Социокультурная адаптация адыгской диаспоры в Иордании тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Халаштэ, Нафсэт Юсуфовна

  • Халаштэ, Нафсэт Юсуфовна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2006, Майкоп
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 149
Халаштэ, Нафсэт Юсуфовна. Социокультурная адаптация адыгской диаспоры в Иордании: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Майкоп. 2006. 149 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Халаштэ, Нафсэт Юсуфовна

Введение.

Глава 1. Диаспора: основные теоретико-методологические подходы

1.1 Определение понятия диаспора.

1.2 Возникновение диаспор: историко-социологический аспект.

1.3 Диаспора и «историческая родина».

Глава 2. Специфика социокультурной адаптации адыгской диаспоры в Иордании

2.1 Характерологические особенности адыгской диаспоры.

2.2 Трансформация ценностных ориентаций адыгской диаспоры в Иордании.

2.3 Глобализационное воздействие на диаспорную общину.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социокультурная адаптация адыгской диаспоры в Иордании»

Актуальность темы исследования. С конца 80-х годов XX века в отечественной науке всё чаще стали изучать проблемы диаспоры и её влияние на отношения внутри общества принимающей страны. Это обусловлено тем, что мировая геополитика и распад СССР в конце XX века дали толчок росту этнического самосознания и объединению представителей этнических меньшинств в общины для создания институтов функционирования и противостояния полной ассимиляции в иноэтничном окружении.

Интерес к диаспорам, возросший в результате дезинтеграции СССР, выявил такие проблемы, которые не были актуальными в советский период. К ним следует отнести зарождающиеся диаспоры в странах ближнего зарубежья, недавно входившие в состав одного государственного образования; активизация интереса к исторической родине диаспор, образовавшихся при царской России и не имевших возможности общения в советский период; выработка страной исхода (исторической родиной) политики сотрудничества с диаспорой; рассмотрение диаспоры в качестве моста в формировании межгосударственных отношений; экономический потенциал мировых диаспор, позволяющий помогать исторической родине; трансформационные процессы, происходящие в диаспоре под воздействием аккультурации в результате вынужденной адаптации, и многие другие. Именно эти проблемы стали сферой научных интересов истории, политологии, культурологии, антропологии, экономики, социологии и других отраслей науки.

Активный рост этнического сознания, выраженный в заинтересованности к исторической родине и культуре предков, стал наблюдаться в диаспорах, образовавшихся при царской России, так как восприятие миграции как «временного пребывания» стало основой для их обособления и создания специальных институтов для сохранения своей этнокультурной идентичности в случае возвращения на историческую родину. Одной из таких диаспор является адыгская (черкесская) диаспора, численность которой составляет свыше 3,5 млн. человек, что в семь раз превышает численность материнского этноса в стране исхода. Следует отметить, что представители адыгской диаспоры, оказавшись в иноэтничном окружении, смогли противостоять процессам ассимиляции, а также до сих пор способствуют экономическому развитию стран их расселения, принимают активное участие в социально-политической жизни принимающего государства.

Актуальность данного исследования заключается в рассмотрении социокультурной адаптации адыгской диаспоры сквозь призму социологии, её роли в социально-политической и экономической жизни принимающего государства и исторической родины, а также в выявлении особенностей трансформационных процессов, которым подверглась она с момента переселения в Иорданию.

Важность данного исследования диктуется ещё тем, что в условиях трансформации России и российских регионов востребованным становится совершенствование миграционной политики. Приоритетом здесь остаётся привлечение из-за рубежа наших соотечественников, то есть квалифицированной миграции.

Социологический анализ адыгской диаспоры в Иордании необходим для поиска социальных аспектов формирования культуры диалога и сотрудничества между Республикой Адыгея и Иорданией.

Степень разработанности проблемы. Диаспора как исследовательская проблема стала изучаться сравнительно недавно с конца XX века, хотя возникновение данного феномена связано с еврейским рассеянием. Диаспоры как этнические группы, проживающие в иноэтничном окружении, представляли исследовательский интерес для многих учёных. Историки В.А.Тишков, З.И.Левин1, исследующие диаспору, акцентируют внимание на генезисе, то есть политических и социально-экономических причинах

1 Тишков В.А. Реквием к этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003; Левин З.И. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ). М., 2001. миграции части этноса, в результате которых возникает феномен «диаспора» и её влияние на внутреннюю и внешнюю политику страны проживания и страны исхода.

В связи с ростом роли диаспоры на международной арене к изучению данного феномена все больше стали обращаться политологи. Политологические исследования2 направлены на рассмотрение диаспоры в качестве важной составляющей современной системы международных отношений, чья роль в жизни государства зависит от авторитетности и влиятельности представителей данной этнической группы в государственных, экономических и культурных кругах общества, а также на изучение места и роли современных диаспор в системе международных отношений.

Культурологические исследования С.В.Лурье, Н.Г.Денисова, Л.Г.Ионина3 позволяют выявить культурный потенциал диаспоры, возможность её трансляции и степень трансформации в инокультурном окружении. В рамках исследования диаспоры интерес представляет рассмотрение механизмов функционирования этносов, процессы их самоорганизации и адаптации к изменяющейся природной и социокультурной среде.

Механизмы формирования этнической и культурной идентичности, процессы адаптации и восприятие иноэтничного окружения прежде всего происходят на психологическом уровне. Психологи Г.В. Оллпорт, Н.Лебедева4 при исследовании диаспоры прослеживают связи между культурой, человеческим сознанием и поведением, рассматривают личность в контексте культуры, обращая внимание на формирование национального характера и менталитета, вербальное и невербальное общение в разных культурах, этнические миграции и аккультурации.

2 Полоскова Т.В." Современные диаспоры. Внутриполитические и международные аспекты. М., 1999; Полоскова Т., Скинник В. Русский мир: мифы и реалии. М.,2003; Чазов A.B. Ценности как фактор формирования политических предпочтений // http://politanalvsis.narod.ru.

3 Лурье C.B. Историческая этнология. М., 1997; Денисов Н.Г. Субъекты социокультрного развития для XXI века: региональные аспекты. Краснодар, 1999; Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

4 Оллпорт Г.В. Личность в психологии: сборник. М., 1998; Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.

Немалый интерес представляют социологические исследования общества как системы Т.Парсонса, Н.Лумана, А.С.Ахиезера, Г.С.Денисовой5. Диаспора рассматривается одновременно как самостоятельная система и составная часть более сложной системы - принимающего общества. Попадая в иноэтничное окружение, представители этноса для сохранения этнокультурной идентичности самосоздают диаспорную общину в новых условиях окружающей среды, проходя г процесс адаптации к принимающему населению, выраженный аккультурацией; интегрируясь, создают институты для поддержания языка и этнокультурных ценностей.

Следует отметить и социологические исследования этничности Ю.В.Арутюняна, Л.М.Дробижевой, А.А.Сусоколова6, согласно которым именно этническая самоидентификация позволяет представителям этноса самоорганизоваться в диаспору, находясь в иноэтничном окружении.

