Социально-философские основы анализа патриотизма как духовной ценности общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Михайлова, Регина Сергеевна

  • Михайлова, Регина Сергеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2002, Тверь
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 181
Михайлова, Регина Сергеевна. Социально-философские основы анализа патриотизма как духовной ценности общества: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Тверь. 2002. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Михайлова, Регина Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1 Общетеоретические основы анализа патриотизма

§1 Социально-философские принципы научного осмысления патриотизма

§2 Патриотизм как феномен общественной жизни.

§3 Патриотизм - социальное качество личности.

Глава 2 Патриотизм- основа консолидации общества

§1 Общенациональная идея - теоретическая основа государственного патриотизма.

§2 Патриотизм как сущностная черта менталитета.

§3 Диалектическая взаимосвязь патриотизма и интернационализма в современных условиях.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философские основы анализа патриотизма как духовной ценности общества»

Актуальность темы диссертационного исследования определяется тем, что патриотизм является важнейшим источником жизнедеятельности нации, народа, государства, армии, личности. Невозможно переоценить его роль в истории России, в утверждении национальной гордости и достоинства, защите Отечества в периоды войн и других испытаний, обеспечении национальной безопасности.

Сегодня понятие «патриот» трактуется с самых разных точек зрения, более того - выступает объектом критики и шельмования. Кто из нас не слышал по радио или телевизору слово «национал-патриот». К сожалению, осмеянию и унижению подвергается не только само явление патриотизма как чувство возвышенной любви к Отечеству, но и оказалась разрушенной и пока еще не восстановленной система патриотического воспитания народа, молодого поколения, воинов армии. Совершенно очевиден определенный духовно-нравственный вакуум при явном ослаблении военной мощи страны, ее Вооруженных сил.

К сожалению, не до всех еще дошло, что возрождать Россию нельзя не возродив патриотических чувств народа, его национального достоинства, веры в будущее. Ситуация, складывающаяся в России, показывает, что проблема целенаправленного патриотического воспитания населения страны, особенно молодежи, сегодня становится особенно актуальной. Среди основных причин, актуализирующих данную проблему, можно назвать следующие:

Во-первых, разрушена в третий раз традиционная система ценностей, сложившаяся в России в XX веке. Это привело к ликвидации прежнего механизма социализации поколений. Падение в шкале ценностей молодежи значения в таких понятий, как «честь», «долг», «дисциплина», «самоотверженность», «патриотизм». Эти понятия вытесняются такими как «деньги», «богатство», «престиж» и т. п. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

Во-вторых, возникновение совершенно очевидного феномена в сознании населения страны - бездуховности, проявляющейся по многим направлениям, в частности, в агрессивном невежестве, в девальвации духовных ценностей, резком снижении воспитательного воздействия российской культуры, искусства и образования. Одним из грозных симптомов внутренней духовной деградации общества является то, что почти никого уже не удивляет поведение «новых русских» в духе новой политической морали, согласно которой «все дозволено».

В-третьих, активное навязывание нашему населению западных ценностей, означающее по сути дела попытку духовного покорения России Западом с целью овладения географическим пространством и природными богатствами страны «мирным путем».

В-четвертых, большинство населения России, и особенно молодежь, оказались не готовыми к таким сменам ориентиров в развитии страны. Отсюда, как реакция на возрождение капитализма под видом демократических преобразований, апатия, нигилизм, агрессивность, цинизм, появление антипатриотических настроений, неуважительные отношения к государству и социальным институтам. В этих условиях все здравомыслящие люди, понимающие суть происходящего в стране, озабочены воспитанием у молодежи личностных и гражданских качеств, соответствующих подлинно демократическим принципам российского общества. На данном этапе развития России идеи, западные ценности и варианты демократии в «чистом» виде, навязываемые власть имущими в качестве основы для воспитания российской молодежи, не могут быть приняты, поскольку они возникли и культивировались, опираясь на другие, европейский и американский, типы личности, культуру и традиции этих стран. Приход к власти любой политической структуры должен сопровождаться сохранением и умножением провозглашаемых и отстаиваемых российских ценностей, российского менталитета.

В-пятых, объективные и субъективные процессы в стране существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма и патриотизма.

В-шестых, актуальность темы исследования находит свое подтверждение в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», в которой подчеркивается, что её реализация будет способствовать сохранению общественной стабильности, восстановлению национальной экономики и укреплению обороноспособности страны».1

В динамике формирования патриотического сознания доминирует комплекс противоречий, который нельзя не учитывать при организации воспитательной работы с населением страны, личным составом армии. Эти противоречия развиваются на трех основных уровнях: во-первых, противоречия общесоциологического плана, связанные с характером развития всей системы общественных отношений; во-вторых, противоречия функционирования и развития отдельных социальных слоев, групп российского общества; в-третьих, внутриличностные противоречия, которыми определяются диалектика экзистенциальных противоречий, из которых собственно и состоит духовная жизнь личности.

В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем, связанных с воспитанием патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Отсюда необходимость единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан России и соответствующей этой политике государственной системе патриотического воспитания граждан страны, способной консолидировать и координировать эту многоплановую работу.

Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», принятая правительством РФ, имеет государствен

1 См.: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20012005 годы//Собрание законодательства Российской Федерации,-2001.-№9.-С.2208. ный статус. Она ориентирована на все социальные слои и возрастные группы населения России, определяет основные пути развития системы патриотического воспитания граждан, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность российских людей к служению Отечеству. Именно служению Отечеству, а не только его защите. Целью Программы является развитие системы патриотического воспитания граждан РФ, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочнению единства и дружбы народов страны.

Разработанность темы исследования. Понимание патриотизма имеет глубокую историческую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Руссо, Фихте, Чаадаева, Соловьева, Ильина Бердяева, Федорова и других. Проблема патриотизма никогда не была обойдена вниманием в нашей стране. Для нас представляет интерес научно-исследовательская литература последнего десятилетия. Этот период связан с началом и развитием кардинальных преобразований во всех сферах нашей жизни. Глубокие изменения претерпели не только основы нашего непосредственного бытия, но и духовные ценности, среди которых особое место занимает патриотизм. Именно он оказался в эпицентре борьбы самых различных, зачастую противоположных взглядов, мнений, убеждений, позиций. В ходе этой полемики появилось немало творческих, исследовательских работ по осмыслению патриотизма и проблем его формирования в нашем обществе.1

1 Среди этих работ можно назвать следующие: Зюганов Г.А. Россия - Родина моя. Идеология государственного патриотизма. —М.: Информпечать, 1996; Зорькин В. Патриотизм истинный и ложный// Диалог -1994.-№ 9,10. Кочколда Г.А. Патриотическое сознание советских воинов: сущность, тенденции развития и формирования: Дис.канд.филос. наук. М.-1991.Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Дис. канд. филос. наук. -М., 1995. Лутовинов В.И. Патриотизм и его формирование в обществе и Вооруженных Силах// Военная мысль, 1999.-№4.; Макаров B.B. Патриотизм как философская проблема: Дис.д -ра филос. наук. - М.,1990. Платонов О.А. Русская цивилизация,- М., 1995. Поляков Л. Логика «русской идеи» // Общественные науки и современность.-1992.-№3. Российская общенациональная идея. - М.,1992. Троицкий Е.С. Возрождение русской идеи,- М.,1991. Троицкий

Различные аспекты патриотизма исследуются многими отраслями научного знания (социальной философией, историей, социологией и др.). Состояние научной разработанности поставленной проблемы к настоящему времени можно квалифицировать как сложное и противоречивое, несмотря на то, что создан определенный потенциал идей по проблемам патриотизма, общенациональной идеи, патриотическому воспитанию. Сложность заключается в том, что представители различных наук изучают эти проблемы изолированно, каждый в своем аспекте. Отсюда большое количество всевозможных точек зрения на данную проблему.

Патриотизм, как явление социальной действительности, не существует вне субъекта и вне объекта. Субъектом патриотизма выступают все социальные образования: личность, социальная группа, слой, класс, нация и другие общности. Объектом патриотизма является Отечество как совокупность элементов природной и социальной среды данного общества, образующих в силу неповторимости и своеобразия географических, политических, исторических духовных, культурных и иных сфер, условия, основы для единения граждан, социальных групп и т.д., составляющих структуру общества.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в социально-философский анализ патриотизма как духовной ценности, раскрывает теоретическую основу государственного патриотизма, диалектическую взаимосвязь патриотизма с интернационализмом в современных условиях.

