Социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций в современной России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Еремина, Зоя Анатольевна

  • Еремина, Зоя Анатольевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Тула
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 150
Еремина, Зоя Анатольевна. Социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций в современной России: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Тула. 2007. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Еремина, Зоя Анатольевна

Введение.

Глава 1. Феноменология нетрадиционной религиозности

1.1. Типология нетрадиционной религиозности: методологические осно- 12 вания и критерии.

1.2. Нетрадиционная религиозная организация как субъект социального 48 действия: философско-правовой аспект.

Глава 2. Стратегия социальной деятельности нетрадиционных религиоз- 82 ных организаций как отражение основных тенденций развития современного общества.

2.1. Этический аспект социальной деятельности нетрадиционных религи- 82 озных организаций.

2.2. Структура социальной деятельности нетрадиционных религиозных 112 организаций (на примере Тульской области).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций в современной России»

Актуальность темы исследования обусловлена процессом возрастания роли религии и упрочения ее публичного статуса в условиях социально-экономических и политических преобразований в Российской Федерации. Основной подход в освещении данного вопроса был обозначен на Всемирном Саммите религиозных лидеров 3 июля 2006 года в Москве. В своей речи Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что «в современной России толерантность и веротерпимость являются основой гражданского мира, важным фактором социального прогресса. Конечно, и мы сталкиваемся со всеми «язвами» сегодняшнего дня, со всеми проблемами сегодняшнего дня. Между тем, отношения религиозных объединений и государства в нашей стране, строятся на принципах свободы и совести, свободы совести и вероисповедания, равенстве всех религиозных организаций перед законом, невмешательстве государства в их деятельность. Это основополагающий принцип нашего взаимодействия с конфессиями. Такое отношение способствует решению ключевых общенациональных задач. И мы глубоко ценим социальное, просветительское, миротворческое служение российского духовенства, всячески поддерживаем межрелигиозный и межнациональный диалог»1.

В докладе Общественной палаты РФ о состоянии гражданского общества в РФ в 2006 году, отмечается количественный рост религиозных организаций (22,5 тыс.). В современной России придается большое значение взаимодействию государства и религиозных организаций в социальной сфере, что выражается в практике сотрудничества органов государственной власти и религиозных организаций в реализации общественно значимых социальных и благотворительных программ.

Социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций (НРО), осуществляемая на основе традиций помощи, любви и сострадания, является одной из форм такого взаимодействия, направленного на решение конкретных социальных задач.

1 Путин В.В. Из выступления на Всемирном Саммите религиозных лидеров, 3 июля 2006г.

Однако публичный статус НРО и формы их взаимодействия с основными религиями и государственными институтами представляют собой серьезную проблему во всем мире, в том числе и в России. Особую роль в социальной деятельности НРО занимает идея спасения, которая в силу особенностей того или иного вероучения придает их социальной деятельности специфический характер, что, не без оснований, вызывает в современном российском обществе неоднозначное и даже настороженное отношение к нетрадиционным религиозным организациям. Следует подчеркнуть, что феномен нетрадиционной религиозности является выражением многообразия религиозного опыта, обеспечивающим возможность свободного выбора путей духовного самоопределения личности.

Анализируя некоторые социальные концепции и социальные программы НРО, необходимо отметить, что сотрудничество нетрадиционных религиозных организаций с государственными и общественными структурами в области социального служения может способствовать оптимизации государственной политики в области свободы совести и повышения позитивной роли религии в современном российском обществе.

Несмотря на многообразие научных исследований, посвященных возникновению, распространению и современному состоянию нетрадиционных религий, анализ социальной деятельности НРО как в России, так и в субъектах Российской Федерации еще не стал предметом специального исследования.

В связи с этим возрастает значимость философско-правовых и этических исследований, позволяющих осознать феномен нетрадиционной религиозности, а также всесторонне рассмотреть основное содержание, формы и особенности социальной деятельности НРО, обозначив эффективные пути их сотрудничества с государственными и общественными институтами для решения общих социальных проблем.

Степень разработанности проблемы. Феномен нетрадиционных религий и их организаций активно исследовался как в отечественном, так и в зарубежном религиоведении.

Общие философские и методологические проблемы современного религиоведения и философии религии получили разработку в трудах В.И. Гараджи, П.С. Гуревича, О.Г. Данильяна, Ю.А. Кимелева, А.Н. Красникова, J1.H. Митрохина, М.П. Мчедлова, В.Н. Назарова, В.М. Тараненко, Д.М. Угриновича, И.Н. Яблокова и др.

