Социально-интеграционный потенциал массовой культуры постиндустриального общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Бычков Павел Геннадьевич

  • Бычков Павел Геннадьевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, НОУ ВПО «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов»
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 184
Бычков Павел Геннадьевич. Социально-интеграционный потенциал массовой культуры постиндустриального общества: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. НОУ ВПО «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов». 2014. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Бычков Павел Геннадьевич

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА НА ЭТАПЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

§ 1.1 Опыт теоретизации категории «массовая культура»

§ 1.2 Генезис и этапы развития массовой культуры

§ 1.3 Становление массовой культуры в постиндустриальном обществе

ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

§ 2.1 Массовая культура как коммуникативное пространство

§ 2.2 Структурные и функциональные особенности массового сознания

§ 2.3 Мифологизация массового сознания

ГЛАВА 3. НОВЕЙШИЕ ФОРМЫ ТРАНСЛЯЦИИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

§ 3.1. Содержание понятия "культурная трансляция"

§ 3.2 Новейшие информационные технологии в культурной трансляции

§ 3.3 Массовое сотрудничество как новейшая форма трансляции массовой культуры

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-интеграционный потенциал массовой культуры постиндустриального общества»

Введение

Актуальность диссертационного исследования определяется культурными трансформациями, происходящими на этапе формирования новой циви-лизационной модели. В обществе, перешедшем на новый этап исторического развития, при котором основными продуктами производства являются информация и знания, заметно расширяется спектр функциональных проявлений массовой культуры, которая сегодня генерирует специфические формы освоения и адаптации индивида к той социокультурной действительности, которая стала следствием культурной экспансии самой массовой культуры.

Разрушение традиционных ценностно-нормативных матриц сегодня становится главной причиной кризиса духовных оснований современной отечественной культуры. На социальном уровне - этот процесс становится причиной культурной аномии общества. На личностном - это, в первую очередь, кризис культурной идентичности, а также социально-культурная дезадаптация человека (разрушение сущностных, смысловых связей человека с социумом и миром культуры).

Массовая культура вносит существенный вклад в модификацию духовного ядра национальной культуры, становясь сегодня главным инструментом разрушения национальных культурных традиций, то есть основным механизмом культурной экспансии.

Тем не менее, массовая культура вырабатывает ресурсы адаптации человека к быстро меняющейся социокультурной реальности: формируя и человека и окружающую его действительность по своему образу и подобию, массовая культура одновременно с этим генерирует специфические способы освоения подобной «новой действительности», она вырабатывает инновационные культурные практики, компенсирующие дефицит адаптационных средств и возможностей. Оснащая личность коммуникативно-технологическим «репертуаром», массовая культура позволяет оптимизировать межличностные связи, скорректировать образ «Я» в соответствии с ключевыми характеристиками социокультурной среды.

В современном обществе, которое характеризуется быстроменяющейся социальной структурой, высоким уровнем общественной стратификации, а также отсутствием актуальных форм самоидентификации, массовая культура берет на себя роль механизма социализации индивида и получает ряд ценност-но-ориентационных функций, реализуемых через социально-маркированное потребление.

Активный научно-технический прогресс и сопровождающие его видоизменения социальной системы индустриального общества в постиндустриальную и информационную, делают приоритетным производство услуг, а не товаров, а ведущим производственным ресурсом - информацию и знания. В то же время происходит трансформация технической эпохи - в «системотехнологиче-скую», что непосредственно влияет и на массовую культуру, которая, обладая социально-интеграционным потенциалом, предлагает множество моделей адаптации в рамках коммуникативно-технологического пространства.

Многие факторы, влияющие на изменение структуры современного общества, становятся причинами психоэмоциональных перегрузок индивида. В числе таких факторов: индустриализация, урбанизация, усложнение социальных функций личности, являющееся следствием растущего уровня социальной мобильности, а также уплотнение информационной и коммуникативно-технологической среды.

Сегодня мы можем говорить о том, что элементы массовой культуры проникают в элитарную культуру. Это, в первую очередь, связано с тем, что в итоге возникновения феномена «виртуальной реальности», становящейся реальностью потребления, разработки компьютерных программ, задающих алгоритм создания артефактов, по форме приближенных к элитарным, возможностям коммуникационных технологий, расширяющих сферу деятельности человека, создаётся иллюзия повышения той роли, которую играет элитарная культура в рамках постиндустриального общества. Выступая в качестве основной формы существования культуры, масскульт продолжает осуществлять интенсивное воздействие не только на элитарную, но и народную культуру.

Неоднозначность и противоречивость массовой культуры, становилась преградой в ее объективной оценке. На разных этапах массовая культура оценивалась по-разному: начиная от резкой критики, через апологетику, и заканчивая снятием дихотомии «массовое/элитарное», которая долгое время существовала в мировой культурологической и философской литературе. Способность массовой культуры к изменениям под влиянием общественных, эстетических и технических факторов, ее реактивная мобильность и чувствительность к требованиям настоящего момента - все это обусловило важность последовательного глубокого изучения данного феномена на принципиально новом критическом уровне, учитывая весь накопленный опыт теоретического осмысления этого явления социокультурной действительности, который был сформирован в зарубежной и отечественной научной традиции.

Современную ситуацию можно охарактеризовать через конфликт, возникающий между инновационными возможностями массовой культуры в стремительно глобализирующемся мире и необходимостью сохранения основных ценностных ориентаций национальных культур на фоне растущей универсализации культурной жизни и формирования монокультурного мира. Коммуникативно-технологический потенциал массовой культуры делает крайне актуальным целостное научное осмысление этого феномена.

Цель данного исследования - проанализировать социально-интеграционный потенциал массовой культуры, выступающей в современном постиндустриальном обществе в качестве ведущей формы генерирования инновационных культурных практик.

