Социальная структура осетинского села в послевоенный период тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Канукова, Залина Владимировна

  • Канукова, Залина Владимировна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 1984, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 210
Канукова, Залина Владимировна. Социальная структура осетинского села в послевоенный период: дис. кандидат исторических наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Москва. 1984. 210 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Канукова, Залина Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВАЯ СТРУКТУРА ОСЕТИНСКОГО ПОРЕФОРМЕННОГО СЕЛА.

§ I. Общая характеристика осетинского пореформенного села.

§ 2. Экономическое развитие осетинского села в пореформенный период.

§ 3. Социально-классовая структура осетинского пореформенного села.

Глава П. РОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОСЕТИНСКОГО ПОРЕФОРМЕННОГО СЕДА.

§ I. Структура родственных объединений у осетин.

§ 2. Система расселения патронимических объединений

§ 3. Хозяйственно-экономическая общность патронимии

§ 4. Общественное и идеологическое единство патронимии.

Глава Ш. ОСЕТИНСКАЯ СЕМЬЯ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД.

§ I. Форма, численность и состав семьи.

§ 2. Внутренний строй семьи.

Глава 1У. СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОЙ

ОБЩИНЫ.

§ I. Изменение функций общинного схода.

§ 2. Изменение функций старосты.

§ 3. Сельское правление

§ 4. Сельский суд.

Глава У. ИЗМЕНЕНИЯ В БЫТУ ПОРЕФОРМЕННОГО ОСЕТИНСКОГО

СЕЛА.

§ I. Хозяйственный быт и культурный облик села.

§ 2. Сельская обрядность.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальная структура осетинского села в послевоенный период»

Этнографическое изучение дореволюционной структуры села - одна из важных и актуальных проблем исторической науки. В настоящей диссертации исследуется дореформенное осетинское село как хозяйственная, социально-политическая и культурно-бытовая общность в конкретный исторический период, который был для Осетии переломным и характеризовался сменой феодально-патриархальных отношений капиталистическими. На это время приходится целый рад административно-территориальных реформ, размежевание земель на плоскости, освобождение зависимых сословий. Указанные обстоятельства ускоряли процесс проникновения и развития капиталистических отношений в осетинском селе и создавали предпосылки для вовлечения Северной Осетии в систему всероссийского рынка. Выбор села в качестве объекта исследования обусловлен тем, что ".общинное крестьянство - самая глубокая и самая прочная основа капитализма. Самая глубокая - потому что именно здесь, вдали от каких бы то ни было "искуст-венных воздействий и несмотря на учреждения, стесняющие развитие капитализма, мы видим постоянное образование элементов капитализма внутри самой "общины". Самая прочная - потому что на земледелии вообще и на крестьянстве в особенности тяготеют с наибольшей силой традиции старины, традиции патриархального быта, а вследст-вии этого - преобразующее действие капитализма (развитие производительных сил, изменение всех общественных отношений и т.д.) проявляется здесь с наибольшей медленностью и постепенностью" Оживление торгово-экономических отношений, рост рыночных связей, массовое переселение осетин на равнину, возникновение фабрично

I Ленин В.И. Поли.собр.соч., т. 3, с. 165 заводской промышленности неизбежно вели к ложе натурального хозяйства, традиционного хозяйственного уклада.

Коренные изменения в экономике осетинского села не могли не отразиться на его социальной структуре, социально-культурном облике, традиционных общинных институтах. Для сельской общины настал период интенсивного разложения. Как указывал В.И.Ленин, община "удовлетворяет узким потребностям объединения местных крестьян, связанных единством землевладения, выгона и т.п., но совершенно не отвечает потребностям товарного хозяйства и капитализма, ломающего все местные, сословные, разрядные перегородки и вносящего глубокую экономическую рознь интересов внутри общины" В рассматриваемый период сельская община становилась объектом эксплуатации, изменились ее экономические, классовые функции, она оказалась удобной формой для пршфытия кулацкого засилья и средством в руках царизма для сбора налогов с крестьян по принципу круговой поруки.

Однако процесс разложения сельской общины не был скоротечным. Это явление было длительным по времени и противоречивым: несмотря на комплекс внутренних и внешних факторов, разрушающих общину, она не просто сохранялась как пережиточное и архаичное явление, а активно проявляла свою традиционную "живучесть". Многие ее институты трансформировались, приспосабливались к современным условиям жизни, наполнялись новым содержанием. Зачастую в оболочке старых традиционных форм выступали качественно новые явления. В условиях такого переломного периода архаичные элементы в общественном и семейном быту не могли исчезать вдруг, уступая место новым. Старинные нормы отношений все еще продолжали играть заметную

•ммммишаамнммншммнажн»

I Ленин В.И. Полн.собр.соч., т. 2, с. 219. роль в повседневной жизни осетин. Во многих явлениях семейного и общественного быта наблюдались определенные сочетания традиций и инноваций, постепенно происходило отмирание старых форм и возникновение новых, их постоянное взаимодействие. Изучение социальных явлений, происходивших в пореформенной сельской общине дает возможность объективно оценить содержание и эволюцию традиционных осетинских институтов. Исследование структуры села способствует правильному пониманию особенностей социальной системы осетин, всей дореволюционной Осетии.

Цель исследования заключается в том, чтобы проследить, какие изменения происходили в социальной структуре осетинского пореформенного села под влиянием новых экономических отношений.

Задачи исследования: I) проследить процесс изменения социально-классовой структуры села, его национального состава; 2) определить место и роль родственных объединений в структуре пореформенного осетинского села: 3) исследовать семью как структурную единицу и основную экономическую ячейку сельской общины, проследить эволюцию ее форм, изменения в численности, составе, в принципах ведения хозяйства, в организации труда, во взаимоотношениях членов семьи, в имущественных отношениях, в воспитании подрастающего поколения, связанные с развитием капитализма; 4) выявить изменения, происходившие в системе внутреннего управления сельской общины: процесс трансформации, приспособления к новым жизненным условиям традиционных и появление новых органов управления, функции которых были обусловлены изменениями в экономике; 5) проследить, какие изменения происходили в сельском быту: хозяйственных занятиях, в культурном облике села, в общинной обрядности, в поведенческо-бытовых формах крестьян. Все указанные вопросы рассматриваются в довольно узком аспекте, только в плане влияний на них капиталистических отношений.

Научная новизна работы характерна прежде всего для самой постановки проблемы, В этнографических работах, посвященных пореформенной сельской общине, как правило, исследуются ее традиционные институты, воспроизводится патриархальность крестьянской жизни и вовсе не затрагиваются или затрагиваются очень бегло такие вопросы как последствие проникновения капиталистических отношений в деревню, развитие общинных институтов, процесс их изменения под влиянием новых социально-экономических явлений пореформенного периода. Изменения в общественном и семейном быту осетин, связанные с развитием капиталистических отношений, не подвергаI лись специальному этнографическому изучению. Новым в диссертации является выявление специфики, которую приобретали изучаемые социальные явления в рассматриваемый период. Элементы новизны присущи некоторым конкретным проблемам, попытка исследования которых предпринимается в работе: а) выявление промежуточных форм семейной организации; б) изучение семей категории временно проживающих крестьян; в) исследование процесса трансформации традиционного общинного органа управления - "ныхаса", выявление его новых функций, связанных с развитием капиталистических отношений; г) исследование деятельности новых органов управления; д) выявление паллиативных, промежуточных форм в общинном и семейном быту.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца 60-х годов XIX века вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции, т.е. социальная структура села рассматривается на протяжении всего пореформенного времени, а также и в период перехода российского капитализма в высшую империалистическую стадию развития. Установление таких хронологических рамок обусловлено тем, что в начале XX века в Осетии, как и во всех окраинах России, происходило распространение и углубление капиталистических отношений, а шесте с тем и изменения в социальной структуре.

