Социальные практики адаптации: идентификационный дискурс тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Довгалева, Ирина Валерьевна

  • Довгалева, Ирина Валерьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Тверь
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 162
Довгалева, Ирина Валерьевна. Социальные практики адаптации: идентификационный дискурс: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Тверь. 2010. 162 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Довгалева, Ирина Валерьевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Современный дискурс об изменениях идентичности в социальном мире.13

1.1. Идентичность как предмет междисциплинарного дискурса и философской рефлексии.13

1.2. Конструирование социальной идентичности.24

1.3. Постмодернистский дискурс об идентичности.40

1.4. Горизонты трансформации идентичности.53

ГЛАВА 2. Социальные практики адаптации: трансформация идентичности.81

2.1. Трансформация идентичности в виртуальном мире.81

2.2. Толерантность как идентификационная практика адаптации.89

2.3. Девиантность как дезаптационная практика.115

2.4. Идентификационные измерения социальной мобильности.123

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальные практики адаптации: идентификационный дискурс»

К началу нового столетия в фокус исследовательских поисков по-прежнему попадает проблема идентичности и её новые конфигурации. Она актуализируется в контексте обсуждения таких проблем, как мультикультурализм, культура толерантности, развитие коммуникаций, глобализация, европейская интеграция, миграция, социальная мобильность, девиантность и др., которые становятся центральными для современной философии. По мнению автора книги «Достоинство различия. Как избежать столкновения цивилизаций» Дж. Сакса отличие XXI века от XX в том, что на смену веку политики идеологии приходит век политики идентичности. И это обстоятельство имеет свои причины. В контексте постнеклассической парадигмы научный и философский интерес к проблеме идентичности (личностной, тендерной, социальной, цивилизационной, культурной, этнической, телесной, интимной, виртуальной, мобильной, онлайн-идентичности и.т.д.) свидетельствует о необходимости переосмысления фундаментальных характеристик человека (индивида, субъекта, личности) с учетом глобальных трансформаций в современном мире. Согласно 3. Бауману идентичность становиться призмой, через которую рассматриваются, оцениваются и изучаются многие важные черты современной жизни. Свободный индивид современности - это «протеический человек», то есть человек, который одновременно недо-социализирован и сверх-социализирован. Поэтому идентичность нужно постоянно обговаривать, приспосабливать, конструировать без всякой надежды на окончательность».

Сегодня многие исследователи феномена «идентичности» указывают на конструктивную роль кризиса идентичности как возможности и механизма развития и обретения новой идентичности. Конструирование новых форм идентичностей, в том числе этноконфессиональной, макрополитической, европейской, космополитической, а также воспроизводство локальных идентичностей не случайно, так как адаптация в социальных интеракциях с большим количеством социальных ролевых ожиданий предполагает формирование множественной идентичности.

Степень разработанности проблемы.

Проблема идентичности была предметом исследования в философии всегда. Обращение к ней диктовалось разными обстоятельствами. От Сократовского незнания - что есть человек? - до признания того обстоятельства, что сегодня человек находится в тупике идентичностей (К. А. Свасьян) - диапазон пространства темы идентичности. В современной философской риторике постоянно говорят о трансформациях идентичности. О поисках новых форм социальной идентичности пишут 3. Бауман, У. Бек, В.И. Гараджа, В.А. Лекторский, Н.В. Мотрошилова, К.А. Свасьян, Е.О. Труфанова, Ф. Фукуяма, Ю. Хабермас, В. Хёсле и др.

Приемы такого влиятельного направления в современной философии как конструктивистский подход позволили исследовать особенности новых форм социальной идентичности в трансформирующемся социуме. Он представлен монографиями Бергер П., Лукман Т. «Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания»; «Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке. Отв. ред В.А. Лекторский», а также в работах Дж. Келли, Е.Н.Князевой, В.А.Лекторского, Г.Ленка, В.Ф.Петренко, Б.И. Пружинина, М.А.Розина, М.А. Розова, Н.М. Смирновой., В.С.Степина, Е.О.Труфановой, А.М.Улановского, Р.Харре, B.C. Швырева и др. В конструктивистском ключе обсуждается проблема кризиса идентичностей и формирования новых форм идентичностей у таких авторов как В. Воронков, Е.Н.Данилова, И. Оствальд, Э. Смит, Ю. Шабаев, В.А.Ядов и др. К числу работ, раскрывающих проблематику конструирования социальной идентичности относятся труды У. Бека, В.И. Гараджи, М.Н. Кузьмина, В.А. Лекторского, О.Ю. Малиновой, Н.В. Мотрошиловой, Т.А. Нестика, Г.У. Солдатовой, В.А. Соснина, Т.Г.Стефаненко, Дж. А. Тойнби, Ю. Хабермаса и др. О трансформации и конструировании виртуальной идентичности написаны работы А.Г. Асмолова, Г.А. Асмолова, А.Барда, Д.И. Дубровского, Я. Зодерквиста, В.Е. Лепского, М. Маклюэна, М. Постера, А.Г. Рапуто, С.С. Хоружева, Н.В. Чудовой и др.

В постмодернистскую эпоху артикулируется тема кризисной идентичности (3. Бауман, Ж. Бодрийяр, И.М. Быховская, Э. Гидденс, П.С. Гуревич, К.Х. Делокаров, И. Жеребкина, З.С.Карпенко, Ж. Лакан, Т. де Лауретис, Р. Дж. Лифтон, А. Лоуэн, В. Подорога, П.Д. Тищенко, М. Фуко, С. Хатингтон, A.M. Эткинд и др.) Принципиальными для осмысления трансформации идентичности стали такие работы как 3. Бауман «Текущая современность», Ж. Бодрийяр «Прозрачность зла», Ж. Бодрийяр «Соблазн», Э. Гидденс «Трансформация интимности»; коллективные монографии «Проблема идентичности в трансформирующемся российском обществе и школа»/ Под ред. М.Н. Кузьмина, «Психология индивидуальности: Новые модели и концепции. Под ред. Е.Б. Старовойтенко, В.Д. Шадрикова.

