Социально-философский анализ развития клановых исламских обществ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Семенов, Виталий Андреевич

  • Семенов, Виталий Андреевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2013, Санкт-ПетербургСанкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 203
Семенов, Виталий Андреевич. Социально-философский анализ развития клановых исламских обществ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Санкт-Петербург. 2013. 203 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Семенов, Виталий Андреевич

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ КЛАНОВЫХ ИСЛАМСКИХ ОБЩЕСТВ

Параграф 1.1 Современные подходы к проблеме исследования социально-

политических процессов в обществе

Параграф 1.2 Философские методологические основания абстрактно-функциональной модели социума

ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНАЯ ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Параграф 2.1. Статичная абстрактно-функциональная модель общества

Параграф 2.2. Социальная динамика и процессы социально-политических изменений

ГЛАВА 3. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ И ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ ИСЛАМСКИХ ОБЩЕСТВ

Параграф 3.1. Социальные, культурные, религиозныеосновы исламских обществ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философский анализ развития клановых исламских обществ»

Введение

Постановка проблемы. В условиях глобализации и растущей взаимозависимости государств, традиционно пребывающих в ареалах с разной цивилизационной доминантой, возрастает значение исследований, направленных на изучение взаимодействия обществ, принципиально различающихся по характеру функционирования. На сегодняшний день наиболее остро стоит проблема разницы «форматов» западных и исламских обществ.

Особенно сильно данное различие проявляется в ситуациях, когда происходит перенос исторического, социального, политического опыта на совершенно иную социокультурную почву. Модернизационные процессы не только сталкиваются с пассивным сопротивлением, но также и с появлением альтернативных путей адаптации модернизируемых обществ к реалиям современного мира.

Как следствие, проблема социально-политических изменений в целом, и эффективности модернизационных процессов в частности, в сложных социокультурных условиях носит комплексный характер и может быть рассмотрена на трех уровнях: практическом, выразившемся в появлении «альтернативного пути», теоретическом - в виде отсутствия комплексной модели социальных изменений, происходящих в обществе, и методологическом - на текущий момент существует множество подходов к рассмотрению социальных изменений, происходящих в обществе, но каждый из этих подходов достаточно узок и концентрируется на отдельных причинах, вызывающих эти изменения, как то: внешнее воздействие, технический прогресс, или дрейф культурных ценностей.

В рамках данной работы основное внимание будет сосредоточенно на социально-политических процессах (прежде всего модернизационных), протекающих в клановых исламских обществах. Существует несколько причин, обуславливающих данный выбор: во-первых, исламские общества показывают высокий уровень сопротивления внедрению социального, культурного, и

политического опыта Запада (данную сопротивляемость можно проследить не только в стремительной радикализации арабского мира, не в малой эффективности заимствованных общественных и политических институтов в условиях исламских обществ, но и в сложностях, связанных с адаптацией мигрантов уже в условиях стран Запада), во-вторых, исламские общества имеют принципиально иное социальное строение в сравнении с западными обществами, а именно - клановое (при этом кочевые традиции исламской клановости сильно отличаются от традиций клановости оседлых обществ Юго-Восточной Азии (Корея, Япония, Китай), исключая почитание государства), в-третьих, исламские общества существуют во множестве стран, различающихся по местным условиям (географическим, экономическим, культурным, политическим, и т. п.).

Актуальность темы исследования. Проблема взаимоотношения представителей разных цивилизационных общностей существовала, существует, и будет существовать до тех пор, пока будет существовать разделение людей на основе принадлежности к разным культурным, религиозным, языковым сообществам. С увеличением тех областей общественной жизни, в которых проявляются различия между представителями различных цивилизационных групп, растет и количество возможных областей напряженности, конфликтности, несовместимости.

Глобализация и научно-технический прогресс сделали мир более открытым, увеличив уровень миграционных потоков. Если раньше взаимодействие представителей различных цивилизационных групп сдерживалось за счет расстояния и несовершенства транспортной сети, то на сегодняшний день мы можем наблюдать цивилизационное взаимопроникновение на разных уровнях общественной жизни. Данное взаимопроникновение может принимать различные формы — как в виде модернизации и вестернизации, так и в виде смешения на одной территории представителей различных цивилизационных групп.

Проблемы такого рода существуют во многих регионах мира. А наиболее «громкой» темой на сегодняшний момент является ряд проблем, возникающих в процессе взаимодействия западного и исламского цивилизационного поля. В этот

ряд мы можем включить такие актуальные проблемы, как проблему арабских анклавов в европейских странах, положение русскоязычного населения в постсоветских республиках Средней Азии, сам факт существования таких областей, как зона племен, устойчивость исламских обществ к модернизационным процессам. Даже столь популярная ныне проблема исламского терроризма лежит в плоскости межцивилизационного взаимодействия.

Актуальность исследования на методологическом уровне обусловлена необходимостью пересмотра устаревших взглядов на модернизационные процессы в социально-политической сфере, требуя более глубокое осмысление различий между разными цивилизациями и культурами.

Нельзя не отметить, что доминирование в науке тех или иных подходов к вопросу эволюции общества зачастую обусловлено текущими политическими реалиями и интересами. Формационный подход, распространявшийся через марксистскую идеологию, линеарно-модернизационный подход, ставший западной альтернативой социалистическому пути развития стран третьего мира, цивилизационный подход, ныне активно пропагандируемый в китайском научном сообществе. Данные подходы слишком часто противопоставляли друг другу в качестве идеологических инструментов, что только совсем недавно стали высказываться мнения о необходимости синтеза нового подхода посредством комплексного объединения уже существующих.

На теоретическом уровне актуальность темы данного исследования выражена в необходимости создания такой теоретической модели происходящих в обществе социально-политических изменений, которая бы учитывала различия между клановым и индивидуалистическим обществами.

