Социально-правовой статус монашества в восточных провинциях Римской империи в IV-VI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Ванькова, Анна Борисовна

  • Ванькова, Анна Борисовна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 191
Ванькова, Анна Борисовна. Социально-правовой статус монашества в восточных провинциях Римской империи в IV-VI вв.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Москва. 2001. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Ванькова, Анна Борисовна

Введение 1

Источники 7

Историография 17-21 Часть I

Глава 1. Терминология, употребляющаяся в отношении тех, кто избрал аскетический путь 22

1. Литературные источники 22

2. Памятники права 33-

Глава 2. Монахи и право 43

1. Монахи и каноны 43

2. Монахи и законы 49-64 3 . Статус монаха 64

Часть II 70

Глава 1. Терминология, описывающая объединения монахов 70

1. Литературные источники 70

2. Памятники права 90-

Глава 2. Объединения монахов и право 99

1. Объединения монахов и каноны 99

2. Объединения монахов и римское право 100

3. Были ли монастыри "корпорациями"? 104-111 Заключение 112 Библиография: источники и исследования 113

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-правовой статус монашества в восточных провинциях Римской империи в IV-VI вв.»

Институт монашества, возникший в IV в., оказал огромное влияние на всю историю византийской церкви-. Монашество дало церкви десятки выдающихся проповедников, миссионеров, организаторов и администраторов. Во все переломные моменты истории церкви монашество не раз выступало как сила, способная склонить чашу весов в ту или иную сторону. Достаточно вспомнить борьбу с арианством и монахов, укрывавших Афанасия Великого от преследования ариан, монофизитство и александрийских монахов, растерзавших православного патриарха Александрии Протерия, решающую роль монахов в борьбе против иконоборчества. Неоценим вклад монашества в православное богословие и литургику, влияние монахов на нормы повседневной жизни православных мирян.

Необходимо отдельно сказать несколько слов об отношении к монахам в Византийской империи в этот период и об их численности. Последнее особенно важно для ответа на вопрос: было ли число монахов настолько велико, что они могли сильно дестабилизировать обстановку в империи и, следовательно, требовали ли они пристального внимания имперских властей уже в самом начале своего появления? Этот вопрос тесно связан и с вопросом о том, когда власти осознали необходимость определить статус монахов. Как известно, монашество возникает в самом начале IV веке в Египте и оттуда распространяется по империи. Это однако не значит, что в остальных провинциях Римской империи не было автохтонного аскетического движения. Оно существовало, однако импульс египетского монашество придал ему новое развитие, новые формы и новую жизнь.

К середине IV в. монашество уже достаточно проявило себя как новый институт внутри церкви. К этому времени сложились основные формы монашеской жизни: анахоретская и киновиальная, а также многочисленные переходные формы. Были составлены первые уставы - например, Уставы св. Пахомия, св. Василия, по которым строилась вся жизнь монашеской общины. IV столетие - время бурного роста численности монастырей и монахов.

Во П-ой половине IV в. монашество становится столь мощным социальным институтом, столь влиятельной силой позднеримской империи, что привлекает к себе внимание всего общества - как язычников, так и христиан, как частных лиц, так и властей предержащих, во главе с императором. Создается обширная монашеская литература, посвященная обоснованию монашеского подвига, прославлению выдающихся представителей монашеского движения. Возникает новый вид паломничества - в знаменитые обители или к знаменитым отшельникам.

С другой стороны, наряду с воззрением на монахов как на "соль земли", существовала и прямо противоположная точка зрения - на них смотрели как на бездельников, дармоедов, подрывающих устои государства, сманивающих молодых, здоровых юношей и девушек в монастыри1. Такое мнение, однажды возникнув, и в дальнейшем имело распространение в позднеримском обществе.

1 Например Historia monachorum, 7 (PL. v.21) (далее - HM) и Palladius. Historia Lausiaca, 46. (The Lausiac History of Palladius. ed. by Butler C. v. 1-2. Cambr. 1898.) (далее - H.L.). Главу 46 Батлер включил в число интерполированных. Однако между текстом Н.М. и H.L. есть существенные различия, которые ниже выделены курсивом. Речь идет о том как авва Аполлос с братией пришел к

Особое негодование властей, если судить по дошедшим до нас источникам, вызывал уход в монастыри куриалов и вообще людей "свободных, благородных и могущих жить в роскоши" (eAeuGepoi ш! ebyevelg2 кш, 8wd|xevoi ev трифг) Cwt Иоанн Златоуст посвятил опровержению такого рода взглядов целый цикл произведений, одно из которых так и называется: "К враждующим против тех, кто привлекает к монашеской жизни"4.

Такие воззрения на монахов бытовали даже среди христиан, тем большее распространение они находили среди язычников, чему свидетель Либаний. В своей речи "К Феодосию. В защиту храмов" он произносит против монахов одному монаху, взятому в войско и сидевшему связанным в тюрьме, ради его ободрения и утешения. "Тысяченачальник прибежал туда и в порыве злобы приказал закрыть двери темницы, оставив в ней Аполлоса с бывшими с ним монахами, как способных к воинской службе". л

О значении термина см.: Чекалова А.А. Представление о знатности в Византии IV - первой пол. V в.// ВВ. 1991. т. 51

3 Sancti patris nostri Ioannis Chrysostomi Opera omnia, ed. D. B. de Montfaucon. Paris. 1839. t. l-TIpo? той? ттоХе [io шта? тоТд- em то \iovaCeiv evdyovoiv. 46B

4 Любопытно привести здесь цитату из этого произведения, которая, пусть и в риторически преувеличенной форме, показывает отношение населения к гонениям на монахов в это время (371-375 г.т.): "Войдешь ли на площадь, или в лечебницу или в какую-бы то ни было часть города, где обыкновенно собираются люди, ничего не хотящие делать - везде увидишь, какой смех все поднимают, а предметом этого смеха служат рассказы о том, что сотворено над святыми мужами". (47В) целую филиппику, обвиняя их в том, что, разрушая языческие храмы, монахи ведут земледельцев к разорению и, в частности, говорит, обращаясь к императору: "Между тем и они [земледельцы] твои подданные, государь, и люди настолько более пригодные, чем их обидчики, насколько работящие люди полезнее тунеядцев. Первые напоминают пчел, вторые - трутней"5.

Подобное отношение время от времени находило свое выражение в римском законодательстве. Нам сейчас не важны причины, побуждавшие императоров к принятию таких законов. Важен сам факт, что императоры, издавая их, писали: "Некоторые приверженцы праздности, пренебрегши городскими повинностями, уходят в уединенные и удаленные места и под видом благочестия сходятся со сборищами монахов"6.

Исследователи также зачастую рассматривают монашество либо как п клапан, позволявший выпускать излишнее социальное давление либо как

5 Libanii Opera. "Про? OeoSocriov tov (ЗаогАёа глтер tgjv lepfii/'. Lipsiae. 1906. Vol. 3. Oratio XXX, 12

6 Quidam ignavia sectatores desertis civitatum muneribus captant solitudines ac secreta et specie religionis cum coetibus monazonton congregantur. И далее: Hos igitur atque huiusmodi intra Aegiptum deprehensos per comitem Orientis erui ex latebris consulto praeceptione mandavimus atque ad munia patriarum subeunda revocari aut pro tenere nostrae sanctionis familiarum rerum carere inlecebris quas per eos censuimus vindicandas, qui publicarum essent, subituri munera functionum. C.Th. XII. I, 63. 370-373 r.

7 См. напрмер: Лебедева Г.Е. Социальная структура ранневизантийского общества. JL, 1980., с. 111: "Возможность существования плебса, о бедствие, опустошавшее империю . При этом как бы само собой подразумевается, что численность монашества была крайне высокой. Действительно ли дело обстояло таким образом? нейтрализация" его недовольства отчасти объясняются преувеличенной благотворительной деятельностью церкви, особым ее значением как эффективного "регулятора" социальных отношений и напряженности, развитием монашества, как института, поглощавшего недовольную бедноту".

8 Так Делёэ пишет: "В Египте монашеское движение во всех его формах имело невероятный успех. Нам нет необходимости обсуждать фантастические цифры, приводимые некоторыми авторами. Эти экстраординарные цифры показывают, что число монахов было достаточно велико, чтобы поразить человеческое воображение, и слишком большим, чтобы позволить нам поверить, что все, кто шли в монастырь, были побуждаемы только религиозными мотивами. Поэтому неудивительно, что императоры Валентиниан и Валент приказали вернуть из монастырей тех, кто бежал сюда, чтобы избежать общественных обязанностей". Delehaye. Н. Byzantine monasticism. // Byzantium. An introduction to East Roman civilization. Ed. by N. Baynes and H.St. Moss. Oxford. 1949. P. 138.; См. также: Andreades A. La population de l'empire Byzantin.// Actes du IV-e Congress international des etudes byzantines. Sofia. 1935. 117-126.: "И до и после создания арабской империи и болгарского государства существовало большое число факторов, которое сокращало число жителей. На 1-м месте здесь: нашествия и пиратство, эпидемии и голод, развитие монашеской жизни. Целибат, говорит св. Иероним,

Эта проблема достаточно трудно разрешима в рамках всей позднеримской империи. Но мы располагаем данными, которые могут помочь нам попытаться найти ответы на эти вопросы в рамках хотя бы одной византийской провинции - Египта 2-й половины IV в. Монашество было здесь скорее всего наиболее массовым по численности, одним из доказательств чему служит тот факт, что оно в этот период становится излюбленной темой 9 церковных авторов .