Для достижения поставленной цели в рамках диссертационного исследования предполагается решение следующих задач:

1) Исследовать массовую культуру постиндустриального общества как актуальный компонент современной культуры, обладающий социально-интеграционным потенциалом;

2) Выявить специфику массовой культуры как коммуникативно-технологического пространства генерирования инновационных культурных практик в условиях индустриально развитого общества;

3) Изучить механизмы функционирования массовой культуры на этапе становления постиндустриального общества и проследить динамику и алгоритм развития ее технологической составляющей;

4) Определить социально-коммуникативные функции массовой культуры;

5) Охарактеризовать массовую культуру как среду трансляции современных социально-интеграционных технологий.

Объект исследования - массовая культура как социокультурное явление.

Предмет исследования - признаки массовой культуры, которые превращают ее в инновационное социально-интеграционное пространство, кардинально отличающееся от культурных форм, существовавших на предыдущих этапах развития общества.

Предварительное изучение заданной проблемы дало нам возможность сформировать гипотезу настоящего диссертационного исследования, представляющую собой совокупность следующих предположений:

1. Разрушение традиционных ценностно-нормативных матриц стало главной причиной кризиса духовных оснований современной отечественной культуры;

2. Массовая культура вносит существенный вклад в модификацию духовного ядра национальной культуры, становясь главным инструментом разрушения национальных культурных традиций, то есть основным механизмом культурной экспансии;

3. Экспансия массовой культуры:

а) нарушила баланс векторов сохранения и изменения (традиций и новаций) - базового условия развития культурной системы - путём инициирования инновационных культурных практик, способов и форм самореализации и самовыражения личности;

6) изменила характер социокультурной трансляции, что кардинально повлияло на формируемый у индивида образ мира во всех его составляющих -прошлого, настоящего, будущего;

в) деформировала функции социально-культурных институтов, и прежде всего искусства (которое сегодня «вываливается» из контекста элитарной культуры, превращаясь в разновидность примитивных, в технологическом смысле, практик личностного самовыражения);

г) определила фрагментарность и клиповость массового сознания (для которого характерны антииерархичность, нелинейность, семантический и аксиологический плюрализм).

4. Результатами ценностной экспансии массовой культуры стали:

а) на социальном уровне - культурная аномия;

б) на личностном уровне - кризис культурной идентичности и социально-культурная дезадаптация человека (разрушение сущностных, смысловых связей человека с социумом и миром культуры).

5. Тем не менее, массовая культура вырабатывает ресурсы адаптации человека к быстро меняющейся социокультурной реальности: формируя и человека и окружающую его действительность по своему образу и подобию, массовая культура одновременно с этим генерирует специфические способы освоения подобной «новой действительности», вырабатывает инновационные культурные практики, компенсирующие дефицит адаптационных средств и возможностей. Оснащая личность коммуникативно-технологическим «репертуаром», массовая культура позволяет оптимизировать межличностные связи, скорректировать образ «Я» в соответствии с ключевыми характеристиками социокультурной среды.

Научная разработанность темы исследования. Тема данного диссертационного исследования охватывает несколько пересекающихся социокультурных областей научного знания, в связи с чем, её научная разработка представ -ляется возможной исключительно в контексте исследования большого массива работ.

Первую группу научных исследований составляют работы, изучающие сущность массовой культуры с позиций философских, социологических и культурологических обобщений. Среди обобщающих трудов, определяющих роль, которую играет массовая культура в современном социокультурном простран-

стве, необходимо выделить работы следующих учёных: П. Козловски, С.Г. Кара-Мурзы, Н.Б. Маньковской. Вопросами теоретико-методологического изучения массовой культуры занимаются западные и отечественные ученые. Зарубежная гуманитарная мысль по этому вопросу представлена такими мыслителями как Т. Адорно, П. Бурдьё, В. Беньямин, К. Теплиц, X. Ортега-и-Гассет и 3. Фрейд. В отечественных исследованиях массовой культуры можно выделить два ключевых этапа: советский (Т.К. Ашин, Б.И.Грушин, Р.И. Глазычев, В.Л. Галушко, А.В. Кукаркин, Е.Н. Карцева, Б. Райнов, Е.Л. Смольская, В.П. Шеста-ков), где российские исследователи занимались вопросами западной массовой культуры; и постсоветский, когда отечественные учёные предлагали собственную трактовку проблематики массовой культуры как феномена в целом, и обращают своё внимание на особенности массовой культуры современной им России (Э.В. Быкова, А.В. Захаров, А.В. Костина, Н.А. Конрадова, А.Я. Флиер, К.Э. Разлогов, Е.Н. Шапинская, Г.Ю. Чернов). Необходимо отметить, что, несмотря на большое количество научной литературы по проблематике массовой культуры в отечественной литературе имеется значительный пробел в освещении всего спектра теоретического осмысления зарубежными учёными массовой культуры последнего времени. Также слабо исследована проблематика функциональных проявлений массовой культуры в современной обществе.

Следующую группу научных исследований можно охарактеризовать с точки зрения теории культурной трансляции. Ее представляют как зарубежные исследователи (Гуди Дж., Уатт И., Мосс М., Эджертон С., Моль А.), так и отечественные (Ю.М.Лотман, Б.А.Успенский, В.П.Гриценко, И.А.Саяпина, Л.П.Буева, Н.М.Лебедева).

Третья группа научных исследований связана с аксиологическим подходом в анализе массовой культуры. В нашей работе использовались как классические аксиологические исследования (В. Виндельбанд, К. Гиртц, Г. Зиммель, Г. Риккерт), так и современные научные работы по вопросам аксиологии (Г.П.Выжлецов, А.С.Запесоцкий, А.Н.Максимов, Н.С.Розов).

И, наконец, в четвертой группе объединены работы современных зарубежных социологов и культурологов, чьи работы были переведены для целей

данного диссертационного исследования (Tim O'Reilly, Don Tapscott, Anthony D. Williams, Danah Boyd, Benkler Yochai, Daniel Pink).

