Собирательская деятельность и формы презентации национального искусства в музеях КНР тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Ван Вэй

  • Ван Вэй
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 217
Ван Вэй. Собирательская деятельность и формы презентации национального искусства в музеях КНР: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2014. 217 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ван Вэй

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.

Глава 1. Историография и методология исследования собирательской и экспозициоино-выставочиой деятельности музеев национального искусства КНР

1.1.Развитие представлений о собирательской и экспозиционно-выставочной деятельности музеев национального искусства КНР: историографический обзор

1.2. Историческая типология музеев национального искусства КНР

ГЛАВА 2. Основные этапы и специфика развития собирательской

и экспозиционной деятельностцЫузе^ационального искусств КНР...74 2.1.Этап становления музейного дела в Китайской республике (19121949гг)

2.2.Этап собирательской и экспозиционно-выставочной деятельности музеев

в Китайской Народной Республике во второй половине XX века

2.3.Этап развития собирательской и экспозиционно-выставочной деятельности музеев национального искусства КНР в период 2000-2010 гг105 ГЛАВА 3 .Специфика эволюции собирательской и экспозиционно-

выставочной деятельности музеев национального искусства КНР

3.1 Современные тенденции собирательской и экспозиционно-выставочной

деятельности музеев КНР

3.2. Особенности реализации концепции собирательской деятельности и форм презентации в музеях КНР (на примере музея города Хуанган

провинции Хубэй)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Собирательская деятельность и формы презентации национального искусства в музеях КНР»

Введение

Актуальность темы исследования определяется возросшим интересом к истории развития и современному состоянию музейного пространства стран Центральной и Восточной Азии. Китайская Народная Республика занимает в этой истории значительное место, а внутренние и международные процессы развития музеев, произошедшие в начале XXI века, позволяют говорить о музейном мире Китая как о самобытном образовании, отражающем, в тоже время, общемировые тенденции. В настоящее время в КНР специалисты отмечают ситуацию «музейного бума»: только в 2011 году открылось около 390 музеев, а общее число зарегистрированных музеев составило 3589 в 2013 году, около 700 музеев являются государственными учреждениями.

Музеи национального искусства КНР составляют значительную долю от общего числа музеев. При этом, китайские музеи имеют свой почерк: большинство музеев имеют смешанные коллекции, в одном здании выставлены предметы истории, этнографии, науки, искусства. В связи с этим музеи национального искусства Китая рассматриваются в диссертационном исследовании как явление художественной культуры, собирательская и презентационная деятельность которых связана с национальным художественным творчеством.

В процессе включения объектов историко-культурного наследия, в том числе и музеев, в современную культуру, их актуализации, в рамках музейного мира формируется особая историко-культурная среда, активно влияющая на культуру настоящего и будущего.

Проблемы поиска стратегических направлений развития музейного дела и науки, исследующей феномен музейного мира и музейного отношения к действительности, являются сегодня одними наиболее актуальных. Неизменный рост числа музеев и устойчивость самого социального института, несмотря на приобретение им черт, отражающих требования модернизации, определяют круг проблем, требующих решения.

В этой связи, исследование специфики музейного мира Китая представляется крайне актуальной задачей, решение которой позволит, в свою очередь, сформировать типологию музейного мира КНР. Проблемная ситуация заключается в том, что многообразие музейного мира требует не просто описательного перечисления существующих музеев конкретного региона и даже не характеристики музеев в рамках профильной принадлежности, а о построении картины музейного мира определенного региона с дальнейшим их объединением в исследование музейного мира отдельных стран и, в конечном итоге, построения парадигм развития музейного мира.

Данные противоречия и необходимость их разрешения обусловили проблему диссертационного исследования: каковы теоретические основы и практические пути собирательской деятельности и формы презентации национального искусства в музеях КНР?

В настоящее время для ее решения сложились объективные предпосылки. Нормативной основой для решения обозначенной проблемы становятся: Закон КНР «О нематериальном культурном наследии» (2011), Постановление ЦК КПК «О некоторых важных вопросах углубления реформы системы культуры и продвижения большого развития и большого расцвета социалистической культуры (2011). В 2011 г. в Шанхае опубликовано ознакомительное научное издание о 25 музеях Китая - «Обзор музеев Китая» (Обзор музеев Китая / Ознакомительное научное издание ССТУ. - Шанхай: «Шанхай кэсюэ цзишу вэньсянь», 2011.); Клиффорд М., Джиангранд К., Уайт Э. составили каталог региональных музеев Китая, включающий описание 216 музеев Китая (Клиффорд М., Джиангранд К., Уайт Э. Музеи. - Нанькин: «Цзэлинь», 2011.).

