Социально-философский анализ патриотизма как духовной основы личности сотрудников Органов Внутренних Дел тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Магомадов, Леча Абдулкагирович

  • Магомадов, Леча Абдулкагирович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 0, Б.м.
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 173
Магомадов, Леча Абдулкагирович. Социально-философский анализ патриотизма как духовной основы личности сотрудников Органов Внутренних Дел: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Б.м.. 0. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Магомадов, Леча Абдулкагирович

Введение

Глава 1. Общетеоретические основы анализа патриотизма как социокультурного феномена.

§ 1. Методологические принципы научного осмысления патриотизма.

§ 2. Патриотизм как социокультурный феномен.

§ 3. Патриотизм как системно-комплексное качество личности сотрудников органов внутренних дел.

Глава 2. Формирование патриотизма в российском обществе - 93 основа консолидации общества, укрепления правоохранительной системы.

§ 1. Духовно-идеологические основы формирования патриотизма в российском обществе.

§ 2. Патриотизм как сущностная черта менталитета.

§ 3. Социальный механизм формирования патриотизма у сотрудников органов внутренних дел.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философский анализ патриотизма как духовной основы личности сотрудников Органов Внутренних Дел»

Актуальность темы исследования определяется тем, что патриотизм является важнейшим источником жизнедеятельности нации, народа, государства, личности. Невозможно переоценить его роль в истории России, в утверждении национальной гордости и достоинства, защите Отечества в периоды войн и других испытаний, обеспечении национальной безопасности.

Наша история свидетельствует о том, что преодоление трудных периодов ее развития всегда начиналось с обретения большей частью народа патриотических духовных ценностей. Судя по всему, нынешний период не является исключением. Марксистский эксперимент в России завершен, одна и та же идея не может овладеть, по мнению Г. Лебона, общественным сознанием дважды1. Заимствованная современным политическим режимом либерально-буржуазная идея и соответствующие ей духовные ценности западной цивилизации, к сожалению, не способствуют консолидации и процветанию российского общества, ведут по различным причинам к его деградации.

Способно ли наше общество обойтись без общенациональной идеологии и ценностей, как этого требует статья 13 Конституции РФ?

Может ли быть реализован государственный интерес при космополитических ценностных ориентациях граждан России?

Находящиеся ныне у власти российские политики, ученые, представители творческой интеллигенции либерально-демократической ориентации отвечают на эти вопросы положительно. К сожалению, уроки истории свидетельствуют об обратном.

Поскольку российская традиция характеризуется отсутствием пророков в своем отечестве, сошлемся на видного демократического «авторитета» — Президента США Т. Рузвельта. В статье «Новый национализм» руководитель по-настоящему многонационального государства писал: «Я требую, чтобы мы

1 Лебон Г. Психология народов и масс. Кн. 1—2. — М.,1995.- С.115. действовали в духе широкого и далеко идущего национализма, когда это касается всего нашего народа»2. С этой идеей США удалось преодолеть великую депрессию в 30-х годах и захватить мировое лидерство в 80-х. Подъем таких государств, как объединенная Германия, Япония, Китай, Индия и других, был основан на обретении национальной идеи, ценностей и приоритете национальных интересов.

Ситуация, складывающаяся в России, показывает, что проблема целенаправленного патриотического воспитания населения страны, особенно молодежи, сегодня становится особенно актуальной. Чрезвычайно важна эта проблема и для Министерства внутренних дел России. Среди основных причин, актуализирующих ее, можно назвать следующие:

Во-первых, кардинально меняется традиционная система ценностей в нашей стране. Это приводит к ликвидации прежнего механизма социализации поколений, падению в шкале ценностей молодежи значения таких понятий, как «честь», «долг», «дисциплина», «самоотверженность», «патриотизм». Эти понятия вытесняются такими как «деньги», «богатство», «престиж», «выгода», «успех любой ценой» и т. п. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа службы в правоохранительных органах.

Во-вторых, стремительное нарастание бездуховности в обществе, проявляющейся во многих формах, в частности, в агрессивном невежестве, в девальвации духовных ценностей, в резком снижении интереса к российской культуре, искусству и самообразованию. Одним из грозных симптомов внутренней духовной деградации общества является то, что в нем нет неприятия цинизма и вседозволенности «новорусской элиты», а такие прежние духовные ценности, как «служение народу», «защита правопорядка и законности» воспринимаются как нечто совершенно банальное, декларативное и не затрагивающее глубинных чувств большинства социально активных граждан нашей страны.

Цит. по: Строганов В. Русский национализм. — М., 1997.- С.9.

В-третьих, большинство населения России, и особенно молодежь, оказались не готовыми к таким сменам ориентиров в развитии страны. Отсюда, как реакция на современное состояние общественной жизни -апатия, нигилизм, агрессивность, цинизм, появление антипатриотических настроений, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, и, прежде всего, правоохранительным органам. В этих условиях совершенно очевидной встает проблема формирования и эффективного функционирования системы патриотического воспитания, прежде всего, молодежи, формирования у нее личностных и гражданских качеств, соответствующих подлинно демократическим принципам российского общества.

В-четвертых, объективные и субъективные процессы в стране существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм зачастую стал перерождаться в национализм, национальную и конфессиональную нетерпимость, сепаратизм и экстремизм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма и патриотизма.

В динамике формирования патриотического сознания доминирует комплекс противоречий, который нельзя не учитывать при организации воспитательной работы с населением страны, сотрудниками органов внутренних дел. Эти противоречия развиваются на трех основных уровнях: во-первых, противоречия общесоциологического плана, связанные с характером развития всей системы общественных отношений; во-вторых, противоречия функционирования и развития отдельных социальных слоев, групп российского общества; в-третьих, внутриличностные противоречия, которыми определяются диалектика экзистенциальных противоречий, из которых собственно и состоит духовная жизнь личности.

В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем, связанных с воспитанием патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Отсюда необходимость единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан России и соответствующей этой политике государственной системе патриотического воспитания граждан страны, способной консолидировать и координировать эту многоплановую работу.

Система эта должна быть ориентирована на все социальные слои и возрастные группы населения России, определять основные пути развития системы патриотического воспитания граждан, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность российских людей к служению Отечеству. Именно служению Отечеству, а не только его защите. Главной целью системы патриотического воспитания граждан РФ является создание условий, способствующих формированию патриотических чувств и обеспечивающих решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочнению единства и дружбы народов страны, укреплению законности и правопорядка.