В последнее десятилетие этнические группы в иноэтничном окружении чаще стали рассматриваться как общинные институты, то есть диаспоры. На современном этапе многие социологи Г.Шеффер, В.Шнирельман, Ж.Т.Тощенко, Т.И.Чаптыкова7 выделяют диаспору как исследовательскую проблему, определяют методологическую базу данного феномена и её дефиниции. Другие учёные М.Аствацатурова, А.О.Милитарёв, А.Ханбабян8 в своих работах выделяют такие основные признаки диаспоры, как уровень сохранения языка, этнической культуры и самосознания.

Анализируя феномен диаспоры в отечественной науке, важно сказать о монографическом исследовании В. Д. Попкова «Феномен этнических диаспор», в котором освещены проблемы людей, оказавшихся в иной

5 Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Теоретическая социология: Антология: В 2ч. М.,2002; Денисова Г.С. Социальная субъектность этноса (концептуальный подход). Ростов-Н/Д., 1997; Ахиезер A.C. Как «открыть» закрытое общество. М., 1997.

6 Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М, Сусоколов A.A. Этносоциология. М., 1999; Дробижева Л.М. Социальное неравенство этнических групп. М., 2002.

7 Шеффер Г. Диаспоры в мировой политике// Диаспоры, 2003, №1; Шнирельман В. Мифы диаспоры// http://www.archipelag.ru: Тощенко Ж.Т., Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социологического исследования//СОЦИС, 1996, №12.

8 Аствацатурова М. Диаспоры: этнокультурная идентичность национальных меньшинств//Диаспоры, 2003, №2; Милитарёв А. О содержании термина «диаспора» (к разработке дефиниции)// Диаспоры, 1999, №1; Ханбабян А. Диаспора как инструмент сотрудничества// http://www.archipelag.ru. этнической среде, вне своей исторической родины. На основе современной зарубежной и российской литературы анализируются наиболее известные подходы к пониманию диаспоры и предлагает собственное осмысление данного явления9.

Для нашего исследования научный интерес представляют работы С.Г.Кудаевой, А.Кушхабиева, Р.Б Унароковой, С.Х.Хотко, Г.Чочиева10, занимающихся исследованиями истории возникновения адыгской (черкесской) диаспоры и её роли в жизни принимающего государства. Их работы дают представления об исторической картине мира на момент миграции адыгов, о трагичности их массового исхода в Османскую империю, а также позволяют анализировать дальнейшую судьбу этноса как на исторической родине, так и в странах Среднего и Ближнего Востока. Осмыслению культурного потенциала зарубежной адыгской диаспоры в Турции, Сирии и Иордании способствовало исследование учёных Кабардино-Балкарской Республики и КБНЦ РАН «Адыгская и Карачаево-Балкарская зарубежная диаспора: история и культура».

Исторически важным являются мемуары адыгских переселенцев Р.Трахо и Хавжоко Шауката Муфти11, описывающие причины и процесс миграции адыгских мухаджиров, а также освоение ими новых земель.

В особую группу следует выделить исследователей традиционной адыгской культуры Б.Х.Бгажнокова, Х.М. Казанова, С.А. Ляушеву, К.У. Унежева, А.Ю.Шадже, Ф.С. Эфендиева, которые в основе духовно-нравственной культуры адыгов выделяли систему моральных ценностей под общим названием адыгагьэ. Интерес представляет исследование Р.А.Ханаху

1 *)

Традиционная культура Северного Кавказа» , в котором автор анализирует

9 Попков В.Д. Феномен этнических диаспор. М., 2003. С. 272.

10 Кудаева С.Г. Огнём и железом. Майкоп, 1998; Кушхабиев А. Черкесы в Сирии. Нальчик, 1993; Унэрэкьо Р. Тыркуем ис адыгэхэр. Мыекъуапэ, 2004; Хотко С.Х. Очерки истории черкесов. СПб., 2001; Чочиев Г. Северокавказская диаспора в Турции (социально-политические аспекты этнической эволюции во второй половине XIX и XX в.)// Диаспоры 2001, №1.

11 Трахо Р. Черкесы. Нальчик, 1992; Хавжоко Шаукат Муфти. Герои и императоры в черкесской истории. Нальчик, 1994.

12 Ханаху P.A. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). Ростов-Н/Д, 2001. традиционную культуру адыгов, проблемы формирования менталитета, ценностных ориентаций и межкультурного взаимодействия.

Таким образом, анализ научной литературы даёт представление об этнических группах, находящихся в иноэтничном окружении, имеющих способность самоорганизации в виде диаспор. Однако, можно зафиксировать отсутствие специальных исследований адыгской диаспоры на Ближнем Востоке, социологический анализ которой поможет исторической родине лучше понять менталитет и образ мышления диаспоры; использовать её конструктивный потенциал в условиях трансформации России. На восполнение этого пробела и направлено данное диссертационное исследование.

Целью исследования является анализ изменений, произошедших в результате социокультурной адаптации у представителей адыгской диаспоры в Иордании.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- проанализировать методологические подходы к изучению понятия «диаспора»;

- выявить причины возникновения диаспор;

- изучить взаимодействие диаспоры и исторической родины;

- выявить характерологические особенности адыгской диаспорной группы в Иордании для анализа социокультурных изменений в процессе адаптации;

- раскрыть социокультурные паттерны адыгской диаспоры в Иордании и проследить трансформацию ценностных ориентаций адыгской диаспоры в инокультурной среде;

- определить влияние глобализации на адыгскую диаспору.

Объектом исследования является адыгская диаспора в Иордании. Предметом исследования выступает процесс социокультурной адаптации адыгской диаспоры к условиям жизни в Иордании.

Теоретико-методологическая основа исследования. Проблема диаспоры, хотя и анализируется в социологическом аспекте, носит полипарадигмальный и междисциплинарный характер, входит в предмет исследования истории, политологии, культурологии, психологии и т.д. Этим и объясняется комплекс и комбинация применяемых методов в работе.

Методологической основой является принцип системности, в соответствии с которым анализируется диаспора как система с характерными для неё элементами, с одной стороны, и рассматривается специфика её взаимодействия с другими феноменами, с другой.

Согласно сетевой теории, этнос рассматривается как сеть, состоящая из исторической родины и диаспор.

При осмыслении роли, места и функционирования диаспоры использовались социокультурный и аксиологический подходы. Теория социального действия позволила рассмотреть диаспору в качестве своего агента.

Руководствуясь принципами историзма и объективности, автор анализирует феномен диаспоры и выявляет её специфику в условиях иноэтничной среды.