Вместе с тем, несмотря на интенсивные исследования музейной сферы КНР, насущной необходимостью становится осмысление музейной реальности в контексте современной социокультурной ситуации, специфическое приложение философских, культурологических теорий и концепций, научных предположений и гипотез к актуальным музейным практикам. Усилия исследователей направлены на философское осмысление феномена музея и его роли в постиндустриальном

4

обществе, которое базируется на принципиально новых технологиях и в котором складывается новое отношение к культурному наследию.

Необходимость разрешения противоречий и актуальность проблемы обусловили выбор нами темы исследования - «Собирательская деятельность и формы презентации национального искусства в музеях КНР»

Объектом исследования является музейный мир КНР как целостный феномен.

Предметом исследования являются исторические особенности и современное состояние собирательской и выставочно-презентационной деятельности музеев национального искусства КНР.

Теоретическое и эмпирическое обоснование основ и практических путей собирательской деятельности и формы презентации национального искусства в музеях КНР составило цель исследования.

Учитывая недостаточную разработанность проблемы комплексного анализа художественной культуры и художественной жизни (музеи, выставки и т.д.) КНР, в основу исследования была положена гипотеза, согласно которой процесс исследования собирательской деятельности и презентации национального искусства в музеях КНР будет проходить успешно, если:

- проведен историографический анализ и определена методология исследования собирательской и экспозиционно-выставочной деятельности музеев национального искусства КНР;

- выявлены основные этапы и специфика развития собирательской и экспозиционной деятельности музеев национального искусства КНР;

- учтена специфика эволюции собирательской и экспозиционно-выставочной деятельности музеев национального искусства КНР.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи исследования:

проанализировать историографию развития представлений о собирательской и экспозиционно-выставочной деятельности музеев национального искусства КНР;

- определить историческую типологию музеев национального искусства

КНР;

- обосновать и проанализировать этап становления музейного дела в Китайской республике (1912-1949 гг.)

- обосновать и проанализировать этап собирательской и экспозиционно-выставочной деятельности музеев в Китайской Народной Республике во второй половине XX века;

- обосновать и проанализировать этап развития собирательской и экспозиционно-выставочной деятельности музеев национального искусства КНР в период 2000-2010 гг.;

- определить современные тенденции собирательской и экспозиционно-выставочной деятельности музеев КНР;

обозначить особенности реализации концепции собирательской деятельности и форм презентации в музеях КНР (на примере музея города Хуанган провинции Хубэй).

Исходя из хронологических рамок и задач исследования, интересующую нас научную литературу можно классифицировать по нескольким критериям, одним из них является время опубликования. Следую этому критерию, можно выделить две больших группы музеологических исследований: первая группа — это историческая литература, посвященная проблемам музееведения/музеологии, опубликованная до середины 80-х гг., и вторая - научная литература, опубликованная с середины 80-х гг. по настоящее время. Трудности историографического анализа вызваны своеобразием историографической ситуации, сложившейся в данном направлении исследований в Китае.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют классические и современные философские и музееведческие концепции, гипотезы и теории, посвященные феномену музея:

- концепция музея в рамках «теории общего дела» как «собора лиц», «образа мира, вселенной видимой и невидимой» Н.Ф. Фёдорова;

- концепция «культурного самосознания» Фэй Сяотуна, который исследовал

б

истоки, пути формирования, специфику и тенденции развития китайской культуры;

- научные основы китайской музеологии Ван Хун Цзюнь;

- концепция «музеальности» как специфического отношения человека к действительности, наделения объектов реальности качеством «музейности» (3. Странский, А. Грегорова);

- музейная социология как направление прикладных социологических исследований в музейной сфере (С.Г. Скривен, Е.Г. Ванслова, В.М. Грусман, М.Б. Гнедовский, В.Ю. Дукельский и др.);

- концепция музея как рекреационного учреждения (К. Хадсон, Ю.Ромедер, Д.А. Равикович);

- концепция диффузии инноваций Э. Роджерса, Э. Мэррит;

- коммуникационный подход, фокусировка на различных элементах схемы акта музейной коммуникации (на собрании, на формирующем и воспринимающем субъектах), дает выход на как на традиционную проблематику (соответственно, на музейный предмет, профессиональную деятельность, музейную аудиторию), так и открывает возможности формулирования коммуникационных стратегий, что убедительно продемонстрировано в исследовании О.С. Сапанжа;

- концепции культурной коммуникации в музее европейских и американских музеологов в области коммуникаций (К.Хадсон, Ю.Ромедер, Д.Камерон), результаты исследований на стыке этих дисциплин.

Исследовательские задачи решаются посредством использования адекватных форм теоретических дискурсов, рецепции творческих научных идей, их осмысления на музейном материале.