Вокруг идеи патриотизма разгорелись жаркие дискуссии в российском обществе. Думается, вполне обоснованно можно утверждать, что в основе общенациональной идеи может лежать только чувство патриотизма, ибо в нашем нестабильном, далеком от согласия обществе никакая другая идея не может выражать интересы всего или большей части народа и обеспечить возрождение и расцвет России.

Поддерживая мнение о том, что осознание «собственной неполноценности» еще ни одному народу не помогло подняться на подлинные высоты духовного и экономического прогресса, автор считает, что государство, если оно хочет занять достойное место в мире, обязано культивировать в обществе патриотизм.

Степень научной разработанности темы исследования. Проблема патриотизма никогда не была обойдена вниманием в нашей стране. Для нас представляет интерес научно-исследовательская литература постсоветского времени. Этот период связан с началом и развитием кардинальных преобразований во всех сферах российской общественно-политической жизни. Кардинальные изменения претерпевают не только основы нашего непосредственного бытия, но и духовные ценности, среди которых особое место занимает патриотизм. Именно он оказался в эпицентре борьбы самых различных, зачастую противоположных взглядов, мнений, убеждений, позиций. В ходе этой полемики появилось немало творческих исследовательских работ по осмыслению патриотизма и проблем его формирования в нашем обществе.1

Различные аспекты патриотизма исследуются многими отраслями научного знания (социальной философией, историей, политологией, социологией и др.). Состояние научной разработанности поставленной проблемы к настоящему времени можно квалифицировать как сложное и противоречивое, несмотря на то, что создан определенный потенциал идей по проблемам патриотизма, общенациональной идеи, патриотическому воспитанию. Сложность заключается в том, что представители различных наук изучают эти проблемы, как правило, изолированно, каждый в своем аспекте. Отсюда большое количество всевозможных точек зрения на данную проблему. Кроме того, проблемы формирования патриотизма у сотрудников правоохранительных органов в прямой постановке не поднимались на уровне серьезных монографических или диссертационных исследований, что и предопределило нашу заинтересованность в разработке именно этой темы диссертации.

1 Среди этих работ можно назвать следующие: Зюганов Г.А. Россия - Родина моя. Идеология государственного патриотизма. - М.: Информпечать, 1996; Зорькин В. Патриотизм истинный и ложный// Диалог -2004.-№ 9,10. Кочколда Г.А. Патриотическое сознание советских воинов: сущность, тенденции развития и формирования: Дис.канд.филос. наук. М.-2001; Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Дис. канд. филос. наук. -М., 1995. Лутовинов В.И. Патриотизм и его формирование в обществе и Вооруженных Силах// Военная мысль, 1999.-№4.; Макаров В.В. Патриотизм как философская проблема: Дисс.д-ра филос. Наук. - М.,1990.Платонов О.А. Русская цивилизация.-М., 1995. Поляков J1. Логика «русской идеи» // Общественные науки и современность.-2002.-№3. Российская общенациональная идея. - М.,2002. Троицкий Е.С. Возрождение русской идеи.-М.,2001. Троицкий Е.С. О русской идее: Очерк теории возрождения нации.- М., 2004

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в социально-философский анализ патриотизма как духовной основы личности сотрудника органов внутренних дел, раскрывает теоретическую основу государственного патриотизма, диалектическую взаимосвязь патриотизма с менталитетом.

Теоретические выводы и практические рекомендации по социально-философскому анализу, пониманию патриотизма как системного социального качества личности позволят научно обосновать и разработать конкретные направления и формы патриотического воспитания населения страны и сотрудников органов внутренних дел. Кроме того, выводы и результаты исследования могут быть использованы при проведении занятий с курсантами и слушателями вузов системы МВД.

Объектом научного исследования является духовный потенциал населения страны, сложный и противоречивый процесс его развития в условиях общественной трансформации.

Предметом исследования выступает патриотизм как духовная основа личности сотрудников органов внутренних дел, систематизация общетеоретических основ патриотизма, методологических принципов научного его осмысления.

Цель настоящего исследования - обоснование современного понимания патриотизма, раскрытие его связи с менталитетом народа и общенациональной идеей, национальным самосознанием, выявление социального механизма формирования и приоритетных направлений влияния патриотизма на укрепление духовного потенциала сотрудников органов внутренних дел.

Из поставленной цели вытекают конкретные задачи научного исследования: систематизация теоретических основ анализа патриотизма как духовной основы общества и личности и его роли в укреплении духовного потенциала населения страны и правоохранительной системы;

- раскрытие патриотизма как социально-системного качества личности сотрудника органов внутренних дел;

- выявление и конкретизация взаимосвязи менталитета и патриотизма в современных условиях;

- оценка реального состояния духовного потенциала населения страны и правоохранительной системы;

- определение социального механизма формирования патриотизма;

- выявление приоритетных направлений воздействия патриотизма на духовный потенциал населения страны и сотрудников правоохранительных органов.

Постановка и решение этих исследовательских задач вызвали необходимость обоснования новых и тщательного отбора уже апробированных, подтвержденных научно-познавательной практикой методологических принципов и подходов.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют произведения классиков социально философской мысли, многие научные труды, посвященные проблемам патриотизма, патриотического воспитания, социализации личности, специалистов в области политологии, социологии, психологии, педагогики, материалы научно-практических конференций, а также диссертации и авторефераты диссертаций, публицистические материалы.

Исходным пунктом исследования является опора на историческое наследие прошлого, методологические предпосылки гуманитарного научного знания, учет развития политической и социально-экономической ситуации в стране. Автор использовал такие общенаучные междисциплинарные принципы, как принцип соответствия изучения и формирования патриотизма актуальным потребностям общественного развития, целям и задачам государственного строительства и национальной безопасности; единства объективного и субъективного в изучении и обосновании патриотизма; принцип структурно-содержательного, функционально-деятельностного, системного, социокультурного подходов. В работе используются результаты социологических исследований, как опубликованные в научной литературе, так и проведенные автором.

Эмпирическую базу исследования составляют результаты социологических исследований, проводимых Санкт-Петербургским университетом МВД России и Уфимским юридическим институтом МВД России по заказу Департамента кадрового обеспечения МВД России, материалы научно-практических конференций. В процессе исследования использовались данные, полученные автором в результате опроса и анкетирования курсантов и слушателей Краснодарской академии МВД России и ее филиалов, сотрудников органов внутренних дел.