Социологическая традиция в обсуждении персональной и коллективной идентичности связана с символическим интеракционизмом и разрабатывалась У. Джеймсом, И. Гоффманом, Дж. Мидом, Д. Рисманом и др. В психологическом дискурсе тема идентичности получила освещение в трудах А.Г. Асмолова, И.В. Антоновой, А.А. Налчаджяна, Г.У. Солдатовой. В работе использованы идеи 3. Фрейда, Э. Эриксона, К. Хорни, К. Г. Юнга, К. Ясперса, У. Джемса, К. Роджерса.

Истоки понимания толерантности как идентификационной практики - в философском наследии М.М. Бахтина, М Бубера, Т. Гоббса, В. Дильтея, И. Канта, Спинозы, «развивающемуся» концепту толерантности посвящены работы А.Г. Асмолова, В.В. Глебкина, Г.У Солдатовой, Т.В. Шугурова и др., коллективная монография «На пути к толерантному сознанию», коллективная монография «Проблема идентичности в трансформирующемся обществе и школа».

Проблематика девиантности исследуется в рамках социологического дискурса Э. Дюркгеймом, М. Вебером, Э. Гидденсом, а также Я. И. Гилинским, Ф. Шереги, Ю. Ю. Комлевым, А. И. Ковалевой и др. В психологическом дискурсе феномен «девиантности» представлен работах 3. Фрейда, К. Г. Юнга, А. Адлера, Э. Эриксона, Э. Фромма, Г. Олпорта, Р. Кеттела, Г. Айзенка, Б. Ф. Скиннера, А. Маслоу, К. Роджерса, К. Ясперса, Р. К. Мертона, Н. Дж. Смелзера, Ю. А. Клейберга, Е. В. Змановской, А. В. Петровского, С. Н. Ениколопова, И. М. Кондакова и др. Картину девиантности, потенцируемую философски, рисуют М. Фуко, Ж. Лакан, У. Бек, Ф. Фукуяма, Ж. Бодрийяр, Г. Маркузе и др.

Анализ литературы по теме социальной мобильности и миграционным процессам был связан с такими авторами как В.Н.Петров, JLJL Рыбаковский, Ю.В. Арутюнов, Л.И. Леденева, Е.В. Тюрюканова, Н.С. Петренко, Т. Становая, Е.В. Шереметьева, Т.Н. Юдина и др.

Мы принимали во внимание многообразие точек зрения при объяснении феномена идентичность, учитывали его сложность и многомерность. Дискуссионность, методологическая множественность, социально-практическая значимость проблемы трансформации идентичности в современных социальных реалиях обусловили выбор темы исследования, объектом которой являются социальные практики адаптации, а предметом - имплицитный им идентификационный дискурс.

Цель и задачи исследования. Цель исследования — анализ социально-адаптационных практик средствами современного идентификационного дискурса. Для достижения данной цели поставлены следующие взаимосвязанные задачи:

- раскрыть посредством философского и междисциплинарного знания семантические границы концепта «идентичность» в проекции «кризиса идентичности» и «трансформации идентичности»;

- осмыслить значимость конструирования социальной идентичности в современных социально-трансформационных реалиях;

- раскрыть ключевые положения постмодернистского идентификационного дискурса;

- дать интерпретацию толерантности как социальной практики адаптации, социального проекта и инструмента решения идентификационных проблем;

- дать описание девиантности как адаптационного способа сохранения идентичности;

- отрефлексировать роль социальной мобильности как адекватного современности способа идентификационной адаптации и поведенческого паттерна.

Методологической основой исследования стали социально-философские и общенаучные принципы познания, методологические установки конструктивизма, герменевтическая парадигма. В диссертационном исследовании автор обращается к феноменологии. Методология социального конструирования реальности послужила источником понимания трансформаций идентичности. В исследовании применяется междисциплинарный подход как методологический инструмент изучения современного развития общества, который обладает объяснительным потенциалом и применяется при изучении как общества в целом, так и составляющих его групп и личностей.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют материалы из области социальной философии, социологических, психологических исследований и измерений, материалы по теме идентичности, опубликованные в последние годы в профессиональных журналах - «Вопросы философии», «Социс», «Психологический журнал», «Вопросы психологии», «Человек», «Полис». В ходе работы автор опирался на результаты, полученные крупнейшими представителями философской, социологической, психологической мысли, использовал труды как отечественных, так и зарубежных ученых.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- рассмотрены дискурсы, в которых реализуются современные исследования социальной идентичности — философский, социологический, психологический; показана направленность современного идентификационного дискурса на интерпретацию новых форм идентичности.