Для достижения цели и решения поставленных задач применен комплекс взаимодополняющих методов: аналитические методы исследования (теоретический анализ философской, социологической, культурологической, музеологической литературы, документов КНР в области культуры, программно-методической документации и диссертационных исследований по изучаемой

теме, синтез знаний, обобщение и прогнозирование); эмпирические (диагностические: наблюдение, беседа, интервьюирование). Общенаучные методы скорректированы в соответствии со спецификой данного исследования. Например, системный метод обусловливает рассмотрение музея как целостного объекта, системы, обладающей относительной автономностью, внутренней самостоятельностью, вместе с тем является частью художественной культуры общества, элементом её системы. Типологический метод использован при систематизации, классификации различных музейных учреждений.

Исследование осуществлялось в три этапа, с 2010 по 2014 гг.

На первом этапе (2010-2012 гг.) изучалась степень разработанности проблемы исследования в науке и практике, определялись цель, задачи, основные направления исследования, формулировалась гипотеза, осмысливался понятийный аппарат.

На втором этапе (2012-2013 гг.) теоретически обосновывалась... , выявлялись... , разрабатывался необходимый диагностический инструментарий, велась...

На третьем этапе (2013-2014 гг.) осуществлялась..., проводились обработка, обобщение, систематизация результатов исследования, коррекция и уточнение основных положений исследования, подводились итоги, осуществлялось оформление диссертации.

Экспериментальной базой исследования явилось...

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:

- научно обоснован анализ историографии развития представлений о собирательской и экспозиционно-выставочной деятельности музеев национального искусства КНР;

- научно определена историческая типология музеев национального искусства КНР; выявлены новые и чрезвычайно многообразные типы и виды музеев с региональными культурными ресурсами;

- выявлен и обоснован этап становления музейного дела в Китайской республике (1912-1949 гг.) в различных провинциях и регионах Китая;

научно обоснован и проанализирован этап собирательской и экспозиционно-выставочной деятельности музеев в Китайской Народной Республике во второй половине XX века;

- научно обоснован и проанализирован этап развития собирательской и экспозиционно-выставочной деятельности музеев национального искусства КНР в период 2000-2010 гг.; доказано, что национальная художественная традиция в КНР является жизнеспособной системой, готовой к дальнейшему развитию;

- определены современные тенденции собирательской и экспозиционно-выставочной деятельности музеев КНР;

обозначены особенности реализации концепции собирательской деятельности и форм презентации в музеях КНР (на примере музея города Хуанган провинции Хубэй).

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации результатов исследования, способствующих возможности их использования в научных исследованиях музейной практики, в теоретических искусствоведческих и культурологических изысканиях. Теоретическое осмысление критериев, показателей и уровней развития музейного мира Китая как социокультурного феномена способствует оценке его динамики, может стать теоретической базой исследований поиска путей по совершенствованию собирательской и экспозиционно-выставочной деятельности музеев КНР.

Практическая значимость исследования находит отражение в возможности реализации его результатов в деятельности органов управления сферой культуры, музейных учреждений и коммерческих туристских предприятий, модернизации основ профессионального мышления. На основании полученных научных результатов способствовать инновационности музейной практики, использоваться для экспертной деятельности в музейной сфере, при разработке музейных программ и проектов.

Достоверность и обоснованность результатов диссертационного исследования обеспечена логикой исследования; методологической обоснованностью основных понятий и позиций, целенаправленным

9

использованием комплекса взаимодополняющих методов, адекватных предмету, поставленным целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки, научной аргументированностью теоретических положений; интеграцией теории с экспериментально-практической деятельностью, возможностью переноса результатов исследования в музейную практику государственных учреждений культуры и искусств.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в

ходе работы в ..... Результаты исследования обсуждались на например,

международных (Москва, 2013; Санкт-Петербург, 2013;); всероссийских научно-практических конференциях и были опубликованы в: Международном журнале... идр... .

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В соответствии с тенденцией музейного развития в Китае формировались и теоретические подходы. Марксизм-ленинизм, определявший идеологическую направленность китайского музееведения, продиктовал главные темы научных дискуссий: «Кому служат музеи?» и «Как они служат?». Признание музейными специалистами Китая специфических особенностей каждой стадии развития, диалектического сочетания общего и единичного в процессе развития музеев Китая, признание относительной целостности, сохранения элементов общности позволило выделять этапы процесса развития как смену различных состояний одной и той же музейной системы. Признание наличия причинности, обусловивших переход от одного этапа к другому, определяет перспективы дальнейшего развития музейного мира Китая. Внутренние и международные процессы развития музеев, произошедшие в начале XXI века, позволяют говорить о музейном мире Китая как о самобытном образовании, отражающем, в тоже время, общемировые тенденции, как о явлении художественной культуры, собирательская и презентационная деятельность которых связана с национальным художественным творчеством.

