Социально-политические воззрения отечественных социологов-народников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.01, кандидат социологических наук Гусельников, Данил Николаевич

  • Гусельников, Данил Николаевич
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2005, Саратов
  • Специальность ВАК РФ22.00.01
  • Количество страниц 136
Гусельников, Данил Николаевич. Социально-политические воззрения отечественных социологов-народников: дис. кандидат социологических наук: 22.00.01 - Теория, методология и история социологии. Саратов. 2005. 136 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Гусельников, Данил Николаевич

Введение.

Раздел I. Теоретико-методологические проблемы исследования.

Раздел II. Общество и личность в социологии народников.

Раздел III. Народническая интерпретация проблемы социального прогресса.

Раздел IV. Власть и государство в социологических воззрениях народников.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-политические воззрения отечественных социологов-народников»

Актуальность темы исследования обусловлена прежде всего сложной социально-экономической, политической, национальной, мировоззренческой ситуацией в стране. Уже два десятилетия в России идут реформы, эксперименты, поиски путей преобразования всех сторон жизнедеятельности общества в направлении становления рыночной экономики, правового государства и гражданского общества. В 2004 году по инициативе Президента Российской Федерации началась перестройка политической системы страны, идет всесторонняя подготовка к вступлению в действие с 2006 года Закона Российской Федерации о местном самоуправлении.

В этих условиях весьма важным является использование богатейшего теоретического наследия и крупиц практического опыта, имеющегося в истории отечественной науки, в том числе и социологии, и в общественно-политической практике предшествующих столетий. В этом плане особый интерес представляют социально-политические воззрения виднейших идеологов народничества - М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина и П.Н. Ткачева, касающиеся широкого спектра проблем общества, личности, социального прогресса, власти, государства, самоуправления и т.д.

Переход российского общества от одной модели политического развития к другой вызывает необходимость пересмотра устоявшихся норм во взаимоотношениях государства и общества, что побуждает к поиску новых, неординарных концепций, доктрин, теорий, которые позволили бы выработать нестандартные подходы в принятии политических решений, касающихся совершенствования российской государственности, формирования гражданского общества, демократических принципов организации власти и управления, самореализации личности.

В основе учений идеологов народничества лежит идея сохранения естественной свободы личности и определение путей достижения ее независимости от всякой власти и, прежде всего, от власти государства. Это делает их взгляды созвучными с сегодняшними ожиданиями и надеждами российских граждан добиться от власти в лице государства выработки надежных гарантий, которые бы обеспечивали защиту их прав и свобод. Поэтому изучение социологического наследия идеологов народничества представляет большой интерес как в теоретическом, так и практическом смысле.

Есть и еще одна грань актуальности избранной темы исследования -нравственная, воспитательная. Дело в том, что в советских условиях трактовка народничества была односторонней, сознательно или бессознательно замалчивалось теоретическое и идейное наследие народничества, оно искажалось в угоду существовавшей тогда идеологии. Практически не рассматривались социологические аспекты творчества выдающихся народников. Так что обращение к данной теме позволяет восстановить пробелы культурного развития России.

0 народничестве имеется огромная литература исторического, политологического, юридического, экономического характера, причем о народниках стали писать и говорить еще при их жизни.1 Интересно

1 О народничестве имеется обширная литература. См.: Антонов В.Ф. Революционное народничество. М., 1965; Водолазов Г.Г. От Чернышевского к Плеханову (об особенностях развития социалистической мысли в России). М., 1969; Володин А.И. Начало социалистической мысли в России. М., 1966; отметить, что после 1917 года значительно возрос интерес к жизни и творчеству виднейших русских народников - Бакунину, Кропоткину, Ткачеву и др. Можно особо выделить работы М. Неттлау, В. Полонского, А. Корнилова, Ю. Стеклова, Н. Пирумовой и многих других.1 Впоследствии ученые сосредоточились на анализе связи народничества и анархизма в России (Святловский В.В., Рязанов Д.Б., Полонский В.М., Лебедев Н.К., Горев Б.Н., Малинин В.А., Сидоров М.И., Полянский Ф.Я., Ударцев С.Ф. и др.).2

Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Идеологи русского народничества. Л., 1966; История русского утопического социализма XIX века. М., 1985; Итенберг Б.С. Движение революционного народничества. Народнические кружки и «хождение в народ» в 70-х гг. XIX в. М., 1965; Крайнева Н.Я., Пронина П.В. Народничество в работах советских исследователей за 1953-1970 гг. М., 1971; Левин Ш.М. Общественное движение в России в 60-70-х годах XIX в. М., 1958; Линков Я.И. Революционная борьба А.И. Герцена и Н.П. Огарева и тайное общество «Земля и воля» 1860-х годов. М., 1964; Малинин В.А. философия революционного народничества. М., 1972; Седов М.Г. Героический период революционного народничества (Из истории политической борьбы). М., 1966; Федоркин Н.С. Утопический социализм идеологов революционного народничества. М., 1984, В.Г. Хорос «Народническая идеология и марксизм» (М., 1972).

1 См.: Святловский В.В. Очерки по анархизму. П., 1922; Рязанов Д.Б. Очерки по истории анархизма. М., 1923; Полонский В.М. Бакунин. Жизнь, деятельность мышление. М.-Л., 1925; Лебедев Н.К. П. Кропоткин. М., 1925; Гроссман Л.П. Бакунин и Достоевский // Гроссман Л.П., Полонский В.М. Спор о Бакунине и Достоевском. Л., 1926; Стеклов Ю.М. Бакунин. Его жизнь и деятельность. М.-Л., 1925-1927. T.I-IV; Горев Б.И. Анархизм в России. М., 1930; Равич-Черкасский М. Анархисты. Харьков, 1930.