Эмпирическую базу исследования составили результаты глубинного интервью, проведённого автором в Иордании в июне - июле 2004 года. Выбор метода глубинного интервью объясняется несколькими причинами: во-первых, построение репрезентативной выборки невозможно ввиду отсутствия точных данных по численности представителей диаспоры; во-вторых, преимуществом качественного метода является непосредственный личный контакт с респондентом, в ходе которого выявляются аспекты, не запланированные предполагаемыми вопросами, то есть во время исследования остаётся возможность уточнения и модификации выдвинутых гипотез; в-третьих, ввиду языкового разнообразия (адыгейский, английский, арабский) и наличия необразованной части людей среди исследуемой группы.

Выборка для проведения глубинного интервью была спланирована таким образом, чтобы была возможность выявить и сравнить статус, положение и мнение адыгов с учётом возраста, пола и, по возможности, образования. Также и в отношении арабского населения, что позволяет делать сравнение положения, статуса того или иного этноса.

Для более полного представления социокультурной картины в Иордании был также применён антропологический метод, который позволил вжиться в социокультурную реальность и получить информацию с помощью неформальных бесед.

Основным инструментом исследования являлась анкета, составленная в аналогии с анкетой, предложенной В.Д. Попковым в книге «Феномен этнических диаспор»13, дополненная и преломлённая к теме исследования.

Местом проведения исследования была выбрана столица Иордании город Амман с его пригородами, так как в данном районе проживает более 70% адыгов14.

В начале исследования предполагалось опросить 100 человек, из них 80 ' адыгов и 20 арабов, но однообразность получаемой информации позволила прекратить опрос. В результате, глубинное интервью проведено с 52 представителями адыгской диаспоры и с 11 представителями принимающего населения Иордании.

Помимо материалов, полученных в ходе опроса, и результатов включённого наблюдения, в исследовании использовались следующие источники:

- материалы архива, созданного при адыгской диаспоре в Иордании;

- различные мемуарные источники и периодические издания;

- данные этносоциологических исследований, проводившихся в адыгском диаспорном центре в г. Аммане.

13 См.: Попков В.Д. Феномен этнических диаспор. М., 2003.

14 По данным статистики внутри диаспоры.

Гипотеза исследования состоит в следующем: в условиях взаимодействия разных этносов и их культур в полиэтничной Иордании адыгская диаспора в результате аккультурации приняла этнокультурные паттерны принимающего общества, преломив их через свою культуру; синтез культур повлёк за собой трансформацию ценностных ориентаций представителей адыгской диаспоры, однако прослеживается сохранность некоторых ценностей: этнокультурная самоидентификация, этнопсихологические черты, язык, морально-нравственный кодекс -«адыгагьэ».

Научная новизна исследования заключается в выявлении специфики социокультурной адаптации адыгов в Иордании:

- осуществлена экспликация понятия «диаспора» с учётом теоретических подходов и методологических принципов исследования проблемы;

- раскрыты причины возникновения диаспорных общин;

- исследовано взаимодействие диаспоры и исторической родины на примере адыгской диаспорной общины;

- выявлены характерологические особенности адыгской диаспорной общины и определены присущие ей социокультурные паттерны;

- выявлены и проанализированы процессы, повлиявшие на трансформацию ценностных ориентаций в адыгской диаспорной общине;

- определена специфика воздействия глобализационного процесса на функционирование адыгской диаспоры.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Наличие в отечественной науке дискуссионное™ в определении понятия «диаспора» делает необходимым анализ методологических подходов к данному феномену. При этом диаспору следует понимать как совокупность людей одного этноса, проживающих за пределами исторической родины, мигрировавших в результате прямого или косвенного насилия. Характеризующими признаками её являются: наличие этнического самосознания и институтов, стремящихся противостоять ассимиляции; численность; характер расселения; степень прочности связей и чувство соучастия со страной исхода; отчуждение от общества проживания; синтез культур исторической родины и страны проживания.

2. Анализ эволюций диаспор в мире позволяет выделить два аспекта формирования диаспорных общин: миграцию и движение государственных границ. Независимо от способа формирования диаспоры следует разделять на «бездомные», то есть не имеющие своего государства, или, как в большинстве случаев, имеющие свою официальную историческую родину; на молодые или с глубокими историческими корнями; на дремлющие или зарождающиеся; на внутренние или внешние.

3. Факт существования диаспоры создаёт триполярные отношения между принимающей страной, исторической родиной и диаспорной общиной. Данный треугольник может принимать различные конфигурации, создаваемые отношениями между принимающим государством и страной исхода. Но в современном мире имеет место тенденция к возрастанию влияния Диаспоры на внутриполитическую и внешнеполитическую жизнь государств в системе международных отношений, которая в основном связана с восприятием диаспорой «исторической родины». Историческая родина воспринимается представителями диаспоры не однозначно, это зависит от нескольких факторов: возраста представителя диаспоры (к какому поколению мигрантов он относится), интереса к стране исхода (наличие ближайших родственников), факта её посещения и т.д. Однако, историческая родина остаётся культурным и ценностным ориентиром для диаспоры.

4. Характерологическими особенностями адыгской диаспорной общины в Иордании являются: принадлежность к меньшинству населения; корпоративность; малое число смешанных браков; большая приверженность к религии; наличие диаспорного сознания, включающего общность происхождения и первоначальной территории расселения, этнокультуры, истории и языка, которые помогают выявить социокультурные изменения, происходящие в диаспорной группе в процессе адаптации.

5. Адыгская диаспорная община в Иордании представляет собой сложную открытую систему, которая в результате взаимодействия с принимающим государством изменяет свои ценностные ориентации в пользу арабо-мусульманской культуры, то есть происходит синтез двух культур. Наиболее сильной трансформации подверглись религиозные верования и институт семейно-брачных отношений, связанные с сильной исламизацией Востока. Религия постепенно становится образом жизни диаспорной общины, вытесняя неписанный нормативно-правовой кодекс адыгов - «адыгэ хабзэ», что в свою очередь меняет отношение к выбору партнёра по браку. Язык, с которым связывают этнокультурную идентичность диаспорной общины, является этноконсолидирующим фактором диаспоры и средством общения диаспоры и исторической родины, характерным только для данного этноса.

6. Члены адыгской диаспоры осознают необходимость жить и работать в глобальном мире, то есть диаспорная община не может функционировать в изоляции от глобального мира и глобальной культуры, потому что это обязательно требует изоляции и от глобальной экономики. Именно поэтому члены диаспоры пытаются принять особенности иорданского общества: совместить участие в глобальной экономике, сохраняя и развивая свои культурные ценности. Что касается этнокультурной идентичности, представляется возможным говорить о формировании новой идентичности у адыгов в Иордании: иорданский адыг, а не адыг в Иордании.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.

• Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении и научном осмыслении адыгской диаспоры в странах Ближнего и Среднего Востока.

• Теоретические положения и выводы диссертационного исследования могут применяться в работе региональных органов власти при совершенствовании миграционной политики и разработке программ культурной адаптации различных этнических групп.

• Ряд положений диссертации может представлять интерес в практике государственных органов власти в целях расширения и углубления диалога Республики Адыгея с Иорданией.