2. Проблемы исторической типологии музейного пространства можно отнести к одним из ключевых проблем музеологии. В связи с

10

трансформационными процессами, происходящими в музейном мире на рубеже ХХ-ХХ1 веков, определение основных типов проявления музейности в исторической перспективе становится способом прогнозирования дальнейших тенденций эволюции музейных институтов. Для описания музейного мира Китая специалисты применяют традиционные ориентиры классификации многообразия музеев КНР: принцип административной принадлежности и принцип профильной классификации. Изучение музеев всех трех категорий государственной принадлежности и формирование целостного образа «музейного мира Китая» представляется важнейшей практической задачей музейного развития. В последние годы в КНР появились новые и функционируют чрезвычайно многообразные типы и виды музеев с региональными культурными ресурсами, предлагающие новые «музейные продукты».

3. Синьхайская революция в Китае (1911 г.) вывела страну из состояния стагнации, дав толчок развитию процесса модернизации. Ведущая свое начало с этого времени история Китайской Республики (1912-1949 гг.) представлена в историографии КНР начальным этапом перехода китайского общества от традиционного к современному и этапом становления музейного дела в Китайской республике. Кроме того, надо учитывать, что процесс модернизации идет по-разному в музеях крупных и небольших, в музеях различного профиля, в различных провинциях и регионах Китая.

4. Во второй половине XX века музеи КНР очень различны по своему уровню. К числу наиболее современных крупных музеев относятся Музей «Гугун» в Пекине и Шанхайский музей искусства и истории. Лучшими среди небольших являются музей провинции Аньхой в Хэфэе и музей провинции Хэнань в Чжэнчжоу. Этап собирательской и экспозиционно-выставочной деятельности музеев в Китайской Народной Республике во второй половине XX века характеризуется значительным ростом количества организаций, занимающихся культурно-просветительной деятельностью. К концу 1998 г. в стране насчитывалось 1331 музей, что увеличилось в 62 раза против 1949 года, деятельность музеев КНР направляется идеями марксизма-ленинизма - так, как

его понимают в Китае.

5. Опыт модернизации культуры XX в. в Китае показал, что национальная художественная традиция в КНР является жизнеспособной системой, готовой к дальнейшему развитию. Этап развития собирательской и экспозиционно-выставочной деятельности музеев национального искусства КНР в период 20002010 гг. характеризуется тем, что китайское искусство чудесным образом соединяет абстрактное с конкретным, духовное с материальным, художественное с ремесленным, божественное с человеческим. Музейный мир КНР в период 2000-2010 гг. представлен удивительно разнообразной тематикой: от архаики неолита и эпохи Шан-Инь (ХУ11/ХУ-Х11/Х1 вв. до н.э.) до актуального искусства XXI в., от древнего театра кукол и теней до современного кинематографа, от архитектуры храмов и погребений до садово-паркового искусства и новейшего зодчества, от живописи до каллиграфии, от ритуальных нефритов и бронз до ювелирных украшений, от буддийского искусства до культуры чая и т. д.

6. Развитие музейного мира Китая движется по направлению расширения и активизации его общественно-коммуникативных функций и превращает его из закрытого, традиционного хранилища раритетов в открытый и подверженный изменениям гибкий объект культуры современного стремительно меняющегося мира, бесспорно сохраняющий в себе стабильное ядро, содержащее генотип музея как такового.

7. Превращение музея, а вернее тяготение музея к культурному центру - это дальнейшая реализация музея к расширению и развитию разнообразного арсенала средств музейной или просто общекультурной коммуникации, а также органически свойственное современному обществу стремление к организации полифункционального культурного ядра.

8. В настоящее время музейный мир КНР переживает волны беспрецедентных изменений. Музеи Китая стали доступными широкой публике и более ориентированным на посетителя, демонстрируя развитие новаций в архитектуре, создавая яркие экспозиции и запоминающиеся выставки, развивая систему коммуникации, последовательно реализуя социальную миссию.

Эволюция музейного мира КНР обусловлена интенсивными макропроцессами, происходящими в геополитической, социальной, экономической и, особенно, культурной сферах китайского общества. Эти тенденции выражаются в резком увеличении числа новых типов и видов музеев, изменении динамики и содержания музейных функций, музеефикации целых культурных ландшафтов, реставрации старых кварталов городов, систематическом накоплении и выставлении всех и всяческих составных частей культуры Китая и т.д. На этой грандиозной картине художественного творчества, внесшего значительный вклад в создание современной цивилизации, наряду с общепризнанными шедеврами запечатлены многие малоизвестные, но выдающиеся достижения, которые в совершенно новом свете представляют традиционную китайскую культуру.