2 См.: Малинин В.А., Сидоров М.И. Предшественники научного социализма в России. М., 1963; Зильберман И.Б. Политическая теория анархизма М. Бакунина. Л., 1969; Блюм Р.Н. Взгляды М. Бакунина на революцию // Ученые

Существует большой пласт литературы, посвященной народничеству последних лет XIX века, и организаций народников «Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел» (В.А. Твардовская, В.П. Бурцев, В.Ф. Антонов, С.С. Волк и др.). Но данная проблема не входит в предмет нашего исследования.

Саратовские ученые уделяют большое внимание вопросам истории отечественной социологии, а также обращаются к некоторым аспектам творчества народников. Так, в частности, в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского в социологическом совете защищено около 20 диссертаций по различным вопросам истории отечественной социологии,1 а в совете по записки Тартусского гос. ун-та. Вып. 225. Труды по философии. XII. Тарту, 1969; Взгляды П. Кропоткина на революцию // Ученые записки Тартусского гос. ун-та. Вып. 241. Труды по философии. XIII. Тарту, 1969; Полянский Ф.Я. Анархизм и народничество в произведениях М. Бакунина // История русской экономической мысли. М., 1959. Т.П. 4.1; Анархисты. Кропоткинство // История экономической власти. М., 1970; Социализм и современный анархизм. М., 1973; Критика экономической теории анархизма. М., 1976; Рудницкая E.JL, Дьяков В.И. Возникновение тайного интернационала М. Бакунина // Новая и новейшая история. 1971. №6; Пирумова Н.М. П. Кропоткин. М., 1972; Канев С.Н. Октябрьская революция и крах анаризма. М., 1974; Ударцев С.Ф. Из истории политических взглядов М. Бакунина на государство и революцию // Изветия Акад. Наук Каз. ССР. Серия общественных наук. 1976. №5; Некоторые противоречия теории анархизма М. Бакунина // Юридические науки. Вып.6. Каз. гос. ун-т. Алма-Ата, 1976.

1 См., напр.: Каминская Е.В. Проблема личности в трудах отечественных социологов. Автореф. дис. . на соиск. уч. ст. к. социол. н. Саратов, 1999; Тонкошкурова Ю.В. Отечественная социология девиантного поведения: традиции и современность. Автореф. дис. . на соиск. уч. ст. к. социол. н. Саратов, 1999; Кузнецова И.О. Социально-политические взгляды Б.Н. Чичерина. политическим наукам - диссертация о взглядах российских народников на политическую власть и государство.1

Социология в силу своего специфического положения в нашей стране позже других наук обратилась к исследованию социально-политических и собственно социологических воззрений народников. Особая роль здесь принадлежит ленинградским ученым. Уже в 60-х гг. XX столетия появились работы Р.Н. Блюма, И.В. Зильбермана, В.П. Иванова и др., в которых впервые стали рассматриваться социологические взгляды представителей народничества.

Следует особо выделить книгу ленинградских ученых «Социологическая мысль в России. Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX - начала XX века» под редакцией Б.А. Чагина, увидевшую свет в 1978 году. Здесь подвергнуты анализу целый ряд дискуссионных проблем по истории отечественной социологии, ее теоретико-методологическим основам, этапам развития, направлениям и школам, существующим в ней. Предпринята в полном смысле слова пионерская попытка выявить социологический характер концепций и воззрений представителей отечественного народничества.

Заметим при этом, что как для этой монографии, так и для названных выше, были характерны односторонность в анализе, идеологическая предвзятость, лишь марксистская оценка теоретического наследия народников.

Автореф. дис. . на соиск. уч. ст. к. социол. н. Саратов, 1999; Селиванова Ю.В. Социально-политические взгляды Г.П. Федотова (социологический анализ). Автореф. дис. . на соиск. уч. ст. д. социол. н. Саратов, 2005.

1 См.: Потапов С.В. Политическая власть и государство в воззрениях основоположников российского анархизма. Автореф. дис. . на соиск. уч. ст. к. полит, н. Саратов, 1997.

Такой подход преодолевается в публикациях современного этапа развития отечественной социологии. Все последние работы по истории отечественной социологии в той или иной мере и степени уделяют внимание социологии народничества на основе объективного, всестороннего анализа его взглядов и концепций. Укажем на работы В.И. Добренькова, А.И. Кравченко, А.Н. Медушевского, Г.Я. Миненкова, С.С. Новиковой, Г.В. Осипова и др., причем в данном случае речь идет лишь об учебно-методических пособиях для высшей школы.1

Специальных работ, монографий, диссертаций, посвященных анализу социально-политических воззрений народников с позиций социологической науки нет. Это целиком относится и к творчеству М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина и П.Н. Ткачева. Данное обстоятельство и актуальность проблемы побудили диссертанта обратиться к ее анализу.

Цель исследования заключается в социологическом осмыслении социально-политических взглядов виднейших представителей народничества в России в XIX столетии. Поставленная цель достигается путем решения следующих исследовательских задач:

- дать общую характеристику народничества как социального феномена;

- проанализировать место и роль народников в становлении и развитии отечественной социологии;

1 См., напр.: Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Учебник. М., 2001; Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993; Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. Минск, 2000; Новикова С.С. Социология. История, основы, институционализация в России. М., 2000; Социология. Основы общей теории. Под ред. Г.В. Осипова и JI.H. Москвичева. М., 2002.

- вскрыть единство и существенные различия в социально-политических идеях виднейших народников;

- проанализировать взгляды народников на предмет социологии;

- выявить специфику воззрений народников на закономерности общественного развития;

- охарактеризовать понимание народниками места и роли личности в общества;

- изучить народническую интерпретацию проблемы социального прогресса;

- выявить представления народников о власти и государстве;

- показать те грани творчества народников, которые представляют интерес для современной отечественной социологии.

