Социокультурная адаптация косовских адыгов-репатриантов в Республике Адыгея тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Шадже, Азмет Аскерович

  • Шадже, Азмет Аскерович
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2009, Майкоп
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 147
Шадже, Азмет Аскерович. Социокультурная адаптация косовских адыгов-репатриантов в Республике Адыгея: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Майкоп. 2009. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Шадже, Азмет Аскерович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕПАТРИАЦИИ

1.1.Этническая группа, диаспора, репатриация: экспликация соотношения.

1.2. Концептуальные парадигмы социокультурной адаптации.

1.3. Взаимосвязь исторической памяти и идентичности.

ГЛАВА И. ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ КОСОВСКИХ АДЫГОВ

2.1. Социокультурная характеристика косовских адыгов.

2.2. Этническая культура как форма и способ адаптации косовских адыгов.

2.3. Интеграция косовских адыгов в формирующуюся общероссийскую идентичность.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социокультурная адаптация косовских адыгов-репатриантов в Республике Адыгея»

Актуальность темы исследования. В последние два десятилетия XIX в. эмиграция из России резко возросла. Особую группу эмигрантов составили «мухаджиры» (от араб, «мухаджерет» - переселение, эмиграция) — жители западной части Северного Кавказа, которые покинули территорию своего проживания в ходе Кавказской войны. Они переселились в разные регионы Османской империи, но больше всего - на Малоазиатский полуостров. В случае с адыгами значимость количественного показателя довольно велика. По разным оценкам, численность зарубежной адыгской диаспоры колеблется в пределах от одного до трех млн. человек.

С середины XX в. проблема репатриации (re - лат. вновь, снова, назад, patria родина) стала предметом международного законодательного регулирования и научного анализа. Ее стали рассматривать на международном, постсоветском, российском и региональном уровнях.

В 1998-1999 гг., когда в результате острого межэтнического конфликта жизнь адыгов в Югославии оказалась под угрозой, вопрос о возвращении этнических адыгов на историческую родину был решен на федеральном и республиканском уровнях власти. Из Косово в Адыгею по собственному желанию возвратилась малочисленная группа этнических репатриантов (около 200 человек). Косовские адыги были не просто репатриантами, но еще и беженцами. С этой точки зрения их возвращение и прием оценили в отечественной науке как гуманитарную акцию. К тому же проблема решалась на определенной правовой основе - законе Адыгеи о репатриации. Тем не менее, косовских адыгов неоднозначно восприняли как в России, так и в самой Адыгее, усматривая в репатриации некоторую угрозу этнокультурной стабильности региона. В современных условиях проблема «миграция -репатриация - этнокультурная безопасность — национальная безопасность» не утрачивает своей актуальности на практическом и теоретическом уровне.

Прожив в Югославии более 150 лет и на территории России 10 лет, косовские адыги сохранили субкультурную идентичность. Изучение этого уникального феномена для социологической науки важно, поскольку, живя в иноэтничной среде, являясь гражданами разных государств, группа югославских адыгов сохранила язык, менталитет, этнокультурные ценности. Этническая группа вдали от исторической родины, адаптируясь к условиям иноэтнического большинства, самоорганизовывалась как сложная система (А.Н.Соколова).

Возрастающий теоретический и практический интерес к проблеме этнической репатриации обусловлен также изменившейся методологической ситуацией в отечественной социологической науке. На смену доминировавшим социологическому реализму и социологическому номинализму пришла конструктивистская парадигма, которая позволяла одновременный анализ общественной среды (макро-, -мезо- и микроусловий) социальной жизни1. Данная методологическая стратегия дает возможность исследовать сознание и поведение человека, его отношение к другим не просто как отдельного индивида, но и члена определенной социальной и этнической группы, представителя определенного общества, определенной социокультурной среды.

В связи с этим возникла познавательная потребность концептуального осмысления активизировавшихся этнокультурных миграционных процессов и репатриации, а также проблем социокультурной адаптации этнических групп в России.

Важность данного исследования диктуется несколькими факторами. Первый - наличие внутренних (трансформационных) процессов в России, необходимость адаптации переселенцев к новым условиям, включенность их в формирующуюся российскую идентичность, поиск основы социальной интеграции всех этнических групп и интеграции их. в российскую нацию.

1 Тощенко Ж.Т. Социологическое знание: парадигмы, уровни, структура // Проблемы теоретической социологии.: межвуз. сб. Вып. б. СПб., 2007. С. 53-54.

Второй - влияние внешних факторов, в частности глобализационных, на социокультурные процессы в нашей стране и ее регионах. Наконец, как отмечали ученые Фонда Карнеги, репатриация косовских адыгов может стать пилотным проектом общефедеральной программы по возвращению в страну ее уроженцев независимо от их этнического происхождения

Все вышеизложенное делает тему диссертационного исследования актуальной и перспективной в плане социологического анализа.

Степень научной разработанности проблемы. Понятие репатриации, в частности этнической репатриации до сих пор мало использовалось социологами для научного анализа. Некоторые аспекты исследуемой проблемы разрабатывались учеными разных направлений.

В отечественной гуманитарной науке одной из особенностей было повышенное внимание к этнической проблематике. Однако в советское время интерес к изучению проблем этносов оставался в рамках классической науки, в частности классической социологии. В рамках марксистско-ленинской теории этносоциальные процессы односторонне освещались и оценивались через классовое измерение.

Начиная с конца XX в. изменились исследовательские подходы к социальному познанию. В частности этносоциальные процессы и этнос как феномен социальной реальности стали анализироваться в рамках неклассической и постнеклассической социологии. Появление этих исследовательских новаций было обусловлено еще влиянием зарубежной социологии на отечественную в области изучения этносоциальных вопросов. Имеющаяся литература позволяет утверждать, что на социологические и антропологические дискуссии по проблемам этнической группы повлияли норвежские антропологи, в частности их работа «Этнические группы и границы: социальная организация культурных различий» в конце 1969 г. под редакцией Ф.Барта1.

1 Ethnic Groups and Boundaries- The Social Organisation of Culture Difference / ed. by F. Barth. Bargen; London, 1969.

В отечественной науке теорию этнических групп, типы взаимоотношений между ними анализируют ученые Э.К. Асп, Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Иванов, Н.Г. Скворцов1 и др.

Исследовательской проблемой этнических групп, оказавшихся за пределами своей исторической родины, т. е. диаспор, занимаются историки, политологи, культурологи, психологи и социологи, выделяя различные аспекты адаптации к иноэтничной среде2.

