Социологические взгляды В.В. Берви-Флеровского на пути перехода российского общества к новому социальному строю тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.01, кандидат наук Чумичева, Наталья Владимировна

  • Чумичева, Наталья Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Саратов
  • Специальность ВАК РФ22.00.01
  • Количество страниц 151
Чумичева, Наталья Владимировна. Социологические взгляды В.В. Берви-Флеровского на пути перехода российского общества к новому социальному строю: дис. кандидат наук: 22.00.01 - Теория, методология и история социологии. Саратов. 2012. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Чумичева, Наталья Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Мировоззрение В.В. Берви - Флеровского: идейные

истоки, основные принципы

Раздел II. Методологические подходы B.B. В.В. Берви -

Флеровского к анализу социальной структуры и динамики российского общества

Раздел III. В.В. Берви - Флеровский о путях преобразования

общественных отношений

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социологические взгляды В.В. Берви-Флеровского на пути перехода российского общества к новому социальному строю»

ВВЕДЕНИЕ

В процессе формирования и развития отечественной социологии важную роль сыграло народническое направление, выражавшее демократические тенденции общественного движения в России XIX века. Это направление дало целую плеяду ярких и оригинальных мыслителей (Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров, М.А. Бакунин, С.Н. Южин и д.р.). Видное место в этой плеяде занимает и Василий Васильевич Берви (1829 - 1918), получивший известность под псевдонимом «Флеровский».

Талантливый исследователь, неутомимый собиратель фактов и вдумчивый теоретик, Флеровский активно проявил себя в различных сферах обществознания - в философии и социологии, в экономической и политической науках, пробовал свои силы и в беллетристике. Успешно выступал он на поприще журналистики, его яркие публицистические статьи публиковались в передовых печатных изданиях того времени.

Первым крупным произведением, которое принесло ему огромную популярность в демократических кругах России, была книга « Положение рабочего класса в России» (1869 г.). Вся книга представляет собой страстный протест против угнетения, произвола властей, всех видов социальной несправедливости. Он выступил как беспощадный критик самодержавного строя, крепостничества и его последствий, негативных сторон капитализма, как защитник интересов народа и, прежде всего выразитель надежд и чаяний многомиллионного крестьянства.

Флеровский сумел нарисовать красочную и объективную картину социально - экономического состояния тогдашней России, используя уникальные по своей широте и многообразию личные наблюдения. Кроме того, он весьма умело и эффективно применял документальный метод, анализируя огромный массив статистических данных. Новаторский подход к проведению эмпирического исследования и обобщению его результатов позволил Флеровскому правдиво и обстоятельно показать положение

различных слоев трудового населения России после реформы 1861 года.

3

Долгий жизненный путь Флеровского был бесконечно трудным, полным тяжелых испытаний и гонений со стороны власти. Но ни постоянные скитания, ни тюрьмы, ни полицейские издевательства его не сломили. Этот сильный, мужественный человек гордо, с достоинством переносил все тяготы судьбы, никогда у него не расходились слово и дело, никогда не шел он на сделку с совестью. Добродушный и мягкий по натуре, он становился непреклонным, когда дело касалось принципов. Главными принципами исследователя были объективность, добросовестность в подборе, анализе и изложении фактов и приверженность высоким нравственным идеалам.

Флеровский, как и все его единомышленники, открыто заявлял о своей солидарности с трудящимися и считал всякое угнетение недопустимым с нравственной точки зрения. Он не только протестовал против лжи и несправедливости, царящей в обществе, но и стремился разработать «идеальную» модель общественного устройства, искал наиболее эффективные пути социальных преобразований на основе свободы, равенства и социальной солидарности. В проектах Флеровского немало наивного, утопического, но ряд его мыслей, выводов не утратил своего значения и в наши дни.

Так, весьма актуальными являются мысли Флеровского о социальной ответственности интеллигенции, ее роли в большом и важном деле нравственного воспитания общества. «Серьезная дума» и «глубокое чувство» - вот, что по его убеждению, отличает настоящего гражданина, патриота, гуманиста, вот что определяет его человеческое достоинство. Образованный, мыслящий человек не должен увлекаться мелочными целями, ориентиром его жизни служит высокий нравственный идеал. Таков завет Флеровского, обращенный к будущим поколениям. Непроходящее значение теоретических концепций и нравственных принципов Флеровского - социолога - новатора и демократа просветителя определили тему и главные направления данного исследования.

Следует отметить, что весьма значительное научное и публицистическое наследие Флеровского - около пятидесяти печатных работ - до сих пор недостаточно изучено. Нет исследований, в которых была бы дана достаточно полная, всесторонняя и объективная характеристика его жизни и творчества. Первая книга Флеровского «Положение рабочего класса в России» вызвала многочисленные отклики в печати, причем оценки были разнообразные в зависимости от идеологической ориентации журналов. Другие его книги либо запрещались властями (как, например, «Азбука социальных наук»), либо издавались за границей, поэтому не получили никакого отклика в подцензурной печати. «Я погружаюсь в мрак забвения», -констатировал Флеровский в конце своей жизни. Об этом же с горечью писал публицист Н. Малиновский в статье под характерным названием «Не пора ли вспомнить?» (Русская мысль, 1905. № 4)1.

Мало писали о Флеровском до революции, но и в советский период ему уделялось не так уж много внимания, хотя во всех энциклопедиях признавался его вклад в освободительное движение в России .. Первыми крупными публикациями, посвященными Флеровскому, стали работы О.В. Аптекмана, который был знаком с ним еще со времен «хождения в народ». В этих публикациях дана яркая характеристика личности Флеровского, его общественной деятельности в 60 - 70-е годы XIX века и особенно

подчеркивается значение его книги «Положение рабочего класса в России» .