- через дискурсивные и междисциплинарные техники (знание) выявлено, что конструирование новых форм идентичности вызвано глобальными социальными трансформациями;

- показано, что постмодернистский дискурс обнаруживает «пластичность» границ идентичности, трактует идентичность как плюральную, поливариантную, «протеевскую»; манипуляция, игры с идентичностью порождают дезадаптивные и деструктивные практики;

- распознаются такие идентификационные практики адаптации как толерантность, девиантность, мобильность; установлено, что толерантность экспонирует идентификационную адаптацию;

- идентифицирована девиантность как кризисная идентичность и как техника адаптации;

- предложена интерпретация социальной мобильности как идентификационной стратегии адаптации.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту

1. Анализ понятия «идентичность» в современном дискурсе показывает ее имманентную многозначность и зависимость от теоретического контекста. Современные междисциплинарные исследования позволяют расширить представления о механизме идентификации и индикаторах человеческой идентичности. Как многогранный феномен идентичность наполняется различными смыслами проективно адаптационной практике. Под идентичностью понимается последовательность психической жизни человека, его самотождественность с определенным признанным образцом, возникающая в социальных интеракциях различная проявленность личности. «Идентичность» отражает не только осознаваемые, но и нерефлексивные, внерациональные механизмы самоопределения. Способность к изменению идентичности связана с адаптационной практикой, с использованием защитных стратегий. Идентичность - динамическая структура, она развивается через преодоление кризисов идентичности. В «кризисе идентичности» усматривается конструктивная роль возможности и механизма развития и обретения новой идентичности в ситуации социальной неопределенности. Человек находится в лабиринте идентичностей, непрерывном поиске своей идентичности (личностной, социальной, этнической, тендерной, национальной, культурной, гражданской, цивилизационнной, нарративной, европейской, профессиональной, виртуальной и т.д.). Идентификационный дискурс сегодня сопрягает идентичность с такими терминами как кризис идентичности, размытая, спутанная, деформированная, разрушенная, нестабильная идентичность, дефицитарность идентичности, протеевская (многообразная, изменчивая, разносторонняя, многогранная), распад идентичности.

2. В быстро меняющемся мире принципиально невозможна стабильная социальная идентичность. «Кризис идентичности», отмирание старых и становление новых идентичностей сопровождают трансформирующийся социум и предстают как нормальное состояние индивидов, принуждаемых изменять свои ориентации в пространстве «Я-Мы-Они». В современном обществе формирование множественной идентичности предопределено дифференциацией личностных приоритетов и приумножением социальных ролевых ожиданий. Идентификационный дискурс различает «протеевскую», сетевую, виртуальную, этноконфессиональную, макрополитическую, европейскую, космополитическую идентичности.

3. Условия современного общества провоцируют кризисную идентичность, она выражается в проблемности сохранения различных образов —Я, в неспособности к многопозиционированию, в нарушении связей между различными Я-образами. Конструирование виртуальной, сетевой идентичности интендируется формированием новых Я-образов, второстепенной идентификации, стремлением к эскапизму как имманентной характеристике современности. В постмодернистском дискурсе модифицируется семантика «тела» и «телесности» до «пакетного» конструкта. Постфеминистский дискурс трактует идентичность как плюральную, а опыт как противоречивый.

4. Толерантность является одной из оптимальных и конструктивных форм и социальных практик адаптации. Понятие толерантности содержит в себе несколько возможных интерпретаций. Семантика толерантности указывает на такие значения как допустимый вариант реагирования, готовность к принятию иного, (трансцендентного), устойчивость (к неопределенности, конфликту, социальным и психологическим отклонениям), терпимость как смысловой эквивалент умеренности, смирения, согласия, социально одобряемого, компромисса, ненасильственного, «принятие» единства человечества. Многомерность конструкта «толерантность» проверяется его связью с понятием «идентичность». Идентичность является основой толерантности. Практика и проблематика толерантности возникает применительно к любым различиям, которые могут служить основанием для личностной, социальной, этнической и других идентичностей. Социальный проект и практика толерантности основывается на позитивной идентичности и конструировании мира, включая формирование всеобщих ценностных ориентаций и установок, а также на сочетании ценностных установок с учетом разных социокультурных идентификаций, типов поведения и образов жизни. Социальная практика толерантности адекватна социальным трансформациям начала XXI века, реалиям глобализма, новым формам ассоциирования, соотносится с реальными психосоциальными ожиданиями и ценностно-смысловыми проекциями людей.

5. Современная социокультурная ситуация множественно влияет на поиск самоидентичности индивида и способствует возникновению кризисной идентичности, стремления к эскапизму, «отклоняющемуся поведению», соответствующих практик адаптации. В поисках идентичности современный человек оказался в ситуации онтологической и аксиологической неопределенности. Современные техники власти, как показал М. Фуко, провоцируют девиантность. Латентные техники, которые использует власть, неявные формы контроля и управления (через институт знания, здравоохранения, семьи и т.д.), наблюдение и цензурирование через потребление и обладание, вводят современного человека в состояние тотального напряжения, непрерывного контроля и самоконтроля как в социальной, так и в интимной жизни. Рассогласование и несоизмеримость в системе ценностей, «релятивность» социальных идеалов, моральный релятивизм, противоречивость смысловых интенций, шизоидизация сознания «размывают» границы идентичности и инициируют девиации как дезадаптивную практику. Современный идентификационный дискурс репрезентирует разнообразие моделей поведения, дисгармонию между личностной и социальной идентичностью, подталкивает на поиск новых форм идентичности.

6. Социальная трансформация переводит социальную мобильность в реальность «долженствования» и рассматривает её как готовность к адаптации на новом месте. Мобильность - социальная практика «здоровой» адаптации, обеспечивающая стабильность идентичности. Высокая социальная мобильность делает любую идентичность более изменчивой. Феномен социальной мобильности амбивалентен и противоречив.

Научно-практическая значимость выводов диссертации.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для разработки проблематики идентичности в пространстве глобальной коммуникации; для философского и междисциплинарного дискурсов по теоретическим и прикладным вопросам социальных практик адаптации. Они дают возможность определить социальные проекции и практики, в которых происходят трансформации и становление новых форм идентичности. Диссертация является опытом использования новых подходов к исследованию проблемы идентичности в ракурсе выявления адаптационных и дезаптационных социальных практик. Данные представленного исследования могут быть использованы при подготовке лекционных курсов по проблемам социальной философии и философской антропологии, в преподавании курсов «философия», «психология», «социология», «культурология», а также использоваться специалистами по вопросам социального проектирования и управления.

