, ведущиеся в выбранной нами области, можно сгруппировать по следующим основным направлениям:

- изучение феномена смысла жизни. По данной проблеме имеют важное значение труды русских философов: Н.А.Бердяева, Г.К.Гумницкого, Г.С.Малыгина, Е.Н.Трубецкого, Н.Н.Трубникова, С.Л.Франка и психологов М.Люшера, В.Франкла, Н.И.Козлова, А.Адлера, И.Ялома, А.Маслоу;

- исследование проблем целостности человеческой личности. Этой теме посвящены многочисленные работы авторских коллективов, ученых: Л.М.Архангельского, И.С.Кона, С.Л.Рубинштейна, Э.Фромма, М.Шелера, Т.М.Ярошевского й других;

- обоснование детерминант осознанности жизни. К этой проблеме обращались в своих трудах Ф.Арьес, Р.Бах, Е.М.Богат, М.Веллер, И.В.Вишев, Л.Н.Коган, Г.С.Малыгин, С.А.Мухамедьянов;

- разработка новой синергетической парадигмы и ее применение к антропо-социальной сфере. Ведущими в этом направлении можно считать разработки Г.Хакена, Е.Н.Князевой и С.М.Курдюмова,

В.П.Бранского и С.Д.Пожарского.

В 80-х годах основная синергетическая модель Г.Хакена была расширена для описания человеческого поведения. В настоящее время эта модель используется как базовая в применении синергетики для понимания работы человеческого мозга, умственной деятельности и поведения человека. Установлено, что синергетические модели параметров порядка и принципа подчинения на качественном уровне вполне применимы к таким сложным системам как человеческий мозг или сознание и социальная общность. Эти примеры разбирает Г.Хакен в своих трудах. Синергетические модели уже были в ряде случаев успешно применены к объяснению социальных явлений. Например, самопроизвольный рост городов и структур городского населения был исследован Дж.Португали с точки зрения синергетических принципов самоорганизации. Но пока что существует огромный объяснительный пробел между стохастическими процессами в человеческом мозге и сознании и стохастическими процессами в обществе. Индивид как отдельная независимая личность фактически оказывается оставленным синергетикой в полной неясности.

Несмотря на достаточно пристальное внимание науки к вопросам осмысления человеком жизни и роли отдельной личности в обществе, исследователи озабочены прогрессирующим кризисом процессов социализации и идентификации личности. Особое место в нахождении человеком своего места в обществе принадлежит смыслу жизни. Сегодня продолжает оставаться недостаточно разработанной и актуальной проблема влияния социума на смысл жизни и роль смыслового фактора в сознательном поведении индивида. С учетом этого целью исследования стало изучение процесса влияния смысла жизни личности и социума. Психологи, занимающиеся данной проблематикой, сосредоточены в основном на так называемом «экзистенциальном вакууме» -особом психологическом состоянии индивида, сопровождающимся потерей смысла жизни и на классификации различных индивидуальных смыслов. Нас же интересует уровень общего теоретического представления содержания данного процесса, что соответствует характеру философского исследования.

Объектом исследования является социально-философская концепция личности. Предмет исследования - роль смысла в жизни личности. Соответственно этому задачи исследования:

- обосновать необходимость нового подхода в изучении человека и социума;

- рассмотреть человека с позиций синергетической парадигмы;

- выявить управляющий им «механизм», принципы и закономерности его организации;

- определить причины обращения индивида к смысловым проблемам;

- охарактеризовать феномен «смысл жизни»;

- рассмотреть различные аспекты данного явления;

- обосновать новый взгляд на смысл жизни личности;

- определить место смыслового фактора в палитре социоорганизующих факторов личности;

- выявить этапы и стадии развития смысла жизни;

- опираясь на результаты, охватить суть взаимовлияния подсистемы «смысл жизни» в структуре личности как подсистемы большой структуры «социум».

Методологическая основа и источники исследования связаны с социальной философией, социологией личности, общей теорией самоорганизации. Поскольку базой нашего исследования является синергетический метод, мы выдвигаем гипотезу о том, что каждый человек является открытой диссипативной системой, в процессе самоорганизации которого у него с необходимостью возникает подсистема, являющаяся самостоятельной открытой диссипативной системой - смысл жизни, формирующейся и развивающейся по законам эволюции «порядка из хаоса», которая имеет огромное влияние на поведение и роль человека в социуме.

Этим определяется структура работы. Материал в целях логичного движения мысли разделен на три главы. Части первой главы служат исходной теоретической базой последующего материала, поскольку дают общее представление о сущности человека. В первом параграфе рассматриваются основные вехи в формировании целостного взгляда на человека и обосновывается необходимость и перспективы применения синергетической парадигмы к человеку как открытой диссипативной системе. Второй параграф является попыткой вскрыть закономерности процесса самоорганизации и управления отдельного индивида, с раскрытием особенностей его на различных подсистемах, полях взаимодействия и плоскостях пересечения. В третьем параграфе выделяются основные предпосылки осмысленности жизни, выводящиеся из сравнительного анализа бытия человека и остальных представителей живой природы.

В частях второй главы последовательно рассматриваются вопросы, связанные непосредственно с феноменом смысла жизни: эволюция человеческих взглядов на проблему смысла жизни, философские школы и отдельные мыслители, которые внесли наиболее значительный вклад в решение данного вопроса в историко-философском развитии; анализ возможных решений с группировкой в наиболее обобщающие сегменты, выделение статичного состояния в виде системы ответов на вопросы, разбитых по уровням подсистем человеческого организма; акцентирование внимания на динамичном аспекте смысла жизни с представлением его как диалектического процесса и цикла, при введении в который состояния хаоса он предстает как открытая диссипативная система.