Научная новизна диссертационного исследования состоит том, что во-первых, патриотизм как духовная основа личности сотрудников органов внутренних дел рассмотрен в единстве трёх его аспектов -онтологическом, гносеологическом и ценностном (аксиологическом). Онтологический, гносеологический и аксиологические аспекты в процессе познания патриотизма как системного социального качества личности сотрудников ОВД позволяют сформировать целостный образ предмета исследования.

Во-вторых, систематизированы различные общетеоретические принципы изучения патриотизма, проанализированы основные, пользующиеся доверием общественно-политические точки зрения, в которых выражено то или иное понимание патриотизма как социального качества человека.

В-третьих, патриотизм как системно-комплексное качество человека рассматривается как процесс статусно-ролевого освоения и усвоения, определения и ориентации в институционально-организованной среде. Содержание патриотизма как социального качества раскрывается через понятия «личность», «среда», «взаимодействие».

В-четвертых, выдвинуто и обосновано положение о зависимости патриотизма от социальной структуры общества. В любом обществе каждая социальная, профессиональная группа выражает свое отношение к отечеству, родине через присущие ему специфические интересы. И чем более дифференцировано общество, тем более противоположным будет понимание отечества и патриотизма в различных его сегментах.

В-пятых, определен социальный механизм формирования патриотизма у сотрудников органов внутренних дел и основные направления его воздействия на укрепление духовного потенциала правоохранительной системы.

В-шестых, определены основные пути повышения эффективности социальных технологий развития патриотизма сотрудников ОВД, условия превращения этого социального феномена в действующий фактор.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Совокупность методологических принципов научного осмысления патриотизма как фактора формирования духовного потенциала населения страны и правоохранительной системы позволяет осуществить комплексный подход к изучению феномена патриотизма. Смысл междисциплинарного подхода состоит в том, что описание всякой системы осуществляется на базе знаний из различных научных дисциплин. В нем оказываются совмещенными процесс дифференциации и интеграции знаний. Дифференциация проявляется в том, что для анализа тех или иных сторон, свойств, качеств системы, образующих ее целостные характеристики, активно используются принципы, методы, приемы, средства конкретной научной дисциплины, с помощью которых они могут быть познаны. Полученные с помощью каждой из дисциплин результаты дают разрозненные сведения о системном объекте. Они отражают его особенности с точки зрения каждой из примененных отраслей научного знания. Процесс интеграции заключается в том, что на основе соединения всей имеющейся об изучаемом процессе или явлении информации создается целостная научная картина. Обобщая дифференцированные знания, мы получаем интегративный образ системы. Эти обобщения могут достигать различных уровней. Самым высоким из них является философский.

2. Патриотизм - сложное системно-комплексное социальное качество личности. Сущность патриотизма двойственна. Он имеет природно-биологическую и социально-политическую основы. Политический смысл патриотизма определяется интересами социальной системы. Социализацию сотрудника органов внутренних дел как гражданина-патриота можно рассматривать как процесс статусно-ролевого освоения и усвоения, определения и ориентации в институционально-организованной социальной среде, в ходе которого и формируется его личность.

3. Неотъемлемой составной частью национальной идеи является патриотическое служение Родине. Патриотизм - центральное качество личности сотрудников правоохранительных органов, их духовная основа, являющаяся фундаментом формирования профессионально значимых личностных качеств. Таким образом, стержневым компонентом общенациональной идеи должно стать возрождение патриотизма, формирование обновленной системы патриотического воспитания граждан России, сотрудников органов внутренних дел.

4. Ценностные ориентации личности напрямую связаны с духовной жизнью общества, в которой одно из главных мест занимает феномен менталитета. Менталитет проявляется наиболее отчетливо в деятельности. Изучение менталитета как одной из сущностных характеристик патриотизма помогает системному анализу российской действительности, поскольку он относится к одному из значительных системообразующих факторов. Знание его позволяет учитывать в деятельности субъектов воспитания такие факторы, как внутренний мир людей, влияние окружающих условий, быта, климата, традиций, религии и других обстоятельств. Без учета менталитета не может быть современной науки управления воспитанием. Менталитет позволяет вникнуть в механизм соотношения общественных и личных интересов. Нельзя переоценить значение менталитета для нравственного и патриотического воспитания сотрудников правоохранительной системы.

5. Социальный механизм развития патриотизма, по мнению автора, представляет собой систему взаимодействующих социальных институтов, учреждений, организаций, а также совокупность приемов и технологий реализации ими социальной цели — развития у сотрудников ОВД патриотизма как системно-комплексного качества.

Социальный механизм формирования патриотизма функционирует в рамках идеологического процесса, реализуясь посредством конкретных социальных технологий. Он имеет следующие уровни функционирования и реализации:

A) Государственный «заказ» на подготовку милиционера-патриота, имеющего высшей личной целью служение Отечеству, закону. В нем приоритетны общегосударственные ценности и общенациональная идея.

Б) Корпоративный. Общегосударственная цель на нем достигается через развитие профессионально значимых качеств и поддержание системы ценностей социально-группового уровня, таких как «профессиональная честь», «субординация», «повиновение» и т. д.

B) Личностный. Именно личность, посредством личного свободного выбора, определяет профессиональную среду в качестве средства реализации своих потребностей (включая потребность в социальном пространстве), разделяя ее ценностную основу. Такова, в общем приближении, авторская концепция взаимозависимости и социальных взаимодействий таких категорий духовной жизни, как идеология, ценности, включая патриотизм как базовую ценность государственного уровня, идеологический процесс, социальный механизм и технологии развития патриотизма как системного качества личности.