Апробация результатов исследования.

Основные результаты диссертационного исследования доложены на IV межвузовской научно-методической конференции «Проблемы адаптации студентов младших курсов к специфике учебной деятельности в вузе» (Тверь, 2004г.); на Всероссийской научной заочной конференции «Образование в XXI веке»(Тверь, 2007г.); на III Всероссийском социологическом конгрессе(Москва, 2008г.); на Общероссийской научно-практической конференции "Исследования по экологической социализации человека. Социально-лингвистические и филологические исследования"(Красноярск, 2009г.); на 2-й Международной научно-теоретической конференции «Коммуникативные стратегии информационного общества»(СПб., 2009г.); на межвузовской научно-методической конференции «Особенности развития профессионального образования в современных условиях»(Тверь,2009). Основные результаты диссертационного исследования нашли отражение в 11 публикациях, в том числе статьи в рецензируемых журналах ВАК.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Довгалева, Ирина Валерьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении дадим краткую характеристику тех задач, которые были поставлены в диссертации.

Основная задача сводилась к тому, чтобы провести анализ социально-адаптационных практик средствами современного идентификационного дискурса. Для достижения данной цели нам понадобилось раскрыть семантические границы концепта «идентичность» в проекции «кризиса идентичности» и «трансформации идентичности»; осмыслить значимость конструирования социальной идентичности в современных социально-трансформационных реалиях; раскрыть ключевые положения постмодернистского идентификационного дискурса; дать интерпретацию толерантности как социальной практики адаптации, социального проекта и инструмента решения идентификационных проблем; дать описание девиантности как адаптационного способа сохранения идентичности; отрефлексировать роль социальной мобильности как адекватного современности способа идентификационной адаптации и поведенческого паттерна. Предполагаемое решение проблемы основывалось на философском и междисциплинарном анализе, конструктивистской парадигме.

Были рассмотрены философский, социологический, психологический дискурсы, в которых реализуются современные исследования социальной идентичности. Показана направленность современного идентификационного дискурса на интерпретацию новых форм идентичности. Идентификационный дискурс сегодня сопрягает идентичность с такими терминами как кризис идентичности, размытая, спутанная, деформированная, разрушенная, нестабильная идентичность, дефицитарность идентичности, протеевская (многообразная, изменчивая, разносторонняя, многогранная), распад идентичности. В «кризисе идентичности» усматривается конструктивная роль возможности и механизма развития и обретения новой идентичности в ситуации социальной неопределенности. Как многогранный феномен идентичность наполняется различными смыслами проективно адаптационной практике.

В диссертационном исследовании мы пришли к выводу, что в современном обществе формирование множественной идентичности предопределено дифференциацией личностных приоритетов и приумножением социальных ролевых ожиданий. Через дискурсивные и междисциплинарные техники (знание) было выявлено, что конструирование новых форм идентичности вызвано глобальными социальными трансформациями. Идентификационный дискурс различает и конструирует «протеевскую», сетевую, виртуальную, этноконфессиональную, макрополитическую, европейскую, космополитическую идентичности.

Нами показано, что условия современного общества провоцируют кризисную идентичность, она выражается в проблемности сохранения различных образов -Я, в неспособности к многопозиционированию, в нарушении связей между различными Я-образами. Конструирование виртуальной, сетевой идентичности интендируется формированием новых Я-образов, второстепенной идентификации, стремлением к эскапизму как имманентной характеристике современности. В постмодернистском дискурсе обнаруживается «пластичность» границ идентичности, идентичность трактуется как плюральная, поливариантная, «протеевская»; манипуляция, игры с идентичностью порождают дезадаптивные и деструктивные практики.

Мы сделали попытку эксплицировать такие идентификационные практики адаптации как толерантность, девиантность, мобильность и установили, что толерантность экспонирует идентификационную адаптацию. Толерантность является одной из оптимальных и конструктивных форм и социальных практик адаптации. Социальная практика толерантности адекватна социальным трансформациям начала XXI века, реалиям глобализма, новым формам ассоциирования, соотносится с реальными психосоциальными ожиданиями и ценностно-смысловыми проекциями людей.

В диссертации идентифицирована девиантность как кризисная идентичность и как техника адаптации. Рассогласование и несоизмеримость в системе ценностей, «релятивность» социальных идеалов, моральный релятивизм, противоречивость смысловых интенций, шизоидизация сознания «размывают» границы идентичности и инициируют девиации как дезадаптивную практику.

Среди выводов диссертации - интерпретация социальной мобильности как идентификационной стратегии адаптации. Мобильность - социальная практика «здоровой» адаптации, обеспечивающая стабильность идентичности. Высокая социальная мобильность делает любую идентичность более изменчивой.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Довгалева, Ирина Валерьевна, 2010 год

1. Статистический бюллетень. Текст.: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тверской области. -Тверь, 2010.

2. Анурин, В. Сексуальная революция на марше (предисловие переводчика) Текст. / В. Анурии // Предисловие к книге Э. Гидденса «Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах». СПб.: Питер, 2004. С.7-28.

3. Арутюнов Ю.В. Об этнических компонентах российской идентичности Текст. / // Социс.2009. № 6.

4. Асмолов, А. Г. О смыслах понятия «толерантность» Текст. / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, JI.A. Шайгерова // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М.: МГУ, 2001.

5. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров Текст. / А.Г. Асмолов. М.: Институт практической психологии. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

6. Асмолов, А.Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека Текст. / А.Г. Асмолов. М.: Смысл,2007. 528с.