Параграфы третьей главы посвящены исследованию соотношения и нахождению определенной ниши смыслового фактора во всем многообразии социоорганизующих факторов личности; этапам становления смысла жизни в ходе развития личности с акцентированием внимания на внутренних закономерностях эволюционного развития самой смысловой диссипативной системы; взаимовлияния определенного этапа развития смысловой системы личности и этапа развития общества.

10

В концепции нашли отражение в одинаковой мере как вопросы становления, так и бытия систем, на важность преодоления бреши между которыми указывают все современные исследователи.

Положения и результаты исследования были подтверждены апробацией на аспирантских семинарах кафедры философии РГПУ им. А.И. Герцена, основные из них были представлены докладами и тезисами к VIII и IX Международной конференции «Ребенок в современном мире» (Санкт-Петербург, 2001, 2002). По теме диссертации опубликовано 3 печатные работы общим объемом 0,5 печатных листа.

Человек - самая большая тайна бытия, над которой бились лучшие умы человечества. Разгадка этой тайны - главное дело человека, по сравнению с которым все остальные дела и проблемы кажутся пустяками. Кто сумеет рассказать о себе, опишет всю Вселенную, считал Р.Декарт. Поэтому человек всегда будет заниматься самопознанием, пытаясь разгадать свою сущность, свое отличие от всего остального мира. Но познать себя - труднее всего. Человек заглядывает в такую темную и опасную бездну, в которой легко потерять себя.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Ястребова, Екатерина Юрьевна

Результаты исследования и промежуточные выводы могут иметь косвенное практическое применение в социальной организации. Различные возможности позитивной и деструктивной реализации потребности смысла жизни является достаточно убедительным примером в подтверждение того, что исследование и решение собственно философских проблем может иметь подчас непосредственные выходы в социальную практику. Поиск и учет самоорганизационных начал становится чрезвычайно важным в управлении. В этой связи необходимо уйти от упрощенного представления об управлении в административном смысле, и рассматривать это понятие во всей его сложности, с учетом механизмов саморегулирования и саморазвития. И сам термин «управление» должен быть расширен и переосмыслен: не навязывание волевых решений «сверху», а опора на естественные процессы саморегулирования. Необходимо перейти от целевого управления к расширенной постановке задачи, чтобы управляющие воздействия стали внутренними взаимодействиями сложной системы, учитывая при этом вероятностный момент в управлении и процессы диссипации.

Также интересна нить, протянувшаяся от данного исследования к практической педагогике: формирование индивидуального самосознания в контексте такого понимания смысла жизни и развитие соответствующих ему навыков общей самоорганизации - все это составляет важную философскую посылку для педагогической практики, в которой важно учитывать, что любые принудительные идеи, не говоря уже о мерах, не приводили и не приведут никогда к положительному воспитательному эффекту, к процессу, когда полученные воспитательные знания перерастают в глубокие личные убеждения, в систему привычек, навыков, влечений, наклонностей.

С развитием синергетической парадигмы и новой концепции человека фактически сформировалась необходимость создания новой парадигмальной модели медицины, базирующейся на фундаментальных изменениях в современной науке и обусловленных ими изменениях в целом и мировоззрении современного общества. Поскольку в синергетических системах управляемое развитие превращается в самоуправляемое, деятельность врача становится компонентой системы, процесс лечения выступает как фактор сознательный, направляющий ход самоорганизации системы таким образом, чтобы обеспечить достижение полезного адаптивного результата, то есть выздоровления или сохранения здоровья.

Неоспорим огромный вклад синергетических исследований в развитии философской мысли. И.Пригожин развил целую философию нестабильности и раскрыл сущность происходящей в наши дни научной революции. С его точки зрения происходит переход от детерминизма к нестабильности. Природа содержит нестабильность как существенный элемент, поэтому мы не можем предсказать, что произойдет, будущее открыто.

И в тоже время синергетика на данном этапе своего развития обеспечивает общие рамки исследования, ментальную схему или эвристический подход к конкретному научному исследованию. Конкретные приложения синергетических моделей к сложным человеческим и социальным системам предполагают дальнейшие детальные научные исследования, поскольку у человечества нет другого выхода, как ясно понимать механизм самоорганизации сложных систем и знать эволюционные правила запрета, чтобы обеспечить будущее человечеству. Нам необходимо научиться функционировать в условиях открытости и нелинейности, жить с хаосом, зная его законы,/а не пытаться полностью избавиться от него.

142

Актуализируется задача: научить человека жить в состоянии неопределенности, нестабильности, хаоса как в индивидуальном, так и в общественном плане, показав ему,, что и хаос, и неопределенность, и нестабильность можно использовать конструктивно для решения тех или иных задач. Поэтому исследования в данном русле и направлении социально значимы и необходимы.

Заключение

В последнее время ярко прослеживается тенденция к формированию совершенно нового образа человека - образ человека-системы - Homo summus, главной чертой которого будет его сложность, то есть наличие в нем многочисленных составляющих, разнообразных качественных определений и характеристик, взаимопереплетающихся и взаимовлияющих друг на друга. Наиболее полно такой взгляд на человека раскрывается синергетикой - новой областью научного знания. В результате проведенного исследования мы можем с полным правом говорить о человеке как о диссипативной системе, отвечающей всем характеристикам и развивающейся по законам самоорганизации сложных систем. Без такого понимания структуры человека невозможно понять процессы его самоорганизации, которая находит свое проявление прежде всего в иерархичности (многоуровневости) системы, которая включает в себя отдельные подсистемы, блоки и звенья. При этом человек является одной из самых сложных самоорганизующихся систем в силу наличия в нем очень большого числа подсистем, структур, единиц.

Состояние так называемого «детерминированного хаоса» (порядка из хаоса) является физически нормальным для всех органов человеческого организма, в том числе и для мозга. Как полный хаос (разрушение структуры и связей), так и сверхсинхронизация (ничем не нарушаемый порядок строения, функционирования и взаимодействия) являются нежелательными и даже опасными для человека, поскольку ведет к смерти системы. Это свидетельствует о том, что хаос (ограниченный, или детерминированный) в организме человека жизненно важен. Он создает возможность четко реагировать на изменяющиеся внешние условия, надлежащим образом действовать и, что самое важное, творить.