С некоторой долей уверенности можно считать, что вряд ли общее число монахов в Египте была более 100 тыс. человек. Численность всего египетского населения оценивается в 5-7 млн. человек10. Таким образом численность монахов максимально составляла 1,4-2% от общей численности населения. населяет небо. В этом нет сомнения. Но он не населяет землю. Особенно когда он практикуется в таких огромных масштабах, как в Византийской империи".; См. также: Курбатов Г.Л. Фихман И.Ф. Аграрный строй в Византии в 4-5 вв.// История Византии, т. 1. М. 1967, стр. 76

9 Подробнее об этом см.: Ванькова А. Б. К вопросу о численности египетского монашества во второй половине IV века. // ВДИ, 4, 1998 г.

10 Э. Форд считал, что к 395 г. население Египта составляло 6 млн. чел {Ford Ed. The Byzantine Empire. The Rearguard of European Civilization. L., 1911. Tabl. III). Фихман, подытоживая все точки зрения, дает цифру - 7 млн. (Фихман И.Ф. Введение в документальную папирологию. М., 1987. С. 156 сл., с. 157). Наименьшую цифру дает Рассел - 4, 5 млн., а для III в. - 3 млн. (Russel С. Late, Ancient and Medieval Population // Transactions of the American Philosophical Society. N.S. XVIII. Pt. 3. Philadelphia, 1958. P. 148).

Насколько велика эта цифра? Надо принять во внимание, что некоторая часть монахов была уроженцами других областей Римской империи1что среди монахов были люди разных возрастов, и приток новых монахов был по отношению к общей численности населения и вовсе малозаметным, а также то, что значительная их часть жила в пустыне.

1,4 -2 % монахов от общей численности населения, вряд ли могли — учитывая сказанное выше — сколько-нибудь значительно влиять на социальную и экономическую ситуацию в Египте. Сообщения источников, рисующие нам Египет как страну, переполненную монахами, являются скорее эмоциональными, вызванными в том числе и тем, вероятно, что в других областях империи монахов было значительно меньше, чем в Египте.

Надо сказать также и сказать о том, что исследователи-папирологи отмечают крайне незначительное количество папирусов этого времени, касающихся церкви и монашества. Так А.И. Павловская, отмечая трудно объяснимый факт несоответствия сообщений агиографических и литературных источников данным папирусов пишет: "Если христианские писатели говорят о многочисленных монастырях Среднего и Верхнего Египта уже к концу IV в., то

11 В "Лавсаике" хотя и редко, но все-таки указывается из какой страны происходил тот или иной авва. Так, например, Стефан - ливиец (гл.28); Валент - из Палестины (гл. 29). О том, что монахи - не египтяне были достаточно многочисленны в египетских монастырях говорится в гл. 60: "Пришли мы в Нитрию, где видели многих великих отшельников. Одни из них были местными жителями, другие - пришельцами." в папирусах сведения о хозяйственной деятельности монастырей в IV в. сравнительно скудны"12.

Еще раз повторим, что монахов в других областях в IV веке было крайне мало. Было всего два места, которые могли конкурировать с Египтом по численности монахов. Это — Сирия и Палестина. Здесь также были многочисленные монашеские колонии и отшельники, однако данных о численности их аналогичных египетскх мы не имеем.

Итак, численность монахов в это время в Византийской империи была явно меньше 2 процентов от общей численности населения. В V и VI веке, когда монашество достаточно широко распространилось по всей империи, его численность, конечно, увеличилась (если, конечно, считать не только православных монахов, но и несторианских и монофизитских). Однако, опять же вряд ли она была больше одного-двух процентов. Харанис на основе анализа агиографической литературы, также приходит к выводу, что соотношение численности византийских монахов к численности всего населения, и после VI

1 ^ в., оставалось более или менее постоянным, составляя около 2 %. .

Таким образом, монашество было значительной группой населения империи, но не столь большой по численности, как это представляется многим исследователям.

12 А.И. Павловская. Египетская хора в IV в. М., 1979. С. 4. См. также.: Barison Р. Ricerchi sui monasteri dell'Egytto byzantino ed arabo secondo i documenti dei papyri greci // Aegypt. 1938. XVIII. P. 29-148.

13 P. Charanis. "The Monk as an element of Byzantine Society" (P. 71-74) // Dumbarton Oaks Papers. Washington. 1971. P. 61-85.

Данное исследование посвящено некоторым мало исследованным вопросам возникновения и развития этой столь значимой группы византийского общества: появления и развития греческой и латинской терминологии, определяющей данный институт, и тесно связанный с ним вопрос изменения статуса монашества на протяжении трех столетий (IV-VI вв.). При этом за рамками работы остаются вопросы идеологии монашества и богословского обоснования необходимости монашеского подвига, личности выдающихся основателей этого движения и повседневная жизнь монастырей. Ввиду недостаточной изученности темы, в особенности в отечественной науке, настоящее исследование не может претендовать на полноту и окончательное разрешение основных поставленных в нем вопросов. Поэтому некоторые выводы, к которым нам удалось прийти в процессе изучения данного вопроса, могут носить дискуссионный характер.

Последние восемьдесят лет к данной теме в отечественной историографии по вполне понятным причинам не обращались, но и до революции она привлекала мало внимания14. Что касается западной историографии, то и там исследователи занимались лишь отдельными аспектами этой проблематики, например, законодательством Юстиниана или проблемой употребления отдельных терминов, таких как "монах" или "монастырь". Существует крайне мало работ, посвященных развитию

14 Можно отметить лишь работу иером. Михаила. "Законнодательство римско-византийских императоров о внешних правах и преимуществах Церкви (313565). Киев. 1901. с. 46., в которой этой проблематике посвящен небольшой, но интересный разбор. монашества на протяжении всего этого периода, обычно исследователи ограничиваются лишь каким-нибудь одним временным периодом, например, ролью Халкидонского собора в истории монашества.

На наш взгляд, проблемы статуса и терминологии тесно увязаны между собой. Нельзя рассматривать совокупность терминов, описывающих тех, кто предавался аскетческим подвигам и их объединениям, в отрыве от вопроса о статусе монахов и их объединений, а вопрос о статусе тесно связан с проблемой владения имуществом монахами и объединениями монахов. С другой стороны, многие исследователи зачастую рассматривают церковное и светское законодательство по отношению к монахам в едином русле, где оба вида законодательства как бы дополняют друг друга. Но это не совсем верно. Монастыри возникали на территории позднеримской империи, при этом монахи были не только членами Церкви, но и подданными этого государства. Задачей диссертации является выявление двойственности положения монаха - как члена Церкви и подданного позднеримской империи.

Хронологически диссертация охватывает период с IV века по первую половину VI века. Выбор первой даты, на наш взгляд, даже не требует пояснений. Ведь именно к IV веку, как сказано выше, относится возникновение и становление монашества. Выбор последней даты связан с законодательством императора Юстиниана. Эти законы окончательно придали монашеству легитимность со стороны светских властей и подробно разработали вопросы статуса и монастырской собственности. Это не значит, что после законодательства Юстиниана развитие монашества остановилось. Просто оно стало тем рубежом, которым определялась жизнь монастырей в течении столетий.

Исследование охватывает только историю монашества Византийской империи, т. е. монашества Египта, Сирии, Малой Азии и Греции. История же несторианского и монофизитского монашества требует отдельного рассмотрения. Хотя и было бы крайне любопытно выявить паралели между терминологией, статусом и имущественным положением этих столь сильно разошедшихся, но выросших из одного корня, монашеских конгломератов, однако это задача более объемного исследования.

В настоящее время, когда в России возрождается институт монашества, исследование проблем статуса монашества в период его зарождения и первых его веков существования представляет не только отвлеченный научный интерес. Такое исследование дает возможность проследить корни некоторых явлений и проблем современного монашества.

Источники и историография.

1. Источники.

В качестве источников для глав, посвященных статусу монашества, а также имущественному и налоговому положению монастырей и монахов, были использованы только памятники церковного и римского права IV - VI вв., поскольку именно они создают правовую базу существования монашества в церкви и обществе. Прочие источники привлекались лишь в том случае, если они сохранили законодательные нормы, отсутствующие в этих памятниках.

Церковное законодательство представлено в данном исследовании постановлениями поместных соборов15 и правилами IV Вселенского собора16.

В современные православные канонические сборники вошли правила девяти поместных соборов, среди которых нас интересуют каноны Анкирского собора (314 г.), Гангрского (около 340-350 гг.), Лаодикийского (между 360 и 370 гг.) и Карфагенского собора. История складывания и происхождения канонических сборников, датировка отдельных поместных соборов являются

17 достаточно сложной проблемой . Первый сборник канонов поместных соборов сложился в 80-е гг. IV в. в Антиохии. В него входили каноны следующих соборов — Анкирского, Неокесарийского, Антиохийского, Лаодикийского и Гангрского. Отличительной особенностью этого собрания было то, что каноны

15 Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio, rev. ed. J. Mansi, 54 vols. Graz. 1960.

