Социо-культурные факторы формирования семейно-брачных отношений в современной Нигерии: На примере ИБО тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Екеома Ричард Чиемека

  • Екеома Ричард Чиемека
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 161
Екеома Ричард Чиемека. Социо-культурные факторы формирования семейно-брачных отношений в современной Нигерии: На примере ИБО: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2001. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Екеома Ричард Чиемека

ГЛАВА 1. БРАК В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1. Генезис «брака» и его видов в различных концепциях

1.2 Место семьи и брака в системе социальных отношений африканский опыт

ГЛАВА

II. ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИО-КУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАЦИИ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1 Институт брака у народа ибо: исторические и социо-культурные особенности

2.2 Характеристика обычаев поведения и обрядов, предшествуюпдих браку у ибо

2.3 Влияние политико-правовых и религиозных систем на брак и развод в практике ибо

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социо-культурные факторы формирования семейно-брачных отношений в современной Нигерии: На примере ИБО»

Актуальность и значимость проблемы определена необходимостью исследования социо-культурных факторов формирования семейно-брачных отношений у народа ибо (игбо), а также их влияния на развитие Нигерийского общества. Представляется необходимыми проанализировать роль социо-культурных факторов в системе культурных ценностей народа ибо как одного из многочисленных этносов современной Нигерии.

Такой подход целесообразен в связи с тем, что современная Нигерия представляет собой поликультурное общество. Характер развития Нигерийского общества имеет существенное значение для всей Африки, ибо здесь 50 процентов населения исповедуют ислам, 40 -христианство и 10 процентов придерживаются традиционных верований1. В условиях происходящих в нем перемен, связанных с кризисом государственных институтов, различных социальных структур, идеологий, политических ориентации, правовых и религиозных систем и т.д., определенную роль берут на себя традиционно-культурные институты, а также соответствующие им установки, обычаи, ценностные ориентации, нравственно-религиозные убеждения, привычные стереотипы.

Традиционные институты, и прежде всего, семья в большей мере сохраняют в себе элементы культурных традиций, социальной и моральной защищенности индивида и образования в условиях социальной и политической нестабильности и оказываются более устойчивыми. В этой связи акцент на роли социо-культурных факторов формирования семейно-брачных отношений у народа ибо нам представляется значимым, так как позволяет прояснить механизмы устойчивости традиционно-культурных ценностей, нормативов.

1 «Независимая газета». 03.03.2001.

Анализ механизмов устойчивости семьи важен для нас и в другом аспекте. На протяжении 100 лет христианские миссионеры в Нигерии внедряли новое образование, веру и новый менталитет. Под влиянием миссионерской деятельности целый ряд традиций и прежних социализирующих факторов претерпели существенные изменения. Произошли колоссальные перемены в политико-экономической, социально-культурной, этико-правовой жизни многих народов, и, в том числе, у народа ибо. Нас интересует, какие механизмы социокультурного порядка не претерпели изменений, и каким образом сегодня они оказывают влияние на перспективы выживания традиционного общества, сохранение межпоколенных связей и отношений, существующие половые дифференциации ролей и обязанностей в семье и т.д.

Социальные институты в Нигерии, в силу исторического развития, несут в себе глубокую двойственность, сочетание традиционных ориентаций и современных. Эта двойственность пронизывает и систему семейно-брачных отношений народа ибо. Ритуалы, обряды, перемены статуса (инициации), женские тайные и социальные группы, которые были тесно связаны с вступлением в брак, постепенно теряют свой авторитет и ценность. Влияние же других институциональных форм и ценностных предпочтений зачастую протекает противоречиво и непостоянно. Традиции, по преимуществу плохо сочетаются с инновациями, но они устойчивы в социальной среде старших поколений. Этот факт заставляет нас обратить внимание на специфику преемственности традиции и ее адаптацию (или нет) к более широким формам культурного и социального взаимодействия в обществе, в том числе в системе его межпоколенных связей.

Сегодня идут процессы, говорящие о появлении новых социокультурных факторов в жизни семьи нигерийских ибо. Эти процессы и явления становятся предметом изучения. Проблемы семейно-брачных отношений в Африке, в том числе, в Нигерии исследуются рядом российских ученых. Среди них выделяются: Рыбалкина И. Г., Ксенофонтова Н. А., Крылова H.JL, Кочакова Н. Б., Катагощина И.Т., Голанский М.М., Синицына И.Е., и др.1

В целом изменения в сфере взаимодействия социо-культурных факторов формирования семейно-брачных отношений у ибо происходят быстрее, чем научная мысль успевает их отслеживать и анализировать. Поэтому важно дать как социально-философское осмысление происходящего, так и провести конкретно-социологические исследования влияния социо-культурных факторов на формирование семейно-брачных отношений. Необходимо показать что, несмотря на то, что во многих африканских странах сохраняются традиционные семейные системы, кланы и полигамии, там происходят и значительные изменения, причины которых многообразны и сложны, особенно, если учитывать с одной стороны, стабильность традиционных структур, а с другой - мобильность, неустойчивость современной социальной жизни, особенно в городской среде.