Поскольку человек - очень сложная система, состоящая прежде всего из двух глобальных подсистем тела и духа, постольку в описании механизмов организации индивида имеет смысл говорить о взаимодействии управления, как процесса сознательно организованного субъектом управления, и самоорганизации, как стихийно протекающих процессов в результате развития, о механизмах их взаимодействия и взаимовлияния с целью управляемости процессов, направленных на оптимально благоприятное состояние. Единство организации (планирования) и самоорганизации (спонтанного упорядочивания) необходимо в человеке. При этом не следует забывать, что организация и дезорганизация связаны и взаимопроникают друг в друга в ходе жизни и деятельности отдельного человека. Высший уровень деятельности - это уровень смысла жизни. Он определяет общую ценностно-целевую направленность жизни и деятельности личности.

Абсолютно очевидно, что различные люди очень специфически упорядочивают сложную структуру своего индивидуального существования во всех его проявлениях (телесном, социальном, духовном), естественно поэтому вытекает вывод об абсолютной индивидуальности осмысленности жизни, но также и очевидно, что любой приходит с неизбежностью к вопросу о смысле своего существования, поскольку человек обладает разумом и с необходимостью осмысливает свое положение в пространственно-временной и социальной организации.

Рассмотрев вехи развития эволюции проблематики смысла жизни в сжатом историко-философском обзоре-анализе, был сделан логический вывод о том, что в длительном и сложном процессе культурно-исторической и философско-антропологической эволюции феномен смысла жизни был весьма значительно исследован человеческим интеллектом. Однако его проблематичность и по сей день остается высочайшей. Смысл жизни действительно остается вечной и вечно сложной проблемой.

Люди осмысливают свою жизнь - это очевидный и непреложный факт. Именно из этого факта и той констатации, что это происходит постоянно, мы можем поставить знак синонимического тождества между понятиями «осмысление жизни» и «смысл жизни» и представить себе смысл жизни как краткую форму осмысления жизни. То есть, осмысление жизни - это и есть смысл жизни, а смысл жизни - это осмысление, собственно мыслительный процесс, предметом которого является человеческая жизнь.

Выделяя статическую форму данного феномена, можно сгруппировать насущные вопросы смысла жизни по сущностным характеристикам, например, на онтологические (непосредственно связанные с вопросами бытия человека и мира, конечности и бесконечности, вечности), гносеологические (относящиеся к проблемам истинности моего представления о мире, себе и своем месте в нем) и аксиологические (сфокусированные на проблеме ценностей этого мира и своего существования). Так же оправдано их расслоение по уровням временного деления: конкретный данный момент, сутки, неделя, месяц, год, определенный этап, личная жизнь от рождения до смерти, жизнь вообще в пределах вечности или конечности бытия, (немного иначе разделение идет на прошлое - настоящее - будущее и жизнь вкупе); и пространственного масштабирования: от фокусирования на личной материальной субстанции органического человеческого тела, через включенность в социальные группы, определенные биосистемы до вселенских масштабов жизни вообще (опять-таки, только в соотношении бесконечности и конечности бытия). Человек решает многочисленные свои вопросы на уровне различных своих подсистем, поэтому их градация возможна и в распределении ответов на вертикальные уровни: материальный (бытовой, выражающийся в конкретных действиях, в приобретении материальных благ), душевный (психический, связанный с решением вопросов отношений людей между собой в сообществах и равновесия процессов эмоциональной жизни, собственных переживаний) и духовный (разумный, логический, ориентированный на решение глобальных проблем, основанных на рефлексии бытия). Необходимо также попытаться выделить два параллельно существующих поля развития смысла жизни: объективно-сущностное и субъектно-ценностное, которые постоянно проникают друг в друга, что обуславливает включение эмоционального мира в любую теоретическую конструкцию индивидуального смысла жизни. Возможно также расслоение смысловых конструкций на продукты деятельности сознательного и бессознательного, рационального и иррационального, личного и социального.

Подобно любой жизни, жизнь смысла противоречива, причем противоречие это до конца непримиримо, как и любое движущее противоречие, ведь смысл жизни есть не просто сумма ответов на многочисленные вопросы, а процесс осмысления жизни, который не останавливается в определенные моменты существования, поэтому не просто возможно, но и необходимо его рассмотрение как определенного динамического образования. С точки зрения диалектики он предстает как диалектический процесс, в котором однако теряется состояние хаотичного поиска. Поэтому смелая попытка ввести хаос в процесс осмысления привела к пониманию духовного образования «смысл жизни человека» как открытой нелинейной диссипативной системы, развивающейся по законам «порядка из хаоса» через прохождение точек бифуркаций под влиянием флуктуаций в отдельных частях системы с оптимальными траекториями преодоления хаоса в виде аттракторов и выхода на новый уровень самоорганизации системы, характеризующие все процессы эволюции любой диссипативной системы.

Такое понимание данного феномена дает реальную возможность рассматривать состояние хаоса в осознании смысла жизни не только как деструктивное (классический взгляд), но и креативное начало, позволяющее развиваться и усложняться данной структуре на различных этапах существования, ведь если система не развивается, она погибает, и в этом правиле нет исключений. От человека зависит, как он использует образовавшиеся возможности и использует ли вообще, когда речь идет о хаосе в подсистеме «смысл жизни».

Таким образом, феномен смысла жизни во всем его объеме проявлений многомерен, разнообразен, противоречив, и это не случайно, ибо он есть отражение и выражение очень сложного человеческого бытия, при этом смысл жизни можно рассматривать и как некоторый итог, относительную статику того или иного результата экзистенциальных поисков, одномоментный срез духовной жизни личности и как процесс развития осмысления личного и всеобщего бытия, абсолютный динамизм движения ищущей мысли, одновременное их рассмотрение возможно с позиций синергетического видения данного феномена как открытой диссипативной системы, что облегчает его понимание как единого, динамически изменяющегося целого.