Также следует отметить, что научных работ, которые использовали бы материал одновременно из нескольких указанных выше групп, фактически нет, ввиду чего мы активизировали в диссертационной работе материал авторефератов кандидатских и докторских диссертаций, научной периодики, а также справочные издания, которые понадобились в связи с необходимостью прояснения теоретического аппарата в процессе исследования.

Методологическая основа исследования. В первой главе «Массовая культура на этапе постиндустриального общества» были использованы: метод структурного анализа текста - метод, в основе которого лежит взгляд на текст как на органическое целое; метод бинарных оппозиций - метод, в котором единовременно анализируются два противоположных понятия, из которых одно утверждает какое-либо качество, а другое его отрицает; критический анализ первоисточников - метод, который используется для изучения объектов и явлений с постановкой обоснованных выводов, а также формулирования оценочных суждений и интерпретаций. Во второй главе «Функциональные проявления современной массовой культуры» использованы: сравнительный метод - при котором посредством сравнения обнаруживается общее и особенное в схожих, исторически и генетически связанных формах, достигается понимание различных уровней развития одного и того же явления или двух разных, но сходных и сосуществующих явлений; институциональный метод - включает в анализ различные социокультурные институты, позволяя фиксировать устойчивые и жизнеспособные социальные характеристики и процессы, а также, учитывая влияние внешних факторов; метод функционального и социокультурного анализа - метод выявления функций рассматриваемого объекта социокультурной действительности и изучение его влияния на другие объекты. В третьей главе «Новейшие формы трансляции массовой культуры» использованы такие эмпирические методы исследования как: статистический анализ - метод исследования количественной стороны массовых общественных явлений и процессов; контент-анализ - количественный анализа текстов и текстовых масси-

вов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.

Организация и методика исследования. Подготовка диссертационной работы проходила в два этапа. На первом этапе (2009-2010 гг.) в соответствии с поставленной целью и задачами исследования была сформулирована основная гипотеза; уточнена методология предстоящего исследования; проведён критический отбор теоретического материала; на основе отечественных и зарубежных научных источников был выявлен уровень изученности вопроса. На втором этапе (2010-2012 гг.) был подготовлен текст диссертационной работы, ключевые положения диссертации были представлены на ряде научно-практических конференций и учебных курсов, проанализирован уровень значимости поставленной проблемы и полученных результатов, а также их соответствие основной гипотезе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Концепция массовой культуры постиндустриального ства Массовая культура постиндустриального общества вырабатывает ресурсы адаптации человека к быстро меняющейся социокультурной реальности: формируя индивида и окружающую его действительность по своему образу и подобию, массовая культура одновременно с этим генерирует специфические способы освоения подобной «новой действительности», вырабатывает инновационные культурные практики, компенсирующие дефицит адаптационных средств и возможностей. Оснащая личность коммуникативно-технологическим «репертуаром», массовая культура позволяет оптимизировать межличностные связи, скорректировать образ «Я» в соответствии с ключевыми характеристиками социокультурной среды.

2. Специфика массовой культуры в условиях индустриально развитого общества как коммуникативно-технологического пространства генерирования инновационных культурных практик. Особенности массовой культуры в условиях индустриально развитого общества как коммуникативно-технологического пространства генерирования инновационных культурных практик состоят в ее коммерческом характере, в достаточно высокой гибкости,

в ориентации на вкусы и потребности «среднего человека», в использование стереотипов и универсальных форм при создании культурных артефактов, в способности изменять артефакты, созданные в рамках других культур, делая их продуктами массового потребления, и, наконец, в неразрывной связи со СМИ как главным каналом трансляции ее ценностных ориентаций;

3. Алгоритм развития и механизмы функционирования технологической составляющей массовой культуры в постиндустриальном обществе. Существует алгоритм развития и определённые механизмы функционирования технологической составляющей массовой культуры в постиндустриальном обществе. Ассоциации и образы современного постиндустриального общества создают «ментальную модель действительности», скрепляющую картину мира и определяющую место человека в системе личностных взаимоотношений. Данные образы формируются посредством преобразования информации. На современной ступени развития цивилизации создаётся «метакультурная индивидуальность» - способность к отказу от привычных моделей поведения и восприятия и к выходу за рамки привычного мировоззрения. На новом этапе функционирования общества культура подстраивается под индивидуальные потребности человека. Особенность ее функционирования определяется двумя факторами: приспособлением к возрастанию жизненного уровня и совершенствованием технологий, приводящим к снижению себестоимости продуктов массовой культуры даже несмотря на их вариативность. Обладая рекреативной и компенсаторной активностью, массовая культура продолжает свое существование в качестве уникального механизма удовлетворения нужд общества. Тем не менее в современных условиях она больше не обладает монополией на массовое сознание;

4. Определение социально-интеграционного потенциала массовой культуры. Социально-интеграционный потенциал массовой культуры обеспечивает социальную адаптацию, коммуникацию и ценностную ориентацию личности, компенсацию условий её социализации и рекреации путём создания «виртуальных миров», а также развитие культурной системы путём расширения репертуара инновационных практик. Спектр функциональных проявлений мас-

совой культуры на этапе постиндустриального общества значительно шире, чем у массовой культуры индустриальной эпохи. Современная массовая культура выступает как мощнейшее средство социальной адаптации, культурной экспансии, как механизм поддержания равновесия и сохранения социальной системы, и наконец, как орудие формирования монокультурного мира. Все это становится возможным благодаря конструированию «квазиреальности»: обладая своим уникальным знаковым кодом, массовая культура формирует символическую надстройку над привычной реальностью, которую многие воспринимают как подлинную или как её полноценный заменитель;