В 1929 году были напечатаны воспоминания Флеровского под названием «Записки революционера - мечтателя» с предисловием М.

1 См. также опубликованную к 85 - летию Флеровского статью : Никифоров J1.B. Василий Васильевич Берви -Флеровский // Ежемесячный журнал. 1914. № 5. С. 141 - 145.

2 См.: Большая Советская энциклопедия: 1-е изд. М., 1927. Т. 5. СТЛБ. 571-572; 2-е изд. М., 1956. Т. 45. С. 241; 3-е изд. М., 1971. Т. 27. С. 491; Советская историческая энциклопедия. М., 1962. Т. 2. Стлб. 337-338; Краткая литературная энциклопедия. М., 1962. Т. 1. С. 551; Энциклопедический словарь. М., 1964. Т. 2. С. 583; Экономическая энциклопедия: Политическая экономия. М., 1980. Т. 4. С. 308, и др.

3 См.: Аптекман О.В. Флеровский - Берви и кружок Долгушина // Былое. 1922. № 18; он же: Флеровский - Берви и чайковцы // Былое. 1922. № 19; он же: Василий Васильевич Берви - Флеровский. Л., 1925.

Клевенского. В 1958 году изданы «Избранные экономические произведения» Берви - Флеровского в двух томах. Обстоятельное предисловие к двухтомнику написал Г.М. Подоров1. Ему же принадлежит монография

«Экономические воззрения Берви - Флеровского» (1952), в которой вкратце

2

рассматривается и социально - политические взгляды русского мыслителя . В книге содержится большой фактический материал о жизни и творчестве Флеровского, имеется ряд интересных и ценных выводов, но немало и обычных для того времени идеологических штампов. Флеровскому, в частности, ставится в упрек «незнание» объективных исторических законов, «непонимание» исторической миссии пролетариата, отсутствие четко выраженной революционной позиции и т.п. В таком же духе дана характеристика экономических воззрений Флеровского в «Истории русской

о

экономической мысли» (1959) .

Большинство авторов работ, посвященных общим проблемам народничества, ограничиваются беглым упоминанием имени Берви -Флеровского, не раскрывая его значения как одного из главных идеологов и вдохновителей этого движения (публикации Б.П. Козьмина, Ш.М. Левина, В.А. Твардовской, E.JI. Рудницкой, В.Г. Графского и др.)4. Более подробно роль Флеровского характеризуется в публикациях Т.С. Рязанцева, М.М. Плакиды, Б.С. Итенберга, H.A. Троицкого5. Ряд авторов анализировали (с

1 См.: Подоров Г. Жизнь и творчество В.В. Берви-Флеровского // Берви-Флеровский В.В. Избранные экономическик произведения. М., 1958. Т. 1. С. 5-30.

2 См. рецензию на книгу Г.М. Подорова : Морозов Ф. Интересная работа по истории русской экономической мысли // Вопросы экономики. 1954. № 6. С. 121-123.

3 См.: История русской экономической мысли. М., 1959. Т. 2. Ч. 1. Гл. 12. С. 310-314.

4 См.: Козьмин Б.П. Из истории революционной мысли России в 60-70-е годы XIX в. М., 1958; С. 352-354; Твардовская В.А. Социалистическая мысль в России на рубеже 18701880 годов. М., 1969. С. 121; Рудницкая Е.Л. Русская революционная мысль 1864-1873. М., 1984. С. 315; Графский В.Г. политические и правовые взгляды русских народников (истоки и эволюция). М., 1993. С. 269-2704 Коржавин В.К. Народничество 70-х годов. Калиниград, 2007. С. 46, и др.

5 См.6 Рязанцев Т.С. В.В. флеровский в русском революционном движении // Уч. Зап. Коми пед. Ин-та. Сыктывкар, 1958. Вып. 6. С. 81-108; Плакида М.М. Бесстрастный труженнник (великий экономист пореформенной России В.В. Берви-Флеровский). Сталино, 1960; Итенберг Б.С. Движение революционного народничества. М., 1965. С. 92-

6

марксистских позиций) его философские воззрения (Ф.А. Окулов, А.И. Мудров и др.)1- Значительный интерес представляют работы, в которых нашла отражение литературная деятельность Флеровского и его влияние на творчество ряда русских писателей (статьи М. Клевенского, Н.И. Пруцкова, М.Д. Зиновьевой, В.И. Каменского, М.Т. Пинаева) .

После издания двухтомника 1958 года, произведения Флеровского публиковались лишь в отрывках в сборниках и антологиях народнической литературы3. За последние сорок лет не появилось ни одной крупной работы, посвященной исследованию научного и литературного наследия Флеровского, не считая нескольких небольших статей в справочных изданиях4. Этот факт говорит сам за себя.

В последние годы внимание отечественных исследователей все больше привлекают проблемы генезиса и развития российской социологической науки. В частности, в диссертационном совете по социологическим наукам

100. Троцкий H.A. Первые из блестящей плеяды: Большое общество пропаганды: 18711874 г.г. Саратов, 1991. С. 29, 117-122, 127, 129.

1 См.: Окулов А.Ф. Философские и общественно-политические взгляды В.В. Флеровского // Очерки по истории фолософской и общественно-политической мысли народов СССР. М., 1956. Т. 2; Мудров А.И. О философских взглядах ВВ. Берви-Флеровского // Науч. Доклады высшей школы : Философские науки. 1959. № 3. С. 182-191; Рязанцев Т.С. Философские взгляды В.В. Флеровского // Уч. Зап. Коми педагог. Ин-та. Сыктывкар, 1960. Вып. 9. С. 83-121.

