Социальная память как основа нравственности человека тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Давлетшина, Дамира Галимзяновна

  • Давлетшина, Дамира Галимзяновна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 146
Давлетшина, Дамира Галимзяновна. Социальная память как основа нравственности человека: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Уфа. 2007. 146 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Давлетшина, Дамира Галимзяновна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ И НРАВСТВЕННОСТИ.

§ 1. Культурно-исторический аспект развития человека и общества.

§ 2. Нравственная память как форма социальной памяти.

ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ГОРИЗОНТЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ.

§ 1. Историческое и нравственное сознание в их отношении к социальной памяти.

§ 2. Социальная память и проблема воспитания историей.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальная память как основа нравственности человека»

Актуальность темы диссертации обусловлена следующими положениями. Во-первых, в современной социальной философии категория социальной памяти становится всё более значимой. Это связано, прежде всего, с переосмыслением статуса субъекта и переоценкой его значения в социальных процессах. Если раньше память была направлена исключительно на воспроизведение прошлого, то теперь она связывается с актуализацией настоящего и будущего в сознании.

Память как инструмент познания традиционной культуры, как хранилище её сущностного содержания во многом не востребована современным человеком, который предпочитает руководствоваться в основном прагматическими и эмпирическими мотивами в жизнедеятельности.

Во-вторых, в эпоху поисков российским обществом культурной и духовной идентичности, отсылающей нас к идее всеединства и самобытного «Я», особую значимость приобретает анализ оснований единства исторического и нравственного компонентов социальной памяти. С этой точки зрения социальная память рассматривается как феномен, способный преодолеть разорванность сознания субъекта на отдельные фрагменты.

В-третьих, системообразующим элементом, объединяющим социальную и историческую память, выступает сам человек, общество, человечество. Субъект, сочетая в себе временное и вечное, постоянно конструирует своё отношение к природному и социальному миру и в данном двустороннем диалоге определяющее значение принадлежит социальной памяти.

В-четвертых, социальная память наиболее проявляется в такие моменты развития социальной системы, когда происходит разрушение ценностно-смыслового единства и возникает потребность в новых теоретико-мировоззренческих установках. Социальная память становится организующим сознательную жизнь фактором с момента, когда человек начинает осознавать себя не только как член замкнутой родовой, клановой группы, а полноценным социальным субъектом, способным самостоятельно определять масштаб исторического бытия.

Исследование социальной памяти проведено на трех уровнях.;

Мегауровень. Социальная память предстает как память человечества, главное назначение которой ;в объединении всего человеческого рода в культурное целое. Это становится возможным, если у человека формируется сознание своей причастности, своей полезности не только настоящим, но и будущим поколениям. Человеческая цивилизация основывало деятельность на историческом наследии. Социальная память служит высшим целям: реализации свободы человеческого духа, приобщения к вечному, вневременному и надиндивидуальному, к единению человека в единую

ДуХОВНуЮ общНОСТЬ. ||

Макроуровень предполагает анализ социальной памяти общества, которая представляет собой: совокупность действий, предпринимаемых человеком по ценностно-символической реконструкции прошлого. Осмысление прошлого связано с пониманием её как явления социальной коммуникации и её возможностей трансляции прошлого опыта. Данный уровень памяти связан с сохранением традиционных способов организации материальной и духовной жизни общества. Уничтожение традиции лишает социальный организм его защитного покрова и обрекает его на деградацию.

На микроуровне социальная память проявляется как память индивидуальная, память о конкретном человеке. Человек в рамках идущего процесса социализации существует не только как личность, но и как микросоциум. Понятие "социальной памяти" наполняется новым смыслом и, раздвигая психофизиологические границы, превращается в философскую категорию, отражающую специфический феномен сознания. I

Степень разработанности проблемы. Проблема этической и исторической детерминации социальной памяти в литературе не стала предметом отдельного исследования, хотя концептуальный базис проблемы неоднократно привлекал к себе внимание мыслителей. 4

К анализу памяти обращались античные философы (Протагор, Лукреций

Кар, Сенека, Сократ, Платон, Аристотель), которые усматривали её социальное значение в усилении способности человека к общению, в решении морально-этических и нравственных проблем. Аристотель считал, что недостаточно лишь помнить добрые дела, а следует действовать в соответствии с ними.

В немецкой классической философии (И. Кант, И.Г. Фихте, Л.Фейербах, Г.В.Ф. Гегель) развит в основном деятельностный подход к пониманию памяти, которая проявляется в нравственной и общественной активности субъекта. ;

Необходимо отметить, что память включает в себя не только воспоминание и воспроизведение, но и забывание, которое имеет преимущественно социальный характер. В целом процессы забывания социальной памяти исследованы в трудах Платона, Аврелия Августина, Ф.Аквинского, Николая Кузанского, П. Жане, П.Рикёра, Г.Бакиева, а также в исследованиях психологов: А.Ц.Леонтьева, Л.С.Выготского, Л.Леви - Брюля, Ж. Пиаже.

Однако систематическое изучение данного феномена отсутствует, а между тем он выступает важным регулятором баланса воспроизведения и хранения содержания социальной памяти в массовом и индивидуальном сознании.

Изучение становления и развития социальной памяти уходит своими корнями в общий анализ исторического сознания, В данном отношении неоценимую помощь оказали труды зарубежных и отечественных философов: В.С.Барулина, С.С.Батенина, Н.А.Бердяева, Л.П.Буевой, Д.Ж. Валеева, П.П. Гайденко, Б.С. Галимова, A.M. Гендина, A.B. Гулыги,

A.А.Валькова, А.Ф.Кудряшева, В.Ж. Келле, В.Е. Кемерова, Н.И. Конрада,

B.И. Копалова, Ю.Л. Ломоносова, A.B. Лукьянова, К.Х. Момджяна, И.М. Орешникова, А.И. Панькова, С.М. Поздяевой, И.В. Рассадниковой, З.Я. Рахматуллиной, М.Н. Руткевича, А.Н. Типсиной, B.C. Хазиева.

Изучение феномена социальной памяти в нашей стране начато сравнительно недавно. Основные результаты исследования представлены в работах E.H. Колеватова, О.Т. Лойко, Я.Н. Ребане, И.А. Ромащенко, Н.П. Французовой, JI.P. Хасановой, Л.П. Швец.

Исследование природы социальной памяти позволяет непосредственно приблизиться к решению проблемы отчуждения человека от его духовной, нравственной сущности. Поэтому особую важность имеют труды М.М. Бахтина, З.Р. Валеевой, О.Г. Дробницкого, A.A. Гусейнова, В.В.Ким, JI.H.Когана, Н.М.Карамзина, Э.В.Ильенкова, И.С.Нарского, С.П.Поцелуева, В.А. Погосян, А.И. Титаренко, В.И. Толстых, Ю.А. Шрейдера.

