Социально-философские аспекты русского мессианства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Петрова, Елена Ивановна

  • Петрова, Елена Ивановна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Новосибирск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 181
Петрова, Елена Ивановна. Социально-философские аспекты русского мессианства: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Новосибирск. 1999. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Петрова, Елена Ивановна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. МЕССИАНСТВО В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ.

1. Социально-философское содержанке проблемы мессианства.

2. Провиденциальная идея в Ветхом Завете. Сотериология христианского мессианства.

3. Мессианские идеи в социальной философии XIX-XX вв.

ГЛАВА II.МЕССИАНСТВО В СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ КОНПЕПЦИЯХ

РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ XIX-XX ВВГГ'Г*\г.

1. Генезис "русского мессианства" как религиозно- философского феномена.

2. Эволюция принципов "избранничества" в общественной мысли России.

2.1 Мессианство в социально-философской концепции славянофилов.

Основные интенции утопических исканий

В.С.Соловьева.

3 "Русская апокалиптика" Н.А.Бердяева.

4 Неомессианство. С.Н.Булгаков. В.Ф.Эрн. о п ¡С . С.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философские аспекты русского мессианства»

Актуальность темы исследования. проблема формирования утопического сознания приобрела относительно самостоятельное значение в структуре философского знания, поскольку сфера духовной деятельности является одним из центральных предметов социально-философской рефлексии, диссертация посвящена исследованию хилиастической разновидности утопического сознания. Основное внимание направлено на мессианство в социально-философских концепциях русских религиозных мыслит елей.

Исследование имеет целью социально-философский анализ утопических проектов русских мыслителен, поскольку их концептуальный смысл и теоретико-понятийная структура наглядно отражают содержание проблемы мессианического сознания в духовном наследии России. Важные смысложизненные проблемы не только гг гт1 ^ т г тт т г т тт * т I"I /-ч тг*т УТТ ттт г т л л л гптттт л ■ч * Л/ч \ ттт ^ т*тт л гч гп тг^г * л *▼ ▼ т л тт икавшие, пи И ииЛу чеиш теиуеТйчеСлие решение а Этил лиацеициях. В силу важности осмысления современных тенденций в жизни российского общества необходимо обращаться к отечественному духовному опыту, отражающему культурное своеобразие России и специфику ее исторического развития.

В практическом плане внимание к феномену русского мессианства обусловлено особенностями современной идеологической ситуации в России. В современных российских условиях, когда пересматриваются многие идеино-нравственные ценности, ведутся поиски новых духовных ориентиров, обращение к теме мессианства приобретает особую значимость. Научное исследование этого фезмена исключает попытки возрождения вульгаризированной месси-зокой идеологии, опирающейся на русскую философизлю.

В теоретическом плане постановка проблемы представляется дуальной в связи с тем, что существующие на сегодняшний день гечественные исследования русского мессианства принадлежат элыпей частью авторам дореволюционным либо эмигрировавшим из зссии, которые затрагивали в-основном ее религиозно-зохатоло-яческие и историко-культурные аспекты. Конкретно ооциаль-э-философские.аспекты этого явления русской философской мысли зециально не изучались.

Степень разработанности проблемы,

В диссертации в качестве постановки проблемы выступают зпекты, оставшиеся незатронутыми в целом ряду исследований по зтории философии, социальной философии, культурологии. Прово-шые в последние годы изменения в гуманитаризации системы об-азования, реализуемые посредством обширного списка курсов по зциально-философским и историко-философским дисциплинам, не-зстаточны, поскольку ориентируют обучающихся преимущественно а односторонее знакомство с отечественной идеалистической задицисй. Излагаются либо религиозно-эсхатологические, либо зториосошские, либо зтико-нравственные, либо социально-полк-лческие точки зрения. Однако очень важно нацеливать аудиторию а мировоззренческий комплекс представленного направления, в этором интегрированы как религиозный, так и философский и оо-*альный аспекты.