16 Acta conciliorum oecumenicorum.(ACO) // Ed. E. Schwarz (а также J. Straub, Lambertz). Berlin.

17 Подробнее об этом вопросе см. следующие работы: Beck Н. G. Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich. Munchen. 1959; Schwartz E. Die Kanones-sammlungen der alten Kirche. // Zeitschrift der Savigny-Stiftung fur Rechtsgeschichte. K. Abt. XXV. 1936; Lauchert Fr. Die Kanones der wichtigsten altkirchlichen Concilien. Freiburg-im-Br., 1896 (1961); Selb W. Die Kanonessammlungen der orientalischen Kirchen und das griechische Corpus canonum der Reichskirche. // Festschrift fur W. Plochl. Wien, 1967. 371-383. Источниковедческие проблемы, связанные с происхождением правил Гангрского собора, будут рассмотрены ниже — в части I, главе 2, параграфе 1. всех поместных соборов шли подряд при сплошной нумерации. На эту подборку правил ссылались отцы Халкедонского собора.

В VI в. Иоанном Схоластиком, патриархом Константинопольским, была составлена т. н. Синагога, включившая в себя акты поместных и Вселенских соборов и церковное законодательство Юстиниана. В этом сборнике материал для удобства пользования был разделен на 50 титулов. По тому же принципу построен и целый ряд сборников, составленных позднее, в них вошли также постановления последующих вселенских соборов. Однако этот предмет уже выходит за хронологическе рамки нашего исследования.

Как известно, деяния Вселенских соборов дошли до нас, начиная с III Вселенского собора, состоявшегося в Эфесе в 431 г., но для истории монашества наибольший интерес представляют каноны IV Халкидонского собора (451 г.). Этот собор, созванный для борьбы с монофизитской ересью, принял ряд важнейших вероучительных определений. Но не менее важны и 30 канонов этого собора, задачей которых было урегулировать ряд проблем внутри Церкви, таких как симония, занятие клиром, говоря современным языком, предпринимательской деятельностью, тяжбы между представителями духовенства, а также вопрос о месте Константинопольской кафедры среди прочих (знаменитый 28 канон, не признанный легатами римского папы), и некоторые другие18. Пятая часть правил собора посвящена монахам и их Г

18 Подробнее об этом вопросе см. например: Grillmeier A., Bacht Н. Das Konzil von Chalkedon. 3 vol. Wurzburg. 1951-1954; Festugier A. J. Ephese et Chalcedoine, actes des concils. Paris. 1982. О «монашеских канонах» см. ниже также в части I, главе 2, параграфе 1. объединениям. Такого количества канонов на эту тему нет более в правилах ни одного поместного или вселенского собора рассматриваемого нами периода.

Памятники римского права представлены в данном исследовании двумя Кодексами — Феодосия и Юстининана19.

Кодекс Феодосия был составлен при императоре Феодосии II. Комиссия из 16 высокопоставленных чиновников начала работать в 436 г. и закончила работу в следующем году. Кодекс был введен в действие конституцией от 15 февраля 438 г. В его составе 16 книг, содержащих около 3000 конституций, изданных после 312 г. Часть конституций была переработана составителями, с тем, чтобы с одной стороны, убрать устаревшее, а с другой, добавить необходимое. Текст был разделен на 16 книг, а те в свою очередь на титулы, конституции в каждом титуле помещались в хронологическом порядке. 16 •<>,книга этого Кодекса полностью посвящена Церкви и различным культам, но ряд ^ф. интересующих нас законов содержат и другие книги Кодекса20.

19 Theodosiani libri XVI (CTh). Ed. Mommsen Th. Berolini. 1905; Corpus Juris Civilis. Ed. Krueger P. Vol. 2. Codex repetitae praelectionis Berolini. 1905; Corpus Juris Civilis. Vol. 3. Novellae Constitutiones. Ed. Schoell R., Kroll G. Beroloini. 1954.

20 Поскольку на Востоке Кодекс рано вышел из употребления, то и его рукописная традиция весьма скудна. На Западе же, где он был в употреблении достаточно долго (особенно на юге Франции), значительное число манускриптов содержит более или менее обширные извлечения из этого Кодекса. Часть Кодекса дошла в т. н. Бревиарии (Кодексе) Алариха 506 г. Манускрипты его весьма многочисленны. Несмотря на большое число

После кодификации Феодосия II новые конституции императоров продолжали появляться. Часть из них вошли в Кодекс Юстиниана, часть же сохранилась в других сборниках. Так новеллы Маркиана дошли в Бревиарии, в ряде сборников, известных под общим названием Силлога Майориана —

21 новеллы Феодосия, Валентиниана III и Майориана .

Вершиной кодификационной деятельности византийских императоров стал безусловно т. н. Corpus juris civilis императора Юстининана. Корпус состоит из трех частей: учебника права Instututiones (532 г.), созданого на основе аналогичных произведений уважаемых юристов (Гая, Ульпиана и др.); компендиума сочинений классиков —Digesta (530-33 гг.) и собственно Кодекса. Комиссия во главе с Трибонианом в короткие сроки подготовила первое издание Корпуса, однако вскоре он был переработан, так появился т. н. Codex repetitae praelectionis, изданный в 534 г. Кодекс содержит около 4600 рукописей, существуют многочисленные лакуны в первых пяти книгах, по подсчетам Моммзена лакуны составляют около двух третей от их объема. В книгах от шестой до шестнадцатой лакун значительно меньше. Первое издание Кодекса было предпринято еще в XVI веке. Однако, на сегодняшний день образцовым считается издание Моммзена, вышедшее уже после его смерти в 1905 г. О проблемах, связанных с этим Кодексом, см., в частности: Gaudemet J. La formation du droit seculier et du droit de l'eglise aux IV-e et V-e siecles. Sirey. 1957. P.48-50; Honore T. The making of the Theodosian Code // Zeitschrift der Savigny-Stifftung fur Rechtsgeschichte (Romanistische Abteilung). 1986. P. 29-204, а также общие работы по источникам римского права. конституций, из них 400 самого Юстиниана. Многочисленные законы, изданные после создания Кодекса, получили название Новелл. Уже после смерти Юстиниана их стали собирать в сборники, самый полный из которых -т. н. Греческий сборник (168 новелл), в который вошли 156 новелл самого Юстиниана.

Трудно переоценить то влияние, которое оказал этот Корпус на все последующее развитие права, этому памятнику посвящена поистинне необъятная литература. Но для нашей темы важно то обстоятельство, которое уже было отмечено выше: Юстиниановское законодательство определило большинство сторон монашеской жизни, и именно поэтому оно входило как одна из составных частей в сборники церковного права в последующие столетия.

Источниками для глав, посвященных развитию терминологии, помимо вышеуказанных источников послужили сочинения писателей IV - VI вв., посвященные монашеству, и деяния III и IV Вселенских соборов. Также для истории развития терминологии представляют определенный интерес деяния Константинопольского собора 536 г., на котором (при участии западного духовенства) были осуждены бывший патриарх Анфим, Север, Петр и монах

Зонара. Терминология этого собора является синхронной законодательству

22

Юстиниана.

21 Gaudemet J. Op. cit. P. 63-66.

22 Synodus Constantinopolitana anno 536, ed. E. Schwartz // Acta conciliorum oecumenicorum, vol. 3. Berlin: De Gruyter, 1940 repr. 1965.

Среди церковных писателей безусловно выделяются несколько церковных деятелей, посвятивших пропаганде монашеских идеалов, организации монашества много вдохновенных страниц. В первую очередь, это, конечно, Афанасий Великий, Василий Великий, Иоанн Златоуст. Также следует отметить первых жизнеописателей египетских и сирийских монахов Палладия, неизвестного автора «Historia monachorum in Aegypto» и Феодорита Кирского.

Как пример лексики переходного периода от домонашеских форм аскезы к монашеским в нашей работе используются ряд трудов Евсевия Кесарийского (260-е-ЗЗ9 гг.). Евсевий был родом из Палестины, пережил гонения на христиан при Диоклетиане. Уже епископом Кесарии Севастийской он становится приближенным Константина Великого. Евсевий принимал активное участие в I Вселенском соборе. К этому периоду относится его «Церковная история», посе 314 г. написаны такие произведения как Комментарии к Псалмам, Praeparatio и Demonstratio Evangelica.23'

Афанасий Великий24 родился около 295 г., в 319 г. был рукоположен в диаконы, и в качестве такового сопровождал Александра Александрийского на Никейский собор. После смерти Александра он унаследовал его кафедру.

23 Historia ecclesiastica // Eusebius. Werke. Ed. Schwartz E. II, 1-3. Leipzig. 19031909; Praeparatio evangelica// Eusebius. Werke. VIII. 1-2. Ed. MrasK. Berlin. 19541956; Demonstratio evangelica // Eusebius. Werke. VI. Ed. Heikel J. A. Leipzig 1913.

24 Подробнее биографию Афанасия Великого см. например: Bardy G. Saint Athanase (Les Saints), 3rd ed. Paris. 1925. Lauchert F. Leben des hi. Athanasius des Grossen. Кц1п, 1911.

Афанасий прославился как стойкий и последовательный борец против арианской ереси, пять раз был сослан, несколько раз лишался своей кафедры. Во время одной из ссылок он провел около шести лет, скрываясь среди египетских монахов. Личное знакомство с ними сделало его не только приверженцем нового вида христианского подвига, но и пламенным его пропагандистом.