Теоретические выводы и практические рекомендации по социально-философскому анализу, пониманию патриотизма как социального качества личности позволит научно обосновать и разработать конкретные направления и формы патриотического воспитания населения страны и личного состава армии. В диссертации впервые делается попытка теоретически с позиций социальной философии осмыслить методологию исследования патрио

Е.С. О русской идее: Очерк теории возрождения нации,- М., 1994; Трифонов Ю.Н. Сущность и основные направления патриотизма в условиях современной России. Дис.канд.филос.наук.-М.:ВУ.-1997 и др. тизма, обосновано положение о патриотизме как основе консолидации общества и духовного укрепления армии. Нынешний уровень общественного и индивидуального патриотического сознания детерминирован кардинальным преобразованием всех сфер жизнедеятельности нашего общества. Коренные изменения той или иной сферы Отечества могут по-разному отражаться в сознании социальных субъектов. Подчеркнем, что диалектика общественного бытия и общественного сознания, диалектика процессов, происходящих в нашем обществе и духовного мира граждан не позволяет четко определить точные параметры и критерии патриотического сознания, необходимого для общества переходного периода. Поэтому выход видится в исследовании методологических основ развития патриотического сознания личности, социальной группы, общества в целом, общетеоретических основ патриотизма, патриотизма как основы консолидации общества и укрепления армии.

Объектом научного исследования является позитивная духовно-ценностная ориентация социальных групп и личности относительно своей принадлежности к стране, государству, нации в условиях общественной трансформации.

Предметом исследования выступает патриотизм как духовная ценность общества, социально-философские основания его изучения.

Цель настоящего исследования - обоснование современного понимания Отечества, патриотизма раскрытие его связи с менталитетом народа и общенациональной идеей, национальным самосознанием, выявление механизма и приоритетных направлений влияния патриотизма на укрепление духовного потенциала населения страны .

Из поставленной цели вытекают конкретные задачи научного исследования:

• систематизация содержания методологического подхода к осмыслению патриотизма и его роли в укреплении духовного потенциала населения страны;

• раскрытие патриотизма как социального качества личности;

• обоснование уточнения понятий «Отечество», «Родина», «патриотизм»;

• выявление и конкретизация взаимосвязи менталитета и патриотизма в современных условиях;

• показ диалектической взаимозависимости патриотизма и интернационализма;

• оценка реального состояния духовного потенциала населения страны и личного состава армии;

• выявление наиболее эффективных механизмов и приоритетных направлений воздействия патриотизма на духовный потенциал населения страны и его превращение в активно действующий фактор.

Постановка и решение этих исследовательских задач вызвали необходимость обоснования новых и тщательного отбора уже апробированных, подтвержденных научно-познавательной практикой методологических принципов и подходов.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют произведения классиков социально философской мысли, многие научные труды авторов, посвященных проблемам патриотизма, военно-патриотического воспитания, социализации личности, специалистов в области политологии, социологии, психологии, педагогики, материалы научно-практических конференций, а также диссертации и авторефераты диссертаций, публицистические материалы.

К настоящему времени познание различных аспектов патриотизма достигло такого уровня, когда создались все предпосылки для комплексного изучения этого сложного духовного явления. Данная работа является одной из попыток осуществить социально-философский анализ феномена патриотизма

Исходным пунктом исследования является опора на историческое наследие прошлого, методологические предпосылки гуманитарного и военно-научного знания, учет развития политической и социально-экономической ситуации в стране. Автор использовала такие общенаучные междисциплинарные принципы, как принцип соответствия изучения и формирования патриотизма актуальным потребностям общественного развития, целям и задачам военного строительства и национальной безопасности; единство объективного и субъективного в изучении и обосновании патриотизма; принцип сущностного структурно-содержательного, функционально-деятельностного, системного, социокультурного подходов. В работе используются результаты социологических исследований, как опубликованных в научной и военной литературе, так проведенные автором.

В диссертации последовательно проводится принцип взвешенного объективного рассмотрения анализируемого предмета исследования. Автор исходит, прежде всего из того, что Отечество, патриотизм как социальное качество личности должны включать основополагающие конституционные ценности, формировавшиеся в течение многих веков патриотические чувства, взгляды, идеи, традиции российского народа.

Эмпирическую базу исследования составляют результаты социологических исследований Главного управления воспитательной работы в Вооруженных Силах, материалы научно-практических конференций. В процессе исследования использовались данные, полученные автором в результате опроса и анкетирования студентов тверских вузов, сотрудников МВД.

Научная новизна диссертационного исследования состоит том, что во-первых, патриотизм как феномен общественной жизни рассмотрен в трёх аспектах: во-первых, онтологическом - как реально существующие чувства, взгляды, идеи; во-вторых, гносеологическом - как отражение в сознании человека социальной действительности; в-третьих, ценностном и праксиологическом - как отношение к миру через значимость духовных и материальных ориентиров, как духовно преобразующее отношение к действительности. Онтологический, гносеологический и аксиологические аспекты в процессе познания патриотизма как социального качества человека, тесно связаны между собой, образуя целостную структуру познавательной деятельности.

Во-вторых, систематизированы теоретико-методологические принципы изучения патриотизма. Логическим следствием этого является сознательное обращение при изучении патриотизма к анализу, обобщению и выделению различных, пользующихся кредитом интеллектуально-нравственного доверия общественно-политических, профессиональных и других групповых позиций, в которых выражено то или иное понимание патриотизма как социального качества человека. Это в свою очередь означает отказ от монолога, назидательности и обманчивой простоты однозначных решений, на чем бы они ни основывались. Отсюда необходимость комплексного подхода к изучению такого личностного и общественного феномена как патриотизм.

В-третъих, патриотизм как социальное качество человека рассматривается как процесс статусно-ролевого освоения и усвоения, определения и ориентации в институционально-организованной среде. Содержание патриотизма как социального качества раскрывается через понятия «личность», «среда», «взаимодействие».

В-четвертых, выдвинуто и обосновано положение о зависимости патриотизма от социально-классовой структуры общества. В любом классовом обществе каждый класс выражает свое отношение к отечеству, родине через присущие ему специфические интересы. Меняется классовая структура общества, следовательно, меняется и патриотизм. Социально-политическое содержание отечества определяет патриотизм. Отсюда совершенно ясно, что единого, раз навсегда данного патриотизма в классовом отечестве нет и быть не может. При каждой смене вех в общественном развитии меняется и содержание патриотизма. И чем более дифференцировано общество, тем более не схожими будут понимание отечества и патриотизма.

В-пятых, сформулировано и раскрыто положение о культуре межнационального общения как способе реализации патриотизма и интернационализма. В основе культуры межнационального общения лежит гуманное отношение человека к человеку любой национальности, разумное понимание друг друга, дружеская передача ими своих мыслей и переживаний. Это предполагает наличие некоторой степени сходства понимания общей картины мира, жизни, единства интересов и представлений у тех, кто участвует во взаимодействии. По отношению к обществу культура межнационального общения выполняет функцию укрепления его целостности. Она организует и формирует сознание каждого члена общества в соответствии с идеалами своего общества. По содержанию культура межнационального общения есть совокупность социально-значимых идей, форм, способов деятельности, осуществляемой в целях углубления процесса взаимодействия и взаимовлияния людей разных национальностей, утверждения у них интернационалистических, социально-психологических стереотипов мышления и поведения. Важнейшим критерием, по которому можно судить об уровне культуры межнационального общения, является уважение к человеку, его личному и национальному достоинству. Культура межнационального общения включает: требование равенства и суверенности наций; осуществление права наций на самоопределение вплоть до отделения; солидарность всех социальных слоев населения в решении своих государственных задач и т.п. Фактически эти положения являются чертами, требованиями интернационализма. Из этого логично утверждать, что базой, основой, доминантой культуры межнационального общения является интернационализм и патриотизм, поэтому культура межнационального общения выступает способом реализации интернационализма.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Совокупность социально-философских принципов научного осмысления патриотизма как фактора формирования духовного потенциала населения страны. Она позволяет осуществить комплексный подход к изучению феномена патриотизма. Смысл междисциплинарного подхода состоит в том, что описание всякой системы осуществляется на базе знаний из различных научных дисциплин. В нем оказываются совмещенными процесс дифференциации и интеграции знаний. Дифференциация проявляется в том, что для анализа тех или иных сторон, свойств, качеств системы, образующих ее целостные характеристики, активно используются принципы, методы, приемы, средства конкретной научной дисциплины, с помощью которых они могут быть познаны. Полученные с помощью каждой из дисциплин результаты дают разрозненные сведения о системном объекте. Они отражают его особенности с точки зрения каждой из примененных отраслей научного знания. Процесс интеграции заключается в том, что на основе соединения всей имеющейся об изучаемом процессе или явлении информации создается целостная научная картина. Обобщая дифференцированные знания, получается интегративный образ системы. Эти обобщения могут достигать различных уровней. Самый высокий из них является философский.