Вопросы философского анализа проблем отечественной идеа-ютической философской традиции относительно недавно стали привлекать пристальное внимание современных авторов. Если выделить в отечественной литературе теоретически наиболее разраf^ «-гл TTTTi ▼ уч т п ттттл ттт Tri» >• т г тг л п тгтг * тт »» т л л т л . -r-i /-> mt » тт m т гч—\ ч—i тт о tti~> о т-ч -гт <—. tttí rt иихешнас Кипдсицш'! кдесыииТичсСгьиГО флЛииицд^п-игО псШрсизлепйЯ, которые автор в наибольшей степени использует в своей работе, то можно указать на труды П.И.Новгородцева, А.Ф.Лосева, Н.А.Сетницкого, К.В.Мочульского, Г.В.Флоровского. Из современных авторов: исследования Э.Я.Баталова, И.А.Исаева, С.С.хору-жего, А.В.Гулыги, Ю.З.Янковского, В.Н.Акулинина, Е.В.Барабано-ва.

Основанием для систематизации различных тенденции в русс* л /—к т т ту т гт—i т г /—. т* . /Í>tt тт /—i t т л /»■*. т"т v /т т*гтт у ч-ч rr» TN rri «—« tri "Г4, тттг •» i» т -г т т гт гтч » тгт лии услш'иийпи-фиЛииОсуСгиий МыиЛи. В ииит^еТиТйШ'! С липцбпТусишным замыслом диссертационного исследования служит утопическая сущность рассматриваемого нами направления, литературные источники, использованные в представленной работе, можно условно разделить на три части. В одну группу входят ставшие уже классическими труды наиболее значительных представителен русского идеализма, внесших выдающийся вклад в развитие религиозно-идеалистического мировоззрения, составляющего основу отечественной философской мысли. Например, братьев И.В. и П.В.Киреевских, А.С.Хомякова, К.С.Аксакова, В.С.Соловьева, Ф.М.Достоевского.

Ко второй группе можно отнести литературные источники, содержащие аналитическую проработку идеалистического направления в русской философии, отражающие его генезис и значение для русской духовной культуры, в частности, вопросы социальной утопии в России, ее становления и развития широко освещены в работах И.А.Исаева, А.Валицкого, А.И.Клибанова, А.С.Ахиезера, П.й.Новгородцева, а также E.H. и С.Н.Трубецких, Н.А.Бердяева,

С.Н.Булгакова., С.Л.Франка., Г.В.Флоровского и ряда других крупнейших представителей русской философской мысли.

К третьей группе принадлежит ряд фундаментальных работ теоретико-методологического характера, посвященных исследованию проблемы утопического мышления, его места и функции в сфере духовной жизнедеятельности человека. Так, проблема органической присущности утопизма человеческому-сознанию подробно рассмотрена в работах ряда отечественных и зарубежных исследователей. А именно у Э.Блоха, К.Мангейма, Э.Я.Баталова, М.Элиаде, Н.Кона, И.Тальмона и ряда других. Связь утопического и революционного мышления исследована в работах М.Ласки, Ю.М.Лотмана, о.А.Успенского.

Цели и задачи диссертационной работы.

Основная цель настоящего исследования заключается в последовательном уточнении содержания понятия мессианства и использовании выявленных критериев и характеристик для комплексного социально-философского анализа сущности, структуры, идеологических принципов организации и способов существования этого мировоззренческого феномена в живой ткани отечественной куль туры.

В соответствии с поставленной целью, для ее реализации в работе намечено выполнение ряда задач, которые более детально можно сформулировать следующим образом:

- раскрытие содержания и объема социально-философского понятия "мессианство";

- исследование генезиса мессианического типа мышления;,

- обоснование сотериологической сущности мессианства;

- рассмотрение полифонического характера, историке-циви-ливационных уровней и социальных форм мессианического созна

НИН•

- ретроспективное исследование феномена русского мессианства^

- анализ содержания идеальных моделей социальной органип ттт гт* "гч т т л г /» / тттт гт ттт тттт гчг / ^ тт* л. л т гч л ттт* \ л г-^, тт /л тт т гт тт гч гч бсаций а руиСлОм хрсгдйдиикиим иищеСТВепним ииеясшш и ииииииив тгтг гт-1 л . гп т гтт —я т г» /«—. —г < /—. < /г т>—> тт у-ч ттт ач~т т—гV—, , чт * гт-1 > т». т тт л -тт г-г % /-ту т »--гт . л—, тттт т т тт т /—, т я т у ил ТеиреТйчеСгшгО иимыСлеНИи иуедСТсиште.цл»ш идесшиигйчеолии традиции отечественной философской мысли;