При этом смысл жизни может быть рассмотрен как подсистема в системе человек и, соответственно, главный управленческий фактор деятельности, ведь высший уровень деятельности - это уровень смысла жизни. Он определяет общую ценностно-целевую направленность жизни и деятельности личности во всех видах и формах деятельности. Таким образом, мы приходим к неминуемому выводу о главенстве и первичности фактора смыслового в отношении ко всем другим социоорганизующим факторам в деятельности отдельной личности.

Можно говорить только о смысле жизни личности, поскольку только человек, являющийся личностью, осмысливает свою жизнь и строит систему соподчинения своих целей и мотивов, а также потому, что только личность является полноценной ячейкой общества и смысл жизни такой подсистемы играет непосредственную роль на его функционирование в общественной системе.

Доказано, что человек не может, осознав факт своего отдельного бытия в движении пространства, времени и социальной действительности, не осмысливать этот факт, в противном случае он не сможет полагать цели и предвидеть результаты своего бытия. Если же лишить человека возможности определять цели и предвидеть результаты своего существования, то перед его мысленным взором неизбежно вырастает стена фрустральных переживаний, которые могут и порождать потребность смысла жизни, и сопровождать ее течение, длительный поиск. Однако, было бы ошибкой полагать, что фрустральные состояния однозначно ведут к упадку активности индивида в социальной жизни. Они могут вызвать и подъем активности, но негативно направленной, например, к агрессии от безысходности.

Поиск смысла жизни - мучительный процесс беспорядка в голове, состояние хаоса в сложной духовной диссипативной структуре, но это состояние не только деструктивно, дезорганизующе для всей системы индивидуума; оно точно также необходимо для эволюции человека, человеческого духа, как и состояние порядка и знания, иначе - полная упорядоченность, что ведет к смерти структуры. Добро и зло, порядок и хаос, организация и дезорганизация - все в мире должно быть уравновешено. Стало быть бессмысленно бороться против хаоса, стремиться полностью вытеснить его негативные, деструктивные элементы из мира, человека и смысла жизни. Правомерен вывод о том, что нельзя однозначно судить явления в развитии смысла жизни как положительные и отрицательные: хаос - это плохо, а четкое разумение смысла - это хорошо. Как показывает синергетическое видение данного феномена, и порядок, и хаос могут играть роль как конструктивную, так и деструктивную.

Действительность влияет на мысли человека, а с другой стороны, мысли человека опосредовано через его действия оказывают влияние на действительность. Как движение социальных процессов, так и соответствующие им значения оказывают друг на друга взаимное влияние, именно поэтому действия отдельных могут приводить к новым стохастическим изменениям в макроконфигурациях социальных систем.

Исходя из синергетического видения становится весьма очевидным такой вывод: и осознание (порядок), и поиск смысла жизни (хаос) могут интерпретироваться и как позитивный фактор (организующий), и как отрицательный (деструктивный) фактор личности. Мы приходим к пониманию теснейшего взаимовлияния социума на смысл жизни личности и осознанности смысла на роль личности в истории развития общества. В случае социальной системы будущее во многом зависит от человека, выступающего субъектом и объектом социальных трансформаций, хаотических процессов, его способности проникнуть в сложные эволюционные процессы, познать его законы и воздействовать на возбужденную систему таким образом, чтобы придать формирующимся системам нужное направление.

Проведенное исследование позволяет вывести глобальное представление: в единой очень сложной диссипативной системе социум существуют отдельные подсистемы - люди, являющиеся также подобными автономными диссипативными системами, в каждой из которых есть подсистема - смысл жизни, аналогично предыдущему подобию, представляющая из себя отдельную диссипативную систему. Законы деятельности и функционирования этих систем едины, все они взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга постоянно.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ястребова, Екатерина Юрьевна, 2002 год

1. Августин Аврелий. Исповедь. СПб., Азбука, 1999. - 391с.

2. Адлер А. Понять природу человека. СПб.: Гуманитарное агентство «Акад. Проект», 2000.-251с.

3. Адлер А. Смысл жизни.//Научные доклады высшей школы. Философские науки. 1998. - №1. - с.15-26.

4. Алексина Т.А., Донченко А.П. Нравственный смысл жизни в аспекте личностного времени.//Научные доклады высшей школы. Философские науки. 1985. - №2. - с.43-52.

5. Андреев Ю.А. Откровенный разговор, или Беседы о жизни с сыном-старшеклассником на пределе возможной откровенности. 4-е изд., доп. -М.: Просвещение, 1990. - 175с.

6. Ансофф И. Стратегическое управление. М., Экономика, 1989. - 519с.

7. Архангельский JI.M. Моральные ценности и современность.//Вопросы философии. 1983. - №11. - с.88-93.

8. Архангельский JI.M. Этика или моралеведение?//Вопросы философии. -1982. №2. - с.76-89.

9. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Прогресс-Академия», 1992. - 528с.

10. Ю.Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОРЭК», 1996.-767с.

11. П.Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. - 368с.

12. Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М.: Знание, 1988. -208с.

13. З.Батенин С.С. Человек в его истории. JL: Изд-во Ленинградского университета, 1976.-295с.

14. Батищев Г.С. Найти и обрести себя.//Вопросы философии. 1995. - №3. -с.103-108.

15. Бах Р. Чайка по имени Джонатан Ливингстон. Иллюзии. Киев: Изд-во «София», Ltd, 1998. - 148с.

16. Бачинин В.А. О нравственном содержании категории времени. // Нравственный смысл жизни в аспекте личностного времени.//Научные доклады высшей школы. Философские науки. 1985. №.6. - с. 125-129.