Список наиболее знаменитых сочинений монашеской литературы, написанных за полтора тысячелетия существования этого института, безусловно, открывается "Житием Антония Великого" Афанасия Великого25. Вопрос о том насколько образ, созданный Афанасием, соответствовал реальному человеку, и насколько сформирован представлением автора о том, каким должен быть монах, неоднократно дискутировался в литературе. Нам сейчас важно другое. Это первое произведение такого плана, написанное вскоре, после смерти Антония Великого (356 г.) в 357 г., оказало огромное влияние на развитие монашества и монашеской литературы, как греческой, так и латинской.

Есть еще несколько произведений, где Афанасий употребляет интересующую нас лексику. В первую очередь это "История ариан" (Historia arianorum ad monachos), написанная около 358 г и две "Апологии"26,

25

PG. V. 26, 1029-1048. Существует новое издание этого памятника, вышедшее в серии Sources chretiennes, однако, к сожалению оно оказалось нам недоступным.

26 Athanasius. Werke. II, 1. Ed. H.G. Opitz. Berlin. 1935-41, p. 68-86; 87-168 и 183230 соответственно. написанные в то же время, а также три письма - к Драконтию (354 или 355 г.), епископу Руфиниану (около 362 г.) и письмо к монахам27.

Таким образом, терминология Афанасия 50-60-х годов IV века является одним из первых образцов рассматриваемой лексики.

Слава и известность Афанасия привели к тому, что ему было приписано достаточно большое число сочинений. Хотя среди них есть произведения (Doctrina ad Antiochum ducem, Epistula ad Castorem, Syntagma ad monachos, Vita sanctae Syncleticae ), представляющие для нас интерес с точки зрения употребления такого рода лексики, но невозможность привязать подавляющее большинство из них к более или менее точному временному отрезку, сделало бы выводы, основанные на анализе этих тестов весьма сомнительными.

Следующий по времени писатель - Василий Великий (около 330 - 379 гг.), один из трех великих каппадокийцев. Его семья была прославлена тем, что из нее вышло три епископа и четыре святых. После получения образования в Афинах, он принял крещение и отправился в путешествие по знаменитым монашеским колониям Египта, Сирии и Палестины. Из двух основных форм монашеской жизни, с которыми он познакомился в путешествии, Василий Великий отдал предпочтение киновиальному монашеству. Поэтому после своего возвращения он основывает небольшой монастырь в окрестностях Неокесарии, а затем, в течение короткого времени, еще ряд монастырей. Надо отметить, что это не были первые монастыри в Малой Азии. Основателем монашеской жизни здесь был Евстафий Севастийский, но именно Василию

27 PG. V. 25. 524-533; 1180-1181 и 1185-1188 соответственно.

28 PG. V. 28. 556-589; 849-905; 836-845 и 1488-1557 соответственною было суждено войти в историю как одному из великих устроителей монашеской жизни. В 364 г. его рукополагают в пресвитеры, а в 370 г. он становится епископом Кесарийским.

Из всего наследия Василия Великого нас будут интересовать его письма, написанные в разные годы, а также 13 аскетических трактатов, объединенных общим названием "Аскетика", некоторые из которых являются псевдоэпиграфами.

Наиболее важные и интересные для нас - это «Правила пространно изложенные», «Правила, кратко изложенные» и «Подвижнические уставы»29. Помимо них сюда входят «Нравственные правила», а также ряд более мелких произведений. Одно из наиболее ранних произведений Аскетики - «Правила пространно изложенные». Они были созданы Василем в монастыре около 358 г: В это же время создается и какая-то часть «Правил кратко изложенных». Однако окончательная редакция их относится к более позднему времени, ко времени его священства. «Подвижнические уставы» также, по всей видимости, были созданы в это время. В кратких правилах имеются отсылки к правилам пространным. «Подвижнические уставы» ссылаются на оба эти произведения. Определенное влияние оказал на Аскетику св. Василия устав Пахомия Великого. Мы будем понимать под Аскетикой, для краткости и удобства, лишь три произведения, а именно два Правила и Подвижнические уставы. Они содержат конкретные указания для монахов на все случаи иноческой жизни и представляют собой образцы лексики, относящиеся к 60-м и отчасти 70-м годам

ЛЛ

Regulae fusius tractatae et Regulae brevius tractatae — PG. V. 31. 901-1305. Regulae morales — PG. V. 31. 691-869.

IV в. Большинство ученых придерживается того взгляда, что большинство произведений, объединяемых под именем Аскетика, принадлежит перу Василия Великого (при известном участии Григория Назианзина)30.

Трудно переоценить то влияние, которое оказал этот корпус на все последующее монастырское законодательство в Византии. Многие западные исследователи по аналогии с западными орденами даже называют "василианами" монахов монастырей, живущих по Уставу Василия Великого или по уставам, написанным под его влиянием31.

Также определенный интерес представляет материал, содержащийся в «Письмах» Василия Великого, написанных в разные периоды его жизни.32

30 См. например, Quasten J. Patrology. V. 3. Utrecht-Brussels, 1950-1953. P. 178; Примогенов H. Устав иноческой жизни Василия Великого и сравнение его с уставом св. Пахомия. Киев. 1900. Другого мнения придерживается И. Делеэ (Delehaye К, Op. cit. р. 142). Подробно вопрос происхождения тех или иных произведений из этого корпуса разбирает в своей работе Gribomont J. Histoire du texte des Ascetiques de saint Basile. (Bibliotheque du Museon 32). Louvain, 1953. Например, он считает, что т. н. Prologus V (Sermo asceticus) и Constitutiones asceticae скорее всего написаны кем-либо из учеников св. Василия Великого.

5 1

См., например, Quasten J. Op. cit. v. 3., p. 213.

32 Saint Basile. Lettres. I, II, III. Ed. Courtonne Y. Paris. 1957, 1961, 1966. По поводу рукописной традиции см. например: Bessieres М. La tradition manuscrite de la coorespondance de st. Basile. Oxford. 1923; Cavallin A. Studien zu den Briefen des hi. Basilius. Lund. 1943. Rudberg S. Y. Etudes sur la tradition manuscrite de st. Basile. Lund. 1953

Следует отметить, что именно в одном из писем (284) св. Василия содержится весьма ценный материал, касающийся налогооблажения монахов.

Два сочинения из числа наших источников относятся к концу IV - началу V вв. Это "Лавсаик" Палладия, епископа Еленопольского и «Historia monachorum»33. Оба эти произведения написаны в виде путевых дневников. В условиях размытости границ жанров в это время Лавсаик и НМ можно отнести не столько к патерикам как сборникам житий, каковые в это время еще не сложились в их классической форме, но, к своего рода, peregrinatio ad loca sancta. И с тем и с другим связан комплекс источниковедческих проблем, породивших большую литературу34.

Палладий (368-430 гг.), автор первого из названных источников, прибыл в Египет в 388 г. и, приняв монашество, оставался среди египетских монахов 1ч) лет. В 399 г. он был рукоположен в епископы Еленополя в Вифинии. Затем, будучи замешан в деле Иоанна Златоуста, попадает в ссылку. После возвращения он вновь занимает свою кафедру, а около 420 г. по просьбе некоего Лавса пишет историю египетского монашества. Произведение Палладия пользовалось огромной популярностью.

10

Palladius. Historia Lausiaca // Ed. Butler С. The Lausiac History of Palladius. II (Textes and Studies. VI, 2) Cambridge. 1904; «Historia monachorum in Aegypto». Ed. Festugiere A. J. Edition critique du texte grec et traduction annotee. Bruxelles. 1971.

34 См. библиографию: Quasten J.Op. cit. V. 3. Utrecht-Brusseles, 1950-1953. P. 178.

Не обсуждая существующие теории истории создания текста и структуры "Лавсаика"35, отметим лишь то, что касается непосредственно нашей темы. Очень рано в текст "Лавсаика" были инкорпорированы фрагменты "Истории монахов". Батлер, опубликовав критическое издание "Лавсаика", выделяет также еще целый ряд фрагментов неизвестного происхождения36. Однако большинство ученых придерживается той точки зрения, что сочинение Палладия написано им самим на основе личных впечатлений во время

ЛИ многолетнего пребывания в Египте . Это не исключает того, что он мог пользоваться какими-то уже существующими к тому времени сочинениями, посвященными египетскому монашеству. Батлер полагает, что Палладий мог и сам внести некоторые фрагменты "Historia monachorum" (автор, греческого текста «Historia monachorum» совершил путешествие в Египет в 394/395 г. и посетил основные монашеские центры как Верхнего, так и Нижнего Египта38) в свой текст, хотя и не высказывается об этом определенно39. Таким образом, даже те сведения, которые отсутствуют как в "Historia monachorum", так и в

35 См. их сводку: Butler С. The Lausiac History of Palladius. I.

36 Ibid. P. 19 f.

37 Quasten. Op. cit. P. 176. Батлер, принимая в качестве первоначального текста HL краткую редакцию, считает, что именно она может быть принята как личные воспоминания автора (Op. cit. V. 1. Р. 23).

•3 Q

См. подробный разбор источниковедческих проблем, связанных с этим произведением в: Festugiere A. J. Le probleme de Г Historia Monachorun // Hermes 83 (1955). Paris. P. 257-284. первоначальном варианте "Лавсаика", могли быть взяты из сочинений того же времени и на ту же тему, до нас не дошедших.