2 См.: Клевенский М. Н.Г. Чернышевский в нелегальной литературе 60-80-х г.г. // Литературное наследство. 1935. Т. 25/26. С. 562-564; Пруцков Н.И. Роман о «новых людях» // История русского романа. М.; Л.; 1964; Т. 2. С. 95-96; Зиновьева М.О. Роман В.В. Берви-Флеровского «На жизнь и смерть» // Русская литрература. 1967. № 3. С. 174182; Эйхенбаум Б. Лев Толстой: Семидесятые годы. Л., 1960. С. 9-31; Каменский В.И. В.В. Берви-Флеровский в русском общественно-литературном движении 70-80-х г.г. // Из истории русских литературных отношений XVIII - XX веков. М.; Л.; 1959. С. 258-265; Пинаев М.Т. Роман Берви-Флеровского «На жизнь и смерть» // Материалы XXII научной конференции Волгограда. Волгоград, 1968. С. 364-369; Алакида М.М. В.В. Берви-Флеровский как драматург // Донбасс: Лит. Альманах. 1960. № 4. С. 131-135.

3 См.: народническая экономическая литература: Избранные произведения. М., 1958. С. 189-219; Агитационная литература русского революционноно народничества. Л., 1970; Встань человек! / Сост. А.И. Володин, В.М. Шахматов. М., 1986; Штурманы будущей бури / Сост. Н.И. Якушин. М., 1987.

4 См., Алексеев П.В. Философы России XIX - XX столетий. Биографии. Идеи. Труды. М.,

2002. С. 105-106; большая российская энциклопедия. М., 2005. Т. 3. С. 337-3338; Русские

писатели: Библиографический словарь. М., 1990.

7

при Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского по данной проблематике защищен ряд диссертаций, способствующих осмыслению тех исторических условий, в которых жил и работал Флеровский (работы О.Г. Антоновой, С.Г. Ивченкова, О.Ю. Мазаловой, С.А. Больдюсова, Д.Н. Гусельникова, Л.Ю. Петровой, С.А. Ровновой, Ю.В. Селивановой, E.H. Гориной, К.А. Кузнецовой и др.). Тем не менее, социологическое наследие видного русского мыслителя еще не было предметом специального диссертационного исследования и заслуживает более серьезного внимания со стороны научного сообщества. Все это во многом предопределило выбор темы, предметную область, цель и задачи исследования.

Цель исследования - раскрыть сущность социологических воззрений В.В. Берви - Флеровского на пути общественных преобразований в их генезисе и эволюции. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда следующих теоретических задач:

выявить идейные истоки и факторы формирования социально -политических воззрений Флеровского;

показать взаимосвязь социологических взглядов Флеровского и основных направлений его общественной и литературно - публицистической деятельности;

раскрыть роль В.В. Берви-Флеровского в возникновении промышленной социологии в России;

раскрыть основные методологические подходы Флеровского к характеристике социальной структуры и социальной динамики российского общества;

рассмотреть главные черты и особенности комплексной методики конкретных социологических исследований, разработанной Флеровским;

дать критический анализ представлений Флеровского о путях и перспективах преобразования общественных отношений;

охарактеризовать значение социальных идей и концепций Флеровского в контексте проблем развития современного российского общества.

Объектом исследования является социологическое наследие Флеровского.

Предметом исследования выступает система его социологических взглядов на пути и способы преобразования общества.

Реализация задач диссертационного исследования предполагает наряду с применением общенаучных методов (дедукция, индукция, анализ, синтез и т.п.) последовательное использование генетического и сравнительно -исторического методов, которые дают возможность рассмотреть социологическое творчество Флеровского не только в контексте его эпохи, но и в широкой исторической перспективе. Большое значение имеет структурно - функциональный подход, позволяющий представить философские и социологические идеи и концепции Флеровского как целостную динамическую систему. Применение диалектического подхода позволяет выявить как сильные (научные), так и слабые (утопические) аспекты его творческого наследия, более полно раскрыть значение его гуманистических принципов в наши дни.

Эмпирическую базу исследования представляют, прежде всего, работы Флеровского (научные труды, публицистические статьи, литературные произведения, автобиографические материалы), а также воспоминания современников и критические отзывы на его книги, появившиеся при его жизни. Использование публикаций специалистов по истории, философии, социологии, экономической и политической науке позволяет более полно представить те исторические условия, в которых жил и работал выдающийся русский мыслитель.

Научная новизна диссертационного исследования в первую очередь определяется самой постановкой проблемы, практически не разработанной в современной социологической литературе.

Конкретно элементы новизны состоят в следующем:

9

на основе анализа произведений В.В. Берви-Флеровского дана новая интерпретация его исторической роли как идеолога и вдохновителя народнического движения;

определена роль В.В. Берви-Флеровского в возникновении в России промышленной социологии;

впервые выявлены, методологические и нравственные принципы социологического творчества В.В. Берви-Флеровского;

раскрыт вклад В.В. Берви-Флеровского в формирование эмпирической социологии в России;

предложена авторская трактовка разработанной Флеровским программы социально - экономических, политических и социокультурных реформ;

обоснован вывод о непреходящей идейной и методологической ценности творческого наследия Флеровского, намечены пути его дальнейшего исследования;

В итоге проведенного исследования получены следующие результаты, которые формулируются автором как положения, выносимые на защиту:

1. Мировоззрение В.В. Берви - Флеровского формировалось под влиянием идей эпохи Просвещения, Великой французской революции XVIII века, европейского либерализма и утопического социализма, русской революционной демократии. Его по праву можно считать одним из идеологов и вдохновителей народничества, представлявшего яркую страницу истории освободительного движения в России XIX века. Социологическое творчество Флеровского - уникальный пример органического синтеза гуманистических идеалов, высоких нравственных принципов и научной объективности в подборе, анализе и интерпретации социальных фактов.