17. Бежин Л.Е. Ветер и Поток: путь самореализации личности в средневековом Китае (3-6 вв). //Народы Азии и Африки. 1980. - №4. - с.60-69.

18. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. - 383с.

19. Бердяев Н.А. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991. - 398с.

20. Берман С.И. О смысле жизни человека (некоторые теоретические аспекты). //Вопросы социального развития личности. Казань, 1974. - с.89-113.

21. Благо и истина: классические и неклассические регуляторы. М., ИФРАН,1998.-265с.

22. Богат Е.М. Ничто человеческое. 3-е изд. - М.: Политиздат, 1989. - 430с.

23. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. В 2 т., Т.1. -М., Экономика, 1989. 476с.

24. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. СПб.: Издательство «Лань»,1999.-224с.

25. Борхес Х.Л. Сочинения в 3-х томах. Т.1. Творчество 1930-1949 гг. Рига, 1994.-489с.

26. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. -СПб.: Политехника, 2001. 159с.

27. Братусь Б.С. Смысловая вертикаль сознания личности.//Вопросы философии. 1999. - № 11. - с.81-89.

28. Бродель Ф. Структура повседневности (возможное и невозможное): Пер. с фр.: в 3 т. Т.1.-М., 1986. 623с.

29. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. - 464с.

30. Булыгин Ю.Е. Организация социального управления (основные понятия и категории). М., «Контур», 1999 - 254с.

31. Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.

32. Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется?//Социологические исследования. 1997. - №1. - с.8-21.

33. Ведин И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. Рига: Зинатне /М-во внутр. дел ЛатвССР, Рижское отделение Мин-ва высш. школы МВД СССР, 1987.-211с.

34. Ведин И.Ф. Теорема личности: Дороги и тупики самосозидания. М.: Молодая гвардия, 1988. - 237с.

35. Великовский С.И. В поисках утраченного смысла. М.: Художественная литература, 1979. - 295с.

36. Веллер М. Все о жизни. СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - 752с.

37. Виппер Б.Р. Кризис искусства и культура наших дней.//Вопросы методологии. 1991. - №2. - с.84-87.

38. Вичев В. Мораль и социальная психика. Пер. с болг. М.: Прогресс, 1978. -360с.

39. Вишев И.В. Проблема личного бессмертия. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1990. - 227с.

40. Гегель Г.В.Ф. Философская пропедевтика.//Работы разных лет. Т.2. М., 1973.-с. 7-35.

41. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. Москва, 1987. - 237 с.

42. Герцен А.И. Собрание сочинений. Москва, 1975. Т.6. - 517 с.

43. Гессе Г. Избранное. Сборник. Пер. с нем. М.: Радуга, 1991. - 539с.

44. Грибакин А.В. Проблемы исследования жизненного пути.//Наука и общество: Тезисы докладов и выступлений к всесоюзной научно-теоретической конференции. Иркутск, 4-6 октября 1983 г. Иркутск, 1983. -Выпуск №1.-с.З 8-41.

45. Григорьев С.И. Основы построения социологической теории жизненных сил человека.//Социологические исследования. 1977. - №12. - с.6-12.

46. Гулыга А.В. Философия в поисках смысла жизни.//Диалог. 1990. - №12. -с.96-98.

47. Гумницкий Г.Г. Смысл жизни, счастье, мораль.//Вопросы философии. -1967. -№5.-с.102-105.

48. Гумницкий Г.К. Смысл жизни, счастье, мораль. М.: Знание, 1981. - 64с.

49. Гурев Г.А. О смысле жизни. М.: Знание, 1958. - 39с.

50. Дао: гармония мира. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 2000. - 864с.

51. Делез Ж. Логика смысла. Пер. с франц. М.: Академия, 1995. - 299с.

52. Джиоев О.И. О некоторых типических постановках вопроса о смысле жизни в истории философии .//Вопросы философии. 1981. - №6. - с.53-63.

53. Дильтей В. Категории жизни.//Вопросы философии. 1995. - №10. - с.129-143.

54. Дробницкий О.Г. Понятие морали: историко-критический очерк. М.: Наука, 1974.-388с.

55. Дробницкий О.Г. Природа и Границы сферы общественного бытия человека.//Проблемы человека в современной философии. М., 1969. -с.189-230.

56. Друскин Я.С. Я и Ты. Ноуменальное отношение.//Вопросы философии. 1994. №9. - с.207-213.

57. Дусавицкий А.К. Формула интереса. -М.: Педагогика, 1989. 176с.

58. Евстафьев В.А. Смысл жизни и представление о счастье в нравственном убеждении личности.//Социальное познание и управление. Калинин, 1975. -с.74-85.

59. Ершов А.А. Взгляд психолога на активность человека. М.: Луч, 1991. -159с.

60. Ефимов В.П. Этика и моралеведение./ЛЗопросы философии. 1982. - №2. -с.67-75.

61. Иванов В .Г. История этики древнего мира. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 222с.

62. Идея смерти в российском менталитете./Под ред. Ю.В. Хен. СПб.: РХГИ, 1999.-304с.

63. Ильин И.А. Учение о смысле человеческой жизни.//Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека. В 2 т. Т.2.- СПб.: Наука, 1994. -с.255-499.

64. Кант И. Критика чистого разума. М.: Издательство «Мысль», 1994. 423с.

65. Кантор В.К. В поисках личности: опыт русской классики. М.: Московский философский фонд, 1994. - 239с.

66. Капранов В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975.- 150с.

67. Капранов В.А. О смысле жизни подлинном и мнимом. Пермь, 1965. - 47с.

68. Карпова Н.А. Психологические аспекты проблемы смысла жизни.// Психологический журнал. М., 1996. - Т.17 - №2. - с.178-183.

69. Карякин Ю.Ф. Культура как единственный способ одоления смерти. // Россия и современный мир. М., 1997. - №2. - с.64-70.

70. Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: Политиздат, 1977.- 256с.