6. Пути повышения эффективности социальных технологий развития патриотизма сотрудников ОВД автор видит в том, чтобы: актуализировать существующие традиционные технологии путем приведения их в соответствие с изменениями социального устройства общества и смысложизненных ценностей сотрудников; вывести из употребления либо усовершенствовать существующие рутинные технологии, тормозящие развитие процесса формирования патриотизма в современных условиях; ввести в действие инновационные технологии, отвечающие современному социокультурному контексту и меняющие современное социальное положение сотрудников, не удовлетворяющее их как социальную группу.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования обсуждались на всероссийских и межвузовских научных конференциях и семинарах, использовались при проведении занятий с курсантами и студентами Краснодарского университета МВД России. По теме диссертации опубликовано 2 учебных пособия и 2 научных статьи общим объемом 3,4 п.л. Диссертация обсуждалась на кафедре философии и социологии Краснодарского университета МВД России.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Магомадов, Леча Абдулкагирович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конец прошлого века и начало нынешнего стали для нашей страны временем глубочайшего социального и духовного кризиса. В такие моменты истории, когда рушатся все казавшиеся незыблемыми устои человеческого существования и теряются ориентиры общественного развития, человек начинает испытывать острую потребность в самоидентификации, т.е. осознании новых жизненных реалий и осмыслении своего положения во вновь возникшей системе координат. Фактически перед нами заново встает вопрос о смысле жизни, смысле собственного существования в новом мире. Вот что в действительности скрывается за поисками национальной идеи, и вот почему национальная идея - как смысл нашего существования - не может быть разработана в рабочих кабинетах Кремля или Академии наук. Это должен быть естественный продукт трудного процесса нашей самоидентификации. Власть должна предложить ясную и взвешенную стратегию развития страны, которая могла бы быть понята и принята обществом. И тогда уже не придется изобретать национальную идею для России, подменять понятие Родины политическим режимом.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - политике, идеологии, культуре, экономике и др. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Проведенное исследование показало социальную детерминированность патриотизма и особую значимость его глубинных корней. Патриотические чувства и идеи приобретаются личностью не в силу биологической наследственности, а под воздействием общественной среды, социализации человека в широком смысле этого слова.

Патриотизм - явление историческое, продукт, отражение общественных условий жизни. Его сущностью является основанное на социальных чувствах и идеях положительно-деятельное отношение к Отечеству как общечеловеческой ценности на определенном этапе развития цивилизации. Обусловленный единством как материально-практической, так и духовной сторон общественной жизни, патриотизм концентрирует в себе многие компоненты, жизненно важные для функционирования социума. Многосложность его содержания проявляется в том, что в нем переплетены эмоционально-чувственные и рациональные элементы, преемственность и новизна, общедемократическое и социально-политическое, национально-этническое и общечеловеческое. Соотношение этих элементов на разных этапах истории разное, поэтому их социальная роль находится в органическом единстве с тем обществом, которое обусловливает данное явление духовной жизни. А поскольку лицо общества постоянно меняется, то и характер, природа патриотизма находится в постоянном изменении, развитии, постольку нет отечества вообще, нет отечества одинакового во времена и эпохи, нет абстрактного патриотизма

В основе рассматриваемого явления лежит патриотическое сознание, объективация которого и есть патриотизм. Оно (патриотическое сознание) функционирует как на социально-психологическом, так и на идеологическом уровне. Патриотические ценности должны базироваться на прочных знаниях об Отечестве, а следовательно, в настоящее время наиболее рельефно должен быть представлен гносеологический аспект патриотизма. Современное состояние общественного сознания свидетельствует о правомерности рассмотрения идеи державного (государственного) патриотизма в качестве объединяющей ценности.

Носителями патриотического общественного сознания выступают субъекты различных уровней - социальные группы, классы, нации, государство и общественные организации. Но прежде всего патриотическое сознание общества во всем своем многообразии воплощено в сознании реальных конкретных личностей. Все указанные нами субъекты не только являются носителями патриотического сознания, но и, одновременно, творят его как на обыденном и теоретическом, так и на уровне общественной патриотической психологии и идеологии. В этом смысле патриотическое сознание создается, реализуется всей многосторонней деятельностью субъектов данного общества - людей.

Патриотическое общественное сознание нельзя представлять как сумму, совокупность индивидуальных сознаний конкретных личностей и социальных групп, которое никаким своим качеством, помимо этой количественной характеристики, не обладает. Еще раз укажем на то, что патриотизм - явление духовно-практическое и не сводится лишь к патриотическому сознанию общества, которое хотя и вырабатывается, в конечном счете, личностями, но при этом сохраняет достаточную самостоятельность и независимость. Каждая из этих форм патриотического сознания - общественная и индивидуальная - предполагает другую и немыслима друг без друга. Их взаимосвязь и взаимопроникновение означает нераздельное единство. Все это в полной мере присуще и национальному сознанию.

Роль и значение патриотизма вырастает на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения его граждан. Проявление патриотизма в такие периоды отмечено высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя Родины, своего народа, что позволяет отнести это явление к одному из наиболее сложных и неординарных. Российское общество проводит грандиозную ревизию своего духовного наследия и собственной истории. Болезнь беспамятства постепенно проходит. Поиск исторической правды идет на всю глубину нашего тысячелетнего существования. Нередко результаты этого поиска противоречивы по направленности своих выводов: от полного отрицания и забвения существовавших традиций до их непомерного восхваления реальный взгляд на историю формирования и развития патриотического сознания в России состоит в том, чтобы разумно использовать в современной практике государственного строительства те рациональные зерна традиционного национального самосознания россиян, которые дадут всходы на благодатной почве патриотического воспитания.

Формирование и развитие патриотического сознания - длительный процесс, ритм которого в значительной степени обусловлен конкретными потребностями, интересами и условиями существования страны и ее народа. В полной мере характер и содержание патриотизма, глубина проникновения в сознание народа, его воздействие на каждого человека проявляется в деле защиты Отечества, которое, по сути, есть защита права человека на жизнь. С точки зрения жизненных потребностей и интересов каждого человека, Отечество включает существенно значимые элементы общественного бытия: конкретно-историческое как данная политическая, социальная, культурная и иная среда, так и "вечное" в виде территории, родного языка и т.д. В момент смертельной опасности для страны происходит осознание необходимости защиты всего того, что представляется личностно значимым, самой жизни и ее условий для себя и своих родных, материальных и духовных ценностей. В сравнении с периодом развития патриотического сознания в целом, преобразование его во время войны по защите Отечества происходит за сравнительно короткий срок. Соответствующие предпосылки этому имеются, как правило, в предвоенные годы, когда в общественное сознание внедряются соответствующие идеи, концепции, установки, позволяющие подготовить его к возможным военным испытаниям. Важную роль в этом процессе играют государство и партии, наиболее точно выражающие задачи страны, используя для этого все имеющие идеологические средства, возможности культуры и искусства. Наиболее убедительный пример тому -подготовка нашего народа к защите Отечества накануне Великой Отечественной войны. Ученые глубоко исследовали систему военно-патриотического воспитания общества в этот период. Эта система, являясь выражением общенациональных интересов и заботы об обороноспособности страны, выдержала в целом испытание на прочность. Формировалось понимание первоочередности нужд обороны, личной ответственности каждого за судьбу страны. Защита Отечества расценивалась как поистине нерушимый долг гражданина, что делало привлекательным, подлинно народным образ "человека с ружьем.