Иоанн Златоуст (344-407), выдающийся церковный деятель и писатель был современником Палладия. Иоанн Златоуст, также как и Василий, получил прекрасное образование. После принятия крещения около 369 г. был возведен в должность чтеца, а затем несколько лет получает богословское образование у Картерия и Диодора Тарсийского. Около 375 г. он присоединяется к монахам, подвизавшимся недалеко от Антиохии, а потом проводит два года отшельником. Но из-за расстройства здоровья Иоанн Златоуст был вынужден вернуться в Антиохию. Пройдя последовательно все ступени церковной иерархии, он в 398 г. стал архиепископом константинопольским и пробыл с перерывами на этом посту до 404 г., времени своей второй ссылки.40

Из богатого наследия Златоуста, интересующая нас терминология употребляется им в следующих произведениях: К Стагирию подвижнику, одержимому диаволом (период дьяконства), в письмах к Олимпиаде (404-407), к Феодору павшему, Против тех, кто враждует против жизни монашеской (378386 гг.), в одной из гомилий к народу Антиохии о статуях (387 г.), на Евангелие от Матфея (написанных скорее всего в Антиохии в 390 г.), на Послание к Тимофею (написаны по всей видимости в Антиохии), а также в некоторых

39 Op. cit. Р. 21.

40 Подробнее о биографии Иоанна Златоуста см.: Ваиг С. Johannes Chrysostomus und seine Zeit. V. 1-2. Munchen. 1929-1930 (Существует английское издание 1959-1960); Burger D. G. A complete Bibliography of the Scholarship on the Life and Works of St. John Chrysostom. Evanston. 1964. более мелких произведениях.41 Интерес для нашей темы представляет и сочинение Палладия, посвященное Иоанну Златоусту — Диалог о жизни Иоанна Златоуста42.

К последней трети IV века относятся сочинения Епифания Кипрского (около 315 г. - 403 гг.). Он родился недалеко от г. Газа в Палестине, знал несколько языков. Являясь горячим сторонником монашеской жизни, он, как и св. Василий, после путешествия по монастырям Египта, основал недалеко от Газы монастырь. В 367 г. Епифаний стал епископом Кипра. Прославился как страстный обличитель ересей, особо яростно он не принимал Оригена, считая его аллегорический метод корнем всех ересей. Нас более всего интересует его

4| Ad Theodorem lapsum // PG. 47. 277-316 (более новое издание — S. Jean Chrysostome. A Theodore. Ed. Dumorier J. (Sources chretiennes 117) Paris. 1966); Adversus oppugnatores vitae monasticae. Libri 1-3 // PG. 47. 319-386; Ad Stagirium a daemone vexatum. Lib. 1-3 // PG. 47, 423-494; De virginitate — J. Chrysostome. La virgin^. Ed. Musurillo H. et Grillet B. (Sources chretiennes 125). Paris 1966; Ad populum Antiochenum homiliae 1-21 (De statuis) // PG. 49. 15-222; In epistula ad Thimoteum // PG. 62. 501-662; De Paenitentia homiliae 1-9 // PG. 49. 277-350; Epistulae ad Olympiadem — Lettres a Olympias. Ed. Malingrey A. M. (Sources chretiennes 13 bis). Paris. 1968.

42 Dialogue de vitalohannis Chrysostomi. Ed. Coeman-Norton P. R. Cambridge 1928. На авторстве Палладия настаивает Батлер см.: Butler С. Authorship of the "Dialogus de vita Chrysostomi" // JThS 22 (1920/21).

Панарион43, огромное сочинение, посвященное опровержению ересей. Это первое сочинение такого рода, написано в 70-е гг. IV в. и таким образом также является образцом достаточно раннего употребления интересующей нас лексики.

Среди авторов V века мы используем труды Феодорита Кирского, а также церковных историков Сократа и Созомена.

Феодорит Кирский - одна из самых неодназначных фигур богатого на яркие личности V вв. (впрочем, IV в. в этом отношении был не менее интересен). Он был земляком Иоанна Златоуста, родился на исходе IV века - в 393 г. и проведя, как и многие деятели этого времени, несколько лет в монастыре, был рукоположен в 423 г. в епископы Кира, крошечного города недалеко от Антиохии. Феодосий был активным участником несторианских и евтихианских споров и двух соборов - Эфесского и Халкидонского. Скончался он около 466 г.44 Нас интересуют два произведения Феодорита - "История боголюбцев"45 и "Церковная история"46, а также некоторые из его писем47.

43 Epiphanius. Panarion. Ed. Holl К. V. 1-3. Leipzig. 1915,1922,1933.

44 Из обширной литературы, посвященой бл. Феодориту, отметим лишь одну из последних русскоязычных работ: Сидоров А. И. Блаженный Феодорит Кирский, архипастырь, монах, богослов. Его значение в истории древнехристианской Церкви и православного богословия // Бл. Феодорит Кирский. История боголюбцев. Москва. 1996. Стр. 3-138.

45 Theodoret de Cyr. L'histoire des moin.es de Syrie. Ed. P. Canivet, Leroy A., Molinghen. I-II. (Sources chretiennes 234). Paris 1977, 1979.

История боголюбцев» составлена около 444 г. и содержит жизнеописания почти тридцати аскетов, рисуя широкую картину разных форм аскетической практики в Сирии. «Церковная история» написана бл. Феодоритом в 449-450 гг.

Церковный историк Сократ родился около 380 г. в Константинополе и получил только светское образование, его юность его не прошла в монастыре. до

Свою «Церковную историю» он доводит до 439 г. Современником Сократа был Созомен, выходец из Палестины. Его «Церковная история»49 написана в промежутке между 434 и 450 гг. и покрывает практически тот же период церковной истории, что и "История" Сократа - нач. IV в. и вплоть до 439 г. Между двумя "Историями" существует многочисленные параллели практически дословные. Было доказано, что Созомен много заимствовал из "Истории" Сократа, при этом, никогда не ссылаясь на него.

46 Theodoret. Kirchengeschichte.Ed. Parmentier L. und Scheidweiler F. Berlin. 1954. См. также: Giildenpenning A. Die Kirchengeschcichte des Theodoret von Kyrrhos. Eine Untersuchung ihrer Quellen. Halle. 1989.

47 Theodoret de Cyr. Correspondance. I, II, III. Ed. Azema Y. Paris. 1955, 1964, 1965. до

Socrates Scholasticus. Historia ecclesiastica. Ed. Bright W. Oxford. 1993. Об источниках Сократа см.: Geppert F. Die Quellen des Kirchenhistorikers Socrates Scholasticus (Studien zur Geschichte der Theologie und Kirche III. 4). Leipzig. 1898.

49 Sozornenus. Kirchengeschichte. Ed. Bidez J. und Hansen G. C. Berlin 1960. Об источниках Созомена см., например: Schoo G. Die Quellen des Kirchenhistorikers Sozomenos. Berlin. 1911.

Историография.

Истории позднеримского монашества, а особенно египетского монашества IV в., посвящена огромная и поистине необъятная литература. Основными проблемами, начиная с XIX века, привлекавшими внимание исследователей были возникновение монашества в Египте, сирийское и палестинское монашество до нашествия арабов, фигуры Антония Великого, Пахомия Великого, Саввы Освященного и других выдающихся представителей монашества IV-VI вв. Привлекала внимание и организация повседневной жизни монахов, разнообразные формы ее организации - киновитная, анахоретская, лаврская и другие. Огромное количество исследований посвящено и богословию монашества, в том числе и проблеме обоснования монашеского подвига. Гораздо меньше внимания уделяется исследованию правовых аспектов деятельности монахов и монастырей, проблемам статуса, тому, как новый институт встраивался в уже вполне сложившуюся церковную структуру.

Многие исследования, посвященные истории монахов и монастырей, отличает склонность к повествовательности, превалирование описания над анализом, неточности в деталях римского государственного устройства и права. Другая проблема многих исследований по монашеству - некоторая (иногда большая, иногда меньшая) апологетичность изложения. Иными словами, поскольку многие монахи этой эпохи были людьми выдающихся духовных дарований, многие из которых были причислены к лику святых, то они, бросая отблеск на все монашество, как бы придают всему институту ореол святости.

Значительное число работ XIX в. и первой половины XX века построено на десятке наиболее известных и популярных источников, таких, как «Житие Антония Великого», «История боголюбцев», сочинениях Руфина и Палладия.

Особенно это характерно для значительной части русской дореволюционной историографии50.

В известной мере к этой же группе исследований относится и работа новозеландского ученого, работающего в Калифорнийском университете, П. Руссо51. Исследование посвящено развитию киновитной формы монашества на протяжении столетия, от основателя киновий Пахомия до Игнатия. Там, где автор рассматривает устройство киновий, он всецело идет за источниками (надо отметить, что автор пользуется не только старыми, хорошо известными источниками, но и новооткрытыми). В этой группе исследований стоит

52 отметить работу Гобри о восточном монашестве от св. Антония до св. Василия. Несмотря на то, что работа отличается больше событийным

50 Отметим в этом ряду такие работы как Казанский П. История православного монашества на Востоке. Ч. 1-2. Москва. 1854-1856.; Константинопольское монашество от основания города до кончины патриарха Фотия (330-889 гг.). Извлечено из сочинений аббата Марена, кн. 1. СПб. 1899 г.; Троицкий И. Обозрение источников начальной истории египетского монашества. Сергиев Посад. 1906. Сюда же можно отнести биографии Иоанна Златоуста и Василия Великого, написанные еп. Агапием, В. Лебедевым, Г. Прозоровым и другими. Эти работы даже нельзя в полном смысле назвать научными. Они занимают как бы промежуточное положение между панегириками и научными исследованиями.

