Внекультовая деятельность новых религиозных движений: Социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Шарыпова, Ирина Вениаминовна

  • Шарыпова, Ирина Вениаминовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 156
Шарыпова, Ирина Вениаминовна. Внекультовая деятельность новых религиозных движений: Социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Москва. 2005. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Шарыпова, Ирина Вениаминовна

Введение.!.

Глава 1. Внекультовая деятельность НРД как социокультурный феномен.

§. 1 Определение внекультовой деятельности НРД.

§. 2 Модель общественного устройства в вероучительных доктринах новых религиозных движений.

§. 3 Социальные проекты новых религиозных движений.

Глава 2. Основные направления внекультовой деятельности НРД.

§. 1 Благотворительная деятельность новых религиозных движений.

§. 2 Образовательная деятельность новых религиозных движений.

§. 3 Экономическая и финансовая деятельность новых религиозных движений.

§. 4 Миссионерская деятельность НРД: формы и методы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Внекультовая деятельность новых религиозных движений: Социально-философский анализ»

Процессы демократизации нашего общества, изменение отношения государства к религии и религиозным объединениям, правовое решение религиозного вопроса, закрепленное в новом законодательстве, привели к возникновению принципиально новой религиозной ситуации. Религия в современном российском обществе занимает все более важное место и приобретает значение для развития многих общественных процессов: духовных, культурных, правовых, экономических, политических.

Закономерным следствием произошедших изменений явилось значительное увеличение числа конфессий, деноминаций, религиозных направлений. Основной причиной расширения «конфессионального спектра» явился рост нетрадиционной религиозности.

Заметно усилилось влияние новых религий на общество. Изменился сам характер их деятельности. НРД имеют возможность осуществлять не только культовую деятельность, но и внекультовую.

Религиозная деятельность занимает своеобразное место в системе общественной деятельности. Принято выделять два основных вида религиозной деятельности: внекультовую и культовую. Внекультовая реализуется в духовной и практической сферах.

Духовную внекультовую деятельность образуют: разработка религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов теологии, сочинение богословских произведений и т.д.

Практическая внекультовая деятельность включает в себя: производство средств религиозного культа, миссионерство, участие в работе соборов, преподавание богословских дисциплин, управленческую деятельность в религиозных организациях и институтах, пропаганду религиозных взглядов через печать, радио, телевидение и т.д.1.

1 См.: Введение в общее религиоведение: Учебник / Под ред. проф. И.Н. Яблокова. М.: Книжный дом Университет, 2001. С. 277-278.

Современная религиозная ситуация в России в значительной степени определяется деятельностью новых религиозных движений. НРД активно ориентированы на социум. Стремление к расширению своего влияния характерно для большинства религиозных новаций. НРД используют для этого широкий спектр средств пропаганды, межрелигиозных и светских организаций, проектов в сфере образования, СМИ, культуры, бизнеса.

Современные тенденции развития НРД показывают, что эпоха повышенной уличной активности ушла в прошлое. Пик миссионерской деятельности и, следовательно, притока основной массы новообращенных, пришелся на 1993-95 гг. НРД вступили в новый период развития: они дошли до определенного численного уровня и их рост прекратился, а в некоторых религиозных объединениях начал постепенно уменьшаться. Так, по данным Национального духовного собрания Бахай, ежегодный отток активных верующих за последние два-три года составил около 4% К

НРД заняты укреплением своей социальной ниши: скупают недвижимость, обзаводятся политическим и профессиональным лобби: чиновниками, журналистами, юристами. Проводят заметные и эффективные пиаровские акции, заявляют о своих антинаркотических и других социальных программах.

Еще одна современная тенденция - «социальная мимикрия». Ряд НРД регистрируются как общественные, образовательные, культурно-просветительские организации («научное общество», «ассоциация», «фонд», «центр» и т.д.).

На страницах научных и публицистических изданий идут оживленные дискуссии о социальных позициях НРД, их влиянии на общественные институты и безопасность государства.

Внекультовая деятельность НРД неоднозначно оценивается учеными, юристами, представителями государственных органов, общественных

1 См.: Кравчук В. В. Новые религиозные движения в современной России // Религия, политика и права человека, Материалы конференции. М., 2002. С. 207. организаций, традиционных конфессий. Социальная активность последователей НРД (методы миссионерской деятельности, вмешательство в государственную систему образования, финансово-производственная деятельность, лоббирование своих интересов во властных структурах) и элементы социальной деструктивности НРД формируют негативное общественное мнение по отношению к ним, что является источником напряженности в обществе, вносит остроту в межконфессиональные отношения. Часть общества рассматривает нетрадиционную религиозность как фактор угрозы государственной и национальной безопасности.

Существует противоположная точка зрения, согласно которой государство, общество должно использовать духовно-нравственный потенциал НРД, сотрудничая с ними в сфере благотворительности, преодолении асоциальных явлений: преступности, наркомании. Деятельность новых религий правозащитники рассматривают как альтернативную социализацию. Попытки контроля и запрета НРД расценивают как нарушение конституционных гарантий религиозной свободы.

НРД сегодня являются составной частью конфессиональной структуры российского общества и представляют важный объект научного исследования. Актуальность темы определяется тем влиянием, которое оказывают религиозные процессы на все сферы общества. Известный американский социолог религии Дж. Милтон Ингер так определил это влияние: «Религия-это часть системы, которая взаимодействует с экономическими и политическими процессами общества, типами семьи, техникой, природой. Если одна часть системы меняется, это по-разному воздействует на все другие элементы системы»1.