Создание системы патриотического воспитания всего населения страны, особенно подрастающего поколения, личного состава правоохранительных органов - не самоцель, а жизненно важная необходимость. Как показывает практика всей проводившейся в последнее десятилетие воспитательной работы. Уровень развития патриотизма у российских граждан упал до катастрофически низкой отметки и значительно уступает патриотизму населения большинства развитых стран. Это грозит не только полной потерей авторитета государственной власти, но и развитием необратимых процессов деградации общества, самораспада и возможной гибели России как самостоятельного государства.

Необходимо сделать все возможное для того, чтобы становление и развитие каждого молодого человека как гражданина и патриота России обеспечивалось гармонично взаимодействующими в достижении данной цели социальными и государственными институтами, макро- и микроусловиями. Только в этом случае можно рассчитывать на успешное решение в наше трудное время первоочередной и важной задачи российского общества - возрождения патриотизма и величия нашей державы.

Социально-философский анализ феномена патриотизма, проведенный автором позволяет сделать следующие выводы и рекомендации. При этом некоторые практические и теоретические рекомендации высказывались автором по ходу исследования.

Патриотизм - важная составная часть общественного сознания, в которой отражается отношение людей к отечеству, к разным его сторонам. Патриотизм, как явление общественного сознания, вторичен по отношению к общественному бытию. Это значит, что в бесконечном многообразии явлений, процессов, объектов, свойств общественного бытия содержится и такой объект, отражением которого является патриотизм. Таким объектом является отечество. Следует заметить, что патриотизм неразрывно связан с отечеством не только как объект и его отражение в сознании, но и этимологически: слово «патриотизм» происходит от греческих слов отечество и соотечественник.

Как показывает история нашей страны, в патриотизме заложен огромный потенциал духовной и творческой энергии населения, личного состава армии, который используется явно недостаточно или неумело. Формирование и стимулирование патриотизма, патриотических действий, как правило, не требует существенных дополнительных сил и средств.

Особое значение приобретает борьба за подрастающее поколение, за будущее России. В связи с тем, что значительная часть современной молодежи маргинализирована, и депатриотизирована первейшим долгом каждого гражданина и патриота является оказание всемерной помощи тем немногим организациям, объединениям, клубам патриотической направленности, отдельным энтузиастам, которые, несмотря ни на что, продолжают заниматься патриотическим воспитанием подрастающего поколения. Одной из первостепенных и неотложных задач по возрождению патриотизма является создание качественно новой системы патриотического воспитания.

С учетом развития современных тенденций в общественной жизни России, особенно если иметь в виду её духовно-нравственный компонент, необходимо переосмысление, прежде всего, ценностных основ патриотического воспитания, определяющих его сущность и принципы. Духовным стержнем патриотического воспитания является общенациональная идея, которая обеспечивает преемственность традиционных духовно - нравственных ценностей. Назрела необходимость внесения изменений в деятельность соответствующих государственных институтов, имеющих отношение к формированию важнейших ценностей в процессе патриотического и других видов воспитания граждан страны. Затянувшийся процесс определения общенациональной идеи, растущие социально-экономические проблемы являются причинами того, что патриотическое сознание людей находится сегодня на перепутье. Однако, как показывает социальная практика, состояние неопределенности в области общественного сознания не может продолжаться долго. В связи с этим возникла настоятельная необходимость совместного поиска и формирования новой системы национальной идеи и ценностей, отражающих интересы большинства социальных групп страны. Национальная идея, основанная на российских традициях, формирует национальную идеологию образ России и задаёт историческую миссию российской цивилизации, объясняет обществу куда ведёт его российская власть, придаёт смысл существованию России и смысл жизни её гражданам, является духовной основой национального единения, пробуждает национальную энергию.

Можно с уверенностью утверждать, что реальная основа для консолидации граждан, являющихся патриотами России, безусловно, имеется. Это, прежде всего, необходимость решения насущных задач, преодоление многих трудностей препятствующих развитию России. Достижение этого не связано с осуществлением очередной революции. Алгоритм действий сводится, в самом общем виде, к осмыслению всей сложности проблем, к активному и совместному поиску выхода из них, определению каждым своего места и роли в их решении, в реализации своих сил и энергии не только .в личных, но и в общенациональных, общезначимых интересах. Только приобщение к большим и важным делам, консолидация здоровых, лучших сил нашего общества, от которых зависит судьба Отечества, ведет к проявлению патриотизма. Приоритетность патриотического воспитания в современных условиях определяется в переходе от целей и задач сугубо государственных, ведомственных к общесоциальным, гуманистическим. В связи с этим откроются возможности для более полной и последовательной реализации потребностей, интересов, устремлений каждой личности, их гармонического сочетания с интересами общества и государства.

В российских условиях патриотизм должен стать предпосылкой социального партнерства и консолидировать элиту, народ, власть. Только государственный патриотизм, с одной стороны, может побудить население ограничить свои требования, а с другой — заставить новых собственников ограничить свою алчность в целях собственного же сохранения.

В условиях, когда ещё нет сформированной государственной идеологии, в воспитательной работе с населением и личным составом правоохранительных органов ставку необходимо сделать делать на патриотизм. В связи с этим необходимо обратить внимание на состояние нормативно-правовой базы формирования патриотизма, которая к настоящему времени фактически отсутствует. Нельзя упустить время. Как только можно необходимо ускорить разработку концепции патриотического воспитания граждан РФ как единой системы взглядов на формирование патриота в современных условиях. В концепции целесообразно предусмотреть два раздела: теоретический и практический.

Грамотно организованное, эффективно осуществляемое патриотическое воспитание, несомненно, будет, во-первых, способствовать формированию личности-носителя высоких моральных ценностей, готовой и способной выполнять систему своих социальных ролей, основываясь на этих ценностях и ориентируясь на них в повседневной деятельности.

Во-вторых, поможет преодолеть упадок национального чувства угнетенности национального самосознания, негативно влияющего на социально-духовную ситуацию в стране. Не без удовольствия отмечаем, что постепенно утихают филиппики в адрес «убогой философии лавочников». Молодое поколение все более решительно выбирает не только пепси и прочие внешние атрибуты западного образа жизни, но и фундаментальные социокультурные ценности своей страны. Это вселяет надежду, что новые поколения людей постепенно приобщаются к цивилизационному миру.