7. Асмолов, А.Г. Толерантность культура XXI века Текст. / А.Г. Асмолов // Век толерантности. - 2004. - №7 . - С. 7-11.

8. Асмолов, А.Г., Асмолов Г.А. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформация идентичности в виртуальном мире Текст. / А.Г. Асмолов, Г.А. Асмолов // Вопросы психологии. 2009. - №3. - С. 7-17.

9. Асмолов, А.Г. И каждому по его вере Текст. / А.Г. Асмолов, М.

10. Тендрякова. Охота на ведьм. Исторический опыт интолерантности. М.: Смысл, 2006. С.5-6.

11. Ю.Бард, А., №1ократия: Новая правящая элита и жизнь после капитализма. Текст. / А. Бард, Я. Зодерквист. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004.

12. П.Бауман, 3. Индивидуализированное общество Текст. / 3. Бауман. М., 2002.319 с.

13. Бауман, 3. Текущая современность Текст. / 3. Бауман. СПб.: Питер, 2008. 240 с.

14. И.Бауман, 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. Текст. / 3. Бауман. М.: «Весь мир», 2004. 118 с.

15. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского Текст. / М.М. Бахтин.-М., 1979.

16. Бек, У. Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма. Новая всемирно-политическая экономия Текст. / У. Бек. М.: Прогресс-Традиция; Издательский дом «территория будущего». 2007. 384 с.

17. Белова, Е.А. Социально-философский анализ междисциплинарных дискурсов о «девиантности» Текст. / Е.А. Белова. Автореферат степени канд. филос. наук. Тверь, 2009.

18. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания Текст. / П. Бергер, Т. Лукман. М.: «Academia - Центр» «МЕДИУМ», 1995. - 323 с.

19. Берега рациональности. Беседа с B.C. Швыревым Текст. // Вопросы философии. 2004. - №2. - С. 113-126.

20. Бибихин, В. В. Узнай себя Текст. / В.В. Бибихин. СПб.: Наука РАН, 1998.-205 с.

21. Богатырева, Е. А. Завершен ли «проект» постмодерна? Текст. / Е.А. Богатырева // Вопросы философии. 2009. - №8. - С. 56-65.

22. Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла Текст. / Ж. Бодийяр. М.: ДОБРОСВЕТ. -2006.-269 с.

23. Быховская, И.М. Homo somatikos: аксиология человеческого телаТекст. / И.М. Быховская. М.: Эдиториал УРСС, - 2000.

24. Воронков, В. Постсоветские идентичности Текст. / В. Воронков, И. Оствальд // Конструирование этничности. Этнические общины Санкт-Петербурга. СПб. -1998.

25. Гараджа, В.И. Проблема идентичности и потенциал толерантности в развивающейся России Текст. / В.И. Гараджа // Теория и практика образовательной политики в условиях модернизации полиэтнического общества. В. 2-х частях. М.: ИНПО, - 2006. 4.2.

26. Гегель, Г.В.Ф. Сочинения Текст. / Г.В.Ф. Гегель. M.,-JI. - 1934.

27. Гидденс, Э. Социология Текст. / Э. Гидденс. Изд. 2-е, полностью пепераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005. - 632 с.

28. Гидденс, Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. Текст. / Э. Гидденс. СПб.: Питер, 2004.

29. Гилинский, Я.И. Глобализация и девиантность в России Текст. / Я.И. Гилинский // Глобализация в российском обществе / Ред. И. Елисеева. СПб. - 2008. С.399-508.

30. Гилинский, Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» Текст. / Я.И. Гилинский. -СПб.-2007. 520 с.

31. Гилинский, Я.И. Конструирование девиантности Текст. / Я.И. Гилинский // Феноменология и профилактика девиантного поведения. Т. 1. -Краснодар: Краснодарский университет МВД, 2008.

32. Гилинский, Я.И. Социология девиантности (новеллы и перспективы) Текст. / Я.И. Гилинский // Социс. 2009. - №3. - С.70-78.

33. Глебкин, В.В. Толерантность и проблема понимания: толерантное сознание как атрибут homo intellegens Текст. /В.В. Глебкин // На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл. - 2000. - С.7-14.

34. Гоббс, Т. Избранные произведения в 2-х т. Текст. / Т. Гоббс. М. 1964.

35. Гуманитарные исследования в Интернете Текст. / Под ред. А.Е. Войскуновского. М., 2000.

36. Гуревич, П.С. Проблема целостности человека Текст. / П.С. Гуревич. -М.: ИФ РАН. 2004.

37. Гуревич, П.С. Расколотость человеческого бытия Текст. / П.С. Гуревич. М.: ИФ РАН. 2009. 200 с.

38. Данилова, Е.Н. Нестабильная социальная идентичность как норма современных обществ Текст. / Е.Н. Данилова, В.А. Ядов // Социс. 2004. -№.10.-С. 32-37.

39. Декарт, Р. Сочинения в 2-х томах Текст. / Р. Декарт. М., 1981.

40. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов Текст. / Диоген Лаэртский. 2-е изд. М.: Мысль, 1986. 618 с.

41. Дубровский, Д.И. Постмодернистская мода Текст. / Д.И. Дубровский // Вопросы философии. 2001. - №8. - С. 54-58.

42. Дюркгейм, Э. Социология Текст. / Э. Дюркгейм. -М.: «Правда», 1995. -210 с.

43. Ениколопов, С.Н. Психологические последствия терроризма Текст. / С.Н. Ениколопов, А.А. Мкртычян // Вопросы психологии. 2003. - № 3. - С. 72-80.

44. Жеребкина, И. «Прочти мое желание». Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм Текст. / И. Жеребкина. М.: Идея-Пресс, 2000.288 с.