Практическая значимость исследования. Основные выводы диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях по выявлению особенностей социальной структуры села в период капитализма у других народов Северного Кавказа. Приведенный материал может быть включен в лекционные курсы по истории и этнографии осетин в пореформенное время.

Кроме того, в наши дни во многих национальных республиках в том числе и в Северной Осетии, идет борьба с негативными явлениями в быту посредством создания научно-методических центров, вырабатывающих различные рекомендации по проведению традиционных мероприятий, выступлений в печати, на радио, телевидении. Однако эффективное изживание вредных пережиточных явлений в быту невозможно без изучения их истоков и определения их места в системе общественных отношений. Только тщательное изучение особенностей развития общинного и семейного быта дает возможность понять причины живучести в наши дни некоторых пережитков прошлого и найти правильные пути их искоренения.

Методологической основой работы являются произведения основоположников марксизма-ленинизма. Особое значение для разработки поставленных в работе проблем имеет труд В.И.Ленина "Развитие капитализма в России'1, где дан глубокий анализ общественно-экономического развития России и ее национальных окраин; а также высказывания классиков по вопросам семьи, ее эволюции по мере развития общества.

Территориально диссертация охватывает только Северную Осетию. Это объясняется тем, что развитие капиталистических отношений в Южной Осетии имело свои специфические особенности, значительно отличающие ее экономику, а шесте с тем и социальную структуру. Поэтому их исследование представляет, на наш взгляд, самостоятельную тему. Следует оговорить, что содержащийся в работе экономический очерк не имеет цель дать развернутую картину экономического развития Северной Осетии с полным привлечением всех имеющихся материалов. Этой проблеме уже были посвящены работы историков и экономистов В данном разделе речь идет лишь о тех факторах экономического развития, которые оказывали воздействие на социальную структуру села. За рамки настоящей работы выходит и исследование системы землевладения и землепользования и тех изменений, которые оно претерпевало в период капиталистического развития, поскольку эта проблема уже была предметом специального исследования

Историография. В дореволюционной литературе осетинской сель

1 Дзокаев К.Х. Экономическое развитие осетинского крестьянства в порефорленный период (1870-1900). - Известия СОНИИ, Дзауджикау,

1948, т. XI, вып. I; Кобегкаев М.А. Социально-экономическое развитие Северной Осетии в порефорленный период (1860-1890). Нальчик, 1974; Ортабаев Б.Х. Развитие экономики Северной Осетии в конце XIX - начале XX века. Орджоникидзе, 1967; Тотоев М.С. К истории дореволюционной Северной Осетии. Ордаоникидзе, 1967.

2 Зембатов Ч.С. Аграрные отношения в пореформенный период 18701900 гг: Автореферат кандидатской диссертации. Ленинград, 1983'. ской общине не было посвящено специальных историко-этнографиче-ских исследований, хотя многие, связанные с этой проблемой вопросы, затрагивались в работах В.Ф.Миллера, В.Пфафа, М.Ковалевского, который привлекал осетинский материал для разработки проблем генезиса и разложения общины Эти работы содержат ценный фактический материал, но в силу классовой ограниченности дореволюционных исследователей, их субъективизма в оценке некоторых явлений проблема сельской общины не могла быть научно обоснована.

Только после установления Советской власти, открытия высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений в Осетии этнографическая наука стала развиваться на основе марксистско-ленинской методологии. Осетинской этнографии было посвящено немало работ советских ученых, но проблема сельской общины долгое время оставалась неизученной. Некоторые исследователи попутно затрагивали связанные с ней вопросы: в монографии Б.А.Калоева исследуется общественный строй осетин, большое место отводится изу2 чению родственных объединений, норм обычного права и т.д. В работе В.К.Тотрова исследуются поземельные и имущественные отношез ния осетин . На материалах Южной Осетии написаны работы З.Н.Ва

1 Миллер В.Ф. Осетинские юткщы. М. ,1887, т.З; Пфаф В. Народное право осетин. -Сборник сведений о Кавказе. М.,1871-1872. т.1,2; Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон. М.,1886.

2 Калоев Б.А. Осетины. M., 1964.

3 Тотров В.К. К вопросу о поземельных и имущественных отношениях крестьян Юго-Осетии в конце XIX - начале века. - Ученые записки Кишиневского гос. университета. Кишинев, 1964, т. 73. неева и З.Д.Гаглойти об общественном строе осетин Предметом специального исследования осетинская сельская община стала в монографии А.Х.Магометова "Общественный строй и быт осетин (ХУЛ о

XIX вв)" . Автор подробно описал историю возникновения сельской общины, ее структуру, формы землевладения и землепользования,быт, виды общинной солидарности и взаимопомощи, управление, общественные отношения, общинный культ. Рассматривая общинные институты, автор воспроизводил их традиционность, патриархальность. Осетинские исследователи не всегда четко определяли семью как структурную единицу сельской общины, ее основную экономическую ячейку. Не были поставлены и такие вопросы как функционирование семьи в рамках сельской общины, влияние последней на экономическую, нравственную и другие сферы быта семьи. Это объясняется отчасти тем, что в литературе разрабатывалась лишь проблема большой семьи у осетин. Основная заслуга в ее исследовании принадлежит М.М.Ковалевскому. Он описал быт семьи, имущественные отношения, ведение хозяйства, систему управления в ней. На осетинском материале М.М.Ковалевский показал появление частного начала в собственносо ти большой семьи, проследил процесс ее разложения . В 80-ые годы XIX века о большой семье писали также С.Кокиев, П.С.Уварова, Е.А.Россикова, А.Скачков Работами этих исследователей установ

1 Гаглойти З.Д. Очерки по этнографии Осетии. Тбилиси, 1978; Ванеев З.Н. Родовой строй в Осетии. - Известия ЮОНИИ, Цхинвали, 1946, вып. 5.

2 Магометов А.Х. Общественный строй и быт осетин. Орджоникидзе, 1974.

3 Ковалевский М.М. Указ. соч.

4 Кокиев С. Записки о быте осетин. - Сборник материалов по этнолено, что большая семья продолжала бытовать у осетин и в изучаемый период. Были проведены исследования ее численности, состава и причин столь длительного сохранения. О большой семье писал накануне революции М.А.Шейков Б советское время этой проблеме р были посвящены работы З.Н.Ванеева . Крупным вкладом в теоретическую разработку вопросов большой семьи явились труды М.О.Косве-на Осетинские этнографы - Б.А.Калоев, А.Х.Магометов, В.К.Тот-ров, Л.А.Чибиров, З.Д.Гаглойти, Б.С.Кулов значительно пополнили историческую литературу монографиями и статьями по проблеме большой семьи В их работах получили освещение такие вопросы как время бытования, система управления, организация труда, хозяйственные и имущественные отношения, семейный быт и обрядность, процесс семейных разделов и его причины. В последнее время графии, издаваемый при Дашковском этнографическом музее. М., 1885; Уварова П.С. Кавказ. Путевые заметки. М., 1867; Россико-ва Е.А. В горах и ущельях Куртатш и истоков реки Терека. -Записки Кавказского отдела императорского русского географического общества, Тифлис, 1884, кн. ХУ1; Скачков А. Опыт статистического исследования горного уголка. Владикавказ, 1905.