Источниковую базу исследования составляют официальные документы: Конституция Федеративной Республики Нигерия (1999г.);

1 Синицына И.Е. В мире Обычая. М. Восточная Литература. РАН 1997.; Новиков О. Б. Страны Тропической Африки: Налоги, стратегия развития и экономический рост. M.1991.; Ольдерогге Д.А. Эпигамия. М. 1983.; Ольдерогге Д.А. Система родства в Конго в Х1Хв.// Африканский этнографический сборник III. Языкознание. М. 1959.; Кочакова H. Б. Города-государства йоруба. М. 1968.; Кочакова Н.Б. Историки-африканисты В английских колониях Западной Африки в XIX в. Национальные историографии Нигерии и Ганы.//Историческая наука в странах Африки. М.1979.; Крылова Н.Л. Русские женщины в Африке - Проблемы адаптации.М.: Росспэн. 1996.; Ксенофонтова H. А. Африканки. М. 1999.; Ксенофонтова H.A., И. Г. Рыбалкина. Положение Женщин и их роль в современной Африке. (Доклад на конференции, посвященной Дню Африки, 30 Мая 2000г.) ; Ксенофонтова H.A. Народ Зимбабве. М. 1974.; Синицына И.Е., Обычай и обычное право в современной Африке; М., 1978.; Ивановна Ю.В. Брак у народов Западной и Южной Европы. М., 1989.;Иорданский В. Б. Тупики и перспективы Тропической Африки. М. 1970.; Калиновская К.П. Возрастные группы народов Восточной Африки. Структура и функции. М. 1976.; Катагощина И.Т. Интеллигенция Нигерии. M.: Наука.1977.; Синицына И.Е., Танзания, Партия и государства, М., 1970.; Гиренко Н.М. К вопросу об эволюции родства у некоторых народов Экваториальной и Тропической Африки// Африканский этнографический сборник. 1978. XI Л.; Голанский М.М. Африка на пути в XXI век. М.: Наука. 1989.; Африка на пороге третьего тысячелетия// VIII Конференция Африканистов (Москва 28-30 сентября 1999г.). М.: РАН Институт Африки. 1999.; Африка: общества, культуры, языки (взаимодействие культур в процессе социо-экономической и политической трансформации местных обществ. История и современность). М.: РАН Институт Африки.1998.; Синицына И.Е. Человек и Семья в Африке.; M. Наука 1989. материалы Отдела по статистике штата Лагос (Нигерия); выступления государственных деятелей на конференциях, посвященных социальным проблемам Нигерии; материалы архива Министерства культуры и информации штата Имо (Нигерия); данные социологических опросов, проведенных автором в период с середины 90-х годов до 2000 года. Материалы по социальной политике Федеративной Республики Нигерия представлены также на ее официальных сайтах: www.Nigeria.com; www.Odili.com.

В целом современные перемены ведут к повсеместному сдвигу в нуклеарной семье, разрушению расширенных семей и других типов родственных связей. Впервые это зафиксировал Уильям Джтур в книге «Всемирная революция в формах семьи», где он показал, что идет сдвиг в сторону повсеместного распространения нуклеарной семьи»1. Это и один из этнокультурных процессов, механизмы и способы осуществления которого требуют всестороннего исследования.

Исходя из того факта, что семья - это образование не только социальное, но и культурное, можно допустить, что социум в определенном смысле вторичен по отношению к культуре, сохраняющей в большей мере самобытность и вырабатывающей адекватные многообразные механизмы приспособления к динамичным моделям социума или защиты от него. Поэтому важно рассмотреть семью ибо в контексте социо-культурной динамики, что позволит выяснить систему приоритетов в воздействии на характер брачно-семейных отношений разных социо-культурных факторов и социальных институтов, в том числе и таких, как государство, церковь, право и т.д.

Состояние научной разработанности проблемы.

Проблемы семьи и связанные с ней брачные отношения рассматривались в трудах известных мыслителей и философов, таких как

1 Yoode W. World Revolution in family patterns. New York. 1963.

Платон, Аристотель, Демокрит, К. Маркс, Ж. Ж. Руссо, Ж. А. Кондорсэ и др.1

Автором понятия «семья», употребляемого в широком социологическом смысле, является американский юрист и этнолог JI. Морган (1818 - 1881), который в своих основных трудах «Древнее общество» и «Дом и домашняя жизнь американских туземцев», широко привлекал полевые материалы и разработал идею прогрессивного развития человечества и его исторического пути. Ряд известных западных и российских ученых также трактовали по-разному понятие брака и семьи (Ле Пле Ф. Малиновский Б. Дж. Леббок, Спенсер Г. Иениш Д., Бахофен И Я, Дж. Мак-Леннан, Харчев А.Г., Соловьев Н. Я., Семенов Ю.И. Ковалевский М. Сорокин П. Голосенко И. Д. Уиьлям, М.С. Мацковский, В. А. Сысенко, А.Г. Волков и др.2).

Важный вклад в осмысление и исследование разнообразных проблем социальных отношений, в том числе и семейных, в различных культурных регионах Африки внесли известные африканские мыслители и политические деятели. Необходимо отметить труды большого числа нигерийских исследователей по различным аспектам политико-культурного и социального развития Нигерии и Нигерийской семьи. Это исследования таких нигерийских ученых, как В. Ученди, П. Обиома, О. Аволово, Л. Адомолекун, и ряд других.1

1 Кондорсэ Ж. А. Эскис исторической картины прогресса человеческого разума. М. 1936.; Лурье С.Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследование.Л. 1970.; Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2 изд. Т.1.; Платон. Государство. МЛ976. т.З ч.2.; Платон. Законы. Соч. в трех тт. М. 1972.; Руссо Ж.Ж. Общественный договор. М. 1906.; Платон. Государство. МЛ 976. т.З ч.2.; Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: Политиздат. 1978.

2 Forde D., & G. I. Jones. The Ibo and Ibibio speaking Peoples of Southeastern Nigeria. London.: I.A.I 1990.; Green M. M. Igbo Village Affairs. London. 1996.; Hamilton C. Marriage as a Trade. L.: Womens Press. 1991.; Little K. African Women in Towns: an aspect of Africa's social revolution. Cambridge 1973.; Rattery R.S. Ashanti Law and Constitution. Oxf. 1929.; Redcliffe B.R. & Forde D. African System of Kingship and Marriage. Oxford. 1950.; Roberts F.L. Judicial Organization and Institution of Contemporary West Africa: a Profile. N.Y. 1966.; Roberts S. Botswana 1. Tswana Family Law: 1975.; Shelton A. J. The Igbo-Igala Borderland. N. Y. 1990.; Survey of African Marriage and Family Life. L. 1953.; Tanner E.S. The Witch Marders in Sukumaland. A Sociological Commentary. Uppsala. 1970.