71. Кленская И.С. Беседы о смысле жизни. М.: Просвещение, 1989. - 208с.

72. Князева Е.Н. Саморефлективная синергетика. // Вопросы философии. -2001.-№10.-с. 99-113.

73. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., «Наука», 1994 - 238 с.

74. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировоззрение: диалог с Ильей Пригожиным. // Вопросы философии. 1992. №12. - с.5-12.

75. Коган JI.A. Жизнь как бессмертие. // Вопросы философии. 1994. №12. -с.39-49.

76. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. 252с.81 .Козлов Н.И. Философские сказки для обдумывающих бытие, или Веселая книга о свободе и нравственности. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Новая школа; АСТ-ПРЕСС, 1997. - 432с.

77. Козлов Н.И. Формула личности. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 368с.

78. Козловски П. Принцип этической экономии. Пер. с нем. СПб., Экономическая школа, 1999. - 344 с.

79. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. - 367с.

80. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. - 383с.

81. Коновалов Л.В. Счастье как классическая проблема философии.//Вопросы философии. 1982. -№8. - с.142-146.

82. Кузнецова И.Д. Человек как философская проблема.// Философия. Учение о бытии, познании и ценности человеческого существования. М.: ИНФРА-М, 1999. - с.424-452.

83. Курашев В.И. Экология и • эсхатология (судьбы человеческого существования с религиозной и научной точек зрения). // Вопросы философии. 1995. -№3. - с.29-36.

84. Кутырев В. Человек в мире: типы смысложизненных ориентаций. // Общественные науки. 1990. - №2. - с.119-133.

85. Кушелев В.А. Новая интерпретация идеи Декарта о самодостаточности разума.//Мысль. Ежегодник Санкт-Петербургской ассоциации философов. -СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 1998. - №2. - с. 149 -163.

86. Ламетри Ж.О. Человек машина.//Сочинения. - М.: Мысль, 1983. - с.204-245.

87. Ландесман П., Согомонов Ю. Спор с пессимизмом. М.: Политиздат, 1971. -199с.

88. Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества.//Социологические исследования. 1997. - №3. - с. 14-24.

89. Левашов В.К. О социальной сущности концепции устойчивого развития.//Социологические исследования. 1997. - №4. - с.3-14.

90. Левин Б.М. Главные факторы алкоголизации общества в условиях социальных перемен.//Социологические исследования. 1997. - №4. - с.102-108.

91. Лезгина М.Л., Иванов В.Г. Мировоззрение и активная жизненная позиция. -Л.: о-во «Знание» РСФСР. Ленингр. орг., 1983. 32с.

92. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М., 1975. 724с.

93. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М., Изд-во Московского ун-та, 1981. - 584с.

94. Лук А.Н. Эмоции и личность. М.,' 1982. - 175с.

95. Люшер М. Закон гармонии в нас. Новый путь к внутреннему равновесию и исполненной смысла жизни. Воронеж, 1993. - 153с.

96. Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. Воронеж, 1993.- 127с.

97. Малыгин Г.С. Смысл жизни и жизнь смысла. Иркутск, Издательство Иркутского университета, 1998. - 248 с.

98. Марутаев М.А. О гармонии мира.//Вопросы философии. 1994. - №6. -с.71-81.

99. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999. -478с.

100. Махиня В.П. Социальное и индивидуальное в понимании смысла жизни.//Мораль и общество. М., 1976. - с. 12-19.

101. Махиня В.П. Труд и творчество в проблеме смысла жизни. // Исторический материализм и современное общественное развитие. М., 1979. - с.110-115.

102. Махиня В.П. Ценностный аспект в проблеме смысла жизни. // Философско-методологические проблемы общественного развития. М., 1979. - с.86-91.

103. Мень А. Человек не может вообразить своего небытия.//Наука и религия. 1993. №8. - с.47-65.

104. Мир философии. Часть II. Человек. Общество. Культура. М.: Политиздат, 1991. - 624с.

105. Мир человека. Москва, 1993. - 412с.

106. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991. - 151с.

107. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М., 1987. - 137с.

108. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. -Новосибирск, 1989. 203с.

109. Моэм У.С. Подводя итоги. Пер. с англ.//Избранные произведения в 2 т. -T.l.-M., 1985.-С.513-556.

110. Мудрагей Н.С. Идеал проблема выбора, или Воля к разуму .//Вопросы философии. - 1995. - №9. - с.43-53.

111. Мухамедьянов С.А. Многоликий образ смерти. Уфа, издательство «Школа Гармонии», 1998. - 142 с.

112. Мысливченко А.Г. О внутренней свободе человека.//Проблема человека в современной философии. М., 1969. - с.248-265.

113. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. М.: Мысль, 1972.-191с.

114. Назаров В.Н. Природа морального предвосхищения.//Вопросы философии. 1983. - №3. - с.50-58.

115. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М.: Прогресс, 1993. - 260с.

116. Налимов В.В. Спонтанность сознания: вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Прометей, 1989. - 287с.

117. Неплох Я.М. Человек, познай себя! Записки психиатра. СПб., 1991. -208с.

118. Несмелов В.И. Загадка о человеке. // Человек. 1992. - №3. - с.114-127.

119. Никаноров С.П. Социальные формы постижения бытия.//Вопросы философии. 1994. - №6. - с.64-70.

120. Никитин Е.П. Время бытия и время его познания.//Время и бытие человека. М., 1991. - с. 87-101.

121. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Проблема самоутверждения личности в философии и психологии (к истории проблемы).//Вопросы философии. -1995. -№8.-с.73-92.

122. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах: от диссипативных структур к упорядоченности через флуктуации.: Пер. с англ. М., Изд-во «Мир», 1979. - 512 с.

123. Ницше Фр. Сочинения. В 2 т. М.: Изд-во «Сирин», 1990. - Т.1. - 447с.

124. Ницше Фр. Сочинения. В 2 т. М.: Изд-во «Сирин», 1990. - Т.2. - 415с.