В последнее время проблемы репатриации стали рассматриваться в контексте эмиграции в работах В.А. Ионцева, Н.М. Лебедевой, М.В. Назарова, А.В. Окорокова3, Т.Н. Юдиной 4.

Для определения содержания репатриации, в частности этнической репатриации, важны исследования Ю.В. Арутюняна, Ю.В. Бромлея, JT.H. Гумилева, JT.M. Дробижевой, С.В. Рязанцева, А.А. Сусоколо, В.А. Тишкова и др. в области методологии изучения и теории этноса.

- В рамках этнической феноменологии новое осмысление получили проблемы народов Северного Кавказа, открылись ранее закрытые страницы из их истории. Это способствовало переосмыслению социальных процессов, в частности проблемы этнической репатриации.

Осмыслению исторических и социокультурных процессов зарубежных адыгов способствовали исследования А.Х. Касумова и Х.А. Касумова, С.Г. Кудаевой, Т.Х. Кумыкова; А.В. Кушхабиева, Р.Б. Унароковой, С.Х. Хотко5 и др.

1 Асп Э.К. Введение в социологию. СПб., 1998; Социология: учебник / Ю.Г.Волков [и др.]. М., 2000; Иванов В.Н. Национальная (этническая).группа // Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2 / гл. ред. В.Н. Иванов. М., 2003; Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб., 1997.

2 Тощенко Ж.Т. Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социологического исследования // Социологические исследования. 1996. № 12; Чаптыкова Т.И. Национальная диаспора как объект этносоциологического исследования: дис. . канд. социол. наук. М., 1997; Аствацатурова М.А. Диаспора как социокультурный, экономический, политический феномен в полиэтничном макрорегионе. Ростов п/Д, 2007; Попков В.Д. Феномен этнических диаспор. М., 20031 С. 272.

3 Эмиграция и репатриация в России / Ионцев В.А. [и др.]. М., 2001.

4 Юдина Т.Н. Социология миграции. М., 2006.

5 Касумов А.Х., Касумов Х.А. Геноцид адыгов. Нальчик, 1992; Кудаева С.Г. Адыги (черкесы) СевероЗападного Кавказа в XIX в.: процессы трансформации и дифференциации адыгского общества. Майкоп, 2006; Кумыков Т.Х. Выселение адыгов в Турцию - последствие Кавказской войны. Нальчик, 1994; Кушхабиев А.В. Черкесская диаспора в арабских странах (XIX - XX вв.). Нальчик, 1997; Унэрэкъо Р. Тыркуем ис адыгэхэр. Мыекъуапэ, 2004; Хотко С.Х. Очерки истории черкесов. СПб., 2001 и др.

Важно отметить тот факт, что о югославских адыгах никто не писал до их возвращения на родину за исключением одного ученого-этнографа Батрая Езбека. Его книга «Рассказы последних черкесов Косово», вышедшая на немецком языке в Бонне1, стала доступной в России совсем недавно. О возвращении потомков махаджиров на историческую родину на примере репатриации косовских адыгов написан исторический очерк участника этих событий Г. Чемсо~.

По возвращении репатриантов проблемы косовцев обсуждались в основном в средствах массовой информации России, однако они не стали предметом научного анализа. Т.М. Мастюгина, JI.C. Перепелкин, В.Г. Стельмах, анализируя социально-политическую ситуацию в Республике Адыгея в контексте политических процессов на Кавказе, обращаются к перспективам репатриации зарубежных адыгов. В единичных научных публикациях давалась неоднозначная оценка репатриации косовских адыгов3.

В 2007 — 2008 гг. заметна исследовательская активность проблемы косовских адыгов. Научный интерес представляет работа М.А.Джандар4, основанная на этнографическом и фольклорном материале. Культурологическому осмыслению содержания процессов социокультурной адаптации посвящено диссертационное исследование Т.А. Панеш5.

Работа в рамках исследовательского проекта «Косовские адыги в Адыгее: проблемы адаптации репатриантов и устойчивое развитие региона» (руководитель проекта - профессор А.Н. Соколова) позволила рассмотреть

1 Ozbek Batray. Erzahlunden der letzten Tscherkessen auf dem Amselfeld. Bonn, 1986.

2 Чемсо Г.К. Возвращение: исторический очерк. Майкоп, 2000.

3 Мастюгина Т.М. Проблемы этнической репатриации: на примере России и Кавказа // Кавказ, ЕС и Россия: проблемы стабильности. М., 2004. С. 138-147; Миграция и безопасность в России / под ред. Г. Витковской и С. Панарина. М., 2000. Гл. 4; Тишков В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003.

1 Джандар М. А. Остались адыгами: этнографические исследования. Майкоп, 2007.

1 Панеш Т.А. Особенности социокультурной адаптации репатриантов (косовских адыгов) в условиях пол и культурной среды Северного Кавказа: дис. . канд. культуролог, наук. Краснодар, 2009. широкий круг вопросов по проблемам косовских адыгов1 и разработать диагностику социального самочувствия репатриантов. Ученые Б.М. Берсиров, Г.С. Кудаева, С.Х. Мусхаджиев, А.Н. Соколова, Г.Г. Тхагапсова, М.Ю. Унарокова, и др. рассмотрели различные стороны жизни репатриантов, характерологические особенности группы, ценностные ориентации и предпочтения. Работа, проведенная группой авторов, раскрыла исторические, психологические, этнографические, семантические аспекты адаптации косовских адыгов.

Интересным и значимым для нашего исследования являются научные работы ученых республики Т.И. Афасижева, Х.М. Казанова, С.А. Ляушевой, Р.А. Ханаху, Р.Д. Хунагова, А.Ю. Шадже" и др., которые обращаются к проблемам духовной жизни адыгского этноса, межэтнического взаимодействия в Республике Адыгея, культурной идентичности в полиэтноконфессиональном регионе, социокультурным процессам этнических культур в условиях трансформации России и активизирующейся глобализации.

Аналитический обзор специальной литературы, посвященной адаптации косовских адыгов, позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, социокультурная адаптация этнической группы репатриантов — косовских адыгов — не стала предметом социологического осмысления.

Во-вторых, социокультурная адаптация косовских адыгов оценивается исследователями неоднозначно, что создает проблемное поле в социологии.