• Материалы диссертации могут применяться в разработке лекций по курсам «Социология культуры», «Этносоциология», «Этнопсихология», «Этнология» и спецкурсам по другим этнодисциплинам.

Апробация результатов работы. Диссертация обсуждалась на кафедре философии и социологии Адыгейского государственного университета и рекомендована к защите по специальности 22.00.06 - социология культуры, духовной жизни.

Основные положения и выводы диссертационного исследования излагались автором на:

- VI Международной конференции «Исторические источники Евроазиатских и Северо-Африканских цивилизаций» (г.Майкоп, 3-6 октября 2005г);

- Международной конференции «Культура адыгов: прошлое и настоящее» в рамках Ш-го Всемирного фестиваля адыгской культуры (г.Майкоп, 30 сентября 2004г);

- Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы становления гражданского общества на Юге России» (г.Армавир, 10-11 апреля 2004г);

- Научной конференции молодых учёных и аспирантов АГУ «Наука. Образование. Молодёжь» (г.Майкоп, 6 февраля 2004г);

- Научной конференции молодых учёных и аспирантов «Наука - 2003» (г.Майкоп, 22-25 апреля 2003г);

- Научной конференции молодых учёных и аспирантов (г. Майкоп, 3-4 февраля 2006г).

Результаты исследования опубликованы в статьях и брошюре общим объёмом 4,0 п.л.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав по три параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Халаштэ, Нафсэт Юсуфовна

Заключение

Диаспоры представляют собой многогранное явление, включая в себя политические, экономические и культурные пространства, пересекающие границы суверенных государств.

В нашем исследовании была предпринята попытка эксплицировать понятие «диаспора», рассмотреть научные подходы, изучающие данный феномен, выявить основные признаки диаспорных общин и выполняемых ими функций и соотнести их с адыгской диаспорной общиной в Иордании. В результате было дано определение понятию диаспора как открытой самосоздающейся и саморазвивающейся системы, состоящей из совокупности людей одного этноса, проживающих за пределами исторической родины, мигрировавших в результате прямого или косвенного насилия, сохраняющих этническое самосознание, имеющих социальные институты для развития и функционирования данной общности, а также, возможность влиять на политическую ситуацию внутри страны и геополитику региона расселения и выявлены характерные для неё признаки. Соотнесение данного определения с адыгской диаспорной общностью позволило отнести её к классическим диаспорным общинам, для которых характерны такие признаки как: наличие страны исхода; продолжительность проживания в принимающем государстве; наличие институтов для сохранения этнокультурных ценностей; наличие материальных ресурсов, юридический статус; компактность проживания; связи с исторической родиной, постоянность или прерывистость которых зависит от геополитических интересов, как страны исхода, так и государства проживания, по отношению к диаспоре.

Исследование показало, что адыги, проживающие в Иордании, представляют гомогенную диаспорную общность, представители которой относят себя к адыгскому этносу. Численный состав диаспоры является достаточным для демографического воспроизводства.

Причиной выселения с исторического ареала расселения представители адыгской диаспоры считают этноцид со стороны царской России. Восприятие миграции, как временного переезда, позволило адыгам в короткие сроки самоорганизоваться в диаспорную общину и создать специальные социальные институты для успешного функционирования в принимающем государстве.

Немалая роль в жизни диаспоры отведена и исторической родине, которая хоть и не воспринимается представителями диаспоры однозначно, но является культурным и ценностным ориентиром для диаспоры в целом, так как большинство опрошенных её представителей выражают пиететное отношение к исторической родине. Под исторической родиной представители адыгской диаспоры в Иордании чётко определяют конкретную территорию, принадлежавшую Черкесии на момент миграции, а именно Республику Адыгея, Кабардино-Балкарию, Краснодарский край, частично Карачаево-Черкесию. Историческая родина воспринимается как ценность и как место сохранения накопленного опыта народа. Адыгейский язык рассматривается как характерный только для диаспоры и исторической родины и как транслятор этнокультурных ценностей материнского этноса.

Адыгская диаспорная община в Иордании поддерживает с исторической родиной этнокультурные связи, по возможности инвестирует её. В свою очередь историческая родина проводит доброжелательную политику в отношении диаспоры, оказывая ей культурную поддержку.

Исследование показало, что, занимая высокий статус в принимающем обществе, не подвергаясь политическим преследованиям, адыгской диаспоре в Иордании удалось выработать и поддерживать такие взаимоотношения с арабским населением, которые позволяют сохранять и воспроизводить этнокультурную самобытность при полной интегрированное™ в иорданское общество. Однако это не значит, что этнокультурные ценности в адыгской диаспорной общине сохранились в первозданной форме. Многие из них подверглись трансформации, так как деятельность адыгской диаспорной общины, как открытой сложной системы, не протекает изолированно от культурной, экономической, социальной, политической жизни принимающего арабского населения в Иордании. Все эти процессы влияют на образ мышления и менталитет представителей диаспорной общины, трансформируя их ценностные ориентации. Но несмотря на изменения в пользу арабо-мусульманской культуры, адыги сохранили в современных условиях «имидж», созданный предками в принимающем обществе, базирующийся на таких морально-этических принципах как: человечность, почтительность, разум, мужество, честь. Не подверглись значительным изменениям этнокультурные традиции: гостеприимство, почитание старших и женщин, память о прошлом, этикет адыгского застолья.

Важнейшее место в адыгском мировоззрении, как и в исламском, занимает семья. Адыгэ хабзэ рассматривает семью как место формирования картины мира для подрастающего поколения. Именно семья рассматривается как транслятор и колыбель этнокультурных традиций.

В результате исламизации Востока наиболее сильной трансформации подверглись религиозные верования и институт семейно-брачных отношений. Религия, неявно навязываемая принимающим населением, постепенно становится образом жизни диаспорной общины, вытесняя неписаный нормативно-правовой кодекс адыгов - «адыгэ хабзэ», что в свою очередь меняет отношение к выбору партнёра по браку. Эндогамность в браке, обеспечивающая относительное противостояние процессам ассимиляции, за последние десятилетия стала явлением желательным, но необязательным.

Этноконсолидирующим фактором диаспоры и средством её общения с исторической родиной, характерным только для данного этноса, является язык. Именно с ним связывают этнокультурную идентичность диаспорной общины. Поэтому представители адыгской диаспоры уделяют особое внимание знанию и сохранению языка, отдавая своих детей в школы и детские сады при диаспорной общине.

Адыгская диаспорная община в Иордании как сложная открытая система в результате взаимодействия с принимающим государством изменяет свои ценностные ориентации в пользу арабо-мусульманской культуры. Исследование показало, что для адыгской диаспорной общины в Иордании присущ синтез адыгской и арабо-мусульманской культур, который и регламентирует образ жизни представителей диаспоры.