На практическом уровне актуальность проявляется в рассмотрении ряда проблем глобального характера (исламская радикализация, проблема исламских социокультурных анклавов, направления эволюции архаичных обществ) - как процесс «альтернативной адаптации (модернизации)» исламских обществ.

Объектом исследования диссертации является система общественных отношений в условиях клановых исламских обществ.

Предметом диссертационного исследования выступают изменения и трансформация социальной реальности в условиях клановых исламских обществ.

Цель диссертационной работы — изучение процессов социально-политических изменений и развития клановых исламских обществ.

Для достижения поставленной цели в диссертации решены следующие основные задачи:

1. Рассмотреть основные концептуальные подходы по вопросам комплексных социально-политических изменений.

2. На основании системного подхода произвести комплексное рассмотрение факторов, обуславливающих качественные изменения в обществе.

3. На основании системного подхода разработать модель статичной абстрактно-функциональной структуры, учитывающей различия между клановым и индивидуалистическим обществами.

4. Рассмотреть социальную динамику сквозь призму выделенных нами оснований качественных социальных изменений.

5. Произвести комплексное рассмотрение социокультурных основ исламского общества.

6. Провести рассмотрение исламских обществ, в частности, альтернативного пути их адаптации к условиям современного глобального мира.

Гипотеза исследования №1: Исламские общества являются клановыми обществами.

Гипотеза исследования №2: Социально-политические изменения общества в значительной мере определяются тремя группами факторов (фактором внешней среды, фактором адаптивной подсистемы, и фактором социокультурных условий в социальном окружении), выражающихся в соответствии адаптивной подсистемы общества окружающей среде и характером взаимодействия общества и государства, формируемого культурной средой, ценностно-нормативной системой, а также социальной структурой общества.

Методологической основой исследования является системный подход, в рамках которого любое общество рассматривается в качестве открытой динамической системы. Основы системного подхода, заложенные Берталанфи, были в последствии развиты Толкоттом Парсонсом, в своей книге «Система современных обществ» выдвинувшим идею функциональных абстракций, что позволяет взглянуть на концепцию социальной статики и социальной динамики, подвергнутую критике со стороны Штомпки (задававшемся вопросом, насколько вообще возможно говорить о «статике» в отношении постоянно меняющейся динамической системы), с новой точки зрения. А именно - рассматривать не конкретные реально существующие общественные институты, имеющие свойство меняться с течением времени, а относительно неизменные функциональные подсистемы. В след за Парсонсом по этому пути пошли такие политологи, как Д. Истон с моделью политической системы как «черного ящика», и развивший данную концепцию Г. Алмонд.

Однако абстрактно-функциональной статики недостаточно для рассмотрения качественных социальных изменений. С точки зрения изучения динамических процессов в системах в рамках синергетического подхода, качественные изменения вызываются системным конфликтом, который рассматривается в качестве структурного дисбаланса - избытка внутренней энергии системы, выходящей за рамки сдержек и противовесов, и заставляющей систему искать новую точку равновесия.

Таким образом, одной из приоритетных задач исследования является выделение оснований, объясняющих социальную динамику. В качестве таких оснований в рамках данной работы выступают три подхода: формационный (акцентирующий внимание на социокультурных факторах), цивилизационный (рассматривающий общество сквозь призму социально-экономического детерминизма), и мир-системный (в основе которого выступает исследование изменений общества с точки зрения внешнего воздействия, то есть, общество рассматривается как подсистема глобальной мир-системы).

Так как целью данного исследования является изучение в первую очередь

исламских обществ, а функции первичной артикуляции, агрегации, и трансформации социальной активности относятся к культурной и социальной подсистемам, существенный интерес для нас представляет концепция исламской политической культуры. Для выделения данного концепта мы обратились к теории политической культуры, выдвинутой Г. Алмондом и С. Вербой. Однако в силу влияния западоцентризма, в частности, условий индивидуалистического общества, интерес для нас представляет не узкая трактовка политической культуры, как исключительно системы ориентаций индивида на политическое поведение, а более широкий ее вариант, подразумевающий под политической культурой ценностно-нормативную систему индивида, имеющую отношение к политике. Обратившись к наработкам Л. Пая, Фадеевой, Гаджиева, что позволило нам учесть в рамках концепта исламской политической культуры влияние традиции и религии, мы адаптировали данное понятие к условиям клановых исламских обществ.

Степень разработанности темы. Современные тенденции взаимодействия запада и исламских обществ вызвали потребность социального, политического, и философского исследования ислама как многогранного политического и социокультурного явления.

До конца XX в. Существовало два основных направления изучения ислама: академическое, сосредоточенное на исследовании истории и догматики ислама, и научно-политическое. В связи с ростом влияния ислама на западный мир активизировалось изучение практической составляющей. Тенденции религиозного развития, особенности использования первоисточников, социальная проблематика ислама затрагивается в работах таких исследователей, как А. Ахмедова, Г. Р. Балтановой, А. Массэ, В. Ф. Пановой и др.

Проблематика деструктивных концепций, особенно радикального ислама, являясь наиболее острой, активно разрабатывается начиная со второй половины прошлого века и вплоть до наших дней многими исследователями, такими как Н. В. Жданова, А. А. Игнатенко, А. В. Коровикова, Л. Р. Полонской, Ю. М. Антонян, Ю.И. Дроздова, Д. В. Ольшанский, В. Г. Федотовой, В. Е. Петрищев, А.

М.Черницкого, М. А. Пионтковского, А. Шепелева и др.

Такая проблема, как влияние глобализационных процессов на трансформацию Ислама рассматривалась в трудах А. Егорина, С. А. Проскурина, Г. Г. Салихова, С. Фарах, А. И. Фурсова, С. Хантингтона и др.