5. Определение методов функционирования современных технологий как трансляторов массовой культуры и анализ их влияния на организацию информационного пространства. Новейшие цифровые технологии становятся основной причиной глобальных изменений в процессах развития общества и формирования культурных ценностей. Такие технологии предоставляет новые низкозатратные инструменты массового сотрудничества, которые позволяют миллионам отдельных людей и организаций влиять на глобальные социокультурные процессы. В связи с развитием современных цифровых технологий концепция «двухэтапной коммуникации» или «двухступенчатого потока коммуникации», при которой идеи, мнения и модели поведения, транслируемые через СМИ, сначала попадают к «лидерам мнений», а только после этого к менее активным группам населения, сегодня теряет свои позиции благодаря новейшим формам массового сотрудничества, которые дают возможность получать массовую оценку того или иного явления социкультурной действительности и на основе этого формировать культурные предпочтения. Таким образом люди получают возможность совместными усилиями фильтровать информационные потоки при отсутствии экспертного заключения.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• предложена классификация теоретических обоснований массовой культуры, которая дала возможность увидеть, что разработанные концепции массовой культуры, представленные в культурологической, социально-философской и эстетической научной традиции с конца XIX по начало XXI вв.,

во многом зависели от специфики конкретного общественно-исторического контекста, в котором они были сформированы. Это объясняет различие оценок, которые получала массовая культура, на протяжении этих веков;

• выявлены предпосылки, условия и факторы становления массовой культуры, обладающей социально-интеграционным потенциалом генерирования инновационных культурных практик;

• определён алгоритм развития и механизмы функционирования технологической составляющей массовой культуры в постиндустриальном обществе;

• выявлены закономерности взаимодействия и взаимовлияния существующих в условиях постиндустриального общества различных типов культур, в системе которых массовая культура выполняет медиативные функции, осуществляя межкультурную коммуникацию путём включения продукции креативной деятельности в активный оборот социокультурных ценностей;

• осуществлено обоснование массовой культуры как актуального компонента социокультурной картины современного мира, выполняющего функции, которые обусловлены актуальными потребностями общества на определённой ступени его развития, выражающиеся в характерных установках на гедонизм, космополитизм, иррациональное и бессознательное, адаптивность и креативность;

• определена роль новейших информационных технологий в культурной трансляции и формировании ценностных ориентаций современного общества, что позволяет огромной массе деперсонализированных индивидов включаться в процесс формирования современной социокультурной картины мира и адаптироваться к динамично меняющейся культурной действительности;

• в существующих диссертационных исследованиях всесторонне изучены деструктивные функции массовой культуры, в то время как ее социально-интегрирующие, адаптационные (а в контексте функционирования других культурных институтов - компенсаторные) возможности прежде не становились предметом культурологического анализа.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что используемая культурологическая методология изучения сущности массовой культуры как коммуникативно-технологического пространства генерирования инновационных культурных практик в условиях индустриально развитого общества позволила:

• классифицировать существующие теоретические подходы к изучению массовой культуры и выделить основные теоретические модели, сформированные в постклассической и постмодернистской традициях;

• исследовать массовую культуру как среду трансляции современных социально-интеграционных технологий и определить ее базовые социально-коммуникативные функции;

• изучить функциональные проявления массовой культуры на этапе постиндустриального общества и проследить динамику и алгоритм развития ее технологической составляющей;

• расширить проблемное поле культурологии в результате рассмотрения новейших форм культурной трансляции в контексте формирования коммуникативно-технологического пространства жизнедеятельности современного человека.

Практическая значимость диссертационного исследования. Результаты проведённого диссертационного исследования можно использовать в деятельности различных учреждений культуры, в процессе выработки рекомендаций в области культурной политики. Используемая в работе методология исследования феномена массовой культуры применима в различных областях социокультурной практики, становясь теоретической основой проектирования новых социально-коммуникационных технологий. Методическое значение работы определяется также тем, что автор максимально приблизил теоретические модели к реальному опыту функционирования субъекта в системе массовой культуры. Материалы и результаты проведённой диссертационной работы могут быть использованы при подготовке и проведении спецкурсов по культурологии, философии, социологии, теории социальной коммуникации, теории и практике социокультурной деятельности.

Структура диссертационной работы определяется поставленной целью и задачами исследования. Текст диссертационного исследования состоит из введения, трёх глав, каждая из которых содержит три параграфа, заключения и списка литературы.

В первой главе «Массовая культура на этапе постиндустриального общества» рассматривается опыт теоретизации категории «массовая культура», «генезис и алгоритмы развития массовой культуры», а также определяется роль массовой культуры в современном постиндустриальном обществе. Во второй главе «Функциональные проявления современной массовой культуры» анализируется массовая культура как коммуникативное пространство, структурные и функциональные особенности массового сознания, а также принципы его мифологизации. В третьей главе «Новейшие формы трансляции массовой культуры» разбирается содержание понятия «культурная трансляция», рассматриваются новейшие информационные технологии в культурной трансляции, особое внимание уделяется такому новейшему явлению, как массовое сотрудничество, которое можно охарактеризовать как процесс включения огромного количества индивидов в процесс формирования современной социокультурной действительности.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бычков Павел Геннадьевич, 2014 год

Список использованной литературы

1. Адорно, Т.В. Проблемы философии морали: [пер. с нем. М. Л. Хорькова] / Т.В. Адорно. — М.: Республика, 2000. — 238 с.

2. Акопян, К.З. Искусство XX века: болезнь к смерти или кризис, оставляющий надежду? / Век XX: анфас и в профиль: размышление о столетии, ставшем историей / К.З. Акопян. - М., 2001. - С. 461-527.

3. Андрианова, Т.В. Культура информационного общества / Т.В. Андрианова // Идеи в культурологии XX века. - М., 2000. - С. 74-94.

4. Аристова, М.В. Гендерные отношения и современные технологии их гармонизации / М.В. Аристова. - М.: Изд-во СГУ, 2007. - 580 с.

5. Астафьева, О.Н. Массовая культура / О.Н. Астафьев. // Глобалистика: Энциклопедия. - М., 2003. - С. 541-546.

6. Бауман, 3. Индивидуализированное общество / З. Бауман. - М.: Логос, 2002.

- 324 с.