Следует отметить, что адыгская диаспорная община в Иордании, существуя и, функционируя в изменяющемся мире, также подвержена глобализационным процессам. Интерес представляет то, что под воздействиями данных процессов вырисовывается новая идентичность иорданскогого адыга. С одной стороны, для него Адыгея - это духовная родина, где полноценно развивается адыгейская культура и язык. С другой, Иордания для него стала новой родиной, поскольку он уже кровно связан с природной аурой, перенимает и некоторые особенности местной материальной культуры и обычаев, то есть то, что созвучно его менталитету.

Исследование показало, что члены адыгской диаспоры осознают необходимость жить и работать в глобальном мире, то есть диаспорная община не может функционировать в изоляции от глобальной культуры. Потому что это обязательно требует изоляции и от глобальной экономики. Именно поэтому члены диаспоры пытаются принять особенности иорданского общества: совместить участие в глобальной экономике с сопротивлением глобальной культуре. Все это позволяет адыгской диаспорной общине интегрироваться и играть большую роль в жизни иорданского общества.

Таким образом, результаты проведённого исследования, теоретические размышления могут явиться ещё одним шагом к осмыслению такого многогранного феномена как «диаспора» и выявить некоторые проблемы, касающиеся полиэтнических государств.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Халаштэ, Нафсэт Юсуфовна, 2006 год

1. Авксентьев, A.B. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения / А.В.Авксентьев, В.А.Авксентьев. Ставрополь: СГПИ, 1983.-222 с.

2. Адыгская и Карачаево-Балкарская зарубежная диаспора: история и культура: сб. науч. ст. Нальчик: Изд. центр «ЭЛЬ-ФА», 2000. - 272 с.

3. Албакова, Ф. Современные проблемы национально-этнического сознания на Северном Кавказе / Ф. Албакова Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.ca-c.org/datarus/albakova.shtml.

4. Алиев, Б.Р. Северокавказская диаспора: история и современность (вторая половина XIX XX вв.) / Б.Р. Алиев. - Махачкала: Новый день, 2001. -294 с.

5. Аликберов, А. К. Современное мусульманское возрождение на Кавказе: особенности, тенденция и перспективы / А.К. Аликберов // Ислам и проблемы межцивилизационных взаимодействий: сб. науч. ст. М., 1994. - С. 4 - 32.

6. Анурин, C.B. Понятие системы у Парсонса / C.B. Анурин Электронный ресурс. Режим доступа: http:// forstudy.hl/ru/books/anurin/struct.htm.

7. Апине, И.К. Формирование новой идентичности у русских в Латвии / И.К. Апине // Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб, 2000. - С. 322-328.

8. Артановский, С.Н. На перекрёстке идей и цивилизаций / С.Н.Артановский Электронный ресурс. 1994. - Режим доступа: http:// www.auditorium.ru.

9. Арутюнян, Ю.В. Армяне в Москве (по результатам сравнительного исследования) / Ю.В. Арутюнян // СОЦИС. 2001.- № 11. - С. 4-11.

10. Арутюнян, Ю.В. Этносоциология / Ю.В. Арутюнян, JT.M. Дробижева, A.A. Сусоколов. М.: Аспект Пресс, 1999. - 271 с.

11. Астафьева, О.Н. Многообразие моделей этнокультурной идентичности в современном информационно-коммуникативном пространстве / О.Н.Астафьева // Глобализация и перспективы современной цивилизации: сб.науч.ст. М.: Просвещение, 2005. - С. 114-126.

12. Аствацатурова, М. Северокавказские этнические сообщества Ставрополья: Движение к диаспоре? / М. Астацатурова // Диаспоры. 2001. -№1. - С. 60-76.

13. Аствацатурова, М. Этнические меньшинства Ставропольского края: этносоциальная и этнополитическая динамика / М. Аствацатурова Электронный ресурс. // НеоКавказ, 2001. Режим доступа: http:// alanianet.ru.

14. Аствацатурова, М. Диаспоры: этнокультурная идентичность национальных меньшинств / М. Аствацатурова // Диаспоры. 2003. - №2. -С.184-201.

15. Ахиезер, A.C. Как «открыть» закрытое общество / A.C. Ахиезер. М.: Магистр, 1997. - 40 с.

16. Ахиезер, A.C. Россия: критика исторического опыта / A.C. Ахиезер. -Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. 624 с.

17. Ахиезер, A.C. Феномены инверсии, раскола, медиации и серединной культуры / A.C. Ахиезер // Сравнительное изучение цивилизаций: сб.науч.ст. -М.: Аспекс Пресс, 1998. С.231 - 237.

18. Ашкинази, JI. Численная мультистатусная демографическая модель диаспоры / JI. Ашкинази, М. Гайнер Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.archipelag.ru.

19. Бабаков, В.Г. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы) / В.Г. Бабаков, В.М. Семёнов. М.: РАН Ин-т философии, 1996. - 70 с.

20. Бадерхан, Ф. Северокавказская диаспора в Турции, Сирии и Иордании / Ф. Бадерхан. М.: ИВ РАН, 2001. - 118 с.

21. Батаева, Т.В. Национальные диаспоры в России и за рубежом / Т.В.Батаева Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.nature.ru.

22. Бгажноков, Б.Х. Адыгская этика / Б.Х. Бгажноков. Нальчик: Эль-фа, 1999.-96 с.

23. Бек, У. Что такое глобализация? / У.Бек. М.:ВЛАДОС, 2001. - 189 с.

24. Белановский, С.А. Глубокое интервью / С.А. Белановский. М.:Николо-Медиа, 2001.-320 с.

25. Белозёров, B.C. Демографические процессы в диаспорах на Сев.Кавказе / B.C. Белозёров // Этнические проблемы современности: Материалы научной конференции. В.4 Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. - С. 83 - 91.

26. Беляева, JI.A. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания / Л.А.Беляева // СОЦИС. 2001. №6. - С. 44 - 53.

27. Бенхабиб, С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру / С. Бенхабиб. М.: Наука, 2005. - 126 с.

28. Бжезинский, 36. Выбор. Глобальное господство или глобальное лидерство / 36. Бжезинский. М.: Наука, 2005. - 368 с.

29. Бойков, В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян / В.Э. Бойков Электронный ресурс. // СОЦИС. 2004. № 2. - Режим доступа: http:// www.2001.isras.ru.

30. Большой толковый социологический словарь (Collins): в 2 т.: Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 2001. - 1056 с.

31. Брубейкер, Р. «Диаспоры катаклизма» в Центральной и Восточной Европе и их отношения с родинами (на примере Веймарской Германии и постсоветской России) / Р. Брубейкер // Диаспоры. 2000. - №3. - С. 6-32.

32. Бушев, А.Б. Религиозно-этнические ценности / А.Б. Бушев Электронный ресурс. 2000. - Режим доступа: http://www.auditorium.ru.

33. Бэрзэдж, Н. Изгнание черкесов (Причины и последствия) / Н. Бэрзэдж. -Майкоп: ГУРИПП Адыгея, 1996. -223 с.