В-третьих, после десятилетнего пребывания косовских адыгов в Адыгее в их жизни стали открываться совершенно неожиданные повороты: с одной

1 См.: Социокультурная адаптация косовских адыгов в Адыгее: материалы круглого стола / гл. ред. А.Н. Соколова. Майкоп, 2007; Косовские адыги в Адыгее: проблемы адаптации репатриантов и устойчивое развитие региона: сб. ст. / сост. А.Н. Соколова. Майкоп, 2008.

2 Афасижев Т.И. Северный Кавказ в современной геополитической структуре и перспективы достижения стабильности // Кавказ, ЕС и Россия: проблемы стабильности. М., 2004; Казанов Х.М. Ценностные ориентации в современном российском обществе. Ростов н/Д, 2004; Эволюция религиозных верований адыгов: история и современность (философско-культурологический анализ). Ростов н/Д, 2002; Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). Майкоп, 1997; Хунагов Р.Д. Кавказ в контексте глобальных трансформаций // Кавказ, ЕС и Россия: проблемы стабильности. М., 2004; Шадже А.Ю. Этнические ценности как философская проблема. М.; Майкоп, 2005. стороны, некоторые косовцы получили двойное гражданство, с другой стороны, жизнь в Югославии заметно изменилась после войны, о чем свидетельствуют рассказы очевидцев, побывавших там. Возможно, это привнесет некую амбивалентность и напряженность в адаптационные процессы репатриантов.

Критический анализ степени разработанности темы и неисследованность социокультурной адаптации косовцев в Адыгее в социологическом ракурсе свидетельствуют о том, что тема диссертационного исследования носит проблемный характер.

Цель исследования - выявить особенности социокультурной адаптации косовских адыгов в Республике Адыгея, что, достигается через постановку и решение следующих задач:

- раскрыть содержание концептов «этническая группа», «диаспора» и «репатриация» и установить их соотношение;

- рассмотреть концептуальные модели социокультурной адаптации, разработанные в рамках социологии;

- определить взаимосвязь исторической памяти и идентичности в этнической группе репатриантов;

- дать социокультурную характеристику косовским адыгам через их культурные потребности;

- рассмотреть этническую культуру как форму и способ адаптации;

- исследовать включенность косовских адыгов в российский социум в контексте формирующейся национальной идентичности.

Объект исследования — репатриация как социокультурный феномен в постсоветской России.

Предмет исследования — процесс социокультурной адаптации косовских адыгов к условиям жизни в Адыгее в условиях радикальных реформ в России.

Гипотеза исследования состоит в следующем: основой социокультурной адаптации (реадаптации) косовских адыгов на исторической родине является этнокультурная идентичность, подчиненная религиозной, что обеспечивает им социально-психологическую устойчивость и чувство принадлежности к своему этносу в условиях реформирующейся России; процесс социокультурной адаптации косовских адыгов можно оценить как успешный, но незавершенный.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в постановке проблемы, поскольку в ней косовские адыги впервые становятся предметом и объектом специального изучения в социологическом аспекте. В диссертации:

- произведен социокультурный анализ понятий «этническая группа», «диаспора» и «репатриация» и установлена их взаимосвязь;

- раскрыты концептуальные модели социокультурной адаптации в социологии и концепция современного мультикультурализма представлена как результат социокультурной самоорганизации в процессе адаптации; установлена взаимосвязь между исторической памятью и идентичностью на примере адыгского этноса;

- исследованы социокультурные потребности косовских адыгов как определяющий фактор адаптации;

- показана ценность этнической культуры как формы и способа адаптации в иноэтничной среде;

- изучена степень включенности этнической группы репатриантов в российский социум в условиях формирования национальной идентичности.

Теоретико-методологическая основа исследования. Проблема этнической репатриации и социокультурной адаптации анализируется в социологическом ракурсе, однако она носит междисциплинарный и >, полипарадигмальный характер, входит в предмет исследования этнографии, этнополитологии, психологии и т.д. Этим и объясняется комплекс разных методов, применяемых в работе.

Методологической основой послужили общесоциологические концепции развития этнических групп, классические, неклассические и постнеклассические концепции социокультурной адаптации, концептуальные парадигмы исторической памяти и идентичности, являющиеся сущностными храктеристиками этнической группы, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых.

В качестве методологической основы для решения поставленных задач использовался метод системного анализа, предполагающий подход к социокультурной адаптации этнических репатриантов как социальному процессу, и изучение многоуровневого и многоаспектного феномена «мультикультурализм» как оптимальный вариант этого процесса, т.е. социокультурной адаптации этнических групп в иноэтничной среде.

Автор использует систему методов научного познания: эмпирический (наблюдение, описание) и теоретический (восхождение от абстрактного к конкретному, гипотетико-дедуктивный).

Руководствуясь принципами объективности и конкретности, автор анализирует социокультурные проблемы этнических репатриантов в условиях радикальных реформ в России, в контексте формирования общероссийской национальной идентичности. Сравнительно-исторический анализ позволил выявить особенности социокультурных ценностей косовских адыгов.

Методологической ориентацией в процессе исследования косовских адыгов явилась концепция французского социолога Мориса Хальбвакса, которая позволила установить взаимосвязь между исторической памятью и идентичностью. Этот подход дал возможность определить ценность исторической памяти, заключающаяся в том, что она соединяет человека с прошлым, формирует представление родины и чувство самосознания.

Эмпирическую базу исследования составили результаты глубинного неформализованного метода интервью. В составлении тематического блока вопросов, интервью с косовскими адыгами — репатриантами использовалась методическая разработка, предложенная В.Д. Попковым, в авторской модификации1. Выбор метода глубинного интервью объясняется рядом причин: во-первых, ввиду языкового барьера и наличия необразованной части людей среди исследуемой группы; во-вторых, только с помощью гибкого («мягкого») метода можно объяснить и понять «человеческую сущность» социальных явлений и социокультурных процессов; в-третьих, для расшифровки внешне наблюдаемых действий людей и их высказываний эффективен качественный метод-интервью и наблюдение, что дает возможность «участвовать в событиях», сопереживая с людьми реальных (трагических) событий. Представляется, более полную информацию для понимания социальной проблемы можно получить именно с помощью гибкого интервью на адыгейском языке.

Социологическое исследование было осуществлено в г. Майкопе и ауле Мафэхабль в два этапа: в 2007 и 2008 годах. Нами выбирались три вида интервью: индивидуальное, семейное и групповое. Всего опрошено 70 человек. Использовался также и антропологический метод, т.е. посредством включенного наблюдения был получен эмпирический материал.