1 Uchendu V. C. Gyneogamy: A Study of woman Marriage in Africa. (Unpublished).; Uchendu V. C. Igbo Marriage System: An Overview: Lead Paper// Ahiajoku Lecture Colloquim. Owerri. (November 1994).; Uchendu V. C. Kola Hospitality and Igbo Lineage Structure: Manch. 1989.; Uchendu V. C. Patterns of Igbo

Интересны материалы научных конференций по проблемам социальной политики в Нигерии, проводившихся в 1999-2000 гг. в г. Овере, в г. Энугу, в г. Абакилики, в которых участвовал ряд западных и нигерийских исследователей. Итоги конференции представлены в Интернете. Материалы по социальной политике Федеративной Республики Нигерия представлены также на ее официальных сайтах: www.Nigeria.com;www.Odili.com.

Однако анализ исследованной литературы показывает, что проблемам семейно-брачных отношений в Нигерии пока уделяется недостаточное внимание. Практически нет работ, изучающих влияние социо-культурных факторов на семейно-брачные отношения в этнических группах. Культура Нигерии анализируется преимущественно как целостная культура в рамках акцента «общее». В исторических, политологических трудах, социальных исследованиях мало уделяется внимания отдельным народам и их социальному развитию (т.е. особенному и единичному). Акцент в данном исследовании сделан преимущественно на «единичное», т.е. на специфику семейно-брачных отношений народа ибо. Такой подход целесообразен, так как позволяет предотвратить разрыв в рамках «общего» и «единичного»; при изучении нации и этносов. Иначе говоря,

Social Structure - Conference Paper// Workshop on Igbo Culture: Institute of African Studies, University of Nigeria Nsukka. Nsukka. 1989.; Udo R. K. Disintegration of Nucleated Settlement in Eastern Nigeria// Geographical Review (Vol. 55). 1985.; The Age of Innocence ( The Igbo and their neighbours in Pre-colonial times).// Ahiajoku Lecture 1987. Owerri - Nig.; Ottenberg S. Statement and Reality ( The Renewal of an Igbo Protective Shrine).//International Archives of Enthnography. L. 1987.; Opene J.U., The age of Initiation among the Uguta people. Owerri. 1984.; Ottenberg S. Ibo Oracles and Intergroup Relations.// South -western journal of Anthropology vol. 14. 1992.; Obioma P.U. Manage systems in Igboland. 2nd ed. Owerri - Nigeria. 2000.; Obioma P.U. Mariage systems in Igboland. Owerri - Nigeria. 1999.; Njaka E.N. Igbo Political Culture. Evanston. 1974.; Nsugbe P. O. Ohafia: A Matrilineal Ibo People. Oxford.: The Clarendon Press. 1987.; Nwabueze B.O. The Family Law of Nigeria.- La Droit de la famille en Afrique Noire et a Madagascar. P. 1968.; Nzimiro I. Studies in Ibo Political Systems. University of California Press. 1994.; Obioma P.U. Mariage systems and customary Law in Igboland. Owerri - Nigeria. 1998.; Ezeji M. What is Marriage in the Igbo context of Nigeria. U. 1980.; Amadi P. A. The culture of the Igbo people. U. 1987.; Amadi U.A. The Brideprice Among the Igbos. Owerri -Nig. 1998.; Achebe С. C. Continuities, Changes and Challenges women's Role in Nigerian Society.// Presence Africaine. P. 1981.; Achebe Chinua., Things Fall Apart. London, Heineman, 1958.; Afigbo A. E. Ropes of Sand, (Studies in Igbo History and Culture). Ibadan University Press. 1998.; Agege T.R. Marriages in the Rural areas of Imo state. Aba - Nigeria. 1979.; Ajisafe A. K. Poligamy is the social Law of the country in The Laws and customs of the Yeruba people. Lagos 1924.; Akiga O. Akiga's story. The Tiv tribe as Seen by One of it's members. L. 1989.: Joe Igbokwe. Igbos 25 years after Biafra. ACL. Lagos- Nigeria. 1995. даст возможность не только исследователям, но и практикам преодолеть центробежные тенденции в развитии Нигерийского общества. Такой подход в перспективе направлен и на преодоление межпоколенних «разрывов», на формирование особого восприятия традиций, чему следует отдавать предпочтение, ибо проблемы брака и семейно-брачных отношений уходят своими корнями в генетическое прошлое этнокультурной общности.

Цель данного исследования является анализ социо-культурных факторов формирования семейно-брачных отношений в современной Нигерии на примере культурных традиций народа ибо.

В соответствии с основным замыслом в диссертации поставлены следующие конкретные задачи:

• выявление генезиса понятия брака в различных концепциях прошлого и настоящего;

• определение места брака в системе социальных отношений африканского общества;

• анализ института брака у народа ибо в соответствии с его социокультурными и историческими особенностями;

• исследование характеристики обычаев, поведения и обрядов, предшествующих браку у народа ибо;

• изучение влияния современных политико-правовых и религиозных систем на брак и развод у народа ибо.

Объектом диссертационного исследования является семья как сложный социо-культурный институт.

Предметом исследования - социо-культурные факторы формирования семьи у народа ибо Нигерии, связанные с ними традиции и новации, факторы устойчивости и, одновременно, адаптации к современности.