Проведенный автором анализ научной литературы показывает, что внекультовая деятельность НРД как самостоятельная проблема исследована недостаточно. Практически отсутствуют специальные работы, посвященные Цит. по кн.: Митрохин Л.Н. Религиозные культы в США. М.,1984. С. 11. внекультовой деятельности НРД. В большинстве случаев авторы ограничиваются описанием вероучения, культа, структуры, социального состава отдельных религиозных новообразований. Существует потребность в социально-философском осмыслении данной проблемы. Изучение внекультовой деятельности НРД, степень ее влияния на современное общество и отдельную личность представляется важной научной и практической задачей, что и определило выбор темы и содержание диссертационной работы.

Степень научной разработанности проблемы. Появление в странах Западной Европы и США во второй половине XX века НРД, инициировало научный интерес к феномену нетрадиционной религиозности. К настоящему времени в религиоведческой литературе накоплен богатый материал по проблеме НРД. Феномен новых религиозных движений активно исследовался как в отечественном, так и в зарубежном религиоведении. Проблема нетрадиционной религиозности привлекла к себе внимание не только философов-религиоведов, но и социологов, психологов, публицистов, теологов. Позиции зарубежных исследователей в отношении новых культов были неоднозначны и выражали различные точки зрения на изучаемое явление.

Как особый этап эволюции религии, возвращение к изначальному мистицизму, рассматривают процесс зарождения НРД исследования таких специалистов как Х.Кокс, Т.Роззак, М.Килченстайн Они придерживаются точки зрения на органичность формирования новых нетрадиционных культов в контексте основных противоречий современного индустриального общества. Жесткой негативной оценке подвергаются нетрадиционные религии в работах Дж.Макдауэлла и Д.Стюарта, М.Уолтера, В.Хаака, Т.Гандоу, которые рассматривают НРД как психологически, социально, физиологически и духовно опасные «деструктивные культы» 2.

Сох Н. Turning East. N.Y., 1977.; Roszak T. Macking the counter-culture. N.Y., 1976.; Kulchenstein M. Extremes of the contemprory communal frontiers utopias: The American experience. N.Y., 1978.

2Макдауэлл Д., Стюарт Д. Обманщики. Во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей. М., 1995.; Уолтер М. Царство культов. М., 1993. ; Haak M. F. Jugendreligionen Ursachen trends, reaktionen. München, 1979.; Гавдоу T. Империя преподобного Муна. M.; Клин, 1995.

Противоположного подхода придерживаются такие исследователи, как Д.Белл, Э.Тоффлер1, считая, что индустриальное общество переживает необратимые изменения, а новые религии представляют собой ростки будущего общества. Историк и феноменолог религии М.Элиаде 2, видел в религиозных новациях зарождение новой духовности, новой культурной парадигмы.

Проблему взаимодействия нетрадиционной религиозности и общества исследует А.Баркер3.

В отечественном религиоведении проблема нетрадиционной религиозности рассматривалась в трудах В. Г. Балагушкина, И.Р.Григулевича, П.С. Гуревича, Л.Н.Митрохина, Д.Е Фурмана, К. Привалова и др 4.

Исследование данного феномена велось в основном на зарубежном материале и посвящалось анализу причин возникновения и особенностям НРД. Авторы видели в нетрадиционной религиозности прежде всего свидетельство глубокого кризиса западного общества.

В 1990-е гг. объектом изучения становятся преимущественно религиозные новообразования, действующие в России. В работах известных ученых Н. А. Трофимчука, И. Я. Кантерова, Е. Г. Балагушкина, М.П. Мчедлова, Л. И. Григорьевой 5 и других исследователей достаточно подробно рассматривается феномен новых религиозных движений и его роль в

1 Bell D. The coming of post-industrialen society. N.Y., 1973.; Toffler A. The third wave. N. Y., 1990.

2 Элиаде M. Моды культуры и история религий // Философские науки. 1995. № 5-6.

Баркер А Новые религиозные движения. Спб: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 1997 4

Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в странах Запада и их влияние на молодежь. М., 1980; Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий: истоки, сущность, влияние на молодежь Запала М., 1984; Грнгулевич И.Р. Пророки «новой истины». Очерки о культах и суевериях современного капиталистического мира. М., 1983; Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм? М.,1984; Гуревич И.С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. М .1985; Митрохин Л.Н. Религиозные культы в США. М., 1984; Митрохин Л.Н. Религии «нового века». M., 1985; Фурман Д.Е. Трагедия Джонстауна и американские секты // США: экономика, политика, идеология. 1979. №6; Фурман Д.Е. Религия и социальные конфликты в США. М., 1981;Привалов К. Секты - досье страха М., 1987.

Трофимчук H. А. Новые религиозные движения: понятия, критерии // Религия и политика в современной России. М., 1997. С. 57- 66; Новые религиозные культы, движения и организации в России. Словарь-справочник. М., 1998; История религий в России: Учебник/ Под общ. ред. Н. А. Трофимчука. - М., 2001; Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в США и России: сравнительный анализ // Религиоведение. 2201. № 1; Балагушкин Е.Г. Новые религии как социокультурный и идеологический феномен //ОНС. 1996. № 5. С. 90-100; Религии народов современной России: Словарь / Под ред. М.П. Мчедлова. M., 1999. Григорьева Л. И. Религии «нового века» и современное государство. Социально-философский очерк. Монография. Красноярск,2002. современной религиозной жизни общества. Авторы исследуют причины появления НРД, их социальную базу, общие особенности, культовую и внекультовую практику.