34. Вахта, В.М. Проблема аккультурации в современной этнографической литературе США / В.М. Вахта Электронный ресурс. // Современная американская этнографии. 1963. - Режим доступа: http//: www.oval.ru/cqi-bin/enc.cqi/1515 .html.

35. Вергун, T.B. Адаптация этнокультурных маргиналов в иноэтничной среде / Т.В. Вергун // Этнические проблемы В. 5. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.-С. 45-48.

36. Винер, Б.Е. Межпоколенная передача этнической идентичности у этнодисперсных меньшинств (на примере современного Петербурга): автореф. дис. канд. социол. наук / Б.Е. Винер. СПб: РАН Ин-т социологии, 1998. -18 с.

37. Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации / В.В. Гаврилюк, H.A. Трикоз // СОЦИС. 2001. - №3. - С. 527.

38. Ганич, А. Национально-культурные объединения черкесов / А. Ганич // Диаспоры.-2001.-№ 1.-С. 194-208.

39. Гасанова, Н.М. К проблеме этнопсихологической адаптации / Н.М.Гасанова // СОЦИС. 1995. - №11. - С. 63 - 66.

40. Георгиевский, А.Б. Философские проблемы теории адаптации / А.Б.Георгиевский. -М.: Мысль, 1975. 151 с.

41. Гидденс, Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гидденс. М.: МГУ, 2004. - 178 с.

42. Глобальные трансформации: Политика, экономика, культура / Д. Хелд и др.. М.: Наука, 2004. - 198 с.

43. Готлиб, A.C. Социально-экономическая адаптация россиян: факторы успешности не успешности / A.C. Готлиб // СОЦИС. - 2001. - №6. - С. 51 -57.

44. Гуц, А.К. Глобальная этносоциология / А.К. Гуц. Омск: ОмГУ, 1997. -212 с.

45. Давыдов, A.A. К вопросу об определении понятия «общество» /

46. A.А.Давыдов Электронный ресурс. // СОЦИС. 2004. - № 8. - Режим доступа: http:// www.2001.isras.ru.

47. Делокаров, К.Х. Открытость глобализации и респективы цивилизации (вместо введения) / К.Х. Делокаров // Глобализация и перспективы современной цивилизации. М.: Наука, 2005. - С. 3 -12.

48. Денисов, Н.Г. Субъекты социокультурного развития для XXI века: региональные аспекты / Н.Г. Денисов. Краснодар: Советская Кубань, 1999. -256 с.

49. Денисова, Г.С. Социальная субъектность этноса (концептуальный подход) / Г.С. Денисова. Ростов-Н/Д.: РГУ, 1997. - 256 с.

50. Дятлов, В. Диаспора: попытка определиться в термине и понятии /

51. B.Дятлов Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.archipelag.ru.

52. Ерасов, Б.Г. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки / Б.Г. Ерасов. М.: Просвещение, 1982.-96 с.

53. Завершинский, К.Ф. Культура и культурология в жизни общества / К.Ф.Завершинский Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.auditorium.ru.

54. Затулин, К. Россия и её диаспора в новых государствах / К. Затулин Электронный ресурс. 2001. - Режим доступа: http://www.archipelag.ru.

55. Зинченко, Е.В. «Коммуникативная реальность» как априори социальных наук (методологический обзор проекта) / Е.В. Зинченко Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.poltalus.ru/modules/ philosophy/print.php.

56. Илларионова, H.B. Методологическая и гносеологическая функции понятия «социальная адаптация» / Н.В. Илларионова // Марксистско-ленинская философия и проблема научного познания: сб. науч. ст. Кишинёв, 1988.-С. 122-134.

57. Ионин, Л.Г. Социология культуры / Л.Г. Ионин. М.: Изд. кор. Логос, 1996.-280с.

58. Исхаков, А.И. Этническая идентичность в полиэтнической среде (деятельностный подход): автореферат на . магистра социологии / А.И.Исхаков Электронный ресурс. 2000. - Режим доступа: http://iskhakov.narod.ru/diss.html.

59. Казанов, Х.М. Культура адыгов / Х.М. Казанов Электронный ресурс. -Нальчик, 1993. Режим доступа: http://www.kbsu.ru.

60. Калайков, И.Д. Цивилизация и адаптация / И.Д. Калайков. М.: Прогрес, 1984.-246 с.

61. Касаткина, Н.В. Особенности адаптации этнических групп в современной Литве / Н.В. Касаткина Электронный ресурс. // СОЦИС. 2004. - Режим доступа: http:// www.2001.isras.ru.

62. Кипкеева, З.Б. Карачаево-балкарская диаспора в Турции: Историко-культурный аспект: дис. канд. ист. наук: 07.00.02 / З.Б. Кипкеева. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. 183 с.

63. Кирдина, С.Г. Социокультурный и институциональный подходы как основа позитивной социологии в России / С.Г. Кирдина Электронный ресурс. // СОЦИС. 2002. - №1. - Режим доступа: http:// www.2001.isras.ru.

64. Колсто, П. Укореняющиеся диаспоры: русские в бывших советских республиках / П. Колсто // Диаспоры. 2001. - №1. - С. 6 - 38.

65. Кортунов, С. Ислам в контексте диалога цивилизаций / С. Кортунов // Иракский кризис и становление нового мирового порядка (сборник материалов). М.: Наука, 2004. - С. 684 - 685.

66. Кудаева, С.Г. Огнём и железом / С.Г. Кудаева. Майкоп: АГУ, МГТИ, 1998.- 134 с.

67. Кузьмин, С.А. Социальные системы: Опыт структурного анализа / С.А.Кузьмин. -М.: Наука, 1996. 191 с.

68. Култыгин, В.П. Осмысление развития общества: история социологии и социальная практика / В.П. Култыгин Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.ispr.ru.

69. Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения: по материалам международной научной конференции 14-19 октября 1991. -Черкесск, 1993.-445 с.

70. Кушхабиев, A.B. Черкесы в Сирии / A.B. Кушхабиев. Нальчик: Возрождение, 1993.- 178 с.

71. Кушхабиев, A.B. Черкесская диаспора в арабских странах: история и современность: дис. д-ра ист. наук: 07.00.03 / A.B. Кушхабиев. М., 1998. -347 с.

72. Кушхабиев, A.B. Черкесская диаспора в арабских странах (XIX XX вв.) / A.B. Кушхабиев. - Нальчик: Возрождение, 1997. - 226 с.

73. Лаво, P.C. Культурные архетипы этнического самосознания ассирийцев: автореф. на соис. к-та культуролог, наук / P.C. Лаво. Краснодар: КГУ, 1999. -28 с.

74. Лебедева, Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию / Н. Лебедева. М.: Ключ-С, 1999. - 224 с.

75. Левин, З.И. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ) / З.И. Левин. М.: Изд-во Крафт, 2001. - 176с.