Теоретико-методологическую основу диссертации составляют принципы системного и сравнительного анализа, а также социологический, культурологический, цивилизационный и другие общие методологические подходы к изучению социо-культурных явлений и процессов. В исследовании мы опираемся на труды российских, африканских и западных философов, социологов, культурологов и политологов, исследующих социологию культуры, проблемы семьи и брака, особенности их влияния на статику и социокультурную динамику нигерийского общества. Поскольку проблема семьи - комплексная и междисциплинарная, чрезвычайно важна ее теоретико-методологическая разработка. Для понимания многообразия проявлений и видов семейно-брачных отношений диссертант использует диалектический метод, учитывающий специфику общего, особенного и единичного; в диссертации используется также сравнительно-исторический и культурологический метод. Глубокие исторические корни, огромное многообразие типов, видов, форм проявлений семьи обусловили использование в диссертационном исследовании сравнительно-исторического метода, возможности которого безграничны. Он позволяет не только сопоставлять, но и прогнозировать социально-ценностные параметры сближения и различия народов, основы их взаимопонимания через актуализацию тех ценностей, которые являются общими у всех народов Нигерии, но имеют различные способы выражения в этнически обособленных культурах. Реальные факты социологических исследований показывают возможности взаимопонимания и сближения народов Нигерии через семью, через межнациональные и межэтнические браки.

Эмпирическую базу диссертации составили официальные документы Федеративной Республики Нигерия, ее Конституция, материалы Министерства культуры и информации штатов Лагос, Имо, Анамбара, Энугу, Абия, выступления политических деятелей Нигерии, материалы социологических опросов, интервью, периодическая печать1. Constitution of the Federal Republic of Nigeria. 1999.; The ministry of information and Culture - Imo state. Owerri. Statistics Report December 2000.; The ministry of information and Culture - Enugu State. Enugu. Februaiy 2001.; The Lagos State ministry of information and Culture.Statistics Report: Lagos. April 2001.;

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что оно представляет собой практически первое и пока единственное комплексное исследование, которое полностью посвящено эволюции и особенностям семейно-брачных отношений у народа ибо в современном нигерийском обществе. Конкретные элементы научной новизны, выносимые автором на диссертационную защиту следующие:

Во-первых, мы отмечаем, что исследование семьи ибо в условиях поликультурного общества Нигерии позволяет видеть диалектику общего - особенного, и единичного и выявить на конкретном материале (ибо) механизмы устойчивости традиций и восприимчивости инноваций в семье.

Во-вторых мы показываем, что политико-экономическая, социально-культурная и этико-правовая жизнь народа ибо сохраняет многие традиции, в частности влияние большой семьи. Материальная выгода сочетается с новыми формами брака, экономический интерес вписывается в обычное современное право - и все это реализуется через традиционные формы.

В-третьих, в работе выявляется необходимость сохранения системы культурных ценностей традиционного типа в практике брака с целью устойчивости социума, для которого именно культура служит фундаментальным основанием.

В-четвертых, мы обращаемся к тому, как сталкиваются традиции семьи ибо с социо-культурными изменениями, происходящими в Нигерийском обществе. Традиции по преимуществу плохо сочетаются с инновациями, но они устойчивы в социальной среде старших поколений. Этот факт заставляет нас обратить внимание на специфику преемственности традиции, и ее адаптацию (или нет) к более широким формам культурного и социального взаимодействия в обществе, в том числе в системе его межпоколенных связей.

Mr. J. Asiegeme. Nigerian Embassy Moscow:Interview. March 2001.; "The Guardian"; "Vanguard";

Практическая значимость диссертации состоит в том, что предложенный комплексный подход к анализу семейно-брачных отношений в разнообразных социо-культурных условиях может быть положен в основу исследований, связанных с изучением характера генезиса семьи в африканских обществах и, прежде всего, в современном Нигерийском обществе.

Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при подготовке спецкурсов и научных работ по социологии, социальной философии, культурологии, этнологии и т.д. Они будут полезны для государственных органов и общественно-политических организаций, связанных с анализом социокультурных процессов в Федеративной Республике Нигерия. Результаты исследований, представленных в диссертации, могут быть использованы в процессе подготовки научных кадров, специализирующихся по философской, социологической, культурологической, этнологической проблематике африканских стран.

Апробация работы.

Диссертация Екеома Ричарда Чиемека была обсуждена на заседании кафедр социологии и социальной философии Российского Университета дружбы народов 26 июня 2001 г. и рекомендована к защите.

Основные положения диссертационной работы были изложены в виде научных сообщений на международных научных конференциях аспирантов и студентов в Российском Университете дружбы народов в 2000 г., ив 2001 г. на всероссийской научной конференции молодых ученых и аспирантов в Российском Университете дружбы народов в 2000 г.; на "круглом столе" "Политико-социальное развитие стран Африки: некоторые итоги и оценки", проведенным в Институте Африки в 2000 г.; на «круглом столе» «Национально-культурные объединения и проблемы

Concord Newspapers"; "The Punch"; "Newswatch Magazine"; "Daily Times Newspaper"; "The Satesman".

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Екеома Ричард Чиемека

Заключение.

Институт брака имеет глубокой экономический, политический, правовой, нравственный смыль традиции, которые в нем вызревают разрушающее влияние современности, но одновременно, оказывают им сильное сопротивление. Так традиция считает главным нравственным долгом продолжить фамилию рода в потомках. Это формирует общественное мнение относительно значимости брака и его престижа. Семья выступает в качестве стабилизирующего элемента общества и контроль над ней, сохранение ее играет важную роль в процессе социальной гармонизации.

В современный период молодежь склонна к тому, чтобы прекратить заключение браков "по сговору" и освободить женщину для общественной работы. "Социальная мобилизация" проникает внутрь семьи и прямо воздействует на практику семейной жизни. Но самые строгие правила не могут устоять перед соединенными усилиями традиции и семейных интересов. Процессы организации складываются благодаря традиции более устойчивыми, они «сглаживают» шероховатости мобилизации и присущую ей неустойчивость и нестабильность. Кризисы отмечаются в сельской местности и в городе, где некоторые жители (самые ловкие) используют брак и развод, чтобы выгодней устроится или обогатиться. Кроме того, эволюция обычаев в городе идет быстрее, как из-за контактов с иными культурами, существующими в городах уже в течение века так и благодаря более высокому уровню образования. Сочетание всех этих элементов ослабляет власть семейства в вопросах брака, но одновременно, и корректирует элементы традиции.