Значительное число современных научных исследований посвящено изучению отдельных новых религиозных движений: Кузнецова Т.Н. Церковь Объединения: вероучение, образ жизни, религиозная практика. М., 1997; Бакланова Г.Ю. «Православная церковь Божией Матери «Державная» как социально-религиозный феномен». М., 1999; Петрова В.В. «Вера Бахай: основы вероучения, культовая практика (социально-философский анализ)». М., 2002.; Кукушкина Г.А. «Церковь Саентологии: основы вероучения, культовая и внекультовая практика (социально-философский анализ)». М., 2003 и др.

В последние годы появились интересные научные работы, затрагивающие те или иные аспекты НРД. В диссертации В.И. Ибрагимова «Новые религиозные движения в духовной жизни современного общества» исследуется феномен НРД как социальной проблемы духовной безопасности общества, большое внимание уделяется социальной обусловленности их появления Диссертация Т.А. Бажан 2 посвящается истории и современным тенденциям оппозиционной религиозности. Автором исследованы механизмы, формирующие оппозиционность религиозных объединений.

Деятельность НРД рассмотрена в контексте проблем обеспечения безопасности общества и личности, необходимости совершенствования государственно-правового регулирования религиозных процессов в современной России. Работа В.А. Вовченко 3 исследует специфику отношений религиозных новообразований с традиционными конфессиями, в частности с РПЦ. Рассмотрены причины, особенности и характер отношения РПЦ к НРД, историческое становление этих отношений и их состояние на рубеже XX - XXI

Ибрагимов В.И. Новые религиозные движения в духовной жизни современного общества. Дис. .к. ф. н. Н. Новгород, 2001.

2 Бажан Т.А. Оппозиционная религиозность в России: социально-философский анализ. Дис. .д. ф. н. М., 2003.

3Вовченко В.А. Позиции в Русской Православной Церкви по отношению к новым религиозным движениям: история развития и современное состояние. Дис. .к. ф. н. М., 2003. веков. В диссертационном исследовании Т.В. Томаевой 1 предпринята попытка рассмотрения ряда проблем, связанных с религиоведческой экспертизой НРД: принципы правовой регламентации религиоведческой экспертизы на современном этапе, природа и признаки, условия и специальные методы ее проведения, предмет и объект экспертизы, статус эксперта. Дан анализ отечественного и зарубежного опыта религиоведческой экспертизы.

Ряд работ посвящены исследованию социальных процессов в российском обществе, связанных с появлением НРД, проблеме национальной безопасности и деструктивным проявлениям религиозных новообразований2.

Особый круг литературы составляют конфессиональные и светские издания, характеризующиеся негативным отношением к изучаемому феномену3.

Ряд работ, опубликованных в последние годы, носит явно апологетический характер 4.

Подводя итог анализа исследовательской литературы, посвященной НРД, следует отметить отсутствие комплексного исследования внекультовой деятельности НРД. Исходя из актуальности проблемы, принимая во внимание неполноту ее разработанности, необходимо целостное осмысление омаева Т.В. Особенности процесса формирования новых религиозных учений. Методологические и практические аспекты. Дис. .к. ф. н. М., 2003.

2Трофимчук H.A. Человек в нетрадиционных культах: свобода и тоталитарный контроль? //Наука, религия, гуманизм. М., 1996; Филимонов Э.Г. Нетрадиционные культы тоталитарной направленности как фактор угрозы безопасности личности и общества. //Религия, церковь в России и за рубежом. М., 1995. №5. С. 37-47; Полищук Ю.И. Психические нарушения, возникающие у людей, вовлеченных в деструктивные религиозные секты. //Религия, церковь в России и за рубежом. М., 1995. №5. С. 67-73; Жириновский В.В., Кривельская Н.В. Псевдохристианские религиозные организации России. M., 1997; Кривельская H.B. Тоталитарные секты, свобода совести, здоровье и безопасность. //Безопасность. М., 1997. №1/2; Кантеров И. Я. «Деструктивные», «тоталитарные». и далее везде.//Религня и право. 2002. №1.

3Кураев А. Все ли равно как верить?: Сборник статей по сравнительному богословию. М., 1994; Медведев М.Ю. Пять дней в Орхусе, или православный взгляд на «новую духовность». Пермь, 1995; Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М., 1996; Новые религиозные организации в России деструктивного и оккультного характера: Справочник. Белгород, 1997; Кривельская Религиозная экспансия против России. M. 1998; Дворкин А.Л. Сектоведение. Опыт систематического исследования. Н.Новгород.,2002. 4

Филатов С.Б. Нет свободы без свободы совести // Религия и демократия. М., 1996;

Иваненко С.И. Кришнаиты в России: правда и вымысел. M., 1998; Фаликов Б. НРД: проблемы религиозного статуса (на примере саентологии) // Религия и право. 2001. № 2; Крылова Г. Саентология-религия или коммерция? // Религия и право. 2001. № 2; Индуистские религиозные и духовно - просветительские организации в России: Справочник / Сост. Иваненко С.И. M., 2003. внекультовой деятельности НРД.

Объектом диссертационного исследования являются новые религиозные движения в России. Под новыми религиозными движениями понимаются религии впервые возникшие на территории России за последние несколько десятилетий. В диссертации использовался материал по более чем 10 религиозным объединениям, среди которых Церковь Саентологии, Вера Бахай, Общество сознания Кришны, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, Церковь Объединения, Церковь Божией Матери «Державная», Церковь Последнего Завета. Критерием отбора НРД для исследования является частота упоминаний в СМИ, выявленная на основе контент-анализа наиболее посещаемых сайтов Интернета, а также многотиражных печатных изданий за последние года.