76. Логунов, А.П. Вызовы глобализации и перспективы цивилизационных проектов / А.П. Логунов // VI Международная конференция «Исторические источники Евроазиатских и Северо-Африканских цивилизаций». Тезисы. -Майкоп М., 2005. - С. 100 - 102.

77. Луков, В.А. Вынужденная миграция: социальные последствия межнациональных конфликтов / В.А. Луков, С.С. Нагдалиева. М.: Социум, 2000.-128 с.

78. Луман, Н. Почему необходима системная теория? / Н.Луман Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.soc.pu.ru:8181/ materials/golovin/ reader/luhmann/rluhmann 2.html.

79. Луман, H. Понятие общества / H. Луман Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.soc.pu.ru.

80. Лурье, C.B. Историческая этнология / C.B. Лурье. М.: Аспект Пресс, 1997.-448 с.

81. Ляушева, С.А. Личность в традиционной культуре адыгов: автореферат дисд-ра философ, наук / С.А. Ляушева. Ростов-Н/Д, 2004. - 38 с.

82. Ляушева, С.А. Религиозные аспекты феномена «Адыгагъэ»: (история и современность): автореферат дис. . канд. философ, наук / С.А. Ляушева. -М., 1997.-24 с.

83. Майзель, И.А. Наука как фактор социальной саморегуляции (к структурно-функциональному анализу науки) / И.А. Майзель. М.: Просвещение, 1970. - 216 с.

84. Малахов, B.C. Зачем России мультикультурализм? / B.C. Малахов // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. М.: Наука, 2002.-С. 54-62.

85. Мелконян, Э. Диаспора в системе этнических меньшинств (на примере армянского рассеяния) / Э. Мелконян // Диаспоры. 2000. - №1 - 2 - С. 6 -29.

86. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн.1 / под. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М.: Наука, 1990. - 232 с.

87. Милитарёв, А. О содержании термина «диаспора» (к разработке дефиниции) / А.Милитарёв // Диаспоры. 1999. - №1. - С. 33 - 59.

88. Мир культуры адыгов: сб. науч. ст. Майкоп: ГУРИ1111 Адыгея, 2002. -516 с.

89. Митрикас, А. Семья как ценность: состояние и перспективы изменений ценностного выбора в странах Европы / А. Митрикас Электронный ресурс. // СОЦИС. 2003. - №4. - Режим доступа: http:// www.2001 .isras.ru.

90. Моисеев, H.H. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ / H.H. Моисеев Электронный ресурс. // Вопросы философии. 1995. - №1. - Режим доступа: http:// www.soc.pu.ru.

91. Моисеева, H.A. Менталитет и национальный характер / H.A. Моисеева, В.И. Сороковикова // СОЦИС. 2003. - №2. - Режим доступа: http:// www.2001.isras.ru.

92. Нургалиева, JI.B. Аксиологический ракурс в изучении проблем этики и эстетики сетевой культуры / JI.B. Нургалиева Электронный русурс. 2003. -Режим доступа: http://conf.infosoc.ru.

93. Новые диаспоры: государственная политика по отношению к соотечественникам и национальным меньшинствам в Венгрии. Украине и России / под ред. В. Мукомеля, Э. Паина М.: Центр этнополитических и региональных исследований, 2002. - 360 с.

94. Оллпорт, Г.В. Личность в психологии / Г.В. Оллпорт. М.: Ювента, 1998.-346с.

95. Орлова, И.Б. Конструирование этнического образа России / И.Б.Орлова. -М.: Наука, 2005.-183 с.

96. Паносян, Р. Непростое прошлое, трудное настоящее, туманное будущее (отношения Армении и диаспоры в 1988 1999 гг.) / Р. Паносян // Диаспоры. -2000.-№1-2.-С. 30-51.

97. Парсонс, Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем / Т. Парсонс Электронный ресурс. // Американская социологическая мысль. 1996. -Режим доступа: http://sociology.extrim.ru/tp.htm.

98. Парсонс, Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения / Т.Парсонс Электронный ресурс. Режим доступа: Ьйр:// socioworld.narod.ru/text/ ЫвШгу/ parstrf.html.

99. Парсонс, Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения / Т.Парсонс // Теоретическая социология: Антология: В 2ч. М.: Кн. д. Университет, 2002. - С. 3 - 43.

100. Пассов, Е.И. Диалог культур: социальный и образовательный аспекты / Е.И. Пассов Электронный ресурс. // Мир русского слова. 2001. - №2. -Режим доступа: http://www.gramota.ru.

101. Петрова, Е.В. Социокультурная адаптация семейских Забайкалья (этносоциологический анализ): автореферат дис. . канд. социол. наук / Е.В.Петрова. Улан-Удэ: Бурятский государственный ун-т, 1997. - 27 с.

102. Пилкингтон, X. Чужие на родине? Исследование «диаспоральной идентичности» русских вынужденных переселенцев / X. Пилкингтон, М.Флинн // Диаспоры. 2001. - №2 - 3. - С. 8 - 34.

103. По материалам конференции «Внутренние вооружённые конфликты и мировое сообщество» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.library.by.

104. Повышение открытости общества и динамика толерантности: проблемы формирования толерантного сознания в полиэтничной социокультурной среде. Ростов-Н/Д: Изд-во СКАГС, 2003. - 208 с.

105. Покровский, Н.Е. Социология, социальная культура и их место в современном российском обществе / Н.Е. Покровский Электронный ресурс. // Общественные науки и современность. 2002. - №2. - Режим доступа: http://www.libraiy.by.

106. Полещук, В. Эстонская этнополитика после 1991 года: первые итоги / В.Полещук, Е. Хелемяэ // Диаспоры. 2005. - №4. - С. 140 -173.

107. Полоскова, Т.В. Современные диаспоры. Внутриполитические и международные аспекты / Т.В. Полоскова. М.: Научная книга, 1999. - 252 с.

108. Полоскова, Т. Русский мир: мифы и реалии / Т. Полоскова, В. Скинник. М: Россияне,2003. - 334 с.

109. Попков, В.Д. Диаспорная община модель взаимодействия с принимающим обществом / В.Д. Попков // Диаспоры. - 2003. - №3. - С. 126 -153.

110. Попков, В.Д. Феномен этнических диаспор / В.Д. Попков. М.: ИС РАН, 2003.-340 с.

111. Попков, В.Д. Диаспорные общины в межкультурном взаимодействии: пути формирования и тенденции развития: дис. д-ра социолог, наук / В.Д. Попков. М.: Ин-т социологии РАН, 2003. - 186 с.

112. Попков, В.Д. Диаспорные общины в межкультурном взаимодействии: пути формирования и тенденции развития: автореф. дис. д-ра социол. наук / В.Д. Попков. М., 2003 - 48 с.

113. Пшемурзов, В.Х. Адыгский национальный характер Т.5 / В.Х.Пшемурзов // Доклады Адыгской (Черкесской) международной академии наук. 2000.-№1.-С. 153-184.