7. Бакулев, Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции / Г.П. Бакулев. // Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 176 с.

9. Барт, Р. Мифологии / Р. Барт. ; пер. с фр., вступ. ст. и комент. С. Зенкина. -М.: Издательство Академический Проект, 2010. - 352 с.

12. Бенуас, Л. Знаки, символы и мифы / Люк Бенуас; пер. с фр. А. Калантарова.

- М. : Астрель: ACT, 2006. - 158 с.

13. Беньямин, В. Маски времени. Эссе о культуре и литературе / В. Беньямин. ; пер. с нем. и франц. ; сост., предисл. и примеч. А. Белобратова. - СПб. : «Симпозиум», 2004. - 480 с.

14. Биричевская, О.Ю. Аксиология массовой культуры. Сравнительный ценностно-смысловой анализ. Монография / О. Ю. Биричевская. - М. : Научная книга, 2005. - 355 с.

15. Блуммер, Г. Коллективное поведение / Г. Блуммер. // Психология масс. Хрестоматия ; редактор-составитель Д. Я. Райгородский - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. - С. 535-588.

16. Бовуар, де С. Второй пол / де С. Бовуар // Феминизм в общественной мысли и литературе. - М.: Грифон, 2006. - С. 355-400.

17. Богданов, К. Повседневность и мифология: Исследования по семиотике фольклорной действительности / К. Богданов. - Спб.: Искусство, 2001. -437 с.

18. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрий-яр. ; пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. — М. : Республика ; Культурная революция, 2006. - 269 с.

19. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. ; 2-е изд. - М. : Добросвет, КДУ, 2006. - 389 с.

20. Бодрийяр, Ж. Трансэкономика / Ж. Бодрийяр. // Прозрачность зла ; пер. с фр. Л. Любарской, Е. Марковской ; 2-е изд. - М. : Добросвет, КДУ, 2006. -258 с.

21. Бореев, Ю. Б. Художественная культура XX века (теоретическая история): учебник для вузов / Ю. Б. Бореев. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 492 с.

22. Бурдье, П. Социология социального пространства / П. Бурдье. ; пер. с франц. ; отв. ред. перевода Н. А. Шматко. - СПб. : Алетейя, 2005. - 288 с.

23. Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. // Феминизм в общественной мысли и литературе. - М. : Грифон, 2006. - С. 160-173.

24. Викторов, Э. М. Социально-эротическая свобода в идеологии фрейдо-марксизма / Э. М. Викторов. // Вопросы культурологии. - 2007. - № 4. - С. 15-26.

25. Гашкова, Е.М. Культура: массовая, традиционная, «срединная» / Е.М. Гаш-кова. // Российская массовая культура конца ХХ века: Сб. н. ст. / Отв. ред. Соколов Б.Г. - СПб., 2001. - С. 340.

26. Гилман, Ш. П. Женщины и экономика / Ш. П. Гилман. // Феминизм в общественной мысли и литературе. - М. : Грифон, 2006. - С. 174-190.

27. Глобализация и массовая культура // Материалы постоянно действующего семинара Клуба ученых «Глобальный мир». Вып. 3 (26). - М., 2003.

28. Горных, А. А. Постмодернизм или логика культуры позднего капитализма / А. А. Горных. // Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век / Главн.

науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. - М. : ACT, Мн. : Харвест, Современный литератор, 2002. - С. 594-598.

29. Грей, Д. Поминки по Просвещению: Политика и культура на закате современности. - М., 2003.

30. Гримке, С. М. Письма о равенстве полов и положении женщины / С. М. Гримке. // Феминизм в общественной мысли и литературе. - М. : Грифон, 2006. - С. 26-37.

31. Гриндстафф, Л. «Реальное телевидение» и политика социального контроля Л. Гриндстафф. // Массовая культура: современные западные исследования / пер. с англ. отв. ред. и предисл. В. В. Зверевой; послесл. В. А. Подороги. -М. : Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005. - С. 76-91. -1500 экз.

32. Гусейнов, Г. Заметки к антропологии русского Интернета: особенности языка и литературы сетевых людей / Г. Гусейнов. // Новое литературное обозрение. - М., 2000. № 3. - С. 289-321.

33. Гэлбрейт, Дж. Новое индустриальное общество / Дж. Гэлбрейт ; пер. с англ. Д. Травина . - СПб.: Terra Fantastica, 2004. - 602 с.

34. Данилевский, И. В. Структуры коллективного бессознательного: Квантово-подобная социальная реальность / И. В. Данилевский. ; изд. 2-е, испр. и доп. - М.: КомКнига, 2005. - 376 с. - 500 экз.

35. Десмонд, Дж. С. Контркультура и потребительское общество / Дж. Десмонд, П. МакДонах, С. О'Донохоу // Массовая культура: современные западные исследования / пер. с англ. отв. ред. и предисл. В. В. Зверевой ; послесл. В. А. Подороги. - М. : Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005. - С. 268-308. - 1500 экз.

36. Джохадзе, И. Массовое общество и демократический тоталитаризм: свобода без выбора / И. Джохадзе // Логос №5-6 (31), 2001.

53. Дугин, А. Поп-культура и знаки времени / Александр Дугин. - СПб. : Амфора. ТИД Амфора, 2005. - 495 с.

54. Дьюи, Дж. Общество и его проблемы / Дж. Дьюи ; перевод с англ. И. И. Мюрберг, А. Б. Толстова, Е. Н. Косиловой. - М. : Идея-Пресс, 2002. — 160 с.

55. Жидков, В. С. Глобализация: социокультурный аспект / В. С. Жидков, К. Б. Соколов // Системные исследования культуры. 2005 / науч. ред. В. С. Жидков. - СПб. : Алетейя, 2006. - С. 173-212.

56. Иванов, Д. В. Виртуализация общества Версия 2.0. / Д. В. Иванов. - СПб. : «Петербургское Востоковедение», 2002. - 224 с.