Проблемы взаимовлияния религии как целостного феномена и различных институтов современного общества разрабатывались в трудах Ю.П. Зуева, А.А. Красикова, С.В. Медведко, JI.H. Митрохина, Р.А. Лещинского, М.П. Мчедлова, М.И. Одинцова, С.Б. Филатова, Н.В. Шабурова, М.М. Шахнович, Е.С. Элбакян и других исследователей.

В зарубежном религиоведении вопросы методологии исследования нетрадиционных религий и их организаций получили свое глубокое отражение в работах таких авторов, как А. Баркер, Д. Бекфорда, В. Брайна, Р. Вудноу, Г. Мел-тона, Т. Роббинса, Д. Хесселгрэйва.2

В отечественной религиоведческой литературе проблемам эволюции религии, количественным и качественным изменениям религиозности населения, социальной роли религиозных организаций, включая и нетрадиционные, посвящены работы Е.Г. Балагушкина, С.С. Бурьянова, Л.И. Григорьевой, П.С. Гуревича, С.М. Дударенок, И.Я. Кантерова, Е.М. Мирошниковой, Л.Н. Митрохина, С.А. Мозгового, В.К. Пинкевича, А.В. Пчелинцева, Н.А. Трофимчука, Б.З. Фаликова и др.3 К настоящему времени выработаны общие принципы класси

2 Barker A. New Religious Movements. — L., 1992; Bryan R. The Social Impact of New Religious Movements. — New York, 1981; Hesselgrave D. Dynamic Religious Movements, — Grand Rapids, Mich.,1978

3 Балагушкин E. Г. Критика современных нетрадиционных религий: Истоки, сущность, влияние на молодежь. — М.: МГУ, 1984; Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России. " Часть 1. ~ М.,1999; Григорьева JI. Г. Религии «Нового века» и современное государство (социально-философский аспект). — Красноярск, 2002; Гуревич П. С. Спасет ли мессия? «Христомания» в западном мире. — М., 1981; Гуревич П. С. Возрожден ли мистицизм? Критические очерки. — М., 1984; Гуревич П. С. Современные евангельские «культы» в буржуазных странах // Вопросы научного атеизма. — М., 1985. — Вып. 32; Дударенок С.М. Нетрадиционные религии на Дальнем Востоке: история и современность: Монография.- Владивосток, 2004; Кантеров И.Я. "Деструктивные", "тоталитарные". и далее везде. // Религия и право. ~ 2002, № 1; Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в США и России: сравнительный анализ // Религиоведение. ~ 2001. № 1; Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в России (рашюведческий анмиз). - М., 2006 (2007); фикации нетрадиционных религиозных организаций, а также накоплен обширный эмпирический материал, позволяющий изучать самые разнообразные аспекты деятельности НРО.

Следует также подчеркнуть неоднозначность существующих исследовательских подходов к деятельности нетрадиционных религиозных организаций. В последнее время среди российских социологов, религиоведов, философов, психологов, юристов развернулась дискуссия о публичном статусе НРО. Ряд исследователей выступает за необходимость общественного контроля над деятельностью НРО и введение ее дополнительного правового регулирования (Е.Н. Волков, A.JI. Дворкин, Ю.И. Полищук, А.И. Хвыля-Олинтер). Другие авторы считают, что деятельность нетрадиционных религиозных организаций в соответствии с конституционным принципом равенства религий перед законом не нуждается в дополнительном правовом регулировании, а в случае нарушения действующего законодательства со стороны НРО достаточно применить соответствующие нормы административного или уголовного права (С.А. Бурьянов, Л.И. Григорьева, С.И. Иваненко, Е.М. Мирошникова, С.А. Мозговой, М.И. Одинцов, А.В. Пчелинцев, Н.А. Трофимчук и др.). Поляризация мнений обусловлена различием методологических позиций и методик исследования деятельности НРО и поведения их приверженцев, сложностью, противоречивостью