125. Ноосфера: духовный мир человека. / Сост. Коротнян А.В. Л.: Лениздат, 1986.-206с.

126. Обуховский К. Психология влечений человека. Пер. с польск. М.: Прогресс, 1972. - 248с.

127. Павленко А.Н. Бытие у своего порога. // Человек. 1993. - №1 .-с.27-41.

128. Панцхава. Человек, его жизнь и бессмертие. М., 1967. - 191с.

129. Парамонова С.П. Типы морального сознания молодежи. // Социологические исследования. 1997. - №10. - с.69-77.

130. Парсонс Г.Л. Этика мира и человеческой жизни.//Научные доклады высшей школы. Философские науки. 1985. - №3. - с.116-121.

131. Паскаль Б. Мысли.// Ларошфуко Фр. Де. Максимы. Паскаль Б. Мысли. Лабрюйер Ж.де. Характеры. М., 1974. - с.201-243.

132. Пешков И.В. М.М. Бахтин: от философии поступка к риторике поступка. М., Изд-во «Лабиринт», 1996. - 176 с.

133. Пивоваров Д.В. Дух, душа и смысл жизни человека: философия религии. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1993. 90с.

134. Пинчон Т. Энтропия.//Выкрикивается лот 49: Роман, рассказы/Пер. с англ. СПб.: «Симпозиум», 2000. - 408с.

135. Поддубный Н.В. Синергетика: диалектика самоорганизующихся систем. -Ростов-на-Дону Белгород.: БГУ, 1999. - 352 с.

136. Полани М. Личностное знание. М., 1985. - 295с.

137. Пригожин И.Р. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках: Пер. с англ./ Под ред. Ю.Л. Климонтовича. М.: «Наука», 1985.-327 с.

138. Пригожин И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант.: Пер. с англ. М.: издательская группа «Прогресс», 1994. - 272 с.

139. Пригожин П., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой.: Пер. с англ./Общ. ред. В.И. Аршинова. М.: Прогресс, 1986.432 с.

140. Проблема человека в западной философии. М.: Наука, 1988. - 356с.

141. Психологические механизмы целеобразования. М.: Наука, 1977. -259с.

142. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. -365с.

143. Рачков П.А. Об основном, высшем вопросе общей и социальной философии. // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1994. №1. - с.32-42.

144. Резник Ю.М. Социальная инженерия: предметная область и границы применения.//Социологические исследования. 1994. №2. - с. 12-19.

145. Розанов В.В. О себе и жизни своей. М.: Моск. рабочий, 1990. - 876с.

146. Рубинштейн М.М. О смысле жизни. В 2 ч. Москва, 1927.

147. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 ч. Москва, 1989. -540с.

148. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. // Проблемы общей психологии. -Москва, 1976. с.З5-74.

149. Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества. // Вопросы философии. 1995. - № 8. - с.65-72.

150. Рузавин Г.И. Эволюционная эпистемология и самоорганизация. // Вопросы философии. 1999. - № 11.-е. 90-101.

151. Рыбцова JI.JI. Жизненные оценки женщин. // Социологические исследования. 1997. - №10. - с.26-30.

152. Рязанцев С. Танатология. СПб., 1994. - 412с.

153. С чего начинается личность. М.: Политиздат, 1983. - 360с.

154. Салиев Р.З. Идеология и ценностные ориентации молодежи. // Социологические исследования. 1997. - №8. - с.24-30.

155. Сартр Ж-П. Стена: Избранные произведения. М.: Политиздат, 1992. -480с.

156. Сачков Ю.В. Вероятностная революция в науке (Вероятность, случайность, независимость, иерархия). М.: Научный мир, 1999. - 144с.

157. Сегиг В.Т. Суть бытия. М.: Политиздат, 1982. - 192с.

158. Синергетика в современном мире: сб.докл. Международной научной конференции. Белгород: Изд-во БелГТАСМ, 2000. - 320 с.

159. Синергетика в современном мире: сб.материалов Международной научной конференции, Часть II. Белгород: БелГТАСМ, Крестьянское дело, 2001.-232 с.

160. Смысл жизни. Антология. Под.ред. Н.К. Гаврюшина. М.: Прогресс; Культура, 1994. - Вып.2. - 592с.

161. Смысл жизни в русской философии (конец XIX начало XX века). -СПб.: «Наука», 1995 - 382с.

162. Смысл человеческой жизни. Диалог мировоззрений. Материалы симпозиума, 28-29 мая 1991 г. Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1992. - 128с.

163. Соина Р.С. Толстой о смысле жизни. Этические искания и современность./УВопросы философии. 1985. - №11. - с. 124-132.

164. Соловьев B.C. Жизненный смысл христианства (философский комментарий на учение о логосе ап.Иоанна Богослова). //Научные доклады высшей школы. Философские науки. 1991. - №3. - с.52-64.

165. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия.//Собрание сочинений. СПб., 1913. - Т.8. - с.511-516.

166. Спиноза Б. Этика.// Избранные произведения. М., 1957. Т. 1. - 323с.

167. Стечкин О.Я. Развитие представлений о цели и смысле жизни в домарксистской этике. Тула, 1971. - 141с.

168. Стечкин О.Я. Цель и целеустремленность. М.: Политиздат, 1981. - 81 с.

169. Струве В.В. Диалог господина и раба о смысле жизни.// Религия и общество. Л., 1926. - с. 41-59.

170. Судаков А.К. Любовь к жизни и запрет самоубийства в кантианской метафизике нравов.//Вопросы философии. 1996. - №8. - с.54-65.

171. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М.: Прогресс, 1981. -367с.

172. Толстой Л.Н. Исповедь. // Торо Г.Д. Жизнь без принципа. Эмерсон Р.У. Доверие к себе. Толстой Л.Н. Исповедь. СПб.: «Вахта мира», 1992. - с.44-90.