2. Понимание патриотизма - как сложного социального качества личности. В обобщенной форме оно выражает чувство любви к Родине, заботу о её интересах и готовность к ее защите от врагов. Нравственный смысл патриотизма заключается в том, что он является одной из форм самоподчинения личных и общественных интересов, единение человека и Отечества. Проявляется патриотизм в уважении к ее историческому прошлому, в бережном отношении к народной памяти, национальным и культурным традициям народа, в гордости за достижения страны, горечи и чувство вины за ее беды. Сущность патриотизма двойственна. Он имеет природно-биологическую основу и социально-политический источник. Политический смысл патриотизма определяется интересами социальной системы. Социализацию гражданина-патриота можно рассматривать как процесс статусно-ролевого освоения и усвоения, определения и ориентации в институционально-организованной социальной среде, в ходе которого формируется личность-патриота.

3. Раскрытие положения об общенациональной идеи как основе консолидации общества и государственного патриотизма. Она требует соединения теоретического и практического разума, слова и дела. Основными вехами российской идеи могут стать государственность, единение, самобытность. Философия российской идеи убедительно говорит о том, что она должна быть триединой. Во-первых, идея должна иметь всеединящее начало. Во- вторых, идея должна быть мобилизующей. В- третьих, идея должна быть понятной и принятой большинством населения страны. Без этих признаков она потеряет свое качество. Самое важное в национальной идее даже не то, что думают по ее поводу разные люди, а то, что заставляет их думать на эту тему, постоянно возвращаться к ней. Содержание российской идеи - это объединение людей вокруг экономических, политических и духовных целей существования россиян, всех тех, кто любит Россию. Краеугольным камнем возрождения страны является формирование духовности нации. Жизненно важно, чтобы народ увидел перспективу. Неотъемлемым составляющим компонентом национальной идеи является защита Родины. Национальная идея - это душа армии, дающая ей любовь к Отечеству. История показывает, что всякий раз, когда армия проникалась национальной идеей, она приносила России величие, славу, победы. Сохранение общенационального характера армии в условиях российской слабости, разобщенности, многонационально-сти представляется особенно важным. Страна расстроена экспериментами демократов, обескровлена экономически, у неё, нет той твердыни, которая зовется патриотизмом. Национальная идея, общероссийская идея поможет армии принять активное участие в общем деле - защите России.

4. Обоснование тезиса о патриотизме как сущностной черте менталитета. Ценностные ориентации личности напрямую связаны с духовной жизнью общества, в которой одно из главных мест занимает феномен менталитета. Менталитет характеризует сущностные черты поколений, передающиеся по наследству. Он коренится в материальной жизни и оказывает непосредственное влияние на экономические, политические и социальные отношения. Менталитет проявляется наиболее отчетливо в деятельности, чем в речи. Менталитет - это не столько наличный результат человеческих отношений и поведения, сколько ожидание этого результата, который должен состояться на основе формирующих менталитет философских, исторических, культурологических доктрин и жизненного уклада, диалектически взаимосвязанных между собой. Эта диалектика состоит, во-первых, в том, что бытие людей, в конечном счете, определяет содержание их сознания, их менталитет, а, во-вторых, бытие людей, уклад их жизни меняется под влиянием общественного сознания. Причем изменения и того, и другого происходят не мгновенно за соответствующими изменениями в бытии или общественном сознании. Сознание индивида, а, следовательно, и его менталитет, более подвижно. Поэтому менталитет личности и менталитет общества существуют асинхронно. Эта сдвинутость индивидуального и общественного менталитетов во времени может быть весьма существенной. В индивидуальном менталитете ныне живущих людей всегда есть элементы, которые порождены прошлыми поколениями людей. И как тут не вспомнить К. Маркса, который писал, что традиции умерших поколений как кошмар тяготеют над душами живых. Общественный менталитет как духовная субстанция существует лишь при наличии реальных его носителей. Ими могут быть только люди. При этом не обязательно люди, создающие данный менталитет. В своем опредмеченном виде менталитет из субъективной реальности превращается в объективную реальность, которая может быть востребована будущими поколениями и тем самым способствовать формированию или изменению их как индивидуального, так и общественного менталитета. А это значит, что менталитет из объективной реальности вновь превратится в субъективную. Именно так осуществляется связь времен, восхождение человеческой духовности, наследование социально-генетического кода в социальной памяти народа, в которой патриотические чувства , взгляды, идеи занимают очень важное место.

Изучение патриотизма как одной из сущностных характеристик менталитета помогает системному анализу российской действительности, поскольку он относится к одному из значительных системообразующих факторов. Знание его позволяет учитывать в деятельности субъектов воспитания такие факторы, как внутренний мир людей, влияние окружающих условий, быта, климата, традиций, религии и других обстоятельств. Без учета менталитета не может быть современной науки управления воспитанием, в основе которой лежат "человеческие отношения". Менталитет позволяет вникнуть в механизм соотношения общественных и личных интересов. Нельзя переоценить значение менталитета для нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.

5. В любой многонациональной стране духовная культура общества с неизбежностью включает в себя культуру межнационального общения. В культуре межнационального общения воплощается такое социальное качество людей как интернационализм и патриотизм. Интернационализм представляет собой единство трёх моментов: во-первых, выход тех или иных явлений национальной жизни за национальные рамки; во-вторых, включение этих явлений в процесс обмена материальными и духовными ценностями между народами; в- третьих, превращение явлений национальной жизни в элемент структуры других народов.

Интернационализм выступает объединяющим началом по отношению к национальным идеологиям различных народов России, он согласовывает их национальные интересы и цели развития. Наряду с интернационализмом важное место в российской национальной идеологии занимает патриотизм, который выступает одним из наиболее ярко выраженных проявлений этнических чувств. Патриотизм является той основой на которой функционирует интернационализм.

В основе культуры межнационального общения лежит гуманное отношение человека к человеку любой национальности, разумное понимание друг друга, дружеская передача ими своих мыслей и переживаний. Это предполагает наличие некоторой степени сходства понимания общей картины мира, жизни, единства интересов и представлений у тех, кто участвует во взаимодействии. По отношению к обществу культура межнационального общения выполняет функцию укрепления его целостности. Она организует и формирует сознание каждого члена общества в соответствии с идеалами своего общества. Культура межнационального общения есть совокупность социальнозначимых идей, форм, способов деятельности, осуществляемой в целях углубления процесса взаимодействия и взаимовлияния людей разных национальностей, утверждения у них интернационалистических, социально-психологических стереотипов мышления и поведения. Важнейшим критерием, по которому можно судить об уровне культуры межнационального общения, является уважение к человеку, его личному и национальному достоинству. Это является обязательным требованием патриотизма.