Объектом исследования является социология народников.

Предмет исследования - генезис и эволюция социально-политических идей народников.

Теоретическую и методологическую базу диссертации составляют сравнительно-исторический и генетический методы, структурно-функциональный анализ и системный подход, а также взгляды и идеи выдающихся социологов прошлого.

Источниковедческую основу работы составили прежде всего произведения выдающихся русских народников (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, П.Н. Ткачев), а также монографии, статьи, брошюры современных авторов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- народничество охарактеризовано как идейно-политическое и историческое явление в отечественной истории;

- охарактеризованы взгляды М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина, П.Н. Ткачева на предмет социологии как науки;

- показаны место и роль народничества в становлении отечественной социологии в середине XIX столетия;

- выявлены представления выдающихся народников на общество и личность;

- определены воззрения М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина, П.Н. Ткачева на социальный прогресс;

- обобщена социологическая интерпретация взглядов народников на государство, власть, управление и самоуправление;

- вскрыты историческое значение и возможность использования воззрений народников в развитии современного российского общества и в политической социологии.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Революционный демократ А.И. Герцен выступил родоначальником народничества. Конкретные условия российского общества середины XIX столетия способствовали развертыванию народнической революционной теории и продвижению ее в народ. Идеологами народничества стали-М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин и П.Н. Ткачев.

2. Народничество - идеология разночинной интеллигенции России, это система идей освободительного движения. Народники делали ставку на народ как решающую силу социальных преобразований. Крестьянская революция виделась им способом уничтожения несправедливого строя. Будущее общество мыслилось как вольный союз общин. Взгляды народников сходились в утверждении о ведущей роли личности как субъекта социального действия. Наличие общих позиций у идеологов народничества не означало отсутствия специфики социологических воззрений каждого из них.

3. Народничество сыграло важнейшую роль в становлении отечественной социологии в XIX веке. Сам термин «социология» был привнесен на российскую почву именно народниками. Вместе с тем, народничество можно рассматривать как одно из направлений в отечественной социологии, которое просуществовало до первой четверти XX столетия.

4. Виднейшие представители народничества (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, П.Н. Ткачев) подвергли социологическому анализу ряд актуальнейших для той России социально-политических проблем, в частности, проблему переустройства общества при активном участии личности.

5. В центре внимания народников находилась также проблема социального прогресса, который связывался ими прежде всего с уничтожением основ существующего строя в России и переходом к общинному социализму. Идеалом им представлялось такое общество, которое построено на множестве общин, прежде всего крестьянских, объединяющих всю жизнь населения.

6. Народники полагали, что главным врагом на пути социального прогресса выступает государство. Поэтому в социально-политических взглядах народников отрицание государства звучит наиболее четко и последовательно. Они полагали, что государство несовместимо со свободой, поэтому необходимо его безусловное уничтожение. На развалинах всех государств, считали народники, будет свободная федерация индивидов и производительных ассоциаций (товариществ, общин).

7. Отдельные социально-политические идеи Бакунина, Кропоткина и Ткачева оказали существенное влияние на формирование мировоззрения многих представителей социалистической мысли различных направлений как России и Западной Европы, так и стран Латинской Америки второй половины XIX - начала XX вв. Ряд положений их учений имеют существенное значение в деле становления эффективной социальной политики и системы местного самоуправления в современной России.

Автором предлагается и соответствующая логика исследования. Вначале анализируются сам феномен народничества, условия его возникновения в России в середине XIX века, его разновидности, эволюция, а также специфика формирования социологии народничества в контексте становления отечественной социологии, особенности понимания социологии и ее предметного поля виднейшими представителями народничества. Затем, в разделах последовательно рассматриваются в социологической интерпретации народников проблемы общества, закономерности его развития, место личности в этом процессе; социального прогресса и путей его реализации в тогдашних условиях России; место и роли власти, государства, управления и самоуправления в жизни российского общества. При этом выявляется созвучность идей социологов-народников с потребностями развития современного российского общества.

Теоретико-практическая значимость работы заключается в приращении знания по истории становления и развития отечественной социологии и в возможности использования основных положений и выводов диссертационного исследования в разработке стратегических направлений реформирования политической системы современного российского государства, в повышении эффективности социальной политики на федеральном и региональном уровнях, в выстраивании взаимоотношений власти и общества, в частности, путем формирования действенной и эффективной системы самоуправления.

Полученные автором результаты могут быть использованы в учебно-педагогической работе, в преподавании лекционных курсов по истории социологии, политической социологии, социологии управления и политологии.

Основные положения, результаты и выводы диссертационного исследования докладывались автором и обсуждались на теоретических семинарах и ежегодных теоретических научных конференциях социологического факультета СГУ (2004-2005 гг.) и отражены в публикациях автора.

Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методология и история социологии», Гусельников, Данил Николаевич

Данные выводы позволяют преложить рекомендации теоретического и практического порядка. В плане теоретическом представляется необходимым дальнейшее осмысление достижений отечественной социологии прошлых столетий в том числе и социологии народников.

Нужны социологические исследования по различным аспектам наследия виднейших представителей народничества — Бакунина, Кропоткина, Ткачева и др. Следовательно, нужно дальнейшее развитие отечественной социологии как науки.