Предмет исследования - внекультовая деятельность НРД и ее основные направления: благотворительная, образовательная, экономическая, миссионерская.

Актуальность темы, ее сложность и дискуссионность, а также недостаточная разработанность проблемы обусловливает цель и задачи исследования. Цель и задачи исследования. Основной целью работы является социально -философское исследование внекультовой деятельности НРД в России. Рамки исследования ограничены современным периодом отечественной истории (90-е гг. XX в.- начало XXI в.). В процессе анализа внекультовой деятельности автор обращается к зарубежному опыту исследования нетрадиционной религиозности.

В соответствии с поставленной целью в диссертации определены следующие задачи:

- уточнить понятие внекультовой деятельности НРД;

- раскрыть основные направления внекультовой деятельности НРД, выявив их специфику;

- показать потенциал влияния внекультовой деятельности НРД на различные стороны общественной жизни, общественного сознания и на религиозную ситуацию в России;

- изучить формы и методы миссионерской деятельности;

- выявить определяющее влияние религиозных догматов, социальных доктрин на практическую деятельность последователей НРД;

- исследовать социальную активность НРД с точки зрения целей, задач, возможных последствий деятельности для государства, общества, отдельной личности;

-проанализировать опыт государственно-правового регулирования внекультовой деятельности НРД.

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования. В качестве теоретико - методологической основы диссертационного исследования использованы труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные НРД. Цель и задачи исследования определили его методологическую базу. При изучении проблемы автор исходил из принципов историзма, диалектической взаимосвязи и социальной обусловленности явлений, ставших предметом исследования, научной объективности. В диссертации применен системный подход к анализу данного явления. В качестве дополнительных методов в исследовании были использованы методы индивидуального наблюдения, интервьюирования, с помощью которых был накоплен и обобщен фактический материал. Источниковая и эмпирическая база исследования включает:

- философскую, историческую, религиоведческую литературу, посвященную новым религиозным движениям;

-изучение и анализ вероучительной литературы, аудио- и видеоматериалов;

- статистические данные, представленные НРД;

- материалы периодических изданий отдельных НРД;

- результаты исследований диссертанта в отдельных НРД, а также личные наблюдения;

- интервью и беседы с отдельными последователями Общества сознания Кришны, Веры Бахай, Церкви Саентологии, Церкви Объединения, Церкви

Божией Матери «Державная» и др.

Научная новизна исследования. Внекультовая деятельность НРД не рассматривалась ранее как отдельный объект исследования. Существенным компонентом новизны исследования является постановка вопроса об актуальности изучения внекультовой деятельности НРД и ее влияния на социальные институты, общество в целом. Впервые заявлена данная тема в качестве научного исследования.

Основные результаты исследования, полученные лично автором:

- впервые предпринят целостный социально-философский анализ внекультовой деятельности НРД.

- изучены и охарактеризованы основные направления внекультовой деятельности НРД, выявлены особенности каждой из них;

- комплексно исследована миссионерская деятельность НРД как фактор социального влияния;

- проанализированы на конкретном материале социальные проекты НРД и определено их влияние на различные сферы общественной жизни;

- исследована модель общественного устройства в социальных доктринах НРД;

- осуществлен анализ государственно-правового регулирования внекультовой деятельности НРД.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее содержание и выводы могут быть использованы в исследованиях, посвященных НРД, специфике современной религиозной ситуации в России.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов диссертационного исследования в религиоведческих курсах, а также при чтении спецкурсов по религиоведению, посвященных НРД. Материалы диссертации могут быть востребованы государственными органами, занимающимися вопросами религиозных организаций.

Апробация исследования. Результаты исследования представлены на научных конференциях и использованы для разработки спецкурса «Новые религиозные движения, культы в современной России», который читается с 2002 г. в Вологодском государственном техническом университете; лекций по религиоведению в филиале Северо-Западной академии государственной службы в г. Вологда. В 2003 г. соискатель приняла участие в составлении информационно-справочного сборника «Новые религиозные движения, организации и культы в Вологодской области». Основные положения диссертационного исследования изложены соискателем в научных публикациях общим объемом 1.5 п.л. Диссертация обсуждена на заседании кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Шарыпова, Ирина Вениаминовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изменение конфессиональной структуры России, рост и активная социальная деятельность НРД, их влияние на общественно-политическую жизнь общества значительно раздвинули рамки религиоведческих исследований.

Роль и место нетрадиционных религий в социуме является одной из наиболее дискуссионных проблем современного религиоведения. Внекультовая деятельность НРД неоднозначно оценивается представителями властных структур, общественностью, учеными.

Изучение внекультовой деятельности НРД в современном российском обществе важно в плане выявления взаимозависимости религиозного и социального фактора в целостном процессе развития общества.

Анализ внекультовой деятельности НРД показывает, что различные ее направления несут в себе определенный потенциал способный влиять на все сферы общества и оказывать воздействии на социокультурные процессы в стране.

Должное внимание заслуживают формы и методы миссионерской деятельности НРД в связи с динамичным ростом и социальным составом, включающим молодежь и наиболее интеллектуальные слои населения. Последователи НРД, не нашедшие себя в так называемом основном обществе, которое кажется им несправедливым, чрезмерно прагматичным, видят в нетрадиционной религиозности возможность «альтернативной социализации».