Мирошникова Е.М. Государство и нетрадиционные религиозные движения в ФРГ. " Тула, 1997; Мирошникова Е.М. Критика современного католического прозелитизма. Авто-реф. канд. дис. - Ленинград, 1985; Мирошникова Е.М. Особенности современного прозелитизма // Материалы научно-практической конференции «свобода совести и обеспечение межрелигиозного взаимопонимания» 21-22 июня."М, 2001; Митрохин JI. Н. Религии «Нового Века». — М., 1985; Митрохин JI. Н. Социально-психологическая природа религий «нового века» // Вопросы научного атеизма. — М., 1985. — Вып. 32. — С. 46-77; Тимошин JI. США: новые «культы» и молодежь // Наука и религия. — 1982. — № 7; Тимошин JI. Фатальный исход «Народного храма» // Наука и религия. — 1982. — № 9; Тимошин JI. «Мессия должен быть богаче всех» // Наука и религия. — 1982. — № 11; Тимошин JI. Этот «странный мир Харе Кришна» // Наука и религия. — 1983. — № 1-2; Тимошин JI. «Моисей Берг: «пастырство флиртующей рыбки» // Наука и религия. — 1983. — № 9-10; Трофимчук Н. А. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды — М., 1991; Трофимчук Н. А. Новые религиозные движения: понятия, критерии // Религия и политика в современной России. — М. 1997; Трофимчук Н. А. Чего добиваются борцы с новыми сектами? // Религия и право —1999. — № 5 и новизной исследуемого феномена, а также конфессиональной и политической ангажированностью ряда исследователей.

Объектом исследования является феномен нетрадиционной религиозности в России.

Предмет исследования - социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций РФ.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является целостный анализ особенностей НРО как субъекта социальной деятельности.

Реализация поставленной цели обеспечивается решением следующих исследовательских задач:

- выявить сущность и признаки нетрадиционной религиозности на основе феноменологического и герменевтического методов;

- проанализировать основные понятия и категории, используемые для обозначения многообразия нетрадиционной религиозности;

- установить критерии классификации нетрадиционных религиозных организаций;

- определить философско-правовые основы функционирования нетрадиционных религиозных организаций как субъектов социальной деятельности;

- выявить этические аспекты социальной деятельности НРО на примере конкретных социальных концепций и программ и обозначить структуру социальной деятельности НРО (на примере Тульской области).

Методологические основания исследования. Основу методологии диссертационной работы составляют объективный и комплексный подходы к проблеме нетрадиционной религиозности и анализу НРО в качестве субъекта социальной деятельности.

При исследовании проблемного поля использовался сравнительно-исторический метод, позволяющий провести четкую демаркацию сфер традиционной и нетрадиционной религиозности. Диалектический и системный методы применялись при определении понятия «нетрадиционная религия», составляющего основу категориального аппарата диссертационного исследования.

В ходе работы также использовались элементы компаративного анализа существующих критериев и способов типологизации НРО.

При исследовании комплекса явлений нетрадиционной религиозности широко использовались приемы феноменологического и герменевтического анализа, а также структурно-функциональный подход, необходимый для осуществления целостной реконструкции системы социальной деятельности нетрадиционных религиозных организаций. Сравнительный анализ был использован при исследовании философско-правовых аспектов и форм ценностно-рациональной социальной деятельности НРО и РПЦ.

Важной составляющей методологии исследования является этический анализ основных положений социальных концепций и программ НРО, позволяющий выявить их нормативно-ценностные характеристики и установить соотношение основных направлений социальной деятельности НРО с содержательными особенностями их вероучений.

Основные источники диссертационного исследования. В диссертационном исследовании при рассмотрении идеи свободы как концептуальной фило-софско-правовой основы социальной деятельности НРО были проанализированы работы И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля.4

Значительный вклад в разработку методологических и социально-философских аспектов представлений о сущности религии, религиозного опыта, а также конкретно-исторических проявлений этого феномена внесли такие зарубежные философы и социологи, как Й. Вах, М. Вебер, У.Джеймс, Э. Дюрк-гейм, К. Маркс, Ф. Ницше, Э. Трельч, 3. Фрейд, работы которых явились методологическим основанием для диссертационного исследования. Важную роль играют исследования религии как системы верований и действий, посредством которых человеческие группы решают высшие проблемы своей жизни; как средство "релятивации" человеческих несчастий и страданий (Дж. Милтон); положения о роли религии в социальных конфликтах, социальных изменениях, а

4 Кант И. Критика практического разума. // Кант И. Соч.: в 6 т." Т. 4.~ 4.1. ~ М.: Мысль, 1966; Метафизика нравов // Кант И. Собр. Соч.: в 8 т. ~ Т.6. ~~ М.: «Чоро», 1994; Гегель Г.В.Ф. Философия религии.-Т. 1.-М.: Мысль, 1975. также в развитии религиозного плюрализма (Дж. М. Йингер); вопросы образования и эволюции нетрадиционных религий (У. Бэйнбридж и Р. Старк). Важное значение имеют исследования эволюции религии, секуляризации (Д. Белл, Р. Белла, П. Бергер, К. Доббелер, Т. Лукман Т. Парсонс, Б. Уилсон).