В-третьих, позволит найти выход из тупикового индивидуализма, национальной ограниченности, интегрирует общественные и личные интересы, обеспечит оптимальное отношение между ними.

В-четвертых, составит основу духовной целостности личности, поможет ей окрепнуть нравственно, утвердить гражданскую позицию в условиях, когда осуществляется переоценка политических, нравственных, религиозных, культурных идеалов, обостряются социальные коллизии, возникает угроза отечественной культуре.

Необходимо постоянно вести мониторинг состояния патриотических чувств, взглядов, настроений разных категорий населения, чтобы оперативно можно было оказывать позитивное влияние на динамику состояния и формирования патриотизма.

Проведенный анализ позволяет с уверенностью констатировать, что благодаря работам многих ученых, социальное качество человека -патриотизм, необделено вниманием. Многое здесь сделано. Между тем, в этой проблеме, в ее изучении в теоретическом и методологическом аспектах есть «белые пятна» Среди них можно назвать следующие:

-теоретико-методологические принципы изучения патриотизма;, -понятийно-категориальный аппарат философско-социального анализа феномена патриотизма как социального качества человека;

-особенности социализирующего воздействия разных видов деятельности, разных возрастов на формирование патриотизма;

-реальное функциональное влияние на формирование патриотизма у разных категорий сотрудников органов внутренних дел;

-динамические характеристики процесса формирования патриотизма у разных категорий молодежи, населения в целом.

Настоятельно необходимо теоретически осмыслить и разработать механизм влияния государственного патриотизма на духовный потенциал населения и сотрудников ОВД. К сожалению, в литературе и среди практических работников нет ясного его представления, а поэтому они не четко представляют своё место и роль в системе патриотического воспитания. Обратить внимание на подготовку кадров, занимающихся патриотическим воспитанием. Для обеспечения единого подхода к патриотическому воспитанию, обмену опытом работы крайне необходим специальный печатный орган по проблемам патриотического воспитания.

В центральной печати целесообразно развернуть дискуссию по разным аспектам понимания патриотизма и реализации теоретических положений в процессе работы с разными категориями населения.

Проведенное исследование показало, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. Одновременно диссертант отдаёт себе отчет в том, что некоторые его обобщения и выводы не являются бесспорными. Они нуждаются в дальнейшем осмыслении и разработке. Трудности на пути глубокого изучения патриотизма, путей его формирования у населения страны и сотрудников правоохранительных органов носят как объективный, так и субъективный характер. Однако это не должно останавливать исследователей, ибо решение этой проблемы связано с дальнейшей гуманизацией человеческих отношений, которая является необходимым условием общественного прогресса, укрепления законности и правопорядка. щ

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Магомадов, Леча Абдулкагирович, 0 год

1. Аверин Ю.П. Люди управляют людьми: модели социологическогоанализа.-М.:Изд.-во МГУ.-1996.-129с.

2. Аксютич В. Россия в поисках себя// Независимая газета.-2000.-12 августа.

3. Алексеев М.Ю., Крылов К.А. Особенности национального поведения.-М.: Арт-Бизнес-Центр.-2001 .-320с.

4. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988-432 е.

5. Андреева Г.М. Психология социального поведения.-М.: Аспект-Пресс. 2000

6. Андренкова Н. В. Проблема социализации личности // Социальные исследования. М., 1979.

7. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение.-М.: Мысль.-1985.-155с.

8. Апресян Р.Г. Социальная активность личности: нравственные ф изменения.-М.: Политиздат.-1988.-235 с.

9. Афанасьев В.Г. Системность и общество.-М.:Политиздат.-1980.-368 с.

10. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление.-М.Политиздат.-1981.-432 с.

11. Батмазов В.А. Патриотов нужно воспитывать с самого детства//

12. Ориентир.-2001.-№7.-С.74-75.

13. Белоус В.Г. Русский менталитет// Вопросы философии.-1996.-№5.-С.185-191.

14. Бердяев Н.А. Смысл истории.-М.: Мысль. 1990.-176 с.

15. Бердяев Н.А. Судьба России: опыты по психологии войны и национальности. -М.: Изд.-во МГУ. 1990.-27с.

16. Борисов Н.В. Патриоты отечества // Военно-исторический журнал.-1986.-№8.-с.7-8.

17. Бочаров Л., Чернышов И Кто воспитывает патриота?// Ориентир.-1995-№12.-С.12-19.

18. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности.-М.: Издат.-во МГУ.-« 1968.-128 с.

19. Буркин А. Патриотизм это любовь// Ориентир.-1999.-№7.-С. 12-13.

20. Вильке У. Понятие «моральная ценность» и его значение в нравственном воспитании // Вестн. Моск. Ун-та.Серия 7.Философия. 1980.-№3. С.71-75.

21. Военные усилия России в мировой войне 1914-1918 г.г.:характеристика русского патриотизма//Военно-исторический журнал.-1993.-№9- с.39-40.

22. Вороновия Б. А. Созидательный потенциал человека: Социально-философское исследование.-М.: Мысль.-1988.-188с.

23. Гареев М. Патриотизм объединяет// Ориентир.-1995.-№5.-С.36-39 д 23. Гачев Г. Национальные образы мира.-М., 1998.-430 с.

24. Гершунский Б. С. Менталитет и образование. М., 1996.-144 с.

25. Глушкова Т. «Элита» и «чернь» русского патриотизма. Авторитеты измены // Молодая гвардия.-1995.-№7.-с. 127-172.

26. Глушкова Т. «Элита» и «чернь» русского патриотизма. Авторитеты измены// Молодая гвардия.-1994.-№ 11.-С.39-92.

27. Горячев А.И. Социальная активность как способ реализации сущностных сил человека.-М.:ВПА.-1991.-99с.

28. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы// Собрание законодательства Российской Федерации.-2001 .-№9.-С.2208-2240.

29. Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала сотрудников силовых ведомств. М., 1999. 164 с.

30. Гражданский контроль над вооруженными силами: иностранный опыт и специфика России.-М.: Русский путь.-1999.-238 с.

31. Грузков В.Н. Духовное в профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов: Автореф. дис. д-ра филос. наук. Ставрополь. 1997.-45 с.

32. Гуров Р. Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981. 125 с.

33. Давыдов В.В. Теория деятельности и социальная практика // Вопросы философии. -1996.-№5.-с.52-62.