Глава 1. Историография и методология исследования собирательской и экспозиционно-выставочной деятельности музеев национального искусства КНР

1.1. Развитие представлений о собирательской и экспозиционно-выставочной деятельности музеев национального искусства КНР: историографический

обзор

Проблемы поиска стратегических направлений развития музейного дела и науки, исследующей феномен музея и музейного отношения к действительности, являются сегодня одними из наиболее актуальных. Неизменный рост числа музеев и устойчивость самого социального института, несмотря на приобретение им черт, отражающих требования модернизации, определяют круг проблем, требующих решения.

К этим ключевым вопросам могут быть отнесены следующие: исследование современного состояния музейного пространства конкретных регионов, определение типологии музейного мира и активизация сотрудничества в изучении перспектив развития музея.

В этой связи, исследование специфики музейного мира Китая представляется крайне актуальной задачей, решение которой позволит, в свою очередь, сформировать типологию музейного мира КНР. Это одна из ключевых задач музейного строительства страны.

Исходя из хронологических рамок и задач исследования, интересующую нас научную литературу можно классифицировать по нескольким критериям, одним из них является время опубликования. Следую этому критерию, можно выделить две больших группы музеологических исследований: первая группа -это историческая литература, посвященная проблемам музееведения/музеологии, опубликованная до середины 80-х гг., и вторая - научная литература,

опубликованная с середины 80-х гг. по настоящее время. Трудности историографического анализа вызваны своеобразием историографической ситуации, сложившейся в данном направлении исследований в Китае.

Музеи, в их современном понимании, возникли в Китае в начале двадцатого столетия. В своем исследовании доктор Су Донгай, редактор «Китайского музейного журнала», выделяет три периода в развитии китайских музеев за последние девяносто лет (Ан Л. Музей и музеология в Китае / Музей и демократия. М., 1997. С. 55). Им соответствуют и три этапа становления музееведческой науки. Хронологически эти периоды распределяются так: 30-е гг. - время между двумя мировыми войнами; послевоенные 50-е гг. и, наконец, 80-е гг. В сравнении с другими государствами Китай, в силу своих особенностей, отставал на 10-20 лет. Поскольку он следовал в фарватере более развитых стран, музейная жизнь испытала на себе сильное внешнее воздействие. В 30-е гг. это были, в основном, западноевропейские страны, США и Япония; в 50-е гг. -Советский Союз. В 80-е и 90-е гг. Китай стал двигаться по пути, более отвечающему его национальной природе.

Сама идея музея как общественного института была воспринята в Китае достаточно рано. В 1860-1870-е гг. развернулась широкая кампания заимствования европейского опыта. Именно тогда в качестве инструмента народного образования в Китае появились музеи. Однако реакционность правящей в то время династии Цин воспрепятствовала модернизация Китая. И хотя иностранцы открыли несколько музеев, правительство не поддерживало дальнейших шагов в этом направлении.

Новая эпоха в музейном деле Китая была открыта его пионером Жанг Йаном. Получив отказ в ответе на предложение основать императорский музей, он устроил на собственные средства в своем городе первый в стране настоящий музей. Это было в 1905 г., эту дату следует считать началом музейного строительства в Китае (Ан Л. Музей и музеология в Китае, 1997. С. 55.).

Народная революция под руководством Сунь Ятсена покончила с императорской властью в Китае. Новое правительство Китайской республики постановило открыть Национальный исторический музей. К сожалению, вскоре страна оказалась ввергнутой в пучину междоусобиц. С 1928 г. Чан Кайши, объединив страну, начинает период интенсивного развития Китая, который в полной мере затронул и музейную сферу. По статистике, в это время, т.е. с 1928 по 1936 гг., число китайских музеев возросло с 10 до 77.

Одновременно с музейной практикой развивалось и музееведение. В 1935 г. была основана Китайская ассоциация музеев, имевшая явную теоретическую ориентацию. В этот период был издан ряд вполне добротных музееведческих книг. «Общая музеология», написанная Чен Данши, например, достаточно характеризует китайскую музееведческую мысль 1930 гг. Свое исследование автор строит на изучении европейских, американских и японских источников, что делает его профессиональный обзор достаточно широким и основательным.

1930-е гг. - были для музеев Китая временем надежд и важных начинаний. Музееведение оформилось как научная дисциплина. К сожалению, это многообещающее развитие было прервано войной.

После многолетней войны в Китае ко времени образования нового государства в 1949 г., существовал только 21 музей. К 1952 г. число национальных и региональных музеев увеличилось до 40. В этот период концепция музейного развития строилась по советской модели. А это означало, что все культурные ценности, сосредоточенные в музеях, являлись коллективным достоянием и вся деятельность музеев осуществлялась под руководством государства.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ван Вэй, 2014 год

библиография

Абрамов В. А. Глобализирующийся Китай: грани социокультурного измерения. М., 2010. 240 с.