Также стоит обратить внимание на специфику кандидатских и докторских диссертационных исследований последних лет по вопросам, связанным с исламом. Исследование, проведенное М. Т. Якуповым по теме «Социокультурное содержание ислама в современных условиях» направленно на выявление диалектического противоречия между прогрессивным исламом и «псевдоисламом», радикализм же рассматривается в качестве одной из защитных форм, как реакция на инновацию. Работа Барковской Е. Ю. «Традиции культуры управления в исламе и их современное значение» тематически пересекается с данным исследованием, однако в силу кросстемпорального характера исследования основной упор был сделан на эволюцию управленческого инструментария, используемого в арабских странах со времен Пророка и до наших дней. Семедов С. А. в своей работе «Политический ислам в современном мире» затрагивает проблематику политического влияния ислама - как социально-религиозного института, проводя сравнительный анализ характеристик политической идеологии и политической теологии.

Таким образом, мы можем увидеть, что, несмотря на обилие исследований ислама и исламских обществ, в большинстве своем они носят достаточно узкий характер, сосредотачиваясь на рассмотрении конкретного направления - истории, социальных особенностей, теологических аспектов, цивилизационных конфликтов. Между тем, разработки по адаптации фундаментальных социально-политических теорий, созданных в условиях западного индивидуалистического общества, носят редкий фрагментарный характер. В результате проблема глубокого системного анализа особенностей функционирования системы общественных отношений клановых исламских обществ практически не рассматривалась.

Источнико-информационную базу диссертации составили: во-первых,

труды классиков социологии, политологии, философии, как то - Берталанфи, Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд, Д. Норт, К. Маркс, Н. Я. Данилевский, Л. Н. Гумилев, О. Шпенглер, работавших в рамках системного, формационного, и цивилизационных подходов при построении модели системы общественных отношений.

Во-вторых, нами были рассмотрены работы исследователей, занимавшихся изучением вопросов политической культуры и ее взаимодействия с традицией: Г. Алмонд, С. Верба, Фадеева, Гаджиев, Л. Пай, и др.

В-третьих, Коран и работы некоторых мусульманских ученых - богословов (таких, как Нуруддин Итр), облегчающих его понимание и толкование с целью выявления базовых социальных норм исламского общества.

В-четвертых, нами были рассмотрены как исследования, посвященные мусульманским идеологам и политическим мыслителям, так и непосредственно обращения к их трудам (М. Каддафи, Р. Хомейни, и др.).

Пятой группой выступает широкий спектр работ различных авторов, посвященных особенностям состояния культуры, социальной сферы, и политической системы на территории стран, в которых существуют исламские общества.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования

заключается в том, что теоретические выводы и обобщения диссертационной работы могут быть использованы в качестве основы для исследования социально-политической эволюции исламских обществ. Также, разработанная нами теоретическая абстрактно-функциональная модель общества позволяет по новому, более комплексно взглянуть на процессы социальных изменений, протекающих не только в исламских, но и в индивидуалистических обществах.

Научная новизна исследования заключается в следующем: во-первых, в адаптации фундаментальных теоретических разработок из области политических и социальных наук к условиям клановых исламских обществ.

Во-вторых, в выявлении коренных различий межу западным и исламским обществом в характере функционирования системы общественных отношений.

В-третьих, в рассмотрении проблем, возникающих в процессе модернизации исламских обществ, сквозь призму системы общественных отношений.

В-четвертых, в рассмотрении феномена исламской радикализации как системного явления, вызываемого высоким уровнем социальной активности в определённых социокультурных условиях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Исламские общества, в соответствии с социальными нормами, закрепленными в Коране, являются клановыми обществами.

2. Глобальные изменения, протекающие в обществе, могут быть вызваны двумя причинами: с точки зрения формационного подхода - качественной эволюцией адаптивной подсистемы, вынуждающей остальные подсистемы приспосабливаться под ее изменения, и с точки зрения цивилизационного подхода - изменения уровня социальной активности и вектора ее направленности, обусловленного социокультурными особенностями данного общества, вынуждают остальные общественные подсистемы, в том числе, политическую систему, подстраиваться под состояние социальной среды.

3. Характер взаимодействия социальной среды и политической системы в условиях клановых и индивидуалистических обществ различается в силу социокультурной специфики, что, в свою очередь, затрудняет внедрение социального, культурного, и политического опыта, накопленного в условиях индивидуалистического общества, в процессе модернизации клановых исламских обществ. Модернизация адаптивной подсистемы также может оказаться затруднена, как нарушающая сложившуюся традиционную систему отношений в обществе.

4. Рассматривая основные идеологические направления и политические течения, существующие в политическом исламе, мы можем выделить три основных направления: традиционное, обусловленное концепциями сабра и таммакуна, реформаторское, представленное попытками разных идеологов разработать модель современного исламского государства, переосмыслив

западный политический опыт и концепции, и радикальное, представленное множеством направлений, имеющих различия теологического характера, но схожие философские основания и методологию.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы нашли свое отражение в статьях и докладах, с которыми автор работы выступал в 20082012 годах на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, в числе которых:

По теме диссертации опубликовано 12 научных работ, из них 3 в изданиях, входящих в список Высшей аттестационной комиссии РФ. В статье «Политическая модернизация: влияние социокультурных факторов. Сравнительный анализ индивидуалистического и кланового общества» рассматривается проблема взаимодействие принципиально разных по своему общественному устройству культур в одном социальном пространстве. Различия в критериях социальной идентификации также сказываются и на эффективности функционирования институтов государственной власти. Исследуется опыт Казахстана и Кыргызской республики по интеграции традиционных общественных институтов в систему управления с целью повышения эффективности управления на местном уровне и сглаживанию межэтнической напряженности. В статье «Влияние социальной активности на функционирование политической системы: различия между клановым исламским и западным индивидуалистическим обществами» рассматривается механизм влияния социальной активности на процесс функционирования политической системы в условиях клановых и индивидуалистических обществ. В рамках структурно-функционального подхода проводится сопоставление понятий «политический режим» и «политическая система». Опираясь на концепцию пассионарности Л. Н. Гумилева, исследуется зависимость типа политического режима от уровня социальной активности общества. Основная цель данной работы - исследование причины низкой эффективности внедрения западного политического опыта в условиях клановых исламских обществ. Статья «Типология исламских обществ» рассматриваются основные социальные нормы, заложенные в Исламе, проводится