34. Данилов В.Д. О патриотизме и защите Отечества // Военно-исторический журнал.-1992.-№6-7. С.31-36.

35. Дрюк М.А. Современные концепции многомерности как новой парадигмы мышления//Вестник МГУ. Серия 7. Философия.-2002.-№2.-С.30-46.

36. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии.-1993.-№5.-С. 20-29.

37. Дугин А.Евразийская платформа// Независимая газета.-2000.-15 ноября.

38. Еловец Ю. Дальше отступать некуда: О состоянии военно-патриотического воспитания молодёжи// Армейский сборник.-2004.-№4.-С.40-43.

39. Ерастов В. В круге первом: о военно-патриотическом воспитании молодёжи // Армейский сборник.-2004.-№10.-С.75-77.

40. Ефимов Н. О патриотах, негодяях и родине//Независимая газета.-2005.-24 июня.

41. Зарецкий В.М. «.Пороки, подрывающие веру в правдивость офицера»// Воен. ист. журн.-2002.№3.-С.З-5.

42. Зверев А. Ребят всех забрали в армию// Российская газета.-2002.-23 мая.

43. Здориков С. Сила Отечества в патриотизме его сыновей // Ориентир.-2005.-№5.-с.4-9.

44. Золотарёв В. Это политика и идеология// Ориентир.-2004.-№12.-С.18-24.

45. Зюганов Г.А. Держава. 2-е изд. дораб.и доп.- М.: Информпечать.-2003.-114с.

46. Иванов В. В. Российский офицер в контексте социальных преобразований. М., 2004.

47. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России В 2т.-М.:- Рарог.-1992.-т.1

48. Ильин И.А. Путь к очевидности.-М.: Республика. 1993.-430с.

49. Ильин И.А. О русской идеи.// Русская идея. М.: Республика.-1992.-132 с.

50. Ильчиков М. 3., Смирнов Б. А. Социология воспитания. М., 1996.

51. История России.-М.: ВУ.- 1997.- 412с.

52. К познанию России: российский военный сборник.М.: ГА ВС.-1994.-310 с.

53. Карасёв JI.B. Русская идея (сиволика и смысл)// Вопросы философии.2002.-№8.-С.92-102.

54. Кара-Мурза А.А., Панарин А.С., Пантин И.К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития// Полис. 1995.-№4.-С.5-9.

55. Климов Е. Профессиональный менталитет и психоэкологическая гипотеза// Общественные науки и современность.-2005.-№6.- С.140-150.

56. Конституция Российской федерации.-М.: Юрид. лит.-1993.

57. Крапивинский С.Э. Социальная философия: Учебник.- Волгоград.-1996.-.-196с.

58. Философская энциклопедия.-М.,2004.-441с.

59. Кривицкий А. Традиции русского офицерства. М.: Воениздат, 1995.

60. Кузнец A.M. Россия в поисках национальной идеи // Вопросы философии.-2002.-№ 1.- с. 177-179.

61. Куприянов А.И. Ментальное измерение истории // Вопросы истории.2003.-Ж7.-С. 153-160.

62. Кусов В.Г. Категория ментальности в социологическом измерении// Социс.-2000.-С. 132-135.

63. Кучуков М.М. Исторические типы патриотизма: Автореф. дис. Канд. филос. наук. Ростов н/Дону.-2004 -26с.

64. К познанию России: Российский военный сборник.-М.:ГА ВС.-1994.-310 с.

65. Лебедев А. Г. Менталитет и воспитание личного состава российской армии. Тверь. - 2000.-45 с.

66. Лебедев А. Г. Русская идея в духовном опыте народа. Тверь. -2000.-44 с.

67. Лебон Г. Психология народов и масс // Тексты по истории социологии XIX XX в.в.: Хрестоматия. - М.: Педагогика, 1981.

68. Ленин В.И. Воинствующий милитаризм //Полн. Собр. Соч. Т. 17.- С. 186196.

69. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу// Полн. собр. соч.-Т.24.-С.113-150.

70. Ленин В.И. О праве наций на самоопределение// Полн.собр.соч. -Т.25.-С.255-320.

71. Ленин В.И. Ценные признания Питирима Сорокина// Полн. собр. соч.Т.49 —с.188-196.

72. Лосев А.Ф. Дерзание духа.-М.: Политиздат.-1989.-366 с.

73. Лутовинов В. И. Соотношение подготовки и готовности молодежи к защите социалистического Отечества: Дис. . канд. филос. наук. М.: ВПА, 1990.

74. Лутовинов В. Патриотизм: его признаки и содержание// Основы безопасности жизни.-1999.-№6.С.З-7.

75. Макаров В.В. Отечество и патриотизм: Логико-методологический анализ. Саратов.: Изд-во Сарат. ун-та.-1988.-159с.0 76. Макаров В.В. Патриотизм как философская проблема: Автореф. дис. д-рафилос. наук.- М. 1990.-36с.

76. Маркс К. Манифест Коммунистической партии // Маркс К Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.4-С.419-459.

77. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы (пер. с англ.) М.: Смысл. 1996.-423 с.

78. Месснер Е. И. Российские офицеры / Под общей ред. А. Б. Григорьева. М.: изд. Анкил Воин, 2005.

79. Миловидов А. С., Сапегин Б. Е., Симанов А. А. Патриотическое сознание: сущность и формирование. Новосибирск.: Наука, 1985.

80. Миронов А.В., Кефели И.Ф. Русская идея как основа формированиях национально-государственной идеологии России//Социальногуманитарные знания.-2004.\№4.С.66-72.

81. Миронов В. Государственность. Духовность. Патриотизм // Армия.-1994.-№-11-12.-С.14-18.

82. Мирский Р.Я. Патриотизм в условиях советского общества и его революционного обновления: Автореф. дис.д-ра филос. наук.- М., 1988.53 С.

83. Мирский Р.Я. Патриотизм советского человека: интернационализм, гражданственность, труд.- М.: Мысль,1988.-251с.

84. Монахов Н.К., Рыжов О.А. Механизм влияния государственно -патриотческой идеологии на духовный потенциал армии и флота//ф Военная мысль.-1999.№.2.-С.61-63.

85. Мудрик А. В. Воспитание как социальный институт // Вестник РТФН. 2000. №2.

86. Наше Отечество: опыт политической истории.- Т. 1-М.,2001.-390 с.