Ан С.А. Гуманистический смысл и социальное назначение музея. Музеи и этнокультурный туризм: Сборник материалов III Ежегодного международного симпозиума Комитета музеологии Сибири / Под ред. О. Н. Труевцевой, О. Н. Шелегиной. Новосибирск, 2010.168 с. С. 77-80.

Ан JI. Музей и музеология в Китае / Музей и демократия. М., 1997. С. 55.

Анохина В.В. Парадоксы традиционализма в цивилизационной динамике современного Китая // Вестник БДУ. Сер. 3. 2012. № 1. С. 41-45.

Балакирев A.C. Музей в период культурной трансформации // Музейная коммуникация. Материалы конференции. М., 2002. С. 21-39.

Балаш А.Н. Коллекционирование предметов искусства в Китае: альтернативная традиция // Вестник СПбГУКИ. Март. 2011. С. 25-31.

Белтинг Г. Музей как средство информации // Музей как сообщество в условиях глобализации. Материалы конференции ИКОМ. М., 2002. С. 4-18.

Бернштейн Б. Визуальный образ и мир искусства: ист. очерки. СПб.: Петрополис, 2006. С. 525-526.

Борох О., Доманов А. Скромное обаяние Китая / Pro et Contra , 2007 ноябрь-декабрь. С. 41-60.

В Китае открыли первый государственный музей современного искусства. Art хроника, 2012. URL: http://artchronika.ru/news/china-art-palace-power-station/

Ван Ци. Многосторонняя дипломатия станет нормой // Китай. 2010. № 6. С.

14.

Ван Хун Цзюнь Основы китайской музеологии. Шанхай, 2001. 597 с.

Ван Чжэньцзюнь. Культурные инновации - перспектива развития культурных индустрий Китая // Хэнань да сюэ сюэбао. 2007. № 1. С. 25-39.

Ванслова Е.Г., Гнедовский М.Б., Дукельский В. Ю. и др. Социальные функции музея: споры о будущем // На пути к музею XXI века: сб. науч. трудов / под ред. Н. А. Никишина; НИИ культуры. М., 1989. С. 186-204.

Васильев С.И. Роль музеев в формировании культурного пространства и имиджа региона // Материалы научно-практической конференции «Роль музеев в формировании культурного пространства и имиджа региона». М., 2005.

Восточная Азия: Между регионализмом и глобализмом / Отв. ред. Г.И. Чуфрин. М., 2004. С. 19-38.

Вуллар В. Обслуживание посетителей // Управление музеем: практическое руководство. Материалы конференции ИКОМ. Париж, 2004. С. 105-118.

Ду Цзинь. Любование антиквариатом. URL: http://www. npm. gov. tw/en/collection/selections_02. htm?docno=l 12&catno=15&pageno

Дунаева C.B. Изменение функций и роли музея и его положение в современном обществе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 6 (12). Ч. II. С. 52-54., С. 53.

Духовная культура Китая : энциклопедия : в 5 т. Историческая мысль. Политическая и правовая культура / ред. М.Л. Титаренко и др. М. : Вост. лит., 2009. 935 с. : ил. С. 64.

Духовная культура Китая : энциклопедия. Т. 6. М. : Искусство, 2010. 1031 с. : ил. С. 17.

Елисеева В.О. О «вкусе к подлинности» и «реставрации» Михайловского // Новый мир. 1998. № 10. С. 224-225. URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/l998/10/pism.html

Закон КНР «О нематериальном культурном наследии», 2011. URL: http://www.asia-business.ru/law/law3/culUiral/

ИКОМ России. URL: http://www.icom.org.ru/news.asp

Иньи Ван. Музей «Императорский дворец» в провинции Гирин // «Museum». № 4,1988. С. 43-47.

Искусство неолита. URL: http://www.archi.ru/world/4354/iskusstvo-neolita

2

История ИКОФОМ-Сиб. URL: http://www.icr.Su/rus/news/icr/detail.p Китай: поиск гармонии. К 75-летию академика M.JI. Титаренко / Отв. ред. С.Г. Лузянин. М., 2009. С. 85.

Китай занял третье место в рейтинге стран по «мягкой силе» после США и Японии // Russian.China.org.cn: Китайский информационный Интернет-центр. URL: http://russian.china.org.cn/china/txt/2009 — 08/18/content_l 8357160.htm

Китайский министр недоволен влиянием рынка на культуру // BBCRussian.com: информационный портал Би-би-си. Русская служба. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/international/2010/08/100806_china_mass_culture.shtml.