Формирование социальной памяти обусловлено становлением социокультурной и социальной преемственности субъекта. Этот аспект стал предметом изучения A.M. Антонова, Л.П. Буева, Г.И. Исхакова, П.В. Карева,

B.Г. Фурова, В.К. Чалоян. Связь духовности у памяти прослежена в трудах

C.Ф. Анисимова, Ю.П. Вяземского, П.М. Ершова, М.С. Кагана, П.П. Симонова, В.Г. Федотовой. Национальные традиции и обряды как форма памяти представлены в исследованиях Н.В. Бикбулатовой,

A.Т. Капчели, З.Я. Рахматуллиной, P.M. Петриашвили. Связь языка и памяти прослежены в сочинениях Д.А. Нуриева, И.Ю. Рассоловой, А.Н. Цортнова. Влияние общественного мнения на мотивацию субъекта представлено в работах Л.С.Байдак, М.К.Горшкова, Б.А.Грушина, B.C.Коробейникова, P.M. Тухватуллина, А.К. Уледова. А.Х. Давлеткулов, Е.М. Мелетинский,

B.Я. Пропп, Б.Н. Путилов акцентируют внимание на этнической культуре как источнике позитивных установок.

Однако следует отметщъ, что, несмотря на обилие связанного с предметом диссертационного исследования материала, сама по себе проблема концептуализации срциальной памяти не решена и остаётся во многом «белым пятном». Также не нашли достаточного освещения в литературе сущность, статус, структура социальной памяти, недостаточно изучены её отдельные этические, эстетические, религиозные и исторические модусы.

В диссертации автором исследована социальная память как основа нравственности человека., Сама история в этом плане предстаёт как нравственный выбор. В формировании социальной памяти включены механизмы этического и эстетического просвещения, нравственного совершенствования, которые призваны, до некоторой степени, выработать мировоззренческие основания для адекватного отражения исторического прошлого в сознании субъекта.

В качестве объекта диссертационного исследования выступает социальная память.

Предметом исследования является социальная память как основа нравственности человека.

Цель и основные задачи работы. Цель диссертации - анализ сущности социальной памяти и нравственные компоненты её проявления в современном обществе.

С учётом поставленной цели решались следующие задачи: проанализировать культурно- исторические аспекты развития социальной памяти; исследовать феномен нравственной памяти как форму социальной памяти; | изучить влияние исторического и нравственного сознания на содержание социальной памяти; выявить локализацию исторического знания в I социализации личности. (

Методологическая , и ! источниковедческая база исследования. Методологической основой исследования выступает деятельностный подход, согласно которому бытие социальной памяти предстаёт как совокупность действий, предпринимаемых, человеком и социумом по ценностно-символической реконструкции прошлого в настоящем.

Диссертант исходит из следующих теоретических оснований: 1) социальная память выступает; в качестве опосредствующего звена между ассоциирующей силой воображения субъекта и мышлением, является условием духовного развития человека; 2)социальная память связана с сохранением образов прошлого, а также с воспроизведением и деятельностной реконструкцией образов в сознании.

В диссертации реализован принцип историзма, использованы элементы социокультурного и трансцендентального подходов. Развита идея о том, что социальная память рассматривается как движущая сила социального движения.

Научная новизна диссертации заключается в исследовании социальной памяти как способности социального субъекта не столько сохранять образы прошлого, сколько творчески конструировать эти образы, в результате чего память становится фактором социального развития.

Эта новизна конкретизируется в виде следующих положений:

•обосновано, что социальная память представляет собой совокупность дейстрий, предпринимаемых субъектом в целях ценностно-символической реконструкции прошлого в настоящем, что способствует . преодолению негативного и сохранению позитивного элемента в сознании человека;

• выявлено, что в качестве источника развития социальной памяти I выступает противоречие между потребностью человека в совершенствовании социальной жизни и недостаточным уровнем структур его духовного и нравственного развития;

• обнаружено, что мораль, выступая в качестве интегратора социальной памяти,! оказалась сегодня в определённой степени деформированной экономическим, социальным и духовным отчуждением; в то же время отчуждение связано с человеческим переживанием как памятью-тоской о прошедших событиях;

• обосновано, что социальная память есть отдельная форма воспроизведения социального времени, представляющего собой совокупность возможностей реконструкции прошлого, которая задаёт в свою очередь перспективу общественных отношений;

• выделены функции социальной памяти: гуманистическая, познавательная, общественно-преобразующая, мировоззренческая, аксиологическая, интегративная, коммуникативная, образовательно-воспитательная и социально-преемственная.

Теоретическое и практическое значение диссертации.

Теоретическое значение состоит в раскрытии социальной памяти как способа существования человека в культуре и социуме, в выявлении модусов морального и исторического становления духа человека.

Практическая значимость работы заключается в том, что основные разделы работы найдут применение в вузовских курсах по социальной философии, культурологи, этике и эстетике, а также при подготовке семинаров и спецкурсов по социальной философии, античной философии и публичных лекциях, рассчитанных на аудиторию интересующихся философской проблематикой.

Апробация работы. Основные идеи диссертации, концептуальные положения докладывались на IV Российском философском конгрессе (Москва, 2005 г.), на региональной научно-практической конференции «Культурное наследие народов Башкортостана» (Уфа, 2003 г.), на региональной научно-практической конференции «Социальная память и её нравственное значение» (Уфа, 2004 г.), на международной научно-теоретической конференции «Фихте, Платон, Макиавелли и идея правового общества» (Уфа, 2004 г.), на Международной научно-теоретической конференции «Наука и культура в России» (Самара, 2005 г.), на Международной научно-теоретической конференции «Вторая мировая война в зеркале современности» (Уфа, 2005 г.), на региональной научно-практической конференции «Пути повышения эффективности подготовки специалистов высшей квалификации» (Уфа, 2006 г.), на региональной научно-практической конференции « Философская мысль и философское образование в Республике Башкортостан: история и современность» (Уфа, 2006 г.).

По теме диссертации опубликовано 6 научных статей общим объёмом 1,5 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав,

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Давлетшина, Дамира Галимзяновна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, социальная память как воспоминание о прошлом, как размышление о настоящем и будущем, одновременно обретает особое место в современном гуманитарном знании.

Социальность памяти, приобретающая модальный оттенок, выступает объектом особо пристального внимания философов и социологов. Каждое общество задаёт прошлому собственные вопросы. Поэтому разными являются и требования к социальной памяти, складывающиеся из ответов, которые на данные вопросы предоставляет история.