Исследование внекультовой деятельности НРД позволяет сделать вывод о значительном политическом потенциале и социальной активности НРД, выдвигающих собственные социально-политические парадигмы и ценностные ориентиры, чаще всего альтернативные существующим в обществе.

По целому ряду вопросов существуют догматические расхождения между НРД и государством, обществом: сфера образования, здравоохранения, семейные отношения, политические установления и т.д.

Усвоение вероучительных установок НРД, основанных на отказе от традиционных ценностей (национальных, культурных, патриотических), оказывает влияние на мировоззрение, ценностные критерии последователей и ведет к отчуждению от социального окружения.

Деятельность НРД становится все более социально-ориентированной и направленной на расширение собственного влияния. Помимо культовой практики НРД занимаются благотворительностью, религиозным образованием, финансово-экономической деятельностью, сотрудничают с органами государственной власти и органами местного самоуправления, армией и органами правопорядка, общественными объединениями.

НРД берут на себя выполнение общественно-значимых задач, предлагая свои решения основных проблем общества - безграмотности, безнравственности, преступности, наркомании.

Необходимо отметить, что все благотворительные, образовательные программы и социально-экономические проекты НРД, имеют миссионерскую направленность и носят, по большей части, коммерческий характер.

Учитывая, что деятельность НРД в реализации общественно-полезных программ до настоящего момента в России не имеет официальной оценки, существует необходимость создания независимых, компетентных экспертных комиссий, выводы которых позволили бы составить объективное представление о социальных проектах религиозных организаций. Важной задачей данных экспертных комиссий явилось бы определение псевдорелигиозных организаций, использующих социальную активность для коммерческих, криминальных и иных целей.

Особую обесцокоенность вызывают те направления деятельности религиозных организаций, связанные с конфронтацией по отношению к принятым в обществе порядкам (приемы миссионерской деятельности, вмешательство в государственную систему образования, финансово-производственная деятельность).

Таким образом, зарубежный и российский опыт взаимодействия государства, общества с НРД показывает, что особое внимание необходимо уделить проблеме профилактики возможной асоциальной деятельности НРД. Существует потребность в выработке научно-обоснованных рекомендаций по упреждению и преодолению ее негативных социальных проявлений.

Далеко не все НРД ориентируются на деструктивные формы поведения. Государство должно поддерживать те формы социальной активности НРД, которые направлены на благо общества: благотворительные проекты, антинаркотические программы и другие общественно- значимые начинания.

Религиозный плюрализм является неотъемлемой чертой демократического общества. В связи с тем, что Россия является поликонфессиональным государством, особое значение приобретает проблема совершенствования системы государственно-правового регулирования религиозных процессов и отношений. Государственная вероисповедная политика должна, с одной стороны, опираться на международные нормы в области прав человека, с другой стороны, отвечать национально-государственным интересам России.

145

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шарыпова, Ирина Вениаминовна, 2005 год

1. Конституция Российской Федерации (с изменениями от 9 июня 2001 г.). СПб., 2001. 64 с.

2. Федеральный Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. № 1Э5-ФЗ //Рос. газета. 1995. 17 авг. С. 4.

3. Федеральный Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» от 24 июня 1999 г. № 121-ФЗ //Рос. газета. 1995. 28 июня. С. 3-7.

4. Федеральный Закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 31 декабря 1999 г. № 228-ФЗ //Рос. газета. 2000. 5 янв.

5. Федеральный Закон «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г. //Сов. Россия. 1990. 10 нояб.

6. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ // Рос. газета. 1997. 1 окт. С. 3-4.

7. Федеральный Закон «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 //Рос. газета. 1992. 8 февр.

8. Федеральный Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 // Рос. газета. 31 июля. С.3-6.

9. Новое законодательство России о свободе совести и о религиозных объединениях. Сборник нормативных актов / Сост. А.В.Пчелинцев. М., 1998. 346 с.

10. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика / Сост. А.В.Пчелинцев, В.В. Ряховский. М.: Юриспруденция, 2001. 448 с.

11. Научные публикации, источники НРД, конфессиональная литература

12. Абдул-Баха Парижские беседы. СПб., 1999. 160 с.

13. Архимандрит Августин (Никитин) Саентологическая Церковь // Миссионерское обозрение. 1998. № 11. С.15-19; № 12. С.16-19; 1999. № 1. С.11-14; №2. С.11-13.

14. Астрова Р.М. Особенности распространения новых религий в современных условиях наукограда (г. Жуковский) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1999. № 1. С. 2728.

15. Бакланова Г.Ю. Политические судьбы России в интепретации духовных лидеров Богороднического движения // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1999. № 1. С. 4452.

16. Балагушкин Е.Г. Критика идеологии и практики современного кришнаизма. М.,1984. 64 с.

17. Балагушкин Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий: истоки, сущность, влияние на молодежь Запада. М., 1984. 286 с.

18. Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России. Часть 1. М.,1999. 244 с.

19. Балагушкин Е.Г. Новые религии как социокультурный и идеологический феномен //ОНС. 1996. № 5. С. 90-100.

20. Баранников В.П. Динамика религиозности в информационном обществе / Баранников В.П., Матронина Л.Ф. // Социс. 2004. № 9. С. 102-107.

21. Баркер А. Новые религиозные движения. СПб: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1997. 282 с.

22. Баха-Улла. СПб., 1992. 29 с.

23. Бизнес и этика. Антология материалов Европейского Бизнес Форума Бахай на русском языке. 37 с.

24. Буайе Ж. Империя Муна. М., 1990. 352 с.

25. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-Гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст, 1986. 832 с.

26. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада По ту сторону рождения и смерти. М.: Можайск-Терра, 1999. 64 с.

27. В клещах саентологии //Народное образование. 2003. № 2. С. 217-226; № 4. С. 237-244.

28. Вайшнавский Университет // Гауранда-news. 2003. №2. 8 с.

29. Введение в общее религиоведение: Учебник / Под ред. проф. И.Н. Яблокова. М.: Книжный дом Университет, 2001. 576 с.

30. Волобуева М. Новый институт религиозного лидерства в России. Судебно-религиоведческий анализ // Религия и право. 2001. № 4. С. 24-27.

31. Всемирный Дом Справедливости. Послание к Ризвану в Европе. 153 с.

32. Вудсток // Гауранда-news. 2003. № 2. 8 с.

33. Галицкая И.А. Новые религиозные культы и школа / Галицкая И.А., Метлик И.В. М., 2001. 160 с.

34. Гомульский JI. Пути развития межконфессионального взаимодействия в благотворительной деятельности // Материалы научно-практической конференции «Свобода совести и обеспечение межрелигиозного взаимопонимания» М., 2001. С. 111-113.

35. Государство и религии: актуальные проблемы образования // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень № 3(27). М.: Изд-во РАГС, 2001. С. 3-29.

36. Григорьева Л.И. Новые религиозные движения и государство в современной России // Законодательство о свободе совести и правоприменительная практика в сфере его действия. Материалы семинаров. Ноябрь-декабрь 2000 г., Москва. М., 2001. С. 90-96.

37. Григорьева Л. И. Религии «нового века» и современное государство. Социально-философский очерк. Монография. Красноярск, 2002. 400 с.

38. Григорьева Л.И. Церковь Последнего Завета («Секта Виссариона Христа Минусинского») // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 1998. №5(17). С. 26-39.

39. Григулевич И.Р. Пророки « новой истины». М., 1983. 303 с.

40. Грушинский фестиваль // Гауранда-news. 2003. № 3. 8 с.

41. Гуревич П.С. Возрождение мистицизма. М., 1996. 302 с.

42. Даценко Р.И. Современная школа и нетрадиционные религии и культы // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1999. № 1. С. 103-104.

43. Дональд К. Джарвис. Образование, академические исследования и Церквовь Иисуса Христа Святых последних дней // Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России. М., 2002. С. 146-155.

44. Европейская рабочая группа по вопросам семьи под руководством Европейской коллегии советников. Материалы «МОЙ ДОМ». М., 2001. 72 с.

45. Ембулаева JI.C. О некоторых факторах и тенденциях в деятельности нетрадиционных культов в России // Религия, церковь в России и за рубежом. М., 1995. № 5 С. 43-47.

46. Ефимов И. Современное харизматическое движение сектанства. М.,1995. . 319 с.

47. Зуев C.B. Опыт межконфессионального взаимодействия Международного Общества Сознания Кришны // Материалы научно-практической конференции «Свобода совести и обеспечение межрелигиозного взаимопонимания». М., 2001. 120 с.

48. Иваненко С.И. Кришнаиты в России: правда и вымысел. М., 1998. 296 с.

49. Иваницкий А. Анализ масштабов распространения и деятельности новых религиозных организаций // Миссионерское обозрение. 1997. №11. С. 16-20.

50. Индуистские религиозные и духовно просветительские организации в России: Справочник /Сост. Иваненко С.И. М., 2003. 200 с.

51. Исполатова E.H. Студенты и тоталитарные секты: социально-психологическое исследование / Исполатова E.H., Чернобаева А.И. // Тоталитарные секты-угроза 21 века. Н. Новгород, 2001. С. 239-245.

52. Кантеров И. Я. «Деструктивные», «тоталитарные». и далее везде.//Религня и право. 2002. №1. С. 27-29.

53. Кантеров И.Я. Новые религии в России и молодежь (о деятельности религиозных объединений среди молодежи) // Свеча-97. Архангельск, 1997. С.51-67.

54. Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в США и России: сравнительный анализ // Религиоведение. 2001. № 1.

55. Кравчук В.В. Государство и новые религиозные движения: европейский опыт // Законодательство о свободе совести и правоприменительная практика в сфере его действия. Материалы семинаров. Ноябрь-декабрь 2000 г., Москва. М., 2001. С. 82-89.

56. Кравчук В. В. Новые религиозные движения в современной России // Религия, политика и права человека, Материалы конференции. М., 2002. С. 203214.

57. Кривельская Н.В. Причины распространения в России деструктивных религиозных организаций // Миссионерское обозрение. 1999. № 3. С. 3-10.

58. Кривельская Религиозная экспансия против России. М., 1998. 152 с.

59. Кривельская Н.В.Секта: угроза и поиск защиты. М., 1998. 268 с.

60. Крылова Г. Саентология-религия или коммерция? // Религия и право. 2001. №2. С. 10-17.

61. Кудрина Т.А. Благотворительная деятельность и социальное обслуживание // Вероисповедная политика Российского государства. М.,2003. С. 102-110.

62. Кудрина Т.А. Образование и проблемы взаимодействия государства и религиозных объединений // Вероисповедная политика Российского государства. М.,2003. С. 110-125.

63. Кукушкина Г.А. Шарлатанство или прагматизм? // Материалы научно-практической конференции «Свобода совести и обеспечение межрелигиозного взаимопонимания» М., 2001. С. 129-134.

64. Куликов И. Метастазы оккультизма в системе образования // Миссионерское обозрение. 1999. № 8. С. 4-10; № 9. с. 5-10; № 10. С. 5-10.

65. Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. М., 2000. 464 с.

66. Курсы ведической культуры // Гауранда-news. 2003. №2. 8 с.

67. Лопаткин P.A. Процессы в религиозной сфере жизни современного российского государства // Вероисповедная политика Российского государства. М., 2003. С. 58-76.

68. Макдауэлл Д. Обманщики. Во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей / Макдауэлл Д., Стюарт Д. М., 1993. 224 с.

69. Мамонов В.В. Деятельность общественных и религиозных объединений в РФ // Право и политика. 2003. № 4. С. 98-103.

70. Милосердие. Учеб. пособие /Под ред. М.П. Мчедлова. М.: РОССПЭН, 1998. 214 с.

71. Миней Р. Необходимость обучения разным религиям // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. Материалы конференции. М., 1999. С. 125-127.

72. Мировой порядок по кришнаитски // Прозрение. 1998. №1. С. 64-69.

73. Митрохин Л.Н. Религии «нового века». М.: Советская Россия, 1985. 157 с.

74. Митрохин Л.Н. Философия религии. М., 1993. 414 с.

75. Михеев Р.И. Роль религиозных организаций в предупреждении преступлений / Михеев Р.И., Владимиров Д.А. // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. Материалы конференции. М., 1999. С.102-105.

76. Московские нама-хатты //Гауранда-news. 2003. № 2. С.6.

77. Мчедлов М.П. Об особенностях мировоззрения верующих в постсоветской России. Некоторые результаты социологического мониторинга // Десять лет по пути свободы совести. Материалы научно-практического семинара. М., 2002. С. 21-29.

78. На природу со святым именем // Гауранда-пе\УБ. 2003. № 3. С. 7.

79. Найгард Д. Религиозное образование в плюралистических обществах: цели и дилеммы // Материалы научно-практической конференции «Свобода совести и обеспечение межрелигиозного взаимопонимания» М., 2001. С.65-68.

80. Народы и религии мира: Энциклопедия. М.: Большая Рос. Энциклопедия. 2000. 928 с.

81. Неокульты: «новые религии» века? / Е.С. Прокошина, Т.П. Короткая, И.Ф. Рекуц А.А. Титовец и др.; Под ред. А.С. Майхровича. Мн., 2002. 240 с.

82. Никитченко Е. Э. Образ новых религий в средствах массовой информации // Религия, политика и права человека. Материалы конференции. М., 2002. С. 215227.

83. Новые религиозные культы, движения и организации в России. Словарь-справочник. М., 1998. 346 с.

84. Новые религиозные организации в России деструктивного и оккультного характера: Справочник. Белгород, 1997. 459 с.

85. Обещание мира во всем мире. Заявление Всемирного Дома Справедливости к народам мира. М., 1998. 24 с.

86. Овсиенко Ф.Г. Религия // Политическая энциклопедия: в 2-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1999. С. 346-348.

87. Панарин И.Н. Информационная война и мир / Панарин И.Н., Панарина Л.Г. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. 384 с.

88. Петрова В.В. Общественно-политические причины возникновения бабизма и трансформация его в веру Бахай // Материалы научно-практической конференции «Свобода совести и обеспечение межрелигиозного взаимопонимания» М., 2001. С. 135-139.

89. Петрова B.B. Сегодняшнее лицо Веры Бахай // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. М., 2002. №1(29). С. 36-46.

90. Перкинс М. Вера Бахай / Перкинс М., Хейнсворт Ф. М., 1993. 94 с.

91. По милости Божеств // Гауранда-news. 2003. № 2. С. 4-5.

92. Подопригора P.A. Государство и религиозные организации в сфере образования: зарубежный опыт // Религия, политика и права человека. Материалы конференции. М., 2002. С. 164-175.

93. Полищук Ю.И. Психические нарушения, возникающие у людей, вовлеченных в деструктивные религиозные секты // Религия, церковь в России и за рубежом. М., 1995. №5. С. 67-73.

94. Посельский С.М. Взгляд Бахай на изучении религии в школе // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. Материалы конференции. М., 1999. С. 121-124.

95. Праздники и фестивали // Гауранда-news. 2003. № 2. С. 3.

96. Привалов К. Секты досье страха М., 1987. 191 с.

97. Пронин И.П. Психологические аспекты влияния деструктивных культов на личность // Вопросы психологии. 2003. №6. С.81-93.

98. Религии народов современной России: Словарь /Под ред. М.П. Мчедлова. М., 1999. 624 с.

99. ЮО.Религиозные объединения Московской области: Справочник. М., 1998. 431 с.

100. Религиоведение: учеб. пособие и учеб. словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарика, 2002. С. 536 с.

101. Свищев М.П. Стратегия и методы деятельности миссионерских организаций // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1998. № 3-4. С. 109-122.

102. Свобода. Специальный выпуск газеты Хорошие новости. 2002. С. 4.

103. Совершенные вопросы, совершенные ответы. Бхактиведанда бук траст, 1991. 111 с.

104. Субботний клуб // Гауранда-news. 2003. № 3. С. 7.

105. Так распорядились Божества. Интервью лидера московской санкиртаны Авирхотры даса //Гауранда-news. 2003. № 2. С. 7.

106. Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. М., 1998. 272 с.

107. Ткачева A.A. «Новые религии» Востока. М., 1991. 216 с.

108. Томаева Т. Культы, религия и насилие // Религия и право. 2002. № 2. С. 45.