Автором также был осуществлен вторичный анализ результатов доступных социологических исследований и использованы статистические отчеты.

Тезисы, выносимые на защиту:

1. Главными существенными признаками этнической группы являются культура, культурные ценности — язык и историческое прошлое (историческая память). Диаспора представляет собой открытую саморазвивающуюся систему, наиболее устойчивым элементом которой выступает этническая группа; источником саморазвития* диаспоры могут выступать социокультурные практики. Репатриация представляет собой сложный открытый, незавершенный, процесс добровольного или принудительного

1 Попков В.Д. Указ. соч. С. 274-281. возвращения этнической группы на родину. Понятия «этническая группа», «диаспора» и «репатриация» взаимосвязаны.

2. В социологии сложились различные концептуальные парадигмы социокультурной адаптации к иноэтничной среде. Одним из оптимальных вариантов социокультурной адаптации является концепция современного мультикультурализма, не приводящая к ассимиляции и насильственной аккультурации этнических групп, а нацеленная на социальное, в частности социокультурное взаимодействие и взаимообогащение, с одной стороны, с другой — на самосохранение и самовоспроизводство этнических групп. Поэтому ее следует рассматривать как результат социокультурной самоорганизации в процессе адаптации.

3. Между исторической памятью и идентичностью существует взаимосвязь, которая характеризуется тем, что историческая память детерминирована идентичностью. Эта взаимосвязь активно проявляется в этнической культуре, в которой происходит идентификация личности со своей этнической группой, формируя образ исторической родины.

4. В социокультурной характеристике косовских адыгов главной составляющей является удовлетворение их социокультурных потребностей, которые обеспечивают социализацию личности и понимание жизни, определяют основу образа жизни и формирования мировоззренческих ориентаций, а также готовность к тому или иному виду деятельности.

5. Для косовских репатриантов этническая культура явилась формой и способом адаптации в иноэтничной среде Югославии и реадаптации к условиям исторической родины. Причем, особенность этнокультурной идентичности у косовцев определяется во многом через религиозное ценности, отождествляемые с этнокультурными традициями. Религиозные ценности диктуют образ жизни, соблюдение адыгэ хабзэ подчинено мусульманству.

6. Несмотря на сложные трансформационные процессы в России, косовские адыги включаются активно в формирующуюся национальную идентичность и российскую нацию. Низкий уровень относительной депривации, характерный для этнических репатриантов, усиливает тенденцию к их интеграции в российское социокультурное пространство. Косовские адыги убеждены в том, что национальная политика в России будет способствовать воспроизводству адыгского этноса.

Теоретическое и практическое значение исследования.

- Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении и научном осмыслении проблем диаспоры и репатриации.

- Теоретические положения и выводы диссертационного исследования могут применяться в работе региональных органов власти и особенно на уровне муниципального управления при совершенствовании миграционной политики и разработке программ культурной адаптации различных этнических групп.

- Ряд положений диссертации может представлять интерес в практике государственных органов власти при разработке социальных проектов, политических стратегий и управленческих технологий как эффективных инструментов демократических преобразований применительно к конкретным этническим сообществам.

- Выводы и положения диссертационного исследования могут быть использованы в разработке лекций по курсу «Социология культуры» и спецкурсам по этнодисциплинам.

Апробация результатов работы. Основные положения и результаты исследования докладывались автором на:

- Всероссийской научно-практической конференции «Государственно-правовая система России: история и современность» (Майкоп, 2 ноября 2006 г.);

- XXXIV научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа (Краснодар, январь-март 2007 г.);

- IV Всероссийской научной конференции молодых ученых «Наука. Образование. Молодежь» (Майкоп, 8-9 февраля 2007 г.).

- Региональной научной конференции «Взаимодействие народов и культур на Юге России: история и современность» (Ростов н/Д, 19-20 сентября 2007 г.);

- Круглом столе «Социокультурная адаптация косовских адыгов в Адыгее» (Майкоп, 2007г.);

- V Всероссийской научной конференции молодых ученых «Наука. Образование. Молодежь» (Майкоп, 7-8 февраля 2008 г.);

- III Всероссийском социологическом конгрессе «Социология и общество: пути взаимодействия» (М., Институт социологии РАН,2008г.);

- Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Поликультурные основания формирования общероссийской идентичности» (Краснодар, 2008 г.);

- Всероссийской научной конференции «Полиэтничный макрорегион: язык, культура, политика, экономика» (Ростов н/Д, 9-10 октября 2008 г.);

- VI Всероссийской научной конференции молодых ученых «Наука. Образование, Молодежь» (Майкоп, 5-6 февраля 2009 года).

Некоторые положения диссертации нарабатывались при проведении научного исследования по гранту Российского гуманитарного научного фонда «Косовские адыги в Адыгее: проблемы адаптации репатриантов и устойчивое развитие региона», проект № 07-06-00767а» (рук. проекта проф. А.Н.Соколова), в котором принимал участие автор в качестве исполнителя.

Диссертация обсуждалась на кафедре философии и социологии Адыгейского государственного университета и рекомендована к защите по специальности 22.00.06 — социология культуры, духовной жизни.

Материалы диссертационного исследования нашли отражение в 15 статьях общим объемом свыше 4,1 п.л.

Структура диссертации. Поставленная цель и задачи определили структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Шадже, Азмет Аскерович

Заключение

Осмысление проблем этнических групп в России в условиях трансформационных процессов и глобализирующегося мира является остро актуальной и одной из самых сложных проблем в теоретическом и практическом плане. Изучение проблемы адаптации и реадаптации этнических групп выводит на определение содержания базовых и производных понятий, с помощью которых можно понять сущность происходящих процессов в полиэтничном и поликонфессиональном социуме и определить механизм управления этими сложными системами.

Основная идея представленной работы заключается в том, чтобы, учитывая известные теоретические работы по репатриации, попытаться обозначить подходы к теоретической основе, необходимой для проведения практических исследований по социокультурной адаптации косовских адыгов.

Существенной характеристикой любой этнической группы является осознание своей культурной самобытности, стремление сохранить ее, не раствориться в «другом»; именно поэтому в нашей работе культура, культурные ценности - язык и историческое прошлое (историческая память) -выделяются как главные существенные признаки этнической группы и исследуются на примере конкретной этнической группы — косовских адыгов, проживающих в Адыгее.