Социальная память представляет собой совокупность не столько знаний, сколько действий, предпринимаемых социумом по ценностно-символической реконструкции прошлого в настоящем, а тем самым она способствует сохранению традиционной духовной жизни общества.

Социальная память выполняет гуманистическую функцию. В процессе производства и воспроизводства человека как социального, нравственного субъекта, творца духовной и материальной культуры общество должно руководствоваться именно принципом гуманизма, одной из форм реализации которой выступает социальная память. Она противостоит антигуманизму, технократизму, бюрократизму, командно-административной системе управления, которые стремятся исказить социальную память, выполняющую социально-ретроспективно-познавательную, мировоззренческоаксиологическую, интегрирующую, коммуникативную, образовательно-воспитательную и социально-преемственную функции.

В любом типе цивилизации обычай, идея, верования выполняют социальную функцию. Если в результате осознанного или неосознанного действия уничтожить, вычеркнуть из памяти элемент культурной традиции, этнос, выступающий носителем этой культуры, подвергается процессу деградации. Уничтожение, традиций лишает социум его защитного слоя, обрекая на неизбежный процесс деформации.

Сохранение и передача содержания социальной памяти наиболее отчётливым образом проявляется в мифе. Миф - это необходимый продукт развития сознания, не ничто, внесённое в сознание извне сверхъестественным образом, а наиболее внутренний продукт сознания, т.е. выступает как нечто чисто естественное, а, следовательно, и человеческое. Социальная память в этом плане также выступает как чисто человеческая характеристика, причём связанная не просто с воспроизведением прошлого, а с построением, реконструкцией этих образов в сознании. Таким образом, социальная память жива лишь благодаря деятельному отношению к образам.

Социальная память наполняется новым смыслом, раздвигая узкие психофизиологические границы, превращаясь в философскую категорию, отражающую специфический феномен общественного сознания.

Ценностно-смысловая значимость социальной памяти позволяет выявить ряд новых аспектов.

Социальная память не сводится только к знаниям и чувствам. Лишь в действиях, поступках человека социальная память позволяет преодолевать узкие горизонты повседневного опыта и возвышаться над действительностью. , ;

Полученные в работе результаты обобщены в виде следующих положений. |

1. Социальная память есть духовная активность социального субъекта (человека, общества, человечества), связанная не столько с воспроизведением образов прошлого, сколько с их творческой реконструкцией в результате чего память предстаёт как явление социальной коммуникации.

2. Сегодня усилилась хрупкость социального бытия, а, значит, и социального времени. Современное российское социальное пространство и. время отличаются непредсказуемостью и неустойчивостью. Возрастает хрупкость и самого бытия социальной памяти. Последняя представляет собой совокупность действий, предпринимаемых общественным субъектом по ценностно-символической реконструкции прошлого в настоящем, а тем самым способствует сохранению и передаче социокультурного опыта, вовлечению его в процесс социального и духовного воспроизводства.

3. В социальной памяти сфокусировано не только прошлое, настоящее и будущее человечества, но и природы, т.е. весь процесс развития. Именно поэтому социальная память способствует воссоединению исторического образа мира с нравственным законом личности.

4. Социальная память как форма существования социального времени, т.е. времени жизни человека и общества, придаёт историческим и культурным событиям осмысленный характер.

5. Социальная память развёртывается как процесс постижения смысла I истории, который состоит в культурной целостности её событий и которые, начавшиеся в прошлом, отличаются своей незавершённостью. I Всё прекрасное, не успевая дозреть, разворачивается в бытии социальной памяти.

6. Обнаружено, что историческая субстанция имеет характер самосознания, где и обретается социальная память.

7. Установлено, что проблема воспитания историей сводится к поиску её духовного источника, в качестве которого выступает свободная личность.

8. В этом плане развит тезис, что социальная память приоткрывает в историческом процессе культурные инварианты, остающиеся неизменными по отношению к разным эпохам и формирующие моральные и нравственные качества личности. I

В диссертации обозначены перспективы дальнейшего исследования проблемы: рассмотрение социальной памяти как фактора, способствующего устойчивому развитию России в XXI веке; несомненный интерес может представлять исследование социальной памяти в условиях современного динамично развивающегося и стохастичного социума; исследование социальной памяти в контексте общего анализа социального развития.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Давлетшина, Дамира Галимзяновна, 2007 год

1. Абузарова H.A. Роль культурного наследия в воспитании подрастающего поколения //Культура народов Башкортостана: история и современность. -Уфа, РИО БашГУ, 2003. С. 73-75.

2. Августин А. Исповедь: Пер. с лат. М.: MHllil «Гендальф», 1992. - 544 с.

3. Аврелий Августин. Вечность и время //Хрестоматия по истории философии. В 3 ч'. Ч. 1. - М.: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 1998. -С. 152-158.

4. Агапов О.Д. Метод интерпретации в историческом познании. Дисс. канд. филос. наук. Казань, 2000. - 148 с.

5. Айтматов Ч. Плаха. Таллин: Ээсти Раамат, 1990. - 253 с.

6. Акчурин Б.Г. Человеческая телесность: трансцендентальная сущность и социальные аспекты её идентификации / Б.Г. Акчурин. Уфа: Гилем, 2005.-255 с.

7. Алфёров A.A. Философия истории в структуре знания //Перспективы философской мысли на юге России. Ростов-на-Дону, 2002. - С. 3-16.

8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2002.-288 с.

9. Андреев Д.Л. Роза Мира. М.: Товарищество «Клышников-Комаров и К», 1993.-303 с.

10. Ю.Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление.- М.: Мысль, 1988.-253 с.

11. П.Аристотель. О памяти и припоминании //Вопросы философии. 2001. -№7. -С. 161-168.

12. Аристотель. Сочинения. В 4-х т.: Т. 4. -М.: Мысль, 1984. 830 с.

13. Арон Р. Введение в философию истории //Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. СПб.: Университетская книга, 2000. - С. 215-526.

14. Арсеньев A.C. Философские основания понимания личности. М., 2001. -445 с.

15. Артог Ф. Время и история. «Как писать историю Франции?» //Анналы на рубеже веков: Антология. М.: «XXI век: Согласие», 2002. - 284 с.

16. Асланов И.К. Периодизация исторического процесса. Дисс. канд. филос. наук. -М, 2002.- 139 с.

17. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 2003. - 400 с.

18. Багаутдинов A.M. Нравственность сущностный уровень духовности. -Уфа:РИО БашГУ, 2005. - 68 с.

19. Балакина Т.Н. История отечественной культуры. М.: Новая школа, 1994. -144 с.