Заключение брака влечет за собой крупные расходы, которые должны взять на себя «молодожены». Психологически и в финансовом отношении это, как утверждает традиция, «большое дело в жизни», даже если традиционные формы уже не соблюдаются. Если сохранение такой практики можно приписать более низкому по сравнению с городом уровню образования, следует признать, что поддержание традиционных форм брака имеет также и объективные причины, связанные с его патрилокальным характером.

Заключение брака в наше время, как и в прошлом, подарки или выкуп являются финансовой компенсацией за потерю члена семьи и приносившегося им дохода. Приданое же имеет целью повысить статус молодой жены в семье мужа и способствовать устройству нового очага. И в том и в другом случае отмечается, что западные идеологии привнесенные миссионерами и колониальными чиновниками, оказали весьма большое влияние на формирование института брака и семейную структуру в Нигерии. В целом, конфликт западно-колониальных и подвергшихся консервации традиционных социальных установок приводит к дезориентации молодежи и разрушению принципов большой семьи.

В современной Нигерии, выбор супруга ни в коем случае не определяется одной любовью, а в большей степени зависит от экономических соображений.

В результате работы были получены следующие новые научные положения и выводы:

1. Установлено, что брачный статус жизненно необходим, и именно по причине его важности правовые нормы скрупулезно регламентируют каждую грань брачной жизни.

2. Показано, что с развитием буржуазных отношений в Африке, появилось новое семейное законодательство: было введено понятие гражданского брака, но традиционные представления и верования не утрачены до конца и продолжают играть определенную роль в развитии социальных отношений в нигерийском обществе.

3. Доказано, что одна из наиболее сложных проблем семейно-брачных отношений - это проблема наследования собственности в результате развода или смерти одного из членов семьи.

4. Показано, что действие запретов и препятствий для брака у народа ибо основывается на двух моментах: заботе о биологической полноценности рода и глубокой вере во власть тайных сил.

5. В диссертации выявлена такая особенность народов ибо, которая состоит в своеобразном взаимодействии и переплетении коллективистских и индивидуалистских ориентации, что соответствует уровню социально-экономического развития общества и необходимости коллективных усилий для выживания. Поэтому брак для ибо является делом не только обычным, но и сакральным.

6. Показано, что развод у ибо означает разрыв уз между семьями, и в него вовлекаются многие родственники, старейшины родовых групп, поэтому многие предпочитают избегать его любой ценой.

7. Показано, что для того чтобы сохранить систему ценностей в практике брака и создания семьи, не упуская из виду веление времени, стоит отдать объективное предпочтение своему этносу и стремится к поддержанию традиционных систем ценностей.

8. В диссертации показана связь семейно-брачных отношений у ибо с местной политической системой, что позволяет старикам, ораторам, различным возрастным группам и знатокам права принимать участие в деятельности практически всех общественных структур, в том числе, и в семейных делах.

Изучение народа ибо показало ценность понятия «племени», «триба», которое вызывает большое чувство привязанности, взаимопомощи, духовной близости, связывает родственный коллектив, хранящий память об общих родоначальниках. Стремление сохранить это миросознание в семейном пространстве, нашло отражение в специфических формах брака народа ибо.

153

Важно подчеркнуть, что изучение отдельной этнической группы, -ибо - позволило нам выявить ряд важнейших факторов ее социальной и культурной устойчивости, а также выживаемости в условиях интенсивных социально-экономических и политических перемен.

Такими факторами являются традиционно культурные формы организации семьи и брака народа ибо, которые умело, адаптируются к современности и, как нам представляется, должны быть предметом особой культурной политики, проводимой в обществе, которое заинтересовано в том, чтобы сохранить, а не утратить свою этническую разнородность и своеобразие.

В диссертации не ставилось цель исчерпывающего охвата всей проблематики семейно-брачных отношений, прежде всего из-за ее сложности и многоаспектности, а так же по причине ее перманентной актуальности. Поэтому остаются вопросы для последующего теоретико-методологического и философского осмысления.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Екеома Ричард Чиемека, 2001 год

1. Анфертевь А.Н. Брак у народов Центральной и Юго-Восточной Европы. М.: Наука. 1988.

2. Арутюнян Ю.В. Этносоциогия. М.: Аспент пресс.1998.

3. Барисова В. А. Синельников А. Б. Брачность и рождаемость в России; демографический анализ. М. 1996.

4. Бессмертной Ю.Л. Женщина, Брак, Семья до начала нового времени; Демографические и социокультурные аспекты. М.: Наука .1993.

5. Бромлей Ю.В. Кашуба М.С. Брак и семья у народов Югославии. М. 1982.

6. Водовозова Е.Н. Жизнь европейских народов. С-П. 1893. Т.З.

7. Вольфсон С .Я. Семья и брак в их историческом развитии. М. 1937.

8. Вольфсон С .Я. Социология Брака и Семьи. Минск. 1929.

9. Гидденс А. Социология. Эдиториал УРСС. М. 1999.

10. Голанский М.М. Африка на пути в XXI век. М.: Наука. 1989.

11. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. С-П. 1998.

12. Григорьев Г.П. Верхний палеолит. Каменный век на территории СССР. Л. 1969.

13. Гэсо П.Д. Священный Лес. М. 1979.

14. Доменик Ж. Л. Хуа Шанлин. Семейное Отношение в Китае. М.: Наука. 1991.

15. Ивановна Ю.В. Брак у народов Западной и Южной Европы. М., 1989.

16. Иорданский В. Б. Тупики и перспективы Тропической Африки. М. 1970.

17. Калиновская К.П. Возрастные группы народов Восточной Африки. Структура и функции. М. 1976.

18. Катагощина И.Т. Интеллигенция Нигерии. М.: Наука. 1977.