57. Иванов, Д. В. Общество как виртуальная реальность / Д. В. Иванов // Информационное общество: Сб. - М. : ООО «Издательство АСТ», 2004. - С. 355-428

58. Иванова, Р.А. Культура масс или культура для масс? // Российская массовая культура конца XX века: Сб. н. ст. / Отв. ред. Соколов Б.Г. - СПб., 2001. - С. 71-75.

59. Иконникова, С. Н. История культурологических теорий / С. Н. Иконникова. - СПб. : «Питер», 2005. - 480 с.

60. Иноземцев, В.Л. От «конца истории» к «постчеловеческому будущему» / В.Л. Иноземцев // Вестник Российской Академии наук, 2002, том 72, №11 (ноябрь). - С. 1018-1022.

61. Ионин, Л.Г. Новая магическая эпоха / Л.Г. Ионин // Век XX: анфас и в профиль: размышление о столетии, ставшем историей. - М., 2001. - С. 292305.

61. Канетти, Э. Масса / Э. Канетти // Психология масс. Хрестоматия ; редактор-составитель Д. Я. Райгородский - Самара : Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. - С. 315-397.

62. Кара-Мурза, С. Краткий курс манипуляции сознанием / С. Кара-Мурза. -М.: Алгоритм, 2003. - 285 с.

63. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. - М.: Высш. шк. экономики, 2000. - 606 с.

64. Кириллина, А.В. Тендерные аспекты массовой коммуникации / А.В. Кириллина // Тендер как интрига познания: Сб. статей. - М., 2000.

65. Кирилова, Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н. Б. Кирилова; 2-е изд. - М. : Академический Проект. 2006. - 448 с.

66. Клип как ведущий язык массовой коммуникации: возможности и пределы аналитики (материалы теоретического семинара) // си1Шгае. Вып. 3. -СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.

67. Костина, А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. / А. В. Костина ; изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Едиториал УРСС, 2005. - 352 с.

68. Лебон, Г. Психология масс / Г. Лебон // Психология масс. Хрестоматия ; редактор-составитель Д. Я. Райгородский - Самара : Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. - С. 5-131.

69. Леви-Строс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Строс ; пер., вступ. ст., примеч. А. Островского. - М. : Издательство «Касанд». 2012. - 340 с.

70. Луман, Н. Общество как социальная система / Н. Луман ; пер. с нем. А. Антоновский. - М. : Издательство «Логос», 2004. - 232 с.

71. Луман, И. Реальность массмедиа / Н. Луман ; пер. с нем. А. Ю. Антоновского. - М. : Праксис, 2005. - 256 с. - (Серия «Образ общества»).

72. Луман, Н. Медиа коммуникации / Н. Луман ; пер. с нем. А. Глухов, О. Никифоров. - М. : Издательство «Логос», 2005. - 280 с.

73. Маньковская, И. А. Знак коммуникации. Дискурсивные матрицы / И. А. Мальковская ; изд. 2-е, испр. - М. : КомКнига, 2005. - 240 с.

74. Маньковская, Н. Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская. - СПб. : Алетейя, 2000. - 347 с.

75. МакЛюен, М. Галактика Гуттенберга: Сотворение человека печатной культуры / М. Мак-Люен ; пер. с англ. канд. филол. наук Александра Юдина. К. - : Ника-Центр, 2003. - 432 с.

87. МакЛюен, М. Средство само есть содержание / М. Мак-Люен // Информационное общество: Сб. - М. : ООО «Издательство АСТ», 2004. - С. 341-349.

88. Марков, Б. Человек в эпоху масс-медиа / Б. Марков // Информационное общество: Сб. - М. : ООО «Издательство АСТ», 2004. - С. 452-507.

90. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии : в 4 т. / К. Маркс ; пер. И. И. Стеланова-Скворцова, провер. и испр. - М. : Эксмо, 2011. - 1 т. -1200 с.

91. Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе ; пер. с англ., послесл., примеч. А. А. Юдина ; сост., предисл. В. Ю. Кузнецова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 526 с.

93. Массовая культура: Учебное пособие / К. 3. Акопян, А. В. Захаров, С. Я. Каргалицкая и др. - М. : Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. - 304 с.

94. Межуев, В. М. Культура в контексте модернизации и глобализации / В. М. Межуев // Теоретическая культурология. - М. : Академический проект ; Екатеринбург: Деловая книга; РИК, 2005. - С. 311-317.

95. Методология исследования сложных развивающихся систем / под ред. проф. Б. В. Ахлибининского. - СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2003. -183 с.

96. Милль, Дж. С. Порабощение женщин / Дж. С. Милль // Феминизм в общественной мысли и литературе. - М.: Грифон, 2006. - С. 108-121.

97. Миронов, В. В. Коммуникация глобальная / В. В. Миронов // Глобалистика. Энциклопедия. «Диалог». - М. : ОАО Издательство «Радуга», 2003. - 450 с.

98. Моисеев, Н. Информационное общество: возможность и реальность / Н. Моисеев // Информационное общество: Сб. - М. : ООО «Издательство АСТ», 2004. - С. 428-452.

99. Моль, А. Социодинамика культуры / А. Моль ; пер. с фр. ; предис. Б. В. Бирюкова, изд. 2-е, стереотипное. - М. : КомКнига, 2005. — 416 с.

100. Московичи, С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / С. Московичи ; пер. с фр. Т. П. Емельяновой. - М. : Издательство «Академический Проект», 2011. - 396 с.

101. Московичи, С. Наука о массах / С. Московичи // Психология масс. Хрестоматия ; редактор-составитель Д. Я. Райгородский - Самара : Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. - С. 397-535.

102.Мукерджи, Ч., Шадсон, М. Новый взгляд на поп-культуру / Мукерджи, Ч., Шадсон, М. // Полигнозис. - 2000. - № 2. - С. 103-107.