20. Балашов JI.E. Практическая философия. М.: Мысль, 2001. - 478 с.

21. Барг М.А. Историзм Фрэнсиса Бэкона //Бэкон Ф. История правления короля Генриха VII. М.: Наука, 1990. - С. 200-249.

22. Барг М.А. Эпохи и идеи: становление историзма. М.: Мысль, 1987. -657 с.

23. Баринов Д.Н. Философия общества C.JI. Франка. Дисс.канд. филос. наук. М.: МГ Технический унтверситет, - 2001. - 138 с.

24. Барт Р. Мифологии / Пер. с франц. М.: Изд. Им. Сабашниковых, 2000. -314 с.

25. Батенин С.С. Человек в его истории. Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1976. - 295 с.

26. Белинский В.Г. Полн. собр.! соч. Т. 10. - М.: Изд-во АН СССР, 1958. -474 с.

27. Бердяев H.A. Новое средневековье //Вестник высшей школы. 1991. -№4.-С. 87-88.

28. Бердяев H.A. Смысл истории. -М.: Мысль, 1990. 170 с.

29. Бердяев H.A. Смысл истории: Опыт философии человеческой судьбы. -Берлин, 1923. 624 с.

30. Бердяев H.A. Судьба России. Самосознание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-544 с.3¡.Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. - 607 с.

31. Бертран Р. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трех книгах. Издание 3-е. М.: Академический Проспект, 2000. - 768 с.

32. Бертран Р. Человеческое познание: Его сфера и границы.- К.:Ника-Центр,2001 -560 с.

33. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. М.: Изд. Московской патриархии, 1992. — 1372 с.

34. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М.: Наука, 1973. -232 с.

35. Блох Э. Тюбингенское введение в философию. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997.-400 с.

36. Бодрийяр Ж. Система вещей / Пер. с фр. М.: Рудомино, 1999. - 222 с.

37. Болингброк. Письма об изучении и пользе истории. М.: «Наука», 1978. -359 с.

38. Больнов О.Ф. Философця экзистенцинализма: Философия существования. С.- Петербургский ун.-т.-Спб.: Лань,1999.-224с.

39. Бородин O.P. Человек и время. М.: Знание, 1991. - 64 с.

40. Бродель Ф. История и общественные науки //Философия и методология истории. М.: Прогресс, 1977. - С. 115-142.

41. Буева Л.П. Социокультурный опыт и механизмы его освоения человеком (культурный прогресс: философские проблемы). М.: Мысль, 1984. -458 с.43 .Бруно Дж. Диалоги / Пер. с ит. М.: Госполитиздат, 1949. - 552 с.

42. Бэкон Ф. О достоинстве и преумножении наук //Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч. 1. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. - С. 242-255.

43. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1997. - 336 с.

44. Валеев Д.Ж. Национальный суверенитет и национальное возрождение. -Уфа: «Китап», 1994. 160 с.

45. Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа: Баш ГУ, 1989. - 287 с.

46. Валеев Д.Ж. Этика. Уфа, БашГУ, 2000. - 176 с.

47. Валеев Д.Ж. Этика Фихте и современность //Фихте и конец XX века: «Я» и «Не-Я» /Отв. ред. и сост.: A.B. Лукьянов, А.Ф. Кудряшев и В.И. Метлов. -Уфа, 1992.-350 с.

48. Вебер М. Избранные произведения. -М.: Прогресс, 1990. С. 345-415.

49. Ведин И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. Рига: «Зинатне», 1987.-211 с.

50. Вильданов У.С. Феномен мыслителя (от разума к мудрости) / У.С. Вильданов. Уфа: РИО БашГУ, 2004. - 249 с.

51. Вильданов Х.С. Ценности; историко-философский и гносеологический анализ / Х.С. Вильданов,. Ф.С.Файзуллин. Уфа: Изд-е Башкир, ун-та, 2002. -178с.

52. Власкин А.Г. Мораль и традиции. Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1981.-36 с.

53. Власова В.М. Социально-философский анализ сущности человека в историческом контексте. Дисс. канд. филос. наук. -М, 2000. 145 с.

54. Волобуев О.В., Кулешов C.B. Очищение: история и перестройка. М.: Изд-во Агентства печати и новости, 1982. - 288 с.

55. Вольтер. Философские сочинения. М.: Наука, 1989. - 725 с.

56. Вольтер. История //История в энциклопедии Дидро и Д Аламбера. Л.: Наука, 1978.-С. 7-18.

57. В поисках смысла. Мудрость тысячелетий. М.: «ОЛМА-Пресс», 2003. -897 с.

58. Вундт В. Этика. Исследование фактов и законов нравственной жизни. Пер. с нем. Издание журнала «Русское богатство» С-Петербургской типографии В.В. Комарова, 1887. 260 с. :

59. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1991. -367 с.

60. Галимов Б.С., Васильева И.Г. Новые перспективы философского исследования проблемы духовного развития человека. Уфа, 2001. - 53 с.

61. Галимов Б.С., Мусин : Г.Х. Биосоциосистема: опыт потребностного подхода. Уфа: изд-ие Башк. ун-та, 2000. - 284 с.

62. Гегель Г.В.Ф. Философия истории /В кн.: Гегель Г.В.Ф. Соч. T. VIII. М.-Л., 1935.

63. Гегель Г.В.Ф. Диалектика. Хрестоматия по истории философии. В З.ч. Ч. 1.-М., 1998.

64. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993.-242с.

65. Гегель Г.В.Ф. О сущности философии //Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч. 1. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. - С. 397.-414.

66. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.З. Философия духа. -М.: Мысль, 1977.--471 с. .

67. Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и воспитании. -М., 1938.-С. 360-361.

68. Генезис и функционирование общественного сознания /межвузовский научный сборник/.-Уфа, 1991.-168.

69. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества /Пер. с нем. М., 1947. - 632 с.

70. Герцен А.И. Избранные философские произведения. В 2-х тт. Т.1. М.: Госполитиздат. -1948. - 372 с.

71. Гоббс Т. Назначение и смысл философии //Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч. 1. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. - С. 274-284.

72. Гоббс Т. Избранные произведения: Т. 2. -М.: Политиздат, 1958.

73. Гоббс Т. Назначение и смысл философии //Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч. 1 .| — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998.- С. 274-284.

74. Гоголь Н.В. О преподавании всеобщей истории //Гоголь Н.В. Собр. соч. в 7 т.: Т. 6. М.: Художественная литература, 1978. - С. 40-52.

75. Гоголь Н.В. Собр. соч. в 7-т.: Т.6. Статьи /Коммент. Ю. Манна. М.: Художественная литература, 1986.