Первоначально в нашем исследовании внимание было обращено к диаспоре, которая рассматривается как открытая саморазвивающаяся система, наиболее устойчивым элементом которой выступает этническая группа. Характеризуя в рамках постнеклассической социологии, отмечаем, что источником саморазвития диаспоры могут выступать социокультурные практики.

Репатриация представляет собой сложный открытый, незавершенный процесс добровольного или принудительного возвращения этнической группы на родину.

Исследуя взаимосвязь репатриации и адаптации, мультикультурализм рассматривается как оптимальный вариант социокультурной адаптации этнических групп в иноэтничной среде. Особенно значимым для нас является то, что концепция современного мультикультурализма не приводит к ассимиляции и насильственной аккультурации этнических групп. Концепция современного мультикультурализма нацелена на социальное, в частности социокультурное взаимодействие и взаимообогащение, с одной стороны, с другой — на самосохранение и самовоспроизводство этнических групп. Все это позволяет нам утверждать, что концепцию мультикультурализма следует рассматривать как результат социокультурной самоорганизации в процессе адаптации.

Рассматривая социокультурную самоорганизацию процесса адаптации, исследуется взаимосвязь памяти и идентичности, которая проявляется довольно активно в культуре. Само пространство культуры представляет собой некоторое пространство памяти, и именно в культуре личность и этническая группа могут реализовать культурную память. Такой анализ представляется важным и необходимым, поскольку в поисках объединяющих начал российских этносов - российской нации - свою нишу должна и может найти каждая этническая группа.

Исследование социокультурной, адаптации косовских адыгов показало, что десятилетнее проживание косовцев в новой социокультурной среде исторической родины свидетельствует о том, что адаптация связана с тем, как удовлетворяются их социокультурные потребности. Особенностью социокультурных потребностей косовских адыгов является то, что они нацелены на самоутверждение и социализацию личности, а также на аксиологическое понимание жизни.

Этничность, гордость за свой этнос, преданность ему составляют основу ценностного сознания косовского адыга. В условиях социокультурной адаптации в Адыгее принадлежность к адыгскому этносу, с одной стороны, обеспечивает некоторую социально-психологическую устойчивость, с другой — является «ценностно-нормативной константой, способной предотвратить социальную аномию и культурный конфликт»1.

Рассмотрев этническую культуру как форму и способ адаптации косовских адыгов, мы пришли к следующему выводу. Этническая культура и этнокультурные традиции понимаются косовцами как экзистенциальная ценность человека, а в сознании косовцев доминируют религиозные ценности. Возможность формирования толерантного сознания у косовских адыгов и установление диалогических отношений с представителями других этносов в полиэтничной Адыгее основаны на социокультурном опыте, поскольку косовские адыги, живя в полиэтничной Югославии, вступали во взаимодействие с представителями других культур и ощутили разные грани и аспекты взаимодействия культур. Однако в иноэтничной среде усилилось ценностное восприятие «своей» (этнической) культуры. Для косовских репатриантов этническая культура позволила не только адаптироваться в иноэтничной среде и реадаптироваться к условиям исторической родины; она стала значить намного больше; во-первых, этническая культура для них -способ «движения из прошлого в будущее»; во-вторых, это форма восприятия жизни, способ адаптации; в этнической культуре косовцы находят свою экзистенцию, смысл своего существования.

Основой исследования социокультурной адаптации косовских адыгов явилась теория аккультурации Дж. Бери, которая предполагает четыре стратегии аккультурации: интеграцию, ассимиляцию, сегрегацию и маргинализацию2. Типу интеграции соответствует успешная адаптация, которая понимается как овладение мигрантами незнакомой культурой.

1 Сикевич 3.B. Об институционализации этничности на постсоветском пространстве // Глобализация и социальные изменения в современной России. С. 84.

2 Berry J.A. Указ. соч. S. 173-174.

Интеграция и ассимиляция рассматриваются как результат успешной адаптации. Маргинализация и сегрегация — результат неуспешной адаптации. Социокультурную адаптацию косовских адыгов в Адыгее в целом можно оценить как успешную.

Вернувшись в Адыгею косовские адыги включились в изменяющееся социокультурное пространство российского социума. Косовские адыги осознают необходимость жить и работать в российском социуме. На это указывает и то, что низкий уровень относительной депривации, характерный для косовских адыгов, усиливает тенденцию к их интеграции в российское социокультурное пространство. Косовские адыги убеждены в том, что национальная политика в России будет способствовать воспроизводству адыгского этноса, стимулирует их на диалогичные отношения.

Между тем, после возвращения косовцев на историческую родину в России и в российских регионах произошли радикальные изменения. Поэтому представляется необходимым посмотреть на проблемы косовцев в контексте такой злободневной проблемы, как формирование общероссийской национальной идентичности.

Исследование показало, что проблема национальной идентичности активизируется в связи с процессами глобализации. Под воздействием активизирующейся глобализации происходит смена культурно-идентификационных маркеров. В мировой гуманитарной науке существует множество сценариев формирования новых «синтетических» форм идентичности - надэтнических и наднациональных. При всей их несовместимости одно остается бесспорным — это то, что социокультурная реальность глобализирующегося мира заметно меняется.

Особенно заметно влияние глобализации на информационно-. коммуникативную среду, в которой мы живем. Именно поэтому сетевая культура заметно подрывает основы этнической, религиозной, региональной и национальной идентичностей. Можно сказать, что культура и ценности глобализирующегося мира оказывают влияние на духовную жизнь. Тем не менее, в традиционном обществе этнокультурные ценности зачастую оказываются более устойчивыми и могут стать опорой для человека или группы, которая будет давать чувство родного и близкого в глобализирующемся мире.

Таким образом, результаты проведенного исследования могут явиться одним шагом к осмыслению такого сложного процесса, как репатриация и приблизить к разработке модели социокультурной адаптации не только репатриантов, но и мигрантов. Эти вопросы заслуживают внимания, потому что «передвижение» по миру активизируется, а проблемы адаптации и развития разных этнических групп в каждом полиэтничном социуме приобретают актуальность и требуют мирного разрешения вопросов, связанных с ним. Для нашей страны эти вопросы заслуживают особого научного и политического внимания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Шадже, Азмет Аскерович, 2009 год

1. Агаджанян, Н.А. Адаптация / Н.А. Агаджаняи // Глобалистика: энциклопедия / гл. ред. И.И. Мазур, А.Н.Чумаков. — М., 2003.

2. Амелин, В.В. Этноконфессиональные отношения в оценках и представлениях массового сознания оренбуржцев /В.В. Амелин // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. - Т. 5, № 4.