51 Russo P. Pachomius: the Making of Community in 4-th Egypt. 1983.

Gobry I. Les moines en Occident. V. 1. De Saint Antoine a saint Basile. Les origines orientales. Paris 1985. изложением, нежели анализом монашеской истории этого столетия (IV в.), но проблемы терминологии и финансово-хозяйственной деятельности автор также затрагивает.

До революции в России был издан и целый ряд написанных на высоконаучном уровне трудов. Достаточно назвать такие исследования, как "Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века53" или "Палестинское монашество в IV-VI вв.54". Некоторые из них не потеряли своего значения и в настоящее время. Переводились на русский язык и труды европейских ученых.55 После революции эта традиция была практически полностью прервана. Одной из немногих проблем, которая все-таки изучалась в советское время, была проблема монастырского землевладения56.

53 Иеромонах Анатолий (Грисюк). Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века. Киев. 1911 г.

54 Архимандрит Феодосии (Олтаржевский). Палестинское монашество в IV-VI вв. Киев. 1899

55 См., например: ГарнакА. Монашество. Его идеалы и его история. Спб., 1906.

56 Статья Левченко И. И. (Церковные имущества 5-7 вв. в Восточной Римской империи. ВВ. т. 2. 1949. С. 15-42), хотя и посвящена церковным и монастырским имуществам V-VII вв., но для анализа причин и истоков явлений более позднего времени он обращается к IV в., используя в качестве источников, в числе прочих, и Златоуста и Василия. Основное содержание статьи составляет исследование налоговой политики Византии и взаимоотношения ктиторов с церквями и монастырями.

На рубеже веков и в 1 -й трети XX века были написаны несколько работ (в основном статей) по правовому статусу Церкви и монастырей. В первую очередь, следует назвать уже упоминавшуюся работу иером. Михаила. Его исследование отличает редкое для специалистов по церковной истории знание норм римского права, взгляд на положение Церкви не "изнутри", а "извне", с позиции римского государства и римского права. К сожалению, раздел, посвященный монашеству, в этой небольшой работе также крайне невелик. В 30-е гг. выходят три статьи Б. Гранича57, являющиеся до сего времени основными по проблеме статуса монахов и их частноправового положения. Однако, всем трем статьям присуща некоторая описательность, простое перечисление норм законов при минимальном анализе этих законов.

Отметим еще две статьи, появившиеся уже в послевоенное время. Первая — статья итальянского исследователя Орестано, посвященная анализу юстиниановского законодательства58. Здесь поднимаются такие проблемы, как соотношение «законов» и «канонов» в Юстиниановском законодательстве, пытается автор и рассмотреть такой вопрос как являлся ли монастырь

57 Grartic В. L'acte de fondation d'un monastere dans les provinces grecques du Bas-Empire au V-e et au VI-е sincles // Melanges Ch. Diehl. Paris. 1930. Granic B. Die Rechtliche Stellung und Organisation der Griechischen Kloster nach dem Justinianischen Recht // BZ. 1929. Bd. 29. P. 6-34.Granic B. Die Privatrechtliche Stellung der griechischen Mmiche in V. und VI. Jahrh. II BZ. Bd. 30. 1930 P. 669676.

58 Orestano R. Beni dei monachi e monasteri nella legislazione guistinianea // Studi in onore di P. de Francicsci. Bd. 3. Milano. 1956. P. 561-593. юридическим лицом. Вторая статья , рассматривающая позднеримское и византийское (до IX в.) законодательство о монахах, является простым перечислением конституций императоров, при том далеко не полным, при минимальном анализе их.

Во второй части работы одного из крупнейших французских ученых Фестюжьера60 рассматриваются данные источников об антиохийских монастырях, их роли и влиянии на жизнь этого города. Крайне интересна работа Ж. Бенуа61, посвященная церковной жизни Каппадокии в IV в. Ее слабое место заключается в том, что она ограничивает круг своих источников письмами Василия Великого. Между тем, многие данные этих писем трудно анализировать, не привлекая других произведений Василия Великого (например, письмо 284 о налогах, которым подвергались монастыри, трудно понять, не привлекая данных Аскетики).

Отдельно надо ' сказать о группе исследований, посвященных имущественному и правовому положению церкви в составе Восточной Римской империи. Это работы следующих авторов: Караянопулоса, Годмэ, Зельба,

59 Frazee С к A. Late Roman and Byzantine Legislation on the monastic Life from the 4-th to the 8th Centuries // Church History. 51. 1982. P. 263-279.

60 Festugiere A. Antioche paienne et chretienne. Libanius, Chrysostome et les moines de Syrie. Paris. 1959.

61 Benoit G. U eglise de Cappadoce au IV-e siecle d' apres la correspondance de Basile de Cesaree (330-379). Roma. 1985.

Левченко . Работы Зельба и Караянопулоса отличает прекрасное знание как церковных, так и светских источников, но обе эти работы, посвящены практически только церковным проблемам, а не монашеским. О монашестве авторы упомянают только, чтобы констатировать, что юридическое положение монастырей было очень неопределенным, а о налоговой политике государства и иммунитете по отношению к монастырям трудно говорить из-за полного отсутствия источников, что не совсем соответстует действительности.

63

Работы Ж. Годмэ посвящены нескольким вопросам: складыванию церковного права, соотношению его с римским и положению Церкви внутри римского государства. Следует отметить, что это основополагающие работы по данным вопросам. К сожалению, собственно интересующим нас вопросам, связанным со статусом монашества в работах Годмэ посвящено немного места, что обуславливает сжатость изложения и некоторую тезисность. При этом он ориентируется в основном на латинские источники (например, Иеронима) и историю Церкви западной половины империи.

62

Karayannopulus F. Das Finanzwesen des fruhbysantinischen Staates. Munchen. 1958.

Gaudemet J. L'eglise dans l'Empire Romain (IV-V). Paris. 1958; Gaudemet J. La Formation du droit seculier et du droit de l'eglise au IV et V siecles. Sirey. 157; Gaudemet J. Les relations entre le pouvoir politique et les communautes chretiennes d'apres le code Theodosien. // Atti dell'Acc. romanistica constantiniana, t. IV, Perouse, 1981. pp 433-446; Gaudemet J. Les sources du droit de l'eglise en Occident du II-е au VII-е siecle. 1985.

Что касается терминологии, то специальных исследований такого рода крайне мало. Обычно замечания по поводу употребления того или иного термина встречаются в общих работах по истории монашества и Церкви или в энциклопедиях. Некоторое исключение представляют три статьи, написанные в 50-70-е гг. и рассматривающие, в основном, эволюцию термина "монах"64.

Все рассмотренные нами в настоящей главе работы, как видим, либо сугубо описательны, либо посвящены таким частным проблемам истории монашества, которые почти не затрагивают разбираемые в диссертации проблемы. Таким образом, мы можем констатировать, что интересующая нас тема в литературе разрабатывалась недостаточно.

64 Judge Е.А. The earliest use of monachos for "monk" (P.Coll. Youttie 77) and the origins of monasticism// Jahrbuch fur Antike und Christentum. Munster. 1977. XX. pp. 72-89; Adam A. Grundbegriffe des Monchtums in sprachlicher Sicht // Zeitschrift fur Kirchengeschichte. LXV. Hft. I, II. Berlin. 1953. S. 209-240; Morard E. Monachos, Moine. Histoire du terme grec jusqu'au IV-e siecle // Freiburger Zeitschrift fur Philosophic und Theologie. 20. 1973. S. 332-412. См. также статью Bar is on P. Ricerchi sui monasteri dell'Egytto byzantino ed arabo secondo i documenti dei papyri greci // Aegypt. 1938. XVIII. P. 29-148, где рассматривается словоупотребление папирусов.

Часть I

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Ванькова, Анна Борисовна

В нашем исследовании м ы стремились проследить как повяление и развитие терминологии, определяющий институт монашеств, отражало развитие статуса монашества. Как было показано выше, термины монах и монашествующий вытеснили все прочие термины и, при этом, за термином "монах" в законодательстве закрепилось значение обозначения социальной группы. Произошло это приблизительно к сер V века. В это же время в римском законодательстве начинается определение частноправовых вопросов, возникающих в связи с уходом монаха в монастырь, и окончательно определяется статус монаха, как лица ближе находящегося к понятию "церковники", чем "миряне". Также на протяжении V века вырабатывается понимание ухода в монастырь "как гражданской смерти" монаха.В отношении женского монашества менее определенная, более архаичная терминология показывает, что в женской аскезе не произошел еще столь радикальный переход от собствено аскетического образа жизни в рамках христианской общины к исключительно монастырскому. Продолжали сосуществовать разные формы аскезы. Лишь грекоязычное законодательство Юстиниана, в котором появились термины "монастрия" и "аскитрия", именно применительно к киновиальному монахиням, можно считать тем рубежом, когда произошел окончательный переход к монашеским формам подвижничества у женщин.То же самое относится и к терминологии, описывающей объединения монахов. Одновременно с появлением в законах монастыря как субъекта права происходит сужение терминологической базы — в качестве наиболее употребительных остаются термины "монастирий" и "мони". Причем лишь первый термин используется в латиноязычном законодательстве. Употребление термина "аскитирий" в паре с термином "монастирий" (при основной нагрузке именно на второй термин) в грекоязычных Новеллах можно рассматривать лишь как потребность в синонимах, поскольку сам термин к этому времени означал, в основном, общежительные монастыри. И не случайно, что при обозначении объединений монахов коллегиями (систима) используется именно термин монастырь.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Ванькова, Анна Борисовна, 2001 год

1. Отшельничество или анахоретство;

2. ETSov Ы xal Iv PcifjiT) tt.v xaXrjv 'Aae^Xav ir]v тсарб£vov ys-yripocxuTav !v %&> i.ovaaT7ipC(p ссроБра лраитат^у yuvaTxa xal avexopiiv7]v auvoB'iat; (Palladius. Vita 41).