103.Мукерджи, Ч., Шадсон, М. Новый взгляд на поп-культуру / Мукерджи, Ч., Шадсон, М. // Полигнозис. - 2000. - № 3. - С. 87-95.

104. Найдорф, М. И. Толпа, масса и массовая культура / М. И. Найдорф // Вопросы культурологии. - 2007. - К. 4. - С. 27-32.

105. Нейсбит, Д. Высокая технология, глубокая гуманность: Технологии и наши поиски смысла / Джон Нейсбит при участии Наны Нейсбит и Дугласа Филипса ; пер. с англ. А. Н. Анваера. - М. : ACT: Транзиткнига, 2005. - 381 с.

106. Нейсбит, Д. Мегатренды / Д. Нейсбит ; пер. с англ. М. Б. Левина. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. - 380 с.

107. Орнатская, Л. А. Массовая культура и «дух эпохи» / Л. А. Орнатская // Российская массовая культура конца XX века: Сб. н. ст. / Отв. ред. Соколов Б.Г. - СПб., 2001. - С. 129-133.

108. Ортега-и-Гассст, X. Восстание масс: Сб. / Хосе Ортега-и-Гассет ; пер. с исп. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 509 с.

109. Ортега-и-Гассет, X. Дегуманизация искусства / X. Ортега-и-Гассет // Восстание масс: Сб. ; пер. с исп. - М. : ООО «Издательство АСТ», 2003. -509 с.

110. Ортега-и-Гассет, X. Искусство в настоящем и прошлом / X. Ортега-и-Гасет // Запах культуры ; [пер. с исп.]. - М. : Алгоритм, Эксмо, 2006. - 384 с.

111. Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс ; пер. с англ. Валентина Чеснокова, С. Белановский ; под ред. М. С. Ковалевой. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 832 с.

114. Побережников, И. В. Переход от традиционного к индустриальному обществу: теоретико-методологические проблемы модернизации / И. В. Побережников. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - 240 с.

115.Подорога, В. Культура и реальность Заметки на полях / В. Подорога // Массовая культура: современные западные исследования / пер. с англ. отв. ред. и предисл. В. В. Зверевой ; послесл. В. А. Подороги. - М. : Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005. - С. 308-338.

116.Поздеев, В. А. «Третья культура»: проблемы формирования и эстетики / В. А. Поздеева. - М.: Моск. гос. открытый пед. ин-т, 2000. 134 с.

118.Разлогов, К. Н. Массовая культура - универсальная парадигма современности / К. Н. Разлогов // Теоретическая культурология. - М. : Академический проект ; Екатеринбург: Деловая книга ; РИК, 2005. - С. 304-311. - (Серия «Энциклопедия культурологии»). - 3000 экз.

119.Разлогов, К.Э. Проблемы типологии в связи с массовой культурой и оформлением культурологии / К.Э. Разголов // Культурные миры. - М., 2000. - С. 4-13.

120.Рейд, Э. Идентичность и кибернетическое тело / Э. Рейд // Массовая культура: современные западные исследования / пер. с англ. отв. ред. и предисл. В. В. Зверевой ; послесл. В. А. Подороги. - М. : Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005. - С. 204-224.

125.Скородумова, О. Б. «Сетевая литература» как феномен культуры информационного общества / О. Б. Скородумова // Системные исследования культуры. 2005 / науч. ред. В. С. Жидков. - СПб. : Алетейя, 2006. - С. 246-260.

126.Спенсер, Э. Г. Вклад женщины в общественную культуру / Э. Г. Спенсер // Феминизм в общественной мысли и литературе. - М. : Грифон, 2006. - С. 198-213.

127. Суминова, Т. Н. Художественная культура как информационная система (мировоззренческие и теоретико-методологические основания) / Т. Н. Су-минова. - М. : Академический Проект, 2006. - 383 с.

128. Суриков, К. А. Ум, в котором мы живем. Технологии навигации реального мира: эпистемология объективной реальности / К. А. Суриков, Л. Г. Пугачева. - М. : КомКнига, 2005. -136 с.

129.Тикнер, Дж. Э. Мировая политика с тендерных позиций. Проблемы и подходы эпохи, наступившей после «холодной войны» / Дж. Энн Тикнер; пер. с англ. под ред. Д. И. Полывянного. - М. : Культурная революция, 2006. -336 с.

130.Тофлер, Э. Третья волна / Элвин Тофлер ; пер. с англ. - М. : ООО «Издательство АСТ», 2002. - 776 с.

131.Тузов, В. В. От хаоса к порядку: проблемы самоорганизации социальной системы / В. В. Тузов. - СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЕТИ», 2002. - 152 с.

132. Тульчинский, Г. Л. Метаязык культуры и проектное мышление / Г. Л. Тульчинский // Системные исследования культуры. 2005 / науч. ред. В. С. Жидков. - СПб.: Алетейя, 2006. - С. 280-286.

133.Уиллок, Д. Э. Реальность как предмет переговоров: хаотические аттракторы нашего понимания / Д. Э. Уиллок // Массовая культура: современные западные исследования / пер. с англ. отв. ред. и предисл. В. В. Зверевой ; послесл. В. А. Подорога. - М. : Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005. - С. 20-42.

139.Урри, Дж. Взгляд туриста и глобализация / Дж. Урри // Массовая культура: современные западные исследования / пер. с англ. отв. ред. и предисл. В. В. Зверевой ; послесл. В. А. Подороги. - М. : Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005. - С. 136-152.

140.Уткин, А. И. Мир в условиях глобализации / А. И. Уткин // Системные исследования культуры. 2005 / науч. ред. В. С. Жидков. - СПб. : Алетейя, 2006. - С. 112-246.

141.Фрейд, 3. Будущее одной иллюзии / 3. Фрейд // Психоаналитические этюды ; пер. с нем.; составление Д. И. Донского, В. Ф. Круглянского ; послесл. В. Т. Кондрашенко. - Мн.: ООО «Попурри», 2003. - 608 с.