1 Мисиков М.А. Материалы для антропологии осетин. Одесса, 1916.

2 Ванеев З.Н. Указ. с#ч.

3 Косвен М.О. История и этнография Кавказа. М., 1961; Патронимия и проблемы рода. - В кн.: Вопросы этнографии Кавказа. Тбилиси, 1952.

4 Калоев Б.А. Указ. соч.; Магометов А.Х. Семья и семейный быт осетин. Орджоникидзе, 1962; Тотров В.К. Семья и семейный быт крестьян Юго-Осетии. Тбилиси, 1965; Гаглойти З.Д. I) Указ.соч., 2) Семейная община у осетин. - Известия ЮОНИИ, Цхинвали,1968, появились новые работы, изучающие родильную обрядность, воспитание детей в традиционной осетинской крестьянской семье

Но тем не менее в изучении осетинской семьи есть еще вопросы, нуждающиеся в дополнительных исследованиях. Прежде всего следует отметить, что для обозначения большой семьи в осетинской этнографической литературе, как и в литературе по истории семьи других народов, употребляется множество терминов: большая семья, семейная община, большесемейная община, домовая община, патриархальная семья, традиционная семья и т.д. М.О.Косвен считал все эти термины идентичными, а наиболее удачными из них "семейная о община" и "большая семья" . Эти термины чаще всего и употребляются в этнографической литературе по осетинам, причем как для обозначения семьи периода распада родового строя, так и для многочисленной семьи начала XX века, считая ее пережиточным явлением.

Такая нечеткость в терминологии вызывается недостаточной исследованностью проблемы. Семья в своем развитии проходит несколько стадий. Как социальный институт она развивается и изменяется в соответствии с общими социально-экономическими условиями общественного развития. Несмотря на то, что семья и семейный быт обладают некоторой самостоятельностью, что сфера семейвып. 15; Еулов Б.С. Большая семья у осетин. - Мах дуг, 1966, 6 (на осетинск. яз.).

1 Бесаёва Т.З. Обычаи и обряды осетин, связанные с рождением и воспитанием ребенка. Автореф.канд.дисс. М., 1975; Гостиева

Л. К. Традиции воспитания детей в осетинской семье в конце XIX - начале XX века. Автореф. канд. дисс. М., 1981.

2 Косвен М.О. Семейная община и патронимия, с. 6. ного быта более консервативна, ее форма, состав, численность, весь жизненный уклад подвергаются серьезным изменениям. Неверно считать семью пореформенного времени пережитком семейной общины. В действительности эта форма семьи - явление качественно новое, результат новых условий экономического и общественного развития. В связи с этим нам кажется правильным высказывание И.В.Чкония, что "объявление большой семьи капиталистического общества пережитком семейной общины первобытнообщинного строя является пережиточным проявлением пройденного этапа этнографической науки, когда предметом этой науки было изучение первобытного общества, когда вся деятельность этнографов ограничивалась поисками только лишь первобытности"

В последнее время в этнографической литературе все чаще, встречается термин "неразделенная семья", введенный О.А.Сухаревой и М.А.Еикжаковой при изучении узбекской семьи. Это переходная форма семьи, она возникает в процессе распада большой семьи и превращения ее в малую индивидуальную. От большой семьи она отличается гораздо меньшей численностью и тем, что состоит уже не из трех и более поколений, а только из двух, причем старшее поколение обычно представлено одной парой - отцом и матерью, с которыми жили все женатые сыновья; женитьба внука вела к выделе2 нию новой семьи, отец жениха отделялся вместе со всеми детьми . Были и другие формы неразделенной семьи.

В работах осетинских исследователей не выделяются промежуточные формы семейной организации. Нет и работ, посвященных гла

1 Чкония Й.В. О природе большой семьи. Тбилиси, 1964, с. II.

2 Сухарева O.A., Бикжакова М.А. Прошлое и настоящее селения Ай-рыкан. Ташкент, 1955, с. 173. лой семье, несмотря на то, что она была господствующей формой. Этот пробел вполне объясним: бытование перечисленных форм приходится в основном на пореформенный период, период развития капиталистических отношений. А осетинская семья этого периода, ее развитие в новых экономических условиях не становились предметом специального исследования.

Источники. Основной источниковой базой для написания работы явились архивные материалы.

Определенное место заняли в диссертации материалы Центрального государственного военно-исторического архива СССР (фонд БУА - военно-ученого архива), дела фонда канцелярии командующего войсками Терской области и др.

Ценные сведения были почерпнуты в Центральном государственном архиве Северо-Осетинской АССР. Были использованы документы фондов Терского областного правления и канцелярии начальника Терской области: посемейные списки крестьян за 1886 год, 1905 год и впервые введенные в научный оборот посемейные списки "вре-меннопроштающих" крестьян за 1906 год. Посемейные списки дают представление о составе села, наличии в нем патронимических объединений, их расселении; о форме, численности, составе семьи, что позволяет определить число больших семей, малых семей, а также выделить промежуточные, переходные формы семейной организации. Посемейные списки содержат также сведения об имущественном положении каждой семьи (наличие земли, скота, жилых построек), а также сведения об отходниках (место работы, занятие, заработок). Особую ценность в связи с этим представляют посемейные списки "временнопроживающих" крестьян, поскольку эта категория населения в силу сложившихся экономических условий явилась непосредственным порождением капитализма,сильнее была втянут в сферу капиталистических отношений

Особое место в работе занимает документ "Положение о сельских (аульных) обществах, их общественном управлении и повинностях государственных и общественных в горском населении Терской и Кубанской областей" (1870), и несколько проектов этого документа, где была определена сфера деятельности общинного схода, старост, сельского правления, сельского суда, что позволяет проследить процесс изменении в системе внутреннего управления общиной. Большой фактический материал дали документы фонда городского головы Владикавказа Г.Баева, среди которых часто встречаются разлизша ходатайства сельских сходов, их письменные приговоры, давшие возможность определить функции сельских сходов в изучаемый период, а также дела сельских судов и другие документы сельских правлений, отражающие особенности повседневной жизни крестьян. В работе были использованы и документы разных фондов ЦГА

СОАССР, опубликованные в 3-ем томе сборника "Материалы по истории Осетии", изданном Северо-Осетинским научно-исследовательским 2 институтом .

Важным источником для разработки указанных проблем стали материалы Первой всеобщей переписи Российской империи 1897 года, позволяющие делать некоторые выводы о социальных изменениях: повышении роли женщины в экономической жизни, степени ее участия в сфере производства, а также о повышении грамотности сельского населении, количестве школ и т.д.

1 Подробнее о категории временнопроживающих крестьян см. § 3 первой главы диссертации.

2 Материалы по истории Осетии. Дзауджикау, 1950, т. 3.

3 Первая всеобщая перепись населения Российской империи в 1897

Ценные сведения содержатся в ежегодных Отчетах начальника

Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска: данные о наличии в селах мелких предприятий, торговых лавок и др. заведений, о социальном и национальном составе населения, I его хозяйственных занятиях .

Сведения о составе народонаселения, о размерах землевладения и скотоводства, о количестве торговых и промышленных заведений, о промыслах дают статистические таблицы населенных мест Терской области (1890 г.), а также сборник статистических сведений о Кавказе, статистический справочник Северо-Осетинской аво тономной области .