Культура межнационального общения включает: требование равенства и суверенности наций; осуществление права наций на самоопределение вплоть до отделения; солидарность всех социальных слоев населения в решении своих государственных задач и т.п. Фактически эти положения являются чертами, требованиями интернационализма. Поэтому логично утверждать, что базой, основой, доминантой культуры межнационального общения является интернационализм. Культура межнационального общения выступает способом реализации интернационализма

Патриотизм диалектически связан с интернационализмом. Оба они составляют активную движущую силу общества. Для ментальности людей нашей страны патриотизм и интернационализм являются двумя сторонами духовной жизни, органически сочетающее в себе гордость за свой народ, за свою историю, за своих предков, за достижения живущего поколения и уважение к другим народам. Патриотизм и интернационализм выступают как явления однопорядковые, как выражение духовной сущности, поэтому их необходимо рассматривать в единстве. Функционирование патриотизма и интернационализма осуществляется в рамках политической формы общественного сознания. Однако, по своему влиянию, роли во всей системе духовной жизни общества по своим общественным функциям, они далеко выходят за пределы духовной жизни. Патриотизм и интернационализм оказывают воздействие на правовую идеологию, входят составной частью в моральные нормы поведения людей, пронизывают искусство, философию, определяют направления развития политической идеологии, а через нее и всей системы общественного сознания.

Связь патриотизма и интернационализма проявляется и в том, что патриотизм включает в себя различные явления, относящиеся к национальной форме жизни. Например, национальное самосознание, национальное достоинство, национальную гордость и т.д. Внутренние и внешние связи нации, ее достижения, авторитет, историческая роль являются объектом и одним из элементов содержания патриотизма, определяют ее рамки и границы, силу и активность. Однако в национальной жизни и межнациональных отношениях патриотизм включает в себя не все, что их составляет, а лишь то, что относится к социальным достижениям народа страны, является результатом трудовых усилий и завоеваний всех людей государства, олицетворяет общественный прогресс и составляет вклад в духовное, научно-техническое и культурное развитие человечества. Поэтому правильное понимание национального в патриотизме имеет большое значение для результативности патриотического и интернационального воспитания граждан страны. Игнорирование национальной гордости затрудняет формирование интернационального сознания, воспитание интернационалистских чувств.

Осознание общности интересов и целей граждан всех национальностей РФ, проникнутое патриотизмом, придает самой малочисленной нации, этнической группе, силу всего российского народа. Воплощая в себе единство патриотических чувств братских народов, он выходит за рамки одной нации, гражданской группы. В гражданском обществе чувство патриотизма перерастает границы, очерченные национальной принадлежностью, наполняется новым содержанием. Представитель любой нации, этнической группы, с гордостью считает себя, прежде всего представителем единого народа. Это приводит к тому, что в сознании людей понятия «отечество», понимается как вся страна в целом.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Михайлова, Регина Сергеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конец века стал для нашей страны временем глубочайшего социального и духовного кризиса. В такие моменты истории, когда рушатся все казавшиеся незыблемыми устои человеческого существования и гаснут маяки общественного развития, человек начинает испытывать острую потребность в самоидентификации, т.е. осознании новых жизненных реалий и осмыслении своего положения во вновь возникшей системе координат. Фактически перед нами заново встает вопрос о смысле жизни, смысле собственного существования в новом мире. Вот что в действительности скрывается за поисками национальной идеи, и вот почему национальная идея — как смысл нашего существования - не может быть разработана за письменном столом, в рабочих кабинетах Кремля или Академии наук. Это должен быть естественный продукт трудного процесса нашей самоидентификации. Власть должна предложить ясную и взвешенную стратегию развития страны, которая могла бы быть понята и принята обществом. И тогда уже не придется изобретать национальную идею для России, подменять понятие Родины политическим режимом.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - политике, идеологии, культуре, экономике и др. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Проведенное исследование показало социальную детерминированность патриотизма и особую значимость его глубинных корней. Патриотические чувства и идеи приобретаются личностью не в силу биологической наследственности, а под воздействием общественной среды, социализации человека в широком смысле этого слова.

Патриотизм - явление историческое, продукт, отражение общественных условий жизни. Его сущностью является основанное на социальных чувствах и идеях положительно-деятельное отношение к Отечеству как общечеловеческой ценности на определенном этапе развития цивилизации. Обусловленный единством как материально-практической, так и духовной сторон общественной жизни, патриотизм концентрирует в себе многие компоненты, жизненно важные для функционирования социума. Многосложность его содержания проявляется в том, что в нем переплетены эмоционально-чувственные и рациональные элементы, преемственность и новизна, общедемократическое и социально-политическое, национально-этническое и общечеловеческое. Соотношение этих элементов на разных этапах истории разное, поэтому их социальная роль находится в органическом единстве с тем обществом, которое обусловливает данное явление духовной жизни. А поскольку лицо общества постоянно меняется, то и характер, природа патриотизма находится в постоянном изменении, развитии, постольку нет отечества вообще, нет отечества одинакового во времена и эпохи, нет абстрактного патриотизма.

В основе рассматриваемого явления лежит патриотическое сознание, объективация которого и есть патриотизм. Оно (патриотическое сознание) функционирует как на социально-психологическом, так и на идеологическом уровне. Патриотические ценности должны базироваться на прочных знаниях об Отечестве, а, следовательно, в настоящее время наиболее рельефно должен быть представлен гносеологический аспект патриотизма. Современное состояние общественного сознания свидетельствует о правомерности рассмотрения идеи державного (государственного) патриотизма в качестве объединяющей ценности.

Носителями патриотического общественного сознания выступают субъекты различных уровней - социальные группы, классы, нации, государство и общественные организации. Но, прежде всего, патриотическое сознание общества во всем своем многообразии воплощено в сознании реальных конкретных личностей. Все указанные нами субъекты не только являются носителями патриотического сознания, но и, одновременно, творят его как на обыденном и теоретическом, так и на уровне общественной патриотической психологии и идеологии. В этом смысле патриотическое сознание создается, реализуется всей многосторонней деятельностью субъектов данного общества - людей.

Патриотическое общественное сознание нельзя представлять как сумму, совокупность индивидуальных сознаний конкретных личностей и социальных групп, которое никаким своим качеством, помимо этой количественной характеристики, не обладает. Еще раз укажем на то, что патриотизм - явление духовно-практическое и не сводится лишь к патриотическому сознанию общества, которое хотя и вырабатывается, в конечном счете, личностями, но при этом сохраняет достаточную самостоятельность и независимость. Каждая из этих форм патриотического сознания - общественная и индивидуальная - предполагает другую и немыслима друг без друга. Их взаимосвязь и взаимопроникновение означает нераздельное единство. Все это в полной мере присуще и национальному сознанию.

Роль и значение патриотизма вырастает на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения его граждан. Проявление патриотизма в такие периоды отмечено высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя Родины, своего народа, что позволяет отнести это явление к одному из наиболее сложных и неординарных. Российское общество проводит грандиозную ревизию своего духовного наследия и собственной истории. Болезнь беспамятства постепенно проходит. Поиск исторической правды идет на всю глубину нашего тысячелетнего существования. Нередко результаты этого поиска противоречивы по направленности своих выводов: от полного отрицания и забвения существовавших традиций до их непомерного восхваления реальный взгляд на историю формирования и развития патриотического сознания в России состоит в том, чтобы разумно использовать в современной практике государственного строительства те рациональные зерна традиционного национального самосознания россиян, которые дадут всходы на благодатной почве патриотического воспитания.

Формирование и развитие патриотического сознания - длительный процесс, ритм которого в значительной степени обусловлен конкретными потребностями, интересами и условиями существования страны и ее народа. В полной мере характер и содержание патриотизма, глубина проникновения в сознание народа, его воздействие на каждого человека проявляется в деле защиты Отечества, которое, по сути, есть защита права человека на жизнь. С точки зрения жизненных потребностей и интересов каждого человека, Отечество включает существенно значимые элементы общественного бытия: конкретно-историческое как данная политическая, социальная, культурная и иная среда, так и "вечное" в виде территории, родного языка и т.д. В момент смертельной опасности для страны происходит осознание необходимости защиты всего того, что представляется личностно значимым, самой жизни и ее условий для себя и своих родных, материальных и духовных ценностей. В сравнении с периодом развития патриотического сознания в целом, преобразование его во время войны по защите Отечества происходит за сравнительно короткий срок. Соответствующие предпосылки этому имеются, как правило, в предвоенные годы, когда в общественное сознание внедряются соответствующие идеи, концепции, установки, позволяющие подготовить его к возможным военным испытаниям. Важную роль в этом процессе играют государство и партии, наиболее точно выражающие задачи обороны страны, используя для этого все имеющие идеологические средства, возможности культуры и искусства. Наиболее убедительный пример тому - подготовка нашего народа к защите Отечества накануне Великой Отечественной войны. Ученые глубоко исследовали систему военно-патриотического воспитания общества в этот период. Эта система, являясь выражением общенациональных интересов и заботы об обороноспособности страны, выдержала в целом испытание на прочность. Формировалось понимание первоочередности нужд обороны, личной ответственности каждого за судьбу страны. Защита Отечества расценивалась как поистине нерушимый долг гражданина, что делало привлекательным, подлинно народным образ "человека с ружьем.