19. Каутский К. Возникновение Брака и Семьи. С-П. 1993.

20. Кисляков Н.А. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. М. 1992.

21. Ковалевский М.М. Социология. С-П. 1910.

22. Ковалевский М.М. Очерк происхождения семьи и собственности. СП. 1896.

23. Кондорсэ Ж. А. Эскис исторической картины прогресса человеческого разума. М. 1936.

24. Кочакова Н. Б. Города-государства йоруба. М. 1968.

25. Крылова Н.Л. Русские женщины в Африке Проблемы адаптации. М.: Росспэн. 1996.

26. Ксенофонтова Н. А. Африканки. М. 1999.

27. Ксенофонтова Н.А. Народ Зимбабве. М. 1974.

28. Ле-Пле Ф. Основная конституция человеческого рода. М. 1897.

29. Лимова Б. М. Брак и Свадебные обычай в прошлом и настоящем. Махачкала. 1989.

30. Лур С.Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследование.Л.1970.

31. Маркс К. Энгельс. Ф. Сочинения. 2 изд. Т. 1.

32. Мелик-Симонян К.А. Африканские традиционные религии. Научно-аналитический обзор. М.1978.

33. Морган Л.Г. Дома и домашняя жизнь американских туземцев. Л.: И.Н.С. 1934.

34. Морган Л.Г. 'Древнее общество' или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Л.: И.Н.С. 1934.

35. Новиков О. Б. Страны Тропической Африки: Налоги, стратегия развития и экономический рост. М.1991.

36. Ольдерогге Д.А. Эпигамия. М. 1983.

37. Платон. Государство. М.1976. т.З ч.2.

38. Платон. Законы. Соч. в трех тт. М. 1972.

39. Руссо Ж.Ж. Общественный договор. М. 1906.

40. Семенов Ю. И. Групповой брак: его природа и место в эволюции семейно-брачных отношений; М., Наука 1964.

41. Семенов Ю.И. Происхождение Брака и Семьи: М., Мысль. 1974.

42. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М., 1966.

43. Семиряга М.И. Лужичане. М. Л. 1955.

44. Сиверцева Т.Ф. Семья в развивающихся странах Востока, (Социально-демографический анализ). М. 1985.

45. Синицына И.Е. В мире Обычая. М., «Восточная Литература» РАН. 1997.

46. Синицына И.Е. Обычай и обычное право в современной Африке. М. 1978.

47. Синицына И.Е. Танзания, Партия и государства. М. 1970.

48. Синицына И.Е. Человек и Семья в Африке; М. «Наука» 1989.

49. Соловьев Н. Я. Брак и Семья Сегодня. Вильнюс. Минтис. 1977.

50. Сорокин П. Брак в старину (многоженство и многомужество). Рига. 1913.

51. Сусоколов А.А. Межнациональные Браки в СССР. М., Мысль. 1987.

52. Сысенко В. А. Устойчивость брака: проблемы, факторы, и условия. М. 1981.

53. Фукс Э. Иллюстрированная История Нравов. Т. 3. М. 1996.

54. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР: опыт социологического исследования. М. 1964.

55. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., Политиздат. 1978.

56. Энтин Л.М. Роль государства и права в национальном строительстве стран тропической Африки. М. 1980.

57. Сборники и журналы на русском языке.

58. Африка на пороге третьего тысячелетия// VIII Конференция Африканистов (Москва 28-30 сентября 1999г.). М.: РАН Институт Африки. 1999.

59. Африка: общества, культуры, языки.// Взаимодействие культур в процессе социо-экономической и политической трансформации местных обществ. История и современность. М.: РАН Институт Африки. 1998.

60. Белова И.Н. Мировое хозяйство на рубеже нового тысячелетия: //материалы научной конференции аспирантов экономического факультета РУДН. М.:ИНИОН РАН. 2000.

61. Бодчев С. Сборник на Бъалгарските юридически обычай. Пловдив. 1966. 4.1.

62. Гиренко Н.М. К вопросу об эволюции родства у некоторых народов Экваториальной и Тропической Африки// Африканский этнографический сборник. 1978. XIJI.

63. Голосенко И.А. Социология П. Сорокина //История буржуазной социологии первой половины XX века. М. 1987.

64. Каценбоген С.З. Сложная форма брака у племени арусси галласов в Абиссинии.//Труды Белорусского университета. Минск. 1923. № 45.

65. Кочакова Н. Б. Историки-африканисты В английских колониях Западной Африки в XIX в. Национальные историографии Нигерии и Ганы.//Историческая наука в странах Африки. М.1979.

66. Ксенофонтова Н.А., И. Г. Рыбалкина. Положение Женщин и их роль в современной Африке. //Доклад на конференции, посвященной Дню Африки; 30 Мая 2000г.

67. Ольдерогге Д.А. Система родства в Конго в Х1Хв.// Африканский этнографический сборник III. Языкознание. М. 1959.

68. Рыбалкина И. Г. Женщины Современной Африки: ученые записки Институт Африки РАН. М.1999. Вып.11.

69. Сорокин П. К вопросу об эволюции семьи и брака у зырян//Известия Архангельского общества изучения русского Севера. 1911. № 1.1. На иностранных языках.