- выявление мессианической составляющей социально-философских концепции русских религиозно-идеалистических мыслителей, явившейся важным фактором мировоззренческих поисков в России периода начала XIX - начала XX

Н!-; (V. ! п

Iеоретическая и методологическая основа исследования. Теоретическую и методологическую базу диссертации составляют положения и принципы, теоретические понятия, разрабатывавшиеся в социально-философской мысли и получившие выражение в философских произведениях целого ряда авторов, занимавшихся проблемой духовной жизни человека, нравственных и ценностных

0 о 0 н х1 013 ? оv ко 5 о / i, н ? д vix о л о ? рг'ч о о ко дойхо^тьно'отх^ю * ¿хрю— сертационное исследование опирается на системно-структурный, конкретно-исторический, социокультурный (компаративный и др.) методы. Наиболее важными в методологическом плане для данного исследования стали работы философов, социологов и культурологов, круг интересов которых связан с анализом роли и значения утопического сознания в духовной культуре человеческого общества.

В частности, основополагающие труды

Н.Кона, К.Мангейма, П.И.Новгородцева, Э.Я.Баталова, И.А.Исаева, А.Валкцкого.

Путем критического переосмысления -теоретико-методологического материала, на котором базируется данная работа, в качестве основы выбраны идеи и принципы, попадающие в русло авторского исследовательского интереса. Кроме того используется теоретический и фактологический материал, содержащийся в большом объеме философской, исторической и художественной литературы .

Научная новизна диссертационного исследования.

Научная новизна работы заключается в выявлении социально- философских аспектов мессианства как феномена историко-социальной рефлексии на базе отечественной религиозно-идеалистической философской традиции. Мессианство занимало видное место в мировоззрении многих отечественных мыслителей (А.С.Хомякова, И.В.Киреевского, К.С.Аксакова, Н.Я.Данилевского, К.Н.Леонть т—. /—I Г"> П /—I тг р.-г, -г т-1 ТТЛ "О /-. тт 1-т -1-, о ГЧ Т Т *Пт т ТТТ1 .!—. т «» г—, т-. 1—. -г г "Т-г ТТ1 у г< г \ ! »т т ссс!, о. о. оилОВае^с!, п. к.иеидпееа, с-, п. Ъул1'сти.вс1 и ДруГил;. хзудучи особой разновидностью утопического сознания, оно являлось одной из доминантных тем философских направлений и идеологий не только в России (славянофильство, почвенничество, русский марксизм и других), но и за ее пределами ("испанидад", "фель-кише", "неоиндуизм" и т.д.). Культурологические аспекты этого явления уже стали предметом рассмотрения западных философов и культурологов (Е.Метвин, Г.Дам, Г.Кон, К.Мангейм). Социально-философские же аспекты мессианства на русском "материале" не были до настоящего времени объектом изучения.

Таким образом, наряду с академической значимостью работа имеет практическое значение, поскольку ее цель - исследование социально-философского Феномена, бывшего вне пределов досягаемости идеологически ангажированных советских исследователей.

Основные положения, выносимые на защиту:

1, Раскрыто содержание и социально-философский объем понятия "мессианство", В рамках решения данной задачи феномен мессианства включен в мировоззренческий контекст и рассматривается как хилиастическая разновидность утопического проектирования, отличительной особенностью которого является сотерио-логический. характер. Мессианство представлено как неотъемлемый компонент культуры, требующий определенных средств выражения и создающий идеальную модель социума, заключающую в себе сложное переплетение идеологических, мифологических, религиозных и рациональных структур мышления,

2, Исследование генезиса месснаничеокого типа мышления приводит к выводу о том, что и в религиозном комплексе, и в социально-философских исканиях секуляризованной общественной мысли главной отличительной чертой мессианства является принцип избранничества, обусловленный библейским и христианским провиденциализмом. Вскрыто глубинное основание (мифологический способ осмысления действительности) оотериологической сущности феномена мессианства, которая обеспечивает черезвычайную "живучесть" рассматриваемого явления в сфере общественного сознания. Вера в мессию-спасителя апеллирует прежде всего к мифологическому уровню сознания, значимость и функции которого в человеческой культуре непреходящи.