исследование форм, в которых существует современные исламские общества, дается их типология.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка использованной литературы, включающего в себе 116 наименований, и приложения. Общий объем диссертации (с учетом приложения) - 203 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Семенов, Виталий Андреевич

Выводы. Анализ абстрактно-функциональных моделей конструктов общефилософского характера в современных условиях с учетом нашей реальности диктует учет не только факторов внешнеполитического, экономического, и научно-технического характера, но и включение теологической и этнокультурной составляющей в исследовании проблемы развития обществ. Отличительной особенностью исламских обществ является ► клановость, сформировавшаяся в условиях кочевого образа жизни, и получившая закрепление в религиозных догмах. Социально-философский анализ развития исламских обществ показал недостаточность учета особенностей мировоззрения и социокультурных факторов в контексте концепций модернизации исламских обществ. Необходимость опережающего отражения политической системой изменений социально-экономической и духовно-культурной составляющей существования современных обществ, вызванных научно-техническим прогрессом и внешними факторами, пока еще не осмыслена на уровне массового сознания, эгрегора исламских обществ. Традиционные, социальные практики и мировоззрение подавляющего большинства клановых исламских обществ ориентированы на консервативные ценности и еще не достигли в своем развитии понимания ценности прогресса и научно-технического развития. В связи с чем, модернизационные процессы встречают сильное сопротивление со стороны традиции. Таким образом, в социально-философском дискурсе мы можем выделить несколько проблемных областей. Предложена теоретическая абстрактно-функциональная модель социума, позволяющая осуществлять системный анализ обществ специфического типа, в' частности - клановых исламских обществ с учетом специфики их отличий от индивидуалистических западных обществ.

Социально-философский анализ развития клановых исламских обществ позволяет выделить три проблемных аспекта:

Во-первых, это проблема восприятия науки в разных социокультурных условиях. В западных индивидуалистических обществах наука представляет собой важную составляющую мировоззрения, а научное познание является одной из общественных ценностей. Данному явлению сопутствуют установки на индивидуализм, конкуренцию, и научно-технический прогресс. В клановых исламских обществах доминируют установки на сохранение естественного, «правильного» и праведного порядка. В обществе отсутствует ярко выраженное стремление к развитию и эволюции.

Во-вторых, разница в мировоззрении, культуре, мотивационных установках не позволяет адекватно воспринимать импортируемый социальный, политический, культурный опыт. Импортируемые институты не выполняют своих функций, они деградируют, мутируют, деформируются в силу непонимания населением и политическими элитами страны-реципиента их значения (в силу разницы в мировоззрении).

В-третьих, на текущий момент западные общества стремятся в силу высоких темпов научно-технического прогресса и сопутствующей ему возросшей социальной динамике, не просто реагировать на социальные изменения, а предугадывать их и действовать на опережение. Традиционные исламские общества пока не готовы к жизни в таком высоком социальном темпе.

Исламские общества, чтобы обеспечить научно-технический прогресс и развитие, реально сталкиваются с проблемой перестройки своего мировоззрения, однако импорт западных образцов и вестернизация замедляют естественные процессы развития исламских обществ, приводя к борьбе между традицией и инновацией. В то время, как исламским обществам требуется время для рефлексии и разработке собственной, исламской • модели развития, что подтверждается примером Ирана. Однако многочисленные вмешательства, зачастую приводящие к вооруженным конфликтам, сопутствуют скорее к конфликтной модели взаимодействия западных и исламских обществ, когда радикализованные массы попытаются преодолеть разрыв в уровне жизни за счет грубой силы.

Заключение.

Протекание социально-политических процессов в значительной мере определяется социокультурными особенностями общества, и выражаются в первую очередь в стремлении общества адаптироваться к условиям окружающей среды. Направление адаптационных социально-политических процессов определяются двумя группами факторов: объективными (условия внешней среды, возможности адаптивной подсистемы) и субъективными (мировоззрение, культура, ценностно-нормативная система). Объективные факторы представляют собой реальные вызовы и угрозы, субъективные определяют реакцию общества на них. Таким образом, из-за субъективных факторов протекающие в обществе социально-политические процессы далеко не всегда носят оптимальный, рациональный, выгодный для общества характер. Указание Т. Парсонса на существование двух принципов социальной организации общества, позволило нам выделить индивидуалистические и клановые общества. Социокультурные различия между двумя моделями социальной структуры определяют не только реакцию индивидов на объективные факторы, но и процесс формирования реакционного импульса из социального окружения в политическую подсистему. Поскольку политическая подсистема является управляющим ядром, артикулирующим и агрегирующим исходящие из социального окружения реакционные импульсы, трансформируя их в импульсы управленческие, сама политическая подсистема оказывается необходима соответствовать как социокультурным условиям общества, так и существующим социально-политическим механизмам передачи реакционных импульсов от социального окружения в политическую подсистему. Таким образом, заимствование чужого социально-политического опыта в значительной мере обесценивается из-за социокультурных различий из-за несовпадения «форматов» и принципов работы социальных механизмов. Исследуемые нами клановые исламские общества по своей природе принципиально отличаются от обществ индивидуалистических. Общества с лояльностно-ролевым плюрализмом более аморфны, подвижны, изменчивы, обладают более высоким уровнем внутренней конкуренции, а потому быстрее развиваются и адаптируются. Общества с клановой лояльностью более инертны и монолитны, с высоким уровнем внутренней консолидации. Они стабильны, традиционны, и потому порождают меньшее количество «мутаций» за единицу времени. В то же время, благодаря консолидации и внутриклановой солидарности, в рамках одного социального пространства клан более конкурентоспособен, в отличие от отдельного индивида. В то же время, накопленное современными общественными науками знание акцентированно прежде всего на исследование индивидуалистических обществ, поскольку именно в условиях индивидуалистических обществ произошло становление современной науки.