Большой фактический материал содержится в работах дореволюционных исследователей, бытоописателей, путешественников, которые не могли не замечать изменений, происходивших в общественном и семейном быту. Свои наблюдения и исследования они публиковали в "Записках Кавказского отдела императорского Ясского географического общества", в "Кавказском календаре", в "Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа", в "Сборнике свегоду. Терская область. Тифлис, 1905, т. 68.

1 Отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1908 год. Владикавказ, 1909; Отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1909 год. Владикавказ, 1910.

2 Статистические таблицы населенных мест Терской области. Владикавказский округ. Владикавказ, 1890, т. 2, вып. 4; Сборник статистических сведений о Кавказе. Тифлис, 1869; Статистический справочник Северо-Осетинской автономной области. Владикавказ, 1927. дений о Кавказе", в "Сборнике сведений о кавказских горцах", в "Терском сборнике" и т.д.

Важным источником для изучаемых в работе вопросов стали дореволюционные органы печати: "Терские ведомости", "Тифлисский листок", "Кавказ", "Казбек", "Новое обозрение", а также двухтомный сборник, содержащий исторические и этнографические материалы, составленный под редакцией Л.А.Чибирова на основании указанных и т некоторых других газет, выходивших до революции на Кавказе .

Некоторое представление о жизни пореформенного осетинского 2 села дают и произведения художественной литературы .

В работе имеется и полевой материал, но не для всех поставленных задач он является одинаково репрезентативным, и в основном используется для подкрепления некоторых положений работы.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, содержащих 15 параграфов, заключения и приложения. В приложении даются сведения о составе и численности сельских обществ, схемы со структурой родственных объединений, таблица со статистическими данными о формах и численности семей временнопроживающих крестьян, список информаторов, список сокращений, перечень использованных источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Канукова, Залина Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проникновение и развитие капиталистических отношений в осетинском селе оказывали большое воздействие на хозяйство, классовую структуру, отношения в рамках родственных объединений, на семью, систему внутреннего управления, на культурный облик села, сельский быт и обрядность.

Установление административно-территориального управления в рамках Российской империи, проведение реформы, освобождение зависимых сословий, образование новых социальных групп (кулачество и сельский пролетариат), постепенное разложение натурального хозяйства, усиление связи крестьянских хозяйств с рынком, массовое переселение на равнину, развитие торговли, возникновение в селах мелких предприятий, появление новых хозяйственных занятий у населения явились основными факторами, влиявшими на социальные изменения. С усилением имущественной дифференциации крестьянства и ухудшением его материального состояния начинали ослабевать связи между семьями, входившими в родственные объединения (патронимии). Этому способствовали развивающиеся производительные силы, деформирующие традиционные формы организации хозяйственной и социальной жизни. Социально-экономические отношения в селе, массовое переселение на равнину нарушали территориальное единство патронимии, экономическую взаимосвязь. Родственная взаимопомощь - основное проявление патронимических отношений - все чаще стала прикрывать эксплуатацию бедных богатыми. Патронимия в исследуемый период не представляла в экономическом и социальном отношении единого целого: в одной патронимии имелись как представители имущих, так и неимущих слоев, обособлялась кулацкая верхушка. Но патриархальные традиционные порядки отступали очень медленно, и родственные отношения в пореформенном селе продолжали играть довольно значительную роль, активно проявлялись в общественной жизни.

В связи с развитием капиталистических отношений определенные изменения происходили и в семье. Это прежде всего относится к форме, численности и составу семьи. В рассматриваемый период преобладала малая индивидуальная семья при остаточном сохранении большой, а главное - при наличии различных переходных форм от одного типа семейной организации к другому. В процессе разложения большой семьи появилась переходная форма - неразделенная семья, которая не будучи постоянной, систематически регенерировалась на основе малой семьи» Неразделенная семья бытовала в нескольких формах: сложные семьи, включавшие в свой состав многочисленных родственников по мужской линии, несложные семьи, состоявшие из родителей и женатых детей, "братские" семьи. Господствующей формой семьи являлась малая индивидуальная, которая, однако, отличалась многочисленностью ввиду проживания в ней родственников главы семьи. Значительно увеличивалось количество малых простых семей, переживавших переходное состояние, в которых сочеталась.частная и коллективная собственность при совместном или раздельном проживании. Пореформенная осетинская семья находилась в динамичной ситуации, упрощалась ее структура, уменьшалась численность.

Происходили изменения во внутреннем строе семьи, во взаимоотношениях родственников. Но эти изменения происходили гораздо медленнее, весь уклад семейной жизни регулировали повсеместно господствующие патриархальные традиции» Но они постепенно разрушались под влиянием развивавшегося капитализма. Расшатывались такие патриархальные принципы как принцип старшинства в организации труда, распределении доходов. Это вело к семейным разделам, к победе, частной собственности над коллективной, общесемейной. Начавшееся ослабление норм избегания было связано.с изменением роли женщины в общественной и хозяйственной жизни. Определенные изменения происходили и в традиционных принципах воспитания подрастающего поколения. Нарушение патриархальных принципов сильнее затрагивало несостоятельные семьи, в среде зажиточных крестьян они сохранялись дольше и сильнее. В высокогорных районах, изолированных от рынков сбыта продуктов, от железнодорожных станций из-за отсутствия дорог, меньше вовлеченных в сферу капиталистических отношений, традиционные порядки сохранялись в большей степени, чем в равнинных селах, имевших массу мелких предприятий, заводов, торговых заведений, а также в селах, расположенных недалеко от железнодорожных станций, города Владикавказа.

В связи с развитием товарно-денежных отношений и проведением административных реформ изменениям подвергалась и система внутреннего управления пореформенного села. Высший орган власти -"ныхас" - сохранял лишь внешние атрибуты традиционного общинного схода: проводился в местах прежних общинных собраний, созывали его, как и прежде, "фидиуаги" (глашатаи), создавалась видимость обсуждения крестьянами общесельских дел. В действительности сельский сход пореформенного времени терял свою демократическую сущность, он стал выразителем интересов не всей общины, а лишь определенного круга общинников, знатных и зажиточных людей. Значительно снизилась его роль как органа самоуправления. Собираясь исключительно по указанию старосты или других должностных лиц, сельский сход перестал играть роль своеобразной школы для молодежи, перестал быть ареной для народных певцов и сказителей, перестал исполнять судебные функции. Поэтому представляется неправомерным употребление термина "ныхас" для сельского схода пореформенного времени. Гораздо точнее выражает суть этого органа термин "амбырд", т.е. сход, собрание. Тем не менее длительное сохранение этого института говорит о его необходимости и жизненной важности. Он продолжал действовать, видоизменяясь, приспосабливаясь к условиям и требованиям новой жизни. С развитием товарно-денежных отношений в осетинском селе сельский сход приобретает качественно новые функции: сдача земли в аренду, обеспечение связи сельского общества с рынками города Владикавказа и железнодорожными станциями посредством строительства дорог; учреждение сельских банков и общественных амбарных магазинов, участие в различного рода кредитных учреждениях, проблема семейных разделов и т.д. Развитие в селе капиталистических отношений определяло и характер деятельности старост и других должностных лиц, сельских правлений, в обязанности которых входило надзирание за торговыми заведениями, за верностью весов и мер, взыскание долгов в сельские суммы,составление долговых ведомостей, сметы с общественных доходов и расходов, ответственность за общественные запасные хлебные амбары, организация публичных торгов, оформление документации отходникам и т.п. Менялся состав должностных лиц, их стаж выбирать из числа местных кулаков, купцов, лавочников и ростовщиков. Развитие капитализма в селе не могло не отразиться и на деятельности сельского суда, круг рассматриваемых вопросов которого стал включать тяжбы и споры по займам, торговым и денежным сделкам и т.п.