3, В пределах авторского понимания мессианства описаны различные модусы его существования в человеческой истории, репрезентированы способы проектирования месоианичеоких идеалов

ТТ^-.Г > I п в историй религиозной и социально-философской мысли, монстрирован полифонический характер историко-цивилизационных уровней и социальных форм реализации мессианических чаянии к широкий спектр принципов избранничества как критерий, позволяющий говорить о разных типах мессианских утопических проектов: национально-расовых, религиозных, этнических, культурно-циви-лизационных.

4. В соответствии с концептуальным замыслом диссертации для исследования выделены модели социального проектирования (консервативно-утопическая славянофилов, теократическая Соловьева, провиденциально-апокалиптическая Бердяева, христианс-ко-социалистическая Булгакова), содержащие наиболее полную сущностную характеристику русского мессианства и отражающие картину исторического развития рассматриваемого феномена в русской культуре. Детальный анализ социально-философских концепций дает обоснованное представление о русском религиозном мессианстве в многообразии и противоречии его теоретических проявлений. Прослежено "развертывание" "русской идеи" от славянофильской консервативной утопии через соловьевскии теократическим идеал к "христианскому социализму" Булгакова и апока-липтике Бердяева - представителей "духовного ренессанса" начала XX века.

5. Выявлена мессианская составляющая утопических проектов на базе социально-философских концепций авторов, объединенных приверженностью "русской идее". В русле отечественной религиозно-идеалистической традиции исследуется развитие мессианской идеи о богоизбранности русского народа в деле преображения человечества по христианским принципам. Делается вывод о том, что отличительной чертой русского мессианства является сочетание религиозного и этно-культурного обоснования принципов избранничества. В качестве системообразующего фактора социально- утопических проектов представителей русского мессианства выступает убежденность в спасительной роли для западной цивилизации православной религии, сохраняемой в первоначальной христианской чистоте зтно-государственным образованием - русским народом.

6. Социально-философский анализ изучаемого явления позволил вскрыть внутренний антагонизм политической и религиозной составляющих мессианского мышления. Раскрыта противоречивость попытки утопического конструирования идеальной модели, сочетающей реалии эмпирического мира с умозрительными образами трансцендентного мира и заключающаяся в том, что мессианская утопия зиждется на двух основаниях: активном принципе преобразования социальной действительности и пассивном компенсаторном принципе ожидания мессии.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость исследования обусловлена следующими обстоятельствами:

Положения и выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, расширяют представления о феномене русского мессианства, о его генетических предпосылках и модусах бытования в отечественной духовной культуре. Методологически обоснованный социально-философский анализ вскрывает механизм функционирования мессианских чаяний в рамках религиозного и секуляризованного сознания. Анализ исследуемой проблемы представляет собой

•теоретическую предпосылку понимания реальной картины духовной жизни российского общества в сложившейся к настоящему времени системе общественных отношений.

Практическая значимость исследования выражается в следующем:

Результаты исследования феномена "русского мессианства", зафиксированные в диссертации, могут быть применены при решении проблем утопического сознания и общественной идеологии. Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы в практике преподавания курсов "Философия", "История русской философии", "История отечественной культуры" в вузах и в работе по повышению квалификации. Идеи, изложенные в диссертационном исследовании, могут быть использованы в процессе дальнейшего совершенствования программ и тематических планов учебных дисциплин гуманитарного цикла. Результаты исследования могут применяться кроме этого в разработке методик социально-философских исследований. Ценность данной работы для системы образования заключается в том, что она формирует современные представления о духовном наследии русского народа, долгое время не находившие выхода в советской научно-исторической и философской литературе. Практическая значимость исследования обосновывается возможным влиянием его на переосмысление мировоззренческих, идеологических установок в сфере общественного сознания, которое может быть реализовано в социо тт -г т» «—V гг т г гт л тт т г гп т тт * ^ т я <-\ т г т* ^ лтя т тгтлл сию пил VI иилш:йчеип,ии ирсттилс.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Петрова, Елена Ивановна