Отметим, что за последние полтора десятилетия произошли позитивные изменения в отечественной социологии, которая в настоящее время стала одним из главных источников получения социального знания. Институционализация социологии предопределила с. стандартизацию областей исследования (региональная социология, социальная структура и социология социальных групп, социальная демография, социальная экология, социология города, политическая социология, экономическая социология, социология культуры, социология национальной безопасности, этносоциология, социология девиантного поведения и многие другие), способствовала профессионализации социологии, унификации технического языка и понятийного аппарата социологической науки, восстановлению и канонизации отечественной теоретической традиции, математизации исследований и формированию понимания того, что только наука является источником социального знания.

Профессионализация социологии повлекла за собой создание культурной среды, в рамках которой российские социологи получили возможность решать специализированные задачи, осуществлять поиски и находить решения концептуальных, методологических или эмпирических социальных проблем. Одновременно сформировался ' образ российской социологии как науки, способной выработать объективное знание о социальной реальности, но при этом не лишенной ценностных ориентаций при решении конкретных задач социальной политики.

Изменились количественные параметры социологического сообщества. В 1985 г. не было ни одного специалиста, имеющего степень кандидата или доктора наук по социологии. В настоящее время ВАКом Российской Федерации ежегодно утверждается только около 50 докторских диссертаций по социологии. Впервые за всю ее историю социология представлена в качестве научной дисциплины в Российской академии наук (один действительный член РАН Г.В. Осипов и семь член-корр. РАН - Ю.В. Арутюнян, А.В. Дмитриев, В.И. Жуков, В.Н. Иванов, В.Н. Кузнецов, Н.И. Лапин, Ж.Ж. Тощенко). Впервые в состав Российской академии наук избран в качестве иностранного члена Академии английский социолог Энтони Гидденс.

В стране сложилась широкая сеть научных учреждений, включающая более 400 научных центров, отделов и групп, ведущих социологические исследования в округах, областях и районах и городах.

В структуре Российской академии наук, успешно функционируют два института социологического профиля - Институт социологии (ИС РАН) и Институт социально-политических исследований (ИСПИ РАН), а также ряд других научных подразделений и центров. Учреждена премия за научную разработку и решение проблем в области социологии имени М. Ковалевского.

Большую работу по подготовке социологических кадров и научно-исследовательскую работу в области социологического знания ведут социологические факультеты университетов Москвы (МГУ), Санкт-Петербурга (СПбГУ) и ряда других, а также Московский Государственный социальный университет. Если в 1989 г. в России было 6 социологических подразделений (факультетов, отделений и кафедр), то в 2003 г. их число составило 105.

Численность студентов, специализирующихся по социологии, возросла за пятнадцать лет более чем в 100 раз и составляет в настоящее время 12 тыс. За период с 1989 г. по настоящее время в стране окончили социологические факультеты 20 тыс. выпускников.

Активно функционирует Российская академия социальных наук, которая привлекает к сотрудничеству с социологами выдающихся ученых и политиков страны. Создан Совет по социологии и социальной антропологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию, включающий представителей более 100 университетов России и СНГ.

Нельзя не высказать большое уважение и высоко оценить деятельность социологических обществ и ассоциаций, в том числе Российского общества социологов, Общества социологов и демографов, Социологического общества имени М. Ковалевского, Общества профессиональных социологов, Евразийской социологической ассоциации и других, которые внесли и вносят большой вклад в консолидацию социологов России. В 2003 г. создана российская социологическая ассоциация.

Созданы реальные условия для публикации научных трудов социологов. Их предоставлены страницы более 20 социологических журналов («Социологические исследования», «Социология», «Личность. Культура. Общество», «Наука. Политика. Предпринимательство», «Евразия», «Социология и социальная антропология» и др.). Только за последние пять лет по проблемам социологии было опубликовано более 500 книг и монографий. Изданы десятки социологических словарей, в том числе Социологический энциклопедический словарь, Российская социологическая энциклопедия, Социологическая энциклопедия (в 2-х томах), готовится к изданию Большая российская социологическая энциклопедия, опубликованы сотни учебников и учебных пособий.

Данное диссертационное исследование позволяет сделать и определенные практические рекомендации. С практической точки зрения, представляется возможным использовать идеи социологов-народников о свободе и независимости личности, о путях самоорганизации общества, особенно на его низовом уровне, о становлении системы самоуправления в стране, о повышении эффективности социальной политики на федеральном и региональном уровнях в целях создания наиболее благоприятных условий для всестороннего развития человека и т.д.

Думается, что решение всех этих вопросов может иметь подлинно эффективный характер только лишь на основе междисциплинарного подхода при объединении усилий ученых самых разных дисциплин -политологов, философов, юристов, историков, культурологов и, не в последнюю очередь, социологов.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие основные вводы.

В середине XIX столетия Россия стояла на историческом перепутье, перед выбором перспектив своего развития. Груз феодальных отношений, слабое экономическое развитие порождали комплекс проблем во всех сферах общественной жизни. Назрела объективная необходимость осуществления кардинальных реформ в экономике, социальных отношениях, в политической структуре и в идеологии. Контекст этих преобразований теоретически подготавливался деятельностью отечественных мыслителей различных ориентаций и направлений. Общественная мысль давно будоражила общественное сознание, подталкивая его к необходимости изменений в обществе. Общество обратилось к поиску тех теоретических конструкций, которые были способны дать толчок назревшим переменам.

Такую новую теоретическую мыль, науку российское общество в середине XIX столетия увидело в нарождающейся в Западной Европе новой дисциплины - социологии. Появившись во Франции, социология проникла и на российскую почву, которая была готова к восприятию новых идей и новых мыслей. При этом можно отметить, что отечественная социология хотя и восприняла западные образцы, с самого начала имела сугубо выраженный специфический, национальный характер. Развиваясь в общем русле мировой социологии, отечественная социология даже при своем рождении сумела сделать такие шаги, которые поставили ее в один ряд с социологией европейских стран.