Новые экономические отношения подчиняли своему влиянию хозяйственный быт, культуру, обрядность. Широкое развитие получило отходничество, способствовавшее повышению культурного уровня населения, повышению грамотности и сознательности, развитию связей с другими народами, изменению культурного облика села, материальной и духовной культуры. Некоторые изменения происходили в сельской обрядности. Одни ее элементы прекращали свое бытование, другие трансформировались под влиянием требований новой экономик, появлялись паллиативные варианты в обрядности. Крестьяне начинали сознавать, что многие обычаи старины становились в сложившихся обстоятельствам причиной разорения крестьянских хозяйств.

Таким образом, все социальные отношения в пореформенном осетинском селе определялись уровнем социально-экономического развития и характеризовались сложным сочетанием традиционных форм и нарождавшихся новых отношений.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Канукова, Залина Владимировна, 1984 год

1. Маркс К. Капитал, т. Ш. Маркс К. Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т. 25, ч. 1-П.

2. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 23-178.

3. Ленин В.И. К характеристике экономического романтизма. -Полн.собр.соч., изд. 4-е, т. 2, с. Ш-242.

4. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Полн.собр.соч., т. 3, с. 1-609.

5. Ленин В.И. Капитализм в сельском хозяйстве. (0 книге Каутского и о статье Г.Булгакова). Полн.собр.соч., т. 4, с. 95-152.1. П. Архивные материалы

6. Ш. Опубликованные источники

7. Акинфиев И.А. Поездка в Осетию на Ардон и в Сванетию. -ЗК0ЕГ0. Тифлис: Тип. К.П.Козловского, 1894, кн. 16, с. 81114.

8. Анисимова С. Кавказ. СПб.: Без издательства (далее Б.И.), 1906г 158 с.

9. Ардасенов А.Г. Переходное состояние горцев Северного Кавказа. Тифлис: Б.И., 1896, 41 с.

10. Баев А.К. К поземельному устройству нагорной Осетии. Владикавказ: Б.И., I9II 38 с.

11. Беляев И.Д. русские миссии на Кавказе. СПб.: Типогр. Академии наук, 1900, 89 с,

12. Берзенов Н.Г.' Очерки Осетии. Дигория. Закавказский вестник, 1852, £ 40.

13. Бузилов Ф. Статистические материалы для изучения быта Терского казачества. Отечественные записки. СПб.: Типограф. И. Глазунова и комп., 1851, т. 76, № 5, 6, с. 42-60.

14. Вертепов Г.А. Осетины, ингуши и кабардинцы. Владикавказ: Б.И., 1893, 54 с.

15. Вертепов Г.А. Очерки кустарных промыслов в Терской области, "Терский сборник", Владикавказ: Изд-во Терского обл. статистич. комитета, 1897, вып. 4, с. 1-33.

16. Волконский Н. Семь лет в плену на Кавказе. русский вестник. М.: Издатель М.Катков, 1882, вып. IX, кн. 15, с. 1-36.

17. ГавриловА Устройство поземельного быта горских племен Северного Кавказа. ССКГ, Тифлис: Горское управление, 1869, вып. 2, с. 1-85.

18. Ган 0. По долинам Чорока, Уруха и Ардона. СМОМПК, Тифлис: 1896, вып. 25, с. 1-46.

19. Гарданов М.К. Очерк социально-экономической истории. Владикавказ: Электропечатная П.К.Григорьева, 1908. 85 с.

20. Гассиев А. О пропавшем сельском банке и аульных непорядках. Владикавказ: Б.И., 1912. 24 с.

21. Городецкий Б.М. Осетины Нагорной полосы Терской области (этнографо-статистические материалы). Екатериноград: Типограф. "Основа", 1908. 16с.

22. Грабовский Н.Ф. Очерки суда и уголовных преступлений в Кабардинском округе. ССКГ, Тифлис: 1870, вып. 4, с. 1-78.

23. Даринский А. Семья у кавказских горцев. Записки общества истории, филологии и права при императорском Варшавском университете. Варшава: Типограф. Варшавского учебного округа, 1903, вып. 2, с. II3-I69.

24. Динник Н.Я. Путешествие по Дигории. ЗК0ИЕГ0. Тифлис: Типогр. К.П.Козловского, 1892, вып. I, кн. НУ, с. I-6I.

25. Динник Н.Я. Путешествие по Западной Осетии. Там же, 1893, кн. ХУ, с. 51-90.

26. Дирр A.M. В Тагаурской и Куртатинской Осетии. Известия Кавказского отдела ЕГО. - Там же, 1912, вып. 3, кн. 21, с. 368-380.

27. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб.: Тип. Деп. уделов, т. 1-6. т. I. Очерк Кавказаи народов его населяющих. 1871, кн. I. 640 с.

28. Есиев А. Обычное право и право землевладения осетин Терскойобласти. Владикавказ: Б.И., I9II. 22 с.

29. Зейдлиц Н. Поездка в Чечню, к верховьям Аргуна, в Ичкерию и через ,Хасав-Юрт вверх по Тереку до Моздока. Известия Кавказского отдела ЕГО. Тифлис: Тип. К.П.Козловского, 1873, т. 2, вып. 4, с. 147-158.

30. Кануков И. Из осетинской жизни. Кавказ, 1876, № 91, 92.

31. Кануков И.В осетинском ауле. ССКГ. Тифлис: Горское управление, 1875, вып. 8, с. 1-43.

32. Кокиев C.B. Записки о быте осетин. СМЭДЭМ, М.: Тип. Т. Рис, 1885, вып. I, с. 68-83.

33. Коцоев А. Избранные рассказы. Орджоникидзе^ Ир., 1967. -184 с.

34. Коцоев А. Из Северной Осетии. Кавказ, 1901, № 219.

35. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М.: Б.И., т. I. 290 е.; т. 2. - 304 с.

36. Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнителъном изучении. М. : 1886, т. I 340 е.; т. 2 - 410 с.

37. Красильников Ф.С. Кавказ и его обитатели. М.: Литер, издат. отдела наркома по просвещению, 1919. 128 с.

38. Красницкий К.И. Кое-что об осетинском округе и о нравах туземцев его. Кавказ, Тифлис, 1865, № 29-33.

39. Лавров Д. Заметки об Осетии и осетинах. Терские ведомости, 1875, tè 8.

40. Леонтович Ф.Е. Адаты кавказских горцев. Одесса: Б.И., 1883, т. I. 437 е.; т. 2. - 396 с.

41. Лилов А. Очерки быта кавказских горцев. ОМОМПК, Тифлис; издание управления кавказского учебного округа, 1892, вып. Х1У, с. 1-57.

42. Максимов Е., Вертепов Г. Туземцы Северного Кавказа. Истори-ко-статистические очерки. Владикавказ: Тип. области, правления Терской области, 1902. 187 с.

43. Маргграф О.В. Очерки кустарных промыслов Северного Кавказа. М.: Б.И., 1882. 288 с.

44. Маркович A.B. В верховьях Ардона и Риони. ЗК0ИРГ0, Тифлис: тип. К.П.Козловского, 1906, т. 38, вып. 3. - 222 с.

45. Материалы по истории осетинского народа. Орджоникидзе: Госиздат, Сев.-Осет. АССР, 1942, т. 2. 362 с.