Заключение

Тагам образом, мессианство как феномен утопического сознания, коренящееся в ветхозаветной традиции и воспринятое христианством, широко распространено в сфере общественного сознания. Производное от термина "Мессия" понятие "мессианство" означает духовное движение, характеризующееся ожиданием спасения. Концептуально оформленное, оно отводит исключительную роль мирового "спасителя" какому-либо наделенному особыми качествами человеку, либо целому народу или определенной социальной группе. Существуют различные модусы реализации мессианских чаяний в социальной философии как в Европе, так и в странах Востока, руководствующихся теми или иными принципами избранничества.

Широко бытующее в различных культурах, мессианство получило в России специфические черты. На русской почве оно воплотилось в учении славянофилов, В.Соловьева, С.Булгакова, Н.Бердяева и других религиозных философов, объединенных приверженностью так называемой "русской идее". В их социально- утопических проектах определялись пути развития русской культуры ,.и государственности в контексте мировой истории. В основаниях их мессианства прослеживаются как религиозные, так и этно-культурные идеи. Представители христианско-провиденциального направления в отечественной философской мысли концентрировали свое внимание на проблеме культуры и ее отношения к цивилизации. Русские мыслители связывали ее с проблемой взаимоотношения России и Европы и рассматривали через призму борьбы конфессионального Востока и конфессионального Запада, борьбы духа с бездуховностью, религиозной культуры с атеистической цивилизацией. В этой борьбе миссии, предназначенной России "провидением", приписывался сотериологический характер. С победными результатами такой борьбы связывались упования на религиозное преображение всего человечества.

В диссертационном исследовании обращается внимание на развитие идеи о русском посланничестве от ее истоков до изменений в начале Ж века. Прослежена преемственность мессианства XIX-XX веков с доктриной "Москва - третий Рим", в которой провиденциализм переходил в теократизм и способствовал укреплению русского самодержавия. В социальной философии XIX века воплощенная в мессианской "русской идее" доктрина "третьего Рима" распалась на ряд отдельных вопросов (о национализме, о русской общине, о вселенской теократии и др.).

В рамках данной работы рассмотрены социально-философские аспекты русского мессианства - хронологически локализованного феномена историко-философской рефлексии. Значительная часть исследования посвящена анализу социально-философских концепций отечественных мыслителей идеалистического направления и выявлению мессианической составляющей их утопических проектов. Мессианство этих концепций сводилось к идее о богоизбранности русского народа в деле преображения всего человечества по христианским принципам любви и братства. "Русская идея" разворачивалась, начиная со славянофильской консервативной утопии, через соловьевский теократический идеал в сторону апокалиптики Бердяева и "христианского социализма" Булгакова - выдающихся представителей так называемого русского "духовного ренессанса".

И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, К.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин первыми в XIX веке наиболее полно выразили идею об особом пос-ланничестве русского народа. Согласно их учению, миссия России - в спасении мира от разлагающего влияния западной цивилизации, зараженной рационализмом и угрожающей миру разрушением целостности христианской культуры. Высшее призвание России -осуществление "целостной жизни духа", в более высоком, чем на Оападе, типе культуры - славянофилы связывали с особенностями русского уклада жизни: общинной социальной организацией в сочетании с православием. В консервативной утопии славянофилов напряжение между идеалом и реальностью не вело к действиям, направленным на изменение мира. Оно было обращено "внутрь". Критика существующей действительности являлась здесь защитой некоего "модуса существования", нравственные устои которого вместе с самим этим модусом подвергались реальной угрозе. Таким образом, особенностью славянофильской доктрины были поиски идеала организации человеческого сообщества в патриархальности допетровской Руси. Их социальная утопия была обращена в прошлое .