Существенное значение имеет анализ международных и нормативных правовых актов и законодательства РФ, экспертных заключений о вероучениях и практик различных нетрадиционных религий, а также информационно-аналитической литературы религиозных организаций.

Эмпирическую базу исследования составили: 1) отечественная и зарубежная религиоведческая литература по обозначенной проблеме; 2) социальные концепции и программы религиозных организаций; 3) статистическая информация, предоставленная отделом регистрации и лицензирования религиозных и общественных организаций Министерства юстиции РФ, и Управления Министерства юстиции РФ по Тульской области; 4) данные миссионерского отдела Тульской Епархии Московского Патриархата русской православной церкви; 5) литература, издаваемая нетрадиционными религиозными организациями (Международное Общество Сознания Кришны, Церковь Объединения, Церковь Саентологии, Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня и т.д.); 6) региональные отчеты религиозных движений о социальной деятельности (на примере Тульской области).

Новизна диссертационного исследования заключается в религиоведческом анализе социальной деятельности нетрадиционных религиозных организаций, в рамках которого выявлены правовой и этический аспекты социальной деятельности НРО и обозначена структура и перспективы социальной деятельности НРО.

Положения, выносимые на защиту:

1. В диссертационном исследовании выявлено, что в действующем международном и российском законодательстве не существует юридического понятия «нетрадиционный» применительно к религиозным организациям. Последние рассматриваются как религиозные организации, имеющие право на осуществление социальной деятельности. В связи с этим в контексте данного исследования термин «нетрадиционные религиозные организации» используется как дескриптивная модель.

2. В исследовании определено, что оценка значимости социальной деятельности нетрадиционных религиозных организаций связана отсутствием в общественном мнении толерантности, что проявляется в использовании некорректной терминологии, например, применяемые в отношении НРО термины «секта», «деструктивный культ» и т.п. в целом негативно влияют на социальный статус этих религиозных организаций.

3. Доказано, что религиозно-этические ценности играют значительную роль в социальных концепциях и программах, т.к. ориентируют социальную деятельность НРО на нравственное служение обществу, что, безусловно, содействует решению социальных проблем в современном российском обществе, на диалог между ними и государством, а также между людьми, имеющими различные мировоззренческие предпочтения.

4. В диссертационной работе показано, что социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций представляет собой структуру, базирующуюся на диалоге с миром и утверждении религиозно-этических ценностей.

5. Доказано, что социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций обнаруживает значительное сходство с аналогичной деятельностью РПЦ.

6. В диссертационном исследовании выявлены перспективы НРО, которые определены с позиции толерантного отношения общества к легитимной социальной деятельности НРО, ориентированной на религиозно-этические ценности. Именно эти факторы могут стать мощным стимулом интеграции общества, государства и различных религий. Поэтому необходимо способствовать реализации социальных программ нетрадиционных религиозных организаций, имеющих социальную значимость, содействуя их деятельности согласно существующему законодательству.

Теоретическая и практическая значимость. В диссертационном исследовании дается целостный анализ социальной деятельности нетрадиционных религиозных организаций, ее этических аспектов, структуры и т.д. Материалы исследования имеют важное теоретическое и практическое значение и могут использоваться как в информационно-аналитических материалах о феномене нетрадиционных религиозных организаций, о специфике социальной роли нетрадиционных религиозных организаций в целом по РФ и в отдельных регионах, так и для оптимизации совместной деятельности государства и религиозных организаций в решении социальных проблем всего общества.

Результаты исследования могут быть использованы:

- при разработке социальных концепций и целевых социальных программ;

- в практической деятельности государственных органов власти, осуществляющих государственную политику в области свободы совести;

- при проведении религиоведческой экспертизы деятельности определенных религиозных организаций;

- в информационной политике;

- в преподавании учебных курсов «Социология религии», «Свобода совести», «Современные нетрадиционные учения и культы» и т.д.