46. Материалы по истории Осетии. Дзаудаикау, Госиздат, Сев.-Осет. АССР, 1950, т. 3, 360 с.

47. Маурер Г. Введение в историю общинного, подворного, сельского и городского устройства и общественной власти. М.: Издатель К.Т.Солдатенков.1880.- 358 с.

48. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. М.: Изд-во Ученые записки импер. Московского ун-та, 1887, т. 3. 215 с.

49. Мисиков М.А. Материалы для антропологии осетин. Одесса: Изд-во императ. Новороссийского университета, 1916. 208с.

50. Обзор Кубанской области за 1886 год. Екатериноград: Б.И., 1886. 26 с.

51. Осетины глазами русских и иностранных путешественников (Ш-Х1Х в.). Орджоникидзе: Сев.-Осет. кн. изд., 1967. -319 с.

52. Отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1908 г. Владикавказ: Изд-во Терского обл. стат. комитета, 1909, 114 с.

53. Отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1909 год. Владикавказ: Изд-во

54. Терского обл. стат. комитета, 1910. 116 с.

55. Первая всеобщая перепись населения' Российской империи. СПб.: Центра стат. комит., 1899, т. 68.

56. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Научно-популярный сборник. Цхинвали: Ирнстон, I98I-I982, т. I. -303 е.; т. 2. 356 с.

57. Пиралов A.C. Краткий очерк кустарных промыслов Кавказа. Тифлис: Скоропечатня М.Мартиросянца, 1900. 50 с.

58. Пфаф В. Народное право осетин. ССК, Тифлис: тип. Главн. управл. наместника кавказского, 1871, 1872, т. I. - с. 177 -246,; т. 2. - с. 284-325.

59. Пфаф В.Б. Этнографические исследования в Осетии. Известия К0ИРГ0. Тифлис: тип. К.П.Козловского, 1894, т. I, с. 6-10.

60. Россиков К.Н. Поездка в юго-западную часть горной Осетии и Дагестан. ИК0РГ0, Там же, 1886-1888, вып. IX, с. 99103.

61. Россикова А.Я. В горах и ущельях Куртатии и притоков реки Терека. ЗК0РГ0, Там же, 1894, кн. ХУ1, с. 301-356.

62. Скачков А. Опыт статистического исследования горного уголка. Владикавказ: Б.И., 1905. 52 с.

63. Скитский Б.В. Хрестоматия по истории Осетии с древнейших времен до 1917 года. Орджоникидзе: Сев.-Осетинск. кн. изд-во, 1956, т. I. 377 с.

64. Слобожанин М. На культурной работе. Очерки и воспоминания. СПб.: тип. тов. "Общественная польза", 1907. 484 с.

65. Статистические таблицы населенных мест Терской области. Максимов Е. Терский статистический комитет. Владикавказ, 1890. 100 с.

66. Статистический справочник Северо-Осетинской автономной области. Владикавказ: Сев.-Осет. АССР, стат. отдел, 1927.- 73 с.

67. Тульчинский Н.П. К поземельному вопросу нагорной полосы Терской области. Терские ведомости. Владикавказ, № 41-43, 46.

68. Тульчинский Н.П. Материалы для изучения и решения поземельного вопроса в Нагорной полосе. Казбек, Тифлис, 1899,488.

69. Уварова П.С. Кавказ. Путевые заметки, М.: тип. А.Н.Мамонтова, 1887, 1904, т. I. 326 е.; т. 3. - 327 с.

70. Харузин H.H. По горам Северного Кавказа. Путевые заметки. У осетин. Вестник Европы. М.: Университ. тип., 1888, т. 6, с. 68-154.

71. Хетагуров К.Л. Собрание сочинений. В пяти, томах, т. 4. М.: Наука, i960. 496 с.

72. Цаголов Г. Край беспросветной нужды. (Заметки о нагорной полосе Терской области). Владикавказ:' Изд-во Терского обл. правления, 1912. 295 с.

73. Цаликов А. В горах Кавказа. Быль, очерки и легенды. М.: Восток, 1914. 124 'с.

74. Цаликов А. Кавказ и Поволжье. Очерки инородческой политики и культурно-хозяйственного быта. М.: Изд-во М.Мухтарова, 1913. 184 с.

75. Цаликов Д. Комиссия для разбора сословных прав горцев Кубанской и Терской областей, учрежденная в 1869 г. во Владикавказе. Каменец-Подольск: русская тип. М.Глинкина,1882.- 26 с.

76. Цаллагов А. Селение Гизель (или Кизилка). СМОМПК. Тифлис:

77. Изд-во Кавказского учебного округа, 1893. Вып. 16, с. 1-29. Чурсин Г.Ф. Очерки по этнологии Кавказа. Тифлис: Б.И. 1913. 103 с.

78. Шалаев Дж. Присяга по обычному праву осетин. ССКГ. Тифлис: Горское управл., 1873, вып. 7.

79. Якушкин Е.И. Обычное право русских инородцев. Материалы для библиографии обычного права. М.: Унив. тип., 1899. 366 с. Яновский А. Осетия. Обозрение русских владений за Кавказом. СПб.: Б.И., 1836, ч. П. - 58 с.

80. Янушевич Н. Военно-Осетинская дорога на Кавказе. Очерк. М.: Студенческое изд-во, 1914. 70 с.1У. Книги, статьи, рефераты

81. Абаев В.Д. Экономическое развитие Юго-Осетии за 1800-1960 годы. Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1956, т. 2. 130 с.'

82. Абрамов Я. Кавказские горцы. Краснодар: Изд-во общества изучения Адыгской автономной области, 1927. 36 с.

83. Баев А. Устройство горцев-переселенцев Северной Осетии. -Известия ОНИИК. Владикавказ: Госуд. изд-во Сев.-Осет. АССР, 1927, с. 277-287.

84. Берозов Б.П. Переселение осетин с гор на плоскость (18-20 вв. ). Орджоникидзе: Ир, 1980. 240 с.

85. Бесаева Т.З. Некоторые черты семейного быта народов Северного Кавказа в этнографической литературе. Сборник трудов института истории, экономики, языка и литературы. Орджоникидзе: Ир, 1974, т. 31, с. 204-215.

86. Бесаева Т.З. Обряды и обычаи осетин, связанные с рождением и воспитанием ребенка. Автореф. канд. дисс.: М., 1975. -20 с. В надзаг.: АН СССР. Ин-т этнографии им. Н.Н.Миклу3.71.3.72.3.73.3.74.3.75.хо-Маклая.

87. Боциев Б. Саст рахые (Разорванная цепь). Роман. Орджоникидзе: Ир., 1973. 262 с.

88. Бритаты Е. Равзарга уацмыста (Избран:). Орджоникидзе: Ир., 1964. 197с.

89. Ванеев З.Н. Из истории родового быта в Юго-Осетии. Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1955. 103 с.

90. Ванети З.Н. Индивидуализм и коллективизм в родовом быту осетин. Известия ОНИИК. Владикавказ: Госуд. изд-во Сев.-Осет. АССР, 1926, вып. 2, с. 38-59.

91. Ванети З.Н. О некоторых процессах изменений в семье и семейном быту Юго-Осетинской колхозной деревни. Известия ЮОНИИ. Цхинвали: Государ.изд. Юго-Осетии, 1955, т. 7, с. 182-252.

92. Ванеев З.Н. Родовой строй в Осетии. Известия ЮОНИИ. Цхинвали: Госиздат Юго-Осетии, 1946, вып. У, с. 132-158.