По-своему была интерпретирована "русская идея" В.Соловьевым. Несмотря на очевидное влияние славянофильства на генезис его мессианства, оно не несло в себе использование национальных особенностей в качестве системообразующего фактора. Универсализм, составляющий фундамент мировоззренческой концепции философа, вел его к пониманию необходимости экуменического решения проблемы конфессиональных противоречий. Однако, ратуя за практическое воссоединение церквей в единую "кафолическую" церковь, мыслитель не был последователен: исключительную мис -1 г» о X ( о сию он отводил именно русскому народу (как "наиболее теократическому"). Идеализация русской государственности, "антиномический национализм" и теократизм лежали в основе его мессианства.

В начале XX века "русская идея" получила дальнейшее развитие и претерпела ряд оригинальных трансформаций. В этот период шел поиск историософской стратегии, которая строилась на основе антизападных настроений. Философы "русского духовного ренессанса" - Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, В.Ф.Эрн, Г.П.Федотов, И.А.Ильин - продолжили традицию исследования русского мессианского сознания. Их "русская идея" опиралась в большинстве своем на основополагающие моменты соловьевской философии "всеединства".

В основе бердяевской интерпретации "русской идеи" лежал тезис об особом апокалиптическом сознании русского народа, которое по силе и напряженности превосходит мессианские чаяния всех других народов и носит "наиболее" христианский характер. Для Булгакова национальное обновление затрагивало не только духовно-религиозную сферу, но и политико-экономическую. Он считал, что в нейтральной по отношению к религии области социальной политики христианство и социализм имеют общее организующее начало социальной любви. В "христианском социализме" волна русского "неомессианства" стремилась выработать некую "синтетическую идеологию", некий проект созидательного действия, сочетающий религию и политику.

Итак, особенностью русского мессианства было стремление опереться в обосновании значения России для мировой истории на отличительные черты русского православия и национального характера. Убежденность в чистоте русской православной веры давала основания считать русский народ единственным, способным сохранять экуменическую ответственность в деле приближения эры "подлинного христианства".

В русском мессианстве в качестве спасителя выступало зт-но-государственное образование - русский народ, мессианская роль которого обосновывалась целым комплексом аргументов: наличием национально-культурной самобытности, политической организации, особенностями менталитета. Несмотря на полифонич-ность, внутреннюю противоречивость русской мессианской идеи и споры между ее приверженцами, объединяющим началом был религиозно- национальный характер принципов "избранничества".

Мессианство оказывало влияние на государственную идеологию России XIX века, но будучи воплощенным в форму религиозно-философских концепций, не нашло применения в советское время. Если для царской России алология самодержавия и религиозно-национальное обоснование российской государственности, содержавшиеся в религиозном мессианстве, были прочной основой социального строя, то в послереволюционный период эти идеи в прежнем виде оставаться не могли. Они либо претерпевали трансформацию, либо их приверженцы изгонялись из страны.

Отличительной особенностью любого мессианства является скрытый внутренний антагонизм, заключающийся в попытке совместить несводимые друг к другу планы сакрального и социально-политического. Мистическое сущностное содержание идеи "спасения" воплощается в мессианском сознании в форме рассуждений о реалиях общественной жизни. Религиозная задача решается секуляризированными методами. "Мессия" как предмет верований и уповаи г»рг

- 1/и~ ний б сверхъестественную силу божественного происхождения приобретает черты вполне эмпирической личности или народа, наделенных харизмой.

Нам представляется, есть закономерность в том, что мессианство проявляется в наиболее кризисные, переломные исторические эпохи. Мессианское сознание создает модель некоей идеальной реальности, используя для этого идеологические, рациональные, религиозные, мифологические структуры мышления. Структура мессианских утопических проектов зиждется на фундаменте антагонистической оппозиции мира реального и мира идеального, должного вытеснить собой существующую реальность. Отрицаемая реальность представляет собой модель существующей действительности, которую утопист выстраивает в своем мышлении наряду с гармоничной идеальной моделью. Таким образом, отвергается не существующее на самом деле, эмпирически, а то, что предстает в сознании с личной, произвольной точки зрения.