173. Толстой Л.Н. Путь жизни. М.: Республика, 1993. - 431с.

174. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. - 432с.

175. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М., 1987. - 235с.

176. Трубников Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат». М., 1968.-198с.

177. Трубников Н.Н. О смысле жизни и смерти. М., РОССПЭН, 1996. - 383с.

178. Тугаринов В.П. О смысле жизни. М.: Политиздат, 1961. - 47с.

179. Тугаринов В.П. Ценности жизни и культуры. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. -156с.

180. Тыщенко В.П. Единство практической цели и смысла жизни.// Социальные функции философии. Свердловск, 1981. - с.80-90.

181. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост: восточные теории личности. М., 1994.

182. Фейербах Л. Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии.// Избранные философские произведения. М., 1955. Т.1. -с.37-83.

183. Фейербах JI. Лекции о сущности религии.// Избранные философские произведения. М., 1955, Т.П. -с.22-45.

184. Философия. Основные проблемы на пороге XXI века. Уч. пособие: в 2 ч. 4.2. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 1998. - 148 с.

185. Философия. Основы социального прогнозирования. — М.: Изд-во РАГС, 1996.-240 с.

186. Философия. Человек. Общество. Сб. научн. ст. М.: МИЭТ. - 1998. -192 с.

187. Философия в системе духовной культуры на рубеже XXI века.: тезисы докл. и выступл. межд. научн. конф. (20-21 мая 1997 г.). Курск: Изд-во КГПУ, 1997.-336 с.

188. Философия ценностей.: тезисы Российской конференции (Курган 26-27 марта 1998 г.) Курган: Изд-во Курганского гос.университета, 1998. 225 с.

189. Философы и философия: жизнь, судьба, учение ./Анатомия мудрости. -М., Изд-во «Остожье», 1998. 542с.

190. Философская культура личности.: сборник научных трудов Бийск: НИЦ БиГПИ, 1996. - 4.1. - 139 с.

191. Философские проблемы познания человека и общества.: сборник научных трудов -Ярославль, Яросл. гос.университет, 1998. 142 с.

192. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 1997. 576 с.

193. Фихте И.Г. Несколько лекций о назначении ученого; назначение человека; Основные черты современной эпохи: Сборник/Пер. с нем. -Минск: ООО «Попурри», 1998. 480с.

194. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. - 511 с.

195. Франкл В. Человек в поисках смысла. Сборник. Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990.-368с.

196. Франчук В.И. Основы современной организации. М., Институт организационных систем, 1995. - 75 с.

197. Фролов И.Т. Перспективы человека. Москва, 1983. 173с.

198. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 430с.

199. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. - 415с.

200. Хаан 3. О характере закономерностей духовной жизни общества.// Вопросы философии. 1974. - №3. - с.23-31.

201. Хакен Г. Синергетика. Пер. с англ. М., Изд-во «Мир», 1980. — 404 с.

202. Хакен Г. Синергетика: иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и установках: Пер. с англ. М.: Мир, 1985. - 423 с.

203. Хёсле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности. // Вопросы философии. 1994. - №10. - с 112-123.

204. Хуземан Ф. Об образе и смысле смерти. / Пер. с нем. М.: Энигма, 1997. - 144 с.

205. Целищев В.В. Логика существования. Новосибирск, 1976. - 148с.

206. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. -М.: Высшая школа, 1991. 512с.

207. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высшая школа, 1981.-489с.

208. Чанышев А.Н. Трактат о небытии.//Вопросы философии. 1990. - №10. -с.158-165.

209. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии./Сост. П.С. Гуревич. М.: Политиздат, 1991. - 465с.

210. Чернавский Д.С. Синергетика и информация. М., 1990. - 142с.

211. Чернышев С.Б. Смысл. Периодическая система его элементов. Москва, 1993.-223 с. ,

212. Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии.// Избранные философские сочинения в 5 т. М.: Госполитиздат, 1950-1951. -Т.З.- с. 162-254.

213. Честертон Г.К. Вечный человек. Пер. с англ. М.: Политиздат, 1991. -544с.

214. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба человека./Юбщественные науки и современность. 1998. - №1. - с. 175-183.

215. Шарден П.Т. Феномен человека. Пер. с фр. М.: «Наука», 1987. - 240с.

216. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. - 213с.

217. Шелер М. Положение человека в космосе.//Избранные произведения. -М., 1994.-С.135

218. Шердаков В.М. Смысл жизни как философско-этическая проблема. // Научные доклады высшей школы. Философские науки. -1985.-№2.-с.41-50.

219. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ.- Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1998. 544с.

220. Шилов B.C. К проблеме смысла жизни.//Научные доклады высшей школы. Философские науки.-1985 -№2.-с.35-40.

221. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность / Общ. ред. А.А. Гусейнова и А.П. Скрипника. М.: Республика, 1992. - 448с.

222. Шушарина О.П. К анализу группы категорий существования.//Научные доклады высшей школы. Философские науки. 1986. - №5. - с. 140-144.

223. Щеглов В.В. Философия смысла Густава Шпета.// Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1994. - №3. - с.3-6.

224. Это человек: Антология. М.: Высшая школа, 1995. - 320с.

225. Юнг К.Г. Проблема души нашего времени. Пер. с нем. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 336с.

226. Ялом И. Лечение от любви (и другие психотерапевтические новеллы). -М., «Класс»., 1997. 240с.

227. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. - 576с.

228. Ярошевский Т.М. Личность и общество. М.: Мир, 1973. - 427с.

229. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. - 475с.

230. Faber R.J. Feedback, Selection. And Function: A Reductionistic Account of Goal-Orientation // Methodolody, Metaphysics and History of Science. -Dordrecht, 1984. p.l 35-178.

231. Haken H. Some Introductory Remarks on Synergetics // Synergetics From Microscopic to Macroscopic Order. - Berlin, 1984. -432p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.