76. Гольбах П. Здравый смысл, М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. -455 с.

77. Грибанов Н.И. Феномен i предпосылочного знания: Монография / Н.И.Грибанов. Самара: СамГАПС, 2004. - 213 с.

78. Гулыга A.B. Историческое сознание и исторический роман //Гулыга A.B. Уроки классики и современность. М.: Художественная литература, 1990. -381с.

79. Гулыга A.B. История как наука //Философские проблемы исторической науки. М.: Наука, 1969. - С. 7-50.

80. Гулыга A.B. Немецкая классическая философия. M.: Художественная литература, 1990.-334 с,

81. Гулыга A.B. Русская идея и её творцы,- М.:ЭКСМО, 2003.-448с.

82. Гумилев JI.H. От Руси до России. Очерки этнической истории. М.: Танаис ДИ-ДИК, 1994. - 554 с.

83. Гуревич А.Я. Культура и общество Средневековья глазами современников (Exampia X VIII века). М.: Искусство, 1989. - 368 с.

84. Гусейнов A.A. Великие моралисты. -М.: Республика, 1995. 351 с.

85. Гуц А.К. Многовариантная история России.- M.: ООО «Фирма «Издательство ПОЛИГОН»,2000.-384с.

86. Давыдов Ю.Н. Этическое измерение памяти //Этическая мысль: научно-публицистические чтения. М., 1990. - С. 196-198.

87. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1-4. Т. 2. -М.: Рус. яз., 1989.

88. Декарт Р. Избранные произведения / Пер. с фр. и лат. М.: Госполитиздат, 1950. - 711 с.

89. Делез Ж. Различие и повторение / Пер. с франц. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. - 384 с.

90. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Пер. с франц. M.: Ин-т экспериментальной социологии. - СПб.: Алетейя, 1998. - 286 с.

91. Дементьева C.B. Реминисцентный мир социальной памяти // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса. В 3 т.: Т. 2. Ростов-на-Дону, 2002. -С. 151-152.

92. Денисюк Н.П. Традиции и формирование личности. Минск, 1979.- 212 с.

93. Дидро Д. Сочинение в 2 т: Пер.с фр. Т. 2. М.: Мысль, 1991. - 604 с.

94. Дилигенский Г.Г. Конец истории или смена цивилизации? //Философские науки. 1991. - № 3. - С. 35-37.

95. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979. - 620 с.

96. Дубровский Д.И. Обман. Философско-психологический анализ. М.: Рей, 1994.-120 с.

97. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М.: Мысль, 1983. - 228 с.

98. Донцов И.А. Самовоспитание личности (философско-этические проблемы). М.: Политиздат, 1984. - 285 с.

99. Достоевский Ф.М. : Записи литературно-критического и публицистического характера из записных тетрадей 1872-1875 гг. Полн. собр. соч. в 30-ти т. - Л., 1980. - Т. 21.

100. Дробницкий О.Г. Природа морального сознания //Вопросы философии.- 1968.-№2.-С. 27-34.

101. Емельянов В.В. Что думают студенты о гуманитаризации //Философские науки. 1990. - № 8. - С. 94-96.

102. Ершов Г.Г. Смысл жизни и социальное бессмертие человека. Л., 1981.

103. Журавлев Л.А. Позитивизм и проблема исторических законов. М., 1980. -56 с.

104. Заклинский П.А. Историческое время и историческая память. Дисс. докт. филос. наук. - М., 1999. - 247 с.

105. Зарипов А.Я., Файзуллин Ф.С. Этническое сознание и этническое самосознание Уфа: Гилем, 2000. - 174 с.

106. Зеньковский В.В. История русской философии. М.: Академический Проект, Раритет, 2001. - 880 с.

107. Зидер Р. Что такое социальная история? Разрывы и преемственность в освоении «социального» //THESIS, 1993. С. 163-181.

108. Зиммель Г. Проблема исторического времени // Зиммель Г. Избранное.- М.: Юрист, 1996. Т. 1. - С. 517-529.

109. Ибн Сина. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1980. -523 с.

110. Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1984. - 320 с.

111. Ильяева И.А., Кожемякин Е.А. Роль социальной памяти с межкультурных коммуникация // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса. В 3 т.: Т. 2. Ростов-на-Дону, 2002. - С. 159-160.

112. Ирибаджаков Н. Клио перед судом буржуазной философии: К критике современной идеалистической философии истории. М., 1972.

113. Исмагилов Р.Г. Мир игры глазами педагога / Р.Г. Исмагилов. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2005. - 44 с.

114. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М., 1988.-С. 143-198.

115. Каган М.С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа). -М.: Политиздат, 1974. 328 с.

116. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр.- М.: Политиздат, 1990.-415с.

117. Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. — 710 с.

118. Кант И. Метафизика нравов //Соч.: В 6 т. Ч. 2. М., 1965.

119. Кант И. Сочинения. В 6 т. Вступительные статьи Т.И. Ойзермана, A.B. Гулыги, В.Ф. Асмуса. М., 1963-1966.

120. Карев П.В. Социокультурная преемственность и горизонты развития личности. Авт-т дисс. канд. филос. наук. - Уфа, 2002. - 18 с.

121. Карнаух В.К. Время в компьютерном обществе //Третий Российский философский конгресс. В 3 т.: Т. 3. Ростов на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002.-С. 3-47.

122. Кассирер Э. Избранное: Опыт о человеке / Пер. с нем. М.: Гардарика, 1998.-780 с.

123. Келле В.Ж., Ковальзон М|.Я. Теория и история. М., 1981. - 375 с.

124. Ключевский В.О. Соч. | В 8-т.: T.VIII. М.: Изд-во социальноiэкономической литературы, 1958.

125. Ковалёв С.М. Воспитание и самовоспитание. М., 1986. - С. 24-26.

126. Кознова И.Е. Повседневность и социальная память //Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Москва,24-28 мая 2005 г. T. 2.-М., 2005.-С. 444.

127. Кондрашин И.И. Истины бытия в зерцале сознания.- М.:МЗ-Пресс,2001.-528с.

128. Конрад Н.И. О смысле истории //Избранные труды. История. M., 1974. -475 с.

129. Конфуций. Лунь юй //Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч. 1. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. - С. 32-38.

130. Копалов В.И. Историческое познание и историческое сознание //Генезис и функционирование общественного сознания /Межвузовский научный сборник //Ильин И.В //C.B. Корнилов. Русские философы. С.-П., 2001 .-Крафт И.И. Сочинения. - Оренбург, 1898. - Т. 2.

131. Кравченко С.А. Играизация российского общества (К обоснованию новой социологической парадигмы) / С.А. Кравченко // Общественные науки и современность. 2002. - № 6. - С. 143-155.

132. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика.М., Intrada,2000.-160 с.

133. Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). СПб.: Алетейя, М.: Логос, 1998. -360 с ,

134. Кудряшев А.Ф. Единство наук: основания и перспективы. -Свердловск: Изд-во Урац. ун-та, 1988. 184 с.

135. Кузнецов Д. Социально-философские аспекты исследования времени в современном обществе //Третий Российский философский конгресс. В 3 т.: Т. 3. Ростов н/Д.; Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. - С. 86.

136. Курлов А.Б. Стохастичный социум: проблема философского осмысления //Третий Российский философский конгресс. В 3 т.: Т. 3. -С.91.

137. Кудряшев A.B. Единство наук: основания и перспективы. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988. - 184 с.

138. Курлов А.Б. Философия предпринимательства: Учебное пособие. Уфа: Издательство «Автор-Проект», 2000. - 132 с.

139. Кутырёв В.А. Естественное и искусственное: борьба миров.- Нижний Новгород: Изд-во "Нижний Новгород", 1994.-199с.

140. Кьеркегор С. Страх и трепет: Пер. с дат. М.: Республика, 1993. - 383 с.

141. Ламетри Ж.О. Сочинения. М.: Мысль, 1976. - 551 с.

142. Левада Ю.А. Стабильность в нестабильности / Ю.А. Левада // Общественные науки и современность. 2003. - № 2. - С. 5-12.

143. Леви Дж. Биография, и история //Современные методы преподавания новейшей истории. М.; Европейский ун-т, 1996. - С. 191-206.

144. Левицкий С.А. Трагедия свободы. М., 1995. - С. 60-67. .

145. Лойко О.Т. Бытие социальной памяти // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы третьего Российского философского конгресса. В,3 т.: Т. 3. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002.-С. 97.

146. Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. В 11-т.: Т. 6. Труды по русской истории, общественно-экономическим вопросам и географии /Под ред. Грекова Б.Д., Андреева А.И. М.:Л.: Изд-во АН СССР, 1952. - 526 с.

147. Ломоносов M.B. Избранные произведения. В 2-х томах. Т. 2. М.: Наука, 1996.-496 с.

148. Ломоносов Ю.Л. «Конец истории» как социофилософская проблема. Дисс. канд. филос. наук. М., 2002. - 135 с.

149. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура.- М.: Политиздат, 1991.-525с.

150. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991.-С. 357.

151. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. -368 с.

152. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). СПб.: Искусство - СПб, 1994. -399с.

153. Лукреций Кар. О природе вещей // Хрестоматия по античной литературе. -М., 1965.-Т. 2.-С. 190-20?.

154. Лукьянов A.B. Историко-критическое введение в философию естествознания. Уфа: ?ИО БашГУ, 2003. - 236 с.

155. Лукьянов A.B. Основы цстории и философии религий В 3 т.: Т. 1. -Уфа: Изд-е ВЭГУ, 1995. 128 с.

156. Максимов A.M. Свобода как противоречие самобытия и инобытия. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998. 200 с.

157. Мамардашвили M.K. | Как я понимаю философию. М.: «Прогресс», «Культура», 1992.-416 с. j

158. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-изд. М.: Госполитиздат, 1961. - Т. 20. -С. 339-626.

159. Мелекаева И.К. Гуманизм и гуманистические отношения в обществе. Автореф. канд. филос. наук. Ставрополь, 2004. -21 с.

160. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. Статьи. -М., 1995.-С. 271. 1

161. Миголатьев A.A. Философия. М.:Юнити-Дана, 2001.-219с.

162. Молдобаев К.К. Этносоциальная память. Дисс. докт. филос. наук. -СПб, 1995.-220 с.

163. Монтень М. Об искусстве жить достойно: Философские очерки. М., 1973.-С. 103-194.

164. Монтень М. Опыты: Избранные произведения в 3-х томах / Пер. с фр. -М.: Голос, 1992.-263с.

165. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. -Новосибирск, 1989. С. 24-26.

166. Мо-цзы. «Мо-цзы» //Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч. 1. -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. С. 38-41.

167. Мучник В.М. Историческое сознание на пороге XXI века. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. - 117 с.

168. Назарова М.П. Социальная память как предмет философского анализа. Волгоград, 1997. -147 с. ;

169. Немиро О.В. Праздничный город. Искусство оформления праздников. История и современность.-Л.: Художник РСФСР, 1987.-232с.

170. Нигматуллин Р.И. Как нам обустроить Россию: экономический манифест / Р.И. Нигматуллин. Уфа, 2003. - 144 с.

171. Новиков Н.И. Опыт исторического словаря о российских писателях //Новиков Н.И. Смеющийся Демокрит /Сост., вступ. статья A.B. Западова, примеч. В.А. Западова. М. Советская Россия, 1985.-318с.

172. Нуриев Д.А. Гносеологическое и методологическое основание категории «материя». Уфа: Изд-е Башкир, ун-та, 1995. -186 с.

173. Ойзерман Т.И. Главные философские направления: (Теоретический анализ историко-философского процесса). М.: Мысль, 1984. - 303с.

174. Обухов В.Е., Файзуллин Ф.С. Собственное пространство социального объекта: фазы развития // Материалы третьего Российского философского конгресса. В 3 т.: Т. 3. Ростов на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. -С. 109.I

175. Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура? Саранск: ИздОво Мордовского университета, 1992. - 148 с.

176. Панфилова Т.В. Развитие личности как тенденция Всемирно-исторического процесса. Дирс.докт. филос. наук. М., 1999. - 235 с.

177. Панюков А.И. Социально-философское исследование исторического сознания. Дисс. канд. филос. наук. Новосибирск, 1999. - 138 с.

178. Пархоменко Т.С. Социокультурный дискурс морали. Киев: Нац. АН Украины, Ин-т философии, 1995. - 465 с.

179. Перов Ю.В. Проект философской истории философии Карла Ясперса //К. Ясперс. Всемирная история философии. С.-П.: Наука, 2000. -С. 5-53.

180. Пивоваров Д.В. Душа и вера. Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2003. -223 с.

181. Пивоваров Д.В. О духовном аспекте образования //Андрусенко В.А. Формирование духовности. Оренбург, 1997. - С. 8-10.

182. Плаксина Н.П. Нравственные отношения и нравственная потребность //Философские науки. 1972. - № 5. - С, 26-34.

183. Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1. М.: Мысль, 1990. - 862 с.

184. Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 2. М.: Мысль, 1993. - 528 с.

185. Платон. Учение о государстве. Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч. 1- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. -С. 100-108.

186. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. В 5 т. — М.: Госполитиздат, 1956. 375 с.

187. Поздяева С.М.,Меньчикова J1.A. Личность в современном обществе.-У фа,2003.-46 с.

188. Поздяева С.М. Человек и его мир. Уфа: изд-ие Башк. ун-та, 1996. -170 с.

189. Поликарпов B.C. История нравов России. Восток или Запад. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - 575 с.

190. Поппер К. Нищета историцизма. М.: Прогресс-VIA, 1993. - 446 с.

191. Поппер K.P. Открытое общество и его враги. Т. 1 : Чары Платона / Пер. с англ. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.-448 с.

192. Поппер K.P. Открытое общество и его враги. Т. 2: Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие , оракулы / Пер. с англ. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. - 528 с.

193. Радьяр Д. Планетаризация сознания: От индивидуального к целому. -Ваклер, 1995.-С. 138-256.

194. Рассадникова И.В. Историческое познание. Социально-философский аспект. Автореф. канд. филос. наук. Волгоград, 2003. - 27 с.

195. Рахматуллина З.Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ).- Уфа, Изд-е Башкирск. ун-та, 2000. 304 с.

196. Рахматуллина З.Я. ,, Башкирский национальный дух (социально-философский очерк).- Уфа, Изд-е Башкирск. ун-та, 2002. 154 с.

197. Рахматуллина З.Я. Культура общения и взаимопонимания. Уфа: РИО БашГУ, 2002. - 162 с.

198. Рахматуллина З.Я. Этикет как ценность культуры. Уфа: «Гилем», 2004.-240 с. ;

199. Рахматуллин Р.Ю. Онтологизированные образы в научно-исследовательской и педагогической деятельности: Монография. Уфа, УЮИ МВД РФ, 1998. - 163 с.

200. Рачков П.А. Наука и нравственность. М., 1969. - 375 с.

201. Рикёр П. Историописание и репрезентация прошлого //Анналы на рубеже веков: Антология. М.: «XXI век; Согласие», 2002. - 284 с.

202. Рогачева Е.А. Мораль в системе международных отношений и внешней политике современной России. Дисс. канд. филос. наук. М., 1999. -143 с.

203. Ромащенко И.А. Социальная память и картина мира. Дисс. канд. филос. наук. Саратов, 2000. - 138 с.

204. Рорти Р. Универсализм, романтизм, гуманизм: Пер. с англ. / Р. Рорти. -М.: РГТУ, 2004.-54 с.

205. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. M.-JL: Изд-во Академии наук СССР, 1955. - 396 с.

206. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании // Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х тт. М.: Педагогика, 1981. - Т. 1 - 592 с.

207. Савельева И.М., Полетаев A.B. Знание о прошлом: теория и история. В 2 т.: Т. 1: Конструирование прошлого. СПб.: Наука, 2003. - 632 с.

208. Садыкова А.Г. Духовно-нравственная Реформация: к вопросу о1содержании данного понятия. Культура народов Башкортостана //Материалы региональной научной конференции «Культурное наследие народов Башкортостана». Уфа, 2003. - С. 264.

209. Садыков Ф.Б. Критерии разумных потребностей личности // Вопросы философии. 1985. - № .1. - С. 42-54.

210. Садыков Ф.Б. Особенности советской цивилизации. Уфа: Гилем, 1998.-368 с.

211. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм //Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1990. - С. 319-344.

212. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М. :Терра-Книжный клуб,2002.-640с.

213. Селиванов А.И. Бытие и постижение развивающихся миров. Уфа: Изд-е БашГУ. - 327 с. ,

214. Селиванов А.И. Мозаичная философия развивающегося мира. Уфа: Изд-е БашГУ, 1997. - 265 с.

215. Сенека Люций Анней. Философские трактаты. СПб.: Алетейя, 2000. -400 с. i

216. Силантьева М.В.Философия культуры Н.А.Бердяева и актуальные проблемы современности.- М.:2005.-220с.

217. Смит А. Теория нравственных чувств.- М.: Республика, 1997.-3 51с.

218. Снетова Н.В. Проблема прогресса в социальных воззрениях H.H. Страхова /Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Москва, 24-28 мая 2005 г. Т. 2. - М.: Современные тетради, 2005. - 776 с.

219. Соловьев B.C. Соч. В 2 т.: Т.2. М., 1989.

220. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М.: Политиздат, 1991. - 430 с.

221. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М.: Правда, 1989. -768 с.

222. Соломина И.Ю. Забывание как социальный феномен //Философия и будущее цивилизации. В 5 т;.: Т. 3. М.: Современные тетради, 2005. - С. 138-139.

223. Спиноза Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье // Спиноза Б. Избранные произведения в 2-х томах. М., Госполитиздат, 1957. Т. 1. - С. 67-171.

224. Суркова H.A. Трансцендентальный субъект и проблемы его философской концепту ал изции: Монография / H.A. Суркова. -Уфа: Изд-е.I

225. Башкир, ун-т, 2003. 232 с. i

226. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т.: Т. 1. М.: Госполитиздат, 1957.-С. 265-316.

227. Спиридонов Л.И. Социализация индивида как функция общества //Человек и общество. Вып. 9.

228. Степин B.C. Научное познание и ценности техногенной цивилизации.// Вопросы философии. 1989.N 10. С.3-18.

229. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. М., 1976. -С. 172-180.

230. Султангареева P.A. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа. Уфа: Гилем, 1998. - С. 3.

231. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / Пер. с фр. М.: Наука, 1987. -240 с.

232. Тельнова H.A. Актуальные проблемы этического знания /Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Москва, 24-28 мая 2005 г. Т. 2. - М.: Современные тетради, 2005. -776 с.

233. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. М.: ООО изд-во ACT, 2002. -557 с.

234. Тухватуллин P.M. Регулятивная роль общественного мнения в сфере межнациональных отношений. Уфа: Изд-е БашГУ, 2000. - 275 с.

235. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М., 1990. - С. 16-20,

236. Уразманова Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл XIX-нач. XX вв.) / Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань: Изд-во ПИК «Дом печати», 2001. - 196 с.

237. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11-ти тт. M.-JL, 1950.-Т. 8-С. 325-679,

238. Файзуллин Ф.С. Социологические проблемы города. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981. - 207 с.

239. Федотова В.Г. Социальное конструирование приемлемого для жизни общества / В.Г. Федотова // Вопросы философии. 2003. - № 11. - С. 3-19.

240. Финогентов В.Н. Время, бытие, человек. Уфа: Изд. Башк. ун-та, 1992. -222 с.