Утопическое сознание тесно связано с мифологическим типом мышления. По меткому замечанию И.А.Исаева, утопия - это политизированное мифотворчество1. Зародившись из самых истоков человеческой истории как своеобразный модус осмысления действительности, миф "сросся" с живой тканью человеческой культуры и успешно и плодотворно продолжает существовать до наших дней. Значение и функция мифа непреходящи. Это не стадия в эволюции духовной жизни и развития человеческого сознания, а тип мышления.

1 Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России. Конец XIX - начало XX века., М., Наука. 1991. С.З.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Петрова, Елена Ивановна, 1999 год

1. Аксаков К.С. Поли. собр. соч. М., 1961.

2. Акулинин В.Н. "Русская идея" В.С.Соловьева в контексте общественной мысли России XIX-начала Ж века // Философия Вл.Соловьева и современность. Владивосток, 1990.

3. Акулинин В.Н. Философия всеединства: от В.С.Соловьева к П.А.Флоренскому. Новосибирск, 1990.

4. Бакунин М.А. Избранные философские сочинения и письма. М., 1987.

5. Барабанов Е.В. "Русская идея" в эсхатологической перспективе // Вопросы философии, 1990. N 8.

6. Баталов Э.Я. В мире утопии. М., 1989.

7. Бердяев H.A. Алексей Степанович Хомяков. М., 1912.

8. Бердяев H.A. О назначении человека. Париж, 1931.

9. Бердяев H.A. О профетической миссии мысли и слова // Новый град. 1934. N 10.

10. Бердяев H.A. Русская идея // Мыслители русского зарубежья. СПб., Наука. 1992.

11. Бердяев H.A. Смысл истории. М., Мысль. 1990.

12. Бердяев H.A. Sub speciae aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные (1900-1906г.) СПб, 1907.

13. Бердяев H.A. Судьба России., М., 1990.

14. Бердяев H.A. Философия неравенства: Письма к недругам по социальной философии // Собр.соч.: в 4-х тт. Т.4. Изд. YM-СА-PRESS, Париж. 1989.

15. Бердяев Н.А.: pro et contra. сб. СПб., Изд. РХГИ.1994.

16. Блюменкранц М. "Русская идея" и мессианское сознание // Общественные науки, 1990. N 5. С. 213-221.

17. Бродский Н.Л. Ранние славянофилы А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С. и И.С.Аксаковы. М., 1910.

18. Булгаков С.Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. М., 1911.

19. Булгаков С.Н. Сочинения: В 2-х тт. М., Наука. 1993.

20. Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск, Наука. 1991.

21. Валицкий А. Интеллектуальная традиция дореволюционной России // Общественные науки и современность. 1991. N 1.

22. Валицкий А. По поводу "русской идеи" в русской философии // Вопросы философии. 1994. N1. С. 68-72.

23. Гулыга А. Русская идея и ее творцы. М., 1995.

24. Достоевский Ф.М. Полн.собр.соч.: В 30-ти тт. М., Наука. 1980-1984.

25. Зернов Н. Русское религиозное возрождение двадцатого века // Вестник РХД, N 93, 1969. С.81-88.

26. Ильин И.А. Уроки революции // Возрождение. Париж, 1933. N 2877.

27. Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России: Конец XIX начало XX века. М., Наука. 1991.

28. Исаев И.А. Социальная детерминированность утопии // Социальная детерминированность познания. Тарту, 1985.

29. Керимов В.И. Историософия А.С.Хомякова. М., Знание.1985.

30. Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984.

31. Киреевский И.В. Полн. собр. соч. М. 1911.

32. Кириллов И.А. Третий Рим. Очерк исторического развития русского мессианизма. М., 1914.

33. Корольков A.A. Пророчества Константина Леонтьева. СПб., Изд-во СПб. ун-та. 1991.

34. Ласки М. Утопия и революция // Утопия и утопическое мышление. М.,1991.

35. Леонтьев К.Н. Избранное. М., Московский рабочий.1993.

36. Лопатин Л.М. Философское миросозерцание В.С.Соловьева // Философские характеристики и речи. М., Путь. 1911.

37. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., Прогресс, 1990.

38. Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев. 1901.

39. Мангейм К. Идеология и утопия. М.,ИНИ0Н. 1976. 4.1-2.

40. Мейер A.A. Религиозный смысл мессианизма // Вопросы философии. 1992. N 7.

41. Милюков П.Н. Разложение славянофильства (Данилевский, Леонтьев, Соловьев) // Вопросы философии и психологии. 1893. N18.42. -Мицкевич А. Избранные произведения., М. 1955.

42. Мочульский К.В. Гоголь, Соловьев, Достоевский. М., Республика. 1995.

43. Муравьев В. Русский революционный мессианизм // Русская свобода, 1917. N 1. С. 18-22.

44. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.

45. Перцов П. Панрусизм или панславизм? М., 1913.

46. Пономарева Л. В. Испанский католицизм XX века. М., Наука, 1989.

47. Самарин Ю.Ф. Сочинения. М., 1911.

48. Сетницкий H.A. Мессианство и "русская идея" // А.К.Горский, H.A.Сетницкий. Сочинения. М., 1995.

49. Славянофильство и западничество: консервативная и либеральная утопия в работах Анджея Валицкого. М., ШМОН РАН, 1991.

50. Соловьев B.C. Избранное. М., 1990.

51. Соловьев B.C. О христианском единстве. М., 1994.

52. Соловьев B.C. Письма. Пб., Время, 1923.

53. Соловьев B.C. Собрание сочинений и писем: В 15-ти тт. М., 1992.

54. Ткачева A.A. Новые религии Востока. М., Наука, 1991.

55. Трубецкой E.H. Крушение теократии в творениях Соловьева // Русская мысль. 1912. N 1.

56. Трубецкой E.H. Миросозерцание В.С.Соловьева. М.,1913.

57. Трубецкой E.H. Старый и новый национальный мессианизм // Русская мысль. 1912. N З.С. 82-102.

58. Утопия и утопическое мышление. М., 1991.

59. Федотов Г.П. И есть и будет: Размышления о России и революции. Париж, 1932.

60. Фишер К. Фихте, его жизнь, сочинения и учение // История новой философии. СПб., 1909. Т.6.

61. Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма // Вопросы философии. 1990. N 10.

62. Флоровский Г.В. Новые книги о Вл.Соловьеве // Известия Одесского библиографического общества. Одесса, 1913.

63. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Париж,1937.

64. Франк С.Л. Духовные основы общества: Введение в социальную философию // Русское зарубежье: Из истории социальной и правовой мысли., Л., Лениздат. 1991.

65. Хвостов В. Нравственное мировоззрение "сверхнарода" // Вопросы философии и психологии. 1915. N 127.

66. Хомяков A.C. Полн. собр. соч.: В 8-ми тт. М., 1900.

67. Хоружий С.С. Трансформация славянофильской идеи в XX веке // Вопросы философии. 1994. N 11. С. 52-62.

68. Цимбаев Н.И. И.С.Аксаков в общественной жизни пореформенной России. М., 1978.

69. Цимбаев Н.И. Славянофильство. М., 1986.

70. Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1991.

71. Янковский Ю.З. Патриархально-дворянская утопия. М.,1981.

72. Bergmann Е. Fichte und der Nationalsozialismus. Breslau Hirt, 1933.

73. Dören A. Wunschraume und Wunschzeiten. Leipzig-Berlin, 1927.

74. Matuszyk E. Koncepcje osobi ludskieo N.BierdiaJewa. Zeszyty Naukowe Filii UW u Bialistoku. Zeszyt 53. Humanistyka. Tom X. Dzial: Nauki Spolezne. Bialstok,1987. S. 45-66.

75. Methvin E.H. The Rise Radicalism: The Social Psychology of Messianic Extremism. N-Y. 1973.

76. Neusner J. Iudaism and Christianity in the age of Constantine: Histori, Messiah, Israel a. the initial confrontation. Chicago;L.: Univ. of Chicago press. 1987. XVI.- 181

77. Schulze B. Der russische Messianismus // Stimmen der Zeit. 1958. N 162. S. 414-433.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.