45. Иванова, Н.Л. Идентичность и толерантность: соотношение этнических и профессиональных стереотиповТекст. / Н.Л. Иванова // Вопросы психологии. 2004. - № 6. - С. 54-63.

46. Ильин, В.В. Политическая антропология Текст. / В.В. Ильин, А.С. Панарин, Д.В. Бадовский. М.:МГУ. 1995. 400 с.

47. Кант, И. Сочинения в 6-ти томах Текст. / И. Кант. М.: Мысль, 1965.

48. Карпенко, З.С. Субъектное измерение индивидуальности Текст. / З.С. Карпенко // Психология индивидуальности: Новые модели и концепции. Под ред. Е.Б. Старовойтенко, В.Д. Шадрикова. М.: НОУ ВПО МПСИ. - 2009.

49. Касавин, И.Т. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка. Текст. / И.Т. Касавин. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация». 2008. 544с.

50. Касавин, И.Т. Дискурс-анализ и его применение в психологии Текст. / И.Т. Касавин // Вопросы психологии. 2007. - №6. - С. 98-111.

51. Касавин, И.Т. Контекстуализм как методологическая программа Текст. / И.Т. Касавин // Эпистемология и философия науки. 2005. - №4. - С. 78-93.

52. Кожухарь, Г.С. Соотношение толерантности и идентичности у студентов-психологов Текст. / Г.С. Кожухарь // Психологический журнал.2009. том 30. № 6. - С. 40-50.

53. Коммуникативная рациональность: эпистемологический подход Текст.-М.: ИФРАН, 2009.215 с.

54. Кон, И.С. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке Текст. / И.С. Кон. М.: О.Г.И. 1997. 465 с.

55. Кон, И.С. Человеческие сексуальности на рубеже XXI века Текст. / И.С. Кон // Вопросы философии. 2001. - №8. - С.29-41.

56. Корнилова, Т.В. Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности Текст. / Т.В. Корнилова // Психологический журнал.2010. том 31. - №1. - С.74-86.

57. Ламетри, Ж.О. Сочинения Текст. / Ж.О. Ламетри. М.: Мысль, 1983.

58. Леденева, Л.И. Российские студенты за рубежом: перспективы возвращения в Россию Текст. / Л.И. Леденева // Население и общество. -2002. №64. - С. 123-134.

59. Лейбниц, Г.В. Сочинения в 4-х томах Текст. / Г.В. Лейбниц. М.: Мысль, 1989. т. 4. 560 с.

60. Лекторский, В.А. Диалог и толерантность во взаимодействии цивилизаций Текст. / В.А. Лекторский // Диалог цивилизаций. М.: Изд. Горбачев-Фонда, 2005.

61. Лекторский, В.А. Проблемы идентичности в трансформирующемся российском обществе и школе Текст. / В.А. Лекторский, М.Н. Кузьмин, О.И. Артеменко, Э.А. Баграмов, В.И. Гараджа. М.: ИНПО. 2008. 176 с.

62. Леонтьев, Д.А. К операционализации понятия «толерантность» Текст. / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. 2009. - №5. - С. 4-19.

63. Лепский, В.Е. Субъектно-ориентированный подход к инновационному развитию Текст. / В.Е. Лепский. М.: Когито-Цент. 2009. 208 с.

64. Лепский, В.Е. Моделирование и поддержка сообществ в Интернете Текст. / В.Е. Лепский, А.Г. Рапуто. М. 1999.

65. Локк, Дж. Сочинения в 3-х т. Текст. / Дж. Локк. М. 1985.

66. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ-Платон Текст. / А.Ф. Лосев. М.: Искусство. 1976. 237 с.

67. Лоуэн, А. Предательство тела Текст. / А. Лоуэн. М.: 1999. 338 с.

68. Лоуэн, А. Радость Текст. / А. Лоуэн. Минск, 1999. 496 с.

69. Лучицкая, С.И. Образ Другого: опыт типологии Текст. / С.И. Лучицкая // Вестник РГНФ. 2000. - №1. - С.72-80.

70. Маклюэн, М. Понимание медиа: Внешнее расширение человека Текст. / М. Маклюэн. М. 2003. 464 с.

71. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года Текст. / К. Маркс // Маркс К. Социология. Сборник. М., 2000. 784 с.

72. Менегетти, А. Психосоматика. ННБФ «Онтопсихология» Текст. / Менегетти. М., 2004. 360 с.

73. Мотрошилова, Н.В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов Текст. / Н.В. Мотрошилова. М.:ИФРАН, «Канон+». - 2010. 480с.

74. На пути к толерантному сознанию Текст. / М.: Смысл, 2000. 255 с.

75. Налчаджян, А.А. Психологические защитные механизмы Текст. / А.А. Налчаджян // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара: Изд. Дом «БАХРАМ-М», 2000. 564 с.

76. Нанси, Ж.-Л. Corpus Текст. / Ж.-Л. Нанси. Перевод Е. Петровской и Е. Гальцовой М. Из-во Ad Marginern, 1999. 238 с.

77. Никитин, В.Н. Психология телесного сознания Текст. / В.Н. Никитин. -М., 1998. 478 с.

78. Никитин, В.Н. Энциклопедия телаТекст. / В.Н.Никитин.- М.:2000. 624 с.

79. Ницше, Ф. Воля к власти Текст. / Ф. Ницше. Киев, 1994. 315с.81.0т Я к Другому: Сб. переводов по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога Текст. Минск: Менск, 1997.

80. Павленко, А.Н. Рациофундаментализм Текст. / А.Н. Павленко // Вопросы философии. 2008. - №1. - С. 29-44.