Этим объясняются неудачи попыток использования западных социально-политических шаблонов в условиях клановых исламских обществ. Социально-политические институты вынуждены мутировать, приспосабливаясь к клановой системе, политические элиты олигархизуются, политическая система функционирует преимущественно в авторитарном режиме, а увеличение социальной активности населения выливается в исламскую радикализацию. Общество оказывает мощное пассивное сопротивление реформам. В то же время, на примере Ирана мы можем увидеть, как самостоятельный путь социально-политической эволюции исламских обществ позволяет избежать многих проблем, сопутствующих догоняющей модернизации из-за разницы социокультурных форматов.

Целью диссертационного исследования было изучение процессов социально-политических изменений, протекающих в клановых исламских обществах. Исследовав историю возникновения и социальные нормы Ислама, мы можем сделать вывод, что Ислам является религией кланового общества, а клановая система - тем социальным образцом, который закреплен в Коране, тем самым доказав правильность первой гипотезы. Что, в свою очередь, позволяет нам рассматривать исламские общества в качестве единой совокупности, объединенной схожими социальными принципами.

Учитывая различия между клановыми и индивидуалистическими обществами, мы нуждались в единой системной динамической модели процессов социально-политических изменений, позволяющей учитывать эти различия. Отправной точкой послужила концепция абстрактного функционализма Т. Парсонса, позволяющая решить проблему соотнесения социальной статики и социальной динамики, отмеченную Штомпкой. Используя структурный функционализм, мы объединили три основных теоретико-методологических подхода к проблеме социально-политических изменений, а именно -формационный, цивилизационный, и мир-системный. Объединив их с моделью общества Т. Парсонса, а также с моделями политической системы Д. Истона и Г. Алмонда, была разработана абстрактно-функциональная модель общества. На основании концепции подвижного равновесия и синергетического подхода нами было выделено три уровня процессов, протекающих в обществе: процессы обеспечения жизнедеятельности общества, процессы адаптации общества к окружающей среде, и процессы адаптации политической подсистемы к условиям социального окружения. На основании разработок А. Маслоу и Р. Бенедикт нами была пересмотрена концепция пассионарности Л. Н. Гумилева и построена шкала уровней социальной активности. Комплексное рассмотрение проблемы формирования социальной активности в социальном окружении с точки зрения концепции подвижного равновесия позволяет по новому взглянуть на проблему политических режимов, рассматривая политический режим в качестве режима функционирования политической подсистемы, зависящего от исходящей из социального окружения социальной активности. То есть, политическая подсистема, реагируя на импульсы социального окружения, адаптирует общество к окружающей среде, однако если уровень адаптивных процессов не соответствует требованиям общества, политическая подсистема вынуждена адаптироваться к новым социальным условиям. Процесс адаптации выражается прежде всего в изменении принципов функционирования политической подсистемы на более подходящие для данного момента и объясняются поиском новой точки равновесия.

Причиной различий между индивидуалистическими и клановыми обществами помимо ценностно-нормативной системы выступают особенности формирования исходящего из социального окружения потока. В индивидуалистическом обществе этот поток формируется стихийно, каждым отдельным индивидом, и уже затем агрегируется и артикулируется политической подсистемой. В клановом обществе формиратором исходящего потока выступает не отдельный индивид, а клан. В результате, клан выполняет функцию социального конденсатора, нивелируя низкие уровни проявлений социальной активности. В то же время, если уровень социальной активности превысит критический порог (и появится более сильная мотивация, нежели интересы клана), клановая система послужит катализатором. Таким образом, для клановых исламских обществ наиболее естественными состояниями являются либо авторитарные политические режимы, либо исламская радикализация, поскольку с идеями радикального ислама в условиях клановых исламских обществ не способна конкурировать ни одна разработанная на западе идеология, а радикализация становится основным руслом для высоких уровней социальной активности общества. Единственной видимой альтернативой являются реформаторские идеологии на основе ислама, что видно на примере Ирана. Традиционные исламские общества, равно как и постколониальные, склонны к авторитаризму. Если же население разочаровывается в режиме, это создает базу для дальнейшей радикализации. Исключения составляют нестабильные общества (архаичные, поствоенные, социокультурные анклавы). В силу тяжелых условий и социальной неудовлетворенности их представители отличаются как высоким уровнем социальной активности, так и склонностью к радикальному исламу. В силу интенсивности миграционных потоков, единому информационному пространству, и факторам глобализации, а также экономическим интересам, замешанным на наркоторговле, эти общества демонстрируют нам формирование мировой сети глобального масштаба, не ограниченной территорией конкретных государств. Что, в свою очередь, создает серьезную угрозу для стран-реципиентов мигрантов. В силу невозможности в достаточной* мере адаптировать и ассимилировать мигрантов, в .силу неудовлетворенности самих мигрантов своим социальным положением, при наличии объединяющего и мобилизующего фактора в виде радикального ислама, экономической поддержке радикализации от наркооборота, и наличию потенциальной вооруженной силы на территории архаичных и поствоенных обществ, в будущем данное явление чревато многочисленными вооруженными конфликтами.