Апробация исследования. Идеи диссертации изложены автором в пяти научных публикациях. Отдельные положения были использованы при проведении занятий по дисциплинам «Социология религии» и «Свобода совести» для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению «религиоведение» в Тульском государственном педагогическом университете им. JI.H. Толстого; а также в ходе работы научно-практической конференции на тему «Свобода религии и права человека» в Институте Европы Российской академии наук (г. Москва). Содержание и выводы диссертационной работы обсуждались на заседании кафедры теологии и религиоведения им. А.С. Хомякова ТГПУ им. Л.Н. Толстого.

Структура диссертационной работы состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Еремина, Зоя Анатольевна

Заключение

1. В диссертационном исследовании выявлено, что в^ действующем международном и российском законодательстве не существует юридического понятия «нетрадиционный» применительно к религиозным организациям. Последние рассматриваются как религиозные организации, имеющие право на осуществление социальной деятельности. В связи с этим в контексте данного исследования термин «нетрадиционные религиозные организации» используется как дескриптивная модель.

2. В исследовании определено, что оценка значимости социальной деятельности нетрадиционных религиозных организаций связана отсутствием в общественном мнении толерантности, что проявляется в использовании некорректной терминологии, например, применяемые в отношении НРО термины «секта», «деструктивный культ» и т.п. в целом негативно влияют на социальный статус этих религиозных организаций.

3. Доказано, что религиозно-этические ценности играют значительную роль в социальных концепциях и программах, т.к. ориентируют социальную деятельность НРО на нравственное служение обществу, что, безусловно, содействует решению социальных проблем в современном российском обществе, на диалог между ними и государством, а также между людьми, имеющими различные мировоззренческие предпочтения.

4. В диссертационной работе показано, что социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций представляет собой структуру, базирующуюся на диалоге с миром и утверждении религиозно-этических ценностей.

5. Доказано, что социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций обнаруживает значительное сходство с аналогичной деятельностью РПЦ.

6. В диссертационном исследовании выявлены перспективы НРО, которые определены с позиции толерантного отношения общества к легитимной социальной деятельности НРО, ориентированной на религиозно-этические ценности. Именно эти факторы могут стать мощным стимулом интеграции общества, государства и различных религий. Поэтому необходимо способствовать реализации социальных программ нетрадиционных религиозных организаций, имеющих социальную значимость, содействуя их деятельности согласно существующему законодательству.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Еремина, Зоя Анатольевна, 2007 год

1. Алексеев В., Григорьев А. Религия Антихриста. - Новосибирск:Посох, 1997.-140с.

2. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий: истоки, сущность, влияние на молодежь Запада. М.: МГУ, 1984. - 286 с.

3. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. М.: ИФ РАН, 1999.-248 с.

4. Балагушкин Е.Г. Проблемы морфологического анализа религий. М.: ИФ РАН, 2003.-218 с.

5. Баркер А. Новые религиозные движения. СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 1997. - 282 с.

6. Белла Р. Социология религии / Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972. - С. 265-281.

7. Бергер П. Религиозный опыт и традиция. / Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М.: Наука, 1994. - 300 с.

8. Буайе Ж.Ф. Империя Муна. М.: Политиздат, 1990. - 351 с.

9. Бюряковский A.JI. Новые религиозные сообщества и будущее человечества / Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе / под. ред. Савельева С.Н.- СПб., 1991.

10. Вах И. Социология религии. / Социология религии: классические подходы. Хрестоматия. Научная редакция и составление М.П. Гапочки и Ю.А. Кимелева. М.: Ун-т, 1994.-540 с.

11. Вебер М. «Религия и личность. Социально-психологический аспект религии»./ Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М.: Наука, 1996. -300 с.

12. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. - 704 с.

13. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 804 с.

14. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избр. произведения.- М.: Прогресс, 1990. 804 с.

15. Волков Е. И. «Существует ли контроль сознания («реформирование мышления») Теоретические и практические аспекты дискуссии». -http://www.people.nnov.ru/volkov/index 1 .html (17.05.2006).

16. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М.: КомКнига, 2006. - 366 с.

17. Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. Клин: Изд-во Братства Святителя Тихона, 1995.-342 с.

18. Гандоу Т., Чёрнер Г. Секты и тоталитарные культы / Церкви и религиозные объединения в Российской державе, Советском Союзе и независимых государствах, возникших после его распада. Харьков, 1999.

19. Гараджа В.И. Социология религии. М.: Инфра-М, 2005. - 348 с.

20. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. - 524 с.

21. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2т.-Т.1.-М.: Мысль, 1975.-532 с.

22. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1977. - 471 с.

23. Григорьева Л.И. Новые религиозные движения и государство в современной России. Законодательство о свободе совести и правоприменительная практика в сфере его действия. М., 2001 -http://www.rlinfo.ru/projects/seminarl200/10.html (05.06.2006).

24. Григорьева Л.И. Религии «Нового века» и современной государство (социально-философский очерк). Красноярск: СибГТУ, 2002. - 399 с.

25. Григорьева Л.И. Религии «Нового века» в современной России: социально-философский анализ. Автореферат дисс.на соиск. уч.ст.д.ф.н. М.,2000. - 28 с.

26. Григулевич И. Р. Пророки «новой истины». М.: Политиздат, 1983. - 303 с.

27. Гуревич П.С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. М.: Политиздат, 1985. - 64 с.

28. Гуревич П.С. Спасет ли мессия. М.: Политиздат, 1981. - 118 с.

29. Дворкин А. Пророки и боги мормонов. М., 1999.

30. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Н. Новгород, 2002. - 268 с.

31. Деркс Л., Холландер Я. Сущность НЛП. Ключи к изменению личности. "КСП+", 2000.-236 с.

32. Деятельность «Церкви Объединения» в России. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.-210 с.

33. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. СПб.: Наука, 1992. - 431 с.

34. Дударенок С.М. Конфликт как одна из составляющих религиозной жизни российского Дальнего Востока конца XX начала XXI веков - Владивосток http://rusoir.ni/print/01 /index.html (15.02.2007).

35. Дударенок С.М. Нетрадиционные религии на Дальнем Востоке: история и современность: Монография. Владивосток, 2004. - 540 с.

36. Заокская духовная академия. Учреждена Европейско-Азиатским отделением Генеральной Конференции Церкви адвентистов седьмого дня http://www.adventist.org.ru/ (26.06.2006).

37. Иваненко С.И. Индуистские религиозные и духовно-просветительские организации в России: Справочник. М.: Философская книга, 2003. - 200 с.

38. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Рарогъ, 1993. - 448 с.

39. Информационная и психологическая безопасность в СМИ: в 2-х т. Т.1 Телевизионные и рекламные коммуникации / Под.ред. А.И. Донцова и.др. М.: Аспект Пресс, 2002. - 314 с.

40. История религий в России: учебник / Под общ ред. Н.А. Трофимчука. М.: РАГС, 2002.-592 с.1. KJ

41. Иингер Дж. Функциональный подход к религии. / Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М.: Наука, 1996. - 204 с.

42. Кайзер Э.П. Как противостоять мормонам. СПб., 1995.

43. Кант И. Критика практического разума. / Кант И. Сочинения в 6 т. Т.4, 4.1. - М.: Мысль, 1966.-630 с.

44. Кант И. Метафизика нравов / Кант И. Собр. соч.: в 8 т. Т.6. - М.: «Чоро», 1994. -С. 224-568.

45. Кантеров И .Я Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). -М.: МГУ, 2006.-472 с.

46. Кантеров И.Я. Идеология духовного насилия. М.: Педагогика, 1986. - 189 с.

47. Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в США и России: сравнительный анализ//Религиоведение.-2001.-№ 1. — С. 61-72.

48. Каталог православных ресурсов сети Интернет http://hristianstvo.ru (1.10.2006)

49. Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М.: Наука, 1973. -256 с.

50. Клименко Е. Н. Практика взаимодействия органов власти с религиозными организациями и общественными объединениями в Центральном федеральном округе. -http://www.rusoir.ru/print/01/18/index.html (16.08.2006).

51. Книга Мормона. Новые свидетельства об Иисусе Христе. Солт-Лейк-Сити, США, 1988.

52. Когай Е.А., Кульсеева Т.Г., Пасовец Ю.М., Телегин А.А. Опыт построения социокультурного портрета Курской области. Курск, 2006.

53. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви на 20052010 годы. -http://www.sfi.ru/rubrs.asp?rubrid=853&artid=7084 (14.03.2007).

54. Красников А.Н. Становление герменевтического подхода к изучению религии. / Фи-лософско-методологические проблемы изучения религии. М., 2004.

55. Кузнецова Т. И. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мен Муна. М., 1999.