Русская социология в момент своего рождения не представляла собой единое целое, для нее было характерно множество направлений и течений, за которыми стояли действительно великие мыслители нашей страны. Это и ученые, публицисты, литераторы, политические деятели, даже военные. Каждое из этих направлений претендовало на последнее слово в науке, предлагало свое видение как предмета социологии, так и способов решения множества социальных проблем. При этом следует отметить, что одной из важнейших черт нарождающейся отечественной социологии была ее крайняя политизированность: все ждали от этой науки точных ответов на поставленные вопросы и решительных шагов по преобразованию российского общества.

В становлении отечественной социологии особая роль принадлежит народничеству. Оно внесло в литературу и практику само понятие «социология» и стало одним из ее важнейших течений.

В этом многообразии направлений особое место принадлежит народничеству. И это связано прежде всего с тем, что именно представители народничества открыли для России сам термин «социология» и способствовали ее распространению среди образованной части населения России. Представители социологии народничества дали свое представление и понимание социологии, ее предметного поля и обозначили самые острые, жгучие проблемы российской действительности.

Для народников социалистический идеал был основан на крестьянской общине, распространенной и на города, на всю систему социальных отношений. Общими были для них критика капитализма независимо от того, признавалась ли или нет историческая прогрессивность его как строя применительно к Европе); признание капиталистического развития регрессом по отношению к России; понимание социальной революции как крестьянской революции; задачи уничтожения монархии и феодальных отношений и т.п.

В социологии народников получили большое развитие субъективистско-волюнтаристические идеи. Воля, желание и идеалы людей как активное начало противопоставлялись объективному ходу истории. Народнические социологи утверждали, что развитие общества зависит от действия критически настроенной социально активной личности. При сходстве методологических принципов идеологов народничества шла борьба по принципиальным проблемам социологии.

При наличии общих черт в социально-политических народников они, вместе с тем, имели свое индивидуальное лицо, свой взгляд на социологию, ее предмет и методы и на те проблемы, которые она должна ставить и решать. Это является одним из достоинств социологии народников, ибо только многообразие подходов позволяет подойти к истине.

В своем идейном наследии социологи-народники наиболее всесторонне рассматривали такие социально-политические проблемы, как «основные начала» общества, содержание и место экономического интереса в жизни людей; социальный прогресс; роль политической власти революционного меньшинства в историческом развитии.

Авторам этих концепций в целом не удалось снять крайности натурализма и субъективизма, скорее они их просто механически соединяли, хотя при этом и стремились вписать субъективную мотивацию в структуру объективных регулярностей. Однако ориентация на прямое и массовое политическое действие постоянно вызывала крен названных мыслителей в сторону самого явного субъективизма.

В то же время нужно видеть и позитивную значимость концепций М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина и П.Н. Ткачева. В частности, это их обращение к анализу массовой психологии, и их же стремление рассматривать социальный прогресс в контексте космоэволюции, и попытка определить структуру социальной мотивации.

Интересны их отдельные идеи относительно социальной и экономической организации общества, ставшие актуальными в условиях постиндустриализма. Подчеркнем также, что многие проблемы, поставленные Бакуниным, Кропоткиным, Ткачевым, активно в дальнейшем обсуждались в российской социологии: солидарность и взаимопомощь, этика и социология, мораль и политика, идеал и реальность и др.

Все сказанное выше обусловливает роль и значение социально-политических воззрений представителей социологии народничества XIX столетия в современном общественном развитии России, которая также переживает сложный, длительный и противоречивый период своей трансформации. Наша страна ныне крайне нуждается в новых теоретических подходах и взглядах на суть происходящих перемен, на организацию общественной жизни в целом. Это дает возможность современным социологам решать возникающие проблемы с учетом традиций и имеющихся наработок в отечественной социологии XIX -начала XX столетий.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Гусельников, Данил Николаевич, 2005 год

1. Анархисты. Кропоткинство // История экономической власти. М., 1970.

2. Антология русской классической социологии / Под ред. Д.С. Клементьева и JI.H. Панковой. М., 1995.

3. Антонов В.Ф. Революционное народничество. М., 1965.

4. Антонова О.Г. Отечественная социология о социальном прогрессе. Саратов, 2001.

5. Арефьев М.А., Давыденкова А.Г. Проблема власти и государства в социологии русского анархизма (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, JI.H. Толстой) // Российская социология: Межвузовский сборник. СПб., 1993.

6. Бакунин М.А. Бог и государство / Избр. филос. соч. и письма. М., 1987.

7. Бакунин М.А. Государственность и анархия. Борьба двух партий в интернациональном обществе рабочих / Философия. Социология. Политика. М., 1989.

8. Бакунин М.А. Государство и анархия. Избр. соч. Пг.-М., 1919.1. Т.1

9. Бакунин М.А. Исповедь / Собр. соч. и писем. Т. 4. В тюрьмах и ссылке. 1849-1861. М., 1935.

10. Бакунин М.А. Кнуто-германская империя и социальная революция / Философия. Социология. Политика. М., 1989.

11. Бакунин М.А. Международное тайное общество освобождения человечества/Избр. филос. соч. и письма. М., 1987.

12. Бакунин М.А. Наука и насущное революционное дело / Философия. Социология. Политика. М., 1989.

13. Бакунин М.А. Письма о патриотизме / Избр. соч. Т. 4. Пг.-М.,1920.

14. Бакунин М.А. Письмо С.Г. Нечаеву, 2 июня 1870 / Философия. Социология. Политика. М., 1989.

15. Бакунин М.А. Реакция в Германии / Избр. филос. соч. и письма. М., 1987.