Китайский национальный музей. URL: http://muzei-mira.com/china/1181-kitayskiy-nacionalnyy-muzey-opisanie.html

Китайский Национальный музей чая в Ханчжоу. URL: http://wmuseum.ru/aziya/290-kitayskiy-nacionalnyy-muzey-chaya-v-hanchzhou.html

Китай открывает около 100 музеев каждый год. URL: http://china.grandtour.ru/chinal034_3_35_445_38389.html

Китай - страна музеев. Международное радио Китая, 2011. URL: http://russian.cri.cn/841/2011/04/14/ls378263.htm

Клиффорд М., Джиангранд К., Уайт Э. Музеи. - Нанькин: «Цзэлинь», 2011. Ключевые понятия музеологии. ICOM / сост. А. Девалье, Ф. Мересс. М.: ИКОМ, 2012. 101 с.

Комлев Ю.Э. Методология исследования управления музейными коммуникациями, 2011. URL: http://teoria-practica.ru/-5-2011/culture/komlev.pdf

Кравцова М. Е. Институт частного коллекционирования и его место в художественной культуре традиционного Китая // Мировая художественная культура. История искусства Китая: учеб. пособие. СПб.: Лань: Триада, 2004. С. 301-303.

Культура и искусство Китая // Генеральное Консульство Китайской Народной Республики в Хабаровске. URL :

http://www.chinaconsulate.khb.ru/rus/gyzg/zg3/tl 18234.htm

Культурное наследие Китая: Наньтунский музей - первый публичный музей страны. URL: http://xinhuaphoto.ru/catalog/prod/20129

Курьянова Т.С. Музей и нематериальное культурное наследие // Культурология, 2012. С. 55-57.

Ли Хуэйминь. Традиционная культура Китая. - Пекин: «Чжунъян гуанбо дяныпидасюэ», 2011.

Ли Цинси. Запретный город в Пекине // Традиционная архитектура Китая. Пекин: Межконтинентальное издательство Китая, 2002. С. 21-49.

Ли Чанчунь. Углублять изучение научно-практической теории развития, продвигать развитие и процветание социалистической культуры // Цюши. 2008. № 22. С. 15-24.

Лиханова А. Б. Отношение к прошлому как социологическая проблема // Социология власти. 2008. № 2. С. 93-102.

Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. М., 1981.

Лорд Б. Менеджмент в музейном деле / пер. с англ. Э.Н. Гусинского, Ю.И. Турчаниковой; под ред. А.Б. Голубовского. М., 2002.

Мануков С. Музей подделок. URL: http://expert.ru/2013/07/19/muzej-poddelok/

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 21.

Мельникова О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании. М., 2002.

Музееведение: музеи исторического профиля. М., 1988. С. 18.

Музейное дело России / Отв. ред. М. Е. Каулен. М., 2003. С. 235-236.

Музеи для гармоничного общества // XXII Генеральная конференция Международного Совета Музеев (International Council of Museums - ИКОМ) URL: http://www.icr.su/rus/news/icr/detaiLp... NT_ID=1314

Музеи Китая станут бесплатными. URL: http://gooddays.ru/post/7479

Музеи и выставочная деятельность, 2013. URL: http://jur-portal.ru/work.pl?act=law&page=2&subact=962255

Музеи Китая: эффект взаимной любви. URL: http://milomalo.ru/?p=14401

Музей провинции Хэйлунцзян. URL: http://wikimapia.org/

Музей провинции Хэйлунцзян (Харбин). URL:

http://www.chinashao.com/huel/index.shtml728

Неглинская М.А.Об актуальных тенденциях современного китайского искусства и перспективах его изучения. URL: http://www.sinologia.ru

Никишин H.A. Коммуникационный потенциал музея в современном мире // Музейная коммуникация. Материалы конференции. М., 2002. С. 40-52.

Обзор музеев Китая / Ознакомительное научное издание CCTV. — Шанхай: «Шанхай кэсюэ цзишу вэньсянь», 2011.

Постановление ЦК КПК «О некоторых важных вопросах углубления реформы системы культуры и продвижения большого развития и большого расцвета социалистической культуры. Пекин, 2011. С. 1-44.

Постернак О.П. Реставрация и проблема подлинности // Мир музея. 2003. № 4. URL: http://www.mirmus-05.ru/bolee-rannie-godi-2003-god/restavratsiya-i-problema-podlinnosti

Романов Ратмир. Музеи Китая станут бесплатными на 5 следующих лет. «Alt for Norge», 2011. URL: http://www.tourprom.ru/news/11460/

Сапанжа O.C. Классификация музеев и морфология музейности. Вопросы музеологии № 1 (5), 2012. С. 4.

Словарь актуальных музейных терминов // Музей, № 5, 2009. Соловьева Е.В. «Мягкая сила» - инструмент интеграции Китая в мировые процессы / Россия и АТР, 2012. №1. С. 94.