56. Лещинский А.Н. Альтернативное православие в религиозной ситуации России. // Свобода религии, нравственность и ответственность в российском обществе. Заок-ский: «Источник жизни», 2006. - 320 с.

57. Лещинский А.Н. Религиозная ситуация в современной России: изменения, тенденции, противоречия.// Свобода совести в России: исторический и современный аспекты.-М., 2004.-569 с.

58. Лещинский А.Н. Религиозная ситуация в современной России: изменения, тенденции, противоречия. Москва-http://rusoir.ru/print/01/index.html (15.02.2007).

59. Макдауэлл Дж., Стюарт Д. Обманщики. М.: Протестант, 1993. - 224 с.

60. Маркс К. К критике политической экономии. / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13. М.: Политиздат, 1959. - 770 с.

61. Мартин У. Царство культов. СПб., 1992.

62. Мелешко Е.Д. Христианская этика Л.Н. Толстого М.: Наука, 2006. - 309 с.

63. Мирошникова Е.М. Государственно-церковные отношения в ФРГ: философско-правовые аспекты. Диссертация на соиск. уч. ст. д.ф.н. М., 1998. - 290 с.

64. Мирошникова Е.М. Государство и нетрадиционные религиозные движения в ФРГ. -Тула: ТГПУ, 1997.- 114 с.

65. Мирошникова Е.М. Кооперационная модель государственно-церковных отношений: опыт и проблемы: Моногр. М.: Институт Европы РАН; Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2007. - 181 с.

66. Мирошникова Е.М. Мировой опыт в укреплении толерантности в поликонфессиональном обществе-http://rusoir.ru/print/01/index.html (15.02.2007).

67. Митрохин Л.Н. Религии «Нового Века». М.: Советская Россия, 1985. - 157 с.

68. Митрохин Л.Н. Философия религии. М.: Республика, 1993. 414 с.

69. Мой мир и Я. М.: МФО, 1994. - 242 с.

70. Мчедлов М.П. Религиоведческие очерки. М., 2005.

71. Мчедлов М.П. О понятийном аппарате развивающегося религиоведения. // Материалы конференции 28-29 октября 2003 года: Философско-методологические проблемы изучения религии. М., 2004.

72. Назаров В.Н. Философия в вопросах и ответах. М.: Гардарики, 2004. - 320 с.

73. Назаров В.Н. Прикладная этика. М.: Гардарики, 2005. - 302 с.

74. Нетрадиционные религии в посткоммунистической России, (круглый стол).- Вопросы философии. № 12,1996.

75. Новые религиозные культы, движения и организации в России. Справочник. М.: РАГС, 1998.-346 с.

76. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Справочник. Белгород: МО МП РПЦ, 1997. - 459 с.

77. Объединенная Церковь Христиан Веры Евангельской http://www.hot.ee/church/ (30.11.2006).

78. Одинцов М.И. Вероисповедные реформы в России (1985-1997 гг.). // Религия и права,- 1999.- №3.

79. Основы социального учения Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня в России. -М., 2003.

80. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000.

81. Основы Философии Объединения М.: МФО, 1996. - 280 с.

82. Официальный сайт Тульской епархии http://tula.eparhia.ru (25.06.2006).

83. Попов Г.В. Тайные культы и учения: пророки, жрецы, адепты. М.: «Крафт+», 2002. -112 с.

84. Порублев Н.В. Культы и мировые религии. М., 1994.

85. Последний Завет. СПб., 1996.

86. Православная Церковь, католицизм, протестантизм, современные ереси и секты в России / под ред. митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. СПб., 1994.-Вып. 1.

87. Пучков И.П., Казьмина О.Е. Религии современного мира. М, 1998.

88. Пчелинцев А.В. Государственно-конфессиональные отношения в тупике? // Свобода религии, нравственность и ответственность в российском обществе. Заокский: «Источник жизни», 2006. - 320 с.

89. Пчелинцев А.В. К вопросу о терминах «традиционная религия» и «секта» // Религия и права. 1999. - № 2.

90. Религии и секты в современной России. Словарь-справочник. Новосибирск, 1997.

91. Религиоведение: Хрестоматия. / Под ред. А.Н. Красникова. М.: Ун-т, 2000. - 800 с.

92. Религиозная ситуация в г. Туле (положение на 1.01.2006г): сборник материалов и статей. Тула, 2006. - 36 с.

93. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика / Сост. К.ю.н. А.В. Пчелинцев, В.В. Ряховский М.: Юриспруденция, 2001. - 848 с.