114. Расизм в языке социальных наук / под. ред. В. Воронкова, О. Карпенко, А. Осипова. СПб: Алетейя, 2002. - 224с.

115. Советский энциклопедический словарь. М.: Просвещение, 1979,1382с.

116. Соймет, М. Основы ислама / М. Соймет. Стамбул, 1993. - 56 с.

117. Социальное неравенство этнических групп / авт. проекта и отв. ред. JT.M. Дробижева. М: Academia, 2002. - 480 с.

118. Социология. Основы общей теории: учеб. для вузов / под ред. Г.В.Осипова. М.: Изд-во НОРМА, 2002. - 912 с.

119. Танатова, Д.К. Антропологический подход в социологии / Д.К. Танатова. М.: Дашков и Ко, 2004. - 264с.

120. Тишков, В.А. Реквием к этносу: Исследования по социально-культурной антропологии / В.А. Тишков. М.: Наука, 2003. - 544 с.

121. Тишков, В.А. Общество в вооруженном конфликте. Этнография чеченской войны / В.А. Тишков. М.: Наука, 2001. - 552 с.

122. Тишков, В.А. Увлечение диаспорой (о политических смыслах диаспорального дискурса) / В.А. Тишков // Диаспоры. 2003. - №2. - С. 160 -183.

123. Тишков, В.А. Исторический феномен диаспоры / В.А. Тишков // Этнографическое обозрение. 2000. - №2. - С. 45-62.

124. Тощенко, Ж.Т. Социология. Общий курс / Ж.Т. Тощенко. М.: ЮРАЙТ, 2003. - 527с.

125. Тощенко, Ж.Т. Диаспора как объект социологического исследования / Ж.Т. Тощенко, Т.И. Чаптыкова // СОЦИС. 1996. - №12. - С. 33 - 43.

126. Трахо, Р. Черкесы / Р. Трахо. Нальчик: Полиграфкомбинат им.Революции 1905,1992. - 151с.

127. Тураев, P.A. Этнополитология / P.A. Тураев. М.: Ладомир, 2001. -400с.

128. Унежев, К.У. Феномен адыгской (черкесской) культуры / К.У. Унежев Электронный ресурс. Нальчик: КБГУ, 2000. - Режим доступа: http://www.kbsu.ru.

129. Фейгина, O.A. Теория референтных групп в работах Р.К. Мертона / O.A. Фейгина Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www/ unn.ru//rus/fl 4/к2/ students/opes/19htm.

130. Философия культуры. Становление и развитие / под ред. С.М. Когана, Ю.В. Перова, В.В. Прозерского, Э.П. Юровский СПб.: Изд. «Лань», 1998. -448с.

131. Ханбабян, А. Диаспора как инструмент сотрудничества / А. Ханбабян Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.archipelag.ru.

132. Хавжоко, Ш. М. Герои и императоры в черкесской истории / Ш.М. Хавжоко. Нальчик: Эль-фа, 1994. - 320 с.

133. Хагуров, A.A. Становление современной цивилизации / A.A. Хагуров. -Краснодар: Кубанский Государственный аграрный ун-т, 2002. 98 с.

134. Ханаху, P.A. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ) / P.A. Ханаху. Ростов-Н/Д, 2001. -192 с.

135. Ханаху, P.A. Ислам у адыгов Северо-Западного Кавказа на рубеже тысячелетий / P.A. Ханаху, С.А. Ляушева, О.М. Цветков, С.Х. Мусхаджев. -Майкоп: АГУ, 2001.-48 с.

136. Хастян, A.A. Армянские субобщности на Северном Кавказе: факторы социокультурной адаптации: автореф. дис. . канд. сициол. наук / A.A. Хастян. Ростов-Н/Д: РГПУ, 2001. - 28 с.

137. Хотко, С.Х. Очерки истории черкесов / С.Х. Хотко. СПб.: Изд-во СПУ, 2001.-432 с.

138. Чазов, A.B. Ценности как фактор формирования политических предпочтений / A.B. Чазов Электронный ресурс. Режим доступа: http://politanalysis.narod.ru.

139. Чаптыкова, Т.И. Национальная диаспора как объект этносоциологического исследования: дис. канд-та социол. наук: 22.00.01 / Т.И. Чаптыкова. -М., 1997. 137 с.

140. Чочиев, Г. Северокавказская диаспора в Турции (социально-политические аспекты этнической эволюции во второй половине XIX и XX вв.) / Г. Чочиев // Диаспоры. 2001. - № 1. - С. 162 - 193.

141. Шабанова, М.А. Социальная адаптация в контексте свободы / М.А. Шабанова // СОЦИС. 1995. - №9. - С. 81 - 88.

142. Шадже, А.Ю. Этнические ценности как философская проблема / А.Ю. Шадже. Москва-Майкоп: ООО Качество, 2005. - 168 с.

143. Шадже, А.Ю. Синергетический подход к изучению полиэтнического общества / А.Ю. Шадже // Вопросы теории и методологии истории: сб. науч. трудов. В.4. Майкоп: Изд-во АГУ, 2004. - 168 с.

144. Шадже, А.Ю. Северокавказское общество: опыт системного анализа / А.Ю. Шадже, Э.А. Шеуджен. Москва-Майкоп: ООО Аякс, 2004. - 216 с.

145. Шеффер, Г. Диаспоры в мировой политике / Г. Шеффер // Диаспоры -2003.-№1.-С. 162- 185.

146. Шнирельман, В. Мифы диаспоры / В. Шнирельман Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.archipelag.ru.

147. Эмиграция и репатриация в России / В.А. Ионцев и др.. М.: «Попечительство о нуждах Российских репатриантов», 2001. - 490 с.

148. Эфендиев, Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание (На материалах Северного Кавказа): автореф. дис. . докт. философ, наук. / Ф.С. Эфендиев. Ростов-н/Д., 1999.

149. Эфроимсон, В.П. К вопросу об адаптации племён ведущих примитивный образ жизни / В.П. Эфроимсон // Адаптация человека. Л., 1972.-С. 245-267;

150. Унэрэкъо, Р. Тыркуем ис адыгэхэр / Р. Унэрэкъо. Мыекъуапэ: ГУРИПП, 2004. - 580 с.

151. Къуекъо, А. Адыгэ гъогухэр / А. Къуекъо. Мыекъуапэ: Адыгэ Республикэм итхылъ тедзап1,2001. - 324 с.

152. Abu Jaber, R. Pioneers Over Jordan / R. Abu Jaber. Oxford: Oxford University Press, 1989. - 87 p.

153. Berger, P. Four Faces of Global Culture / P. Berger // National Interest. Vol. 49.-1997.-P. 23-29.

154. Haghanduqa, M.K. Al-Sharkass / M.K. Haghanduqa. Amman: Rafidi Press, 1982.-156 p.

155. Said, E.W. Orientalism / E.W. Said. New York, 1978. - 637 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.