2. В.В. Берви - Флеровский создал капитальное исследование,

«положение рабочего класса в России (1869 г.)» в котором всесторонне и

глубоко, на основе изучения и обобщения огромного статистического и

эмпирического материала, показал жизнь рабочего класса, трудящихся в

10

условиях тогдашнего российского общества, подобных работ в тот период отечественной истории не было, поэтому В.В. Берви-Флеровский по праву считается основоположником промышленной социологии в нашей науке.

3. Важной заслугой Флеровского является самостоятельная, основанная на собственном опыте разработка комплексной методики социологического исследования, включающей наблюдение и анализ документальных (прежде всего, статистических) материалов. В этом отношении он был первопроходцем, смело ставившим и решавшим новые по своему характеру методологические и методические задачи. Проявив незаурядные аналитические способности, новаторский подход к исследовательской работе, Флеровский сумел нарисовать яркую и многогранную картину реального положения трудящегося населения пореформенной России;

4. Свои творческие способности В.В. Берви-Флеровский проявил не только в сфере эмпирической социологии. Он выступил также как социолог -теоретик, создатель оригинальной концепции генезиса цивилизации и ее развития, социальной структуры и динамики российского общества. Умелое применение социально - типологического метода позволило ему дать всестороннюю характеристику основных социальных групп и слоев населения различных российских регионов.

5. Будучи убежденным защитником интересов трудящихся, Флеровский не ограничился анализом причин социальных бедствий и «неурядиц», царящих в современном ему обществе. На протяжении всей своей жизни он искал «путь, которым должны идти люди, чтобы избавиться от тысячелетних своих заблуждений». Чтобы решить эту задачу, Флеровский разработал оригинальную «философию коллективизма» и построил модель идеального общества, где нет места эксплуатации человека человеком, где будут реализованы, велики лозунги свободы, равенства и братства людей.

6. Проблему перехода к новому обществу Флеровский рассматривает

не с позиций бунтаря, революционера, готового разрушить «мир насилия до

11

основанья», а с позиций демократа - просветителя, сторонника мирного преобразования общества посредством глубоких и последовательных реформ. В течение длительного переходного периода, по Флеровскому, первостепенное значение имеет просвещение широких масс, повышение их культурного уровня, подготовка людей к восприятию новых идей и взглядов на жизнь, что будет способствовать успешному формированию новых, гуманных и справедливых общественных отношений;

7. Несмотря на элементы утопизма в социологической схеме Флеровского, многие его концептуальные положения и выводы не утратили своей методологической ценности и в наши дни, способствуя не только осмыслению исторического опыта, но и пониманию явлений и тенденций современности. В частности, важное значение имеют социально -педагогические идеи Флеровского, его мысли о свободе слова, о нравственном воспитании общества, о социальной ответственности интеллигенции, призванной пробуждать в массах «истинное сознание своего человеческого достоинства». И ныне актуально звучат слова русского мыслителя о том, что сущность общественной жизни - не в борьбе за богатство и власть, а в гармоничном единении, взаимопомощи и солидарности свободных людей.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит, прежде всего в приращении научного знания об основных путях и особенностях генезиса и развития отечественной социологии. Основные положения и выводы работы могут быть использованы в учебной деятельности - при подготовке лекционных курсов, методических пособий по историко-социологической тематике, общей социологии и другим социологическим дисциплинам.

Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены на IV Всероссийской научной конференции: «Сорокинские чтения: Отечественная социология: обретение будущего через прошлое»

(Москва - Саратов, 2008 «Некоторые проблемы социально-политического развития современного общества» (Саратов, 2008, 2009, 2010 г.г.), г.).

Теоретические концепции и методологические подходы, содержащиеся в диссертации, обсуждались на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры социологии молодежиСаратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой социологии молодежи социологического факультета СГУ. По теме диссертации опубликованы 7 научных работ, в том числе 3 в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.

РАЗДЕЛ I. МИРОВОЗЗРЕНИЕ В.В. БЕРВИ-ФЛЕРОВСКОГО: ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Жизнь и творчество В.В. Берви-Флеровского неразрывно связаны с судьбой пореформенной России, переживавшей сложные и противоречивые процессы, конечным итогом которых стало крушение самодержавия и революция 1917 года. На долг этого стойкого и мужественного человека, непритязательного по отношению к жизненным удобствам, выпало немало бед и страданий. Но он никогда не отступал от своих принципов и идеалов народной свободы и справедливости.

Мировоззрение Берви-Флеровского складывалось под влиянием многих идейных течений XIX века - в первую очередь утопического социализма, революционно-демократических идей, хотя он всегда оставался далек от крайнего радикализма. По натуре своей он был склонен к мирной просветительской, реформаторской деятельности на основе принципов коллективизма и социальной солидарности. Чтобы уяснить сущность философских и социологических взглядов Берви-Флеровского, рассмотрим основные вехи его полного драматизма жизненного пути.

Василий Васильевич Берви родился 28 апреля 1829 года в городе Рязани в семье врача Рязанской городской управы Василия Федоровича Берви. Его род, по семейным преданиям, имел шотландские корни. В конце XVIII века некто Фридрих (Фредерик) Бервик, британский консул в Данциге, поссорился со своим начальством. Однако его карьера прервалась ранней смертью. Его малолетний сын был взят на воспитание другом семьи немцем-аптекарем, который изменил фамилию мальчика (не Бервик а Берви). В 1816 году Вильгельм Берви (в русской среде он именовался Василий Федорович) закончил медико-хирургическую академию в Петербурге. Он много путешествовал в качестве судового врача, затем практиковал во многих городах России, пока не осел в Казани, где стал профессором физиологии,

анатомии и судебной медицины в местном университете.