241. Финогентов В.Н. Избранные лекции по философии: Учеб. пособие. -Уфа: Изд. Башк. ун-та, 1996. 168 с.

242. Финогентов В.Н. Хрупкость и овременность бытия //Бытие: Коллективная монография /Отв. ред. Ф. Кудряшев. Уфа: УЮИ МВД РФ, 2001,- 266 с.

243. Фихте И.Г. Назначение человека / Фихте И.Г. Сочинение в двух томах. -Спб.: Мифрил, 1993. Т. 2.- С. 65-225.

244. Фролов И.Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки дискуссии, проблемы, обобщения. М.: Политиздат, 1979. - 336 с.

245. Фролова И.В. Оправдание утопии: опыт социально-философской реконструкции. Монография / И.В. Фролова. Уфа: РИО БашГУ, 2004.-268с.

246. Фромм Э. Психоанализ и этика / Пер. с англ. М.: Республика, 1993. -415 с.

247. Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть? / Пер. с англ. Минск: Изд.1. B.П. Ильин, 1997.-416 с.

248. Февр Л. Бои за историю, у М.: Наука, 1991. 387 с.

249. Фейербах Л. Антропологический материализм //Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч. 1. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. - С. 414-422.

250. Фейербах Л. Характеристика моей философской биографии //Избранные философские произведения. В 3-х т.: Т. 1. М., 1955.1. C. 251-252.

251. Философия в современной культуре: новые перспективы (материалы «круглого стола») //Вопросы философии. 2004. - № 4. - С. 3-46.

252. Философский словарь. ДО.: Изд-во «Республика», 2003. - 575 с.

253. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия //Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. - С. 357-403.

254. Фихте И.Г. Назначение человека //Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни,, смерти и бессмертии. С. 29.

255. Фихте И.Г. Сочинения в двух томах. Т. 2. СПб.: Мифрил, 1993. -798 с.

256. Флоренский П.А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней //Флоренский П.А. Имена: Сочинения. М.: ЗАО ЭКСМО-Пресс, 1998.

257. Фролова И.В. Оправдание утопии: опыт социально-философской реконструкции: Монография. Уфа: РИО БашГУ, 2004. - 268 с.

258. Фукидид. История. СПб.: Наука; Ювента, 1999.-227с.

259. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. - 687 с.

260. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. - 447 с.

261. Хазиев B.C. Из мышления о педагогике. Уфа, Изд-во БГТТУ, 1998. -200с.

262. Хазиев B.C. Философские эссе. Уфа, 2003. - 152 с.

263. Хань Фей. «Хань Фей-цзы» // Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч. 1. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, .1998. -С. 41-44.

264. Хасанова Л.Р. Проблемы философии культуры. М:, 1984.-174с.

265. Хасанова Л.Р. Социальная память нации (социально-философский анализ традиции башкирского народа). Авт-т дисс.канд. филос.наук. -Уфа, 2000.-25 с.

266. Хобсбаум Э. От социальной истории к истории общества //Философия и методология истории. Мг: Прогресс, 1977. - С. 289-321.

267. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Пер. с англ. СПб.: Питер Пресс, 1997. -608 с.

268. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. СПб.: «Алетейя», 1996. -296 с.

269. Цыденова И.Р. Философские основания этики устойчивого развития Китая. Автореф. канд. филос. наук. Улан-Удэ, 2004. - 27 с.

270. Чехлов С.Ю. Методологический анализ категории «социальная память». Дисс. докт. филос. наук. Кемерово, 2002. - 285 с.

271. Чжуан-цзы: Даосские каноны. М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство ACT», 2002. - 432 с.

272. Шарипов М.Р. Мироздание и структурно-связные формы Универсума. Философский анализ: монография.-Уфа: РИО БашГУ,2006.-364с.

273. Шварцман К.А. Философия и воспитание: Критический анализ немарксистских концепций. М.: Политиздат, 1989. - 208 с.

274. Шеллинг Ф. Исторический прогресс //Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч. 1. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998.-С. 381-397.

275. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения в 2 т.: Т. 2. М.: Мысль, 1989. - 636 с.

276. Ширяев Л.А. Концепция образования исторически нового типа: методологический аспект. Уфа: УГАТУ, 1997. - 50 с.

277. Ширяев // Человек: Культура. Образование: материалы научной конференции. Уфа: Изд-во БГПУ, 2006. - С. 185-190.

278. Шпенглер О. Закат, Европы. Т. 1: Образ и действительность. -Новосибирск: Наука, 1993. -т 476 с.

279. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность / Пер. с нем. М.: Мысль, 1993. - 663 с.

280. Штейнер Р. Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки/ Пер.с нем.-М.: Парсифаль, 1993.-40 с.

281. Эгути Мицуру. Учение | Л.Н. Толстого о непротивлении злу и егоIвлиянии на общественную мысль в Японии. Дисс. канд. филос. наук. М., 2001.- 135 с.

282. Ямалов М. Историческая социальная память в системе национальной культуры //Ватандаш. 2004. - № 9. - С. 11-18.

283. Ясперс К. Всемирная история философии. СПб.: Наука, 2000. - 272 с.

284. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М: Республика, 1991. - 527 с.

285. ЛИТЕРАТУРА НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ

286. Усанова Л.А. Стереотипи тшесносп /Фшософсью обри. 2006. - № 15. -С.133-144.

287. Bollnow O.F. Einfache Sittlichkeit. Gottingen, 1947.

288. Griffin Em. A first look at communication Theory. NY.: Mc Graw Hill, 2000.-548 p.

289. Jesperson O. Language: Its Nature, Development and Origin. N.Y., 1964. -448 p.

290. Fichte J.G. Die späten wissenschaftlichen Vorlesungen / J.G. Fichte. Hrsg. von Hans Georg von Manz. Stutttgart Bad Cannstatt: fromann - holzboog. -2000.-418 s.

291. Hirst P. Educational Theory-In: Tibbie A.(ed.) The Study of Educational. -Routledge, 1966. j

292. Hösle, Vittorio. Philosophie der ökologischen Krise: Moskauer Vorträge. -Orig. Ausg. - München: Beck, 1991. - 152 s.

293. Nagel E. The Structure qf Science. Problems in the Logic of Scientific Explanation.-N.Y., 1961.

294. Schelling F.W.J. Philosophie der Offenbarung / M. Frank. Frankfurt a.M., 1993.-590 s.

295. Sein, Bewusstsein und liebe. Johann Gottlieb Fichtes „Anweisung zum seligen Leben". Herausgegeben, erläutert und mit einer Einleitung von Christoph Asmuth. Copyright, 2000. 351 s.

296. Sugerman B. The School and Moral Development. L., 1972. - 354 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.