94. Сайт телекомпании «Плюс 12» http://www.plusl2.ru/lenta/28-09-2004/krishnaisti/ (28.09.2004)

95. Секты против Церкви (Процесс Дворкина) / Составитель A.JI. Дворкин. М.: Издательство Московской Патриархии, 2000. - 736 с.

96. Сорокин П. Главные тенденции нашего времени. М.: Политиздат, 1997. - 254 с.

97. Социальная позиция Протестантских церквей России. М., 2003.

98. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Айрис, 2003. - 640 с.

99. ЮО.Толстой Л.Н. Путь жизни. М.: Республика, 1993. - 430 с.

100. Ю1.Трельч Э. Церковь и секты. / Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии: в 2 ч. Ч. 1- М.: Наука, 1994. - 300 с.

101. Ю2.Трофимчук Н. А. Новые религиозные движения: понятия, критерии / Религия и политика в современной России. М., 1997.

102. ЮЗ.Трофимчук Н.А., Иваненко С.И. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды. М.: Знание, 1991.

103. Тульская епархия против «Общества сознания Кришны» -www.regions.ru/news/2006114 (regions.ru/Новости Федерации). (08.09.2006).

104. Ю5.Фаликов Б. 3. Неоиндуизм и западная культура. / Основы религиоведения. Под ред. Яблокова И.Н. М.: Наука, 1994.

105. Франки В. Психотерапия и религия. СПб.: Речь, 2000. - 286 с.

106. Ю7.Хаббард Л.Р. Современная наука душевного здоровья: Учебник по Дианетике. М., 1993.

107. Ю8.Хабермас Ю., Ратцингер Й. (Бенедикт XVI) Диалектика секуляризации. О разуме и религии. М.: Библейско-богословский институт св.апостола Андрея, 2006. - 114 с.

108. Ю9.Хайдеггер М. Феноменология. Герменевтика. Философия языка. М.: Логос, 1993. -396 с.

109. Ю.Худавердян В.Ц. Современные альтернативные движения. М., 1986.

110. Ш.Шаров В.Г. Религиозные объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. СПб.: Нестор, 2005. - 242 с.

111. Шарыпова И.В. Внекультовая деятельность новых религиозных движений: Социально-философский анализ: Дис. канд. филос. наук -М., 2005.

112. Шахнович М.М. Феноменологическое религиоведение: история и метод. // Очерки по философии и культуре. СПб., 2001.

113. Этика: Энциклопедический словарь. / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. - 671 с.

114. Яшин В.Б. Новые религиозные движения и государство в современной России: некоторые аспекты проблемы // Материалы конференции: Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия (Москва, 22-23 февраля 1999 г.). М., 1999.

115. Bryan R. The Social Impact of New Religious Movements. New York, 1981.

116. Classical Approaches to the Study of Religion // Vol.1. The Hague. Paris, 1973.

117. David Kipnis, Technology and Power. Berlin: Springer-Verlag, 1990.

118. Galanter M., Rabkin J.and Deutsch A. "The Moonies". American Journal of Psychiatry,1979.

119. GandowT. Mun-Bewegung. Muenchen, 1993.

120. Gandow T. Guru Chinmoy und die Sri-Chinmoy-Bewegung. Muenchen, 1993.

121. Glock Ch., Bellah R. The New Religious Consciousness. Los Angeles & London, 1976.

122. Hesselgrave D. Dynamic Religious Movements, Mich.: Grand Rapids, 1978.

123. НШ Daniel G. Stady of Mind development droups, sects and cults in Ontario -Toronto,1980.

124. Hong N, In the Shadow of the Moons. Boston, 1998.

125. LangoneM. Recovery from Cult. -N.Y, 1993.

126. Lifton, R. J. Thought Reform and the Psychology of Totalism. 1991.

127. Muster W. Betrayal of the Spirit. Urbana & Chicago, 1997.

128. Ritchie J. The Secret World of Cults. -1991.

129. Ropp, Harry L Are the Mormon Scriptures Reliable? Illinois: Downers Grove, 1987.

130. Roszak T. The Making of a Counter Culture. -N. Y., 1976.

131. Roszak T. Where the Wasteland Ends. N. Y., 1976.

132. Toffler A. The Third Wave. -N. Y., 1980.

133. Tucker R. Strange Gospels. London, 1989.

134. Wilson B. The Social Impact of New Religious Movements. New York, 1982.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.