14

Детство и юношеские годы профессорский сын Василий (в семье его называли Вильгельм) Берви, вплоть до окончания университета (1849г.) провел в Казани. Мальчик получил довольно основательное домашнее воспитание и поступил сразу в пятый класс гимназии. О гимназических годах у Василия Берви нее осталось хороших воспоминаний. Гимназию он сравнивал с монастырем и тюрьмой, «где в больших просторных покоях размещались немые, апатичные группы». Гимназисты, писал Берви, науками не занимались, уроки не учили, а зазубривали их, газет и журналов не читали, о существование политических движений и идей не имели никакого представления. Пребывание в гимназии, среди грубых и невежественных «недорослей», вездесущих надзирателей и безграмотных учителей, для способного, скромного и стремящегося к знанию В. В. Берви было тяжелой пыткой. «Наивный ребенок, брошенный в среду дикарей, я приобрел стремление думать».1 Единственными его друзьями были книги, лучшим время препровождением - чтение.

Профессор Берви, ярый консерватор и фанатичный лютеранин не одобрял увлечения сына книгами. Он более всего заботился о том, чтобы его любознательный сын «не заразился вольнодумством». Поэтому «опасные» книги по истории французской революции, произведения французских материалистов XVIII века, прогрессивных писателей и поэтов того периода он изъял из библиотеки. Несмотря на запреты отца, В. Берви доставал эти книги и с упоением читал их и перечитывал. «У меня, - писал он впоследствии, - были две жизни: одна среди людей, тяжелая, мучительная, другая в мире книг, в мире мысли и благородного возвышенного чувства...»

В 1845 году Василий Берви поступил на юридический факультет Казанского университета. В порядках университета, в возможности получения знаний от профессоров, которые боялись сказать живое слово, студент Берви скоро разочаровался. В университете, писал он, царило такое

'Берви-Флеровский В. В. Записки революционера-мечтателя. М.; Л.; 1929. С.11.

2 Берви-Флеровский В. В. Записки революционера-мечтателя. М.; Л.; 1929. С. 10.

15

же «умственное и нравственное запущение», как и в гимназии. Начальство заботилось главным образом о недопущении «крамолы». Единственным преподавателем, о котором Берви сохранил добрую память, был молодой профессор Д.И. Майер, один из основоположников российской науки гражданского права, осторожно, но последовательно пропагандировавший в своих лекциях запрещенные либеральные идеи. Профессор заметил талантливого и старательного студента, в личных беседах поддерживал его стремление к общественному служению.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чумичева, Наталья Владимировна, 2012 год

Список использованной литературы:

1. Абрамов Я. В. Наши воскресные школы: Их прошлое и настоящее. СПб., 1900.

2. Абрамов Я.В. Опыт агрономической организации.//Неделя. 1888. № 10.

3. Агитационная литература русского революционного народничества. Л., 1970.

4. Алакида М.М. В.В. Берви-Флеровский как драматург // Донбасс: Лит. Альманах. 1960. № 4.

5. Алексеев В.А. История русской журналистики. Л., 1963.

6. Алексеев П.В. Философы России XIX - XX столетий. Биографии. Идеи. Труды. М., 2002.

7. Антонов В. Ф. Народничество в России: утопия или отвергнутые возможности // вопр. истории. 1991. №1.

8. Анфовский. Скорое наступление золотого века//Заря. 1870. № 1.

9. Аптекман О.В. Василий Васильевич Берви-Флеровский. М.; Л.; 1925. Ю.Аптекман О.В. Общество «Земля и воля» 70-х годов по личным

воспоминаниям. П г., 1924.

11. Аптекман О. В. Флеровский-Берви и кружок Долгушина // Былое. 1922. № 18.

12. Аптекман О. В. Флеровский-Берви и чайковцы // Былое. 1922. №19.

13.Арсланов Р. А., Джангирян В. Г. Освободительное движение в России во второй половине XIX века. М., 1991.

14. Базанов В. Г. «Хождение в народ» и книги для народа (1873-1875) // Агитационная литература русского революционного народничества. Л., 1970.

15.Безгин В. Б. Сельская община в пореформенной России // Преподавание истории в школе. 2005. №3.

16.Белоконский И. П. Земское движение. М., 1914.

17.Белоусов Р. Две крестьянских реформы: 1861 и 1907 годы // Экономист. 1992. № 12.

18. Бельчиков Н.Ф. Народничество в литературе и критике. М., 1934.

19.Берви В. Наши великие экономические вопросы // Русская мысль. 1881. « 1.С. 234.

20.Берви_флеровский В.В. Избр. Экономич. Произв. Т.1.

21.Берви-Флеровский В.В. Избр. Экономические произведения. М., 1959. Т. 2.

22.Берви-Флеровский В. В. Записки революционера-мечтателя. М.; Л.; 1929.

23.Берви-Флеровский В. В. Свобода печати, терпимость и наши законы о печати. СПб., 1869.

24.Берви-Флеровский В.В. На жизнь и смерть. Ч. 1.

25.Берви-Флеровский В.В. На жизнь и смерть. Ч.Ш.

26.Берви-Флеровский Н. Исследования по текущим вопросам. СПб., 1872.

27.Бестужев И.В. Развитие представлений о будущем человечества в домарксовской общественной мысли.//Вопросы истории. 1966. № 11.

28.Библиография. 1869. № 1.

29.Буш В. В. Очерки литературного народничества 70-80-х гг. Л.; М.; 1931.

30.В. Б. (В. Берви). Поэзия и философия агрономии // Рус. богатство. 1880. №6.

31.В.В. (Воронцов) Судьбы капитализма в России. СПб., 1882.