81. Петренко, Н.С. Культурные аспекты социальной мобильности Текст. / Н.С. Петренко. Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Т.З. Новосибирск, 2009. - С. 112-121.

82. Петров, В.Н. Этнические миграции в современной России: детерминанты и типология Текст. /В.Н. Петров // Социс. 2009. - № 10. - С. 48-57.

83. Подорога, В.А. Метафизика ландшафта Текст. / В.А. Подорога. -М.,1996.

84. Подорога, В.А. Мир без сознания (проблема телесности в философии Ницше) Текст. / В.А. Подорога // Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций. М.: Наука. 1989.

85. Подорога, В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию Текст. / В.А. Подорога. М.: Ad Marginem, 1995.

86. Померанц, Г.С. Диалог и молчание Текст. / Г.С. Померанц // Человек. -1996. №4.-С. 12-15.

87. Преодолевая барьеры: Диалог между цивилизациями Текст. / Под ред. С.П. Капицы. Пер. с англ. Т.П. Вечериной. М.: Логос, 2002. 192 с.

88. Пригов, Д.А. Само-иденти-званство Текст. / Д.А. Пригов // Место печати. Журнал интерпретационного искусства. 2001. - № 13. - С. 10-37.

89. Пробемы медиапсихологии Текст. / Под ред. Е.Е. Прониной. М.:РИП-холдинг. 2002.

90. Проблема субъектов российского развития. Материалы Международного форума «Проекты будущего: междисциплинарный подход» 16-19 октября 2006, г. Звенигород Текст. / Под ред. В.Е. Лепского. М.: Когито-Центр. 2006.

91. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р.Корсини и А.Ауэрбаха. -СПб.: Питер, 2006.

92. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. Текст. / Дж. Реале, Д. Антисери. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. Т.1.

93. Рикёр, П. Я сам как другой Текст. / П. Рикёр. М.: Изд-во гуманитарной литературы. 2008.

94. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий Текст. М. : ТЕРРА: Республика, 1997.-543с.

95. Розин, В.М. Человек культурный. Введение в антропологию Текст. / В.М. Розин. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 304с.

96. Рыбаковский, Л.Л. Миграция населения (вопросы теории) Текст. / Л.Л. Рыбаковский. М., 2003. 199 с.

97. Савчук, В.А. Кровь и культураТекст. / В.А. Савчук . СПб., 1996. ЮО.Середкина, Е.В. Международный макроэтический проект Г. Кюнга

98. Мировой этос»: взгляд из России Текст. / Е.В. Середкина // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Москва, 24-28 мая 2005г. Т.2. М.: «Современные тетради»,2005. С. 481-487.

99. Силичев, Д. А. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в болонский процесс Текст. / Д.А. Силичев. -М. 2005.

100. Силичев, Д.А. Болонский процесс и модернизация образования в России Текст. / Д.А. Силичев. // Вопросы философии. 2009. - №8. - С. 8489.

101. Словарь философских терминов Текст. М.: Инфра-М, 2004. 675 с.

102. Слотердайк, П. Критика циничного разума Текст. / П. Слотердайк. -Екатеринбург, 2001.

103. Смирнов, И.П. Человек человеку философ Текст. / И.П. Смирнов. -СПБ. 1999.

104. Смирнов, И.П. Самозванство, или Ролевая революция Текст. // И.П. Смирнов // Место печати. Журнал интерпретационного искусства. 2001. - № 13.-С. 30-37.

105. Смит, Э. Национализм и модернизм Текст. / Э. Смит. М. 2004. 461с.

106. Современная западная социология: Словарь. Текст. / М.,1990. 432с.

107. Современная западная философия. Словарь. Текст. / Сост.: B.C. Малахов, В.П. Филатов. М.: Политиздат. 1991, 789с.

108. Солдатова, Г.У. Тренинг «Учимся толерантности» Текст. / Г.У. Солдатова, JI.A. Шайгерова, О.Д. Шарова // На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2000.

109. Соснин, В.А. Психология религии: американский опыт Текст. / В.А. Соснин // Психологический журнал. 2002. - Т.23. - №2. - С.118-127.

110. ПЗ.Соснин, В.А., Нестик Т.А. Современный терроризм: Социально-психологический анализТекст. / В.А. Соснин, Т.А. Нестик. М.: Институт психологии РАН. 2008. 237 с.

111. Спиноза, Б. Избранные произведения в 2-х томах Текст. / Б. Спиноза. -М., 1957.

112. Становая, Т. Новая миграционная политика России Текст. / Т. Становая // Социс. -2006. №10. С. 34-48.

113. Тендрякова, М. Охота на ведьм. Исторический опыт интолерантности. Текст. / М. Тендрякова. М.: Смысл, 2006. 127 с.

114. Тищенко, П. Д. Телесность человека: междисциплинарные исследования Текст. / П.Д. Тищенко. М.: 1991.

115. Тищенко, П.Д. Тело: философско-антропологическое истолкование // психология телесности между душой и телом Текст. / П.Д. Тищенко / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2005. 723 с.

116. Тойнби, А. Дж. Цивилизация перед судом истории Текст. / А.Дж. Тойнби. -М.: Прогресс-Культура, СПб.: Ювента, 1996. 592 с.

117. Топилин, А.В. Миграция высококвалифицированных кадров Текст. / А.В. Топилин, И.А. Малаха // Народонаселение. 2002, - №2. - С. 126-134.

118. Тульчинский, Г.Л. Новая антропология: личность в перспективе постчеловечности Текст. / Г.Л. Тульчинский // Вопросы философии. 2009. -№ 4. - С. 42-57.

119. Тульчинский, Г.Л. Самозванство и новая антропология Текст. / Г.Л. Тульчинский // Человек. 2008. - №1. - С.43-57.