Создание системы патриотического воспитания всего населения страны, особенно подрастающего поколения, личного состава армии - не самоцель, а жизненно важная необходимость. Как показывает практика всей проводившейся в последнее десятилетие воспитательной работы. Уровень развития патриотизма у российских граждан упал до катастрофически низкой отметки и значительно уступает патриотизму населения большинства развитых стран. Это грозит не только полной потерей авторитета государственной власти, но и развитием необратимых процессов деградации общества, самораспада и возможной гибели России как самостоятельного государства.

Вооруженные Силы были и остаются школой патриотизма, мужества, стойкости и выдержки. Но в одиночку они, безусловно, не в состоянии решить столь сложную и масштабную задачу, кокой является формирование гражданина - защитника Отечества. Это тем более невозможно, поскольку через Вооруженные Силы проходит лишь меньшая часть подрастающего поколения. Необходимо сделать все возможное для того, чтобы становление и развитие каждого молодого человека как гражданина и патриота России обеспечивалось гармонично взаимодействующими в достижении данной цели социальными и государственными институтами, макро - и микроусловиями. Только в этом случае можно рассчитывать на успешное решение в наше трудное время первоочередной и важной задачи российского общества - возрождения патриотизма и величия нашей державы.

Социально-философский анализ феномена патриотизма, проведенный автором позволяет сделать следующие выводы и рекомендации. При этом некоторые практические и теоретические рекомендации высказывались автором по ходу исследования.

Патриотизм - важная составная часть общественного сознания, в которой отражается отношение людей к отечеству, к разным его сторонам. Патриотизм, как явление общественного сознания, вторичен по отношению к общественному бытию. Это значит, что в бесконечном многообразии явлений, процессов, объектов, свойств общественного бытия содержится и такой объект, отражением которого является патриотизм. Таким объектом является отечество. Следует заметить, что патриотизм неразрывно связан с отечеством не только как объект и его отражение в сознании, но и этимологически: слово «патриотизм» происходит от греческих слов отечество и соотечественник.

Как показывает история нашей страны, в патриотизме заложен огромный потенциал духовной и творческой энергии населения, личного состава армии, который используется явно недостаточно или неумело. Формирование и стимулирование патриотизма, патриотических действий, как правило, не требует существенных дополнительных сил и средств.

Особое значение приобретает борьба за подрастающее поколение, за будущее России. В связи с тем, что значительная часть современной молодежи маргинализирована, и депатриотизирована первейшим долгом каждого гражданина и патриота является оказание всемерной помощи тем немногим организациям, объединениям, клубам патриотической направленности, отдельным энтузиастам, которые, несмотря ни на что, продолжают заниматься патриотическим воспитанием подрастающего поколения. Одной из первостепенных и неотложных задач по возрождению патриотизма является создание качественно новой системы патриотического воспитания в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».

С учетом развития современных тенденций в общественной жизни России, особенно если иметь в виду её духовно-нравственный компонент, необходимо переосмысление, прежде всего, ценностных основ патриотического воспитания, определяющих его сущность и принципы. Духовным стержнем патриотического воспитания является общенациональная идея, которая обеспечивает преемственность традиционных духовно - нравственных ценностей. Назрела необходимость внесения изменений в деятельность соответствующих государственных институтов, имеющих отношение к формированию важнейших ценностей в процессе патриотического и других видов воспитания граждан страны. Затянувшийся процесс определения общенациональной идеи, растущие социально-экономические проблемы являются причинами того, что патриотическое сознание людей находится сегодня на перепутье. Однако, как показывает социальная практика, состояние неопределенности в области общественного сознания не может продолжаться долго. В связи с этим возникла настоятельная необходимость совместного поиска и формирования новой системы национальной идеи и ценностей, отражающих интересы большинства социальных групп страны. Национальная идея, основанная на российских традициях, формирует национальную идеологию образ России и задаёт историческую миссию российской цивилизации, объясняет обществу куда ведёт его российская власть, придаёт смысл существованию России и смысл жизни её гражданам, является духовной основой национального единения, пробуждает национальную энергию.

Можно с уверенностью утверждать, что реальная основа для консолидации граждан, являющихся патриотами России, безусловно, имеется. Это, прежде всего, необходимость решения насущных задач, преодоление многих трудностей препятствующих развитию России. Достижение этого не связано с осуществлением очередной революции. Алгоритм действий сводится, в самом общем виде, к осмыслению всей сложности проблем, к активному и совместному поиску выхода из них, определению каждым своего места и роли в их решении, в реализации своих сил и энергии не только в личных, но и в общенациональных, общезначимых интересах. Только приобщение к большим и важным делам, консолидация здоровых, лучших сил нашего общества, от которых зависит судьба Отечества, ведет к проявлению патриотизма. Приоритетность патриотического воспитания в современных условиях определяется в переходе от целей и задач сугубо государственных, ведомственных к общесоциальным, гуманистическим. В связи с этим откроются возможности для более полной и последовательной реализации потребностей, интересов, устремлений каждой личности, их гармонического сочетания с интересами общества и государства.

В российских условиях патриотизм должен стать предпосылкой социального партнерства и консолидировать элиту, народ, власть. Только государственный патриотизм, с одной стороны, может побудить население ограничить свои требования, а с другой - заставить новых собственников ограничить свою алчность в целях собственного же сохранения.

Патриотический дух народа не отвлеченное понятие. Это его нравственная готовность к защите Родины. Высокий воинский дух как проявление патриотизма может присуствовать в армии, только тогда, когда она живет с народом одной жизнью. Ни самая совершенная военная организация, ни талант полководца не смогут пробудить патриотизм, если его нет в народе. Сам народ может придать государственной власти соответствующую энергию и силу, требовать высокой готовности своих войск. Если же он не заботится о развитии в обществе патриотизма, то он никогда не сможет вдохновить собственную армию, а значит, и не вправе будет ждать от неё победы. В условиях, когда ещё нет сформированной государственной идеологии, в воспитательной работе с населением и личным составом армии делать на патриотизм. В связи с этим необходимо обратить внимание на состояние нормативно-правовой базы формирования патриотизма, которая к настоящему времени фактически отсуствует. Нельзя упустить время. Как только можно необходимо ускорить разработку концепции патриотического воспитания граждан РФ как единой системы взглядов на формирование патриота в современных условиях. В концепции целесообразно предусмотреть два раздела: теоретический и практический.

Грамотно организованное, эффективно осуществляемое патриотическое воспитание, несомненно, будет, во-первых, способствовать формированию личности-носителя высоких моральных ценностей, готовой и способной выполнять систему своих социальных ролей, основываясь на этих ценностях и ориентируясь на них в повседневной деятельности.

Во-вторых, поможет преодолеть упадок национального чувства угнетенности национального самосознания, негативно влияющего на социально-духовную ситуацию в стране. Не без удовольствия отмечаем, что постепенно утихают филиппики в адрес «убогой философии лавочников». Молодое поколение все более решительно выбирает не только пепси и прочие внешние атрибуты западного образа жизни, но и фундаментальные социокультурные ценности своей страны. Это вселяет надежду, что новые поколения людей постепенно приобщаются к цивилизационному миру.

В-третьих, позволит найти выход из тупикового индивидуализма, национальной ограниченности, интегрирует общественные и личные интересы, обеспечит оптимальное отношение между ними.

В-четвертых, составит основу духовной целостности личности, поможет ей окрепнуть нравственно, утвердить гражданскую позицию в условиях, когда осуществляется переоценка политических, нравственных, религиозных, культурных идеалов, обостряются социальные коллизии, возникает угроза отечественной культуре.