32. Васильев В. (Берви В.) Задача современной цивилизации и современная Франция // Слово. 1879. № 1.

33. Василькова Ю.В. Фурье. М., 1978, и др.

34.Великая реформа. М., 1911. Т. 1-6.

35.Великие реформы в России 1856-1874. Сборник. М., 1988.

36.Веселовский Б. Б. История земства за сорок лет. СПб., 1909-1911. Т. 14.

37.Вестник Европы . 1869. №11.

38. Вестник Европы. 1869. № 11;

39.Виктор Степанович Пругавин - «Русская поземельная община в трудах ее местных исследователей» (1888 г.)

40.Волк С. С. «Народная воля». М.; Л.; 1966.

41. Встань человек! / Сост. А.И. Володин, В.М. Шахматов. М., 1986.

42.Габитов М.Р. Отмена крепостного права и становление аграрных отношений в России во второй половине XIX века // Аграрное и земельное право. 2005. 2.

43.Гайдебуров П.А. Из прошлого «Недели»//Книжки Недели. 1893. № 1-3.

44.Гайстер А. С. Сельское хозяйство капиталистической России. М., 1928.

45.Галактионов А. А., Никануров П. Ф. Идеологи русского народничества. Л., 1966.

46.Галактионов A.A. русская социология XIX-XX веков. СПб., 2002.

47.Гальперин Г.Б., Королев А.И. Столетие отмены крепостного права в России // Известия Вузов. Правоведение. 1961. № 1.

48.Гармиза В. В. Земская реформа и земство в исторической литературе // История СССР. 1960. №5.

49.Гаршин В.М. Полное собрание сочинений. М.; Л.; 1934. Т. 3.

50.Гаршин Е.М. Литературный дебют Всеволода Гаршина.// Русская мысль. 1913. Кн. 5.

51.Голосенко И.А. Социологическая мысль в России. Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX - начала XX века. М., 1978.

52.Голосенко И.А., Козловский В.В. история русской социологии XIX-XX вв. М., 1995.

53.Горький A.M. Беседы о ремесле.// Собрание сочинений. М., 1953. Т. 25.

54.Гофман А.Б., Ковалев А.Д. Натурализм в социологии XIX - начала ХХв.//История буржуазной социологии XIX - начала ХХв., М., 1979.

55.Графский В.Г. политические и правовые взгляды русских народников (истоки и эволюция). М., 1993.

56. ДжаншиевГ.А. Эпоха великих реформ. СПб., 1907.

57.Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. М., 2004.

58.Добровольский Л. М. Запрещенные и уничтоженные книги В. В, Берви-Флеровского // Литературное наследство. 1933. Т. 7/8.

59. Есин Б.И. Русская журналистика 70-80-х гг. XIX в. М., 1963.

60. Зайониковский П.А. Отмена крепостного права в России., М., 1968.

61.Заря. 1870. № 1.

62.Захарова Л. Г. Крестьянская община в реформе 1861 г. Вестник МГУ. Серия 8. История 1986. № 5.

63.Захарова Л.Г. Великие реформы 1860-1870-хгодов: поворотный пункт российской истории? // Отечественная история. 2005. № 4.

64.Захарова Л.Г. отечественная историография о подготовке крестьянской реформы 1861г. // История СССР. 1976. № 4.

65.Зверев В. В. Реформаторское народничество и проблемы модернизации России от сороковых к девяностым годам XIX в. М., 1997.

66.Зверев В.В. Эволюция народничества: «теория малых дел»//Отечественная история. 1997. № 4.

67.Звягинцев Е. А. Полвека земской деятельности по народному образованию. М., 1917.

68.3ильберфарб И.И. Социальная философия Шарля Фурье и ее место в истории социалистической мысли первой половины XIX века. М., 1964.

69.Зиновьева М.Д. Роман В.В. Берви-Флеровского «На жизнь и смерть»//Русская литература. 1967. № 3.

70.Зиновьева М.О. Роман В.В. Берви-Флеровского «На жизнь и смерть» // Русская литература. 1967. № 3.

71.Иванчин - Писарев А. И. Хождение в народ. М.; Л.; 1929.

143

72.Иванюков И. Падение крепостного права в России. СПб., 1903.

73.Иоаннисян А.Р. Генезис общественного идеала Фурье. М.; JI.; 1939.

74.История русской экономической мысли. М., 1959. Т. 2. Ч. 1. Гл. 12. С. 310-314.

75.Итенберг Б. С. Движение революционного народничества. М., 1965; Графский В. Г. политические и правовые взгляды русских народников (истоки и эволюция). М., 1993.

76.Итенберг Б.С. Движение революционного народничества. М., 1965. Троцкий H.A. Первые из блестящей плеяды: Большое общество пропаганды: 1871-1874 г.г. Саратов, 1991.

77.Каблиц И. Интеллигенция и народ в общественной жизни. СПб., 1886.

78.Каменский В. И. В. В. Берви-Флеровский в русском общественно-литературном движении 70-80-х гг. // Из истории русских литературных отношений XVIII - XX веков. М.; Л.; 1959.

79.Каменский В.И. В.В. Берви-Флеровский в русском общественно-литературном движении 70-80-х г.г. // Из истории русских литературных отношений XVIII - XX веков. М.; Л.; 1959.

80.Каминский В.И. В.В. Берви-Флеровский в русском общественно-литературном движении 70-80-х гг.//Из истории русских-литературных отношений XVIII-XX веков. М.; Л.; 1959.

81.Кан С.Б. История социалистических идей. М., 1967.

82.Клевенский М. Н.Г. Чернышевский в нелегальной литературе 60-80-х г.г. //Литературное наследство. 1935. Т. 25/26.