3. Андерсон, Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон; пер. с англ. В.Николаева. М., 2001.

4. Арутюнян, Ю.В. Этнос в «своей» и инонациональной среде / Ю.В. Арутюнян // Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы: тез. докл. и выступлений на II Всерос. социологическом конгрессе: в 3 т. М., 2003.

5. Арутюнян, Ю.В. Этносоциология: учеб. пособие для вузов / Ю.В. Арутюнян, J1.M. Дробижева, А.А. Сусоколов. — М., 1998.

6. Асп, Э.К. Введение в социологию / Э.К. Асп. СПб., 1998.

7. Аствацатурова, М.А. Диаспора как социокультурный, экономический, политический феномен в полиэтничном макрорегионе / М.А. Аствацатурова. — Ростов н/Д, 2007.

8. Афасижев, Т.И. Северный Кавказ в современной геополитической структуре и перспективы достижения стабильности / Т.И. Афасижев // Кавказ, ЕС и Россия: проблемы стабильности. М., 2004.

9. Ачох, С.Х. Социальная адаптация населения Республики Адыгея в условиях трансформации российского общества (социологический анализ): автореф. дис. . канд. социол. наук / С.Х. Ачох. — Майкоп, 2001.

10. Бауман, 3. Индивидуализированное общество / 3. Бауман; пер. с англ. под ред. B.JI. Иноземцева. М., 2002.

11. Бгажноков, Б.Х. Адыгская этика как соционормативная система / Б.Х. Бгажноков // Мир культуры адыгов. Майкоп, 2002.

12. Бенхабиб, С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру / С. Бенхабиб; пер. с англ. под ред. B.JL Иноземцева. М., 2005.

13. Бергер, П. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М., 1995.

14. Бердяев, Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии) / Н.А. Бердяев.-Л., 1990.

15. Бжезинский, 3. Выбор. Глобальное господство или глобальное лидерство: пер. с англ. / 3. Бжезинский. М., 2005.

16. Бойков, В.Э. Социально-политический фон самоидентификации российского населения / В.Э. Бойков // Социология власти. — 2007. № 1.

17. Болдонов, А. Краткий словарь-глоссарий по политологии / А. Болдонов, Т. Башинова, Е. Тармаханов. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005.

18. Борисов, А.А. Глобализация и американская этнокультурная модель / А.А. Борисов // Мировая политика: проблемы теоретической идентификации и современного развития: ежегодник, 2005. — М., 2006.

19. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. — М.: Наука, 1983.

20. Бромлей, Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность / Ю.В. Бромлей. — М., 1987.

21. Бурдье, П. Практический смысл / П. Бурдье. СПб., 2001.

22. Бэрзэдж, Н. Изгнание черкесов: причины и последствия / Н. Бэрзэдж. -Майкоп, 1996.

23. Волков, Ю.Г. Гуманистическая идеология и формирование российской идентичности / Ю.Г. Волков. М., 2006.

24. Волков, Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков. Ростов н/Д, 2004.

25. Ганжа, А.Г. Адаптация этническая / А.Г. Ганжа // Глобалистика: энциклопедия / гл. ред. И.И. Мазур, А.Н.Чумаков. М., 2003.

26. Геродот. История / Геродот // Историки Греции. М., 1976.

27. Гидденс, Э. Элементы теории структурации / Э. Гидденс // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас: учеб. пособие. Новосибирск, 1995.

28. Глэйзер, Н. Мультиэтнические общества: проблемы демографического, религиозного и культурного разнообразия / Н. Глэйзер // Этнографическое обозрение. 1998. -№ 6.

29. Горшков, М.К. Российское общество как новая социальная реальность. Вместо предисловия / М.К. Горшков // Россия реформирующаяся: ежегодник. Вып. 6 / отв. ред. М.К. Горшков. М., 2007.

30. Гумилев, JI.H. Ландшафт и этнос // Гумилев JI.H. Ландшафт и этнос. Статьи и работы (1949-1990). Старобурятская живопись / Л.Н. Гумилев — СПб.: Кристалл, 2005.

31. Гуревич, П.С. Философия культуры / П.С. Гуревич. М., 1994.

32. Данилова, О.Н. Традиции культурные / О.Н. Данилов // Социологическая энциклопедия: в 2-х т. Т. 2 / гл. ред. В.Н. Иванов. М., 2003.

33. Демографический энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1985.

34. Джандар, М.А. Остались адыгами: этнографические исследования / М.А. Джандар. Майкоп, 2007.

35. Джаримов, А.А. Подобных случаев в истории не было / А.А. Джаримов // Сов. Адыгея. 2008. - 23 июля.

36. Дробижева, JT.M. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России / JI.M. Дробижев. — М., 2003.

37. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда: метод социологии / Э. Дюркгейм. М., 1991.

38. Зайончковская, Ж.А. Репатриация / Ж.А. Зайончковская // Социальная энциклопедия / А.П. Горкин и др.. М., 2000.

39. Иванов, В.Н. Национальная (этническая) группа / В.Н. Иванов // Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2 / гл. ред. В.Н. Иванов. М., 2003.

40. Икрамов, Д.Б. Ценностно-ориентационное единство / Д.Б. Икрамов, В.М. Капицын // Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2 / гл. ред. В.Н. Иванов. -М., 2003.

41. Казанов, Х.М. Ценностные ориентации в современном российском обществе / Х.М. Казанов. Ростов н/Д, 2004.

42. Касумов, А.Х. Геноцид адыгов / А.Х. Касумов, Х.А. Касумов. -Нальчик, 1992.

43. Кирабаев, Н.С. Мультикультурализм / Н.С. Кирабаев // Глобалистика: энциклопедия / гл. ред. И.И. Мазур, А.Н.Чумаков. М., 2003.

44. Ковалева, А.И. Адаптация социальная / А.И. Ковалева // Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1. — М., 2003.

45. Косовские адыги в Адыгее: проблемы адаптации репатриантов и устойчивое развитие региона: сб. ст. / сост. А.Н. Соколова. — Майкоп, 2008.

46. Костюк, В.Н. Язык / В.Н. Костюк // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 4.-М., 2001.

47. Краснов, Б.И. Потребность / Б.И. Краснов // Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2. — М., 2003.

48. Кудаева, С.Г. Адыги (черкесы) Северо-Западного Кавказа в XIX в.: процессы трансформации и дифференциации адыгского общества / С.Г. Кудаева. Майкоп, 2006.