109. Томаева Т.В. Методологические принципы религиоведческой экспертизы // Религия, политика и права человека. Материалы конференции. М., 2002. С. 275-294.

110. Томаева Т. В. Об экспертизе «новых религий» // Религия и право. 2001. № 4. С.20-23.

111. Трофимчук H.A. Духовная экспансия // НГ религии. 2000. 29 нояб. (№ 22).

112. Трофимчук Н. А. Новые религиозные движения: понятия, критерии // Религия и политика в современной России. М., 1997. С. 57- 66;

113. Трофимчук H.A. Религия и проблемы национальной безопасности России //Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. М., 2002. № 1 (29). С. 3-9.

114. Трофимчук H.A. Чего добиваются борцы с «сектами» //Религия и право. 1999. №6. С.20-21.

115. Трофимчук H.A. Миссионерская деятельность в системе политических отношений /Трофимчук H.A., Свищев М.П. // Социология власти. 1998. №2-3. С. 92-165.

116. Трофимчук H.A. Экспансия /Трофимчук H.A., Свищев М.П. Челябинск, 2004. 217 с.

117. Университет «Нур»: обучение нового поколения лидеров //ONE COUNTRY. Бюллетень Международного Сообщества Бахай / апрель-июнь 2002. №2. С. 13.

118. Уолтер М. Царство культов. СПб., 1992. 352 с.

119. Фаликов Б. НРД: проблемы религиозного статуса (на примере саентологии) // Религия и право. 2001. № 2. С. 8-10.

120. Филатов С.Б. Современная Россия и секты // Иностранная литература. 1996. №8. С. 201-219.

121. Филимонов Э.Г. Нетрадиционные культы тоталитарной направленности как фактор угрозы безопасности личности и общества //Религия, церковь в < России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. М.,1995. №5. С. 37-47.

122. Филиппов Ю.В. Учения «новых» и традиционных религий: сходство и различия // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. М., 2003. №2. С. 121-139.

123. Фурман Д.Е. Религия и социальные конфликты в США. М., 1981. 256 с.

124. Харинама спасение для Москвы // Гауранда-news. 2003. № 38. С. 5.

125. Хвыля-Олинтер А.И. Опасные тоталитарные формы религиозных сект / Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. М., 1996. 83 с.

126. Хэтчер У.С. Новая мировая религия Вера Бахай / Хэтчер У.С., Мартин Д.Д. СПб., 1995. 338 с.

127. Шахов М.О. О принципах государственного содействия деятельности религиозных организаций // Религия и право. 2001. № 4. С. 28-30.

128. Шеффер У. Вера Бахай: секта или религия? СПб., Единение. 2003. 48 с.

129. Элбакян Е.С. Церковь Иисуса Христа святых последних дней: прошлое и настоящее // Религиоведение. 2003. №4. С.23-37.

130. Яшин В.Б. Новые религиозные движения и государство в современной России: некоторые аспекты проблемы // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. Материалы конференции. М., 1999. С.54-56.1. Диссертации

131. Бажан Т.А. Оппозиционная религиозность в России: социально-философский анализ. Дис. .д. ф. н. М., 2003.

132. Бакланова Г.Ю. Православная Церковь Божией Матери «Державная» как социально-религиозный феномен. Дис. к. ф.н. М., 1999.

133. Вовченко В.А. Позиции в Русской Православной Церкви по отношению к новым религиозным движениям: история развития и современное состояние. Дис. .к. ф. н. М., 2003.

134. Григорьева Л.И. Нетрадиционные религии в современной России: социальная природа и тенденции эволюции. Дис. .к. ф. н. М., 1994.

135. Григорьева Л.И. Религии «Нового века» в современной России: социально-философский анализ. Дис. .д. ф. н. М., 2000.

136. Жуков A.B. Церковь Объединения: вероучение, идеология, практика. Дис. . .к.ф.н. СПб., 1995.

137. Ибрагимов В.И. Новые религиозные движения в духовной жизни современного общества. Дис. .к.ф.н. Н. Новгород., 2001.

138. Колосов Д.Ю. Сущность и специфика современных нетрадиционных религий. Дис. .к.ф.н. М., 1994.

139. Кузнецова Т.Н. Церковь Объединения: вероучение, образ жизни, религиозная практика. Дис. .к.ф.н. М., 1997.

140. Кукушкина Г.А. Церковь Саентологии: основы вероучения, культовая и внекультовая практика (социально-философский анализ). Дис. .к.ф.н. М., 2003.

141. Манченко Д.Н. Религии «нового века» в контексте культуры постмодерна. Дис. .к.ф.н. М., 2002.

142. Петрова В.В. Вера Бахай: основы вероучения, культовая практика (социально-философский анализ). Дис. .к.ф.н. М., 2002.

143. Томаева Т.В. Особенности процесса формирования новых религиозных учений. Методологические и практические аспекты. Дис. .к. ф. н. М., 2003.

144. Филиппов Ю.В. Традиции и инновации в НРД (на примере групп, представленных в г. Москве). Дис. .к.и.н. М., 2002.

145. Литература на иностранных языках

146. Bell D. The coming of post-industrialen society. N.Y., 1973.

147. Cox H. Turning East. N.Y., 1977.

148. Kulchenstein M. Extremes of the contemprory communal frontiers utopias: The American experience. N.Y., 1978.

149. Haak M. F. Jugendreligionen Ursachen trends, reaktionen. München, 1979.

150. Roszak T. Macking the counter-culture. N.Y., 1976.

151. Toffler A. The third wave. N. Y., 1990.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.