16. Бакунин М.А. Федерализм, социализм и антитеологизм / Философия. Социология. Политика. М., 1989.

17. Бакунин М.А. Философское рассуждение о божественном призраке, о действительном мире и о человеке / Избр. филос. соч. и письма. М., 1987.

18. Батурин Н.И. Замятин Н.Н.). О наследстве «русских якобинцев» // Пролетарская революция. 1924. №7.

19. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.,1990.

20. Блюм Р. Н. Взгляды П. Кропоткина на революцию // Ученые записки Тартуского университета. Вып. 241, 1969.

21. Блюм Р.Н. Взгляды М. Бакунина на революцию // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. Вып. 225. Труды по философии. XII. Тарту, 1968.

22. Блюм Р.Н. П.Н. Ткачев о теории революции // Философские науки. 1977. №6.

23. Богданович С.А. Князь-бунтовщик. M.-JL, 1930.

24. Борисова H.JI. История русской социологической мысли: Лекции. М., 1992.

25. Викулов A.M. Региональная национальная политика в современной России. Саратов, 2003.

26. Власть и государство в теории анархизма в России // Анархия и власть. М., 1992.

27. Водолазов Г.Г. От Чернышевского к Плеханову (об особенностях развития социалистической мысли в России). М., 1969.

28. Володин А.И. Начало социалистической мысли в России. М.,1966.

29. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Идеологи русского народничества. Л., 1966.

30. Голосенко И. А. Процесс институализации буржуазной социологии в России конца XIX начала XX вв. // Социол. исслед. 1978. №2.

31. Гордон А.В. Глубокая философия хрустально чистой души // Анархия и власть. М., 1992.

32. Горев Б.И. Анархизм в России. М., 1930.

33. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1997.

34. Графский В.Г. Бакунин. М., 1985.

35. Гроссман Л.П. Бакунин и Достоевский // Гроссман Л.П., Полонский В.М. Спор о Бакунине и Достоевском. Л., 1926.

36. Данилов В.Н. П. Кропоткин о роли социальной революции в жизни общества / Из истории русской философии XIX начала XX века. М., 1969.

37. Де Роберти Е.В. Петр Кропоткин. Личность и доктрина. М.,1906.

38. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Учебник. М.,2001.

39. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология в 15 тт. Т.З. М., 2004.

40. Зильберман И.В. Политическая теория анархизма М.А. Бакунина. (Критический очерк). JI., 1969.

41. Иванов В.П. О некоторых проблемах социологии Бакунина / Из истории русской философии XIX начала XX века. М., 1969.

42. Исаев А.К., Олейников Д.И. Бакунизм нуждается в более серьезном изучении // Вопросы философии. 1989. №2.

43. История политический партий России. М., 1994.

44. История русского утопического социализма XIX века. М.,1985.

45. История философии в СССР. Т.З. М., 1968.

46. Итенберг Б.С. Движение революционного народничества. Революционные кружки и хождение в народ в 70-е годы XIX века. М., 1965.

47. Казаков А.П. Теория прогресса в русской социологии конца XIX века. Л., 1969.

48. Канев С.Н. Октябрьская революция и крах анархизма. М.,1974.

49. Капитонов Э.А. История социологии: Учеб.-метод, пособие к курсу «Социология». Ростов н/Дону, 1993.

50. Кареев Н.И. Введение в изучение социологии. СПб., 1897.

51. Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб., 1996.

52. Ковалевский М.М. Социология на Западе и в России // Новые идеи в социологии / Непериодическое издание, выходящее под ред. М.М. Ковалевского, Е.В. де Роберти. СПб., 1913. Сб.1.

53. Коваль Б.И. Этика анархизма // Новая и новейшая история. 1990. №5.

54. Козьмин Б.П. Н.Н. Ткачев и революционное движение 1860-х годов. М., 1922.

55. Козьмин Б.П. П.Н. Ткачев / Из истории революционной мысли в России. М., 1961.

56. Козьмин Б.П. Ткачев и его роль в истории русской революционной мысли 60-х годов // Вестник труда. 1922. №2.

57. Комин В.В. Анархизм в России. Калинин, 1969.

58. Корнилов А.А. Годы странствий Михаила Бакунина. JI.,1925.

59. Корнилов А.А. Молодые годы Михаила Бакунина. СПб.,1915.

60. Королева-Конопляная Г.И. Идеи федерализма в политической теории русского анархизма // Социально-политический журнал. 1995. №3.

61. Крайнева Н.Я., Пронина П.В. Народничество в работах советских исследователей за 1953-1970 гг. М., 1971.

62. Критика экономической теории анархизма. М., 1976.

63. Кропоткин П. А. Современная наука и анархизм. Изд. 2-е. М.-Пг., 1920.

64. Кропоткин П. Этика анархизма. СПб., 1906.

65. Кропоткин П.А. Анархия. Ее философия и идеал. М., 1906.

66. Кропоткин П.А. Великая французская революция. 1789-1793. М., 1979.

67. Кропоткин П.А. Взаимная помощь как фактор эволюции. М.,1918.

68. Кропоткин П.А. Записки революционера. М., 1988.

69. Кропоткин П.А. Новые времена / Kropotkin P. Los Tiempos Nuevos. Madrid, 1925.

70. Кропоткин П.А. Основы нравственности / Этика. Т.1. Происхождение и развитие нравственности. Пг.,-М., 1922.

71. Кропоткин П.А. Поля, фабрики и мастерские: Промышленность, соединенная с земледелием, и умственный труд с ручным. Изд. 4-е. М., 1918.

72. Кропоткин П.А. Речи бунтовщика. Пер. с франц. М., 1921.