120. Тульчинский, Г.Л. Тело свободы Текст. / Г.Л. Тульчинский. СПб.: Алетейя. 2006.

121. Тюрюканова, Е.В. Ориентация детей мигрантов на получение высшего образования Текст. / Е.В. Тюрюканова, Л.И. Леденева // Социс. 2005, - №4. -С. 20-47.

122. Фейербах, Л. Избранные философские произведения Текст. / Л. Фейербах. М., 1955.

123. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения Текст. / Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен. СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 864с.

124. Фромм, Э. Психоанализ и этика Текст. / Э. Фромм. М: Республика. 1993. 287 с.

125. Фуко, М. Германевтика субъекта Текст. / М. Фуко. СПб.: «Наука», 2007.

126. Фуко, М. Забота о себе. История сексуальности Текст. / М. Фуко. М., Рефл-бук. 1998. 283 с.

127. Фуко, М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы Текст. / М. Фуко. М.: «Ad Marginem». 1999. 460 с.

128. Фуко, М. Ненормальные Текст. / М. Фуко. СПб.: « Наука». 2004.

129. Фуко, М. Рождение клиники: археология взгляда медика Текст. / М. Фуко. -М., 1963.

130. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие Текст. / Ю. Хабермас. СПб., 2000. 380 с.

131. Хабермас, Ю. Расколотый Запад Текст. / Ю. Хабермас. М.,2008.

132. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций Текст. / Хантингтон С. -М, 2003. 603 с.

133. Хьелл, Л. Теории личности Текст. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер Пресс. 1997. 608 с.

134. Чудиновских, О. Миграционные намерения выпускников высших учебных заведенийТекст. / О. Чудиновских, М. Денисенко, Е. Донец. М., 2003.

135. Чудова, Н.В. Особенности образа «Я» «жителя Интернета» Текст. / Н.В. Чудова // Психологический журнал. 2002. - том 23. - №1. - С. 111-119.

136. Чудова, Н.В. Психологические особенности коммуникативного пространства Интернета Текст. / Н.В. Чудова, М.А. Евлампиева, Н.А. Рахимова // Медиапсихология. М., 2001.

137. Шабаев, Ю. Ижемское «возрождение» Текст. / Ю. Шабаев // Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Бюллетень. 2003. - № 49. - С.30-34.

138. Шеллинг, Ф. Сочинения в 2-х томах Текст. / Ф. Шеллинг. М., 1987.

139. Шереметьева, Е.В. Миграционная политика России в условиях глобализации Текст. / Е.В. Шереметьева // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. 2004. - №5.

140. Шугуров, М.В. «Праздная» толерантность: постмодернистский сценарий Текст. / М.В. Шугуров // Общественные науки и современность. -2003. №5. - С.140-149.

141. Эпштейн М.Н. Знак пробела: о будущем гуманитарных наук. Текст. / М.: Новое литературное обозрение,2004. 864 с.

142. Эпштейн, М.Н. Философия тела Текст. / М.Н. Эпштейн. СПб.: Алетейя, - 2006. 432 с.

143. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис Текст. / Э. Эриксон. -М.:Республика, 1996.

144. Эткинд, A.M. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века Текст. / A.M. Эткинд. М.,1996. 344 с.

145. Юдина, Т.Н. Социология миграции Текст. / Т.Н. Юдина. М.; 2007. 272с.

146. Язык и текст: онтология и рефлексия Текст. СПб., 1992. 348 с.

147. Bandura A., Zimbardo P., Osofsky M. The role of moral disengagement in the execution Process // Lawand Human behav. 2005.V.29. №4. P.371-393.

148. Baumeister R.F.(Ed.) The self in social psychology. Philadelphia: Psychology Press, 1999.

149. Butler J. Critically Queer// Bodies That Matter: on the Discursive limits of «Sex». New York & London: Routledge, 1993, pp.223-242.

150. Cooley C.H. Human Nature and Social Order. N.Y.,1964

151. FAZ. 31.Mai 2003. № 125/S.33.

152. Frohock Fred M. Special Care Medical Decisions at the Deginning of life. Chicago, London, 1986. P.97.

153. Giddens A. The Transformation of Intimacy.- Cambridge, 1997.

154. Grosz E. Experimental Desire: Rethinking Queer Subjectivity // Space, Time, and perversion., pp.207-227.

155. Haraway D. A Manifesto for Cyborg // Socialist review. 15.

156. Husserl E. Ideen zu einer reinen Phanomenologie und Phanomenologischen Philosophie. Zweites Buch, Hague, 1969, s. 143-172.

157. Jonas H. The Imperative of Responsibility (In Search of an Ethics for the Technological Age). Chicago & London: The University of Chicago Press. 1984

158. McCauley C. Psychological issues in understanding terrorism and the response to terrorism // Psychology of terrorism, Greenwood Publishing. University of Pennsylvania. 2001.P.2-40.

159. McCormick G.H. Terrorist decision making // Ann. Rev. Polit. Sci. 2003.V.6. P.473-507.;

160. Merleau-Ponty M. Phenomenologie de la perception. P., 1990, p. 199.

161. Poster M. CyberDemocracy: Internet and The public sphere. Irvine: University of California, 1995.

162. Post-Theory, games, and Discursive Resistance. The Bulgarian Case.N.Y.,1995.

163. Sedgwick. E.K. Epistemology of the Closet. Berkeley, Los Angeles: University of California Press, 1990.

164. Silentium. Философско-художественный альманах. Вып.З. СПб. 1996. С. 523-534.

165. Taylor D.M. The quest for identity: From minority group to generation Xers. Westport, CT: Praeger, 2002.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.