83.Ковалевский М. М. Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения. М., 1879; Кауфман А. А. Крестьянская община в Сибири. СПБ., 1897.

84.Ковалевский М.М. Социология СПб., 1997.

85.Козьмин Б. П. Из истории революционно мысли в России: Избр. труды. М., 1961.

86. Козьмин Б. П. Русская журналистика 70-80-х гг. XIX в. М., 1948.

144

87.Козьмин Б.П. Из истории революционной мысли России в 60-70-е годы XIX в. М., 1958.

88. Коржавин В. К. Народничество 70-х годов. Калининград, 2007.

89.Коржавин В.К. Народничество 70-х годов. Калиниград, 2007.

90.Корнилов А. А. Деятельность мировых посредников // великая реформа. М., 1911.Т. 5;

91. Корнилов A.A. Крестьянская реформа. СПб., 1905.

92.Краснова В.Б. Положение 19 февраля 1861 и образование крестьянского самоуправления // Вестник МГУ. Серия 8. История. 1989. № 1.

93.Крестьянское движение в 1861 г. После отмены крепостного права. М.; Л.; 1949. Ч. 1-2.

94.Кукушкина Е.И. Русская социология XIX - начала XX в. М., 1993.

95.Кункаль А. А. Долгушинцы. М., 1932; Итенберг Б. С. Движение революционного народничества: народнические кружки и «хождение в народ» в 70-х гг. XIX в. М., 1965.

96.Лавров П.Л. Избранные сочинения на общественно-политические темы. М., Т. 1.

97.Лавров П.Л. Народники - пропагандисты, 1873-1878 гг. Л., 1925; Гинев В. Н. народническое движение в Среднем Поволжье. 70-е гг. XIX в. М.; Л.; 1966.

98.Левин Ш. М. Общественное движение в России в 60-70-е гг. XIX в. М., 1958.

99.Лейкина-Свирская В.Р. Петрашевцы. М., 1965.

100. Ленин В.И. Перлы народнического прожектерства.//. Полное собрание сочинений. Т. 1.

101. Лиоренцевич И.Г. Организм.//Социологическая мысль в России. Л., 1978.

102. Литвак Б.Г. О некоторых спорных вопросах реализации реформы

1861 г. // Исторические записки. 1961. Т. 68.

145

103. Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалаь реформаторская альтернатива. М., 1991.

104. Литература партии «Народная воля». М., 1930.

105. Малиновский Н. Не пора ли вспомнить? // Рус. мысль. 1905. №4.

106. Мамонов A.B. Интеллектуальные задачи и возможности власти в XIX в. // Отечественная история. 2005. № 4.

107. Маркс К. Письмо членам комитета русской секции в Женеве от 24 марта 1870 г. // Переписка К. Марека и Ф. Энгельса с русскими политическим деятелями. М., 1951.

108. Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993.

109. Морозов Ф. Интересная работа по истории русской экономической мысли // Вопросы экономики. 1954. № 6.

110. Мороховец Е.А. Крестьянская реформа 1861 г. М., 1937.

111. Мудров А. И. О философских взглядах В. В. Берви-Флеровского // Научные доклады высшей школы: Филосовские науки. 1959. №3.

112. Мудров А.И. О философских взглядах В.В. Берви-Флеровского // Науч. Доклады высшей школы: Философские науки. 1959. № 3.

113. Навалихин Н. (В. Берви). Внутренне обозрение.// Дело. 1871. № 7.

114. Навалихин Н. (В. Берви). О чем мы думаем?//Дело. 1871. № 6.

115. Найденов М.Е. Классовая борьба в пореформенной деревне (1861 - 1863 гг.) М., 1955.

116. Народническая экономическая литература: Избранные произведения. М., 1958.

117. Никифоров Л.В. Василий Васильевич Берви - Флеровский // Ежемесячный журнал. 1914. № 5.

118. Николай-он (Даниельсон) Очерки нашего пореформенного общественного хозяйства. СПб., 1893.

119. Новиков С.С. Социология: история, основы, институциализация в России. М., 2000.

120. Общая социология: Систематический курс / Под. Ред. Г.В. Дыльнова. Саратов, 1999. Разд. 3. Гл. 3.

121. Одесский вестник. 1869. № 29.

122. Окулов А.Ф. Философские и общественно-политические взгляды В.В. Флеровского // Очерки по истории фолософской и общественно-политической мысли народов СССР. М., 1956. Т. 2.

123. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов. М., 1995.

124. Отечественные записки. 1869. № 11; 1870. №2;

125. Отечественные записки. 1968. № 11.

126. Пажитнов К.А. Положение рабочего класса в России. М., 1969. Т. 1-3.

127. Петрашевцы: Сборник материалов. М.; Л.; 1926-1930. Т. 1-3.

128. Пиксанов Н. К. В народ! Русское революционное народничество сорок лет назад. Пг.; 1917.

129. Пинаев М.Т. Роман Берви-Флеровского «На жизнь и смерть» // Материалы XXII научной конференции Волгограда. Волгоград, 1968.

130. Пирумова Н. М. Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе да нач. XX в. М., 1986.

131. Пирумова Н. М. Земства и просвещение // Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т. 1.

132. Плакида М.М. Бесстрастный труженнник (великий экономист пореформенной России В.В. Берви-Флеровский). Сталино, 1960.

133. Подоров Г. Жизнь и творчество В.В. Берви-Флеровского // Берви-Флеровский В.В. Избранные экономическик произведения. М., 1958. Т. 1..

134. Подоров Г. Экономические воззрения В. В. Берви-Флеровского. М., 1952.

135. Подробнее о содержании и значении этой книги см. во 2-ом разделе нашей работы.

136. Попов Г. Фасад и кухня «великой» реформы // Экономика и организация производства. 1987. № 1.