Специализированные музеи. Шанхай: «Мастер», 2011.120 с. Список государственных музеев Китая первой категории. URL: http://www.altaiinter.info/cn/links/museums/

Столяров Б.А. Музей в пространстве художественной культуры и образования. СПб., 2007. С. 84-85, С. 166.

Странский 3. Понимание музееведения // Музееведение. Музеи мира. М.,

1991.

Сучжоуский музей местной драмы. URL:

turinfo.ru>.. .museum/suchzhouskiy.. .myestnoy-drami/

Троянская С.Л. Музейная педагогика и её образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности. Ижевск, 2007. URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/994...

Тянь Цзяньхуа, Сян Лянси. Полное собрание народных обычаев Китая. -Пекин: «Чжунго фанчжи», 2012.

У Цзылинь. Музей глиняных воинов и лошадей погребального комплекса Цинь Шихуанди // «Museum», том XXXXVII, № 3,1985. С. 16-24.

Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение. Сочинения. / Общ. ред. A.B. Гулыга. М.: Мысль. 1982. С 575-606., С. 576.

Федоров Н.Ф.: pro et contra. Книга 1 (Антология). СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2004. С. 219-220.

Фрадье Ж. Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже // Museum. 1982. № 1-2.

Хадсон К. Форум мнений: дискуссия по проблемам современных музеев с директором Европейского форума музеев Кеннетом Хадсоном. // Museum. 2000. № 1 (203). С. 62-64.

Хадсон К. Влиятельные музеи. Пер. с англ. / Кеннет Хадсон; пер. Л. Мотылев. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. 194 с.

Хёйзинга И. Человек играющий: опыт определения игрового элемента культуры. СПб., 2011.409 с.

Художественная культура в докапиталистических формациях. Структурно-типологическое исследование / Научный редактор М.С. Каган. Л., 1984. С. 76.

Цифровой музей: теория и практика. Пекин, 2009. 324 с.

Чанчунь. URL: http://china-ru.net/goroda-kitaya/chanchun.shtml

Частные музеи открываются в Китае. URL: http://trud-ost.ru/?p=179390

Чжэн Юннянь. Китайцы должны рационально подходить к возрождению Китая // Ляньхэ цзаобао. 2009. № 11. С. 3-10.

Шанхайский художественный музей. URL: http://www.sh-artmuseum.org.cn/

Шляхтина Л.М. Основы музейного дела. М., 2005.

» ¡

Шляхтина JI.M. Основы музейного дела. Теория и практика. М.: Высшая школа, 2009.183 е., С. 152.

Шутен Ф. Преодолевая барьер между профессионалами и посетителями // Museum. 1999. № 200.

Юнь Ша. Культурное самосознание, культурная уверенность в себе, культурное самоусиление - размышления о процветании и развитии культуры социализма с китайской спецификой //Хунци вэньгао. 2010. № 15-16. С. 21-25; 3337.

Яо Ань. Музей: организация выставок. Пекин, 2010. 299 с.

Arseniev. V. Le Musée d'Anthropologie et d'Ethnographie Pierre-le-Grand à Saint-Pétersbourg // Cahiers d'Etudes Africaines. Paris, 1999. T. 39. № 155-156. P. 681-699.

A Translation of Chinese President Hu Jintao's Remarks at Yale. 2006. Apr. 21. URL: http://www.yale.edu/opa/hu/download/transcript_Hu_20060421 .doc

Cameron D., 1968. «А viewpoint: The Museum as a communication system and implications for museum education», in Curator, nol 1, p. 33-40: 2 vol.

Camille M., Rifkin A. Other objects of desire. Collectors and collecting queerly / The Association of art historians. London: Blackwell Publishers Ltd., 2001. 160 p.

Hooper-Greenhill E.A. New Communication Model for Museums // Museum Languages: Objects & Texts. Ed. G Kavanagh. Leicester Univ. Press, 1991. P. 53.

Joseph Nye Jr. Soft Power: The Means to Success in World Politics, 2004.

Merritt Elizabeth. Facilitating innovation: Part 1. URL: http://futureofmuseums.blogspot.ru/2013/09/one-of-cfms-assignments-is-to-encourage.html

Merritt Elizabeth. Fostering Innovation Part 2: Who are the Museum Innovators? URL: http://futureofmuseums.blogspot.ru/2013/10/fostering-innovation-part-2-who-are.html

Museam definition // ICOM. URL: http://icom.museum/the-vision/museum-definition/

Pang Zhongying. On China's Soft Power / Siis.org.cn: Shanghai Institutes for International Studies. URL:

http://www.siis.org.cn/Sh_Yj_Cms/Mgz/200601/2008724225610L5PS.pdf

Rogers E.M. Diffusion of innovations. New York: Free Press, 1995. P. 28-29.

m

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.