Необходимо постоянно вести мониторинг состояния патриотических чувств, взглядов, настроений разных категорий населения и военнослужащих, чтобы оперативно можно было оказывать позитивное влияние на динамику состояния и формирования патриотизма.

Проведенный анализ позволяет с уверенностью констатировать, что благодаря работам многих ученых, социальное качество человека -патриотизм, необделено вниманием. Многое здесь сделано. Между тем, в этой проблеме, в ее изучении в теоретическом и методологическом аспектах есть «белые пятна» Среди них можно назвать следующие:

- теоретико-методологические принципы изучения патриотизма;

- понятийно-категориальный аппарат философско-социального анализа феномена патриотизма как социального качества человека;

- особенности социализирующего воздействия разных видов деятельности, разных возрастов на формирование патриотизма;

- реальное функциональное влияние на формирование патриотизма у разных категорий военнослужащих в условиях реформирования российских Вооруженных Сил;

- динамические характеристики процесса формирования патриотизма у разных категорий молодежи, населения в целом.

В современных условиях требует переосмысления такая цель патриотического воспитания, как формирование готовности молодёжи к реализации функции защиты Отечества. Её следует понимать в гораздо более широком смысле, чем просто выполнение призывной молодежью воинского долга в рядах Вооруженных Сил. Реализация этой функции не ограничивается и сроком службы в армии. Функция защиты Отечества всё меньше становится прерогативой лишь военной организации. Реализация функции защиты Отечества характеризуется большим разнообразием политических средств, многоплановостью, широким диапазоном дипломатической деятельности в зависимости от конкретной геополитической, социально-экономической и морально-нравственной ситуации в обществе, а также от индивидуальных особенностей и возможностей личности, выполняющей эту функцию.

Настоятельно необходимо теоретически осмыслить и разработать механизм влияния государственного патриотизма на духовный потенциал населения и личного состава армии. К сожалению, в литературе и среди практических работников нет ясного его представления, а поэтому они не четко представляют своё место и роль в системе патриотического воспитания. Обратить внимание на подготовку кадров, занимающихся патриотическим воспитанием. Для обеспечения единого подхода к патриотическому воспитанию, обмену опытом работы крайне необходим специальный печатный орган по проблемам патриотического воспитания.

В центральной печати целесообразно развернуть дискуссию по разным аспектам понимания патриотизма и реализации теоретических положений в процессе работы с разными категориями населения и военнослужащими.

Необходимо сделать новую редакцию федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России», согласовав даты с традиционными справочными изданиями.

Проведенное исследование показало, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. Одновременно диссертант отдаёт себе отчет в том, что некоторые его обобщения и выводы не являются бесспорными. Они нуждаются в дальнейшем осмыслении и разработке. Трудности на пути глубокого изучения патриотизма, путей его формирования у населения страны и личного состава армии носят как объективный, так и субъективный характер. Однако

173 это не должно останавливать исследователей, ибо решение этой проблемы связано с дальнейшей гуманизацией человеческих отношений, которая является необходимым условием общественного прогресса, укрепления обороноспособности страны.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Михайлова, Регина Сергеевна, 2002 год

1. Аверин Ю.П. Люди управляют людьми: модели социологического анализа.- М.:Изд.- во МГУ.-1996.-129с.

2. Аксютич В. Россия в поисках себя// Независимая газета.-2000.-12 августа.

3. Алексеев М.Ю., Крылов К.А. Особенности национального поведения.-М.: Арт-Бизнес-Центр.-2001 .-320с.

4. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980. 150с.

5. Андреева Г.М. Психология социального поведения.- М.: Аспект-Пресс. 2000

6. Андренкова Н. В. Проблема социализации личности // Социальные исследования. М., 1979.

7. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение.- М.: Мысль.-1985.-155с.

8. Ануфриев Е. А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен// Социально-политический журнал.-1997.-№4.-С.30-35.

9. Апресян Р.Г. Социальная активность личности: нравственные изменения.- М.: Политиздат.-1988.-235 с.

10. Армия и человек: проблемы воспитания: Упр. воспит. Работы МО РФ. М.,1994.

11. П.Афанасьев В.Г. Научное управление обществом: опыт системного исследования. Изд. 2-е доп.-М.:Политиздат.-392с.

12. Афанасьев В.Г. Системность и общество.- М.: Политиздат, 1980.-368с.

13. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление.-М. Политиздат.-1981 .-432с.

14. Батмазов В.А. Патриотов нужно воспитывать с самого детства// Ориен-тир.-2001.-№7.-С.74-75.

15. Беличенко Ю. Если в России ругают патриотизм, значит это кому-то нужно//Красная звезда. 1995.-15 февраля.

16. Белоус В.Г. Русский менталитет// Вопросы философии.-1996.-№5.-С.185-191.

17. Беляев Т.А. Философский анализ взаимосвязи патриотического и интернационального долга советских воинов в системе боевого потенциала ВС СССР: Автореф. дис. канд. фил. наук. М.,1989.-20с.

18. Бердяев Н.А. Смысл истории.- М.: Мысль. 1990.-176 с.

19. Бердяев Н.А. Судьба России: опыты по психологии войны и национальности. -М.: Изд.- во МГУ. 1990.-27с.

20. Богатырев Е. Д. Образ жизни военнослужащих Вооруженных сил; сущность, противоречия, проблемы. М.: ГА ВС, 1992.

21. Богданов Е. Военно-патриотическое воспитание получает президентскую поддержку // Красная звезда. 1996. 22 мая.

22. Борисов Н.В. Патриоты отечества // Военно-исторический журнал.-1986.-№8.-с.7-8.

23. Бочаров JL, Чернышов И Кто воспитывает патриота?// Ориентир.-1995-№12.-0.12-19.

24. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности.- М.: Издат.- во МГУ.-1968.-128 с.

25. Буркин А. Патриотизм это любовь// Ориентир.-1999.-№7.-С. 12-13.

26. Вильке У. Понятие «моральная ценность» и его значение в нравственном воспитании // Вестн. Моск. Ун-та.Серия 7.Философия. 1980.-№3. С.71-75.

27. Военные усилия России в мировой войне 1914-1918 г.г.характеристика русского патриотизма// Военно-исторический журнал.-1993.-№9- с.39-40.

28. Вороновия Б.А. Созидательный потенциал человека: Социально-философское исследование.- М.: Мысль.-1988.-188с.

29. Гареев М. Патриотизм объединяет// Ориентир.-1995.-№5.-С.36-3930. . Гачев Г. Национальные образы мира.- М., 1998.-430 с.

30. Гершунский Б. С. Менталитет и образование. М., 1996.-144 с.

31. Глушкова Т. «элита» и «чернь» русского патриотизма. Авторитеты измены // Молодая гвардия.-1995.-№7.-с. 127-172.

32. Глушкова Т. «Элита» и «чернь» русского патриотизма. Авторитеты измены// Молодая гвардия.-1994.-№11.-С.39-92.

33. Горячев А.И. Социальная активность как способ реализации сущностных сил человека.-М.:ВПА.-1991.-99с.

34. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы// Собрание законодательства Российской Федерации.-2001 .-№9.-С.2208-2240.

35. Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного,потенциала армии и флота.- М.: ВУ, 1999. 164 с.

36. Гражданский контроль над вооруженными силами: иностранный опыт и специфика России.- М.: Русский путь.-1999.-238 с.

37. Грузков В.Н. Духовное в профессиональной подготовке военных кадров: Автореф. дис. д-ра филос. наук. Ставрополь. 1997.-45 с.

38. Гуманитарные аспекты строительства вооруженных сил: Военно-теоретический труд / Рук. авт. кол. В. П. Суставов, М.: ВУ, 1997.

39. Гуров Р. Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981.125 с.

40. Давыдов В.В. Теория деятельности и социальная практика // Вопросы философии. -1996.-№5.-с.52-62.

41. Данилов В.Д. О патриотизме и защите Отечества // военно-исторический журнал.-1992.-№6-7. С.31-36.

42. Дрюк М.А. Современные концепции многомерности как новой парадигмы мышления//Вестник МГУ. Серия 7. Философия.-2002.-№2.-С.30-46.

43. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии.-1993.-№5.-С. 20-29.

44. Дугин А. Евразийская платформа// Независимая газета.-2000.-15 ноября.

45. Егоров JI. Г. Становление личности воина социалистического типа как социальный процесс. М.: ВПА, 1992.

46. Еловец Ю. Дальше отступать некуда: О состоянии военно-патриотического воспитания молодёжи// Армейский сборник.-1999.-№4.-С.40-43.

47. Ерастов В. В круге первом: о военно-патриотическом воспитании молодёжи // Армейский сборник.-2000.-№10.-С.75-77.

48. Ефимов Н. О патриотах, негодяях и родине//Независимая газета.-2000.-24 июня.

49. Жеребцов В.В. Военная служба по контракту // военная мысль.-1995.-№4. -с.2-8.

50. Завершинский Н. Ф. Политические и нравственные качества социалистической личности как предмет исследования научного коммунизма // Вестник ЛГУ. 1. 1984. №17. Вып. 3, с. 108-110.

51. Зарецкий В.М. «. .Пороки, подрывающие веру в правдивость офицера»// Воен. ист. журн.-2002.№3.-С.З-5.

52. Зверев А. Ребят всех забрали в армию// Российская газета.-2002.-23 мая.

53. Здориков С. Сила Отечества в патриотизме его сыновей // Ориентир.-1995.-№5.-с.4-9.

54. Золаторёв В. Патриотическая идея в истории Отечества //Красная звезда.-1993.-17 декабря.

55. Золотарёв В. Это политика и идеология// Ориентир.-1996.-№12.-С.18-24.

56. Зюганов Г.А. Держава. 2-е изд. дораб. И доп.- М.: Информпечать.-1993.-114с.

57. Иванов В. В. Российский офицер в контексте социальных преобразований: Учебное пособие. -М.: ВУ, 1996.

58. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России В 2т.-М.:-Рарог.-1992.-т.1

59. Ильин И.А. Путь к очевидности.-М.: Республика. 1993.-43Ос.

60. Ильин И.А. О русской идеи.// Русская идея. М.: Республика.-1992.- 132 с.

61. Ильчиков М. 3., Смирнов Б. А. Социология воспитания. М., 1996.

62. История России.- М.: ВУ.- 1997.- 412с.

63. К познанию России: российский военный сборник.- М.: ГА ВС.-1994.-310 с.

64. Карасёв Л.В. Русская идея (символика и смысл)// Вопросы философии.-1992.-№8.-С.92-102.

65. Кара-Мурза С.Г., Панарин А.С., Пантин И.К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития// Полис. 1995.-№4.-С.5-9.

66. Кара-Мурза С. Г. Истмат и проблема восток запад.- М.: Алгоритм.-2001.-256 с.

67. Климов Е. Профессиональный менталитет и психоэкологическая гипотеза// Общественные науки и современность.-1995.-№6.- С.140-150.

68. Конституция Российской федерации.-М.: Юрид. лит.-1993.

69. Кочкалда Г.А. Патриотическое сознание советских воинов: сушность, тенденции развития и формированияб Дис. канд. филос. наук.-М.,1991.-205с.

70. Крапивинский С.Э. Социальная философия: Волгоград.-1996.- -196с.

71. Краткая философская энциклопедия.- М.:Прогресс. 1994.-441с.

72. Кривицкий А. Традиции русского офицерства. М.: Воениздат, 1995.

73. Кузнец A.M. Россия в поисках национальной идеи // Вопросы филосо-фии.-2002.-№1.- с.177-179.

74. Куликов JI.B. Россия: прошлое, настоящее, перспективы. М.: Материк.-1995.-98с.

75. Куприянов А.И. Ментальное измерение истории // Вопросы истории.-1995.-№7.-С. 153-160.

76. Кусов В.Г. Категория ментальности в социологическом измерении// Со-цис.-2000.-С. 132-135.

77. Кучуков М.М. Исторические типы патриотизма: Автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов н/Дону.-1984 -26с.

78. К познанию России: Российский военный сборник.- М.:ГА ВС.-1994.-310 с.

79. Лебедев А. Г. Менталитет и воспитание личного состава российской армии. Тверь. - 2000.-45 с.

80. Лебедев А. Г. Русская идея в духовном опыте народа. Тверь. -2000.-44 с.

81. Лебон Г. Психология народов и масс // Тексты по истории социологии XIX- ХХв.в.: Хрестоматия. -М.: Педагогика, 1981.

82. Ленин В.И. Воинствующий милитаризм //Поли. Собр. Соч. Т.17.- С.186-196.

83. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу// Полн. собр. co4.-T.24.-C. 113-150.

84. Ленин В.И. О праве наций на самоопределение// Полн.собр.соч. -Т.25.-С.255-320.

85. Ленин В.И. Ценные признания Питирима Сорокина// Полн. собр. соч.Т.49-с. 188-196.

86. Лопатин В. Н. Иначе нам нечего будет защищать // Армия. 1992. -№10. С. 14-22.

87. Лосев А.Ф. Дерзание духа.- М.: Политиздат.-1989.-366 с.

88. Лутовинов В. И. Соотношение подготовки и готовности молодежи к защите социалистического Отечества: Дис. . канд. филос. наук. М.: ВПА, 1990.

89. Лутовтнов В. Патриотизм: его признаки и содержание// Основы безопасности жизни.-1999.-№6.С.З-7.

90. Макаров В.В. Отечество и патриотизм: Логико-методологический анализ. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та.-1988.-159с.

91. Макаров В.В. Патриотизм как философская проблема: Автореф. дис. д-ра филос. наук.- М. 1990.-36с.

92. Манилов В. Реформирование Вооружённых Сил// Ориентир.-1998.-№ 1 .-С.12-13.

93. Мамонтов Ю. В. Армия: целостность, система, организация. М.: ВПА, 1986.

94. Маркс К. Манифест Коммунистической партии // Маркс К ,.Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.4-С.419-459.

95. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы (пер. с англ.) М.: Смысл. 1996.-423 с.

96. Месснер Е. И. Российские офицеры / Под общей ред. А. Б. Григорьева. М.: изд. Анкил Воин, 1995.

97. Методика изучения воинского коллектива: Учебное пособие/под ред. А.И. Тымко.- М., 1996.-3 89 с.

98. Миловидов А. С., Сапегин Б. Е., Симанов А. А. Патриотическое сознание: сущность и формирование. Новосибирск: Наука, 1985.

99. Миронов А.В., Кефели И.Ф. Русская идея как основа формирования национально-государственной идеологии России//Социально-гуманитарные знания.-2001.- №4.С.66-72.

100. Миронов В. Государственность. Духовность. Патриотизм // Армия.-1994.-№-11-12.-С.14-18.

101. Мирский Р.Я. Патриотизм в условиях советского общества и его революционного обновления: Автореф. дис.д-ра филос. наук.- М., 1988.-53 С.

102. Мирский Р.Я. Патриотизм советского человека: интернационализм, гражданственность, труд.- М.: Мысль, 1988.-251с.

103. Монахов Н.К., Рыжов О.А. Механизм влияния государственно -патриотческой идеологии на духовный потенциал армии и флота// Военная мысль,-1999 ,№.2.-С. 61-63.

104. Мудрик А. В. Воспитание как социальный институт // Вестник РТФН. 1997. №2.

105. Мурачев А.П. Военно-профессиональная ориентация молодежи в системе формирования готовности к службе военнослужащих по контракту: Дис. .канд. фил. наук.- М.: ВУ. 1997.-205 с.

106. Наше Отечество: опыт политической истории.- Т. 1-М.,1991.-390 с.

107. Николаев А. На переломе: Записки русского генегала.-М.,1998.-270 с.

108. Наше Отечество: опыт политической истории.-Т.1-М.,1991.-390 с.

109. О долге и чести воинской в Российской армии.-М.: Воениздат.-1990.-368 с.

110. Окко В. Бектаева Д. Защита Отечества долг и обязанность каждого гражданина России// Основы безопасности жизни.-1999.-№10.С.20-25.

111. Офицеры России: подготовка, культура, традиции: Учебное пособие. М., 1997.