Таким образом, сопоставление различных исламских обществ и векторов их развития с разработанной нами абстрактно-функциональной моделью общества позволяет нам считать гипотезу №2, определяющую социальные изменения в значительной мере определяются тремя группами факторов (фактором внешней среды, фактором адаптивной подсистемы, и фактором социокультурных условий в социальном окружении), выражающихся в соответствии адаптивной подсистемы общества окружающей среде и характером взаимодействия общества и государства, формируемого культурной средой, ценностно-нормативной системой, а также социальной структурой общества, доказанной.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Семенов, Виталий Андреевич, 2013 год

Список литературы и источников

Официальные документы

1. Конституция республики Иран URL: http://www.servat.unibe.ch/icl

2. The Constitution of the Islamic Republic of Pakistan 12th April, 1973

Тексты религиозного содержания

3. Буквальный перевод Корана / Переводчик: Крачковский И. Ю. URL: http://quran.ipamis.com/ (дата обращения: 20.03.2013)

4. Перевод смыслов Корана / Перевод смыслов осуществил: Кулиев Э. Р. URL: http://quran.ipamis.com/ (дата обращения: 20.03.2013)

5. Нуруддин Итр, Улюму-ль-Куран / [Электронный ресурс]: Даруль-Фикр.ру Режим доступа: http://darulfikr.ru

6. Перевод смыслов Корана / Перевод смыслов осуществил: Османов М. О. URL:

http://quran.ipamis.com/ (дата обращения: 20.03.2013)

7. Перевод смыслов Корана / Перевод смыслов осуществила: Пороховая В. URL:

http://quran.ipamis.com/ (дата обращения: 20.03.2013)

Научные монографии, авторефераты, сборники трудов и статьи в

периодических изданиях

8. Абрамов А. В. Становление теории модернизации и альтернативные концепции общественного развития // электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета» №3, 2012.

9. Абрамова И. О. В центре внимания - «Арабская весна» // Азия и Африка сегодня, № 4, Апрель 2012.

10.Аджами Ф. Арабская весна - первый год // Россия в глобальной политике, №2, Том 10,2012.

11 .Абрамова И. О., Бессонов С. А. Арабская весна и трансграничная миграция //Азия и Африка сегодня, № 7, Июль 2012.

12.Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. T. II. - 830 с.

13.Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

\ А.Бердяев Н. Духи русской революции // Из глубины. Сборник статей о русской революции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

15.Васильев А. М. Рецепты арабской весны: русская версия. -М.: «Алгоритм», -2012.

16.Васильев U.C. Древний Китай. Том 1: Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н. э.). М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995.

17.Вико Д. Б. Основания новой науки об общей природе наций. М. - 1994 г. Воскресенский А. Д. Политические системы и модели демократии на Востоке. М., 2007.

19.Гареева Г.И. Исламский фундаментализм и опыт государственного строительства в Пакистане // Ислам и политика / Под ред. Белокриницкого В .Я., Егорина А.З. - М., 2001.

Ю.Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. JL: Гидрометеоиздат., 1990.

21 .Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Мысль, 1991.

22.Западно-европейская социологии XIX века. М., 1996.

23.Зеленев Е. И. Арабская политическая культура: смута как форма

политической борьбы // "Модернизация и традиции": XXVI международная конференция по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. 20-22 апреля 2011 г. Тезисы докладов. СПб, 2011.

24.Ибраева Г. К. Из опыта поисков национальной идентичности и легитимных структур управления в Кыргызстане / Г. К. Ибраева // Социологические Исследования (Социс) 2008, №2.

25.Игнатенко А. Арабская весна завершается заморозками // НГ. Религии, № 17,05 октября 2011.

26.Игнатенко А. А. Халифы без халифата. Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность. М., 1988.

21 .Кадыров Ш. Туркменистан: институт президентства в клановом постколониальном обществе. // Евразия. Люди и мифы. М., 2003.

28.Крадин Н. Н. Политическая антропология. М.: Логос, 2004.

29.КепельЖ. Джихад. Экспансия и закат исламизма. М.: Ладомир, 2004.

30.Кирдина С. Г. Институциональные матрицы и развитие России. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2001.

31 .Косолапое Н. Глобализация, миропорядок начала XXI века и Россия.

Ъ2.Кравченко И. И. Модернизация сегодняшней России // Этатистские модели модернизации. М., 2002.

33.Кристиан Коутс-Улърихсен Арабские решения арабских проблем? / Россия в глобальной политике, №2, Том 10, 2012.

34.Ламажаа Ч. К «Клан»: понятие в социальных науках // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 2.

35.Ланда Р. Г. Арабский мир: конец эпохи «Насера» // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность, № 6, 2012.

Ъв.Леонтъева Е., Рамзес В., Юрков С., Мартынов В. Япония и глобализация. М., 2001.

37.Липсет М. С., Ленц Г. С. Коррупция, культура и рынки // Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. М., 2002.

38.Лобачева Н. П. Социальные институты древности в жизни современной семьи народов Средней Азии // Семья. Традиции и современность. М., 1990.

39.Логинов A.B., Мчедлова М.М. Россия в современном диалоге цивилизаций. -М.: Культурная революция, 2008.

АО.Малышева Д. «ВЕСНА ГНЕВА» НА АРАБСКОМ ВОСТОКЕ / НГ. Ех ПЬш, № 8, 07 марта 2013.

41 .Масанов Н. Э. Историческая типология государственных структур и проблема их преемственности (на примере государственно-потестарных структур казахского общества) // Этнические аспекты власти. СПб., 1995.

42 .Масанов Н. Казахская политическая и интеллектуальная элита: клановая принадлежность и внутриэтническое единство // Евразия. Люди и мифы. М., 2003.

43.Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / Перев. с англ. А. М. Татлыбаевой. Научи, ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Акулиной. - СПб.: Евразия, 1999.

44.Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд. - Т. 13. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1959.

45.Мариносян X. Э. Модернизация уб модернизация, или Архаика в контексте Модерна//Философские науки. - 2012. - № 5.