49. Кудаева, С.Г. Огнем и железом / С.Г. Кудаева. Майкоп, 1998.

50. Кумыков, Т.Х. Выселение адыгов в Турцию — последствие Кавказской войны / Т.Х. Кумыков. Нальчик, 1994.

51. Кушхабиев, А.В. Черкесская диаспора в арабских странах (XIX XX вв.) / А.В. Кушхабиев. - Нальчик, 1997.

52. Jle Брас, Э. Что такое французская нация сегодня: кровь или почва? / Э. Ле Брас // Этнопанорама. 2006. - № 1-2.

53. Лебедева, Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию / Н. Лебедева. — М., 1999.

54. Лойко, О.Т. Онтология социальной памяти: дис. . д-ра филос. наук / О.Т. Лойко. Красноярск, 2004.

55. Лурье, С. Историческая этнология: учеб. пособие для вузов / С. Лурье. -М., 1997.

56. Ляушева, С.А. Эволюция религиозных верований адыгов: история и современность (философско-культурологический анализ) / С.А. Ляушева. — Ростов н/Д, 2002.

57. Малашенко, В. Понаехали тут.Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме / В. Малашенко. — М., 2007.

58. Мамедов, Н.М. Культура, экология, образование / Н.М. Мамедов. М., 1996.

59. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу; пер. с англ. A.M. Талыбаевой. СПб., 1999.

60. Мастюгина, Т.М. Проблемы этнической репатриации: на примере России и Кавказа / Т.М. Мастюгина // Кавказ, ЕС и Россия: проблемы стабильности. М., 2004.

61. Мегилл, А. Историческая эпистемология: науч. монография / А. Мегилл; пер. М. Кукарцевой, В. Кашаева, В. Тимонина. М., 2007.

62. Миграция и безопасность в России: кол. монография / под ред. Г. Витковской и С. Панарина. М., 2000.

63. Милославова, И.А. Адаптация как социально-психологическое явление / И.А. Милослава // Социальная психология и философия. Вып. 2. Л., 1973.

64. Михайлов, В.А. Между законом и концепцией / В.А. Михайлов // Национальный акцент: приложение к еженедельнику «Аргументы недели». -2009. 23 апр.

65. Моисеев, Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы: эколого-политологический анализ / Н.Н. Моисеев // Вопросы философии. — 1995. -№ 1.

66. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты / Институт социологии РАН. М., 2007.

67. Морозова, З.С. Социальная адаптация как общественное явление и социологическая категория / З.С. Морозова // Социально-гуманитарные знания. -2009. -№ 1.

68. Мчедлов, М.П. Методология исследования взаимосвязи веры и этноса / М.П. Мчедлов, М.С. Кудряшова // Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания. М., 2007.

69. Память народа // Национальный акцент: приложение к еженедельнику «Аргументы недели». 2009. - № 19.

70. Панеш, Т.А. Особенности социокультурной адаптации репатриантов (косовских адыгов) в условиях поли культурной среды Северного Кавказа: дис. . канд. культуролог, наук / Т.А. Панеш. Краснодар, 2009.

71. Парк, Р. Конкуренция. Конфликт. Аккомодация. Ассимиляция / Р. Парк // Теоретическая социология: антология: пер. с англ., фр., нем., ит.: в 2 ч. Ч. 1. / сост. и общ. ред. С.П. Баньковский. — М., 2002.

72. Парсонс, Т. Функциональная теория изменения / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В.И. Добренькова. — М., 1994.

73. Политология: словарь-справочник / М.А. Василик и др.. — М., 2001.

74. Полоскова, Т.В. Современные диаспоры. Внутриполитические и международные аспекты / Т.В. Полоскова. М., 1999.

75. Попков, В.Д. Феномен этнических диаспор / В.Д. Попков. — М., 2003.

76. Реймерс, Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы) / Н.Ф. Рейменс. М., 1994.

77. Российская идентичность в Москве и регионах / отв. ред. Л.М. Дробижева. М., 2009.

78. Российская идентичность в условиях трансформации: опыт социол. анализа / отв. ред. М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова. — М., 2005.

79. Российская Федерация. Президент (Д. А. Медведев). Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 5.11.2008 // Российская газета. — 2008. — 6-12 ноября.

80. Рочева, Я.С. Основные социологические теории идентичности / Я.С. Рочева // Проблемы теоретической социологии: межвуз. сб. Вып. 6 / отв. ред. А.О. Бороноев. СПб., 2007.

81. Садохин, А.П. Компетентностный подход в диалоге культур: сущность и базовые показатели / А.П. Садохин // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития: материалы междунар. конф. М., 2008.

82. Садохин, А.П. Этнология: учебник / А.П. Садохин. М., 2000.

83. Сартр, Ж-П. Бодлер / Ж-П. Сартр // Бодлер Ш. Цветы зла: стихотворения в прозе / Ш. Бодлер. — М.: Высш. шк., 1993.

84. Сикевич, З.В. Об институционализации этничности на постсоветском пространстве / З.В. Сикевич // Глобализация и социальные изменения в современной России: тез. докл. и выступлений на Всерос. социологическом конгрессе: в 16 т. Т. 11. — М., 2006.

85. Символический интеракционизм Дж. Мида // Курбатов В.И. Современная западная социология: аналитический обзор концепций: учеб. пособие / В.И. Курбатов. Ростов н/Д, 2001.

86. Синицына, Н.А. Историческая память как регулятив современной культуры: социологический анализ: автореф. дис. . канд. социол. наук / Н.А. Синицына. — Майкоп, 2008.

87. Скворцов, Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии / Н.Г. Скворцов. СПб., 1997.

88. Словарь современных понятий и терминов / Н.Т. Бунимович и др.; сост., общ. ред. В.А. Макаренко. 4-е изд., дораб. и доп. - М., 2002.

89. Советский энциклопедический словарь / под ред. A.M. Прохорова. М., 1981.

90. Соколова, А.Н. «Социокультурный портрет» косовских адыгов / А.Н. Соколова // Сбережения народа: традиционная народная культура. — Краснодар, 2007.

91. Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г.У. Солдатова. М., 1998.

92. Социальная стратификация российского общества / отв. ред. З.Т. Голенкова. М., 2003.

93. Социокультурная адаптация косовских адыгов в Адыгее: материалы круглого стола / гл. ред. А.Н. Соколова. Майкоп, 2007.

94. Социология. Основы общей теории / Г.В. Осипов и др.. М., 1998.