112. Пархоменко Н.М. Проблемы военно-патриотического воспитания советских воинов в условиях демократизации общества и Вооруженных Сил: Автореф. дис. канд. филос. наук. 1990. - 20с.

113. Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях российской армии.-М.: ВУ.-1997.-222с.

114. Патриотическое сознание: сущность и формирование/ отв. ред. В.И. Бойко.- Новосибирск: Наука.-1985.-254с.

115. Перевалов В.Ф. Подготовка офицеров к управленческой деятельности: Вопросы теории и методики. М.: ВПА, 1991.

116. Петросян Ю. С. Родина, отечество, патриотизм // Социальное познание и политическая культура. Тверь. ТвГУ, 1990. С. 71-81.

117. Петросян Ю.С. Ленинская концепция социалистического патриотизма: Автореф. дис.канд. философ, наук. М., 1990.-20с.

118. Печень Н. Патриотизм- источник духовной силы// Армейский сборник.-1994.-№1-С.47-50.

119. Плеханов В.Г. Патриотизм и социализм // Избранные призведения: в 5Т.-М.: Госполитиздат, 1957.-Т.З.

120. Попко В.Л. Патриотическое сознание студенческой молодежи: состояние, тенденции развития: Автореф. дис. канд. философ, наук.- М.,1992.-20с.

121. Примаков В. Л. Социализация офицера в условиях военной службы: на примере Вооруженных Сил РФ. М.: ВУ. 2000. - 204 с.

122. Пушкарёв Л. Н. Что такое менталитет?: исторические заметки // Отечественная история.-1995 .-№3 .-С. 158-166.

123. Рац М. Две версии патриотизма// Независимая газета.-2000.-4 февраля.

124. Российская ментальность: Материалы «круглого стола» // Вопросы философии.- 1994.-№1.с.25-53.

125. Российский менталитет: Вопросы психологической теории и практики.-М, 1997-152 с.

126. Рощин Л. В. Философско-социологические вопросы военно-патриотического воспитания. М.: ВПА, 1982.-197с.

127. Рощин Л.В. Философско-социологические вопросы военно-патриотического воспитания трудящихся: Автореф. дис. д-ра филос. наук.-М.,1984.-59с.

128. Ружейников В. В. Политическое содержание менталитета военнослужащих: проблемы исследования и формирования: Дис. . канд. филос. наук. М, 1996.

129. Сайдаков В. Любовь к Родине должна быть конкретной // Ориентир.-1999.-№9.-С.12-15.

130. Свердлин М. А. Патриотизм и общественный прогресс. М., 1974.

131. Севастьянов А. Как и почему я стал националистом //Независимая газета.-2000г., 9 февраля.

132. Серебрянников В., Дерюгин Ю. Социология армии. М.: ПСПИ РАН, 1996.

133. Серебрянников В.В. Армия в общественно-политических взаимодействиях //Социс.-1996.-№4.-С. 67-74.

134. Символы Родины и воинской доблести.-М.: Воениздат.-1990—127с.

135. Скок А. С. Социальные технологии в системе управления военной организацией. М.: ВУ, 1997.

136. Смирнов В. Воспитание патриотов задача государственная//Ориентир.-1998.-№8.-С.21-23.

137. Соколов В.М. Социология нравственного развития личности.-М.: Политиздат.-1986.-240 с.

138. Соловьёв Вл. Русская идея//Русскаяидея.-Республика.-1992.-132 с.

139. Соловьев С. С. Динамика менталитета российского офицерства (19851995). // Власть, 1995, №5. С.52-56.

140. Соловьев С. С., Образцов И. В. Российская армия: от Афганистана до Чечни: Социологический анализ. М.: 1997.

141. Соловьёв С.С. Трансформация ценностей воинской службы //Социс.1996.-№4.-С. 67-74.

142. Сохранение офицерских кадров сохранение армии; Аналитический доклад ГУ BP ВС РФ. М., 1997.

143. Стёпин B.C. Российская философия сегодня: проблемы настоящего и оценки прошлого//Вопросы философии. 1997.-№5.-С.З-9.

144. Сухарев Ю. Что защищал русский воин?: традиции русской воинской доблести// Ориентир.-1999.-№9.-С.58-61.

145. С чего начинается личность.-М.: Политиздат.-1983.-360 с.

146. Телятников В.Г. Патриотическое сознание общества// Психолого-педагогические аспекты многоуровнего образования.- Т. 11.-Тверь. 1998.-.С. 16-20.

147. Телятников В.Г. Патриотическое сознание// Сознание современного российского общества.-Тверь. 2002.-С.20-25.

148. Телятников Г.В. Сознание общества и харизма вождя// Психология Великой Победы советского народа.-Тверь. 1995.-С.З-14.

149. Трифонов Ю.Н Сущность и основные направления патриотизма в условиях современной России: Автореф. дис.канд. филос. наук. —М.: ВУ.1997.-26с.

150. Троицкий Е.С. «Русская идея» и судьбы Отечества // Армия.-1991.-№23.-С.3-6.

151. Троицкий Е.С. Истоки: патриотизм и интернационализм //Военно-исторический журнал.-1989. -№6.-с.43-50.

152. Троицкий Е.С. Любовь к Отечеству движущая сила его возрождения.-М.: АКИРН.-1996.-32 с.

153. ТюриковА. Г. Отклонения в социальном поведении молодых офицеров ВС РФ и их преодоление в современных условиях: Автореф. дис. . канд. социол. наук.-М.: ГА ВС, 1994.

154. Уледов А.К. Русская идея как феномен национального самосознания// Вестник высшей школы.-1992.-№7-9. С.52-60.

155. Усов В.В. пути формирования морального фактора в современных условиях // Военная мысль.- 1994. №5.-С.53-60.

156. Устякин Н. Чувство Родины нас к подвигу зовет: патриотизм- источник морального духа российского воина// Ориентир.-1994.-№6.-С.69-72.

157. Уткин А. Патриотизм невидимая рука истории// Независимая газе-та.2000.-12 апреля.

158. Федотов В.Г. Судьба России в зеркале методологии // Вопросы философии.-1995.-№2.-с.258-319.

159. Философия и политика (материалы «круглого стола») //Вопросы фило-софии.-1996.-№1. С.3-41.

160. Философский словарь /Под.ред. И.Т. Фролова.-2-е изд М.: Политиздат.-1987,- 358 с.

161. Философский энциклопедический словарь /Редкол.: С.С.Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др.-2-е изд.М.: Сов. Энциклопедия.-1989.-467 с.

162. Философское сознание: драматизм обновления.-М.: Политиздат.-1991.-413 с.

163. Хворов Н.Е. Военно-патриотическая деятельность школьников как фактор гражданского и воинского воспитания (на материале военно-патриотических классов): Автореф. дис. канд. пед. Наук. М., 1995.-20 с.

164. Хромов С.С., Калашников В.Л., Шишков А.И. Интернационализм и патриотизм: история и современность.-М.: Высш .школа.-1977.-280 с.

165. Ципко А. Ловушки абстрактного патриотизма// Независимая газета.-2000.-24 ноября.

166. Чаадаев П.Я. Статьи и письма.-М.: Современник.- 1989.-621 с.

167. Чернавин Ю. А. Социальный статус военнослужащего: социально-философская концепция. М.: ВУ, 1997.

168. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения: В 2 т М.: Гос-политиздат.-1950.-Т. 1

169. Чивилихин Е.И. «. .Не щадя своего достояния, содействовать успеху борьбы с врагами России» таким был девиз отечественных предпринимателей на протяжении всей истории развития российской армии//Воен. ист.журн.-1999.-№6.-С.68-72.

170. Шиманов Г. Русским, как воздух, нужна национальная идеология // Молодая гвардия. -1994.-№.11.-С.20-31.

171. Шпак Н.С. Национальное самосознание: сущность, функции, особенности проявления в современных условиях: Автореф. дис.канд. философ. наук.-М.-1993.-20 с.

172. Штурман Д. После катастрофы // Новый мир.-1995.-№2.-С.108-162.

173. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой филосо-фии//К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд. Т.21.С.267-317.

174. Янов А. Л. От патриотизма к национальному самоуничтожению //Общественные науки и современность. 1998. №6.- С.107-125.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.