73. Кропоткин П.А. Современная наука и анархия / Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990.

74. Кропоткин П.А. Хлеб и воля / Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990.

75. Кропоткин П.А. Этика. Избр. труды. М., 1991.

76. Кульчицкий JL Современный анархизм. Изложение, источники, критика. Пер. с польск. Пг., 1917.

77. Лебедев Н.К. П. Кропоткин. М., 1925.

78. Лебедев Н.К. П.А. Кропоткин как теоретик биосоциологического закона взаимопомощи // Былое. 1922. №17.

79. Лебедев Н.К. П.А. Кропоткин. Биографический очерк. М.,1925.

80. Лебедева Т.П. К проблеме анализа некоторых идей теоретиков анархизма // Социально-политические науки. 1990. №8.

81. Левин Ш.М. Общественное движение в России в 60-70-х годах XIX в. М., 1958.

82. Линков Я.И. Революционная борьба А.И. Герцена и Н.П. Огарева и тайное общество «Земля и воля» 1860-х годов. М., 1964.

83. Малинин В.А. Философия революционного народничества. М., 1972.

84. Малинин В.А., Сидоров М.И. Предшественники научного социализма в России. М., 1963.

85. Мамут JI.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. М., 1989.

86. Маркин В.А. Петр Алексеевич Кропоткин. М., 1985.

87. Маркин В.А. Петр Кропоткин. Иркутск, 1992.

88. Материалы для биографии М.А. Бакунина. Ред. и прим. В. Полонского. Т. 1-3. М., 1923, 1929, 1933.

89. Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993.

90. Миндаянц C.JI. Социальный идеал П. Кропоткина // Известия Акад. Наук СССР. Серия экономическая. 1990. №4.

91. Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. Минск, 2000.

92. Мицкевич С.И. Русские якобинцы // Пролетарская революция. 1923. №7, 8.

93. Мкртичян А.А. П. Кропоткин и Западная Европа // Новая и новейшая история. 1991. №2.

94. Моисеев П.И. Критика философии М.А. Бакунина и современность. Иркутск, 1981.

95. Недоступенко Д.И. Философские воззрения П.Н. Ткачева / Из истории русской философии XIX начала XX века. М., 1969.

96. Некоторые противоречия теории анархизма М. Бакунина // Юридические науки. Вып.6. Каз. гос. ун-т. Алма-Ата, 1976.

97. Неттлау М. Жизнь и деятельность Михаила Бакунина. Пер. с нем. Пг., 1920.

98. Новиков Н.В. Условия возникновения и развития социологии в России // Русская социология: Межвуз. сб. СПб., 1993.

99. Новикова С.С. История развития социологии в России. М.Воронеж, 1996.

100. Новикова С.С. Социология. История, основы, институционализация в России. М., 2000.

101. Общая социология. Систематический курс / Под ред. Г.В. Дыльнова. Саратов, 1999.

102. Ойзерман Т.И. Марксизм и утопия. М., 2003.

103. Осипов Г.В. Российская социология на рубеже веков / Доклады II Всероссийского социологического конгресса «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». T.l. М., 2004.

104. П.А. Кропоткин (1842-1921). Библиографический указатель печатных трудов / Сост. Е.В. Старостин. М., 1980.

105. Памяти Петра Алексеевича Кропоткина. Пг.-М., 1921.

106. Пирумова Н.М. Михаил Бакунин. Жизнь и деятельность. М.,1966.

107. Пирумова Н.М. Петр Алексеевич Кропоткин. М., 1972.

108. Пирумова Н.М. Социальная доктрина М. Бакунина. М., 1990.

109. Плеханов Г.В. Анархизм и социализм. Соч., изд. 2-е. М., 1925, т.4.

110. Полонский В.М. Бакунин. Жизнь, деятельность мышление. М.-Л., 1925.

111. Полонский В.М. Споры о Бакунине и Достоевском. Л., 1926.

112. Полянский Ф.Я. Анархизм и народничество в произведениях М. Бакунина // История русской экономической мысли. М., 1959. Т.П. 4.1.

113. Потапов С.В. Политическая власть и государство в воззрениях основоположников российского анархизма. Автореф. дис. . на соиск. уч. ст. к. полит, н. Саратов, 1997.

114. Пустарнаков В.Ф., Шахматов Б.М. П.Н. Ткачев -революционер, публицист, мыслитель / Ткачев П.Н. Соч. в 2 тт. T.l. М., 1975.

115. Равич-Черкасский М. Анархисты. Харьков, 1930.

116. Революционное народничество 70-х годов XIX века. T.l. М.,1964.

117. Российская социология. Историко-социологические очерки. М., 1997.

118. Рудницкая E.JL, Дьяков В.И. Возникновение тайного интернационала М. Бакунина // Новая и новейшая история. 1971. №6.

119. Руэль A.JI. Социально-экономические воззрения Ткачева // Научные записки Московского финансового института». Вып. 8. 1957.

120. Рязанов Д.Б. Очерки по истории анархизма. М., 1923.

121. Святловский В.В. Очерки по анархизму. П., 1922.

122. Седов М.Г. Героический период революционного народничества (Из истории политической борьбы). М., 1966.

123. Сопов Г.П. О развитии социально-политической мысли в России. Ростов н/Д, 2001.

124. Сорокин П.А. Заметки социолога. Социологическая публицистика. СПб., 2000.

125. Социализм и современный анархизм. М., 1973.

126. Социологическая мысль в России: Немарксистская социология последней трети XIX нач. XX вв. / Под ред. Б.А. Чагина. Л, 1978.

127. Социология в России XIX начала XX веков. Общество. Законы истории. Прогресс. Цели и нормы жизни. Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. Вып.З. М., 2001.