95. Социология: учебник / Ю.Г. Волков и др.; под ред. Ю.Г. Волкова. — М., 2000.

96. Степин, B.C. Культура / B.C. Степин // Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2.-М., 2003.

97. Тишков, В. Наука и национальная идентичность / В. Тишков // Национальный акцент: приложение к еженедельнику «Аргументы недели». — 2008. 20 ноября.

98. Тишков, В.А. О толерантности и противодействии экстремизму в российском обществе / В.А. Тишков // Этнопанорама. 2006. - № 1-2.

99. Тишков, В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии / В.А. Тишков. М., 2003.

100. Тойнби, А. Постижение истории: пер. с англ. / А. Тойнби; сост. А.П. Огурцов. -М., 1996.

101. Толстых, В.И. Традиция / В.И. Толстых // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 4. М., 2001.

102. Тощенко, Ж.Т. Диаспора как объект социологического исследования / Ж.Т. Тощенко, Т.И. Чаптыкова // Социологические исследования. — 1996. — № 12.

103. Тощенко, Ж.Т. Национальная диаспора / Ж.Т. Тощенко // Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2. М., 2003.

104. Тощенко, Ж.Т. Социологическое знание: парадигмы, уровни, структура / Ж.Т. Тощенко // Проблемы теоретической социологии: межвуз. сб. Вып. 6 / отв. ред. А.О. Бороноев. СПб., 2007.

105. Унэрэкъо, Р. Тыркуем ис адыгэхэр / Р. Унэрэкъо. Мыекъуапэ, 2004.

106. Учебный социологический словарь с английскими и испанскими эквивалентами / под ред. С.А. Кравченко. 4-е изд., доп. и перераб. - М., 2001.

107. Файхтингер, Й. По ту сторону методичного национализма. Перспективы культуры, исторической памяти и идентичности в Европе / Й. Файхтингер // Вопросы философии. — 2007. № 9:

108. Фрейд, 3. Психология масс и анализ человеческого Я / 3. Фрейд // Психологические этюды. — Минск, 1997.

109. Халаштэ, Н.Ю. Социокультурная адаптация адыгской диаспоры в Иордании / Н.Ю. Халаштэ. Майкоп, 2007.

110. Ханаху, Р.А. Морально-этический феномен адыгагъэ — основа народной культуры / Р.А. Ханаху // Мир культуры адыгов. Майкоп, 2002.

111. Ханаху, Р.А. Социально- историческая память как конфликтогенный фактор массового сознания / Р.А. Ханаху, О.М. Цветков // Межнациональные конфликты на Кавказе: методика их преодоления: тез. докл. междунар. конф. -М., 1995.

112. Ханаху, Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ) / Р.А. Ханаху. Майкоп, 1997.

113. Хантингтон, С. Кто мы?: вызовы американской национальной идентичности / С. Хантингтон; пер. с англ. А. Башкирова. М., 2004.

114. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Ханингтон; пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова. М., 2003.

115. Хлынина, Т.П. Динамика социального самочувствия репатриантов как показатель адаптивных возможностей традиционной культуры / Т.П. Хлынина // Сбережения народа. Краснодар, 2007.

116. Хотко, С.Х. Очерки истории черкесов / С.Х. Хотко. СПб., 2001.

117. Хунагов, Р.Д. Кавказ в контексте глобальных трансформаций / Р.Д. Хунагов // Кавказ, ЕС и Россия: проблемы стабильности. М., 2004.

118. Чаптыкова, Т.И. Национальная диаспора как объект этносоциологического исследования: дис. . канд. социол. наук / Т.И. Чаптыкова. М., 1997.

119. Чемсо, Г. Возвращение: исторический очерк / Г. Чемсо. Майкоп, 2000.

120. Чемсо, Г. Возвращение: как это было / Г. Чемсо // Советская Адыгея. -2008. 1 авг.

121. Шадже, А.Ю. Этнические ценности как философская проблема / А.Ю. Шадже. М.; Майкоп, 2005.

122. Шеуджен, Э.А. Историческая память и проблемы Кавказской войны // Шеуджен Э.А. Путь в историю: в поисках методологии исследования / Э.А. Шеуджен. Майкоп, 2007.

123. Шпет, Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г. Сочинения / Г. Шпет.-М., 1989.

124. Шюц, А. Структура повседневного мышления / А. Шюц // Социологические исследования. — 1988. № 2.

125. Электронный ресурс. Режим доступа: http: www.yandex.ru

126. Эмиграция и репатриация в России / В.А. Ионцев и др.. М., 2001.

127. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Э. Эриксон. -М., 2006.

128. Юдина, Т.Н Миграционные процессы в системе глобальных координат / Т.Н. Юдина // Социология. 2006. - № 2.

129. Юдина, Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: учеб. пособие / Т.Н. Юдина. М., 2007.

130. Юдина, Т.Н. Социология миграции: учеб. пособие для вузов / Т.Н. Юдина. М., 2006.

131. Южанин, М.А. О социокультурной адаптации в иноэтнической среде: концептуальные подходы к анализу / М.А. Южанин // Социологические исследования. 2007. - № 5.

132. Ядов, В.А. А все же умом Россию понять можно / В.А. Ядов // Россия: трансформирующееся общество / под ред. В.А. Ядова. М., 2001.

133. Ядов, В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности / В.А. Ядов // Психология самосознания: хрестоматия. — Самара, 2000.

134. Ядов, В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных / В.А. Ядов // Социология 4М: методология, методы, математические модели. — 1991.-№ 1.

135. Яницкий, О.Н. Будущее России: прогностический потенциал социологии / О.Н. Яницкий // Россия реформирующаяся: ежегодник. Вып. 6 / отв. ред. М.К. Горшков. М., 2007.

136. Berry, J.A. Acculturation and Psychological Adaptation / J.A. Berry // Migration-Etnizitat-Konflikt: Sistemfragen und Fallstudien / hrsg. von K. J. Bade. -Osnabruk: Universitatsverlag, 1996.

137. Ethnic Groups and Boundaries: The Social Organisation of Culture Difference / ed. by F. Barth. Bargen; London, 1969.

138. Halbwacs, M. Das kollektive Gedachtnis / M. Halbwacs; mit einem Geleitwort von Prof. Dr. H. Maus. Marburg, 1967.

139. Ozbek Batray. Erzahlunden der letzten Tscherkessen auf dem Amselfeld / Batray Ozbek. Bonn, 1986.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.