87. Николаев А. На переломе: Записки русского генегала.-М., 1998.-368 с.

88. Окко В. Бектаева Д. Защита Отечества- долг и обязанность каждого гражданина России// Основы безопасности жизни.-1999.-№10.С.20-25.

89. Офицеры России: подготовка, культура, традиции: Учебное пособие. М., 1997.

90. Пархоменко Н.М. Проблемы военно-патриотического воспитания советских воинов в условиях демократизации общества и Вооруженных Сил: Автореф. дис. канд. филос. наук., 1990. 20с.

91. Патриотическое сознание: сущность и формирование/ отв. Ред. В.И. Бойко.- Новосибирск.:Наука.-1995 .-254с.

92. Петросян Ю. С. Родина, отечество, патриотизм // Социальное познание и политическая культура. Тверь. ТвГУ, 2000. С. 71-81.

93. Петросян Ю.С. Ленинская концепция социалистического патриотизма: Автореф. дис.канд. философ, наук. -М.,1990.-20с.

94. Печень Н. Патриотизм- источник духовной силы// Армейский сборник.-1994.-№1-С.47-50.

95. Плеханов В.Г. Патриотизм и социализм // Избранные призведения: в 5Т.-М.: Госполитиздат, 1957.-Т.З.

96. Попко B.JI. Патриотическое сознание студенческой молодежи: состояние, тенденции развития: Автореф. дис. канд. философ, наук.-М.,2002.-20с.

97. Пушкарёв JI.H. Что такое менталитет?: исторические заметки // Отечественная история.-1995.-№3.-С. 158-166.

98. Рац М. Две версии патриотизма// Независимая газета.-2000.-4 февраля.

99. Российская ментальность: Материалы «круглого стола» // Вопросы философии.-1994.-№ 1 .-С.25-53.

100. Российский менталитет: Вопросы психологической теории и практики.-М., 1997-152 с.

101. Рощин JI.B. Философско-социологические вопросы военно-патриотического воспитания трудящихся: Автореф. дис. д-ра филос. наук.-М., 1984.-59с.

102. Ружейников В. В. Политическое содержание менталитета военнослужащих: проблемы исследования и формирования: Дис. . канд. филос. наук. М., 1996.

103. Сайдаков В. Любовь к Родине должна быть конкретной // Ориентир.-1999.-№9.-С .12-15.

104. Свердлин М. А. Патриотизм и общественный прогресс. М., 1974.

105. Севастьянов А. Как и почему я стал националистом //Независимая газета.-2000г., 9 февраля.

106. Символы Родины и воинской доблести.-М.: Воениздат.-1990—127с.

107. Скок А. С. Социальные технологии в системе управления организацией. М., 2002.

108. Смирнов В. Воспитание патриотов задача государственная/Юриентир.-2002.-№8.-С.21-23.

109. Соколов В.М. Социология нравственного развития личности.-М.: Политиздат.-1986.-240 с.

110. Соловьёв Вл. Русская идея//Русскаяидея.-Республика.-1992.-132 с.

111. Соловьев С. С. Динамика менталитета российского офицерства (19851995). // Власть, 1995, №5. С.52-56.

112. Соловьев С. С., Образцов И. В. Российская армия: от Афганистана до Чечни: Социологический анализ. М.: 1997.

113. Сохранение офицерских кадров сохранение армии; Аналитический доклад ГУ BP ВС РФ. М., 1997.

114. Стёпин B.C. Российская философия сегодня: проблемы настоящего и оценки прошлого// Вопросы философии. 2000.-№5.-С.З-9.

115. Сухарев Ю. Что защищал русский воин?: традиции русской воинской доблести// Ориентир.-1999.-№9.-С.58-61 •

116. Троицкий Е.С. «Русская идея» и судьбы Отечества // Армия.-2001 .-№23 .-с.3-6.

117. Троицкий Е.С. Истоки: патриотизм и интернационализм //Военно-исторический журнал.-1989. -№6.-с.43-50.

118. Троицкий Е.С. Любовь к Отечеству движущая сила его возрождения.-М.: АКИРН.-2003.-32 с.

119. Уледов А.К. Русская идея как феномен национального самосознания// Вестник высшей школы.-2002.-№7-9. С.52-60.

120. Усов В.В. Пути формирования морального фактора в современных условиях // Военная мысль.- 1994. №5.-с.53-60.

121. Уткин А .Патриотизм невидимая рука истории// Независимая газета.2002.-12 апреля.

122. Федотов В.Г. Судьба России в зеркале методологии // Вопросы философии.-2005.-№2.-с.258-319.

123. Философия и политика (материалы «круглого стола») //Вопросы философии.-1996.-№1. С.3-41.

124. Философский энциклопедический словарь /Редкол.: С.С.Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др.-2-е изд.М.:Сов. Энциклопедия.-1989.-467 с.

125. Философское сознание: драматизм обновления.-М.: Политиздат.-1991.-413 с.

126. Хворов Н.Е. Военно-патриотическая деятельность школьников как фактор гражданского и воинского воспитания ( на материале военно-патриотических классов): Автореф. дис. канд. пед. Наук. М., 1995.-20 с.

127. Хромов С.С., Калашников В.Л., Шишков А.И. Интернационализм и патриотизм: история и современность.-М.: Высш .школа.-1997.-280 с.

128. Ципко А. Ловушки абстрактного патриотизма// Независимая газета.-2000.-24 ноября.

129. Чаадаев П.Я. Статьи и письма.-М.: Современник, 1989.-621 с.

130. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения: В 2 т М.: Госполитиздат.-1950.-Т.1

131. Чивилихин Е.И. «.Не щадя своего достояния, содействовать успеху борьбы с врагами России» таким был девиз отечественных предпринимателей на протяжении всей истории развития российской армии//Воен. ист.журн. -1999.-№6.-С.68-72.

132. Шиманов Г. Русским, как воздух, нужна национальная идеология // Молодая гвардия. -2004.-№. 11 .-с.20-31.

133. Шпак Н.С. Национальное самосознание: сущность, функции, особенности проявления в современных условиях: Автореф. дис.канд. философ. наук.-М.-1993.-20 с.

134. Штурман Д. После катастрофы // Новый мир.-1995.-№2.-С.108-162.

135. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии/ЛС.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд. Т.21.С.267-317.

136. Янов А. Л. От патриотизма к национальному самоуничтожению //Общественные науки и современность. 1998. №6.-107-125.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.