128. Социология. Основы общей теории. Под ред. Г.В. Осипова и JI.H. Москвичева. М., 2002.

129. Стеклов Ю.М. А. Бакунин, его жизнь и деятельность. Т. 1-4. М.-Л., 1926-1927.

130. Стеклов Ю.М. Михаил Александрович Бакунин. Его жизнь и деятельность. 1814-1876. Изд. 2-е. Т.1. 1814-1861. М., 1926.; Т.2. Переходный период. 1861-1868. М.-Л., 1927; Т.З. Бакунин в Интернационале/ М.-Л., 1927; Т.4. Раскол в Интернационале. М.-Л., 1927.

131. Струве П.Б. Интеллигенция и революция / Patriotica: Политика, культура, религия, социализм. М, 1997.

132. Сухотина Л.Г. Пророчество Михаила Бакунина // Вестник Академии наук СССР. 1991. №5.

133. Твардовская В.А. Предисловие. В кн.: Кропоткин П.А. Записки революционера. М., 1966.

134. Тезисы доклады II Всероссийского социологического конгресса «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». Т. 1-3. М., 2003.

135. Ткачев П. По поводу книги Даури «Женский труд» и статьи моей «Женский вопрос» // Дело. 1869. №2.

136. Ткачев П.Н. Задачи революционной пропаганды в России / Соч. В 2 т. Т. 2. М., 1976.

137. Ткачев П.Н. Закон общественного самосохранения (по поводу «Законов размножения» Г. Спенсера) / Соч. в 2 т. Т. 1. М., 1975.

138. Ткачев П.Н. Идеализм и реализм в области права / Соч. В 2 т. Т. 1. М., 19

139. Ткачев П.Н. Люди будущего и герои мещанства / Избр. соч. на социально-политические темы. Т. 1. М., 1932.

140. Ткачев П.Н. Механический закон органической природы (Основания биологии. Соч. Г. Спенсера) / Соч. В 2 т. Т. 1. М., 1975. С. 570-601. (1870)

141. Ткачев П.Н. Наука в поэзии и поэзия в науке / Соч. В 2 т Т. 1. М., 1975.

142. Ткачев П.Н. Новые книги / Кладези мудрости российских философов. М., 1990.

143. Ткачев П.Н. Очерки из истории рационализма. Статья первая /Соч. В 2 т. Т. 1.М., 1975.

144. Ткачев П.Н. Педагогика родная дочь психологии / Кладези мудрости российских философов. М., 1990.

145. Ткачев П.Н. Подрастающие силы / Соч. В 2 т. Т. 1. М., 1975.

146. Ткачев П.Н. Предисловие и примечания к книге Бехера «Рабочий вопрос» / Соч. В 2 т. Т. 1. М., 1975.

147. Ткачев П.Н. Примечание к статье Г.Т. Бокля «Влияние женщин на успехи знания» / Соч. В 2 т. Т. 1. М., 1975.

148. Ткачев П.Н. Революция и государство / Соч. В 2 т. Т. 2. М.,1976.

149. Ткачев П.Н. Рецензии на книги Ю. Жуковского «Политические и общественные теории XVI века» и «Прудон и Луи Блан» / Соч. В 2 т. Т. 1. М., 1975.

150. Ткачев П.Н. Рецензия на книгу Д. Льюиса «История философии от начала ее в Греции до настоящих времен» i Соч. В 2 т. Т. 1.М., 1975.

151. Ткачев П.Н. Рецензия на Собрание сочинений Г. Спенсера // Ткачев П.Н. Соч. В 2 т. Т.1. М., 1975.

152. Ткачев П.Н. Ташкентец в науке (Политика как наука. Соч. А. Стронина) / Кладези мудрости российских философов. М., 1990.

153. Ткачев П.Н. Утилитарный принцип нравственной философии / Кладези мудрости российских философов. М., 1990.

154. Ткачев П.Н. Что такое партия прогресса (По поводу «Исторических писем» П.Л. Миртова. 1870) / Кладези мудрости российских философов. М., 1990.

155. Ткачев П.Н. Экономический метод в науке уголовного права /Соч. В 2 т. Т. 1.М., 1975.

156. Трубецкой С.Н. Университет и студенчество / Антология русской классической социологии. М., 1995.

157. Ударцев С.Ф. Из истории политических взглядов М. Бакунина на государство и революцию // Известия Акад. Наук Каз. ССР. Серия общественных наук. 1976. №5.

158. Ударцев С.Ф. П. Кропоткин. М., 1989.

159. Утопический социализм в России. Хрестоматия. М., 1985.

160. Федоркин Н.С. Утопический социализм идеологов революционного народничества. М., 1984.

161. Фирсов Б.М. История советской социологии 1950-1980-х годов. Курс лекций. СПб., 2001.

162. Хорос В.Г. Народническая идеология и марксизм. М., 1972.

163. Шахматов Б.М. П.Н. Ткачев: Этюды к творческому портрету. М., 1981.

164. Шубин А.В. Проблема «переходного периода» в Российской эмигрантской анархисткой мысли 20-30-х годов // Анархия и власть. М., 1992.

165. Южаков С.Ю. Субъективный метод в социологии / Антология русской классической социологии. М., 1995.

166. Arvon Н. Michel Bakounine ou la vie contre la science. Paris,1966.

167. Hepner В. Bakounine et la panslavisme-revolutionnaire. Cinq essais sur l'histoire des idees en Russie et en Europe. Paris, 1950.

168. Kasik V. M.A. Bakunin. Praha ,1969.

169. Pyziuz E. The doctrine of anarchism of M. Bakunin. Marquette, 1955. Carr E.M. Bakunin. N.Y., 1961.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.