142. Фрейд, 3. Психология масс и анализ человеческого Я / 3. Фрейд // Психоаналитические этюды ; пер. с нем. ; составление Д. И. Донского, В. Ф. Круглянского ; послесл. В. Т. Кондрашенко. - Мн.: ООО «Попурри», 2003. -608 с.

146. Фрейд, 3. Я и Оно / 3. Фрейд // Сочинения. - М. : Изд-во Эксмо ; Харьков : Изд-во Фолио, 2006. - 864 с.

147. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Эрих Фромм; пер. с нем. Э. Телятниковой. - М. : ООО «Издательство АСТ», 2004. - 635 с.

148. Фромм, Э. Человек для себя. Исследование психических проблем этики / Э. Фромм // Бегство от свободы. Человек для себя. - М. : ООО Издательство ACT, 2004. - 635 с.

149. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек / Фрэнсис Фукуяма ; пер. с англ. М. Б. Левина. - М.: ООО «Издательство АСТ»; ЗАО НПП «Ермак», 2004. - 588 с.

150. Фуре, В. Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса / В. Н. Фуре. - Мн.: ЗАО «Экономпресс», 2000. - 224 с.

153. Харт, К. Постмодернизм / Кевин Харт ; пер. с англ. К. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. - 272 с.

154.Хренов, Н. А. Культура в эпоху социального хаоса / Н. А. Хренов. - М.: Едиториал УРСС, 2002.- 448 с.

155.Чен, Д. Модели и постмодернистское потребительское общество / Д. Чен // Массовая культура: современные западные исследования / пер. с англ. отв. ред. и предисл. В. В. Зверевой ; послесл. В. А. Подороги. - М. : Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005. - С. 91-97. - 1500 экз.

156. Черносвитов, П. Ю. Механизмы наследования культуры / П. Ю. Черносви-тов // Системные исследования культуры. 2005 / науч. ред. В. С. Жидков. -СПб. : Алетейя, 2006. - С. 152-172.

157.Шеманов, А. Ю. Самоидентификация человека в современной культуре / А. Ю. Шеманов // Теоретическая культурология. - М. : Академический проект ; Екатеринбург: Деловая книга; РИК, 2005. - С. 267-292. - (Серия «Энциклопедия культурологии»).

158.Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / перевод с немецкого Ю. И. Айхенвальда. - М. : «Харвест», 2011. - 848 с.

159. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер ; перевод Н. Гарелин : изд-во «Попурри», 2009. - 656 с.

160. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко ; пе-рев. с итал. В. Г. Резник и А. Г. Погоняйло. - СПб. : «Симпозиум», 2004. -544 с.

161.Юнг, К. Г. Матрица безумия / Карл Густав Юнг, Мишель Фуко. - М. : Алгоритм, Эксмо, 2007. - 384 с. - (Философский бестселлер). - 3000 экз.

162. Юнгер, Ф. Г. Язык и мышление / Ф. Г. Юнгер ; пер. с нем. К. В. Лощевско-го. - СПб. : Изд-во «Наука», 2005. - 300 с.

163. Якобсон, Д. Формирование образа в киберпространстве: online-ожидание и offline-реальность в «текстовых» виртуальных сообществах / Д. Якобсон // Массовая культура: современные западные исследования / пер. с англ. отв. ред. и предисл. В. В. Зверевой ; послесл. В. А. Подороги. - М. : Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005. - С. 177-204.

164. Ясперс, К. Призрак толпы / Карл Ясперс, Жан Бодрийар. - М. : Алгоритм, 2007. 272 с.

165. Ячин, С. Е. Слово и феномен / С. Е. Ячин. - М. : Смысл, 2006. - 138 с.

166.Benkler, Y. The wealth of networks : how social production transforms markets and freedom (1st ed.), New Haven, Conn: Yale University Press, 2006, pp. 528,

167. Boyd, D. Ito, Mimi; et al. Hanging Out, Messing Around, and Geeking Out: Kids Living and Learning with New Media. MIT Press. - 2009.

168. Don Tapscott, Anthony D. Williams, Wikinomics: How Mass Collaboration Changes Everything, Portfolio Trade, 2006.

169. Don Tapscott, Anthony D. Williams, Macrowikinomics: Rebooting Business and the World, Portfolio Hardcover, 2010.

170.Gerbner, G. Grass L. Living with Television: The Violence Profile // Journal of Communication. 1976. Vol. 26. N2. P. 174.

171.Giners, S. Mass Society. - London 1976. Р.210

172.Goody, J. Watt, I. The consequences of Literatury // Comparative Studies in Society and History, 1963 (IV), vol. V. -№ 3. - P. 305.

173.Lasswell, H. Leites. Language of Politics: Studies of Quantitatiev Semantics. -NY. 1949.

174. Lewin, R. Complexity: Life at the Edge of Chaos / R. Lewin. - NY.,1992.

175.Мс Luhan, M.. The Gutenberg Galaxy. The Making of typographic man. - NY.,

1969.

176.Мс Luhan, M. Understanding Media. - NY, Mc Craw-Hill, 1964.

177.Mapper, Y. The Effects of mass Communication. - NY., Free Press, 1960.

178. Marcuse, H. L'Homme unidimensionnel / H. Marcuse. - P. : 1968.

179. Masterman, M. The Nature of Paradigm / M. Masterman // Critisism and Growth of Knowledge. - Cambridge. 1970.

180. Tim O'Reilly, Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software. - 2005. // http://oreilly.com/web2/archive/what-is-web-20.html

181. Tim O'Reilly, article «What Is Web 2.0» - 2005 // http://oreilly.com/web2/archive/what-is-web-20.html.

182.Wright, Ch. R. Mass Communication. A Sociological Perspective. - NY, 1986.

183.Zasarsfeld, P.P., Merton R.K. Mass communication, Popular Taste and Organized Social action // Mass communication. Book of Reading / Selected and edited by the Director of the Institute of Communication Research. Urbana, 1960. - Р. 512.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.