93. Волкова Н.Г. Переселение с гор на равнину на Северном Кавказе в 18-20 вв. Советская этнография. М.: Наука, 1971, JS 2, с. 38-47.

94. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в ХУШ начале XX века. М.: Наука, 1974. - 275 с.

95. Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М.: Наука, 1973. 208 с.

96. Габуева O.A. Крестьянские промыслы осетин во 2 пол. XIX -начале XX века (до 1917 года). Автореф. канд. дисс.: М., 1977. 17 с. В надзаг.: АН СССР, Ин-т этнографии им. H.H.Миклухо-Маклая.

97. Гаглоева З.Д. Захарий Николаевич Ванеев. Цхинвали: Ирыстон, 1981. 207 с.

98. Гаглоева З.Д. Общественный быт осетин в XIX веке. (Патронимия). Автореф. докт. дисс.: Тбилиси, 1975. 62 с. - В надзаг.: АН ГССР, Ин-т истории, археологии и этнографии им. А.И.Джавахишвили.

99. Гаглоева З.Д. Осетинские "рвадалта" (К структуре родственных объединений у осетин). М.: Наука, 1964. 9с.

100. Гаглойти З.Д. Очерки по этнографии Осетии. Тбилиси: Мецни-ереба, 1974. 161 с.

101. Гаглоева З.Д. Семейная община у осетин. Известия КЗОНИИ, Цхинвали: Госуд. изд. Юго-Осетии, 1968, вып. ХУ, с. 105114.

102. Гальцев B.C. К истории пореформенного развития Северного Кавказа. Известия СОНИИ. Орджоникидзе: Госуд. изд-во Сев.-Осет. АССР, 1966, т. ХХУ, с. 92-106.

103. Гальцев B.C. Перестройка системы колониального режима на Северном Кавказе 1860-1870 гг. Известия СОНИИ, Орджоникидзе: Госуд. изд-во Сев.-Осет. АССР, 1956, т. ХУШ, с. 127-150.

104. Гальцев B.C. Социально-экономическое и культурное развитие народов Северного Кавказа в 70-90-ые годы XIX века. Вопросы истории. М.: Правда, 1954, № 10, с. II6-I24.

105. Гарданов В.К. Исторический очерк. В кн.: Народы Кавказа. М.: Изд-во АН СССР, 1962, т. I. - 684 с.

106. Гарданов В.К. Социально-экономические преобразования у народов Северного Кавказа. В кн.: Культура и быт народов Северного Кавказа. М.: Наука, 1968, с. 7-56.

107. Гарданов М.К. Селение Христиановское в фактах жизни. -Известия 0НИИК* Владикавказ: Госуд. изд-во Сев.-Осет.АССР, 1925, вып. I, с. 151-222.

108. Гостиева Л.К. Традиции воспитания детей в осетинской крестьянской семье в конце XIX начале XX века. Автореф. канд. ддасс.: М., 1981. - 23 с. - В надзаг.: Моск. ун-т им. М.В. Ломоносова, истор. фак-т.

109. Данилова E.H. Сельская община у абазин в XIX веке (40-90-ые годы). Автореф. канд. дисс.: М., 1973. 16 с. - В надзаг.: Моск. госуд. ун-т им. М.В.Ломоносова, истор. фак-т.

110. Джанаев А.К. Забастовка рабочих Садона 1897 года. Орджоникидзе: Ир,, 1968. 94 с.

111. Джанаев А.К. Феодальное землепользование в Стыр-Дигории. -Известия СОНИИ. Владикавказ: Госуд. изд-во Сев.-Осет. АССР, 1948, т. ХУ, вып. Ш, с. 1-100.

112. Джиоев И.Н. Пережитки родового строя в Юго-Осетии накануне Великой Октябрьской социалистической революции. Автореф. канд. дисс. М., 1963. 22с. - В надзаг,: Московск. госуд, ун-т им. М.В.Ломоносова, экономич. фак-т.

113. Дзагуров Д.А. Страничка из социально-политической истории Дигории. Известия ОНИИК, Владикавказ: Госуд. изд-во Сев.-Осет. АССР, 1925, вып. I, с. 223-234.

114. Дзагуров Д.А. Заметки о сельском хозяйстве Сев. Осетии во 2 пол. XIX начале XX века. - Известия СОНИИ, Орджоникидзе: Госуд. изд-во Сев.-Осет. АССР, i960, т. 22, вып. 3, с. 344-367,

115. Дзадзиев A.B. Свободное время и формы его использования у осетинского сельского населения в дореволюционный и советский периоды. Автореф. канд. дисс.: Л., 1981. 25 с. - Внадзаг.: АН СССР Ин-т этнографии им. H.H.Миклухо-Маклая.

116. Дзасохов В. Северная Осетия. Социально-политический очерк. М.: Власть Советов, 1931. 67 с.

117. Дзокаев К.Х. Экономическое развитие осетинского крестьянства в пореформенный период (1870-1900). Известия СОНИИ. Дзауджикау: Госуд. изд-во Сев.-Осет. АССР, 1948, т. XI, вып. I, с. 3-69.

118. Дзокаев К.Х. Экономическое развитие осетинского крестьянства от пореформенного периода по 1925 год. Известия СОНИИ. Дзауджикау: Госуд. изд-во Сев.-Осет. АССР, 1948, т. XI, вып. I, с. 70-110.

119. Дзедзиев И.И. Бытовые преступления неправовое положение горянки. Революция и горец. Ростов-на-Дону: Северный Кавказ, 1930, И, с. 43-51.

120. Журавлев В.В. Железные дороги Северного Кавказа в период капитализма. Автореф. канд. дисс.: М., 1964. 17 с. - В надзаг.: Госуд. пед. ин-т им. В.И.Ленина, историч. фак-т.

121. Зембатов Ч.С. Аграрные отношения в Северной Осетии в пореформенный период (1870-1900). Автореф. канд. дисс.: Л., 1983. 19 с. - В надзаг.: Ленингр. госуд. ун-т им. A.A. Жданова.

122. История горских и кочевых народов Северного Кавказа в XIX- начале XX века. Проблемы социально-экономического развития. / Ставропольский госуд. пед. ин-т.В.П.Невская и др. -Ставрополь, 1980. 128 с.

123. История Северо-Осетинской АССР. М.: Изд-во АН СССР, 1959.- 334 с.

124. Итонишвили В.Д. Семейный быт горцев Центрального Кавказа. Историко-этнографическое исследование. Автореф. докт.дисс.: Тбилиси, 1971. 70 е.- В надзаг.: АН ГССР,"Ин - тистории, археологии и этнографии им. И.А.Джавахишвили.

125. Кайтуков Б.Н. Развитие цветной металлургии в Северной Осетии (1839-1940 гг.). Орджоникидзе: Сев.-Осет. кн. изд-во, 1958. 130 с.

126. Калоев Б.А. Земледелие народов Северного Кавказа. М.: Наука, 1981, 248 с.

127. Калоев Б.А. Из истории Моздока и моздокских осетин. .- Известия СОНИИ, Орджоникидзе: Госуд. изд-во Сев.-Осет. АССР, 1966, т. ХХУ, с. 210-253.

128. Калоев Б.А. Историко-этнографический очерк Садонских рудников. Известия СОНИИ, Орджоникидзе: Госуд. изд-во Сев.-Осет. АССР, 1958, вып. I, с.

129. Калоев Б.А. Ковалевский М.М. и его исследования горских народов Кавказа. М.: Наука, 1979. 202 с.