137. Попов Г.Х. Отмена крепостного права в России // Истоки. 1990. Вып. 2.

138. Прокофьев В. Петрашевский. М., 1962.

139. Пруцков Н.И. Роман о «новых людях» // История русского романа. М.; Л.; 1964; Т. 2.

140. Рудницкая Е.Л. Русская революционная мысль 1864-1873. М., 1984.

141. Русские писатели: Библиографический словарь. М., 1990.

142. Рязанцев Т. С. Философские взгляды В. В. Флеровского // Уч. зап. Кому пед. ин-та. Сыктывкар, 1960. Вып. 9.

143. Рязанцев Т.С. В.В. Флеровский в русском революционном движении // Уч. Зап. Коми пед. Ин-та. Сыктывкар, 1958. Вып. 6.

144. Рязанцев Т.С. Философские взгляды В.В. Флеровского // Уч. Зап. Коми педагог. Ин-та. Сыктывкар, 1960. Вып. 9.

145. Семевский В.И. Рабочие на сибирских золотых приисках. СПб., 1870-1898. Т. 1-2.

146. Скребницкий А. Крестьянское дело в царствование императора Александра II. М., 1862-1868. Т. 1-4.

147. Советская историческая энциклопедия. М., 1961. Т. 1.

148. Соколов Н. И. Русская литература и народничество. Л., 1968.

149. Софроненко К.А. Падение крепостного прва в России // Вести. МГУ. Серия 10. Право. 1961. № 1.

150. Социология в России. Под. ред. В.А. Ядова. М., 1966.

151. Твардовская В. А. Социалистическая мысль России на рубеже 1870-1880-х гг. М., 1969.

152. Твардовская В.А. Социалистическая мысль в России на рубеже 1870-1880 годов. М., 1969.

153. Троицкий Н. А. Безумство храбрых: Русские революционеры и карательная политика царизма. 1866-1882. М., 1978.

154. Троицкий Н. А. Крестоносцы социализма. Саратов 2002; Будницкий О. В. Терроризм в русском освободительном движении: идеология, этика, психология. М., 2000.

155. Троицкий Н. А. Первые из блестящей плеяды: Большое общество пропаганды: 1871-1874 гг. Саратов, 1991.

156. Устьянцева М. Ф. Институт мировых посредников в крестьянской реформе // великие реформы в России. 1856-1874. М., 1992.

157. Утопический социализм: Хрестоматия. М., 1982.

158. Филиппова Т.А. Российское реформаторство второй половины XIX века: проблема либерально-консервативного синтеза // Препод. Истории в школе 1995. № 1.

159. Философская энциклопедия. М., 1960. Т. I.

160. Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. М., 1953.

161. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

162. Флеровский В. В. Записки революционера-мечтателя. С. 26.

163. Флеровский Н. (Берви В.) Оглянемся назад // Отечественные записки. 1876. №5.

164. Флеровский Н. (В. Берви) Оглянемся назад // Отечественные записки. 1877. № 12.

165. Флеровский Н. (В. Берви) Оглянемся назад // Отечественные записки. 1877. №. 3.

166. Флеровский Н. (В. Берви) Оглянемся назал // Отечественные записки. 1876. № 5.

167. Флеровский Н. (В. Берви). Община, разрущшаемая земством.// Неделя. 1871. №4.

168. Флеровский H. (В.В. Берви) Краткая автобиография // Русская мысль. 1905. № 5.

169. Флеровский Н. Азбука социальных наук. Лондон, 1894. Ч. III.

170. Флеровский Н. Критика основных идей естествознания. СПб., 1904.

171. Флеровский Н. О чем мы думаем // Дело. 1871. № 6.

172. Флеровский Н. Оглянемся назад // Отечественные заиски. 1876. №5.

173. Флеровский Н. Право на воспитание и обучение // Дело. 1871. №3.

174. Флеровский Н. Причины застоя в общественной жизни // Дело. 1871. № 1.С. 282.

175. Флеровский Н. Три политических системы Б.м., 1897. С. 11, 13.

176. Фурье Ш. Избранные сочинения. М., 1951. Т. 1.

177. Хорос В. Г. Теоретический субъективизм народничества как выражение революционности // Уч. зап. тарт. ун-та. 1986. Вып. 730.

178. Христофоров И.А. «Аристократическая оппозиция» Великим реформам. Конец. 1850 - середина 1870-х гг. М., 2002.

179. Худоркомов А.Г. Реформы 1861-1874 гг. // вестник Моск. Ун-та. Серия 6. Экономика. 1994. № 1.

180. Чарнолусский В. И. Земство и народное образование. СПб., 19101911.Ч. 1-2.

181. Чернышевский Н.Г. Избранные экономические произведения. М., 1948. Т. 1.

182. Шварев В.А. Кандеевское восстание. Пенза, 1955.

183. Штурманы будущей бури / Сост. Н. И. Якушин. М., 1987.

184. Штурманы будущей бури / Сост. Н.И. Якушин. М., 1987.

185. Эйдельман Н. «Революция сверху» в России. М., 1989.

186. Эйхенбаум Б. Лев Толстой: Семидесятые годы. Л., 1960.

187. Энгельс Ф. Письмо Г. В. Плеханову от 26 февр. 1895 г. // Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями. М., 1951.

188. Южаков С. Вопросы экономического развития России // Рус. Богатство. 1893. № 11-12.

189. Южаков С. Формы земледельческого производства в России.//Народническая экономическая литература: Избранные произведения. М., 1958.

190. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987.

191. Ядов В.А. стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998.

192. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. СПб., 1882.

193. Якушин Н. И. Революционное народничество и народническая публицистика // Штурман будущей бури. М., 1987.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.