70. Abbott G. Macedonian Folklore. Chicago. 1969.

71. Achebe Chinua. Things Fall Apart. London. Heineman. 1958.

72. Afigbo A. E. Ropes of Sand, (Studies in Igbo History and Culture). Ibadan University Press. 1998.

73. Agege T.R. Marriages in the Rural areas of Imo state. Aba Nigeria. 1979.

74. Ajisafe А. К. Poligamy is the social Law of the country in The Laws and customs of the Yeruba people. Lagos. 1924.

75. Akiga. Akiga's story. The Tiv tribe as Seen by One of it's members. L. 1989.

76. Allott A.N. The Ashanti Law of Property. L. 1966.

77. Altott A.N. Essays in African Law with Special Reference to the Ghana. L. 1960.

78. Altott A. N. Judicial and Legal Systems in Africa. L. 1970.

79. Amadi P. A. The culture of the Igbo people. U. 1987.

80. Amadi U.A. The Brideprice Among the Igbos. Owerri -Nig. 1998.

81. Arensberg С. M., Kimball S.T. Family & Community in Ireland. Gloucester. 1961.

82. Bade O.A. Inequality and Development in Nigeria. N.Y. 1981.

83. Baker M. Wedding Customs and Marriages. New Jersey. 1977.

84. Basden G. T. Among the Igbos of Nigeria. London. 1998.

85. Beidelman Т.О. The Kaguru. A Matrilineal People of East Africa. Holt. 1971.

86. Berndt R.M. Sexual Behavior in Western Arnhem Land. VFPA. N.16. N.Y. 1995.

87. Bohannan L. The Igbos and Tiv of central Nigeria. L. 1979.

88. Brooke Ch. N. L. The Medieval idea of Marriage. Oxford University press. 1989.

89. Casely Hayford J.E. Gold Coast Native Institutions with Thoughts upon a Healthy Imperial Policy for the Gold Coast and Ashanti. L. 1993.

90. Cole v Cole. NLR. 1898, vol. 1. № 15.

91. Cory H. Sukuma Law and Practice. L. 1984.

92. Cotran E. Kenya. Vol. 1. The Law of Marriage and Divorce. L. 1968.

93. Cotran E. Report on Customary Criminal Offences in Kenya. Nairobi. 1958.

94. Cutleiro J. A Portugese rural society: Oxford. 1971.

95. Danquan J. B. Akan Laws and Customs. L. 1978.

96. Dorj ahn V.R. The Factor of Poligyny in African Demography. Continuity and Change in African Cultures. Chicago. 1958.

97. Egharevba J.U. Benin Law and Custom. Port Harcourt. 1949.

98. Evans-Pritchard E.E. Kingship and Marriage among the Nuer. Oxf. 1951.

99. Eans-Pritchard E.E. Witchcraft, Oracles and Magic among the Azande. Oxf. 1990.

100. Ezeji M. What is Marriage in the Igbo context of Nigeria. U. 1980.

101. Fel E., Hofer T. Proper peasants: traditional life in a Hungarian village. N.Y. BP. 1969.

102. Forde D., & G. I. Jones. The Ibo and Ibibio speaking Peoples of Southeastern Nigeria. London. I.A.I 1990.

103. Frelik G. P. Marches tropicaux et mediterraneens. P. 1968. 4/IV.

104. Green M. M. Igbo Village Affairs. London. 1996.

105. Groves Ernest R. Books and Pamphlets of interest to teachers and Specialists in the field of Marriage and the Family. NJ. 1996.

106. Hamilton Cicely. Marriage as a Trade. L.: Womens Press. 1991.

107. Hollman J. F. Shona Customary Law. Cape-Town. 1952.

108. Howell P.P. Manual of Nuer Law. Oxf. 1954.

109. Ibik J. O. Malawii. The Law of Marriage and Divorce. L. 1979.

110. Joe Igbokwe. Igbos 25 years after Biafra. ACL. Lagos- Nigeria. 1995.

111. Johnsen Julia E. Selected Articles on Marriage and Divorce. N.Y. 1997.

112. Kayongo-Male D. The Sociology of African Family. L. N.Y. 1984.

113. Kuczynski R.R. The cameroons and Togoland. A Demographic Study. L. 1939.

114. Lindblom G. The Akamba. Upsala. 1920.

115. Little K. African Women in Towns: an aspect of Africa's social revolution. Cambridge. 1973.

116. Malinovski B. Sex and repression in savage society. Cleveland & N.Y.: Meridian Books. 1963.

117. Martin M. Basutoland. It's Legends and Customs. L. 1903.

118. Meek M. M. Law and Authority in a Nigerian Tribe. L. 1986.

119. Merker M. Die Masai. B. 1904.

120. Molema S.M. The Bantu. Past and Present. L. 1969.

121. Molema S.M. Readings in African Political Thought. London. 1975.

122. Njaka E.N. Igbo Political Culture. Evanston. 1974.

123. Nsugbe P. O. Ohafia: A Matrilineal Ibo People. Oxford.: The Clarendon Press. 1987.

124. Nzimiro I. Studies in Ibo Political Systems. University of California Press. 1994.

125. Obioma P.U. Marriage systems and customaiy Law in Igboland. Owerri -Nigeria. 1998.

126. Obioma P.U. Marriage systems in Igboland. 2nd ed. Owerri Nigeria. 2000.

127. Opene J.U. The age of Initiation among the Uguta people. Owerri. 1984.

128. Parkin D. Town and Country in Central and Eastern Africa. L. 1985.

129. Rattray R.S. Ashanti Law and Constitution. Oxf. 1929.

130. Redcliff B.R., & Forde D. African System of Kingship and Marriage. Oxford. 1950.

131. Roberts B. Cities of Peasants: Explorations in Urban Analysis. The Political Economy of Urbanisation in the Third world. L. 1988.

132. Roberts F.L. Judicial Organization and Institution of Contemporary West Africa: a Profile. N.Y. 1966.

133. Roberts S. Botswana 1. Tswana Family Law. 1975.

134. Salacuse J.W. An Introduction to Law. L. 1985.

135. Schapera I. A. Handbook of Tswana Law and Custom. Oxford. 193 8.

136. Scottish Population History from the 17th c. to the 1930's. Cambridge. 1977.

137. Shelton A. J. The Igbo-Igala Borderland. N. Y. 1990.

138. Snell G.S. Nandi Customary Law. L. 1954.

139. Survey of African Marriage and Family Life. L. 1953.

140. Tanner E.S. The Witch Marders in Sukumaland. A Sociological Commentary. Uppsala. 1970.

141. The Bantu Speaking Tribe of South Africa. L. 1947.

142. Theodore Mocrin S.J. What is Marriage. N.Y.: Paulist Pres. 1982.

143. Uchendu V. C. Gyneogamy: A Study of woman Marriage in Africa ( Unpublished).

144. Uchendu V. C. Kola Hospitality and Igbo Lineage Structure. Manch. 1989.

145. Uchendu V. C. The Igbo of Southeast Nigeria. New York.: Winston, Holt and Rhinehart. 1992.

146. Yong M. Politics in Congo. Princetown. 1965.

147. Сборники/Журналы и документы на иностраных языках.