130. Калоев Б.А. Осетины. Историко-этнографическпе исследование. Изд. 2-е, М.: Наука, 1971. 357 с.

131. Калоев Б.А. Этнические традиции в земледелии народов Северного Кавказа. / IX Международный конгресс антрополог, и этнографич. наук. Чикаго, 1973. М.: Наука, 1973. 15 с.

132. Киров С.М. Избранные статьи и речи. М.: Гослитиздат, 1957. 718 с.

133. Кисляков H.A. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. Л.: Наука,Ленинградское отделение, 1969. 240 с.

134. Кобегкаев М.А. Социально-экономическое развитие Северной Осетии в пореформенный период 1860-1890. Автореф. канд. дисс.: Нальчик, 1974. 22 с. - В надзаг.: Кабард.-Балк. госуд. ун-т, экономический фак-т.

135. Кокиев Г.А. Крестьянская реформа в Осетии. Орджоникидзе: Госуд. изд-во Сев.-Осет. АССР, 1940. 224 с.

136. Косвен М.О. Обычай возвращения домой. Труды институтаэтнографии. M.-JI.: Наука, 1946, № I, о. 24r-49.

137. Косвен М.О. Патронимия и проблемы рода. Вопросы этногра-. фии Кавказа. Тбилиси: Мецниереба, 1952, с. 36-59.

138. Косвен М.О. Семейная община и патронимия. М.: Изд-во АН СССР, 1963. 219 с.

139. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. Исследования и материалы. М.: Изд-во вост.литер., 1961. 260 с.

140. Кочиев Л. Из истории семейно-брачных отношений в Осетии.- Фидиуаг. Орджоникидзе: Ир, 1976, № 9, с. 16-19 (на осетинок. яз.).

141. Кулов B.C. Большая семья у осетин. Махдуг, Орджоникидзе: Ир, 1966, № 6, с. 69-74.

142. Кулов Б.С. Население Северной Осетии в прошлом. Мах дуг, Орджоникидзе: Ир, 1959, № 8, с. 19-22 (на осетинок, яз.).

143. Кулов Б.С. Основные занятия населения Северной Осетии в XIX начале XX века. - Известия СОНИИ. Орджоникидзе: Го-суд. изд-во Сев.-Осет. АССР, 1966, вып. 25, с. 293-315.

144. Кулов Б.С. Северная Осетия в прошлом и настоящем. Автореф. канд. дисс.: Тбилиси, 1968. 19 с. - В надзаг.: Тбилисский госуд. ун-т.

145. Кулов С.Д. О некоторых пережитках феодально-родового быта и капитализма в Северной Осетии. Орджоникидзе: Госуд. изд. Сев.-Осет. АССР, 1941. 50 с.

146. Кулов С.Д. Против вредных пережитков прошлого. Орджоникидзе: Госуд. изд-во Сев.-Осет. АССР, 1955. 56 с.

147. Кулов С.Д. Социально-экономическое развитие Северной Осетии в конце XIX начале XX века. /Северо-Осетинский НИИ.- Орджоникидзе, 1966. 120 с.

148. Куприянова Л.В. Города Северного Кавказа во 2 пол. XIXвека. М.: Наука, 1981. 232 с.

149. Лавров Л.И. Историко-этнографические очерки Кавказа. Л.: Наука, 1978. 183 с.

150. Ларина В.И. Очерк истории городов Северной Осетии (ХУШ-XIX вв.). Орджоникидзе: Сев.-Осет. кн. издат., 1960. -218 с.

151. Магометов А.Х. Культура и быт осетинского крестьянства. Ис-торико-этнографическое исследование. Орджоникидзе: Сев.-Осет. кн. издат., 1963. 224 с.

152. Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. Историко-этнографическое исследование. Орджоникидзе: Ир, 1968. .- 568 с.

153. Магометов А.Х. Национальные традиции осетин. Советская Осетия. Орджоникидзе, 1965, № 26, 27.

154. Магометов А.Х. Общественный строй и быт осетин (ХУШ-Х1Х вв). Орджоникидзе: Ир, 1974. 367 с.

155. Магометов А.Х. Сельская община у осетин. Ученые записки СОШИ. Орджоникидзе: Госуд. изд-во Сев.-Осет. АССР, ; 1968, т. 28, вып. П, с. 327 - 364.

156. Невская В.П. Карачай в XIX веке. Эволюция аграрного строя и сельской общины. Черкесск: Госуд. издЛ-Черк. авт. обл., 1966. 196 с.

157. Ольдерогге Д.А. Иерархия родовых структур и типы больше-семейных домашних общин. Социальная организация народов- т

158. Азии и Африки. М.: Наука, 1975, 314 с.

159. Ортабаев Б.Х. Развитие промышленности и торговли в Северной Осетии в конце XIX начале XX в. Орджоникидзе: изд-во СОГУ, 1978. - 81.с.

160. Ортабаев Б.Х. Развитие экономики в Северной Осетии в конце XIX начале.XX века. Орджоникидзе: Сев.-Осет. кн. изд., 1967. - 55 с.

161. Плиева О.С. Прошлое и настоящее женщины Южной Осетии. Цхин-. вали: Госиздат Юго-Осетии. 144 с.

162. Пожидаев В.П. Горцы Северного Кавказа. Краткий историко-этнографический очерк. : Госиздат., 1926. 119 с.

163. Пчелина Е.Г. Обряд гостеприимства в Осетии. Советская этнография. М.: Наука, 1932, № 5, 6, с. 140-163.

164. Пчелина Е.Г. Родильные обычаи у осетин. Советская этнография, М.: Наука, 1937, № 4, с. 85-103.

165. Скитский Б.В. К вопросу о феодализме в Дигории. Орджоникидзе: Госуд. изд-во Сев.-Осет. АССР, 1933. 90 с.

166. Скитский Б.В. Остатки феодализма в земельных отношениях в нагорной полосе Северной Осетии. Известия СОНИИ. Орджоникидзе: Госуд. изд-во Сев.-Осет. АССР, 1956, т. 18, с. 151184.

167. Скитский Б.В. Очерки по истории осетинского народа с древнейших времен до 1867 года. Известия СОНИИ. Орджоникидзе, Госуд. изд-во Сев.-Осет. АССР, 1947. - 197 с.

168. Скитский Б.В. Сословный вопрос в Северной Осетии во второй половине XIX начале XX века. - Известия СОНИИ. Орджоникидзе: Госуд. изд-во Сев.-Осет. АССР, 1954, с. 69-100.

169. Смирнова Я.С. Культурное взаимодействие и семья. Советская этнография, 1977, № 5Гс. 81 - 92.

170. Смирнова Я.С. Новое и традиционное в быту осетинской сельской семьи. Кавказский этнографический сборник. М.: Наука, 1980, т. УП, с. 132-161.

171. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М.: Наука, 1983. 262 с.

172. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. Культура и быт народов Северного Кавказа. М.: Наука, 1968, с. 187-263.

173. Смирнова Я.С, Старое и новое в современной погребальной обрядности народов Северного Кавказа. Полевые исследования института этнографии. М.: Наука, 1980, с. 34-46.

174. Смирнова Я.С. Традиции и инновации в развитии семейной обрядности (по материалам Северного Кавказа). IX Междунар. конгресс археологических и этнографических наук (Чикаго, сент. 1973). М.: Наука, 1973. 14 с.

175. Смирнова Я.С. Формы семьи у народов Северного Кавказа XIX XX вв. - Советская этнография. М.: Наука, 1981, № I, с. 78-84.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.