3. Например: f. Tipov аВеХфотп? («ваше братство») или f) erf) аВеХфотщ («твое братство») (АСО. CUC. 2. 1. 1. р. 19; р. 31 и т. д.).235 «скажи сущему с тобой братству» (Проценте tt.v ттара coi а8еХфотт|та) (Athanasius. Ер. ad Rufmianum.).

4. См. у А. Войтенко: "большие монастыри" Палладий чаще обозначает как цоуасгттрю. или если речь идет о киновиях Пахомия, как аакт.тг|р1а (например, V. 18). Выше мы показали, что термин |iovaoTT|pia также обозначает и киновии Пахомия.

5. Theodoret de Cyr. Hist. rel. V. X. XVI.

6. Irci то opoq Tfjq xaXoui£VT}<; NiTpia<; x^P^aiv ix.zT те jSpa^uv zpovov xoc\6fir. St,ayovTs.<; aaxr]tt]piov ei^ov xoivov oux ex0VX£? S^xptaiv GrjXeiai; те xai appevoq" aXXa ovtei; 'ev' (IV.23).

7. Ad populum Antiochenum . 40.

8. ПаиХо; eXeei 9еой Biaxovcx; xal arcoxpiaiapio; (jLovfjg той лахосрСои Mapcovo; тт^ £^apXou<j7i<; -uabv ev tfji Seuxepai Supiai euay&v [xovaaxripiwv (ACO. v. 3. p. 38).

9. De aedificiis 3. 4. 14. 2; 5. 9. 1. 1; 5. 9. 24. 1; 5. 9. 31. 2

10. De aedificiis 1. 9. 7. 3; 1. 9. 10.2; 6. 2. 7. 3.

11. Например, A CO, 2.1.1, p.l 46

12. С. 1.3. 53.3 и С.1.3.53.4 (533 г.)

13. Были ли монастыри "корпорациями"?Выше были проанализированы имеющиеся законы о монастыре римских императоров. Монастырь — есть совокупность монахов, живущая по своим

14. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio. Rev. Ed. Mansi J. 54 Vols. Graz. 1960.

15. Theodosiani libri XVI (CTh). Ed. Mommsen Tk. Berolim. 1905;

16. Corpus Juris Civilis. Ed. Krueger P. Vol. 2. Codex repetitae praelectionis Berolini. 1905; Corpus Juris Civilis. Vol. 3. Novellae Constitutiones. Ed. Schoell R., Kroll G. Beroloini. 1954.

17. Athanasius.Vita Antonii // PG. V. 26, 1029-1048.

18. Athanasius. Historia arianorum ad monachos. Apologiae // Werke. II, 1. Ed. H.G. Opitz. Berlin. 1935-41, p. 68-86; 87-168 и 183-230 соответственно.

19. Athanasius. Epistula ad Dracontium. Epistula ad Rufinianum. Epistula ad monachos 1! PG. V. 26. 524-533; 1180-1181 и 1185-1188 соответственно.

20. Athanasius. Doctrina ad Antiochum ducem, Epistula ad Castorem, Syntagma ad monachos, Vita sanctae Syncleticae // PG. V. 28. 556-589; 849-905; 836-845 и 14881557 соответственною

21. Basilius Magnus. Regulae fusius tractatae et Regulae brevius tractatae // PG. V. 31. 901-1305. Regulae morales. PG. V. 31. 691-869.

22. Saint Basile. Lettres. I, II, III. Ed. Courtonne Y. Paris. 1957, 1961, 1966.

23. Palladius. Historia Lausiaca // Ed. Butler C. The Lausiac History of Palladius. II (Textes and Studies. VI, 2) Cambridge. 1904.

24. Historia monachorum in Aegypto. Ed. Festugiere A. J. Edition critique du texte grec et traduction annotee. Bruxelles. 1971.

25. Palladius. Dialogus de vita Iohannis Chrysostomi. Ed. Coeman-Norton P. R. Cambridge 1928)

26. Epiphanius. Panarion. Ed. Holl К. V. 1-3. Leipzig. 1915, 1922, 1933.

27. Theodoret de Cyr. L'histoire des moines de Syrie. Ed. P. Canivet, Leroy A., Molinghen. I-II. (Sources chretiennes 234). Paris 1977,1979.

28. Theodoret. Kirchengeschichte .Ed. Parmentier L. und Scheidweiler F. Berlin.1954. Theodoret de Cyr. Correspondance. I, И, III. Ed. Azema Y. Paris. 1955, 1964,1965.

29. Socrates Scholasticus. Historia ecclesiastica. Ed. Bright W. Oxford. 1993.

30. Sozomenus. Kirchengeschichte. Ed. BidezJ. und Hansen G. C. Berlin 1960.Исследования.

31. Иеромонах Анатолий (Грисюк). Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века. Киев. 1911 г.

32. Византийское право: обзор современной зарубежной историографии // Византиноведение в СССР: состояние и перспективы исследований. К XVIII Международному конгрессу византинистов. Москва. 1991. Стр. 293-395.

33. ЕльяшевичВ. Юридическое лицо, его роль в римском праве. СПб. 1909.

34. Иванок К. А. Средневековый монастырь и его обитатели. СПб., 1910

35. Казанский П. История православного монашества на Востоке. Ч. 1-2. Москва, 1854-1856.

36. Константинопольское монашество от основания города до кончины патриарха Фотия (330-889 гг.). Извлечено и сочинений аббата Марена, кн. 1. СПб., 1899 г.

37. Лебедева Т.Е. Социальная структура ранневизантийского общества. Л. 1980.

38. Левченко. Церковные имущества 5-7 вв. в Восточной Римской империи. ВВ. т. 2. 1949. С. 15-42.

39. Липшиц Е. Э. Право и суд в Византии в IV-VI вв. Л. 1976.

40. Лурье В. М. Призвание Авраама. СПб. Алетейя. 2000 г.П.иером. Михаил. Законодательство римско-византийских императоров о внешних правах и преимуществах Церкви (313-565). Киев. 1901.

41. Полякова С. В. О некоторых особенностях раннемонашеской идеологии и быта согласно "Лавсаику" Палладия и сочинениям Василия Великого. ВВ. Т. 14. 1958.

42. Примогенов Н., Устав иноческой жизни Василия Великого и сравнение его с уставом св. Пахомия. Киев, 1900.

43. Рудаков А. А. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. Спб., 1997.

44. Сидоров А. И. Блаженный Феодорит Кирский, архипастырь, монах, богослов. Его значение в истории древнехристиаснкой Церкви и православного богословия // Бл. Феодорит Кирский. История боголюбцев, Москва. 1996.

45. Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. Москва, 1998.

46. Троицкий И. Обозрение источников начальной истории египетского монашества. Сергиев Посад. 1906.

47. Архимандрит Феодосий (Олтаржевский). Палестинское монашество в IV-VI вв. Киев. 1899.

48. Прот. В. Цыпин. Церковное право. Москва. 1994.

49. Чекалова А.А. Представление о знатности в Византии IV первой пол. V в.// ВВ. 1991. т. 51

50. Adam A. Grbndbegriffe des Mnnchtums in sprachlicher Sicht // Zeitschrift fer Kirchengeschichte. LXV. B. 1953/ 1954. Hft. I, II. 209-240.

51. G. Bardy. Saint Athanase (Les Saints), 3rd ed. Paris. 1925.

52. Barison P. Ricerchi sui monasteri dell'Egytto byzantino ed arabo secondo i documenti dei papyri greci // Aegypt. 1938. XVIII. P. 29-148.

53. Beck H. G. Kirche und Theologische Literatur im Byzantinischen Reich. Mbnchen. 1959

54. Bacht H. Die Rolle des orientalischen Mijnchtums in den Kirchenpolitischen Auseinandersetzungenum Chalkedon(431-519). // Kch. 2. 1953, PP. 39-71.

55. Bagnell R. S., Freier B. W. The demography of Roman Egypt. Cambridge. 1994.

56. Binns J. Ascetics and Ambassadors of Crist. The monasteries of Palestine 314631. Oxford 1994.

57. Bonini R. Ricerche di diritto giustinianeo. Milano. 1968

58. Bright W. The canons of the first four'general Counciles. Oxford. 1892.

59. Brown P. The rise and function of the holy man in late Antiquity // The Journal of Roman Studies. V. LXI, 1971, 80-101.