148. Achebe С. С. Continuities, Changes and Challenges women's Role in Nigerian Society// Presence Africaine. P. 1981.

149. Amoo J. W. The Effect of Western Influence on Akan marriage.// Africana. L. 1946. vol.16. № 4.

150. Bekombo Manga. The Child, the Family and Development in Africa. Analysis and prospects. //Regional training course (Cat.VII). Dakar (Senegal). 2-6 Dec. 1985.

151. Decret 4 avril 1950. Polygamic; Annulation des mariages polygamiques; Interdiction de sejour des poly games dans certaines agglomerations ou regions: Code civil chap.2. Complement marriage des congolais -polygamie. Circular № 21/IX - 1948.

152. Decret Mandel 15/VI 1939. //JOAOF. 24/VI. 1939.

153. Decret 5 jullet 1948. Marriage monogamique des indigenes. Protection -Repression de l'adultere et du Burundi contenant toutes les dispositions legislatives et reglementaires en vigueur, avec references et notes de jurisprudence. Bruxelles. 1970.

154. De-Lancy M. W., et. A1. The concepts of Nuclear and Extended Family: An Exploration of Emperical Referents // International Journal of Comparative Sociology (Vol. 9. № 1). 1998.

155. Dynamiques et finalitees des Droits africains. P. 1980.

156. Helbock A. Volkckunde von Vorarlberg//Deutsches terreich. Weimar. 1927.

157. Keba M'baye. Introduction.//La Droit de la famille en Afrique Noire et a Madagascar. P. 1968.

158. Kenya. Report of the Commission on the Law of Marriage and Divorce. Nairobi. 1968.

159. Mac Gaffey W., Lineage Structure, Marriage and the Family amongst the central Bantu.// Jan. 1983, vol. 24, № 2.

160. Marital Status and Living Arrangements // U.S Dept. Of Commerce, Bureau of the Census. Wash. 1996.

161. Mbilinyi M. Women's Resistance in Customary Marriage; Tanzanian Runaway Wives// Forced Labour and Migration; Patterns of Movement in Africa. L. 1989.

162. Meribe v Eugene, Joshua Egwu. Supreme court civil appeal № 48/75. Murdock G.P. Social Structure.//SJA, vol.3. № 4 N.Y.1997. Native Authority (declaration of Borgu Native Marriage Law and Custom) Order. 1961.

163. Nwabueze B.O. The Family Law of Nigeria.//La Droit de la famille en Afrique Noire et a Madagascar. P. 1968.

164. Ollennu N.A. The Principles of Customary Land Law. L. 1962.//Law in Africa. № 2.

165. Ollennu N.A. The changing Law and Law reform in Ghana. //Journal of African Law. 1971. vol.15. № 2.

166. Ollenu N.A. The Family Law in Ghana.// La Droit de la famille en Afrique Noire et a Madagascar. P. 1968.

167. Ottenberg S. Ibo Oracles and Intergroup Relations.// South -western journal of Anthropology vol. 14. 1992.

168. Tanganyika Penal Code. Cap. 16. sec. 138 ( Survey of African Marriage and family Life. L. 1953.

169. Tembo L. P. The Changing Family in the African Context: the Zambian Case. Maseru, Lesotho. 5 -9 Sept. 1983.// (UNESCO. Reports/Studies Chr 46 SHC-84/WS)/ P. 1984.

170. The Age of Innocence (The Igbo and their neighbours in Pre-colonial times) Ahiajoku Lecture 1987. Owerri Nigeria. The Gold Coast and Lagos Marriage Ordinance 1884 (№ 4 of 1884)//Allott A.N. New Essays in African Law, L. 1970.

171. Thelejane T.S. An African Girl and an African Woman in a Changing World. (Maseru, Lesotho. 5 -9 Sept. 1983.// (UNESCO. Chr 50 SHC/84/WS-12). P. 1984.

172. The Constitution of the Federal Republic of Nigeria. Abuja. 1999.

173. The Natal Code of Native Law. Law № 46 0a 1887. Sec. 1.

174. Uchendu V. C. Igbo Marriage System: An Overview: Lead Paper// Ahiajoku Lecture Colloquim. Owerri. (November 1994).

175. Uchendu V. C. Patterns of Igbo Social Structure Conference Paper// Workshop on Igbo Culture: Institute of African Studies, University of Nigeria Nsukka. Nsukka. 1989.

176. Uchendu V. C., Slaves and Slavery in Igboland.//African Slavery as an Institution of Marginality. University of Winconsin Press. 1977.

177. Uchendu V. C. Structure, Content and Process: A Framework for Analysis of Cultural Transition// African Journal of Behavioural Sciences. Vol.2. № 1. 1991.

178. Uchendu V. C. The Challenge of Cultural Transition in Sub-Saharan Africa// ANNALS American Academy of political and Social Sciences Vol. 432. 1987.

179. Uchendu V. C. The Extended family and Employment// The challenge of Unemployment and the Role of Training and Research Institutes in Development. Paris. 1987.

180. Uchendu V. C. Towards a Strategic Concept of Culture// African Unity. (The Cultural Foundations). Lagos. CBAAC. 1988.

181. Udo R. K. Disintegration of Nucleated Settlement in Eastern Nigeria// Geographical Review (Vol. 55). 1985.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.