46 .Мартинелли А. Глобальная модернизация. Переосмысливая проект современности. - СПб., 2006.

47.Мельянцев В. А. Арабские страны: кризис модели развития // Азия и Африка сегодня, №5, Май 2012.

48.Мирский Г. С. Арабский мир: надоело, не верим, не боимся // Международные процессы, № 1,2011.

49.Модернизация: Зарубежный опыт и Россия / В.А. Красильщиков (рук. авторского коллектива), Белоусов А.Р., Гутник В.П., Клепач А.Н., Кузнецов В.И. - М.: Инфомарт, 1994.

50.Мюрдаль Г. Мировая экономика. Проблемы и перспективы. - М., 1958.

51 .Нечаев В. Д. Когнитивные революции и институциональные изменения // ПОЛИС. Политические исследования. 2003, №4.

52.Нечитайло Д. А. "Аль-Каида" и "Арабская Весна" // Азия и Африка сегодня, №9, Сентябрь 2012.

ЪЪ.Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги "Начала", 1997.

54.Озеров О. "Арабская весна" в контексте глобализации, или Перезагрузка матрицы // Международная жизнь, № 6, Июнь 2012.

55.Орлова Э. А. Социокультурные предпосылки модернизации в России: Библиотека в эпоху перемен: Информ. сб. (Дайджест). Вып. 2(10). М., 2001.

56.Парсонс Т. Система современных обществ / Пер, с англ. JI.A. Седова и А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. — М.: Аспект Пресс, 1998.

57.Плешов О. В. Ислам и политическая культура в Пакистане. М., ИБВ, 2005.

58.Постиндустриальный мир и Россия / Под ред. Хороса В., Красилыцикова В. М., 2001.

59.Саватеев А. Д. «Арабская Весна»: симбиоз глобализации и арабских традиций // Азия и Африка сегодня, № 2, Февраль 2012.

60.Семенов В. А. Феномен конфликта. - СПб: Недра, 2005.

61.Светлов В. А. Конфликт: модели, решения, менеджмент. - СПб.: Питер, 2005.

62.Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. - М., Феникс, 1994.

63.Ташбаева Т. X, Савуров М. Д. Новое и традиционное в быту сельской семьи узбеков. Ташкент, 1989.

64.Фитуни Л. Арабская весна: трансформация политических парадигм в контексте международных отношений // Мировая экономика и международные отношения, № 1, Январь 2012.

65.Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ООО «Издательство ACT» - 2006.

66.Чугров С. Глобализация, модернизация или интернационализация? // Мировая экономика и международные отношения, 2002, №4.

61 .Шпенглер О. - Закат Европы. Образ и действительность. ВО «Наука» - 1993.

68.Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М., 2005.

69.Штомпка 77. Социология социальных изменений. М., 1996.

70.Эйзенштадт 777. Революция

И.Юртаев В.И. Иран: Студенты в исламской революции. М., 1993. И.Юхлер Я. Достаточно ли «модернизации»? // Социологические

исследования 2002, №8. 73.Collins К. The logic of clan politics. Evidence from the Central Asian trajectories

// World politics. Princeton, 2004. Vol. 56, №2. lA.Dittrich M. Muslims in Europe: addressing the challenges of radicalization. EPC

Working Paper. 2006, March. № 23. IS.Knight J. Institutions and Social Conflict. Cambridge: Cambridge University Press, 1992.

le.Ouchi W.G. Aconceptual framework for the designe of organizational control mechanism // Management Siens, 25. 1979; Ouchi W. G. Theory: How American Business can meet Japanese Challenge. Reading, 1981.

Интернет-ресурсы

77.Адулова E. С. СИНЕРГЕТИКА И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ // Армия и общество 2009 №1

URL: httpV/cyberleninka.ru/article/n/sinergetika-i-politicheskie-protsessv (дата обращения: 23.02.2013) Али-Заде А. Ислам и политика

URL: http://www.lnews.az/authors/52/20070723094810899.html#pagel^aTa обращения: 20.03.2013)

79.Али-Заде А. Ислам и политика-2

URL: http://www.lnews.az/52/20070803101221569.html (дата обращения: 20.03.2013)

80.Али-Заде А. О вере современного человека

URL: http://alizadeh.narod.ru/article/56.html (дата обращения: 20.03.2013) 81 .Али-Заде А. «Религиозный экстремизм: история и современность» URL: http://alizadeh.narod.ru/article/3.html (дата обращения: 20.03.2013)

82.Брусина О. Социальные традиции в жизни новых независимых государств Центральной Азии как фактор выталкивания русскоязычного населения. URL:

https://inews.rferl.org/Neos/Budget/PressSurveyEng.nsf/04f4d804e5c9ab0fcl256 b35003783e3/408b0ele0b406ca7cl2570cb004ad9bl?QpenDocument&ExpandS ection=l (дата обращения: 20.03.2013) ЪЗ.Виташов Д. С. Основы конституционного строя Афганистана по конституции 2004 г.

URL: http://www.lawmix.ru/comm/461/ (дата обращения: 20.03.2013)

84.Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР.

URL: http://demoscope.ru/weekly/ssp/sng nac_89.php?reg=5 (дата обращения: 20.03.2013)

85.Гавров Модернизация России: постимперский транзит URL: http://www.liter-

lib.ru/g/gawrow s_n/sergeygavrovrussiaafterempire.shtml (дата обращения: 20.03.2013)

86.Декларация Совета «Союза мусульманских организаций в Европе» URL: http://www.islamonline.ru/index.php7option

=com_content&view=article&id=1601 (дата обращения: 20.03.2013)

87.Денисенко Михаил. Изменения в иммиграционной политике развитых стран. Отечественные Записки. 2004. №4.