60. Buckland W. W. The Roman Law of Slavery. Cambridge. 1908. repr. 1970.

61. Bury J. B. History of the Later Roman Empire. V. 1-2. London 1931.

62. Butler C. Authorship of the "Dialogus de vita Chrysostomi" // JThS. 22 (1920/21).

63. Canivet P. Le monachisme syrien selon Theodoret de Cyr. Paris. 1977 (Theologique Historique 42).

64. Charanis P. The monk as an element of Byzantine Society // DOP. 25. 61-84.

65. Chedwick H. The ascetic ideal in the history of the church // Monks, hermits and the ascetic tradition. Ed. by W. G. Sheils. Oxford. 1985.

66. Chitty D. J. The Desert a City. An introduction to the Study of Egyptian and Palestinian Monasticism under the Christian Empire. Oxford 1966.

67. Cross F. L., History and fiction in the African Canons // JThS. XII. 1961. P. 227247.

68. Dagron G. "Ainsi rien n'echappera a la reglementation". Etat, Eglise, Corporations, confreries: a propos des inhumations a Constantinopole (IY-Y-e siecle) // Homme et richesse dans 1' Empire byzantin. v. 2. Paris. 1991. C. 155-182.

69. Dagron G. Les moines de la ville: le monachisme a Constantinopole jusqu'au concile de Chalcedoine // Traites et Memoires. v. 4. 1970. Paris. 229-276.

70. Duff P. Personality in Roman private law. Cambridge. 1938.

71. Delehaye H. Byzantine monasticism // Byzantium. An introduction to East Roman civilization. Ed. by N. H. Baynes and H. Moss, Oxford. 1949.

72. Durtelle E. Recherches sur latheorie de la mort civile des religieux. Rennes. 1910.

73. Echternach H. Kirchenvater, Ketzer und Konzilien. Gottingen. 1962.

74. Farag R. Sociological and moral studies in the field of Coptic monasticism. Leiden. 1964.

75. Festugiere A. Antioche paienne et chretienne. Libanius, Chrysostome et les moines de Syrie. Paris. 1959.

76. Festugiere A. J. Les moines d' Orient. Paris 1961-1965. 4 Vol.

77. Festugiere A. Le probleme litteraire de l'Historia Monachorum // Hermes. 1955. Bd. 83. Hft.3. P. 257-284.

78. Florovsky G. Empire and desert: antinomies of Christian history // Greek Orthodox Theological Revue. 1957. 133-155.

79. Frazee Ch. A. Late Roman and Byzantine Legislation on the Monastic Life from the 4th th the 8th Centuries // Church History. 51. S. 1982. P. 263-279.

80. Frend W. H. The Monks and the Survival of the East Roman Empire in the 5th century // Past and Present. V. 54. 1972. P. 3-25.

81. Gain B. L'eglise de Cappadoce au IV-e siecle d'apres le correspondance de Basile de Cesare. Roma. 1985.

82. Garrido M. El Patrimonio de la mujer casada en el derecho civil. La tradicion Romanistica. Barcelona. 1982.

83. Garrido M. Relaciones personales у patrimoniales entre esposos у conyuges en el derecho imperial tardido. Notas criticas II Atti dell' Academia Romanistica Constantiniana. VII Convegno Internationale. Napoli. 1988. P. 23-47.

84. Garriguer J. M. Begrez J. Moines dans Г assemble des fideles а Г epoque des pnres IV-e-VIII-e sincles. Paris. 1990.

85. Gaudemet J. L'eglise dans l'Empire Romain (IV-V). Paris. 1958.

86. Gaudemet J. La Formation du droit seculier et du droit de l'eglise au IV et V smcles. Sirey. 157.

87. Gaudemet J. Les relations entre le pouvoir politique et les communautes chratiennes d'apres le code Theodosien. // Atti dell'Acc. romanistica constantiniana, t. IV, Perouse, 1981. pp 433-446.

88. Gaudemet J. Les sources du droit de l'eglise en Occident du II-е au VII-е siHcle. 1985.

89. Guarino A. Storia del Diritto Romano. Napoli. 1990.

90. Granic B. L'acte de fondation d'un monastere dans les provinces grecques du Bas-Empire au V-e et au VI-е sincle // Melandes Ch. Diehl. Paris. 1930.

91. Granic В. Die Rechtliche Stellung und Organisation der Griechischen Kloster nach dem Justinianischen Recht // BZ. 1929. Bd. 29. P. 6-34.

92. Granic B. Die Privatrechtliche Stellung der griechischen Munche in V und VI Jahrh. //BZ. v. 30. 1930 P. 669-676.

93. Gribomont J. Histoire du texte des Ascetiques de saint Basile. (Bibliotheque du Museon 32). Louvain, 1953.

94. Gribomont O. S. B. Le monachisme au IV-e siecle en Asie Mineure: de Gangres au Mesalianisme // Studia Patristica. Vol. 7. Part II. Berlin. 1955. P. 400-416.

95. Griffitm J. G. A note on Monasticism and Nationalism in the Egypt of Athanasius // Studia Patristica. v. XVI. P. 2. B. 1985. P. 24-28.

96. Gorby I. Les moines en Occident, v. 1. De st. Antoine a st. Basile. Fayard. 1985.

97. Judge E. A. The earliest use ofMonachos for "Monk" (P. Coll. Youttie 77) and the origins of monastcisin //Jahrbuch fbr Antike und Christentum. Mbnster. 1977. V. 20/P. 72-89.

98. Histoire des conciles oecumeniques, t. II: Ephese et Chalcedoine, Paris. 1963.

99. Honore T. The making of the Theodosian Code // Zeitschrift der Savigny-Stifftung fur Rechtsgeschichte (Romanistische Abteilung). 1986. P. 29-204,

100. Hussey J. M. The Bysantine Empire, v. 2. Goverment, Church and Civilisation. Oxford. 1986.

101. Karayannopulus F. Das Finanzwesen des frbhbysantinischen Staates. Mbnchen. 1958.

102. Knowless D. From Pachomius to Ignatius: A study of the Constitutional history of the Religious Orders. Oxford. 1966.

103. Das Konzil und die Konzile. Ein Beitrag zur Gechichte des Konzilslebens. Stuttgart. 1962.

104. McLaughlin P. Le tres ancien droit monastique de l'Occident. Paris. 1935.

105. F. Lauchert. Leben des hi. Athanasius des Grossen. Кц1п, 1911.

106. Liehard J. T. Paulinus of Nole and Monasticism. Studia Patristica. v. XVI. P. 2. 1985. P. 29-31.

107. Lohse B. Askese und Munchtum in der Antike und in der alten Kirche. Mbnchen. 1969.

108. Mateos J. L'office monastique a la fin du IV sincle: Antioch, Palestine, Cappadoce". ОС 47, 1963, PP. 53-8.

109. Mircovic M. The later Roman Colonate and Freedom. Philadelphia. 1997.

110. Morard E. Monachos, Moine. Histoire du terme grec jusqu'au IV-e siecle. // Freiburger Zeitschrift fbr philosophic und Theologie. 20. 1973. 332-412.

111. Nagel P. Die Motievierung der Ascese in der Alten Kirche und der Urspung des Mnnchtums. Berlin. 1966.

112. Orestano R. Beni dei monachi e monasteri nella legislazione guistinianea // Studi in onore di P. de Francicsci. bd. 3. Milano. 1956, 561-593.

113. Palmer J. S. El monacato oriental en el Pratum Spirituale de Juan Mosco. Madrid. 1993.

114. Papadakis A. Byzantine monasticism reconsidered // Byzantinoslavica. XLVII. 3446.

115. Preaux C. Monachisme et contre-culture // Annuaire de 1' Institut de Philologie et d' Histoire Orientales et Slaves. V. 25. 1981. 65-79.

116. Regnault L. J. La vie quotidienne des peres du desert en Egypt au IV siecle. Paris. 1990.

117. F. de Roberttis. Storia della corporazioni e del regime associativo romano. v. 1-2. Bari. 1972;

118. F. de Robertis. И fenomeno associativo nel mondo romano. Roma, 1981.

119. P. Russo. Pachomius: the Making of community in 4-th Egypt. Galiphax. 1983

120. Salles Dabadie J. M. A. Les conciles oecumeniques dans Г histoire. Paris. 1962.

121. Savramis D. Zur Soziologie des Bysantinischen Monchtums. Leiden. 1962.

122. Schwartz E. Die Kanones-sammlungen der alten Kirche. // Zeitschrift der Savigny-Stiftung fur Rechtsgeschichte. Abt. XXV. 1936;

123. Stein E. Histoire du Bas-Empire. v. 1-2 (476-565). Paris. 1949

124. Selb W. Die Kanonessammlungen der orientalischen Kirchen und das griechische Corpus canonum der Reichkirche // Festschrift fbr W. Ploehl, Wien, 1967. P. 371383.

125. Talbot A. M. The Byzantine family and the Monastery // DOP. 44. 119-129.

126. Talbot A. M. A comparison of the Monastic Experience of Byzantine Men and Women //

127. Thomas J. Ph. Private religious foundations in the Byzantine Empire. Washington. 1987.

128. Voobus A. History of ascetism in the Syrian Orient, v. 1-2. Lovanii. 1955-1988.

129. Wieacker Fr. Recht und Geselschaft in der Spatantike. Stuttgart. 1964

130. Watson A. Roman Slave Law. Baltimore and London. 1987.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.