URL: http://www.strana-oz.ru/?numid= 19&article=915 (дата обращения: 20.03.2013)

ЪЪ.Имаков Т.З., Семедов СЛ. ХОМЕЙНИЗМ — ИДЕОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИСЛАМА

URL: http://religio.rags.ru/iournal/2010/2010 04/N 4-10 162.pdf (дата обращения: 20.03.2013) 89.Исламский энциклопедический словарь

URL: http://islamicencyclopedia.narod.rU/articles/510.html (дата обращения: 20.03.2013)

90.Крадин Н. Н. Элементы традиционной власти в постсоветской политической культуре: антропологический подход. URL: http://www.analitika.org/-article.php7-story-20060418094213324 (дата обращения: 20.03.2013) 91 .Керимов Г. М. Государство и власть в Исламе

URL: http://turkportal.ru/religiousarticle/5-gosudarstvo-v-islame.html (дата обращения: 20.03.2013)

92.Лейкен Р. Разгневанные мусульмане Европы

URL: http://www.nationalsecurity.ru/library/00068/ (дата обращения: 20.03.2013)

93.Марки Д. Ошибочная альтернатива в подходе к Пакистану / Журнал «Россия в глобальной политике» 2007, №4.

URL: http://www.globalaffairs.ru/number/n_9219 (дата обращения: 20.03.2013)

94.Муктедар Хан Мединское соглашение сегодня. Конституция и общественный договор в Исламе

URL: http://www.znanie-

islam.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=149:medsogl&catid= 34:articles&Itemid=58 (дата обращения: 20.03.2013) 95 .Мустафин Д. И. Современные концепции происхождения жизни URL: http://him. 1 september.ru/articles/2009/08/07 (дата обращения: 20.03.2013)

96.Мурадян И. Проблемы безопасности в ближне-восточной политике США URL: http://www.artsakhworld.com/igor_muradian/Problems_of _security_in_ the_USA/3.6.html (дата обращения: 20.03.2013)

97.Мухаметов Р. А. Современные версии политической доктрины Ислама URL: http://www.imperiya.by/politics3-5528.html (дата обращения: 20.03.2013)

9&.Наумкин В. В. Вместо предисловия: круговорот Арабского пробуждения. Часть 3.

URL: http://www.ru.journal-neo.com/node/120199 (дата обращения: 20.03.2013)

99.Национальные и этнические группы, населяющие Иран

URL: http://www.nationalsecurity.ru/maps/iranethno.htm (дата обращения: 20.03.2013)

100. Общество против коррупции

URL: http://www.kmpvar.ru/obshchestvo-protiv-korruptsii-strl30.html (дата обращения: 20.03.2013)

101. Одземир Э. Формирование культуры межрелигиозного диалога в истории Ислама (Мединское соглашение) // Журнал «Власть». 2010, №4. М.: Институт социологии РАН, 2010.

URL: http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2010/04/Formirovanie_kultury.pdf 20.03.2013

102. Пахомов Е. Зона Племен // Журнал «Итоги» №19 (205) 9 мая 2000 года

URL: http://www.itogi.ru/archive/2000/19/l 11547.html (дата обращения: 20.03.2013)

103. Пахомов Е. Политика «пестрого ковра»

URL: http://www.afghanistan.ru/doc/598.html (дата обращения: 20.03.2013)

104. Пиотровский М. Б. Ислам и судьба

URL: http://ec-deiavu.ru/f/Fate Islam.html (дата обращения: 20.03.2013)

105. Побережников И.В. / Модернизация: теоретико-методологические подходы

URL: http://www.hist.msu.ru/Labs/Ecohist/OB8/poberei.htm (дата обращения: 20.03.2013)

106. Пономарева А. «Мусульмане Европы: прогрессирующий фактор страха»

URL: http://demoscope.ru/weekly/2008/0351/analit03.php (дата обращения: 20.03.2013)

107. «Российская социологическая энциклопедия» под редакцией академика РАН Г. В. Осипова

URL: http://voluntary.ru/dictionary/619 (дата обращения: 20.03.2013)

108. Сейфи Л. М. Ислам и традиции, обычаи и культура современного общества

URL: http://www.religiityumeni.ru/showthread.php?t=l 120 (дата обращения: 25.10.2011)

109. Сиддик А. Процесс "талибанизации" зоны пуштунских племен в Пакистане набирает ход

URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=l 178139660 (дата обращения: 20.03.2013)

110. Силаев А. Территория племен федерального управления Пакистана -медленная "талибанизация"

URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php7st-l 182112860 (дата обращения: 20.03.2013)

111. Сюкияйненен JI. Общие принципы мусульманского права, как отражение этических ценностей ислама / Доклады сотрудников ИВ РАН на тему "Модернизация арабского мира в контексте аналогичных процессов в России, странах Востока и Восточной Европы"/

URL: http://www.ivran.ru/library/view edition.php&edition_id= 103 (дата обращения: 20.03.2013)

112. Топычканов П. Ислам и пути государственного развития Пакистана. Брифинг т. 11 выпуск 2 апрель 2009. с. 2-3.

URL: http://ru.scribd.сот/ (дата обращения: 20.03.2013)

113. Филатов С. «Арабская весна» глазами самих арабов. URL: http://arabmidan.ru/?p=4769 (дата обращения: 20.03.2013)

114. Ханиф Джеймс Оливер Миф «ваххабизма» (Основы кутбизма)

URL: http://kahhar-786.liveiournal.com/395779.html (дата обращения: 20.03.2013)

115. Шмаков А. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ КАЛИМА СИДДЫКИ URL: http://www.nb-info.ru/revolt/kalim.html (дата обращения: 20.03.2013)

116. Юнанов Б., Проскурин А. Папирусная революция // The New Times. 2011.N3

URL: http://newtimes.ru/articles/detail/33707 (дата обращения: 20.03.2013)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.